Что такое граффити: искусство улиц. Вы знаете, что такое граффити

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как и у любой субкультуры, у сообщества райтеров, создающих граффити, есть свой сленг. По мнению известного райтера Cantwo, существует 4 неразделимых части хип-хопа: брейкинг, рэп, диджеинг и граффити. Сленг этих направлений зачастую пересекается. По традиции хип-хоп-культуры поначалу использовался английский язык для написания граффити, сейчас используются и родные языки райтеров. Однако термины граффити заимствованы именно из английского языка. Для того чтобы постороннему человеку было понятно, о чем говорят люди с баллончиками с краской, приводится данный словарь граффити (своего рода «азбука» граффити).

Blackbook, piecebook, sketchbook - записная книжка, в которой райтер может делать скетчи (наброски). Сначала наброски граффити исполняются на бумаге, а после этого они могут быть перенесены на стену или остаться только на бумаге (в Blackbook’е).

Beef - вражда, проблемы.

Bomb - (или Throw-up) - рисунок, сделанный очень быстро, как правило, делается в стиле Bubble letters и отражает название команды или самого райтера. Рисуется краской с использованием двух (иногда трёх) цветов. Самые популярные из всех - чёрный и серебряный (белый), а также жёлтый и красный. Бомбинг - начало истории граффити.

Bubble letters - самый популярный стиль в граффити. Буквы граффити в стиле Bubble получаются объёмными, похожими на мыльные пузыри. В основном используется для Throw-up’ов (см. Bomb).

Burner - яркие и выделяющиеся граффити (как по цветам, так и по размерам).

Canvas - работа, выполненная как картина, на холсте.

Cap - насадка на баллон, помощью которой можно регулировать толщину линии.

Crew - команда райтеров граффити.

Daim style (FX style) - один из стилей, придуманных райтером DAIM’ом. Буквы получаются трёхмерными (3D), рисуются без обводки.

Dope, Sick, Ill, Cold, Off tha hook, The shit - аналоги принятых в хип-хоп-культуре слов cool, really nice и т. д.

Filling - закрашивание цветом внутри контуров (без учёта деталей).

Going Over - проявление неуважения к чужой работе в виде нового граффити поверх старого. Декларация войны. То же, что и Beef.

Mural (Мурал) - большой рисунок, наполненный цветами и сложный по исполнению. Дословный перевод - настенная живопись, картина на стене.

Nic (Bite) - применяется, чтобы обозначить воровство стиля, манеры одного райтера у другого. Сходные понятия - Clone, Copy, Sheep.

Outline - обведённые буквы, тени и т. д.

Piece - (от masterpiece). Граффити, по которым можно оценить мастерство и умения райтера. Рисуется с помощью краски теми цветами, которые хочет использовать райтер.

Roof-top - граффити на крыше, зачастую огромные надписи.

Side-to-side - растянутые или повторяющиеся граффити по длине всего вагона.

Sketches - цветные либо чёрно-белые эскизы граффити. Рисунки граффити, как правило, выполняются сначала на бумаге карандашом, потом обводятся ручкой или маркерами и только после этого переносятся на стены или вагоны.

Scratch - выцарапанная на стекле либо другой поверхности надпись.

Slash - проявление неуважения к чужой работе в виде косой линии, также известно как Dissing, Buffing, Marking, Capping.

Stencil - трафарет. Впервые трафареты для граффити стал использовать известный райтер Роберт Бэнкси.

Tag (тег) - персональная стилизованная надпись. Иногда может выступать как отдельный рисунок. С тегов началась история граффити.

Taggers (теггеры) - те, кто рисует только теги.

To bite - повторять чей-то стиль.

To bomb - рисовать граффити в очень быстром темпе на поездах, стенах, в метро.

To buff - закрашивание граффити. Как правило, комплекс мероприятий, который осуществляется администрацией города, работниками депо или ЖКХ либо командами «анти-граффити».

To hit - см. To get up.

To get up - идти на bombing, piecing.

To kill - «убивать» (зарисовывать) стену, вагон.

To piece - рисовать граффити (piece).

Top-to-bottom - граффити, нарисованные во всю высоту вагона.

Top-to-bottom side-to-side - см. Whole car.

To rack some cans - воровать баллоны с краской.

To tag (go taggin’) - ставить свои теги.

Toy - начинающий или неумелый райтер.

Train graffiti - граффити на поездах.

Throw-up - обычно это надпись, содержащая аутлайн (контур) и залитая внутри цветом. Затрата времени минимальна, зачастую это буквы в стиле бабл (округлой формы) или другие простые формы. Распространены в бомбинге.

Wild style - очень трудный для чтения стиль, является своеобразной вершиной мастерства райтера: здесь важно уметь не только правильно подбирать контуры, но и грамотно смешивать цвета.

Whole car - большие рисунки граффити на машинах или вагонах, при исполнении которых используется вся площадь машины или вагона.

Writer - тот, кто рисует граффити.

Yard, Train yard - депо, отстойник для поездов. Изначально подразумевалось депо для подземных поездов. Из-за переключения внимания райтеров на наземные, товарные поезда, депо теперь называют Yard или Freight yard.

Принято выделять пять видов граффити в зависимости от места и способа, которым они наносились, в свою очередь они могут быть исполнены в разных стилях.

Виды граффити

  • Writing – это привычные для всех основной вид граффити, который чаще всего встречается, сочетающий в себе все возможные стили. Тех, кто рисует граффити, называют writer"ами, а эскизы работ скетчи. Скетч можно рисовать на простой бумаге или использовать специальную программу .
  • Bombing – экстремальный вид граффити, рисуется на транспорте, преимущественно на поездах. Отличительная черта, это скорость с которой появляется рисунок, при этом зачастую страдает детализация мелких деталей, по причине недостатка времени на рисования граффити.
  • Tagging – это по-простому подпись граффитиста, его ник. Важно отметить, тэги должны ставиться на своем граффити, когда его рисуют лишь бы где – это вандализм. Существует специальная .
  • Scratching, или scrabbing – это царапины которые вы видите в метро или в другом транспорте. Даже среди райтеров считается другим тоном, так как редко из этого может получиться, что-либо стоящее.
  • Clean advertising (чистая реклама) – это направление появилось относительно недавно, но быстро распространяется на западе благодаря поддержке рекламных агентств, которые заказывают и оплачивают райтерам их работу. Весь смысл заключается в том, что место рисования, здесь смывается грязь в нужных местах благодаря чему, появляется рисунок. Если хотите более подробно узнать об этом, прочитайте статью « ».

Стили граффити

Это один из самых первых стилей в граффити, для него характерно написание дутых больших букв и объемность форм, с английского переводится как «пузырь». В основном используются всего пару цветов краски, которые контрастируют друг с другом. Сначала рисуется контур букв, а потом просто закрашивается все остальное. Создание граффити в этом стиле занимает мало время, поэтому чаще всего этот стиль применяют для нелегального и быстрого рисования в оживлённых местах для бомбинга (bombing).

Самый простой стиль зародился в Нью-йорке, выполняется в двух цветах. Похож на стиль Bubble letter, главное как можно больший размер надписи и простота линий.

Blockbusters - простой стиль рисуется иногда даже одним цветом, отличающийся большими, широкими, часто трехмерными буквами, с английского переводится как «бомба» или «лидер продаж». Blockbusters, в отличие от Throw up, зародился в Лос-Анджелесе, где его использовали уличные группировки для обозначения своей территории.

Charaсter – в нем используются образы мультипликационных персонажей, часто с какой либо репликой, исполненные в стиле комиксов. Работать в этом стиле могут только профессиональные райтеры с художественными навыками. При рисовании часто используются насадки с иглами, помогающие сделать тонкие линии. Этим стилем владеет не каждый райтер, так как он требует художественных навыков. Чаще в этом стиле работает команда из нескольких человек, нежели райтеры одиночки по причине высоких временных затрат.

Messiah Style - этот стиль был изобретен жителем Нью-Йорка Vulcan, в нем буквы, как будто написанные на разных листах и наложенные друг на друга.

Computer Roc Style - Этот стиль придуман жителем Нью-Йорка под ником Case2, этот стиль еще называют "перелом". Он предполагает разделение букв или изображения на отдельные фрагменты, каждый такой фрагмент наклонен в разные стороны.

Wild Style или «Дикий стиль» - это динамичный стиль, трудный для прочтения. Рисуется 3-4 и более цветами, с множеством различных деталей и переплетений, которые сильно затрудняют прочтения текста. Зачастую только сами авторы работ способны прочитать, что они нарисовали. В этом стиле рисуют уже опытные уличные художники, которые продумали всё до мельчайших деталей на скетче, но даже после всех приготовлений рисование граффити в этом стиле занимает довольно много времени. Дикий стиль придумали для привлечения внимания прохожих, главное заставить их обратить внимание на граффити и вызвать у них интерес к расшифровке написанного. Существует и много подвидов Wild Style.

Общественность до сих пор не может определиться с тем, что такое граффити — вид искусства, способ самовыражения или акт вандализма. Тем не менее, оно до сих пор не теряет своей популярности, и фасады домов с заборами продолжают обрастать всевозможными рисунками и надписями. С чего все это началось, какие стили граффити существуют и как их рисовать — читайте далее.

Граффити: что это такое

В историческом контексте граффити называют рисунки и надписи, каким-либо образом нанесенные на различные поверхности. Но в современном понимании граффити считают видом уличного искусства , которое заключается в нанесении рисунков и надписей с помощью краски, чаще аэрозольной, на всевозможные поверхности, преимущественно на стены. Людей, которые их рисуют, называют райтерами.

Внимание народных масс было обращено к этому направлению в 1971 году, когда о том, что такое граффити, впервые упомянули в печатном издании. Речь шла о райтере по имени Деметраки, который работал курьером и оставлял свою подпись во всех уголках Нью-Йорка. Этой подписью был тег Taki183, где Taki — часть его имени, а 183 — название улицы, где он жил.

Позже надписи стали больше появляться в пределах метрополитена и железнодорожных депо. Движение приобрело соревновательный характер, уличные художники стремились оставить как можно большее количество своих тегов.

Виды граффити


К Writing , собственно, и относят то, что мы чаще всего сейчас понимаем под граффити — выполненные в различных стилях рисунки на стенах; более изощренные, чем просто теги, они отличаются продуманностью, объемным изображением.


Bombing рисуют на транспорте и в прочих экстремальных местах, а художников называют бомберами. Такое граффити не отличается сложностью и аккуратностью выполнения, ведь главная задача бомбера — сделать так, чтобы его не поймали при нанесении рисунка.


Сюда же относят надписи в стиле Scratching — они выцарапываются точильным камнем, обычно на стеклах.


Стили граффити

Самым простым стилем является Throw-up . Такое граффити состоит из двух контрастных цветов: заливки надписи и ее контура, обычно черного. Имеет округлую форму.


Еще один простой стиль — Blockbuster — выполняется не более чем из трех цветов и отличается большими угловатыми буквами.


Стиль Bubbles характеризуется большими буквами, напоминающими по форме пузырьки. Относится к старой школе, сегодня не распространен.


Wild Style отличается масштабным, трудночитаемым текстом, с острыми вытянутыми буквами, часто с переплетением. Сложный стиль, поэтому исполняется только опытными райтерами.


Character Style — рисунки на стенах в стиле комиксов. Подвластны не всем, ведь здесь требуются определенные навыки рисования.


Популярным сейчас стал такой подвид, как 3D-граффити — большие рисунки на полу, которые выглядят объемными с определенной точки обзора.


Не каждое граффити можно загнать в рамки конкретного стиля; существует множество уличных работ, которые иногда поражают своей красотой и выглядят как настоящие картины, со своим оригинальным смысловым наполнением.

Как научиться рисовать граффити

Если вы хотите начать создавать собственные граффити, то вам придется много практиковаться. И прежде чем вы выйдете с краской на поиски удобной незапятнанной стены, вашим холстом станет обычная бумага, а выполнять рисунки вы будете карандашами.

Эскизы на бумаге

Любой рисунок начинается с эскиза. В первую очередь, вы должны определиться со стилем, в котором хотите исполнить свой будущий рисунок. Затем выберите слово. Запишите его на листке бумаги, расставляя буквы на расстоянии друг от друга.

После этого штрихами придавайте буквам форму в соответствии с выбранным стилем.


Не забывайте про свет и объем: где-то буквы будут тоньше, чтобы создать эффект тени, а где-то более выпуклыми.


Теперь можете потихоньку добавлять интересующие вас элементы, придавать буквам объем и затемнение.


Когда форма готова, заполняйте ее цветом. Используйте несколько цветов, раскрашивайте фломастерами или красками — такое граффити будет смотреться ярче и выразительнее.


Предлагаем посмотреть обучающее видео с простым граффити для начинающих:

Помните: процесс создания эскизов карандашом на бумаге тренирует ваши навыки рисования граффити в конкретном стиле и технике, но не практикует умение выполнять рисунки на уличных поверхностях с помощью аэрозольной краски.

После достаточного количества практики на бумаге уже стоит задумываться о рисовании граффити на стенах.

Если вы до этого не держали баллончик в руках, то вам нужно будет понять, что это за инструмент, какой у него принцип работы. Попрактикуйтесь в распылении на какой-нибудь отдельной поверхности, протестируйте работу баллончика, силу и толщину струи краски.

Выбирайте стену попроще, ровную, загрунтованную, а лучше всего из пористого бетона. Работать над рисунком нужно в теплый сухой день.

Помимо баллончиков с краской и своего эскиза, не забудьте, что требуется соответствующая экипировка: плотная одежда, респиратор, перчатки. Вам также будут нужны кэпы — специальные колпачки для распыления, меняются прямо на баллончике. Они бывают разного типа, для рисования тонких и толстых линий, точек и очертаний.


Делать эскиз следует цветом вашего основного фона, чтобы вы всегда могли исправить допущенную ошибку. Только потом добавляйте контур и формируйте объем рисунка.

Начинающие райтеры могут использовать вспомогательные трафареты с целыми надписями, буквами или отдельными элементами.

Учитесь многослойности: такое граффити сохранит яркость цвета, но слои должны быть тонкими, иначе они будут долго сохнуть. Не стремитесь заполнять буквы в одно движение, рисуйте линию за линией.

Чтобы понять, как нарисовать граффити в стиле Throw-up, можете посмотреть следующее видео:

Помните, что официально разрешенных мест для уличного арта у нас нет, поэтому ваше творение, скорее всего, посчитают актом вандализма, а вас — хулиганом-нарушителем.

Но если вы уже опытный художник и подготовили достойный эскиз, то можете попытать счастья и добиться права на оформление какого-нибудь жилого здания, магазина, детского садика. Иногда также проводятся арт-фестивали, где опытные райтеры демонстрируют свое мастерство на специально отведенных объектах.

Живопись и скульптура, поражающие инсталляции, перформансы и шоу света и звука - все это сегодня воспринимается как бесспорное проявление искусства. Восприятие таких явлений целиком и полностью зависит от сознания смотрящего, степени его осведомленности в культурологических вопросах, готовности к пониманию и осознанию чего-то нового. Кому-то смелые шаги навстречу прекрасному кажутся дикими и бесполезными, кому-то - вдохновляющими и по-настоящему решительными, а кто-то относится к подобным проявлениям искусства абсолютно равнодушно.

В каждом городе земного шара можно встретить стены, на которых красуются всевозможные надписи или рисунки. Это настоящее искусство улиц, воспринимаемое некоторыми как вандализм.

От глубин человеческой истории к сегодняшнему дню

Вряд ли можно назвать секретом тот факт, что все новое — это просто-напросто хорошо забытое старое. По большому счету, надписи, находящиеся на поверхности стен, - для человечества отнюдь не ноу-хау. Вспомнить, к примеру, рисунки эпохи Палеолита, которые представители мирового археологического сообщества то и дело находят в самых разных уголках земного шара.

Конечно, в данном случае можно говорить о том, что на том этапе развития подобные проявления тяги к прекрасному имели совершенно иной смысл, однако никуда не деться от схожести в отношении физического проявления. С этой точки зрения граффити — это всего лишь небольшое наследие нашего великого прошлого.

Все зависит от трактовки

Мало кто знает, но в археологической и искусствоведческой среде этот термин используется достаточно активно, правда, имеет несколько иное значение. В сознании рядового обывателя граффити — это любой рисунок или надпись, расположенная на стене, заборе, да и, по большому счету, на любой горизонтальной или вертикальной поверхности (не будем забывать о трехмерных рисунках на асфальте, набирающих популярность по всему миру).

В историографическом же представлении термин имеет несколько иное, более глубокое и конкретное значение. В самом широком смысле граффити - это любое изображение или надпись, нанесенные на поверхность при помощи краски или, к примеру, чеканки, выцарапывания. В более же узком представлении к такого рода археологическим находкам относятся только нацарапанные изображения и буквы, что объясняется этимологическим происхождением термина. Все остальное же именуется не иначе как дипинти.

Небольшая историческая справка

Для тех, кто считает, что граффити — это исключительно проявление вандализма, следует отметить еще раз факт древности подобного явления на пути мирового развития.

Постепенно примитивные пиктограммы совершенствовались, приобретали определенное значение и нашли отражение в эпоху Античности. Искусство граффити можно встретить в древнегреческом который находится на территории современной Турции, а древним римлянам и вовсе было свойственно украшать надписями не только стены, но и статуи.

Как бы странно это ни звучало, но данный способ фиксации и передачи информации был вполне обыденным для Древней Руси. В Новгороде, Киеве и других городах сохранились сотни настенных изображений и надписей, считающихся теперь полноценными историческими памятниками. К слову, подобные явления очень много говорят современному миру о процессе развития письменности.

На стенах египетских пирамид также можно найти выцарапанные имена французских солдат, пребывавших на этой территории.

Сегодняшний день

Справедливости ради следует отметить, что все перечисленные выше исторические свидетельства можно обозначить как «граффити» в исключительно культурологическом понимании. Все эти надписи были выцарапаны на стенах храмов, на статуях и камнях, в то время как сегодня подобные вещи находят проявление исключительно при помощи краски. В наши дни граффити — это искусство улиц, это картины, нарисованные на стенах, среди которых можно порой найти по-настоящему прекрасные вещи: реплики или оригинальные произведения, от которых просто захватывает дух.

Проблема самого общества

В таком случае, скажете вы, откуда берется столь огромное количество людей, считающих подобные манипуляции с красками исключительно вандализмом и не желающих взглянуть на вещи хоть немного иначе?

Такая точка зрения действительно довольно распространена на данный момент, и от этого никуда не деться. Все дело в том, что восприятие прекрасного — это, во-первых, вещь сугубо индивидуальная, а во-вторых, требующая основательной культурологический подготовки. Для того чтобы считать, что граффити — это искусство, необходимо иметь минимальные представления об эстетике в целом и современном ее проявлении в особенности. Касается это не только смотрящего, но и рисующего — нанесение надписи ради самой надписи, конечно же, сложно назвать шедевром. Особенно если выполнено это неаккуратно и совершенно бездумно.

Та же надпись, тем не менее, при правильной подаче может стать исключительно эстетическим объектом.

Бэнкси

Вот уж кто точно продемонстрировал миру искусство граффити. Фото работ этого художника облетели весь интернет и стали в свое время настоящей сенсацией. В частности это было подкреплено той дерзостью, с которой в уличных картинах раскрывались Многие работы этого художника были настоящей Другие — просто концептуальными рисунками, позволяющими задуматься.

Картины то и дело появлялись на стенах самых разных городов, стиль становился все более и более узнаваемым, однако личность уличного художника установить по-прежнему не удавалось. Более того — это никому не удалось и по сей день.

Для Бэнкси и таких, как он, граффити — это что-то среднее между способом самовыражения и инструментом работы с поскольку ни одной работы, не заставляющей задуматься, попросту не найти.

Политика и зарождение стрит-арта

Как ни странно, столь большой популярностью уличные картины пользуются сегодня во многом благодаря деятельности американских политических активистов, стремившихся выразить свою точку зрения любыми доступными способами.

С 1969 по 1974 г. граффити активно развивалось, появлялись новые стили, способы нанесения краски на стены, пока популярность этого вида искусства не достигла своего рода апогея. С этих пор не только улицы и подземные переходы стали пестрить «тегами», но и станции метро.

Политические лозунги постепенно стали разбавляться другими словами, начиная от цитат литературных произведений, заканчивая бранными выражениями. Пожалуй, именно в этот период вопрос: граффити — это вид искусства или вандализм, - был наиболее актуальным.

Спад популярности

Вполне естественно, что безнаказанными подобные выходки долго оставаться не могли. Из-за вспыхнувшей «эпидемии крэка» и роста количества нецензурных выражений на городских стенах правительство должно было принять меры, и постепенно они становились все более и более решительными.

Это закономерно привело к снижению популярности данного вида искусства. На долгое время оно перешло в состояние упадка.

Коммерциализация и возвращение популярности

Несмотря на то что этот вид искусства практически превратился в граффити на бумаге и не находил никакого отражения на городских стенах, всегда оставались истинные поклонники подобных современных «наскальных надписей». В городах то и дело появлялись новые картины, которые порой даже приобретали статус достопримечательности.

Довольно часто «жертвами» граффити становились стены всевозможных магазинов и торговых центров. Предприимчивые владельцы, способные оценить выгоду от подобных явлений, быстро взяли себе на заметку подобный способ привлечения покупательского внимания, и в скором времени граффити на бумаге превратились в полноценные картины, выполняемые на заказ. Для многих художников это стало в буквальном смысле способом заработка, и совершенно не удивительно, что данное явление столь хорошо вписалось в концепцию поп-арта.

Современность

На сегодняшний день граффити представляет собой преимущественно некоммерциализированное явление, однако практически в каждом городе земного шара можно найти какое-нибудь кафе или книжную лавку, оформленную в этом стиле.

Картины, размещаемые на стенах и заборах, то приобретают большую эстетичность, то сменяются надписями, имеющими исключительно политический контекст. Это зависит, в первую очередь, от ситуации в той или иной стране, уровня стабильности и благополучия населения.

Несмотря на то что сама тенденция к эстетизации определенно имеет место, в минуты народных потрясений изначальное назначение искусства граффити возвращается, и за периодом расцвета культуры уличных картин следует вынужденный упадок.

Как относиться к подобным проявлениям искусства — личное дело каждого. Кто-то предпочитает их вовсе не замечать, кто-то пишет о них гневные сообщения в личных блогах, а кто-то коллекционирует и получает удовольствие от простого созерцания свободы выражения.

Неудачно написанная надпись может испортить порой даже самое великое здание, считающееся одним из величайших архитектурных памятников, но порой всего несколько цветных штрихов способны превратить в настоящий объект искусства самые обыкновенные развалины…

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 09.12.2014 18:43 Просмотров: 4114

Сегодня граффити считается видом уличного искусства и одной из самых популярных форм художественного самовыражения по всему миру.

Существуют различные стили и виды граффити. Граффити уже утвердился как самостоятельный жанр современного искусства и как часть культуры и городского образа жизни. Во многих странах и городах райтеры создают на улицах городов настоящие шедевры.

Часто граффити используют для сообщений политического и социального характера. Однако следует знать, что в большинстве стран мира нанесение граффити на чью-либо собственность без разрешения владельца данной собственности считается вандализмом и карается по закону.
История граффити уходит в глубокое прошлое. Но обо всём по порядку.

Происхождение термина

(от итальянского graffito, во множественном числе graffiti) – изображения, рисунки или надписи, выцарапанные или нарисованные краской (чернилами) на стенах и других поверхностях. Graffiare (итальянск.) – «царапать».
А в настоящее время наиболее популярен спрей-арт , рисование граффити с помощью аэрозольной краски. В древности граффити наносились на стены с помощью острого предмета, а также мела или угля.

История граффити

Всем известно, что настенные надписи существовали в странах Древнего Востока, в Греции, в Риме.
Самые ранние граффити относят к 30 тысячелетию до н. Это доисторические наскальные рисунки и пиктографии, нанесенные на стены. Рисунки делались в ритуальных и священных местах внутри пещер. Чаще всего на них были изображены животные или сцены охоты. Сафский язык, существовавший в период с I в. до н.э. по IV в. н. э., только и сохранился в виде граффити – надписей, выцарапанных на скалах в южной Сирии, восточной Иордании и северной Саудовской Аравии.

Граффити в древних Помпеях: карикатура на чиновника
Древнее граффити сохранилось и в древнегреческом городе Эфесе (территория современной Турции). Существуют граффити викингов.

О чём писали древние люди? Примерно о том же, о чём пишут и сейчас: о любви, о политике и о другом насущном. Писали так же: с грамматическими и орфографическими ошибками. Есть надписи типа «здесь был Вася». Нет ничего нового под солнцем!
А как обстояли дела с граффити на Руси? Прекрасно! В Новгороде существуют 10 граффити XI в., а в Киеве (Древняя Русь) – около 300 граффити XI-XV вв. находятся в соборе св. Софии. Они рассказывают о политических событиях того времени.
В современном виде граффити появилось в начале XX в. – в нью-йоркском метрополитене, а затем на товарных вагонах и в подземных переходах. С тех пор граффити превращается в часть поп-культуры, его стали ассоциировать с музыкой в стиле хип-хоп, хардкор, битдаун и брейк-дансом. Для многих граффити является образом жизни, скрытым от общественности и непонятным для окружающих. Политические активисты использовали граффити для распространения своих идей.
К 1970-м годам популярность граффити очень выросла, в нём стали выделять новые стили. Первым райтером, получившим известность, стал TAKI 183, подросток из района Вашингтон Хайтс в Манхэттене. Его тег TAKI 183 состоял из его имени Деметриус (или Деметраки, Таки) и номера улицы, на которой он жил – 183. Таки работал курьером, и куда бы он ни ездил на метро, он всюду оставлял свои теги. У него появилось очень много последователей.
Постепенно манера тегов стала усложняться, стали появляться новые стили граффити, а само движение приобрело соревновательный характер.

Более сложный тег
В связи с этим городские власти начали бороться с граффитчиками. Ведь не все работы были достаточно умелыми, а граффити стали отождествлять с засорением улиц городов – каракули на стенах приравнивались к мусору, свалкам и запустению. На борьбу с граффити тратились огромные деньги. Но одновременно с этим иногда райтеры исполняли на фасадах магазинов такие сложные и красивые граффити, что владельцы магазинов не решались их закрашивать. В некоторых странах для райтеров выделяли специальные места на улицах, в подземных переходах и т.д., где они могли спокойно самовыражаться.

«Легальное граффити» в городе Страуд (Англия)
Стал серьёзно обсуждаться вопрос, является ли граффити видом искусства. А тем временем граффити стало завоёвывать все большее пространство: его стали использовать в компьютерной рекламе, в видеоиграх, в дизайне скейтбордов, одежды и обуви.
Граффити получило распространение во всём мире. Сегодня Сан-Пауло (Бразилия) считается столицей граффити и местом вдохновения для райтеров со всего мира.

Граффити в городе Олинда (Бразилия)

А как в России?

Массовое движение современного граффити в России относится к 1980-м годам. В 2006 г. в Санкт-Петербурге проходил международный фестиваль граффити. А в крупных городах России проводятся ежегодные фестивали граффити. Расскажем об одном из них.

Snickers Урбани́я (SNICKERS URBANиЯ) – ежегодный молодежный фестиваль уличной культуры. Впервые фестиваль состоялся в 2001 г., он включает в себя основные направления уличной культуры: экстремальный спорт, граффити, брейк-данс, битбокс, фристайл. Его цель: дать шанс современной молодёжи заявить о себе и о своём таланте, а также предоставить возможность попробовать свои силы на профессиональном оборудовании для экстремальных видов спорта. Фестиваль проводился в крупнейших городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Волгограде, Самаре, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, а также в Казахстане – в Алматы.

Площадка BombART
В начале 1980-х гг. зародилось и трафаретное граффити. Оно создается путем вырезания форм из жесткого, плотного материала. Готовый трафарет прикладывается к холсту и поверх него быстрыми, легкими и точными движениями распыляется аэрозольная краска. Эта техника стала популярна благодаря своему быстрому исполнению.
Самый главный инструмент в граффити – аэрозольная краска в баллонах. Используют валики для краски и трафареты, кисти, маркеры, восковые стержни, мелки и др.

Граффити в современном мире

В основном граффити выполняется на улицах (стены зданий, подземные переходы, гаражи, таксофонные кабинки, припаркованные автомобили, асфальтовое покрытие во дворах и т. д.); на транспорте; в подъездах и на лестницах (включая двери квартир, почтовые ящики и т. д.); в интерьерах учреждений.
Очень медленно, но граффити начинает приобретать статус социально нейтрального явления и воспринимается как неотъемлемый элемент современного мегаполиса, массовое культурное явление. Оно утрачивает значение протеста. Язык граффити становится универсальным кодом городской коммуникации.

Виды и стили граффити

Теггинг представляет собой быстрое нанесение подписи автора на поверхности. Отдельная подпись называется «тег» (от англ. tag – метка). Теггеров не очень интересует смысл и эстетика их творений, главное – оставить как можно больше «автографов». Часто теги непонятны не посвящённым в детали людям.
Среди райтеров ценятся теги, поставленные в труднодоступных, но видных местах. Тег команды называется «сингл».
Надписи обычно наносят при помощи баллончиков с краской или толстых маркеров. Опытные райтеры могут написать тег за 2-3 секунды.

Уайлд (англ. Wildstyle – дикий стиль). Главной чертой этого стиля являются запутанные сплетения букв, острые углы, осколки и стрелки. Название стилю дал характер рисунка: дикий, непонятный, так как часто буквы настолько переплетены и введено множество посторонних элементов, что читаемость становится нулевой. Из уайлда выделяют 3D Wildstyle (к обычному уайлду добавлен объём).

Стиль Уайлд
Блокбастер (англ. Blockbuster). Просто большие буквы без переплетений и графических изысков. Обычно моно- или двухцветные. Часто для их рисования используют валики, так как нужно покрыть очень большие поверхности за короткое время.

Блокбастер
Бабл (англ. bubble letters – дутые буквы). Все буквы округляются, становятся похожими друг на друга и получаются как бы дутыми, похожими на пузыри.



Рассказать друзьям