Ян Табачник: "Для меня семья и дети важнее, чем весь шоу-бизнес вместе взятый". А как вас приняли киевские певцы, с которыми дружен муж? И все-таки вы часто дрались

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Yan Tabachnik Карьера: Музыкант
Рождение: Россия
Его мелодии создали настроение нового фильма "Бабий Яр" о наиболее трагическом событии в истории человечества. Вскоре первый художественный фильм о Бабьем Яре, снятый режиссером Николаем Засеевым-Руденко при непосредственной поддержке Людмилы Кучмы и лидера Еврейской общины Украины Вадима Рабиновича, выйдет на экраны: В главной роли - Элина Быстрицкая.

Ян Табачник - большущий мужчина. Крупный, известный, обожаемый публикой и друзьями. Кажется, ничем его не пронять. Внешнее ощущение, и все-таки, обманчиво. Табачник - истинный артист! А значит, ни от сентиментальности, ни от сострадания по природе своей не свободен. Об этом и о том, как навалом милосердия и нежности хранит суть человеческая музыканта, без пафоса рассказывает его служба в фильме "Бабий Яр".

О том, сколь важна и интимна для него эта трагическая задача, Ян Табачник рассказал в беседе с нашими журналистами.

Я писал эту музыку вроде бы для своих родителей, которых уже нет на земле. Для меня Бабий Яр - особое местоположение. Когда я прихожу туда, меня душат слезы, шибко нелегко на душе. Подобное состояние я испытал только в одно прекрасное время - в Берлине, подле здания рейхстага. Я подошел к нему и неожиданно почувствовал, что не могу тут находиться, мне захотелось оттуда нестись. Вот и из Бабьего Яра я постоянно хочу смыться. У меня всегда перед глазами - жуткая кинохроника времен войны. Я шибко явственно представляю себе, что там было.

Чувство, о котором вы говорите, - ужас?

Нет. Если бы я боялся, то я бы ничего в жизни не сделал. Я не считаю себя трусливым человеком. Это, скорее, ожоги памяти. Хочется временами все позабыть, считать, что этого ужаса ни в жизнь не было. Но позабыть это нельзя. Как навязчивый кошмар. Когда он преследует человека, он мечтает, чтобы ему это не снилось. Со мной то же самое: я не хотел, чтобы это мне снилось.

Вам снятся сны?

Да. В основном грезится прошлое. А когда-то снилось предстоящее, мечты...

В то, что сны сбываются, вы, по всей видимости, не верите.

Я подлинный мужчина, трезво смотрю на вещи и понимаю, что позволительно и что не разрешено.

Эта реалистичность, вероятно, весьма помогает в жизни: вы ибо шибко успешный дядя.

Но самодовольным я ни при каких обстоятельствах не был. Я легко всякий день делаю близкое занятие и не боюсь инициировать что-то новое. Со временем, истина, успеваю все меньше и меньше: нет уже той силы и энергии.

И все же на отсутствие занятости вы пожаловаться не можете. Концерты, телепередачи, сочинение музыки. А кем, любопытно, вы себя чувствуете в первую очередность - исполнителем или композитором?

Я не люблю громких фраз. Да, за свою существование я написал как собак нерезаных музыки. Мои песни исполняют Людмила Гурченко и Вахтанг Кикабидзе, а инструментальные пьесы - мой коллектив, но я ни при каких обстоятельствах не считал себя ни композитором, ни поэтом. Все-таки это шибко высокое звание. В моем представлении композитор должен быть выдающейся личностью. Сравнивать Бетховена, Баха, Вивальди или Моцарта с сегодняшними композиторами - это кощунство.

Так что же - им перестать чиркать музыку?

Пусть пишут, но хорошую.

Но, согласитесь, талантливых людей и ныне посреди музыкантов полно, а заметных, как вы, - единицы. Что нужно для того, чтобы не затеряться: свобода, благоприятные обстоятельства, фортуна?

О Фортуне применительно к моей судьбе вещать не приходится: я с шестнадцати лет профессионально работаю на эстраде. У меня за спиной - Астраханская, Калмыцкая, Орловская, Запорожская, Батумская филармонии, Ленконцерт... Где я только не колесил. Я отработал своей фарт.

А основополагающий свой концерт помните?

Я помню свой начальный концерт в самодеятельности: мне было четырнадцать лет. А в двадцать популярная ленинградская газета "Смена" уже писала о "виртуозной игре Яна Табачника".

Вы объехали с гастролями не только весь бывший Союз, но и полмира. Никогда не возникало искушения не возвратиться?

Да, я выступал на практике кругом, где живут наши эмигранты - Америка, Австралия, Канада, Израиль, Германия. Но у меня ни в жизнь и идея не возникала - остаться там. Я далек от тех лжепатриотов, которые били себя в грудь на заре перестройки и требовали свободы и независимости, а опосля, когда все разрушилось, тут же уехали. А я, дядя, которого не выпускали, боясь, что он не вернется, живу в этом месте. Когда я только начал выезжать с концертами за рубеж, существовал более того негласный тотализатор: вернется или нет? Уехал в Америку впервые: оттуда верно не вернется. В Израиль - то же самое. Кстати, мой коллектив был последним, тот, что уехал на зарубежные гастроли по линии Госконцерта СССР. Вернулись мы из Австралии уже в новую страну.

Дело, видать, не только в патриотизме, но и в вашей востребованности на родине?

Я говорил на эту тему со многими своими коллегами, прекрасными артистами - Кобзоном, Леонтьевым. Геннадий Хазанов сильно славно мне ответил: если я бы мог многомиллионую аудиторию своих поклонников увезти с собой в эмиграцию, то, может быть, и уехал бы. У меня аудитория, конечно, меньше, чем у Хазанова и Кобзона. Но там, где произносят словечко "аккордеон", вспоминают и имя Яна Табачника.

В жизни каждого человека есть ежедневные заботы, дела, которые он обязан свершить...

Ухватать свою планету, как сказал Экзюпери.

Есть ли что-то такое, что вы бы хотели вычеркнуть из этого списка?

Хочешь не хочешь, ты должен заниматься тем, что диктует тебе бытие. Если раньше ты мог отработать день, и тебя больше ничего не касалось, то в эти дни ты должен все время раздумывать, как будешь содержать свою семью. Поэтому я изредка вынужден заниматься тем, чем, вероятно, и не хотел бы.

Вы все так же невпроворот концертируете?

Нет, уже меньше. Мой жанр требует не только всплеска эмоций, но и физической выносливости. Аккордеон - нелегкий инструмент. Это не баян. Кстати, когда говорят "кнопочный аккордеон", это все одинаково, что произнести "клавишный баян". По тембру звучания эти инструменты похожи, но техника владения ими - вовсе разная. Я убежден, что на аккордеоне нужно игрывать музыку, созданную сознательно для него. И нечего экспериментировать.

В родное время вы дали строй концертов в украинских тюрьмах. Что вы чувствовали, когда играли для заключенных?

То же самое, что и на сцене Дворца "Украина". Я играю для публики. Когда артист начинает разделять для себя зрителей, он перестает быть артистом. Я довольный музыкант, потому как что у меня весьма разные слушатели: аккордеон говорит на всех языках. Я потому что играл не только в тюрьмах, но и премьер-министру Австралии, и австрийскому вице-канцлеру...

Вы тщеславный джентльмен?

Есть обыкновенное человеческое достоинство, самоуважение. Любой человек должен чтить себя, у него должно быть тщеславия в меру, чтобы оно не переходило в спесь. Сегодня полно таких, кто врет безнаказанно, придумывая себе новую биографию или титулы, которых не существует в природе. Это уморительно и не вызывает ничего, помимо презрения к этим людям.

Для успешной карьеры артисту ныне нужно быть знакомым с разными влиятельными лицами? Лично вам связи помогают?

Если ты мировой артист, то влиятельные люди сами будут норовить с тобой познакомиться. Но все эти "связи" заканчиваются на том, что дядя, тот, что занимает какую-то заметную пост, когда-нибудь ее оставляет. Так что же - позже этого с ним не дружить, не контактировать? Кстати, в моей программе "Честь имею пригласить" нет в этом смысле никакой конъюнктуры. Ко мне приходят и бывшие, и настоящие. Я дружу с людьми, а не с должностями...

Так же читайте биографии известных людей:
Ян Тирсен Yann Tiersen

Уроженец кельтского севера Франции - Бретани, ""одинокий моряк"", как его прозвали журналисты, настоящий романтик и, возможно, самый популярный на..

Что бы там не вещали украинские националисты об особом историческом пути Украины и кардинальных отличиях в ментальности украинцев и русских, сама жизнь говорит об обратном. Тесное многовековое соседство двух народов, их общая, история иногда приводят к одновременному появлению в обеих странах абсолютно одинаковых персонажей, неотличимых друг от друга, как двойники.

Взять хотя бы музыку. Много десятилетий в СССР, а затем и в России не один официальный праздничный концерт не обходится без Иосифа Кобзона. Он со своим патриотическо-государственным репертуаром представляет лицо власти и даже стал ее частью. В независимой России Кобзон активно занялся политикой, много созывов Государственной Думы представляя правящую партию. Впрочем, самый титулованный по числу званий и государственных наград певец родился на той же пусть восточной, но все же Украине. Кобзон помимо сцены успешно прижился в большом бизнесе, имеет огромные связи среди политиков и у «теневых» воротил скрытого от глаз законопослушных граждан мира.

В Украине ныне живет и здравствует его полный аналог. Зовут «украинского Кобзона» Ян Табачник. Украинскому патриарху эстрады все же пришлось тяжелее в творческом пути, чем его российскому визави. Кобзон избрал во все времена самый популярный среди народа жанр эстрадного вокала. Ян Табачник не поет, а мастерски играет на аккордеоне, годами таская на себе по сцене довольно увесистый музыкальный инструмент. Дело даже не в его весе. Все же пусть виртуозно исполненные инструментальные музыкальные композиции не так запоминаются и берут за душу, как голос певца и слова песни. Однако, творчество Яна Табачника люди полюбили. Настоящий талант нельзя не заметить. Итогом многолетней творческой работы стали 5 дисков-гигантов, 11 компакт-дисков, выпущенных с произведениями в исполнении Табачника. Сам мэтр аккордеона успешно сочинял эстрадные песни, делясь ими с тем же Иосифом Кобзоном, Вахтангом Кикабидзе, Людмилой Гурченко, Валентиной Толкуновой.

Ян Табачник чуть моложе Кобзона. Он родился в 1945 году в Черновцах на территории бывшей Румынии. С детства он засел за аккордеон и без него не представлял жизнь. Музыка потом стала его профессией. Начинал он в Киеве в качестве аккомпаниатора в цирке. Затем началась долгая гастрольная жизнь. Ян Табачник принялся осваивать бескрайние просторы Советского Союза, работая в разных филармониях. Сначала это была Астрахань, потом соседняя Калмыкия.

Дальше его путь пролег за Кавказский хребет. Он долго работал в Грузии, предпочитая южную Аджарию. В Украину он вернулся ближе к объявлению независимости известным и состоятельным артистом, осев сначала в Одессе, а потом в Киеве. Его хорошо знает многочисленная украинская диаспора США и Канады, куда он часто наведывался с концертами. Огромной популярностью на родине пользовалась его авторская передача «Честь имею пригласить», где Ян Табачник встречался с самыми известными в Украине людьми.

Условно жизнь Яна Табачника можно разделить на 2 половины. В первой он зарабатывал себе известность в мире музыки и деньги на жизнь, «шабаша» с гастрольными турами по огромному СССР, предпочитая работать в южных филармониях. Это, практически, повторение пути на эстраде заслуженного артиста Чечено-Ингушетии Иосифа Кобзона. В зрелые годы Ян Табачник принялся активно коллекционировать звания, степени и награды, набрав их внушительное количество. Еще больше его интересовали связи с влиятельными в Украине людьми. Он лично знаком со всеми президентами, премьер-министрами, олигархами и мало-мальски значимыми политиками. Власть щедро оделила его вниманием.

Музыкант активно принимал участие в работе «Всеукраинского фонда Надежды и Добра», который патронировала супруга второго президента страны Людмила Кучма. Виртуоз не пропускал ни одной благотворительной акции фонда, выступая в детских домах, интернатах, домах престарелых, а также исправительных колониях и . С лидерами специфического контингента Ян Табачник также установил добрые отношения, получив от них кличку Музыкант. Несколько раз Музыкант выступал посредником в разрешении конфликтов авторитетов и правоохранительных органов. Сам же он ни в каком замечен не был. Просто дружил с людьми с непростой биографией. Ему не пришлось оправдываться, как Кобзону, лишенному права посещения США за подозрения в связи с .

Ян Табанчик и Янукович

В Украине менялись президенты и премьер-министры, но с каждым из них Ян Табачник находил общий язык. Больше всего добрых слов артист теперь говорит о Леониде Кучме, который буквально не пропускал ни одного его концерта. Кучма посодействовал решению о выделении известному музыканту 6,2 гектара столичной земли на берегу Днепра. По-настоящему царский подарок. Рыночная стоимость земельного участка оценена в $200 млн. Другим бесспорным фаворитом для Яна Табачника стал Виктор Янукович. Именно под флагом его партии Табачник вошел в Верховную Раду, где оставался 3 созыва подряд.

Для Януковича музыкант сделал многое. Он активно агитировал за него в предвыборных турах. Агитацию иногда они с Кобзоном проводили вместе, выступая на концертах. Больше всего профессиональному музыканту нравился в президенте его голос. Янукович мастерски пел. Ян Табачник вытащил его на телевидение в свою программу и вся Украина убедилась в наличии у Януковича певческого таланта.

Проживший всю жизнь беспартийным, Ян Табачник счел необходимым в преклонном возрасте единственный раз в жизни получить членский билет «Партии регионов». Депутат Ян Табачник регулярно появлялся в Верховной Раде, но не был в ней так заметен, как на сцене. За долгое время работы в парламенте он ни разу не выступил с законодательной инициативой и даже не добрался до трибуны, но зато исправно голосовал. «Регионалы» использовали руку артиста, как механизм для голосования.

Ян Табанчик и Игорь Завадский

О тех временах Ян Табачник вспоминает с огромной ностальгией. Он был на вершине славы и успеха. Сегодня все иначе. В те годы вызрела главная проблема его настоящего. Ян Табачник стал фигурантом громкого уголовного дела. В основе уголовщины, как ни странно, лежала не коммерция с ее большими деньгами, а чисто творческие причины. В мире музыки у мэтра появился молодой конкурент. Им стал Игорь Завадский. Родившийся в российской Коми, он покорил мастерством овладения аккордеоном сначала Украину, а затем собрал множество наград на международных фестивалях. Слава виртуоза Табачника стала меркнуть под натиском молодого дарования. Пожилой человек своеобразно переживал творческую конкуренцию. В духе композиторов Моцарта и Сальери.

В марте 2012 года на киевскую квартиру Игоря Завадского нагрянул наряд милиции. Музыканта арестовали и доставили в Шевченковский райотдел милиции. Семь дней к нему не допускали адвоката, а потом не разрешали знакомиться с материалами дела. В отделении Завадского избили так, что потом к нему пришлось вызывать скорую помощь. Сам молодой музыкант потом заявлял журналистам, что его попросту пытали, стараясь добиться от него чистосердечного признания. Завадского обвиняли в растлении малолетних. Малолетними жертвами по версии следователей оказались ученики музыканта. Дело дошло до суда, а на нем стало рассыпаться по частям. Было установлено, что часть свидетелей просто оговорила музыканта за деньги или ценные подарки. Нити вели в сторону Яна Табачника. Он выступил в роли заказчика уголовного преследования.

На вопросы о причастности к делу Завадского бывший нардеп отвечал очень резко, как настоящий жлоб, обильно используя уголовный жаргон и жесты, схожие с «распальцовкой» обитателей тюрем. Отрицая любое свое участи в фабрикации обвинений, Ян Табачник вместе с тем подтверждал, что при его огромных связях в уголовном мире Украины он мог просто физически уничтожить конкурента.

С Завадским и ранее происходили неприятные события. В 1999 году, пока он был на гастролях, выгорела его квартира. В 2006 году артиста прямо в центре Киева на Майдане избили неизвестные. В 2003 году против него в прессе была развернута клеветническая компания. В последний день следующего года он был удостоен телефонного звонка самого Яна Табачника. Вместо новогодних поздравлений разгневанный известный артист пообещал своему коллеге оторвать голову, если он еще раз услышит от кого-нибудь публично сравнение не в его пользу.

Видимо, Ян Табачник действительно понял, что Завадский обладает тем, чего у него не было, нет и уже никогда не появиться. Характерно, что на суде было установлено, что на следующий день после ареста Завадского Ян Табачник совершил экстренный визит к еще одному своему другу ─ генеральному прокурору Украины Виктору Пшонке, получившему ныне известность, как коррупционер и махинатор. Оказывается аккордеон и музыка в понятиях одновременно самолюбивых и экспансивных особ могут оказаться опасным занятием. Возвращаясь к российско-украинской теме, Ян Табачник создал прецедент решения творческих разногласий. Дай бог, чтобы в России его метод не взяли на вооружение.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии


Ян Петрович Табачник (Я́ков Пиневич)
Народный депутат Украины V , VI , VII созывов
Рождение: 31 июля (1945-07-31 ) (73 года)
Черновцы , Украинская ССР , СССР
Имя при рождении: Яков Пиневич Табачник
Отец: Пётр Борисович Табачник ( -)
Мать: Ханна Израилевна Табачник ( -)
Супруга: Татьяна Владимировна Недельская (1971 г.р.)
Дети: Пётр (р. )
Павел (р. )
Михаил (р. )
Партия: музыкант
Образование: МГПУ
Деятельность: исполнитель-аккордеонист, политик
Награды:

Ян Петро́вич (Я́ков Пиневич) Таба́чник (род. 31 июля (19450731 ) , Черновцы) - советский и украинский эстрадный композитор, аккордеонист-виртуоз, политик, предприниматель. Народный артист Украины (1994).

Биография

Родился 31 июля (19450731 ) года в Черновцах в еврейской семье. Отец - Пётр Борисович Табачник ( -) - инженер-текстильщик; мать - Ханна Израилевна Табачник ( -). Окончил по специальности народных инструментов и вокал. В Мелитопольском государственном пединституте никогда не было факультета народные инструменты и вокал, такой факультет есть в училище культуры гМелитополя.

В эстрадной музыке - с шестнадцатилетнего возраста. В 1964-1966 годах был артистом Астраханской областной филармонии, работал в эстрадных оркестрах при Тбилисской филармонии, филармонии Южного берега Крыма (1967-1968), в Черновцах, Аджарии , в 1973-1994 годах был музыкальным руководителем фольклорных ансамблей украинской народной музыки «Сурми» и «Новый день» в Запорожье . В 1995-2000 годах руководил Одесским муниципальным театром музыки Яна Табачника. С 2000 года живёт в Киеве . Организатор ежегодного международного конкурса аккордеонистов AccoHoliday (Киев).

Политическая жизнь

Народный депутат Украины (V, VI, VII созывов). Член Партии регионов . Член фракции Экономическое развитие.

Награды

Напишите отзыв о статье "Табачник, Ян Петрович"

Примечания

Ссылки

Верховна Рада Украины

  • rada.gov.ua/ru
  • rada.gov.ua
  • rada.gov.ua/en
  • Вікіпедія: україномовного розділу

uk.wikipedia.org/wiki/Табачник_Ян

Отрывок, характеризующий Табачник, Ян Петрович

Вдруг князь Ипполит поднялся и, знаками рук останавливая всех и прося присесть, заговорил:
– Ah! aujourd"hui on m"a raconte une anecdote moscovite, charmante: il faut que je vous en regale. Vous m"excusez, vicomte, il faut que je raconte en russe. Autrement on ne sentira pas le sel de l"histoire. [Сегодня мне рассказали прелестный московский анекдот; надо вас им поподчивать. Извините, виконт, я буду рассказывать по русски, иначе пропадет вся соль анекдота.]
И князь Ипполит начал говорить по русски таким выговором, каким говорят французы, пробывшие с год в России. Все приостановились: так оживленно, настоятельно требовал князь Ипполит внимания к своей истории.
– В Moscou есть одна барыня, une dame. И она очень скупа. Ей нужно было иметь два valets de pied [лакея] за карета. И очень большой ростом. Это было ее вкусу. И она имела une femme de chambre [горничную], еще большой росту. Она сказала…
Тут князь Ипполит задумался, видимо с трудом соображая.
– Она сказала… да, она сказала: «девушка (a la femme de chambre), надень livree [ливрею] и поедем со мной, за карета, faire des visites». [делать визиты.]
Тут князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей, что произвело невыгодное для рассказчика впечатление. Однако многие, и в том числе пожилая дама и Анна Павловна, улыбнулись.
– Она поехала. Незапно сделался сильный ветер. Девушка потеряла шляпа, и длинны волоса расчесались…
Тут он не мог уже более держаться и стал отрывисто смеяться и сквозь этот смех проговорил:
– И весь свет узнал…
Тем анекдот и кончился. Хотя и непонятно было, для чего он его рассказывает и для чего его надо было рассказать непременно по русски, однако Анна Павловна и другие оценили светскую любезность князя Ипполита, так приятно закончившего неприятную и нелюбезную выходку мсье Пьера. Разговор после анекдота рассыпался на мелкие, незначительные толки о будущем и прошедшем бале, спектакле, о том, когда и где кто увидится.

Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, [очаровательный вечер,] гости стали расходиться.
Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил трехугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала:
– Надеюсь увидать вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, – сказала она.
Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: «Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый». И все, и Анна Павловна невольно почувствовали это.
Князь Андрей вышел в переднюю и, подставив плечи лакею, накидывавшему ему плащ, равнодушно прислушивался к болтовне своей жены с князем Ипполитом, вышедшим тоже в переднюю. Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини и упорно смотрел прямо на нее в лорнет.
– Идите, Annette, вы простудитесь, – говорила маленькая княгиня, прощаясь с Анной Павловной. – C"est arrete, [Решено,] – прибавила она тихо.
Анна Павловна уже успела переговорить с Лизой о сватовстве, которое она затевала между Анатолем и золовкой маленькой княгини.
– Я надеюсь на вас, милый друг, – сказала Анна Павловна тоже тихо, – вы напишете к ней и скажете мне, comment le pere envisagera la chose. Au revoir, [Как отец посмотрит на дело. До свидания,] – и она ушла из передней.
Князь Ипполит подошел к маленькой княгине и, близко наклоняя к ней свое лицо, стал полушопотом что то говорить ей.
Два лакея, один княгинин, другой его, дожидаясь, когда они кончат говорить, стояли с шалью и рединготом и слушали их, непонятный им, французский говор с такими лицами, как будто они понимали, что говорится, но не хотели показывать этого. Княгиня, как всегда, говорила улыбаясь и слушала смеясь.
– Я очень рад, что не поехал к посланнику, – говорил князь Ипполит: – скука… Прекрасный вечер, не правда ли, прекрасный?
– Говорят, что бал будет очень хорош, – отвечала княгиня, вздергивая с усиками губку. – Все красивые женщины общества будут там.
– Не все, потому что вас там не будет; не все, – сказал князь Ипполит, радостно смеясь, и, схватив шаль у лакея, даже толкнул его и стал надевать ее на княгиню.

Народный артист Украины, обладатель "Золотого аккордеона" Европы, кавалер ордена Николая Чудотворца, поэт и композитор Ян Табачник (31.07.45).
Он достиг в музыке всех вершин, которых только можно достичь: "Золотой аккордеон Европы" и еще множество других титулов. Он уже вошел в историю культуры как живой классик. Но отличительная особенность этого человека вовсе не в музыкальном таланте (во всяком случае, не только в нем). Если бы можно было сейчас провозгласить всенародный конкурс на звание лучшего общественного деятеля, пальму первенства наверняка отдали бы Яну Табачнику.
Впервые с мастерством аккордеониста Яна Табачника в Советском Союзе ознакомились в 1976 году - именно тогда появилась его первая сольная пластинка "Популярные мелодии". До этого будущий маэстро работал (с 1964 року) в эстрадных оркестрах Астраханской, Калмыцкой, Батумской, Орловской и Ялтинской филармониях и в Ленконцерте. Вторую пластинку "Хелло, аккордеон", составленную с мелодий народов мира, пришлось ждать девять лет. Только в 1987 году появилась возможность записать пластинку еврейской музыки "Который час?" (звукорежиссер и дирижер студийного симфо-джазу Юрий Виннык) - диск выпущенный в 1989 году и с этого времени Табачник стабильно, раз в два года выпускает сольные альбомы. Несколько меньше повезло коллективам которыми руководил Ян Табачник - на память про фолк-ВИА Запорожской филармонии "Рифф" остались только две песни на одном из дисков "Мелодии" 1983 года. Лучше судьба у следующего проекта Табачника "Новый день" - сначала довольно ординарный ВИА, он прославился в конце 80-х с программой "Еврейский ренессанс".
«Новый день» получил первый приз - «Золотую минору» на фестивале в Кракове в 1990 году и записал на «Аудио Украина» пластинку «Аид всегда аид». Вскоре «Новых дней» стало два - музыканты возглавляемые клавишником и композитором Дмитрием Бирюковым осели в Киеве, и не сумев с новым репертуаром выйти за рамки ВИА-жанру, не выдержали конкуренции и распались. А новый «Новый день» Яна Табачника - это блестящее, искрометное шоу, с которым они уже объездили весь мир и записали два компакт диска. Официальным признанием профессионального уровня группы стало первое место на фестивале «Доля» в Черновцах в сентябре 1992 года. Летом 1994 года в Запорожье было с шиком отмечено 30-тилетие творческой деятельности Народного артиста Украины Яна Табачника - были гости из США, Австралии, Израиля, России... Через год Табачник стал руководителем Одесского муниципального театра музыки, в котором и отмечал свое 50-тилетие.

Награды, которыми владеет Ян Табачник:
Народный артист Украины
Народный депутат Украины
Владелец титула "Золотой аккордеон Европы"
Владелец титула "Гранд-маэстро"
Владелец титула "Звезда украинской эстрады" и почетной награды на "Алее Звезд"
Доктор искусствоведения
Доктор философии
Полный Кавалер ордена Украины "За заслуги"
Кавалер ордена Святого Станислава II степени
Кавалер ордена Святого Станислава ІІІ степени
Кавалер ордену Святого Станіслава IV ступеню
Кавалер ордена Николая Чудотворца
Кавалер ордена Михаила Ломоносова
Кавалер ордена Петра Великого
Кавалер ордена "Святого Владимира" І степени
Кавалер ордена "Международной славы" от Патриарха Всея Руси Алексия ІІ
Лауреат Всероссийской премии "Овация"
Лауреат Международной премии "Арт-Олимп"
Лауреат премии им. Сиди Таль
Профессор Киевского Национального университета культуры и искусств
Почетный профессор Тель-Авивской консерватории
Почетный профессор академии им. Карела Липинского

Официальный сайт: yan-tabachnik.com.ua

Ян Петрович (Яков Пиневич) Табачник (род. 31 июля 1945, Черновцы) - советский и украинский эстрадный аккордеонист-виртуоз, композитор, президент Высшей лиги мэтров мирового аккордеона. Народный артист Украины, народный депутат Украины V, VI, VII созывов (Партия регионов Украины). Генеральный продюсер и ведущий международного телевизионного проекта "Честь имею пригласить", основатель фестивалей-конкурсов "Владимир Крайнев приглашает" и "AccoHoliday", руководитель Международного творческого центра Яна Табачника.

Биография

Родился в Черновцах в еврейской семье. Отец, Петр (Пиня) Борисович, фронтовик, в юности - подающий надежды спортсмен, в 1933 году - чемпион Бухареста по фигурному катанию. Вернувшись инвалидом после Второй мировой войны, работал инженером-текстильщиком. Мать, Ханна Израилевна, - домохозяйка. Старшая сестра Ева, филолог, преподаватель немецкого языка, ныне на пенсии, проживает в Израиле.

Женат на популярной певице народной артистке Украины Татьяне Недельской. Имеет троих сыновей - Петра, Павла и Михаила.

Образование: Черновицкое культпросветучилище (1970), музыкально-педагогический факультет Мелитопольского государственного педагогического института (1990), юридический факультет Киевского национального университета имени Тараса Шевченко (2011).

Игру на аккордеоне начал осваивать в 10 лет, с 13-ти уже выступал по приглашениям. В 16 лет стал артистом оркестра «Киевского госцирка на сцене», в 18 лет, в 1964-м, выступает на эстраде в качестве артиста Астраханской областной, затем - Калмыцкой государственной филармонии.

В 1965-66-м годах - музыкант-инструменталист Грузинской государственной филармонии (Аджарский отдел). В 1967-68-м - артист Госфилармонии Южного берега Крыма. Солист джаз-оркестра Марка Горелика и джаз-оркестра Шико Аранова.

В конце 60-х возвращается в Черновцы, где с 1970 по 1978 год работает директором Дома культуры Первомайского района.

В 1979-м по приглашению Запорожской областной филармонии переезжает в Запорожье и до 1994 года руководит созданными им ВИА "Сурмы", инструментальным коллективом «РИФФ» и группой "Новый день".

В 1995-м переехал в Одессу, где открыл муниципальный театр музыки Яна Табачника.

В 1997-1998-м - профессор кафедры народных инструментов Киевского национального университета культуры и искусств.

В 2000-м переезжает в Киев, где создает Международный творческий центр Яна Табачника.

Самыми успешными проектами Табачника-продюсера являются шоу "Честь имею пригласить", которое выходило в течение 20 лет и которое за это время посмотрели около миллиарда зрителей по всему миру, программа в формате интервью с известными людьми "Честь имею" и ежегодный Международный конкурс-фестиваль профессионального исполнительского искусства "AccoHoliday", в котором приняли участие молодые аккордеонисты, исполнители как эстрадно-джазовой, так и классической музыки, из более чем 40 стран мира. Конкурс пользуется огромной популярностью также у великих исполнителей: в состав его жюри входили известнейшие музыканты Ришар Гальяно, Владимир Бесфамильнов, Анатолий Семешко, Виктор Власов, Эдуард Габнис, Валерий Ковтун, Леонид Затуловский, Мирко Патарини и др.

С 1987 года Ян Табачник выступал с сольными концертами в Австрии, Финляндии, Польше, в 90-е не единожды объездил с гастролями США, Канаду, Германию, Австралию, Великобританию, Израиль и другие страны. Стал лауреатом многочисленных конкурсов и фестивалей, привез в Украину признанную еврейским мировым сообществом награду "Золотая менора". Постсоветское пространство исколесил от Кушки до Диксона, от Сахалина до Карпат, что подтверждает коллекция концертных афиш Яна Табачника, самой старой из которых более 50 лет.

С 1976 года выпустил пять дисков-гигантов на Всесоюзной фирме "Мелодия". В создании записей участвовали симфоджазовые коллективы, бенды и бигбенды.

Выпустил 11 компакт-дисков, в двух из которых является автором музыки и тестов песен. Песни Яна Табачника брали в свой репертуар Иосиф Кобзон, Вахтанг Кикабидзе, Людмила Гурченко, Валентина Толкунова и другие известнейшие артисты. В Музее гармоники Альфреда Мирека творчеству Яна Табачника посвящен один из стендов экспозиции.



Рассказать друзьям