Вложения для кудашева раиса адамовна. Знакомимся иль вспоминаем

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Однажды председателю Союза писателей Александру Фадееву доложили, что пришла какая-то старуха, просит ее принять, говорит, что она стихи пишет. Фадеев велел ее впустить. Войдя в кабинет, посетительница села, положила на колени котомку, которую держала в руках, и сказала:

— Жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь.
Фадеев, не зная как быть, сказал:
— Вы действительно стихи пишете?
— Писала, печатали когда-то.
— Ну, хорошо, — сказал он, чтобы кончить это свидание, — прочтите мне что-нибудь из ваших стихотворений.

Она благодарно посмотрела на него и слабым голосом стала читать:

В лесу родилась ёлочка.
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зеленая была…

— Так это вы написали? — воскликнул изумленный Фадеев. По его распоряжению, посетительницу немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.

Раиса Адамовна Кудашева (так звали старушку) прожила долгую жизнь (1878-1964). Урожденная княжна Гидройц (литовский княжеский род), в юности она служила гувернанткой у князя Кудашева, позже вышла за него замуж. Работала учителем, а в советское время — библиотекарем. В молодости печаталась, главным образом, в детских журналах.

К славе Кудашева относилась с поразительным равнодушием и долгие годы скрывалась под различными инициалами и псевдонимами. Она объясняла это так: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла». В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру. Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек.

В 1903 году она написала рождественское стихотворение «Ёлка»:

Гнутся ветки мохнатые
Вниз к головам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться,
Собрались детки тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается,
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Ёлки пышный убор.

* * *
В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла,
Зимой и летом стройная, зеленая была!
Метель ей пела песенки: «Спи, ёлка… баю-бай!»
Мороз снежком укутывал: смотри, не замерзай!
Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал,
Порой сам волк, сердитый волк, рысцою пробегал.

* * *
Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
В них орехи блестят
Золоченые…
Кто тебе здесь не рад,
Ель зеленая?

* * *
Чу! Снег по лесу частому под полозом скрипит,
Лошадка мохноногая торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки, а в дровнях мужичок.
Срубил он нашу ёлочку под самый корешок...
И вот ты здесь, нарядная, на праздник к нам пришла,
И много-много радости детишкам принесла.

***
Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
Выбирайте себе
Что понравится…
Ай, спасибо тебе,
Ель-красавица!

Эти стихи за подписью «А.Э.» были опубликованы в Рождественском номере журнала «Малютка». Как видим, они представляли собой нечто вроде сценария рождественской игры. Детишек призывают петь «веселей и дружней», чтобы заслужить подарки и лакомства, висящие на ёлочке. Но «голосков детских хор» на основе ее стихов раздался только несколько лет спустя.

В 1905 году кудашевская «Ёлка» попалась на глаза агроному и страстному любителю музыки Леониду Карловичу Бекману (1872-1939). Это был прибалтийский немец, потомственный дворянин, обладавший незаурядными музыкальными способностями. В студенческом хоре университета он пел партию будущего выдающегося певца Собинова, когда тот почему-нибудь не мог выступать. Незадолго до описываемых событий, в феврале 1903 года, Л. Бекман женился на Елене Щербине — приемной дочери Е.Н. Щербины (директора гостиницы «Славянский базар»), талантливой пианистке, закончившей за четыре года до этого с золотой медалью Московскую консерваторию, впоследствии заслуженной артистке России, профессоре Московской консерватории. Профессиональное мастерство ее было таково, что ради шутки она могла лечь животом на крышку инструмента и играть вниз головой.

Рождение песни произошло 17 октября 1905 года — в день, когда царь подписал исторический манифест, преобразивший государственные устои Российской империи.

По воспоминаниям Елены Бекман-Щербины, дело было так:

«17 октября 1905 года моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую куклу — сестричку Олю, которая родилась в половине первого ночи, то есть тоже 17 октября. Верочка была в полном восторге. Пока я еще лежала в постели, Леонид как-то сел за рояль, посадил Верика на колени и сочинил для нее песенку на стихотворение из детского журнала «Малютка» — «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…» Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро ее выучила, а я, чтобы не забыть песенку, ее записала. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки. Так возник сборник «Верочкины песенки», выдержавший в короткий срок четыре издания, затем — «Оленька-певунья».

Позже музыкальные критики находили, что музыка Бекмана не вполне оригинальна. Мелодия "Елки" перекликается с песенкой шведской поэтессы и композитора Эмми Кёлер «Зажигаются тысячи рождественских свечей» («Nu tändas tusen juleljus», 1898)

и с немецкой студенческой песней начала XIX века "Wir hatten gebauet ein stattliches Haus".

Тем не менее, о «Елке» одобрительно отозвались Рахманинов, Танеев, Скрябин. После этого новая песенка стала приобретать все более широкое признание, хотя Кудашева многие годы об этом даже не догадывалась.

В 1933 году, когда в СССР впервые официально был отмечен Новый год, призванный вытеснить Рождественские праздники, песня Кудашевой-Бекмана вновь звучала под каждой елкой. Текст Кудашевой оказался идеологически стерильным, и потому приемлемым — в этой Рождественской песне ни разу не упоминается Рождество!

Сколько денег на самом деле тратила бывшая «первая леди» на свои наряды

Раиса Горбачева произвела настоящую революцию в СССР, когда взяла и вышла из «сумрака». До нее первые лица не то чтобы прятали своих женщин - просто в Союзе как-то не принято было выставлять их напоказ. Простые люди обычно даже не догадывались, как выглядят «вторые половины» руководителей страны.

А Раиса Максимовна не только повсюду сопровождала своего мужа - Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева , расточая приветливые улыбки и запросто отвечая на приветствия первых лиц различных стран. Она еще и наряжалась так, что страна каждый раз замирала у экранов телевизоров в ужасе и восхищении.

Терпеливая клиентка

Женщины потом судачили, что на эпатажные наряды первой леди тратятся миллионы казенных рублей. Жадно приникнув к голубым экранам, считали, сколько раз в день супруга генсека меняет костюмы. Прикидывали, сколько стоит каждая блузка. И завидовали. Ведь им недоступны были такие наряды, советские женщины в то время шили себе одежду сами, по выкройкам из журналов «Работница» и «Крестьянка».

Чем хуже становилась экономическая ситуация в стране, тем больше раздражались «крестьянки и работницы» при виде подтянутой, цветущей, ухоженной Раисы. В стране - развал, все в дефиците. А тут - идеально скроенные модные костюмчики по фигуре, элегантные пальто и шубы, изысканные вечерние платья, шляпки…

Люди решили, что ее одевает Вячеслав Зайцев или даже сам Ив Сен-Лоран . В действительности же супруга генсека посещала московский Дом моды «Кузнецкий мост», где для нее работали первоклассные мастерицы.

Как говорит искусствовед «Кузнецкого моста» Алла Щиланина , Раиса Максимовна обычно сама привозила ткани, обсуждала предложенные художником Тамарой Макеевой эскизы. Чаще всего одобряла, на примерках вела себя терпеливо. Иногда вносила какие-то предложения - например, очень любила блузки с различными бантами, необычными воротниками. В Доме мод часто появлялась с цветами и конфетами для персонала, у которого остались о ней самые приятные воспоминания.

Раиса Максимовна была хорошо знакома и с Ивом Сен-Лораном, и с Пьером Карденом . При этом Карден всегда восхищался ее хорошим вкусом в одежде. Он подчеркивал, что первая леди СССР могла бы позволить себе и более смелые и яркие наряды, обладая хорошей фигурой и изысканным вкусом. Вероятно, добавлял Карден, она просто не хочет смущать советских женщин, поэтому одевается достаточно скромно.

Капризная хозяйка

О своеволии Раисы Горбачевой много рассказывали очевидцы - люди из охраны и прислуга. Например, начальник охраны, полковник Виктор Кузовлев , вспоминает, как на важное совещание, назначенное на 11.00, Горбачев явился после полудня. И рядом с ним важно шла его супруга, а затем без тени сомнений она уселась вместе с учеными, специалистами и руководством за стол. Оказалось, что опоздал генсек из-за жены - она долго собиралась!

Первая леди быстро привыкла к тому, что все ее приказы и капризы выполняются беспрекословно. Например, от нее буквально не было покоя начальнику 9-го управления (служба охраны) Юрию Плеханову : Раиса Максимовна привыкла звонить ему по много раз в день, требуя повышенного внимания, советуясь по каждому пустяку. Плеханов настолько устал от такой требовательности, от положения игрушки в руках жены генсека, что просил отставки или перевода, а позднее примкнул к восставшим против Горбачева членам ГКЧП.

Личный повар семьи Горбачевых, Евгения Ермакова , рассказывала, как часто Раиса Максимовна доводила ее до слез своими противоречивыми приказами. Например, заказывала обед к 14.00, но до последних минут повар не могла согласовать с ней меню - Горбачева тянула с решением, и только мастерство поварихи позволяло ей с честью выходить из положения, но скольких нервов ей это стоило!

По требованию Раисы Максимовны в каждую страну, в каждый зарубежный город, куда она отправлялась с мужем, на самолетах доставляли автомобили отечественного производства - специально для нее, чтобы она могла ездить на них с личным шофером. Это, конечно, было очень накладно для государства.

Любимица страны

Раиса Максимовна понимала, что большая часть советского народа относится к ней не лучшим образом. Но уже после отставки Горбачева, в июле1999 года, у нее был диагностирован лейкоз. И тогда отношение народа чудесным образом изменилось: за нее начали волноваться, слали ей приветы, молились о ее здоровье.

Будучи тяжело больной, она с горечью говорила: «Наверное, мне надо было тяжело заболеть и умереть, чтобы меня поняли». К сожалению, ничего не помогло: Раиса Горбачева, казавшаяся победительницей по жизни, первая из «первых леди» СССР, скончалась в сентябре 1999 года в одной из лучших немецких клиник.

Интересные факты

До появления Раисы Горбачевой иностранные делегации в СССР встречала первая женщина-космонавт Валентина Терешкова . Супруги руководителей государства в кадре не появлялись.

О стройной и подтянутой Горбачевой говорили, что это первая жена генсека, которая весит меньше своего мужа. Пока Раиса Горбачева была жива, ее супруг не весил больше нормы - 85 кг, потому что она всегда следила за его питанием и здоровьем. После смерти жены Михаил Сергеевич резко сдал - диабет, развившийся на нервной почве, повлек за собой прибавление в весе.

Раиса Максимовна хорошо знала английский язык - в отличие от своего мужа, благодаря чему могла свободно общаться с Маргарет Тэтчер и даже переводить супругу слова англоязычных глав государств.

Супруга Михаила Сергеевича вела активную благотворительную деятельность. Она работала в фонде «Помощь детям Чернобыля», в благотворительной ассоциации «Гематологи мира - детям», помогала Московской Центральной детской больнице.

(Visited 919 times, 2 visits today)

Эту песню, которую на современный лад можно смело назвать шлягером, знает каждый. А вот задумывался ли кто-нибудь об истории ее создании, о том, когда она появилась, и кто из известных певцов ее исполнял? Наверное, отнюдь не многие. Композиция настолько популярна, что ее вполне можно считать народной.

На самом делей, у песни «В лесу родилась елочка» есть законные авторы. Это Раиса Кудашева, написавшая слова, и Леонид Бекман, сочинивший музыку.

История создания песни «В лесу родилась ёлочка»

История знаменитого музыкального произведения началась более века тому назад. Считается, что она появилась где-то в 1903-1905 годах, а она продолжает звучать ежегодно, в дни новогодних и рождественских торжеств.

Тем временем, хотя мы знаем имена создателей песни, высказываются сомнения относительно авторства музыки. А дело, собственно, в том, что она имеет сходство с мелодией популярной в Швеции композиции «Зажигаются тысячи рождественских свечей», которую Эмми Келер написала в 1898 году, то есть на несколько лет раньше, чем появилась наша «В лесу родилась елочка».

Есть предположение, что эта мелодия была немецкой народной и появилась в самом начале 19-го века. Ее использовали в песне немецких студентов в 1819 году под названием «Мы построили величественный дом».

Еще со времен учебы в гимназии Раиса Гидройц (в замужестве — Кудашева) писала стихи. Правда, ее первое стихотворение под названием «Ручейку» было отослано в журнал «Малютка» лишь в 18 лет, притом под псевдонимом. После этого она начала печататься в различных изданиях, но ее настоящее имя читателю было неизвестно. Причиной тому была ее скромность.

После гимназии она работала гувернанткой у князя-вдовца Кудашева. Со временем сама стала княгиней Раисой Кудашевой. Обладала педагогическим даром, продолжала поэтические эксперименты.

Музыку к стихотворению через два года написал столичный дворянин и ученый Леонид Бекман. Она появилась как раз ко дню рождения его дочерей. Так Леонид Карлович пытался отвлечь семейство от довольно мрачных событий того времени: забастовок, беспорядков и тому подобного.

Песня была сохранена для потомков благодаря супруге и профессору консерватории Елене Александровне Бекман-Щербине. Лучше всего предоставить вниманию наших читателей ее воспоминания:

Чтобы не забыть мелодию, я записала её, так как автор на этот счет был “неграмотным” - просто не знал нот. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песни и, чтобы не переписывать их без конца для наших знакомых, решили издать сборник с рисунками-силуэтами. Так появился сборник “Верочкины песенки”, выдержавший за короткий срок четыре издания. А позже и второй “Оленька-певунья” - песни для второй дочки. Книжки имели большой успех. Песенки одобрили такие замечательные музыканты, как Танеев, сестры Гнесины, Скрябин. А Рахманинов, однажды встретив меня в концерте, спросил: “Почему вы так мало пишете? У вас такие прелестные песенки!”

Друзья и обеспечили славное будущее песне «В лесу родилась елочка». Раиса Адамовна узнала, что к ее стихотворению написана музыка, лишь в 1921 году, когда случайно услышала ее в поезде. Песенку пела маленькая девочка.

Но в 20-е годы прошлого века в стране ломались все устои. Антирелигиозный разгул коснулся даже Деда Мороза, которого придумал Владимир Одоевский. Не оставили без внимания и маленькую елочку, о которой Демьян Бедный написал такие строки:

Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный ёлочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С ёлкой под мышкой саночки вёз,
Санки с ребёнком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!

Но спустя некоторое время страна вновь обратилась к русским традициям. Вернулись и новогодние праздники, а вместе с ними коллективные елки для подрастающего поколения. Эсфирь Эмден составляла сборник «Елка». Она же установила и автора стихотворения «В лесу родилась елочка», после чего песня уже исполнялась с указанием авторов.

Заслуженная слава настигла Раису Адамовну лишь в пятидесятые годы прошлого века, когда она дала два интервью, опубликованные в «Вечерней Москве» и «Огоньке». Правда, встретила она все это спокойно, поскольку никогда не хотела привлекать к себе внимание. «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла», — писала одной из своих подруг. Автора музыки к этому времени уже не было в живых.

«В лесу родилась елочка» стала песней, которая способна принести славу авторам даже в том случае, если они создали одно-единственное произведение. Феномен этой простой композиции, наверное, еще предстоит объяснять ученым. Хотя с трудом верится, что им это удастся. Просто песня пришлась по душе миллионам людей. Армия ее поклонников будет расти с каждым годом, столетием.

  • В декабре 2002 года на гала-концерте «Мир встречает Рождество» ее пели звезды мировой величины Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Эмма Шапплин и Сиссел.

Текст песни «В лесу родилась елочка»

В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зелёная была.
Метель ей пела песенку:
«Спи, ёлочка, бай-бай!»
Мороз снежком укутывал:
«Смотри, не замерзай!»
Трусишка зайка серенький
Под ёлочкой скакал.
Порою волк, сердитый волк,
Рысцою пробегал.
Чу! Снег по лесу частому
Под полозом скрипит.
Лошадка мохноногая
Торопится, бежит.
Везёт лошадка дровенки,
На дровнях мужичок.
Срубил он нашу ёлочку
Под самый корешок.
Теперь ты здесь, нарядная,
На праздник к нам пришла
И много, много радости
Детишкам принесла.

После своих речей о домогательствах, депутат Государственной думы Раиса Кармазина стала звездой интернета. Фраза «Ко мне никто не домагивался. Была в триста раз красивее, чем они! И не глупее их! 50 лет работаю — 49 лет стажа будет 1 июля — с 18 лет, никто не домагивался! Никто не домагивался! Не давала повода и не давала ничего! А если бы кто домогнулся — влепила бы!», — моментально разошлась на мемы. А мы решили по этому поводу вспомнить биографию Раисы Васильевны.

К сожалению, о временах 50-летней давности фотосвидетельств не сохранилось, и посмотреть на в триста раз более красивую, чем журналистки сейчас, Раису Васильевну не получится. Кадров того нежного возраста, когда домагивавшегося до Кармазиной ждала не только «влепка», но и уголовный срок, тоже. Так что придется довольствоваться скупыми биографическими данными.

Родилась будущая народная избранница в казачьем Ростове-на-Дону 9 января 1951 года. Свое казачье происхождение Раиса Васильевна и по сей день подчеркивает при каждом удобном случае.

«Я казачка, и у нас, если девушка выходила замуж за парня, который не служил... считалось, что он негожий, неслужённый. Я считаю, должны быть ещё и общественные меры воздействия — это презрение к тому, кто не отдал свой долг», — говорила Раиса Кармазина на заседании Государственной думы.

В 1977 году Кармазина окончила Ростовский институт народного хозяйства и переехала в Норильск, где в 1978 году поступила на службу в органы финансового управления и федерального казначейства Норильска в Красноярском крае, где, не давая повод и не давая ничего, проработала до 1998 года. Кстати, судя по этим датам, трудовой стаж депутат, видимо, отсчитывает не с начала работы в финансовом ведомстве, а с каких-то других дат и работ, в официальной биографии не отраженных.

Параллельно складывалась законотворческая карьера Ларисы Васильевны. Уже через два года после начала работы финансистом она становится депутатом Норильского горсовета, где трудится до 1990 года.

Последние годы СССР стали временем нового витка карьерного роста Кармазиной. В 90-м она становится депутатом Краевого совета депутатов, а в 94-м, после вторичных выборов, избирается в депутаты только что появившегося законодательного собрания. Правда, в 95-м не фартануло, и Кармазина, шедшая в ЗС от проправительственного движения «Наш дом Россия» по Енисейскому округу, проиграла выборы суперпопулярному в то время борцу с коррупцией Нелли Жуковой. Время до 1997 года было первым и пока последним перерывом в депутатской деятельности Раисы Васильевны.

В 1997-м Кармазина возвращается в ЗС, где занимает пост председателя постоянной комиссии по финансам, бюджету и налоговой политике. В 2000-м норильская казачка переходит в партию «Единство», ставшую впоследствии «Единой Россией», и уже не покидает её.

Кстати, к этому периоду относится старейшая из доступных в интернете фотография Раисы Васильевной. Размещена она в авторской статье депутата о Съезде депутатов 1998 года и содержит фото того же периода.

Депутатом Государственной думы от «Единой России» Кармазина становится в 2003 году. Теперь она будет выигрывать все думские выборы. В нынешней думе она занимает сразу несколько важных постов: первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», член комитета ГД по бюджету и налогам, член комиссии ГД по вопросам депутатской этики.

Коллеги по думе характеризуют Кармазину как душу компании. «Вставить веселое и даже крепкое слово Раиса Кармазина умеет. Это ее качество це­нят многие коллеги по фракции. Владислав Третьяк, прославленный хоккеист и депутат, напрямую обращается на заседании комитета: Раиса Васильевна, спасайте патовую ситуацию — срочно расскажите анекдот!», — утверждает газета «Тувинская правда».

Нельзя сказать, что до истории про «домагивания» Раиса Васильевна вела себя незаметно, выделяясь среди сослуживцев только красотой и экстравагантной прической.

Первый раз Кармазина оскандалилась после принятия закона о запрете на усыновление российских детей гражданами США. Официально закон носит название «Законы Димы Яковлева» в честь погибшего в приемной семье мальчика из России, оппозиция же прозвала документ «Законом подлецов». После его принятия Кармазина в интервью красноярскому каналу «Прима» заявила, что поддерживает закон, хотя его не читала. Дело было в 2012-м году.

В том же 2012-м Кармазина еще раз попала в новости, на этот раз как жертва ограбления. Неизвестные вынесли из квартиры депутата деньги и украшения.

Возможно, именно нанесенный ворами ущерб заставил Кармазину в 2013-том снова привлечь всеобщее внимание, потребовав поднять зарплату депутатам, до министерского уровня.

«Когда же наконец мы будем получать зарплату такую, как у министров?» — посетовала она на заседании бюджетного комитета Госдумы. Кармазина заметила, что за девять с лишним лет ее депутатства зарплаты индексировались лишь дважды».

Так как зарплата депутата в то время составляла 150 тысяч рублей, население заявлением Кармазиной было несколько фраппировано.

В 2017-м, после выхода фильма Навального о Медведеве, Кармазина в очередной раз показала, что для того чтобы составить о каком-то явлении свое мнение, знакомиться с ним не обязательно. Я не читала этой «статьи» заявила она и добавила

«Мало ли что там пишет Навальный, он кто такой? Прокурор, [сотрудник] СК РФ? Он просто гражданин. Это его личное дело, понятное; человек, который лезет в политику, который ничего не сделал для страны, вообще ничего, ноль! И я его комментировать не собираюсь. Пусть сначала бревно в глазу вытащит».

Но уровня сегодняшней славы депутат от Красноярского края еще не достигала. Так что именно эта неделя может считаться пиковой в карьере Раисы Кармазиной.

От редакции

«Проспект Мира» присоединяется к бойкоту Госдумы и членов комитета по этике, которые оправдали действия своего коллеги в частности — представляющую в российском парламенте Красноярский край Раису Кармазину.

Раиса Адамовна Кудашева (3 (15) августа 1878, Москва — 4 ноября 1964) — советская поэтесса, писательница. Урождённая белорусско-литовская княжна Гедройц из рода литовского происхождения. Отец — чиновник Московского почтамта, дослужившийся до надворного советника.

О жизни Раисы Кудашевой известно мало. Окончила женскую гимназию М. Б. Пуссель. Служила гувернанткой у князя Кудашева, позже вышла за него замуж. По отзывам близких, обладала педагогическим даром. Работала учителем, а в советское время несколько десятилетий — библиотекарем.

Стихи она писала с детства. Однако лишь в 1896 году отважилась одно из них послать в редакцию журнала «Малютка». Стихотворение называлось «Ручейку». Его напечатали. Автору было тогда 18 лет. И с тех пор стихи Кудашевой стали появляться на страницах многих детских журналов, таких как «Малютка», «Светлячок», «Подснежник»... Вот, к примеру, одно из ее стихотворений, вошедшее в сегодняшние школьные учебники:

День прошел. Бегут гурьбой
Наши школьники домой.
— Ах, как славно мы учились!
— Я две сказочки прочла!
— Я писала все в тетрадку!
— Я срисовывал лошадку!

Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек: «Санки-самокатки», «Степка-растрепка», «Беда петушка», «Бабушка-Забавушка и собачка Бум»... , как и многие не знавший, кто является их автором, писал: «Эти стихи и сказки имели успех... Успех чрезвычайный. Почему? Это были вещи хорошей традиции. Фольклорной. Проверенной временем... Это были веселые книжки, несмотря на навязчивую мораль».

В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась ее единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, ее первой большой любви к блестящему офицеру. Повесть не принесла Раисе Адамовне известности, хотя это была добротная «дамская» беллетристика. Впрочем, к славе Кудашева относилась с поразительным равнодушием и долгие годы скрывалась под различными инициалами и псевдонимами. Она объясняла это так: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла».

В декабре 1903 года в новогоднем номере журнала «Малютка» было напечатано стихотворение «Ёлка», подписанное псевдонимом «А. Э». Стихотворение, положенное два года спустя на музыку Леонидом Бекманом, обрело всенародную славу, но имя его истинного автора долгое время оставалось неизвестным. Раиса Адамовна не знала, что «Ёлочка» стала песенкой. Только в 1921 году совершенно случайно, когда она ехала в поезде, услышала, как девочка поёт её «Ёлочку». Стихотворение было вновь переиздано перед самым началом войны в 1941 году в сборнике «Ёлка» (М.-Л.: Детиздат, 1941). Составительница сборника Эсфирь Эмден специально разыскала автора стихотворения и указала фамилию Кудашевой в тексте.

По одной версии, однажды в кабинет постучалась пожилая женщина, которая сообщила, что хотела бы вступить в его организацию. Когда Горький поинтересовался, что же она написала, женщина ответила: «Только детские тоненькие книжки». На это Горький ответил, что в его организацию принимают только серьёзных авторов, написавших романы и повести. «Нет, так нет», — ответила на это женщина и пошла к выходу, а потом обернулась, и спросила: «Может, вы слышали хоть одно моё стихотворение?» и прочла Горькому знаменитые строки: «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная, зелёная была». Услышав эти строки, Горький тут же принял Кудашеву в Союз писателей.

По другой версии, эта история произошла с Александром Фадеевым. Фадеев спросил: «Так это Вы написали?». И стал вспоминать, где это было напечатано и как он первый раз прочёл эти стихи и плакал, как плачут все дети, когда доходят до последних строк стихотворения. Он вызвал к себе своих сотрудников и отдал распоряжение, чтобы автора немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.

Поздно пришли известность и признание к Раисе Кудашевой, в конце 50-х годов. Были напечатаны два интервью с писательницей: одно — в «Огоньке», другое — в «Вечерней Москве». В «Огоньке» — единственная сохранившаяся фотография Раисы Адамовны в очень преклонном возрасте. «Я стараюсь крепиться и не падать духом, — писала Кудашева своей подруге Анне Ивановне Сытиной в 1958 году, — но все же думаю о себе: не по силам затеяла дело, слишком поздно эта история подошла ко мне».

Последние годы Раиса Адамовна жила вместе со своей сестрой. Она умерла 4 ноября 1964 года. Умерла в том городе, где и родилась, в Москве. На ее могильной плите между датой рождения и датой смерти — черточка. Этот «иероглиф» зашифровал множество человеческих судеб. Хочется верить, что будущим исследователям жизни и творчества Раисы Кудашевой удастся расшифровать еще хотя бы несколько страниц из «книги жизни» этой замечательной женщины.



Рассказать друзьям