Есть женщины точно сестры милосердия. Жизнь как служение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Общество

Век спустя смоленские сестры милосердия вернулись в Красный крест — больницу, построенную в начала XX века для сестер милосердия, оказывающих помощь городским беднякам.

К огда отец попал в больницу, я была совсем маленькой и расстраивалась, что его соседа по палате — парализованного дедушку с тусклыми светло-голубыми глазами — никто не навещает. Теперь, спустя много лет, все-таки понимаю, почему тогда отец смог встать на ноги, а его сосед остался прикованным к кровати.

Пока есть она, это будет продолжаться

Таких дедушек, как тот из моих воспоминаний, и бабушек в больницах много. Кто-то остался один, о ком-то просто позабыли родственники. Самый большой страх всех моих знакомых — некому стакан воды принести — для них воплотился в жизнь.

Луч света в этом темном царстве больничного одиночества появился в нашем городе в мае 2011 года. Тогда первые добровольцы будущей службы «Милосердие» начали помогать в уходе за пациентами в неврологическом отделении первой городской клинической больницы. Идея создать добровольческую службу при Смоленской епархии принадлежала епископу Смоленскому и Вяземскому Пантелеимону.

На первое собрание добровольцев пришли семьдесят человек. Почти все они остались. Спустя месяц образовалось сестричество. Совместно с врачами добровольцы и сестры милосердия заботятся о пациентах. Каждый по-своему. Кстати, больных сестры ласково и даже уважительно называют подопечными.

К сожалению, иногда выходит так, что после выписки парализованные подопечные возвращаются в пустой дом. О них некому заботиться, и фактически они отправляются домой умирать. Чтобы этому помешать, была создана патронажная служба. Несколько раз в неделю (а иногда и каждый день — зависит от ситуации) к больным приходят добровольцы, готовят еду, помогают по дому. Можно сказать, что патронажная служба началась с Натальи Петровны — женщины с тяжелым заболеванием. Она попала в больницу в ужасном состоянии, но врачам и добровольцам удалось ее выходить. Дома за женщиной некому было ухаживать, но на все предложения отправить ее в интернат или другое специализированное учреждение Наталья Петровна отвечала резко — прекращала есть и принимать лекарства. Очевидно, что это решение закончилось бы для нее гибелью.

Дом этой женщины стал первым патронажным постом, как называют это сами сестры.

Мы все время контролируем ее состояние , — поясняет Елена Элькинд, руководитель отдела социального служения церковной благотворительности. — Приходим к ней утром и вечером. Сейчас за ней ухаживаем не только мы. Пока она есть, мы будем продолжать любить ее и заботиться о ней. И пока мы любим и заботимся о ней, она может жить по-человечески.

О «Милосердии» в лицах

Совсем недавно сестры милосердия вернулись в Красный крест. Вернулись после почти столетнего отсутствия. Все дело в том, что в начале XX века эту больницу построили для сестер милосердия, чтобы они могли оказывать медицинскую помощь бедным жителям города. Бесплатно. И вот спустя век они снова помогают в стенах Красного креста — теперь уже пациентам неврологического отделения.

Сестричество — это часть не только добровольческого движения, но и часть русской православной церкви. Что интересно, многие добровольцы, придя в «Милосердие» атеистами, постепенно воцерковляются и начинают ходить в храм.

Сейчас «Милосердие» — это полтора десятка сестер и почти двести добровольцев. Это люди разных возрастов. Алена Васильева, самая юная из добровольцев, еще учится в школе. Девочка пришла этим летом, сейчас она принимает участие в акциях. Есть и пожилые люди, у них, как говорят сестры, большой запас доброты.

Это люди разных профессий. Среди добровольцев — актер государственного драмтеатра Игорь Голубев, его жена Лариса, коммерческий директор одной из радиостанций города, хореограф, эколог, психологи. Например, Сергей, охранник по профессии, на колясках вывозит бабушек и дедушек на прогулку.

Среди добровольцев много студентов , — говорит Елена Григорьевна. — Они горят желанием делать добрые дела.

Всех этих людей объединяет желание помогать тем, кто в этой помощи очень нуждается.

Добровольцы проводят со своими подопечными минимум два-три часа в неделю, у кого есть возможность — больше. Свободное время выпадает в основном после работы или по выходным. Но есть те, кто навещает больных каждый день.

Медсестры и сестры милосердия — скорее не полные противоположности, но специалисты, друг друга дополняющие. У них разные функциональные обязанности. Первые занимаются только назначенными врачом процедурами. Если медсестра будет больше времени уделять пациентам, то вряд ли успеет выполнить все необходимое, а в крайнем случае лишится работы. Поэтому больные для нее обезличены.

Так проще работать , — призналась моя знакомая медсестра.

Сестры милосердия, напротив, занимаются самим человеком. Они, как и добровольцы, не имеют права оказывать медицинскую помощь. Зато осуществляют санитарно-гигиенический уход, а еще, как бы банально это ни звучало, дарят подопечному частичку себя, разговаривая с ним, сопереживая. Все сестры — верующие люди, их объединяют не только общие труды и заботы о подопечных, но и общие молитвы об их здравии.

- Сестричество и вся православная добровольческая служба «Милосердия» трудятся бескорыстно, исполняя христианскую заповедь любви, — говорит Елена Элькинд. — Это повлияло на то, что в последнее время в больнице медицинские работники и мы научились друг друга лучше слушать и сотрудничать.

Среди участников движения есть профессиональные медики, которые после работы или в свободное время занимаются уходом в качестве добровольцев. Станислава Гурьева — врач в отделении пульмонологии. Как сестра милосердия она трудится в другом отделении. Вначале ей было трудно: коллеги не понимали, как врач может работать санитаркой, к тому же бесплатно. Но для сестричества такие случаи не редкость. Среди гостей российско-белорусского семинара сестер милосердия, который проходил в середине ноября в Смоленске, присутствовала старшая сестра одного из московских сестричеств Татьяна Платонова. Став сестрой милосердия, она, врач по профессии, сотрудница медицинского НИИ, все оставила и перешла на работу санитаркой в одну из городских больниц.

В некоторых городах не одно сестричество, как в Смоленске, а несколько. Например, в Витебской епархии их семь.

Каждое сестричество окружает заботой какой-то один социальный объект. Если бы у нас тоже образовались другие сестричества на приходах города и области, мы могли бы совершать дела милосердия для большего количества людей, — считает Елена Григорьевна.

Друзья и близкие по-разному реагируют на участие своих родных в сестричестве.

- Родные не совсем понимают, чем я занимаюсь и почему. Конечно, изначально мама обижалась и ревновала, что я уделяю ей мало времени. Она того же возраста, что и бабушки, за которыми я ухаживаю. Сейчас она это приняла, — рассказывает Валентина Ковалева, старшая патронажная сестра.

Елена Григорьевна признается — ей легче:

Наша семья вся мыслит похожим образом. Отец был директором лицея и всегда помогал ученикам, мама тоже учитель. Сестра работает в центре помощи тяжелым инвалидам в Берлине, живет своей работой. Мой сын Григорий работает в педколледже, где учатся ребята-инвалиды, очень любит и ценит эту работу. Наверное, у нас какая-то семейная особенность — так относиться к своей работе.

Спасти по скайпу

Смоленское сестричество молодое, поэтому с ним делятся опытом старшие сестры.

К нам приезжали сестры Свято-Димитриевского училища , — говорит Елена Элькинд. — Они провели у нас первую практику, обучали основным навыкам ухода, привезли свои пособия. Наши сестры, в свою очередь, ездят в Москву на переподготовку. Но главное, чему они нас учили — любить людей, знать историю сестер милосердия и стараться своей жизнью соответствовать тем высоким идеалам, которым они служили. Московские сестры учили нас не только словами и презентациями. Главным уроком для нас стало время, проведенное с ними в больнице и на патронажных постах. Это и были главные уроки любви. Эта любовь отражалась в каждом движении, в выражении лиц, в голосе. Тогда я впервые поняла, что значит исполнять заповедь любви.

Благодаря опыту московских сестер, добровольцы из Смоленска порой творят чудеса. У Александра Трофимовича был тяжелый сахарный диабет. Из-за гангрены у мужчины отняли одну ногу, на очереди была вторая.

Нас предупреждали, что ее отнимут. Нога уже почернела, и казалось, никакой надежды нет, — вспоминает Валентина Ковалева. — Но мы ежедневно консультировались с сестрами по скайпу, присылали фотографии ноги, корректировали перевязки, пригласили дополнительно сильного хирурга, и ногу удалось спасти.

Что касается планов на будущее, у «Милосердия» они огромны. Несколько лет назад базовый медицинский колледж совместно с духовным училищем готовили сестер милосердия. Уникальной программой медицинского колледжа пользуются другие регионы России. Директор учебного заведения Елена Ткаченко дала согласие на то, что обучение сестер возобновят уже со следующего сентября. Сестры милосердия, окончившие колледж, смогут не только выхаживать больных, но и оказывать им медицинскую помощь.

Кроме того, на улице Ново-Московская стоит одно непримечательное здание — и снаружи, и изнутри оно выглядит как обычная больница. Голые окна, покрашенные светлой краской стены, пустые коридоры. Это хоспис. Здесь тяжелобольные пациенты проходят курсы химиотерапии, а кто-то и доживает свою жизнь. В задумках Елены Григорьевны сделать это место более уютным для людей. Для этого, по ее словам, нужны не столько деньги, сколько добровольцы. Это только небольшая часть задуманного. В других городах это обычная практика: там делают все, чтобы пациенты не чувствовали себя покинутыми перед лицом тяжелой болезни.

Добровольчество должно стать нормой. А добровольцы, наконец, должны заслужить понимание со стороны окружающих. В Германии, по словам Елены Элькинд, половина населения — добровольцы. Другая часть — это дети и те, кто нуждается в помощи.

Нашему городу нужны неравнодушные люди. Больниц и пациентов, которые нуждаются в помощи «Милосердия», достаточно. Кроме того, сейчас православная добровольческая служба это не только сестричество, но и служба помощи бездомным, служба помощи детям, оставшимся без попечения родителей, смоленский дом для мамы, движение «Сохрани жизнь», деятельность выставочных комплексов «Трезвение» и «Семейные ценности», социальная столовая, группа «старость в радость», служба «работы со случаем», благотворительные акции в помощь детям многодетных семей, детям-инвалидам, гуманитарные программы и, наконец, развивающийся центр помощи многодетным семьям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Добровольчество существует не для того, чтобы ликвидировать нехватку медицинских кадров. Оно для того, чтобы люди не оставались каменными, чтобы они оставались людьми. Если вы хотя бы на минуту задумались, все это написано не зря. Подробную информацию о добровольческой службе «Милосердие», о том, как ей можно помочь, о том, как она может помочь вам, можно найти на сайте http://www.smolmiloserdie.ru .

P. S. Этого материала могло и не быть, как могло и не быть самого «Милосердия» или больных, которые нуждаются в помощи добровольцев. Если задуматься, в большинстве случаев, подопечные — это чьи-то мать и отец, чьи-то дедушка и бабушка. Если люди перестанут выбрасывать других людей на свалку ненужных вещей, может быть, этот мир станет чуточку лучше. Может быть, в нем будет меньше одиночества.

Как сказала одна очень молодая и очень добрая сестра милосердия, — мы должны, прежде всего, быть заботливыми с близкими и родными. Иначе какой толк помогать чужим людям?..

Одной из неотъемлемых составных частей военной истории Отечества является участие женщин России в войнах. Россиянки оставили в них свой заметный след. К сожалению этот важный аспект нашей истории не получил до сих пор должного внимания. Служба женщин в действующей армии России вызывала интерес исследователей и раньше. Однако, это были небольшие труды, освещавшие узкую тематику: службу сестер милосердия в военных госпиталях, на полях сражении; выходили работы, посвященные отдельным личностям. Следует отметить, что изучение новых архивных и литературных источников дает основание утверждать, что в различные исторические эпохи во время войн женщины принимали активное участие в составе действующей армии. Если же бросить ретроспективный взгляд в глубину веков, то перед нами вспыхнут яркие, сильные, отважные натуры, сражавшиеся на поле брани за Русь святую. Былинные строки донесли до нас могучую удаль поленниц, которые не только охраняли рубежи Отечества, но и вступали в поединки с богатырями-мужчинами, ловко скакали на коне, метко стреляли из лука, великолепно владели мечом. Исторически существовавшая незаурядная личность – русская княгиня Ольга, пожалуй, до сих пор не имеет соперниц среди необыкновенных женщин, которыми богата Россия. Свою хорошо вооруженную дружину водила на непокорных соседей, завоевывала их земли; обладая проницательным государственным умом, мудро управляла княжеством. Ее благосклонность искала могучая влиятельная Византия, уважали и побаивались князья.

В величайшей битве на поле Куликовом в 1380 г. в мужских одеждах рубились с ордынцами русские княжны Дарья Андреевна Ростовская, Феодора Ивановна Пубжольская, дочь воеводы Фили Фекла. Несомненно, были и другие женщины, как из привилегированных слоев, так и простолюдинки, но об этом сведения до нас, к сожалению, не дошли.

Не разрешалось укладом жизни, традициями, взглядами на положение женщины в обществе держать ей в руках оружие, хотя звание полковника Лейб-гвардии Преображенского полка имели «по штату» все самостоятельно правившие российские императрицы – Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II. А кому не было положено «по штату», в периоды военной опасности под мужским именем, в мужском костюме преумножали своими подвигами честь мундиру и славу российскому оружию. В 1807 г. погибла Александра Тихомирова (известна была под именем Александр Тихомиров), прослужившая в армии около 15 лет. Только после ее смерти сослуживцы узнали от духовника, что отважный гвардеец-капитан являлся женщиной. От рядового до чина капитана дослужилась Татьяна Маркина, под фамилией Курточкин, казачка из станицы Нагаевской, приведшая в изумление Екатерину II, когда стало известно, что капитан «женского полу». Хорошо знакомо имя штабс-ротмистра Надежда Андреевны Дуровой. Боевое крещение Она получила в 1807 г. в сражении при Гутштадте, участвовала в сражениях при Гейльсберге, Фридлянде. За храбрость и мужество император Александр I наградил ее знаком отличия военного ордена разрешив, как особую милость за военные заслуги и отвагу, остаться в армии под фамилией Александров. Дурова участвовала в Отечественной войне 1812 г. Служила ординарцем у Кутузова. Участвовала в боях под Смоленском, в Бородинском сражении. Здесь она была контужена, после выздоровления возвратилась в действующую армию и снова отличилась во многих боях. В 1816 г. вышла в отставку, ей, как и всем офицерам, была назначена пенсия. В Отечественной войне 1812 г. немало женщин участвовало в народном партизанском движении. Некоторые отряды возглавляли женщины: старостиха Василиса Кожина, крестьянка Анфиса, Прасковья-кружевница, которая руководила отрядом из 60 человек (в основном женщины), за ее голову французы назначили большую награду. «Бабьи команды» наносили немало вреда противнику, однажды отбили отряд русских пленных, среди которых был раненный полковник. Бесстрашие этих женщин, доблесть их в защите Отечества от захватчиков, была отмечена наградой – серебряной медалью в память Отечественной войны.

Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.»Даша Севастопольская

Изучение традиции участия женщин в военной истории России показывает, что особенно активно она проявлялось в области медицины. Документально зафиксированное применение женского труда в военных госпиталях России начинается с реформ Петра I. В уставе воинском 1716 г. в главе 34 «О полевом лазарете» или шпитале говорится, что «… потребно всегда при десяти больных быть для услужения одному здоровому солдату и нескольким женщинам, которые оным больным служить имеют, и платье на них мыть…». После Петра I наступает некоторое затишье в привлечении женщин для воинских нужд. И только начиная с Крымской войны 1853-1856 гг. женщина, как сестра милосердия, не сходит с поля сражения, включая последнюю мировую войну. Впервые в мировой истории в Крымскую компанию на театр военных действии в Крым в ноябре 1854 г. прибыло 120 сестер милосердия Крестовоздвиженской общины (17 сестер умерли при исполнении служебных обязанностей, 4 получили ранения). Инициатором применения женского ухода за больными и раненными на войне был выдающийся военный хирург Н. И. Пирогов. Сестры были хорошо подготовлены в профессиональном отношении и отличились исключительной добросовестностью в работе. В основном они были выходцами из высших кругов и интеллигенции. Среди них: Е. Хитрова, Е. Бакунина, М. Кутузова В. Щедрина и многие другие. Сестры милосердия стойко работал под пулями и ядрами с огромным количеством раненных и больных. Невозможно не упомянуть имя русской женщины, которая считается первой сестрой милосердия – Даши Севастопольской (Дарья Лаврентьевны Михайловой). Она проявила себя в Альминском сражении, устроив в лощине перевязочный пункт. Все 11 месяцев осады эта 16 летняя девушка работала, не разгибая спины в лазаретах, на перевязочных пунктах, перенося вместе с защитниками города все ужасы войны. Она была награждена Императором денежным пособием и серебряной медалью, а императрица прислала ей золотой крест с надписью «Севастополь».

На официальном уровне право участия женщин в войне по уходу за раненными получило признание во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Впервые в истории России в различных медицинских учреждениях на обоих театрах военных действий – Балканском и Кавказском с Высочайшего повеления трудились женщины-врачи, получившие медицинское образование за границей; были откомандированы 40 выпускниц и 12 слушательниц последнего курса Петербургских Женских врачебных курсов, которые работали врачами, фельдшерицами; а также сестры милосердия, прошедшие подготовку, как в общинах, так и по линии Красного Креста. Студенток направляли в военно-временные госпитали и лазареты, они работали под руководством профессора Н.В. Склифосовского. Женщины оперировали наравне с мужчинами-врачами. Всем участницам войны были вручены медали, учрежденные в память об этой войне. 6 сестер милосердия, оказавших помощь раненым на поле боя, были награждены особой серебряной медалью «За храбрость»: Бойэ, Духонина, Ольхина, Полозова, Энгельгардт, Юханцева. Женщины – врачи, участвовавшие в этой войне, были награждены медалью «За усердие».

Из области медицины снова вернемся к службе женщин в действующей армии. Первым регулярным женским воинским формированием в России стал Добровольческий ударный батальон смерти под командованием Марии Леонтьевны Бочкаревой. Это случилось во время Первой мировой войны. Крестьянка по происхождению, она добровольно отправилась на фронт в 1914 году.Несмотря на суровую дисциплину, Бочкарева пользовалась непререкаемым авторитетом среди своих «солдатиков», как она сама любовно называла бойцов батальона. Она отличалась смелостью, не раз поднимала бойцов в штыковую атаку, за что была награждена двумя Георгиевскими крестами и двумя медалями.

Что касается Второй мировой войны, бесспорным лидером по масштабам женского участия оказался Советский Союз. Женщины

Анеля Тадеушевна Кживонь (1925 — 1943 гг.).

заменили ушедших на фронт мужчин на производстве и составили подавляющую часть медицинского персонала военных госпиталей. Они выполняли вспомогательные работы в действующей армии, входили в состав партизанских отрядов и, наконец, воевали наравне с мужчинами на передовой. Красная армия была первой европейской армией ХХ века, включавшей в себя отдельные женские боевые подразделения на регулярной основе. Официальная российская историография предполагает, что общая численность женщин, вовлеченных в боевые действия на стороне СССР, составляет 800 000 человек.

Колоссальные потери советских войск на начальном этапе войны привели к тому, что в 1942 году в СССР была проведена массовая мобилизация женщин на службу в действующую армию и в тыловые соединения. Только на основании трех приказов наркома обороны Иосифа Сталина от апреля и октября 1942 года, сравнительно недавно рассекреченных и опубликованных в России, подлежали мобилизации и направлению в войска связи, ВВС и ПВО 120 000 женщин. По мобилизации ЦК ВЛКСМ на военную службу были призваны около 500 000 девушек, 70% которых служили в действующей армии. Женщины должны были заменить отправляемых на фронт красноармейцев во вспомогательных службах и выполнять работу связисток, вооруженцев, водителей автомашин и тракторов, телефонисток, разведчиц, пулеметчиц, номеров орудийных расчетов, кладовщиц, библиотекарей, поваров.

Давая оценку ратному подвигу советских женщин, прошедших вместе с войнами-мужчинами весь боевой путь, Маршал Советского Союза А. И. Еременко писал: «Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья и отцы».

Первой из женщин – Героев Советского Союза военных лет стала 18-летняя партизанка Зоя Космодемьянская. Высшей степени отличия она была удостоена указом от 16 февраля 1942 г. (посмертно). А всего за подвиги в годы Великой Отечественной войны 90 женщин стали Героями Советского Союза, более половины из них были удостоены звания посмертно.
Печальная статистика: из 27 партизанок и подпольщиц 22 награждены посмертно, из 16 представительниц сухопутных войск – 13 посмертно.

Необходимо отметить, что 30 человек награды нашли после войны. Так, указом от 15 мая 1946 г. шесть летчиц 46-го гвардейского Таманского авиационного полка получили «Золотые Звезды» Героев, а к 20-летию Победы были награждены сразу 14 женщин, правда, 12 из них – посмертно.
Единственная среди Героев иностранка – стрелок роты автоматчиков 1-й Польской пехотной дивизии

им. Т. Костюшко Анеля Кживонь – погибла 12 октября 1943 г., спасая раненых бойцов. 11 ноября 1943 г. ей посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Последний раз в истории СССР звание Героя Советского Союза женщинам было присвоено 5 мая 1990 г. «Золотой Звездой» была награждена Екатерина Демина (Михайлова) – санинструктор 369-го отдельного батальона морской пехоты. Героями (посмертно) стали две летчицы – Екатерина Зеленко и Лидия Литвяк. Старший лейтенант Зеленко 12 сентября 1941 г. на своем бомбардировщике Су-2 таранила немецкий истребитель Ме-109. Зеленко погибла, уничтожив вражеский самолет. Это был единственный таран в истории авиации, выполненный женщиной. Младший лейтенант Литвяк – самая результативная женщина-истребитель, которая лично сбила 11 вражеских самолетов и погибла в воздушном бою 1 августа 1943 г.

В военной истории Отечества Женщины России были активными участницами борьбы за ее свободу и независимость. Овладевали любой «мужской» военной специальностью. Как писал в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстой, «Из за награды, из за названия, из за угрозы не могут люди принять все ужасы войны. Должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть – любовь к Родине».

В наше мирное время женщины продолжают ратное дело, начатое их соотечественницами в прошлые времена, многие девушки посвящают свою жизнь — делу служения Отечеству. В некоторых военных вузах они в качестве курсантов проходят обучение вместе с мальчиками. В частности в Военном университете Министерства Обороны на факультете иностранных языков и зарубежной военной информации по специальности «перевод и переводоведение» учатся девушки — будущие военные переводчики при этом они являются образцом, как в учебе, так и службе не уступая мальчикам. Таковыми являются: Старшина Д.В.Тумарцова, Старший сержант Н.А. Мороз, Сержант Е.В. Лупанова, Сержант А.В. Герасимова, курсанты Е. М. Коняхина, Е.А. Тарасова, Е.В. Гусева и многие другие. Сегодня в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации среди женщин – офицеров есть генералы, полковники, подполковники, майоры, капитаны, старшие лейтенанты и лейтенанты. Традиции россиянок служить своему Отечеству продолжается.

Поздравляем всех женщин России с наступлением весны и предстоящим замечательным праздником – Международным женским днём!

Сообщество Морполита и Габриэль Цобехия

Литература:

  1. Мордовцев Д.Л. Русские исторические женщины. СПб., 1872.
  2. Шашков С.С. История русской женщины. СПб., 1879.
  3. Зорин А.Е. Женщины – героины в 1812 году. М., 1912.
  4. Щебкина Е. Из истории женской личности в России. СПб., 1914.
  5. Дурова Н.А. Кавалерист-девица СПб., 1887.
  6. Пирогов Н.И. Исторический обзор действий Крестовоздвиженской общины сестер в госпиталях в Крыму и в Херсонской губернии. СПб., 1876.
  7. Военно-медицинский отчет за войну с Турциею 1877-1878 гг. СПб., 1884.
  8. Иванова Ю.Н. Храбрейшие из прекрасных: Женщины России в войнах. М., 2002.
  9. Мурманцева В.С. Советские женщины в Великой Отечественной войне. М., 1974.

На войне всегда всего не хватает. И особенно остро не хватает младшего и среднего санитарного персонала.

Если почитать требования, предъявляемые к хорошему санитару, то станет ясно: за такого человека передерутся все строевые командиры. Санитар должен быть умным, ловким, аккуратным, проворным, сильным и честным - прямо-таки идеал солдата!

На практике работать санитарами чаще всего направляли отходы обучения - слишком тупых, слишком неуклюжих… Проблему эту вскоре заметили, и от командования пришло решение: создать общину милосердных сестёр во Христе, которые бы добрым словом и правильным действием приносили облегчение раненым.

Первой такой общиной в мире стала Крестовоздвиженская община милосердных сестёр, а также присоединившиеся к ним сердобольные вдовы.

Разумеется, вначале их не приняли всерьёз. Великий пессимист князь Меньшиков, главнокомандующий в Крыму, меланхолически заметил: «Вы при этой общине сифилитическое отделение открыть не забудьте». Почитать устав ему было некогда: сёстры, помимо прочего, давали подписку о целомудрии в течение службы.

Портрет Даши Севастопольской

Дочь простого матроса Даша Севастопольская - Дарья Лаврентьевна Михайлова - оборудовала на свои средства перевязочный пункт и очень много сделала для раненых; но в общину эту не попала.

Именно с Крестовоздвиженской общиной приехал в Крым Николай Иванович Пирогов, и крымский опыт лёг в основу знаменитой книги «Начала общей военно-полевой хирургии». Его инструкции для сестёр общины предписывали заботиться о собственном здоровье.

Вместе с врачами сёстры проделали гигантскую и самоотверженную работу. Семнадцать из них погибли (в основном, от болезней: почти все переболели тифом).


Сёстры Крестовоздвиженской общины с попечителями незадолго до отправки во Владивосток, 1904 год

80 сестёр милосердия после окончания войны выразили желание продолжить работу в мирное время. Первыми больницами с участием женского персонала в России стали Кронштадский и Калинкинский военно-морские госпитали.

Флоренс Найтингейл

Независимо от Крестовоздвиженской общины из Англии в Турцию - а затем в Крым - приехали 38 женщин во главе со знаменитой Флоренс Найтингейл: медсестрой и национальной героиней Британии. Она родилась в аристократической семье, имела много возможностей проявить самые разнообразные таланты, но выбрала тот, из-за которого и порвала с семьёй - уход за больными.

В октябре 1854 года Флоренс было 34 года, и она уже занимала должность суперинтенданта (директора) в учреждении по уходу за больными аристократками. Иными словами, у неё был практический опыт как в уходе за пациентами, так и в грамотной организации.


Флоренс Найтингейл

В Крыму она застала настоящий медицинский ад. Толпившиеся в палатах раненые и больные, полное пренебрежение к послеоперационному уходу, голод, холод и крысы.

По настоянию «дамы с лампой» (так Флоренс прозвали за ночные обходы палат) госпитали расширили, питание улучшили, по подписке собрали значительные средства, и к концу Крымской войны всё преобразилось. Самые банальные (с современной точки зрения) меры типа «протопить печку, вымыть полы и накормить не плесневелыми сухарями, а мясным супом» - творили чудеса.

После войны Флоренс Найтингейл сыграла огромную роль в реформе медицинской службы армии Великобритании.

Например, она ввела такие усовершенствования, как оснащение госпиталей системой канализации и обязательная подготовка всего больничного персонала.

Женское бюро и мамаша Бикердайк

Разумеется, в ходе Гражданской войны в США женщины не могли оставаться в стороне!

Набор возражений был стандартный: женщина упадёт в обморок при виде крови, не сможет встроиться в командную цепочку армии; женщина - это соблазн и падение нравственности; женщине нельзя видеть обнажённое мужское тело.

Но требования морализаторов отступили перед требованиям армии.

Доротея Дикс, основательница приютов для умалишённых, 19 апреля 1861 года явилась к Военному Секретарю США, основала Женское бюро армии США и стала «суперинтендантом санитарок».

По мнению мисс Дикс, потенциальная санитарка должна была быть старше тридцати, здоровой, внешне непривлекательной, одеваться просто «почти до отвращения» («plain almost to repulsion in dress»). Также она должна уметь готовить согласно больничным диетам и не носить никаких украшений. Жалованье (40 центов в день) тратится либо на улучшение рациона (разумеется, ни капли спиртного!), либо на благотворительность.


Экзаменовали кандидаток в Вашингтоне, Чикаго и Сан‑Луи.

Помимо организованных санитарок в госпиталях работали монашки и неорганизованные доброволицы... головная боль для любой больницы. «Они хотели немного, - иронически писал доктор Бринтон, - только комнату, постель и зеркало». (Для женщины из общества, привыкшей к прислуге, это примерно как для типичной нашей современницы «два квадратных метра на полу, пенка, спальник и зубная щётка»).

Беда была в том, что комнат, кроватей и зеркал не хватало. Бринтон предпочёл пятнадцати доброволицам пятнадцать монашек, которые без жалоб разместились в одной комнате и понимали, что такое дисциплина.


Доротея Дикс

К 1863 году мисс Дикс достала всех. Она требовала, чтобы её санитарки руководили мужским персоналом, подчиняясь только врачам. При этом она работала очень много, была у всех на виду и убрать её казалось решительно невозможным.

Наконец руководство пошло на классический обходной маневр: 29 октября 1863 года официальным приказом Доротею назначили вторым человеком после Генерального Хирурга по всем вопросам, связанным с санитарками. И первое распоряжение Генерального Хирурга Барнса по санитаркам было следующим: принимать женщин без различия возраста, роста и внешности.

Текучесть кадров стала огромной, но одно ясно - по количеству участниц Женское бюро в десятки раз превзошло все предыдущие опыты.

Были доброволицы, которые не вписывались ни в какие рамки.

Знаменитая мамаша Бикердайк, закалённая годами семейной жизни, являлась в госпитали с лозунгом «Генеральная уборка!».


Мамаша Бикердайк разбирается с неосторожным хирургом

Под её руководством к отдраиванию всего, что можно отдраить, привлекались и выздоравливающие, и санитары, и врачи. Если начальник госпиталя приходил на шум и интересовался: «От кого это миссис получила полномочия командовать в госпитале?», ответ был простым и неопровержимым: «От Господа нашего всемогущего». После этого и начальник получал тряпку и фронт работ…

«Мамаша» не признавала госпитальных диет и возила с собой запасы самодельных сиропов, которыми щедро снабжала солдат.

Всех их - и «санитарок мисс Дикс», и католических монашек, и протестанток, и просто доброволиц - солдаты называли «сёстрами милосердия» и очень любили.

Хотя, конечно, не обходилось без эксцессов. В воспоминаниях одной сестры упоминается пациент, который при виде приближающейся санитарки быстро раздевался догола, ложился поверх одеяла и кричал: «Сестрица, посмотрите-ка, что у меня есть!».


На Юге процесс внедрения санитарок проходил более деловито и без скандалов. Закон приняли в сентябре 1862 года. Он устанавливал строгий норматив: две сестры-хозяйки на каждый госпиталь, две их помощницы, две сестры-хозяйки на палату и «другие санитарки и повара по необходимости, лучше всего - женщины».

Мужчин из госпиталей быстро забирала война, их места довольно естественно занимали женщины. Богатые дамы работали и помогали деньгами (а у любого нормального плантатора жена была главным бухгалтером и старшей медсестрой поместья), девушки среднего достатка просто работали, а совсем бедные даже получали жалованье.

Первые шаги женской помощи в военно-медицинском деле поначалу казались неуклюжими, наивными и неловкими. Но женская отвага, храбрость и решительность посрамили скептиков и навсегда остались в мировой истории.

Есть женщины, которые точно сестры милосердия в жизни. Перед ними можно ничего не скрывать, по крайней мере ничего, что есть больного и уязвленного в душе. Кто страждет, тот смело и с надеждой иди к ним и не бойся быть в тягость, затем что редкий из нас знает, насколько может быть бесконечно терпеливой любви, сострадания и всепрощения в ином женском сердце. Целые сокровища симпатии, утешения, надежды хранятся в этих чистых сердцах, так часто тоже уязвленных, потому что сердце, которое много любит, много грустит, но где рана бережливо закрыта от любопытного взгляда, затем что глубокое горе всего чаще молчит и таится. Их же не испугает ни глубина раны, ни гной ее, ни смрад ее: кто к ним подходит, тот уж их достоин; да они, впрочем, как будто и родятся на подвиг... Ф.М. Достоевский "Маленький герой". «Ставропольская дева», «героиня долга», «женщина без страха и сомненья» - такими словами характеризовали современники юную сестру милосердия Римму Иванову, единственную в истории России женщину ‒ кавалера ордена Святого Георгия, не имевшего офицерского звания.Римма Михайловна Иванова родилась 15 июня 1894 года в Ставрополе в семье казначея духовной консистории. Окончив курс Ольгинской женской гимназии она стала учительницей в земской школе села Петровское. Молодая учительница мечтала продолжить свое образование, но планам этим не суждено было сбыться - в 1914 году началась война с Германией. Долго не раздумывая, в первые же дни войны Римма записалась на кратковременные курсы по подготовке медицинских сестер, по окончании которых была направлена в епархиальный лазарет. Но чем дольше Римма работала в госпитале и чем больше слушала рассказы о тяготах фронтовой жизни и страданиях раненных на передовой, тем сильнее становилось ее желание быть с действующей армией. И в январе 1915 года, несмотря на протесты родителей, Римма добровольно отправилась на фронт, в 83-й Самурский пехотный полк, который до войны дислоцировался в Ставрополе. Остаться при полковом лазарете она наотрез отказалась и, коротко остригшись, под именем санитара Ивана Иванова отбыла на передовую. Когда же тайна юного добровольца была раскрыта, Римма продолжила службу под своим настоящим именем. Отважная сестра милосердия бросалась в самое пекло боя, туда, где она была так необходима раненным воинам. Вскоре она стала любимицей полка. Благодарные солдаты и офицеры, окруженные ее заботой, не могли ей нахвалиться. Доблесть и мужество Риммы Ивановой при спасении раненых были отмечены наградами - двумя Георгиевскими медалями и солдатским Георгиевским крестом. Командир полка отмечал: «Неустанно, не покладая рук, работала она на самых передовых перевязочных пунктах, находясь всегда под губительным... огнем противника, и, без сомнения, ею руководило одно горячее желание - придти на помощь раненым защитникам Царя и Родины. Молитвы многих раненых несутся за её здоровье к Тосковавшие по дочери родители уговаривали Римму вернуться домой и передохнуть от ужасов войны. Уступив настойчивым просьбам, летом 1915-го она взяла отпуск и приехала в Ставрополь. Но попытки родни удержать ее, не увенчались успехом - уже через месяц Римма снова отправилась на фронт, поступив в распоряжение 105-го пехотного Оренбургского полка под начало своего брата - полкового врача Владимира Иванова. Не желая «отсиживаться» в тылу, пылкая девушка попросила направить ее фельдшером в 10-ю роту, дравшуюся в это время на передовой в районе села Мокрая Дуброва Гродненской губернии. 9/22 сентября на участке, где находились позиции 10-й роты, начались ожесточенные бои. На передовые позиции полка обрушился шквал артиллерийского огня. Девушка едва успевала перевязывать раненых. Как отмечал командир корпуса генерал Мищенко, сестра, невзирая на уговоры полкового врача, офицеров и солдат, продолжала выполнять свой долг на передовой линии. Враг напирал и почти вплотную подошел к русским окопам. Силы роты были на исходе. Оба офицера были убиты. Отдельные солдаты, не выдержав натиска неприятеля, поддались панике. Тогда Римма выскочила из окопа и с криком «Солдаты, за мной!» бросилась вперед. За отважной сестрой милосердия ринулись все, кто еще был способен держать оружие в руках. Отбросив противника, русские солдаты ворвались во вражеские окопы. Но радость успешной контратаки была омрачена - немецкая пуля тяжело ранила находившуюся в первых цепях Римму. Скончалась героиня славной смертью храбрых на передовой линии 105-го полка, оплакиваемая солдатами и офицерами. Ей был всего лишь 21 год... По инициативе личного состава полка на имя Императора Николая II было направлено ходатайство о награждении Риммы Ивановой орденом Святого Георгия 4-й степени. Царь оказался в непростом положении - это был сугубо военный орден, которым награждались исключительно офицеры. Лишь одна женщина в России ранее была удостоена Военного ордена - его учредительница Екатерина II. Однако Государь решил сделать исключение. Несмотря на то, что Римма Иванова не только не была офицером, не являлась дворянкой, но вообще не имела никакого воинского звания, Царь подписал именной указ о награждении. Таким образом, Римма Иванова стала первой и единственной русской подданной, награжденной орденом святого Георгия за 150 лет его существования. Похоронили Римму Иванову в родном Ставрополе, в ограде Андреевской церкви воздав ей воинские почести. Великий князь Николай Николаевич прислал на могилу Риммы серебряный венок, перевитый Георгиевской лентой. А протоиерей Симеон Никольский, обращаясь к горожанам, сказал: «...Сестра милосердия стала предводителем воинства, совершила подвиг героя... Город наш, город Ставрополь! Какой славы сподобился ты! Франция имела Орлеанскую деву - Жанну д"Арк. Россия имеет Ставропольскую деву - Римму Иванову. И имя ее отныне будет вечно жить в царствах мира...»Сама же Римма в последнем письме к родным оставила такой завет: «Мои хорошие! Если любите меня, то постарайтесь сделать так, чтобы исполнилось мое желание: молитесь Богу, молитесь за Россию и человечество». Вскоре о героине сложили песню, написали посвященный ей вальс, местные власти учредили стипендии ее имени. В Вязьме был установлен памятник - стела героям войны, на одной из граней которой золотом было записано имя Риммы Ивановой. Общественность начала сбор средств на установку памятника героине в Ставрополе, но революция и гражданская война помешали воплощению этого замысла. Герои Великой войны, прозванной «империалистической», новой власти оказались не нужны. Имя сестры милосердия Риммы Ивановы, вынесшей из-под огня около шестисот русских раненых воинов, забыли. Место ее захоронения сровняли с землей, и лишь в наши дни в ограде Андреевского собора установлено скромное надгробие на предполагаемом месте ее захоронения. На здании бывшей Ольгинской гимназии появилась мемориальная доска, а Ставропольской епархией и местным медицинским колледжем учреждена премия имени Риммы Ивановой «За жертвенность и милосердие». Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук

В последнее время я часто слышу разные мнения о женском призвании, и, признаться честно, сама порой задаю себе этот вопрос: а какое предназначение у меня в этой жизни? Да, у меня, как и у многих, прекрасная семья, интересная работа, любимые друзья. По выходным мы ходим в храм. Однако при всей кажущейся полноте жизни я неизменно ощущала нехватку чего-то важного. Пришло понимание того, что я хочу не только вкладываться в себя, семью и профессию - это моя прямая обязанность, но делать что-то по зову души, без каких-либо внешних мотиваторов.

Полгода назад в моей жизни появилось очень неожиданное служение (если бы мне об этом сказал кто-то несколько лет назад - ни за что бы не поверила) - один раз в неделю я приезжаю в паллиативное отделение, где находятся люди с серьезными, неизлечимыми заболеваниями. Всего один час рядом с тяжело больными пациентами - и из стен этого учреждения я выхожу совершенно другим человеком. Я вдруг перестаю чувствовать усталость, забываю о сиюминутных трудностях и понимаю, как прекрасна эта жизнь, как она многогранна и полноценна. Я ловлю себя на том, что жду каждой новой встречи с теми, кто уже на грани смерти, и в ком такая жажда жизни.

Есть такая мудрость, что если тебе плохо, найди того, кому еще хуже, и помоги ему. Но если у тебя всё относительно хорошо, стоит ли ждать каких-то неприятностей, чтобы начать отдавать часть своей жизни тем, кто нуждается в поддержке и внимании? Наверное, именно этим руководствуются сестры милосердия, рядом с которыми я тружусь долгое время, но чья мотивация порой скрыта от посторонних глаз. Согласитесь, это не типичная ситуация, когда современная женщина не просто пытается стать идеальной матерью или хозяйкой, но еще и часть своего времени, сил и энергии отдает совершенно незнакомым людям.

Сейчас в екатеринбургской Православной службе милосердия более 50 сестер, которые несут свое служение во всех социальных проектах - от помощи детям до поддержки бездомных. Все они - самые обычные девушки и женщины: студентки и пенсионерки, новоиспеченные и многодетные мамы, трудоголики и домохозяйки. Всех их объединяет одно - искреннее желание помогать тем, кто нуждается в уходе, внимании и поддержке - бытовой, материальной, душевной или духовной.

Глядя на них, понимаешь, что роль и призвание женщины может быть не только в семье и работе, есть еще одна незаслуженно забытая сфера, где женщина может себя реализовать, - это путь служения ближним. Именно служения, бескорыстного и даже жертвенного, каким шла в начале XX века княгиня Елизавета Федоровна, царственные княжны Романовы во время Первой мировой войны, медсестры в ходе Великой Отечественной. Служение современной сестры милосердия еще более разнообразно, каждая из них может найти себе дело по душе.

Традиционно сестринская забота незаменима в детской сфере - прогулки, сопровождение на время лечения в больнице, творческие и игровые занятия. Порой сестра милосердия оказывается для одинокого больного ребенка пусть не родной матерью, но на какое-то время единственным близким человеком, способным разделить боль и страхи своего маленького подопечного. В сестринской поддержке нуждаются не только малыши, но и родители, например, в детском онкоцентре, где сестры помогают пережить потерю ребенка его близким. Часть сестер ухаживают за одинокими, пожилыми людьми на дому, в больницах и домах-интернатах, а также служат бездомным. Именно служат, потому что люди, попавшие на улицу, - это особая категория подопечных, к которым нужен особый подход и огромное сердце, полное любви и заботы.

Бывает, я очень грущу от нехватки времени и сознания собственной беспомощности перед лицом множества важных и срочных дел, и я смотрю на сестер милосердия - как они всё успевают? Но, как сказал классик, человек всегда находит время на то, что для него действительно ценно, что находит отклик в его сердце. И если кроме удовлетворения собственных потребностей и интересов, выполнения своих прямых трудовых или домашних обязанностей женщина находит возможность позаботиться о том, кому сейчас больно, трудно и страшно, - мне кажется, это достойно уважения.

Совершенно очевидно, что не каждой дано стать матерью Терезой. И вовсе не обязательно идти против системы или вывозить больных детей из зоны боевых действий. Но я уверена, что многим из нас под силу хотя бы одним добрым делом, словом, взглядом утешить и поддержать ближнего. И в этом тоже подлинное женское предназначение.



Рассказать друзьям