В а соллогуб биография.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сологуб, граф Владимир Александрович

(Соллогуб) - писатель, род. в 1814 г. По происхождению внук польского магната, переселившегося в Россию при императрице Екатерине II, он получил очень хорошее образование. После домашней подготовки, под руководством лучших гувернеров, он прошел курс юридических наук в Дерптском университете, по окончании курса в котором в 1834 г. поступил на службу по министерству иностранных дел, в качестве атташе при русском посольстве в Австрии. Вернувшись вскоре в Россию, он перешел в министерство внутренних дел. Уже с 1837 г. начинается его литературная деятельность: в "Современнике" этого года были помещены его первые повести: "Два студента" и "Три жениха", встреченные очень хорошо в том литературно-аристократическом кружке, к которому принадлежали В. А. Жуковский, кн. В. Ф. Одоевский, гр. Вьельгорские. Значительно уже больший успех в публике имела "История двух калош": напечатанная в "Отечественных Записках" 1839 г., она обратила на автора общее внимание, благодаря проникающему ее гуманному настроению. Уже в этой повести гр. С. обнаружил сатирическое отношение к большому свету, представив его пустоту, эгоистичность, разоблачив его мишурный блеск. В последующих его произведениях проявляется то же отношение к свету, хотя следует сказать, что сатира С. очень осторожна, скользит лишь по поверхности изображаемых явлений, почему и может быть относима к тому роду, который характеризуется эпитетом "улыбательный". К этому именно роду принадлежат произведения С., вышедшие в 1840-41 гг., повести "Большой свет, в двух танцах" и "Аптекарша". В 1842 г. вышел в свет сборник всех изданных ранее повестей С., под заглавием "На сон грядущий". Сборник этот имел выдающийся успех, через два года пришлось выпустить его вторым изданием. Этим сборником в глазах критики значение Сологуба определилось весьма рельефно, и Белинский писал следующее: "Граф Сологуб занимает одно из первых мест между писателями повестей новой школы. Это талант решительный и определенный, талант сильный и блестящий. Поэтическое одушевление и теплота чувства соединяются в нем с умом наблюдательным и верным тактом действительности. Как все истинные таланты, он не гоняется за необыкновенными идеалами и умеет находить материалы для поэтических изданий в той прозаической существенности, которая у всех перед глазами, но в которой только немногие провидят и жизнь, и поэзию. В основе почти каждой его повести лежит мысль, которая одна дает полноту и целость сюжету. Поэтому очень трудно пересказывать содержание повестей графа Сологуба: в них важны не завязка с развязкою, не внешнее событие, а то внутреннее созерцание, которого сюжет служит только выражением и которое поставляется и оценивается созерцанием же. Поэтому художественное достоинство повестей графа Сологуба преимущественно заключается в подробностях и колорите". Через два года после этого, вместе с В. А. Жуковским и гр. Ростопчиной, С. издал литературный альманах "Вчера и сегодня" и тогда же напечатал повесть "Княгиня" и водевиль "Букеты или петербургское цветобесие". В следующем 1845 г. вышло в свет самое важное из произведений Сологуба: "Тарантас. Путевые впечатления". Начало этого произведения, о котором Белинский говорит, что "оно - не роман, не повесть, не очерки, не трактат, не исследование, но то и другое и третье вместе", появилось еще в "Отечественных Записках" 1840 г., а теперь книга была издана с иллюстрациями, имела шумный успех и вызвала горячие толки в обществе. Наиболее сочувственно высказался о "Тарантасе" Белинский, увидевший в нем яркое осмеяние славянофильства. "Нельзя, говорил критик, не согласиться, что юмор автора "Тарантаса" тем более исполнен глубины и желчи, что он замаскирован удивительным спокойствием, так что местами читателю может казаться, будто автор разделяет образ мыслей своего жалкого и смешного героя, этого маленького Дон-Кихота в миньятюре и карикатуре. Между тем ясно, что эта книга, по ее тонкому и глубокому юмору, принадлежит к разряду книг в роде "Epistolae obscurorum virorum", "Писем Юния", "Lettres persanes" Монтескье. Славянофилы получили в ней страшный удар, потому что ничего нет в мире страшнее смешного". В другой статье, говоря о произведениях русской литературы за 1845 г., Белинский решительно заявил, что "первое место между ними должно принадлежать "Тарантасу": "Эта книга, писал критик, вдвойне интересна - и как прекрасное литературное произведение, и как изящное великолепное издание. В последнем отношении "Тарантас" - решительно первая книга в русской литературе". Указав на то, что свою задачу осмеяния славянофильства С. "выполнил с необыкновенным талантом", Белинский отмечал в его повести и некоторые "недостатки довольно важные, как например, уверения, будто русская критика пишется для забавы мужиков, которые, однако ж, предпочитают ей шутов в их мужицком костюме; что будто бы литература русская должна набирать идей и вдохновения у постелей умирающих мужиков, сидя подле них в качестве стенографа и записывая их последние слова, которые - как всем известно, - касаются только разных житейских забот и распоряжений". После "Тарантаса" С. напечатал еще несколько повестей и драматических произведений, из которых особенный успех на сцене имели драма - "Местничество" (1849 г.) и водевиль "Беда от нежного сердца" (1850), и вскоре после напечатания последнего из этих произведений он покинул Петербург, будучи назначен в распоряжение наместника Кавказского, между прочим для занятий статистическими и историческими исследованиями. На Кавказе С. прослужил 6 лет, и за это время им написано много этюдов кавказской жизни, ряд фельетонов в "Кавказе", ряд альбомных стихотворений, а также биография известного кавказского героя, генерала Котляревского. Все прозаические статьи, посвященные Кавказу, за исключением биографии Котляревского, объединены под заглавием "Сололакские досуги". В 1855-56 гг. книгопродавцом Смирдиным было издано полное собрание сочинений Сологуба. В это время С. пытается примкнуть к общему, обличительному направлению литературы, пишет комедию "Чиновник", герой которой Haдимов с пафосом говорил: "Крикнем на всю Русь, что пришла пора вырвать зло с корнями". Фразы этого идеального чиновника очень нравились тогдашней публике, пьеса имела успех, хотя критика, в лице Добролюбова, Чернышевского и Н. Ф. Павлова, и указывала на серьезные недостатки этой тенденциозной комедий. После "Чиновника" С. уже почти перестает писать: в 1865 г. он издал брошюру "Новые сведения о предсмертном поединке А. С. Пушкина", а в 1867 г. напечатал в "Чтениях Общ. Люб. Рос. Словесности" две статьи о значении Пушкина и кн. П. А. Вяземского в русской литературе. В 1868 г. было им напечатано последнее его драматическое произведение, комедия "Разочарованные". В 1870 г., когда был возбужден вопрос о тюремной реформе, он был командирован за границу для изучения положения европейских тюрем, и результатом его исследований было сочинение - "История и современное положение ссылки". В 1877 г. - во время русско-турецкой войны, он находился при главной квартире императора Александра II и в следующем году издал роскошно отпечатанный "Дневник военных событий".

Последние годы своей жизни С. болел, большею частью лечился за границею. Умер он в 1882 г. в Гамбурге. После его смерти были перепечатаны роман его "Через край" и его "Воспоминания", сообщающие много любопытнейших данных об аристократической среде 40-х и 50-х годов и о литературных кружках того времени.

Сочинения гр. В. А. С., в 5 т. СПб. 1855-56. Воспоминания СПб. 1887. - Сочинения В. Г. Белинского, т. IX и X. - Соч. Добролюбова, т. І и II. Чернышевский. Заметки о современной литературе СПб. 1889. - Панаев. Литературные воспоминания. - Сочинения Ю. Ф. Самарина. т. І. - Н. Павлов, Разбор комедии гр. Сологуба "Чиновник" M. 1857.

A. Бороздин.

{Половцов}


. 2009 .

Смотреть что такое "Сологуб, граф Владимир Александрович" в других словарях:

    - (Сологуб) тайн. сов., беллетрист писатель; род. 6 апр. 1813, † 1888 г. июня 5. Дополнение: Салогуб, граф Владимир Александрович, р. (6 апр. 1843) 8 авг. 1814 г.; † 1882 г. 3 июня. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    - (Соллогуб) фамилия, распространённая у восточных славян. Точная этимология не установлена Сологуб: Сологуб, Алесь Феофилович (1906 1934) белорусский поэт. Сологуб, Виктор Григорьевич советский и российский рок музыкант,… … Википедия

    - … Википедия

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

    В данном списке представлены литераторы, покончившие жизнь самоубийством. Литератор (от лат. litterator учитель грамоты) человек, профессионально занимающийся литературным трудом; писатель, публицист, а также поэт, драматург.… … Википедия

Русский писатель, граф Владимир Александрович Соллогуб родился 20 августа (по строму стилю — 8 августа) 1813 года в Санкт‑Петербурге в знатной аристократической семье. Получил домашнее образование, программу которого определял отец, известный любитель искусства.

Детство писателя в основном прошло за границей. Родители готовили сына к дипломатической карьере, в 1829 году он поступил в Дерптский (ныне Тартуский) университет, который окончил в 1834 году. В том же году Соллогуб вернулся в Петербург, где служил в министерстве иностранных дел, затем был чиновником особых поручений при тверском губернаторе.

Близость к салону Николая Карамзина, с сыном которого он учился в университете, дала возможность Соллогубу расширить и укрепить свои литературные связи. Здесь он познакомился с Пушкиным, Гоголем, Жуковским, Лермонтовым и другими известными писателями и поэтами того времени.

В 1836 году между Пушкиным и Соллогубом произошла размолвка, едва не приведшая к дуэли: автору "Евгения Онегина" показалось, что он был неучтив с его супругой Натальей Николаевной. Недоразумение разъяснилось, они остались приятелями. Осенью того же года Соллогуб согласился быть секундантом в первой, не состоявшейся, дуэли Пушкина с Дантесом.

Литературный дебют Соллогуба состоялся в 1837 году в "Современнике", где была опубликована его новелла "Три жениха", а явный литературный успех принесла ему "История двух калош" , напечатанная в 1939 году в "Отечественных записках". Здесь же в 1840 году он опубликовал повесть "Большой свет" и первые семь глав повести "Тарантас".

"Светские повести" Соллогуба "Большой свет" (1840), "Лев" (1841), "Аптекарша" (1841), "Медведь" (1843) получили высокую оценку Виссариона Белинского.

В 1845 году вышла повесть "Тарантас" — самое значительное произведение писателя, где в форме путевых очерков Соллогубом были даны меткие зарисовки провинциального быта. Книга имела шумный успех и вызвала горячие толки в обществе. Наиболее сочувственно высказался о "Тарантасе" Белинский, увидевший в нем яркое осмеяние славянофильства.

После "Тарантаса" Соллогуб напечатал еще несколько повестей и драматических произведений, из которых особенный успех на сцене имели драма "Местничество" (1849) и водевиль "Беда от нежного сердца" (1850).

В период с 1850 года по 1856 год Соллогуб служил на Кавказе . За это время им было написано много этюдов кавказской жизни, ряд фельетонов, альбомных стихотворений, а также биография известного кавказского героя генерала Петра Котляревского. Все прозаические статьи, посвященные Кавказу, за исключением биографии Котляревского, объединены под заглавием "Сололакские досуги".

В 1856 году писатель получил звание придворного историографа. Продолжая занятия литературой, он написал "обличительную" комедию "Чиновник", в которой изобразил свой идеал чиновника‑аристократа.

С 1858 году Соллогуб был командирован за границу для изучения европейских театров, где написал комедию Preuve d"amitiе ("Доказательство дружбы"), поставленную в парижском театре Gymnase. В 1856 году в журнале "Русский архив" Соллогуб опубликовал воспоминания о Пушкине и Гоголе (отдельное издание "Воспоминаний" вышло в 1887 году). В 1866 году написал антинигилистическую поэму "Нигилист".

В 1870 году Соллогуб стал председателем комиссии по преобразованию тюрем , в 1877 году находился при главной квартире императора для составления "Дневника Высочайшего пребывания за Дунаем" (Санкт‑Петербург, 1878).

В последние годы жизни им был написан биографический роман "Через край", который был опубликован уже после смерти писателя, в 1885 году.

Скончался Владимир Соллогуб 17 июня (по строму стилю — 5 июня) 1882 года в Гамбурге, его могила находится на Донском кладбище в Москве.

Владимир Соллогуб был женат на Софье Виельгорской (1820‑1878) ‑ дочери графа Михаила Виельгорского.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

СОЛЛОГУБ ВЛАДИМИР, 8 августа 1813, Петербург - 5 июня 1882, Гамбург. Граф. Окончил в 1834 Дерптский университет (ныне Тартусский университет в Эстонии), служил чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел. Писатель. Повесть "Тарантас" (1845); повести из светской жизни, водевили, комедии. Мемуары. Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве, участок 1. Жена СОФЬЯ ВИЕЛЬГОРСКАЯ (1820-1878). Дочь ЕЛИЗАВЕТА 1847-1937 по мужу. Другая дочь МАРИЯ (1851-1917), муж АНАТОЛИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ 1844-1917.
"Брокгауз и Ефрон":
Соллогуб Владимир Александрович (граф) - известный писатель (1814-1882), внук литовско-польского вельможи, переселившегося в Россию. С. получил тщательное домашнее воспитание на французский лад, подолгу живал за границей. Учился в Дерптском унив., где окончил курс в 1834 г. Поступив на службу в мин. иностр. дел, он некоторое время состоял при венском посольстве, затем перешел в мин. вн. дел, в 1850 г. служил на Кавказе, в 1870 г. был председателем комиссии по преобразованию тюрем, в 1877 г. находился при главной квартире Государя Императора для составления "Дневника Высочайшего пребывания за Дунаем" (СПб., 1878). В общем он, несмотря на огромные связи и некогда большое богатство, карьеры не сделал. Интересы литературно-артистические в нем преобладали, чему содействовали также родственные отношения с известным музыкальным домом графа Виельгорского (см.). С. был добрый человек, отзывчивый на чужое горе и искренно радовавшийся чужому заслуженному успеху. Свободный от великосветских предрассудков, он одновременно был желанным гостем в аристократических гостиных, где его любили, как интересного собеседника и устроителя спектаклей и увеселений, и вместе с тем был своим человеком в кружках молодых писателей, группировавшихся около "Отеч. Записок" времен Белинского. В литературной деятельности своей С. до известной степени являлся симпатичным дилетантом, более скользя по поверхности затрагиваемого сюжета, чем углубляясь в его сущность. Выступил он на литературное поприще с повестями "Два студента" и "Три жениха" в "Современнике" 1837 г., а в 1839 г. появился в обновленных "Отеч. Записк." с "Историей двух калош". Повесть имела чрезвычайный успех. Подкупал не только талант рассказчика, но и теплота чувства и трогательность сюжета - история разбитой житейской прозой артистической жизни. Симпатичные лица повести - артисты и немцы-ремесленники, несимпатичные - люди большого света. Из других повестей имели успех "Аптекарша" (1841), "Медведь" (1843) и особенно "Большой Свет" (1840), повесть "в двух танцах". Во всех этих произведениях большой свет неизменно выводится со стороны своей пустоты и мишурности, а люди среднего сословия - со стороны своей преданности чувству долга и искренности чувства. Сатира, однако, неглубока, и известное внутреннее преклонение пред "настоящим" большим светом сквозит и сквозь отрицательное отношение автора к изображаемой среде. В 1845 г. С. издал отдельной книгой, с политипажами, наиболее известное из своих произведений - "Тарантас" (первые 7 глав были напечатаны в "Отеч. Зап." 1840 г.). Это талантливая, но довольно странная смесь беллетристики и публицистики, перемешанный длинными рассуждениями рассказ о поездке из Москвы в село Мордассы захолустного помещика старого закала и молодого человека, только что вернувшегося из-за границы. Последний вывез из долгих шатаний по Европе не желание завести у нас европейские порядки, а напротив того, славянофильствующее преклонение пред русской "самобытностью". Автор насмешливо относится к обоим героям, которые в своем путешествии сталкиваются с целым рядом тонко обрисованных представителей захолустной жизни. Белинский посвятил "Тарантасу" большую сочувственную статью, в которой, впрочем, придал авторским намерениям значительно большую определенность и окрашенность. В 1845-46 гг. С. издал сборник "Вчера и Сегодня" (2 т.), в 1850 г. поставил на сцену известнейший водевиль свой "Беда от нежного сердца". Настроение "обличительной" эпохи, наступившей после севастопольских неудач, не миновало и впечатлительного С. Отзывчивый на все модное, писавший водевили даже на такие "современные" темы, как царившая одно время в Петербурге мода на мыльные пузыри, С. в 1856 г. написал "Чиновника", в котором главный герой Надимов патетически восклицал: "Крикнем на всю Русь, что пришла пора вырвать зло с корнями". Пьеса имела шумнейший успех, но это свидетельствовало больше о настроении общества, жадно ловившего всякий намек на обновление отжившего строя, чем о достоинстве пьесы и глубине замысла. Люди, умеющие разбираться в литературных явлениях, тогда же увидели внутреннюю фальшь и пустозвонство Надимова. "Чиновник" был скоро забыт, и не меньший успех, чем пьеса, имел едкий и блестящий разбор ее, напечатанный Н. Ф. Павловым в "Рус. Вестн.", 1857 г. Насмешливо отнесся к внешней прогрессивности Надимова и Добролюбов ("Сочин.", т. II). "Чиновник" был последним из произведений С., обратившим на себя внимание публики. После этого он редко и появлялся в печати (главным образом с воспоминаниями о Пушкине, Гоголе, Вяземском, Одоевском и др.). После его смерти был напечатан роман "Через край" (в "Нови", 1885) и "Воспоминания" в "Истор. Вестн.". Беллетристич. соч. С. изд. в 5 т., в 1855-56 гг. (СПб.).

Граф Влади́мир Алекса́ндрович Соллогу́б (8, Санкт-Петербург, Россия, - 6, Гамбург, Германия) - русский писатель, сын Соллогуба Александра Ивановича (1787-1843), внук переселившегося в Россию литовско-польского вельможи Соллогуба Ивана Антоновича из литовского рода Соллогубов. Дядя художника Ф. Л. Соллогуба.

Биография

В. А. Соллогуб происходил из аристократической семьи и получил хорошее домашнее воспитание на французский лад, подолгу проживал за границей. Родители мечтали о дипломатической карьере сына; в 1829 году его определили в Дерптский (ныне Тартуский) университет, курс которого будущий писатель окончил В 1833 году. Поступив в Министерство иностранных дел, какое-то время состоял при Венском посольстве, затем служил в Министерстве внутренних дел, в 1850 году - на Кавказе, в 1870-м был председателем комиссии по преобразованию тюрем, в 1877-м находился при главной квартире Императора для составления «Дневника Высочайшего пребывания за Дунаем» (Санкт-Петербург, 1878).

Несмотря на связи и некогда большое богатство, карьеры В. А. Соллогуб не сделал. Литературно-артистические интересы в Соллогубе преобладали, чему способствовали родственные связи с известным музыкальным домом графа М. Ю. Виельгорского - он был женат на его дочери, Софье Михайловне. В 1840-х годах близко общался с В. Г. Белинским , часто бывал в кружке Белинского.

Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Семья

В 1840 году женился на Софье Михайловне Виельгорской (1820-1878) - дочери графа Михаила Виельгорского и Луизы Бирон, племянницы последнего курляндского герцога Петра Бирона.

У Владимира Александровича и Софьи Михайловны было две дочери: Елизавета (1847-1932) и Мария (1851-1917).

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 08.08.1813 - 1836 - доходный дом Мижуева - Моховая улица, 41;
  • 1836 год - дом А. В. Васильчикова - Большая Морская улица, 53.

Сочинения

Фантастика в творчестве Соллогуба

В главном сочинении Соллогуба - повести «Тарантас. Путевые впечатления» (1845) - включена заключительная глава «Сон», представляющая собой утопию: во время путешествия по России старого крепостника и молодого славянофила их тарантас вдруг превращается в фантастическую птицу и несёт героев над преображенной страной, где всё находится в идеальном порядке и полном благополучии (при неизменности общественно-политической системы и отказе от всех «новомодных» веяний). Утопия Соллогуба вызвала разноречивые мнения у критиков демократического лагеря, некоторые (например, В. Г. Белинский) расценили её как памфлет на славянофилов. Вероятно, ближе к истине оказался Н. А. Добролюбов , считавший, что автор просто высказал свои чаяния - последняя точка зрения отчасти подтверждается «драматической шуткой» Соллогуба «Ночь перед свадьбой, или Грузия через 1000 лет» (1855), где и через десять веков в стране не происходит существенных структурных перемен, несмотря на многочисленные научно-нравственные улучшения.

Повести

  • История двух калош (1839)
  • Большой свет (1840)
  • Аптекарша (1841)
  • Медведь (1842)
  • Тарантас. Путевые впечатления (1843)
  • Старушка (1850)
  • В двух танцах (1840)
  • Через край (1885)

Рассказы

  • Два студента (1837)
  • Сережа (1838)
  • Три жениха (1838)
  • Собачка (1845)
  • Воспитанница (1846)
  • Метель (1849)

Пьесы

  • Ямщик, или Шалость гусарского офицера (1842)
  • Букеты, или Петербургское цветобесие (1845)
  • Модные петербургские лечения (1847)
  • Сотрудники, или Чужим добром не наживешься (1851)
  • Мастерская русского живописца (1854)
  • Чиновник (1856)

Водевили

  • Беда от нежного сердца (1850) (Один из наиболее популярных водевилей на русской театральной сцене)

Сборник

  • Вчера и Сегодня (2 т.) (1846)

Библиография

  • В. А. Соллогуб. , Санкт-Петербург. , «Издание книгопродавца Андрея Иванова» , 1845 г
  • В. А. Соллогуб. , Москва. , «Academia» , 1931 гг
  • В. А. Соллогуб. , Москва. , «Художественная литература» , 1988 г
  • В. А. Соллогуб. , Киев. , «Днiпро» , 1989г


Рассказать друзьям