Чем схожи онегин и печорин. Печорин и онегин

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Главными героями начала 19 века являются Онегин и Печорин. Они – творения великих писателей своего времени и в чем-то даже отражают судьбу своих создателей. Весьма драматичной судьбой обладают Лермонтов с Пушкиным и Онегин с Печориным.

Писатели стремились захватить в своих героях облик времени и во многом авторам удалась такая задача. Фактически и Онегин и Печорин эмблематичны для своего времени, но при этом каждый из этих героев пребывают вне времени, так как озвучивают проблематику, которая является характерной для всех эпох.

Если говорить кратко, то перед нами образы двух образованных людей, во многом лучших представителей своего времени. Каждый получил великолепное образование, обладает острым умом, который позволяет разбираться в людях и в себе. Помимо этого они являются искренними искателями истины и хотят понять смысл не только собственной эпохи, но и своего личного существования.

Учитывая существенное сходство, нужно указать и на различия, которые определяют суть этих героев. Начнем с Онегина.

Пушкинский герой обладает циничным взглядом на мир, он избалован и относится к людям с определенной долей надменности. При этом Онегин не обладает склонностью к идеализированию действительности, по большей части он прагматик. Даже на дуэль Онегин отправляется во многом не по собственной воле, но по причине общественной молвы, он не хочет выглядеть нелепо и поэтому соглашается на поединок.

На самом деле такая деталь является определяющей, так как причина для дуэли Печорина совершенно иная, он отправляется стреляться, так как ищет высшую истину и следует своим идеалам, он хочет поквитаться с миром и для этого использует Грушницкого. Конечно, Печорин тоже глубоко эгоистичен, но его эгоизм (впрочем, как и у Онегина тоже) является положением человека на вершине. Да, Печорин смотрит на всех с высока, но он не может смотреть по другому, так как действительно достиг определенных высот духа и пребывает на той высоте, которая многим попросту недоступна.

Онегин (продолжая тему эгоизма) тоже надменно относится к другим, но этот герой по большей части воспитан в обществе, где его хвалили и всячески ублажали. Поэтому такой «золотой мальчик» оказывается совершенно одиноким во взрослом мире. По большей части определяющим для этого героя является скука, которая может быть свойственная только подобным московским аристократам, не испытывающим нужды.

Другим существенным отличием между двумя героями является поведение в мире. Онегин по большей части соглашается с миром и просто позволяет событиям случаться подобно тому как позволяет Лариной любить себя и с запозданием отвечает на чувство взаимностью.

Печорин в свою очередь – более деятельный персонаж. Он не принимает мир, но полностью создает его, ищет приключений также как пытается отыскать истину. Отличительной особенностью Печорина является согласованность его философии с жизненными взглядами и поведением.

Сочинение Онегин и Печорин

Пожалуй в каждую эпоху существуют определенные идеалы в массовой культуре, на которых остальные равняются. Если говорить про первую половину 19 века, то такими идеалами, безусловно, были Печорин и Онегин.

Эти герои подобны современным знаменитостям, на которых равняются, которыми в какой-то степени хотят быть. Более того, они во многом отражают биографию своих создателей. В этом совсем нетрудно убедиться.

Например, Пушкин в своем романе вводит фигуру автора, который в свою очередь частично напоминает самого Пушкина (хотя таковым не является) а этот автор – приятель Онегина и во многом подобен ему. Таким же образом Печорин – молодой офицер, мыслитель. Некоторые детали из Героя нашего времени (к примеру, эпизоды дуэлей) вообще практически полностью повторяют эпизоды из биографии Лермонтова.

Таким образом, эти люди (Пушкин и Лермонтов) писали то о чем знали, как бы следуя максиме Хэмингуэя «писать нужно правдиво» и то о чем знаешь, они действительно описывают практически собственные биографии и мировоззрение. Поэтому, сравнивая Онегина и Печорина, мы в какой-то степени можем сравнивать Пушкина и Лермонтова.

Итак, Пушкин – благородный человек из довольно знатного рода, который ведет светское существование. Лермонтов в свою очередь офицер, который хотя и собирался завершить военную карьеру и полностью заняться творчеством, до завершения своего земного пути оставался на службе. Подобным образом и Онегин больше человек, которому скучно, он многое делает от скуки и цинизма, Печорин тоже человек, которому скучно, но он более ищет сознательно каких-то испытаний и приключений, в общем, более резок как подобает военному офицеру.

Во многом они похожи, так как оба обладают довольно приятными условиями существования. Могут, так сказать, не заботиться о хлебе насущном и более склонны к мыслительной деятельности. Они оба немного разочаровались в этом мире и ищут возможности как-то развлечь себя.

Тем не менее, Ни Онегин, ни Печорин не являются людьми избалованными или подлыми. Например, когда Печорин встречается с княжной Мери чтобы позлить Грушницкого, он понимает суть собственного поступка и не строит иллюзий для себя, просто он действует как своеобразный естествоиспытатель, который занимается изучением человеческой психологии. Наверное, глубокий психологизм и искренность с самими собой отличает этих героев, они чувствуют дух своего времени и принимают таким какой он есть.

3 вариант

Перед нами представлены два романа, Лермонтова и Пушкина. В произведении Лермонтова "Герой нашего времени" главным героем является Печорин, а в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин" главный персонаж Онегин. Два совершенно разных произведения, два совершенно разных времени, но сколько сходств героев. Есть и различия ведь время оставило отпечаток на поведении и характере каждого человека. Авторы передали через этих двух персонажей Всю мощь тех поколений.

Печорин-дворянин. Его социальный статус позволяет ему отказаться от трудовых усилий и жить в свое удовольствие. Но несмотря на это он служит на Кавказе. печорин имеет в себе много положительных качеств. Он умен, имеет необыкновенную силу воли. Онегин-аристократ. Это позволяет ему жить в свое удовольствие, как и Печорину, и ни о чем не задумываться. Оба персонажа были начитанны и образованны, что в свою очередь тоже ставило их выше остальных людей. Но к сожалению с таким списком достоинств ни один из героев не сумел реализовать себя в жизни.

Юность двух персонажей протекала примерно одинаково, оба вели разгульный образ жизни и отдыхали, не зная никаких забот. Печорин, рассказывая про себя, говорит, что мог при первой встрече с девушкой сказать будет она его любить или нет. Но, к сожалению, женщинам он приносил только несчастье. Онегин в этой сфере не сильно отличается от Печорина и не показывает пример джентльмена. В свое время Онегин отвергает Татьяну и разбивает ей сердце, Татьяна страдает он неразделенной любви, но со временем находит в себе силы перебороть это чувство.

И Евгений Онегин и Григорий Печорин не очень дружелюбны, это явно просматривается в произведениях. Евгений говорит, что дружит с Ленским только от скуки и просто так, а Печорин демонстрирует равнодушное отношение к своему товарищу Максиму Максимычу.

Все же между ними есть различия. Онегин-эгоист. Это можно объяснить, вспомнив детство Евгения. С ним не занимался отец, всегда в окружении Онегина были гувернеры, которые только и хвалили его. От этого и сложился эгоистический взгляд. В отличии от Печорина, Евгений никогда не служил, эта черта отличает его от современников.

Печорин страдающий эгоист. Он осознает, что теряю поколение, оно ничтожно. Он относит себя к жалким потомкам, у которых отсутствуют гордость и убеждения. Он не верит в любовь, в подвиги и в дружбу. Это лишает его всей прелести жизни. В отличии от Онегина Печорин не просто умен, он мыслитель и философ.

Оба героя отправляются на дуэль, но с разными целями. Онегин под влиянием общественного мнения, а Печорин что бы отомстить обществу.

Печорин идет на встречу жизни и принимает все ее испытания, Онегин же просто плывет по течению. После сравнения можно убедится, что это две очень разных личности похожих друг на друга.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Математика в моей жизни (5, 6 класс)

    Каждый из нас имеет увлечение или хобби. Мое любимое занятие - математика. На первый взгляд, может показаться что математика - это сухая и неинтересная наука. Но это одна из древнейших и занимательных наук

    Главной героине около шестидесяти лет, она дружелюбна и рада видеть каждого, живет в сельской местности, поэтому с детства привыкла к труду.

Сравнительная характеристика главных героев романов М.Лермонтова «Герой нашего времени» и А.Пушкина «Евгений Онегин».

Евгений Онегин, если можно так выразиться, старше Григория Печорина: роман А.С. Пушкина в окончательной версии увидел свет в 1831-м году, опубликовал свое детище в 1840-м.

В отличие от младшего «собрата», пушкинский герой не наделен отчеством (полагаю, по вполне прозаической причине неудобства вкладывания его в стихотворный размер строфы - однако у Александра Сергеевича могли быть иные мотивы). Известный критик того времени В. Белинский в своей статье назвал Печорина «Онегиным нашего времени». Причины для этого определенно существуют.

Только ленивый, наверное, не отметил «географического» сходства героев, вернее, их фамилий. Вот только что в отличие от Онеги, текущей к морю, Печора представляет собой бурную горную реку. Это сразу вызывает ассоциации с Кавказом - местом действия событий романа «Герой нашего времени».

Любопытный момент: большую часть «Героя нашего времени» читатель видит с помощью дневника Печорина, через призму его мировосприятия, так как повествование ведется от первого лица. Что касается Онегина, то в-основном мы смотрим на героя глазами автора - за исключением прямых диалогов и письма к Татьяне. Нельзя также не отметить тот факт, что, в отличие от , который является подлинным главным героем своего романа, незримо присутствуя в каждой фразе и комментируя все происходящее, Лермонтов комментирует Печорина лишь в предисловии - и довольно кратко.

Оба героя воспитаны в дворянских семьях, образованы сообразно духу времени. Находятся в одной социальной среде, можно так сказать. Однако повзрослевший Евгений так и остался принадлежать светскому обществу. Григория ждала военная карьера.

И Онегин, и Печорин имеют определенный успех в светской жизни, довольно бурно принимая в ней участие, однако вскоре оба устают от внешней суеты. У Евгения это выглядит так:

Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум…

Также нам известно о том (цитирую неточно), что им овладела русская хандра и он вовсе охладел к жизни, хоть и не желал с ней расставаться.
Печорин испытывает схожие чувства: «Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, что читает дурное подражание давно известной книге».

Итак, отношение к обществу в широком понимании этого слова у обоих героев довольно нетерпимое, снисходительное с элементами некоторой вынужденности.

К самообразованию их отношение тоже примерно одинаковое: Онегин, прочтя множество книг, последовательно в них разочаровывался, после чего попробовал было писать сам, но также не преуспел. Печорин говорит о том же: чтение вызвало досаду по причине того, что пути к счастью там не указаны…

И Онегин, и Печорин в какой-то момент выпадают из привычного светского круга: Евгений отправляется в деревню к дядюшке, вступая в права наследства, Григорий делает военную карьеру.

Оба персонажа проницательны, язвительны и хорошо понимают человеческую натуру. Есть некое противопоставление их окружающему обществу, они выделяются, не желая в полной мере играть по общепринятым правилам. Онегин, приехав в деревенские края, шокирует соседей своими неожиданными привычками: заменяет тяжкую барщину легким оброком и игнорирует дежурные соседские визиты. Сходится он лишь с Ленским, человеком того же происхождения, воспитания и образования. Так и Печорин не вписывается всецело ни в один свой круг общения, более ли менее выделяя доктора Вернера благодаря некоторой идентичности их взглядов на жизнь.

И Онегин, и Печорин обладают тонким умом и склонны к разного рода играм психологического характера, рассматривая окружающих людей как некое подобие шахматных фигур на доске.

А.С. Пушкин о своем герое отзывается так:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать…

И так далее. Правда, в наибольшей степени «игры» Евгения все же имеют отношение к женскому полу, что, наверно, до известной степени объясняется возрастом. Григорий Александрович играет более расчетливо и жестоко, его действия не имеют гендерной направленности.

Оба героя, безусловно, эгоисты. Но эгоисты думающие, чувствующие и немало страдающие от проявлений собственной натуры. Онегин ощутимо проще Печорина, если можно так выразиться применительно к особенностям характера; он в меньшей степени склонен к самокритике и самобичеванию, но, в отличие от лермонтовского персонажа, он способен к раскаянию. Григорий Александрович выписан острее и циничнее. Он причиняет людям больше зла, и плата за это выше - но кому важны его внутренние переживания и терзания, коль скоро они не имеют внешнего выражения? Кому легче от его самоистязания, раз его поведение не имеет тенденции к переменам?

В жизни обоих героев происходит событие, выходящее из ряда бытовых и обыкновенных. Это дуэль. Причем не просто абстрактная дуэль со случайным человеком на почве серьезного различия взглядов на жизнь, а поединок с довольно близким (во всяком случае, не чужим - однозначно) приятелем.

Да, дружба Онегина с Ленским была, по словам Пушкина-комментатора, «от делать нечего». Сходств между ними было мало, но тем, вероятнее всего, они и были друг другу по-своему интересны. Поводом для дуэли стала очередная «игра от скуки» в исполнении Евгения, которому вздумалось развлечения ради уделить повышенное внимание невесте Ленского. По той же самой причине Печорин стрелялся с Грушницким: тот не простил ему историю с княжной Лиговской (которая опять-таки была спровоцирована Григорием Александровичем от скуки же), придумал довольно гнусную инсинуацию и в результате был убит.

Надо отдать должное: ни Онегин, ни Печорин к поединку не стремились. Онегин обвинял себя в происходящем, понимая, что ему не следовало дразнить чувства молодого мальчика и играть на его пылкой ревности; вызов Ленского можно и нужно было отклонить, обуздав в себе гордость и снизойдя до серьезности ситуации, извинив не чужого ему человека. Но все же победил внутренний язвительный дуэлянт, и Евгений отверг голос великодушия. Печорин тоже не хотел стреляться, понимая, что в силу характера Грушницкий дорожит жизнью больше него самого, и смерть может стать слишком большой платой за сделанную глупость. Ему было достаточно и публичных извинений, о чем он (в отличие от Онегина!) до последней минуты просил задуматься своего соперника. Жажды убийства в нем, несмотря на иные скверные черты его натуры, нет: в этой игре с Грушницким Печорин изначально - победитель, и причина подводить кровавую черту под этим решительно отсутствует, и без того все понятно.

Евгений спокойно спит ночью накануне дуэли, но после страшно поражен гибелью Ленского и своей в ней безотрадной ролью. Он бесцельно скитается по свету, пытаясь, в сущности, убежать от самого себя и своей безысходной тоски. Печорин перед дуэлью не спит, разбираясь в себе. Но в целом мало того, что от себя не бегает в принципе - наоборот ведет дневник, призванный запечатлевать отдельные моменты прошлого - он не особенно убивается о Грушницком. В тот момент наиболее острым переживанием для него становится расставание с любящей его Верой, которая, оставив прощальное письмо, покидает Кавказ. Он кидается было ее догонять, но не может, и здесь читатель единственный раз видит мучительное отчаяние героя, его бессильные слезы.

Если рассматривать отношения героев А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова с женщинами, то оно существенно разнится. Да, Онегин, о чем повествует подробно первая глава романа, был тот еще сердцеед, и немало светских дам попалось в сети его интриг. Но, по всей видимости, речь была об обоюдных играх, а не о бессовестном обольщении неопытной души. Во всяком случае, Татьяну Евгений выделил сразу, оценив ее безусловные достоинства. Получив письмо, он устроил бедной девушке целую отповедь (вот она, маска снисходительно-равнодушного циника!), но однако же не воспользовался моментом для обольщения влюбленной барышни. Пожалел.

… Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.

Он с самого начала, в сущности, с ней не заигрывал и ложных надежд не внушал. И, конечно, можно было как-то поделикатнее поговорить с Татьяной после получения письма, проявить больше сочувствия, но в целом ничего особенно жестокого в этом эпизоде нет.

Печорин вообще не особенно смущается своими немилосердными упражнениями. Он прекрасно понимает, что к чему, признает собственную вину и причастность к чужому несчастью, но будто со стороны: в его воле констатировать печальную ситуацию - и только. «Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Также в дневнике Печорина в какой-то момент проскальзывает мысль о двойственности его натуры: будто одна ее часть живет здесь и сейчас, а вторая - наблюдает за первой, порой комментируя и осуждая ее.

Онегин поначалу не решился связать свою жизнь с Татьяной из опасений утратить свою привычную свободу. Однако их следующая встреча принесла герою осознание горечи безвозвратной утраты влюбленной в него девушки. Но если немного пофантазировать? Если б Татьяна решилась расстаться с супругом? Или, к примеру (все мы под Богом ходим…) овдовела? Вполне возможно себе представить, что по прошествии отведенного приличиями времени они с Онегиным могли бы быть счастливы вместе, составив пару. Представить женатым Печорина решительно невозможно! Опять-таки, дадим простор воображению: предположим, герою удалось бы найти Веру и увезти ее от мужа. Что дальше? А дальше - примерно то же, что в «Бэле». Непродолжительная вспышка острого подобия счастья - и все… Судя по тому, каким магнетизмом в глазах женщин наделен этот персонаж, непременно обнаружилась бы прелестная барышня, которая стала бы его новой мишенью. Или очередной Грушницкий, задевший за живое. И понеслось, собственно…

Онегин более способен к счастью. Не имея столь сильной, как у Печорина, страсти к самоизучению, мне кажется, он при благоприятных для себя обстоятельствах (если б Татьяна ушла к нему) вполне мог бы почувствовать себя счастливым, органично войдя в общество, которое окружало бы его на текущий момент.

И есть еще один момент, который трудно игнорировать, когда речь идет о сравнении пушкинского и лермонтовского героев. Можно провести некоторую грустную аналогию. Развязка романа «Евгений Онегин», подводящая черту под важным этапом жизни героя, происходит в Петербурге. В этой истории имела место дуэль, которая оставила кровавый след в душе Онегина. Автор этих строк погиб в результате поединка на Черной речке - в Петербурге.

Колоссальный отрезок жизни Григория Александровича связан с событиями на Кавказе, там также была дуэль. И, сколь ни печально, но факт остается фактом: Лермонтов стал жертвой меткого выстрела противника в Пятигорске, где, согласно его перу, происходила драма с участием Печорина…

Сходства между.Онегиным и Печориным трудно не заметить, как нельзя пройти мимо различий в их характерах. И тот и другой - «лишние люди» своего времени. Еще В. Г. Белинский, сравнивая эти два образа, заметил: «Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою... Печорин - это Онегин нашего времени».
Несмотря на разность эпох, в которые создавались образы, - Онегин в эпоху декабризма, вольнодумия, в эпоху мечтаний и надежд на скорое преобразование общественного строя, Печорин - во время жестокого николаевского режима, последовавшего вслед за разгромом восстания декабристов, - и тот и другой недовольны жизнью, не находят применения своим недюжинным силам и от этого вынуждены тратить время впустую. И тому и другому не по душе общественный уклад, но оба они пассивны, не предпринимают никаких действий для того, чтобы изменить его. И пушкинский Онегин, и лермонтовский Печорин олицетворяют духовный кризис дворянской интеллигенции, которая выражала свое недовольство жизнью отказом от общественной деятельности и, не находя применения своим силам, растрачивала жизнь бесплодно.
И Онегин и Печорин принадлежат к одной и той же социальной среде. Оба они образованны. Оба сначала принимали жизнь такой, какой она была, наслаждались ею, используя привилегии высшего общества, к которому они принадлежали, но и тот.и другой постепенно пришли к отрицанию света и глубокой неудовлетворенности жизнью общества и своей тоже. Оба стали понимать, что эта жизнь пуста, что за «внешней мишурой» не стоит ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. «Но рано чувства в нем остыли», - говорит Пушкин о своем герое. Примерно то же самое читаем мы и у Лермонтова, где автор сообщает, что у его героя очень рано «родилось отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой».
То, что оба героя - умные, образованные люди, несомненно, еще более обостряет их конфликт с обществом, потому что эти качества позволяют увидеть все негативные стороны, все пороки. Это понимание как бы возвышает Онегина и Печорина над молодыми людьми своего поколения, они не вписываются в их круг.
Роднит героев и то, что они оба преуспели в «науке страсти нежной», и то, что ни тот ни другой не способны были отдаться любви всем сердцем, всей душой. Большая, всепоглощающая страсть, из-за которой многие готовы были отдать свои жизни, наших героев не могла коснуться: в их отношениях с женщинами, как и со светом, присутствовал холод и цинизм. Онегин считал любовь «пресыщенной гордыней», которая недостойна его. Печоринская любовь заключалась в достижении власти над возлюбленной. Он мог только брать, но не способен был отдавать. Он никогда не позволял себе влюбиться без ответного чувства. Добиваться чьей-то любви для него - верх низости: «...Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить... я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть... оттого ли, что я никогда ничем очень не дорожу...». Не умея любить, Онегин и Печорин не дорожили любовью других - отсюда и холодность Онегина к Татьяне, и безответная любовь Бэлы и княжны Мери к Печорину.
Кто не может по-настоящему любить, тот не способен на настоящую дружбу, и наоборот. Так, Онегин убивает своего друга Владимира Ленского, хотя, как старший по возрасту и умудренный опытом, он мог отговорить ослепленного ревностью пылко влюбленного поэта. Но не сделал этого - разочарованный жизнью, презирая собственное существование, он не способен был достаточно ценить жизнь других. Не находят общего языка, встретившись через много лет, и Печорин с Максимом Максимычем. Добрый, мягкий и простодушный, Максим Максимыч не мог объяснить жестокости Печорина, не мог понять, что руководит поступками его бывшего сослуживца. Да иначе и быть не могло: старый солдат был как все, он был частью общества, которое лермонтовский герой презирал, с которым ему, личности незаурядной, было просто скучно. Не зря он всегда стремился к людям, которые могли бы с ним поспорить.
Личная свобода, независимость для обоих героев - лучшее, что может быть в жизни, чему они готовы предпочесть все остальное. Не зря Онегин, вспоминая о прошлом, пишет в письме к Татьяне:
Свою постылую свободу Я потерять не захотел.
Печорин же по этому поводу заявляет: «Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам». Осознавая, что жизнь проходит впустую, лермонтовский герой совсем не дорожит ею. Свобода у него на первом месте, честь - на втором, и только на последнем - жизнь.
Смысл поведения Печорина, его поступков мы находим в дневнике героя в повести «Княжна Мери». Читая ее, осознаешь, что Печорин - жертва своего времени. Он потерял веру в людей, в идеи, и это - результат эпохи, наступившей после поражения восстания декабристов, эпохи нравственной скудости, пошлости и трусости. Все это можно отнести и к Онегину.
Очень хорошо сказал, сравнивая двух героев, В. Г. Белинский: «В дорогах разница, а результат один». Несмотря на внешнюю непохожесть, несмотря на разницу в характерах, и тот и другой - «лишние люди», опередившие время и потому не нашедшие общего языка с современниками, не сумевшие проявить и реализовать себя.

    Тема романа Лермонтова «Герой нашего времени» (1840) - изображение общественной ситуации 30 - 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть «межвременьем», потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов...

    Многие писатели разных эпох и народов стремились запе-чатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек раз-ных эпох? Пушкин в романе "Евгений Онегин" запечатлел мо-лодого человека...

    Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение....

    Роман «Герой нашего времени» стал продолжением темы «лишних людей». Эта тема стала центральной в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии к роману автор показывает отношение к своему...

/ / / Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

И – выдающиеся образы, олицетворяющие свое время. Их создали разные авторы, но они очень похожи. Самое простое объяснение этому в том, что Михаил Лермонтов во многом равнялся на Александра Пушкина. Однако Печорин Лермонтова – это не подражание Пушкинскому Онегину, а сходный по мировоззрению образ.

Что же сближает эти образы? Онегин и Печорин – люди благородного происхождение. Оба еще молоды и полны энергии. От природы они наделены острым умом. Интеллект героев в основном гораздо выше, чем у людей их окружения, поэтому они чувствуют себя одинокими.

Онегина обучал гувернер-иностранец, который старался не перетруждать воспитанника наукой. Но Евгений, все же получил неплохое образование благодаря своей сообразительности и любви к чтению. Печорин так же хорошо образован.

Отношение к любви тоже сближает героев. Они рано научились «искусству» любви, умели легко покорять женские сердца. Однако сами вряд ли умели по-настоящему любить, хотя и стремились к идеалу. Онегину надоели отношения с глупыми и лживыми столичными барышнями, но и любовь чистой деревенской девушки он тоже не принял. Своим строгим отказом он ранил чувства искренней девушки. Любовные перипетии Печорина еще сложнее. Наибольшим преступлением была его страсть к юной Белле. Воспылав желанием обладать девушкой, он берет ее в плен, влюбляет в себя, а потом, наигравшись в чувства, забывает о ней.

Оба героя по-своему отторгали общество, в котором жили. Онегин это делал пассивно, своим циничным и равнодушным отношение ко всему. Печорин же более активная личность. Возможно, причина в том, что Онегин – лентяй, баловень судьбы. Он нигде не служил, а просто жил в свое удовольствие. Печорин – офицер, который через провинность поехал служить на Кавказ.

Онегин и Печорин – романтичные герои, разочарованные в своем времени. Но, несмотря на это, они – порождение своего времени. Как бы не отстранялся Онегин от общепринятых правил, он зависел от общественного мнения. Именно поэтому он идет на дуэль с другом, чтобы «не упасть» в глазах других людей. Печорин тоже стреляется на дуэли, думая, что так отомстит ненавистному обществу. Однако таким действием лишь становится его частью.

Герои не верят в настоящую дружбу. Онегин дружит с Ленским от скуки. Печорин не подпускает к себе близко дружественно настроенного к нему Максима Максимовича. При встрече со старшим товарищем Печорин держится демонстративно холодно. Хотя Максим Максимович все равно симпатизирует герою, возможно чувствуя его настоящую душу.

Онегин и Печорин – смелые, решительные молодые люди. Но все же Онегин более осторожен. Он привык к своей жизни, хоть она ему и во многом надоела. Печорин – фаталист, играющий с жизнью. Чего только стоит его участие в игре «Русская рулетка». Печорин с легкостью рискует собственной жизнью, и так же легко относится к жизни других людей.

Оба героя тоскуют в ожидании какого-то Великого дела. Их внутренняя сила, жажда приключений могла бы пригодиться, родись они в более «героическое» время. И если Онегин еще мог бы себя реализовать в рядах декабристов, то Печорин застал время жестоких реакций властей на восстание декабристов. Поэтому Печорин – более трагический образ.

Евгений Онегин Александра Пушкина и Григорий Печорин Михаила Лермонтова имеют много общего, и вместе с тем они самобытные литературные образы.

Постараемся сравнить образы двух литературных персонажей: Онегина и Печорина. Гораздо легче сравнивать героев одного произведения или, в крайнем случае, писателя. Но говорить о персонажах, созданных Пушкиным и Лермонтовым, так же трудно, как и интересно.
Эти гениальные художники создали образы героев, характерных своему времени. Онегин - молодой человек первой четверти, а Печорин - сороковых годов XIX века. Малый отрезок времени разделяет наших молодых людей, но какими разными они являются в начале романов и как поразительно одинаковы в конце произведений. Онегин - “молодой повеса”, получивший традиционное воспитание и поверхностное образование:

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше?
Свет решил,
Что он умен и очень мил,
-

так повествует о своем герое А. С. Пушкин. Печорин же сам говорит о себе в своем дневнике. Дневник пишется не для чужих глаз, обычно ему поверяют самые сокровенные тайны; все предельно искренно, без всякой рисовки излагает Лермонтов устами своего героя: “С самого детства все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве; я стал скрытен... Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир,- меня никто не понял: и я выучился ненавидеть”. В этом монологе есть некая картинность, но Печорин искренен. Он старается объяснить окружающим свой характер, сделать шаг навстречу людям. Онегин же совершенно иной. Привыкнув жить в свете, зная его законы, он понимает, что чувства здесь неуместны. Это театр, где каждый играет свою роль. Онегин хорошо знает законы этого маскарада. Он усвоил “науку страсти нежной”, которой вполне хватает, чтобы блистать, быть желанным гостем, но суета жизни убивает душу героя:

И хоть он был повеса пылкий,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.

Он хочет чем-либо заняться:

Онегин дома заперся,
Зевая за перо взялся,
Хотел писать - но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его...
-

а затем:

Уселся он - с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку.
Читал, читал, а все без толку...
-

ничего не получилось у Евгения Онегина.
Печорин же страстно хочет вырваться из того жизненного круга, где принужден жить. Из-за дуэли он оказывается на Кавказе. Здесь “край земли”, страстные и буйные характеры. Сам Печорин еще не устал от жизни. Он во все активно вмешивается, всем интересуется, играет со смертью (“Фаталист”). Будучи в Тамани, он вклинился в жизнь мирных контрабандистов, нехотя разрушив их сложившийся быт. Потом он вспомнит: “Тамань - самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить... И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!”
А вот Онегина совершенно невозможно представить в такой ситуации. Он лишен любопытства к окружающим. Приехав в деревню, Онегин всячески старается отгородиться от соседей, чем очень оскорбляет их:

Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца...
Поступком оскорбись таким,
Все дружбу прекратили с ним...

Случайно сблизившись с Ленским, Онегин не пытается завести других знакомых. Он слишком умен, чтобы слушать их разговоры:

О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне.

Пушкин, прекрасно понимая тип Онегина, так оценивает его:

Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя...
Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей, конечно, знал
И вообще их презирал...
Он слушал Ленского с улыбкой.

Почти так же к дружбе относится Печорин: “Як дружбе не способен: из двоих друзей всегда один раб другого, хотя себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!” Общаясь с Верне-ром, Печорин скорее говорит сам с собой, нежели с доктором. Они близки своим скептицизмом и неприятием окружающих. “Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями”. Онегин “презирает” людей, но вынужден считаться с их мнением. По этому глупому противоречию он убивает единственного приятеля, с которым делил деревенский досуг. Может быть, из-за этого потерял Онегин возможность быть счастливым:

Еще одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленский пал...
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.

Печорин тоже боится связать себя какими-либо узами, обязательствами. Он хочет получать, ничего не давая взамен, а так не бывает. Печорин мучает Веру, мучается и сам, когда теряет эту женщину, понимая, что любил ее единственную, и плачет как ребенок.
Онегин и Печорин близки друг другу, как старший и младший братья. Оба они разочаровываются в жизни. Безрадостно ждут ее конца. Особенно грустно осознавать это, когда прочтешь фразу Печорина: “Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия”.
Под этой фразой вполне мог бы подписаться и Онегин. Вот и получилось, что совершенно разные герои, живущие в разные исторические эпохи, пришли к одному итогу: один начав, а другой продолжив галерею “лишних людей”.

Задачи и тесты по теме "Сравнительная характеристика Онегина и Печорина по романам «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени»"

  • Орфоэпия - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 7



Рассказать друзьям