История появления матрешки на руси для детей. Русская матрешка — история игрушки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Матрёшка… Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Сейчас она — не просто народная игрушка, хранительница исконной русской культуры: она и сувенир для туристов — памятная кукла, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями; она — и драгоценный объект коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов; а над ее образом могут поэкспериментировать юные художники, купив специальные «болванки» — «белье» — в арт-салоне или у самого мастера-токаря. Сейчас на улицах Петербурга и Москвы можно купить разнообразные сувениры на любой вкус — матрёшек, изображающих политиков, матрешка с портретами известных музыкантов, гротескных персонажей… Но всё равно, каждый раз, когда мы говорим «матрёшка», то сразу представляем себе весёлую русскую девушку в ярком народном костюме.Матрёшка стала таким же традиционным сувениром России и символом ее культуры, как дымковские игрушки, жостовские подносы… Матрёшки бывают не только деревянные и вставляющиеся друг в друга — крошечных стеклянных расписных матрёшек, соединённых одной ниточкой, можно повесить на ёлку; брелоки, кулоны и подвески с фигурками «неделимых» матрёшек мы во множестве видим на лотках в Сергиевом Посаде — столице русской игрушки…

Первая матрёшка — круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье — появилась на свет отнюдь не в древности, как считают многие. Прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезенная в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония). У деревянного мудреца была вытянутая голова и добродушное лицо — и вдохновившись обаятельной игрушкой (по преданию, такие фигурки впервые начал вырезать русский монах, живший на острове Хонсю!), в начале 1890-х годов токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Из стен мастерской «Детское воспитание», основанной меценатом Саввой Мамонтовым, вышла расписанная гуашью румяная девица-красавица с петухом в руках, ставшая первой матрёшкой, изготовленной в России. Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший. Первая матрёшка была восьмиместной — внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, и так далее — мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, «неделимой», была матрёшка — спеленатый младенец.

Но откуда взялось это имя — матрёшка? Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие — что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни mater — мать), а третьи считают, что название «матрешка» связано с именем индуистской богини-матери Матри… В конце 19 века в России наблюдался огромный подъем интереса к русской истории, народному искусству, сказкам, былинам и промыслам. Матрёшка быстро получила широкую известность и заслужила народную любовь. Но она была дорога — и эта кукла, предназначенная детям, в основном покупалась взрослыми ценителями искусства. Вскоре после матрёшек, расписанных цветочными орнаментами, появились матрёшки, украшенные живописными сюжетами из сказок и былин. Такие матрёшки «рассказывали» целые истории. В 1900 году русские матрёшки «дошли» до Парижа — они экспонировались в этом городе на Всемирной выставке, где получили мировое признание и медаль. Кстати, в начале двадцатого века некоторые матрёшки и вправду «научились» ходить: ноги такой матрёшки, «обутые» в лапти, подвижны, — и она может идти, если поставить ее на наклонную плоскость. Такие игрушки получили название «матрёшки-ходилки». Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что существует эта игрушка. Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной — с рисовое зерно. Вытачивание матрёшек — тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую! Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи — лакируют. В девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь — теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели. Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих матрёшек. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом — сарафан и косынка. С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать — перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером… Но не было этих украшений у первых матрёшек — и «настоящей», исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без инкрустаций и «накладок».

В России есть несколько городов и сёл, где традиционно производятся матрёшки — и везде эти куклы имеют свои особенности. Мастера из села Крутец экспериментируют с раскраской и даже — незначительно — с формой матрёшек. В селе Полховский Майдан матрёшка — это кормилица и опора всего села: его жители живут практически полностью на доходы, полученные от продажи традиционных куколок. Матрёшки из этого села знамениты своими «розанными» рисунками — основным элементом орнамента этих игрушек является цветок шиповника. Семёновские матрёшки — сделанные в городе Семёнове Нижегородской области — легко узнаются по довольно большим незакрашенным плоскостям и пышному букету фантастических цветов на фартучке. Они отличаются своей «вместительностью» — традиционно такая матрёшка состоит из 15-18 кукол, а самая вместительная матрёшка в России, изготовленная именно в Семёнове — это целых 72 куклы, самая большая из которых составляет целый метр в высоту! Самая «северная» в России — вятская матрёшка. А в Сергиевом Посаде знаменитых ярких матрёшек покупали даже члены царской семьи, приезжавшие поклониться святыням Троице-Сергиевой Лавры.

Есть в России и целые музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России — и в мире! — музей матрёшки открылся в 2001 году в Москве. Московский музей матрёшки расположился в помещении Фонда народных промыслов в Леонтьевском переулке; его директор — Лариса Соловьёва — посвятила изучению матрёшек не один год. Она — автор двух книг об этих веселых деревянных куклах. А совсем недавно, в 2004 году, открылся свой музей матрёшек и в Нижегородской области — он собрал под своей крышей более 300 экспонатов. Там представлены матрёшки уникальной полхмайдановской росписи — те самые полховско-майдановские матрёшки, которые известны во всём мире и которых жители села уже много десятков лет привозят на продажу в Москву в огромных корзинах, куда порой нагружают до ста килограммов драгоценных игрушек! Самая большая матрёшка в этом музее — метровая: в неё входит 40 кукол. А самая маленькая — размером всего с рисовое зерно! Матрёшками любуются не только в России: совсем недавно, в 2005 году, группа расписных куколок приезжала и на Международную торговую выставку высококачественных потребительских товаров «Ambiente-2005» в Германию, в город Франкфурт-на-Майне. В образе матрёшки соединились искусство мастеров и огромная любовь к русской народной культуре.

Неискушённый, да и искушённый иностранный турист в первую очередь везёт из России матрёшку. Она давно уже стала символом нашей страны, наряду с водкой, медведем и тому подобными клише, сложившимися в массовом сознании. С другой стороны русская матрёшка – это блестящий образец народного таланта, слабо поддающйеся влиянию массовой культуры.

История русской матрёшки

Самое удивительное, что до конца XIX века никаких матрёшек в России вообще не было. Во второй половине столетия Великая реформа Александра II даёт свои плоды: бурно развивается промышленность, строятся железные дороги. Одновременно растёт уровень национального самосознания, появляется интерес к отечественной истории и культуре, возрождаются народные промыслы. С 60-х годов XIX век аначинает формироваться новая ветвь изящных искусств, получившее название «русский стиль». В советское время он презрительно именовался “псевдорусским” или, даже, “петушиным” стилем – по резным и вышитым “петухам” – излюбленному мотиву художника и архитектора И.П.Ропета. Многие знаменитые художники, включая В.М. Васнецова, К.А.Сомова, М.А. Врубеля, В.А.Серова, Ф.А.Малявина, К.А.Коровина, С.В.Малютина, Е.Д.Поленову самым активным образом участвовали в создании русского стиля в искусстве. Их поддерживали известные меценаты: Савва Иванович Мамонтов – создатель Абрамцевского художественного кружа, пригласивший этих живописцев в своё подмосковное имение Абрамцево. У Мамонтова художники обсуждали пути развития русского искусства и тут же, на месте, создавали его. Также Мамонтовы старались возродить старинные народные промыслы, коллекционировали предметы народного искусства, включая крестьянские игрушки. Брат Саввы Ивановича, Анатолий Иванович Мамонтов был владельцем магазина-мастерской «Детское воспитание».

А.И.Мамонтов нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников и требовал от них нестандартного подхода при изготовлении игрушек. Для расширения кругозора мастеров и развития их творческой фантазии в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. В это время возникает повышенный интерес к восточному, в особенности японскому искусству. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге во второй половине 90-х годов, немало способствовала возникновению и развитию моды на “всё японское”. В числе экспонатов на этой выставке была представлена фигурка буддийского мудреца Фукуруму, добродушного лысого старика, в которую было вложено ещё несколько деревянных фигурок. Статуэтка Фукуруму была привезена с острова Хонсю, согласно японскому преданию первым такую фигурку вырезал некий русский монах, неведомыми путями попавший в Японию. Считается, что фигурка Фукуруму и стала прообразом русской матрёшки.

Автор русской матрёшки

Автор первой русской матрёшки неизвестен, но её появление было предопределено широким интересом к национальному искусству во всех сферах жизни общества, желанием владельца и мастеров магазина-мастерской «Детское воспитание» заинтересовать публику, создать что-то новое и необычное в русском духе. Наконец, появление фигурки Фукуруму на выставке японского искусства стало некоей точной кристаллизации этой идеи.

Первая русская матрёшка была вырезана в мастерской А.И.Мамонтова. На ней стоит штамп: «Детское воспитание». Выточил её потомственный мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.В. Малютин, который сотрудничалс А.И.Мамонтовым, иллюстрируя детские книги.

Почему матрёшка так называется

Название “матрёшка” для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского «mater», что означает ” мать”. Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.

Первая русская матрёшка выглядела примерно так.

Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Её расписаннал Сергей Малютин, Она состояла из 8 мест: девочка с чёрным петухом, потом мальчик, за ним следовала опять девочка и т. д. Все фигурки художник расписал по-разному, а последняя изображала спелёнутого младенца.

Из чего сделана русская матрёшка

Матрёшку обычно режут из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы для такого “баловства” не используют. Самый лучший материал для изготовления матрёшек – это липа. Дерево, из которого будут резать матрёшки, заготавливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Дерево очищают от коры, обязательно оставляя кольца коры на стволе, иначе оно потрескается при сушке. Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала. Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций, прежде чем она станет готовой матрёшкой.

Самой первой вытачивают маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.
Первенцем в изготовлении матрёшек стала мастерская«Детское воспитание», а после её закрытия этот промысел освоили в Сергиевом Посаде. Тамошние мастера создали собственный тип матрёшки, которая по сей день именуется сергиево-посадской.

Роспись русской матрёшки

В 1900 году русская матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль, и мировую известность. Тогда же пошли международные заказы, выполнить которые было по силам только высококвалифицированным мастерам из Сергиева Посада. Для работы в мастерской этого города приехал и В. Звёздочкин.

Первые русские матрёшки были очень разнообразны и по форме и по росписи. Среди ранних сергиево-посадских образцов помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи, пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла из себя целую семью с многочисленными чадами и домочадцами.

Модный русский стиль привёл к появлению исторической матрёшки изображавшей бояр и боярынь, представителей русской знати, былинных богатырей. На украшение матрёшки влияли и различные памятные даты, например, столетие со дня рождения Н.В.Гоголя, отмечавшееся в 1909 году. К юбилею была выполнена серия матрёшек по произведениям писателя («Тарас Бульба», «Плюшкин», «Городничий»).


Матрёшка “Тарас Бульба”

К 100-летней годовщине войны 1812 года появляются матрёшки, изображающие М.И.Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались фигурки русских и французских военачальников.

Очень популярны были матрёшки, расписанные по мотивам сказок, легенд и, даже, басен:«Царь Додон» и «Царевна-лебедь» из сказок А.С. Пушкина, «Конёк-горбунок» из сказки П.П.Ершова, персонажи басен И.А.Крылова. В Сергиевом Посаде делали также матрёшки, украшенные выжиганием. Обычно выжиганием выполняли орнаментальный узор по всей матрёшке, её одежду, лицо, руки, платок и волосы.

Международное признание русской матрёшки

Матрёшка получает международное признание: в 1905 году в Париже был открыт магазин, куда сразу же поступил заказ на изготовление партии матрёшек-бояр. В 1911 году сергиево-посадские мастера выполнили заказы из 14 стран мира. В прейскуранте Сергиевской земской учебно-показательной мастерской в 1911 году перечисдег двадцать один вид матрёшек. Они отличались росписью, размерами, количеством вкладышей. Сергиево-посадские матрёшки имели от 2 до 24 вкладышей. В 1913 году токарь Н.Булычёв выточил 48-местная матрёшку специально для проходившей в Петербурге выставки игрушек.

Сергиево-посадские матрёшки

В начале ХХ века токарь играл довольно важную роль в создании матрёшки, вытачивая фигурки с тончайшими стенками. В это время резчики резонно считали себя авторами матрёшек, роспись матрёшки играла второстепенную роль. Профессиональные художники, которые расписывали первые игрушки, относились к этому занятию не особенно серьёзно.

Самая большая сергиево-посадская матрёшка была выточена токарем Мокеевым в 1967 году. Она состоит из 60 (!) мест. Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки, роспись гуашью, покрытая лаком. Предпочтительная пропорция матрёшки – 1:2 – это соотношение ширины матрёшки к её высоте.

Семёновская матрёшка

Огромная популярность сергиево-посадской матрёшки привела к появлению конкуренции. Мастера из других мест могли увидеть новинку на ярмарках, в особенности на крупнейшей в стране Нижегородской. Сергиево-посадские матрёшки привлекли внимание нижегородских резчиков-игрушечников. В Нижегородской губернии появляется свой крупный кустарный центр по производству матрёшки – город Семёнов (по нему матрёшка зовётся семёновской).

Традиции росписи семёновской матрёшки ведут своё начало от потомственных мастеров-игрушечников Майоровых из деревни Мериново. Деревня расположена недалеко от Семёнова. В 1922 году Арсентий Фёдорович Майоров привёз из Нижнего Новгорода нераскрашенную сергиево-посадскую матрёшку. Его старшая дочь Люба гусиным пером нанесла на матрёшку рисунок и расписала её кисточкой анилиновыми красками. На голове она изобразила русский кокошник, а в центре расположила ярко-алый цветок, похожий на ромашку.

Почти 20 лет Мериновские матрёшечники занимали первое место среди мастеров Нижегородской области на протяжении 20 лет.

Роспись семёновской матрёшки, который более яркая и декоративная по сравнению с сергиево-посадской. Роспись семёновских матрёшек берёт свое начало в народных традициях «травного» орнамента Древней Руси. У мастеров-семёновцев оставлено больше некрашеных поверхностей, они применяют более современные анилиновые краски также покрытые лаком.

Основа композиции в росписи семёновской матрёшки – это фартук, на котором изображается пышный букет цветов. Современные мастера создают роспись в три цвета – красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка. Букет на фартуке по традиции пишут не в центре, а несколько сместив вправо. Семёновские токари придумали особую форму матрёшки. Она, в отличие от сергиево-посадской, более стройная. Верхняя её часть относительно тонкая резко переходит в утолщённую нижнюю.

Семёновская матрёшка отличается от других тем, что она многоместная и состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Именно в Семёнове была вырезана самая большая 72-местная матрёшка. Её диаметр – полметра, а высота 1 метр.
Семёнов считается крупнейшим центром по созданию матрёшек в России.

Матрёшка из Полховского Майдана

На юго-западе Нижегородской области находится ещё один знаменитый центр изготовления и росписи матрёшек – это село Полховский Майдан.
Это старинный кустарный центр, жители которого специализировались на резьбе по дереву и изготовлении деревянных игрушек. Первые полховские матрёшки, выполненные по примеру сергиево-посадских, были отделаны выжиганием. Позже местные жители стали расписывать их, используя растительный орнамент. Мастера Полховского Майдана, также как и Семёнова, пишут анилиновыми красками. Колорит

Полховско-майдановская матрёшка отличается ещё более яркой, звучной цветовой гаммой и более крупной росписью.


Полховско-майдановская матрёшка по стилю относится к т.н. крестьянскому примитиву, её роспись напоминает собой детский рисунок., Художники Полховского Майдана, подобно мастерам Семёнова уделяют главное внимание цветочной росписи на фартуке, опуская все бытовые детали костюма.

Главный мотив их росписи – это многолепестковый цветок шиповника(«роза»). Этот цветок издавна считается символом женского начала, любви и материнства. Изображение “розы” обязательно присутствует в любом варианте росписи, созданным мастерами Полховского Майдана.

Матрёшка, инкрустированная соломкой

Вятская матрёшка – самая северная из всех русских матрёшек. Особое своеобразие она получила в 60-е годы ХХ века. Тогда матрёшку стали не только -расписывать, но и инкрустировать соломкой. Это очень сложная, кропотливая работа, включающая в себя подготовку особого вида соломы и её использование в украшении деревянной фигурки. Соломенная инкрустация делает вятские изделия уникальными.

Авторская матрёшка

С конца 80-х, начала 90-х годов 20-го века начинается новый этап в развитии искусства матрёшки – так называемый период авторской матрёшки. Политические и экономические изменения, известные как горбачёвская “перестройка” вызвали огромный интерес в мире к русской культуре, её самобытному, народному началу. Экономические изменения позволили открыть частные мастерские. Мастер-ремесленник получил возможность свободно продавать свои изделия, как это было 100 лет назад.

Среди тех, кто охотно занялся росписью матрёшек, были и профессиональные художники. На место стандартной одинаковой матрешки, сложившейся в советское время, пришла новая, авторская. Прежде всего матрёшечники вернули то тематическое разнообразие в росписи, которое существовало в ранний сергиево-посадский период.

Современная матрёшка

Характерная черта современной авторской матрёшки – её необычайная живописность. Её рисунок похож на цветистую ткань и создает приздничное настроение. Одной из основных тем росписи становится окружающий мир. Многие художники обращаются к мотивам из русской истории- от похода князя Игоря до современной истории. Получилось, что в матрёшке заложен огромный потенциал для передачи событий, развёрнутых во времени и пространстве. Это движение как бы на глазах возникает и так же на глазах может быть «свёрнуто и убрано» в футляр матрёшки.Стоит упомянуть, что для инаугурации Билла Клинтона в России специально заказывались матрёшки с изображением будущего президента США и его ближайших соратников.
Часто можно встретить матрёшку, расписанную под «гжель», «жостово», «хохлому», «палех». Иными словами, современная матрёшка как бы концентрирует всё богатство художественных традиций русского прикладного искусства.

Авторская матрёшка по праву может считаться новым видом искусства, обогатившим мировое художественное наследие и ставшим желанным предметом коллекционирования для музеев и частных собирателей.
Матрёшка – это явление большого художественного значения, это произведение одновременно и скульптурное и живописное, это душа и образ России.

Матрёшка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.

Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена - так и появилась всеми любимая Матрешка. .

Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период в среде русской художественной интеллигенции начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, а также пытались творчески осмыслить национальные художественные традиции. Помимо земских учреждений на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались предметы быта и игрушки в русском стиле. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся в начале XX века благодаря "русским сезонам" С.П. Дягилева в Париже. Массовому экспорту матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге. С 1909 года русская матрешка стала так же постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. Благодаря передвижной выставке, организованной "Русским обществом пароходства и торговли", с русской матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока. Роспись матрешек становилась все красочней, разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Матрешки компоновались так, чтобы отвечать основному своему назначению - преподносить сюрприз. Так, внутри матрешки "Невеста и жених" помещались родственники. Матрешки могли быть приурочены к определенным семейным датам. Кроме семейной тематики были матрешки, рассчитанные на определенный уровень эрудиции, образованности.

В настоящее время на лотках можно найти не только матрешки, расписанные в традиционном стиле, но также очень популярны, так называемые авторские матрешки , выполненные художником-индивидуалом, профессионалом. Цена на такую игрушку зависит и от известности автора, и от качества работы. Сейчас можно найти матрешки которые были сделаны в единственном экземпляре, некоторые даже, могут быть копии известных картин художников, таких как, Васнецов, Кустодиев, Брюллов и т.д.

Сергиевская матрешка -- это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром. После переименования Сергиев Посад в Загорск, в 1930 году, такой тип росписи стал называться загорским.

Сейчас существует множество видов матрешек - семеновская, мериновская, полховская, вятская. Самыми популярными считаются Майдановские (из Полхова Майдана) и Семеновские матрешки .

Полховский Майдан - известнейший центр по изготовлению и росписи матрешек, расположенный на юго-западе Нижегородской области. Основной элемент полховско-майдановской матрешки - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках. Роспись наносится по предварительно нанесенному контуру, сделанному тушью. Окраска производится по грунтовке крахмалом, после нее изделия дважды или трижды покрывают прозрачным лаком.

Для семеновской матрешки характерны яркие цвета, в основном желтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Первая матрешечная артель в Семеново была организована в 1929 году, она объединила мастеров-игрушечников Семенова и близлежащих деревень, хотя сам город знаменит в основном, хохломской росписью и изготовление игрушек было побочным ремеслом для семеновских умельцев.

Вятская матрешка - наиболее северная из всех российских матрешек. Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка - коробами, корзинами, туесами - в которых помимо искусной техники плетения, использовался и тисненый орнамент. Особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получила в 60-е годы, когда матрешку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и инкрустировать соломкой, это стало своеобразным нововведением в оформлении матрешек. Для инкрустации использовали ржаную соломку, которую выращивали на специальных участках и аккуратно срезали серпами вручную.

Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. И быть оно должно ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два-три года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается. Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей. Первые матрешки были шестиместные -- восьмиместные, максимум, а в последние годы появились 35-ти местные, даже 70-ти местные, матрешки (в Токио демонстрировалась семидесятиместная семеновская матрешка ростом в метр). Верхняя часть второй матрешки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрешки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. Когда тело матрешки готово, его шкурят и грунтуют. А затем начинается процесс, который придает каждой матрешке свою индивидуальность - роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Порой рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью.

Потом намечаются контуры рта, глаз, щек. И уж затем матрешке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Хорошая матрешка отличается тем, что: все ее фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрешки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и четкий; ну, и, конечно же, хорошая матрешка должна быть красивой. Первые матрешки покрывали воском, а лаком их стали покрывать тогда, когда они стали детской игрушкой. Лак предохранял краску, не давал им так быстро портиться, обкалываться, сохранял дольше цвет. Самое интересное, что в первых матрешках было выжигание контуров лица и костюма. И даже если краска облезала, то, что сделано выжиганием, оставалось надолго.

Описание матрешки, пожалуй, ни у кого сегодня не вызовет затруднений, настолько популярна эта игрушка уже во всем мире. Она имеет увлекательную историю, изделия производятся в огромных количествах и сегодня, а в некоторых городах даже есть музеи, посвященные этой необычной расписной кукле. В данной статье мы дадим описание матрешки, поведаем вам ее интересное происхождение. А еще вы узнаете, какую роль она играет в развитии детей.

Описание матрешки

Она представляет собой деревянную расписную куклу, внутри которой находятся аналогичные изделия, но только меньшего размера. Количество кукол, вложенных внутрь - от трех и больше. Русская матрешка, как правило, имеет форму яйца и состоит из двух частей - нижней и верхней. Благодаря плоскому донышку игрушку можно размещать в любом подходящем месте. По традиции, на деревянной заготовке рисуют женщину в платке и красном сарафане, хотя сегодня можно найти много различных других вариантов. Существует много тем для росписи: это и девушки, и и семьи. Сегодня очень популярна русская матрешка с изображением портрета на ней или рисунка пародийного характера. Как же появилась эта кукла, которая стала такой популярной? Описание матрешки в общих чертах мы рассмотрели, теперь давайте окунемся в историю, которая даст более конкретное представление об этом изделии.

Версия возникновения

В 90-х годах 19 века Россия переживала период бурного культурного и экономического развития. Совершенствовалось общество все активнее проявляло интерес к своей культуре и к искусству в целом. В результате появилось художественное направление «русский стиль», которое огромное внимание уделяло созданию крестьянской игрушки. В Москве даже открыли мастерскую «Детское воспитание». В ней создавались самые разные куклы с целью продемонстрировать национальные наряды, этнографические особенности. В недрах именно этой мастерской появилась идея создать известную сегодня деревянную куклу. Такая мысль возникла после того, как жена Мамонтова привезла из Японии разъемную игрушку. Сергей Малютин предложил эскизы. Вот так появилась матрешка в России.

Как появилось имя у куклы?

На этот счет есть несколько версий. Одни историки говорят, что название игрушки пошло от имени Маша, другие уверены, что от прозвища Матрена. Последняя вариация кажется более правдоподобной, так как имя Матрена обозначает «матерь». Зная описание матрешки, имеющей внутри аналогичные изделия меньшего размера, мы можем уже самостоятельно сделать вывод, какая версия является верной. Деревянная кукла - это символ плодородия и материнства.

Как изготавливают матрешек?

Сегодня их делают во многих мастерских, так как куклы всегда пользуются спросом. Сначала в качестве материала выбирают мягкую древесину: ольху, липу или березу. Деревья, как правило, рубят для этих целей весной, затем снимают с них кору, однако не полностью, чтобы в процессе сушки не появились трещины. Потом мастера складируют бревна и выдерживают их в хорошо проветриваемых помещениях несколько лет! По истечении определенного времени начинается изготовление кукол. Кстати, первой делают самую маленькую матрешку, неразборную. Когда она готова, приступают к следующей, в которую поместится первая. И так далее. Каждая заготовка проходит через десятки операций. Количество кукол может быть разным, это зависит от фантазии мастера или конкретного заказа.

Почему игрушка нужна детям?

Любой психолог или педагог с уверенностью скажет, что не только малыш играет в игрушки, но и сами изделия важны для полноценного развития ребенка. Оказывается, собирая и разбирая такую уникальную конструкцию, малыш познает цикличность бытия и его бесконечность, постулаты мироздания и образ материнства. Благодаря матрешке он понимает модель появления новой жизни. Кукла способна выявить творческие наклонности, сформировать трудовые навыки, представление о мире. Например, столь любимые и популярные кубики, башенки, пирамидки можно разнообразить присутствием в общем арсенале матрешки. У малыша будет развиваться рук, По мере взросления ребенка детские матрешки помогут создавать интересные сценарии для кукольных спектаклей. Специалисты называют эту игрушку многофункциональной, универсальной. Они признают все достоинства матрешки и рекомендуют ее всем детям в качестве игрушки, особенно тем, кто отстает в развитии.

Заключение

Стоит упомянуть, что в 1900 году куклы «дошли» до самого Парижа, где были представлены на выставке и получили медали и мировое признание. Если говорить о рекордах в этом направлении, то надо сказать, что в 1913 году Николай Булычев изготовил 48-местную матрешку. Надеемся, в результате прочтения этой статьи вы будете больше знать об этой уникальной игрушке и обязательно приобретете ее, если таковой еще нет в вашем доме.


Когда иностранцев спрашивают о первых ассоциациях с Россией, то они обычно вспоминают о шапках-ушанках, медведях с балалайками, разгуливающих по городским улицам, и матрешках . Если первое со временем изжило себя, то матрешки продолжают находиться в тренде и по сей день. Позитивный и оригинальный сувенир является настоящим отображением русского духа и охотно раскупается не только туристами, но и любителями ярких фигурок.




Несмотря на то, что матрешка считается исконно русской и древней игрушкой, ее возраст составляет немногим более 100 лет. Да и прообразом матрешки называют фигурки буддийского мудреца Фукурумы, привезенные в конце 19 века семьей Мамонтовых в Московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание».



Автором первых матрешек стал токарь по дереву Василий Звездочкин , а их росписью занимался художник Сергей Малютин . Фигурок было всего восемь. У самой крупной в руках был петух, а наименьшая матрешка выглядела как завернутый в пеленку младенец.
Историки приходят к мнению, что название «матрешка» происходит от популярного в те времена русского имени Матрена, которое ассоциировалось с многодетной дородной женщиной.



Когда спрос на подобные игрушки стал увеличиваться, появились и разные стили росписи кукол (Семеновская, Ивановская, Сергиевская). Матрешка стала настоящим трендом. В современной России матрешек расписывают не только, как традиционных розовощеких девушек в платках. Популярны модели политиков или спортсменов.
Есть среди матрешек и свои рекордсмены. Самая большая состоит из 72 фигурок, а самая маленькая матрешка из слоновой кости имеет размер 1,1 миллиметр.

Рассказать друзьям