Хозяйство восточных славян и чем занимались наши далекие предки. Чем занимались наши предки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Существует множество теорий о том, как произошел человек. Как жили наши предки? Кем они были? Вопросов очень много, а ответы, к сожалению, неоднозначны. Что ж, попробуем разобраться, откуда произошел человек, и как он жил в далекой древности.

Теория происхождения

  • Существует несколько теорий о том, как появился человек: он - создание космоса, существо из другого мира;
  • создатель человека - Бог, именно он заложил все возможное, чем обладает человек;
  • человек появился от обезьяны, эволюционируя и выходя на новые ступени развития.

Что ж, поскольку большинство ученых все-таки придерживаются третьей теории, ведь человек так похож по своему строению на животных, разберем именно эту версию. Как жили в самой глубокой древности?

Первый этап: парапитек

Как известно, предком и людей, и обезьян был парапитек. Если сказать примерное время существования парапитека, то эти животные населяли Землю около тридцати пяти миллионов лет назад. Несмотря на то, что ученым известно слишком мало о столь древних млекопитающих, есть множество доказательств того, что человекообразные обезьяны - это эволюционировавшие парапитеки.

Второй этап: дриопитек

Если верить еще недоказанной теории происхождения человека, то дриопитек - это потомок парапитека. Однако точно установленный факт - дриопитек - предок человека. Как жили наши предки? Точное время жизни дриопитека до сих пор не установлено, однако ученые говорят, что жили они на Земле примерно восемнадцать миллионов лет назад. Если говорить об образе жизни, то, в отличие от парапитеков, которые селились исключительно на деревьях, дриопитеки уже селились не только на высоте, но и на земле.

Третий этап: австралопитеки

Австралопитек является прямым предком человека. Как жили наши предки-австралопитеки? Установлено, что жизнь этого древнего млекопитающего зародилась около пяти миллионов лет назад. Австралопитеки уже больше походили на современного человека своими повадками: они спокойно передвигались на задних лапах, использовали самые примитивные орудия труда и защиты (палки, камни и т. д.). В отличие от своих предшественников, австралопитеки питались не только ягодами, травами и другой растительностью, но и ели животное мясо, поскольку эти самые орудия часто служили и для охоты. Несмотря на то, что эволюция явно шла вперед, австралопитек был больше похож на обезьяну, нежели на человека - густой волосяной покров, небольшие пропорции и средний вес все-таки отличают их от современного человека.

Четвертый этап: человек умелый

На данном этапе развитии эволюции предок человека ничем не отличался от австралопитека по своему внешнему виду. Несмотря на умелый отличался тем, что он мог свободно делать орудия труда, средства для защиты и охоты самостоятельно. Все изделия, которые производил этот предок, были сделаны, в основном, из камня. Некоторые ученые даже склоняются к тому, что в своем развитии человек умелый дошел до того, что он пытался передавать информацию себе подобным с помощью определенных сочетаний звуков. Однако теория о том, что именно в это время уже существовали зачатки речи, не доказана.

Пятый этап: человек прямоходящий

Как жил наш предок, которого сегодня мы называем «человеком прямоходящим»? Эволюция не стояла на месте, и теперь данное млекопитающее очень напоминало современного человека. Кроме того, уже на этом этапе развития человек мог издавать звуки, которые служили определенными сигналами. Значит, можно сделать вывод о том, что речь в это время уже была, однако она была нечленораздельной. На этом этапе у человека очень сильно увеличился объем головного мозга. Благодаря этому человек умелый работал уже не одиночно, а работа была коллективной. Этот человеческий предок мог охотиться на крупных животных, поскольку орудия для охоты уже были достаточно сложными, чтобы убить большого зверя.

Шестой этап: неандерталец

Очень долго теория о том, что неандертальцы были прямыми предками человека, считалась верной и принималась многими учеными. Однако исследования показали, что неандертальцы не имели никаких потомков, а значит, ветвь этого млекопитающего была тупиковой. Несмотря на это, по своему строению неандертальцы очень схожи с современным человеком: большой головной мозг, отсутствие шерсти, развитая нижняя челюсть (это говорит о том, что неандертальцы обладали речью). Где жили наши "предки"? Неандертальцы жили группами, устраивая свои жилища на берегах рек, в пещерах и между скалами.

Последний этап: человек разумный

Учеными доказано, что этот вид появился 130 тысяч лет назад. Внешнее сходство, строение мозга, все умения - все это говорит о том, что человек разумный - это наш прямой предок. Именно на этом этапе революции люди начинают свое собственное выращивание средств пропитания, селятся не просто группами, а семьями, ведут свое личное хозяйство, держат свой собственный скотный двор и начинают исследование новых культур растений.

Славяне

Как жили наши Это уже окончательно развитый предок современного человека, которому свойственно деление на расовые группы. Предки человека, живущие в эпоху Средневековья, в основном были славянами. Вообще, данная раса появилась в прибалтийских землях, а вскоре из-за своей многочисленности расселилась по всей территории западной Европы и северо-западной части России. Кроме того, славяне вели постоянные битвы, отличались особой техникой владения оружия и стойкостью в бою. Славяне - это предки конкретно русского, германского, прибалтийского и других народов.

Открытый урок по окружающему миру

Тема урока: «Как жили наши далекие предки».

Цели:
- создать условия для формирования у учащихся представления о жизни древних славян, их внешности, быте и занятиях;
- способствовать развитию внимания, мышления, речи; воспитывать интерес к истории своего народа.

Планируемый результат обучения
Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян.
Познавательные УУД:
. формировать умение читать и отвечать на вопросы к тексту;
. формирование умение строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД.
. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
. формулировать собственное мнение и позицию;
. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные УУД.
. Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
. формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
. формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Тип урока: изучение нового материала
Формы и методы работы: фронтальная, групповая, частично-поисковая.
1 этап.
Оргмомент. Эмоциональный настрой и мотивация

(2 мин.)
- Встали. Подравнялись. Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости, повернитесь, поприветствуйте их (кивок головой). Повернитесь ко мне, настройтесь на работу, тихонечко садитесь.
- Сегодня на уроке вы работаете в группах. За слаженную работу группы отвечают руководители, которых вы выбрали заранее.
Встаньте, мы на вас посмотрим. За активную работу на уроке, группа будет получать жетоны. В конце урока руководители оценят работу каждого члена группы, и мы подведем итоги работы каждой группы.
- Начать урок мне хочется словами «Знание - к мудрости ступенька».
- Как вы понимаете значение этого выражения?
- В конце урока мы вернемся к этому высказыванию, и может быть, вы ещё что-то добавите.

Ответы детей: (Когда много знаешь, становишься умнее, мудрее, даешь правильные советы, стараешься обдумывать свои мысли, решения, стараешься не делать ошибки, учиться на них и т.д.)

2 этап.
Актуализация опорных знаний

(4 мин.) А) Проверка домашнего задания (фронтальная работа)
- Что было задано на дом?
(Используя план рассказа о степи, составьте рассказ о зоне смешанных лесов).
(Рассказы детей по каждому пункту плана. Обобщение, вывод)
1. Полоса смешанных лесов в Европе начинается на востоке у Среднего Урала и дальше идет на запад, расширяясь к северу и югу. Равнина, обилие рек.
2. Лесная зона находится в умеренном климатическом поясе, здесь хорошо выражены все 4 времени года. В разных частях умеренного пояса различное количество тепла и влаги. Для лесной зоны характерны обильные осадки. Частые дожди вымывают из почвы питательные вещества, она становится цвета золы и называется подзолистой.
3. Растительный мир разнообразен…
4. Животный мир разнообразен…

1. Географическое положение
2. Климат и почвы.
3. Растительный мир
4. Животный мир.
5. Занятия людей.

3 этап.
Постановка учебной проблемы, планирование

4 минуты - Что знаете о жизни людей в этой природной зоне. Откуда вы об этом узнали?
- Как называют людей, которые живут в одно время с нами? (Современники)
- А кто знает, как называют людей, которые жили до нас, перед нами, на нашей территории? (Предки)
- А, что вы знаете о жизни наших далеких предков?
(Подумайте, так ли хорошо вы знаете о жизни наших предков? Почему? (Жили очень давно?)
Поднимите руку, кто хотел бы узнать о жизни наших далеких предков?
- Может вы уже догадались о теме нашего сегодняшнего урока?
- Давайте проверим наше предположение. Откройте учебник стр. 139. Прочитайте название темы урока.
«КАК ЖИЛИ НАШИ ДАЛЕКИЕ ПРЕДКИ»
- Совпало ли наше предположение?
- Что бы вы хотели узнать о жизни наших далеких предков?
- Как вы думаете, зачем нам необходимо знать, как же жили наши предки?
- Вспомните, из каких источников люди черпают информацию? (интернет, книги, журналы, газеты, ученые…).
- Как называется наука, которая изучает жизнь людей в далеком прошлом…
- Сегодня на уроке мы и попробуем найти ответы на вопросы:
КТО БЫЛИ НАШИ ПРЕДКИ?
ГДЕ ОНИ ЖИЛИ?
ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ?
КАК ВЕЛИ ХОЗЯЙСТВО?
Используя учебник окружающего мира, географические и исторические карты, карточки с дополнительной информацией и рисунки.
Подводящий диалог, обращение к жизненному опыту ребенка
Формулировка темы урока.
Мотивация, побуждение к поиску

4 этап.
Открытие нового знания

(15 минут мин.) Первая группа, будет искать ответ на 1-й вопрос
Вторая группа, будет искать ответ на 2-й вопрос
Третья группа, будет искать ответ на 3-й вопрос
Четвертая группа, будет искать ответ на 4-й вопрос
Перед вами конверт №1, с указанием, на какие вопросы вы должны найти ответы и где найти информацию по вопросу. Ваша задача подготовить сообщение и выступить с ним перед классом. Руководитель группы определит выступающего. Кооперируют усилия по решению учебной задачи.

Практическая деятельность учащихся - работа с текстом учебника, карточками, картинками, картами.

5 этап.
Применение нового знания. Первичное закрепление

КТО БЫЛИ НАШИ ПРЕДКИ? (Ответить на вопросы по плану)
1. Рассказать о значении слова «славяне».
2. Внешний вид славян.
3. Черты характера.
4. Верующие ли были люди (привести пример)
5. Мужественными ли были?

КАРТОЧКА №1. Сведения о славянах:
Есть древнее объяснение происхождения слова «славяне». Славяне - «славящиеся», славные, гордые люди, прославившиеся как своими подвигам, так и славой своих доблестных предков.
По описаниям иностранцев, славяне были рослыми людьми, красивы и статны. Обычно у них были русые волосы, серые или голубые глаза, а на щёках играл румянец.
Славяне были известны своей честностью и верностью слову. Не выполнить обещание было то же самое, что нарушить клятву. Если человек переставал быть хозяином слова, его ждали всеобщее презрение, позор, а то и унизительное изгнание: люди больше не хотели жить вместе с ним, потому что он забыл о своей чести, запятнал своё имя. Наши предки были глубоко верующими людьми. Самой первой пеленкой для новорожденного мальчика была рубаха отца, а для девочки - рубаха матери. Наши предки считали, что родительская одежда должна уберечь ребенка от «сглаза» и болезней. По этой же причине подросшему ребенку шили одежду из старой одежды родителей. Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов - богатырей, часто вовлекали в войны, как союзников, они никогда не нападали первыми, всегда защищали свои земли.

ГДЕ ОНИ ЖИЛИ?
1. В каком климатическом поясе жили славяне.
2. Показать на исторической карте место первого появления древних славян.
3. Рассказать, как выглядел поселок древних славян.
4. Почему селились по берегам рек?

1. Учебник стр.139 (1 и 2 абзацы), историческая карта. Картинка.
2. Карточка:
В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Территорию европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи. Реки служили дорогами, которые связывали славян с другими народами. Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ?
Учебник стр. 139 (3 абзац), стр.140 (1 абзац)
КАК ВЕЛИ ХОЗЯЙСТВО? Учебник стр.140 (2 абзац). Карточка. Картинка.
1. Как жили.
2. Как выглядела изба.
3. Из чего делали посуду.
...В домах славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев - жердей. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы. Внутри дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по-черному - это значит, что дымовой трубы не было, и весь дым выходил через оконца, двери, отверстия в крыше. В доме все свободное место занимали стол и 2-3 лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, - это постели. Посуда была простая и удобная - из дерева. Из него делали ложки, миски, черпаки. Варили пищу в печи в глиняных горшках. В них же еду подавали на стол. Посуду очень берегли. Если горшочек или кувшин давал трещину, его чинили, стягивали берестяными лентами. Он уже не годился для варки пищи, но в нем хранили припасы. Женщины варили в глиняных горшках мясо, рыбу, кашу, пекли хлеб и лепешки. На стол ставили большой чугунок с похлебкой, у всех были ложки.

Итог урока.
- Вы нашли ответы на все поставленные вопросы. Подвести итог хочется такими словами:
«Славный, мудрый наш народ,
Далеко глядит вперед…»
- Почему? (Почему славный, почему мудрый, как вы понимаете «Далеко глядит вперед»)
(Потому что наши предки были… и завещали нам быть такими же.)
- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока, «Знание - к мудрости ступенька» (получая знания на уроках, мы приобретаем опыт предков, становимся мудрее, должны передать потомкам, чтобы сохранить нашу историю…)
- На память о сегодняшнем уроке у вас останутся наказы древних славян - наших далеких предков.
- Руководители, возьмите конверт №2, раздайте. Прочитаем их.

6 этап. Домашнее задание (1 мин)
- Дома, используя другие источники информации, вы попробуете найти дополнительный материал о жизни наших далеких предков. Открываем дневники. Записываем.

7 этап.
Рефлексия
(3 мин)

Руководители групп, оцените работу, каждого члена группы.
- Подсчитайте количество жетонов. Какая группа была наиболее активна.
- Ну, а теперь выразим свое отношение к уроку.
- Если на уроке было интересно работать и вам все понравилось, поставим человечка на верхнюю ступеньку.
- Если на уроке было интересно, но вам было сложно - на вторую ступеньку.
- Если вам было не интересно и очень трудно - на нижнюю.
Вот сегодня, каждый из нас, продвинулись на ступеньку выше, стал немножечко мудрее, приобретя новое знание.
Спасибо за урок.

Вся жизнь трудовых людей проходила в работе. Они сеяли и жали хлеб, рубили избы. Пахали косулями и сохами, боронили деревянными боронами, сеяли вручную из лукошка, жали серпами, молотили цепами, траву косили косами-горбушами. Так как земля не могла прокормить крестьянина, он вынужден был искать заработок на стороне. Многие крестьяне ежегодно уходили из деревни на промыслы – шли пешком наниматься на лесозаводы в Архангельске.

Распорядок дня крестьянской семьи

Крестьянская семья была основой передачи всех трудовых навыков, обычаев, нравов. Муж выполнял мужские работы – пахал, косил, возил дрова, сено: лошадь была в его полном ведении.

Жена – мать вела все женские работы. Жала, молотила, пряла, ткала, ухаживала за скотом, готовила пищу , вела учет припасов.

Мальчики приучались с 8- 10 лет к мужским работам, девочки — к женским. Распорядок дня в крестьянской семье был освящен веками. И он почти не менялся.

Утро хозяйки

В доме раньше всех встает хозяйка. Умывшись, она начинает хлопотать у печи: открывает заслонку, бросает в печь вперекрест сухие дрова – и пламя быстро обнимает всю заднюю половину печи.

Перед самым огнем она ставит чугуны с водой для заварки кормов животным: Это незыблемое правило в хозяйстве, скотина всегда на первом месте, ей надо задать корм раньше, чем сам сядешь за стол. А уж затем готовится еда для семьи – на завтрак, обед и ужин. Печь топится только один раз в сутки, с утра. Поэтому хозяйке надо все предусмотреть и приготовить на весь день.

Утро хозяина

На ногах уже и хозяин. Он ушел на скотный двор, дел у него там тоже немало: убрать навоз, сбросить с повети сено. Тем временем, просыпаются дети и выстраиваются в очередь к рукомойнику.

У рукомойника общий холщовой рукотерник.

И каждый день, утром ли вечером ли, усталая хозяйка и хозяин молились перед образами, поклоны били. Молились о повседневном: чтобы корова благополучно отелилась, чтобы лошадь не обезножела, чтобы дождик на ржаные посевы упал ко времени, чтобы голода не было, и уродился хлеб. А в выходные дни шли в церковь. В каждом селении имелся свой приход .

Список использованной литературы:

Бострем Л. Архангельский музей деревянного зодчества. Архангельск, 1984. Волков В. Русская деревня. «Белый город» М. 2005.

Гнездов С. В. Звон колоколов твоих Россия. 1997

Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., Экономика, 1993

Ополовников А.В. Избы на Севере // Лес и человек. М. Лесная промышленность. 1980

Плотников Н. Выставочные давности. /Летопись Севера. Историко-краеведческий сборник. Архангельск. 1990 г.

Обычно славянские поселения селились в тех местах, где была возможность заниматься земледелием. Излюбленными местами для ведения основного вида деятельности и быта они выбирали берега рек. На полях этот народ возделывал разнообразные злаковые культуры, растил лен и разводили множество овощных культур.

А те народы, что проживали на территориях, покрытых лесами, земледелием можно было заниматься только способом, который назывался подсечно-огневым. При таком варианте распахивания и предварительной обработке плодородного слоя земли в первый год приходилось вырубать лес, затем ждать пока он хорошо высохнет, а потом надо было все пни выкорчевать и все, что невозможно было использовать в качестве дров, сжигали до пепла. Золу тщательно собирали, так как это было хорошим удобрением. Во время посевных работ, проводимых обычно на следующий сезон, после расчистки территории от зеленых насаждений, ее перемешивали с землей. Такой участок можно было засаживать не менее 3-5 лет, а затем общины вынуждены были сворачивать свою стоянку и искать новые незаселенные земли и снова расчищать их от растительности. Естественно, такой способ земледелия требовал больших площадей и поэтому славяне селились небольшими группами.

Социальные отношения и развитие земледелия

Отношения между людьми менялись по мере развития возделывания плодородных земель. Из-за ведения подсечного возделывания почвы, для которого требовался коллективный труд и частая смена места проживания, началось зарождение распада родовых поселений. В те века семьи были очень большими и в основном это были близкие родственники. Мужской состав занимался трудоемкими видами земледелия, а женщины вели общее подсобное хозяйство. Так было до того момента, пока родовое общее хозяйство стали разделять на небольшие частные участки, переходившие в руки отдельных семей или семейным парам. Теперь в собственности общины могли только находиться земельные наделы, но и они делились между всеми проживающими на этой территории. Естественно образование собственности, сосредоточенной в частных руках, неизбежно приводило к появлению разного сословия людей. Кто-то становился богаче, а кто-то беднее.
Жилье в основном состояло из деревянных изб, окруженными частоколом или как его называли в то время тыном. И вот такие укрепительные районы, обнесенными высокими деревянными остроконечными кольями назывались городищами.

Быт и виды деятельности славян, проживающих на теплых южных равнинах

Хозяйство восточных славян, живущих на южных землях, в корне отличалось от возделывания пашен северных сородичей, благодаря теплому климату и большой порции осадков. Самым передовым способом ведения земляных работ в этих местах был перелог. При этом варианте земляные угодья засевали на протяжении нескольких лет подряд, а когда ресурсы плодородной почвы истощались, переходили на новые необжитые места. Для облегчения тяжелого сельского труда применяли плуг (соха), а вот жителям северных районов это орудие было не известно.

Но не только распахиванием земель и выращиванием сельскохозяйственных культур занимались восточные славяне. Наряду с основным видом жизнедеятельности, у них неплохо получалось разводить домашних животных. Этот факт стал известен при проведении раскопок на местах поселения этой народности, где археологам удалось найти кости лошадей, коров, свиней, овец, а также останки птичьих скелетов. Коней использовали для тяжелых посевных работ, а их мясо, после того как животное отживало свой срок, употребляли в пищу.

Территория Восточной Европы в средние века была покрыта густыми лесами, в коих в изобилии водились разные звери. Реки, как и лесные насаждения, были на большей части этого региона. В них водилось разновидностей рыб. Поэтому предприимчивые жители этих мест часто охотились на крупного и среднего зверя и занимались рыболовством. Оружием охотника служили копья и стрелы, а вот рыболовы брали с собой сети, неводы и крюки. В ходу у людей, кто занимался промыслом рыбы, были специальные плетеные приспособления.

Также исторические факты свидетельствуют о том, что хозяйство восточных славян дополнялось видом деятельности с названием бортничество - сбор меда из ульев диких пчел. Наши предки дупло в дереве называли бортью, и именно это название легло в основу вида деятельности. Кстати, и мед и воск в те времена хорошо продавались и имели неплохую стоимость.

Где жили наши предки, и как происходило разделение этого народа

Бескрайние степные равнины между Днепром и Одером заселялись изначально далекими предками славян. Позже, часть этих поселенцев отошла к югу - на Балканы и оставила в этих местах лишь небольшую группу южных сородичей (территория Болгарии и Югославии). Остальное население в результате миграции на северо-западные земли составило группу западных народностей. Их состав в большей степени представлен поляками, чехами и словаками. Оставшаяся небольшая третья часть выдвинулась на северо-восточные территории, и ее население составили русские, белорусы и украинцы.

Так, постепенно год за годом в средние века восточные славяне расселялись по земле и обустраивали свой быт и, усовершенствуя виды родового ведения хозяйства, разделялись на разные общинные строи. Причем многие из них жили не в изоляции, а в тесном контакте с соседями.

Ребёнку в школе поручили ответственное задание: составить родовое дверо, вклеить фотографии родственников. Скажу честно, на это задание я потратила пять часов. Сама рисовала, вклеивала семейные фотографии, доченька одна бы не справилась. Ну а я спонтанно погрузилась в историю. Вам тоже будет интересно узнать, как жили наши предки.

Заглянуть в прошлое

Если изучать историю рода, можно запутаться. Необходимо начать с фамилии, которая была дана вам при рождении. Специальные компании, которые имеют доступ к архивам, расшифруют значение фамилии. Назовут великих и знаменитых людей, которые были у вас в роду. Стоимость услуги недешевая и придется подождать, но результат вас удивит. Современным людям не очень интересно знать, как жили кочевые славяне, вызывали дождь и любили природу. А вот в прошлое столетие заглянуть можно.

СССР и наши предки

Советский Союз - яркий период в жизни людей. Когда могучая держава воссоединилась, наши прадедушки и прабабушки были молодыми (как мы сейчас). Лучшие годы были впереди. Но, советский режим и репрессии сломали планы. А дальше было хуже: голод, война, разруха. Все мужчины обязаны были отслужить (5 лет в армии), а потом - «отстоять за родину». Найдите фотографии своего прадедушки, обязательно он будет одет в военную форму.

В послевоенный период появилась вера в лучшую жизнь. Активно начало развиваться сельское хозяйство. Открывались колхозы. Женщины трудились на полях не меньше мужчин. Работа была сложной (с утра и до позднего вечера). Девушки не имели права взять больничный или декрет!

Элита и интеллигенция жила в городах. Им больше повезло. В селах наши предки жили скромно. Даже удобств в домах не было, про телевизор я вообще молчу.

Ещё один ужасающий факт: сельские жители не имели документов. Но, жили дружно, праздники гуляли целыми улицами, делились продовольствием и секретами.


Рассвет в жизни

В период застоя наши предки начали пользоваться благами цивилизации. Они:

  • выезжали в город;
  • ездили к морю;
  • посещали кино;
  • покупали автомобили.

Наши предки жили одним днём. Постоянно мечтали о хорошем. Остаётся нам воплотить их планы в жизнь. Помните: мы гордость своих дедов и прадедов.

Полезно1 Не очень

Комментарии0

Недавно рассматривала старые фотографии моих бабушек, дедушек и прабабушек. Пока смотрела, задумалась о том, как жили наши предки в XX веке. Конечно, все по-разному, но какие-то общие черты можно найти. В России всегда жилось интересно, у нас все-таки важная страна, а не Ирландия какая-нибудь, зато живем в среднем победнее соседей-европейцев.


Наши предки жили в СССР

Лет 30 назад была такая страна размером в 22 миллиона кв. км и с населением почти в 300 миллионов человек. Даже в США тогда было меньше и населения и территории. СССР хорошо помнят наши родители. Там было много хорошего и странного. Например, советскому человеку трудно было выехать за границу, поэтому путешествовали в основном по своей стране и с минимальным комфортом, что отражено в фильме «Будьте моим мужем». Мои предки в 1970–1980-е летом проводили отпуск в таких местах:

  • Москва и Ленинград. Они выполняли роль не только культурных столиц, но и всесоюзных магазинов.
  • Прибалтика. Три республики играли роль внутренней заграницы. Там было получше с ширпотребом, и уровень жизни всем остальным на зависть.
  • Крым. Популярный курорт, что отражено во многих фильмах, например, «Три плюс два».
  • Грузия и Армения. В эти республики ездили ради субтропического климата Аджарии и вкусной еды.

Советский период запомнился почти каждой семье процессами урбанизации. То есть в двадцатые годы население еще в основном было сельским, а в 1950–1980-е шло масштабное жилищное строительство. Этот период отражен в кинематографе, например, в фильме «Премия», а также в живописи картина - «Свадьба на завтрашней улице».


Наши предки жили в Российской империи

В мои детские годы были живы еще старики, которые родились до революции. Однако, дореволюционную Россию у нас помнят плохо, несмотря на все лестные слова в ее адрес после 1991 года. Увы, у большинства россиян предки тогда были неграмотные или малограмотные и жили в деревне. Посмотреть на быт дореволюционной России можно на знаменитых фотографиях Прокудина-Горского. Я просмотрела все!

Полезно0 Не очень

Комментарии0

Пользуясь благами цивилизации, такими как стиральная машинка, подгузники для ребенка, телефон, я порой задумываюсь о том, как вообще раньше люди жили без всего этого. Оказывается, нормально жили - просто они не знали, что можно лучше жить, поэтому и мирились со своей судьбой. Подробности читайте дальше.


Жизненный уклад наших предков

Знакомясь с жизнью наших предков, порой диву даёшься… Вся жизнь - сплошная борьба за выживание. Главной целью было не умереть с голоду.

С рассветом женщины вставали и шли готовить еду для домашнего скота и семьи, а потом отправлялись в поле. Мужчины выполняли тяжелую работу.

Детей у наших предков во все века было много. Детям доставался более легкий труд - им приходилось нянчить младших, пасти гусей, охранять избу.


Когда читаешь про житьё-бытьё древних людей, становиться грустно от того, что в их жизни не было места творчеству, самореализации, эмоциям, наслаждениям и радости. Точнее, все это было, но не с таким размахом, как в наше время, а скудно и кратковременно.

Зато, правда, люди тогда были здоровее физически и выносливее, жили в гармонии с природой.

Наши предки могли себя реализовать, разве что, через свое ремесло. Однако, и оно было рутинным, по шаблону. Кузнец мог ненавидеть свою работу, но ничего другого он делать не умел, поэтому и ковал подковы до конца своих дней.


Кто-то скажет, что женщины должны были быть счастливы от того, что имели много детей. Но, увы, в таких условиях жизни, какие достались нашим далеким прабабушкам, было не до любви и упоения. И зачастую дети воспринимались как обуза или наоборот, рабсила.

Как составлялись фамилии наших предков

В средние века стало появляться много различных профессий и ремесел. Наиболее популярными были:

  • кузнец;
  • гончар;
  • кожевник;
  • плотник;
  • ткач;
  • гробовщик.

А ввиду того, что наши предки всегда жили большими кланами, то для удобства каждую семью называли по роду занятия хозяина.


Так, появлялись Кожевниковы, Кравцовы, Мельниковы, Земцовы (в старину пасечники назывались земцами), Фурмановы (извозчиков ранее называли фурманами).

Полезно0 Не очень

Комментарии0

В зимние каникулы я с сыном, будучи в Омске, посетила местный историко-краеведческий музей. Экспозиция оказалась достаточно большой, и к концу мой ребенок уже подустал, но увести его оттуда было все равно трудно. Его особенно заинтересовал образ жизни далеких предков, а меня - времена более поздние.


Древние люди на Омской земле

В экспозиции были выделены такие этапы:

Как нам рассказали на экскурсии, люди в этих краях жили уже в каменном веке. Занимаясь охотой, они добывали себе пищу с помощью камней и заостренных палок, одевались в шкуры, и убежищем от непогоды им служили шалаши, покрытые шкурами зверей.


Сибиряки два века назад

Сибирские крестьяне жили общинами, в которых большое значение придавалось помощи друг другу и бедным. Например, дома строили обычно все вместе. Хозяйство семьи состояло из бревенчатой избы с печью, летнего строения, бани, дома для челяди, хлева и погреба с колодцем. При этом часть надворных построек находилась под одной крышей.

Главным в семье был большак - самый старший мужчина. Он принимал сам все решения, распределял работу и лишь в особых случаях советовался с остальными. Если же семье не нравился их старший, они обращались в общину, чтобы его мог сменить кто-то другой из родственников. Среди женщин правила большуха.

Весь год семья много трудилась: пахала землю, сеяла, косила, пасла скот. Запасы пополнял сбор ягод и грибов, ловля рыбы. Не имея рядом аптек и лекарей, женщины собирали травы, и каждая хозяйка имела на всякий случай несколько лечебных настоек.


Переселенцы Сибири

Всегда, сталкиваясь с сибиряками, удивлялась разнообразию фамилий. Определить по ним национальность просто невозможно. И вот побывав в музее, поняла, в чем дело.

Оказывается, Сибирь пережила не одно переселение. Когда вольно, когда невольно сюда переселялись люди из разных регионов. Выходцы из одних мест селились вместе, поэтому на территории области и сейчас существуют национальные деревни, в которых стараются сохранять свои традиции.

Полезно0 Не очень

Комментарии0



Рассказать друзьям