Национальная элитарная и массовая. Формы культуры

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Элитарная (высокая) и народная (низовая) культура. Авторство и анонимность, новаторство и традиционность. Массовая культура как феномен ХХ века. Предпосылки появления массовой культуры. Современные формы массовой культуры, ее механизмы и принципы. Культурологические концепции массового общества: апологетическая (Т. Парсонс, Л. Уайт) и социально-критическая (Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассет, Т. Адорно, М. Маклюэн. Э. Фромм). Масскульт как пародия на высокую культуру (Д. Макдональд). Формы массовой культуры: массовое искусство, средства массовой информации, массовая социальная мифология, массовые политические движения, "индустрия детства". Потребность в массовом зрелище как антропологическая данность. Масса и толпа, масса и элита.

Элитарная культура. Культура элиты: глубина, утонченность, рафинированность, узкая специализация, творчество, уникальность, неповторимость, разобщенность, индивидуализм, непонимание и нежелание услышать другого. Проблема имиджа. Идеология "искусства для искусства". Элитарная культура и классическое искусство. Кич как потеря вкуса и как массовое искусство для избранных.

Элитарная , или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства».

Элитарная культура.

Субкультура привилегированных групп об-ва, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае круг тех и других почти совпадает), Э.к. сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле (во всех ее истор. и типологич. разновидностях - фольклору, народной культуре, офиц. культуре того или иного сословия или класса, гос-ва в целом, культурной индустрии технократич. об-ва 20 в. и т.п.). Более того, Э.к. нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта (включая их пародирование, осмеяние, иронию, гротеск, полемику, критику, опровержение), на демонстративной самоизоляции в целом нац. культуры. В этом отношении Э.к. - характерно маргинальный феномен в рамках любого истор. или нац. типа культуры и всегда - вторична, производна по отношению к культуре большинства.

В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший привилегированный слой общества - элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное). Однако в философии и культурологии получило большое распространение понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями. Элита есть в каждом общественном классе. Элита - это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные - элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части: «людей гения» (т. е. способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности) и «людей пользы» (т. е. ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность).

В культурологических концепциях Ф. Ницше, сформулированных им в известных трудах элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше и уникальной эстетической восприимчивостью.

Совершенно не обязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни.

Культурологические теории, противопоставляющие друг другу массовую и элитарную культуры, являются реакцией на сложившиеся в искусстве процессы. Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в ряде течений отечественной и западноевропейской художественной культуры. Так, например, в России на рубеже XIX-XX веков идеи элитарной культуры активно развивало и внедряло художественное объединение «Мир искусства». Лидерами «мирискусников» были редактор одноименного журнала С. П. Дягилев и талантливый художник А. Н. Бенуа. Дягилев прямо и открыто заявлял о «самоцельности» и «самополезности» искусства, считая одновременно «правду в искусстве». Акцентируя внимание на человеческой личности, лидеры «мирискусничества» в духе элитарных культурологических концепций К. Леонтьева и Ф. Ницше приходили к абсолютизации личности творца. Считалось строго обязательным наличие в любом живописном и музыкальном произведении особого авторского видения действительности.

Эта культура принципиально обращается только к элите. Она не стремится к тому, чтобы быть понятой всеми: она замкнута, герметична, доступна лишь незаурядным людям. У массы излюбленным является такое искусство, в центре внимания которого находится человек и его страсти.

Долгое время особенности элитарной культуры рассматривались "от противного", точкой отсчета была массовая культура. Унифицированности и тривиальности последней элитарная культура противопоставляет оригинальность и индивидуальность в поисках новых художественных решений; простоте и доступности - закрытость и зашифрованность культурных кодов; минимуму изобразительных средств - самый широкий спектр средств выразительности и т.д.

Но главное отличие элитарной культуры от массовой состоит в том, что истинно творческой является культура элитарная: именно здесь создаются новые культурные формы и определяются пути дальнейшего развития. Знаменитый "Улисс" Дж.Джойса, произведения Г.Гессе и Х.Л.Борхеса, французский "новый роман"; картины П.Пикассо, К.Малевича, В.Кандинского; фильмы А.Тарковского, А.Сокурова, Дж.Джармуша, П.Гринуэя; музыка Дж.Кейджа и Э.Денисова являются тому примером.

В элитарной составляющей культуры происходит апробация того, что, спустя годы, станет общедоступной классикой, а возможно и перейдет в разряд тривиального искусства (к которому исследователи относят так называемую "поп-классику" - "Танец маленьких лебедей" П.Чайковского, "Времена года" А.Вивальди, например, или еще какое-нибудь чрезмерно растиражированное произведение искусства). Время стирает границы между массовой и элитарной культурами. То новое в искусстве, что сегодня является уделом немногих, через столетие будет понятно уже значительно большему числу реципиентов, а еще позже может стать в культуре общим местом.

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры - фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начинается с середины XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку».

Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной - она всегда авторская. Она призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и стремится его отразить.

Серийный характер ее продукции обладает рядом специфических признаков:
примитивизацией отношений между людьми;
развлекательностью, забавностью, сентиментальностью;
натуралистическим смакованием насилия и секса;
культом успеха, сильной личностью, жаждой обладания вещами;
культом посредственности, условностью примитивной символики.

Представленные специфические признаки обусловлены тем, что массовая культура базируется на архетипах. (От греч. Arche – начало и typos – образ; в аналитической психологии К.Юнга бессознательная форма восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, счастья, труда и т.д.). К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И этот интерес - основа успехов массовой культуры, ее произведений. Тем не менее образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями народной и элитарной культуры такого не происходит.

Инструкция

Элитарная культура включает произведения разных видов искусства: литература, театр, кино и т.д. Поскольку ее понимание требует определенного уровня подготовки, то она имеет очень узкий круг ценителей. Не все понимают картины Пабло Пикассо и Анри Матисса, фильмы Андрея Тарковского и Александра Сокурова. Особый тип мышления необходим для понимания произведений Франца Кафки или романа Джеймса Джойса «Улисс». Творцы элитарной культуры, как , не пытаются добиться высоких гонораров. Гораздо более ценной для них является творческая самореализация.

Потребителями элитарной культуры становятся люди с высоким образовательным уровнем и развитым эстетическим вкусом. Многие из них сами являются творцами произведений искусства или их профессиональными исследователями. Прежде всего, речь идет о писателях, художниках, искусствоведах, литературных и художественных критиках. Также в этот круг входят знатоки и ценители искусства, постоянные посетители музеев, театров и концертных залов.

При этом произведения одних и тех же видов искусства могут принадлежать как к элитарной, так и к массовой культуре. К примеру, классическая музыка к элитарной культуре, а популярная – к массовой, фильмы Тарковского – к элитарной, а индийские мелодрамы – к массовой и т.п. В то же время, существуют литературные жанры, которые всегда относятся к массовой культуре и вряд ли когда-нибудь перейдут в разряд элитарной. Среди них – детективы, дамские романы, юмористические рассказы и фельетоны.

Иной раз случаются любопытные того, как произведения, относящиеся к элитарной культуре, могут, при определенных условиях, перейти в разряд массовых. Например, музыка Баха – это, бесспорно, явление элитарной культуры, но, если она используется в качестве сопровождения к программе фигурного катания, то автоматически превращается в продукт массовой культуры. Или совершенно противоположный : многие произведения Моцарта для своего времени были, скорее всего, «легкой музыкой» (т.е. могли бы быть отнесены к массовой культуре). А сейчас они воспринимаются, скорее, как элитарной.

Большинство произведений элитарной культуры первоначально носят авангардный или экспериментальный характер. В них используются средства, которые станут понятны массовому сознанию спустя несколько десятилетий. Иногда специалисты даже называют точный срок – 50 лет. Иными словами, образцы элитарной культуры на полвека опережают свое время.

Связанная статья

Термин «классическая музыка» порой трактуется чрезвычайно широко. К ней относят не только творения выдающихся композиторов прошлых лет, но и ставшие всемирно известными хиты популярных исполнителей. Тем не менее существует строго аутентичное значение «классики» в музыке.

В узком смысле классической музыкой называется довольно короткий период в истории этого искусства, а именно, XVIII век. Первая половина восемнадцатого века ознаменовалась творчеством таких выдающихся композиторов как Бах и Гендель. Принципы классицизма как построения произведения в строгом соответствии с канонами развил в своих произведениях Бах. Его фуга стала классической – то есть образцовой – формой музыкального творчества.

А после смерти Баха в истории музыки открывается новый этап, связанный с Гайдна и Моцарта. На смену достаточно сложному и тяжеловесному звуку пришла легкость и стройность мелодий, изящество и даже некоторое кокетство. И тем не менее, это все еще классика: в своем творческом поиске Моцарт стремился найти идеальную форму.

Произведения Бетховена представляют собой стык классической и романтической традиции. В его музыке страсти и чувства становится гораздо больше, чем рассудочной каноники. В этот период становления европейской музыкальной традиции сформировались основные жанры: опера, симфония, соната.

Широкая трактовка термина «классическая музыка» подразумевает творчество композиторов прошлых эпох, которое выдержало испытание временем и стало эталоном для других авторов. Иногда под классикой подразумевают музыку для симфонических инструментов. Наиболее же четким (хотя и не получившим широкого распространения) можно считать классической музыки как авторской, четко прописанной и подразумевающей исполнение в заданных рамках. Однако некоторые исследователи призывают не путать академическую (то есть зажатую в определенные рамки и правила) и классическую музыку.

В оценочном подходе к определению классики, как наивысших достижений в истории музыки, скрыта возможная . Кого считать лучшим? Можно ли причислить к классике мастеров джаза, The Beatles, The Rolling Stones и других признанных авторов и исполнителей? С одной стороны, да. Именно так мы и делаем, когда называем образцовыми. Но с другой, в эстрадно-джазовой музыке нет строгости авторского музыкального текста, характерного для классики. В ней, напротив, все строится на импровизации и оригинальных аранжировках. В этом между классической (академической) музыкой и современной пост-джазовой школой пролегает принципиальное различие.

Видео по теме

Видео по теме

Источники:

  • Что такое культура? Определение слова культура. Значение слова культура и фото

Существует несколько видов литературы, каждый из которых обладает своими особенностями. Так, под классической литературой понимают произведения, которые считаются образцовыми для той или иной эпохи.

История термина

Классическая - довольно обширное понятие, поскольку к данному виду относятся произведения разных эпох и жанров. Это общепризнанные произведения, считающиеся образцовыми для эпох, в которые они были написаны. Многие из них входят в обязательную программу.

Понятие классики сложилось в три последние века эпохи античности. Тогда оно обозначало определенных писателей, которые по разным причинам считались образцами и для подражания. Одним из первых таких классиков был древнегреческий поэт Гомер - автор «Илиады» и «Одиссеи».

В 5-8 веках н.э. сложился авторов текстов, которые определяли передаваемые в процессе обучения теории и нормы. В разных школах этот канон отличался минимально. Постепенно данный список пополнялся новыми именами, среди которых были представители языческой и христианской веры. Эти авторы стали культурным достоянием общественности, которым подражали и которых цитировали.

Современный смысл понятия

В период Эпохи Возрождения европейские писатели обратили свой взор на авторов античности, вследствие освобождения светской культуры от чрезмерного давления . Результатом этого в литературе стала эпоха , при которой стало модным подражать древнегреческим драматургам, таким как Софокл, Эсхил, Эврипид, и следовать канонам классической драмы. Тогда под термином « » в узком смысле стала подразумеваться вся античная литература.

В широком же смысле классическим стали называть любое произведение, создавшее канон в своем жанре. Например, есть эпохи модернизма, эпохи , реализма и т.д. Существует понятие отечественной и зарубежной, а также мировой классики. Так, признанными классиками отечественной литературы в России считаются А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский и т.д.

Как правило, в истории литературы разных стран и наций есть век, в который художественная словесность обрела наибольшее , и такой век называют классическим. Существует мнение, что произведение обретает общественное признание, когда оно несет в себе «вечные ценности», что-то актуальное для всех времен, призывает читателя задуматься над какими-либо общечеловеческими проблемами. Классика остается в истории и противопоставляется произведениям-однодневкам, которые со временем предаются забвению.

Способность человека к эмоционально-чувственному восприятию действительности и к художественному творчеству побудила его выражать свои переживания образно, с помощью красок, линий, слов, звуков и т.д. Это способствовало появлению художественной культуры в широком смысле.

Что входит в понятие

Художественная культура - это одна из сфер общественной культуры. Ее суть - творческое отображение бытия ( , общества и его жизнедеятельности) в художественных образах. Она имеет важные функции, такие как формирование эстетического восприятия и сознания людей, общественных ценностей, норм, знаний и опыта, и рекреационная функция (отдых и восстановление людей).

Как система она включает в себя:
- искусство как таковое (индивидуальное и групповое), произведения и художественные ценности;
- организационную инфраструктуру: учреждения, обеспечивающие развитие, сохранение, распространение художественной культуры, творческие организации, образовательные учреждения, демонстрационные площадки и т.д.;
- духовную атмосферу в обществе - восприятие , общественный интерес к художественно-творческой деятельности, искусству, государственную политику в этой области.

К художественной культуре относятся массовая, народная, художественная культура; художественная и эстетическая стороны различных видов деятельности (политической, экономической, правовой); региональные художественные субкультуры; художественные субкультуры молодежных и профессиональных объединений и т.д.

Она проявляется не только в искусстве, но и в быту, и в материальном производстве, когда человек придает создаваемым им предметам практического и утилитарного назначения выразительность и , реализуя свою потребность в эстетике и красоте, в творчестве. Помимо материальной сферы и физических предметов, она касается также и духовной сферы.

Художественная культура в узком смысле

Ядро художественной культуры - это профессиональное и бытовое искусство. Сюда относятся Совет 6: Кто такие гейши, один из которых слово «человек», другой – «искусство». Уже из этимологии слова можно догадаться, что гейши – это не японские куртизанки. Для последних в японском есть отдельные слова – дзёро, юдзё.

Гейши в совершенстве владели быть женщиной. Они поднимали дух мужчин, создавая атмосферу радости, непринужденности и раскрепощения. Достигали этого благодаря песням, танцам, шуткам (часто с эротическим подтекстом), чайной , которые демонстрировали гейши в мужских компаниях наряду с непринужденным разговором.

Гейши развлекали мужчин как на светских мероприятиях, так и на личных свиданиях. На встрече тет-а-тет также не было места интимным отношениям. Сексом гейша может заниматься со своим покровителем, который лишил ее девственности. Для гейш это является ритуалом под названием мидзу-агэ, который сопровождает переход из ученицы, майко, в гейши.

Если гейша выходит замуж, то она уйти из профессии. Перед уходом она рассылает своим клиентам, покровителю, учителям с угощением – вареным рисом, сообщая этим о разрыве связи с ними.

Внешне гейши отличаются характерным макияжем с толстым слоем пудры и ярко-красными губами, которые делают лицо женщины похожей на маску, а также старинной высокой, пышной прической. Традиционная гейш – кимоно, основные цвета которого – черный, красный и белый.

Современные гейши

Считается, что гейши появилась в городе Киото в XVII веке. Кварталы города, где расположены дома гейш, называют ханамати («цветочные улицы»). Здесь существует школа , где их с семи-восьми лет обучают пению, танцам, проведению чайной церемонии, игре на национальном японском инструменте сямисэне, ведению беседы с мужчиной, а также учат гримироваться и надевать кимоно, - всему тому, что должна знать и уметь гейша.

Когда в 70-х годах XIX века столица Японии была перенесена в Токио, туда переселились и знатные японцы, которые составляли основную часть клиентов гейш. Спасти их ремесло от кризиса смогли фестивали гейш, которые проводятся с определенной периодичностью в Киото и стали его визитной карточкой.

После Второй мировой войны Японию захватила массовая культура, оставив на задворках японские национальные традиции. Число гейш значительно сократилось, но те, кто остался верен профессии, считают себя хранительницами истинной японской культуры. Многие продолжают полностью следовать старинному укладу жизни гейши, некоторые лишь частично. Но быть в обществе гейши до сих пор остается прерогативой элитарных слоев населения.

Источники:

  • Мир гейш

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая, или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы

-элитарную

-народную

-массовую

Высокая культура

Элитарная , или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры "искусство для искусства".

Народная культура

Народная культура состоит из двух видов - популярной и фольклорной культуры. Когда кампания подвыпивших друзей распевает песни А.Пугачевой или <Не шуми камыш>, то речь идет о популярной культуре, а когда этнографическая экспедиция из глубин России привозит материал колядных праздниках или русских причитаниях, то обязательно говорят о фольклорной культуре. В итоге популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы и т.д. народа, а фольклорная - его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторических предания постоянно пополняется новообразованиями, например, современным городским фольклором.

Таким образом, в народной культуре, в свою очередь, можно выделить два уровня - высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой.

В отличие от элитарной культуры, которая создается профессионалами,высокая народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений (сказов, причитаний, быличек) зачастую неизвестны, но это высокохудожественные сочинения. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим творениям народной культуры. Их нельзя отнести к элитарной, или высокой культуре только потому, что они созданы анонимными народными творцами. <Народная культура возникла в глубокой древности. Ее субъектом являются не отдельные профессионалы, а весь народ. Поэтому функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение. В этом плане можно говорить о народном искусстве (народные песни, сказки, легенды), народной медицине (лекарственные травы, заговоры), народной педагогике, суть которой часто выражается в пословицах, поговорках> 1)

По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор название не всего народного творчества, как это часто думают, а только его части, связанной прежде всего с устным народным творчеством. Фольклорная, как и популярная, формы (или виды) создавались раньше и создаются сегодня различными слоями населения. Фольклор всегда локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Местом сосредоточения фольклорной культуры, как правило, служит деревня, а популярной - город, поскольку там проживает сегодня большинство населения. Некоторые продукты творчества относят к народной культуре в целом, не подразделяя их на фольклорную и популярную. К примеру, народная медицина, народные промыслы, народные игры и забавы, народные песни и танцы, народные обряды и праздники, народная кухня, народная этика и педагогика.

Аудитория народной культуры - всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.

Массовая культура

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура - культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка - высокой, а популярная музыка - массовой, фильмы Феллини - высокой, а боевики - массовой, картины Пикассо - высокой, а лубок - массовой. Однако существуют такие жанры литературы, в частности фантастика, детективы и комиксы, которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства.

Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры. То же самое относится и к Моне Лизе на упаковке туалетного мыла или ее компьютерной репродукции, висящей в служебном офисе.

Основные формы культуры

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры; молодежная субкультура

Сегодня существует ряд классификаций видов и форм культуры, на которых стоит кратко остановиться.

Наиболее широкое понимание культуры подразумевает, что все, созданное руками и интеллектом человечества (в противоположность творениям природы) можно отнести к культуре. Отсюда идет деление на материальную и духовную культуру , хотя оно и носит довольно условный характер. К первой относится техническое оснащение хозяйственной деятельности человека, предметы быта, одежда, любые предметы, не несущие дополнительной смысловой или ценностной нагрузки, а выполняющие определенную функцию. Вместе с тем сегодня одежда человека не только призвана защищать от холода, но имеет множество дополнительных смысловых нагрузок – стиль, соответствие веяниям моды, цветовая гамма позволяют получить много дополнительной информации о пристрастиях и образе жизни.

Таким образом, материальная культура – это то, что сохраняется в вещах, а духовная культура – то, что накапливает, аккумулирует, хранит и передает выработанный прежними поколениями опыт. Духовное производство - производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Основное отличие от материального производства состоит во всеобщем характере потребления - духовные ценности не уменьшаются пропорционально количеству людей, а являются достоянием всего человечества.

Иногда ученые выделяют следующие элементы духовной культуры: произведения монументального искусства (скульптуры, архитектуры) театральное искусство, изобразительное искусство (живопись, графика), музыку, различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы), общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, обычаи). Более подробно о духовности и духовном мире человека будет сказано чуть ниже.

По другой классификации выделяются направления, в которых реализуется нематериальная деятельность человека: искусство, наука, религия, мораль. Здесь также трудно говорить о строгом отделении одного от другого. Так, икона одновременно является святыней для верующих и произведением искусства для многих других, в том числе и нерелигиозных людей. Существует этика научной работы, в основу которой поставлена деятельность во благо человека и основанная на гуманных началах. Поэтому запрещены медицинские эксперименты на людях, а фашистские опыты на узниках концлагерей до сих пор остаются одной из позорных страниц истории человечества и науки.

В человеческом обществе исследователи выделяют несколько форм культуры. Во все времена в обществе четко выделялись элитарная , высокая культура, доступная немногим избранным - изящное искусство, классическая музыка и литература, и народная культура, включающая сказки, фольклор, песни и мифы. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция нарушалась редко.

Сегодня и элитарная и народная культуры сохранили своих почитателей. Мы ходим на камерные концерты классической музыки, посещаем просмотры малобюджетных фильмов, иногда вместе с друзьями попадаем в небольшие театры на авторские спектакли. Это произведения элитарной культуры, особое качество которых – сложность изобразительных средств, языка, необходимость специальной подготовки слушателя, зрителя к их восприятию. Народная культура сохраняется и развивается в современном мире. Многие деятели искусства используют народные мотивы в своем творчестве. Например, музыканты популярной рок-группы «Ю-Ту» опираются в своем творчестве на старинный ирландский фольклор. Российски музыканты и художники также бережно относятся к народным традициям, фольклору. С появлением средств массовой информации (радио, прессы, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой.

Рассмотрим основные формы культуры более подробно.

Элитарная (в пер. с фр. «лучший, избранный») или высокая культура направлена на узкую группу людей, разбирающихся в искусстве, включает классические произведения, а также новейшие веяния, известные узкому кругу сведущих людей. В определенном смысле это культура так называемых избранных, людей с высокой образованностью, духовным аристократизмом, ценностной самодостаточностью. Критики этого направления говорят, что здесь искусство существует только для искусства, хотя должно ориентироваться на человека, она замыкается в своем тесном мирке и фактически не приносит пользы человечеству. В начале ХХ века в кругах столичной российской интеллигенции большую популярность приобрел декаданс, как направление, провозгласившее полный разрыв с окружающей действительностью, противопоставление искусства реальной жизни. Вместе с тем, здесь происходит постоянный поиск нового, творческое осмысление идеалов, ценностей и смыслов, предполагается эстетическая свобода и коммерческая независимость творчества, отражается сложность и разнообразие форм художественного освоения мира.

Народная или национальная культура предполагает отсутствие персонифицированного авторства, создается всем народом. Сюда включаются мифы, легенды, танцы, сказания, эпос, сказки, песни, пословицы, поговорки, символы, ритуалы, обряды и каноны. Элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия). В этих произведениях отражается уникальный опыт и специфический характер того или иного народа (этноса), обыденные представления, стереотипы социального поведения, культурные эталоны, нравственные нормы, религиозные и эстетические каноны. Народная культура существует преимущественно в устной форме, характеризуется однородностью и традиционностью, опирается на представления народа о самом себе и окружающем мире. Она может существовать в 2-х основных видах - популярная (описывает современный быт, нравы, обычаи, песни, танцы) и фольклорная (обращение к прошлому и его ключевым моментам).

Массовая культура ориентируется прежде всего на коммерческий успех и массовый спрос, удовлетворяющая любые требования масс населения, а ее продуктами являются шлягеры, которые зачастую живут очень короткой творческой жизнью и быстро забываются, вытесняемые новым потоком попкультуры, а сиюминутные потребности и запросы людей становятся направляющей силой развития. Естественно, что при этом произведения ориентированы на усредненные стандарты и типового потребителя.

В наш век глобализации с тенденцией к стандартизации (практически традиционным набором каждого крупного города мира является ресторан Макдональдс, одинаковые упаковки порошков, зубных паст и продуктов в магазинах, похожие друг на друга уличные и телевизионные рекламы, зачастую отличающиеся только языком сопровождения картинки) культура стремительно утрачивает свою индивидуальность и эксклюзивность. Она все больше нацелена на яркость внешних проявлений и развлекательность, приучает к облегченным трактовкам культурных идеалов, простым решениям, активно использует средства массовой информации, моду и рекламу. Для усвоения продуктов массовой культуры не требуется специальной подготовки и образования, образно говоря, она насыщает желудок, легко и быстро переваривается, но не способствует духовному росту.

Функционирование массовой культуры определяется феноменом потребления, а не потребностью в духовном развитии, самосовершенствовании. Масса вытесняет личность, а стадность и унифицированность становятся ориентирами развития. Современная литература, кино, публицистика зачастую ориентированы на криминальные, экономические, политические, любовные сюжеты, но не поднимают так называемых «вечных вопросов». Засилье продуктов так называемой массовой культуры сегодня представляет одну из наибольших опасностей для формирования духовности.

Среди специфических признаков массовой культуры можно выделить следующие: примитивизация отношений между людьми; развлекательность, забавность, сентиментальность; натуралистическое смакование сцен насилия и секса; культ успеха (главным образом финансового, материального), сильной личности и жажда обладания вещами; культ посредственности, условность примитивной символики.

Массовая культура практически не связана с религиозными или классовыми различиями. Средства массовой информации и массовая культура неразрывны между собой. Культура становится «массовой», когда ее продукты стандартизируются и распространяются среди широкой публики. Отличительным признаком произведений массовой культуры является их нацеленность на получение коммерческой прибыли, удовлетворение массового спроса. Сегодня мы практически каждый день сталкиваемся с массовой культурой. Это и многочисленные сериалы, которые идут по телевидению, ток-шоу, концерты сатириков, эстрадные выступления. Все то, что буквально обрушивают на нас средства массовой информации.

Часто приходится слышать новость: одновременно во многих странах мира на экраны кинотеатров выходит новый блокбастер, фильм, на производство которого были затрачены огромные суммы, измеряемые миллионами и десятками миллионов долларов, фильм, насыщенный компьютерными спецэффектами, все роли в котором играют суперзвезды. Это – типичный продукт современной массовой культуры. В нашу страну сейчас часто приезжают популярные во всем мире артисты, например Мадонна. Ее выступление – шоу – также продукт массовой культуры. Эпитет «массовая» отнюдь не является синонимом «плохая». Может быть весьма качественный продукт массовой культуры, добротный, а может быть и бездарный. Как, впрочем, и продукт любой другой культуры.

Важно понимать, что в современном мире все реже можно встретить в чистом виде продукт какой-либо одной формы культуры. Чаще всего, это смешение культурных стилей и жанров. Народные произведения могут исполняться на современных музыкальных инструментах, приобретать современные аранжировки. Также трансформируются произведения высокого классического искусства. Важно только, чтобы каждое произведение культуры служило целям духовного обогащения людей, развитию человеческой личности.

В современном мире ученые выделяют и еще одну форму культуры – экранную (культура, созданная и передаваемая с помощью компьютера). Примером подобной культуры могут служить столь популярные сегодня у людей разных возрастов компьютерные игры, виртуальная реальность.

Кроме того, во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих свои особенные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающих группу от остального общества, называют субкультурой . Одной из распространенных в современном мире субкультур является молодежная, отличающаяся своим языком (сленгом) и образом поведения. Представитель такой субкультуры, завидев кого-то в модной одежде, непременно скажет: «Какой прикид!» Родителей он именует «предками», а если что-либо происходит не так, он выразится: «Это все не в кассу». Представители разных субкультур хорошо понимают друг друга, а их понимают далеко не все. При виде панка с розовыми или зелеными волосами или бритого скина добропорядочный обыватель средних лет может только возмутиться и заметить, что мир летит в тартарары и вскорости следует ожидать конца света.

Говоря о культуре, мы все время обращались к человеку. Но ограничить культуру отдельным человеком невозможно. Культура обращена к нему, как члену определенного сообщества, коллектива. Культура во многом и формирует коллектив, связывает людей с их ушедшими предками, налагает на них определенные обязательства, задает нормативы поведения. Стремясь к абсолютной свободе, люди иногда бунтуют против сложившихся установлений, против культуры. Проникнувшись революционным пафосом, некоторые сбрасывают с себя налет культурности. Что тогда остается от «человека разумного»? Первобытный дикарь, варвар, но не освобожденный, а, напротив, закованный в цепи своей темноты. Бунтуя против культуры, человек тем самым выступает против всего, что накоплено веками, против самого себя, против своей человечности и духовности, утрачивает человеческий облик.

Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта.
Осуществляемый в России переход от тоталитарного к демократическому государству сопровождается глубоким кризисом, охватившим практически все сферы общественной жизни. Его проявления можно наблюдать и в области духовной культуры (смена духовных ценностей; снижение общего культурного уровня населения; низкий уровень государственного финансирования культурных и научных центров; слабость правовой базы, которая была бы призвана регламентировать культурные процессы).

Национальная культура. Общность нации, народа выражается в особой национальной культуре. Национальная культура - это ценности, нормы и образцы поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. К символам относятся: государственный флаг и герб, одежда, священные предметы и места, общие праздники и ритуалы; к верованиям: Бог или божества, священные книги, мифология, легендарные герои, заповеди и запреты, особые культовые действия и священнослужители; к ценностям: моральные установки, представления о добре и зле, отношение к дружбе и любви; к нормам: законы и традиции; к образцам поведения: мода, правила, устойчивые обороты речи, игры.

В большинстве стран мира взаимодействуют разные национальные культуры. При этом существуют различные модели совместного проживания. В одних государствах приезжие люди отказываются от прежних представлений и взглядов, принимая установки, господствующие в данной стране (ассимиляция); в других - этнические группы смешиваются между собой и создают новый тип общей культуры; в третьих - каждая группа сохраняет собственную культуру, и они соседствуют друг с другом. Тот или иной вариант выбирается с учетом исторических особенностей, и невозможно сказать, какой из них лучше, а какой - хуже.

Важной частью национальной культуры является национальное самосознание - совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов общности о своей истории, современном состоянии, перспективах развития. Кроме того, у каждой нации или народа есть свой фольклор, песни и танцы, художественные промыслы. Сознательно или бессознательно они опираются на народное творчество, выражают национальные ценности и идеалы. Можно говорить и об особом национальном менталитете - складе ума, стереотипах и установках мышления. Национальная культура является важнейшим наследием наших предков, поэтому ее сохранение и развитие - не только долг государства, но и дело каждого члена общества.




Рассказать друзьям