Чёрные археологи нарыли загадочную вещицу «Звёздный диск. Запретный путь – сладок…

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«ЧЕРНЫЕ АРХЕОЛОГИ» ДЕЛАЮТ ОТКРЫТИЕ

«А может, я где-нибудь клад нашел, а ты не знаешь? Вот я вчера и расщедрился… Вон господин Заметов знает, что я клад нашел!..»

Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание

Небольшой древнегреческий городок Никоний существовал на берегу Днестровского лимана всего лишь около 400 лет, с VI до III века до нашей эры. Здесь довольно рано начали чеканить собственные монеты, что и предопределило в наши дни особый интерес к городу коллекционеров и «черных археологов».

Ученым Никоний известен еще с XIX века, когда у села Роксоланы Одесской области Украины были открыты остатки городских сооружений античного времени. Вот уже более сорока лет здесь ведутся научные исследования. И практически все эти годы на древних развалинах идет незримое состязание между археологами и грабителями. Пока со значительным перевесом его выигрывают «любители». Каждый год ученые с трудом находят деньги, которых хватает на полтора, максимум на два месяца раскопок. Их же конкуренты могут «работать» все оставшееся время, Им помогает то, что Роксоланское городище с некрополем не охраняется, находится за пределами села и интенсивно разрушается из-за эрозии высоких берегов. Поэтому неудивительно, что самую интересную находку за все время исследований и грабежей этого памятника опять же совершили не археологи, а грабители. И известно об этом стало случайно.

В 1997 году один из местных «знатоков» Роксоланского городища неожиданно разоткровенничался. Он рассказал музейным сотрудникам, что в 1994 году, после закрытия археологической экспедиции, внимательно осмотрел незасыпанные раскопы. На одном из них заметил выступающую обработанную плиту и вместе с товарищем стал ее подкапывать. Под плитой оказалось несколько золотых бляшек! Воодушевленные находками, «искатели» принялись за самовольные раскопки, в результате которых был полностью вскрыт каменный склеп с уникальными находками. Сами того не подозревая, они совершили интереснейшее открытие. Точнее, могли совершить и навсегда вписать свои имена в историю науки. Но этого не произошло. Их интересовала только нажива и совсем не волновала известность. Найденные находки были проданы коллекционеру из Одессы, и лишь случайные откровения с учеными позволили установить масштабы утраты.

Участники экспедиции впоследствии подтвердили, что действительно видели на краю раскопа сооружение из боль ших, плотно подогнанных друг к другу каменных плит. Но раскопки, как и деньги, уже заканчивались. На изучение этих плит не было ни средств, ни времени. Как не было и особого желания: никто не сомневался, что это остатки рядового подвального помещения. Дело в том, что до этого на городище встречались только остатки каменных подвалов и хозяйственных ям. Опыт на этот раз сыграл с археологами злую шутку и отвернул от них удачу.

Зато самовольные раскопщики проявили большую настойчивость и «исследовали» каменное сооружение с почти научной скрупулезностью. В течение месяца они приходили на городище, как на работу, тщательно просеивали землю внутри склепа, выбирая из нее все находки. На расстоянии 1 м вокруг него ими все было также перекопано и перепроверено. И за все это время им никто не помешал!

Кладоискатели не вели какой-либо документации и лишь значительно позже сделали аляповатый чертеж и дилетантские рисунки найденных вещей. Судя по ним, удалось выяснить, что склеп находился на двухметровой глубине от поверхности и сверху был перекрыт хорошо обработанной известняковой плитой. Еще в древности его ограбили, поэтому скелета на дне не оказалось, но в заполнении на различной глубине встречались бляшки-нашивки от одежды. По-видимому, ограбление произошло вскоре после погребения, когда тело еще не разложилось и было вытащено на поверхность вместе с дорогим инвентарем и обшитой золотом одеждой. Тем не менее в склепе, по словам местных «экспертов», осталось не менее… 750 золотых бляшек и украшений. Не зря они так тщательно просеивали землю! Некоторые большие предметы из золота они даже взвешивали для определения цены для коллекционеров. Себе на память была оставлена лишь одна-единственная золотая бляшка. В порыве великодушия они даже готовы были ее продать археологам. Но денег на подобную покупку у государства не оказалось.

Это второе в мире бронзовое навершие с изображением Папая и орлов так и не попало в руки археологов

Но самой интересной находкой «раскопщиков» стало бронзовое навершие, лежавшее в углу погребального сооружения под слоем утрамбованной глины. Оно представляло собой втульчатый предмет с центральным стержнем в виде обнаженной фигуры бородатого мужчины с вытянутыми вперед руками. От него равно удалены четыре ветки-рожка, на концах которых расположены фигурки орлов с распростертыми крыльями. По единодушному заключению специалистов, эта находка из Никония является ритуальным навершием с изображением Папая - одного из главных скифских богов. Папай у этих племен соответствовал образу Зевса в древнегреческой мифологии. Открытие навершия трудно переоценить, так как до этого была известна лишь одна подобная находка под Днепропетровском.

Этот символ власти, безусловно, свидетельствует о том, что здесь был погребен представитель высшей знати Скифии. Он представляет собой редчайший культовый предмет на всей территории евразийских степей и по своему значению соответствует «царским штандартам» Египта и Вавилона. Применение навершия в различных церемониях при перемещении скифского царя, размещении его ставки, проведении определенных празднеств и ритуалов было несомненным. Подобные регалии, скорее всего, как и власть, передавались по наследству и могли принадлежать только царю.

В пользу этого вывода свидетельствует и тот факт, что у южной стенки склепа под слоем специально положенной глины были найдены два золотых ритона и череп лошади. Ритон в виде барана имел литую оковку из золота с валиками по краям, второй - изображал голову лани или зайца с плотно прижатыми ушами.

Описанные грабителями предметы позволили ученым четко датировать никонийский склеп серединой V века до нашей эры.

В целом этот комплекс имеет много общего с богатыми скифскими погребениями Северного Причерноморья. Отдаленной аналогией ему может служить даже знаменитое погребение в кургане Куль-Оба, где в расшитой золотыми украшениями одежде с великолепным набором ритуальных сосудов был погребен, скорее всего, скифский царь вместе с женой.

Расположение склепа на территории античного города - сам по себе экстраординарный случай. Он свидетельствует, что погребенный был важной персоной в полисе. Учитывая монетную чеканку Никония, всплывает имя скифского царя Скила, судьба которого была очень популярной в античном мире. О нем нам известно из рассказа Геродота о Скифии. Скил был сыном скифского царя Ариапифа и женщины- гречанки из Истрии. Мать обучила сына греческому языку и письму. Он, вероятно, был одним из первых грамотных царей Скифии. Под влиянием матери Скил не испытывал уважения к грубым скифским обычаям и склонялся к эллинскому образу жизни. Известно, что он часто приходил со своим войском к городу Ольвия, где у него был дворец. Свою стражу Скил оставлял за городскими стенами, а сам переодевался в эллинские одежды и месяцами жил среди греков.

Скифы осуждали такое поведение царя и в итоге восстали против него, обвинив в предательстве. Они выбрали царем его брата Октамасада. Скил вынужден был бежать во Фракию, против которой сразу выступили его соплеменники. Не желая войны, фракийский царь Ситал к выдал Скила в обмен на своего брата, находившегося в плену у скифов. Милые семейные отношения закончились тем, что Окгамасад сразу же отрубил голову своему непутевому брату и показал соплеменникам, чем может закончиться преклонение перед иноземцами. «Вот таким образом скифы охраняют свои обычаи, а тех, кто перенимает чужеземные законы, вот так наказывают», - резюмировал свой рассказ Геродот. Эта поучительная история отнюдь не является легендой. Археологические находки подтвердили историчность биографии Скила и его смерть около 450 года до нашей эры.

Находки монет с именем Скила, чеканенных в Никонии в середине V века до нашей эры, открывают абсолютно новые страницы его жизни. В свете данного открытия вполне правдоподобно звучит гипотеза о том, что после бегства из Ольвии Скил мог какое-то время скрываться в этой небольшой древнегреческой колонии.

Необычное расположение склепа не на некрополе, а внутри городских стен, находка скифского навершия явно царского ранга, а также данные о тесной связи Скила с Никонием позволяют предположить, что именно он был похоронен в дважды ограбленном захоронении. Это предположение более чем вероятно, так как датировка этого сооружения и дата гибели Скила полностью совпадают. К тому же Октамасад, обезглавив брата, вряд ли собирался оказывать ему какие-либо посмертные почести. Опального царя-изменника не могли похоронить в Скифии как представителя царской семьи.

Но находка уникального навершия показывает, что Скил имел преданных соратников, которые могли тайно вывезти тело и захоронить его в любимом греческом городе. Ведь в ограбленной могиле находился традиционный набор скифского инвентаря, свидетельствовавший о былой власти погребенного. Найденное навершие с изображением главного бога скифов можно рассматривать не только как наследственную регалию, но и как символ прерванной насилием царской власти.

Открытый грабителями античный погребальный комплекс поистине уникален. Лишь случайность привела к тому, что его не обнаружили профессиональные археологи. Но мы знаем, сколь велика роль случая в археологических исследованиях.

Корявые рисунки - все что осталось от изящных ритонов с изображениями головы барана и лани (?) из склепа в Никонии

Поражает другое. На берегах Днестровского лимана было сделано редчайшее научное открытие. Если бы его сделали ученые, то можно было бы дописать несколько страниц в древнейшей истории не только Украины, но и юга Восточной Европы. Однако это событие никого не взволновало. В Никонии открыто велись грабительские раскопки и продажа найденных находок. Сами «раскопщики» не очень то и прятались и, в конце концов, рассказали о своих «достижениях». Правда, рассказали только тогда, когда распродали все найденное. И вновь никакой реакции от властей.

Я хорошо понимаю своих коллег, которые, узнав о находках, предпочли наладить хорошие отношения с «раскопщиками», вместо заявления в милицию. Во-первых, последнее небезопасно, во-вторых, бесполезно. Сложившаяся практика показала, что власть не может и, главное, не хочет поставить надежный заслон расхитителям культурного достояния. Сегодня у власти масса других забот, и защита археологических ценностей не входит в сферу ее приоритетов. Скорее наоборот, очень влиятельные силы заинтересованы в том, чтобы «теневая» археология продолжала безнаказанно крушить памятники старины. И это при том, что официальная украинская идеология не прочь причислить скифов, наряду с носителями трипольской культуры, к прямым предшественникам украинского народа!

Если же учесть, что не только в России, но и у наших соседей наплевали на дальнейшее развитие науки, довели до нищенского состояния различные НИИ и государственные музеи, отказались от проведения целенаправленных научных экспедиций и закупок даже уникальных экспонатов, то становится понятно, почему вновь возродилась и успешно развивается деятельность «черных археологов». И не стоит удивляться, что в данном случае одесские археологи установили контакте милыми сельскими ребятами, промышляющими грабежом древних могил, и получили хоть какую-то научную информацию, а не действовали по неработающему закону.

Сегодня Одесский археологический музей продолжает ежегодные кратковременные раскопки на Роксоланском городище. Но это возможно лишь благодаря сотрудничеству и финансированию Торуньского университета в Польше. Узнав, что в музее хранится уникальная коллекция из Кипра, греки отремонтировали протекающую в здании крышу и оплатили работы по переоформлению экспозиции античного зала. В одном из самых богатых городов Украины на это денег не нашлось. И никому из власть предержащих ни в Одессе, ни в Киеве от этого не стыдно. Еще в 60-70-е годы прошлого века была сделана попытка организации археологического заповедника в Никонии, но она так и не была осуществлена. Подобные разговоры продолжаются и сегодня, но их реализация уже даже не рассматривается. А за это время был обнаружен и разграблен склеп скифского царя и масса других ценнейших объектов. Что еще должно случиться на развалинах античного полиса, чтобы их взяли под охрану?

Как-то при встрече директор Одесского археологического музея В.П. Ванчугов рассказал мне, что бронзовое навершие из Никония якобы было перепродано из Одессы неизвестному коллекционеру в Тирасполь. Судьба остальных находок неизвестна… Можно лишь констатировать, что у этой истории трагичный для науки финал.

«ЧЕРНОЕ» ХОББИ (монолог «черного археолога»)

Давайте сразу определимся с терминами. На нашем сленге «черный копатель» это не тот, кто копает без лицензии. Это тот, кто нарушает человеческие законы. Вот их ненавидят все поисковики. Это и есть «черные копатели». Им не важно, что они находят; не важно, где ищут. Важно только одно – чтобы стоило дорого. Когда меня называют «черным копателем», мне плохо делается. Давайте мы будем осторожно говорить: не «черный копатель», а «поисковик».

Этот мир «поисковиков» довольно большой. Он делится на несколько сегментов. Первый сегмент – это почти половина от всех российских поисковиков. Это люди, для которых поиск археологических артефактов такое же хобби, как охота или рыбалка. Или как сбор грибов, например. Эти поисковики – просто азартные любители. Они не преследуют никаких финансовых интересов. Среди них много нумизматов и фалеристов [коллекционеров орденов, медалей, нагрудных знаков и т.д. – прим. ред.].

Среди этой группы есть одно, но очень важное правило: никогда не копать в черте архитектурных и археологических памятников [именно раскопки на территории памятников трактуются законом как преступление – прим. ред.].

Скажу еще раз: мы копаем только в местах, которые не являются памятниками. Но эти места очень часто бывают невероятно интересны.

Вот, допустим, есть Бородинское поле. Это археологический памятник. Там я даже не прикасался к земле. Ни разу не достал свой металлоискатель. Потому что этот памятник изучают специалисты. Это их работа. Но секрет в том, что Бородинское поле, как памятник, огорожено речкой. Все, что за речкой, – уже не памятник. Но там тоже были кой-какие стычки наших с французами. И вот там я уже занимался раскопками.

К сожалению, процентов семь любителей копать – откровенные дураки. Может, их и больше. Они не злобные и не хотят намерено копать на территориях археологических памятников. Но такой дурак может не понять, что он на настоящем кургане стоит. Таких копателей надо бояться. Они вроде бы неплохие люди. Но относиться к археологическому наследию так, как это делают они, просто нельзя. Это все равно, что пьяному сесть за руль. Они просто не понимают, что делают.

СТРАСТИ ВОКРУГ КЛАДОВ
Меня никогда не интересовала денежная ценность предметов, которые я нахожу. Моя цель – прикосновение к истории. Это гораздо дороже.

Когда я впервые нашел куски русского чугунного ядра и показал сыну, мы с ним сели и начали представлять, что чувствует человек, когда такая штука свистит мимо него… А если эта штука еще в него и попадет, то там вряд ли что-то останется. Кстати, только один осколок этого ядра весил около полутора килограммов. Когда ты держишь в руках вот такое ядро, ты понимаешь, как деды воевали. Это не кто-то что-то тебе рассказал. Этот ты сам чувствуешь и понимаешь руками.

Еще я ищу ради самого поиска. Это же приключение. Вы знаете, за всю свою копательскую карьеру я нашел два клада. Иду как-то с металлоискателем вдоль Волги. Вдруг он дает двойной звук – это значит, что где-то совсем рядом лежит цветной металл. Начинаю копать. И вдруг лопата ударяется о доски. Поднимаю доски и вижу полиэтиленовую пленку, а под ней – новые доски, наложенные поперек первых. Потом опять пленка и опять доски. Так три слоя. Наконец я поднимаю последние доски и вижу три ящика.

В первом ящике лежали пустые трехлитровые банки и пачка соли. Второй ящик был из-под артиллерийского комплекта. Он был покрыт плесенью и пустой. А в третьем ящике – лежала лампа, топорик, самодельный нож и пила. Я понял, что это ребята играли в Тома Сойера. Приятели, которым я показывал, сказали, что самое ценное в «кладе» – это банки. И забрали их себе.

А второй клад я нашел в брошенной избе, под половицами возле печки. Это был чугунный горшок, полный ржавых канцелярских скрепок. Кому нужно было это прятать – ума не приложу!

КОГДА РАСКОПКИ – БИЗНЕС

Кроме любителей, есть еще профессиональные поисковики. Их где-то 25%. У них хорошая техника: металлоискатели, квадрокоптеры (с их помощью они прочесывают местность). Кстати, их технические решения иногда очень остроумны. Например, к рыболовной удочке они привязывают мощный магнит, и тщательно прочесывают им дно водоема. Или делают ящик из сита и через него пропускают ил со дна. Я раньше думал, что это неинтересно. Но когда один мужичок выложил передо мной вот такую горку монет, которых он наковырял в реке за два дня, я просто изумился. Самое интересное было начать эту горку разбирать.

Профессиональные поисковики тоже не работают на территориях памятников. Они раскапывают старые деревни и урочища. Во многих местах, например в Подмосковье, за такими копателями следят полицейские дроны. Они отслеживают с воздуха копателей, находят их машины, фиксируют номера. И потом, при выезде на трассу, машину тормозят и проверяют.
Эти люди уже продают свои находки любителям старины. Это делается на специализированных сайтах, на барахолках…Зайдите в интернет на любой сайт копателей. Продается все что угодно: посуда, украшения. Это не только старинные вещи. Вы не представляете себе, какое количество украшений теряется на наших пляжах! на старых пляжах, например, очень много золотых украшений советского времени. Поисковикам-профессионалам все равно, к какому времени относится находка. Главное ее ценность. Если за нее можно что-то получить – нет проблем.

МОРАЛЬ И НЕМЦЫ
Где-то 22% от всех искателей – это хорошие специалисты по военному поиску жертв Второй мировой войны. Это не официальные копатели, но у них есть свой кодекс. Они не чураются продавать что-то найденное, но при этом всегда остаются людьми. Вот вам ситуация.

Некто из неофициальных поисковиков выкладывает на форум фотографию убитого немца, найденного в окопе. У этого немца целый ряд золотых зубов. Потом тот же поисковик снова показывает фотографию черепа, на которой золотых зубов уже нет. «Мы золотишко-то фрицевское прибрали», – пишет он на сайте. Такого откровенного мата от других поисковиков в его сторону я давно не читал. Потом тот, кто выложил фото, признался, что пошутил. Никто и никогда не ворует драгоценности! Даже у немца.

Увы, среди военных копателей есть еще процента три отморозков. Они очень любят раскапывать военные, особенно немецкие, кладбища. У них есть даже циничный термин «лежанка». По слухам, по топографическим картам они находят эти захоронения. Там кресты на большинстве могил снесены, но сами могилы остались. Они раскапывают подряд все могилы. Все ценное продают. Это люди, у которых, как мне кажется, нет ничего святого. Но нельзя из-за небольшой группы отморозков вводить такие запрещающие законы.

НЕУДОБНЫЙ ЗАКОН

Есть в Москве такой район Митино. Мало кто знает, что лощина, которая отделяет Митино от соседнего района, это часть древнего пути из варяг в булгары VII-XII века [«Волжский торговый путь» –прим. ред. ]. Там нет никаких археологических памятников. Но однажды я нашел там топорик. Он оказался инструментом восточных славян XII-XIII веков. Этот древний топорик мне совсем не нужен. Я хочу отдать его специалистам. Но не могу. Если я принесу его специалистам, то я преступник. Я вообще не имею право с металлоискателем ходить!

Но бывают и хуже ситуации. Вот я состою в клубе нумизматов. В этом клубе уже были неприятные прецеденты. Полицейские просили меня документально подтвердить, откуда у меня взялась каждая монета в коллекции. У кого я ее купил, когда купил и по какой цене. На кажду. монету у меня должна быть квитанция. Я занимаюсь нумизматикой почти 40 лет! Откуда у меня квитанции на советские монеты или на монеты, купленные на блошином рынке в Париже? А если этих квитанций нет, это все конфискуется. Бывали случаи, когда люди выставляли на форум свои коллекции, и их тоже конфисковали.

Сегодня, с точки зрения закона, я преступник. Меня не уважают. Выходит, что если человек взял ружье, он обязательно убийца. Это не так.

Возможно, многие вещи надо узаконить. Например, находку клада. Вот ты нашел клад. Что делать? По уму надо бы, чтобы ты сразу ехал в музей, показывал свой клад, его бы там регистрировали, описывали. Какие-то уникальные вещи оставляли в музее, но остальное – археологический ширпотреб – отдавали бы тому, кто это нашел. Это было бы разумно.

ИСТОРИЯ ПРОТИВ КОПАТЕЛЕЙ (монолог «белого археолога»)
Говорит Михаил Гоняный, руководитель Центра археологических исследований «Куликово поле»:

Любой человек, который работает без «открытого листа» [специального разрешения, выдаваемого Институтом археологии РАН – прим. ред.], не пишет о результатах своих работ научный отчет и не сдает его в РАН, является «черным копателем». Любой. Потому что он выдергивает из земли информацию; следовательно – ее уничтожает. Вольно или невольно, с наживой или без наживы.

Вот такой пример. Мой приятель с детства увлекается собиранием русских момент. По профессии он электрик. Он никого не грабит, просто собирает монеты и дореволюционные бутылочки. Он рос в местечке Молоди под Москвой. Там, в 1572 году русская армия под руководством князя Воротынского дралась с армией крымского хана Девлет-Гирея. Это сражение очень важно для нашей национальной истории. Здесь впервые была одержана победа над крымскими татарами. В 1571 году Девлет-Гирей сжег Москву, а в 1572 он шел на Русь, чтобы окончательног подчинить, поделить на улусы и высасывать ее экономические силы. Но нам удалось выстроить гуляй-город и выиграть это сражение.

Мой приятель на протяжении 20 лет ходил по этому месту с металлодетектором. Находил монеты, пульки, стрелы, удила. Но брал в основном монеты. И монет он там нашел литровую банку. Попутно он съездил на свою малую родину в Калужскую область. Там пошакалил. Потом поехал в Рязанскую область. Там поискал. Он все монеты ссыпал в одну банку. И когда я с ним увиделся, я ему сказал: мне твои монеты не нужны, мне нужны места, где они лежали. Эти монетки приплыли туда не просто так. Те, кто сражались на том Молодинском поле, носили на поясе калиту, мешочек с деньгами. Он в бою терялся, высыпался. По месту нахождения этих монет мы, археологи, много чего могли бы установить.

Мой приятель не один ходил по этому полю. Там толпы людей ходили. Они это делали без злых намерений, но кто чего нашел – теперь концов не найдешь. Археологи тоже ходили, конечно. В 2009 году на этом поле мы нашли 34 исторические находки. В 2014 году было уже 8 находок. Уже чувствовалось, что находок намного меньше.

А в 2017 году решили часть Молодинского поля застраивать логистическим центром на 60 га. И чтобы затормозить это строительство, надо было найти точное место сражения. Вице-губернатор московской области в мае 2017 года поручил мне это сделать. Я уехал туда в середине апреля, понимая, что я, как ученый, как гражданин, не могу допустить, чтобы построили склады на месте сражения, которое имеет значение не меньшее, чем Куликовская битва. Это место надо сохранять. Но как его найти, если там ничего не осталось? Грабители выбрали все дотла. Я там работал почти 4 месяца. Там практически нет пуль, монет. Я нашел примерно место сражения, но не нашел его границ. И что теперь сохранять?

Есть несколько статей и подзаконных актов, которые препятствуют деятельности черных копателей, но это все не работает. Милиция не понимает, кого ловить. Чтобы поймать грабителя, его нужно застать на памятнике археологии, а в его карманах нужно найти исторические артефакты. Грабитель это знает и сует в карманы бутылочные пробки. Часто у грабителей на стреме стоит человек с рацией и докладывает, кто к ним приближается. Они сразу смываются. Как доказать?

Мы с главным археологом Москвы Леонидом Кондрашовым периодически делаем рейды. Мы берем с собой полицию. Но полиция очень неохотно ездит с нами. Мы договариваемся с полковниками, а рядовые неторопливо выезжают, когда мы уже видим этих грабителей. Если милиция рано приезжает, мы успеваем кого-то схватить, а если нет, мы их спугиваем и они сматываются. Досмотреть человека имеет право только милиция. А я нет. Я могу только присутствовать и говорить: артефакты из его карманов древние или нет. Ну, несколько человек поймали этой осенью. У них конфисковали оборудование, поисковую аппаратуру – и все.

Это безвыходная ситуация. Закон не работает. Если милиция не ловит, кто будет ловить? Если я сам ловлю кого-то, я делаю по-другому. Мы выходим — десять мужиков. «Вот твоя машина, – говорим, – вот твой металлоискатель, клади его под машину и езди по нему». Нельзя сказать, что я у него что-то отнял. И он понимает, что мы имеем право. Но это только в тех местах, где мы давно работаем. А в других местах ловить некому.

Некоторые кладоискатели в поисках сокровищ преступают закон, становясь черными археологами. Кто эти охотники за сокровищами?

Кладоискателей — любителей в России много, счет идет на тысячи. Гораздо меньше тех, кто копает ради обогащения. В России отношение к кладоискателям негативное. Это и неудивительно. Репутацию копателей подмочили еще в советские времена. Причем термин «черные археологи » придумали журналисты в погоне за яркими и броскими заголовками. Со временем к мрачному словосочетанию причислили всех, кто держит в руках металлоискатель.

Годы идут, а отношение к поиску сокровищ так и не изменилось. И акулы пера по прежнему в поисках сенсации обращаются не по адресу: вместо кладоискателей, показывая расхитителей могил.

Так называемые «черные археологи » действительно существуют. Но заброшенные деревни и распаханные поля их не очень интересуют. Черной археологией занимаются не ради удовольствия, находки приносят хорошую прибыль.

Черные копатели наносят серьезный ущерб истории государства. Поиск кладов идет как правило в тем местах, которые относятся к памятникам археологии.

Это не просто уничтожение и повреждение памятников культуры, которые попадают под действие 243 статьи уголовного кодекса. Это убийство вещи! Вещь вырванная из своего археологического контекста – это человек без языка. Иногда бывает гораздо важнее узнать, где именно находилась эта вещь, и какие предметы ее окружали, чем просто оценить блестящий металлический предмет.

Таких убийц вещей чаще называют черными копателями, черными археологами или по старинке бугровщиками и счастливщиками. Буграми в Сибири называли скифские курганы, которые безжалостно разграбили еще в 17-18 веках, а счастливчиками обитатели украинских степей окрестили грабителей все тех же скифских захоронений.

Расхищение памятников археологии шло годами, но с появлением металлоискателей, этот процесс стал приобретать массовый характер. Ежегодно на исторических местах, которые охраняются законом, задерживаются десятки черных археологов:


  • Приволжская транспортная прокуратура сообщает, что, по версии следствия, 19 ноября 2010 года обвиняемые прибыли с металлоискателями и лопатами на территорию Муранского селища - объекта культурного и археологического наследия Самарской области. Там они отыскали и похитили 112 предметов, в том числе монеты и украшения, представляющие особую историческую и научную ценность и в силу требований Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» являющихся собственностью Российской Федерации.


  • Жители тульского села Монастырщина сообщили в полицию, что на территории музея-заповедника двое подозрительных мужчин ведут раскопки. Полицейские задержали организаторов незаконных раскопок, предотвратив возможное уничтожение объектов культурного наследия.

Но не всегда сотрудники правоохранительных органов успевают пресечь незаконную деятельность черных археологов. Чаще всего черные археологи остаются безнаказанными:

  • Древнее захоронение в Ленинградской области было уничтожено черными археологами

В Ленинградской области чёрные археологи уничтожили ещё одно древнее захоронение. Вандалы напали на водьское кладбище в деревне Краколье на южном берегу Финского залива. Чёрные археологи искали монеты, при этом останки людей — кости и черепа — они просто разбросали по берегу Луги.

С целью сохранения памятников археологии списки объектов культурного наследия не публикуются, так же прекращено издательство археологических карт России (АКР). Если для кладоискателей АКР — это перечень мест где копать недопустимо, то для черных археологов — это объекты их поисков.

Черных археологов не интересуют глиняные черепки, они ищут дорогостоящие артефакты и драгоценности. Их находки — это собственность государства и место им в музеях.

Изъятые из частных коллекций:

Видео про черных археологов

Достаточно спорное видео из цикла искатели «Один день с черным археологом».

Специалисты отмечают рост количества пиратских раскопов «черных археологов» на территории памятников археологии.

ЗАПРЕТНЫЙ ПУТЬ – СЛАДОК…

Оказывается, «черные копатели» тоже бывают разными — не только злостными разрушителями исторических слоев, но и просто любопытствующими гражданами, жаждущими открытий и находок…

Жажда докопаться до исторических корней и совершить настоящее путешествие во времени иной раз захватывает жаждующего приключений человека настолько, что он готов решиться на любую авантюру, лишь бы осуществить свою мечту…

Поэтому неудивительно, что археологический туризм пользуется огромной популярностью во всем мире. И по обычной путевке можно отправиться на удивительные раскопки в Америку и разные страны Европы, а кроме того в Грецию, Египет, Ливан, Индию, Монголию, Украину, Израиль. Как вы понимаете, в России география раскопок тоже весьма обширна. Ежегодно по всей стране работает порядка полутора тысяч экспедиций на Соловках, в Московской и Ленинградской областях, на побережьях Азовского и Черного морей, в Астраханской области, на Урале, Алтае, в Туве… И во многих из этих экспедиций вполне могут поучаствовать добровольные помощники, жаждущие провести отпуск с лопатой в руках.

Однако помимо официальных раскопок, как известно, ведутся и совершенно незаконные поиски исторических артефактов, которыми занимаются так называемые «черные копатели». И некоторым туристам любопытно отправиться на поиски сокровищ именно с ними – в основном, из любопытства. Хотя это почти невозможно, ведь за копателями охотятся стражи правопорядка. И тем не менее известному украинскому писателю и журналисту Александру Макарову удалось проникнуть в тайный мир «черных археологов» и приоткрыть перед нами завесу запретной темы…

Из записей Александра Макарова

Казалось, написать статью о «черных археологах» не трудно. Среди коллекционеров у меня знакомых много, да и кое-кого из археологов знаю лично. Однако, чем больше проходило времени, тем эта тема казалось трудней. Большинство антикваров и коллекционеров о «черных археологах» почти ничего не знало. Те же, кто знали, предпочитали молчать.

Время шло, а информации не прибавлялось ни на грамм. Видя такое дело, я плотно насел на одного знакомого, который точно был связан с этими пиратами от археологии. «Ты хоть немного соображаешь, о чем просишь?» – Взбеленился он. – «Немного прошу. Хочу, чтобы ты познакомил меня с кем-то из «черных», и тот взял бы меня на пару дней с собой покопать.» – «Вот, я так и знал! Почему же ты тогда не попросишь познакомить тебя с киллером, чтобы тот взял тебя на дело? А может, и пострелять бы тебе дал?» – «Ну, то киллер, а то всё-таки археолог.» – «Поверь мне, разница совсем небольшая!» – «Что-то я не совсем понимаю…» – «Вот и я говорю, что не понимаешь…»

История дырявой каски

К счастью, пиво с шашлыками заметно смягчили настрой моего сурового знакомца. И в конце концов он все-таки мне помог. Правда, с огромным количеством оговорок: никаких фотоаппаратов и диктофонов, ничего лишнего не говорить, ничего не записывать. Кроме того все имена в статье я обещал изменить, а названия мог упоминать не иначе как «некое место»…

– Может быть, мне еще бороду отрастить и черные очки надеть? - в шутку спросил я.

– И это не лишнее. А главное, не проболтайся им, что ты пишешь.

– А что мне сказать?

Знакомый критически осмотрел меня. Хмыкнул и изрек:

– Скажешь им, что ты бухгалтер. А в Крым приехал, чтобы сбросить пару лишних килограммов и что не боишься физической работы.

Это была его маленькая месть за мою настырность. Так я стал жадным бухгалтером, готовым работать даже на «черных копателей», лишь бы не платить за жилье. Но меня это устраивало.

В Симферополь поезд приехал рано утром. Уютный вокзал с желтыми колоннами. Таксисты предлагают отвезти тебя в любой уголок Крыма. Однако как экономный бухгалтер, я иду на троллейбус и беру билет до города Я… Простите, N… Е хать туда три с лишним часа. Встреча назначена на 12.00, главное не опоздать.

На центральной площади города я брожу между теток, торгующих крымским вином и дарами моря. Из кармана у меня, по старым шпионским традициям, торчит глянцевый журнал с красивой девушкой на обложке. Солнце припекает, хочется мороженого. И я уже собрался полакомиться вожделенным пломбиром, но чуть не подавился! Какой-то тип хлопнул меня по спине.

– Ты что ли из Одессы?

– Я - Гена. Ну, пошли.

Так началось моя долгожданная «черная экспедиция». В нашей банде, кроме Гены, были еще его жена Надя и их племянник. Гена в свободное от «черной археологии» время работал бухгалтером на заводе. Поэтому ко мне, как к коллеге, сразу проникся симпатией. Я же, чтобы меня не вычислили, предпочитал молчать. Смеялся только, когда Гена отпускал очередную шутку об авансовом отчете или задолженности предприятия. Надя работала в цеху на том же заводе, что и муж. Как я понял, заводик этот часто простаивал, вот семья и занялась «дополнительным бизнесом». Надо сказать, оригинальный способ пополнить семейный бюджет. Однако в Крыму, где археологические ценности можно обнаружить чуть ли не на каждом шагу, подобный вариант вполне объясним.

Настоящие археологи называют таких искателей сокровищ «грабителями могил», люто их ненавидят и при первой же возможности норовят сдать сотрудникам соответствующих органов. Ведь «черные копатели» нарушают культурные слои, которые так важны для датировки найденных вещей. Археологи тщательно, миллиметр за миллиметром, снимают один слой земли за другим, скрупулезно описывая каждый черепок. И действуют при этом больше кисточкой, чем лопатой. А ночью приходят безграмотные «пираты», все перекапывают, и огромная работа идет к черту. К тому же у «копателей», вооруженных современными металлоискателями, порой больше шансов найти что-то интересное, нежели у археологов.

Впрочем, мои новые знакомые вовсе не собирались лезть в оставленный археологами раскоп, пытаясь найти там клад. Оказалось, что Гена, покопавшись в местной библиотеке, обнаружил план старинной усадьбы. Буквально на днях там должна была развернуться стройка, и в выходные дни, пока строители отдыхали, у нас была отличная возможность изучить развалины.

Собственно, и развалин-то там уже давно не было. Так, кое-где виднелись из земли обросшие мохом остатки фундамента. Видимо, еще во время революции свободные граждане растащили усадьбу на строительный материал.

Тем не менее мы поставили палатку и приступили к поискам. Как вы думаете, что мы искали? Ни за что не догадаетесь. Перед вашим мысленным взором возникают клады, сокровища… А между тем мы искали ни что иное, как мусорную свалку столетней давности!

Не удивляйтесь. Гена прекрасно понимал, что всё ценное, что когда-то здесь было, местные жители давным-давно приватизировали. И единственным местом, где можно было достойно поживиться, могла быть только свалка!

В свое время Гене уже как-то привалило такое счастье. Он с блеском в глазах вспоминал о гвардейских эполетах, сломанной сабле, коробочках и бутылочках, извлеченных из мусорника. Оказалось, что бутылочка, которую стеклодув сделал сам, значительно отличается от фабричных. Пузырьки воздуха из легких мастера отчетливо просматриваются на стекле, покрытом радужными разводами цветов побежалости. И, если в Крыму такая бутылочка стоит 5 гривен, то в Одессе минимум 20, а на антикварной ярмарке где-нибудь в Европе те же 20, но уже евро.

Поиски проходили так. Мы исследовали местность щупами - длинными палками, на концах которой были примотаны куски жесткой проволоки. Там где щуп легко втыкался в землю - копали. Конечно, если бы дом сохранился, то искали бы по-другому. Ценности чаще всего прячут в подоконниках. Для кладоискателей это момент совершенно очевидный. Поэтому, если в брошенном доме выломаны подоконники, значит, «черные коллеги» там уже побывали.

А на стенах места возможных хранилищ узнают по пятнам. Если, к примеру, пятно зеленоватого цвета, это часто указывает на присутствие медных предметов: монет, посуды, ваз, подсвечников, шкатулок и т.д. Если есть время, то стены еще и простукивают. Любимое место хранения ценностей - чердаки. Клинки и стволы как правило прятали на кровельных балках и стропилах - снизу их не увидишь. А в песчаную засыпку вдоль стен и несущих конструкций закапывали иконы, награды, знаки отличия и пистолеты. В подвалах же обычно прячут только то, что тяжело тащить на чердак. В подвалах влага и плесень быстро убивают вещи.

Труд наш был нелегок. Через час копания я уже весь был в мыле. Через два - сожалел о том, что не остался дома. А до вечера еще было так далеко!

Гена осуществлял общее руководство работами. Сверял что-то в схемах, отмечал квадраты наиболее перспективного поиска. Надя с помощью щупа и металлодетектора определяла места, где я должен был копать. А племянник всё больше искал повод увильнуть от работы, и при каждом удобном случае надолго исчезал. А я все копал, копал…

Спасли меня местные мальчишки. Сначала появился один, за ним - другие. Они во все глаза наблюдали за нашей работой, обсуждая каждую находку. Потом вообще стали шнырять повсюду, а один из них подошел к Гене и спросил: «Вы что, дяденька, клады ищете?» Гена в ответ плюнул на землю и приказал нам отдыхать. Мы пошли на речку мыться и купаться, а заодно и исследовали металлодетектором старое русло реки. Ориентироваться нам было легко. Генкины схемы были достаточно точны.

К вечеру подвели итоги. Вожделенную помойку так и не нашли, зато перекопали вручную с десяток кубометров грунта. Если бы мы были гробокопателями, то за такой объем работ нам заплатили бы гривен двести. А так стоимость всего найденного едва потянула на двадцать. Причем большую часть находок – в основном обычных современных монет – мы обнаружили вдоль тропинок и дорожек. Исключение составляла каска. Она была глубоко в земле. Сначала мы думали, что это мина, но всё же копали дальше. Глупость, конечно. Но азарт охватил настолько, что даже страх не мог ему противостоять. Каска оказалась не только ржавая, но еще и с дыркой. Зато ее нашел я! И это была моя первая добыча…

На следующий день мы проснулись рано и были обескуражены, натолкнувшись на толпу местных жителей, слонявшихся возле нашего лагеря с угрожающим видом. После чего, взвесив все плюсы и минусы нашего предприятия, решили не искушать судьбу и отправились домой…

Из Крыма в Одессу

Так закончилась моя первая «экспедиция» с «черными археологами». Тогда я даже представить не мог, что это приключение окажется не последним. Однако впоследствии я ввязался в новую авантюру с «черным искателем» и тогда нам удалось обнаружить раритетную книжку без начала и конца в подвале обычного с виду одесского дома. Но на самом деле с 1904 по 1925 год в том здании находилось научное издательство «Матезис», одним из руководителей которого был двоюродный брат Льва Троцкого Моня Шпенцер – отец знаменитой писательницы Веры Инбер. Нам даже показалось, что от пожелтевших страниц исходил неуловимый запах ее духов…

Кроме того, мы обнаржили в том подвале папку со старыми фотографиями, которую, видимо, спрятали при обыске. На одной из них просматривалось довольно-таки четкое изображение каких-то детей, среди которых, вполне возможно, был и сам Лев Троцкий. А еще мы нашли там несколько массивных тяжеленных л итографических плит, которые потом отдали в музей Паустовского…

Такая вот у нас получилась «черная археология» с белыми намерениями…

Черная археология — это не только стремление к наживе. Некоторые люди этим настолько увлечены, что даже создаются организации и группы черных археологов под мистическими названиями типа «черный орден» и прочего, со своими сайтами, собраниями и символикой. Но большая часть все же, обычные группы черных археологов, которое намеренно переступают закон для наживы. Черная археология давно развивается по всему миру.

В 2011 году в Брянской области черные копатели нашли клад венетов — уникальные изделия славянских мастеров, которые датируются 3 столетием нашей эры. Это уникальные изделия славянских ювелиров. Находка эта стала достоянием общественности лишь потому, что эти ценности пытались перевезти за границу. УФСБ пресекли преступление, и находки были отправлены в музей. Среди них были украшения из меди, сбруя, всего предметов в количестве 1500 штук. Найдены они, предположительно на берегу Десны. Большинство из древних артефактов были декорированы красным не прозрачным стеклом. Такие изделия делали славяне переселенцы, которых историки прозвали венеты. Также было найдено зеркало, выполненное в китайском стиле. Это может свидетельствовать о контактах древних славян с китайцами.

Уникальные изделия славянских ювелиров — Венета!

Мировая черная археология очень распространена в водных пространствах. Так, как большинство стран стремятся развивать туризм, то на большинстве курортов разрешено погружение для занятий дайвингом. Ныряют как туристы, так и черные археологи в поисках находок. Иногда даже сам лозунг турфирм звучит, как прямой призыв к черной археологии. Например, «Подводные погружения. Лучшая страна для искателей сокровищ». Ученые археологи очень этим не довольны, но все поддерживается на государственном уровне.

Первый в мире компьютер — Антикитерский механизм, был найден именно у берегов Греции. Этот механизм использовался для расчета движения небесных тел, и датируется 100 годом до нашей эры. Его нашел обычный водолаз в 1900 году.

Первый в мире компьютер — Антикитерский механизм

На Украине в 2012 году были найдены части конской сбруи, черным археологом. Обнаружили его, когда он выставил эту находку на продажу в интернете за 1000 долларов. Находка датируется 10 столетием нашей эры. Предполагается что это печенежская памятка. Сейчас она передана в Луганский краеведческий музей и с 2013 года участвует в экспозиции.
Еще одно из направлений черной археологии представил японец Фуджимура, который снискал мировую известность тем, что указывал места, где нужно искать клад. Его даже прозвали «Рука Бога». Позже, когда его уличили в том, как он закапывал клад, Фуджимура признался, что сам искал клад, а потом закапывал. Таким образом, он хотел прославиться на весь мир.


Части конской сбруи — печенежская памятка!

В 1950 году черные археологи из Китая обнаружили останки существа под названием архиораптор. Это было звено между динозавром и птицей. Вид этого существа был как у птицы с хвостом динозавра. Это достояние было вывезено из страны и продано частному коллекционеру. Позже нашли свидетельства того, что эти останки были между собой склеены, и это не архиораптор, а два разных животных.


Черная археология мира — Архиораптор

В 2011 году были арестованы археологи на острове Пелопоннес, которые выкопали бронзовый шлем, принадлежащий греческим воинам 6 столетия до нашей эры. Также у них нашли 6 серебряных монет. Согласно греческому законодательству, все, что выкопано и относится к периоду до 1453 года, принадлежит государству. Такие действия караются законом.
Как видим, черные археологи существуют во всем мире, и во всем мире налажена связь между коллекционерами древностей и черными копателями. Так как черные копатели занимаются не благим делом, то и на их честность, ценителям и коллекционерам рассчитывать не приходится. Не смотря на это, спрос растет, и предложение старается от него не отставать.



Рассказать друзьям