Что делали люди в 18 веке. Культура России в XVIII веке

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Основное население городов составляли купцы и ремесленники, занятые в основном торговлей и промышленностью. В XVIII веке города в большинстве своём строили на торгово-промышленной зоне (рядом с каким-то крупным заводом или в удобном торговом узле: на береге реки, рядом с крупным трактом в сторону столицы).

Купцы владели торговыми рядами, которых в городе было десятки. Ремесленники занимались мелким производством одежды, обуви, продуктами питания, предметами обихода и роскоши. Ближе к середине XVIII века уклад российских городов несколько изменяется, в быту появляются новые традиции.

Во второй половине века, когда купцам было разрешено иметь собственные лавки в своих домах, строятся грандиозные торговые усадьбы со складами и магазинами, занимавшие иногда целые улицы. Купцы пытались «соревноваться» с соседними дворянскими поместьями по уровню красоты своего здания. Самые богаты купцы настолько увлекались такими «соревнованиями», что начали облицовывать и возводить дорогим на то время красным кирпичом.

Значительную часть населения города составляли люди военные, которые обходились городу достаточно дорого в обеспечении, но они вносили некоторое разнообразие в жизни провинциального города. Заметное влияние имело и духовенство, особенно многочисленный причт городских церквей. В городах жили также крестьяне, занимавшиеся обслуживанием городских усадеб своих хозяев или перебравшиеся из деревень в поисках лучшей жизни.

Заметное место в занятиях городского населения по-прежнему занимали огородничество и скотоводство, приобретавшее рыночный характер. Горожане продавали свои товары на ярмарках. Сама ярмарка находилась на центральной площади города рядом с магистратом (после 1775 шестигласная дума) и кафедральным собором.

Дома и прочие постройки были практически все деревянные, за исключением богатейших вельмож, которые могли позволить себе каменный дом. Жилые дома в подавляющем большинстве были не выше двух этажей. Внутреннее убранство состояло из большого зала для приёма гостей, столовая (совмещена с залом), спальня, детская и кухня. Деревенских печей в городских домах не водилось, их заменили компактные печи-голландки (названа по виду своей компактности и наружной плиточной керамической облицовки, которая пришла в Россию из Голландии), более экономичные в количестве потребляемого топлива.

Окна домов начинают становиться стеклянными, заменяя собой слюду (слоистый желтоватый минерал). В помещениях появляются зеркала, люстры со свечами, стулья, кресла и диваны. Центральные улицы и тротуары мостят деревом, в крупных губернских городах уже булыжником. За состоянием мостовой перед домом следил сам домовладелец. В крупных городах появляются уличные фонари, заправляемые конопляным маслом. Большим новшеством в конце века становится открытие больниц, правда количество больниц всегда отставало от быстрорастущего городского населения. Значительно увеличивается количество общественных бань.

Питались горожане обычно четыре раза в день – завтрак, обед, полдник и ужин, где собирались все члены семьи. Преобладали хлебные, крупяные и овощные блюда. Самым популярным напитком являлся квас, заменявший большинству жителей города чай. Для городской элиты питаться европейской кухней (в основном французской) – обычное дело, чай и кофе на их столах не являлся редкостью. В зажиточных домах уже пользовались самоваром, которые прибыли из Голландии. Существует легенда, согласно которой самовар в Россию из Голландии завёз Пётр I, но в действительности самовары появились через полвека после смерти императора. А первый русский самовар произвели не в Туле, как принято считать, а на Урале в небольшом городке Суксун (ныне посёлок в Пермском крае). В документах 1740 года впервые упомянут 16-фунтовый медный лужёный самовар, изготовленный на Суксунском заводе. Про тульский самовар первое упоминание историки нашли лишь в 1746 году. Сами же самовары будут доступны среди основной массы населения лишь к середине XIX века.

Русская культура в XVIII веке переживает примечательные изменения. Если до этого времени происходило накопление научных знаний, то теперь они превращаются в собственно науку. Кардинальные сдвиги происходят во всех областях. Провиденциализм в истолковании явлений природы и общества (исходя из промысла Божьего, проведения) уступает место рационализму.

Если в XVII в. наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в XVIII столетии в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, живописи, скульптуре, в целом к культуре. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.

Россия уже в этом столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для прошлых столетий (начиная с эпохи ). Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком отечественной культуры.

Просвещение в России XVII I века. затронули и сферу просвещения, образования. Для подготовки специалистов открыли школы: Навигацкую, артиллерийские, инженерные в обеих столицах; горные — на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизонные и адмиралтейские — в провинции. В Москве существовала школа иностранных языков. В Петербурге основали Морскую академию. Дворян для обучения наукам посылали в Германию и Нидерланды, Италию и Англию.

Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Основы математических наук излагал Л. Ф. Магницкий в своей “Арифметике” (первое издание — 1707 г.).

“Ведомости” , первую печатную газету в России, могли купить все желающие. Ввели гражданский шрифт, более простой и понятный, а церковнославянский шрифт употреблялся только в богослужебных книгах. Арабские цифры сменили старые буквенные обозначения.

В середине — второй половине столетия грамотных людей становилось все больше. К началу XIX в. в стране существовало 550 учебных заведений с 62 тысячами учащихся. Это был шаг вперед. Но Россия сильно отставала от многих европейских стран. Например, во Франции имелось до 8 тысяч школ (1794 г.). Срок обучения составлял от трех до пяти лет. Учились по “Арифметике” Л. Магницкого, “Грамматике” М. Смотрицкого, “Первому учению строкам” Ф. Прокоповича, азбукам, часослову. Псалтирю. Среди учеников общеобразовательных школ были дети крестьян и ремесленников, мастеровых и солдат, матросов. Существовали особые солдатские школы — для детей солдат, продолжившие традиции цифирных школ Петра I.

Для обучения дворян возможностей было больше — частные пансионы, шляхетские корпуса (Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный), институт благородных девиц (Смольный институт в Петербурге). В 66 духовных семинариях и школах обучались дети православного духовенства.

Действовали специальные школы: горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и другие, всего около двух десятков.

В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней — университет и гимназия. В 1755 г. основали, по почину И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова, Московский университет. Университет выпустил большое число специалистов по разным отраслям знаний, из них вышли многие крупные ученые. В 1757 г. начала обучение Академия художеств.

Во второй половине столетия власти предприняли интересную попытку реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником в жизнь стал Иван Иванович Бецкой. Внебрачный сын генерал-фельдмаршала И. И. Трубецкого, он родился в 1704 г. в Стокгольме, где отец находился в плену. По возвращении в Россию его отправили в Данию, где получил образование. Немало путешествовал по Европе. Затем с 1729 г. служил в Коллегии иностранных дел. В 1747 г., выйдя в отставку, уехал в Париж, где прожил 15 лет. Познакомился с энциклопедистами, их и Руссо идеи по части воспитания юношества вдохновили его.

В начале 1762 г. император Петр III вызвал его в Петербург, и он возглавил Канцелярию строения домов и парков. В этой должности он способствовал украшению Северной Пальмиры — в столице появились памятник Петру Великому работы Фальконе, решетка Летнего сада, один из невских мостов и гранитные набережные. Воцарение Екатерины II, матери которой в свое время представили Бецкого, принесло ему огромные богатства и начальствование над рядом заведений — Академией художеств, Сухопутным шляхетским кадетским корпусом и, самое главное, воспитательными домами в Москве и Петербурге, Смольным институтом (“воспитательным обществом благородных девиц”).

В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания новой породы людей путем воспитания. По его мысли, заимствованной у французских просветителей и поддержанной императрицей, цель воспитания юношества — дать ему хорошее общее образование и нравственное развитие (“облагорожение сердца” ). Для этого учеников нужно изолировать от косной среды, из которой они вышли, и поместить в закрытые школы (интернаты) . Тем самым “зверообразные и неистовые в словах и поступках” старые рутинеры не смогут на них влиять.

Конечно, расчет на изоляцию учеников от общества был наивен — они возвращались в него после окончания своего обучения. Однако усилия Бецкого способствовали распространению общего образования. Он же положил начало женскому образованию. По его инициативе создавались городские училища, воспитательные мещанские училища при Шляхетском корпусе и Академии художеств.

Наука. Развитие науки вызывалось практическими потребностями государства, появлением значительного числа ученых из русских и иностранцев, расширением связей с мировой наукой. В связи с проведением большого количества экспедиций в разные концы страны ее участники составляют карты Балтийского и Каспийского морей, Дона и Камчатки и т. д. И. К. Кирилов свел воедино географические открытия в своем “Атласе Российской империи (1734 г.).

При Петре I создали труды по истории Северной войны — “Книгу Марсову” , “Историю Северной войны” . Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру (1719 г.) с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями (“монстры” , всякие диковины, раритеты). Во второй четверти XVIII в. В. Н. Татищев создал обобщающий труд — “Историю Российскую” . В ней использовано большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые не сохранились до нашего времени. Тем самым отрывки из них, приведенные в его труде, во-первых, дают, сведения о событиях, отсутствующие в других, известных нам летописях, во-вторых, позволяют более полно изучить историю самого летописания. В связи с этим в исторической науке последних десятилетий ведутся споры: одни ученые, исследуя “татищевские” известия из летописей, не доверяют им, считают их выдумками знаменитого историка XVIII столетия. Другие, наоборот, исходят из того, что он цитировал, пересказывал подлинные, но не сохранившиеся рукописи. Историки подтверждают свои выводы детальным анализом “татищевских” известий в сравнении со всеми другими источниками. Татищев делал то, что было обычным для его времени: иногда вольно перелагал записи источника, сопровождал их своими дополнениями, рассуждениями и т. д., и это нередко вводило и вводит в заблуждение его критиков.

Ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М. В. Ломоносов, о котором Пушкин сказал, что он, основатель Московского университета, “сам был первым нашим университетом” . Упорный труд, гениальные способности сделали его титаном науки — он работал в области физики и химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтики. В этих и других отраслях знаний ученый оставил глубокий след. Ломоносов открыл, например, закон сохранения материи и движения, обосновывал теории атомно-молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т. д. В исторической науке он решительно критиковал ученых Байера и Миллера, их норманнскую теорию. История русского народа, его языка начинается, как доказывал он, с “глубокой древности”, а отнюдь не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтики.

Работавший одновременно с Ломоносовым в Академии Л. Эйллер, великий математик, называл его “гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и своей науке” .

За Ломоносовым последовала целая плеяда выдающихся русских ученых. М. В. Севергин стал основоположником русской минералогической школы. С. П. Крашенников составил знаменитое “Описание земли Камчатки” , И. И. Лепехин — описание земель Поволжья, Урала, Сибири (“Дневные записки” ).

Тогда же, во второй половине столетия, закладываются научные основы биологии, агрохимии и других отраслей знаний. В области истории работают выдающиеся ученые — М. М. Щербатов (), И. Н. Болтин.

Общественно-политическая мысль в России XVIII века. Петровские реформы, бурная жизнь страны в эпоху Северной и других войн, дворцовых переворотов породили большое число откликов со стороны современников.

В петровское время появилось немало записок, “прожектов” , авторы которых выступали в поддержку реформ, предлагали те или иные меры. И. Т. Посошков, автор “Книги о скудости и богатстве” , выразитель интересов купечества и крестьянства, ратует за развитие отечественной промышленности, торговли. Для этого следует проводить политику протекционизма в интересах русских предпринимателей, а купцов-иноземцев следует привести “во смирение”. В интересах государства нужно регламентировать повинности крестьян в пользу владельцев. “Крестьянам, — утверждал автор, — помещики не вековые владельцы” .

Для упорядочения административных и судебных учреждений Посошков предлагал посадить в них вместо “великородных” людей из любых других сословий, если в них “острота ума есть”, “истребить” “всяких разных явных и потаенных грабителей”. Он — сторонник равенства всех сословий перед судом. Посошков предложил подготовить новое уложение с помощью выборных от всех жителей России, в том числе и крестьян. Проект этого кодекса законов должен быть опубликован для обсуждения, внесения поправок (“народосоветие”).

Об итогах реформ и идет речь в “Рассуждении о причинах Свейской войны” вице-канцлера П. П. Шафирова (послесловие к нему написал сам Петр I). Феофан Прокопович, вице-президент Синода, знаменитый проповедник, в “Духовном регламенте” и “Правде воли монаршей” выступает, в соответствии с замыслами Петра, сторонником подчинения духовенства светской власти. Он же говорит о том, что царь волен завещать престол тому, кому пожелает, вне зависимости от степени родства наследника. Из трех форм государственной власти—демократии (народодержавства), аристократии и монархии — наиболее приемлема третья, т.е. неограниченная власть монарха.

В богословских трактатах, проповедях Прокопович прославляет успехи России на поле брани, в развитии промышленности, торговли, проведении реформ.

Историк Татищев во многих записях, “мнениях”, “проектах” ратовал за развитие ремесла и мануфактур, торговли и сельского хозяйства. Главный и честнейший стан государства, т. е. его опора, по его мнению, — это дворянство.

Ускорение экономического развития России — мысль, пронизывающая многие сочинения Ломоносова. Он возвеличивает труд, лишь дела должны определять положение человека, а не знатная порода, титул, заслуги предков. Гениальный помор уповает на волю монарха, на реформы сверху. Он — сторонник “просвещенного абсолютизма”. В просвещении всех сословий, в том числе крестьян, Ломоносов видит огромную пользу для государства. Он убежден: “в университете тот студент почтеннее, кто больше знает. А чей он сын, в том нет нужды”.

Критика крепостничества прозвучала в сочинениях А. Я. Поленова, солдатского сына, И. Г. Эйзена, лифляндского пастора, и Л. Кенемана, митавского адвоката, в речах депутатов Уложенной комиссии 1767 — 1768 гг. — дворян Г. С. Коробина и Я. П. Козельского, крестьян И. Чупрова, И. Жеребцова, казака А. Алейникова И других. Депутаты ставили вопрос о смягчении крепостного права, ограничении, постепенном освобождении от него.

Деятели русского Просвещения, видевшие в распространении знаний, науки, совершенствовании разума главный путь преобразования общества, многое сделали для издания книг и журналов, переводов сочинений мыслителей Европы. Они же остро поставили и крестьянский вопрос. Н. И. Новиков в своих журналах, больше всего в “Трутне” и “Живописце” , поместил немало статей об аморальности крепостного права.

А. Н. Радищев в книге “Путешествие из Петербурга в Москву” (1790 г.) нарисовал картину подневольного существования русского крепостного крестьянства. Осудив крепостничество, он пишет о том, что необходимо провести “совершенное уничтожение рабства”, передать землю крестьянам. Столь же решительно Радищев осуждает монархию: “Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние”.

Фольклор в XVIII века. В народе из уст в уста передавались, накапливались предания, легенды, воспоминания о прошлом Руси. Они отразились в былинах и сказках, пословицах и поговорках, бытовых и исторических песнях. Сберегалась историческая память о временах киевских богатырей и Куликовской битвы. Грозного царя и Смуты начала XVII в. Большой популярностью пользовались песни о Ермаке и Степане Разине.

Во многих произведениях народного творчества их составители показывают “свирепство” помещиков, подневольное положение крепостных. “Куда ты ни сунься,— везде господа”,— сетует анонимный “Плач холопов” . Столь же горестно смотрят на свою жизнь составители крестьянских, солдатских песен, лубочных листков (картинки с текстами).

Русская литература XVIII век. В XVIII в. гораздо более широкий размах приняло печатание книг по разным отраслям знаний. Преимущество получают светские книги.

В повестях разрабатываются сюжеты из окружающей жизни: в них мы встретим живые образы людей той поры — то мелкого дворянина, плута и пройдохи из Старой Руссы (“Повесть о Фроле Скобееве”), то дворян и купцов—поклонников европейских нравов и удовольствий (“О российском матросе Василии”, “История о Александре, российском дворянине”, “История о российском купце Иоанне”).

В середине XVIII в. в русской литературе утверждается классицизм. Возник он под воздействием западноевропейского, более раннего по времени, но приобрел свои характерные черты — пафос национальной государственности, абсолютной монархии. Родоначальник классицизма в России — А. Д. Кантемир, сын молдавского господаря, перешедшего на службу к Петру Великому. Вершины это направление достигло в торжественных, философских одах Ломоносова с их идеями мудрого монарха и общенародного культурного прогресса.

Русский классицизм представлен именами А. П. Сумарокова, его главы, М.М.Хераскова (тоже из молдаван), В. И.Майкова, Я. Б. Княжнина и др. Проповедуя высокие гражданские чувства, благородные поступки, они исходили из мысли о неразрывности интересов дворянства и самодержавной государственности.

На смену классицизму в конце века приходит сентиментализм. Ему присущи сугубый интерес к чувствам, переживаниям, интересам простого человека, особенно из средних сословий. В жанре сентиментальной повести, сентиментального путешествия писал Н. М. Карамзин, будущий великий историк. Тонко передавая глубокие переживания простых людей, поселян, он впервые в русской литературе попытался нарисовать внутренний мир крестьян.

В ряде произведений, относящихся к жанру классицизма, явственно видны элементы реализма. Д. И. Фонвизин в “Бригадире” и “Недоросле” метко, реалистично описывает жизнь помещичьих усадеб, нравы их владельцев, сочувствует судьбе крестьян, положение которых, по его мысли, требует облегчения путем смягчения нравов дворянства, его просвещения.

Творчество Г. Р. Державина также нередко вступало в конфликт с канонами классицизма в поэзии. Он стал одним из предшественников А. С. Пушкина.

Архитектура России в XVIII столетии. При строительство, особенно в его "парадизе" (рае) - новой столице России, приняло размах исключительный Под руководством Д. Трезини, архитектора из Италии, возвели колокольню собора в Петропавловской крепости, здание коллегий (ныне в нем - университет) и т д Над возведением Санкт-Петербурга тогда же и позднее трудились и другие зодчие, иностранные (Шлютер, Леблон, Микетти) и русские (Земцов, Еропкин и др.). Вырабатывался новый, смешанный стиль - с использованием иноземных и местных мотивов.

В Москве продолжали развивать традиции русского, или нарышкинского, барокко. Таковы церковь Покрова в Филях, построенная для Л. К. Нарышкина; церковь Ивана Воина на Якиманке; церковь архангела Гавриила на Чистых прудах (Меншикова башня) и др.

Во второй половине века в архитектуре господствует классицизм. В Петербурге и его окрестностях замечательные творения оставили А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, Г. Камерон, Д. Кваренги и многие другие зодчие Выдающиеся образцы этого стиля - Таврический дворец в Петербурге (И Е. Старое); в Москве: дом П. Е Пашкова (В И Баженов), здание Сената в Кремле (М. Ф Казаков) и т. д. Для этих построек характерны монументальность, величественная простота, торжественность, гармония линий и объемов. Они отражают идеи патриотической гордости, триумфа и мощи государства.

Великий зодчий России Василий Иванович Баженов, родившийся в 1737 г. в семье церковнослужителя одного из придворных соборов Московского кремля, с детских лет проявил незаурядное природное дарование - с увлечением срисовывал старинные здания во второй столице. О нем узнал известный архитектор Д. Ухтомский, взял его в обучение. Затем он перешел в петербургскую Академию художеств к С. И. Чевакинскому, став его помощником при возведении Николаевского морского собора. Учился Баженов также в Париже и Риме. Возвратившись на Родину, он строит здания арсеналов в обеих столицах, в Москве - дом Пашкова, в стиле национальной готики - дворец в Царицыно и др. Связи Баженова с Новиковым, цесаревичем Павлом Петровичем, с масонами навлекли на него гнев императрицы, и его отстранили от дел. Царицынский дворец остался недостроенным (Екатерина сочла его мрачным), а грандиозный проект перестройки Кремля остался вовсе не востребованным Некоторое время Баженов занимался частными постройками В конце правления императрица вернула его в северную столицу (1792 г.), и он строил здания в Кронштадте. Император Павел назначил его вице-президентом Академии художеств, и гениальный зодчий принялся за новые дела, замыслы, но вскоре умер (1799 г).

Сентиментализм отразился в парковой архитектуре ("гроты уединения" , беседки, стилизация "дикой природы" ).

Наконец, в стиле барокко работал знаменитый В. Растрелли (зимний дворец, собор Смольного монастыря, многие другие сооружения в разных городах) Сын скульптора К-Б Растрелли, он родился в 1700 г. Учился около пяти лет за границей. По возвращении в Петербург по заказу Анны Ивановны строил Зимний дворец (1735-1739 гг), потом - дворец Бирона в Митаве (Курляндия) По его проектам возвели много сооружении в Москве (Анненгофский, Лефортовский дома), Петербурге и его окрестностях (дворец в Царском Селе, дворцы Бобринских, Воронцова, Строганова в столице и др), Киеве (Андреевский собор) и другие Венцом его деятельности стала постройка комплекса зданий Смольного монастыря (40-50-е гг., достроен В П Стасовым в начале XIX в.). Скончался Растрелли в 1771 г.

Русская живопись XVIII века. Светская живопись при Петре I выразила себя главным образом в портрете Братья Иван и Роман Никитины, Андрей Матвеев рисовали Петра, членов его семьи, сподвижников, преемников - Петра II , Портреты сделаны в реалистическом духе, проникнуты психологизмом.

В жанре миниатюрного портрета на эмали изображали Петра, его жену и сестру И Адольский, Г Мусикийский.

В середине и второй половине столетия получили известность живописцы-классицисты - А П. Лосенко ("Владимир и Рогнеда" , "Прощание Гектора с. Андромахой" ), Г. И. Угрюмов ("Испытание силы Яна Усмаря" , "Торжественный въезд Александра Невского во Псков" ) и другие. Подражание античным образцам, отвлеченность и идеальность образов, характерные для них, снижают их воздействие на широкого зрителя.

"Чувствительные" сюжеты, пасторальность присущи картинам мастеров ентиментального направления (М. М. Иванов - "Доение коровы" ; пейзажи С. Ф Щедрина, портреты В. Л. Боровиковского).

Выдающееся место в истории русской живописи занял Василий Лукич Боровиковский. Родившийся в 1758 г. в Миргороде, сын дворянина, он некоторое время служил в армии, вышел в отставку будучи поручиком Вернувшись к родным пенатам, занимался любимым делом - живописью Екатерина II во время своего путешествия в Крым (1787 г), проезжая через Миргород, обратила внимание на его картины, аллегорически изображавшие ее и Петра I , беседовала с ним, и по ее совету он поехал в Петербург Здесь он учился в Академии художеств, у Левицкого Работая в портретном жанре, он, став академиком (1795 г.), быстро приобрел большую известность-портретами императрицы, Державина, многих вельмож. Писал и картины на религиозные сюжеты ("Благовещение" и другие) Картинам художника присуща удивительная свежесть красок, которая сохранилась до наших дней, в отличие от многих картин его современников. К сожалению, Боровиковский не оставил описания технических приемов своей живописи. Интересно, что он работал левой рукой.

Дмитрий Григорьевич Левицкий, один из его наставников, работал в реалистической манере. Родился он в 1735 или 1736 г, вероятно, в Киеве, в семье священника. Рисованию учился у отца, потом, в Петербурге, у Антропова, Валериани и Лагрене. Известность приобрел в 60-е гг, стал академиком, преподавал в Академии художеств. Прославился портретами императрицы, членов ее семьи, архитектора А. Ф. Кокоринова, воспитанниц Смольного института и многих других. Его кисти свойственны нежность и сочность красок, красочность и тщательность письма.

Федор Степанович Рокотов (родился в 1730-е гг) происходил из крепостных крестьян Московской губернии. Точных сведений о его ранней жизни и обучении не существует Возможно, что молодой художник работал вместе с Ломоносовым Его мастерство обращает на себя внимание. Рокотову заказывают портреты Петра III , затем он пишет коронационный портрет , который очень понравился правительнице. Императрица изображена на нем во весь рост в профиль и на фоне красивой обстановки. Рисовал Рокотов портреты Павла Петровича, И И.Шувалова, Г Г.Орлова В 1765 г. он становится академиком и уезжает в Москву Здесь он создает небольшие интимные портреты В них с наибольшей полнотой проявляется глубоко оригинальный талант живописца Картины отличаются проникновенностью, задушевностью и поэтичностью, особым живописным почерком, необычайной живостью и легкостью мазков, прозрачностью красочного слоя. Большой выразительности достигает Рокотов в передаче лица, тканей, кружев и т. д. Особым лиризмом проникнуты портреты молодых женщин: А. П. Струй-ской, Обресковой, неизвестной в розовом платье и др.

Мало мы знаем о жизни художника И. А. Ерменева, который обучался в Академии художеств, затем был послан в Париж, где стал свидетелем, а возможно, и участником событий 1789 г. Дальнейшая его судьба неизвестна. В цикле акварелей Ерменев правдиво показал жизнь простого народа, крестьян ("Поющие слепцы" , "Крестьянский обед" , "Нищие" ). Художник создает суровые и величественные образы крестьян, показывает силу и достоинство простых людей.

Зачинателем крестьянского бытового жанра стал Михаил Шибанов. Он был крепостным Г. А. Потемкина, который его затем освободил. Перу Шибанова принадлежат многие портреты, в том числе относящийся к лучшим образцам живописи XVIII в. портрет Екатерины II. Однако Шибанов известен прежде всего благодаря своим бытовым картинам ("Крестьянский обед" , "Празднество свадебного договора" и др.) На этих полотнах правдиво и любовно переданы сцены крестьянской жизни, лица крестьян, их одежда и жилища.

Скульптура XVIII век. В петровское время скульптура носила в основном прикладной, орнаментальный характер. Но тогда же работал крупный скульптор К..Б. Растрелли (бронзовый бюст Петра I и др.).

Позднее скульптурное творчество испытало влияние классицизма. На русской почве он дал прекрасные образцы, отмеченные величественностью, лаконичностью и поэтической выразительностью (памятник Петру I или "Медный всадник" работы Э.-М. Фальконе), человечностью и теплотой (надгробие Н. М. Голицыной в Донском монастыре работы Ф. Г. Гордеева).

Этьен-Морис Фальконе, выходец из Швейцарии (родился в 1716 г.), начинавший как скульптор-самоучка, учился затем в Париже, получил здесь признание - стал членом Академии художеств, создал работы на античные и библейские темы. По рекомендации Вольтера и Дидро Екатерина II пригласила его в Россию (1766 г.) -он должен был соорудить памятник Петру Великому. Закончил работу скульптор в 1775 г. и три года спустя вернулся в Париж.

Скульптор-реалист Федор Иванович Шубин, земляк Ломоносова (родился в 1740 г.), тоже, как и он, пришедший пешком в столицу, но не в Москву, а в Петербург, попал в Академию художеств по прошению Ломоносова. Учился также во Франции и Италии. По возвращении в Петербург он приобрел славу лучшего русского скульптора (бюсты Екатерины II , Павла I , Ломоносова, вельмож, полководцев Румянцева, Суворова, Потемкина и др.). Ему покровительствовал всесильный Потемкин, но завидовали и преследовали собратья по мастерству. Умер Шубин в 1805 г.

Театр. В 1756 г. в Петербурге возник стараниями ярославца сына купца Ф. Г. Волкова первый профессиональный театр в России. Основу его деятельности составили национально-патриотическая тематика, просветительство, классицистический репертуар (трагедии А.П.Сумарокова и др.). В нем работали выдающиеся актеры театрального классицизма И. А Дмитревский, П. А. Плавильщиков, Т. М. Троепольская, сам Ф. Г. Волков. Возвышенность в обрисовке героических образов русской и мировой истории сочеталась у них с тонкостью в раскрытии их мыслей, страстей, выразительностью декламации.

К концу XVIII века получают распространение сентиментальные постановки - пасторальные комедии, оперы Майкова и других авторов, "слезные драмы" Хераскова. Основоположником этого направления среди актеров стал В. П. Померанцев.

Быт. Петровские преобразования затронули и повседневный быт всех слоев общества. Дворяне сменили старинные одежды, тяжелые, длинные и неудобные, на более простые и удобные европейские камзолы, костюмы, сбрили бороды, курили табак. Подобные новшества прививались и среди купцов, других слоев городского населения.

Власти стали больше следить за чистотой улиц, благоустройством, тишиной в городах. Строить новые здания, улицы и площади старались по плану, «регулярно», особенно в Петербурге. В обеих столицах заводили аптеки, пожарные команды. Следили за санитарным состоянием, мостили улицы.

С целью повышения культуры общения завели ассамблеи; на них присутствовали и женщины, что первое время вызывало недовольство приверженцев старины. Для обучения хорошим манерам издали «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Петровские указы повелевали быть вежливыми друг с другом.

По случаю побед в походах и сражениях устраивали народные гулянья - с триумфальными шествиями и арками, фейерверками и маскарадами, угощениями и выступлениями плясунов, фокусников и акробатов.

Сокращение для дворян срока службы до 25 лет (1736 г.), затем отмену обязательной службы (1762 г.) дворяне встретили с одобрением. Многие уходили в отставку, чтобы полностью переключиться на домашнее хозяйство, предпринимательство. Они строили усадьбы, разбивали парки, сады. Все большее место в их жизни занимали праздники и охота, балы и семейные торжества. Дворянам подражали богатые промышленники, купцы. Они тоже заводили дома и дворцы, оркестры и псарни.

Из дворянской среды вышло немало писателей и поэтов, художников и зодчих. Но основная их масса вела жизнь праздную, ленивую, которая их развращала. Особой роскошью отличалась повседневная жизнь императорского дворца, вельмож. Императрица Елизавета, например, имела гардероб со многими тысячами платьев. Сановники тратили огромные деньги на пиры, увеселения, фавориток.

Некоторые из вельмож собирали богатейшие коллекции живописи, скульптуры, прикладного искусства, редких рукописей, на свои деньги строили прекрасные архитектурные памятники, музеи, открывали частные театры.

Крестьянский быт изменился незначительно - те же холщовые, пестрядинные рубахи и порты, те же онучи и лапти, зипуны и полушубки, рукавицы и шапки. По-прежнему жили крестьяне в «черных» избах (топились «по-черному» ), «белые» избы появлялись только у богатых сельчан. Убранство в домах - деревянные столы и лавки, кровати и посуда. Имелась посуда и из глины, металлическая же встречалась редко.

В тяжелых бытовых условиях проживал мастеровой люд - тесные и грязные помещения, плохая одежда; их еда - хлеб и квас, тюря и капуста. Работали они по 14-15 часов в сутки, за провинности их ждали штрафы и наказания, каторга или рекрутчина. Старики кормились «мирским подаянием». Некоторые забывались в кабаках.

«Капиталисты» - крестьяне и мастера выходили в купцы, промышленники и стремились подражать дворянам в одежде и иных предметах обихода.

Психология чиновничества формировалась средой учреждений с их нередкими злоупотреблениями и произволом, раболепием и взяточничеством. В.В. Капнист, драматург и поэт, в комедии «Ябеда» так обрисовал облик чиновника-хапуги:
Бери - большой тут нет науки.
Бери, что только можешь взять.
На что ж привешаны нам руки.
Как не на то, чтоб брать, брать, брать…

Культура

Многие исторические списки охватывают, как правило, достижения, совершенные в тот или иной период. Ниже представленный список – это тоже своего рода достижения, но не такие, какими мы их себе представляем. Это немного иной прогресс, достигнутый людьми в 18 веке.


10. Личная гигиена

Сегодня мы высоко ценим личную гигиену, но вплоть до начала 18 века человек мог за всю свою жизнь ни разу не погрузиться в воду. Многие люди полагали, что купание – это нездоровая вещь, а "замачивание" своего тела в воде, особенно горячей, позволяет различного рода болезням и инфекциям проникать в организм. Даже если человек все же решался принять ванну, то он делал это в одежде! Эта привычка сохранилась вплоть до конца 19 века.


9. Дезодорант

До 1880-х годов люди и не думали о создании дезодоранта, несмотря на то, что большинство из них большую часть времени очень дурно пахли, но никакого чувства дискомфорта они от этого не испытывали. Богатые пытались замаскировать дурной запах большим количеством духов, однако, сегодня каждому известно, что такой метод не работает.


Стоит отметить, что еще в 9 веке эрудит Зиряб (Ziryab) предложил идею создания дезодоранта для подмышек, но она не прижилась. Вплоть до 1888 ничего подобного не существовало. Именно в этом году началось серийное производство первых дезодорантов, которые имели феноменальный успех на западе. Эти дезодоранты доступны и сегодня, они выпускаются под брендом "Мама".

8. Груминг

Женщины не ухаживали за волосами на своем теле. В западном мире удаление волос с тела не было обычной практикой вплоть до 1920-х годов. Существуют, безусловно, некоторые страны, женщины в которых до сих пор не предпринимают ничего со своими волосами на теле. Однако, не стоит говорить сейчас об этом.


7. Туалеты

Дома в тот период времени дурно пахли естественными испражнениями человеческого организма. Тогда не существовало водопровода, а большинство людей облегчались в горшок, который можно было оставить до тех пор, пока кто-либо не решался выкинуть его содержимое в ближайшее окно. Позднее горшки сохранились в некоторых домах, но уже были созданы открытые туалеты. Однако, даже в викторианскую эпоху, горшки использовались в качестве экстренного туалета в ночное время.


6. Туалетная бумага

Туалетная бумага была изобретена в конце 18 века, а до тех пор люди пользовались подручными средствами. Богатые могли себе позволить роскошь вытирать себя лоскутами ткани. Бедные пользовались старыми тряпками, листьями, мхом и … руками! Даже древние римляне жили лучше – они для этих целей использовали намотанную на палку ткань, а после погружали ее в ведро с водой. На картинке изображен портативный туалет 18 века.


5. "Постельные" насекомые

Заражение постельными жуками и насекомыми приняло в 18 веке угрожающие размеры. Они считались нормой жизни. К сожалению, эти насекомые, безусловно, были причиной распространения многочисленных заболеваний. Они оставались постоянной проблемой вплоть до современных времен. В викторианскую эпоху женщинам рекомендовалось протирать низ кроватей керосином, чтобы убить всех нежелательных гостей.


4. Время критических дней

У женщин в тот период было несколько "моделей" поведения. Некоторые пользовались куском ткани, причем неоднократно одним и тем же, более того, эти лоскуты сушили на видном месте одновременно с другими вещами, совершенно ничего не стесняясь. Поэтому лучше было не смотреть через забор к соседям. Однако, были и такие женщины, которые не пользовались ничем, и позволяли силе тяжести "делать свое дело".


3. Навоз, навоз и еще раз навоз

В больших городах на улицах пахло смесью навоза, человеческих экскрементов и гниющих растений. Если вы когда-либо задумывались над тем, откуда взялась джентльменская традиция идти ближе к краю дороги, не копайте глубоко, она появилась также из-за того, чтобы защитить свою даму от брызг проезжающих мимо автомобилей. Когда вы в следующий раз увидите в фильме, когда мужчина галантно бросает свой плащ на землю, чтобы его дама прошла, помните: вполне вероятно, что он прикрывает вовсе не лужу.


2. Гигиена полости рта

Зубная гигиена представляла собой нечто большее, чем пользование зубочисткой и вытирание десен тканью. У женщин, как правило, зубы были в худшем состоянии по сравнению с мужчинами в связи с потерей витаминов во время беременности.


У бедных людей все происходило именно так, но для зажиточных итальянская компания Марвис начала еще в начале 1700-х годов изготавливать свою зубную пасту (они по сей день продолжают ее выпускать). Но, откровенно говоря, люди были больше озадачены покупкой мяса, чем заинтересованы в покупке итальянской зубной пасты. Это было абсолютно несущественно.

1. Ртуть

Абсолютно каждый человек в то время был инфицирован вшами. Но не стоит опасаться, так как они выбрали удивительное лечение от этого: ртуть! В 18 веке у Европы был роман с ртутью. Они ее ели, втирали в кожу, становились сумасшедшими и умирали. Что касается "положительных" сторон, то она сначала убивала вшей!

18 век можно назвать периодом настоящих контрастов. Это касается и повседневного быта дворян, который в 18 веке отличался особой волной чувств. При этом, чем богаче был человек, тем более разнообразнее была его жизнь. Чего не скажешь о бедном населении.

Например, можно подчеркнуть, что в России после Петра Первого дворяне чувствовали себя очень хорошо. Чего никак не скажешь о крестьянах, так как им было особенно плохо. Интересно, что на фоне богатых, бедные выглядели особенно по нищему. Но дворяне на это внимание не обращали. Их насыщенная жизнь весельем и радостями никак не была дискомфортной.

Быт дворян 18 века отличался тем, что у них был престиж. Имея высокое положение, которое они занимали в обществе, а также подкрепление материальными благами, дворяне могли вести праздную жизнь. Они на протяжении всей жизни занимались бездельем. Это было их главным занятием.

У аристократии вся жизнь и ее быт были связаны только со светскими приемами. Поэтому во всех домах бояр было много богатства, которое красиво украшало их. Также на красоту домов влияет Запад. Теперь в дома бояр входит просветительский абсолютизм.

Во всех домах аристократов можно было найти библиотеку, в которых было много книг, авторами которых были западные писатели. Гостиная имела вид шикарного зала, в котором всегда был камин. Такие зимние резиденции очень радовали их хозяев особенно зимой. При этом знать старалась обустроить себе жилище не столько для жизни, сколько для того, чтобы не ударить в грязь лицом. Ведь часто они приглашали друг друга в гости, устраивая балы и богатые приемы.

Но были и положительные моменты в праздности знати. Например, у них было время на образование. Их честь и нравы тоже много значили для каждого в отдельности. Благодаря всему этому поднималась культура России. К тому же дети бояр получали хорошее образование, которое им давали иностранные учителя, ведь в то время на Руси с образованными людьми была напряженность.

Когда ребенку исполнялось 15-17 лет, то после получения начального образования его отдавали в школы закрытого типа. Юноши там учились ведению войны, изучали стратегическое влияние на победу, а девушки обучались правилам хорошего тона. Они узнавали больше об основах семейной жизни.

При этом семейные обязанности муж и жена вели размыто. Например, в современном мире мужчины – это добытчики, что же касается дворян, то им не было нужды работать. Так как мужчины, впрочем как и женщины, вели праздную жизнь. Ведь доходы они получают от прибыли поместья. Стабильное поступление материальных средств, доставшегося наследства было хорошей помощью для безбедного существования дворянина. Были средства даже, чтобы содержать жену и нескольких детей.

Что же касается женских обязанностей в семье, то они тоже не должны были убираться, готовить. Все, что от них требовалось, так это занятия детьми. При этом не столько воспитанием, сколько поиском выгодных партий. Причем такой поиск начинался прямо с младенчества. При этом обычно иметь дочь было не так приятно, как мальчика. Ведь для дочери нужно было готовить приданное, и как раз-таки именно ей нужен был хороший богатый муж.

Помимо городского дворянства, в России были и провинциалы. Они были менее образованными, но такими же богатыми и ленивыми. Но при этом провинциальные дворяне никак не хотели отступать от столичных сородичей. Поэтому они тоже вбухивали уйму средств на образование, на облагораживание своих домов. Они проводили богатые приемы, чтобы ничем не отличаться от своих сородичей.

Поэтому дворянские усадьбы зачастую представляют собой полную копию домов, которые были в Петербурге. Правда, помимо красивого и роскошного дома, на территории участка у провинциалов было много хозяйственных построек. Все-таки деревня. В этих постройках естественно обитала живность. Доход провинциальных дворян зависел от крепостных, точнее от налогов, которые они платили. Получается, что благополучие дворян напрямую зависело от благополучия крестьян. Например, можно вспомнить «Мертвые души».

В этом рассказе ясно видно, что чем больше количество крестьян или душ значится в поместье, тем дороже оно стоит. А продать выгодно имение – это большая удача. Так было и среди провинциальных дворян. Они были на самом деле беднее, чем столичные дворяне, но при этом тратили столько же, если не больше.

Также провинциалы помимо удовольствия больше ничем не занимались. В их домах даже если и была библиотека, то книги никто не читал. Люди по своему большинству просто ленились. Это касалось и детей. Они тоже ничему не обучались. Единственное, что провинциалы умели, так это читать и писать свое имя и фамилию, а также считать, сколько доходов они имеют.

Такая необразованность приводила к тому, что дворяне, жившие в деревнях, все сильнее и сильнее отличались от городских дворян. Безделье приводило ко все большему невежеству. Мужчины любили охоту, а женщины сплетни. При этом предметом их разговора можно назвать моду и императорский двор, о чем достоверно из них никто ничего не знал.

Некоторые эксперты из числа военных, основываясь на данных различных водоохранных, экологических и статистических служб, пришли к выводу, что в нашем XXI веке возможны катастрофические по своей разрушительной мощи военные столкновения! И причиной их может стать не нефть, не газ, не уголь… А битва за простую чистую воду! Земля высыхает стремительно. Уже сейчас во многих странах с водой сильные проблемы.
Источник: artchive.ru

До недавнего ведь времени любая война воспринималась человеком, чуть ли не как благо. Только, может быть, в последний — ХХ-й — век изменилось в некотором роде отношение к войне именно как к злу, но и то это произошло уже после Второй мировой войны. Войну ООН в ХХ веке осуждает. А все предыдущие века одни племена охотно вырезали другие, исчезали под мечом и огнем целые цивилизации и народ все время требовал от своих правителей победоносных вооруженных походов. Скучно было простому люду без войны, хотя и сам он от них страдал.

Может быть, в XXI веке будет поход «брат на брата» не только из-за воды. Если глобальная война случится, то ни о каком увеличении говорить не придется. Войны всегда косили людей, невзирая на статистику. Но если предположить, что особых катаклизмов, как природных, так и техногенных, военных, не будет, то средняя продолжительность жизни должна увеличиться. Об этом говорит история, если взглянуть в глубь веков. Что мы и попытаемся сделать на примере России.

Источник: hudojnik-peredvijnik.ru

К сожалению, каких-либо достоверных источников о численности населения (до 1700-х годов) у историков и демографов нет. Есть лишь предположения, что с момента основания Москвы в 1147 году и до XVII —XVIII века люди, в основном, жили недолго. Да и само население было разбросано, разобщено и размножалось по принципу «рожай больше». Потому как все равно чуть ли не половина детишек умрет. Женщины рожали действительно много, ибо чтобы выжить, семьи должны были быть большими и сплоченными. Больше детей — больше работников! Пахарей, кузнецов, лепщиков, плотников…

О контрацепции простому люду ничего почти не было известно. Лучшим методом контрацепции для девушки было дать стрекача от возбужденного мужика, но убежать можно раз, ну два, а чтобы прокормиться и выжить, нужно было снова возвращаться в общину, в семью. Случаи инцеста тогда тоже случались, и женщины рожали даже от родных отцов, братьев, дедов, а не только от ухажеров и мужей.
Источник: artchive.ru

Но вот беда: вымирал люд не менее скоро. Жуткие эпидемии косили население под основание. Иногда вымирали целые города и окружающие их деревни. Роды принимали бабки, а не врачи-акушеры, как сейчас, и не было ни оборудования для размещения и ухода за роженицами, ни лекарств, ни особой гигиены… При родах погибала масса младенцев, да и матерей. Мужчин убивало эшелонами на войнах и в бунтах. То есть в Средние века большой приток новорожденных срезался высочайшей смертностью людей в юных годах. До полноценной, в нашем понимании, старости (60 лет и выше) очень мало кто тогда доживал. Медицина была не развита, любой порез мог нагноиться, и дело доходило до летального исхода от самых прозаических вещей.

Жили в Средние века недолго. Например, ученые подсчитали, что во Франции тогда колебалось от 21 до 36 лет, и в среднем составляла 30 лет . Одна из основных причин — чума, которая опустошала своим смертельным ходом чуть ли не целые провинции.

В России в XVIII веке стали вести первые официальные бумаги по учету убыли населения, то есть умерших людей. Вот тогда и были заложены официальные основы нынешней системы ЗАГС. Как ни крути, а статистика — хребет государства. За каждой цифрой стоит или человеческая судьба, или трагедия, или радость. Сводные книги умерших тех веков — это уже зачаточная форма статистики.



Фото:

Демографы нашей страны сопоставляли в своих исследованиях прирост населения в России XVII века и за этот же период в странах Европы и пришли к выводу, что темпы прироста числа людей в обоих случаях были примерно одинаковые. Так что средняя продолжительность жизни в России Средних веков, скорее всего, не сильно отличалась от французских величин за аналогичный период. Мужчин рождалось больше, но и гибли они в больших количествах. Достаточно сказать, что вплоть до XIX века чуть ли не половина русских мальчиков не доживала до 10-летнего возраста!

На Руси, правда, есть своя особенность: тут издревле народ крепко били. Причем не только внешние интервенты, но и внутренние. Иван Грозный и его опричнина унесли столько жизней, что даже приблизительно их трудно подсчитать. Репрессии к собственному народу почему-то всегда были в чести у русских правителей. «Бей своих, чтобы чужие боялись». Советское время, после революций, особенно это показало. В принципе, и цари наши не особенно церемонились с народом.

В советское время и позже имела свои особенности.



Рассказать друзьям