Чем знаменит теодор драйзер. Теодор драйзер биография

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Имя: Теодор Драйзер (Theodore Dreiser)

Возраст: 74 года

Деятельность: писатель, общественный деятель

Семейное положение: был женат

Теодор Драйзер: биография

Один из самых ярких представителей классической школы натурализма Теодор Драйзер пришел в литературу, когда читатели всего мира уже с головой были погружены в произведения Гэмлина Гарленда, Стивена Крейна и Фрэнка Норриса.


Писатель, развивший в работах основные идеи творчества современников, на примере конкретной человеческой жизни изучал сплетение сил природы и социальных тенденций. Будучи романистом, Драйзер не забывал и о теме «проклятия плоти», неизменно сострадая героям своих творений.

Детство и юность

Теодор Герман Альберт Драйзер родился 27 августа 1871 года в расположенном на Среднем Западе городе Терре-Хот (штат Индиана). Жили Драйзеры бедно. Глава семейства брался за любую работу, но денег на содержание девятерых детей катастрофически не хватало. В связи с плачевностью материального положения будущий писатель по окончании школы покинул отчий дом и уехал в Чикаго на заработки. Там не боявшийся тяжелого труда парень успел поработать и уборщиком в ресторане, и разнорабочим в лавке, и даже грузчиком.


В 1889 году амбициозный юноша успешно сдал вступительные экзамены в Индианский университет в Блумингтоне. Правда, по причине отсутствия денег окончить учебное заведение Герману так и не удалось. В поисках лучшей жизни Драйзер переезжал из города в город. За годы скитаний (с 1892 по 1894 гг.) Теодор успел побывать репортером в газетах Питтсбурга, Толедо, Чикаго, Сент-Луиса и Нью-Йорка.

Литература

Дебютный роман «Сестра Керри» увидел свет в 1900 году. В основе сюжета – история провинциальной девушки Каролины (Керри) Мибер, которая в поисках лучшей жизни приехала в Чикаго. В произведении отчетливо прослеживается традиционный для американского автора мотив денег. Писатель в красках описывает те низости, на которые способен пойти человек ради собственного благосостояния.


Ключевым персонажам романа – Керри и двоим мужчинам (Друэ и Герствуд), сыгравшим в ее жизни определяющую роль, – физиологически чужды привязанность, признательность, истинная благодарность, сострадание и любовь. Все трое заботятся лишь о собственной выгоде и в любой момент в угоду своим интересам готовы пойти по головам.


Вторая работа – «Дженни Герхардт» – была опубликована в 1911 году. В произведении речь идет о милой, но бедной как церковная мышь девушке с комплексом жертвы, которая ради благополучия близких переходит в статус содержанки. В 1912 году в свет вышел первый роман из трилогии «Желание» – книга «Финансист». Произведение, в основу сюжета которого положена биография американского миллионера Чарльза Йеркса, рассказывает читателям историю жизни Фрэнка Каупервуда.


Главный герой родился в семье мелкого банковского служащего, который по достижении сыном зрелого возраста устроил горячо любимое чадо на работу в фирму, в которой сам трудился. Зарекомендовавший себя в организации как талантливый коммерсант, Фрэнк через некоторое время уехал покорять Филадельфию. Там биржевой маклер провел пару удачных операций и стал миллионером. Новый статус позволил юному предпринимателю попасть в элитарные круги филадельфийского высшего общества.


В книге, наряду с описанием финансовых махинаций главного героя, также проводится вторая сюжетная линия, повествующая о личной жизни Каупервуда. Драйзер описывал персонажа своего романа без прикрас, наделяя его как положительными, так и отрицательными качествами. В конце концов не желавшая считаться с общепринятыми принципами и правилами поведения в высшем обществе, бунтарская натура Фрэнка доводит его до тюрьмы.


Действия следующего романа «Титан» 1914 года разворачиваются в Чикаго. Не умеющий делать выводы Фрэнк возвращается в родную ему среду махинаторства. Теперь его цель – газовые и транспортные компании. Финансовый гений выбирает для себя метод кнута и пряника. Одних чиновников он подкупает, а других запугивает. Конкуренты, чьи интересы ненароком задел коммерсант, вступают с неугодным предпринимателем в ожесточенную войну за власть.


Фрэнк Каупервуд проигрывает сражение и уходит в тень. В этот же период и в семейной жизни главного героя наступает черная полоса. Жена, прознав о связи супруга с молоденькой девчушкой, пытается покончить с собой. Фрэнк спасает благоверную и уговаривает ее уехать вместе с ним в Лондон, где, по его заверениям, они начнут новую жизнь.


Действия третьего, заключительного романа «Стоик» (издан уже после смерти писателя в 1947 году) разворачиваются в столице Франции. Там Каупервуд занимается строительством линии метрополитена. Несмотря на солидный возраст, баловень судьбы все так же пытается положить в свой карман все деньги мира. На этот раз в его планы вмешивается болезнь почек. После очередного обострения мужчина, чьи амбиции не позволили ему прожить счастливую и спокойную жизнь, умирает, успев перед кончиной исповедаться в грехах перед супругой и любовницей.


Между публикациями книг серии «Желание» на прилавки вышли «Гений» (1915 год), «Американская трагедия» (1925 год) и «Оплот» (1946 год). Наполовину автобиографический роман «Гений» знакомит читателя с жизнью художника Юджина Витлы, личность которого претерпевает изменения, когда тот попадает в буржуазную среду. Весь жизненный путь Юджина, описанный в романе, Драйзер разделяет на три этапа: юность, борьба, бунт. История, сотканная из творчества и страстей, из любви к женщинам и живописи, из головокружительного успеха и горьких падений, не оставит никого равнодушным.


В основе сюжета второй работы («Американская трагедия») – реальные события, произошедшие в Америке в 1906 году. Данное произведение логически можно разделить на три части. В первой читатель знакомится с главным героем Клайдом Гриффитсом, который вместе со своей набожной семьей путешествует по городам Америки с религиозной миссией. Живущему в бедности юноше чуждо мировосприятие родителей, которые считают своим долгом наставить на путь истинный как можно большее количество человек.


Молодой парень, всей душой стремившийся к лучшей жизни, устроился рассыльным в отель, где новые друзья приобщили не знающего хорошей жизни парня к алкоголю и посещению проституток. Стремление наблюдавшего за праздным времяпрепровождением состоятельных постояльцев Клайда к богатству неумолимо росло. Вторая часть романа начинается в Чикаго. Именно туда главный герой бежал после произошедшего с ним в родных краях неприятного инцидента.


В городе больших возможностей он познакомился со своим дядей, который предложил ему работу на фабрике по производству воротничков. Гриффитс принял предложение и незамедлительно переехал в Ликург (штат Нью-Йорк). На производстве трудолюбивый юноша в кратчайшие сроки добивается повышения. В этот же период и его личная жизнь претерпевает изменения. Он влюбляется в свою подчиненную - Роберту - и, добиваясь расположения скромной барышни, остывает к некогда вызывающей в нем интерес особе. Затем в его жизни появляется своенравная аристократка Сондра.


Третья часть посвящена метаниям Гриффитса между богатой кокеткой и любящей его бескорыстной любовью девушкой. Ситуация осложняется тем, что Роберта носит под сердцем ребенка, поэтому просто так уйти от нее Клайд не может. В книге «Оплот» рассказывается история жизни принадлежащей к ортодоксальному религиозному течению квакеров семьи Барнсов. Конфликт поколений, связанный с взрослением пятерых детей, составляет центральную линию произведения.

Личная жизнь

Первой женой литературного гения была Сара Осборн Уайт. С рыжеволосой прелестницей писатель познакомился в 1893 году. Тогда молодому репортеру сент-луисской газеты «Репаблик» Теодору Драйзеру поручили сопровождать победительниц конкурса «Лучший учитель» на Чикагскую всемирную выставку. Среди призерш была и его будущая супруга. Простодушие, красота и застенчивость девушки пленили писателя. В состоянии любовной эйфории пара помолвилась. Однако вскоре после этого прозаик стал замечать существенные различия между ним и возлюбленной.


Общество того времени осуждало физические контакты между не узаконившими свои отношения молодыми людьми. Драйзеру не была близка такая философия, а вот Уайт свято верила в институт брака и на протяжении пяти лет не подпускала к себе Теодора, заявляя, что интимная близость произойдет только после свадьбы. 28 декабря 1898 года в Вашингтоне Герман Теодор Драйзер и Сара Осборн Уайт сочетались законным браком.

Поскольку писатель постоянно контактировал с тогдашней интеллектуальной богемой, он попытался ввести в этот круг и Сару. Попытка оказалась неудачной: девушка не могла расслабиться в чуждой ей буржуазной атмосфере. Однако данное обстоятельство не мешало барышне с чисто женской проницательностью наблюдать неравнодушное отношение представительниц этого общества к ее мужу.


Достоверно известно, что в Нью-Йорке у Драйзера были другие женщины. Он быстро влюблялся и столь же быстро остывал. Так происходило до того момента, пока в жизни литератора не появилась Тельма Кудлипп. Тельма была дочерью одной из сотрудниц журнала, редактором которого являлся Драйзер. Герман признался жене, что воспылал чувствами к другой. В 1909 году состоялся их развод. Уже на закате жизни, в 1944 году, Теодор женился на своей двоюродной сестре Хелен Ричардсон.

Смерть

Теодор Драйзер скончался от сердечной недостаточности 28 декабря 1945 года в Лос-Анджелесе (штат Калифорния).


Творческое наследие писателя сохранилось в сборниках романов и рассказов. Помимо прочего, в 1931 и 1951 годах в США режиссерами Джозефом фон Штернбергом и Джорджем Стивенсом по мотивам романа прозаика «Американская трагедия» были сняли фильмы. Также были экранизированы произведения писателя «Дженни Герхардт» (1933 год) и «Сестра Кэрри» (1952 год).

Библиография

  • 1900 - «Сестра Керри»
  • 1911 - «Дженни Герхардт»
  • 1912 - «Финансист»
  • 1914 - «Титан»
  • 1915 - «Гений»
  • 1925 - «Американская трагедия»
  • 1946 - «Оплот»
  • 1947 - «Стоик»

Цитаты

  • «Счастье приходит к тому, кто умеет ждать».
  • «Деньги быстро обнаруживают свое бессилие, как только желания человека касаются области чувств».
  • «Людей, которые глубоко и серьезно любят друг друга, мало занимает мнение посторонних».
  • «Не гордись, когда помогаешь бедному. Будь благодарен, что тебе представилась эта возможность».
  • «Ничего нет реального и вечного, кроме сердечной, человеческой доброты».
  • «Мир холодно проходит мимо тех, кто не принимает участия в его безумствах».
  • «Время укрепляет наши привычки, желания и чувства».
  • «Делай добро ради добра, и тогда ты достигнешь полной отрешенности»
  • «Благословен не тот, кому дается, а тот, кто дает».
  • «Глупо давать советы людям, которые не желают их принимать».

1370

27.08.14 11:44

Сюжет самого знаменитого его романа, «Американская трагедия», вдохновил многих и породил «вариации на тему». Например, гениальный режиссер Вуди Аллен отказывается от того, что черпал вдохновение у этого писателя, хотя в драме «Матч поинт» явно прослеживаются драйзеровские нотки.

Биография и лучшие работы Теодора Драйзера

Сын немецких эмигрантов

Иоганн Пауль Драйзер приехал в Америку, покинув родную Германию, в 1844-м. Здесь он (принявший более «американское» имя Джон) вместе с супругой Сарой открыл собственный бизнес. Когда предприятие пострадало от пожара (увечья получил и хозяин), семья отправилась в поисках лучшего места. К тому времени Джон и Сара лишились трех своих старших сыновей. Младший сын (девятый по счету) Теодор родился у пары в 1871-м году (тогда их дом был в штате Индиана, местечко называлось Терре-Хот).

Университет оказался парню не по карману, и он был вынужден бросить учебу после первого курса. Он пошел работать, но стезя конторского клерка была ему не по душе.

Теодора влекла журналистика, ему удалось устроиться репортером в небольшой газете Питтсбурга. Он сменил еще несколько мест, пока в 1894-м году не стал редактором нью-йоркского журнала, основанного братом Полем. Издание было музыкальным, что не очень устраивало будущего писателя, его хватило лишь на 3 года. После он стал, как сейчас бы сказали, фрилансером, писал для разных журналов и потихоньку пробовал себя в роли прозаика.

Беззащитные провинциалки

В 1900-м вышел самый первый роман американца, «Сестра Керри», о девушке-провинциалке. Она отправилась в Чикаго в поисках интересной «взрослой» жизни, а стала содержанкой вначале одного бизнесмена, затем – другого. Но, в конце концов, смогла найти свое призвание на театральной сцене. По мотивам этого произведения Раймонд Паулс в конце 1970-х написал мюзикл, песни из которого были популярны в СССР.

Прошло 11 лет, прежде чем была опубликована следующая книга (он начал работу над нею еще в 1901-м). Писатель вновь пишет о женщине (прототипом стала его родная сестра Мэри). «Дженни Герхардт» повествует о трудной судьбе простолюдинки Дженевьевы, оставшейся незамужней и с ребенком на руках. Мать-одиночка в те времена – это был вызов обществу. Поэтому возлюбленный Дженни, богач Лестер, не смог быть с ней. Он признался героине в своих чувствах лишь на смертном одре, когда воссоединение было уже невозможно.

Сильные мира сего

Трилогию «Финансист»-«Титан»-«Стоик» (опубликованный лишь спустя 30 с лишним лет после второй части цикла) объединяет ключевая фигура – талантливый спекулянт, играющий на бирже, Фрэнк Каупервуд. В основу повествования легла судьба реального человека – миллионера Чарльза Йеркса. Это трехкнижие часто называют «трилогией желаний». Взлеты и падения главного героя, развитие его личности, судьбы близких ему людей (и все это – на протяжении многих лет) разворачиваются перед читателем.

В разряд запрещенной литературы (из-за смелых рассуждений о человеческой сексуальности) попал роман «Гений». Написанный в 1915-м, он вышел в свет в 1923-м. В образе художника Витла писатель вывел самого себя, вложил в его уста свои мысли и взгляды, поэтому произведение считается почти что автобиографическим.

Умереть «от любви»

В 1925-м году увидела свет «Американская трагедия». Толчком к написанию книги стал реально произошедший случай: парень убил свою возлюбленную. Прототип Клайда Грифитса, Джилетт, соблазнил свою коллегу, фабричную работницу. А когда она забеременела и стала слишком назойливой, не нашел ничего лучше, чем избавиться от нее. Тем более, на горизонте появилась заманчивая «партия». Но он плохо скрыл следы своего злодеяния, и его очень быстро вычислили и осудили. Закончил этот дон-жуан плохо: электрическим стулом.

В Голливуде по мотивам романа поставили фильм «Место под солнцем», завоевавший 6 «Оскаров», (одну из ролей сыграла великолепная Элизабет Тейлор). Нашим зрителям больше известна четырехсерийная картина, снятая в 1981-м на Литовской киностудии, – ленту неоднократно показывали по ТВ.

Теодор Драйзер посещал СССР, впечатления от этой поездки вылились в сборник публицистики.

С годами он проникся коммунистическими взглядами, был активным пацифистом и даже (почти перед самой своей смертью) вступил в Коммунистическую партию США.

Семидесятичетырехлетний писатель умер в своем доме в Голливуде – было это 28 декабря, в канун нового, 1946-го года.

История жизни
Американского писателя Теодора Драйзера много издавали в советское время. Критики писали даже, что Драйзер под влиянием Октябрьской революции в России в своем творчестве «подошел к искусству социалистического реализма в таких произведениях, как «Эрнита», «Трагическая Америка» и «Америку стоит спасать».
Сейчас никто уже не вспоминает в связи с Драйзером о соцреализме - все видят в нем прежде всего крупнейшего писателя - реалиста XX века.
Теодор родился на Среднем Западе, в городке Терра Хота, штат Индиана. Семья его была, как раньше говорили, интернациональной отец немецкого происхождения, а мать славянского. Семья была бедной, поэтому будущему писателю рано пришлось начать самостоятельную жизнь. Теодор покинул дом и уехал в Чикаго на заработки. Работал в ресторане уборщиком и мойщиком посуды, разнорабочим в лавке.
Он мечтал получить хорошее образование, даже поступил в Индианский университет, увлекся философией и литературой - но из-за нехватки денег университет пришлось оставить. В Чикаго Драйзер устроился репортером в газету.
Надо сказать, что писатель прошел потрясающую журналистскую школу, прежде чем начать писать романы - он переезжал из города в город Чикаго, Сент-Луис, Толедо, Кливленд, Буффало, Питтсбург, Нью-Йорк. .. и видел жизнь во всей ее социальной раздробленности. Увлекшись философией, писатель особое внимание обратил на труды Герберта Спенсера. «Победа в беге достается быстрейшему, в борьбе - сильнейшему». Эта философия спенсеровского биологизма, который исключает вину общества за социальное неустройство, долго держала писателя в поле своего притяжения. Еще ее называют философией биологического детерминизма.
Первой книгой Драйзера - очень удачным дебютом - стал роман «Сестра Керри», 1900 год. Это история простой американской девушки Каролины Мибер, дочери бедных фермеров, которая приезжает из провинции в Чикаго с мечтой стать театральной звездой. И становится ею.
Но чего это ей стоило Писатель показывает, что огромный капиталистический город заставляет девушку отказаться от патриархальной морали, от элементарной человеческой чистоты. Да, она достигает успеха, но этот успех оплачен всем святым, оплачен и гибелью Герсвуда. Ради успеха Керри уже готова идти и по трупам... У нее есть материальный достаток, у нее в руках птица американской мечты, но как личность Керри терпит поражение.
В этом первом романе Драйзер намечает основные темы всех последующих своих произведений. Он очерчивает круг своих писательских интересов, а они у Драйзера сосредоточены на борьбе с ложными идеалами якобы счастливого «американского мифа». Но все-таки выхода из этой ситуации Драйзер не видит. Его протест довольно абстрактен и печален.
Первый роман писателя буржуазная критика приняла в штыки, назвала роман «безнравственным», а автора - «совратителем молодежи». Хотя в «Сестре Керри» нет ничего порнографического или даже слишком вольного, скабрезного. Первое грехопадение героини описано вообще косвенным образом через символический сон сестры героини. Во сне Минни тщетно пытается спасти падающую в яму сестру, но не может. Она кричит ей, но бесполезно. «Голос нужды ответил за нее».
В этом романе Драйзер показывает, что погоня за популярностью любой ценой губит талант. У Керри был подлинный и незаурядный дар актрисы, но она разменяла его, угождая публике, гонясь за скороспелой популярностью.
Буржуазная критика, конечно, не могла стерпеть покушения на «святое», и не простила писателю «дискредитации». Сюжет романа Драйзера по сути состоит из трагических картин жизни. Вы говорите об американском благоденствии - нет этого благоденствия, есть беспощадная конкуренция, звериная борьба за существование. Один из безработных говорит «Проклятая настала жизнь - хоть среди улицы околевай, и никто тебе не поможет!»
Роман «Сестра Керри» был запрещен, весь тираж остался в подвале издательства.
Но Драйзер не сломался. Он жил трудно - зарабатывал на жизнь случайными заработками, носил вещи в ломбард, голодал, но продолжал писать правду о той американской жизни, которую видел вокруг себя.
Роман «Сестра Керри» был издан в Лондоне в 1904 году и имел большой успех. После этого издания уже и в США в 1907 году книга вышла к американскому читателю.
Следующим произведением Драйзера стал роман «Дженни Герхардт». Основа сюжета проста - любовь сына миллионера к горничной, жизнь двух семейств - рабочей семьи Герхардтов и клана миллионеров Кейнов. Лестер Кейн полюбил Дженни, но глава семьи Арчибальд Кейн против такого неравного брака. В конце концов под угрозой лишения отцовского наследства Лестер покидает Дженни и женится на вдове миллионера.
Писатель показывает, насколько нравственно выше девушка из народной среды, чем из среды «сливок общества». Наш поэт Блок эти «сливки общества» называл «подонки общества».
Следующим этапом творчества Драйзера стала «Трилогия желания», состоящая из романов «Финансист», «Титан» и «Стоик». Это широкое полотно об эволюции американского народа. Прослеживается путь сына банковского служащего Фрэнка Каупервуда на протяжении 60-80-х годов XIX века, когда начались биржевые спекуляции, когда стали возникать монополии и синдикаты, когда заложили основы своих капиталов миллиардеры - Морган, Рокфеллер, ставшие подлинными правителями Америки.
Идет Гражданская война, простые люди уходят на фронт, а герой романов Каупервуд цинично рассуждает «Пусть воюют другие, на свете достаточно бедняков, простаков и недоумков, готовых подставить свою грудь под пули...»
Тема денег, ставшая навязчивой и в сегодняшней России, занимает в трилогии главное место. Именно деньги определяют судьбы героев. Хотя в какой-то момент Каупервуд (роман «Титан») понимает, что деньги решают не все он пытается разрешить конфликт, подкупив муниципалитет Чикаго и сенат штата, чтобы продлить свою концессию на городской транспорт еще на пятьдесят лет, но перед народными волнениями деньги отступают.
Исследуя образ дельца Каупервуда, писатель опирается на философию Спенсера. Драйзер считает, что так устроен мир - творя зло, Каупервуд объективно несет и добро; грабя народ, такие люди будто бы в то же время осуществляют прогресс своей неуемной жаждой работать ради денег.
Исследователь творчества Драйзера Н.И. Самохвалов пишет «Финансист» и «Титан» представляют собой глубокое исследование американской жизни, это - серьезные социальные романы. Для массового американского читателя, приученного к развлекательной литературе, они представляли известную трудность с точки зрения восприятия. Несомненная заслуга Драйзера в том, что он отучал читающую публику от легкого, бездумного чтива и предлагал серьезную правдивую литературу, тесно связанную с жизнью народа. При этом Драйзер сумел увлечь читателя, захватить его драматизмом развивающихся событий».
Следующие романы писателя «Гений» (1915) - о деградации искусства в буржуазном обществе, и «Американская трагедия» (1925) - об «аде и чистилище» американского бытия, как говорил сам автор. Последний роман по праву считается шедевром. На этом сошлись все критики, даже те, которые не принимали антибуржуазной направленности творчества Драйзера.
«Американская трагедия» рассказывает о судьбе рядового американца Клайда Гриффитса, сына уличных проповедников. Автор показывает, что «спасать душу» в мире фальшивых идеалов невозможно. И сын проповедников идет по пути мирских соблазнов, развращается сам, соблазняет Роберту, девушку строгих правил, и в конце концов губит себя и ее. Социальный строй Америки предстает уродливым и кошмарным.
В последние годы жизни писатель обратился к публицистике, побывал в Советском Союзе, принимал участие в акциях компартии США, активно выступал за открытие второго фронта и оказание помощи СССР в войне против Германии. Народная демократия стала лейтмотивом его творчества. «Америку стоит спасать» - так называется одна из его публицистических работ.
Когда читаешь романы Драйзера, поневоле размышляешь о нынешней ситуации в России - та же эпоха капитализации жизни, то же отвратительное стремление к наживе любым способом. Некоторые современные русские писатели пытаются сказать об этом, но пока нет таланта, равного Драйзеру.

Натурализм просочился в Америку из Европы в 1890-е. Сформулированные крупнейшим теоретиком "натуральной школы" французским писателем Э. Золя задачи "экспериментального романа" (объективное, научное освещение фактов) каждый из названных выше авторов решал по-своему. Строго говоря, в американской словесности не было некоего единого "натурализма", как, впрочем, и "реализма" или же, в свое время, "романтизма", — лишь одна черта разделяла эти различные способы видения мира и роли в нем человеческой личности.

Основное различие между литературными направлениями заключалось не в антураже или теме произведений; отталкивающие, неприглядные стороны жизни часто попадали и в поле зрения романтиков (реже — американских реалистов), не только натуралистов. Это различие не сводилось к стремлению говорить правду: на нее претендовали писатели всех направлений. Разница между ними заключалась в степени признания за индивидуумом, изображаемым натуралистами, реалистами и романтиками, права свободного выбора в жизни.

За редкими исключениями, романтическая традиция утверждала возможность торжества человеческой воли; реалисты ставили ее в зависимость от внешних, общественных условий; натуралисты же сводили свободу личного выбора к нулю. Романтики едва ли не приравнивали человека к Творцу, реалисты видели в нем просто человека, а натуралисты рассматривали его как физический объект, управляемый биологическими импульсами и законами среды, одинаково ему неподвластными.

Традиционным для американской словесности XVII-XIX веков сюжетом было преследование человеком какой-либо жизненной цели (выживание, достижение социального признания, самоусовершенствование и т.д.), борьба с силами природы или неблагоприятными социальными условиями и его конечная победа. Молодые писатели-натуралисты заменили традиционный образ героя крошечной фигуркой в детерминистской системе, которая издевательски игнорирует его; процесс эволюции абсолютно равнодушен к человеческой личности, и потому жизнь человека чаще всего завершается трагедией ("Шлюпка" (1899) и "Мэгги, девушка улиц" (1893) Стивена Крейна, "Вэндовер и зверь" (1898) Фрэнка Норриса, "Мартин Иден" (1909) Джека Лондона и др.).

Натурализм в Америке имел особое и более важное значение, нежели его европейский собрат: он был наиболее адекватным способом отражения неизбежных и не всегда понятных материальных процессов, которые на глазах изменяли нацию. Два десятилетия натурализм в его различных версиях доминировал в американской словесности, пока в США не начал проникать (и также по-своему преломляться) европейский модернизм, составивший ему мощную оппозицию.

Ключевая фигура американского натурализма — Теодор Драйзер (1871—1945). В его творчестве наиболее полно проявилось как своеобразие натурализма в США, так и эволюция натуралистической прозы от XIX к XX веку.

Самый молодой из всех американских натуралистов (за вычетом Дж. Лондона), Драйзер пришел в литературу, когда уже были опубликованы наиболее значительные натуралистические произведения: книга рассказов Х. Гарленда "Главные проезжие дороги" (1891), "Мэгги, девушка улиц" (1893), "Алый знак доблести" (1895) и "Шлюпка" (1899) С. Крейна, "Мактиг" (1899) Ф. Норриса. Драйзер характерным образом развил основные принципы их творчества.

Во всех его романах присутствует идея "местного колорита", или "веритизма", изложенная Х. Гарлендом в сборнике эссе "Крушение кумиров" (1894). Драйзер откликается и на призыв Ф. Норриса, автора статьи "Ответственность романиста" (1903), на примере конкретной человеческой жизни изучать "сплетение сил природы, социальных тенденций, расовых порывов".

Драйзер и другие писатели-натуралисты его и следующего за ним поколения, которых в США называли "разгребателями грязи", сверяли свое творчество с художественным опытом европейских приверженцев "натуральной школы" (Золя, Гиссинг, Мур и др.), а также неоромантиков (Стивенсон, Киплинг), что сделало возможным скрещение в их произведениях интереса к позитивизму, ницшеанских идей и социальной проблематики.

Т. Драйзер-романист, хотя и отдает должное теме "проклятия" плоти, природы, пола, выступает не бесстрастным наблюдателем некоего "эксперимента", а лицом, явно сочувствующим своим персонажам. В основе всех его произведений лежит конкретный факт, и зачастую этот факт заимствован из его личной жизни. Драйзер неизменно сострадает героям своих романов; даже когда они совершают преступление, автор перекладывает вину на общество и на равнодушие к человеку космических сил природы. Неотразимый американизм его честолюбцев, таких, как Каупервуд и Каролина Мибер, меткие детали, репортерское умение увлечь "напором" материала искупают излишний порой мелодраматизм ситуаций и склонность к "красотам" стиля.

Родившийся в маленьком речном городке Терр-Хот, штат Индиана, двенадцатым из тринадцати детей фанатично религиозного и часто безработного немца-иммигранта, Теодор Герман Альберт Драйзер был с детства знаком с безденежьем и отверженностью. С пятнадцати лет он вынужден был совмещать учебу в школе с низкооплачиваемым трудом разнорабочего (мойщика посуды в кафе, разносчика белья в прачечной и т.д.) в Терр-Хоте и округе. По окончании школы, на средства, которые дала ему учительница, Драйзер поступил в Университет Индианы в городе Блумингтон, но через год оставил его и ушел, как и многие начинающие американские литераторы до и после него, в мир журналистики.

Он сотрудничал во многих газетах городов Среднего Запада, а в 1892 году устроился в крупную "Чикаго дейли глоб". "Город-выскочка", "город-мясник", место проведения Всемирной выставки 1893-го, город — олицетворение прогресса, Чикаго, казалось, воплощал и натуралистические принципы борьбы за существование и выживание сильнейшего.

Чикаго стимулировал воображение Т. Драйзера, восторженно относившегося к американскому урбанизму и поэтизировавшему промышленность и деятельность сталелитейных магнатов. Свои рабочие и журналистские "университеты" он дополнил усиленным чтением книг, наиболее близких ему: Льва Толстого, Чарльза Дарвина, Томаса Хаксли, Герберта Спенсера. С 1897 года Драйзер целиком посвятил себя литературной деятельности.

Чикаго не являлся единственным городом, где он черпал вдохновение: Драйзер был скитальцем по природе и по убеждениям. Он жил (нигде не имея постоянного дома) в Сент-Луисе, Питтсбурге, Кливленде, Нью-Йорке, в 1927—1928 годах посетил Советский Союз.

Завороженность урбанизмом и прогрессом парадоксально сочеталась в Драйзере с трагическим отношением к бытию. В основе мира, — считал он, — находится бурление слепой жизненной энергии, которая случайно преломляется в поступки, добрые или злые — как придется, и лишь искусство, творческий труд сходен с "побудительной силой любви". Не случайно, целый ряд произведений Драйзера посвящен людям искусства: "Сестра Керри" (1900), "Гений" (1915), "Восход" (1931).

Среди его наиболее известных книг — романы "Дженни Герхардт" (1911); "Финансист" (1912), "Титан" (1914) и посмертно опубликованный "Стоик" (1947), составившие так называемую "трилогию желания"; знаменитая "Американская трагедия" (1925). На протяжении всей жизни Драйзер не переставал писать публицистику ("Драйзер смотрит на Россию", 1928; "Трагическая Америка", 1931; "Америку стоит спасать", 1941).

В последние годы жизни он особенно заинтересовался политикой; симптоматично, что Драйзер практически одновременно вступил в ряды коммунистической партии США и в члены квакерской общины. Он был наивным мыслителем, и политические пристрастия его были нечетки. Но как литератор, всю жизнь писавший о движущей силе желания и неотвратимости поражения, Драйзер во многом определил тональность американской прозы XX века.

Американского писателя Теодора Драйзера много издавали в советское время.

Критики писали даже, что Драйзер под влиянием Октябрьской революции в России в

своем творчестве "подошел к искусству социалистического реализма в таких

произведениях, как "Эрнита", "Трагическая Америка" и "Америку стоит спасать".

Сейчас никто уже не вспоминает в связи с Драйзером о соцреализме - все видят в

нем прежде всего крупнейшего писателя - реалиста XX века.

Теодор родился на Среднем Западе, в городке Терра Хота, штат Индиана. Семья его

была, как раньше говорили, интернациональной, отец немецкого происхождения, а

мать славянского. Семья была бедной, поэтому будущему писателю рано пришлось

начать самостоятельную жизнь. Теодор покинул дом и уехал в Чикаго на заработки.

Работал в ресторане уборщиком и мойщиком посуды, разнорабочим в лавке

Он мечтал получить хорошее образование, даже поступил в Инди-анский университет,

увлекся философией и литературой - но из-за нехватки денег университет пришлось

оставить В Чикаго Драйзер устроился репортером в газету.

Надо сказать, что писатель прошел потрясающую журналистскую школу, прежде чем

начать писать романы - он переезжал из города в город: Чикаго, Сент-Луис,

Толедо, Кливленд, Буффало, Питтсбург, Нью-Йорк... и видел жизнь во всей ее

социальной раздробленности.

Увлекшись философией, писатель особое внимание обратил на труды Герберта

Спенсера. "Победа в беге достается быстрейшему, в борьбе - сильнейшему". Эта

философия спенсеровского биологизма, который исключает вину общества за

социальное неустройство, долго держала писателя в поле своего притяжения. Еще ее

называют философией биологического детерминизма.

Первой книгой Драйзера - очень удачным дебютом - стал роман "Сестра Керри", 1900

год. Это история простой американской девушки Каролины Мибер, дочери бедных

фермеров, которая приезжает из провинции в Чикаго с мечтой стать театральной

звездой. И становится ею.

Но чего это ей стоило? Писатель показывает, что огромный капиталистический город

заставляет девушку отказаться от патриархальной морали, от элементарной

человеческой чистоты. Да, она достигает успеха, но этот успех оплачен всем

святым, оплачен и гибелью Герсвуда. Ради успеха Керри уже готова идти и по

трупам... У нее есть материальный достаток, у нее в руках птица американской

мечты, но как личность Керри терпит поражение.

В этом первом романе Драйзер намечает основные темы всех последующих своих

произведений. Он очерчивает круг своих писательских интересов, а они у Драйзера

сосредоточены на борьбе с ложными идеалами якобы счастливого "американского

мифа". Но все-таки выхода из этой ситуации Драйзер не видит. Его протест

довольно абстрактен и печален.

Первый роман писателя буржуазная критика приняла в штыки, назвала роман

ничего порнографического или даже слишком вольного, скабрезного. Первое

грехопадение героини описано вообще косвенным образом через символический сон

сестры героини. Во сне Минни тщетно пытается спасти падающую в яму сестру, но не

В этом романе Драйзер показывает, что погоня за популярностью любой ценой губит

талант. У Керри был подлинный и незаурядный дар актрисы, но она разменяла его,

угождая публике, гонясь за скороспелой популярностью.

Буржуазная критика, конечно, не могла стерпеть покушения на "святое", и не

простила писателю "дискредитации". Сюжет романа Драйзера по сути состоит из

трагических картин жизни. Вы говорите об американском благоденствии - нет этого

благоденствия, есть беспощадная конкуренция, звериная борьба за существование.

Один из безработных говорит: "Проклятая настала жизнь - хоть среди улицы

околевай, и никто тебе не поможет!"

Роман "Сестра Керри" был запрещен, весь тираж остался в подвале издательства.

Но Драйзер не сломался. Он жил трудно - зарабатывал на жизнь случайными

заработками, носил вещи в ломбард, голодал, но продолжал писать правду о той

американской жизни, которую видел вокруг себя.

Роман "Сестра Керри" был издан в Лондоне в 1904 году и имел большой успех. После

этого издания уже и в США в 1907 году книга вышла к американскому читателю.

Следующим произведением Драйзера стал роман "Дженни Герхардт" Основа сюжета

проста - любовь сына миллионера к горничной, жизнь двух семейств - рабочей семьи

Герхардтов и клана миллионеров Кей-нов. Лестер Кейн полюбил Дженни, но глава

семьи Арчибальд Кейн против такого неравного брака. В конце концов под угрозой

лишения отцовского наследства Лестер покидает Дженни и женится на вдове

миллионера.

Писатель показывает, насколько нравственно выше девушка из народной среды, чем

из среды "сливок общества". Наш поэт Блок эти "сливки общества" называл "подонки

общества"

Следующим этапом творчества Драйзера стала "Трилогия желания", состоящая из

романов "Финансист", "Титан" и "Стоик". Это широкое полотно об эволюции

американского народа Прослеживается путь сына банковского служащего Фрэнка

Каупервуда на протяжении 60-80-х годов XIX века, когда начались биржевые

спекуляции, когда стали возникать монополии и синдикаты, когда заложили основы

своих капиталов миллиардеры - Морган, Рокфеллер, ставшие подлинными правителями

Идет Гражданская война, простые люди уходят на фронт, а герой романов Каупервуд

цинично рассуждает: "Пусть воюют другие, на свете достаточно бедняков, простаков

и недоумков, готовых подставить свою грудь под пули..."

Тема денег, ставшая навязчивой и в сегодняшней России, занимает в трилогии

главное место. Именно Деньги определяют судьбы героев Хотя в какой-то момент

Каупервуд (роман "Титан") понимает, что деньги решают не все: он пытается

разрешить конфликт, подкупив муниципалитет Чикаго и сенат штата, чтобы продлить

свою концессию на городской транспорт еще на пятьдесят лет, но перед народными

волнениями деньги отступают.

Исследуя образ дельца Каупервуда, писатель опирается на философию Спенсера.

Драйзер считает, что так устроен мир - творя зло, Каупервуд объективно несет и

добро; грабя народ, такие люди будто бы в то же время осуществляют прогресс

своей неуемной жаждой работать ради денег.

Исследователь творчества Драйзера Н.И. Самохвалов пишет. "Финансист" и "Титан"

представляют собой глубокое исследование американской жизни, это - серьезные

социальные романы. Для массового американского читателя, приученного к

развлекательной литературе, они представляли известную трудность с точки зрения

восприятия. Несомненная заслуга Драйзера в том, что он отучал читающую публику

от легкого, бездумного чтива и предлагал серьезную правдивую литерату-

ру, тесно связанную с жизнью народа. При этом Драйзер сумел увлечь читателя,

захватить его драматизмом развивающихся событий".

Следующие романы писателя: "Гений" (1915) - о деградации искусства в буржуазном

обществе, и "Американская трагедия" (1925) - об "аде и чистилище" американского

этом сошлись B критики, даже те, которые не принимали антибуржуазной направлен-!

ности творчества Драйзера.

"Американская трагедия" рассказывает о судьбе рядового амери-1 канца Клайда

в мире фальшивых идеалов невозможно. И сын проповедников идет по пути мирских

соблазнов, развращается сам, соблазняет Роберту, девушку строгих правил, и в

конце концов губит себя и ее. Социальный строй Америки предстает уродливым и

кошмарным.

В последние годы жизни писатель обратился к публицистике, побывал в Советском

Союзе, принимал участие в акциях компартии США, активно выступал за открытие

второго фронта и оказание помощи СССР в войне против Германии. Народная

демократия стала лейтмотивом его творчества. "Америку стоит спасать" - так

называется одна из его публицистических работ.

Когда читаешь романы Драйзера, поневоле размышляешь о нынешней ситуации в России

Та же эпоха капитализации жизни, то же отвратительное стремление к наживе

любым способом. Некоторые современные русские писатели пытаются сказать об этом,

но пока нет таланта, равного Драйзеру.



Рассказать друзьям