Дивертисмент - это музыкальный жанр.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Французское слово "divertissement" в переводе означает - увеселение, развлечение . Первоначально, триста лет назад, под этим названием стали появляться отдельные музыкальные пьесы пли целые сборники пьес развлекательного характера.

Очень большое распространение такие дивертисменты получили в XVIII веке. Чаще всего их сочиняли для камерного ансамбля или небольшого оркестра, в нескольких частях. Дивертисменты писали французские, немецкие, итальянские композиторы. И сейчас в концертах можно услышать дивертисменты Гайдна или Моцарта.

А начиная с XIX века этот термин приобрел несколько иное значение. Так стали называть музыку, сходную с попурри . Одновременно с такими, чисто музыкальными дивертисментами, во Франции появились дивертисменты музыкально-сценические. Это были вставные, чаще всего балетные, но иногда и вокальные эпизоды в спектаклях - драматических или оперных.

Один из первых таких дивертисментов появился в комедии Мольера "Брак по принуждению". Музыку к этому балетному дивертисменту написал придворный композитор Людовика XIV Жан-Батист Люлли. Известны его дивертисменты и к другим пьесам прославленного французского комедиографа.

Иногда дивертисменты составляют целое развлекательное представление, своего рода концерт внутри спектакля. Таков и дивертисмент во втором акте балета П. И. Чайковского "Щелкунчик".

П. И. Чайковский. Дивертисмент из 2 акта балета "Щелкунчик"

ДИВЕРТИСМЕНТ

Французское слово «divertissement» в переводе означает -- увеселение, развлечение. Первоначально, триста лет назад, под этим названием стали появляться отдельные музыкальные пьесы пли целые сборники пьес развлекательного характера. Очень большое распространение такие дивертисменты получили в XVIII веке. Чаще всего их сочиняли для камерного ансамбля или небольшого оркестра, в нескольких частях. Дивертисменты писали французские, немецкие, итальянские композиторы. И сейчас в концертах можно услышать дивертисменты Гайдна или Моцарта. А начиная с XIX века этот термин приобрел несколько иное значение. Так стали называть музыку, сходную с попурри. Одновременно с такими, чисто музыкальными дивертисментами, во Франции появились дивертисменты музыкально-сценические. Это были вставные, чаще всего балетные, но иногда и вокальные эпизоды в спектаклях -- драматических или оперных. Один из первых таких дивертисментов появился в комедии Мольера «Брак по принуждению». Музыку к этому балетному дивертисменту написал придворный композитор Людовика XIV Ж. Б. Люлли. Известны его дивертисменты и к другим пьесам прославленного французского комедиографа. Иногда дивертисменты составляют целое развлекательное представление, своего рода концерт внутри спектакля. Таков и дивертисмент во втором акте балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ДИВЕРТИСМЕНТ" в других словарях:

    - (франц. divertissement, от divertir рассеяться, развлекаться). 1) небольшое представление, после главной пьесы, в состав которого входят танцы, пение, куплеты и проч. 2) род музыкальн. сочинения, составленного из нескольких небольших пьес.… … Словарь иностранных слов русского языка

    дивертисмент - а, м. divertissement m. 1. устар. Развлекательный, увеселительный спектакль. Здесь нового не имеем, токмо господа венециане уже начали свои дивертисменты четыре оперы и пять комедий. 1707. АК 3 367. Потом выстроили в Нескучном воздушный театр, т … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Увеселение, представление, развлечение Словарь русских синонимов. дивертисмент сущ., кол во синонимов: 3 представление (65) … Словарь синонимов

    - (франц. divertissement букв. развлечение), 1) вставные, преимущественно вокально хореографические номера в драматических, оперных и балетных спектаклях 17 19 вв.2) Программа из номеров различных жанров (пение, музыка, танцы, сценки и др.),… … Большой Энциклопедический словарь

    ДИВЕРТИСМЕНТ, дивертисмента, муж. (франц. divertissement) (театр.). Театральное представление, состоящее из различных мелких эстрадных номеров и даваемое в дополнение к главному представлению. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ДИВЕРТИСМЕНТ, а, муж. (спец.). Различные номера, дополняющие главное представление. Увеселительный д. Танцевальный д. | прил. дивертисментный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Терминология в балете Происхождение фр. divertissement Дословно развлечение Дивертисмент (от фр. … Википедия

    - (забава, divertimento итал., divertissement франц.) так называются музыкальные сочинения, составленный из несколькихнебольших, легко обработанных пьес, для одного или несколькихинструментов. Д. называется также одна легкая пьеса, вставленная в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    дивертисмент - и устарелое дивертисемент … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Дивертисмент - (французское divertissement, буквально развлечение), 1) вставные, преимущественно вокально хореографические номера в драматических, оперных и балетных спектаклях с 17 в. Исполнялись между актами разыгрываемой пьесы, как правило, не были связаны с … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от франц. divertissement, букв. увеселение, развлечение). 1) Муз. произв. развлекат. характера, а также сборник таких произведений. Самое раннее сочинение с этим назв. относится к кон. 17 в., оно принадлежит К. Гросси (Il… … Музыкальная энциклопедия

Книги

  • Дивертисмент , Барановский В.. Валентин Михайлович Барановский, ленинградский - петербургский фотограф. В книге "Дивертисмент" автор публикует не только сценические фотографии актеров, но и фотоснимки из закулисной жизни…

Начало эпохи классицизма в австрийской музыке характеризуется разнообразием новых форм и жанров. Одним из них является дивертисмент. В переводе с французского языка это слово означает "развлечение".

Что такое дивертисмент

Дивертисмент - это Созданные в нем произведения обычно предназначены для исполнения на инструментах. Однако в период зарождения пьесы в этом жанре могли исполняться и голосом.

Особое распространение дивертисмент получил в творчестве венских классиков (Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена), а также в музыке мастеров мангеймской школы, например, Яна Стамица. Это были сочинения свободной формы и разнообразные по характеру.

Дивертисмент - это жанр, не имеющий четких признаков. Пьесы с таким названием могли быть написаны в форме сонаты или сюиты, также они имели разный инструментальный состав. Дивертисменты звучали в концертных залах, а слушателями были князья, герцоги, графы и другие аристократы.

Характерные признаки жанра

Камерный оркестр обычно исполнял дивертисмент. Ансамбль из десяти или более человек в эпоху венского классицизма часто называли оркестром. Обычно в составе такого коллектива были несколько скрипок и виол, две или три флейты, гобой, кларнет и арфа. Если пьеса имела яркий и веселый характер, композитор добавлял в оркестр литавры.

Дивертисмент - это типичный продукт классической эпохи. Гомофонное произведение с четко выраженной функциональной гармонией и танцевальным ритмом. Гибкая, пластичная мелодия нередко напоминала певческую кантилену. Иногда в этих пьесах композитор решал творческие задачи, например, осваивал модуляции или новый музыкальный инструмент.

Иногда дивертисментом называли композицию из нескольких контрастных по характеру произведений. Позже так стали именовать балетный танец, основанный на музыкальной сюите из контрастных номеров.

Дивертисменты Моцарта

Множество прекрасных сочинений этого жанра принадлежит величайшему гению всех времен - Вольфгангу Амадею Моцарту. Он писал пьесы для разных инструментальных составов. Перу композитора принадлежат сочинения для фортепианных дуэтов со скрипкой, виолончелью и кларнетом, а также для струнных квартетов и других ансамблей.

Великолепную музыку умел создавать Моцарт. Дивертисмент, который он написал для струнного квартета и двух валторн, и сегодня покоряет сердца слушателей. Эта прекрасная музыка пользуется огромной популярностью. Композитор написал множество опер, симфоний и концертов, но именно веселый и жизнерадостный дивертисмент привлекает внимание широкого круга слушателей. Это сочинение бьет все рекорды популярности, согласно количеству скачиваний в Сети.

К сожалению, дивертисмент ре мажор редко изучают в музыкальных учебных заведениях. У Моцарта есть гораздо более глубокие, сложные и философские произведения. Главная черта пьес этого жанра - развлекательность. Веселая, легкая музыка всегда будет пользоваться популярностью у знатоков и любителей.

Развитие жанра в последующие столетия

После завершения эпохи венского классицизма композиторы практически забыли о дивертисменте. В период господства в музыке ценились простота и искренность чувств, доверительная лирическая интонация. Блистательный дивертисмент оказался за пределами приоритетного жанрового круга.

Это название композиторы давали только переложениям популярных опер. Такие аранжировки арий и романсов для разных инструментальных составов имели сюитную форму и строились по принципу чередования фрагментов разного характера. Примером может служить «Венгерский дивертисмент» Франца Шуберта для фортепиано в четыре руки.

Только в 20 веке, когда в моду вошло ретроспективное направление, получившее название "неоклассицизм", этот жанр снова вернулся в орбиту музыкальных приоритетов. Новый реконструированный дивертисмент - это произведение, основанное на интеллектуальной игре.

Композитор сознательно разбирает на отдельные детали старинное классическое сочинение, а потом складывает их снова. Музыка получается немного холодной, отчужденной и стилизованной под старину. К этому жанру обращались такие выдающиеся композиторы-модернисты, как Бела Барток, Альбер Руссель. Таким и остался дивертисмент в исторической памяти искусства - ярким и блестящим порождением классической эпохи.

от франц. divertissement, букв. - увеселение, развлечение

1) Муз. произв. развлекат. характера, а также сборник таких произведений. Самое раннее сочинение с этим назв. относится к кон. 17 в., оно принадлежит К. Гросси ("Il divertimento..., musiche da camera тper servizio di tavola... con un dialogo amoroso et un dialogo in idioma", op. 9, 1681). Первоначально сочинялись как инстр., так и вок. Д. (напр., Divertimenti serenissimi P. Кайзера, написанные в 1713, представляют собой 9 кантат). В 18 в. ведущее положение постепенно заняли инстр. Д. Они становятся излюбленным родом развлекат. музыки в аристократич. и придворных кругах, позднее в домах богатых буржуа. Особое распространение Д. получил в Австрии и Чехии. Большую дань этому жанру отдали Й. и М. Гайдны, Л. и В. А. Моцарты, много Д. было создано композиторами мангеймской школы, писали их и немецкие, итальянские, французские композиторы. Иногда Д. создавались для одного инструмента (струнного клавишного - Й. Гайдн, Г. К. Вагензейль), чаще же для камерного ансамбля или оркестра. Количество частей в Д. бывало различным - от одной и до 12; в большинстве Д. их от 4 до 10.

Как муз. жанр Д. соединяет в себе черты сонаты и сюиты, более приближаясь к сонате. В них постоянно включаются типичные для сонаты части - сонатное allegro, вариации, менуэт, рондо и т. д. (мн. ранние сочинения, названные Д., в действительности представляют собой сонаты). В то же время колеблющееся (часто большое) количество частей и широкое применение в Д. танц. форм сближают их с сюитой, в особенности с такой её разновидностью, как серенада. Если у В. А. Моцарта Д. зальцбургского периода, в отличие от орк. серенад, являются сочинениями камерными, то в последующее время подобное разграничение не сохраняется, и границы между Д. и серенадой во многом стираются. Родств. черты Д. обнаруживают также с кассацией и ноктюрном. С конца 18 в. Д. утрачивает прежнее значение. В 19 в. Д. превращается в жанр салонной музыки, аналогичный попурри, обычно на заимствованные, напр. оперные, темы (к числу немногих исключений принадлежит "Венгерский дивертисмент" Ф. Шуберта для фп. в 4 руки). В 20 в. термин "Д." нередко применяется для обозначения балетной сюиты (напр., Д. для оркестра И. Ф. Стравинского, составленный в 1938 из музыки балета "Поцелуй феи", 1928); иногда композиторы сознательно воспроизводят черты Д. 18 в. (Дивертисмент для 5 духовых инструментов и фп. А. Русселя, 1900; Дивертисмент для струнного трио ор. 22 Й. Хаса, 1909; Дивертисмент для струн. инструментов Б. Бартока, 1939, и др.).

2) Промежуточные эпизоды в фуге, в к-рых прерывается полифонич. разработка темы и вводится новый интермедийного плана материал. См. Фуга .

3) Вставные эпизоды из балетных, иногда и вок. номеров между актами спектакля и в его конце; могут составлять целое представление развлекат. характера, объединённое общим сюжетом (в особенности Д., исполнявшиеся в конце спектакля). С сюжетом осн. представления, к к-рому они присоединяются, обычно не связаны (балет "Щелкунчик" Чайковского, 2-е действие). Появились ранее всего в комедии-балете 17 в. (напр., "Мещанин во дворянстве" Мольера с муз. номерами Люлли, 1670), в лирич. трагедиях Люлли (напр., "Кадмус и Термина", 1673). Ж. Ф. Рамо на основе Д. создаёт новый жанр оперы-балета. Д. встречаются во мн. франц. операх 19-20 вв. ("Фауст" Гуно, редакция 1869; "Самсон и Далила" Сен-Санса, 1877; "Падмавати" Русселя, 1923).

4) В России во 2-м десятилетии 19 в. Д. назывались представления нар.-бытового характера, состоявшие из песен, танцев и драматич. диалога. Они создавались гл. обр. на патриотич. сюжеты, связанные с событиями Отечественной войны 1812, напр. "Ополчение, или Любовь к отечеству" (1812), муз. К. А. Кавоса, "Семик, или Гулянье в Марьиной роще" (1815), муз. С. И. Давыдова.

E. A. Мнацаканова

1) Театральное зрелище, собранное из номеров разных жанров (драматич., вокальных, танцевальных); истоки такого Д. - в нар. представлениях итал. Возрождения (14-15 вв.). Термин появился в 17 в., но и прежде итал. и франц. балеты, а также англ. маски 16 в. часто имели характер Д. В России Д. появился во 2-й пол. 18 в. и был наиболее распространён в 1-й четв. 19 в. (балеты-Д. на рус. темы в период Отечеств. войны 1812).

2) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту танц. номеров (как концертных соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр). В 19 в. Д. получил академич. разработку в балетах М. И. Петипа, иногда предваряя трагич. развязку спектакля или венчая благополучный исход событий. Внутри Д. имелись свои кульминации (обычно - развёрнутый ансамбль классич. танца, окружённый номерами характерных танцев). Образцы академич. формы Д. - во 2-х актах "Баядерки" и "Лебединого озера", а также в последнем акте "Спящей красавицы". Формы дивертисментной сюиты сохраняются в некоторых балетах сов. композиторов: "Красный мак" и "Медный всадник", "Гаянэ" и "Спартак", "Семь Красавиц" и др.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

Французское слово «divertissement» в переводе означает - увеселение, развлечение. Первоначально, триста лет назад, под этим названием стали появляться отдельные музыкальные пьесы пли целые сборники пьес развлекательного характера. Очень большое распространение такие дивертисменты получили в XVIII веке. Чаще всего их сочиняли для камерного ансамбля или небольшого оркестра, в нескольких частях. ы писали французские, немецкие, итальянские композиторы. И сейчас в концертах можно услышать дивертисменты Гайдна или Моцарта. А начиная с XIX века этот термин приобрел несколько иное значение. Так стали называть музыку, сходную с попурри. Одновременно с такими, чисто музыкальными дивертисментами, во Франции появились дивертисменты музыкально-сценические. Это были вставные, чаще всего балетные, но иногда и вокальные эпизоды в спектаклях - драматических или оперных. Один из первых таких дивертисментов появился в комедии Мольера «Брак по принуждению». Музыку к этому балетному дивертисменту написал придворный композитор Людовика XIV Ж. Б. Люлли. Известны его дивертисменты и к другим пьесам прославленного французского комедиографа. Иногда дивертисменты составляют целое развлекательное представление, своего рода концерт внутри спектакля. Таков и дивертисмент во втором акте балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».


Смотреть значение Дивертисмент в других словарях

Дивертисмент — дивертисмента, м. (фр. divertissement) (театр.). Театральное представление, состоящее из различных мелких эстрадных номеров и даваемое в дополнение к главному представлению.
Толковый словарь Ушакова

Дивертисмент М. — 1. Ряд концертных номеров, составляющих особую - увеселительную - программу, даваемую в дополнение к какому-л. основному спектаклю, концерту. 2. Балетный спектакль, состоящий........
Толковый словарь Ефремовой

Дивертисмент — -а; м. [франц. divertissement]
1. Концерт или спектакль, состоящий из отдельных номеров. Балетный д.
2. Небольшая инструментальная пьеса (обычно развлекательного характера).........
Толковый словарь Кузнецова

Дивертисмент — (франц. divertissement - букв. - развлечение), 1) вставные,преимущественно вокально-хореографические номера в драматических, оперныхи балетных спектаклях 17-19 вв. 2) Программа........
Большой энциклопедический словарь

Дивертисмент — - вставные, преимущественно вокально-хореографические номера в драматических, оперных и балетных спектаклях XVII-XIX вв., а также программа из номеров различных жанров,........
Исторический словарь

Дивертисмент — (от франц. divertissement, букв. - увеселение, развлечение).
1) Муз. произв. развлекат. характера, а также сборник таких произведений. Самое раннее сочинение с этим назв. относится........
Музыкальная энциклопедия



Рассказать друзьям