Как называется гравюра на дереве. Ксилография

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Китайские литературные источники относят первые печатные изображения с деревянных досок к VI веку . Самая ранняя из сохранившихся китайских гравюр создана в IX веке . К более раннему периоду относятся древнейшие отпечатанные с досок тексты: в Корее найден текст, оттиснутый в первой половине VIII века , а в Японии - фрагмент буддийского текста, датируемый 60-ми годами того же столетия . Ксилография возникла в Китае не позднее X века . В «Алмазной сутре» (датированной 868 годом н. э.), которая ныне хранится в Британской библиотеке , указано, что мастер Ван Чи вырезал доски и напечатал книгу «ради поминовения усопших родителей своих».

Техника

В самых общих чертах история техники гравюры на дереве сводится к следующему.

Продольная (обрезная) гравюра

Первоначально техника гравирования в Западной Европе , как и на Востоке, была близка к технике изготовления досок для набойки . В старой продольной гравюре основным строящим форму элементом был нож, а в распоряжении гравёра имелся набор ножей разной величины и формы.

На отшлифованную поверхность доски (если предполагается тиражировать гравюру в типографском станке - толщиною около 2,5 см) наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, сам же штрих остаётся нетронутым (отсюда одно из названий продольной гравюры - «обрезная»), а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2-5 мм. После этого доску закатывают специальной краской и выполняют оттиск на бумагу.

Важнейшая особенность старой «обрезной» гравюры - господство чёрного штриха. Технически вполне возможен и белый штрих; его достаточно часто можно видеть в старых гравюрах, например, в иллюстрациях флорентийских изданий конца XV - начала XVI века. Были даже гравюры, нарезанные как негатив - белым по чёрному, например, работы швейцарского мастера XVI века Урса Графа («чёрная манера» в гравюре на дереве). Но всё это воспринимается скорее как исключение из общего правила. В системе художественных средств старой «обрезной» гравюры белый штрих занимает скромное место.

Современные мастера продольной ксилографии пользуются помимо ножей также инструментами, которые применяются в линогравюре . Это угловые и полукруглые стамески, подобные клюкарзам, применяемым резчиками по дереву, - прямые или слегка изогнутые, вставляемые в точёные грибовидные ручки, а иногда - в прямые (например, в японском наборе инструментов).

Торцовая (тоновая, репродукционная) гравюра

Первые образцы западноевропейской гравюры , выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV - веков. В 1780-х годах английский художник и гравер Томас Бьюик ( -) изобрёл способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева. Он сам создал иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии» .

Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения.

В торцовой гравюре инструментами служат штихели, подобные тем, какие употребляют в глубокой гравюре на металле, но более разнообразной формы. Штихель представляет собой узкий стальной стержень различного сечения, длиной 10-11 см, с режущим концом, заточенным под углом 45° (для металла штихели затачивают под более тупым углом). Другой конец вставляется в ручку грибовидной формы. Нижняя, обращённая к доске часть ручки плоско срезается. Если положить штихель с ручкой на доску, режущий конец его может быть слегка приподнят.

Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона. Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Отсюда третье название торцовой гравюры - «репродукционная».

М. Верхоланцев. Экслибрис М. Кораблёва. 1970. Торцовая гравюра

Morihite. «M.Koide. Op.7». Гравюра на органическом стекле. 1989

Ещё одной особенностью торцовой гравюры, выгодно отличающей её от продольной, является долговечность печатной формы. Качественные оттиски с продольных досок возможны в пределах нескольких сот, максимум - тысяч. Исключением можно считать те случаи, когда произведение подразумевает чисто декоративные качества, а структурные особенности композиции не столь существенны, когда практически отсутствует штриховка. После многократной печати штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски, что делает невозможным получение качественных оттисков. Напротив - торцовые доски использовались даже для стандартного типографского тиражирования, когда они включались в форму для печати инициалов, заставок и даже больших иллюстраций. Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч.

В качестве материала, заменяющего традиционно используемый в торцовой гравюре самшит и другие сходные по своим свойствам породы дерева, с некоторых пор применяют пластики, в том числе органическое стекло. При незначительных, непринципиальных изменениях техники, работа с этими материалами почти не сказывается на валёре.

Очевидными техническими недостатками торца является, во−первых, ограничение размеров произведений, обусловленное толщиной ствола, из которого делается форма; самшит, идеальный для торцовой гравюры, до приемлемых размеров вырастает чрезвычайно медленно, и ареал его сравнительно невелик, а вырубка, например, на Кавказе практически прекращена или производится исключительно из санитарных соображений; во−вторых, именно последнее условие диктует потребность использования иных материалов. Первый фактор успешно преодолевается склейкой досок, что позволяет делать работы крупного формата, примером чему служат произведения В. Фаворского , сопоставимые по этим параметрам с продольными гравюрами среднего размера. Но ещё У. Блейк без особого ущерба для решаемых задач резал на груше , что можно расценивать как изначально найденный путь преодоления второй проблемы. О том, что позволяет решить обе их, уже сказано: это - пластик .

Мастера ксилографии

Примечания

Литература

3 года ago Enottt Комментарии к записи Ксилография отключены

Просмотры: 3 009

Ксилография — самая древняя техника гравюры.

Плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, яблони), непременно продольного распила, вдоль волокон дерева, загрунтовывается, поверх грунта пером наносится рисунок, затем линии с обеих сторон отрезаются острыми ножичками, а дерево между линиями выбирается особым долотом на глубину 2 — 5 миллиметров. При печати краска накладывается (прежде тампонами, впоследствии — валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномерно придавливается — прессом вручную, таким способом изображение с доски переходит на бумагу.

При торцовой ксилографии употребляют плотное дерево (бук, самшит) и режут специальным резцом — штихелем, след которого в оттиске дает белую линию. Торцовая ксилография позволяет работать более тонким штрихом, разная степень насыщенности которого позволяет варьировать тон. Ксилография дает 1500 — 2000 хороших оттисков.

Продольная (обрезная) гравюра

Первоначально техника гравирования в Западной Европе, как и на Востоке, была близка к технике изготовления досок для набойки. В старой продольной гравюре основным строящим форму элементом был нож, а в распоряжении гравёра имелся набор ножей разной величины и формы. На отшлифованную поверхность доски (если предполагается тиражировать гравюру в типографском станке - толщиною около 2,5 см) наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, сам же штрих остаётся нетронутым (отсюда одно из названий продольной гравюры - «обрезная»), а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2-5 мм. После этого доску закатывают специальной краской и выполняют оттиск на бумагу.

Важнейшая особенность старой «обрезной» гравюры - господство чёрного штриха. Технически вполне возможен и белый штрих; его достаточно часто можно видеть в старых гравюрах, например, в иллюстрациях флорентийских изданий конца XV - начала XVI века. Были даже гравюры, нарезанные как негатив - белым по чёрному, например, работы швейцарского мастера XVI века Урса Графа («чёрная манера» в гравюре на дереве). Но всё это воспринимается скорее как исключение из общего правила.

В системе художественных средств старой «обрезной» гравюры белый штрих занимает скромное место. Современные мастера продольной ксилографии пользуются помимо ножей также инструментами, которые применяются в линогравюре. Это угловые и полукруглые стамески, подобные клюкарзам, применяемым резчиками по дереву, - прямые или слегка изогнутые, вставляемые в точёные грибовидные ручки, а иногда - в прямые (например, в японском наборе инструментов).

Торцовая (тоновая, репродукционная) гравюра

Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения.

В торцовой гравюре инструментами служат штихели, подобные тем, какие употребляют в глубокой гравюре на металле, но более разнообразной формы. Штихель представляет собой узкий стальной стержень различного сечения, длиной 10-11 см, с режущим концом, заточенным под углом 45° (для металла штихели затачивают под более тупым углом). Другой конец вставляется в ручку грибовидной формы. Нижняя, обращённая к доске часть ручки плоско срезается. Если положить штихель с ручкой на доску, режущий конец его может быть слегка приподнят.

Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона. Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Отсюда третье название торцовой гравюры - «репродукционная».

Ещё одной особенностью торцовой гравюры, выгодно отличающей её от продольной, является долговечность печатной формы. Качественные оттиски с продольных досок возможны в пределах нескольких сот, максимум - тысяч. Исключением можно считать те случаи, когда произведение подразумевает чисто декоративные качества, а структурные особенности композиции не столь существенны, когда практически отсутствует штриховка. После многократной печати штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски, что делает невозможным получение качественных оттисков. Напротив - торцовые доски использовались даже для стандартного типографского тиражирования, когда они включались в форму для печати инициалов, заставок и даже больших иллюстраций. Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч.

Есть основания думать, что ксилография является древнейшей формой печатной графики и раньше всего возникла в Китае. Ранние образцы китайской гравюры — это оттиски печатей на бумаге, относящиеся к первым векам нашей эры и представляющие собой размножение образцов буддийской иконографии. Старейшие же образцы художественной китайской ксилографии—вышли в свет в 868 году-это иллюстрации к «Сутра» (буддийская культовая книга).

Позднее китайские ксилографы перешли от культовых изданий к иллюстрированию книг по истории и к репродуцированию картин.В 18 в. наступил расцвет японской ксилографии, первые импульсы которой были получены из Китая (где были распространены иллюстрации, альбомы, лубки, а с 16 в. цветные ксилографии).

В 17 в. в Японии появились иллюстрированные книги («Исэ-моногатари», 1608), гравированные календари, путеводители, афиши, поздравительные карточки («суримоно»), а с 1660-х гг. эстампы светского содержания, связанные с демократической художественной школой Укийё-э. Японская Г., выполнявшаяся последовательно рисовальщиком (автором Г.), резчиком и печатником, богата поэтическими ассоциациями, символами, метафорами. Хисикава Моронобу выполнил первые черно-белые эстампы с изображением красавиц и уличных сцен, используя энергичные силуэты, декоративность линий и пятен.

В 18 в. Окумура Масанобу ввёл 2 3-цветную печать, а Судзуки Харунобу в своих многоцветных Г. с немногими фигурами девушек и детей воплощал тончайшие оттенки чувства с помощью изысканных полутонов и богатства ритмов. Крупнейшие мастера конца 18 в. Китагава Утамаро, создавший тип лирического идеального женского портрета с плоскостной композицией, неожиданными ракурсами, смелой кадрировкой, с тонкой игрой плавных тончайших линий, мягких оттенков цвета и чёрных пятен, и Тёсюсай Сяраку, чьи гротескно резкие, экспрессивные и драматичные портреты актёров отличаются напряжённой контрастностью ритма и цвета, воплощением характера-символа. В 1-й половине 19 в. ведущую роль играли мастера пейзажной Г. Кацусика Хокусай, выразивший с необычайной свободой воображения сложность, изменчивость, неисчерпаемость природы, единство мира в большом и малом, и Андо Хиросиге, стремившийся точно запечатлеть красоту своей страны.

Своеобразной предтечей ксилографии из эпохи поздней готики и ее соперником в течение всего XV века следует назвать так называемую пунсонную, или выемчатую, гравюру («Schrotschnitt»), «Шротшнитт» представляет собой выпуклую гравюру на металле, создаваемую с помощью точек, звездочек, сложной сети решетчатых линий, которые в отпечатке оказываются светлыми штрихами и пятнами на темном фоне. Эта очень сложная техника достигает своеобразных, декоративно-орнаментальных эффектов, часто с диковинным, экзотическим оттенком. Но главное своеобразие «пунсонной» гравюры в отличие от ксилографии заключается в том, что здесь мы имеем дело со светлым рисунком на темном фоне (поэтому «пунсонную» гравюру иногда называют «белой» гравюрой— «Wei schnitt»).

Эта идея светлого, белого рисунка на темном фоне потом неоднократно возвращается (в рисунке XVI века, цветной ксилографии, у Сегерса в его «лунных» офортах) и в конечном счете определяет собой возрождение ксилографии на новой технической основе в начале XIX века (Томас Бьюик). тарейшие образцы европейской ксилографии относятся к концу XIV века и выполнены главным образом в Южной Германии (однако старейшая датированная гравюра на дереве, изображающая св. Христофора, помечена 1423 годом). Листы эти известны только в одном экземпляре (уники), посвящены религиозной тематике, выполнены только контурными линиями и часто раскрашены от руки. Постепенно в них появляется штриховка, выполняющая, однако, не задачи пластической лепки, а чисто декоративные функции.

Эти старейшие немецкие гравюры на дереве по своему стилистическому эффекту (особенно благодаря раскраске) всего более сближаются с живописью на стекле, с цветными витражами. Переход от этих уникальных листов к многотиражной и иллюстративной ксилографии представляют так называемые «блоковые», или «колодковые», книги (Blockbеcher), то есть серия картинок с короткими пояснениями, где и буквы текста, и относящиеся к нему изображения вырезаны и напечатаны с одной деревянной доски. Дюрер редко брался за нож гравера, но всегда сам рисовал на доске и очень следил за резчиком, стремясь подчинить его приемы своей концепции. И в этом смысле он оказал большое влияние на технику ксилографии.

О том, как тонко Дюрер чувствовал специфический язык графических техник, ярко свидетельствует сравнение изображенных им одинаковых тем и мотивов в гравюре на меди и на дереве («Страсти» и др.): если в гравюре на меди художник стремился прежде всего к пластической лепке формы и последовательно проведенной градации освещения, то в гравюре на дереве его главная задача — напряженная выразительность линий. Точно так же есть значительное различие между ранними ксилографиями Дюрера и теми, которые он выполнил в конце своей деятельности. В ранних гравюрах на дереве изображения больше подчиняются плоскости листа, в них более разнообразный штрих, то узловатый и сучковатый, то с короткими и длинными завитками.

В России ксилография появилась в середине 16 в., и ее применение связано с книгопечатанием. Первой на Руси напечатанной наборным шрифтом книгой было Евангелие, изданное около 1555 г. В этой книге были четыре заставки, гравированные, очевидно, на гарте (сплав для отливки литер, состоящий из олова и свинца). Но, конечно, начало гравирования на дереве в России связано прежде всего с именем первопечатника Ивана Федорова. В первом его издании, «Апостоле», кроме орнаментальных гравюр была помещена лицевая, с изображением евангелиста Луки.Книжная гравюра на дереве в московских изданиях была главным образом орнаментальной: это заставки, концовки, буквицы и другие книжные украшения. Иллюстраций же текста не было, были только изображения тех авторов, которым приписывался тот или иной текст, либо святого, к которому относился текст.

С 17 в. обрезная гравюра стала применяться в лубках и блочных книгах. Примером последних может служить Библия Василия Кореня 1692 г.

Вконтакте

Обычные знания о гравюре ограничиваются тем, что это чёрно-белое изображение на бумаге. Не удивительно, что при таких поверхностных знаниях уточнение техники гравюры может запутать. Например, если техника определена как металлогравюра, что значит печать с металлической пластины на бумаге, человек, мало знакомый с графикой, рассматривая оттиск, переспрашивает: почему она не на металле?

Итак, гравюрой называется изображение, полученное на бумаге после механического переноса краски с печатной формы (дерева, металла, камня и др.).

Часто работу по переводу оригинального рисунка на печатную пластину поручали резчикам, которые не были художниками. Поэтому из всевозможных оттисков различных техник наибольшую художественную ценность представляют те, что были напечатаны или самим художником, или при его непосредственном участии, называются такие оттиски эстампами .

Гравюры прикладного или иллюстративного характера представляют меньшую ценность и более доступные. Интерес для коллекционирования таких оттисков обычно возникает из-за исторической ценности самого изображения. Большое количество таких изображений происходит из старых альбомов, атласов, книг и даже периодических изданий, поэтому можно говорить о библиографическом характере таких собраний.

Граница между художественной и репродукционной гравюрой не всегда очевидна. Иногда тяжело определить степень участия художника в создании гравюры, а бывает так, что довольно редкий и привлекательный материал доступен только в книжных изданиях.

История гравюры

Обратимся к истории развития этого прекрасного и сравнительно молодого вида искусства. В старое время печатной формой художнику-гравёру служили пластины из дерева, металла, а позже литографский камень. В ХХ веке с развитием промышленности для художественной гравюры активно применяли новые материалы: линолеум, оргалит, картон, стекло и некоторые другие.

Ксилография

Самая старая гравюрная техника – это гравюра на дереве, или ксилография. Гравёр-резчик с помощью острых ножей и стамески вынимал большие плоскости дерева (на гравюре это белое поле) и оставлял тонкие линии, на которые накатывалась краска. После прижатия краска оставалась на бумаге. Такой вид печати относится к высокой (рельефной) печати. Доски для форм изготавливались из мягких пород дерева продольного распила (вдоль волокон). Это принципиально важно, потому что в конце ХVIIIІ века был изобретена торцовая ксилография (поперёк волокон).

Первые примеры печати с дерева появились на Востоке около VI–VII века, в Европе первые оттиски могли быть сделаны в конце ХIV века. Этот способ печати сразу стал востребованным: книжные иллюстрации, отдельные изображения религиозного характера, игральные карты, лубочные картинки печатались с дерева в большом количестве.

Портрет Жигимонта I Старого. Гравюра на дереве из "Космографии" Себастьяна Мюнстера, 1570-е годы.
Мы видим жёсткие непластичные штрихи, край каждой линии при увеличении неровный, это возникает из-за некоторого продавливання бумаги и выжимания краски. Тёмные пятна неоднородны из-за шероховатости бумаги, можно заметить фактуры, присущие деревянной поверхности. Ксилографию можно печатать на обычной тонкой бумаге, для глубокой печати (офорт, резцовая гравюра) больше подходила толстая бумага, но этот признак не определяющий, встречаются малоформатные карты и гравюры, напечатаные с металла на тонкой бумаге.

Таким же способом до изобретения Гутенбергом книгопечатания печатались книги: каждая страница вырезалась целиком, с текстом и иллюстрациями.

В этой же технике выполнены гравюры Альбрехта Дюрера (1471–1528) его известной серии "Апокалипсис":

Также примером продольной ксилографии являются иллюстрации из книг Франциска Скорины:

Последующие столетия развитие гравюры было тесно связано с книгопечатанием. В начале XVII века ксилография была вытеснена металлогравюрой, которая позволяла большую детализацию и, соответственно, имела большую информационную плотность. Но об этом в следующем материале.

Как мы писали выше, в конце XVIII века была изобретена торцовая гравюра. Эта техника, благодаря своим возможностям, вернула ксилографии господствующее место в тогдашнем полиграфическом производстве. Ксилография была особенно популярна среди художников первой половины ХХ века.


Портрет Станислава Августа Понятовского. Торцовая гравюра, 1883 год.
Источником для этой репродукционной торцовой гравюры послужила гравюра с меди 1798 года Иогана Себастьяна Клаубера (Jgn. S. Klauber), которая, в свою очередь, была сделана по оригинальной живописной работе 1797 года французской художницы Элизабет Виже-Лебрён. На этом примере мы видим, как удачно торцовая ксилография имитирует металлогравюру. От гравюры-источника данная ксилография отличается тонкой проклеенной бумагой, отсутствием фасетов и другими визуальными признаками (плотность и форма линий, толщина слоя краски, характерный оттенок краски и т.д.).

Коллекционирование гравюры

Гравюра – относительно доступный вид изобразительного искусства. Старинные лубки, английские классические меццо-тинто, японские гравюры XVIII–XIX веков служили хорошим украшением интерьера. Раньше их можно было видеть на стенах любого дома, они были неотъемлемой частью быта, его украшением.

Не всегда есть возможность собрать старинные авторские гравюры, не всем они доступны. Но нужно помнить, что гравюра возникла в среде ремесленников и ей присущ прикладной элемент, поэтому все графические произведения, и иллюстративного назначения также, имеют право на внимательное отношение, изучение и сохранение. И тем более, если они могут привнести новые положительные образы или вернуть утраченные и забытые.

Гравюра, которая выполняется на поперечном распиле – торце – дерева. Основой для гравюры служит дерево твёрдых пород – самшит, пальма. В качестве инструментов используются преимущественно штихели . Вырезанные углубления в отпечатке получаются белыми, а передача тона достигается за счёт сочетания штрихов.

На протяжении длительного периода торцовая гравюра использовалась лишь в репродуцировании. Гравёры создавали на основе работ художников печатные формы, порой проявляя в работе такое мастерство и художественный вкус, что многих из них смело можно назвать соавторами произведений. Примером подобного подхода к работе являются иллюстрации к «Мёртвым душам» Н.В. Гоголя, выполненные гравёром Е. Вернадским, который за основу брал рисунки А. Агина. Выдающиеся образцы гравированных иллюстраций были созданы Доре, Гаварни, Домье. Большим умением и узнаваемой авторской манерой характеризуются работы мастеров гравёрного дела В. Матэ и Л. Серякова.

К началу XX века торцовая гравюра вышла за рамки репродуцирования. Западноевропейские и русские мастера занялись разработкой авторской печатной формы. Одними из первооткрывателей эстампа в Европе стали немецкий художник К. Колльвиц, французский мастер Ф. Валлотон, бельгиец Ф. Мазереель.

В России наиболее выдающиеся образцы торцовой гравюры относятся к советскому периоду. Попытки создания гравюр в книжной и станковой графике делались русскими художниками и до революции , но таких попыток было относительно немного, советская же торцовая гравюра отличалась оригинальностью и многообразием. В качестве примера можно привести работы В.А. Фаворского, удивительные по масштабу идейной составляющей, одновременно простые и глубокие – сочетание, характерное для произведений выдающегося художественного обобщения.

Или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры.

История [ | ]

Ксилография возникла и получила распространение в странах Дальнего Востока . В Корее найден текст, оттиснутый в первой половине VIII века , а в Японии - фрагмент буддийского текста, датируемый 60-ми годами того же столетия .

Китайские литературные источники относят первые печатные изображения с деревянных досок к VI веку . Самая ранняя из сохранившихся китайских гравюр создана в IX веке . В «Алмазной сутре » (датированной 868 годом н. э.), которая ныне хранится в Британской библиотеке , указано, что мастер Ван Чи (Ван Цзе) вырезал доски и напечатал книгу «ради поминовения усопших родителей своих».

Предшественники: эстампажи и печать притиркой [ | ]

Косвенным предшественником ксилографии отдельные исследователи предлагают считать эстампаж - технику получения прямого оттиска рельефного изображения. Первые опыты такого своеобразного способа печати относят ко времени, практически совпадающему со временем изобретения в Китае бумаги (II век н. э.) - это получение оттисков с плоских каменных рельефов; на рельеф накладывается слегка увлажнённая бумага, которую специальными щётками притирают и лёгким постукиванием вдавливают в углубления; после того на поверхность высушенной бумаги, воспринявшей формы рельефа, большой плоской кистью и тампонами наносят водяную краску. В результате получается прямое воспроизведение рельефа, которое состоит из силуэтов (в зависимости от задач и применяемых материалов - чёрных или цветных), перемежающихся пробельными линиями .

Этот способ имел применение и в дальнейшем, уже с появлением гравюры на дереве. Есть предположения о том, что он мог оказать влияние на отдельные стилистические приёмы старой китайской гравюры, в которых можно наблюдать подражание эстампажу, что выражается наличием белого штриха по цветному или чёрному фону или силуэтам .

Усматриваются сходство с эстампажем и в приёмах печати торцовой гравюры притиркой - единственном возможном способе получения качественных оттисков с досок малых форматов; о чём - далее .

Техника [ | ]

В самых общих чертах история техники гравюры на дереве сводится к следующему.

Продольная (обрезная) гравюра [ | ]

Первоначально техника гравирования в Западной Европе , как и на Востоке, была близка к технике изготовления досок для набойки . В старой продольной гравюре основным строящим форму элементом был нож, а в распоряжении гравёра имелся набор ножей разной величины и формы.

На отшлифованную поверхность доски (если предполагается тиражировать гравюру на типографском станке - толщиною около 2,5 см) наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, сам же штрих остаётся нетронутым (отсюда одно из названий продольной гравюры - «обрезная»), а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2-5 мм. После этого доску закатывают специальной краской и выполняют оттиск на бумагу.

Важнейшая особенность старой «обрезной» гравюры - господство чёрного штриха. Технически вполне возможен и белый штрих; его достаточно часто можно видеть в старых гравюрах, например, в иллюстрациях флорентийских изданий конца XV - начала XVI века. Были даже гравюры, нарезанные как негатив - белым по чёрному, например, работы швейцарского мастера XVI века Урса Графа («чёрная манера» в гравюре на дереве). Но всё это воспринимается скорее как исключение из общего правила. В системе художественных средств старой «обрезной» гравюры белый штрих занимает скромное место.

Современные мастера продольной ксилографии пользуются помимо ножей также инструментами, которые применяются в линогравюре . Это угловые и полукруглые стамески, подобные, применяемым резчиками по дереву, - прямые или слегка изогнутые, вставляемые в точёные грибовидные ручки, а иногда - в прямые (например, в японском наборе инструментов).

Торцовая (тоновая, репродукционная) гравюра [ | ]

Первые образцы западноевропейской гравюры , выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV -XV веков . В 1780-х годах английский художник и гравёр Томас Бьюик ( -) изобрёл способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева. Он сам создал иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии» .

Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения.

В торцовой гравюре инструментами служат штихели , подобные тем, какие употребляют в глубокой гравюре на металле, но более разнообразной формы. Штихель представляет собой узкий стальной стержень различного сечения, длиной 10-11 см, с режущим концом, заточенным под углом 45° (для металла штихели затачивают под более тупым углом). Другой конец вставляется в ручку грибовидной формы. Нижняя, обращённая к доске часть ручки плоско срезается. Если положить штихель с ручкой на доску, режущий конец его может быть слегка приподнят.

Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона. Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Отсюда третье название торцовой гравюры - «репродукционная».

Morihite. «M.Koide. Op.7». Гравюра на органическом стекле. 1989

Ещё одной особенностью торцовой гравюры, выгодно отличающей её от продольной, является долговечность печатной формы. Качественные оттиски с продольных досок возможны в пределах нескольких сот, максимум - тысяч. Исключением можно считать те случаи, когда произведение подразумевает чисто декоративные качества, а структурные особенности композиции не столь существенны, когда практически отсутствует штриховка. После многократной печати штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски, что делает невозможным получение качественных оттисков. Напротив - торцовые доски использовались даже для стандартного типографского тиражирования, когда они включались в форму для печати инициалов, заставок и даже больших иллюстраций. Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч.

В качестве материала, заменяющего традиционно используемый в торцовой гравюре самшит и другие сходные по своим свойствам породы дерева, с некоторых пор применяют пластики, в том числе органическое стекло. При незначительных, непринципиальных изменениях техники работа с этими материалами почти не сказывается на валёре .

Очевидными техническими недостатками торца является, во-первых, ограничение размеров произведений, обусловленное толщиной ствола, из которого делается форма; самшит, идеальный для торцовой гравюры, до приемлемых размеров вырастает чрезвычайно медленно, и ареал его сравнительно невелик, а вырубка, например, на Кавказе практически прекращена или производится исключительно из санитарных соображений; во-вторых, именно последнее условие диктует потребность использования иных материалов. Первый фактор успешно преодолевается склейкой досок, что позволяет делать работы крупного формата, примером чему служат произведения В. Фаворского , сопоставимые по этим параметрам с продольными гравюрами среднего размера. Но ещё У. Блейк без особого ущерба для решаемых задач резал на груше , что можно расценивать как изначально найденный путь преодоления второй проблемы. Пластик же позволяет решить обе эти проблемы .

Мастера ксилографии [ | ]

  • Мастер E. S. (1420-е - около ) - немецкий художник.
  • Альбрехт Дюрер ( -) - немецкий художник.
  • Лукас ван Лейден ( -) - голландский художник.
  • ( -) - французский график.
  • Томас Бьюик ( -) - английский гравёр и орнитолог.
  • Мориц Ретч ( -) - немецкий гравёр и иллюстратор.
  • Эдмунд Эванс ( -) - английский гравёр
  • Холевиньский, Юзеф ( -) - польский художник, график, гравер.
  • Василий Васильевич Матэ ( -) - русский художник, гравёр
  • Анна Петровна Остроумова-Лебедева ( -) - российская и советская художница.
  • Павел Яковлевич Павлинов ( -) - русский и советский график.
  • Дмитрий Исидорович Митрохин ( -) - русский график.
  • Владимир Андреевич Фаворский
  • Гиббингс, Роберт ( -) - ирландский и английский мастер гравюры на дереве, писатель, издатель.
  • Франс Мазерель ( -) - бельгийский график.
  • Мауриц Корнелис Эшер ( -) - нидерландский график.
  • Геннадий Дмитриевич Епифанов ( -) - русский советский график.
  • Михаил Владимирович Маторин ( -) - русский советский график.


Рассказать друзьям