Чешский национальный танец. Бальные танцы XIX века

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Музыкальный руководитель ДОУ

1. Чешский народный парный танец, подвижного характера; размер две четверти:

1).Мазурка;

3).Краковяк;

2. Взаимосвязь средств составляющих главное содержание «элементарного музицирования» по системе Карла Орфа

1). Музыка и движение

2). Музыка, движение, творчество

3). Музыка, речь, движение

4) Музыка, игра на музыкальных инструментах, импровизация.

3. Музыкальное занятие праздничные утренники развлечения, музыка в быту – это ….. музыкальной деятельности

4). Основы

4. Фронтальные, тематические доминантные комплексные- музыкальные (ая) ……

1). Деятельность

2). Занятия

4) свойства

5. К наглядным методам обучения относятся приемы

1) выразительное исполнение песни руководителем

2) игровой

3) пояснение танцевального движения

4) беседа по содержанию

6. Композитор написавший симфоническую сказку «Петя и волк»

1). Д. Шестакович

2). С. Прокофьев

3). Ю. Чичков

4). Д. Кобалевский

7. Цель программы «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой

а) Нравственно-патриотическое воспитание детей, основанное на их приобщении к истокам русской народной культуры

б) Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой

в) Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста

г) Развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности

8.Основная форма организации музыкальной деятельности в ДОУ:

Праздники и развлечения

Самостоятельная музыкальная деятельность

Занятия

Музыка в повседневной жизни

10. Современная программа по музыкальному воспитанию дошкольников, включающая все пять видов музыкальной деятельности детей

- «Ритмическая мозаика»

- «Гармония»

- «Музыкальные шедевры»

- «Малыш»

11.Что такое эвритмия?

Равномерность ритма в музыке, в танце и в речи

Элементарное музицирование

Искусство движения.

Восприятие музыки.

12. Музыкально - пластическому развитию детей в программе «Радуга» Дороновой Т. соответствует цвет:

Фиолетовый;

Голубой:

Зеленый.

Красный

Оранжнвый

13.Основная направленность программы А.И.Бурениной « Ритмическая мозаика»:

Психологическое раскрепощение ребенка;

Развитие музыкальности;

Развитие двигательных навыков и умений;

Развитие творческих способностей.

14.Какой из ниже перечисленных танцев не относится к историко-бытовым танцам:

Кадриль;

Мазурка.

15.Вид музыкальных занятий, позволяющий полно раскрыть и развить потенциальные творческие способности ребенка:

Типовые;

Доминантные;

Интегрированные;

Тематические.

16.В музыкальном воспитании детей главным методом является:

Образный рассказ;

Художественное слово;

Наблюдение.

17.Программа «Оберег» Е.Г.Борониной предназначена для комплексного изучения фольклора в детском саду детьми от 2 до 7 лет. Программа имеет подпрограммы. Какая из них соответствует ясельному возрасту:

Беседушка;

Теремок;

Гуленьки.

Ладушки.

18.С чего начинается занятие по системе К.Орфа:

С пения;

Коммуникативно-двигательных игр;

Игры на инструментах.

19.Что не является основным свойством музыкального звука:

Громкость;

20.Отметьте обозначение медленного темпа в музыке:

21.Созвучие, в котором звуки сливаются и как бы дополняют друг друга:

Диссонанс;

Модуляция;

Консонанс;

Кантилена.

22.Как называется перенесение мелодии из одной тональности в другую:

Альтерация;

Хроматизм;

Транскрипция;

Транспозиция.

23. Логоритмика основывается на связи:

Слова и движения;

Слова и музыки;

Музыки и движения;

Слова, музыки, движения;

Музыки и пения,

Движения и пения.

24. В программе Т.Н. Сауко, А.И. Бурененой «Топ, хлоп малыши» основной вид деятельности:

2) музыкально-ритмическая деятельность

3)восприятие музыки

25.Подпрограмма Е.Г.Борониной «Обереги» Для старшей группы называется:

1). Ладушки

2).Теремок

3). Гуленьки

4). Беседушки

26. Произведение с беспечной, светлой, игривой, радостно-удивленной музыкой:

1). «Жаворонок» М. Глинка

2). «Печальные птицы» М. Равеля

3). «Песня жаворонка» П. Чайковский

27.В программе «Гармония» Тарасовой К.В. развитие музыкальных способностей осуществляется через:

1) восприятие музыки

2) музыкально- ритмические движения

4) во всех видах деятельности

28. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. В какой мере относится эта правовая норма к программам, используемым в дошкольных учреждениях?

1) В полной мере;

2) Не относится;

3) Закон допускает установления государственных образовательных стандартов для дошкольного образования, но не предусматривает обязательную стандартизацию содержания дошкольного образования;

4) Закон определяет, что решение по этому вопросу должны принять федеральные органы управления образованием

29. В каком году принят проект Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеей ООН?

30. Каким образом должна соблюдаться охрана здоровья воспитанников:

1). Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование

2) правильно организованный режим питания, занятий воспитанников

4). Создание условий гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников

31. Кто должен участвовать в принятии решении затрагивающих настоящее и будущее ребенка:

1). ребенок и родители (законные представители), несущие ответственность за жизнь детей их развитие и защиту

2). Родители и органы местного самоуправления

3). Родители (законные представители) и образовательные учреждения

4). Ребенок и родители (законные представители)

1). М. Глинка

2). П. Чайковский

3).С. Прокофьев

4). А.Александров

33.Композитор, написавший «Походный марш»

1). Д. Шостакович

2). Ю. Чичков

3). С. Прокофьев

4). Д. Каболевский

34. В каком году была написана новогодняя песня «В лесу родилась елочка»:

35. К педагогическим задачам музыкального обучения и воспитания не относится

А) формирование осознанного отношения к музыке

Б) формирование деятельно-практического отношения к музыке

В) формирование идейной убежденности

Г) формирование эмоционально-нравственного отношения к музыке

36.Слушание музыки

А) способствует развитию дыхательного аппарата

Б) формирует навыки выразительного музицирования

В) способствует накоплению музыкально-слухового опыта

Г) способствует формированию определенных музыкальных понятий

37.Перед прослушиванием музыкального произведения необходимо

А) эмоционально настроить слушателей

Б) рассказать как можно больше о музыке, которую предстоит прослушать

Г) провести физическую разминку

38.Основным видом деятельности на музыкальных занятиях является

А) драматизация

В) инструментальное музицирование

Г) слушание

39.Какой вид музыкальной деятельности способствует удовлетворению потребности дошкольников в двигательной активности?

А) слушание

Б) песенное творчество

40.Какой вид музыкальной деятельности направлен на развитие творческих способностей дошкольников?

А) слушание

Б) песенное творчество

В) музыкально-ритмические движения

Г) музыкальная грамота

41.Импровизация

А) формирует навыки выразительного музицирования

Б) находится в неразрывной связи со всеми видами деятельности, усваивается только на их основе

В) способствует формированию определенных музыкальных понятий

Г) способствует творческому развитию

42.Какие методы могут быть использованы музыкальным руководителем во время вступительной беседы перед слушанием музыки?

Музыкального обобщения;

Деятельно-практические;

Наглядно-зрительный;

Словесный.

43.Дополнительное заключение, встречающееся в музыкальных произведениях после основного раздела:

Реприза.

  1. Перемещение одного и того же напева по ступеням гаммы вверх или вниз

Модуляция;

Кульминация;

Мелодия;

Секвенция.

45.Композитор, написавший музыку к песне «Птичка» на стихи А.Барто («Села птичка на окошко…»):

М. Красев;

М. Иорданский;

М. Раухвергер;

А. Филиппенко.

46. Пьеса необыкновенно изящна, грациозна, полна забавных звучаний, юмора, чудес:

1). «Парень с гармошкой» Г. Свиридова;

2). «Мужик на гармонике играет» П. Чайковский

3). «Музыкальный ящик» Г. Свиридов

4). «»Музыкальная табакерка» А. Лядова.

47. Стиль в музыке, появившийся в Европе после французской революции:

а) Классицизм

б) Романтизм

в) Импрессионизм

48. Основная задача творческой группы заключается в

1) повышении профессионального мастерства педагогов

2) более глубоком проникновении в проблему

3) освоении и широком внедрении новой идеи, методики воспитания и обучения

49. Основное направление Концепции дошкольного воспитания

1) оптимизация педагогического процесса

2) гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми

3) интеграция задач воспитания и обучения

4) создание условий для развития способностей ребенка

50.Когда в России появились первые детские сады?

И танцами, что характерно выражено в их творчестве? Какому танцу характерны широкие тяжеловесные переступания, а в каком самым характерным движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко? Насколько чешская полька приобрела мировую известность?

Возникновение песенно-танцевального творчества у народов Чехословакии относится к глубокой древности. Уже в XI-XIV веках музыкальная культура находилась здесь на высоком уровне. Она была представлена музыкой привилегированных классов, в основе которой - рыцарские романсы, и музыкой народной, пронизанной яркими национальными мелодиями и ритмами.

Пение и танцы в Чехии сопровождались игрой на волынке и скрипке. Когда-то популярной была народная арфа, позднее добавилась флейта. В начале XIX века в чешской деревне появляются оркестры. В них входили скрипки, валторны, цимбалы, кларнеты, флейты и даже контрабасы.

На основе народной музыки развивалась музыкальная культура и богатейшее танцевальное искусство. Народные песни и танцы исполнялись на струнных (лютня, чешский славник) и звуковых (гайда и дуда) инструментах. Жизнерадостная, мелодичная народная музыка вдохновляла не одно поколение чешских и словацких композиторов. Всемирной известностью пользуются имена Б. Сметаны, А. Дворжака, В. Новака, в основу многих произведений которых положены прекрасные народные песни и танцы. Чешские танцы необычайно разнообразны и значительно отличаются одни от других. Чешским танцам свойственны легкость, живость, но наряду с этим плавность, целомудрие.

Для некоторых мужских танцев характерны широкие тяжеловесные переступания. Кроме того, в них часто встречаются трамплинные пружинистые движения, подскоки, различные виды ходов. Движения эти не сложные, но передаются они строго в характере данного танца. Чешские танцы в основном парно-массовые, в народе их исполняют, двигаясь по кругу против хода часовой стрелки любым количеством пар.

Первоначальная форма всех чешских танцев, обрядовых и не обрядовых - круговая. Старинные круговые танцы были женские, мужские и смешанные. Из круговых танцев возникли танцы, называемые точивыми. Их характерными чертами являются кружение пары на месте как основное движение и импровизация.

Полька – старинный чешский танец. Основное движение этого весёлого танца состоит из полушагов, соединённых приставкой. Самым характерным движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко. Танец обычно открывается одной парой, его подхватывают вторая, третья и, наконец, танцуют все. Год создания: 1834 Полька - это веселый танец из Богемии, который танцуют то в открытой, то в закрытой позиции с ритмом 2/4. Полька по происхождению - чешский крестьянский танец из восточной Богемии (сейчас - часть Чехии). Исторические летописи Богемии утверждают, что танец был придуман сельской девушкой Анной Слезак (Anna Slezak) в городе Labska Tynice в 1834.

Как-то в воскресенье она слушала (или сама пела) чешскую народную песню: "Strycek Nimra Koupil Simla" (Дядя Нимра купил Симлу - белую лошадь) и придумала те прыжки, которые есть в польке. Анна назвала придуманные шаги "Madera" из-за быстроты и веселого характера. В танцзалах Праги танец появился в 1835. Название танца (pulka) - по чешски - "половина", в смысле половина шага, означающее быстрый перенос веса с одной ноги на другую. В 1840, Рааб (Raab), преподаватель танцев из Праги , танцевал польку в театре "Odeon" в Париже и имел огромный успех. Парижские педагоги ухватились за новый танец, начали преподавать его во всех салонах и танцзалах.

Традиция балов в Чехии живет и в XXI веке. В отличие от других стран, на балах тут танцуют не только «сливки» общества, но и обычные граждане. Сезон балов обычно начинается в феврале, когда по церковному календарю оканчивается время поста. Сегодня эти сроки не соблюдаются точно, поэтому балы проходят и в декабре.

Из народного чешского танца возникла бальная полька. Как это обычно бывает с танцем, имеющим большой и продолжительный успех, полька сильно повлияла на формирование бального репертуара. Появились полька-галоп, котильон, полька-мазурка. Полька прочно вошла в танцевальное творчество многих народов. Танец видоизменяется, приобретая национальную окраску, но всегда в ней остаётся сочетание подвижности и силы мужского танца с кокетливой грациозностью женского. Существуют польки венгерская, немецкая, шведская, финская, польская, бразильская. Большинство танцев Эстонии, Латвии, Литвы построены на основе польки. В России живут национальные формы польки: темпераментная молдавская, сдержанная латышская, своеобразная и красивая белорусская.

Для большинства чешских танцев очень типичны вращения женские и особенно парные. Во многих танцах кульминацией является парное вращение на простых шагах, так называемый «обкрочак». Выполняя «обкрочак», исполнители стоят в паре лицом друг к другу. Юноша обеими руками держит девушку за талию. Обе руки девушки - на плечах юноши. Начиная вращение, юноша делает боковой шаг левой ногой, девушка - правой. Шаги выполняются одновременно. Ноги присогнуты в коленях. Исполнители двигаются по кругу против хода часовой стрелки. Для танца «вртак» также характерно парное вращение по кругу, но выполняется оно на подскоках. Танец «соуседска» - плавный, вальсообразный. Он построен на вращениях в паре и сольных женских вращениях.

На Карловом мосту в Праге можно увидеть женщину-привидение. Чехи знают, что ни при каких обстоятельствах с ней нельзя танцевать, иначе вы не сможете остановиться, и она затанцует вас до смерти.

Девушка вращается, а юноша как бы подкручивает ее. Для чешских танцев характерны движения польки, причем полька выполняется по-разному: на подскоках, невысоко поднимая ноги от пола, на простых шагах и так далее. Кроме того, некоторые чешские танцы усложняются тем, что юноша, высоко подняв девушку, вращается вместе с ней, держа ее обеими руками за талию и вытягивая руки в локтях. Девушка, сильно согнув ноги, прижимает их к корпусу и наклоняется к юноше. Музыкальный размер чешских танцев: 2/4, 3/4, 3/8. Музыкальная и танцевальная фразы полностью совпадают. Иногда в одном танце встречаются различные музыкальные размеры.

Например, в танце «фуриант» сочетаются музыкальные размеры 2/4 и 3/4, причем вначале на три такта три раза движения выполняются на 2/4, затем два раза на два такта - на 3/4. В «фурианте» нет канонизированной формы построения. Он может выполняться парами, тройками. В тех случаях, когда в танце участвуют трое, в середине находится юноша, по бокам - две девушки. Юноша поворачивает девушек к себе или от себя. В сценическом варианте танец может начать один юноша. Держа в руке кружку пива , он, широко переступая и слегка покачиваясь из стороны в сторону, может выполнять различного вида подскоки, «голубцы», широкое «па де бурре» по 2-й позиции, вызывая таким образом на танец других исполнителей. В танцах «тальян», «бублава», «сыкорка» ритм также меняется с 2/4 на 3/4.

Эти танцы называются «матэники», то есть путаники, так как в них меняется музыкальный размер. В некоторых местах Чехии в неприкосновенности сохранились древнейшие формы народной хореографии. Такими танцами особенно славится область Ходско. Здесь до сих пор танцуют под пение или волынку. Для танцев этого края характерны парно-массовые круговые композиции, шаги из стороны в сторону, притопы или соскоки на обе ноги по 6-й позиции, типичен перекрестный ход (правая нога ставится спереди накрест левой), заканчивающийся тремя притопами

Перед началом программы я признался своей коллеге Лене Патлатой, что очень люблю польку. «Как, Либор» – закричала Лена, - «ты собрался жениться? Уезжаешь в Польшу». «Нет» – успокоил ее я - «полька – это еще и танец такой». Лена сразу успокоилась, а я научил ее танцевать польку. Видели бы вы, дорогие слушатели, как мы с Леной танцевали. Прямо в этой студии, за несколько минут до начала программы. Знаете, под какую музыку?

Слушайте. Звучит полька композитора Юлиуса Фучика. Она называется «Старый ворчун». Кстати, меня Лена так часто называет. Ворчуном старым. Хотя вовсе я не старый, да и ворчу редко…

Вот вы сейчас послушали польку. И сразу вспомнили адрес, по которому вы можете присылать письма к нам на радио. 123056, Россия, Москва, улица Юлиуса Фучика 12, Национальное туристическое управление Чехии, для «Радио Прага». Правда, тот Юлиус Фучик просто однофамилец композитора, польку которого вы слушали. Вообще, мало кто знает, что полька – национальный чешский, а никак не польский танец. Тогда почему он называется «Полька»? Точно никто в Чехии не знает. Однако есть теория, что танец назвали полькой в честь поляков. Полька возникла как раз во время знаменитого польского восстания в тридцатые года девятнадцатого века. А чешские композиторы так симпатизировали полякам и их восстанию, что и назвали танец в их честь – «полькой».

Послушайте еще одну польку. Композитор Карел Коваржовиц. Закройте глаза и представьте восставших польских шахтеров. Почему? Потому что полька называется «Шахтерской».

Самый знаменитый чешский композитор Бедржих Сметана (а фамилия его правильно произносится Сметана, с ударением на «е», а никак не Сметана) писал не только симфонии и оперы, но работал и в танцевальном жанре. Балеты, правда, не писал, а вот полек сочинил больше, чем какой-либо другой чешский композитор. Сейчас мы послушаем польку, написанную для фортепиано. И называется она «Полька Луизы».

Ну, а самая знаменитая чешская полька называется «Skoda Lasky», я бы перевел это название на русский язык, как «Я жалею о любви». Ее написал композитор Ярослав Вейвода. И было это в 1934 году. Во время второй мировой войны эта полька прославилась на весь мир. Кто ее только не исполнял. Более того, эту польку перевели на несколько языков. Немецкий, английский, французский, итальянский. Полька «Skoda lasky» звучала по разные стороны войны. В прошлом году в общенациональном чешском голосовании именно эта полька была признана «Хитом двадцатого века». Давайте послушаем. А я с вами прощаюсь, выключаю микрофон и начинаю танцевать. Присоединяйтесь! До скорой встречи, в студии работал Либор Кукал.

Консультанты: Любуша Генькова, Штефан Носал, Йозеф Квочак, Тибор Андрашован

Возникновение песенно-танцевального творчества у народов Чехословакии относится к глубокой древности. Уже в XI-XIV веках музыкальная культура находилась здесь на высоком уровне.

Она была представлена музыкой привилегированных классов, в основе которой - рыцарские романсы, и музыкой народной, пронизанной яркими национальными мелодиями и ритмами. На основе народной музыки развивалась музыкальная культура и богатейшее танцевальное искусство. Народные песни и танцы исполнялись на струнных (лютня, чешский славник) и звуковых (гайда и дуда) инструментах. Жизнерадостная, мелодичная народная музыка вдохновляла не одно поколение чешских и словацких композиторов. Всемирной известностью пользуются имена Б. Сметаны, А. Дворжака, В. Новака, в основу многих произведений которых положены прекрасные народные песни и танцы.

Чешские танцы необычайно разнообразны и значительно отличаются одни от других. Чешским танцам свойственны легкость, живость, но наряду с этим плавность, целомудрие. Для некоторых мужских танцев характерны широкие тяжеловесные переступания. Кроме того, в них часто встречаются трамплинные пружинистые движения, подскоки, различные виды ходов. Движения эти не сложные, но передаются они строго в характере данного танца.

Чешские танцы в основном парно-массовые, в народе их исполняют, двигаясь по кругу против хода часовой стрелки любым количеством пар.

Для большинства чешских танцев очень типичны вращения женские и особенно парные. Во многих танцах кульминацией является парное вращение на простых шагах, так называемый «обкрочак». Выполняя «обкрочак», исполнители стоят в паре лицом друг к другу. Юноша обеими руками держит девушку за талию. Обе руки девушки - на плечах юноши. Начиная вращение, юноша делает боковой шаг левой ногой, девушка - правой. Шаги выполняются одновременно. Ноги присогнуты в коленях. Исполнители двигаются по кругу против хода часовой стрелки.

Для танца «вртак» также характерно парное вращение по кругу, но выполняется оно на подскоках. Танец «соуседска» - плавный, вальсообразный. Он построен на вращениях в паре и сольных женских вращениях. Девушка вращается, а юноша как бы подкручивает ее. Для чешских танцев характерны движения польки , причем полька выполняется по-разному: на подскоках, невысоко поднимая ноги от пола, на простых шагах и так далее. Кроме того, некоторые чешские танцы усложняются тем, что юноша, высоко подняв девушку, вращается вместе с ней, держа ее обеими руками за талию и вытягивая руки в локтях. Девушка, сильно согнув ноги, прижимает их к корпусу и наклоняется к юноше.

Музыкальный размер чешских танцев: 2/4, 3/4, 3/8. Музыкальная и танцевальная фразы полностью совпадают. Иногда в одном танце встречаются различные музыкальные размеры. Например, в танце «фуриант» сочетаются музыкальные размеры 2/4 и 3/4, причем вначале на три такта три раза движения выполняются на 2/4, затем два раза на два такта - на 3/4. В «фурианте» нет канонизированной формы построения. Он может выполняться парами, тройками. В тех случаях, когда в танце участвуют трое, в середине находится юноша, по бокам - две девушки. Юноша поворачивает девушек к себе или от себя. В сценическом варианте танец может начать один юноша. Держа в руке кружку пива, он, широко переступая и слегка покачиваясь из стороны в сторону, может выполнять различного вида подскоки , «голубцы», широкое «па де бурре» по 2-й позиции, вызывая таким образом на танец других исполнителей. В танцах «тальян», «бублава», «сыкорка» ритм также меняется с 2/4 на 3/4. Эти танцы называются «матэники», то есть путаники, так как в них меняется музыкальный размер. В некоторых местах Чехии в неприкосновенности сохранились древнейшие формы народной хореографии. Такими танцами особенно славится область Ходско. Здесь до сих пор танцуют под пение или волынку. Для танцев этого края характерны парно-массовые круговые композиции, шаги из стороны в сторону, притопы или соскоки на обе ноги по 6-й позиции, типичен перекрестный ход (правая нога ставится спереди накрест левой), заканчивающийся тремя притопами.



Рассказать друзьям