Что рассказывает иван васильевич об обстановке. После бала

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828-1910)

«После бала»

Одна из статей в газете «Литература» (1996. - № 6) начинается утверждением: «Рассказ Толстого «После бала» занимает прочное место во всех школьных программах по литературе. Однако, несмотря на хрестоматийность, даже своего рода зачитанность, рассказ этот, как представляется, еще не реализовал всех своих возможностей в курсе литературы средних классов». Следует поэтому, опираясь на опыт предшествующих лет, учесть и наиболее современные трактовки этого произведения.

Учитель в 8 классе, конечно, использует знания учащихся, усвоенные ими в 5 классе («Кавказский пленник») и в 7 классе (повесть «Детство»), напомнит школьникам известные им биографические сведения о Л. Н. Толстом. Во вступительном слове к данной теме следует сделать акцент на последнем периоде жизни и творчества писателя, поставив перед восьмиклассниками напрашивающийся вопрос: «Почему Л. Н. Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»?» Можно использовать при этом отрывок из книги К. Н. Ломунова «Лев Толстой»:

«В «После бала» описано действительное событие, о котором Толстой узнал, когда был студентом и жил в Казани. Его брат, Сергей Николаевич, влюбился в дочь местного воинского начальника и мечтал о женитьбе. Однажды совершенно случайно он стал свидетелем экзекуции, которой командовал полковник, отец его невесты. Он увидел, как в чем-то провинившегося солдата гонят сквозь строй и под грохот барабанов бьют его по спине шпицрутенами.

Бравый полковник накануне вечером весело танцевал на балу с красавицей-дочерью мазурку, а рано утром отправился на плац и хладнокровно распоряжался истязанием солдата… Не теряя присутствия духа, он спокойно «засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью».

Методика изучения самого рассказа утвердилась издавна и прочно. Так, в пособии «Методические указания к хрестоматии «Родная литература» для 7 класса» под редакцией М. Н. Салтыковой (М.; Л.: Учпедгиз, 1950) разработана система уроков по теме, ставшая на многие годы типовой. Авторы подчеркивают, что все в рассказе подчинено основной его идее - страстному протесту против насилия и лицемерия. Этому служат и композиция рассказа, и все его художественные средства. Контраст между парадной стороной жизни и ее подлинным лицом особенно сильно ощущается потому, что сцены бала и утра после бала написаны по одному плану, но насыщены резко различным содержанием.

После вступительного слова учителя учащимся предлагается опережающий вопрос:

Почему рассказ называется «После бала»?

Известно, что первоначально писатель называл рассказ по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец». Напоминаем ученикам и слова Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра».

Определив роль рассказчика, учащиеся осмысляют самый его рассказ:

Каким же был в юности Иван Васильевич?

Какие моменты на балу делали его для Ивана Васильевича «чудесным»?

Как воспринимал рассказчик полковника на балу? Что во внешности полковника говорит о том, что это был действительно тип николаевского служаки?

В каком настроении и почему покидает Иван Васильевич бал?

Сопоставьте музыку на балу и в сцене экзекуции.

Кто и как, кроме Ивана Васильевича, воспринимает сцену наказания?

Знал ли полковник на балу, что наутро предстоит экзекуция? Как это сочетается с его настроением на балу? Какой новый смысл приобретает на плацу фраза полковника, произнесенная на балу: «Надо все по закону»? В каком контексте упоминается в рассказе замшевая перчатка?

Подходит ли полковник к процедуре наказания формально, как к тяжелой обязанности, или иначе? Понимает ли полковник, что дело, которое он совершал, - омерзительное, постыдное дело?

Если подлинное лицо полковника раскрывается в сцене экзекуции, то зачем так подробно он изображен на балу?

Каково отношение рассказчика к тому, что он видел? Чего никак не мог понять Иван Васильевич в поведении полковника?

Авторы в неплохой методической работе в качестве идеологического довеска упрекают героя рассказа в том, что он не видит пути изменения тогдашних порядков в форме революционной борьбы с самодержавным строем. Эти издержки тогдашнего времени объяснимы, их следует учесть и при использовании других пособий по теме.

В статье Н. В. Колокольцева в пособии «Л. Н. Толстой в школе» под редакцией В. В. Голубкова и С. М. Петрова (М.: Просвещение, 1965) дается весьма полезный обзор различных подходов к анализу рассказа методистов и учителей М. А. Рыбниковой, В. В. Голубкова, К. А. Славиной и др.

В сборник статей под тем же названием «Л. Н. Толстой в школе» (М.: Просвещение, 1977) помещена статья А. К. Базилевской , в которой учитываются работы М. А. Рыбниковой, В. В. Голубкова, Г. И. Беленького, Н. В. Колокольцева. Автор напоминает, что Толстой-художник всегда заботился о том, чтобы в произведении «все свести к единству». В рассказе «После бала» таким объединяющим началом стал контраст. В раскрытии контраста, проясняя и усиливая его, участвует точка зрения рассказчика. Обращается внимание на неоднократное повторение рассказчиком словечка «что-то»: от «чего-то большого, черного», которое виднелось в поле, до итогового размышления: «…стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».

Многие методисты организуют групповые работы по сопоставлению контрастных элементов рассказа. Так, Н. Кулагина предлагает сравнить слова из двух основных частей рассказа, обозначающих цвет, звуки, музыку, действия, движения, чувства.

Л. П. Филлипс предлагает план сопоставления контрастных элементов с выделением учащимися ярких деталей, подчеркивающих контраст первой и второй картин, например:

В статье С. Волкова (Литература в школе. - 1996. - № 6) представлены два варианта изучения рассказа: традиционный, с непосредственным выходом на двухчастное строение и соотнесенность этих частей и выясняющий более сложный вопрос: «Зачем Толстой вводит в рассказ повествователя?» (с привлечением материала повести «Детство», в которой рассказ тоже ведется от первого лица). Исходя из того, что основным объектом рассказа является внутреннее чувство героя, задаются вопросы:

Как же меняются эти чувства на протяжении всего рассказа? Обратите внимание на описание предмета влюбленности - Вареньки. Какое значение имеет подчеркнутое выделение белого цвета в ее облике? (Эта деталь будет иметь значение в дальнейшем.)

Ощущение счастья у героя сохраняется даже на улице. И вдруг… Что же происходит «вдруг»? Что заставляет насторожиться? Какое имеют значение «что-то большое, черное» и «нехорошая музыка»?

При каждом ударе несчастный «оскаливает белые зубы». Как вы объясните эту деталь?

Почему Иван Васильевич так резко прореагировал на событие? Ведь не Варенька же била по лицу солдата своей ручкой? Какой путь избирает для себя Иван Васильевич в мире, который он не может изменить?

Так с чего же надо начинать, по мнению Л. Толстого: с изменения «внешних условий», «среды» или себя? А вы как думаете?

Напомним, что рассказ начинается именно с этого: с разговора о том, что для личного совершенствования необходимо изменение условий жизни людей, т. е. окружающей среды. Это один из коренных вопросов любой эпохи и любого общества: изменится ли среда, если люди будут сами себя совершенствовать, или же с теми людьми, которые есть, следует изменять эту среду, потому что иначе «среда заедает». Предложим учащимся решить эту проблему на основе рассказа Л. Толстого:

Может ли сам по себе коренным образом измениться полковник Б., обязательно ли среда, состоящая из полковников Б., «заест» такого человека, как рассказчик?

Для Ивана Васильевича в его молодые годы на предмете его любви были бронзовые одежды. Что еще в этом рассказе вызывает ваш особый интерес?

Если о Вареньке Б. говорится, что она и в 50 лет была замечательная красавица, а рассказывается о ней восемнадцатилетней, то ясно, что с того времени прошло более 30 лет. Вспомним, что и в повести Тургенева «Ася» рассказ ведется много лет спустя после описываемых событий. Какой характер это придает повествованию?

Иван Васильевич был доведен сценой экзекуции до физической тоски. Его мучило, что он не понимал того, что знал полковник, если мог так поступать. А как вы объясняете себе, почему полковник бил по лицу слабого солдата, недостаточно сильно ударившего истязуемого татарина? Ведь в этом случае полковника никто не проверял и не мог уличить его в том, что он действовал «не по закону».

Какая основная антитеза лежит в основе рассказа?

Предлагаем вариант изучения рассказа Л. Н. Толстого «После бала» (фрагменты) из опыта учителя-словесника К. А. Ремизовой .

1-й урок . Краткие сведения о Л. Н. Толстом, история создания рассказа.

2, 3, 4-й уроки . Анализ рассказа, раскрытие его идейного смысла, особенностей композиции и языка.

5-й урок . Заключительная беседа.

На первом уроке минут пятнадцать - двадцать я отвела на сообщение кратких сведений о Л. Н. Толстом. Я рассказала о том, что Толстой прожил большую жизнь, был свидетелем многих исторических событий, отразил в своих произведениях русскую жизнь за целое столетие, что в творениях Толстого правдиво показан быт и характеры русских крестьян, помещиков, великосветских дворян, генералов, офицеров, солдат, крупных и мелких чиновников. При этом я называла некоторые произведения: «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы», «Поликушка», «Хаджи Мурат» и др. <…>

Рассказ «После бала» отражает казанский период жизни юного Толстого в 40-х годах XIX века, когда он, учась в университете, отдавал много времени светским развлечениям. В Казани он знал одного полковника, который явился прототипом героя рассказа - отца Вареньки.

Толстой раскрывает в рассказе «После бала» одну из безотрадных сторон жизни николаевской России - положение царского солдата. Я напоминала о двадцатипятилетнем сроке службы, о бессмысленной муштре, о полном бесправии солдат, о страшном наказании - проведении сквозь строй, которое изобразил Толстой в своем рассказе.

Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича, который вспоминает случай, изменивший всю его жизнь.

Учитель делает вступление, а затем предлагает учащимся дома внимательно прочитать рассказ до конца, выписать незнакомые слова и выражения и, озаглавив две основные части рассказа, подумать над тем, какое значение имеет каждая из них.

На втором уроке после проверки домашнего задания ученики записали краткий план рассказа:

1. Вступление.

2. Описание бала.

3. После бала.

4. Заключение.

Анализ текста мы вели при помощи вопросов, обращенных к классу. Школьники приводили развернутые, подкрепленные цитатами ответы. В случае надобности они тут же, на уроке, обращались к тексту. Вот эти вопросы:

1. От чьего лица ведется рассказ? О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич? Какое чувство делало его жизнь особенно прекрасной?

2. Как рассказчик описывает Вареньку?

Я обратила внимание ребят на исключительную яркость, выразительность нарисованного Толстым в первой части рассказа портрета Вареньки.

3. Что рассказал Иван Васильевич об обстановке бала и о своем настроении на балу?

4. Как изобразил рассказчик отца Вареньки на балу? Какое чувство испытывал к нему Иван Васильевич?

5. С каким настроением вышел рассказчик из дому в утро после бала?

6. Что изменило счастливое настроение рассказчика?..

7. Как показан полковник в сцене на площади?..

8. Какое чувство охватило Ивана Васильевича при виде этого зрелища?

9. В какой же части рассказа раскрывается истинное лицо полковника?

Учащиеся делают вывод, что образ полковника раскрыт Толстым во второй части - после бала.

Толстой показал, что приветливый, ласковый, доброжелательный в своем кругу человек, по существу, жесток и беспощаден.

Итак, на уроке школьники еще раз прочитали наиболее значительные места, а учитель в процессе чтения разъяснил отдельные слова и выражения.

Далее ученики получили домашнее задание: подготовить подробный пересказ двух центральных частей рассказа, причем в первой части выделить описание бала, Вареньки, полковника, танцующего мазурку с дочерью, настроение рассказчика на балу, а во второй части - сцену наказания татарина и облик полковника.

Третий урок начался опросом учащихся. В соответствии с заданием пересказы были подробными. Учащиеся, когда это было необходимо, с места дополняли отвечавших.

Затем я спросила: какую же часть рассказа надо считать основной для понимания его идейного смысла?

Несомненно, ту, в которой изображен эпизод, изменивший жизнь Ивана Васильевича, где раскрыто подлинное лицо полковника.

Эта часть особенно сильна и убедительна в сопоставлении с первой. Рассказ построен на приеме контраста, или антитезы, путем показа двух диаметрально противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены переживаний рассказчика.

Контрастности автор достигает средствами языка. Привлекаю внимание класса к тому, как передает Толстой счастливое настроение Ивана Васильевича на балу, его все нараставшую радость, а затем подавленность, чувство стыда, возникшие при виде наказания татарина.

Учащиеся делают наблюдения над языком первой части произведения.

Рассказчик описывает бал восторженно, приподнято. Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный. К отцу Вареньки он испытывает восторженное, нежное чувство, его умилили сапоги полковника: «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог». Иван Васильевич не только любуется танцующими отцом и дочерью, но и с восторженным умилением смотрит на них; он соединяет «его и ее в одном нежном умиленном чувстве», которое, все нарастая, изливается и на лакея Петрушу, лицо которого кажется Ивану Васильевичу умилительно трогательным. Иван Васильевич счастлив, он «обнимал… весь мир своей любовью».

Учащиеся делают пометки в тексте, а дома записывают подчеркнутые места в тетрадь, страница которой озаглавлена так: «Язык рассказа «После бала». Тетрадь разделена на две колонки с подзаголовками: «На балу» и «После бала».

На четвертом уроке восьмиклассники читают выписанные ими цитаты из первой части рассказа, после чего переходят к наблюдениям над языком второй части: характерные образцы они отмечают в тексте и тут же записывают их в правой колонке страницы тетради.

Школьники убеждаются в том, что для изображения сцены наказания татарина, изменившей не только настроение Ивана Васильевича, но и всю его жизнь, Толстой отобрал иные, чем в первой части, языковые средства.

Музыка на площади другая: жесткая, неприятная, визгливая мелодия, все время повторяющаяся.

Образ Вареньки в белом платье с розовым поясом, грациозной, с ласковыми глазами, сияющим лицом заслоняют: кузнец в засаленном полушубке, солдаты в черных мундирах, спотыкающийся, корчившийся человек с лицом, сморщенным от страдания, его спина - «что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное». Это наказываемый за побег татарин, а рядом с ним - отец Вареньки со своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. Но он уже не тот, что на балу: ничего не осталось от приветливого, милого члена общества, нежного отца. У него гневный голос, он хмурится грозно и злобно, сильной рукой бьет по лицу испуганного, малорослого, слабого солдата.

Так контрастная композиция рассказа и соответствующий язык помогают раскрыть идею произведения, сорвать маску добродушия с лица полковника, показать его подлинную сущность.

На последнем, пятом, уроке мы слушаем подготовленные характеристики. Учащиеся хорошо поняли задание. Они следовали контрастной композиции рассказа (полковник на балу и после бала), характеристику полковника подкрепляли выразительными цитатами, а в конце своих сообщений делали вывод, соответствующий идейному смыслу изучаемого рассказа.

Во второй половине урока мы остановились на заключительной части рассказа: на отношении рассказчика к описанному событию.

Переживания Ивана Васильевича, вызванные сценой наказания, сильны и глубоки. Так может переживать честный, добрый человек, который испытывает отвращение к жестокости и насилию. Для себя лично Иван Васильевич сделал выводы. Утро после бала изменило его жизнь: он не женился на Вареньке. «Любовь пошла на убыль», потому что, видя Вареньку, Иван Васильевич вспоминал полковника на площади. Он не пошел служить в армию, как хотел прежде, и не служил вообще, боясь быть вынужденным принимать активное участие в насилии. Но он не сделал вывода, что с насилием надо бороться, а считал, что если полковник и другие совершали его с таким сознанием необходимости и своей правоты, то они знали что-то такое, что не знал он.

Подготовленные учащимися устные характеристики были закреплены домашней письменной работой на тему «Изображение полковника на балу и после бала в рассказе Л. Н. Толстого».

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860-1904)

«О любви»

Рассказы А. П. Чехова появляются на уроках уже в начальной школе. По данной программе учащиеся знакомятся с рассказами «Хирургия» в 5 классе, «Лошадиная фамилия» в 6 классе, «Хамелеон», «Злоумышленник» в 7 классе, «Пересолил», «Тоска», «Размазня», прочитанными самостоятельно, «О любви» в 8 классе.

В учебнике рассказ Чехова «О любви» поставлен рядом с бунинским рассказом «Кавказ». Проблема любви, любовного треугольника - вечная проблема и жизненная ситуация, которая рассматривается во многих классических произведениях и часто встречается в жизни. Сложность этой проблемы необычайна, поэтому важно, чтобы в классе школьники могли задуматься над ней, высказать свое отношение, с чем-то поспорить, с чем-то согласиться, а главное - понять авторскую мысль. Приведем несколько фрагментов из работ восьмиклассников учительницы В. А. Болдиной (школа № 1666 Москвы).

1. «Читая рассказ Чехова «О любви», я невольно задумалась над тем, как я отношусь к главному герою - Алехину. Нельзя отрицать, что он человек честный, поскольку приехал в деревню и начал работать, чтобы уплатить долг своего отца. Но постепенно Алехин начал опускаться… Случалось, что он засыпал в сарае или в сенях. К тому же ему не нравилось вести сельское хозяйство, он делал эту работу «не без некоторого отвращения».

Когда Алехин влюбился в Анну Алексеевну… он показал себя с лучшей стороны: не стал разбивать счастливую семью…»

2. «…Герой влюбился в Анну Алексеевну… Это поставило его в сложную ситуацию. Он стал пленником своих бесконечных размышлений, боялся открыть чувство любви самому себе, боялся, что все это выльется наружу и создаст кучу неудобств. Он не мог разрушить семью, предать дом, в котором ему верили и где его любили. Даже когда он понял, что все то, что мешает ему любить, ненужно, мелко и обманчиво, Алехин мог оставить все, погнаться за своей любовью, но он этого не сделал. Несмелость и нерешительность помешали его любви.

Нет, я не обвиняю этого героя, мне жаль его… Как много нужно человеку времени и душевных сил, чтобы осознать, что любовь превыше всего…»

3. «…Перед расставанием с Анной Алексеевной Алехин понял, как были мелочны все доводы, которые он приводил против любви к Анне Алексеевне…

Мне кажется, что в этом и заключается мысль писателя…»

4. «…Я думаю, что совместная жизнь А. А. и Алехина все равно бы не сложилась… Общество не приняло бы их союз и отвергло бы эту пару… и я не исключаю трагического финала этой истории, если бы герои поступили иначе, чем это было в рассказе…»

5. «…У меня сложилось впечатление, что любовь Алехина к Анне Алексеевне была наваждением. Образ жизни Алехина доказывает это: его беспросветные трудовые будни, в силу сложившихся обстоятельств, пробудили в нем желание любви и нежности, чего ему так не хватало. Знакомство с семьей Лугановичей внесло свежую струю в его жизнь… Алехин думал, почему эта женщина не встретилась ему в свое время. Но что он мог ей дать? Его образ жизни не позволял предложить ей что-либо лучшее…»

Как же лучше построить уроки по этой теме?

Началом разговора с учащимися по этой теме будет повторение предыдущего материала, прочитанного и усвоенного школьниками. Сообщения восьмиклассников о Чехове, пересказы текстов чеховских произведений, характеристика героев, чеховский юмор откроют уроки по этой теме.

Учитель дополнит их высказывания, оценит работу учащихся, подчеркнет, что впервые им предлагается рассказ Чехова о любви (их прежнее чтение было связано с юмористическими произведениями).

Восьмиклассникам предлагается разобраться в сложнейших отношениях между людьми. В рассказе сосредоточены мысли о любви, страдании, сочувствии, осуждении нерешительности и бездействия. Все это - тонкие понятия человеческого общения. Помочь подойти к авторскому осмыслению проблем, разобраться в них - задача учителя и учащихся. В следующем, девятом классе им предстоит познакомиться с более сложным сюжетом рассказа «Анна на шее».

Постижение рассказа «О любви» будет в большей степени подготавливать школьников к восприятию сложнейших ситуаций этого произведения.

Основные трудности в восприятии и осмыслении рассказа «О любви» в том, что мнение восьмиклассников основывается прежде всего на чувстве справедливости, сострадании, благородстве. Именно поэтому большинство учащихся считают, что герои поступили правильно, скрывая свои чувства, не поддаваясь им, сохраняя семью и ее спокойствие.

Школьники читают статью о Чехове, сам рассказ, готовят ответы на вопросы учебника, стараются осмыслить прочитанное произведение.

На следующем уроке школьники пересказывают статью о Чехове, отвечают на вопросы, кратко пересказывают текст произведения, выступают от лица одного из героев, участвуют в викторине, в которую включаются вопросы по всем изученным произведениям Чехова. (Какой рассказ так начинается...? Какой рассказ так завершается...? Какой герой так сказал...? И т. д.)

Работа восьмиклассников завершается итоговым словом учителя, который еще раз вместе с учащимися рассуждает о том, чему посвящен рассказ, какой теме, каким героям. На чьей стороне автор? Почему с такой грустью и безысходностью звучит концовка?

Над чем предлагает задуматься автор? В чем смысл концовки? Дома школьники еще раз перечитывают рассказ, стараясь письменно ответить на вопросы: «Кто прав и кто виноват в безысходности ситуации?», «Правильно ли поступили герои?» (на выбор).

Обратим внимание на высказывание литературоведа В. И. Коровина , подготовившего этот рассказ к изданию в издательстве «Детская литература»:

«Рассказ «О любви», составивший вместе с рассказами «Крыжовник» и «Человек в футляре» «маленькую трилогию», посвящен одной из «вечных» тем. Поэтому в нем особенно чувствуется настроенность писателя на философский лад. Что же такое любовь? - словно бы спрашивает себя Чехов-писатель. Однако его не устраивает абстрактное, отвлеченное рассуждение. Про любовь, считает он, можно лишь сказать, что «тайна сия велика есть». И такое суждение есть подлинная и неоспоримая правда. Чтобы все-таки приблизиться к пониманию того, что же представляет собой любовь и почему она оказывается возможной даже при несходстве характеров и при разности и несовпадении душевных качеств, нужно, говорит Чехов-доктор, «индивидуализировать каждый отдельный случай». Сначала писатель суживает разговор до особенностей, своеобразия «русской любви», которая, с одной стороны, состоит в романтизации чувства, в поэтизации его («украшают розами, соловьями»), а с другой - в проверке любви рациональными и даже «низкими», меркантильными соображениями («почем говядина за фунт?»). Между тем любовь - чувство бескорыстное, не терпящее рациональных вопросов, не поддающееся власти рассудка. Рассудочные вопросы убивают любовь. При этом вопросы далеко не праздные, а глубоко нравственные. История, о которой повествуется в рассказе, связана с хорошими, честными и благородными людьми. Ими овладели и подчинили себе и обстоятельства, и внутренние, личные причины, которые герои рассказа не в силах переступить. Суть чеховского рассказа состоит не в том, как надо практически повести себя в сложившихся условиях. Чехов не дает одинакового и годного для всех случаев или только для этого случая рецепта. Философский смысл рассказа проявляется в возвышении любви как чувства, перед которым все другие рассудочные соображения оказываются мелкими и незначительными: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Любовь в таком понимании выше всего на свете, она не нуждается в логических, рассудочных подпорках. В ней самой заключено ее оправдание. Драматизм ситуации, нарисованной Чеховым, и заключается в том, что герои оказались в плену обычных и сковавших их души представлений о любви».

Дома восьмиклассники самостоятельно читают рассказ «Шуточка», готовят пересказ или отзыв на этот рассказ.

Литература в школе. - 1953. - № 4.

Система уроков по изучению творчества Л.Н. Толстого

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828-1910)

«После бала»

Одна из статей в газете «Литература» (1996. - № 6) начинается утверждением: «Рассказ Толстого «После бала» занимает прочное место во всех школьных программах по литературе. Однако, несмотря на хрестоматийность, даже своего рода зачитанность, рассказ этот, как представляется, еще не реализовал всех своих возможностей в курсе литературы средних классов». Следует поэтому, опираясь на опыт предшествующих лет, учесть и наиболее современные трактовки этого произведения.

Учитель в 8 классе, конечно, использует знания учащихся, усвоенные ими в 5 классе («Кавказский пленник») и в 7 классе (повесть «Детство»), напомнит школьникам известные им биографические сведения о Л. Н. Толстом. Во вступительном слове к данной теме следует сделать акцент на последнем периоде жизни и творчества писателя, поставив перед восьмиклассниками напрашивающийся вопрос: «Почему Л. Н. Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»?» Можно использовать при этом отрывок из книги К. Н. Ломунова «Лев Толстой»:

В «После бала» описано действительное событие, о котором Толстой узнал, когда был студентом и жил в Казани. Его брат, Сергей Николаевич, влюбился в дочь местного воинского начальника и мечтал о женитьбе. Однажды совершенно случайно он стал свидетелем экзекуции, которой командовал полковник, отец его невесты. Он увидел, как в чем-то провинившегося солдата гонят сквозь строй и под грохот барабанов бьют его по спине шпицрутенами.

Бравый полковник накануне вечером весело танцевал на балу с красавицей-дочерью мазурку, а рано утром отправился на плац и хладнокровно распоряжался истязанием солдата… Не теряя присутствия духа, он спокойно «засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью».

Методика изучения самого рассказа утвердилась издавна и прочно. Так, в пособии «Методические указания к хрестоматии «Родная литература» для 7 класса» под редакцией М. Н. Салтыковой (М.; Л.: Учпедгиз, 1950) разработана система уроков по теме, ставшая на многие годы типовой. Авторы подчеркивают, что все в рассказе подчинено основной его идее - страстному протесту против насилия и лицемерия. Этому служат и композиция рассказа, и все его художественные средства. Контраст между парадной стороной жизни и ее подлинным лицом особенно сильно ощущается потому, что сцены бала и утра после бала написаны по одному плану, но насыщены резко различным содержанием.

После вступительного слова учителя учащимся предлагается опережающий вопрос:

Почему рассказ называется «После бала»?

Известно, что первоначально писатель называл рассказ по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец». Напоминаем ученикам и слова Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра».

Определив роль рассказчика, учащиеся осмысляют самый его рассказ:

Каким же был в юности Иван Васильевич?

Какие моменты на балу делали его для Ивана Васильевича «чудесным»?

Как воспринимал рассказчик полковника на балу? Что во внешности полковника говорит о том, что это был действительно тип николаевского служаки?

В каком настроении и почему покидает Иван Васильевич бал?

Сопоставьте музыку на балу и в сцене экзекуции.

Кто и как, кроме Ивана Васильевича, воспринимает сцену наказания?

Знал ли полковник на балу, что наутро предстоит экзекуция? Как это сочетается с его настроением на балу? Какой новый смысл приобретает на плацу фраза полковника, произнесенная на балу: «Надо все по закону»? В каком контексте упоминается в рассказе замшевая перчатка?

Подходит ли полковник к процедуре наказания формально, как к тяжелой обязанности, или иначе? Понимает ли полковник, что дело, которое он совершал, - омерзительное, постыдное дело?

Если подлинное лицо полковника раскрывается в сцене экзекуции, то зачем так подробно он изображен на балу?

Каково отношение рассказчика к тому, что он видел? Чего никак не мог понять Иван Васильевич в поведении полковника?

Предлагаю план сопоставления контрастных элементов с выделением учащимися ярких деталей, подчеркивающих контраст первой и второй картин, например:



Исходя из того, что основным объектом рассказа является внутреннее чувство героя, задаются вопросы:

Как же меняются эти чувства на протяжении всего рассказа? Обратите внимание на описание предмета влюбленности - Вареньки. Какое значение имеет подчеркнутое выделение белого цвета в ее облике? (Эта деталь будет иметь значение в дальнейшем.)

Ощущение счастья у героя сохраняется даже на улице. И вдруг… Что же происходит «вдруг»? Что заставляет насторожиться? Какое имеют значение «что-то большое, черное» и «нехорошая музыка»?

При каждом ударе несчастный «оскаливает белые зубы». Как вы объясните эту деталь?

Почему Иван Васильевич так резко прореагировал на событие? Ведь не Варенька же била по лицу солдата своей ручкой? Какой путь избирает для себя Иван Васильевич в мире, который он не может изменить?

Так с чего же надо начинать, по мнению Л. Толстого: с изменения «внешних условий», «среды» или себя? А вы как думаете?

Напомним, что рассказ начинается именно с этого: с разговора о том, что для личного совершенствования необходимо изменение условий жизни людей, т. е. окружающей среды. Это один из коренных вопросов любой эпохи и любого общества: изменится ли среда, если люди будут сами себя совершенствовать, или же с теми людьми, которые есть, следует изменять эту среду, потому что иначе «среда заедает». Предложим учащимся решить эту проблему на основе рассказа Л. Толстого:

Может ли сам по себе коренным образом измениться полковник Б., обязательно ли среда, состоящая из полковников Б., «заест» такого человека, как рассказчик?

Для Ивана Васильевича в его молодые годы на предмете его любви были бронзовые одежды. Что еще в этом рассказе вызывает ваш особый интерес?

Если о Вареньке Б. говорится, что она и в 50 лет была замечательная красавица, а рассказывается о ней восемнадцатилетней, то ясно, что с того времени прошло более 30 лет. Вспомним, что и в повести Тургенева «Ася» рассказ ведется много лет спустя после описываемых событий. Какой характер это придает повествованию?

Иван Васильевич был доведен сценой экзекуции до физической тоски. Его мучило, что он не понимал того, что знал полковник, если мог так поступать. А как вы объясняете себе, почему полковник бил по лицу слабого солдата, недостаточно сильно ударившего истязуемого татарина? Ведь в этом случае полковника никто не проверял и не мог уличить его в том, что он действовал «не по закону».

Какая основная антитеза лежит в основе рассказа?

1-й урок. Краткие сведения о Л. Н. Толстом, история создания рассказа.

2, 3, 4-й уроки. Анализ рассказа, раскрытие его идейного смысла, особенностей композиции и языка.

5-й урок. Заключительная беседа.

На первом уроке минут пятнадцать - двадцать я отвела на сообщение кратких сведений о Л. Н. Толстом. Я рассказала о том, что Толстой прожил большую жизнь, был свидетелем многих исторических событий, отразил в своих произведениях русскую жизнь за целое столетие, что в творениях Толстого правдиво показан быт и характеры русских крестьян, помещиков, великосветских дворян, генералов, офицеров, солдат, крупных и мелких чиновников. При этом я называла некоторые произведения: «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы», «Поликушка», «Хаджи Мурат» и др.

Рассказ «После бала» отражает казанский период жизни юного Толстого в 40-х годах XIX века, когда он, учась в университете, отдавал много времени светским развлечениям. В Казани он знал одного полковника, который явился прототипом героя рассказа - отца Вареньки.

Толстой раскрывает в рассказе «После бала» одну из безотрадных сторон жизни николаевской России - положение царского солдата. Я напоминала о двадцатипятилетнем сроке службы, о бессмысленной муштре, о полном бесправии солдат, о страшном наказании - проведении сквозь строй, которое изобразил Толстой в своем рассказе.

Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича, который вспоминает случай, изменивший всю его жизнь.

Учитель делает вступление, а затем предлагает учащимся дома внимательно прочитать рассказ до конца, выписать незнакомые слова и выражения и, озаглавив две основные части рассказа, подумать над тем, какое значение имеет каждая из них.

На втором уроке после проверки домашнего задания ученики записали краткий план рассказа:

1. Вступление.

2. Описание бала.

3. После бала.

4. Заключение.

Анализ текста мы вели при помощи вопросов, обращенных к классу. Школьники приводили развернутые, подкрепленные цитатами ответы. В случае надобности они тут же, на уроке, обращались к тексту. Вот эти вопросы:

1. От чьего лица ведется рассказ? О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич? Какое чувство делало его жизнь особенно прекрасной?

2. Как рассказчик описывает Вареньку?

Я обратила внимание ребят на исключительную яркость, выразительность нарисованного Толстым в первой части рассказа портрета Вареньки.

3. Что рассказал Иван Васильевич об обстановке бала и о своем настроении на балу?

4. Как изобразил рассказчик отца Вареньки на балу? Какое чувство испытывал к нему Иван Васильевич?

5. С каким настроением вышел рассказчик из дому в утро после бала?

6. Что изменило счастливое настроение рассказчика?..

7. Как показан полковник в сцене на площади?..

8. Какое чувство охватило Ивана Васильевича при виде этого зрелища?

9. В какой же части рассказа раскрывается истинное лицо полковника?

Учащиеся делают вывод, что образ полковника раскрыт Толстым во второй части - после бала.

Толстой показал, что приветливый, ласковый, доброжелательный в своем кругу человек, по существу, жесток и беспощаден.

Итак, на уроке школьники еще раз прочитали наиболее значительные места, а учитель в процессе чтения разъяснил отдельные слова и выражения.

Далее ученики получили домашнее задание: подготовить подробный пересказ двух центральных частей рассказа, причем в первой части выделить описание бала, Вареньки, полковника, танцующего мазурку с дочерью, настроение рассказчика на балу, а во второй части - сцену наказания татарина и облик полковника.

Третий урок начался опросом учащихся. В соответствии с заданием пересказы были подробными. Учащиеся, когда это было необходимо, с места дополняли отвечавших.

Затем я спросила: какую же часть рассказа надо считать основной для понимания его идейного смысла?

Несомненно, ту, в которой изображен эпизод, изменивший жизнь Ивана Васильевича, где раскрыто подлинное лицо полковника.

Эта часть особенно сильна и убедительна в сопоставлении с первой. Рассказ построен на приеме контраста, или антитезы, путем показа двух диаметрально противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены переживаний рассказчика.

Контрастности автор достигает средствами языка. Привлекаю внимание класса к тому, как передает Толстой счастливое настроение Ивана Васильевича на балу, его все нараставшую радость, а затем подавленность, чувство стыда, возникшие при виде наказания татарина.

Учащиеся делают наблюдения над языком первой части произведения.

Рассказчик описывает бал восторженно, приподнято. Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный. К отцу Вареньки он испытывает восторженное, нежное чувство, его умилили сапоги полковника: «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог». Иван Васильевич не только любуется танцующими отцом и дочерью, но и с восторженным умилением смотрит на них; он соединяет «его и ее в одном нежном умиленном чувстве», которое, все нарастая, изливается и на лакея Петрушу, лицо которого кажется Ивану Васильевичу умилительно трогательным. Иван Васильевич счастлив, он «обнимал… весь мир своей любовью».

Учащиеся делают пометки в тексте, а дома записывают подчеркнутые места в тетрадь, страница которой озаглавлена так: «Язык рассказа «После бала». Тетрадь разделена на две колонки с подзаголовками: «На балу» и «После бала».

На четвертом уроке восьмиклассники читают выписанные ими цитаты из первой части рассказа, после чего переходят к наблюдениям над языком второй части: характерные образцы они отмечают в тексте и тут же записывают их в правой колонке страницы тетради.

Школьники убеждаются в том, что для изображения сцены наказания татарина, изменившей не только настроение Ивана Васильевича, но и всю его жизнь, Толстой отобрал иные, чем в первой части, языковые средства.

Музыка на площади другая: жесткая, неприятная, визгливая мелодия, все время повторяющаяся.

Образ Вареньки в белом платье с розовым поясом, грациозной, с ласковыми глазами, сияющим лицом заслоняют: кузнец в засаленном полушубке, солдаты в черных мундирах, спотыкающийся, корчившийся человек с лицом, сморщенным от страдания, его спина - «что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное». Это наказываемый за побег татарин, а рядом с ним - отец Вареньки со своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. Но он уже не тот, что на балу: ничего не осталось от приветливого, милого члена общества, нежного отца. У него гневный голос, он хмурится грозно и злобно, сильной рукой бьет по лицу испуганного, малорослого, слабого солдата.

Так контрастная композиция рассказа и соответствующий язык помогают раскрыть идею произведения, сорвать маску добродушия с лица полковника, показать его подлинную сущность.

На последнем, пятом, уроке мы слушаем подготовленные характеристики. Учащиеся хорошо поняли задание. Они следовали контрастной композиции рассказа (полковник на балу и после бала), характеристику полковника подкрепляли выразительными цитатами, а в конце своих сообщений делали вывод, соответствующий идейному смыслу изучаемого рассказа.

Во второй половине урока мы остановились на заключительной части рассказа: на отношении рассказчика к описанному событию.

Переживания Ивана Васильевича, вызванные сценой наказания, сильны и глубоки. Так может переживать честный, добрый человек, который испытывает отвращение к жестокости и насилию. Для себя лично Иван Васильевич сделал выводы. Утро после бала изменило его жизнь: он не женился на Вареньке. «Любовь пошла на убыль», потому что, видя Вареньку, Иван Васильевич вспоминал полковника на площади. Он не пошел служить в армию, как хотел прежде, и не служил вообще, боясь быть вынужденным принимать активное участие в насилии. Но он не сделал вывода, что с насилием надо бороться, а считал, что если полковник и другие совершали его с таким сознанием необходимости и своей правоты, то они знали что-то такое, что не знал он.

Подготовленные учащимися устные характеристики были закреплены домашней письменной работой на тему «Изображение полковника на балу и после бала в рассказе Л. Н. Толстого».

От чьего лица ведется в рассказе повество­вание о том, что произошло на балу и после бала? Можно ли считать, что в рассказе «После бала» два рассказчика? Как можно назвать каждого из них, памятуя о том, что Иван Васильевич является и героем произведения?

Обратимся к началу рассказа.

«- Вот вы говорите, что человек не мо­жет сам по себе понять, что хорошо, что дурно…

Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами…»

Мы понимаем, что в произведении два рассказчика. Один ведет рассказ от авто­ра. Другой этим автором обозначен и как участник событий, и как рассказчик — это Иван Васильевич.

Прочитайте начало рассказа по ролям от ли­ца каждого из рассказчиков.

Исполнение от лица автора предполага­ет спокойное и лишенное эмоциональной окраски чтение. Решив читать от лица Ивана Васильевича, необходимо передать эмоциональное отношение этого человека к рассказу о своей трагической судьбе. Это тем более важно, что автор утвержда­ет: «увлекаясь рассказом… рассказывал он очень искренно и правдиво».

Перечитайте заключительную часть рассказа, возвращающую читателя к разговору о среде, о том, «что хорошо, что дурно». Почему автор в конце рассказа вновь вернулся к этому разгово­ру? Как сочетаются разговор-беседа, обрамляю­щая произведение, с темой и содержанием рас­сказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала? Почему «После бала» можно на­звать рассказом в рассказе? Как соотносятся в произведении прошлое и настоящее?

«После бала» — произведение, которое можно назвать рассказом в рассказе, по­скольку повествование Ивана Васильеви­ча о событиях на балу и после бала воз­никло в ходе беседы старых друзей. Они пытаются решить, «что хорошо, что дур­но». Иван Васильевич предлагает эпизоды из своей жизни, которые могут помочь ре­шению этого вопроса. Беседа друзей — рамка рассказа — является началом и концовкой этого произведения. Рамка (об­рамление) рассказа тоже важная часть для того, чтобы понять, насколько участ­ников беседы волнуют нравственные про­блемы.

Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой рас­сказа, расставшись с Варенькой? Что «видел» и «слышал» он под впечатлением веселого бала? Как чувства, испытываемые героем-рассказчиком по возвращении домой, проявляются в отношении к брату и лакею Петруше? Как воспринимает герой утренний городской пейзаж? Выпишите слова и выражения, которые наиболее емко передают со­стояние Ивана Васильевича.

Восторженное чувство охватило Ивана Васильевича на балу: «Я был не только ве­сел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Эти чувства только усили­лись после его расставания с любимой де­вушкой. И брат, и лакей Петруша показа­лись ему «умилительно трогательными». Не менее нежное чувство владело им и при взгляде на то, что окружало его на улице: «все было мне особенно мило и зна­чительно».

Какие чувства овладели Иваном Васильеви­чем после увиденного им жестокого наказания та­тарина? Почему в его рассказе о наказании так часто повторяются слова «стал различать», «стал смотреть», «увидал», «расслышал», «видел», «мельком увидал», «услыхал», «не зная, куда смотреть», «слышались слова»? Как они помогают постепенно раскрыть нарастание того чувства, ко­торое испытал герой рассказа в страшное утро эк­зекуции? Выпишите слова, которые передают со­стояние Ивана Васильевича как свидетеля наказа­ния.

«Мне было до такой степени стыд­но…» — говорит Иван Васильевич. Он уходит домой, а «у него на сердце была почти физическая, доходившая до тошно­ты, тоска». Многократно повторяющиеся слова, которые говорят о пристальном внимании невольного свидетеля наказа­ния, к тому, что происходит, заставляют и читателя вникнуть в существо происхо­дящего, понять переживания героя.

  1. С какой целью Л. Н. Толстой обращается к прошлому?
  2. В отличие от Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича...»), Гоголя («Тарас Бульба»), обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка видоизменившись, что прошлое с его социальным неравенством, жестокостью, несправедливостью незримо присутствует в дне сегодняшнем (время написания рассказа), что необходимо обновление жизни. В рассказе перекликаются две эпохи — та, которую изображает Толстой (40-е годы XIX века, эпоха Николая I), и та, которая присутствует незримо, в постановке социальных, философских проблем, вопросов морали (900-е годы).

  3. Какова основная тема рассказа?
  4. Это тема нравственной ответственности каждого члена общества за жизнь всех. Она раскрывается через образ рассказчика, Ивана Васильевича, жизнь которого, как он полагает, изменил один-единственный случай.

  5. Как построено произведение?
  6. В основе композиции — прием антитезы (бал и после бала), рассказ ведется от первого лица, в произведении два рассказчика: молодой человек, который знакомит читателя с Иваном Васильевичем, и сам Иван Васильевич, рассказчик и одновременно один из главных героев произведения. Перед нами, по сути, «рассказ в рассказе». Такая кольцевая композиция позволяет сблизить, а значит, и сопоставить две эпохи.

  7. От чьего лица ведется в рассказе повество-вание о том, что произошло на балу и после бала? Можно ли считать, что в рассказе «После бала» два рассказчика? Как можно назвать каждого из них, памятуя о том, что Иван Васильевич является и героем произведения?
  8. Обратимся к началу рассказа.

    «- Вот вы говорите, что человек не мо-жет сам по себе понять, что хорошо, что дурно…

    Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами…»

    Мы понимаем, что в произведении два рассказчика. Один ведет рассказ от авто-ра. Другой этим автором обозначен и как участник событий, и как рассказчик — это Иван Васильевич.

  9. Прочитайте начало рассказа по ролям от ли-ца каждого из рассказчиков.
  10. Исполнение от лица автора предполага-ет спокойное и лишенное эмоциональной окраски чтение. Решив читать от лица Ивана Васильевича, необходимо передать эмоциональное отношение этого человека к рассказу о своей трагической судьбе. Это тем более важно, что автор утвержда-ет: «увлекаясь рассказом… рассказывал он очень искренно и правдиво».

  11. Перечитайте заключительную часть рассказа, возвращающую читателя к разговору о среде, о том, «что хорошо, что дурно». Почему автор в конце рассказа вновь вернулся к этому разгово-ру? Как сочетаются разговор-беседа, обрамляю-щая произведение, с темой и содержанием рас-сказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала? Почему «После бала» можно на-звать рассказом в рассказе? Как соотносятся в произведении прошлое и настоящее?
  12. «После бала» — произведение, которое можно назвать рассказом в рассказе, по-скольку повествование Ивана Васильеви-ча о событиях на балу и после бала воз-никло в ходе беседы старых друзей. Они пытаются решить, «что хорошо, что дур-но». Иван Васильевич предлагает эпизоды из своей жизни, которые могут помочь ре-шению этого вопроса. Беседа друзей — рамка рассказа — является началом и концовкой этого произведения. Рамка (об-рамление) рассказа тоже важная часть для того, чтобы понять, насколько участ-ников беседы волнуют нравственные про-блемы.

  13. Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой рас-сказа, расставшись с Варенькой? Что «видел» и «слышал» он под впечатлением веселого бала? Как чувства, испытываемые героем-рассказчиком по возвращении домой, проявляются в отношении к брату и лакею Петруше? Как воспринимает герой утренний городской пейзаж? Выпишите слова и выражения, которые наиболее емко передают со-стояние Ивана Васильевича.
  14. Восторженное чувство охватило Ивана Васильевича на балу: «Я был не только ве-сел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Эти чувства только усили-лись после его расставания с любимой де-вушкой. И брат, и лакей Петруша показа-лись ему «умилительно трогательными». Не менее нежное чувство владело им и при взгляде на то, что окружало его на улице: «все было мне особенно мило и зна-чительно».

  15. Какие чувства овладели Иваном Васильеви-чем после увиденного им жестокого наказания та-тарина? Почему в его рассказе о наказании так часто повторяются слова «стал различать», «стал смотреть», «увидал», «расслышал», «видел», «мельком увидал», «услыхал», «не зная, куда смотреть», «слышались слова»? Как они помогают постепенно раскрыть нарастание того чувства, ко-торое испытал герой рассказа в страшное утро эк-зекуции? Выпишите слова, которые передают со-стояние Ивана Васильевича как свидетеля наказа-ния.
  16. «Мне было до такой степени стыд-но…» — говорит Иван Васильевич. Он уходит домой, а «у него на сердце была почти физическая, доходившая до тошно-ты, тоска». Многократно повторяющиеся слова, которые говорят о пристальном внимании невольного свидетеля наказа-ния, к тому, что происходит, заставляют и читателя вникнуть в существо происхо-дящего, понять переживания героя.

  17. Расскажите о переживаниях и думах героя на балу и после бала.
  18. Для того чтобы рассказать о пережива-ниях и думах героя, можно пересказать весь рассказ. Но можно охарактеризовать их вкратце — путь от восторга и счастья к потрясению и ужасу занимает все повест-вование. Возможен и другой вариант: описание наших читательских наблюде-ний о том, как от очарования, которое охва-тило героя на балу, от ощущения полноты счастья вдруг человек движется к траги-ческому потрясению, которое возникает от сцены узаконенного убийства прови-нившегося солдата. Стоит вспомнить и то, что эти резко отличные картины развер-тываются на фоне музыки, которая очень точно сопровождает события, описывае-мые на страницах рассказа.

  19. Какие краски преобладают в описании бала и в описании наказания татарина за побег?
  20. Рассказ распадается на две контраст-ные картины и каждая из них резко отли-чается своей тональностью, которая за-метна и в музыкальном, и в живописном решении этих картин. Даже очень тща-тельно просмотрев первую радостную часть рассказа, мы увидим лишь белый, розовый и серебряный цвета — светлую, праздничную гамму. Жесткой, нехоро-шей музыке второй картины сопутствует черный цвет и «что-то такое пестрое, мок-рое, красное, неестественное», во что пре-вратилась спина избиваемого человека. Итак, белое и розовое, черное и красное. Детали, которые сопутствуют этому изо-бражению, лишь усиливают эмоциональ-ное воздействие картин.

  21. Как нарисован полковник на балу и после бала? Можно ли слова, сказанные полковником на балу — «надо все по закону», — соотнести с его поведением во время экзекуции?
  22. Образ полковника на балу и после ба-ла — образ одного и того же человека, ко-торый всегда и во всем следует закону. В нем нет коварного желания что-то изо-бразить из себя, отступить от своих при-вычек. И тем сильнее потрясение героя — он видит, что в человеке нет фальши, что он всегда одинаков, и тем очевидней орга-ничность его поведения на плацу во время наказания солдата. Полковник — натура цельная, но эта цельность включает в себя как свою органическую и существенную часть способность к жестокой расправе, жестокость по приказу устава. Раз это так, то что-то изменить и исправить в его судьбе и в его личности нельзя.

  23. В самом начале рассказа собеседники Ивана Васильевича говорят о важности понимания того, «что хорошо, что дурно». Какой ответ на эти во-просы дает писатель в рассказе «После бала»? Ка-кие иллюстрации вы бы нарисовали к произведе-нию Л. Н. Толстого? Как своими иллюстрациями вы бы откликнулись на то, «что хорошо» и «что дурно» в картине жизни, запечатленной в рас-сказе?
  24. В рассказе «После бала» автор дает чет-кие ответы на вопросы: «что хорошо» и «что дурно». Один из этих ответов — сцена на балу. Второй — сцена после бала. И иллюстрации, которые можно было бы создать, могут содержать или две конт-растные картины или две серии таких картин. Как бал, так и экзекуция состо-яли из множества моментов, каждый из которых может быть запечатлен на иллю-страции. Первая серия показывала бы, как красивы, трогательны, человечны от-ношения отца и дочери на балу. Их красо-та, грация, манера держаться, пластика танца, чисто человеческое общение вызы-вают благодарный отклик всех, кто их ви-дит. И столь же эмоционально выразитель-ны жестокие сцены экзекуции, которые демонстрируют самые мрачные стороны человеческого характера. Тут и жестокость, и трусость, и бессмысленная беспощад-ность, и спокойное отношение к чужому унижению.

  25. Каким предстает Иван Васильевич в харак-теристике своих собеседников? Какую роль в жиз-ненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «слу-чай»? Как характеризует героя его решение не слу-жить в военной службе и нигде не служить?
  26. Ивана Васильевича мы видим челове-ком, которому не чужды радость от сопри-косновения с прекрасным, способность от-клика и на хорошее и на дурное, чуткость к тому, что происходит рядом. Он в обри-совке автора представлен добрым, поря-дочным человеком. Так же его оценивают и собеседники, которым он рассказал свою историю. В обычное течение его судьбы вмешался случай, который и пока-зал, чем отличается Иван Васильевич от любого другого человека. Для того чтобы отречься от привычной для его окруже-ния судьбы, нужно обладать сильным и решительным характером, прочностью убеждений.

  27. Работая над рассказом «После бала», Л. Н. Толстой расширял эпизод экзекуции и на-стойчиво подчеркивал контраст в облике полков-ника на балу и после бала. Что стремился этим сказать писатель?
  28. Хотя Толстой расширял описание экзе-куции и при этом подчеркивал контраст в облике полковника на балу и после бала, все же события, происходившие на балу, нарисованы детальнее и полнее.

    Контраст этих двух частей рассказа оче-виден и сила описания экзекуции все рав-но подавляет светлые и радостные краски бала.

  29. Известно, что в первой редакции рассказа Иван Васильевич сожалеет о том, что не женился на Вареньке. Почему Л. Н. Толстой исключил этот мотив из окончательной редакции рассказа?
  30. Если бы в тексте рассказа осталось та-кое сожаление, то сильно бы изменился характер Ивана Васильевича. В таком ва-рианте он примирился бы с контрастом в поведении полковника. Из человека с чуткой совестью и способностью к неорди-нарным решениям он превратился бы в того, кто смиренно следует привычным стандартам.

  31. В чем вы видите критическую силу рассказа?
  32. Критическая сила рассказа в решитель-ном изображении мрачных сторон жизни, в очевидном утверждении человеческого достоинства. Расширяя трагическую часть рассказа, автор не уменьшал размеров опи-сания счастья героя на балу. Пропорции добра и зла в рассказе не нарушены.

  33. В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы гово-рите». Почему, как вы думаете, писатель отдал предпочтение заглавию «После бала»?
  34. В своих воспоминаниях о Л. Н. Толстом из-вестный юрист и литератор А. Ф. Кони, коснув-шись рассказа «После бала», не смог пройти мимо свойственного произведению контраста. Он отме-тил: «Этот роковой диссонанс действует сильнее всякой длинной и сложной драмы». В прямом значении слово «диссонанс» означает негармони-ческое сочетание звуков, а в переносном — раз-лад, несогласованность, противоречие, резкое несоответствие чему-либо. В каком значении, на ваш взгляд, употребил мемуарист слово «диссо-нанс»? Можно ли слова «контраст» и «диссонанс» назвать в данном случае синонимами? Почему «диссонанс» назван автором воспоминаний «ро-ковым»?
  35. В оценке рассказа слово диссонанс употреблено как синоним контрасту. Несоответствия возникают и в эмоцио-нальном строе, в цвете, в звучании. Глав-ное, почему диссонанс назван роковым, в том, что велико его воздействие на судьбу героя, что он страшен как социальное яв-ление.

  36. Контрастное сопоставление двух частей рас-сказа ярко отразилось на языке художественного произведения. Подберите из каждой части расска-за антонимы, передающие звуки и краски бала и экзекуции. Включите их в свой устный рассказ.
  37. Бал чудесный, зала прекрасная, музы-канты знаменитые (крепостные!), буфет великолепный и разливанное море шам-панского…

    Что-то большое, черное…

    Контрастные сравнения заключены и непосредственно в тексте: «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка».

    Едва ли стоит сравнивать скорчившее-ся, потерявшее человеческий облик тело наказуемого со стройными и ловкими тан-цорами на балу. Поэтому в устный рас-сказ мы будем их включать с осторожно-стью.

  38. Характеризуя внешность полковника, Толс-той подчеркивает, что «лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками». Сравнение внешности полковника, «служаки николаевской выправки», с Николаем I является важной художе-ственной деталью рассказа. Подумайте, почему писатель прибегает к сравнению внешности пол-ковника с внешностью царя. Какое развитие это сравнение находит в сюжете рассказа «После бала»?
  39. Рисуя портрет «служаки николаевской выправки», автор как бы обозначает от-правную точку в раскрытии его характера и жизненной позиции. Для автора, который написал рассказ под впечатле-нием своей юности, был жив облик слу-жаки николаевского времени, которого он воплотил как в портрете героя рассказа, так и в его сопоставлении с внешностью самодержца. Так, автору удалось ярко воспроизвести николаевскую эпоху.

    Об этом говорит и портрет отца Ва-реньки: «Отец Вареньки был очень краси-вый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяным, с белы-ми a la Nicolas I подвитыми усами, белы-ми же, подведенными к усам бакенбарда-ми и зачесанными вперед височками… Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». В об-лике и поведении полковника достаточно полно и бескомпромиссно раскрывается типичный облик солдафона николаев-ской выправки, который и ведет себя и думает как предписано. Материал с сайта

  40. Герой произведения и рассказчик Иван Ва-сильевич «случай» из своей жизни называет «длинной историей». Но в самом ли деле это «длинная история»? Ведь тут же он говорит, что его «жизнь переменилась от одной ночи, или ско-рее утра». Вчитайтесь в рассказ и проследите, как писатель устами Ивана Васильевича фиксирует время ночного бала и наступившего следом за ним дня. С какими событиями связаны эти указа-ния на время действия? Какова временная дистан-ция между началом рассказа о «чудесном» бале и событиями, замыкающими рассказ Ивана Ва-сильевича?
  41. Мы помним, что герой уехал с бала «в пятом часу, пока доехал домой, посидел дома, прошло еще часа два, так что, когда я вышел, уже было светло». Так утро сле-дующего дня ознаменовано для Ивана Ва-сильевича трагическим открытием: из поэтического мира он неожиданно пере-местился в трагический мир жестокости и бесправия. И заняло это путешествие все-го несколько часов.

  42. Рисуя облик хозяйки бала, писатель подчер-кивает, что она была «в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны». Поче-му Толстой в рассказе «После бала» трижды вос-создает портрет хозяйки бала, каждый раз сопо-ставляя его с портретом Елизаветы Петровны? В какой мере упоминание об императрице Елиза-вете Петровне расширяет временные границы про-изведения Толстого?
  43. Автор, намекая несколько раз на сход-ство хозяйки бала с портретом Елизаветы Петровны, как бы раздвигает временные рамки. Он включает в систему отноше-ний, которые его волнуют и возмущают, не только несколько эпизодов недавнего времени, но и эпоху, которая может быть измерена ни одним десятилетием.

  44. С каким чувством, вспоминая далекое прошлое, описывает Иван Васильевич бал? Представьте, что вы должны изобразить бал на художественном полотне. Какие краски преобладали бы? Почему?
  45. Каким предстает в сцене бала полковник? Что в его внешности и поведении трогает и восхищает рассказчика?
  46. Влияет ли настроение, с каким Иван Васильевич возвращается домой, на то, как он воспринимает сцену наказания солдата за побег?
  47. Каким видим мы полковника в этой сцене? Как здесь описаны его внешность и поведение? «Напишем» еще одну картину. Какие краски понадобятся? Почему?
  48. Так каков же полковник на самом деле? Лицемерил ли он на балу? Притворялся ли заботливым добрым отцом, воспитанным, доброжелательным человеком?
  49. Может ли Иван Васильевич ответить на эти вопросы? Какие чувства он испытывает? Понял ли он причины противоречий в поведении полковника?
  50. Как изменило увиденное после бала жизнь этого честного, мыслящего человека? Почему он не стал военным, как собирался ранее? К каким выводам пришел? Чему посвятил свою жизнь?
  51. Покажите на конкретных примерах художественное мастерство Толстого.
  52. Какое впечатление произвел этот рассказ на вас? Чем взволновал? Над чем заставил задуматься?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • контрасты в рассказе толстого после бала
  • эмоциональные определения в рассказе после бала
  • время в рассказе после бала
  • почему иван васильевич опоздал на бал
  • как характеризует ивана васильевича то что большее впечатление на него произвели после бала
От чьего лица ведется в рассказе повество­вание о том, что произошло на балу и после бала? Можно ли считать, что в рассказе «После бала» два рассказчика? Как можно назвать каждого из них, памятуя о том, что Иван Васильевич является и героем произведения? Нередко автор - создатель произведе­ния - передает свои права рассказчику или повествователю. В данном рассказе повествование организовано сложнее. Обратимся к началу рассказа. «- Вот вы говорите, что человек не мо­жет сам по себе понять, что хорошо, что дурно… Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами…» Мы понимаем, что в произведении два рассказчика. Один ведет рассказ от авто­ра. Другой этим автором обозначен и как участник событий, и как рассказчик - это Иван Васильевич. Прочитайте начало рассказа по ролям от ли­ца каждого из рассказчиков. Исполнение от лица автора предполага­ет спокойное и лишенное эмоциональной окраски чтение. Решив читать от лица Ивана Васильевича, необходимо передать эмоциональное отношение этого человека к рассказу о своей трагической судьбе. Это тем более важно, что автор утвержда­ет: «увлекаясь рассказом… рассказывал он очень искренно и правдиво». Перечитайте заключительную часть рассказа, возвращающую читателя к разговору о среде, о том, «что хорошо, что дурно». Почему автор в конце рассказа вновь вернулся к этому разгово­ру? Как сочетаются разговор-беседа, обрамляю­щая произведение, с темой и содержанием рас­сказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала? Почему «После бала» можно на­звать рассказом в рассказе? Как соотносятся в произведении прошлое и настоящее? «После бала» - произведение, которое можно назвать рассказом в рассказе, по­скольку повествование Ивана Васильеви­ча о событиях на балу и после бала воз­никло в ходе беседы старых друзей. Они пытаются решить, «что хорошо, что дур­но». Иван Васильевич предлагает эпизоды из своей жизни, которые могут помочь ре­шению этого вопроса. Беседа друзей - рамка рассказа - является началом и концовкой этого произведения. Рамка (об­рамление) рассказа тоже важная часть для того, чтобы понять, насколько участ­ников беседы волнуют нравственные про­блемы. Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой рас­сказа, расставшись с Варенькой? Что «видел» и «слышал» он под впечатлением веселого бала? Как чувства, испытываемые героем-рассказчиком по возвращении домой, проявляются в отношении к брату и лакею Петруше? Как воспринимает герой утренний городской пейзаж? Выпишите слова и выражения, которые наиболее емко передают со­стояние Ивана Васильевича. Восторженное чувство охватило Ивана Васильевича на балу: «Я был не только ве­сел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Эти чувства только усили­лись после его расставания с любимой де­вушкой. И брат, и лакей Петруша показа­лись ему «умилительно трогательными». Не менее нежное чувство владело им и при взгляде на то, что окружало его на улице: «все было мне особенно мило и зна­чительно». Какие чувства овладели Иваном Васильеви­чем после увиденного им жестокого наказания та­тарина? Почему в его рассказе о наказании так часто повторяются слова «стал различать», «стал смотреть», «увидал», «расслышал», «видел», «мельком увидал», «услыхал», «не зная, куда смотреть», «слышались слова»? Как они помогают постепенно раскрыть нарастание того чувства, ко­торое испытал герой рассказа в страшное утро эк­зекуции? Выпишите слова, которые передают со­стояние Ивана Васильевича как свидетеля наказа­ния. «Мне было до такой степени стыд­но…» - говорит Иван Васильевич. Он уходит домой, а «у него на сердце была почти физическая, доходившая до тошно­ты, тоска». Многократно повторяющиеся слова, которые говорят о пристальном внимании невольного свидетеля наказа­ния, к тому, что происходит, заставляют и читателя вникнуть в существо происхо­дящего, понять переживания героя.

Рассказать друзьям