В каком веке жил рембрандт. Рембрандт – все, что надо знать о знаменитом голландском художнике

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

XVII век – это «золотой» век живописи. Искусство XVII века, по сравнению с культурой

Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет. 1630 г.

предшествующих эпох, сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. В центр внимания художниками ставится человек, сознающий свою значимость от общественной среды и объективных законов бытия. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Художники XVII века стремятся показать во всём многообразии реальную жизнь. Стремление к широкому показу действительности приводит в это время к появлению всевозможных жанровых сцен. В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место завоёвывают светские жанры: бытовой жанр, пейзаж, натюрморт. Это ознаменовало появление в XVII веке реалистического направления в искусстве, что является важной вехой в эволюции западно-европейского искусства.

В это время Италия, Франция, Испания, Фландрия, Голландия быстро становятся влиятельными художественными центрами. XVII столетию принадлежат Величайшие мастера реализма: Караваджо, Веласкес, Хальс, Дельфтский и, конечно же, Рембрандт Харменс ван Рейн – крупнейший мастер реалистического искусства, в творчестве которого голландская живопись XVII века достигла своей вершины.

Он является крупнейшим представителем голландской живописи XVII века.

Голландия XVII века – это богатое государство, где купечество достигло своего могущества и небывалого богатства. Голландия – это страна купцов, предпринимателей, страна – торговли. Разбогатевшие роды Голландии того времени стремились показать своё состояние, своё богатство. И поэтому богачи обзаводятся шикарными дворцами, которые напичканы разного рода диковинками, собранными со всего света. Это и посуда, и персидские ковры, и живопись предшествующих эпох, и драгоценности. И не случайно именно на XVII век приходится расцвет голландской живописи. Богачи местным художникам заказывали свои портреты и портреты членов своей семьи. Художники, стараясь угодить заказчикам, изображали портретируемых в зените их славы и богатстве. Такие портреты прославляли изображаемых.

Такой традиции создания портрета в первый период своего творчества придерживался и Рембрандт. Но это было вначале творческого пути художника.

Несмотря на то, что, скорее всего, он никогда не выезжал из Голландии, уже при жизни Рембрандт был известен по всей Европе и оказывал сильное влияние на искусство той эпохи. Ещё когда художник был жив, его творчество и жизнь стали легендой.

Творчество Рембрандта проникнуто стремлением к глубокому, философскому постижению действительности и внутреннему миру человека во всём богатстве его душевных переживаний. Реалистическое и гуманистическое по своему существу, оно ознаменовало собой вершину развития голландского искусства XVII столетия, воплотив в яркой индивидуальной и совершенной художественной форме высокие нравственные идеалы, веру в красоту и достоинство простых людей. Необычайная широта тематического диапазона, глубочайший гуманизм, одухотворяющий произведения, подлинный демократизм искусства, постоянные поиски наиболее выразительных художественных средств, непревзойдённое мастерство давали художнику возможность воплощать самые глубокие передовые идеи времени. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: портреты, групповые портреты, натюрморты, жанровые сцены, картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты.

После кратковременного обучения в лейденском университете на факультете философии (1620 г.) он посвятил себя искусству. Учился живописи у Сваненбюрха в Лейдене (ок. 1620-23 гг.) и у исторического живописца Питера Ластмана в Амстердаме (1623 г.), который оказал большое влияние на творчество Рембрандта. После недолгого обучения у него Рембрандт вернулся в Лейден, где с 1623 по 1631 года он плодотворно работает. Открыл собственную мастерскую и набрал учеников. Наступила пора успеха и известности. Его техника совершенствовалась. Драматизм, непосредственность, впечатление схваченного мгновения, соответствующим образом избранные композиции и освещение, полное сочувствия психологическое описание составляют неповторимые особенности произведений Рембрандта.

Ещё в самом начале его творческого пути его мастерскую посетил некий Максим Хэггенс и оставил запись на память Рембрандту: «Браво, Рембранд!». Вскоре Рембрандт обретает сильного и богатого покровителя, который вводит его в богатое общество Голландии.

В этот период он очень много пишет портретов богатых, знатных горожан. Но и в этот же период, картины Рембрандта отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них сказывается ещё воздействие Ластмана и утрехтских караваджистов. Так в картинах «Апостол Павел» (ок. 1629 - 30 гг., Германский национальный музей, Нюрнберг) и «Симеон во храме» (1631 г., Маурицхёйс, Гаага) Рембрандт впервые использовал светотень как средство усиления одухотворённости и эмоциональной выразительности образов.

Его творчество стало символом эпохи живописи XVII столетия.

Отличительной особенностью в европейской живописи XVII века стало выдвижение на первый план камерного, интимного портрета, в противоположность портрету парадному, направленному на возвеличивание и прославление изображаемых. Так и Рембрандт, в ранний период своего творчества (лейденский период) упорно работает над портретом, изучая мимику человеческого лица, различные проявления характеров, индивидуальные черты человека. В это время он создаёт серию автопортретов и портретов членов его семьи. В многочисленных портретах, костюмированных автопортретах (более ста) Рембрандт фиксировал, анализировал душевные состояния, типы характеров и роли.

Портрет «Николас Ратс» (1631 г.),или взять, например, картину с библейским сюжетом «Плачь

Рембранд Харменс Ван Рейн. Плач Иеремии о разрушении Иерусалима. 1630 г. Рейксмузеум, Амстердам

Иеремии о разрушении Иерусалима» (1630 г.),групповой портрет «Концерт» (1626 г.): здесь очень ярко показано душевное состояние портретируемых. И всё это Рембрандт достигает светотенью. К тому же, стремясь показать на портрете внутренний мир человека, Рембрандт чаще всего помещает портретируемого в интерьер, чем в пейзаж: так, в замкнутом помещении, легче всмотреться в лицо человека. В композициях есть нечто изумительное. Его занимает свет, обильно падающий на предметы. Мало-помалу стремление передать внешний вид предметов приводит его к живописи тщательно выписанной, опрятной, вылощенной. Он стремиться к гармони голубых, бледно-зелёных и розово-жёлтых тонов. Стоит обратить внимание на картину 1630 года «Плачь Иеремии о разрушении Иерусалима» (1630 г.). Картина создана на один из библейских сюжетов Ветхого Завета, который гласит. Пророк Иеремий предсказал разрушение Еврейского государства, разрушение Иерусалима. Но никто ему не поверил. Однако, Иерусалим был разрушен. И художник показал момент, когда около развалин разрушенного Иерусалима Иеремий сокрушается о том, что он наделён даром предсказывать. Ему тягостен этот дар, но он ничего не может поделать. К тому же, использованные краски, композиция – всё заставляет зрителя обратить внимание на лицо Иеремии, как сразу чувствуется боль, душевное страдание человека его раздумья о судьбе всего человечества. Насколько эмоционально и психологически точно передал художник состояние этого старика: всё, от красок на картине, до положения позы человека, передаёт его страдания, его душевное состояние. Несомненно, что портреты, написанные кистью Рембрандта, доказывают, каким проницательным был художник уже в 25 лет. И эту марку своего творчества он будет держать до конца своих дней.

Жизнь у художника по-началу складывалась удачно. В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбюрх. 1630-е годы – это годы семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Картина «Урок анатомии доктора Тюльпа» (1632 г., Маурицхёйс, Гаага), в которой художник по-новому разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринуждённость и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Он пользуется широкой популярностью, получает много заказов, в его мастерских работают многочисленные ученики.

Рембрандт продолжает совершенствоваться в технике написания портрета. В заказных портретах состоятельного бюргерства он тщательно передаёт черты лица, одежду, драгоценности, но нередко модели получают и чёткую социальную характеристику. В автопортретах и портретах близких людей художник смело экспериментирует в поисках психологической выразительности. Он часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Работам этого времени порой бывают свойственны нарочитые внешние эффекты: нарядные, причудливые одеяния, освещение, резкие ракурсы, контрасты света и тени. Один из ярких примеров творческих исканий художника – это «Портрет Саскии», выполненный около 1635 года. При наличии здесь новой техники написания портрета, Рембрандт в портрете жены показал своё стремление к точности и правдивости, в чём и проявился несомненный и искренний дар художника. Что и в этот, почти ещё начальный период, чувствуется уже великий художник, самостоятельный и совершенный.

Искания этого периода завершил знаменитый «Автопортрет с Саскией» / «Весёлое общество» (ок. 1636 г.; Картинная галерея, Дрезден). Смело порывающий с художественными канонами, отличающийся

Рембранд Харменс ван Рей. Автопортрет с Саскией на коленях. 1935-1636 гг. Нидерланды (Голландия) Дрезден. Картинная галерея

живой непосредственностью и приподнятостью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой, красочной гаммой.

В это время манера Рембрандта становится смелее, рисунок свободнее, его радуют пышные, богатые краски, его мазок становится глубоким и сочным.

Если в начале своего творческого пути он был художником-живописцем, то вскоре он становится духовидцем. Рембрандт сводит знакомство с амстердамскими евреями. Он полюбил гулять в окрестностях Амстердама. Его видят у старых раввинов, которые объясняют ему библию, утверждают достоверность необычайного и сверхъестественного, дают текстам писания неожиданные и как бы озаряющие толкования и вызывают к жизни скрытые мечты, которые он носил в себе.

Он становится художником чудесного. Всё это подтверждается в его работах красками, дивным освещением, которое он создаёт.

Картина «Христос в Галилейском море во время шторма»,созданная в 1933 году, написана на один из библейских сюжетов. Настолько мастерски художник работает кистью, так много он вкладывает в картину глубоких, чисто человеческих чувств, что чудо кажется свершившимся: Христос сошёл на землю и находится среди людей. Мир, созданный его воображением, как натуральный, что зритель верит в него так же легко, как верит в совершение привычных нам вещей.

В этот период (1630-е гг.) в творчестве Рембрандта наблюдается тяготение к реалистическому перееданию сюжетов. Он отказывается от бурной патетики и внешних эффектов: он стремится к психологической выразительности. Богаче становится в его картинах и тёплая цветовая гамма, ещё большую роль приобретает свет, сообщающий особую трепетность и взволнованность произведению.

Одну за другой он пишет большие религиозные композиции. Одновременно с этим он заканчивает

Рембрандт Харменс ван Рейн. Пир Валтасара. 1635 г. Лондонская Национальная Галерея

целую серию произведений, этические или легендарные темы которых удерживают Рембрандта на его истинном пути тайновидца. Острота ракурсов и светотеневые контрасты используются им в композициях 1630-х годов на религиозные сюжеты. В такой манере написана картина «Пир Валтасара».Работа над этой картиной заняла у Рембрандта два года: 1634 – 1636 гг. На ней показан один из библейских сюжетов.

С помощью светотеневых контрастов художник приковывает всё внимание зрителя к лицу царя Валтасара и надписи, но которое обращён его испуганный взор. Интересен и сюжет, показанный на картине. Царь Вавилонский Валтасар однажды устроил пир для тысячи своих вельмож. Для этого он приказал слугам принести золотые и серебряные сосуды из Иерусалимского храма. Когда они были принесены, царь, его вельможи и их жёны стали пить из них вино и славить своих идолов. Но вдруг в царском чертоге, где шло пиршество, появилась кисть человеческой руки и стала писать на стене напротив лампады. Царь, увидев это, изменился в лице от страха. Он сразу ослаб и колени его стали дрожать. Царь громко закричал и повелел привести мудрецов для объяснения написанного. Долго никто не мог растолковать написанные слова и только один человек прочёл написанное на стене. Оно значило: «Исчислил Бог царство твоё и положил конец ему». В ту же ночь случилось то, что Бог предсказал через написанные на стене дворца слова: царь Валтасар был убит, а его царство было завоёвано. Это событие произошло много тысяч лет назад, но в картине оно кажется недавно происшедшим. Художник, словно, приблизил это событие к нам на много тысяч лет вперёд. Художник до мельчайших подробностей прорисовывает посуду на столе, одежду царя и даже его морщины на лице. Нет ничего идеального. Люди кажутся вполне реально-существовавшими и только одна рука в ярком свете доказывает великое мастерство Рембрандта.

Другая картина художника «Жертвоприношение Авраама» (1635 г.) не менее эмоциональна и динамична по своей сути. Выполнена на один из библейских сюжетов. Он гласит:

У Авраама и его жены долго не было детей. Им уже 90 лет и они перестали надеяться на чудо. Но, однажды, Господь Бог послал человека к Аврааму, который передал ему волю Бога: у него и его жены будет сын. Долгожданный и единственный сын Авраама Исаак рос в любви и заботе родителей. Однажды Господь решил испытать веру Авраама и его любовь к Нему. Он обратился к нему со словами: «Возьми сына твоего Исаака и принеси его в жертву твоему Богу». Трудно было Аврааму сделать это. Но он хотел исполнить всё, что Бог повелел ему, потому что он любил Господа всем сердцем своим. Поэтому Авраам нарубил дров и положил их на осла, взял с собой двоих слуг и Исаака и пошёл в указанное Господом место. Придя в указанное место, Авраам оставил слуг у подножия горы, а сам, поднявшись в гору, устроил жертвенник, разложил дрова и, связав Исаака, положил его на жертвенник… Но вдруг ангел Божий воззвал к нему с неба: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что ты готов всё сделать для Господа Бога твоего!». Сколько в картине динамики, резких движений, глубины показанного замысла. Рембрандт мастерски запечатлел минутное движение: Авраам занёс руку в твёрдом решении принести в жертву своего сына и тут неожиданно появляется ангел и успевает остановить его, схватив Авраама за руку.

В 1637 году Рембрандт пишет картину «Ангел Рафаил, покидающий семейство Товия» (Луврский музей). Композиция этой картины восхитительна. Семья патриарха: коленопреклонный отец, жена и сын, в испуге притаившиеся друг к другу, собака, робко свернувшаяся около своей хозяйки, - всё говорит о свершившимся чуде, между тем как ангел-исцелитель, стремительный и неприступный. В могучем полёте мчится к небесам, чтобы присоединится там к небесному воинству, от которого он на мгновение отделился. Это необычайное явление изображено, как всегда у Рембрандта, в самых существенных чертах. Нет ничего лишнего. Ни одного фальшивого жеста. Никакой напыщенности, никакого преувеличения. Создано впечатление полной естественности: ни на минуту нельзя усомниться в том, что небо снисходит к земным делам, что бог склоняется к людям и, что благочестивый старец только что испытал прикосновение незримой руки.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Даная. 1636 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

Особое место занимают выполненные Рембрандтом в 1630-х гг. мифологические композиции, в которых художник бросал смелый вызов классическим канонам и традициям («Похищение Ганимеда», 1635 г., Картинная галерея, Дрезден). Ярким воплощение этических взглядов художника явилась монументальная композиция «Даная» - 1636 год (большая часть картины переписана в середине 1640-х гг., Государственный Эрмитаж). Картина на мифологический сюжет выполнена в противоречии с принятыми, классическими канонами и традициями: сюжет на его картине необычайно жизнен и убедителен. Подчёркивают эту особенность картины мелкие детали: так у кровати разбросана обувь Данаи, вот настало утро и служанка, приоткрыв занавесь, хочет войти в опочивальню только что проснувшейся Данаи. Фигура Данаи далёкая от классических идеалов, она выполнена со смелой реалистической непосредственностью. Рембрандт чувственно-телесной, идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил возвышенную красоту духовности и теплоты интимного человеческого чувства. Существует версия, что моделью для создания картины послужила его жена Саския. Ряд искусствоведов выдвинули версию, что на картине показана вообще беременная женщина, об этом свидетельствует тот факт, что в XVII веке беременные женщины носили на руке браслеты, что и показал художник на картине.

В 1630-х гг. Рембрандт много работал и в технике офорта. Он часто воспроизводил с живой непосредственностью жанровые сцены, проявляя особый интерес к жизни социальных низов (многочисленные изображения нищих, «Продавец крысиного яда», 1632 г.). Прибегая к различным техническим приёмам, Рембрандт создал в этот период карандашные рисунки, меткие по характеристике, смелые и обобщённые по манере. Рембрандт в своём творчестве, всегда уделял большое внимание офорту и рисунку. Исполненные им в технике офорта портреты и пейзажи, бытовые и религиозные сцены отличаются новизной художественных приёмов, глубоким психологизмом образов, богатством светотени, выразительностью и лаконизмом линий. До нас дошло около 2 тысяч рисунков Рембрандта. Среди них подготовительные наброски, эскизные рисунки к живописным произведениям, зарисовки сцен повседневной жизни и рождающихся в его воображении замыслов.

Рембрандт известен также своими пейзажными образами: около 1640 он обратился к реальному окружающему пейзажу. До этого он писал пейзажи, следуя голландской традиции сочинённых ландшафтов. Мир родной природы предстаёт на его картинах в своей изменчивости. Он необычайно близок человеку, обжит им.

Уже с этого момента, когда наблюдается углубление реалистического мастерства художника, происходит нарастание его разногласий с окружающей патрицианской средой. Конфликт, назревший между искусством Рембрандта и требованиями голландского буржуазного общества, постепенно утрачивавшего свои демократические традиции, проявился в 1642 году, когда картина «Ночной дозор» (Амстердам, Рейксмузеум) вызвала протесты заказчиков. В 1642 году по заказу роты стрелков Рембрандт написал большую картину (3,87 х 5, 02 м.), в связи с потемнением от времени красок получившую позже название «Ночной дозор». Вместо традиционной пирушки с портретами её участников, где каждый запечатлён со всей тщательностью индивидуальной характеристики, как это делалось ранее, художник изобразил выступление стрелков в поход. Подняв знамя, во главе с капитаном идут они под звуки барабанов по широкому мосту у здания гильдии. Необычайно яркий луч света, освещая отдельные фигуры, лица участников шествия и маленькую девочку с петухом у пояса, как будто пробирающуюся сквозь ряды стрелков, подчёркивает неожиданность, динамику и взволнованность изображения. Образы мужественных людей, охваченных героическим порывом, сочетаются здесь с обобщённым образом голландского народа. Так, групповой портрет приобретает характер своеобразной исторической картины, в которой художник стремится дать оценку современности.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Ночной дозор. 1642 г. Рейксмузеум, Амстердам

«Ночной дозор» навлёк на Рембрандта немилость амстердамских мещан и втянул его в бесконечную распрю с гильдией. Каждый из гильдейских сановников чувствовал себя обманутым. Почему?

Всё дело в традициях!

Среди амстердамских обществ и корпораций установился обычай заказывать кому-нибудь из местных художников свой коллективный портрет. Главные члены гильдии оставляли в наследство преемникам свои изображения.

Подобного рода произведения сделались банальным местом голландской живописи. При исполнении их традиции соблюдались самым тщательным образом, и здесь не было места личной изобретательности художника. Членов корпорации располагали в ряд, глава гильдии занимал центральное место, а гильдейские сановники располагались по его сторонам. Иногда их изображали за каким-нибудь торжественным празднеством.

В 1642 году корпорация амстердамских стрелков обратилась к Рембрандту с просьбой послужить ей своим талантом. За работу ему было уплачено 1 600 флоринов.

Мастер быстро принялся за дело. Надеялись, что он подчинится твёрдо установленному обычаю и разместит членов гильдии в иерархическом порядке в каком-нибудь зале, предназначенном для празднеств или собраний. Рембрандт обманул эти ожидания. Он не мог подчиниться столь реальным условиям. И на свет появилась картина, какую мы видим теперь. Практически у всех возникают вопросы: в какое время и с какой целью, по чьему повелению, и в каком городе собрались эти люди; если это призыв к оружию, то зачем это праздничное шествие; как попала сюда эта девушка, одетая принцессой в шёлк и золото, а за поясом у неё курица; зачем эти зеркала, развешанные на колоннах??? Напрашивается ответ: эта картина могла бы послужить иллюстрацией к какой-нибудь комедии. Поэтому картина вызвала протесты патрицианского общества Голландии.

На протяжении 1640-х годов расхождения художника с патрицианским обществом нарастают. Этому способствуют тяжёлые события в его личной жизни, смерть Саскии. Приток заказов Рембрандту сокращается, в его мастерских остаются лишь наиболее преданные ученики. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости.

Его творчество этого этапа утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Он пишет спокойные, исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости. В такой манере написаны картины например, «Давид и Ионафан», 1642 г., или «Святое семейство», 1642 г, Государственный Эрмитаж. Последняя, подкупает своей задушевностью. Простота и сдержанное волнение, глубокое смирение характерны для этой картины. Показанная в ней глубина человеческих чувств, покоряет удивительно тонким и сильным воплощением. В простых обыденных сценах, в скупых и точно найденных жестах художник раскрывает всю сложность душевной жизни, течение мыслей героев. Место действия картины «Святое семейство» он переносит в бедный крестьянский дом, где плотничает отец, а молодая мать заботливо охраняет сон младенца. Каждая вещь здесь овеяна дыханием поэзии, подчёркивает настроение тишины, покоя, умиротворения. Этому способствует мягкий свет, озаряющий лица матери и младенца, тончайшие оттенки тёплого золотистого колорита.

Колорит картин Рембрандта 1640-х годов становится более эмоциональным, нарядным и звучным. Всё большее значение, как в графике, так и в живописи Рембрандта приобретает светотеневая игра, создающая особую, драматически напряжённую, эмоциональную атмосферу: монументальный графический лист «Христос, исцеляющий больных», или так называемый «Лист в сто гульденов», около 1642 – 1646 годов; полный воздушной и световой динамики пейзаж «Три дерева», около 1643 года. Так же, картина «Христос и грешница» (1644 г.). Главные фигуры – Христос и грешница – выделены художником из полумрака тонким и приятным светом, который озаряет их.

1640-50-е знаменуют вершину карьеры Рембрандта и одновременно поворот в его судьбе, за которым последовало разорение. Это годы тяжких жизненных испытаний Великого мастера Голландии. Рембрандт отошёл от светской жизни, но, несмотря на невзгоды, его искусство продолжало развиваться, стиль становился всё более индивидуальным и оригинальным, и это позволило ему в конце жизни создать свои величайшие произведения.

Он пишет спокойные исполненные внешней теплоты и интимности библейские и жанровые сцены,

Рембрандт Харменс ван Рейн. Христос в Эммаусе. 1648 г. Музей Лувр, Париж

раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувство душевной, родственной близости. В 1648 году им была создана картина под названием «Христос в Эммаусе» (Лувр). Дивное произведение! Обстановка сцены чрезвычайно бедна и скромна. Всё великолепие этого произведения, его глубокая проникновенность, его сверхъестественное могущество заключено в трёх фигурах: двух учеников и слуги, и в голове Христа. Никогда ещё не видела живопись такого поразительного божьего лица. Нельзя передать бесконечную человечность этого лица, эго надо просто видеть. В нём воплощена вся нежность жизни и вся грусть смерти. Его глаза с такой глубиной смотрят на страдания человечества, а его лоб кажется таким ясным среди мрака, который окутывает весь мир! Трудно сказать, как написано это лицо; кажется, что оно не существует в действительности, а только является. Безграничная любовь окружает его, и ученики почитают его. Глядя куда-то вдаль, Христос медленно разламывает хлеб, и его жест кажется символом истины, которую познают лишь впоследствии. После своего распятия и воскрешения Христос решил навестить своих учеников. Как странник он присоединился в пути в двум из них и зашёл с ними в один из местных домов, чтобы поесть. Ученики не догадывались кто с ними находится рядом. И только, когда Христос, взяв в руки хлеб, стал его разламывать, ученики этим жестом Христа увидели в нём своего учителя.

В это время Рембрандт всё чаще обращается к жанру портрета, изображая наиболее близких ему людей: многочисленные портреты второй жены Рембрандта – Хендрикье Стоффельс, его сына Титуса, в которых художник сосредотачивает внимание на раскрытии душевного мира портретируемых. Любовь и нежность к своему ребёнку, к своему сыну воплотились в картине«Титус за чтением». Та любовь и нежность, которые он не успел дать во всём своём богатстве своему сыну, так рано умершему – Титусу. Картина была написана в 1657 году, а хранится в Венском музее истории искусства. Сколько любви, нежности и покоя в этом полотне. В портрете образ будто пронизан солнечными лучами. Титус часто служил своему отцу моделью – этот болезненный, хрупкий юноша с нежным одухотворённым лицом.

Концентрация содержания его работ достигается путём перехода от повествовательных, порой многословных сюжетов к исключительно насыщенной и сжатой интерпретации. Всё большее место в портретах Рембрандта занимает простой человек. Художника привлекают образы старых людей, прошедших долгую жизнь, полную горестей и лишений, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства. Теперь Рембрандт сосредотачивает внимание лишь на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, он не так тщательно прорисовывает одежду. Часто изображаемую фигуру окружает полумрак, что способствует передаче психологической углубленности образов. Одна из самых известных его работ так называемая «Портрет жены брата художника», написанная в 1654 году, хранится в музее изобразительных искусств в Москве им. А. С. Пушкина. Своим «Портретом старушки» гениальный голландский портретист Рембрандт вводит зрителя во внутренний мир простого, ничем не знаменитого человека и открывает в нём величие богатства доброты и человечности. Здесь художник использовал многослойную технику написания картины, в результате чего сходство оригинала с изображением на картине максимально, словно это фотография. Необычайной эмоциональности произведения способствует сочетание тёплых тонов, переливающихся тончайшими оттенками, светом, трепещущим, как будто излучаемый самим предметом. Едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств. То лёгкие и прозрачные, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины. Наблюдая за светотеневой игрой, зритель как бы следит за постепенным развитием переживаний изображённых.

И его творчество, представленные в статье, познакомят вас с одним из величайших художников всех времен. Рембрандт Харменс ван Рейн (годы жизни - 1606-1669) - известный голландский живописец, офортист и рисовальщик. Его творчество пронизано стремлением постичь суть жизни, а также внутренний мир человека. Рембрандта интересовало богатство душевных переживаний, присущее людям. Творчество этого художника - вершина голландского искусства 17 столетия. Также оно считается одной из важнейших страниц художественной культуры всего мира. Даже люди, далекие от живописи, знают его произведения. Рембрандт - это удивительный художник, жизнь и творчество которого наверняка вас заинтересуют.

Художественное наследие Рембрандта

Исключительно многообразно художественное наследие, которое он оставил нам. Рембрандт рисовал портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены. Он создавал картины на мифологические, библейские, исторические темы, а также другие произведения. Рембрандт является непревзойденным мастером офорта и рисунка.

Жизнь в Лейдене

Жизнь Рембрандта в 1620 году отмечена непродолжительным обучением в Лейденском университете. Затем он решил полностью посвятить свою жизнь искусству. С этой целью он обучался сначала в Лейдене у Я. ван Сваненбюрха (примерно в 1620-23 годах), а затем в Амстердаме у П. Ластмана (в 1623 году). В период с 1625 по 1631 год художник работал в Лейдене. Здесь создавал свои первые произведения Рембрандт.

Следует отметить, что его работы, относящиеся к лейденскому периоду, характеризуются поисками творческой самостоятельности автора, несмотря на то что в них заметно влияние Ластмана, а также представителей голландского караваджизма. В качестве примера можно привести работу "Принесение во храм", созданную около 1628-29 годах. В "Апостоле Павле" (примерно 1629-30 год), а также в "Симеоне во храме" (1631) художник впервые прибегнул к светотени как к средству, призванному усилить эмоциональную выразительность и одухотворенность образов. В это же время Рембрандт упорно трудился над портретом. Он изучал мимику лица.

1630 годы в жизни Рембрандта

Важное событие в жизни мастера произошло в 1632 году. Переездом в Амстердам отмечена биография художника Рембрандта. Жизнеописание его, относящееся к этому времени, следующее.

В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше). Эта женщина была круглой сиротой. Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена. Два брата Саскии являлись юристами. Среди родственников этой женщины - множество государственных чиновников и ученых. Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника. Рембрандт обставил свой дом множеством редких вещей, в результате чего он стал настоящим музеем. Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах. Он скупал эстампы и картины, индийские и китайские резные безделушки, старое оружие, статуи, ценный хрусталь и фарфор. Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал. Они вдохновляли художника. Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк. Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами. Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви. В целом 1630 годы - это время семейного счастья и большого художественного успеха.

Портреты 1630 годов

Все портреты, относящиеся к 1630 годам, демонстрируют тонкость и наблюдательность Рембрандта. Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком. Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне. Часто овального формата бывают его произведения. Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой. Она достигается упрощением светотени и черно-белой гармонии, а также прямым взглядом модели. Все произведения полны достоинства, привлекают внимание композицией и динамической непринужденностью. В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура. Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку). Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко.

Характеристика некоторых портретов 1630 годов

Описывая жизнь и творчество Рембрандта данного периода, нельзя не обратиться к созданным им портретам. Они достаточно многочисленны. Работа Рембрандта "Урок анатомии доктора Тюлпа" (на фото выше) была создана в 1632 году. В ней автор новаторски подошел к решению проблемы группового портрета, в результате чего композиция получилась непринужденной. Рембрандт объединил всех людей, представленных на картине, единым действием. Эта работа принесла ему большую известность.

В других портретах, созданных по многочисленным заказам, художник тщательно передавал одежду, черты лица, драгоценности. Один из примеров - работа "Портрет бургграфа", которую написал в 1636 году Рембрандт Гарменс ван Рейн. Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой. К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше). В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности. Здесь нужно назвать также автопортрет, созданный в 1634 году, и "Улыбающуюся Саскию", написанную в 1633 году.

Знаменитая картина "Веселое общество", или "Автопортрет с Саскией" (фото этой работы представлено выше), завершила искания этого периода. Ее написал около 1635 года Жизнь и творчество художника по-особенному раскрываются в этой работе. В ней он смело порывает с существовавшими в то время канонами. Картина выделяется свободной манерой живописи, живой непосредственностью композиции, а также наполненной светом, мажорной, красочной гаммой.

Библейские композиции и мифологические сцены 1630

В 1630 годы художник создавал и библейские композиции. Одна из самых известных - "Жертвоприношение Авраама". Она относится к 1635 году. Библейские композиции этого времени отмечены влиянием живописи итальянского барокко. Его воздействие проявляется в динамике композиции (несколько форсированной), светотеневых контрастах, остроте ракурсов.

В творчестве Рембрандта этого времени особое место принадлежит мифологическим сценам. В них художник не стал следовать классическим традициям и канонам, бросив им смелый вызов. Одна из работ, которую можно здесь отметить, - это "Похищение Ганимеда" (1635 год).

"Даная"

В монументальной композиции под названием "Даная" в полной мере воплотились эстетические взгляды Рембрандта. В этой работе он словно вступает в спор с великими художниками эпохи Возрождения. Изображенная Рембрандтом обнаженная фигура Данаи не соответствует классическим идеалам. Художник выполнил эту работу с реалистической непосредственностью, очень смелой для того времени. Он противопоставил идеальной, чувственно-телесной красоте образов, созданных итальянскими мастерами, духовную красоту, а также теплоту человеческого чувства.

Другие работы

Также в 1630 годы Рембрандт много времени посвящал работе в технике гравюры и офорта. Можно отметить такие его произведения, как "Странствующая пара" и "Продавец крысиного яда". Художник также создавал карандашные рисунки, обобщенные по манере и весьма смелые.

Творчество Рембрандта 1640 годов

Эти годы отмечены конфликтом между новаторскими произведениями Рембрандта и весьма ограниченными запросами его современников. Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году. Тогда работа Рембрандта "Ночной дозор" вызвала бурные протесты заказчиков. Они не приняли главную идею художника. Рембрандт вместо привычного группового портрета изобразил героически-приподнятую композицию, в которой по сигналу тревоги гильдия стрелков выступает вперед. То есть это была, можно сказать, Она будила воспоминания современников об освободительной войне, которую вел голландский народ.

После этой работы сократился приток заказов Рембрандта. Жизнь его была омрачена также смертью Саскии. В 1640 годы творчество художника утратило внешнюю эффектность. Ноты мажорности, характерные для него ранее, также исчезли. Рембрандт начинает писать спокойные жанровые и библейские сцены, исполненные интимности и теплоты. В них он раскрывает тончайшие оттенки переживаний, чувства родственной, душевной близости. Среди этих работ нужно отметить "Святое семейство" 1645 года, а также картину "Давид и Ионафан" (1642 год).

Как в графике, так и в живописи Рембрандта все большее значение приобретает очень тонкая игра светотени. Она создает особую атмосферу - эмоционально напряженную, драматическую. Следует отметить монументальный графический лист Рембрандта "Христос, исцеляющий больных", а также "Лист в сто гульденов", созданные примерно в 1642-46 годах. Также нужно назвать пейзаж 1643 года "Три дерева", полный световой и воздушной динамики.

1650 годы в творчестве Рембрандта

Это время было отмечено тяжкими жизненными испытаниями, выпавшими на долю художника. Именно 1650 годами начинается период его творческой зрелости. Рембрандт начинает все чаще обращаться к портрету. Он изображает самых близких ему людей. Среди этих работ стоит отметить многочисленные портреты Хендрикье Стоффельс, второй супруги художника. Также весьма примечателен созданный в 1654 году "Портрет старухи". В 1657 году художник написал еще одну свою известную работу - "Сын Титус за чтением".

Изображения простых людей и стариков

Образы простых людей, в особенности стариков, все больше привлекают художника. Они являются в его работах воплощением духовного богатства и жизненной мудрости. В 1654 году Рембрандт создал "Портрет жены брата художника", а в 1652-1654 - "Портрет старика в красном" (на фото выше). Живописца начинают интересовать руки и лицо, которые освещаются мягким светом. Они как будто выхвачены из темноты. Лица фигур характеризуются едва заметной мимикой. Это показывает сложное движение их чувств и мыслей. Рембрандт чередует легкие и пастозные мазки, что делает поверхность картины переливающейся светотеневыми и красочными оттенками.

Сложное материальное положение

В 1656 году художника объявили несостоятельным должником, в результате чего все его имущество ушло с молотка. Рембрандт был вынужден перебраться в еврейский квартал города Амстердама. Здесь он провел остаток своей жизни в крайне стесненных условиях.

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна 1660 годов

Библейские композиции, созданные в 1660 годы, подводят итог рембрандтовским размышлениям о смысле жизни. В его творчестве этого времени имеются картины, посвященные столкновению светлого и темного начал в душе человека. Целый ряд работ на эту тему создал Рембрандт Харменс ван Рейн, биография и список картин которого нас интересуют. Среди таких произведений нужно отметить работу "Ассур, Аман и Эсфирь", созданную в 1660 году; а также "Давид и Урия", или "Падение Амана" (1665). Они характеризуются гибкой манерой письма, теплой насыщенной гаммой, сложной фактурой поверхности, напряженной игрой света и тени. Все это необходимо художнику для раскрытия сложных душевных переживаний и коллизий, для утверждения победы добра над злом.

Историческая картина Рембрандта под названием "Заговор Юлия Цивилиса", известная также как "Заговор батавов", была создана в 1661 году. Она проникнута героикой и суровым драматизмом.

"Возвращение блудного сына"

В последний год своей жизни художник создал работу "Возвращение блудного сына". Она датируется 1668-69 годами. Это монументальное полотно является главным шедевром Рембрандта. В нем воплощена вся морально-эстетическая и художественная проблематика, характерная для позднего периода его творчества. Художник с высочайшим мастерством воссоздает в этой картине целую гамму глубоких и сложных человеческих чувств. Художественные средства он подчиняет раскрытию красоты прощения, сострадания, понимания. В скупых жестах и выразительных позах воплощена кульминация перехода от напряжения чувств к благополучному разрешению страстей. На фото, расположенном выше, вы можете видеть это последнее произведение Рембрандта.

Смерть Рембрандта, значение его творчества

Знаменитый голландский живописец, офортист и рисовальщик умер в Амстердаме 4 октября 1669 г. Харменс ван Рейн Рембрандт, произведения которого знают и любят многие, оказал огромное влияние на дальнейшее развитие живописи. Это заметно не только по творчеству его учеников, из которых Карел Фабрициус подошел к пониманию Рембрандта ближе всех, но и по произведениям каждого голландского художника, более или менее значительного. Картины многих мастеров отражают влияние такого художника, как Рембрандт ван Рейн. Произведение "Болото", автор которого - Якоб ван Рейсдал, - вероятно, одна из таких работ. На ней представлена залитая водой пустынная часть лесного массива. Эта картина несет в себе символический смысл.

В дальнейшем оказал сильное воздействие и на развитие реалистического искусства в целом великий Рембрандт. Картины и биография его и по сей день интересуют множество людей. Это говорит о том, что его творчество действительно весьма ценно. Шедевры Рембрандта, описание многих из которых было представлено в этой статье, до сих пор вдохновляют художников.

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669) знаменует наивысший расцвет голландского искусства XVII века и одну из вер­шин мирового искусства вообще. Демократическое и истинно гуман­ное, проникнутое горячей верой в торжество справедливых жизнен­ных начал, оно воплотило в себе самые передовые и жизнеутверждаю­щие идеи своего времени. Художник поднял изобразительное искусство на новую ступень, обогатив его небывалой жизненностью и пси­хологической глубиной. Рембрандт создал новый живописный язык, в котором главную роль играли тонко разработанные приемы светотени и насыщенный, эмоционально напряженный колорит. Духовная жизнь человека стала отныне доступной изображению средствами реалисти­ческого искусства.

Рембрандт выступил новатором во многих жанрах. Как портре­тист, он явился создателем своеобразного жанра портрета-биографии, где долгая жизнь человека и его внутренний мир раскрывались во всей своей сложности и противоречивости. Как исторический жи­вописец, он претворил далекие античные и библейские легенды в со­гретый высоким гуманизмом рассказ о реальных земных человеческих чувствах и отношениях.

Середина 1630-х годов - время наибольшей близости Рембрандта к общеевропейскому стилю барокко, пышному и шумному, насыщен­ному театральным пафосом и бурным движением, контрастами света и тени, противоречивым соседством натуралистических и декоратив­ных моментов, чувственности и жестокости.

В барочный период написано «Снятие с креста» (1634). Картина иллюстрирует евангельскую легенду о том, как Иосиф Аримафейский, Никодим и Другие ученики и близкие Христа, получив разрешение Пилата, сняли ночью тело Христа, завернули его в бога­тую плащаницу и похоронили.

Легенда рассказана Рембрандтом с потрясающей жизненной прав­дой. Трагическая смерть учителя и сына повергла участников собы­тия в глубокое горе. Художник вглядывается в лица, стараясь про­никнуть в души людей, прочесть реакцию каждого на происходящее. Взволнованно передает он обморок Марии, матери Христа, плач и стенания женщин, страдание и скорбь мужчин, испуг и любопытство подростков.

В этом произведении Рембрандт отталкивался от известной кар­тины Рубенса того же названия, используя отдельные композиционные мотивы вели­кого фламандца и стремясь превзойти его в выражении душевных движений героев.

Другим важным достижением этой картины, наряду с индиви­дуализацией чувств действующих лиц, явилось использование света для достижения цельности многофигурной композиции. Три главных момента легенды - снятие с креста, обморок Марии и расстилание плащаницы - освещены тремя различными источниками света, ин­тенсивность которых убывает сообразно с уменьшением значения сцены.

Начало нового периода в жизни и творческой деятельности масте­ра было отмечено двумя важными событиями, которые произошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены, оставившей ему годовалого сына, и созданием картины «Ночной до­зор»- большого группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитого произведения мастера.

Семейная трагедия и завершение ответственного заказа поставили Рембрандта перед сложными проблемами личной и творческой жизни. Художник выходит из этого кризиса возмужавшим и умудренным. Его искусство становится серьезнее, собраннее и глубже, а главное, в нем все явственней проступает интерес к внутренней жизни человека, к тому, что творится в его душе.

В тесной связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-е годы следует рассматривать и одно из главнейших произведений худож­ника - «Даная» , хотя на картине стоит дата 1636. На создание обра­за Данаи, легендарной греческой царевны, заточенной своим отцом, чтобы избежать предсказанной ему гибели от руки внука, Рембрандта вдохновила его первая любовь - Саския. Но через десять лет, как по­казали новейшие исследования, художник, неудовлетворенный перво­начальным решением, существенно перерабатывает образ главной ге­роини. Моделью для окончательного варианта картины послужила ему, по-видимому, Гертье Диркс, молодая вдова, поселившаяся в доме Рембрандта после смерти Саскии сначала как нянька годовалого Титуса, а затем и на правах полной хозяйки. Таким образом, голова, пра­вая рука и в значительной степени тело Данаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся в Данаю Зевс про­ник к ней в виде золотого дождя), а также фигура старухи-служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов. Почти все остальные детали картины остались такими, какими были написаны в 1636 году, характерным для предшествующего периода аккуратным, рисующим мазком.

Значительным изменениям подвергся и колорит картины. В пер­воначальном варианте господствовали холодные тона, типичные для середины 1630-х годов. Заменив золотой дождь первого варианта золотым светом, как бы предвещающим появление влюбленного бога, Рембрандт выполняет теперь центральную часть картины в теплом тоне с золотистой охрой и красной киноварью в ка­честве доминант.

Во втором варианте, то есть в 1646-1647 годах, Даная получила и углубленную психологическую характеристику, благодаря которой раскрылся сокровенный внутренний мир женщины, вся сложная и противоречивая гамма ее чувств и переживаний. «Даная», таким образом,-наглядный конкретный пример становления знаменитого рембрандтовского психологизма.

Творчество Рембрандта 1650-х годов отмечено прежде всего дости­жениями в области портрета. Внешне портреты этого периода отли­чаются, как правило, большим размером, монументальными формами. спокойными позами. Модели обычно сидят в глубоких креслах, поло­жив на колени руки и повернувшись прямо к зрителю. Светом выде­лены лицо и кисти рук. Это всегда пожилые, умудренные долгим жиз­ненным опытом люди - старики и старухи с печатью невеселых дум па лицах и нелегкого труда на руках. Подобные модели давали худож­нику блестящие возможности показать не только внешние приметы преклонного возраста, но и духовный облик человека. В собрании Эр­митажа эти работы хорошо представлены незаказными портретами:

«Старик в красном», «Портрет старушки» и «Портрет старика еврея».

Мы не знаем имени человека, послужившего моделью для портре­та «Старик в красном». Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 го­да (Национальная галерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в глубокой задумчивости склонившим голову на правую руку; эрмитажный вариант трактует ту же тему- человек на­едине со своими думами. На этот раз художник применяет строго сим­метричную композицию, изображая неподвижно сидящего старика в фас. Но тем заметнее движение мысли, едва уловимая смена выраже­ния лица: оно кажется то суровым, то более мягким, то усталым, то вдруг озаренным приливом внутренней силы и энергии. То же происходит и с руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессиленно. Художник достигает этого прежде всего благодаря блестящему мастерству светотени, которая в зависимости от ее силы и контрастности вносит в изображение элегическую расслабленность или драматическое напряжение. Огромную роль играет при этом и манера нанесения краски на холст. Изрытое морщинами лицо старика и узловатые натруженные руки обретают художественную, выразительность благодаря вязкому месиву красок, в котором переплетающиеся жирные мазки передают структуру формы, а тонкие лессировки придают ей движение и жизнь.

Безымянный старик в красном с подчеркнутым достоинством, силой духа и благородством стал выражением новой этической позиции художника, открывшего, что ценность личности не зависит от официального положения человека в обществе.

К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проник­новенное произведение - «Возвращение блудного сына». Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. Именно здесь идея всепрощающей любви к человеку, к униженным и страждущим - идея, которой Рембрандт служил всю свою жизнь,- находит наивысшее, совершеннейшее воплощение. И именно в этом произведении мы встречаемся со всем богатством и разнообразием живописных и технических приемов, которые вырабо­тал художник за долгие десятилетия творчества.

Оборванный, обессиленный и больной, промотавший свое состоя­ние и покинутый друзьями, появляется сын на пороге отчего дома и здесь, в объятиях отца, находит прощение и утешение. Безмерная свет­лая радость этих двоих - старика, потерявшего всякие надежды на встречу с сыном, и сына, охваченного стыдом и раскаянием, прячуще­го лицо на груди отца,- составляет главное эмоциональное содержа­ние произведения. Молча, потрясенные, застыли невольные свидетели этой сцены.

Художник предельно ограничивает себя в цвете. В картине доми­нируют золотисто-охристые, киноварпо-красные и черно-коричневые тона при бесконечном богатстве тончайших переходов внутри этой скупой гаммы. В нанесении красок на холст участвуют и кисть, и шпа­тель, и черенок кисти; но и это Рембрандту кажется недостаточным-он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына). Благодаря разнообразию приемов достигается повышенная вибрация красочной поверхности - краски то горят, то сверкают, то глухо тлеют, то как бы светятся из­нутри, и ни одна деталь, ни один, даже самый незначительный, уголок холста не оставляет зрителя безучастным.

Только умудренный огромным жизненным опытом человек и ве­ликий, проделавший большой путь художник мог создать это гениаль­ное и простое произведение.

Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене, одном из крупнейших голландских городов. Его отец, Хармен, был зажиточным мельником. Фамилия художника «ван Рейн» означает «с Рейна», то есть с реки, на которой стояли семейные мельницы. Мать Рембрандта, Корнелия, была дочерью пекаря. С Харменом они поженились в 1589 году, когда им обоим исполнилось по 21 году. В семье родились десять детей, предпоследний из них — Рембрандт. Родители художника прожили тихую жизнь, исполненную трудов, — отец умер в 1630 году, а мать —в 1640-м.

Из выживших братьев Рембрандта трое продолжили семейную традицию, став мельниками и пекарями. Будущий художник оказался единственным в семье ребенком, получившим образование в Латинской школе в Лейдене.

В мае 1620 года, в возрасте 13 лет, он поступил в одно из старейших учебных заведений Европы — Лейденский университет. Столь юные студенты тогда никого не удивляли. Впрочем, по поводу учебы Рембрандта в университете мнения исследователей расходятся. Возможно, он даже не приступал к ней, а звание студента потребовалось ему только для того, чтобы получить отсрочку от военной служ бы. Приблизительно в то же время Рембрандт начал осваивать ремесло художника.

Основным источником информации о ранних годах его жизни служат книги Иоханнеса Орлерса, бывшего в то время мэром Лейдена. Во втором издании своей своеобразной книги-справочника, вышедшей в 1641 году, Ор-лерс поместил короткую биографическую справку о Рембрандте. Из этой справки можно узнать, что первоначально Рембрандт обучался у местного живописца Якоба ван Сва-ненбюрха. Он провел в его мастерской три года, а затем, в 1624 году, на полгода перебрался в Амстердам — к известному мастеру исторической живописи Питеру Ластману.

В 1625 или 1626 году Рембрандт возвратился в Лейден. Здесь он подружился с другим подающим надежды живописцем (тоже учеником Ластмана), Яном Ливенсом, — на протяжении нескольких лет они часто писали вместе, и временами их работы настолько походили друг на друга, что установить авторство одного из художников представлялось делом почти безнадежным.

Позже, в конце 1631 или в начале 1632 года, Рембрандт переехал из Лейдена в Амстердам (тогдашнюю столицу Нидерландов). Амстердам в это время на глазах превращался в один из крупнейших центров мировой торговли. За тридцать лет (с 1610 по 1640 годы) численность его населения возросла втрое — с 50 000 до 150 000 жителей. Рембрандт решил, что сделать настоящую художническую карьеру в таком городе будет гораздо легче.

В Лейдене Рембрандт чаще всего писал небольшие по размеру сюжетные картины (это были трактовки религиозных сюжетов, портреты и автопортреты, характерные сценки). Теперь он стал работать на заказ, что позволило ему быстро добиться успеха. Почти два года художник прожил в доме Хендрика ван Эйленбюрха, крупного торговца живописью, с которым подружился вскоре после переезда в столицу.

В июне 1633 года Рембрандт обручился с двоюродной сестрой Эйленбюрха, Саскией, а спустя год женился на ней. Родители Саскии умерли, когда она была ребенком, и оставили дочери солидное наследство. Не был бедным человеком и Рембрандт, уже успевший утвердиться среди ведущих голландских художников своего времени. Но это не был брак по расчету. Рембрандт и Саския страстно любили друг друга. Первое время молодые жили в доме Хендрика ван Эйленбюрха, а чуть позже купили собственный дом.

Между 1635 и 1640 годами Саския родила троих детей, но все они умирали, прожив на свете лишь несколько недель. В 1641 году она родила четвертого (и последнего) своего ребенка. Родители назвали сына Титус. Титус выжил, но вскоре умерла сама Саския. Ей было 29 лет.

В год смерти Саскии художник закончил «Ночной дозор», свою самую большую и самую знаменитую картину. Но жизнь Рембрандта уже дала трещину. Безмерно опечаленный смертью любимой жены, художник не мог заставить себя сконцентрироваться на привычной работе — заказных портретах — и быстро растерял богатых заказчиков.

Он увлеченно писал другие полотна — их темой стала библейская история. В трудные периоды своей жизни Рембрандт всегда находил утешение в религии, но теперь ему нужно было думать еще и о крошечном сыне. Художник нанял для него няню, вдову Гертье Диркс, которая стала любовницей Рембрандта. Спустя несколько лет ее сменила другая молодая женщина, Хендрикье Стоффельс. Она тоже была поначалу няней Титуса. Гертье подала на Рембрандта в суд, обвинив его в нарушении брачного сговора. Последовало несколько склочных судебных разбирательств, в результате чего Гертье признали неправой и поместили на пять лет в исправительный дом. Освободилась она в 1655 году, а на следующий год умерла. Тем временем Хендрикье родила Рембрандту сына (он умер в младенчестве) и дочь Корнелию. Корнелия — единственная из всех детей Рембрандта — пережила своего отца.

Между тем финансовое положение Рембрандта стремительно ухудшалось. Но несмотря на отсутствие выгодных заказов на портреты, Рембрандт продолжал тратить большие деньги на свою коллекцию. Коллекция была очень любопытной. В ней можно было найти полотна итальянских мастеров эпохи Ренессанса, оружие, бюсты римских императоров, старые костюмы, восточные диковины, сотни рисунков и гравюр.

В 1652—54 годах Голландия вела войну с Британией, опустошившую государственную казну. Коммерческие обороты упали, что отразилось и на ценах на художественную продукцию. Дела пошли настолько плохо, что Рембрандт продал часть своей любовно собранной коллекции. Но и это не помогло, он с трудом сводил концы с концами.

В 1656 году художник оказался не в состоянии платить своим кредиторам и едва не угодил в долговую тюрьму. Ему удалось избежать самого худшего с помощью законной операции, называвшейся «cessio bonorum» (что значит «передача долга»). В соответствии с ней, должник не препровождался в тюрьму, если ему удавалось доказать в суде, что его тяжелое положение вызвано объективными причинами. Распродав все свое имущество, Рембрандт даже получил разрешение остаться в принадлежавшем ему до этого доме. Он прожил здесь до 1660 года, когда новый владелец дома аннулировал это разрешение.

С тех пор Рембрандт жил на скромных квартирах в бедных кварталах города. К этому времени Титус вырос. В 1660 году Титус и Хендрикье, дабы по возможности оградить Рембрандта от материальных забот, основали фирму по торговле произведениями искусства. Впрочем, художник до конца своей жизни так и не расплатился с некоторыми из своих кредиторов.

Это не помешало ему оставаться в глазах сограждан достойным человеком и уважаемым мастером. В 1661—62 годах он получил два своих самых крупных и престижных заказа: картину «Заговор Юлия Цивилиса» для новой амстердамской ратуши и групповой портрет «Синдики» для здания гильдии суконщиков.

Закат художника, несмотря на необычайный творческий подъем, был печален. В 1663 году умерла его верная спутница Хендрикье. Позже Рембрандт похоронил сына, следом — невестку. Осенью 1669 года настал и его черед — 4 октября тихо и незаметно покинул этот свет величайший мастер голландской живописи.

Рембрандт Харменс ван Рейн - известный во всем мире художник и гравер. Биография Рембрандта очень интересна, поэтому неудивительно, что изучению его жизни и творчества посвящено колоссальное количество искусствоведческих исследований и научных монографий.

Ранние годы

Художник Рембрандт, биография которого рассматривается в этой статье, появился на свет в семье мельника Хармена Герритса в 1606 году. Его мать звали Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн.

Благодаря тому что дела у отца шли в то время хорошо, будущий живописец получил довольно хорошее образование. Он был определен в латинскую школу, однако юноше не нравилось там учиться, поэтому его успехи оставляли желать лучшего. В итоге отец уступил просьбам сына и позволил ему пойти учиться в художественную мастерскую Якоба ван Сваненбюрха.

Биография Рембрандта интересна тем, что его первый наставник не оказал сильного влияния на художественный стиль живописца. Наибольшее воздействие на начинающего художника оказал его второй учитель, к которому он перешел через три года работы у Сваненбюрха. Им стал Питер Ластман, в ученики к которому Рембрандт определился, когда переехал жить в Амстердам.

Творчество и биография художника

Краткая биография Рембрандта ван Рейна не позволяет подробно изложить весь его творческий путь и жизнь, но основные моменты все же вполне возможно разобрать.

В 1623 году художник вернулся домой в город Лейден, где уже к 1628 году обзавелся собственными учениками. Сведения о самых первых известных его работах относятся к 1627 году.

Планомерно и усердно шел к своему творческому успеху Рембрандт Харменс ван Рейн - биография талантливого живописца свидетельствует о том, что на ранних этапах своего творчества он трудился не покладая рук.

В то время он писал главным образом своих родных и близких, а также сцены из жизни родного города. В галерее Касселя хранится портрет мужчины с двойной золотой цепью на шее, относящийся как раз к этому периоду жизни художника, известного всему миру как Рембрандт. Биография и творчество этого живописца уже тогда стали привлекать к себе внимание.

Переезд в Амстердам

В 1631 году молодой человек перебирается жить в столицу - город Амстердам. В родных краях отныне он появляется крайне редко. Биография Рембрандта на этой стадии его жизни и творчества изобилует свидетельствами того, что он быстро набирал известность и творческий успех в богатых кругах Амстердама.

Это очень плодотворный этап жизни художника. Рембрандт, краткая биография которого излагается в нашей статье, очень много работал, выполняя множество заказов и при этом не забывая постоянно совершенствоваться. Художник рисовал с натуры и гравировал интересные персонажи, попадавшиеся ему в еврейском квартале города.

Тогда были написаны такие знаменитые картины, как "Урок анатомии" (1632 год), "Портрет Коппеноля" (1631 год) и многие другие.

Творческий и финансовый успех

В 1634 году Рембрандт играет свадьбу с Саскией ван Юленборх, которая была дочерью успешного юриста. Во многом это ознаменовало самую успешную пору в жизни и творчестве художника. У него достаточно денег и множество заказов, которые он охотно выполняет.

Биография Рембрандта того периода свидетельствует о том, что он очень любил писать свою жену, причем не только в портретах, но и зачастую ее образ можно увидеть и на других картинах живописца.

Наиболее известными картинами, на которых изображена молодая жена художника являются:

  • "Портрет невесты Рембрандта";
  • "Портрет Саскии";
  • "Рембрандт с его женой".

Рембрандт: краткая биография после смерти первой жены

Счастливый брак молодого человека продлился не очень долго. Спустя семь лет совместной жизни Саския скоропостижно скончалась в 1642 году. И с этого момента вся жизнь художника начинает меняться в худшую сторону.

Несмотря на то что Рембрандт женился во второй раз, такого же счастья, как в первом браке, у него уже не было. Его спутницей жизни стала его бывшая служанка Гендрикие Ягерс.

В тот жизненный период художник испытывает сильные материальные трудности, причем не из-за отсутствия работы и заказов, а по причине собственного пристрастия к собирательству произведений искусства, на которые он тратил большую часть своих доходов.

Его увлечение коллекционированием довело до того, что в 1656 году он был объявлен должником, который не в состоянии расплатится с долгами, а в 1658 году ему пришлось отказаться от собственного дома в уплату долгов. С того момента художник жил в гостинице.

Ухудшение положения

Гендрикие и сын Рембрандта Титюс основали торговую компанию по сбыту произведений искусства. Однако дела шли все равно не слишком хорошо, а после смерти Гендрикие в 1661 году положение стало еще хуже. Через семь лет из жизни уходит и сын, который вел дела компании.

Финансовое положение великого художника становится просто ужасным, но бедность не убила в нем желание творить. Он продолжает упорно писать картины, которые, впрочем, уже не пользуются таким же успехом у современников, как раньше, потому что вкусы публики за эти годы изменились.

Рембрандт Харменс ван Рейн скончался в октябре 1669 года в полном одиночестве и крайней бедности.

Рембрандт: биография, картины

В отличие от современников великого живописца, следующие поколения высоко оценили не только раннее творчество художника, но и более поздние работы и полотна Рембрандта. Сегодня мастер является олицетворением голландской живописи и одним из самых ярких ее представителей.

Основным лейтмотивом всего его творчества можно назвать реализм, которым пронизаны все работы автора. Даже изображая мифологические сюжеты, Рембрандт демонстрирует древнегреческих богов и богинь в облике современных ему жителей Голландии. Ярким примером этому можно назвать картину "Даная", которая хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Некоторые мифологические картины вообще имеют полукарикатурное изображение богов и богинь. Это можно проследить в работе "Похищение Ганимеда" (второе название "Ганимед в когтях орла"), хранящейся в Дрезденском музее. Тут пропорции тела Ганимеда не соответствуют действительности, что говорит не о низком уровне мастерства исполнителя картины, а о его целенаправленном карикатурном подходе к изображению персонажа на полотне, так как на многих картинах Рембрандт с легкостью выполняет даже сложные элементы, изображающие части человеческой физиологии и анатомии.

Портретные работы художника вообще отличаются небывалой для его времени реалистичностью и правдоподобностью, что говорит о невероятном таланте мастера и способности переносить увиденное в жизни на полотно, а также о его довольно глубоких познаниях в человеческой анатомии и физиологии.

Очень тщательно и точно для подобного рода работ художник относится к различным мелочам и мелким аксессуарам. Это четко видно на картинах:

  • "Каллиграф" (Государственный Эрмитаж);
  • "Урок Анатомии" (Маурицхейс);
  • "Гильдия ткачей" (Музей Амстердама).

Творческий стиль

Для работ Рембрандта характерно то, что все важные элементы картины всегда выносятся художником на первый план, невзирая на композиционные особенности. Художник не всегда стремится показать, изображаемых людей или предметы правильными с точки зрения действительности. Ему свойственна умышленная гиперболизированность.

Главной особенностью, которая прошла сквозь все его произведения, является отсутствие ярких цветов и красочности. Причем это видно уже с самых ранних работ художника. И это сильно отличает их от картин итальянских мастеров или, к примеру, от творчества фламандского живописца Рубенса.

Наибольший упор Рембрандт делал на игру красок со светом и тенью. В этом его мастерство считается признанным и непревзойденным по сей день. Порой настолько сильна светотеневая игра красок на полотнах художника, что эксперты-искусствоведы до сих пор спорят какое время суток изображено на картине.

Одним из ярчайших примеров картины Рембрандта со столь великолепной палитрой является, пожалуй, самое знаменитое его полотно "Ночной дозор", споры о котором не прекращаются и сегодня.

"Ночной дозор"

Эта картина носит официальное название "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга", однако во всем мире ее принято называть просто "Ночной дозор".

Однако из-за описанной выше любви художника к свето-теневой игре красок, споры о том, какое время суток изображено на картине, день или ночь, ведутся до сих пор и однозначного ответа нет.

Это полотно является символом и самым ярким произведением не только самого Рембрандта, но и всей голландской живописной школы. Оно считается достоянием Королевства Нидерланды и мирового искусства в целом.

Миллионы туристов со всего мира ежегодно приезжают в Амстердам, чтобы посетить Государственный музей (Рейксмюзеум) и полюбоваться знаменитой картиной. Каждый видит в ней что-то свое, у всех складывается собственное впечатление и мнение об этом полотне. Но всегда остается неизменным тот факт, что это великолепное произведение знаменитого творца не оставляет равнодушным абсолютно никого.

Заключение

Сегодня живописец и гравер Рембрандт, краткая биография и творчество которого были описаны в этой статье, является гордостью не только родной страны. О нем знают во всем мире, а его картинами восхищаются ценители искусства и живописи по всей планете. Картины художника охотно покупают за баснословные деньги на аукционах, где продают живопись и произведения искусства, а имя Рембрандта на слуху у любого человека, имеющего хоть малейшее представление об искусстве.

Сложно переоценить творческий вклад этого великого художника в живопись и культуру своей страны и всего мира. Недаром сегодня голландская школа живописи в первую очередь ассоциируется как раз с именем Рембрандта Харменса ван Рейна.



Рассказать друзьям