Характеристика главных героев рассказа айвенго. Характеристика героев по произведению вальтера скотта «айвенго

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

4 августа 2008 г. ушёл из жизни крупный русский мыслитель, прозаик, драматург XX в., лауреат Нобелевской премии по литературе, академик Российской академии наук Александр Исаевич Солженицын. Для русской культуры он стал символом XX в. В связи с чем Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования рекомендовал изучение в школе творчества писателя, обусловленное масштабом его личности и тем значением, которое эта фигура имеет для истории развития общественной мысли России второй половины XX в. и истории литературы того же периода.

Изучение рассказа "Один день Ивана Денисовича" в курсе литературы XX в. связано прежде всего с "лагерной темой" в русской литературе XX в. Обращение к этому произведению позволяет поднять тему трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны.

Предлагается текстуальное, а не обзорное изучение данного произведения на уроках литературы в 11 классе, т.к. "лагерная тема" может быть не понята учащимися, если они не обращаются к тексту произведения.

Изучение "Одного дня:" позволяет показать, какова роль художественной литературы в процессе открытия трагических страниц отечественной истории XX в.

Используется групповая форма работы (примерные ответы приведены частично), элементы театральной педагогики.

Цели и задачи урока:

  • познакомить с жизнью и творчеством А.И.Солженицына, историей создания рассказа "Один день Ивана Денисовича", его жанровыми и композиционными особенностями, художественно-выразительными средствами, героем произведения;
  • отметить особенности художественного мастерства писателя;
  • рассмотреть отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев;

Оборудование: портрет и фотографии А.И.Солженицына, литературные листы по творчеству писателя, выставка его книг, фрагмент художественного фильма "Холодное лето 53-го", опорная схема по тексту произведения, ретроспектива (1977, 1970, 1969, 1967) дат в жизни писателя, таблички с именами писателей для импровизированного заседания Союза писателей СССР (К.Федин, А.Корнейчук, А.Сурков, Я.Яшин, А.И.Солженицын).

Вопросы на доске для актуализации восприятия:

- В чём видит писатель своё назначение в литературе?

Откуда исходят истоки его творчества?

Что позволяет человеку выжить в нечеловеческих условиях?

Как в условиях фактической несвободы человек может остаться свободным?

Словарная работа:

  • ретроспектива -
то, что содержит ретроспективный обзор (ретроспективная выставка, описание)
  • ретроспективный -
  • посвящённый рассмотрению прошлого, обращённый назад к прошлому (от лат.retro - назад и spectare - смотреть)
  • ретроспекция -
  • ретроспективный обзор, обращение к прошлому

    Ход урока

    1. Определение цели и задач урока.

    Ретроспектива подборок газетных статей с критикой в адрес А.И.Солженицына.

    Театрализованное заседание Союза писателей СССР.

    Краткая биографическая справка о писателе.

    Кадры из кинофильма "Холодное лето 53-го".

    Анализ рассказа "Один день Ивана Денисовича":

    1) история создания и публикации, жанр произведения;

    2) тема, основная мысль, сюжет рассказа;

    3) предлагерная биография героя;

    4) черты характера и душевные качества Ивана Денисовича;

    5) "лагерь глазами мужика";

    6) широта тематики произведения;

    8) значение эпитета к слову "день", вынесенному в название рассказа;

    Почему не только горе сжимает сердце при чтении этой замечательной книги, но и свет проникает в душу.
    Это от глубокой человечности, оттого, чтолюди остались людьми и в обстановке глумления.
    Ж.Медведев.

    Вступительное слово учителя:

    :В один из сырых февральских дней 1974 года по трапу советского самолёта, прибывшего вне всякого расписания из Москвы во Франкфурт- на- Майне, сошёл единственный пассажир. Этот пассажир в демисезонном пальто, со срезанными пуговицами на вороте рубахи, ещё три часа назад хлебавший тюремную похлёбку в знаменитом Лефортове, и сейчас не знал, что точно его ожидает.

    Встречавшие необычного русского гостя поневоле (или титулованного изгнанника) немецкие чиновники, а затем и известнейший немецкий писатель Генрих Бёлль, конечно, не могли не заметить на его лице следы явной усталости, венчики морщин у глаз, зорких и наблюдательных, бороздки на лбу: Это были приметы непрерывной работы мысли.

    Кто же был этот одинокий русский пассажир-изгнанник, молчаливый, скупой в движениях и крайне немногословный в первых беседах с прессой? В нём было всё "отжато" до предела, пружина воли не распущена. Границы, визы, паспорта! Они для него мелькают, сменяя друг друга, но его внутренний мир не изменен. Ничто ни на миг не отрывало его - как показало ближайшее будущее - от континента русской истории, от России.

    Этим пассажиром, наотрез отказавшимся от множества вопросов журналистов, был Александр Исаевич Солженицын, прошедший на родине множество кругов испытаний. И на данном уроке предлагается рассмотреть эти круги в ретроспективе, то есть обратиться назад, к прошлому писателя, и выяснить, почему же А.И.Солженицын оказался за границей, в чём видит Александр Исаевич своё назначение в литературе как писатель, что явилось истоками его творчества на примере рассказа "Один день Ивана Денисовича".

    Вслушаемся в некоторые газетные подборки тех лет с красноречивыми заголовками, выбранные из многочисленных писем писателя (учащиеся выносят даты и зачитывают сообщения).

    Сообщение ТАСС: Указом Президиума Верховного Совета СССР за систематическое совершение действий, не совместимых с принадлежностью к гражданству СССР и наносящих ущерб Союзу Советских Социалистических Республик, лишён гражданства СССР и выдворен за пределы Советского Союза Солженицын А.И.

    С чувством облегчения прочитал о том, что Верховный Совет СССР лишил гражданства Солженицына, что наше общество избавилось от него. Гражданская смерть Солженицына закономерна и справедлива. Валентин Катаев.

    От секретариата правления Союза писателей РСФСР: Своим открытым письмом Солженицын доказал, что стоит на чуждых нашему народу позициях, и тем самым подтвердил необходимость, справедливость и неизбежность его исключения из Союза советских писателей...

    Слово учителя: 22 сентября 1967 года состоялось заседание секретариата Союза писателей СССР. И нам сегодня предоставляется уникальная возможность воспроизвести его часть. На заседании присутствовало 30 писателей. Председательствовал К.Федин. Приглашён был А.И.Солженицын. Заседание по разбору его писем началось в 13 часов, закончилось после 18-ти (в роли писателей участвуют учащиеся, они выходят с табличками, на которых написаны имена писателей, и садятся за стол, затем по очереди выходят к импровизированной трибуне с выступлением).

    К.Федин: Меня покоробили письма Солженицына. И сегодня мы должны будем говорить о его произведениях, но мне кажется, что надо говорить в общем по письмам.

    А.Корнейчук: Своим творчеством мы защищаем своё правительство, свою партию, свой народ. Мы ездим за границу вести борьбу. Мы возвращаемся оттуда измотанные, изнурённые, но со знанием исполненного долга. Мы знаем, что вы много перенесли, но не вы один (обращаясь к Солженицыну). Было много других людей в лагерях, кроме вас. Старых коммунистов. Они из лагеря шли на фронт. В нашем прошлом было не только беззаконие, был подвиг. Но вы этого не заметили. Всё, что вы пишете - это злобно, грязно, оскорбительно!

    А.Сурков: Солженицын для нас опасней Пастернака. Пастернак был человек, оторванный от жизни, а Солженицын - с живым, боевым, идейным темпераментом. Это идейный человек, это опасный человек.

    А.Яшин (Попов): Автор "Пира победителей" отравлен ненавистью. Люди возмущаются, что есть в рядах Союза писателей такой писатель. Я хотел бы предложить исключить его из Союза. Не он один пострадал, но другие понимают трагедию времени.

    К.Федин: Давайте предоставим слово самому писателю - А.И.Солженицыну.

    А.И.Солженицын: Я считаю, что задачи литературы и по отношению к обществу, и по отношению к отдельному человеку не в том заключаются, чтобы скрывать от него правду, смягчать её, а говорить истинно то, как оно есть: Задачи писателя касаются тайн человеческого сердца и совести, столкновения жизни и смерти, преодоления душевного горя и тех законов протяжённого человечества, которые зародились в незапамятной глуби тысячелетий и прекратятся лишь тогда, когда погаснет солнце. Скажите, о чём моё письмо?

    А.И.Солженицын: Ничего вы тогда не поняли, если о цензуре. Это письмо о судьбах нашей великой литературы, которая когда-то покорила и увлекла весь мир. Я - патриот, я люблю свою родину. Под моими подошвами всю мою жизнь - земля отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу.

    Слово учителя:

    Историческая справка. Речь идёт об "Открытом письме", написанном А.И.Солженицыным 16 мая 1967 года делегатам IV Всесоюзного съезда и посланном Александром Исаевичем в президиум съезда как выступление, поскольку сам он уже тогда не был избран делегатом.

    А.И.Солженицын: Не имея доступа к съездовской трибуне, я прошу обсудить то нестерпимое дальше угнетение, которому наша художественная литература из десятилетия в десятилетие подвергается со стороны цензуры. Литература не может развиваться в категориях "пропустят - не пропустят". Литература, которая не есть воздух современного ей общества, которая не смеет передать обществу свою боль и тревогу, в нужную пору предупредить о грозящих нравственных и социальных опасностях, не заслуживает даже названия литературы.

    Обо мне заявляют: "Его освободили досрочно!" Сверх 8-летнего приговора я просидел месяц в пересыльных тюрьмах, затем без приговора получил вечную ссылку, с этой вечной обречённостью просидел три года в ссылке, только благодаря XX съезду освобождён - и это называется досрочно!

    Я - один, клевещут обо мне сотни. Утешает только то, что ни от какой клеветы я инфаркт не получу никогда, потому что закалили меня в сталинских лагерях.

    Никому не перегородить путей правды, и за движение её я готов принять и смерть. Но, может быть, многие уроки научат нас, наконец, не останавливать пера писателя при жизни. Это ещё ни разу не украсило нашей истории.

    Приводится (кратко) биографическая справка о писателе , подготовленная учащимися.

    Слово учителя: "Родина моя там, сердце моё там, вот поэтому я и еду",- сказал писатель перед отлётом в Россию 27 мая 1994 года. Он оказался пророком собственной судьбы, так как предвидел своё возвращение ещё в застойном 1984 году: "Я ещё вернусь туда, не только книги мои вернутся, а я живым туда вернусь: Почему-то мне кажется, что я умру у себя на родине".

    Летом 2008 года Россия понесла большую утрату: умер писатель-гражданин, горячо и преданно любящий свою Родину, болеющий за неё всей душой; человек с чётко выраженной жизненной позицией, идущий до конца в отстаивании своих нравственных принципов; стойкий, мужественный человек (примерно такой словесный портрет должен появиться у учащихся в тетрадях).

    Свой поиск во имя человека Солженицын начал в пределах одного человека, героя рассказа "Один день Ивана Денисовича".

    Историческая справка: жертвами террора с 1947-1953 годы (данные во всех источниках приводятся по материалам, собранным А.И.Солженицыным) стали от 5,5 до 6,5 млн. человек.

    В 1970 году в Норвегии снимался фильм по сюжету рассказа. В российском кинематографе создан художественный фильм "Холодное лето 53-го", несколько кадров которого помогут перенестись в атмосферу тех лет и ответить на вопрос: в чём общность судеб Ивана Денисовича Шухова и героев фильма (просмотр). В своём произведении А.И.Солженицын отразил трагические конфликты истории в судьбах героев; показал, как люди стали рабами "культа личности". И всё равно: дух народа пробивался, как росток, ломающий асфальт (Ж.Медведев).

    Групповая работа над текстом рассказа "Один день Ивана Денисовича" (каждой группе было дано предварительное домашнее задание по тексту произведения).

    1. История создания и публикации, жанр произведения.

    "Один день "задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-51 года. Осуществлён в 1959 сначала как "Щ - 854 (Один день одного зека)" (щ-854 - лагерный номер самого писателя). После XXII съезда писатель впервые решился предложить что-то в открытую печать, выбрал "Новый мир" А.Твардовского. Добиться опубликования было непросто.

    "Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно описать весь лагерный мир - одним днём. Конечно, можно описать свои 10 лет лагеря, там, всю историю лагерей, а достаточно в одном дне собрать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет всё.

    Это родилась у меня мысль в 52-м году. В лагере. Ну, конечно, тогда было безумно об этом думать. А потом прошли годы. И вот в 59-м году думаю: кажется, я уже мог сейчас эту идею применить. Семь лет она лежала просто. Попробую-ка я написать один день одного зека. Сел - и как полилось! Со страшным напряжением! Потому что в тебе концентрируется сразу много этих дней. И только чтоб чего-нибудь не пропустить, я невероятно быстро написал "Один день:"

    Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в особом лагере каменщиком.

    Жанр рассказа привлекал писателя, так как в малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение - работать над малой формой, потому что в ней можно "оттачивать грани с большим наслаждением для себя".

    2. Определить тему, основную мысль, раскрыть сюжет рассказа.

    "Один день Ивана Денисовича" - это не только портрет одного дня нашей истории, это книга о сопротивлении человеческого духа лагерному насилию.

    3. Хотя сюжетную основу рассказа составили события одного дня, воспоминания главного героя позволяют представить его предлагерную биографию. Коротко опишите её.

    4. Отметьте черты характера и душевные качества Ивана Денисовича.

    Что за фигура перед нами? Какое впечатление вызывает герой?

    Иван Денисович Шухов прежде всего крестьянин, ему свойственны рассудительность, обстоятельность в мыслях, он несуетен, въедлив в мелочи жизни; знает, что именно из них жизнь и состоит; находчив, рассудителен, никогда не теряет человеческого достоинства.

    Его характер открывается в целой череде небольших эпизодов.

    Возможно не случайно имя "Иван" в переводе др.-евр. - (Бог) смилостивился, (Бог) помиловал.

    5. Что же такое лагерь у Солженицына в этом рассказе? Как в нём человеку жить и выжить? Какова логика компоновки персонажей?

    Каторжный лагерь взят у Солженицына не как исключение, а как порядок жизни.

    Человеку можно, собравшись с силами, сразиться с обстоятельствами. Выжить можно, лишь сопротивляясь лагерному порядку принудительного насильственного вымирания. И весь сюжет, если всмотреться, это сюжет непротивления живого - неживому, Человека - Лагерю. Лагерь создан ради убийства, нацелен на погубление в человеке его главного - внутреннего мира: мысли, совести, памяти. "Здешняя жизнь трепала его от подъёма до отбоя, не оставляя праздных воспоминаний: И вспоминать деревню Темгенёво и избу родную ещё меньше было ему поводов".

    Лагерный закон: "Подохни ты сегодня - я завтра" Это общее "руководство жизнью" ставит человека по ту сторону добра и зла. Не допустить себя до этого, если ты хочешь называться Человеком - вот задача Шухова.

    Вопрос к учащимся всего класса: что спасает человека в этой бесчеловечной жизни?

    1) Спасает причастность к сообществу людей . Здесь это бригада, аналог семьи в вольной жизни.

    2) Спасает труд (перечитывается эпизод кладки стены на объекте: "Работу он правил лихо, но вовсе не думая:"). Иван Денисович вернул и себе, и другим - пусть ненадолго! - ощущение чистоты и даже святости труда. Вся сцена кладки - это сцена раскрепощения человека, так как перестали страшиться, даже забыли про охрану.

    6. Только ли жизнь в лагерной зоне составляет тематическое содержание рассказа? Какие его фрагменты свидетельствуют о большей широте тематики?

    1) Современная жизнь деревни;

    2) воспоминания о деревне;

    3) обсуждение фильма Эйзенштейна "Иван Грозный";

    4) подробности советской истории в связи с судьбами солагерников (в судьбе бригадира Тюрина отразились последствия коллективизации в стране).

    Описание места действия подчинено принципу расширяющихся концентрических кругов: барак - зона - переход по степи - стройка. Замкнутое пространство ограничивается проволочным заграждением. Лагерь - это дом, так и говорят все: " Домой идём". О другом, настоящем, доме за день и вспомнить некогда, но он существует в рассказе благодаря внутреннему зрению героя. И тогда возникает следующий ряд концентрических кругов : дом - деревня - край - Родина . (опорная схема)

    Декрет о времени.

    Никто из зеков никогда в глаза часов не видит, да и к чему они, часы, зеку только надо знать - скоро ли подъём, до развода сколько? До обеда? До отбоя? Заключённым часов не положено, время за них знает начальство.

    Время определяют по солнцу и месяцу:

    "Шухов поднял голову на небо и ахнул: небо чистое, а солнышко почти к обеду поднялось. Диво дивное: вот время за работой идёт! Сколь раз Шухов замечал: дни в лагере катятся - не оглянешься. А срок сам - ничуть не идёт, не избавляется его вовсе".

    "Утром только этим зеки и спасаются, что на работу тянутся медленно. Кто быстро бегает, тому сроку в лагере не дожить - упарится, свалится".

    8. Найти эпитет к слову "день", вынесенному в название рассказа.

    "Почти счастливый день:" - думает Иван Денисович Шухов в конце прожитого им дня. Назовём счастливые события жизни героя этого дня:

    Замешкался на подъёме - в карцер не посадили;

    Бригаду не выгнали в чистое поле на мороз от самих себя проволоку натягивать;

    В обед удалось "закосить" кашу;

    Бригадир хорошо закрыл процентовку, следовательно, следующие пять дней будут "сытыми" бригадники;

    Нашёл кусок ножёвки, забыл про неё, но на "шмоне" не попался;

    Подработал вечером на Цезаря и табачку купил;

    И не заболел, перемогся.

    "Ничем не омрачённый", счастливый день простого советского зека Шухова И.Д. "Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый". "Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов - три дня лишних набавлялось:"

    Вопрос к учащимся всего класса: почему автор показал нам "счастливый" лагерный день? (Думается потому, что главная цель автора - показать русский народный характер в различных обстоятельствах, показать через событие, цепь событий - личность. Лагерь и есть такое "событие". А личность - Иван Денисович Шухов).

    9. Вывод по анализу рассказа.

    Каков же герой рассказа?

    "Иван Денисович Шухов, русский мужик, смекалистый, деликатный, работящий, в ком жестокая эпоха культивирования зависти, злобы и доносов не убила той порядочности, той нравственной основы, что прочно живёт в народе, не позволяя никогда в глубине души путать добро и зло, честь и бесчестье, сколько бы к этому ни звали, - во имя чего, во имя какого социального эксперимента, какой игры ума и фантазии - оторван от семьи, от земли и брошен в огромный барак, населённый другими номерами. (А.Латынина).

    Произведение «Айвенго», краткое содержание которого можно описать соперничеством между потомками норманнских завоевателей Англии и саксов, признано вершиной творчества Вальтера Скотта.

    Даже беглый пересказ сюжета свидетельствует о неподдельной доблести героев, изображенных в романе. Это шедевр классической литературы, который на протяжении многих лет волнует читателей по всему миру.

    Вальтер Скотт «Айвенго» — история создания

    «Айвенго» – это произведение, относящееся к жанру исторического романа, которое написал шотландский писатель Вальтер Скотт. Текст романа был опубликован в 1819 году.

    Вальтер Скотт (1771-1832)

    Это первый исторический роман в биографии писателя. Он хотел, чтобы сюжет разворачивался в Южном Йоркшире на севере Англии во времена правления Ричарда l.

    Главные герои и их характеристика

    Перечень главных действующих лиц:

    • Айвенго - храбрый английский герой, чтущий кодекс рыцаря и сражающийся за короля Ричарда. Является воплощением рыцарской доблести и чести;
    • Ровена - воспитанница Седрика, честная и верная своему возлюбленному;
    • Седрик - отец Айвенго, благородный, но своенравный и вспыльчивый лорд;
    • Ребекка - дочь еврея Исаака, влюбленная в Айвенго, волевая и отважная девушка;
    • Ричард Львиное Сердце – отважный и справедливый правитель, но склонный к авантюрам.

    Второстепенные персонажи

    Так же встречаются следующие герои:

    • Исаак - еврей-ростовщик, любящий отец;
    • Ательстан - королевский потомок из династии саксонов;
    • Реджинальд Фрон де Беф - жестокий лорд, которому досталось имение Айвенго; главный отрицательный персонаж;
    • Принц Джон - подлый, жадный и бесчестный брат короля Ричарда.

    Описание глав дано в сокращении. Основные мысли можно взять для читательского дневника.

    Главы 1 — 4

    На пути домой король Ричард I оказывается в плену. Принц Джон намерен занять престол. Свинопас Гурт и шут Вамба, рабы лорда Седрика Сакса, встречают отряд всадников, среди которых аббат Эймер и рыцарь Бриан де Буагильбер.

    Они спрашивают, как добраться до замка Седрика. Вамба показывает неверную дорогу, и всадники уезжают.

    По пути всадники встречают человека по имени Палмер, который провожает их в поместье. Это Уилфред Айвенго, переодевшийся в пилигрима.

    Айвенго — сын Седрика, изгнанный своим отцом и лишенный наследства из-за того, что тот был влюблен в леди Ровену, воспитанницу Седрика. Он намеревался отдать ее замуж за богатого королевского потомка Ательстана и с помощью этого сбросить норманнский гнет.

    Гости приезжают в замок. Все ужинают, когда слуга объявляет, что странник — еврей по имени Исаак, просит впустить его на ночлег.

    Главы 5 — 8

    После того, как все отправляются спать, Палмер подслушивает разговор де Буагильбера; он намерен ограбить Исаака. Палмер помогает Исааку избежать ограбления; в обмен Исаак помогает Палмеру раздобыть доспехи и лошадь, чтобы он мог участвовать в большом турнире при Ашби.

    В первый день боя Палмер, сражающийся под гербом с девизом «дездечадо», то есть лишенного наследства, побеждает всех соперников, включая де Буагильбера. Палмеру разрешено выбирать Королеву Любви и Красоты.

    Главы 9 — 12

    Рыцарь выбирает Ровену своей королевой. Рыцари, которые выступают против Палмера, атакуют его вместе. С помощью неизвестного Черного Рыцаря он выигрывает турнир. Когда Ровена снимает с него шлем, она узнает Айвенго. Он сильно ранен, теряет сознание, упав на землю у ног Ровены.

    Главы 13 — 17

    В суматохе принц Джон и его советники поспешно обсуждают последствия его появления и план своих действий. Посланник приносит Джону предупреждение, означающее, что Ричард освобожден.

    Главы 18 — 22

    Седрик беспокоится о травме сына. На пути из Эшби он встречается с Исааком и Ребеккой, сопровождающими очень больного человека. Ребекка просит защиты, Седрик соглашается. Внезапно де Браси нападает и берет их в плен. Люди Де Браси отвозят пленников в замок. Исаака бросают в темницу и требуют заплатить выкуп. Звук горна у ворот прерывает эту сцену.

    Главы 23 — 27

    Морис де Браси требует от Ровены брака, заявив, что если она не согласится, он убьет Седрика и Айвенго. Горн предвещает появление письма, написанного Черным рыцарем, объявляющего о намерении освободить заключенных осадой.

    Главы 28 — 31

    После ранения на турнире, за Айвенго ухаживали Исаак и Ребекка. Когда саксы встретили евреев до их захвата, Ребекка и Исаак сказали, что на подстилке больной старик. Это был сам Айвенго.

    В бою Фрон-де-Беф ведет защитников замка против Черного рыцаря. Он получает смертельную рану. Пламя начинает распространяться по замку.

    Черный рыцарь сумел захватить де Браси; он бросается в замок, чтобы спасти Айвенго. Остальным заключенным удается бежать самостоятельно; однако Ребекку захватывает де Буагильбер.

    Главы 32 — 36

    Черный рыцарь освобождает де Браси. Эймер пишет письмо де Буагильберу, призывая его отпустить Ребекку. Когда Исаак отправляется в цитадель рыцарей-тамплиеров, остальные готовятся вернуть тело убитого Ательстана в его замок. Ребекка объявлена ведьмой, и ее ждет казнь.

    Главы 37 — 40

    Начинается судебный процесс над Ребеккой. Ее считают виновной, и де Буагильбер призывает ее попросить одного из рыцарей сражаться в бою за нее. Она делает это, и тамплиеры отправляют посланника к Исааку. Айвенго отправляется в замок. На Черного Рыцаря нападают. Ему помогают люди Локсли. В бою обнаруживается, что рыцарь – это сам король.

    Главы 41 — 44

    Ричард ждет своих союзников, чтобы поднять грозную силу. Оказывается, что Ательстан был только оглушен ударом де Буагильбера. Большая толпа собралась на турнир за жизнь Ребекки. Де Буагильбер против своей воли стал чемпионом тамплиеров.

    В самый последний момент Айвенго входит на защиту Ребекки. Он атакует Буагильбера, но он так измотан, что падает с лошади. Но де Буагильбер падает замертво. Айвенго побеждает, и Ребекка спасена.

    Айвенго и Ровена поженились. Ребекка и ее отец покинули Англию навсегда. На протяжении долгих лет Айвенго служит у короля Ричарда.

    Анализ произведения

    «Айвенго» — приключенческий роман. Он насчитывает 466 страниц текста, но, если говорить коротко, главная его цель в том, чтобы рассказать историю о героизме. Здесь описан момент, когда король Ричард вернулся в Англию после борьбы в крестовых походах и томления в тюрьмах.

    Основной исторический акцент романа фокусируется на напряженности между саксами и норманнами, населявшими Англию.

    Заключение

    В своем романе автор нарисовал образы отважных людей, готовых вступиться за честь своих друзей. Роман Вальтера Скотта – это шедевр литературного искусства на многие века. Образ отважного, доблестного рыцаря, созданный в произведении, остается излюбленным типом героя в приключенческом романе.

    Роман В. Скотта «Айвенго» был написан в 1819 году.

    Его действие происходит в Шотландии и переносит читателя на семь веков назад в особенный мир истории и переживаний. Нас интересует главный герой - Айвенго, характеристика которого будет дана в статье. Но сначала мы кратко рассмотрим основные события этого произведения.

    Начало событий в романе

    После окончания Третьего крестового похода в плену томится король Ричард Львиное Сердце. Его место на престоле коварно занимает принц Джон. Айвенго, характеристика которого нас интересует, является верным сторонником законного короля.

    Застигнутые непогодой, в доме Седрика Сакса встречаются все герои романа. Идут расспросы о походе во имя веры.

    Рыцарь-храмовник рассказывает, что проиграл лишь одному рыцарю на турнире: его зовут Айвенго. Все ахают - это имя в доме запрещено упоминать.

    Тем временем все готовятся к турниру в Ашби, который должен состояться на следующий день.

    Вся знать прибыла в Ашби посмотреть на доблесть рыцарей, вернувшихся их Палестины. На арену выезжает рыцарь, который представился как Лишенный Наследства. Он никому не открывает лица. Победив всех, он делает круг по арене и выбирает королевой красоты и любви леди Ровену.

    Второй день турнира продолжается поединками отрядов. Соратники рыцаря Лишенного Наследства разбиты. Он сражается один с тремя противниками. Ему на помощь выезжает рыцарь в черных доспехах. Вдвоем они добиваются победы, и черный рыцарь исчезает. Принц Джон снова назначает победителем таинственного рыцаря. Тот вновь выбирает королевой леди Ровену, но, раненый, падает с коня и тут открывается его лицо. Все узнают Уилфреда Айвенго, характеристика которого последует далее.

    В плену

    Маленький отряд Седрика Сакса, в который входит леди Ровена, прекрасная еврейка Ревекка с отцом и раненый беспомощный главный герой, захватывает отряд принца Джона и заключает в замок де Бефа. Хитростью подчиненные Седрика вызволяют его из замка. Он вместе с Черным рыцарем захватывает замок и освобождает узников. Этот рыцарь оказывается королем Ричардом и приглашает всех к себе.

    В замке короля

    Королевское приглашение - это приказ. По мнению Седрика, именно Ательстан - законный король Англии, и ему должна принадлежать леди Ровена. Но сам Ательстан, коренной сакс, присягает королю Ричарду, и все уговаривают Седрика соединить влюбленных друг в друга Ровену и сына Седрика. Пока Седрик колеблется, изможденный раной рыцарь-герой едет на верную гибель - освобождать Ревекку. Она в плену у храмовника Буагильбера. На поединке рыцарь ордена внезапно падает с коня и умирает. Наш герой, освободив Ревекку, возвращается. Седрика уговорили разрешить брак леди Ровены и его сына. Происходит свадьба Ровены и Айвенго, характеристика которого чуть позже будет изложена.

    Роман «Айвенго»

    После успеха романа «Уэверли», который вышел в свет в 1814 году, восьмым произведением исторического жанра станет «Айвенго». Произведение «Айвенго», характеристика которого парадоксальна и заключается в том, что оно, став классикой исторической приключенческой литературы, в наши дни перекочевало в детские библиотеки.

    Роман кажется несколько затянутым, действие развивается медленно. Зато прекрасны отступления, которые показывают панораму жизни XII столетия и погружают в ее атмосферу, в антураж рыцарской жизни, который вновь входит в моду: подростки и взрослые делают себе костюмы рыцарей и устраивают нарядные рыцарские турниры.

    Рыцарь Айвенго: характеристика

    Уилфред Айвенго принадлежит к старинному роду. Его отец Сакс придерживается всех древних обычаев и не переносит норманов, захвативших всего в одном сражении всю страну. Он считает, что его воспитанница, прекрасная леди Ровена, должна породниться с лицом королевского дома саксов. Поэтому у него имеются две причины лишить сына наследства: он присягнул на верность английскому королю и мечтает жениться на леди Ровене.

    Айвенго - красив, молод, силен и смел.

    Он отлично владеет всеми воинскими искусствами, что позволяет ему на турнире в Палестине победить опытного рыцаря Буагильбера и повторить это на родине.

    Герой произведения - патриот. Он ненавидит норманов, которые более ста лет взращивают на родине ожесточение и озлобление простого народа.

    Айвенго - однолюб. Полюбив Ровену, он деликатен с чувствами Ревекки и ведет себя, как рыцарь, - не более. А леди Ровене он навсегда отдал свое сердце. Своей возлюбленной он посвящает военные подвиги.

    Уилфред благороден. Он - человек чести и справедлив. Он помогает отцу Ревекки, старому еврею Исааку, спасти свое состояние и жизнь от посягательств храмовника де Буагильбера. Он защищает Ревекку на суде.

    Айвенго прогрессивен. Он понимает, что будущее его страны состоит в объединении. Поэтому он присягает королю и отправляется с ним в Третий крестовый поход. Отец за это лишил сына наследства, и тот поместил на свой щит дуб, который вырван с корнем. Смелость, благородство и любовь к родине сына заставляют старого Седрика пересмотреть свои политические взгляды и раскрыть сердце сыну.

    Герой - рыцарь, а это значит, что он верен данному слову, защищает слабых. Всегда, даже с риском для жизни, правдив и справедлив Айвенго, характеристика которого закончена.

    Все качества Айвенго актуальны для нашего времени. Остается открытым вопрос: «Легко ли быть рыцарем?».

    План характеристики Айвенго:

    • История создания романа «Айвенго».
    • Происхождение героя.
    • Его портрет.
    • Верность королю Ричарду.
    • Отношение к положительным и отрицательным персонажам.
    • Рыцарские качества.

    На этом мы заканчиваем рассмотрение романа В. Скотта и его главного героя Айвенго.

    «Айвенго» характеристика главных героев романа Скотта — Айвенго, Ричарда, Ребекки, Ровены, Седрик Сакс, Исаака, Бриан де Буагильбер, Ательстан, Гурта, Вамбы.

    «Айвенго» характеристика героев

    «Айвенго» характеристика главного героя

    Айвенго — молодой саксонский дворянин, сын Седрика Сакса, ярого противника кичливой норманской знати, рыцарь без страха и упрека, состоящий сплошь из положительных качеств. Айвенго участвует в третьем крестовом походе, возглавляемом королем Ричардом Львиное Сердце. Отец прогнал Айвенго из дома за то, что тот влюбился в его воспитанницу леди Ровену, которую Седрик хотел выдать замуж за Ательстана — одного из последних потомков саксонской королевской крови. Этот брак ставил цель — возрождение королевской саксонской династии. Айвенго тайком возвращается из Палестины. В одежде путешественника он попадает в родной замок, там в это время гостит рыцарь-тамплиер — давний соперник Айвенго. Молодой рыцарь остается неузнанным, но из разговора с Роуэн узнает, что она любит его. Айвенго помогает еврею Исааку, купцу из Йорка, избежать опасности, благодарный за это Исаак покупает ему доспехи, лошадь и оружие. Айвенго появляется на рыцарском турнире инкогнито и одерживает победу над четырьмя участниками, в том числе и тамплиером де Буагильбером. Переодетый и неопознанный король Ричард помогает Айвенго победить в общем турнире, но Айвенго получает серьезную рану. Спасает его прекрасная Ребекка, дочь Исаака. Благодарный Айвенго заступается за нее, когда ей грозит сожжение на костре по обвинению в колдовстве — борется за нее на поединке «Божьего суда». Противником его должен выступить де Буагильбер, влюбленный в Ребекку, он вынужден отстаивать решение суда и обрекает любимую на мученическую смерть. Айвенго, еще не до конца окрепшему от раны, грозит поражение, но Буагильбер не выдерживает внутренней борьбы между чувствами и долгом и умирает, не начав поединка. Король Ричард заступается за Айвенго перед Седриком, и тот прощает сына. Ательстан отказывается от женитьбы на Ровене, и теперь ничто не мешает влюбленным быть вместе.

    «Айвенго» характеристика Ричарда

    Персонаж романа и реальное историческое лицо, король Ричард I пытался проводить политику примирения между саксонскими и норманнскими аристократами, окружал себя отважными, верными и доблестными рыцарями любой национальности. В романе автором создан образ короля-рыцаря и заместителя, близкий духу народных баллад. В романе он появляется под разными именами (Черный Лентяй, Рыцарь Висячего Замка, Львиное Сердце)

    Ребекка — неординарный образ, она и сильная и слабая, в ней объединена внешняя и внутренняя красота.

    Цель Ребекки — помогать другим, поддерживать слабых.

    Черты характера Ребекки

    • Искренность и готовность к самопожертвованию.
      Необычайное мужество и выдержка.
      Умение верить и надеяться на лучшее.
      Ребекка очень сильна в душе, она может покориться судьбе (верность традициям отцов, неразделенной любви).

    Леди Ровена — лучший образец представительницы английских женщин своего класса. Она верна своему любимому, в ней соединены внешняя и внутренняя красота: чувство достоинства, умение себя вести.

    Черты характера Ровены

    • Милосердие к слабым.
      Выдержка и мужество.
      Желание счастья для всех (разговор с Ребеккой).

    Седрик Сакс — яркий представитель и выразитель идей англосаксов (даже прозвище говорит об этом).

    В его образе прослеживается приверженность к старинным традициям и родному языку, защита его. Гордость за славу англосаксов (во время рассказа паломника на турнире).

    Седрик может жертвовать собственными интересами ради общего дела (хочет прежде всего спасти Ательстана; стремясь служить Англии, выгнал из дома собственного сына, чтобы устроить брак Ательстана и Ровены)

    Знатность, богатство, преимущество над многими другими норманнами (грамотный, имеет вес в обществе).
    Неискренний, как все храмовники.

    Мужественный боец.
    Но и у этого отрицательного персонажа проявляютья хорошие чувства к Ребекке.

    «Айвенго» характеристика Исаака

    Богатство, возможность содержать в финансовой зависимости сильных людей. Страх все потерять.

    Высшие ценности — деньги и дочь. (Пытки в замке. Торговля за выкуп своей жизни. Все измеряет в деньгах.) Жалеет не о раненых рыцарях, а за поврежденными доспехами.

    Гурт характеристика «Айвенго»

    Гурт в романе «Айвенго» изображен как выразитель интересов низших слоев англичан.

    Самая мечта Гурта — стать свободным, избавиться от рабского положения.

    Гурт верен хозяевам и служит благородной идеи:

    а) служит оруженосцем у Айвенго;
    б) несмотря на наказание, хочет освободить Седрика.

    Вамба характеристика «Айвенго»

    Вамба — человек, смеющийся над своей судьбой и активно вмешивается в события.

    Ум и острый язык шута (умеет постоять за себя и товарища) свидетельствуют о его уровне образованности.

    Свободолюбие Вамбы захватывает, ведь критикует захватчиков, правильно оценивает состояние угнетенного народа.

    Черты характера Вамба

    Сообразительность, умение достойно защитить хозяина (турнир «щит»).
    Чувство справедливости и человечности: не позволяет бросить на произвол судьбы Исаака с дочерью, оскорбить их.
    Верность хозяину и жертвенность.
    Храбрость и разумная осторожность (при сопровождении Ричарда).

    «Айвенго» характеристика Ательстана Конингсбургского

    Знатность, богатство, происхождение от короля Эдуарда Исповедника.
    Не всегда способен распорядиться собственной судьбой (надежды на брак), желание жить за счет других.

    «Айвенго» характеристика главных героев романа Скотта - Айвенго, Ричарда, Ребекки, Ровены, Седрик Сакс, Исаака, Бриан де Буагильбера, Ательстан, Гурта, Вамбы.

    «Айвенго» характеристика героев

    «Айвенго» характеристика главного героя

    Айвенго - молодой саксонский дворянин, сын Седрика Сакса, ярого противника кичливой норманской знати, рыцарь без страха и упрека, состоящий сплошь из положительных качеств. Айвенго участвует в третьем крестовом походе, возглавляемом королем Ричардом Львиное Сердце. Отец прогнал Айвенго из дома за то, что тот влюбился в его воспитанницу леди Ровену, которую Седрик хотел выдать замуж за Ательстана - одного из последних потомков саксонской королевской крови. Этот брак ставил цель - возрождение королевской саксонской династии. Айвенго тайно возвращается из Палестины. В одежде путешественника он попадает в родной замок, там в это время гостит рыцарь-тамплиер - давний соперник Айвенго. Молодой рыцарь остается неузнанным, но из разговора с Ровена узнает, что она любит его. Айвенго помогает еврею Исааку, купцу из Йорка, избежать опасности, благодарен за это Исаак покупает ему доспехи, лошади и оружие. Айвенго появляется на рыцарском турнире инкогнито и одерживает победу над четырьмя участниками, в том числе и тамплиером где Буагильбером. Переодетый и неопознанный король Ричард помогает Айвенго победить в общем турнире, но Айвенго получает серьезную рану. Спасает его прекрасная Ребекка, дочь Исаака. Благодарен Айвенго заступается за нее, когда ей грозит сожжение на костре по обвинению в колдовстве - борется за нее на поединке «Божьего суда». Противником его должен выступить де Буагильбер, влюбленный в Ревекку и вынужден отстаивать решение суда, обрекает любимую на мученическую смерть. Айвенго, еще не до конца оговтавшомуся от раны, грозит поражение, но Буагильбер не выдерживает внутренней борьбы между чувствами и долгом и умирает, не начав поединка. Король Ричард заступается за Айвенго перед Седриком, и тот прощает сына. Ательстан отказывается от женитьбы на Ровене, и теперь ничто не мешает влюбленным быть вместе.

    «Айвенго» характеристика Ричарда

    Персонаж романа и реальное историческое лицо, король Ричард I пытался проводить политику примирения между саксонскими и норманнскими аристократами, окружал себя отважными, верными и доблестными рыцарями любой национальности. В романе автором создан образ короля-рыцаря и заместителя, близкий духу народных баллад. Лицар Висячого Замка, Левове Серце) В романе он появляется под разными именами (Черный Лентяй, Рыцарь висячим замком, Львиное Сердце)

    «Айвенго» характеристика Ребекки

    оєднана зовнішня та внутрішня краса. Ребекка - неординарный образ, она и сильная и слабая, в ней п оеднана внешняя и внутренняя красота.

    Цель Ребекки - помогать другим, поддерживать слабых.

    Черты характера Ребекки

    • Искренность и готовность к самопожертвованию.
    • Необычайное мужество и выдержка.
    • Умение верить и надеяться на лучшее.

    Ребекка очень сильна в душе, она может покориться судьбе (верность традициям отцов, неразделенная любовь).

    «Айвенго» характеристика Ровены

    Леди Ровена - лучший образец представительницы английских женщин своего класса. Она верна своему любимому, в ней соединены внешняя и внутренняя красота: чувство достоинства, умение себя вести.

    Черты характера Ровены

    • Милосердия к слабым.
    • Выдержка и мужество.
    • Желание счастья для всех (разговор с Ребеккой).

    «Айвенго» характеристика Седрик Сакс

    Седрик Сакс - яркий представитель и выразитель идей англосаксов (даже прозвище говорит об этом)

    В его образе прослеживается приверженность старинных традиций и родного языка, защита ее. Гордость за славу англосаксов (во время рассказа паломника на турнире).

    Седрик может жертвовать собственными интересами ради общего дела (хочет прежде всего спасти Ательстана; стремясь служить Англии, выгнал из дома собственного сына, чтобы устроить брак Ательстана и Ровены)

    «Айвенго» характеристика Бриана де Буагильбера

    Знатность, богатство, превосходство над многими другими норманнами (грамотный, имеет вес в обществе).
    Неискренний, как все храмовники.

    Мужественный боец.
    Но и у этого отрицательного персонажа проявляютья хорошие чувства к Ребекке.

    «Айвенго» характеристика Исаака

    Богатство, возможность содержать в финансовой зависимости сильных людей. Страх все потерять.

    Высшие ценности - деньги и дочь. (Пытки в замке. Торговля за выкуп своей жизни. Все измеряет в деньгах.) Жалеет не по раненым рыцарем, а за поврежденными доспехами.

    Группа характеристика «Айвенго»

    Группа в романе «Айвенго» изображен как выразитель интересов низших слоев англичан.

    Самая мечта группы - стать свободным, избавиться рабского положения.

    Группа имеет верность хозяевам и служения благородному идеи:

    а) служит оруженосцем в Айвенго;
    б) несмотря на наказание, хочет освободить Седрика.

    Вамба характеристика «Айвенго»

    Вамба - человек, который смеется над своей судьбой и активно вмешивается в происходящее.

    Ум и острый язык шута (умеет постоять за себя и товарища) свидетельствуют о его уровень образованности.

    Свободолюбие Вамбы захватывает, ведь он критикует захватчиков, правильно оценивает состояние угнетенного народа.

    Черты характера Вамба

    • Сообразительность, умение достойно защитить хозяина (турнир, «щит»).
    • Чувство справедливости и человечности: не позволяет бросить на произвол судьбы Исаака с дочкой, оскорбить их.
    • Верность хозяину и жертвенность.
    • Храбрость и разумная осторожность (при сопровождении Ричарда).

    «Айвенго» характеристика Ательстана Конингсбурзького

    Знатность, богатство, происхождение от короля Эдуарда Исповедника.
    Не всегда способен распорядиться собственной судьбой (надежды на брак), желание жить за счет других.



    Рассказать друзьям