История русской литературы. Основные темы и жанры оригинальной русской литературы XI-XII вв

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Учебное пособие заключает в себе полный курс истории русской средневековой словесности, развивавшейся на протяжении семи веков. Студенты найдут в нем не только необходимую информацию, но и образцы филологического анализа средневековых текстов различных жанров, разновидностей и стилей. В соответствии с программой курса пособие содержит как обзорные разделы, характеризующие целые литературные периоды, так и параграфы, посвященные идейно-художественным особенностям шедевров древнерусской литературы.
Адресовано студентам-филологам высших учебных заведений.

Житийная литература.
Из византийской агиографии наибольшее распространение на Руси получили переводы житий Алексия, человека Божьего, Андрея Юродивого, Антония Великого, Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Евстафия Плакиды, Козмы и Дамиана, Марии Египетской, Николая Мирликийского, Па-раскевы-Пятницы, Саввы Освященного, Симеона Столпника, Феодора Стратилата и другие. Переводные жития (византийские, реже - болгарские и сербские) имели не меньшее хождение, чем оригинальные русские. На Руси в равной мере почитались все православные святые, независимо от того, какой они были национальности и в какой стране жили. Благодаря памятникам переводной агиографии русские «списатели» житий смогли воспользоваться готовой формой повествования о святом и его чудесах, быстро достигли профессиональных высот в этом деле, а сам жанр стал продуктивным в литературе, обрел читателей и почитателей в народной среде.

Исключительное место в русском религиозном сознании занимал святитель Николай, архиепископ Мирликийский, чудотворец. По результатам исследования Б.А. Успенского, это наиболее любимый на Руси святой, почитание которого приближалось по своей значимости к культу Богородицы и даже самого Христа. Не случайно в церковных росписях он нередко «замещал» Иоанна Предтечу, стоя по левую руку от Христа (справа изображали Богородицу). Среди народа бытовало мнение, что святой Никола входит в Троицу, что любая икона с его изображением является чудотворной. В народном восприятии Николай Мирликийский, как и языческий бог славян Волос (Велес), - покровитель земледелия и скотоводства, поэтому он считался «крестьянским» святым, «мужицким заступником», в отличие от карающего грешников Ильи Пророка. Своим небесным покровителем его почитали купцы и мореплаватели, ибо святой Николай, по преданию, помогает всем путешествующим, всем терпящим стихийные бедствия.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
§1. Особенности литературы Древней Руси
§2. Проблема периодизации русской средневековой литературы
§3. Специфика древнерусской книжной культуры
Глава I. ЛИТЕРАТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ. ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
§1. Переводная литература и ее значение в истории русской культуры
§2. История русского летописания XI-XII вв. «Повесть временных лет» как литературный памятник начала XII столетия
§3. Становление жанров ораторской прозы в литературе Древней Руси
§4. Национальное своеобразие агиографической литературы Киевской Руси
§5. Формирование жанра «хождения» в литературе Древней Руси
Глава II. ПОЯВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУР ОТДЕЛЬНЫХ КНЯЖЕСТВ В ЭПОХУ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
§1. Развитие литературы Киевского княжества
§2. Литература Новгородского княжества
§3. Владимиро-Суздальская литература
§4. Галицко-Волынская летопись как памятник галицкой литературной традиции
§5. Жанр торжественных поучений в творчестве Кирилла Туровского
§6. Поэтическое своеобразие и основные проблемы в изучении «Слова о полку Игореве»
Глава III. НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ В ЭПОХУ НАЧАЛА ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА
§1. Разновидности жанра воинской повести в летописях. Появление нелетописных воинских повестей
§2. Новые тенденции в агиографии
§3. Художественное своеобразие и проблема жанра «Слова о погибели Русской земли»
§4. Поучения Серапиона Владимирского
Глава IV. ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ
§1. Жития Епифания Премудрого. Особенности стиля «плетения словес»
§2. Пути развития летописных и внелетописных воинских повестей
§3. Жанр «хождений». Возникновение купеческих «хождений»
Глава V. ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (XVI в.)
§1. Основные особенности литературы Московского царства
§2. Русская средневековая публицистика конца XV-XVI вв. Эволюция авторских концепций и стилей
§3. Развитие исторического повествования
§4. Нетрадиционное в агиографии. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
§5. Новая разновидность жанра «хождений» эпохи Московского царства
Глава VI. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА: ТРАНСФОРМАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ СИСТЕМЫ ЖАНРОВ И ЗАРОЖДЕНИЕ НОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ФОРМ
§1. Общая характеристика историко-литературного процесса XVII в
§2. Новые тенденции в развитии житийного жанра....
§3. Русская повесть XVII в. в ее движении от исторического к вымышленному
§4. Путевая литература переходного периода
§5. Проблемно-тематическое и жанрово-стилевое многообразие русской сатиры XVII в
§6. Переводная литература XVII столетия
§7. Возникновение стихотворства и драматургии
Заключение.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Древнерусская литература, XI-XVII века, Коровин В.И., 2003 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • История русской литературы XIX века, Часть 3, 1870-1890 годы, Коровин В.И., 2005

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ История русской литературы X - XX веков

    ✪ История русской литературы. Лекция 1. Романтизм: поэзия декабристов

    ✪ История русской культуры за 25 минут

    ✪ Золотой век русской литературы. Часть 1.

    ✪ Западная литература XX века (лекция -1).

    Субтитры

Древнерусская литература

Черты древнерусской литературы

Гражданственность - восприятие писателем своего труда, как служение своей стране. Произведение отличается серьёзностью и пытается ответить на основные вопросы жизни, зовут к её преобразованию и обладает разнообразным, но всегда высоким идеалом .

Критика действительности - обличение поступков или самих правителей. В XI веке летописец Никон вынужден бежать от гнева Изяслава в Тмуторокань ; некий Василий в начале XII века составляет обличительную повесть об ослеплении князьми Василька Теребовльского .

Патриотизм - отображение литературы патриотических чувств автора. Эта черта связана не только с гордостью за Русскую землю, но и со скорбью по поражениям, стремлением вразумить князей и бояр .

Собрания

По состоянию на начало XIX века древнерусская литература исследована слабо, несмотря на то, что исследовались они крупнейшими представителями академической науки. Многие памятники не изданы. Не закончено издание «Великих Четьи-Миней», не издан «Еллинский и Римский летописец», научно не издан «Пролог», большинство сборников устойчивого состава и некоторые летописи. Только частично напечатаны произведения Симеона Полоцкого; нет научных изданий многих знаменитых памятников древнерусской литературы .

Отдельные рукописные собрания памятников не достаточно или вовсе не описаны. Крупнейшие литературные собрания и произведения хранятся в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве; менее крупные имеются в Новосибирске, Пскове, Ярославле, Владимире, Ростове, Костроме. В небольших количествах встречаются в краеведческих музеях, научных библиотеках университетов, архивах, у коллекционеров и старообрядцев .

Наиболее распространённые тип рукописей - сборники. Писец переписывает произведения по какому-то признаку в тетрадь. Но бывало и так, что переплетчик собирал имевшиеся тетради и переплетал только потому, что они являлись одного формата или объединялись по содержанию. Такие сборники принято называть конволютами.

Различаются и сборники определённого (традиционного) содержания, как например «Златоструй », «Измарагд », «Торжественник » и так далее; и сборники неопределённого содержания, отражающие индивидуальные вкусы и интересы того или иного писца или заказчика.

Крупные по масштабам произведения (летописные своды, сочинения по всемирной истории, патерики, сочинения церковно-служебного характера, прологи - сборники кратких житий святых и т. д. ) переплетались в отдельные книги .

Чувство авторской собственности не было развитым и потому понравившиеся произведения по мере переписывания могли включить в состав других произведений. Это переписывание роднит фольклор и литературные произведения .

До XI века

Древнерусская литература принадлежит к средневековой литературе . Большая часть произведений не имела постоянного текста .

Произведения не стремятся поразить новизной, а напротив, успокаивают привычностью. Творя, автор словно «совершает обряд»: рассказывает всё в подобающих церемониальных формах. Он восхваляет и порицает то, что принято восхвалять и порицать .

XI-XII века

Это век формирования монументально-исторического стиля литературы. Развитие происходит в двух культурных центрах: Киеве и Новгороде. Литература того времени полностью рукописна. Создаются первые житие: «Житие Бориса и Глеба» и «Повесть временных лет » (первый дошедший до нас памятник летописания) .

XIII век

Появляются слова и поучения дидактического типа в поучении к духовному чаду, где автором является Григорий Философ, так же известный как «Георгия черноризца Зарубскыя пещеры». Так же появляются риторика в словах, например, в «Слово святых апостол, иже от Адама во аде к Лазарю» .

В киевской письменности появляется новый жанр «проложные статьи», где описывается жития князей, они отличаются насыщенным фактическим материалом; продолжают развитие летописно-агиографические статьи. Создаётся книга-сборник Пролог . Создан Киево–Печерский патерик, который напомнил русским о былой мощи Киевского государства и нес идею единства Русской земли .

XIV-XV век

Начинает преобладать исторический жанр, где отражается борьба феодального прошлого с объединением Руси. В летописях превозносится Москва как центр объединения. И осуждается политика князей разрушающих единство. В то же время Новгородские летописные своды выражают антимосковские настроения, однако история Великого Новгорода связывается с судьбой всего русского народа и эти веяния пропадают. В процессе сложения единодержавной власти, появляется элементы романской литературной культуры, несмотря на то, что русская литература ещё не вступила в общение с западной .

Куликовская битва описана в нескольких памятниках, но лучшей повестью, как утверждает И. П. Еремин, считается Задонщина . Былин о Мамаевом побоище не сохранилось, но их существование подтверждает исследования сказания о Мамаевом побоище .

Зарождается устная поэзия былинного характера (например, отрывки фольклорной повести о погибели от татар на Калке «великих и храбрых богатырей»). Кроме того появляется новый риторический стиль внесённый исихастами .

Эпос пополняет новыми собственными именами: Куликово поле (эпическое название любого поля битвы или казни) и Мамай (любой бусурманский царь). В народной памяти сохраняется не только факт победы, но и её цена: «Пусто, как Мамай прошел». Появляются, хоть и слабые, описания характеристик персонажей в «притчи о кралех». Появляется жанр притч .

Так же свою роль в развитии русского исторического повествования сыграли переведённые византийские хроники Иоанна Зонары и Константина Манассии . На злободневный вопрос о роли царских советников даёт «Повесть о Стефаните и Ихнилате» .

Переводится «Похвала к богу». Создаётся «Сводный патерик». Становится популярной апокрифическая литература . На основании апокрифов у южных славян (вероятно, в Болгарии) появляется индекс ложных книг. Чуть позже появляется список книг «истинных» т. е. рекомендуемых к прочтению, который в окончательном варианте был опубликован в Кирилловской книге .

Монголо-татарское иго

XVI век

XVII век

Век перехода к индивидуальному началу в литературе. Развиваются вкусы, стили, писательский профессионализм и чувства авторской собственности, индивидуального и личностного протеста (связанного с трагическими поворотами в биографии писателя). Также появляется силлабическая система стихосложения и регулярный театр .

XVIII век

Реформы в стихосложении

Ломоносов в числе лучших учеников Славяно-греко-латинской академии отправляется в Германию на обучение. В это же время В. К. Тредиаковский приступает к изучению «нового и кратного способа к сложению российских стихов», именно он первым задаётся целью создания стиха соответствующего строю русского языка, отказывается от силлабического строя ; указывает, что «поэзия нашего простого народа довела» его до мысли, что русскому языку свойственно силлабо-тоническое стихосложение , опирающееся на одинаковое число ударений в каждом стихе, на чередование ударных и безударных слогов, а не силлабическое, основанное на количестве слогов в строке.

Ломоносов доводит эту идею до конца и пишет «Письмо о правилах Российского стихотворства», где доказал (в теории и отрывками собственных произведений), что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом , как утверждал Тредиаковский, но и анапестом , и сочетанием ямбов с анапестами , и хореем с дактилями, что можно применять рифмы и мужские, и женские и чередовать их. Ломоносов считал, что силлабо-тоническое стихосложение следует распространять на стихи любой длины - восьмисложные, шестисложные, четырёхсложные, а не только на одиннадцати- и тринадцатисложные, как это делал Тредиаковский .

Ломоносов считал главным условием русской национальной поэзии - то, что «российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству; а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить» .

«Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», где объясняется его теория «трёх штилей» и рассказывается о том, что «российский язык от владения Владимирова до нынешнего веку, больше семисот лет, не столько отменился, чтобы старого разуметь не можно было». «Он определил закономерности в образовании новой стилистической системы русского литературного языка, систематизируя фонетические, грамматические и лексико-фразеологические различия между стилями», - пишет В. П. Вомперский.

Оценки современников

Не все современники смогли положительно оценить новшества Ломоносова, например, Сумароков резко критиковал его по причине симпатии к чистоте и ясности стиля, что было характерно для классицизма .

XIX век

Развитие литературы периода 1789-1827 гг. ещё нельзя признать осмысленным. К тому же сосредоточение внимания на личности писателя привело дореволюционную науку к странным выводам, которые перешли и в современную науку: говоря о крушении классицизма , она не могла назвать его победителя. Факты и настроения нового порядка регистрировались без осмысления или игнорировались .

В первой четверти века открывается целый ряд высших учебных заведений в крупнейших центрах России: университеты , училища , лицеи (среди них Царскосельский лицей). Александр I совершает попытку введения общего образования назвав проект «об уничтожении делания фальшивых ассигнаций » .

Нельзя механически перенести традиционную схему: от классицизма через сентиментализм и романтизм к реализму на русскую почву в связи с своеобразием русского исторического процесса и его литературного выражения, причём сущность и пределы этого своеобразия не могли ещё быть ясны людям этой эпохи. Этот переход в России происходит за несколько десятилетий .

Россия для европейцев становится объектом внимательного наблюдения и изучения. Ломоносов и Радищев остаются неизвестными западу, но литераторы XIX века, напротив, их произведения переводят и читают, авторов считают носителями такого же круга идей, что и у них .

Многих волновал крестьянский вопрос, он находил, хотя слабое, выражение в печати. В. Г. Анастасевич опубликовал перевод «Об условия помещиков с крестьянами» В. С. Стройнозского. Эта же мысль прослеживается у последователей Радищева, объединённых в Вольное сообщество любитилей словесности, наук и художеств: «Опыт о просвещении относительно к России», «Негр» и т. д. Этот вопрос противопоставлялся в правительственных кругах вопросом о невыгодности для государства крепостных в рамках капитализма, например, в книгах Адама Смита. Его ученик С. Е. Десницкий продолжил пропаганду этих идей .

Большой вклад в литературу внесла война 1812 года. Это действие ярко показал в своей национальной эпопее Лев Толстой .

Русская национальная литература развивалась на базе роста национального сознания. Усиливается общественная значимость литературы, усиливается движение к народности. Отход верхушки от русского языка и её литературы освобождает её от влияний на наименее близкой к народу среды. Но с другой стороны это презрение верхушки создавало атмосферу клеветы, ненависти для таких высоких поэтов как Пушкин, Глинка и другие. С другой стороны в науку и литературу широким потоком вливаются представители демократических слоёв населения .

С ростом просвещения отмирает культурно-исторические условия существования и развития литературы, придававшие ранее классовую и сословную ограниченность. Духовенство окончательно уходит из литературы. Более его произведения не воспринимаются как художественная литература. Появляются фамильные одописцы: Сазанивич, Евреияов и другие. Только эти оды пишутся не на русском. Это семейная литература, а не народная .

На новой психологической основе появляются и новые классические традиции. Декабрист Якушин, чьи любимые авторы: Плутарх , Тит Ливий , Цицерон - превозносит мудрость Солона, готов взять в руки «кинжал Брута», поразивший «тирана» .

Накануне 14 декабря 1825 года принято считать, что все авторы были и выражались так или иначе в рамках идей декабристов. В среде декабристов широко развита западная литература. Их социально-политические воззрения декабристов складывались под влиянием чтения книг Бенжамена Констана , госпожи Сталь, Детю де Траси , Адама Смита и других. После разгрома декабристов их идеи остались жить в литературе .

XX век

А. П. Чехов считается фигурой переходной, которая принадлежит к обоим векам. Благодаря нему эпические жанры: роман, повесть; и рассказ - стали разграничиваться. Считался реформатором драматургии и театра .

Появляется идеологически новая советская литература, якобы возникшая сразу после революции 1917 года. Идеологические догмы рухнули. Из-за политики единая национальная литература делится на три ветви: советскую, «задержанную» (внутри страны) и литературу русского зарубежья .

Льготами политиков пользовалась «пролетарская» поэзия, её лицо определяли лучшие поэты «серебряного века »: А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова и другие .

Троцкий отмечал, что «литература после Октября хотела притвориться, что ничего особенного не произошло и что это вообще её не касается. Но как-то вышло так, что Октябрь принялся хозяйничать в литературе, сортировать и тасовать её, - и вовсе не только в административном, а ещё в каком-то более глубоком смысле». А. Блок не только принял революцию, хоть и понял её по-своему: «Двенадцать », «Скифы », статьей «Интеллигенция и Революция» .

Таким образом, литература с конца 1917 г. (первые «ласточки» - «Ешь ананасы, рябчиков жуй, / день твой последний приходит, буржуй» и «Наш марш» Маяковского) до начала 20-х годов представляет собой небольшой, но очень важный переходный период. С точки зрения собственно литературной, как правильно отмечала эмигрантская критика, это было прямое продолжение литературы предреволюционной. Но в ней вызревали качественно новые признаки; раскол на три ветви литературы произошёл в начале 20-х

(или 1030-е годы) - составление Правды Ярослава.

  • 1020-е годы - Предположительное создание «Службы Борису и Глебу» митрополитом Киевским Иоанном I .
  • Конец 1020-х годов - новая редакция церковного устава Владимира, принятая Ярославом и Мстиславом (по М. Б. Свердлову).
  • 990 (?) - 1030 - Архиепископ Новгородский Иоаким. В XVII веке ему была приписана так называемая «Иоакимовская летопись». Какая бы то ни было связь исторического Иоакима с летописанием чисто гипотетична.
  • - Составление в Киеве Древнейшего летописного свода (по реконструкции А. А. Шахматова).
  • Между 1037 и 1054 - Согласно Е. В. Аничкову, создание «Слова некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» .
  • 1040-е годы - Согласно Д. С. Лихачёву, написано «Сказание о распространении христианства на Руси». Его автором предположительно был Иларион.
  • - Русско-византийская война. Предполагается, что рассказ о ней со слов воеводы Вышаты был использован в летописании.
  • - Новгородский поп Упырь Лихой переписывает книгу Толковых пророков (с толкованиями Феодорита Киррского). Его запись на книге - древнейшая датированная запись на древнерусских книгах.
  • 26 марта года (по гипотезе Н. Н. Розова; но определенно между 1037 и 1050) - произнесение Иларионом «Слова о законе и благодати». Также Иларион был автором «Молитвы», ему приписывается «Слово к брату столпнику» и другие сочинения.
  • - Составление Новгородского летописного свода (по А. А. Шахматову).
  • - поставление Илариона в митрополиты Киевские. Его «Исповедание веры» и «Запись о поставлении в митрополиты».
  • После 1051 - Издание Церковного устава Ярослава.
  • (?) - Граффити в Софийском соборе в Киеве о смерти Ярослава Мудрого .
  • Октябрь 1056 - май 1057 - Переписка диаконом Григорием в Новгороде «Остромирова евангелия».
  • - Под этим годом в Новгородской IV летописи помещено «Поучение архиепископа Луки к братьи», автором которого считается епископ Новгородский Лука Жидята.
  • 1062-1074 - Игуменство Феодосия в Печерском монастыре. Феодосий Печерский - автор двух посланий князю Изяславу Ярославичу, восьми поучений и одной молитвы.
  • Середина 1060-х - середина 1070-х годов - Митрополит Киевский Георгий, автор «Стязания с латиною».
  • - Надпись на Тмутараканском камне.
  • Между 1068 и 1079 - согласно М. Н. Тихомирову, к этому периоду относится создание Бояном своих песен.
  • Между 1069-1072 - составление «Сказания о гибели Бориса и Глеба» (по А. Поппэ; по С. А. Бугославскому - около 1050 г.).
  • 1060-е годы - Согласно Е. В. Аничкову, составлено «Слово святого Григория изобретено в толцех» .
  • 1070-е годы - «Память и похвала князю Владимиру» Иакова черноризца.
  • - Предположительное составление Правды Ярославичей.
  • - составление Свода Никона Печерского (согласно А. А. Шахматову). В. К. Зиборов датирует этот свод 1077 годом и его автором называет Нестора.
  • - «Изборник 1073 года », одним из переписчиков которого был диак Иоанн. Переписан с болгарского изборника, составленного для царя Симеона. В частности, в его состав входил «Список отреченных книг».
  • - Согласно А. Поппэ, составление «Сказания о чудесах Бориса и Глеба».
  • - «Изборник 1076 года », одним из переписчиков которого был Иоанн. В частности, включал «Стословец» Геннадия.
  • Конец 1070-х годов-1089 - Митрополит Киевский Иоанн II. Автор послания об опресноках к папе Клименту III, «Поучения от седми сбор на латину» и «Правила церковного Иакову черноризцу».
  • 1080-е годы - Леонтий, епископ Ростовский, предполагаемый автор «Поучения к попам».
  • 1080-е годы (приблизительно, но не позднее 1090-х) - написание «Жития Антония Печерского».
  • 1080-е годы - Написание Нестором «Чтения о житии Бориса и Глеба» и «Жития Феодосия Печерского» (по А. А. Шахматову и другим авторам).
  • - Смерть игумена Печерского Никона.
  • Конец 1080-х - 1090-е годы - Ефрем, епископ (митрополит?) Переяславский, автор цикла сочинений о Николае Мирликийском.
  • 1093-1095 - составление Начального свода (согласно А. А. Шахматову). Его предположительный автор (по М. Д. Приселкову) - игумен Печерский Иоанн.
  • Не позднее 1095 - Составление и внесение в Минею «Канона святому Вячеславу» Чешскому.
  • 1095-1097 - Датировка списка Праздничной минеи, изданной И. В. Ягичем.
  • - Письмо Владимира Мономаха Олегу Святославичу.
  • Переводные памятники XI века

    Вопросы о том, являются ли переводы тех или иных памятников южнославянскими или древнерусскими, до сих пор часто не имеют общепризнанного решения. Согласно Д. М. Буланину, ни один памятник XI века с уверенностью не может быть определен как переведенный на Руси, а не в Болгарии , но бесспорных доказательств обратного также не существует.

    Основные источники

    • Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I (XI - первая половина XIV в.). Л., Наука. 1987. 496 стр.
    • История русской литературы. В 4 т. Т.1. Л., Наука. 1980. С.19-61.
    • История русской переводной художественной литературы. Древняя Русь. XVIII век. Т.1. Проза. СПб, Дмитрий Буланин. 1995. Гл.1. Древняя Русь.
    • История всемирной литературы. В 9 т. Т.2. М., 1984.
    • Лихачев Д. С. Повесть временных лет: историко-литературный очерк; Археографический обзор списков «Повести временных лет». // Повесть временных лет. СПб, Наука. 1999. С.271-378 (переиздание статей 1950 г.).
    • Комментарии в изд.: Библиотека литературы Древней Руси. В 20 т. Т.1-3. XI-XII века. 1997-1999.

    Примечания

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Древнерусская литература X–XI веков" в других словарях:

      У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Письменность, фольклор и литература X века 2 Литература XI века … Википедия

      Древнерусская литература: Древнерусская литература X XI веков Древнерусская литература XII века Древнерусская литература XIII века Древнерусская литература XIV века Древнерусская литература XV века Русская литература (раздел древнерусская… … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 2 Переводные произведения … Википедия

      - (как парадигма) Русская средневековая эстетика (XI XVII вв.). В ее истории условно можно выделить два основных периода: 1. собственно средневековый (XI XVI вв.) и 2. переходный от средних веков к Новому времени (XVII в.). Для первого периода… … Энциклопедия культурологии

      Русь … Википедия

      Фундаментальное свойство русской литературы то, что это литература Слова. Слова Логоса. Тысячелетняя ее история открывается «Словом о Законе и Благодати» митр. Илариона (XI в.). Здесь Ветхому Завету «Закону» (национально ограниченному, замкнутому … Русская история

      Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Русская литература … Википедия

      РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - Древнерусская литература (конец X—XVII вв.)Литература XVIII векаЛитература 1‑й половины XIX векаЛитература 2‑й половины XIX векаЛитература конца XIX — начала XX вв.Русская советская литература (1917—1987)Мировое значение русской… … Литературный энциклопедический словарь

      I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

      История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Книги

    • Древнерусская литература , Демин С.А.. Книга является учебным пособием, содержащим широкий анализ древнерусских литературных памятников, посвященных русской литературе XI нач. XVIII веков. Основу сборника составляют работы…

    Литература периода централизованного русского

    Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-восточной Руси (XII-XV вв.)

    Процесс феодального дробления привёл к распаду Киевской Руси и образованию новых политических и культурных центров: Владимирского, Московского, Новгородского, Тверского княжеств. Литература развивается в каждом из них обособленно. Но в период борьбы с татаро-монголами литература звала к объединению всех сил для борьбы против врагов. Наиболее значительные литературные памятники этого периода – «Моление Даниила заточника», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Хождение за три моря», «Повесть о Петре и Февронии».

    государства (XVI-XVII вв.)

    В этот период создается литература формирующейся русской нации. Церковное мировоззрение уступает место светскому, появляется более массовый демократический читатель. Демократичнее и по форме, и по содержанию становятся литературные жанры. Возникает художественный вымысел, которого до XVII в. не было в литературе. Литература XVIIв. носила в основном публицистический характер, отражала идеологические позиции борющихся сторон (Переписка царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским). Для литературы этого периода характерно развитие повести, представленной в своих различных жанровых подвигах: житийная («Повесть о Юлиании Лазаревской»), историческая («Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»), бытовая («Повесть о Горе и Злочастии»), сатирическая («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о бражнике»).

    Выдающимся писателем XVII в. был протопоп Аввакум, автор «Жития».

    Помимо демократической литературы в XVII в. продолжает развиваться и высокая литература, возникает особый стиль, получивший название «барокко». Барокко было явлением аристократическим, противостоящим русской демократической и сатирической литературе. Это направление охватило придворную поэзию и драматургию.

    1. На каких материалах писались в Киевской Руси книги и велась переписка?

    2. Какие виды письма вы знаете?

    3. Что представляет собой язык древнерусской литературы?

    4. Какие жанры древнерусской литературы вы знаете?

    1. Древнейшее летописание.

    2. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

    3. А. А. Шахматов о «Повести временных лет».

    4.Жанровое многообразие.

    5. Особенности стиля.

    Опорная лексика:

    Оригинальная русская литература, летописание, литературный этикет, предания, топонимистические легенды, принцип средневекового историзма, жития святых, жанровые особенности, стойкость, кротость, смирение.



    Литература:

    Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII вв: Эпохи и стили. Л. 1973г.

    Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение М.,Л., 1947г.

    Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI- первая половина XIV в) Л., 1987г.

    XI в. - время расцвета политического могущества Киевской Руси, время расцвета русской культуры. При князе Ярославе Мудром происходит объединение территории древнерусского государства, укрепляется независимость Руси. XI в.- это время активных политических и культурных связей Руси со всеми странами Европы. Именно в Киеве в XI в. зародилось летописное дело, которое велось по всей Руси до XVII в. При Софийском соборе в XI веке была основана библиотека, где хранились и переписывались рукописи. «Великая польза от учения книжного. Это реки, напояющие вселенную, в них источник мудрости, неизмеримая глубина, ими мы в печали утешаемся». Это гимн в честь книги, свидетельствующий о высоком культурном уровне восточных славян XII в.

    Через всю русскую литературу проходит центральная тема - тема русской земли и её исторических судеб. Уже в первых древнерусских произведениях звучит идея патриотизма, гордости за свою родную землю, её могущество, политическую и религиозную независимость.

    После принятия христианства на Руси появилась разнообразная переводная литература: хроники, исторические повести, торжественные слова, поучения. Но было бы неверно думать, что именно переводная литература стала основой древнерусской литературы, образцом для древнерусских писателей. Огромное влияние оказали на неё богатые традиции устного народного творчества. Когда появилась письменность, русские книжники стали записывать все важнейшие события своего времени. Так возник один из первых жанров русской литературы - летопись. Летописи - русские исторические произведения, в которых повествование велось по годам.

    Величайшим историческим и литературным памятником древней Руси стала «Повесть временных лет», написанная в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Об этом произведении акад. Д.С.Лихачев писал: «Высокое литературное образование Нестора, его исключительная начитанность в источниках, умение выбрать в них всё существенное, сделали ”Повесть временных лет” не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публистическим сочинением, а цельно литературно изложенной историей Руси». (Повесть временных лет-М.,Л.,1950г ч. 2.стр 123).

    Однако «Повесть временных лет» не является древнейшим летописным сводом. Более двух веков многие поколения ученных занимались изучением вопроса о возникновении и развитии летописания на Руси. В настоящее время благодаря исследованиям акад. Шахматова А.А. можно говорить об истории русского летописания. А.А. Шахматов применил сравнительно-исторический метод. Он доказал, что в основе этого историко-литературного памятника лежа более древние летописные своды, в частности, Древнейший Киевской свод. Результаты своего исследования А.А.Шахматов изложил в работе «Разыскания о древнейших летописных сводах» (СПб. 1908), «Повесть временных лет» (т.1 Пг.1916 г.)

    Летописание возникает в Софийском монастыре, но в 70-х гг. XI в. летописание было перенесено в Киево-Печерский монастырь, выдающимися деятелями которого были его основатели - Антоний, Феодосий и Никон Великий. А.А.Шахматов считает, что автором Киево-Печерского летописного свода был Никон Великий. В конце XI в. возникает Киево-Печерский или Начальный свод.

    Начальный свод стал основой «Повести временных лет». Первая редакция была составлена Нестором в 1113 году., вторая- Сильвестром в 1116 году., третья неизвестным автором в 1118 году.

    Интересные уточнения гипотезы А.А. Шахматова об истории возникновения летописания сделаны акад. Лихачевым в кн. ”Русские летописи и их культурно-историческое значение” (М.,Л.,1947г) и в исследовании акад. Рыбакова Б.А. «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летопись» (М.,1963г).

    В ”Повести временных лет” отразился интерес русского народа к историческому прошлому своей Родины. «Откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть» - вот задача, которую поставил перед собой летописец. Тема Родины, её величие и могущество, её единство, глубокий патриотизм составляют идейно-тематическое содержание летописи. О чем бы ни рассказывал летописец – о воинских походах русских князей, об их деятельности, направленной на укрепление политической и религиозной независимости Руси, о братоубийственных феодальных войнах, о событиях давно минувших лет – всегда интересы Родины и высокая патриотическая идея определяют точку зрения автора, его оценку поступков князей и тех событий, о которых он повествует. Отмечая идейную направленность «Повести временных лет», историк В.О.Ключевский писал, что для неё характерна «пробуждение во всём обществе мысли о Русской земле как о чём-то цельном, неизбежном, обязательном деле всех и каждого».(В.О.Ключевский. Курс русской истории. М., 1911г.т. 1 стр.248).

    В жанровом отношении русская летопись не является чем-то единым. Кроме кратких записей событий (погодных записей) Нестор ввел в летопись различные жанры литературы (повести, послания, жития), деловые документы, произведения устного народного творчества. Несмотря на различие жанров, входящих в летопись, она представляет собой единое образование, потому что жанры летописи составляет некий ансамбль. Для каждого жанра вырабатывалась определённая стилистическая манера изложения, литературный этикет. Сообщения о военных походах князей занимают более половины летописи. За ними следуют известия о смерти князей. Важную группу летописных известий составляют сведения о небесных знамениях – затмениях солнца, луны, землетрясениях и т.д.

    Многожанровая природа летописи обусловила и разнообразие художественно-стилистических средств ”Повесть временных лет”.

    Велика роль устного народного творчества в формировании стиля летописи. Летописец широко использует топонимистические легенды и родовые предания, обрядовую поэзию и народные сказания, легенды пословицы и поговорки. Рассказывая о первых русских князьях, он прибегает к отдельным приёмам устного народного эпоса / предельная обобщённость, гиперболизм, строгая объективность, повторы /.

    Господствующим стилем в летописи, как и вообще в русской литературе XI-XIII вв., является стиль монументального историзма. Летописец пишет только в тех исторических личностях, которые занимают высокое положение в системе феодальной иерархии. Ведущим принципом изображения человека в литературе этого времени становится принцип средневекового историзма, согласно которому в летопись заносятся события сугубо официальные, имеющие историческое значение для государства. Частная жизнь человека, его быт остаются вне поля зрения летописца.

    Наиболее ярко принципы средневекового историзма представлены в исторических повестях и сказаниях, вошедших в состав «Повести временных лет»: «Сказание 1015 г. об убийстве Святополком братьев Бориса и Глеба и мести Ярослава» ; «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского».

    Язык «Повести временных лет» отражает устную разговорную речь своего времени. Прямая речь исторических лиц занимает существенное место в стиле летописи. С речами обращается князь к своей дружине, послы ведут дипломатические переговоры. Они свидетельствуют о высоком ораторском мастерстве. В «Повести» широко представлена специальная терминология: юридическая, церковная, военная, охотничья.

    «Повесть временных лет» сыграла важную роль в развитии областных летописей и в создании летописных сводов XV-XVI вв. Летопись не потеряла своего историко-познавательного и воспитательного значения в наши дни.

    1. Какова цель создания летописи?

    2. Что означает принцип погодных записей летописи?

    ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА. ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

    С утверждением христианства на Руси важную роль начинает играть жанр церковной проповеди. В XI в. уже существовали переводы «слов» талантливых византийских проповедников. Под влиянием византийской проповеди оформляется оригинальный жанр древнерусской проповеди. В древнерусской ораторской прозе выделяются два типа: красноречие политическое и красноречие торжественное, или панегирическое.

    Выдающимся произведением торжественного красноречия первой половины XI в. является «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона. Оно было написано между 1037-1050 гг. Священником княжеской церкви в Берестове.

    «Слово о законе и благодати» проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси как равноправной среди всех государств мира. Основная его тема – равноправие всех христианских народов независимо от того, когда они приняли христианство. «Слово о законе и благодати» состоит из трех частей. Первая часть посвящена сопоставлению Закона (иудейства) с Благодатью (христианством) и обоснованию преимущества Благодати над Законом. Это преимущество Иларион видит в том, что Закон национально ограничен, распространялся только на иудейский народ. Взаимоотношения людей с богом в эпоху Ветхого завета определялись несвободным подчинением Закону. В эпоху Нового завета эти взаимоотношения определялись свободным началом – Благодатью и отражали идею равноправия всех народов независимо от времени их приобщения к христианству.

    Иларион во второй части переходит к описанию распространения христианства в Русской земле. По мысли Илариона, Русь равноправна со всеми странами и народами и не нуждается ни в чьей опеке.

    Логическим переходом от второй к третьей части слова «Слова» служит Илариону средневековая богословская идея, согласно которой каждая из стран имела своего апостола, просветившего ее в христианской вере. Таким просветителем Русской земли явился князь Владимир Креститель. Иларион перечисляет заслуги Владимира перед Русской землей, сравнивает его деятельность с деяниями апостолов и императора Константина Флавия. Илларион возвеличивает подвиг Владимира в принятии и распространении на Руси христианства. Для Илариона подвиг Владимира выше подвига Константина, ибо последний ввел христианство в стране, где большая часть населения уже исповедовала эту религию. Владимир же крестил языческую страну.

    Произведение Илариона отличается ярко выраженной политической направленностью. Отстаивая идею равноправия всех христианских народов, оратор тем самым утверждал идею политической и религиозной независимости Руси от Византии. Прославляя подвиг Владимира, Иларион с чувством гордости говорит, что Владимир владычествовал « не в худой и не в незнаемой земле, а в Русской, которая слышима и знаема во всех концах земли».

    «Слово» Илариона отличается высокими художественными достоинствами. Иларион блестяще владеет ораторским мастерством, используя многочисленные приемы ритмической организации текста. Он широко использует книжные метафоры, символы, риторические вопросы и восклицания.

    Талантливым древнерусским оратором конца XII в. был и Кирилл Туровский.В своих произведениях Кирилл Туровский использовал аллегорические образы и символический параллелизм, внутренние монологи, диалоги, плачи.

    Возникновение оригинальной русской агиографии было обусловлено внутренними потребностями древнерусского государства. Окружая личность князя ореолом святости, жития содействовали политическому упрочению основ феодального строя.

    Жития - это биографии духовных и светских лиц, канонизированных церковью, т.е. признанных святыми. Героями житий становились либо христианские подвижники, либо князья. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми. Ярослав Мудрый после настойчивых попыток добился у Византии канонизации своих братьев. О жизни и смерти Бориса и Глеба рассказывают два жития - ”Чтение о Борисе и Глебе” и ”Сказание и страсть и похвала Бориса и Глеба” написанные в конце XI - начале XII вв.

    Борис и Глеб стали жертвами борьбы за киевский княжеский стол. Княжеские распри в борьбе за власть - явление обычное в истории любого раннефеодального государства.

    Важнейшая идея житий о Борисе и Глебе -идея единства Руси на основе соблюдения феодальных взаимоотношений между князьями: все князья- братья, но старшие должны защищать младших, а младшие - подчиняться старшим. Праведное поведение Бориса и Глеба заключалось в том, что они даже под угрозой смерти отказались выступить против старшего брата, поднять на него руку. Такое поведение должно было послужить примером другим князьям, способствовать прекращению междоусобиц, укреплению государства в целом. В ”Сказании о Борисе и Глебе ” подчеркивается, что после решающей битвы между ”окаянным и треклятым ” Святополком и Ярославом на русской земле наступил мир и порядок: ”И с этого времени прекратилась крамола на русской земле”.

    Святополк - этот второй Каин - наказан, а Борис и Глеб признаются святыми, помогающими русской земле, и за это особенно почитаемыми.

    Жития строились по определенным канонам /правилам/ в соответствии с литературным этикетом. Начинаются они пространным введением / так, в ”Чтении о Борисе и Глебе” рассказ ведется от сотворения Адама и Евы, распятия Христа и акцентируется внимание на крещении Руси. Затем излагается судьба героя, завершаются жития описание чудес, происходящих после смерти героя, затем следует молитва. Автор всякий раз подчеркивает, что Борис и Глеб знают о грозящей им опасности, но не оказывают сопротивления.

    Д.С.Лихачев находит именно в древнерусской литературе истоки высокого психологизма литературы нового времени: «Появление внутреннего монолога в русской литературе связывается с именами Толстого и Достоевского; между тем внутренний монолог чрезвычайно развит в древней русской литературе: он наличествует уже в житии Бориса и Глеба, сильно развивается в эпоху второго южнославянского влияния и представлен великолепными образцами в творчестве протопопа Аввакума».

    Особое место в литературе XI-XII вв. занимает и «Поучение Владимира Мономаха».Оно было написано Владимиром Мономахом незадолго до его смерти и представляет собой политическое и нравственное завещание князя потомкам. Основная идея «Поучения» - призыв к строгому соблюдению требований феодального правопорядка. В своей деятельности князь должен руководствоваться общегосударственными интересами, подчинять им личные обиды и своекорыстные цели.

    Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125 гг.) – великий князь киевский. Его мать, принцесса Мария, была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха. Отец его - Всеволод был человеком образованным, любил книги, собрал библиотеку, где имелись произведения на многих языках. Владимир с гордостью писал позже в «Поучении»: «Мой отец, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран».

    Владимир Мономах был крупнейшим политическим и военным деятелем Руси на рубеже XI-XII вв. и вместе с тем выдающимся писателем. Стремясь к миру и добровольному единству, Владимир Мономах покровительствовал летописанию, напоминая об историческом единстве княжеского рода и пропагандируя легенду о происхождении всех русских князей от одного князя – Рюрика.

    Во время правления Мономаха были достигнуты большие успехи, обеспечившие процветание Руси. Главное литературное произведение Владимира Мономаха – его знаменитое «поучение» детям. Это одно из выдающихся произведений древнерусской литературы, в нем отразился тот высокий культурный уровень, который был достигнут в Киевской Руси.

    В своем «поучении» Владимир Мономах охватывает широкий круг жизненных явлений, дает ответы на вопросы политической, социальной, нравственной жизни своего времени. Автор предстает перед читателем политиком, философом, воином, государственным деятелем.

    Немалое место занимает мысль о сочувствии и помощи слабым и угнетенным, о снисхождении к ним. Старых надо почитать как отца, а молодых как братьев. Просящего следует накормить и напоить, заезжих купцов, знатных и простых, а также послов нужно одаривать, потому что и те, и другие, проходя по разным странам, прославят человека или добрым, или злым. «Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».

    Основным пороком Владимир Мономах считает лень. Много внимания Мономах уделяет нравственным качествам князя. Самым важным из них он почитает трудолюбие. Труд для князя – это воинский подвиг, забота о защите и благополучии родной земли. Свои пожелания и наставления Мономах аргументирует ссылками на Священное писание и собственный жизненный опыт. Это придает особый характер авторскому повествованию, в котором элементы дидактики переплетаются с автобиографией.

    Сильное влияние на характер «Поучения» оказал любимый Мономахом «Шестоднев» - рассказ о мире, природе, растениях, человеке – своего рода комментарий к библейскому сюжету «о сотворении мира в 6 дней». Оказали весьма сильное влияние на «Поучение» и лирические псалмы, приписываемые Давиду, царю и поэту, жившему в I веке до нашей эры.

    А.И.Мусин-Пушкин, издавший в 1793 году «Поучение», назвал его «Духовной», т.е. завещанием Мономаха своим детям. Полагают, что «Поучение» завершено в 1117г., когда Владимиру было уже 64 года, и он мог подвести итог своей жизни. «Поучение» дошло до нас в единственном списке XIVв. – в составе Лаврентьевской летописи.

    1. Что такое житие и кто мог стать героем жития?

    2. Какова историческая основа произведений о Борисе и Глебе?

    «Слово о Полку Игореве»

    1. История открытия и изучение «Слова о Полку Игореве»

    3. Идейное содержание «Слова о Полку Игореве»

    4. Жанровое своеобразие и значение «Слова о Полку Игореве»

    5. Хождение игумена Даниила

    XI XVIII веков.

    I .Теоретико-методологические проблемы.

    1.Место литературной культуры XI – XVIII вв. в истории русской литературы, её связи и переклички с литературной жизнью XIX – XX вв. Относительность подобных сближений, возникающих в результате переосмысления культурных феноменов XI – XVIII вв. в духе позднейших эстетических представлений и, одновременно, их необходимость для осознания целостности и исторической преемственности русской словесности. Плодотворность двойного ракурса при филологической репрезентации историко-литературных эпох: с точки зрения самой эпохи и с точки зрения современности. Возможности реконструкции культурного сознания определённого исторического периода, возникающие при этом трудности и ограничения. Необходимость соблюдения историзма при обращении к архаическим литературным эпохам.

    2.Проблемы изучения древнерусской книжности и литературной культуры XVIII века. Перенесение на литературную культуру XI – XVIII в. принципов описания истории литературы, выработанных на материале XIX – первой половины XX веков, издержки этого. Двойное сопротивление (фактического материала и общественного сознания), оказываемое словесностью XI – XVIII веков данным концепциям (социологической, формалистической, структуральной). Несоответствие литературной культуры XI – XVIII вв. понятию историко-литературного процесса.

    3. Возможность рассмотрения литературной культуры XI – XVIII вв. как единой в своём многообразии системы словесного творчества. Факторы, обуславливающие ее внутреннее единство (а) отсутствие понятия литературности и связанное с этим особое место словесности в системе культуры, б) рефлективно-традиционалистское отношение к слову – культура «готового слова», в) неконвенциональное понимание жанра и его онтологической природы, влияние этого на структуру текста и т. д.). Динамический, меняющийся характер этой системы.

    4.Периодизации литературной культуры XI – XVIII в., возникающие проблемы, условность периодизации. Древнерусская литература Киевского периода (XI – XIII вв.). Северо-восточная – Московская словесная культура (конец XII –XVI вв.). Переходный период от Средневековья к новой литературе (Раннее Новое время) (сер. XVII – сер. XVIII вв.). Литература второй половины XVIIIначала XIX вв.

    II . Древнерусская литература ( XI XVI вв.) как классическая средневековая словесная культура православного славянства

    1.Черты литературной культуры средних веков как особого периода в истории русской словесности: а) специфика культурного обихода, б) религиозный характер словесного творчества, в) отсутствие национальной самоидентификации: древнерусская книжность как часть Pax Slavia Orthodoxa, г) предельная ослабленность личностного начала, д) отсутствие эксплицированной риторики.

    2.Особенности словесной культуры Киевской Руси. Вхождение восточнославянской письменности в европейское культурное пространство. Книжность Киевской Руси и византийская литература. Жанровый состав киевской литературы, её духовно-аскетическая и светская составляющая. Ослабление светской (княжеской) литературной традиции в XIII веке.

    3.Особенности словесной культуры конца XIII – XVI вв. Отличия от Киевской эпохи. Основные жанры, динамика их развития. Периодизация литературы XIII – XVI вв., характеристика периодов.

    4.Опыты ретроспективного прочтения памятников древнерусской книжности, выявлениие в них словесно – семантических начал, приобретающих, в контексте культурного сознания XIX – XX вв., эстетический смысл (работы,).

    III .Переход от средневековья к Новому времени (Раннее Новое время) (середина XVII – первая половина XVIII вв.): книжность православного славянства на путях европеизации.

    1.Цель и содержание переходного периода. Европеизация, её различные варианты, реализуемые во второй половине XVII и в начале XVIII в. Выделение элитарной книжной культуры. Переходный период и секуляризационные процессы в развитии культуры. Развитие литературного барокко ; два этапа русского барокко – церковный и светский, их сходства и различия. Смена писательского типа в петровскую эпоху, её влияние на литературную жизнь. Изменение внешнего литературного контекста (характера и типа международных литературных связей).

    2.Трансформация жанровой системы в переходный период, её этапы; переосмысление значения и функций традиционных жанров; постепенное формирование нового ядра жанровой системы, ориентированной на европейскую литературную традицию.

    3.Воздействие европеизации и секуляризационных процессов на литературный язык и стих. Проблема создания нового литературного языка. Реформа русского стиха, её основные этапы.

    4.Приобщение восточнославянской письменности к европейской риторической традиции; появление риторической теории и изменение типа словесной культуры.

    5.Усвоение античного наследия в переходную эпоху, различные формы этого, предложенные русской культурой. осознание русской словесностью самой себя как рецепции античности и окончательный переход русской литературной культуры в европейскую парадигму.

    6.Постепенное формирование понятия литературности в середине XVIII в. Возникновение представления о связи эстетического начала слова с его референциальной функцией, изменение отношения к вымыслу и трансформация мимесиса, подготовка почвы для появления индивидуальных художественных миров.

    IV .Литература второй половины XVIII – начала XIX веков: от традиционной литературной культуры к литературному процессу .

    1.Изменения статуса литературы в середине XVIII в. Новые формы литературного быта и литературные центры. Литературные кружки. Журналы. Сатирическая журналистика годов и начало формирования общественного мнения. Проблема национальной самоидентификации литературы во второй половине XVIII в.

    2.Развитие ведущих литературных жанров во второй половине XVIII века. История русской оды. Эволюция трагедии. Комедия во второй половине XVIII века, её основные разновидности. Развитие повествовательной прозы, усиление фикционального начала.

    3.Общее движение литературы от культуры «готового слова» к культуре «неготового слова». Индивидуализация литературного творчества, соотношение индивидуальных интенций и риторической регламентации в словесной культуре второй половины XVIII в. Проблема художественного (возможного) мира в литературной практике конца XVIII – начала XIX веков.

    4.Начало движения литературной культуры к существованию в формах литературного процесса, длительность и постепенность этого движения. Пушкинская эпоха как переходная область между традиционной литературной культурой и периодом литературного процесса.

    Литература

    1. Алексеева ода. Развитие одической формы в XVII – XVIII веках. СПб., 2005.

    3. Буланин Русь // История русской переводной художественной литературы . СПб., 1995.

    4. Бухаркин церковь и русская литература в XVIII – XIX веках: проблемы культурного диалога. СПб., 1996.

    5. Гуковский литература XVIII в. Л., 1939.

    6. Гуковский поэзия XVIII века. Л., 1927.

    7. Демкова русская литература. Поэтика, интерпретации, источники. СПб., 1997.

    8. Ерёмин и статьи по истории древней русской литературы. Л., 1987.

    9. Ерёмин Древней Руси (Этюды и характеристики). М., Л., 1966.

    10. Живов в области истории и предыстории русской культуры. М., 2002.

    12. Лихачёв древнерусской литературы. М., 1979.

    13. Лихачёв русской литературы X – XVII веков. Л., 1973.

    14. Михайлов культуры. М., 1997.

    15. Николаев культура петровской эпохи. СПб., 1996.

    16. Панченко культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

    17. Панченко стихотворная культура XVII века. Л., 1972.

    18. Пиккио Р. Slavia Orthodoxa. Литература и язык. М., 2003.

    19. К истории русского классицизма // Пумпянский традиция. М., 2000.

    20. Сазонова культура России. Раннее Новое время. М., 2006.

    21. Čiževskij D. History of Russian Literature from the Eleventh Century to the End of the Baroque. S’Gravenhage. 1962.



    Рассказать друзьям