Тайная вечеря в изобразительном искусстве - александр копеин. Тайная вечеря

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В творчестве художников эпохи Возрождения религиозная тема занимает важное место. К христианским сюжетам каждый художник относился с исключительным вниманием и серьезностью.

Одним из крупнейших живописцев XV века был Доменико Гирландайо. В 1480 году он выполнил фресковую роспись для церкви Сан Марко во Флоренции на тему «Тайная вечеря». В изображении Гирландайо Христос сидит среди учеников в центре длинного стола и благословляет преломленный хлеб и вино (так в Библии назывался неперебродивший виноградный сок). Иуда, уже замысливший предать Христа, изображен отдельно, спиной к зрителю. Он уже принял из рук Учителя кусок хлеба и понял, что Христос знает о его предательстве.

Для Гирландайо главное в этом сюжете – религиозная сущность таинства утверждаемой в этот момент новозаветной Пасхи. Об этом свидетельствует тянущаяся над головами сидящих латинская надпись со словами Христа из Евангелия: «И Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем» (Луки 22:29-30). При всей сдержанности поз и жестов участников вечери, каждый из них имеет свой характер, живо и чувственно запечатленный живописцем.

Несколько позже Леонардо да Винчи, обращаясь к теме Тайной вечери, развил драматический характер предательства. Каждый из апостолов по-своему откликается на слова Христа: «Один из вас предаст Меня» (Матфея 26:21).

«Тайная вечеря» да Винчи написана на узкой стене трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие. На картине изображен момент, когда Христос только что произнес: «Один из вас предаст Меня». Эти страшные, но спокойно сказанные слова потрясли апостолов: у каждого выражается непроизвольное движение, жест. Двенадцать человек, двенадцать характеров, двенадцать различных реакций. Леонардо поставил сложную задачу: изобразить многообразие психологических типов личности и их эмоциональных откликов.

Еще один художник, выбравший для работы тему Тайной вечери – Тинторетто. У него новое решение изображения, его можно назвать романтическим. Дело тут происходит не в богатом доме, а, скорее всего, в народной таверне, полутемной, с низкими потолками и простым длинным столом. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. Яркие вспышки в полумраке, светотеневые контрасты, свет клубящийся, расходящийся лучами, игра теней, бродящих, блуждающих, повторяющих и усиливающих движения людей, создают атмосферу смятения. Не будь этого, позы и жесты апостолов при ровном рассеянном свете могли бы показаться довольно обычными. Романтический Тинторетто, в противоположность классику Леонардо, не столько передает индивидуальность, сколько пытается выразить общее настроение суеты.

Как велика, таинственна и чиста тема Тайной вечери Господней! Многие годы своей жизни художники эпохи Возрождения посвятили написанию произведений на эту тему. Они вкладывали в них частичку себя. Новеллист Маттео Банделло писал о Леонардо: «Я часто видел сам, как он с раннего утра поднимался на леса, так как «Тайная вечеря» находилась довольно высоко над полом, и трудился до заката, не выпуская кисти из рук, и рисовал без перерыва, забывая поесть и попить…»
Не случайно художники, желающие прославить Христа, выбирали тему Вечери. Именно в смерти и воскресении Христа, которые произошли после Вечери, заключается главный смысл жизни и служения каждого христианина. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоанна 17:3).

Оксана Кузнецова

Введение. О сюжете «Тайная Вечеря». 2

Основная часть. «Тайная Вечеря» у Кастаньо, Гирландайо, Леонардо да Винчи. 4

Заключение. 21

Список использованной литературы 23

Иллюстрации. 24

Введение. О сюжете «Тайная Вечеря»

«Тайная Вечеря - новозаветное библейско-историческое событие из последних дней жизни Иисуса Христа. Приблизился день, «в который надлежало заколоть пасхального агнцам (14-е нисана, «между двумя вечерами», т.е. между закатом солнца и окончанием вечерней зари). Весь этот день проходил в Иерусалиме и его окрестностях чрезвычайно шумно и хлопотливо, потому что не только жители, но и все бесчисленные богомольцы, которые к Пасхе стекались отовсюду, хлопотали о закупке и заклании агнца; иногда в этот день закалывалось более двухсот тысяч ягнят. Позаботились о том же и ученики Христовы, и уже накануне, по указанию своего Учителя, сделали необходимые приготовления для пасхального торжества в доме одного тайного последователя Христа (по предположению некоторых - в доме Иосифа Аримафейского). В древности пасхальный агнец вкушался стоя, но этот обычай впоследствии был оставлен, и под влиянием греков и римлян введено было возлежание, которое считалось наиболее удобным и сообразным с празднеством, тем более, что оно признавалось положением свободных людей. Каждый присутствующий возлежал, облокачиваясь на левую руку, чтобы правая могла быть свободной. Омывать ноги гостям было делом рабов; но перед тайной вечерей Сам Христос, в своем бесконечном смирении, встал из-за стола и исполнил эту рабскую обязанность в отношении Своих учеников, которые от смущения и стыда погрузились в глубокое молчание, нарушенное только апостолом Петром, воскликнувшим; «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?». Продолжая омовение, Христос заявил, что ученики как омытые водою духовного учения из источника жизни теперь чисты; но, прибавил Он с грустью, «не все». Началась затем самая вечеря; Христос стал объяснять ученикам значение только что совершенного им действия как наглядного урока смирения, с которым они должны относиться друг к другу. Но взор Его упал на возлежавшего поблизости Иуду, и дух Его опечалился. «Истинно, истинно говорю вам,- сказал Он, обращаясь к ученикам,- что один из вас предаст Меня». Страх объял учеников; они вопрошали Учителя; « .не я ли, Господи?». Чтобы не обнаружить перед сотоварищами своей виновности, Иуда Искариот также спросил: « .не я ли. Равви?» и получил в ответ: « .ты сказал» (обычная утвердительная форма выражения в библейском языке). Обмакнув кусок в блюдо, Христос подал Искариоту со словами: « .что делаешь, делай скорее». Иуда вышел из-за стола и удалился. [ .] Христос же воскликнул: «Ныне прославился Сын человеческий, и Бог прославился в Нем». Ему недолго уже оставалось быть со своими учениками, и поэтому Он в качестве завещания дал им новую заповедь, исполняя которую они должны были составить общество, совершенно отличное от людей мира сего, именно, заповедь любить друг друга, и по этой любви все могли бы узнавать Его учеников. Затем наступил самый важный момент тайной вечери: установление Христом таинства евхаристии, или причащения, как благодатного средства единения верующих со Христом - причащения Его Тела и Крови как истинного Агнца, берущего на себя грехи мира. Во время вечери Он «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал; приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте в нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Причастив их таким образом Своей Плоти в Своей Крови, Он повелел им всегда совершать это таинство в Его воспоминание, как доселе ж совершается оно христианской Церковью. Вследствие такого происхождения таинства причащения оно на церковнославянском языке также иногда называется тайною вечерею, как, например, в известной молитве перед причащением: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими» и пр. В Евангелиях о Тайной Вечери говорится в следующих местах: Мф. 26:17-35; Мк. 14:12-31; Лк. 22:7-38; Ин. 13-18, а также Первом послании ап. Павла к Коринфянах (10:16 и 11:23-25)».

Основная часть. «Тайная Вечеря» у Кастаньо, Гирландайо, Леонардо да Винчи

1448 год. Флоренция. Художником Андреа дель Кастаньо в трапезной монастыря Сант Аполлония написана фреска "Тайная Вечеря", в которой, как и в ряде других работ, ему удалось приблизиться к лучшим творениям Мазаччо и Донателло. В этом произведении детально прорисованный архитектурный фон имеет математически рассчитанные очертания. Их убедительность и точность усиливается четкостью рисунка и контрастностью тональных отношений. Изображенная на фреске архитектура строго подчинена правилам геометрии и линейной перспективы и создает ощущение единства реального пространства трапезной и изображенного сюжета. В то же время очевидна не скрываемая художником, но даже явно выраженная условность композиции: зритель видит действие, происходящее на картине, как бы благодаря тому, что фронтальная стенка, разделяющая зрителя и участников Тайной Вечери, отсутствует. Решение подобной творческой задачи восходит к лучшим работам художников Проторенессанса. Монументальность росписи выражена строгостью рисунка, стилистическим единством античных орнаментальных ритмов и особым колоритом, построенном на имитации оттенков различных пород цветного мрамора квадратных настенных панелей. Одна из центральных панелей, расположенная над головами сидящих по разные стороны стола Христа и Иуды, отличается необычным напряженным рисунком контрастных цветовых узоров среза каменной панели. Так художник усиливает звучание композиционного центра росписи, подчеркивая драматизм надвигающихся событий.

Для Кастаньо сами апостолы Господа не были такими бесстрастными героями, как те существа, с которыми соединялись в его мыслях гордость и слава Флоренции. В его «Тайной Вечере» изображены человеческие характеры, и в этом как раз заключается ее противоречие с законами монументального стиля. Но что за грозное и тревожное представление о человечестве выражено здесь! Глубокое недоверие друг к другу читается в глазах апостолов, и резкие черты их лиц говорят о неутихших страстях. Предательство Иуды не врывается здесь, как голос мирского зла, в святую и печальную гармонию последнего вечера. Оно родилось среди грубой пестроты этой комнаты и этих одежд так же естественно, как тяжелый сон Иоанна и разрушительное сомнение Фомы.

У Андреа пространственная глубина ограничена единой плоскостью фона; все фигуры строго «выстроены» между белой полосой стола и стеной и подчеркнуто реалистичны; архитектура построена более или менее согласно античной теории. Кастаньо помещает в трапезной группу простолюдинов. И делает это не ради социальной полемики, а потому что ему надо избежать штампованного стереотипа, приевшихся пропорций, любого, наконец, «приукрашивания» человеческой фигуры. Последняя должна рождаться исключительно благодаря свету, как нечто раз и навсегда данное, несмотря на индивидуальные особенности. Попробуем измерить пространство изображенного Андреа помещения: боковые стены и потолок с черными и белыми полосами предполагают большую глубину, нежели этю дается в перспективе. Следовательно, Андреа использовал перспективу не для увеличения, а для уменьшения иллюзорного эффекта глубины. Свет проникает в это неглубокое пространство в виде прямых лучей, падающих из двух боковых окон, и тут же отражается от белой полосы скатерти. Его усилению, почти конденсации способствует частота резких хроматических контрастов плит разноцветного мрамора, украшающего заднюю стену. Мы имеем дело, таким образом, со светом, заполняющим намеренно суженное пространство: он не растекается, а последовательно передается, но не путем перехода от вещи к вещи, от цвета к цвету, как у Анджелико, опиравшегося на учение Фомы Аквинского. Следуя направлению прямых линий в архитектуре, он волнообразно обтекает расположенные в ряд фигуры. Присмотритесь к жестам действующих лиц, особенно к наклону их голов и торсов, и вы увидите, что «разговор» сидящих рядом друг с другом апостолов состоит именно в переходе света от одного к другому. Представьте себе, что апостолы встали и ушли. В этом случае перспективно построенное пространство моментально, как под действием невидимой пружины, сократилось бы, свелось к резко обозначенной плоскости боковых стен, словно меха растянутой гармони. Итак, глубина помещения зависит от фигур, от их сдержанных жестов, именно фигуры дают жизнь чисто графическому пространству, изображенному на плоскости, преобразуя его в пространство реальное, глубокое, обитаемое. Именно поэтому Андреа подчеркивает контраст между великолепным архитектурным декором (в соответствии с представлениями Донателло о великолепии античных зданий) и «реалистическими» фигурами простолюдинов. Пространство символизирует здесь античность, то есть историю; фигуры же относятся к преходящей действительности: без настоящего времени, без реального или потенциального действия человека прошлое лишено какой-либо глубины и потому не является историей.

По словам Иоанна, Христос не раздает «хлеб жизни» за Тайной вечерей. Он опускает один кусок в блюдо и протягивает его Иуде, а тот его съедает. То, что Иуда съедает кусок хлеба, полученный из рук Христа, превращает всю сцену в своего рода безбожный перевертыш причастия, потому что, как говорит Иоанн, «после сего куска вошел в него сатана». Затем Иисус обращается к Иуде без обиняков: «Что делаешь, делай скорее». Вновь следует замешательство. Это утверждение озадачивает остальных апостолов не менее, чем предшествовавшее, касающееся предательства, – некоторые из них ошибочно полагают, что Христос просто дал Иуде, хранителю общей кассы, поручение купить все необходимое к предстоящему пиршеству.

Но Иуда-то прекрасно знает, что именно имеет в виду Христос и что он, Иуда, должен сделать, – и скрывается в ночи. Он вернется несколькими часами и пятью главами позже, в сопровождении воинов, служителей первосвященников и фарисеев, «с фонарями и светильниками и оружием». Сцена подготовлена для следующего акта драмы.

Безусловно, Леонардо видел во Флоренции и ее окрестностях не одно изображение Тайной вечери. Уже свыше тысячи лет художники по всей Европе по-всякому воплощали этот библейский сюжет. Один из древнейших примеров, дошедших до наших дней, – это мозаика из церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, относящаяся к первой половине VI века; эта мозаика является частью цикла сцен из жизни Христа. По ходу последующих столетий Тайную вечерю изображали в иллюминированных рукописях, высекали из камня и слоновой кости, ткали на шпалерах, а в Шартрском соборе в середине XII века она предстала в виде изумительного витража.

В большинстве случаев авторы этих работ опирались на Евангелие от Иоанна, по крайней мере в том смысле, что изображали нежную сцену, на которую в синоптических Евангелиях нет даже намека: Иоанн возлежит у Христа на груди. Впрочем, допускалась немалая свобода творчества. Зачастую Тайная вечеря из библейского сюжета превращалась в сцены современных застолий. На византийских изображениях, вроде упомянутого из Равенны, часто представлен роскошный банкет, где аристократического вида сотрапезники возлежат на «сигме» – подковообразном ложе, опершись локтями на валики (именно так римляне и трапезовали: стулья в столовых появились позднее). «Тайная вечеря» из Наумбургского собора, вырезанная в камне около 1260 года, показывает нам другую оконечность социального спектра: там изображена группа неотесанных, прожорливых крестьян.

Неизвестный художник . Тайная вечеря. Мозаика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Византийское влияние. VI в.

Изображения Тайной вечери становятся еще многочисленнее и занимают еще более видное место в итальянском искусстве XIV века, причем особенно часто их выполняют в новой технике – фреске. Ранее Тайная вечеря, как правило, изображалась в циклах «Страсти Христовы» или среди сцен, иллюстрирующих жизнь Христа, однако к середине четырнадцатого столетия она выпала из этого контекста и стала все чаще появляться в трапезных мужских и женских монастырей. Теперь братья или сестры садились за столы прямо под фреской, изображающей апостолов в иерусалимской горнице. Итак, Тайная вечеря стала характерным сюжетом для монастырских трапезных, хотя и не только для них.

Одно из лучших изображений Тайной вечери в трапезной появилось в середине XV века. Община монахинь-затворниц, сестер-бенедиктинок из монастыря Сант-Аполлония во Флоренции, заказала его Андреа дель Кастаньо, которого прозвали (за серию картин, изображавших казненных Медичи заговорщиков) Андреино дельи Импиккати, то есть Маленький Андреа Висельников. В монастырской трапезной он создал безупречную иллюзию трехмерного пространства, расширив площадь помещения за счет изображенной на фреске прямоугольной комнаты и дав монахиням возможность – на то время доступную уже многим – вкушать пищу в присутствии Христа и апостолов. В трактовке Кастаньо сцена выглядит мирной. Сонный Иоанн положил голову на руку Христа, а остальные апостолы заняты разговором или погружены в свои думы. Ученик, сидящий третьим слева, задумчиво смотрит в пространство, а второй справа даже раскрыл на столе книгу.

Вряд ли Леонардо довелось увидеть «Тайную вечерю» Кастаньо. Она находилась в обители затворниц, а значит, в течение четырех веков, до роспуска общины Сант-Аполлонии в 1860 году, мало кто мог видеть ее, кроме немногочисленных сестер (росписи повезло – она пережила конец XIX века, когда помещение использовалось как армейский склад). Однако Леонардо, безусловно, видел во Флоренции несколько других вариантов той же самой сцены, в том числе другую «Тайную вечерю» (утраченную), которую Кастаньо написал для госпиталя Санта-Мария Нуова. Доменико Гирландайо – «скорый работник», успевший за свою жизнь очень много, – в последние годы пребывания Леонардо во Флоренции создал две «Тайные вечери», одну в 1480 году для храма монахов-умилиатов, церкви Оньиссанти, а другую двумя годами позже в гостевой трапезной Сан-Марко. И на этих двух работах изображена мирная беседа, где два-три апостола погружены в свои мысли. У Гирландайо сильнее, чем у Кастаньо, выражено взаимодействие между фигурами, особенно на фреске из Оньиссанти, где некоторые, вслушиваясь, подались вперед, а Петр решительно сжимает нож. Как и многие другие, Гирландайо изобразил Иоанна возлежащим на груди у Христа – указание на то, что и он следовал тексту Евангелия от Иоанна.

У Кастаньо и Гирландайо, как и у прочих мастеров, имелись веские причины трактовать Тайную вечерю – которая, согласно Новому Завету, полна смущения и изумленной растерянности – как сцену самоуглубленного размышления. Монашеские обители были обителями молчания. Важность молчания подчеркнута в Сан-Марко, где братию и посетителей встречал Петр Веронский с прижатым к губам пальцем, изображенный на фреске Фра Анджелико. Тишину соблюдали в общих помещениях, в храме, в спальнях. Чтобы братия не расслаблялась, в каждом монастыре имелся особый уполномоченный, «циркатор», в обязанности которого входило подкрадываться к братьям «в неподходящие и неожиданные моменты», дабы проверить, не нарушают ли они правило.

Сестры из обители Сант-Аполлонии жили в том же мире немногословного размышления, и трапезная, для которой написал свою фреску Кастаньо, задумывалась как место тишины. По правилу бенедиктинцев вкушать пищу в трапезной полагалось в молчании, звучать должен был лишь голос сестры, читавшей Священное Писание. «Во время трапез, – писал святой Бенедикт, – надлежит соблюдать полное молчание, не нарушаемое даже шепотом, и не должно звучать иных голосов, кроме голоса чтеца». Апостола, читающего книгу (у которого, кстати, очень сердитое выражение лица), Кастаньо, возможно, изобразил в напоминание о той сестре, которая будет читать вслух остальным. Спокойная, созерцательная обстановка Тайной вечери показывала затворницам из монастыря Сант-Аполлония, как им должно вести себя не только в трапезной, но и во всей их затворнической жизни.

Доменико Гирландайо (1449–1494). Тайная вечеря. 1480. Фреска церкви Оньиссанти.

Написать Тайную вечерю всегда было непростой задачей, даже на обширном пространстве стены трапезной. Художнику нужно было рассадить за столом тринадцать фигур, проиллюстрировав либо тот момент, когда Христос учреждает обряд причастия, либо тот, когда Он объявляет, ко всеобщему смущению, что один из учеников Его предаст. Кастаньо и Гирландайо удалось создать удачные композиции, используя прихотливую игру жестов и выражений лиц, в которой воспроизводилась молчаливая, задумчивая атмосфера, царившая в трапезных.

Ранним утром 25 октября привычка выбирать самый дешевый из отелей, предложенных Букингом, забросила меня и мои пожитки на улицу Борго Оньиссанти, расположенную неподалеку от вокзала Санта-Мария-Новелла. Улица сохранила для нас название бывшей пригородной слободы, которая в свою очередь получила название от церкви в честь Всех святых. С этой-то церкви я и начал свой поход по Флоренции.

Церковь Оньиссанти была основана в 1251 году и принадлежала сначала гумилиатам, а с 1571 года францисканцам. В 1866 году близлежащий (находящийся слева, если смотреть на фасад) монастырь упразднили, с 1923 года там расположена часть карабинеров. Сама церковь, по-прежнему курируемая францисканцами, стала приходской и в разумное время доступна для осмотра. А вот в бывшем монастыре совершенно бесплатно можно увидеть трапезную с "Тайной вечерей" Гирландайо; правда, там очень жесткое расписание (на момент написания очерка - понедельник, вторник и суббота с 9 до 12 часов, см. http://www.polomuseale.firenze.it/en/musei/?m=ognissanti). Церковь, некогда готическая, в результате перестройки 1627 года стала барочной, а спустя еще десять лет накрылась банальным барочным же фасадом. За этим не слишком впечатляющим фасадом скрываются шедевры флорентийских мастеров, так что зайти сюда стоит обязательно.

Помедлим на входе, чтобы рассмотреть "Коронация Богородицы" - терракотовый барельеф школы делла Роббиа (мы видели много их работ в Ла-Верне, помните?); на сегодня авторство уверенно приписывают Бенедетто Бульони (https://it.wikipedia.org/wiki/Benedetto_Buglioni):

Фотографировать внутри можно, но получается плохо; ниже будут фотографии из Википедии.
Внутри церкви взирают друг на друга блаженный Августин работы Боттичелли и блаженный Иероним кисти Гирландайо .


Сразу же замечу, что работ известных мастеров во внешне непримечательных флорентийских храмах очень много. Флоренция требует тщательнейшей подготовки, иначе есть немалый риск пропустить что-нибудь важное, скрытое в чем-нибудь совершенно банальном. Портреты двух отцов Церкви, написанные двумя признанными мастерами, висят в Оньиссанти даже неподписанными! Если вдруг вы по каким-то причинам пропустили инфо-стенд на входе, то есть риск проскочить мимо.

Один из боковых алтарей был фамильным для семьи Веспуччи - той самой, откуда вышли прославленная Симонетта, возлюбленная Джулиано Медичи, и Америго, который взял да и открыл назвал Новый свет Америкой. Семейство Веспуччи, по моде того времени, с легкой руки Гирландайо удобно разместилось в самом центре двух благочестивых сюжетов:


Фрески находятся одна над другой, поэтому верхнюю рассматриваешь под углом, а нижнюю - почти что в упор. Верхняя фреска - это уже мильён раз виденная знакомая "Богородица милующая " укрывающая молящихся своим плащом. Парнишка слева от Нее (между Ней и старичком в красном) - это и есть Америго Веспуччи. Фреска написана около 1472 года, Америго родился в 1454, так что здесь он помещен отдельно не в красную рамку, а затерялся среди старших родичей. Впрочем, и о Новом свете в 1472 году тоже никто не знал...
Дама справа от Богородицы, в зеленом платье с красной накидкой, - это и есть знаменитая Симонетта, та самая которую Боттичелли сделал Весной и Венерой в одноименных картинах. Симонетта, кстати, похоронена здесь же, в Оньиссанти.
Нижняя фреска того же Гирландайо и с теми же Веспуччи - "Пьета ":

В левом трансепте яркий сноп света вырывает из полумрака Распятие работы Джотто :

Если же вам повезло (или вы хорошенько подготовились), и вы оказались здесь в нужное время, то не поленитесь зайти в ворота слева от храмового фасада. Пройдя клуатр, вы заметите широко распахнутую дверь, а за ней любезную даму, которая в обмен на автограф в книге посетителей (Alessio da Santo Pietroburgo, почти что "мы Николай II") позволит вам войти в трапезную бывшего монастыря. Нет, здесь не кормят; Здесь лицезрят громадную, во всю ширину помещения, "Таную вечерю" Гирландайо (1480). Это была моя первая, но отнюдь не последняя "Тайная вечеря" во Флоренции; скажу более, не только другие художники, но даже сам Гирландайо не удержался и написал еще одну - для монастыря Сан-Марко, но это мы увидим позже.

В недавнем потоке книг и статей все чаще стали появляться предположения, что Леонардо да Винчи был лидером подпольного общества и что он скрыл в своих художественных работах секретные коды и сообщения. Правда ли это? В дополнение к его роли в истории как известного художника, ученого и изобретателя, был ли он также хранителем какой-то огромной тайны, которая передается на протяжении веков?

ШИФРЫ И ШИФРОВАНИЕ. МЕТОД ШИФРОВАНИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.

Леонардо было, конечно, не привыкать к использованию кодов и шифрования. Все его заметки написаны задом наперед, зеркально. Почему именно Леонардо делал это – остается неясным. Было высказано предположение, что он, возможно, чувствовал, что некоторые из его военных изобретений были бы слишком разрушительными и мощными, если бы они попали в чужие руки. Поэтому он защищал свои бумаги, используя метод обратной записи. Другие ученые указывают на то, что этот тип шифрования слишком прост, ведь для его расшифровки нужно всего лишь поднести бумагу к зеркалу. Если Леонардо использовал его для безопасности, он, вероятно, был озабочен скрытием содержимого только от случайного наблюдателя.

Другие исследователи полагают, что он использовал обратное письмо, просто потому что ему так было проще. Леонардо был левшой, и писать в обратном направлении было для него делом менее трудным, чем для правши.

КРИПТЕКС

В последнее время многие люди приписывают Леонардо изобретение механизма под названием криптекс. Криптекс представляет собой трубку, которая состоит из серии колец с выгравированными на них буквами алфавита. Когда кольца повернуты таким образом, что некоторые буквы выстраиваются в линию, образуя пароль к открытию криптекса - одну из торцевых крышек становится возможным снять, и содержимое (обычно это кусок папируса, обернутый вокруг стеклянной емкости с уксусом) может быть извлечено. Если же кто-то попытается достать содержимое путем поломки устройства - стеклянная емкость внутри расколется и уксус растворит написанное на папирусе.

В своей популярной книге (художественной) «Код да Винчи» Ден Браун приписывает изобретение криптекса Леонардо да Винчи. Но реальных доказательств того, что именно да Винчи придумал и/или сконструировал это устройство – нет.

ТАЙНЫ КАРТИНЫ МОНА ЛИЗА ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. ТАЙНА УЛЫБКИ ДЖОКОНДЫ.

Одна популярная идея состоит в том, что Леонардо написал секретные символы или сообщения в своих произведениях. Проанализировав его самую известную картину, "Мона Лиза", многие уверены, что Леонардо, при создании картины, использовал некоторые хитрости. Многие люди считают улыбку Джоконды особо навязчивой. Они говорят, что она, кажется, изменяется, даже если изменений свойств краски на поверхности картины нет.

Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета предполагает, что Леонардо нарисовал края улыбки на портрете, таким образом, что они кажутся как будто немного не в фокусе. Из-за этого их проще видеть периферическим зрение, чем если смотреть непосредственно на них. Это может объяснить, почему некоторые люди сообщают, что портрет, кажется, больше улыбается, когда они смотрят непосредственно на улыбку.

Другая теория, предложенная Кристофер Тайлер и Леонидом Концевич из Исследовательского института глаза Смит-Кеттлевел говорит, что улыбка, похоже, меняется из-за переменных уровней случайных шумов в зрительной системе человека. Если закрыть глаза в темной комнате, Вы заметите, что все не идеально черное. Клетки наших глаз создают низкий уровень "фонового шума" (мы видим это, как крошечные светлые и темные точки). Наш мозг обычно это фильтрует, но Тайлер и Концевич предположили, что при рассмотрении Моны Лизы, эти маленькие точки могут изменять форму ее улыбки. В качестве доказательств своей теории, они наложили несколько случайных множеств точек на картину "Мона Лиза" и показали ее людям. Некоторые из опрошенных сказали, что улыбка Джоконды выглядит более радостно, чем обычно, другим казалось наоборот, что точки омрачили портрет. Тайлер и Концевич утверждают, что шум, который присущ зрительной системе человека, дает тот же эффект. Когда кто-то рассматривает картину, его зрительная система добавляет к изображению шум и изменяет ее, кажется, что улыбка изменилась.




Почему Мона Лиза улыбается? На протяжении многих лет, люди выдвигали такие версии: одни считали, что, возможно, она была беременна, другие – находят эту улыбку грустной и предполагают, что она была несчастна в браке.

Доктор Лилиан Шварц из исследовательского центра Лаборатории Белла придумала версию, которая кажется маловероятной, но интригующей. Она думает, что Джоконда улыбается, потому что художник подшутил над зрителями. Она утверждает, что на картине не улыбчивая молодая женщина, что на самом деле это автопортрет самого художника. Шварц заметила, что, когда она использовала компьютер, чтобы выявить особенности на портрете Моны Лизы и автопортрете да Винчи - они полностью совпали. Однако, другие эксперты отмечают, что это может быть результатом того, что оба портрета нарисованы такими же красками и кистями, одним и тем же художником, и с использованием одинаковых методов написания.

ТАЙНА КАРТИНЫ ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.

Дэн Браун в своем популярном триллере Код да Винчи предполагает, что картина Леонардо Тайная вечеря имеет ряд скрытых смыслов и символов. В вымышленной истории есть заговор ранней церкви, чтобы подавить важность Марии Магдалины, последовательницы Иисуса Христа (история свидетельствует - к огорчению многих верующих - что она была его женой). Якобы Леонардо был главой тайного ордена людей, которые знали правду о Магдалине и пытались ее сохранить. Один из способов Леонардо сделать это - оставить ключи к разгадке в своем знаменитом труде - в Тайной вечере.

На картине изображен последний ужин Иисуса совместно со своими учениками перед его смертью. Леонардо пытается уловить момент, когда Иисус объявляет, что он будет предан, и что один из мужчин за столом будет его предателем. Наиболее значимым ключом, оставленным Леонардо, по словам Брауна, является то, что ученик, который идентифицируется на картине как Иоанн - на самом деле Мария Магдалина. Действительно, если бросить быстрый взгляд на картину, кажется, что это действительно так. Человек, изображенный справа от Иисуса, имеет длинные волосы и гладкую кожу, что можно было бы рассматривать как женские особенности, по сравнению с остальными апостолами, которые выглядят немного более грубо и кажутся старше. Браун также указывает на то, что Иисус и фигура по правую руку от него, вместе образуют контур буквы "М". Символизирует ли это Марию или, возможно, жену (Matrimony в переводе с английского брак, супружество)? Является ли это ключами к тайным знаниям, оставленными Леонардо?



«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Несмотря на первое впечатление, что эта фигура на картинке выглядит более женственно, остается вопросом, выглядела ли эта фигура также женственно для зрителей той эпохи, в которой Леонардо написал данную картину. Наверное, нет. Ведь Иоанн считался самым младшим из учеников, и он часто изображался в виде безбородого юноши с мягкими чертами лица и длинными волосами. Сегодня можно расценивать эту личность, как существо женского пола, но если вернуться во Флоренцию, в пятнадцатый век, учесть разницу культур и ожиданий, попытаться вникнуть в представления тех времен о женском и мужском началах – уже нельзя быть уверенным, что это на самом деле женщина. Леонардо был не единственным художником который изображал Иоанна подобным образом. Доменико Гирландайо и Андреа дель Кастаньо в своих картинах написали Иоанна схоже:


«Тайная вечеря» Андреа дель Кастаньо


«Тайная вечеря» Доменико Гирландайо

В "трактате о живописи", Леонардо объясняет, что персонажи на картине должны быть изображены на основе их типов. Эти типы могут быть такими: "мудрец" или "старуха". Каждый тип имеет свои характеристики, например: борода, морщины, короткие или длинные волосы. Иоанн, как на фото, на "Тайной вечере" представляет собой студенческий тип: ставленник, который еще не созрел. Художники той эпохи, в том числе Леонардо, изобразил бы этот тип, "студент", как очень молодого человека с мягкими чертами лица. Именно это мы и видим на картине.

Что касается контура "M" на картинке, это результат того, как художник сочинил картину. Иисус, в тот момент, когда он объявляет о свое предательстве, сидит один в центре картины, его тело по форме напоминает пирамиду, ученики располагаются группами по обе стороны от него. Леонардо часто использовал форму пирамиды в композициях своих работ.

ПРИОРАТ СИОНА.

Есть предположения, что Леонардо был руководителем секретной группы под названием Приорат Сиона. Согласно Коду да Винчи, миссией Приората было сохранение тайны Марии Магдалины о ее браке с Иисусом. Но ведь книга Код да Винчи – выдумка, основанная на теориях из спорной "нон-фикшн" книги под названием Святая кровь и Святой Грааль авторов Ричарда Ли, Майкла Бейджента и Генри Линкольна, написанной в начале 1980-х годов.

В книге Святая кровь и Святой Грааль, в качестве доказательств членства Леонардо в Приорате Сиона, приводится ряд документов, которые хранятся в Национальной библиотеке Франции, в Париже. В то время как есть некоторые доказательства того, что орден монахов с таким названием существовал еще в 1116 г. н. э., и эта средневековая группа не имеет ничего общего с Приоратом Сиона 20 века, а годы жизни да Винчи: 1452 – 1519.

Документы, подтверждающие существование Приората на самом деле есть, но вполне вероятно, что они являются частью мистификации, задуманной человеком по имени Пьер Плантар в 1950-х годах. Плантар и группа его единомышленников правого толка с антисемитскими наклонностями основали в 1956 году Приорат. Изготовляя фальшивые документы, в том числе поддельные генеалогические таблицы, по-видимому, Плантар надеялся доказать, что он был потомком Меровингов и наследником французского престола. Документ, якобы свидетельствующий что Леонардо, наряду с такими корифеями, как Боттичелли, Исаак Ньютон и Гюго состояли в организации Приорат Сиона – с большой вероятностью, тоже может быть поддельным.

Неясно, пытался ли Пьер Плантар также увековечить историю Марии Магдалины. Известно, что он утверждал, что Приорат обладает сокровищем. Не набором бесценных документов, как в «Коде да Винчи», а списком священных предметов, написанном на медном свитке, одном из свитков Мертвого моря, найденных в 50-ых годах. Плантар сказал интервьюерам, что Приорат вернет это сокровище в Израиль, когда "придет время". Мнения экспертов по этому поводу разделились: некоторые считают, что никакого свитка нет, некоторые – что он поддельный, а некоторые что он настоящий, но не принадлежит по праву Приорату.

Тот факт, что Леонардо да Винчи не был членом тайного общества, как показано в Коде да Винчи, не является поводом для того чтобы перестать восхищаться его талантом. Включение этой исторической личности в современную фантастику интригует, но ничуть не омрачает его достижения. Его художественные произведения были и есть источником вдохновения для миллионов на протяжении столетий и содержат тонкости, которые даже лучшие эксперты до сих пор пытаются разгадать. Кроме того, его эксперименты и изобретения характеризуют его как передового мыслителя, чьи изыскания выходят далеко за рамки его современников. Главный секрет Леонардо да Винчи состоит в том, что он был гением, но в те времена понять это смогли не многие.



Рассказать друзьям