Боско сад земных наслаждений. Мораль босха через призму "сада земных наслаждений"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Полотна голландского художника Иеронима Босха узнаваемы по фантастическим сюжетам и деликатным деталям. Одной из самых известных и амбициозных работ этого художника является триптих «Сад земных наслаждений», который уже более 500 лет вызывает споры у любителей искусства по всему миру.

1. Триптих назван по теме его центральной панели



В трёх частях одной картины Босх попытался изобразить весь человеческий опыт - от жизни земной до загробной. Левая панель триптиха отображает рай, правая – ад. В центре находится сад земных наслаждений.

2. Дата создания триптиха неизвестна

Босх никогда не датировал свои произведения, что усложняет работу искусствоведов. Некоторые утверждают, что Босх начал рисовать «Сад земных наслаждений» в 1490 году, когда ему было около 40 лет (его точный год рождения также неизвестен, но предполагается, что голландец родился в 1450). А окончена грандиозная работа была между 1510 и 1515 годами.

3. «Рай»

Искусствоведы утверждают, что райский сад изображён в момент создания Евы. На картине он выглядит как нетронутая земля, на который обитают загадочные существа, среди которых можно увидеть даже единорогов.

4. Скрытый смысл


Некоторые искусствоведы считают, что средняя панель изображает людей, сошедших с ума за свои грехи, которые упускают свой шанс обрести вечность на небесах. Похоть Босх изобразил множеством обнаженных фигур, занимающихся легкомысленными занятиями. Считается, что цветы и фрукты символизируют временные удовольствия плоти. Некоторые даже предположили, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается».

5. Сад земных наслаждений = потерянный рай?

Довольно популярным толкованием триптиха является то, что он является не предупреждением, а констатацией факта: человек потерял верный путь. Согласно этой расшифровки, изображения на панелях нужно смотреть последовательно слева направо, а не считать центральную панель развилкой между адом и раем.

6. Тайны картины

Боковые панели триптиха с изображением рая и ада могут складываться, закрывая центральную панель. На внешней стороне боковых панелей изображена последняя часть «Сада земных наслаждений» - изображение Мира на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека.

Поскольку это изображение по сути является введением к тому, что изображено на внутренней панели, то оно выполнено в монохромном стиле, известном как гризайль (это было обычным явлением для триптихов той эпохи, и предназначалось, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части).

7. Сад земных наслаждений является одним из трех подобных триптихов, которые создал Босх

Двумя тематическими триптихами Босха, подобными «Саду земных наслаждений», являются «Страшный суд» и «Воз сена». Каждый из них можно рассматривать в хронологическом порядке слева направо: библейское сотворение человека в Эдемском саду, современная жизнь и ее беспорядок, ужасные последствия в аду.

8. В одной из частей картины демонстрируется преданность Босха семье


О жизни нидерландского художника эпохи раннего Возрождения сохранилось очень мало достоверных фактов, но известно, что его отец и дед были также художниками. Отец Босха Антониус ван Акен был также советником Прославленного Братства Пресвятой Богородицы - группы христиан, которые поклонялись Деве Марии. Незадолго до начала работы над «Садом земных наслаждений» Босх последовал примеру своего отца и также вступил в братство.

9.Хотя триптих носит религиозную тематику, он не был нарисован для церкви

Хотя работа художника явно сделана на религиозную тематику, она была слишком странная, чтобы выставлять ее в религиозном учреждении. Гораздо более вероятно, что работа была создана для богатого покровителя, возможно члена Прославленного Братства Пресвятой Богородицы.

10. Возможно, картина была очень популярной в свое время

«Сад земных наслаждений» впервые упоминается в истории в 1517 году, когда итальянский летописец Антонио де Беатис отметил это необычное полотно в брюссельском дворце дома Нассау.

11. Слово Божье показано на картине двумя руками

Первая сцена показана в раю, где Бог, поднял правую руку, приводит Еву к Адаму. На панели «Ад» есть точно такой жест, но рука указывает умирающим игрокам на ад внизу.

12. Цвета картины также имеют скрытый смысл


Розовый цвет символизирует божественность и источник жизни. Синий цвет относится к Земле, а также земным удовольствиям (к примеру, люди едят синие ягоды из синей посуды и резвятся в синих прудах). Красный цвет представляет страсть. Коричневый цвет символизирует ум. И, наконец, зеленый, который повсеместно встречается в «Раю», почти полностью отсутствует в «Аду» - он символизирует доброту.

13. Триптих намного больше, чем все полагают

Триптих «Сад земных наслаждений» на самом деле просто огромный. Размеры его центральной панели составляют около 2,20 х 1,89 метра, а каждой боковой панели – 2,20 х 1 метр. В развернутом состоянии ширина триптиха – 3,89 метра.

14. Босх сделал скрытый автопортрет в картине

Это всего лишь предположение, но искусствовед Ханс Бельтинг предположил, что Босх изобразил самого себя на панели «Ад», расколотым на две части. Согласно этой интерпретации, художником является человек, туловище которого напоминает треснувшую яичную скорлупу, иронически улыбается, смотря на сцены ада.

15. Босх заработал репутацию сюрреалиста-новатора благодаря «Саду земных наслаждений»


До 1920-х годов, до появления поклонника Босха Сальвадора Дали, сюрреализм не был популярен. Некоторые современные критики называют Босха отцом сюрреализма, ведь он писал за 400 лет до Дали.

В продолжение темы таинственных картин мы расскажем про то, - самая загадочная из всех незнакомок.

Говорят, что в его картинах зашифрованы секреты алхимиков, колдунов и астрологов. Его работам приписывают славу величайших ребусов в истории, а также религиозных проповедей. А его самого называют Почётным профессором кошмаров. Конечно же, речь идёт о Иеро́ниме Босхе (Jheronimus Bosch) .

Жизнь и смерть художника укутаны в пуховое одеяло из тайн и загадок. Исследователи до сих пор пытаются приподнять хотя бы его краешек, чтобы узнать, как же всё было на самом деле, но попытки тщетны.

Художник, покинувший свет 500 лет назад, по сей день находит способы напоминать о себе! Совсем недавно, например, шум поднялся вокруг …попы грешника! Да-да, это не опечатка. Американская студентка Амелия Хэмрик (Amelia Hamrick) приковала внимание всего земного шара к своему открытию. Она нашла применение нотам, которые Босх нарисовал на пятой точке одного из героев своей картины «Сад земных наслаждений». Девушка в шутку переложила эти символы в мелодию для фортепиано и выложила в своём арт-блоге. 25-секундная песня набрала рекордное количество лайков и закрепила имя студентки в запросах всех поисковиков. Мало того, её открытием заинтересовались лучшие профессора Оклахомского Христианского Университета! Амелия находит очень забавным тот факт, что учёные с серьёзным видом обсуждают голый зад какого-то древнего мужчины.


Давайте разберёмся в этой истории с самого начала. А началась она примерно в 1510 году, когда Иероним Босх нарисовал картину, истинное название которого до нас не дошло. Люди вольно окрестили триптих «Сад земных наслаждений». Произведение состоит из трех створок и символизирует весь путь человечества: на первой изображены Адам и Ева, на второй – порочный и греховных мир людей, а на третьей – картины Страшного суда, которым позавидовал бы сам Данте Алигьери. Нас интересует как раз эта створка.

Если вы присмотритесь внимательнее, то среди пестроты различных образов и сцен увидите «музыкальный ад». Если в детстве вас пугали тем, что черти будут жарить грешников на раскалённой сковородке, то у Босха было своё представление о пытках. Кто-то распят на арфе, а кого-то мучают на лютне, предусмотрительно вытатуировав на его ягодицах ноты. Наверное, чтобы петь было комфортнее. А руководит хором монстр с рыбьей головой. Трогательная картина, не правда ли?

Все СМИ удивляются: целых 500 лет никто не додумался сыграть эту самую мелодию! На самом деле, это не совсем так, но мы ещё вернёмся к этому вопросу чуть позже. А пока расскажем вам вторую часть истории, произошедшую в наши дни.

Представьте себе конференц-зал университетского общежития после полуночи. В помещении среди прочих находятся два человека: Амелия и её друг. Молодые люди увлечённо рассматривают картину Почётного профессора кошмаров (что же ещё делать в час ночи в общежитии?). И вдруг… замечают ноты! По счастливому стечению обстоятельств фрагмент триптиха попался на глаза нужному человеку: отец девушки имеет докторскую степень в музыковедении. И главное: его специальность – это 1500─1600 годов!

Что это значит? То, что Амелия Хэмрик смогла правильно расшифровать нотный стан, в котором всего четыре строчки. Дело в том, что в средневековье была принята такая нотная грамота. Студентка предположила, что тональность нижнего голоса До-мажор, как это было принято в средневековых хоралах. «Я сказала: «Я собираюсь записать это, ребята. Сделала это в шутку и разместила в своем блоге. Видимо, это было историческим моментом» ,─ прокомментировала Амелия. «Я потратила на всё около часа времени. На самом деле в моей транскрипции могут быть неточности» ,─ продолжила она.

На этом история даже не подумала закончиться! Удивительным открытием заинтересовались ученые, журналисты, преподаватели и просто зеваки. Профессор университета, в котором учится 20-летняя девушка, заявил: «Транскрипция застала нас врасплох в самый разгар семестра. У нас не было времени, чтобы исследовать это» . Но он очень надеется, что это открытие выльется в диссертацию или докторскую работу! Самой же Амелии просто интересно, имеют ли ноты какое-то отношение к картине. Может быть, её нужно смотреть именно под звуковое сопровождение с филейной части героя? А может, автор просто написал ноты для красоты и симметрии?

Другой пользователь сервиса tumblr.com, Уильям Эсензо (William Ascenzo), в ответ на пост Амелии Хэмрик выложил модернизированную версию мелодии. Он написал для неё аранжировку и сочинил текст! Слова звучат так: «Наши попы поют, пока мы горим в чистилище»

butt song from hell
this is the butt song from hell
we sing from our asses while burning in purgatory
the butt song from hell
the butt song from hell
butts

Раз уж речь зашла о людях, причастных к этой мелодии, мы расскажем ещё об одном неизвестном факте. В начале этой статьи мы упомянули о том, что до этого момента никто не решался осквернять «партитуру» Босха. Это неверно. Ещё в 2003 году шведская группа под названием Vox vulgaris создала композицию на основе нот с ягодиц грешника! Только, почему-то, это не было предано такой огласке.

Песня называется De jordiska fröjdernas paradis, вышла она на диске The shape of medieval music to come. Ребята постарались подобрать музыку наиболее близко к оригиналу. Получилось у них это или нет – вы можете понять сами, прослушав композицию.

Интересно, как бы отреагировал великий художник на такое вольное переложение своих нот и всю шумиху вокруг картины? Говорят, он был страшно религиозным человеком, состоял в Братстве Девы Марии. Его работы безоговорочно принимались и поощрялись церковью, а современники воспринимали сюрреалистичные полотна, как религиозные наставления. «Не греши, в ад попадёшь!», ─ словно бы говорят все его мрачные картины. Наверное, художник назвал бы нас всех грешниками и нарисовал бы новое «предостережение».

На самом деле, личность Босха соткана из догадок, абсурда и предположений. Кто-то рисует его мистиком, кто-то ─ фанатиком, а кто-то шутником. Дело в том, что до наших дней не дошло почти ничего о жизни художника: ни писем, ни воспоминаний, ни записей. Только сухие факты из городского архива. Что мы знаем о нём наверняка? Давайте перечислим.

  • Настоящее имя художника Еру́н Анто́нисон ван А́кен (Jeroen Anthoniszoon van Aken)
  • Точный год рождения неизвестен. Дата вычислена приблизительно историками.
  • Босх – это псевдоним, который произошел от названия родного города живописца Хертогенбос (Hertogenbosch).
  • Он был членом Братства Девы Марии.
  • Еру́н ван Акен был одним из богатейших людей своего города, так как удачно женился на Алейт Гойартс ван дер Меервенне.
  • Дожил Босх предположительно до 65 лет.
  • Количество полотен, написанных художником, неизвестно. До нас дошло всего 25 картин и 8 рисунков. Ни на одном из произведений нет даты и подписи.

Слухов же сейчас намного больше, чем правдивых фактов о жизни художника. Самым популярным является миф о смерти Босха (а может, и не миф совсем?). Говорят, что когда вскрыли могилу живописца, она оказалась пуста. Кроме того, обломок надгробия стал светиться и нагреваться, когда его изучали под микроскопом…

Так как в нашей истории два главных героя, то хотелось бы вернуться ко второму из них. Об Амелии Хэмрик сведений тоже немного. Но нам повезло, что девушка ─ наша современница и активный пользователь интернета. Поэтому редакции Artifex удалось раздобыть некоторые сведения о ней. Мы уже упоминали о том, что родители студентки связаны с музыкой. Кроме того, они оба работают в научных библиотеках. Амелия мечтает пойти по их стопам. Интересно, что она не только интересовалась исследованиями своего отца в сфере музыки, но и сама постигала эту область. Девушка даже умеет играть на нескольких музыкальных инструментах.

Есть и ещё одна необычная деталь: у Хэмрик специфические проблемы со слухом. Она может слышать высокочастотные звуки обычно или даже лучше, чем другие люди, а низкие – гораздо хуже. «Иногда я удивляюсь, что музыка звучит иначе для меня, чем для всех остальных, но я всё равно люблю её» , ─ призналась она.

Сейчас Амелия Хэмрик работает с профессором истории музыки, чтобы повысить точность мелодии. Также она намекнула на то, что не остановится на достигнутом, ведь у Босха ещё так много картин, на которых изображены ноты…

Самый загадочный художник Северного Возрождения, возможно, всю жизнь держал фигу в кармане: в картинах благоверного католика зашифрованы убеждения тайного еретика. Догадайся об этом современники, Босха наверняка отправили бы на костер

Картина «Сад земных наслаждений»
Дерево, масло. 220 х 389 см
Годы создания: 1490–1500 или 1500–1510
Хранится в музее Прадо в Мадриде

Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Он единственный из художников состоял в благочестивом городском обществе, братстве Богоматери, при кафедральном соборе Святого Иоанна. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Подозрения, что под личиной доброго католика скрывался еретик, высказывались еще на рубеже XVI–XVII столетий. Историк и искусствовед Вильгельм Френгер в середине XX века предположил, что живописец принадлежал к секте адамитов. Современный исследователь творчества Босха Линда Харрис выдвинула гипотезу, что он был приверженцем катарской ереси.

Катары учили, что ветхозаветный Иегова, творец материальной вселенной, - на самом деле Князь Тьмы, а материя - зло. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Одни стали демонами, другие, у которых есть еще шанс на спасение, оказались втянуты в череду перерождений в телах людей. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Несколько столетий церковь искореняла распространившуюся по Европе ересь, и к концу XV века о катарах уже почти нигде не было слышно. Босх, по мнению Харрис, намеренно искажая на картинах канонические сюжеты, зашифровал в многочисленных символах тайное послание будущим поколениям о своей истинной вере.

Так, на левой створке триптиха «Сад земных наслаждений» Босх изобразил Эдем в дни сотворения первых людей, когда души ангелов попали в ловушку смертной плоти. Центральная часть, полагает Харрис, - тот же Эдем, но настоящего времени: туда попадают души между реинкарнациями, и демоны прельщают их земными соблазнами, чтобы бывшие ангелы забыли о духовном мире и захотели снова воплотиться в материальном. Правая створка - это ад, куда после Страшного суда попадут все, кто не сумел разорвать цепь перерождений.


1 Христос . Иисуса катары считали антагонистом Князя Тьмы, Спасителем, который напоминает падшим душам о духовном мире и помогает им выбраться из оков материального. Обычно считается, что на левой створке триптиха Босх изобразил, как Бог представляет Адаму сотворенную из ребра Еву, но Линда Харрис полагает, что художник написал Христа, предостерегающего Адама от земных соблазнов, воплощение которых - первая женщина.


2 Кошка с мышью . Зверек, попавший в зубы к хищнику, - намек на души, оказавшиеся в ловушке материального мира.


3 Сова . Хищная ночная птица, присутствующая на большинстве картин Босха, - это Князь Тьмы, наблюдающий, как люди снова и снова попадают в его силки.

4 Фонтан духовной смерти . Пародия на фонтан живой воды, образ из христианской иконографии Эдема. Вода источника символизировала спасение человечества верой, обряды крещения и причастия. Катары отвергали ритуалы, по их мнению, ложной религии, еще крепче связывающие души с материей. На картине Босха в фонтан встроена сфера - символ мира. Из нее выглядывает коварный творец Вселенной в образе совы.


5 Люди . Амурные забавы беспечных грешников на лоне природы, как считает специалист по творчеству Босха Вальтер Бозинг, - отсылка к популярному в те времена куртуазному сюжету «сад любви». Но катар увидит здесь души, предающиеся низменным плотским удовольствиям в иллюзорном «раю» в ожидании новых воплощений.


6 Жемчужина . В учении катаров и их идейных предшественников манихеев, утверждает Харрис, она символизировала душу, светоносное ядро из духовного мира, сохраненное падшим ангелом и на земле. С умножением числа людей эти души делились, все больше погружаясь в материю, потому Босх изобразил жемчужины рассыпанными в грязи.


7 Музыкальные инструменты . Итальянский историк искусства Федерико Дзери полагал, что художник поместил их в ад, поскольку выражение «телесная музыка» было хорошо знакомо людям того времени и означало сладострастие. Катары же считали похоть худшим из грехов еще и потому, что из-за нее рождаются новые люди - пленники материального мира.


8 Клубника . Искусствовед Елена Игумнова отмечает, что во времена Босха эта ягода считалась манящим плодом без настоящего вкуса и символизировала иллюзорные удовольствия. На картине множество и других ягод и плодов - все они означают земные соблазны.


9 Хоровод всадников . Линда Харрис считает, что он символизирует круг перевоплощений, в который втянуты души из-за земных страстей.


10 Древо смерти . Оно состоит из предметов, символизирующих бренную земную оболочку, - высохшего дерева и пустой скорлупы. По Харрис, у Босха это растение-монстр олицетворяет истинную сущность материального мира, раскрытую Страшным судом.

Художник
Иеронимус Босх

Между 1450 и 1460 - родился в герцогстве Брабант в городе Хертогенбос, или Ден-Бос, в честь которого взял псевдоним Босх.
Около 1494 или 1495* - написал триптих «Поклонение волхвов».
До 1482 - женился на богатой аристократке Алейд ван де Мервенне.
1486–1487 - вступил в братство Богоматери при соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.
1501–1510 - создал картину «Семь смертных грехов», по одной из версий, служившую столешницей.
1516 - умер (предположительно, от чумы), похоронен в соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.

* В датировке картин Босха существуют разночтения. «Вокруг света» здесь и далее приводит сведения с сайта музея Прадо, где находятся упомянутые в статье работы художника.

«Сад земных наслаждений» - одно из известных произведений художника Иеронима Босха (1450-1516). Триптих нидерландский художник посвятил греху, религиозным представлениям относительно устройства мироздания. Приблизительное время написания - 1500-1510 годы. Дерево, масло, 389×220 см. Где находится «Сад земных наслаждений» Босха? Место расположения - Музей Прадо (Мадрид). Исследователи, ценители искусства Босха спорят по поводу значения картины, символических историй, загадочных образов. Работа представляет триптих только формой. Ею не украсить церковный алтарь.

Описание картины Босха «Сад земных наслаждений»

Левая створка

1. Фонтан жизни

Источник, дарующий жизнь сущему, скомпрометирован совой - показателем тьмы, духовной слепоты. Таким художник визуализирует популярную тогда идею: всякая жизнь - греховна.

2. Адам, Ева

Создатель, взяв Еву за руку, велит детям плодиться, размножаться - об этом свидетельствуют кролики, символ плодовитости. Реакция детей разнится: Адам смотрит с восхищением, Ева стыдливо потупилась.

3. Хищники, жертвы

Кто-то кого-то ест. Лев не лежит рядом с агнцем вопреки правилам Эдемского сада. Животное обедает. Это умышленная нестыковка с каноном Библии.

4. Утки-лебеди

Слева от источника жизни плавают утки, считавшиеся во времена существования Босха «низкими тварями. Справа - царственный лебедь, символ Братства Богоматери (Босх там состоял всю жизнь). Лебедь движется одинаково с презренными земноводными. Утки, лебедь воплощают задумку райской терпимости: фонтан дарит жизнь всему - возвышенному, земному.

Чёрные птицы символизируют грех. Смысл усилен очередью пернатых, выстроившихся к пустому яйцу - символу ложной веры, пустой души. Зло должно было существовать даже в Эдеме. Иначе, совершая первородный грех, Еве с Адамом было бы нечего познавать.

6. Полумесяц

Конструкция из двух округлых плоскостей, скреплённых поперечной осью - образ, представляемый Босхом часто. Возглавляющий скрепу-ветвь полумесяц - однозначный символ. Ранее полумесяц ассоциировался с противниками христианской веры.

Центральная часть

1. Голые и смешные

Голые герои триптиха - максимальное обнажение человеческих пороков.

Гигантские ягоды символизируют распущенность. Некоторые исследователи считают: центральная часть «Сада земных наслаждений» демонстрирует Золотой век, когда без плуга земля изобильно плодоносила, люди были сытыми, праздными.

3. Фонтан вечной молодости

Эзотерический источник вечной молодости. Причудливые сооружения вокруг - 4 стороны света.

4. Круг зверей

Кавалькада всадников на козерогах, львах, тельцах, других животных - сатирическое изображение астрологии. Круг животных (зодиак) идёт против часовой стрелки - противоестественным образом.

5. Пернатое Зло

Грехи представлены птичьим видовым разнообразием. Сова - фаллический символ.

6. Прозрачная сфера

Нередко нарисованные Босхом прозрачные сосуды - алхимическая аллегория. Любовники «реагируют» друг с другом подобно химэлементам. Люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной заслонкой, могут символизировать эгоизм.

7. Критика духовенства

Рассохшееся дерево, представленное перевёрнутой воронкой - образ, несущий двойную обличительную мощь. Пустое дерево - символ смерти, ада, безверия. Перевёрнутая воронка - атрибут ложной мудрости, мошенничества. Дьявольская колода красного цвета - намёк на кардинальское платье.

Символ универсален, смысл неоднозначен. Изображение рыбы в Средние века означало Христа, знак зодиака, воду, Луну, флегматический темперамент, любострастие, пост. Рыба могла обозначать всего лишь рыбу.

Правая створка

1. Меланхоличное чудовище

Мёртвое дерево, пустое яйцо - символы смерти, греха, изобличающие пьянство. На ногах древесного существа неспроста лодки. Хотя конституция основательна, парня штормит, покачивает.

2. Птицеголовый монстр

Дьявол пожирает души грешников. Сидя на «позорном стуле», он испражняется душами в адскую выгребную яму. Голову венчает горшок, символизирующий безверие. Кувшины на ногах подчёркивают хромоту, которой Дьявол обзавелся после низвержения с небес.

3. Музыкальный ад

Тогда музыку считали легкомысленным развлечением, предваряющим любовные утехи. Полифоническую музыку расценивали как греховное проявление, исполнение на территории церкви - изощрённую форму ереси.

4. Тройка, семёрка, туз

Грешникам, предававшимся азартным играм, в День Страшного Суда придётся буквально бросить кости. Среди разбросанных карт можно разглядеть тройку, туза.

Телесный низ - центральная тема творчества Босха. Попа выступала частой героиней средневекового нидерландского фольклора. Транскультурный символ, актуальный спустя 500 лет. Всегда неприятности валятся не на головы.

6. Лестницы

Лестницы - путь к познанию, оно чревато грехопадением.

Мученическая смерть, воздаяние за грехи, пытки. Клеймо «М», которое есть на клинках «Сада земных наслаждений» - начальная буква слова «мир» - «mundus» или имя Антихриста (согласно средневековым пророчествам, начинается с такой буквы).

Грешник, обнимающий свинью в монашеском головном уборе - сатирический намёк по поводу деяний католической церкви. Документ, скреплённый печатями, персонаж (с означающей ересь жабой на плече) прикрывает голову печатью. Это индульгенции, торговлю ими Босх считал мошенничеством.

Нижний круг ада - замёрзшее озеро. Коньки могли ассоциироваться с праздностью.

3 створки - внутренняя составляющая триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Когда створки закрыты, появляется другое изображение: мир на третий день после создания Богом. Земля, покрытая зелень, водой, находится в сфере. Нет животных, людей. Левая створка снабжена надписью «Он сказал, и сделалось», правая - «Он повелел, и явилось». Однозначного анализа картины Босха «Сад земных наслаждений» нет.

Категория

Ад - Иероним Босх (Часть триптиха «Сад земных наслаждений»). 1500-1510. Дерево, масло. 389 x 220 см


Ад – это правая створка знаменитейшего триптиха художника под названием «Сад земных наслаждений». Под эти лирическим названием кроется далеко не милая и идилличная картина. На самом деле триптих выполнен вполне в стиле Босха – жуткие видения, гротескные фигуры, ужасные образы здесь практически повсюду.

В видении художника ад предстает чудовищным сюрреалистическим местом. Правую створку триптиха критики часто называют «Музыкальным адом» из-за того, что здесь использовано множество разнообразных музыкальных инструментов. Однако не нужно надеяться, что их используют по прямому назначению. На самом деле на них даже черти не играют, как можно было бы заподозрить. Босх решил использовать совершенно далекие от прямого назначения музыкальных инструментов способы их применения. В большинстве случаев они выступают в роли пыточных приспособлений.

Например, арфа у художника играет роль креста для распятия или дыбы – на ней распластан несчастный грешник. Ни в чем не повинная лютня стала предметом пытки другого бедолаги, который лежит ничком. Интересно, что на его ягодицах отпечатаны ноты, по которым поет совершенно невообразимый хор – проклятые во главе с дирижером с рыбьим «лицом».

Передний план картины способен повергнуть в шок даже закаленного «ужастиками» современного человека. Кролик тащит человека с распоротым животом, которого привязали к жердине. При этом из бедняги буквально бьет струя крови. Хищный кролик выглядит очень мирно, и это составляет поистине чудовищный контраст по сравнению с тем, что он делает и что должно подразумевать его действие в дальнейшем.

Ненормальность этого места подчеркнута невероятными размерами ягод и фруктов, тут и там разбросанных по всей створке. Когда смотришь на это, непонятно, кто кого здесь ест – люди ягоды или ягоды людей? Мир перевернулся и стал адом.

Замерзший пруд с полыньей, куда устремляется грешник верхом на громадном коньке, люди, летящие на свет, как безмозглые мошки, человек, точащий в дверном замке – все эти образы аллегоричны и безусловно, были понятны современникам художника. Что-то из увиденного вполне можно толковать и интерпретировать и в наши дни, но уже с точки зрения человека современности, а не позднего средневековья.

Интересно, что исследовательница творчества Босха смогла расшифровать ноты, выгравированные на пятой точке грешника. Оказывается, художник записал вполне связную мелодию, которую можно сыграть и прослушать. Но это единственный нормальный реальный элемент в бредовом мире его ада.



Рассказать друзьям