Светлый вечер с мон. Евфимией (Пащенко) (14.12.2015)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

14 ноября Святая Церковь чтит память святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских. Будучи родными братьями, они воспитывались матерью-христианкой в любви к Богу и к страждущему человечеству. Чтобы помогать всем болезнующим, они изучили врачебную науку, а Господь даровал им особенную благодать — дар исцелений и чудотворений. К ним приходило множество больных, и братья-врачи принимали всех без разбора. При этом они не брали платы за свои труды, помня слова Спасителя: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8). Об одном только просили они, чтобы исцеленные ими твердо веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. И в наше время есть врачи, которые не только лечат телесные болезни, но и своими писательскими трудами просвещают читателей светом Христовой веры. В их числе - монахиня Евфимия (Пащенко), новую книгу которой мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Воскресение и называется - «Приключения врача, или Христианами не рождаются».

Автор данной книги - монахиня Евфимия, в миру Елена Владимировна Пащенко, известная православная писательница, краевед, критик и врач. Создатель ряда научных работ по геронтологии Европейского Севера России и краеведению. Автор многочисленных повестей, посвящённых житиям известных святых и подвижников, в числе которых благоверный князь Александр Невский, праведный Иосиф Обручник, Соловецкие чудотворцы, преподобный Амвросий Оптинский, и многие-многие другие. Кроме этого в творческом арсенале монахини Евфимии более 150 рассказов и статей на краеведческую и литературоведческую тематику, а также сказки. Как говорит сама писательница: «Сколько ж книг написано... самому автору страшновато».

Родилась писательница 23 апреля 1964 г. в Архангельске в семье медиков. «Дед моего деда Афанасий, - говорит автор, - был крепостным сельским фельдшером в Тамбовской губернии. Вольноотпущенный крепостной господ Матвеевых. От него медицинская линия протянулась и до наших дней». Следуя по стопам родителей, в 1987 году Елена Владимировна окончила Архангельский мединститут. Получив диплом, стала работать терапевтом в дом престарелых. С 2000 г. трудилась неврологом в различных поликлиниках Архангельска. В 2012 - переехала в Домодедово и снова стала работать неврологом, но уже в Московской поликлинике. О своем воцерковлении сама матушка рассказывает, что оно состоялось в юношеском возрасте. В 1985-м она крестилась, а со следующего года вплоть до отъезда в Москву несла послушание чтеца-певчей в Соломбальском храме свт. Мартина Исповедника, что в городе Архангельске. В 1993-м - приняла постриг в первую ступень монашества, в рясофор, а спустя три года - в мантию. В 2000 г. она заочно закончила Свято-Тихоновский Богословский институт (сейчас университет).

Матушка Евфимия - монахиня в миру, то есть несущая монашеское послушание и обеты вне стен монастыря. Рассказывая о своей литературной карьере, она отмечает, что писать начала с детства — «сперва это были маленькие статьи в местной газете, в «Северном комсомольце», в «Медике Севера». Потом - занималась литературной критикой, публиковалась в московском журнале «Детская литература». Но известность ей принесли не журналистика и критика, хоть и успешная, а ряд рассказов и очерков об Архангельской земле, отдельные из которых можно было вполне принять за исторические и краеведческие изыскания. Произошло это в начале 1990-х годов, когда в Архангельской епархии начало возрождаться Православное краеведение, и матушка стала одним из первых авторов, кто писал на краеведческие темы.

В качестве прозаика она дебютировала в Московской православной газете «Воскресная школа» (сейчас это журнал «Покров»). Её первые прозаические произведения были опять-таки посвящены Северной архангельской земле. Поначалу это были разрозненные, отдельные рассказы, но исподволь они оформились в некую эпопею, которая разбросана по книгам монахини Евфимии, где описывается житие-бытие в некоем городе Михайловске. На вопрос: почему Михайловск? - матушка отвечает так: его прототип - город Архангельск, названный в честь Архистратига Божия Михаила. Интересно, что Архангельск в советское время несколько раз пытались переименовать, но все эти попытки окончились ничем. И на карте Советского Союза был город, названный в честь Архистратига Божьего Михаила.

Таким образом целый цикл рассказов и повестей монахини Евфимии посвящен городу Михайловску и Михайловской и Наволоцкой епархии. Героиня многих, можно сказать, детективных произведений — обычная женщина, врач-невролог, зовут которую Нина Сергеевна. В силу определенных обстоятельств ей постоянно приходится заниматься распутыванием сложных детективных историй. Две из них вы найдете и на страницах этой книги. Первая повесть называется - «Отравленный источник». В ней говорится о современной подвижнице (а именно ею считает себя Нина Сергеевна), задавшейся целью основать монастырь на пустынном острове. Задача эта оказалась не из легких, тем более что это, казалось бы, богоугодное дело совершалось не ради Бога и людей, а ради того, чтоб потешить собственное тщеславие. Последовавшие искушения едва не лишила героиню рассудка. Ведь остров, где она поселилась, и сам ее дом находились под проклятием. И произнес его перед расстрелом последний здешний священник отец Матфей… Но все трудности оказались преодолимы, когда Нина поняла, что отравленный источник - это ее собственное сердце, и пока оно отравлено злобой, гордыней, завистью, ничего доброго не получится.

Вторая повесть, основанная на реальных событиях, называется - «Он был человек». В ней всё та же Нина Сергеевна расследует тайну захоронения священника, которого местные старушки почитают за святого. Узнав от одной из почитательниц батюшки историю его жизни, Нина Сергеевна мечтает написать о нем статью для «Епархиального вестника», а может и книгу о нем, и тем самым не только прославить подвижника, но и самой прославиться. Но по мере того, как она узнаёт новые сведения о герое своей статьи, Нина Сергеевна понимает, что книги о «несгибаемом исповеднике» не получится. Потому что он не был святым, он «человек был, человек по всем», и как многие из нас мог ошибаться и грешить. Но в то же время, по словам автора, «он имел мужество каяться в этом». «Хотя, - говорится в заключении рассказа, - возможно, об отце Николае все-таки стоит написать книгу. Чтобы люди увидели, какая сила Господня подчас совершается в немощи человеческой…и были чуть-чуть снисходительнее к чужим и собственным немощам».

За этими двумя историями о Нине Сергеевне следует повесть - «Приключения врача, или Христианами не рождаются». Как отмечает автор, «это - один из лучших ее текстов. Собственно, герой, - говорит матушка, - очень похож на меня и тема "моя" - человек на пороге Церкви. И тема смерти и Жизни Вечной». Повествование идет от лица римского врача Луция, который «завершая путь земного странствия, решил поведать о своих приключениях. Вернее, об одном, самом главном из них, без которого жизнь его оказалась бы совсем иной. Или, скорее, вовсе не была бы жизнью. Ибо Господь наш Иисус Христос — это «путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 7). И герой повести, пройдя различные испытания, смог обрести этот путь и стать христианином. О чем и свидетельствует его рассказ.

Как отмечает автор, свою повесть она относит ко временам правления Александра Севера - римского императора, правившего в 222-235 гг., и благосклонно относившегося к христианству и христианам. Таким образом, действие повести происходит в конкретный исторический период своеобразной «оттепели» между гонениями на христиан. Однако в ряде случаев автор позволяет себе отступать от исторических реалий. Ибо целью повествования является показать не столько «быт и нравы древних римлян», сколько духовный путь героев и их обращение ко Христу. Завершают книгу рассказы, в которых автор описывает несколько случаев из своей медицинской практики, при этом она не забывает напоминать, что существуют ангельские силы и темные воинства, что есть греховная смерть и мир истины во Христе.

Произведения монахини Евфимии (Пащенко) пользуются сегодня большим успехом как в России, так и за рубежом у читателей, идущих по пути духовного поиска. Свою писательскую деятельность матушка совмещает с врачебной практикой: по профессии она, напомним, врач - невролог. А в своих произведениях монахиня Евфимия использует исторические факты, реальные прототипы и сюжеты, взятые из жизни. Так и при работе над повестью о святом князе Владимире, которая также вошла в эту книгу, автором были изучены разные исторические сочинения, памятники литературы Древней Руси и житие святого. Поэтому в любом возрасте чтение данной повести будет не только интересно, но и познавательно. Почти все повествование автор ведет от первого лица - сам великий князь Владимир рассказывает о своей жизни, начиная от детских лет. Таким образом, происходит своего рода доверительный неспешный разговор между Крестителем Руси и читателем, открывающим данную книгу.

Духовное значение слова «умиление» обозначает состояние человеческой души в момент соприкосновения его сердца с благодатию Святого Духа. Этот момент ‒ в высочайшем, несравненном, «всеистинном, паче человеческого ума» его проявлении ‒ запечатлен в образе «Умиление Божией Матери». На иконе ‒ не просто соприкосновение сердца Пресвятой Девы с благодатию Святого Духа, а некое непостижимое Его действо, давшее всему человечеству Сына Божия, воплотившегося в образе человеческом для спасения человечества от греха и смерти…

Один из самых знаменательных образов Божией Матери «Умиление» ‒ Серафимо-Дивеевский, именуемый «Радость всех радостей». Пред этой иконой совершил свою последнюю молитву на земле преподобный Серафим Саровский. Впоследствии она стала главной Дивеевской святыней, в годы репрессий была свято хранима верными христианами и ныне ждет своего возвращения в родную обитель.

В ожидании пришествия долгожданной «Верховной Игумении» Дивеевской обители в 2009 году была заказана новая копия с иконы «Умиление». Помещенная в резной киот, она была сначала установлена в Казанском соборе Серафимо-Дивеевского монастыря . Летом 2010 года в России бушевали пожары, над Москвой и Дивеево стоял смог. Казанский собор, где находился образ «Умиление», в это время был закрыт на ремонт. Икона оказалась оторванной от молитвенной жизни народа, «униженной», по словам м. Евфимии. И вот к летнему празднику Преподобного Серафима, она была перенесена на Канавку Божией Матери . Целые волны паломников наполнили этим летом Дивеево. Люди стояли по полчаса, чтобы приложиться к иконе Царицы Небесной…

Этот замечательный список с иконы «Умиление» появился в Дивеево усердием благоговейной поклонницы Преподобного Серафима и почитаемого им святого образа Божией Матери монахини Евфимии (в миру Веры Константиновны Семеняк) и ее многочисленных сотрудников по «благому общественному делу» - духовных чад старца архимандрита Ипполита (Халина) († 17 декабря 2002) . Их не перечесть - Клавдия, Лидия, Надежда, Иоанн, Роман, Ольга, Олег, Игорь, Тигрий, Карина, Галина, Марина, Геннадий, Алексий, Максим… Все они в сердце и молитве матушки, вместе с родными и близкими и всеми теми, с кем соединил ее Господь на длинном пути жизни.

Отца Ипполита, первого настоятеля возрожденного Курского Рыльского монастыря, называли «афонским старцем». Ученик глинских старцев, постриженик Псково-Печерского монастыря, батюшка в течение восемнадцати лет подвизался в Афонском Пантелеимоновом монастыре. В 1984 году о. Ипполит по болезни вернулся в Россию и служил в храмах Курской епархии, а затем стал первым настоятелем возрождающегося Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. Вера Константиновна в то время жила с семьей в Курске и нашла в старце мудрого наставника и молитвенника. Старец сильно поддержал ее в трудных семейных обстоятельтсвах ‒ у нее на руках был тяжело больной муж, Петр Павлович, так и не сумевший поправиться после тяжелого ранения в годы Великой отечественной войны. После кончины мужа в 1986 году Вера Константиновна сама осталась тяжело больной, никакие врачи не в силах были помочь… Помог Господь. По благословению отца Ипполита Вера Константиновнаприняла монашеский постриг с именем Евфимии и спустя несколько лет переехала в Дивеево.

Матушка Евфимия - личность совершенно легендарная и… безвестная ‒ как истинная служительница Иисуса Христа, совершившего Свой земной путь в зраке раба

Но начнем с начала, точнее, почти с начала, с первых дней Великой Отечественной войны.

Шестнадцатилетняя Вера Константиновна служила санитаркой по вольному найму в больнице своего родного поселка Андреевка (Харьковской области), где в то время располагался 308-й медсанбат 267-й стрелковой дивизии. Раненные поступали ежедневно, работы было много. В палатах, даже в коридоре, лежали тяжелораненые, которых доставляли прямо из окопов ‒ недалеко от поселка проходила линия фронта. Кровь для раненых сдавали свои же солдаты. Однажды сдавать кровь пришел высокий, богатырского телосложения, с большими, как на иконе, глазами, солдат. Это был Петр Павлович Семеняк ‒ будущий муж Веры Константиновны…

Петр Павлович был родом из Курска, младший сын в семье, давшей Отечеству шестерых защитников ‒ шестерых своих сыновей. В эту доблестную семью суждено было войти и Вере Константиновне.

После ранения на Днепре Петра Павловича доставили в больницу, где находилась, также после ранения, и Вера Константиновна… По окончании войны Петр Павлович окончил Харьковский ветеринарный институт, а Вера Константиновна ‒ учительский институт. Спустя несколько лет семья перебралась в Курск.

Сорок один год и девять месяцев Вера Константиновна отдала преподавательской работе, учила школьников русскому языку и литературе (а в первые годы, живя на Украине, также и украинский язык и литературу). Муж вернулся с войны тяжелораненым, перенес семь операций, стал инвалидом первой группы. Любящая самоотверженная жена, всегда находившаяся рядом, помогла пережить недуг и жизненные невзгоды. Супруги вырастили и воспитали пятерых детей ‒ двоих сыновей и троих дочерей. Все они получили медицинское образование. Жертвенный каждодневный труд Веры Константиновны отмечен наградами ‒ медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945), «Медаль материнства» (1961)…

В детях, внуках, в муже, умершем от фронтовых ран, в его братьях, вообще в его богатырской, поистине былинной русской семье прошла почти вся ее мирская жизнь ‒ достойная, трудная, мужественная жизнь. Не иначе как милостию Божией можно было все испытания пережить, все труды понести, свой священный долг исполнить.

Верующей м. Евфимия была с самого детства. Родилась в семье потомственного врача Рожкина Константина Николаевича, с детства посещала храмы. Всегда стремилась к святыне - еще в годы советской власти ездила по святым местам России и всего мира, несколько раз посетила Святой град Иерусалим. Живя в Курске, еще в 1970-е годы близко познакомилась со схиигуменией Ангелиной, которая не только помогла укрепиться духовно, но и научила ее золотошвейному искусству. С тех пор матушка вышивает, украшает иконы - и, с участием своих помощников, посылает в дар монастырям и храмам. Ее дары - не только в российских обителях, но и на Святой земле и на Святой горе Афон…


Матушка по жизни ‒ борец. Всю жизнь она стремилась нести в мир словом и делом евангельскую благую весть ‒ через благоговение, милосердие, добро, любовь. Трудиться ради укрепления и прославления православной веры - «высокой как звезды, сильной благодатию святых Таинств, вечную вечностью Царства Небесного» ‒ таково было завещание ее духовного отца.

У Бога нет ничего случайного. В усердии матушки к святыне, к святым иконам Божией Матери, особенно к «Радости всех радостей» ‒ «Серафимо-Дивеевскому Умилению» ‒ явственно приоткрывается сокровенное чаяние ее души, чрез безмерные скорби и терпение долгих и трудных лет влекущейся к благодати, ищущей умиления… Душа жаждет прикосновения Божия, жаждет обрести Христа и быть сНим в вечности…

Публикации:


После закрытия обители в 1927 году икона вместе с царской ризой, преподнесенной Государем Императором Николаем II в 1903 году, была вывезена в Муром матушкой игуменией Александрой: здесь матушка обосновалась в небольшом домике у стен Благовещенской обители, сюда же перебрались многие дивеевские сестры. Драгоценная риза была закопана в садике. После кончины м.Александры (†1942)икону и другие ценности хранила ее келейница монахиня Мария Баринова. В 1940-е годы в единственном уцелевшем храме г.Мурома служил иеромонах Пимен (будущий Патриарх), которому матушки поведали о хранимых ими святынях. Став Патриархом, он благословил взять их на хранение отца Виктора Шиповальникова (†2007).Так икона «Умиление» вместе с другими дивеевскими святынями оказалась в пос. Кратово под Москвой. Стараниями о. Виктора была отреставрирована царская риза, пролежавшая в земле много лет. После второго обретения мощей Преподобного Серафима в 1991 году о. Виктор передал икону вместе со всеми другими ценностями Святейшему Патриарху Алексию II . В настоящее время икона «Серафимо-Дивеевское Умиление» хранится в Крестовой церкви Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве.

+

Как и с помощью каких ухищрений действуют против нас враги человеческого рода? В этой книге о страстях и искушениях повествование ведется от лица беса, поднаторевшего в адском искусстве улавливать и губить людские души, акцент в книге сделан именно на том, какие испытания предлагают нам с вами силы зла О тьме, которая царит в наших душах, пока не осветит и не просветит их свет Христов, о Боге, разрушающем козни и хитросплетения сил тьмы и духов злобы поднебесных, повествует данная книга. Книга допущена к распространению Издательским советом Русской Православной...

  • 8 ноября 2015, 13:00

Жанр: ,

+

Жизнь за монастырскими стенами всегда была окутана ореолом мистической тайны. Эта книга дает прекрасную возможность заглянуть внутрь русского монастыря и познакомиться с повседневной жизнью женских обителей по впервые публикующимся в печати архивным данным.

Перед вашим взором пройдет галерея игумений северных женских обителей, сестер милосердия, монастырских воспитанниц. Вы узнаете, кто и почему уходил в монастыри, чем жили сестры, какие искушения подстерегали их внутри монастырских...

  • 19 октября 2015, 19:00

Жанр: ,

+

Монахиня Евфимия – не только практикующий врач, но и писательница, книги которой очень популярны. В издание вошли рассказы о странных случаях в судьбах врачей и священников, современных уголовников и древних праведников, для каждого из которых Промысл Божий открывается по-новому. Нетривиальные сюжеты, знание описываемых ситуаций, юмор и отличный русский язык делают книгу увлекательным путешествием в мир героев разных времен, выбирающих между добром и злом.

Эта книга о чудесах. Ведь каждый из нас в душе мечтает о чуде. Однако оно всегда приходит, когда его совсем не ждешь, открывая в сердце такие бездны, о которых ты и не...

  • 12 декабря 2014, 11:57

Жанр: ,

+

Эта книга – сборник рассказов известной православной писательницы монахини Евфимии. Эти истории не придуманы, хотя имена героев иной раз изменены. Автор соединяет традиционность повествования, увлекательность и глубокий психологизм, присущий русской классике от Федора Достоевского до Варлама Шаламова. Уникальность рассказов монахини Евфимии в том, что она не боится показать тяжелейшую духовную немощь некоторых своих героев, но одновременно – и силу Господню, совершающуюся в этой немощи. Такой контраст присущ лучшим современным образцам миссионерской литературы: вот жизнь по своим прихотям, а вот – с Богом; смотри и...

Краткая биография:

Родилась в г. Архангельске в 1964 г., в семье преподавателей Архангельского мединститута; в 1987 г. закончила Архангельский мединститут (АГМИ, ныне СГМУ), работала терапевтом в доме престарелых, затем, с 2000 г., работает неврологом (в настоящее время - в одной из поликлиник г. Москвы). Жила до 2012 г. - в Архангельске, в настоящее время - в г. Домодедово Московской области.
В 1981 г. закончила курсы рабкоров при редакции областной газеты «Правда Севера». С того же времени публиковалась в областной газете «Северный Комсомолец». Затем, с 1985 г., опубликовала ряд статей и рецензий в журнале «Детская литература», за одну из которых («Путь к былине» (о переложениях древнерусских былин для детей) - удостоена премии). Участник Всесоюзного семинара молодых критиков детской и юношеской литературы (Москва, 1985 г.).
Автор ряда научных работ по геронтологии Европейского Севера России и краеведению.

Номинант Патриаршей литературной премии (2016 г.)

Крестилась в 1985 г., с 1986–2012 г. несла послушание чтеца-певчей в Соломбальском храме Свт. Мартина Исповедника.

Постриг в рясофор - 1993 г., в мантию - в 1996 г. В 2000 г. закончила Свято-Тихоновский Богословский институт (заочно).

  • «Очерки о храмах и монастырях г. Архангельска» (Архангельск, 1998),
  • «Женские монастыри Архангельской губернии» (Архангельск, 1999),
  • «Особенности социальной структуры и социальной деятельности Сурского монастыря» (Архангельск, 2003),
  • «Сказания о святых подвижниках Архангельской земли» (Архангельск, 2002; переиздание - 2009 г.); ранние издания этой книги: «Архангельский Патерик» (2000) и «Новый Архангельский Патерик» (2001), «Под покровом Святителя Николая» (Архангельск, 2005);
  • «Обитель на белом море» (житие Преп. Савватия Соловецкого) (Архангельск, 2008),
  • «Память его да будет незабвенна…» - повесть о Священномученике Иларионе (Троицком) (М., Изд-во Братства Свт. Игнатия Ставропольского, 2011);
  • «Очерки из жизни православных северных женских монастырей сер. ХIХ - нач. ХХ вв. (Архангельск, 2007),
  • сборники рассказов и сказок - «Пепел и Крест» (Архангельск, 2008),
  • «До Последнего Суда» (Архангельск, 2010),
  • «Храм неразрушимый» (М., Изд-во Сретенского монастыря, 2010),
  • «Тайна Владыки Петра» (М., «Смирение», 2011),
  • «Христианами не рождаются» («Смирение», 2013);
  • «Оптинские яблони» - повесть о преподобном Амвросии Оптинском (М., Изд-во сестричества Свт. Игнатия Ставропольского, 2001, переиздания - 2012, 2014, 2017 гг.),
  • «Мальчик с бабушкиной иконы» - повесть о праведном отроке Артемии Веркольском (М., Изд-во сестричества Свт. Игнатия Ставропольского, 2011; переиздание 2014 г.),
  • «Сибирский праведник» - повесть о праведном Феодоре Томском (М., Изд-во сестричестства Свт. Игнатия Ставропольского, 2011),
  • «Тайна соловецкого послушника» - повесть о преподобном Зосиме Соловецком (М., Изд-во сестричестства Свт. Игнатия Ставропольского, 2011, с иллюстрациями И. Голуб; переиздание - 2014 г. с иллюстрациями А. Подивилова),
  • «Не в силе Бог, а в правде» - повесть о благоверном князе Александре Невском (М., Изд-во сестричества Свт. Игнатия Ставропольского, 2012),
  • «Патриарх христиан умрет мучеником...» - повесть о Священномученике Григории, Патриархе Константинопольском (Изд-во сестричестства Свт. Игнатия Ставропольского, 2013);
  • «Рождественская святая» (повесть о святой мученице Евгении) (Изд-во сестричестства Свт. Игнатия Ставропольского, 2013);
  • «Служитель тайны Рождества Христова» (повесть о праведном Иосифе Обручнике (Издательство сестричестства Свт. Игнатия Ставропольского, 2013);
  • «Как бычок и ослик встретили родившегося Христа» (Издательство Братства Свт. Игнатия Ставропольского, 2013; переиздания 2015, 2016, 2017, 2019 гг.);
  • «Великий креститель Руси» (повесть о святом равноапостольном князе Владимире) (издетельство сестричестства Свт. Игнатия Ставропольского, 2014);
  • «Архиерейский дар» и «Христианами не рождаются» (Alrasfera-publishing, 2012),
  • сборники рассказов «Возвращение чудотворной» («Олма-Медиа, 2013);
  • «Яблони старца Амвросия и другие непридуманные истории» ((АСТ, 2014) в 2016 г. фондом "Предание" записана аудиокнига "Яблони старца Амвросия" в авторской читке);
  • «Приключения врача или христианами не рождаются» («Олма-Медиа», 2014), переиздание "Воскресение", 2017 г.
  • «История одной монахини» («Олма-Медиа», 2014); «Отвергнутое счастье» («Олма-Медиа», 2014);
  • «Жизнь в дар Младенцу Христу» (повесть о Священномученике Никодиме Белгородском) (Издательство сестричества Свт. Игнатия Ставропольского, 2014).
  • «Драма из приходской жизни» («Олма-Медиа», 2015)
  • «Испытание чудом» («Эксмо», «Воскресение», 2015)
  • «Тайны монастырей. Жизнь в древних женских обителях» («Эксмо», «Воскресение», 2015)
  • "Записки из преисподней. О страстях и искушениях" ("Эксмо", 2016)
  • "Свой человек на небесах" (АСТ, 2016)
  • Ты прости меня за все. Рассказы о чудесах веры и любви (сборник) ("Ковчег", 2017 г. - опубликованы три рассказа "Рабам земли напомнить о Христе", "Марфа", "Вопреки статистике")
  • "Прости меня, Ксения" ("Рипол", 2019)

Основные источники публикации:
«Омилия», «Славянка», «Православная Беседа»

Страна: Россия

Монахиня Евфимия (Пащенко). Колыбельная Христу

Монахиня Евфимия (Пащенко). Колыбельная Христу

Это произошло в 1986 году в доме престарелых, где я тогда работала терапевтом. Жила там тогда на третьем этаже одна старушка… Что значит - «на третьем этаже», для вас, конечно, непонятно - разве это так важно, на каком именно этаже жил человек?.. А вот для сотрудников этого дома престарелых, а особенно - для его обитателей слова «третий этаж» имели вполне определенный, зловещий смысл. На третьем этаже было два отделения: одно - для лежачих и умирающих больных, другое - для больных с психическими нарушениями. Вход на третий этаж запирался на ключ. Поэтому даже не всякий работник дома престарелых мог попасть туда. О других больных или родственниках и говорить нечего. Если человек по той или иной причине попадал на третий этаж, он как бы уже исчезал из мира живых. Даже если и продолжал еще существовать где-то там, за закрытыми дверями третьего этажа…

Так вот, на этом самом третьем этаже жила старушка по фамилии Макаренко. К сожалению, я забыла, как ее звали. То ли Евдокией, то ли Параскевой. Зато хорошо помню прозвище, которым ее за глаза называли все сотрудники - Бандеровка.

В наш дом престарелых ее привезли из какого-то отдаленного лесопункта. Хотя родом она была не из наших, северных мест, а с Украины. Из родных у нее не было никого. А Бандеровкой ее прозвали вот по какой причине. При виде кого-либо в белом халате, она начинала испуганно, умоляюще лепетать:

Я вкраинка. Я не бандэровка, ни, я вкраинка… Спасить мэнэ… Я робыты можу. Корову доиты можу, шиты можу, праты можу… Спасить мэнэ…

Для нее не существовало настоящего. Оставалось лишь страшное прошлое, о котором можно было только догадываться, в котором она жила и поныне. Она постоянно стремилась куда-то убежать, скрыться. Поэтому-то ее и поселили на третьем этаже. Впрочем, когда по недосмотру медперсонала дверь на третий этаж оказывалась незапертой, она убегала и оттуда. Все ее побеги кончались одним и тем же - ее ловили где-нибудь в закутке под лестницей, или в парке возле дома, или даже в соседнем поселке и водворяли назад, на третий этаж. Под замок.

Ее заболевание было неизлечимо. И не было никакой надежды, что разум когда-нибудь вернется к ней.

В 1986 году, спустя несколько дней после новогоднего праздника, а именно 7 января, обитатели дома престарелых устроили в холле второго этажа, возле библиотеки, импровизированный концерт. И сейчас эта сцена стоит перед моими глазами. В холле собралось человек пятнадцать - двадцать стариков и старушек. Кто устроился в креслах, кто на откидных сиденьях; те же, кому не хватило мест, стояли, придерживаясь за спинки кресел или опершись о подоконник. В кресле с протертой зеленой обивкой сидел седой худощавый старик с орденскими планками на пиджаке и уже плохо слушающимися пальцами играл на старинной гармошке со звонком и цветными мехами что-то веселое, плясовое. Поступавшим на житье в дом престарелых разрешалось взять с собой самое необходимое и ценное из вещей. Кто вез подушки, кто - пропахшие нафталином отрезы из заветного сундука. А этот вот старик привез с собой гармошку…

Возле старика - сгорбленная старушка в цветном платочке, из-под которого выбивались пряди седых волос, уперев руки в бока, притопывала ногами в фетровых бурочках. Наверное, казалось бедняге, что ей снова шестнадцать. И что несется она в вихревом танце. А за нею летит, развеваясь по ветру, ее густая темно-русая коса…

И вдруг откуда-то появилась та старушка - Бандеровка - с третьего этажа. Видимо, тамошние медсестры и санитарки все еще продолжали праздновать Новый год и поэтому оставили дверь незапертой… Когда старик кончил играть, она подошла к собравшимся и сказала, что хочет «заспиваты. Тому що сегодни Риздво Христовэ». И, не дожидаясь ответа, запела дребезжащим, старческим, но чистым голоском какую-то песенку.

Сейчас я знаю, что это была не песенка, а украинская рождественская колядка. Обычно колядки веселые. А та колядка, которую пела старушка, была грустная. Пожалуй, даже трагическая. Это была колыбельная Богомладенцу Христу «Спи, Иисусе, спи…» И в ней Младенец Христос прозывался и Малэньким, и Лилэйком, и даже Сэрдэньком, - короче, всеми теми ласковыми словами, которыми темпераментные украинцы называют тех, кого любят больше всего на свете.

Мне сразу запомнились несколько строчек из этой колядки. Правда, вполне может быть, что я не совсем правильно их поняла, потому что я не знаю украинского языка. Но, если перевести их на русский язык, то смысл их, наверное, будет таким:

Не пытай, что вскоре будет -
Крест Тебе готовят люди…

Страшно, не правда ли? Ведь вот Он, этот беззащитный Младенец, это Лилейко, это Серденько, лежа в яслях, улыбается и доверчиво протягивает ручки к Деве Марии, Иосифу и всем, кого видит перед Собою. А злые люди уже ищут Его души, готовят Ему, безвинному, страшную, крестную смерть…

Колядка была довольно длинной. Но удивительно - никто не прервал пения старушки. Все молча стояли и слушали. Даже те, у кого в комнате на стене или на подоконнике красовалась открытка или газетная вырезка с портретом Ленина… Даже мы, медики, позабывшие в эту минуту о пройденном нами когда-то предмете под названием «научный атеизм»…

Старушка допела колядку, а потом молча, ни говоря никому ни слова, поклонилась всем в пояс и медленно пошла к лестнице, ведущей на третий этаж… После ее ухода веселье как-то сразу прекратилось. Все разошлись, думая каждый о чем-то своем.

Наступили выходные. Приехав в понедельник на работу, я узнала, что та старушка с третьего этажа умерла вечером в субботу. Таким образом, спетая ею за два дня до смерти колядка стала, как говорится, ее лебединой песней. Но странное дело. Эта женщина была, как говорим мы, медики, «дезориентирована во времени и в пространстве». Она жила страшными воспоминаниями своего прошлого. Однако в тот день она вела себя не как больная, а как здоровая. И сама, по доброй воле, вернулась на свой третий этаж, чтобы умереть там. И, самое главное, в тот день было Рождество Христово.

Мне вспоминается при этом одно стихотворение, которое мы когда-то проходили в школе. Даже учили наизусть. Это стихотворение Некрасова о пророке, которого Бог послал, чтобы «рабам земли напомнить о Христе». Думаю, что Господь на краткое время вернул разум этой старушке с третьего этажа, чтобы она напомнила нам, безумным «рабам земли» и греха, не знающим Бога, о самом главном. О том, что в этот день «нас ради и нашего ради спасения» родился Спаситель мира - Христос.

Монахиня Евфимия (Пащенко)
Православие.ru

«Спи, Иисусе, спи,
Сыне мой, усни.
Спи, Младенец Мой прекрасный,
С неба смотрит месяц ясный,
С неба смотрит месяц ясный…
Спи, Иисусе, сладко спи.

Спи, Смиренный, спи,
Рученьки сложи.
Ты не ведаешь, что будет,
Крест Тебе готовят люди,
Крест Тебе готовят люди…
Спи, Иисусе, сладко спи.

Спи, Сладчайший, спи,
Глазоньки сомкни», —
Тихо Матерь напевает,
Колыбель Твою качает,
Колыбель Твою качает…
Спи, Иисусе, сладко спи.

Заметки на полях

    Н.С. Михаил , 04.01.2019 в 12:10

    Спасибо, очень хорошая статья!

    Галина, Москва , 04.01.2019 в 20:49

    🙏🙏🕊
    Спаси Бог, за статью, которую прочитав плакала🕊🙏🙏

    Марина Наследникова , 04.01.2019 в 23:12

    Изумительно прекрасный текст, столько воспоминаний нахлынуло. Помню, как регент Верочка принесла нам на спевку слова этой колядки, невыразимо лиричной по силе и глубине, которую я сразу полюбила всем сердцем. И удивительно, что, несмотря на мои довольно скромные вокальные данные, мне довелось в том году петь соло в этом песнопении. Буквально каждый раз обливалась слезами. Мы пели её и другие Рождественские песнопения по окончании Богослужения, а потом мы ходили к нашим бабушкам, труженицам, которые в силу возраста и болезней не могли уже дойти до Храма, колядовать, Христа славить. Именно Христа Славить, потому что они бросались к нам со слезами, включался свет, светлели их лица, расправлялись сгорбленные спины. Помню новорожденных ягнят на сене (настоящий рождественский вертеп!) в доме рабы Божией Анастасии (Царствие ей Небесное), верю, что они, труженицы и страдалицы, все сейчас у Бога и там готовятся ко встрече Праздника Рождества.
    А колядка, пожалуй, единственная, смысл которой до конца понять, передать и перевести я не могу. Только обязательно её нужно слушать и петь на языке оригинала. И вот сейчас, готовясь ко встрече Рождества с моей маленькой двухмесячной дочушкой, я пою её как колыбельную. Ведь в ней и материнская любовь и нежность, и предвосхищение будущего Крестного пути каждого из нас.
    https://youtu.be/F52RoD6Lub4

    Редактор , 04.01.2019 в 23:26

    Анатолий, Мелитополь , 05.01.2019 в 09:05

    Большое спасибо.Трогательная статья…….а я тоже помню нетрадиционные слова из украинской колядки.Пели ее на мотив известной колядки…….пожалуй самой известной на Украине-яка радiсть стала…….всех слов не помню а вот эти…….-а наш тато у Сибиру -я запомнил…….Здоровья и удачи всем.Отдельно хочется сказать об отце Романе.Для меня этот человек СВЯТОЙ.Все нападки на него после публикации известного стихотворения напоминают лай шариковых из подворотни…..но как известно……. «в пустую смоковницу камни не бросают…….раз задело их это так…….да и Бог им судья.А отцу Роману хочется пожелать новых успехов в творчестве.На своей страничке стараюсь не пропускать ни одного его нового стихотворения.



Рассказать друзьям