Ибсен лучшие произведения. Ибсен генрик

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Генрик (Хенрик) Юхан Ибсен (норв. Henrik Johan Ibsen). Родился 20 марта 1828 года в Шиене - умер 23 мая 1906 года в Кристиании. Норвежский драматург, основатель европейской «новой драмы», поэт и публицист.

Генрик Ибсен родился в семье богатого коммерсанта, разорившегося в 1836 году.

Начиная с 1844 года, Генрик Ибсен работал аптекарем. Тогда он написал первые стихи и драму из древнеримской истории «Катилина» (Catilina, 1850), мотивы которых отражают революционные события 1848 в Европе. Драма вышла под псевдонимом и успехом не пользовалась. В 1850 в Кристиании поставлена пьеса Ибсена «Богатырский курган» (Kjæmpehøjen).

В 1852-1857 руководил в Бергене первым национальным норвежским театром, а в 1857-1862 возглавлял Норвежский театр в Кристиании. Бергенский период жизни совпадает с увлечением писателя политическим национализмом и скандинавским фольклором. Так появились «средневековые» пьесы «Фру Ингер из Эстрота» (Fru Inger til Østeraad, 1854), «Пир в Сульхауге» (Gildet paa Solhoug, в 1855-56 принесшая Ибсену всенорвежскую славу), «Улаф Лилиенкранс» (Olaf Liljekrans, 1856), «Воители в Хельгеланде» (Hærmændene paa Helgeland, 1857).

В 1862 году Ибсен пишет произведение «Комедия любви», в которой наметилась сатирическая картина мещанско-чиновничьей Норвегии. В народно-исторической драме «Борьба за престол» (1864) Ибсен показал победу героя, выполняющего прогрессивную историческую миссию. Однако и собственно литературные (невозможность полностью описать человеческие взаимоотношения при помощи средневековых образов и романтических клише), и внелитературные (разочарование в национализме после австро-прусско-датской войны) причины побудили Ибсена уехать за рубеж в поисках новых форм.

Ибсен четверть века провёл за границей, жил в Риме, Дрездене, Мюнхене. Первыми всемирно известными его пьесами стали стихотворные драмы «Бранд» (Brand, 1865) и «Пер Гюнт» (Peer Gynt, 1867). Они иллюстрируют противоположные черты характера самого Ибсена, а также и его современника. Священник Бранд - серьёзный и суровый проповедник человеческой свободы и религиозности, на его максимализме лежит отпечаток учения С. Кьеркегора. Пер Гюнт, напротив, ищет личного счастья и не находит. Вместе с тем Пер едва ли не больший гуманист и поэт, нежели Бранд.

В конце 1860 - начале 1870-х гг. в условиях обострения социально-политических противоречий Ибсен ожидает крушения старого мира, «революции человеческого духа». В драме о Юлиане Отступнике «Кесарь и Галилеянин» (1873) он утверждает грядущий синтез духовного и плотского начал в человеке.

Самой популярной пьесой Ибсена в России стал «Кукольный дом» (Et Dukkehjem, 1879) . Декорации квартиры Хельмера и Норы погружают зрителя в мещанскую идиллию. Её разрушает поверенный Крогстад, напоминающий Норе о подделанном ею векселе. Торвальд Хельмер ссорится с женой и всячески обвиняет её. Неожиданно Крогстад перевоспитывается и присылает вексель Норе. Хельмер тут же успокаивается и предлагает жене вернуться к нормальной жизни, но Нора уже осознала, как мало она значит для мужа.

Пьеса заканчивается уходом Норы. Однако её не следует воспринимать как социальную, пьеса написана на реальных событиях, и для Ибсена важна общечеловеческая проблематика свободы.

Первая драма, написанная Ибсеном после «Кукольного дома» - «Привидения» (Gengangere, 1881). Она использует многие мотивы «Бранда»: наследственность, религия, идеализм (воплощённый во фру Альвинг). Но в «Привидениях» критиками отмечается значительное влияние французского натурализма.

В пьесе «Враг народа» (En Folkefiende, 1882) очередной максималист Стокман требует закрыть загрязнённый сточными водами источник, на котором держится курортный город. Естественно, что горожане требуют скрыть правду об источнике и выгоняют Стокмана из города. В свою очередь, он в едких и прочувствованных монологах порицает идею власти большинства и современное общество и остаётся с чувством собственной правоты.

В написанной под воздействием импрессионизма и Шекспира драме «Дикая утка» (Vildanden, 1884) идеалист Грегерс противопоставлен гуманисту-доктору, который считает, что людям нельзя открывать всего, что происходит в их жизни. «Новый Гамлет» Грегерс не внимает советам доктора и рассекречивает тайны своей семьи, что в конечном итоге приводит к самоубийству его сестры Хедвиги.

В его поздних пьесах усложняется подтекст, возрастает тонкость психологического рисунка. Тема «сильного человека» выдвигается на первый план. Ибсен становится беспощадным к своим героям. Примеры этих пьес - «Строитель Сольнес» (Bygmester Solness, 1892), «Йун Габриель Боркман» (John Gabriel Borkman, 1896).

«Строитель Сольнес» - наиболее значимая из поздних драм Ибсена. Сольнес, как и Ибсен, мечется между высоким призванием и жизненным комфортом. Юная Хильда, напоминающая Хедвигу из «Дикой утки», требует от него вернуться к строительству башен. Пьеса заканчивается падением строителя, до сих пор не истолкованного литературоведами. По одной из версий, творчество и жизнь несовместимы, по другой - только так и может закончить свой путь истинный художник.

Ибсен скончался в 1906 году от инсульта.


В России Ибсен в начале XX века стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах. Русский дипломат М. Э. Прозор был официальным переводчиком нескольких пьес Ибсена на французский язык.

Ибсену посвящали статьи и исследования Иннокентий Анненский, Леонид Андреев, Андрей Белый, Зинаида Венгерова, Анатолий Луначарский, Всеволод Мейерхольд, Дмитрий Мережковский, Николай Минский, Лев Шестов.

На советской сцене чаще всего ставились «Кукольный дом», «Привидения» и в концертном исполнении «Пер Гюнт» с музыкой Эдварда Грига.

Ибсен Генрик сделал невероятное - создал и открыл для всего мира норвежскую драму и норвежский театр. Его произведения первоначально были романтическими, имевшими в качестве сюжетов древние скандинавские саги («Воители Хельгеладе», «Борьба за престол»). Затем он обращается к философско-символическому осмыслению мира («Бранд», «Пер Гюнт»). И наконец, Ибсен Генрик приходит к острой критике современной жизни («Кукольный дом», «Привидения», «Враг народа»).

Динамично развиваясь, Г. Ибсен требует в более поздних произведениях полного раскрепощения человека.

Детство драматурга

В семье состоятельного норвежского коммерсанта Ибсена, проживающего на юге страны, в городке Скиен, в 1828 году появляется сын Генрик. Но проходит всего восемь лет, и семья разоряется. Жизнь выпадает из привычного круга общения, они терпят лишения во всем и насмешки окружающих. Маленький Ибсен Генрик болезненно воспринимает происходящие изменения. Однако уже в школе он начинает удивлять учителей своими сочинениями. Детство закончилось в 16 лет, когда он переехал в соседний городок и стал учеником аптекаря. Он работает в аптеке пять лет и все эти годы мечтает перебраться в столицу.

В городе Христиания

Молодой мужчина, Ибсен Генрик, приезжает в большой город Христиания и, бедствуя материально, участвует в политической жизни. Ему удается поставить короткую драму «Богатырский курган». Но у него в запасе есть еще драма «Катилина». Его замечают и приглашают в Берген.

В народном театре

В Бергене Ибсен Генрик становится режиссером и директором театра. При нем в репертуар театра входят пьесы классиков - Шекспира, Скриба, также Дюма-сына - и скандинавские произведения. Этот период продлится в жизни драматурга с 1851 по 1857 год. Затем он возвращается в Христианию.

В столице

На этот раз столица встретила его более приветливо. Ибсен Генрик получил должность директора театра. Через год, в 1858 году, состоится его брак с Сусанной Торесен, который окажется счастливым.

В это время, возглавляя Норвежский театр, он уже признан как драматург на родине благодаря исторической пьесе «Пир в Сульхауге». Его ранее написанные пьесы многократно ставятся на сцене. Это «Воители Хельгеладе», «Улаф Лильекранс». Их играют не только в Христиании, но и в Германии, Швеции, Дании. Но когда в 1862 году он представил публике сатирическую пьесу - «Комедию о любви», в которой высмеивается представление о любви и браке, то общество настраивается по отношению к автору настолько резко отрицательно, что через два года он вынужден покинуть родину. С помощью друзей он получает стипендию и уезжает в Рим.

За границей

В Риме он живет уединенно и в 1865-1866 годах пишет стихотворную пьесу «Бранд». Герой пьесы - священник Бранд хочет достигнуть внутреннего совершенства, что, как выясняется, в миру совершенно невозможно. Он отказывается от сына и жены. Но его идеальные воззрения никому не нужны: ни светским властям, ни духовным. В итоге, не отрекаясь от своих взглядов, герой погибает. Это закономерно, так как его цельная натура чужда милосердию.

Переезд в Германию

Пожив в Триесте, Дрездене, Г. Ибсен окончательно останавливается в Мюнхене. В 1867 году выходит еще одно стихотворное произведение - полная противоположность пьесе о безумном священнике «Пер Гюнт». Действие этой романтической поэмы происходит Норвегии, в Марокко, в Сахаре, в Египте и вновь в Норвегии.

В маленькой деревушке, где живет молодой парень, его считают пустобрехом, драчуном, который и не думает о том, чтобы помогать матери. Он понравился скромной красивой девушке Сольвейг, но она отказывает ему, потому что слишком плохая у него репутация. Пер уходит в леса и там встречает дочь Лесного короля, на которой он готов жениться, но для этого ему надо превратиться в безобразного тролля. С трудом вырвавшись из лап лесных чудищ, он встречается с умирающей на его руках матерью. После этого он много лет путешествует по свету и наконец, совершенно старый и седой, возвращается в родную деревушку. Его никто не узнает, кроме волшебника Пуговичника, который готов переплавить его душу в пуговицу. Пер выпрашивает отсрочку, чтобы доказать чародею, что он цельный человек, а не безликость. И тут он, перекати-поле, встречает верную ему постаревшую Сольвейг. Тогда-то он и понимает, что его спасла вера и любовь женщины, так долго ждавшей его. Это совершенно фантастическая история, которую создал Генрик Ибсен. Произведения же в целом строятся, исходя из того, что какая-то цельная личность борется с безволием и безнравственностью ничтожных людей.

Мировая слава

К концу 70-х годов пьесы Г. Ибсена начинают ставить по всему миру. Острая критика современной жизни, драмы идей составляют творчество Генрика Ибсена. Им написаны такие значительные произведения: 1877 г. - «Столпы общества», 1879 г. - «Кукольный дом», 1881 г. - «Привидения», 1882 г. - «Враг народа», 1884 г. - «Дикая утка», 1886 г. - «Росмерсхольм», 1888 г. - «Женщина с моря», 1890 г. - «Гедда Габлер».

Во всех этих пьесах Г. Ибсен задает один и тот же вопрос: возможно ли в современной жизни жить правдиво, без лжи, без разрушения идеалов чести? Или надо подчиниться общепринятым нормам и на все закрывать глаза. Счастье, по мнению Ибсена, невозможно. Чудаковато проповедуя правду, герой «Дикой утки» уничтожает счастье своего друга. Да, оно было основано на лжи, но зато человек был счастлив. Пороки и добродетели предков встают за спинами героев «Привидения», и они сами как бы кальки своих отцов, а не самостоятельные личности, которые могут добиться счастья. Нора из «Кукольного дома» борется за право ощущать себя человеком, а не красивой куколкой.

И она навсегда уходит из дома. И для нее нет счастья. Все эти пьесы, за исключением, возможно, одной, подчинены жесткой авторской схеме и идее - герои обреченно борются против всего общества. Они становятся отверженными, но не побежденными. Гедда Габлер борется против себя, против того, что она женщина, которая, выйдя замуж, вынуждена против своей воли рожать. Родившись женщиной, она хочет вести себя свободно, как любой мужчина.

Она впечатлительна и красива, но не свободна ни в выборе своей жизни, ни выборе неясного ей самой своего собственного предназначения. Так она жить не может.

Генрик Ибсен: цитаты

Они выражают только его мировоззрение, но, может быть, заденут струны чьей-то души:

  • "Самый сильный тот, кто борется в одиночестве."
  • "Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости."
  • "Тысячи слов оставят меньший след, чем память об одном поступке."
  • "Душа человека - в его делах".

На родине

В 1891 году Г. Ибсен после 27-летнего отсутствия возвращается в Норвегию. Он еще напишет ряд пьес, еще будет отпразднован его юбилей. Но в 1906 году инсульт навсегда прервет жизнь такого выдающегося драматурга, как Генрик Ибсен. Биография его закончена.

Генрик Ибсен (1828-1906) - знаменитый норвежский драматург. Один из создателей национального норвежского театра. Романтические драмы на сюжеты скандинавских саг, исторические пьесы. Философско-символические драматические поэмы «Бранд» (1866) и «Пер Гюнт» (1867). Острокритические социальные реалистические драмы «Кукольный дом» («Нора», 1879), «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882).

Юность - это возмездие.

Ибсен Генрик

В драмах «Дикая утка» (1884), «Гедда Габлер» (1890), «Строитель Сольнес» (1892) усилились черты психологизма и символизма, сближающие их с неоромантическим искусством конца века. Обнаруживая глубокое несоответствие между благопристойной видимостью и внутренней порочностью изображаемой действительности, Г. Ибсен выразил протест против всей системы современных общественных установлений, требуя максимальной эмансипации человека.

Генрик Ибсен родился 20 марта 1828 года в маленьком городке Скиен, на берегу залива Христиании (южная Норвегия). Он происходит из древней и богатой датской семьи судохозяев, переселившихся в Норвегию около 1720 года. Отец Ибсена, Кнуд Ибсен, представлял собой деятельную в здоровую натуру; мать, - немка по происхождению, дочь состоятельного скиенского торговца, - была особой строгого, сухого нрава и крайне набожная.

Как велико призвание - прокладывать путь для непонятных истин и для новых мужественных идей.

Ибсен Генрик

В 1836 году Кнуд Ибсен обанкротился, и жизнь богатой, хорошо поставленной семьи круто изменилась. Прежние друзья и знакомые мало по малу стали отдаляться, пошли сплетни, насмешки и всякого рода лишения. Людская жестокость отразилась очень тяжело на будущем драматурге. И так от природы необщительный и дикий, он теперь стал еще более искать уединения в ожесточился.

Генрик Ибсен учился в элементарной школе, где поражал учителей превосходными сочинениями. На 16-м году жизни Генрику пришлось поступить в ученики в аптеку близлежащего городка Гримштадта, с населением всего в 800 жителей. Он покинул безо всякого сожаления Скиен и больше никогда не возвращался в родной город, где ему в таком раннем возрасте пришлось узнать все значение и власть денег.

Чтобы иметь все основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна.

Ибсен Генрик

В аптеке, где Генрик Ибсен пробыл 5 лет, юноша втихомолку мечтал о дальнейшем образовании и получении докторского диплома. Революционные идеи 1848 года нашли в нем горячего приверженца. В первом своем стихотворении, восторженной оде, он воспел венгерских патриотов-мучеников.

Жизнь в Гримштадте становилась для Генрика все более и более невыносимой. Он возбудил против себя общественное мнение городка своими революционными теориями, вольнодумством и резкостью. Наконец Ибсен решил бросить аптеку и отправился в Христианию, где ему пришлось вести первое время жизнь полную всяких лишений.

В Христиании Генрик Ибсен познакомился и тесно сблизился с Бьернсоном, который впоследствии стал его ожесточенным противником. Вместе с Бьернсоном, Виньи и Боттен-Хансеном, Ибсен основал в 1851 году еженедельную газету «Andhrimner», просуществовавшую несколько месяцев. Здесь Генрик поместил несколько поэм и 3-х актное драматическое сатирическое произведение «Norma».

Перед любовью бессильны ужас и мрак смерти.

Ибсен Генрик

После прекращения журнала, Генрик Ибсен познакомился с основателем народного театра в Бергене, Ола-Булем, который предоставил ему должность режиссера и директора этого театра. В Бергене Ибсен пробыл 5 лет и в 1857 году переехал в Христианию, тоже на должность директора театра. Здесь он оставался до 1863 г.

Генрик Ибсен женился в 1858 году и был очень счастлив в брачной жизни. В 1864 году, после долгих хлопот, он получил писательскую пенсию от стортинга и воспользовался ею, чтобы поехать на юг. Сначала он поселился в Риме, где жил в полном уединении, потом переехал в Триест, затем в Дрезден и Мюнхен, откуда ездил в Берлин, а также присутствовал при открытии Суэзского канала. Затем живет обыкновенно в Мюнхене.

Первая пьеса Генрика Ибсена более психологическая, чем историческая драма «Саtilina», относится к 1850 году. В этом же году Ибсен добился того, что была поставлена на сцене его трагедия: «Kamphojen». С тех пор он начал писать пьесу за пьесой, сюжеты для которых брал из истории Средних веков. «Gildet pa Solhoug», шедшая в Христиании в 1856 году - первая из драм Ибсена, имевшая значительный успех.

Большинство имеет за собой власть, но не право; меньшинство всегда имеет за собой право.

Ибсен Генрик

Затем появились «Fru Inger til Osterraat» (1857), «Harmandene paa Helgeland» (1858), «Kongs Emnerne» (1864). Все эти пьесы имели большой успех и были много раз играны в Бергене, Христиании, Копенгагене, Стокгольме и в Германии. Но написанные им в 1864 году пьесы «En Broder Nod» и в особенности «Kjoerlighedens Komedie», так восстановили против него его соотечественников, что Генрик Ибсен был вынужден в 1864 году покинуть Норвегию. Дальнейшие его драмы «Brand» (1866), «Peer Gynt» (1867), «Kejser og Galiltoer» (1871), «De Unges Forbund» (1872), «Samfundets-Stotter» (1874), «Nora» (1880), после которой он совершенно поссорился с Бьернсоном. Затем еще Г. Ибсен написал: «Hedda Gabler», «Rosmersholm» и «Строитель Сольнес». Стихотворения Генрика собраны в книжку «Digte:» (1871). (М. В. Ватсон)

Еще про Генрика Ибсена

Пьесы Генрика Ибсена стали известны в Европе сравнительно недавно, но слава этого писателя выросла с поразительною быстротой, и в последние годы критики, говоря о вершинах современной литературы, упоминают норвежского драматурга рядом с именами Толстого и Зола. Одновременно, однако, с фанатическими поклонниками, у него есть столь же рьяные противники, считающие его успех явлением болезненным. Славу создали ему не исторические пьесы, написанные по древнескандинавским сагам (лучшая из них «Воители Гельголанда»), а комедии и драмы из современной жизни.

Счастлива женщина, обладающая мужеством.

Ибсен Генрик

Решающим моментом в деятельности Генрика Ибсена является 1865 год, когда он, в первый раз покинув Норвегию, прислал туда из Италии драматическую поэму «Бранд». По настроению и основной идее современные пьесы Ибсен делятся на две категории: тенденциозно обличительные комедии и психологические драмы. В своих комедиях драматург является фанатическим защитником цельной, самодовлеющей личности и яростным врагом тех форм жизни, которые, по мнению художников, обезличивают, нивелируют современных людей - семьи, основанной на романической лжи, общества, государства, и, главным образом, демократии - тирании большинства.

В общих чертах фабула всех этих пьес одна и та же: какая-нибудь цельная личность, герой или героиня, вступает в борьбу с обществом из-за идеала правды. Чем эта личность самобытнее и сильнее, тем ожесточеннее ее борьба с безволием и нравственным ничтожеством людей. В конце концов личность остается одинокой, покинутой, поруганной, но не побежденной.

Единственное, что я ценю в свободе, - это борьбу за нее; обладание же ею меня не интересует.

Ибсен Генрик

Священник Бранд, герой фантастической драматической поэмы в стихах, ставит целью жизни достижение внутреннего совершенства, полной умственной свободы. Ради этой цели он жертвует личным счастьем, единственным сыном, горячо любимой женой. Но в конце концов его дерзновенный и не знающий компромиссов идеализм («все или ничего») сталкивается с трусливым лицемерием духовных и светских властей; покинутый всеми, герой в сознании своей правоты погибает один среди вечных льдов норвежских гор.

В обстановке более реальной подобная же участь выпадает на долю доктора Штокмана (герой комедии «Враг народа»). Убедившись в том, что демократия его родного города, служа на словах принципам свободы и справедливости, на деле подчиняется мотивам мелким и бесчестным, доктор Штокман собирает народную сходку в объявляет, что сделал следующее открытие: «самый опасный враг истины и свободы, это сплетенное, свободное большинство!.. Большинство никогда не право, - да, никогда! Это - общепринятая ложь, против которой должен восставать каждый свободный разумный человек. Кто составляет большинство в каждой стране? Просвещенные люди или глупцы? Глупцы составляют страшное, подавляющее большинство на всем пространстве мира. Но справедливо ли, черт побери, чтобы глупцы управляли людьми просвещенными?» Получив от сограждан кличку «враг народа», всеми покинутый и преследуемый, Штокман заявляет в кругу своей семьи, что сделал еще одно открытие: «вот видите ли, что я открыл: самый сильный человек в этом мире тот, кто остается одиноким».

Наиболее сильные люди и наиболее одиноки.

Ибсен Генрик

До такого же конфликта доходит и Нора, родственная по духу Бранду и Штокману. Убедившись, что семья основана на том, что муж любит в жене только красивую куклу, а не равноправного человека. Нора, в пьесе того же названия бросает не только мужа, но и любимых детей, обрекает себя на полное одиночество. Во всех этих пьесах Генрик Ибсен ставать вопрос: возможна ли жизнь по правде в современном обществе? - и решает его отрицательно. Чтобы жить по правде, цельная личность должна стать вне семьи, вне общества, вне сословных в политических партий.

Художник не ограничился таким внешне обличительным отношением в современности. Возможно ли при современных условиях жизни счастье, удовлетворенное чувство жизнерадости? - вот второй вопрос, который ставить себе Г.Ибсен и на который отвечают его психологические драмы, в художественном отношении стоящие несравненно выше комедий. Ответ и тут получается отрицательный, хотя миросозерцание художника во многом радикально изменилось. Счастье невозможно, потому что счастье неразлучно с ложью, а современный человек заражен микробом правды, лихорадкой правдолюбия, чем губит себя и ближних. Вместо гордого, романтического Бранда, проповедником правды является теперь чудаковатый, но реально изображенный Грегор Верле («Дикая утка»), который своим злосчастным правдолюбием разбивает на глазах зрителей невозмутимое, хотя и основанное на лжи счастье своего друга Иалмара. Невозможно счастье и потому, что никто не может быть самим собою, никто не в силах отстоять свою индивидуальность, так как над нами тяготеет закон наследственности, и среди нас встают привидения как пороков, так и добродетелей наших отцов («Привидения»).

Настоящий признак, по которому можно узнать истинного мудреца - терпение.

Ибсен Генрик

Путы долга, обязанности, завещанные нам прошлыми веками, мешают нашей жизнерадостности, которая, ища тайного выхода, становится развратом. Наконец, счастье невозможно и потому, что с развитием культуры, становясь утонченнее умственно и нравственно, человечество теряет стремление к жизни, разучивается смеяться и плакать («Росмерсгольм»).

К этому же циклу психологических пьес относится «Эллида» (или «Женщина моря») - самое поэтическое из всех произведений Генрик Ибсен, если не по идее (заключающейся в том, что чувство доверия, уважения имеет больше власти над сердцем, нежели деспотизм любви), то, по крайней мере, по исполнению. Венцом же творчества Ибсена кажется нам «Гедда Габлер», единственная, быть может, его живая пьеса, без общественных или моральных схем, в которой герои действуют и живут для себя, а не правят барщину ради авторской идеи.

Всякий человек, великий или малый, бывает поэтом, если видит из-за своих поступков идеал.

Ибсен Генрик

В Гедде Габлер Генрик Ибсен воплотил великий декаданс нравов нашего века, когда впечатлительность к оттенкам внешней красоты заслонила вопросы добра и зла, чувство чести заменено боязнью скандала, а любовь - бесплодными муками ревности. Последняя по времени пьеса Ибсена - «Строитель Сольнес», нелишенная автобиографического значения, рисует в символическом образе ход мирового прогресса, который начался с наивной веры, продолжается наукой, а в будущем приведет человечество к новому разумно мистическому пониманию жизни, к воздушному замку, построенному на каменном основании. Таковы идеи ибсеновских пьес, смелые, часто дерзновенные, граничащие с парадоксами, но задевающие самые интимные настроения современности.

Помимо идейного содержания, эти пьесы замечательны, как безупречные образцы сценической техники. Генрик Ибсен вернул современной драме классические формы - единство времени и места, а что касается единства действия, то оно заменено у него единством замысла, внутренним разветвлением основной идеи, на подобие незримой нервной системы, проникающей в каждую фразу, почти в каждое слово пьесы. По силе и цельности замысла Ибсена мало имеет соперников. Он, сверх того, совершенно устранил монолог, а разговорную речь довел до идеальной простоты, правдивости и разнообразия.

Женщина - самое могущественное в мире существо, и от нее зависит направлять мужчину туда, куда его хочет повести Господь.

Ибсен Генрик

В чтении произведения Генрика Ибсена производят больше впечатления, чем на сцене, потому что за развитием идеи легче следить читая, чем слушая. Особый прием драматурга представляет его любовь к символам. Почти в каждой пьесе основная идея, развиваясь в действии, воплощается в каком-нибудь случайном образе; но этот прием не всегда удается Ибсену, а порой, как например, в «Бранде» и «Строитель Сольнесе», вносит в пьесу некоторое безвкусие.

Значение Генрика Ибсена и причину его всемирной славы следует искать в современности проповедуемых им идей. И. такой же представитель безграничного индивидуализма в литературе, как Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше - в философии, как анархисты - в политике. Никто не сомневается в глубине и оригинальности его идей, только многим кажется, что они не согреты любовью к людям, что сила их - не от Бога.

Ибсен родился в небольшом норвежском городишке в семье купца-тирана. Ходили слухи о том, что он был незаконнорожденным ребенком.


Еще в детстве он привык к одиночеству и научился обходиться без близости с другими людьми. В 16 лет он покинул дом и стал учиться на аптекаря. В свободное время он читал, рисовал и писал стихи. Затем он перебрался в Христианию (сейчас Осло) где стал изучать медицину. Драматургом Ибсен стал случайно, когда ему предложили поработать в качестве "автора пьес" для норвежского театра в городе Бергене. Шесть лет он провел в горькой нищете и прозябании, не научился своему новому ремеслу. Эти годы он позже назвал "ежедневным абортом". В 1856 году в театре с успехом прошла первая пьеса Ибсена. В том же году он познакомился со своей будущей женой Сюзанной Торесен. Она очень любила его, и после их свадьбы, состоявшейся в 1858 году, Сюзанна уехала с Ибсеном в 27-летнюю ссылку, в которую он сам себя сослал. Эти годы они прожили, в основном, в Риме, Дрездене и Мюнхене. Ибсена преследовала навязчивая идея стать знаменитым, но это сделать было не так просто. Его считали драматургом, у которого еретические теории о семье, браке, религии и человеческом поведении были аморальными и возмутительными. Когда в 63-летнем возрасте Ибсен, в конце концов, вернулся в Норвегию, он был уже всемирно известен. После двух ударов, которые практически отняли у него все физические силы, Ибсен умер в возрасте 78 лет.

Ибсен, великий представитель реалистического направления в литературе, был чрезвычайно робок во всем, что хотя бы отдаленно касалось секса. Во время медицинского осмотра он стеснялся, например, показывать врачу свои половые органы. Охотник до всяких непристойных историй, он не мог заставить себя использовать их в своих литературных произведениях. Когда он был молод, о его робости с женщинами ходили анекдоты. Это не помешало ему близко познакомиться со служанкой Эльзе Йенсдаттер, которая была на 10 лет старше его. Ибсен в это время работал учеником аптекаря. Ему шел 19 год, когда Эльзе родила от него ребенка.

В Бергене молодой Ибсен сделал предложение 15-летней Рикке Хольст. Он поначалу вел себя так робко и застенчиво, что Рикке, которой он понравился, сама познакомилась с ним и вообще взяла на себя всю инициативу в их отношениях. Отцу ее, однако, Ибсен не понравился. И когда он однажды застал Ибсена и свою дочь в постели во время полового акта, то "позеленел от ярости". Ибсен отнюдь не был героем и просто сбежал.

Успех расширил круг его знакомств, и Ибсен познакомился с женщиной, которая стала впоследствии его женой. Сюзана Торесен была дочерью священника, очень энергичная, и с весьма радикальными взглядами. Ибсен написал ей, что, если они соединят свои судьбы, он наверняка добьется известности в литературном мире. Их бракосочетание состоялось в 1858 году. Ибсен называл Сюзанну "кошечкой" и полностью от нее зависел. В 1859 году родился их сын Сигурд.

Ибсену очень нравились девушки и молодые женщины. По словам Сюзанны, он всегда, например, любовался молоденькими хорошенькими служанками, но нравились они ему "чисто эстетически, как если бы он разглядывал картину или статую". Впоследствии, когда Ибсен стал уже знаменитостью, вокруг него всегда было много молодых женщин, и он осознал, что слава - мощный афродизиак. Он, тем не менее, не хотел или был неспособен превратить свои желания в действия. В него влюблялись молодые женщины, а он делал их персонажами своих произведений. Если они и разжигали страсти, то лишь в его воображении. Ибсен любил помечтать о том, что если бы он был богат, он купил бы самый лучший корабль в мире, нанял бы цыганский оркестр и отправился бы на этом корабле к какому-нибудь тропическому острову. На корабле с ним плыли бы его лучшие друзья и "самые прекрасные женщины в мире". Его страсть к юным девушкам никогда, очевидно, не сопровождалась сексуальными отношениями, и это вызывало в душе Ибсена бурю противоречий.

С именем Ибсена не связано каких-либо шумных скандалов. Он никогда не ставил в неловкое положение свою жену. В 1889 году, однако, он так влюбился в 18-летнюю Эмилию Бардах из Вены, что всерьез подумывал о разводе с женой с тем, чтобы жениться на Эмилии. Он называл ее "майским солнцем в сентябрьской жизни". Эмилия вернулась в Вену. Несмотря на то, что они продолжали обмениваться любовными письмами, место Эмилии в сердце Ибсена уже заняла другая юная почитательница его таланта Хелен Рафф. Их отношения тоже были чисто платоническими.

В 1891 году 63-летний Ибсен влюбился в 27-летнюю пианистку Хильдур Андерсен, с которой он познакомился когда ей было еще 10 лет. Теперь она была молодой красивой женщиной, и Ибсен хотел быть с ней всегда. Когда его жена куда-нибудь уезжала, все свое время Ибсен проводил с Хильдур. Как-то раз, когда Сюзанна была в длительной поездке, она получила письмо от своей мачехи. Та писала, что ходят упорные слухи о том, что Ибсен влюблен в Хильдур и собирается на ней жениться, разведясь предварительно со своей женой. Сюзанна немедленно написала мужу, повторила все эти слухи и спросила, так ли это на самом деле. Потрясенный Ибсен ответил, что это неправда, что мачеха Сюзанны "ненормальная старая грешница" и просто пытается их поссорить. Ибсен тут же порвал на этом все отношения с Хильдур. Даже когда Ибсен серьезно заболел, и Хильдур попросила Сюзанну разрешить ей навестить его, та не позволила ей сделать этого.

Ибсен писал: "Большинстволюдей умирает, так по-настоящему и не пожив. К счастью для них, они этого просто не осознают".

Генрик Ибсен - выдающийся норвежский драматург, основатель европейской «новой драмы». Занимался также поэзией и публицистикой. Писал на датском языке (в его норвежском варианте), который в его время был литературным языком Норвегии.
Родился в семье богатого коммерсанта, разорившегося в 1836.
Начиная с 1844, работал аптекарем. Тогда он написал первые стихи и драму из древнеримской истории «Катилина» (1850), мотивы которых отражают революционные события 1848 в Европе. Драма вышла под псевдонимом и успехом не пользовалась. В 1850 в Кристиании поставлена пьеса Ибсена «Богатырский курган».
В 1852-1857 руководил в Бергене первым национальным норвежским театром, а в 1857-1862 возглавлял Норвежский театр в Христиании. Бергенский период жизни совпадает с увлечением писателя политическим национализмом и скандинавским фольклором. Так появились «средневековые» пьесы «Фру Ингер из Эстрота» (1854), «Пир в Сульхауге» (1855), «Ульф Лилиенкранс» (1856), «Воители в Хельгеланде» (1857). В 1862 Ибсен пишет произведение «Комедия любви», в которой наметилась сатирическая картина мещанско-чиновничьей Норвегии.
В народно-исторической драме «Борьба за престол» (1864) Ибсен показал победу героя, выполняющего прогрессивную историческую миссию. Однако и собственно литературные (невозможность полностью описать человеческие взаимоотношения при помощи средневековых образов и романтических клише), и внелитературные (разочарование в национализме после австро-прусско-датской войны) причины побудили Ибсена уехать за рубеж в поисках новых форм.
Ибсен четверть века провёл за границей, жил в Риме, Дрездене, Мюнхене. Первыми всемирно известными его пьесами стали стихотворные драмы «Бранд» (1865) и «Пер Гюнт» (1867). Они иллюстрируют противоположные черты характера самого Ибсена, а также и его современника. Священник Бранд - серьёзный и суровый проповедник человеческой свободы и религиозности, на его максимализме лежит отпечаток учения Сёрена Кьеркегора. Пер Гюнт, напротив, ищет личного счастья и не находит. Вместе с тем Пер едва ли не больший гуманист и поэт, нежели Бранд.
В конце 1860 - начале 1870 в условиях обострения социально-политических противоречий Ибсен ожидает крушения старого мира, «революции человеческого духа». В драме о Юлиане Отступнике «Кесарь и галилеянин» (1873) он утверждает грядущий синтез духовного и плотского начал в человеке.
Самой популярной пьесой Ибсена в России стал «Кукольный дом» (1879). Пьесу не следует воспринимать как социальную, для Ибсена важна общечеловеческая проблематика свободы.
Первая драма, написанная Ибсеном после «Кукольного дома» - «Привидения» (1881). Она использует многие мотивы «Бранда»: наследственность, религия, идеализм. В «Привидениях» критиками отмечается значительное влияние французского натурализма.
В поздних пьесах Ибсена усложняется подтекст, возрастает тонкость психологического рисунка. Тема «сильного человека» выдвигается на первый план. Ибсен становится беспощадным к своим героям. Примеры этих пьес - «Строитель Сольнес» (1892), «Йун Габриель Боркман» (1896).
Ибсен скончался в 1906 от удара.



Рассказать друзьям