Ван дейк. биография и картины художника ван дейка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В 1615–1616 Ван Дейк открывает собственную мастерскую. К ранним работам относится его Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В 1618–1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. В 1618 Ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской.

С 1618 по 1620 Ван Дейк создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: Коронование терновым венцом (1621, 1-й берлинский вариант – не сохранился; 2-й – Мадрид, Прадо); Поцелуй Иуды (ок. 1618–1620, 1-й вариант – Мадрид, Прадо; 2-й – Минеаполис, Институт искусств); Несение креста (ок. 1617–1618, Антверпен, Синт-Паулускерк); Св. Мартин и нищие (1620–1621, 1-й вариант – Виндзорский замок, Королевское собрание; 2-й вариант – Завентем, церковь Сан Мартен), Мученичество св. Себастьяна (1624–1625, Мюнхен, Старая Пинакотека).

Антонис Ван Дейк обязан своей славой жанру портрета, который в иерархии жанров европейской живописи занимал низкое положение. Однако во Фландрии к этому времени уже сложилась традиция портретного искусства. Ван Дейк написал сотни портретов, несколько автопортретов, стал одним из создателей парадного портрета 17 в. В портретах своих современников он показывал их интеллектуальный, эмоциональный мир, духовную жизнь, живой характер человека. В ранних портретах Ван Дейк пишет зажиточных горожан, художников с семьями. Тема изображения семейств и супружеских пар, столь распространенная в искусстве Нидерландов 16 в., была подхвачена Ван Дейком: Портрет Франса Снейдерса с Маргаритой де Вос (ок. 1621, Кассель, Картинная галерея). В знаменитом Семейном портрете (1623, Санкт-Петербург, Эрмитаж) Ван Дейком переданы естественные движения и жесты, кажущиеся случайными позы, живые взгляды, устремленные на зрителя – все эти новшества он вносит в искусство портрета. К знаменитым портретам этого периода относится и Портрет Корнелиуса ван дер Геста (ок. 1620, Лондон, Национальная галерея), овеянный тонким психологизмом.

В 1920 по инициативе королевского гофмаршала Томаса Хауэрда, графа Эрендела (1585–1646) Ван Дейк был приглашен в Англию в качестве придворного живописца. Здесь он знакомится с произведениями Высокого Возрождения. Художник неоднократно писал портреты графа и членов его семьи, самый лучший из которых Портрет графа Эрендела с внуком лордом Монтерверсом (ок. 1635, Эрендел-касл, Собрание герцога Норфолка).

Ван Дейк проведя в Англии около года, совершает поездку в Италию, ряд городов которой он посещает в свите леди Эрендел. По пути в Италию он заезжает в Антветпен, где пишет несколько картин, самая известная из которых портрет супруги Рубенса Портрет Изабеллы Брандт (ок. 1621, Вашингтон, Национальная галерея искусства).

В Италии, в которой Ван Дейк провел с 1621 по 1627, он изучает произведения итальянской живописи. Восхищаясь творчеством Тициана, Тинторетто, Веронезе (1528–1588), он делает зарисовки с натуры, наброски картин знаменитых художников, что составило Итальянский альбом (Лондон, Британский музей) Ван Дейка. Обосновавшись в Генуе, он подолгу жил в Риме, Мантуе, Венеции, Турине, Флоренции, продолжая писать портреты. Среди них подчеркнуто парадный Портрет кардинала Гвидо Бентивольо (1623, Флоренция, Галерея Питти), сочетающий внешнюю репрезентативность с раскрытием богатой внутренней жизни.

В 1624 Ван Дейк получает приглашение от вице-короля Сицилии посетить Палермо, где он пишет поколенный Портрет вице-короля Эммануила Филиберта Савойского (1624), а также большую алтарную картину для палермской церкви Ораторио дель Розарио Мадонна четок (1624–1627) – самый крупный заказ, полученный Ван Дейком от церкви в итальянский период.

Вернувшись в Геную, Ван Дейк, уже известный, модный портретист, пишет блестящие портреты-картины. Он создает сложные композиции парадного портрета, на которых предстает несколько романтизированный, величественный мир аристократии. Он изображает портретируемых в полный рост на фоне роскошных дворцов, открытых террас, величественных пейзажей, придает им горделивые позы и эффектные жесты. Великолепие их костюмов с блестяще прописанными тканями, со струящимися складками усиливают значимость образов. Портрет маркизы Елены Гримальди Каттанео со слугой негритенком (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусств), Портрет маркизы Бальби (ок. 1623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), Портрет Паолы Адорно с сыном (ок. 1623, Вашингтон, Национальная галерея искусств), групповой портрет Портрет семьи Ломеллини (1624–1626, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). В это время он обращается к изображению пожилых людей, отмеченных печатью прожитой жизни: Портрет сенатора и Портрет жены сенатора (1622–1627, Берлин, Государственные музеи), а также к изображению детей, создав впервые в истории искусств первый парадный детский групповой портрет: Портрет детей семьи де Франки (1627, Лондон, Национальная галерея).

В 1627 Ван Дейк вернулся в Антверпен, в котором он пробыл до 1632, вступил во владение наследством после смерти отца. Популярность его огромна: он выполняет заказы на крупные алтарные картины для церквей Антверпена, Гента, Куртрэ, Мелехена, портреты, картины на мифологические темы. Для церкви иезуитов Ван Дейк пишет большую алтарную картину Видение св. Августина (1628, Антверпен, Церковь св. Августина), для придела Братства холостяков в антверпенской церкви иезуитов – Богоматерь и младенец Иисус со св. Розалией, Петром и Павлом (1629, Вена, Музей истории искусств), для церкви доминиканцев в Антверпене – Распятие со св. Домиником и св. Екатериной Сиенской (1629, Антверпен, Королевский музей изящных искусств). Он создает много полотен меньшего размера на религиозную тематику: Видение Богоматери блаженному Герману Иосифу (1630, Вена, Музей истории искусств), Богоматерь с куропатками (нач. 1630-х, Санкт-Петербург, Эрмитаж), написанная для английской королевы.

Среди портретов Ван Дейка этого периода преобладали изображения представителей правящих кругов, знатных семейств, духовенства, сановников, художников. Он с любовью прописывает детали костюмов, украшений, и вместе с тем его живопись очень свободна: динамичные мазки, широкое письмо. Он блистательно передает внутренний мир портретируемого, они полны жизни, естественны: Портрет Яна ван дер Ваувера (1632, Москва, ГМИИ им. Пушкина), Портрет Мартина Рейкарта (1630, Мадрид, Прадо), Портрет Марии Луизы де Тассис (1628, Вадуц, Собрание Лихтенштейн).

С 1626 по 1633 он создает галерею графических портретов выдающихся современников, получившая название Иконография. Для офортной серии он выполнил с натуры подготовительные рисунки, часть офортов была выполнена самим Ван Дейком, часть с помощью граверов. Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (16 портретов), государственные деятели и философы (12 портретов), художники и коллекционеры (52 портрета). Одни рисунки Ван Дейк делал с натуры, другие – с портретов, написанных им самим или другими художниками. Иконография была издана в 1632 в Антверпене. На титульном листе помещался автопортрет Ван Дейка. После его кончины Мартин ван Эмден, гравер, печатавший эти офорты, продал первоначальные 80 досок. К ним было добавлено еще 15 досок, выгравированных самим Ван Дейком, а также гравюры других художников, так что общее число было доведено до 100. Это издание появилось в свет 1645 и стало известно под названием «Centum Icones» («Сто изображений»). Иконография не только важный исторический документ, но и имеет высокохудожественную ценность.

В 1632 по приглашению короля Карла I (1625–1649), которого Рубенс называл «величайшим любителем живописи из всех государей мира», Ван Дейк едет в Англию. Там он получает должность «главного живописца на службе их величества», дворянский титул и золотую цепь.

В 1634 Ван Дейк посещает Антверпен, а затем Брюссель, в котором он пишет портреты знати: Портрет Кардинала-инфанта Фердинанда (1634, Мадрид, Прадо), Конный портрет Томаса, принца Савойско-Кариньянского (1634, Турин, галерея Сабауда). Он получил крупный заказ на выполнение группового портрета в натуральную величину городских эшевенов (муниципальных советников) для зала ратуши. От погибшей в 1695 картины сохранились лишь подготовительные наброски маслом.

18 октября 1634 гильдия св. Луки г. Антверпена признала Ван Дейка лучшим среди фламандских художников, присудив ему высшую награду: он был избран почетным деканом, его имя было внесено заглавными буквами в список членов гильдии.

Вскоре Ван Дейк возвращается в Англию, где он провел последующие 15 лет.

Им были написаны картины на мифологическую тематику: Ринальдо и Армида (1628, Балтимор, Картинная галерея), Амур и Психея (1638, Лондон, Хептон-корт).

В Англии господствующим жанром в живописи был портрет, и работа Ван Дейка в этом жанре в Англии стала значительным событием. Основными заказчиками был король, члены его семьи, придворная знать. К шедеврам Ван Дейка относится Конный портрет Карла I с сеньором де Сент Антауном (1633, Бакингемский дворец, Королевские собрания). Выделяется парадный Портрет Карла I на охоте (ок. 1635, Париж, Лувр), показывающий короля в охотничьем костюме, в изысканной позе на фоне пейзажа. Известен т.н. Тройной портрет короля (1635, Виндзорский замок, Королевские собрания), на котором король показан в трех ракурсах, т.к. предназначался для отсылки в Италию, в мастерскую Лоренцо Бернини (1598–1680), которому было заказано создать бюст Карла I. После того, как в 1636 выполненный Бернини бюст (не сохранился) был доставлен в Лондон и вызвал фурор при английском дворе, королева Генриетта Мария тоже пожелала иметь собственное скульптурное изображение. Всего Ван Дейк писал королеву более 20 раз, но для этого замысла он создал три ее отдельных портрета, среди которых самый значительный Портрет Генриетты Марии с карликом сэром Джефри Хадсоном (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусств). Но, видимо, они так и не были отосланы, и эта идея не была воплощена в жизнь. Ван Дейк в 1635 получает заказ на написание картины с изображением детей короля Трое детей Карла I (1635, Турин, Галерея Сабауда), которая позже была отослана в Турин, и считающаяся шедевром детского портрета. В том же году он повторяет картину, а два года спустя создает полотно Пятеро детей Карла I (1637, Виндзорский замок, Королевские собрания).

В этот период Ван Дейк пишет эффектные портреты придворных, создал портретную галерею молодых английских аристократов: Принц Карл Стюарт (1638, Виндзор, Королевские собрания), Принцесса Генриетта Мария и Вильгельм Оранский (1641, Амстердам, Рейксмузеум), Портрет королевских детей (1637, Виндзорзорский замок, Королевские собрания), Портрет Филиппа Уортона (1632, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Портрет лордов Джона и Бернарда Стюартов (ок. 1638, Хэмпшир, Собрание Маунтбеттена).

К концу 30-х им созданы превосходные мужские портреты, великолепные по решению и психологической характеристике, строгие и правдивые: Портрет сэра Артура Гудвина (1639, Дербишир, Собрание герцога Девонширскиго), Портрет сэра Томаса Чалонера (ок. 1640, Санкт-Петербург, Эрмитаж).

В 1639 он женится на Мэри Рутвен, фрейлины королевы, в 1641 у них родилась дочь Юстиниана. В 1641 у Антониса Ван Дейка ухудшается здоровье, и после долгой болезни 9 декабря 1641 он скончался в возрасте 42 лет. Похоронили его в соборе Святого Павла в Лондоне.

Ван Дейк написал около 900 полотен, огромное количество для человека, чья творческая деятельность длилась около 20 лет. Он оставил грандиозное наследие, не только потому, что работал быстро и легко, но и потому, что использовал многочисленных помощников, художников из Фландрии и Англии, которые писали задние планы, драпировки, использовал манекены для написания одежд.

Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на развитие английской и европейской портретной живописи. Он был основателем английской школы портрета, традиции которого сохранятся в искусстве в течение столетий. Ван Дейк в портретах показывал людей разных сословий, разного социального уровня, разных по душевному и интеллектуальному складу. Приверженец традиций фламандского реализма он был создателем официального парадного портрета, в том числе аристократического портрета, в котором показывал благородного, утонченного, рафинированного человека, а также был создателем интеллектуального портрета.

Антонис Ван Дейк. Автопортрет. 1622-1623 гг. Государственный Эрмитаж. Wikipedia.org

Фландрия. Антверпен. В зажиточной купеческой семье в 1599 году родился Антонис Ван Дейк. Он был седьмым по счёту ребёнком. Его мать родит ещё пятерых. И умрет вскоре после 12-ых родов. Антонису было всего 8 лет.

Его отец не видел ничего дурного в том, что сын хочет стать художником. Ведь его мать виртуозно вышивала. Сам он в молодости увлекался рисованием. Поэтому с лёгким сердцем в 10 лет отец отдал мальчика в обучение к художнику.

Имея талант и необыкновенную усидчивость, уже через 4 года обучения юный Ван Дейк начал работать самостоятельно.

Ван Дейк был вундеркиндом

Вот его автопортрет, написанный в 14 лет. Ван Дейк явно был вундеркиндом. Согласитесь, уже видно, что этот мальчик слеплен из особого теста. Во взгляде читается и честолюбие, и самоуверенность.

Антонис Ван Дейк. Автопортрет. 1613 г. Музей истории искусств в Вене. Wikipedia.org

Его успехи замечены. В 18-летнем возрасте его принимают в гильдию св. Луки, которая объединяла художников. Только в рамках этой гильдии художник имел право принимать заказы и получать за них деньги.

А приняли его в гильдию благодаря серии потрясающих работ. Он создаёт “Головы апостолов”. Вот один из этюдов.


Антонис Ван Дейк. Головы старца. 1618 г. Музей “Дом Рококса” в Антверпене, Бельгия

По этой работе уже можно сказать, что быть Антонису Ван Дейку великим портретистом.

Но пока он этого ещё не осознал, он попадает в ученики к великому Рубенсу.

Кто лучше, Ван Дейк или Рубенс?

В 24 года Антонис пишет свой очередной шедевр. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо.


Антонис Ван Дейк. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо. 1625 г. Палаццо Питти, Флоренция

Что же особенного в этом портрете? А то, что перед нами не просто облеченный властью церковный чиновник. Перед нами человек с определенным характером. Интеллигентный и начитанный. Честолюбивый дипломат. Гвидо был противоречивой личностью.

С одной стороны он сделал многое, чтобы предотвратить повторение Варфоломеевской ночи*. С другой стороны, он был одним из тех, кто подписал смертный приговор Галилео Галилею. Хотя когда-то был его учеником.

Заказов в Италии было достаточно. Но в 1627 году Ван Дейк возвращается в Антверпен.

Ван Дейк мог стать религиозным художником

Вернуться художника заставило несчастье в семье. Серьёзно заболела его сестра. Однако живой он не успел ее застать.

Несколько лет Ван Дейк сосредотачивается на религиозных сюжетах. Видимо под влиянием происшедшего. Так появилась его картина “Вознесение Марии”.


Антонис Ван Дейк. Вознесение Марии. 1628-1629 гг. Национальная галерея Вашингтона. Nga.gov

Почему-то Ван Дейк всех святых дев изображал с толстыми шеями. Да и некоторые ангелочки у него весьма странные. Вот зачем один из них обернул голову покрывалом? Да ещё так своенравно на нас смотрит.

Вот для сравнения картина Рубенса на ту же тему.


Питер Пауль Рубенс. Вознесение Марии. 1618 г. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф. Artchive.ru

У Рубенса больше возвышенности, религиозной торжественности. Его герои не подразумевают двусмысленности. Мария безукоризненна. Ангелы тоже.

Нет, все-таки не зря Ван Дейк отступил. Зачем бороться с гением? Когда можно уехать в другую страну и стать равным по величию, но в другом жанре. Так Ван Дейк и поступил.

Почему Ван Дейк переехал в Англию

В 1632 году Ван Дейк получил предложение от короля Англии Карла I стать придворным художником.

Он согласился. В Англии у него были все шансы стать художником номер один. Алтарные картины англичанам были не нужны. Этим они отличались от католиков. А вот портреты с удовольствием заказывали.

Вот какой портретная живопись в Англии была до приезда Ван Дейка.

Портреты Уильяма Ларкина. Слева: Леди Лове. 1610-1620 гг. Частная коллекция. Справа: Джордж Вилльерс, Букингемский герцог, 1616 г. Национальная портретная галерея, Лондон

Что вы видите? Абсолютно неподвижных кукол. С цветом кожи и худобой тяжело больных существ. И оживить этих людей не может ни яркий румянец, ни парадная одежда.

Ничего удивительного, что Ван Дейк пленил английскую аристократию. И в первую очередь короля Карла I.

Вот самый известный его портрет, созданный Ван Дейком. “Карл I на охоте”.

Антонис Ван Дейк. Портрет Карла 1 на охоте. 1635 г. . Renessans.ru

Перед нами живой человек. Джентельмен. Никаких тяжёлых платьев, а лишь охотничий костюм. Непринужденная, но аристократичная поза. Томный взгляд человека, наделённого властью.

Королю было, от чего прийти в восторг. И он заказывает свой портрет, а также портреты жены и детей 30 раз!


Антонис Ван Дейк. Королева Генриетта-Мария и сэр Джеффри Хадсон. 1633 г. Национальная галерея Вашингтона

Ван Дейк, конечно, приукрашивал своих заказчиков. Судить об этом мы можем по воспоминаниям их современников. Одна дама видела портреты Ван Дейка. По которым заключила, что все дамы в Англии красивы.

Но была сильно разочарована, когда вживую увидела Королеву Генриетту-Марию. Вместо миловидной женщины ей явилась немолодая особа с тощими руками, кривыми плечами и торчащими изо рта передними зубами.

Звёздный час Ван Дейка

Мастеру был присвоен титул дворянина. Он получил из рук короля звание рыцаря. Мечты сбылись.

Ему позируют самые знатные вельможи британского общества. У него нет отбоя от дорогостоящих заказов.

Ван Дейк виртуозно чувствует и передает на холсте атмосферу королевского окружения. Портретист придает осанке своих клиентов горделивость, а позам и жестам элегантное благородство.

Вот отпрыски семейства Стюарт. Один из самых известных портретов Ван Дейка.

Антонис Ван Дейк. Лорд Джон Стюарт и его брат Лорд Бернард Стюарт. 1638 г. Национальная лондонская галерея. Nationalgallery.org.uk

Этим кавалерам всего по 17 и 16 лет. Оба они погибнут в возрасте 23 лет на Гражданской войне. В результате которой погибнет и сам Карл I. Он будет единственным казнённым английским королём за всю историю Англии.


Антонис Ван Дейк. Леди д’Обиньи и графиня Портленд. 1638-1639 гг. , г. Москва

А эти дамы рассказывают свою семейную историю. Та, что слева, сестра мужа той, что справа. Портрет был написан в знак их примирения. Ведь граф Стюарт женился на девушке без согласия семьи. Через некоторое время его родственники признали этот брак. И сестра графа благосклонно это демонстрирует.

Еще Ван Дейк был непревзойдённым детским портретистом. Хоть и изображает он их во взрослых позах и взрослой одежде. А иначе не позволял этикет.

Но в их глазах мы можем уловить озорство. А ещё читается у каждого свой характер.


Антонис Ван Дейк. Старшие дети короля Карла 1. 1636 г. Королевское художественное собрание Виндзорского замка, Великобритания

Горшочек, не вари

Ван Дейк был по горло завален подобными заказами. Каждый аристократ жаждал быть запечатлённым Ван Дейком.

В результате получилось как в сказке, “Горшочек, не вари”.

Работа была поставлена на поток. Художник уделял заказчику в день менее часа. Своей рукой он изображал лишь главное, а все остальное писали его ученики с приглашенных натурщиков.

Либо он писал все сам, но торопился. Работая над двумя, а то и пятью портретами одновременно. В работах появилась некоторая небрежность.

Но заказчиков это не отпугивало. Наоборот, его тонкий слой краски и быстрые мазки делали изображение более живым, вибрирующим. Что на самом деле нравилось его моделям.


Антонис Ван Дейк. Портрет сэра Энтони-Джорджа Дигби. 1638 г. Далвичская картинная галерея, Великобритания. Commons.wikimedia.org

Личная жизнь Ван Дейка

В Англии у Ван Дейка была возлюбленная Маргарет Лемон. Она была его натурщицей. У них были отношения не один год.

Но жениться он решил на аристократке. Мисс Лемон была в полном шоке, когда узнала о помолвке возлюбленного. Устроила скандал, попытавшись откусить художнику палец. Чтобы он не смог больше писать. Но благо ей не удалось этого сделать.


Антонис Ван Дейк. Маргарет Лемон (портрет не окончен). 1639 г. Хэмптон-корт замок, Великобритания. Royalcollection.org.uk

Несчастной пришлось смириться. И в 40 лет художник женился на Мэри Ратвен, молоденькой фрейлине королевы. Так он сам стал английским аристократом.

Антонис Ван Дейк. Портрет Марии Русвен, жены художника. 1639 г. . Artchive.ru

Была ли это любовь? Или очередной тщеславный поступок? Неизвестно. В любом случае семейное счастье длилось очень недолго.

Однажды Ван Дейк поехал в Париж, где занимался росписями галерей Лувра. Там он серьезно заболел. Вернувшись домой в декабре 1641 г., он скончался. Ему было всего 42 года.

Похоронен он был в день крестин своей новорожденной дочери. Которой на тот момент было всего восемь дней.

Почему Ван Дейк так известен

Ван Дейк стал величайшим портретистом. Что само по себе феноменально. Так как в этом жанре мало известных имён. По одной простой причине.

Портретист вынужден угождать заказчику. А в таких тисках мало кому удаётся привнести что-то своё. А уж тем более повлиять на развитие живописи.

Ван Дейку удавалось и то, и другое. И заказчики были довольны. И имя он своё прославил на много поколений вперёд. Потому что он поднял планку на следующий уровень.

Теперь уважающий себя художник не имел права изображать неподвижных кукол. Отныне в глазах каждой модели обязан читаться характер. Как это делал гениальный Ван Дейк.

О другом выдающемся художнике Эпохи Барокко читайте в статье Похожее

Антонис ван Дейк — великий фламандский (нидерландский) художник . Родился 22 марта 1599 года в Антверпене. Антонис с детства тяготел к рисованию и поэтому уже в десятилетнем возрасте его отдали на обучение к известному художнику Хендрику ван Балену (1575-1632), который также вошёл в историю как величайший мастер религиозных и мифологических сюжетов. Ван Дейк работал в мастерской Рубенса и многому научился именно у этого живописца. Он перенимал форму его живописи, учился секретам создания потрясающих полотен, передачи драматической светотени, построению композиции и так далее. Однако, Антонис ван Дейк всегда был самостоятельным и, обучившись всем секретам, всегда стремился отойти от подражания Рубенсу, чтобы писать картины, которые бы по стилистике и содержанию были не похожи на работы ни одного другого художника.

Хотите построить собственную баню и при этом не разориться? Вместе с HotBanya баню построить легко, просто и быстро. Заходите на сайт, чтобы узнать основы и все тонкости строительства.

Его отец был богатым купцом и потому художник с детства тяготел к роскоши и богатству. Это в полной мере отразилось на его живописи. В 1615 году Ван Дейк уже имел собственную мастерскую. В 1618 году был принят в гильдию живописцев Святого Луки. В это же время он стал писать картины совместно с (1577-1640). Стоит отметить, что именно искусство создания портрета прославило его как настоящего мастера живописи. В XVI веке портрет занимал довольно низкое положение в европейской живописи и Ван Дейк смог сделать этот жанр невероятно популярным. За свою жизнь он написал сотни портретов людей. Также художник создавал семейные портреты и, так называемые, парадные портреты, одним из изобретателей которых он и является. Антонис ван Дейк вошёл в историю живописи, как непревзойденный мастер портрета, художник религиозных и мифологических картин. Ван Дейк также известен и как придворный художник. Работал при дворе короля Якова I и Карла I. Последний посвятил своего портретиста в рыцари и даже пожаловал ему статус королевского художника.

Антонис ван Дейк умер 9 декабря 1641 г. в Лондоне. За свою жизнь он написал большое количество картин, портретов официальных и высокопоставленных лиц. В настоящее время его работы хранятся в самых крупных музеях мира, среди которых: Эрмитаж, Лувр, Метрополитен-музей, Национальная галерея искусства в Вашингтоне, Галерея Лихтенштейн, Музей старинного искусства в Брюсселе и другие.

Автопортрет

Амур и Психея

Генриетта Мария

Генриетта Мария

Джеймс Стюарт, герцог Леннокс и Ричмонд

Карл I на охоте

Леди Элизабет Тимбелби и Дороти, виконтесса Андоверская

Любовь невзаимная

Люси Перси, графиня Карлайл

Мария Кларисса, жена Яна Вовериуса, с ребенком

Мария Стюарт и Вильгельм Оранский. Свадебный портрет

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 24.01.2017 17:02 Просмотров: 1161

Антонис ван Дейк известен как мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко .

С данными художественными направлениями своего творчества он определился в ранние годы и практически не отступал от них.
Два года (1618-1620) он работал в мастерской Рубенса и был его учеником – самым талантливым из многочисленных учеников мастера. В это время у ван Дейка уже была собственная мастерская, но он продолжал совершенствовать своё мастерство, работая помощником у Рубенса.

Антонис ван Дейк «Питер Пауль Рубенс в Лувре» (1627-1628)

Творчество Антониса ван Дейка (1599-1641), представителя фламандской школы реализма, определило развитие живописи второй половины XVII в. в направлении светскости. Художник исключительного дарования и таланта, он создал образы, характеризующие целую эпоху. Разработанные им типы аристократического и интеллектуального портрета повлияли на дальнейшую европейскую портретную живопись.

Из ранней биографии Антониса ван Дейка

Будущий художник родился в Антверпене в 1599 г. в семье богатого торговца тканями. С раннего возраста увлекался рисованием и живописью, поэтому в возрасте 10 лет его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические сюжеты.
Первыми ранними его произведениями были портреты , в том числе и автопортрет.

Антонис ван Дейк. Автопортрет (ок. 1615). Музей истории искусств (Вена)

В 1618 г. ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки. К ранним его работам относятся «Головы апостолов», в 1618-1620 гг. он создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов. Лица апостолов выразительны и написаны в свободной живописной манере.
В мастерской Рубенса ван Дейк создает произведения на религиозные темы, в том числе «Коронование терновым венцом» и др.

Антонис ван Дейк «Коронование терновым венцом» (1620). Прадо (Мадрид)

Дальнейший жизненный и творческий путь ван Дейка

Недолгий творческий путь (всего немногим более 20 лет) у ван Дейка прошёл в различных странах: он работал при дворе английского короля Якова I (конец 1620-начало 1621 г.), возвращался в Антверпен, затем некоторое время жил и работал в Генуе (Италия), в Германии.

С 1627 г. – снова Антверпен, где он стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении. С 1632 г. – снова Лондон и работа придворным художником Карла I., который посвятил его в рыцари, а затем пожаловал ему статус королевского художника.
В 1639 г. в Англии он женился на дочери лорда Рутвена Мэри Рутвен, фрейлины королевы, в 1641 г. у них родилась дочь Юстиниана. Но в 1641 г. у Антониса ван Дейка резко ухудшилось здоровье, он скончался 9 декабря 1641 г. в возрасте 42 лет.
Художник похоронен в соборе св. Павла в Лондоне.

Вскоре после возвращения из Италии ван Дейк написал автопортрет, который является жемчужиной собрания Эрмитажа.

Антонис ван Дейк. Автопортрет (около 1622-1623). Холст, масло. 116х93,5 см. Эрмитаж (Петербург)

На портрете явно изображён баловень судьбы (так ван Дейка называли современники). Тонкие черты лица, белые холёные руки – аристократический тип налицо. Утончённость портрету придаёт и сочетание цветов: коричнево-розового, черного, серо-белого.
В расцвете своего творчества Антонис ван Дейк работал при дворе короля Карла I. Здесь он создал целую галерею портретов английской знати, среди которых и портрет Джеймса Стюарта, герцога Леннокса и Ричмонда.

Антонис ван Дейк «Портрет Джеймса Стюарта» (ок. 1634-1635). Холст, масло. 215,9х127,6 см

Это парадное изображение: серебряная звезда на камзоле свидетельствует о том, что перед нами – кавалер ордена Подвязки (сама подвязка видна на его левой ноге). Запечатленный во весь рост, он стоит в горделивой позе, зрителю приходится смотреть на него чуть снизу.
Любимая собака этого аристократа изображена также высокой и долговязой.
Портрет отличается реалистичностью, добродушным юмором, но в то же время обаянием и человечностью.

Антонис ван Дейк «Конный портрет Карла I» (ок. 1637-1638). Холст, масло. 367х292,1 см

В 1625 г. Карл I стал королём Великобритании и Ирландии (преемник своего отца Якова (Джеймса) I). Будучи придворным художником, ван Дейк создал 35 портретов монарха, семь из них – конные.
На данном портрете Карл I изображён как король-воин на великолепном коне, в рыцарских доспехах и с командным жезлом в руке. Он облачен в гринвичские доспехи (изготовлявшиеся в XVI в. в Гринвиче в Англии).

Антонис ван Дейк «Автопортрет с сэром Эндимионом Портером» (ок. 1635). Холст, масло. 119x144 см

На полотне художник рядом с собой изобразил Эндимиона Портера, королевского постельничего, с которым был в приятельских отношениях. Но групповой портрет построен на противопоставлении: простой буржуа, добившийся высокого дворянского титула (Эндимион Портер) изображён как простоватый человек, на лице которого не прослеживаются черты врождённого благородства.
Себя же художник изобразил в непринуждённой изящной позе, в трёхчетвертном повороте, позволяющем увидеть красивую форму головы, тонкие черты лица.
Но ван Дейк отдал должное и приятельским отношениям: их левые руки символически лежат на камне. Но и здесь подчёркнуто благородство художника – на его кисть надета перчатка.

Антонис ван Дейк «Отдых на пути в Египет» (1630). Хост, масло. 134,7х114,8 см. Старая пинакотека (Мюнхен)

Картина написана на сюжет из Евангелия от Матфея.
После того, как царю Ироду волхвами было предсказано о рождении в Вифлееме младенца, который станет царём, он принимает решение убить всех детей в возрасте до трёх лет. Той же ночью ангел явился во сне Иосифу и приказал всему семейству бежать в Египет и ждать там, пока не получит нового сообщения. Иосиф вместе с Марией и младенцем отправились в путь. Преодолев длинный переход, святое семейство остановилось на отдых. Иосиф отправился на поиски приюта, оставив Марию с ребенком под деревом. Дерево наклонилось, чтобы создать больше тени. Неподалеку пробился из земли ручей, из которого Мария и младенец утоляли жажду.
Картина создана во время пребывания художника в Антверпене.

Антонис ван Дейк «Амур и Психея» (1638). Хост, масло. 200,2х192,6 см. Кенсингтонский дворец, Королевская коллекция (Лондон)

Это одна из последних работ художника. Написана в Лондоне.
Сюжет для картины взят из «Метаморфоз» Апулея. Психея была третьей дочерью в семье смертных людей. Амур влюбился в Психею и решил взять ее в жены. Этому воспротивилась его мать Венера. Тогда Амур отправился с Психеей в замок, где появлялся перед ней только ночью и не разрешал на себя смотреть при свете. Сестры подговорили девушку тайно взглянуть на него и она, воспользовавшись свечой, увидела его лицо. Амур проснулся от пролитого на него горячего воска, рассердился и покинул Психею одну в замке. Психея пришла просить помощи у Венеры, но та решила погубить девушку разными сложными заданиями. Одно из них – принести стеклянную шкатулку из подземного царства. Богиня подземного царства Прозерпина сжалилась над девушкой и отдала ей шкатулку с условием не открывать её. На обратном пути Психея не выдержала, открыла её – и моментально уснула вечным сном.
Амур отправился на поиски девушки. Своим поцелуем он пробуждает её от вечного сна.
Предполагается, что работа Антонису ван Дейку была заказана для украшения Королевского дворца в Гринвиче.

Заключение

Ван Дейк создал около 900 живописных полотен. Это очень много, если учесть, что жизнь художника была короткой. Он работал быстро и легко, кроме того, использовал многочисленных помощников, художников Фландрии и Англии, которые писали задние планы, драпировки и т.п.
Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на развитие английской и европейской портретной живописи. Традиции его портретной живописи до сих пор сохраняются в искусстве уже в течение столетий.
На своих портретах он изображал людей разных сословий, разного социального уровня, изображаемые им характеры различны по душевному и интеллектуальному складу. Ван Дейка считают одним из создателей официального парадного, в том числе аристократического портрета, а также создателем интеллектуального портрета.

Антонис (Антон, Энтони) ван Дейк (нидерл. Antoon van Dyck, английский вариант написания имени - Anthony, Энтони; 22 марта 1599 - 9 декабря 1641) - южнонидерландский (фламандский) живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко .Создатель нового типа декоративного портрета.

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 г. в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка. Он был седьмым из двенадцати детей. В 1609 году в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические темы. Первый шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет, - портрет 70-летнего старика.
С 1615 г. у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов». К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В 1618-1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. В феврале 1618 года ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом , работает как помощник в его мастерской.

Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты. С 1618 по 1620 гг. он работал в мастерской Рубенса. Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант - не сохранился; 2-й - Мадрид, Прадо); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618-1620, 1-й вариант - Мадрид, Прадо; 2-й - Минеаполис, Институт искусств); «Несение креста» (ок. 1617-1618, Антверпен, Синт-Паулускерк); «Св. Мартин и нищие» (1620-1621, 1-й вариант - Виндзорский замок, Королевское собрание; 2-й вариант - Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Себастьяна» (1624-1625, Мюнхен, Старая Пинакотека).

В конце 1620 - начале 1621 г. он работал при дворе английского короля Якова I, но затем вернулся в Антверпен. Некоторое время жил в Италии, в основном, в Генуе.

С 1621-1627 Ван Дейк живет и работает в Германии. В 1627 году ван Дейк вернулся в Антверпен и стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении.

С 1632 г. живописец снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. В 1632 г. король посвятил его в рыцари, а в 1633 г. пожаловал ему статус королевского художника. Живописец получал солидное жалование. В Англии в 1639 году он женился на дочери лорда Рутвена Мэри Ратвен.

В марте 2011 года в Испании было объявлено о находке неизвестной ранее картины Ван Дейка «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники», написанной в 1625 году для герцога Медины-де-лас-Торрес. Картина до 1808 года хранилась в монастыре Эскориал, затем в Королевской академии изящных искусств и до последнего времени считалась копией.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →



Рассказать друзьям