Как проходят похороны в тайланде. Как проходили в Таиланде похороны короля Рамы IX

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Пестрые будни, еще более красочные праздники и такие похожие на карнавальные шествия… похороны - все это о Таиланде. В экзотическом государстве в последний путь провожают по буддистским традициям и со свойственным буддистам спокойствием. Но сама процессия настолько изобилует цветами, жизнерадостными (даже несмотря на траур) лицами тайцев, а подчас даже фейерверками, что ее можно запросто перепутать с праздником.

По обычаям Таиланда после смерти покойный остается дома 7 дней


Все начинается с подготовки

Каждый день в дом приходит несколько монахов для отпевания и чтения молитв. В это же время приезжают родственники и друзья, желающие проститься, сходятся соседи. Прибывшие зажигают благовония и ставят их в изголовье гроба в качестве подношения покойному.

Прямоугольный гроб густо украшают цветами, делают гирлянды, рядом ставят фотографию усопшего. Пока гости прощаются, во дворе накрывают на стол, чтобы в любой момент можно было перекусить и выпить местной рисовой водки. Если хоронят зажиточного тайца, нанимают официантов, которые во время прощания раздают напитки и легкие закуски.

Сами похороны проходят на 8 день

Возглавляют процессию монахи, одетые в шафран, они читают молитвы.

Сзади несут гроб. В последнее время гробы стали возить на авто, а если покойный был состоятельным человеком, для него сооружают специальную платформу.

Ее украшают цветами, светодиодными лентами, драпировкой, а сама процессия сопровождается оркестром.

В Таиланде считается приемлемой только кремация

Крематории располагаются при монастырях, но иногда тайцы сжигают покойных прямо под открытым небом вместе с наряженной платформой.

Прах по желанию можно захоронить в колумбарии, стене монастыря или в земле, отметив место необычным, филигранно выделанным памятником, который и сам внешне напоминает храм.

По традиции, спустя 100 дней после похорон, родственники покойного наведываются в храм. Они приносят монахам деньги в конверте и мелкие бытовые подарки - одежду, мыло, фрукты.

Характерная особенность похорон в Таиланде - спокойное, даже обыденное отношение к смерти всех участников процессии.

Смерть здесь - всего лишь переход в другое состояние: такая философия прививается с детства всем, кто воспитывается в традициях буддизма. Плакать могут только близкие родственники, и то увидишь такое нечасто. В основном же все очень спокойны, много разговаривают, даже смеются, а некоторые и вовсе фотографируются на фоне гроба.

Жители Таиланда настолько несуеверны в плане смерти, что даже без опасения ложатся в гроб, еще будучи в добром здравии

Похороны неудач

В одном монастыре есть такая традиция, популярная у тайцев и привлекающая туристов со всего мира - хоронить неудачи.

В этот храм приглашаются все желающие расстаться со старой жизнью. Здесь их ждут нарядные и довольно комфортные гробы. Участники ритуала укладываются в эти гробы, а вокруг них ходит монах.

Он читает специальные молитвы, которые погружают всех участников церемонии в транс. Потом монах будит спящих, но считается, что проснулся уже новый человек, а все его неудачи успешно похоронены.

Кстати, буддистские похороны иногда устраивают и в России. Это неудивительно: наша страна многонациональна и хранит в себе сотни и тысячи самых разнообразных обычаев и традиций.

Король страны умер более года назад, но по традиции его похороны прошли спустя много месяцев после кончины монаршей особы. Церемония прощания шла 5 дней и завершилась кремацией останков.

Король Таиланда Пхумипхон Адульядет (Рама IX), который скончался 13 октября 2016 года, был похоронен год спустя. Такая традиция отложенных похорон связана с длительной подготовкой, которая предшествует церемонии, и соблюдением траура. Все это время тело забальзамированного монаха находилось в тронном зале дворца Дусит Маха Прасат.

За этот год проститься с любимым королем пришли более 5 млн. человек. Многие приезжали из отдаленных деревень. Король Пхумипхон Адулъядет был любим тайцами не просто как монарх, отношение к которым у народа Таиланда совершенно особенное, но и за личные качества. Он любил книги, был милосерден и, считалось, что именно он привел страну к экономическому подъему. Несмотря на серию терактов и неспокойные последние несколько лет перед его смертью с государственным переворотом в 2014 году, монарх оставался самым любимым правителем за всю историю страны. Заняв трон в 1946 году, он правил до самой своей смерти.

За год траура, во время которого многие служащие по собственной инициативе носили только белую одежду (белый - цвет траура), был построен 50-метровый погребальный комплекс. В его создании приняли участие сотни тайских мастеров. Это большая территория, на которой кроме погребального места расположены 4 пруда, водохранилище, рисовое поле, ветряная мельница.

Авторами проекта стали ландшафтный архитектор Porntham Thammawimol и Департамент Изящных Искусств Таиланда.

Похоронные мероприятия начались 25 октября 2017 года. Утром 26 октября саркофаг с останками короля погрузили на некогда специально построенную колесницу для похорон монархов. Она украшена головами нагов. Это змееподобные мифические существа, хранящие напиток бессмертия.

200-летняя колесница "Великая Победа" передвигается с помощью 222 военнослужащих. Из -за колесницы остальные участники церемонии были вынуждены освоить специальный церемониальный шаг.

Прийти проститься с Королем пришли тысячи тайцев. В процессии принимает участие 2406 человек. Сравнительно небольшое расстояние до площади Санам Луанг (890 м) они проходят за 2 часа.



Девочка со значком, на котором изображен любимый король.

Внутри огороженного исторического центра Бангкока, где проходили похороны короля, смогли оказаться 157 тысяч человек. Все это время похорон они провели здесь. За внутренний периметр королевского крематория были допущены только приглашенные гости (около 7,5 тысяч человек) и участники церемонии.

Многим из пришедших проводить Короля в последний путь, становилось плохо. В течение 5 дней похоронной церемонии в Бангкоке круглосуточно дежурили бригады медиков. Волонтеры раздавали бесплатную еду и воду.

Останки покойного помещаются на помост внутри погребального комплекса, в центре которого располагается возвышение, символизирующее гору Меру. На нее после смерти, согласно верованиям тайцев, отправляются души монарших особ после физической смерти. В знак уважения к помосту возлагаются погребальные цветы.

На самой церемонии кремации присутствуют только члены королевской семьи. О начале момента кремации на Главной площади узнали по дыму, который начал подниматься над главной башней крематория.

Копии крематория были установлены по всей стране. После того, как в Бангкоке был зажжен кремационный огонь, в других районах провинции также стали зажигать церемониальные костры. Пепел сгоревшего сандалового дерева после развеивали по ветру над Сиамским заливом, Андаманским морем, небольшими реками и озерами.

По окончании церемонии кремации третий день похорон посвящен сбору праха покойного короля. Весь собранный прах делится на 6 ритуальных урн, которые будут отправлены в буддийские храмы.

На 4-й день в тронном зале Дусит Маха Прасат в большом королевском дворце проходит буддийский ритуал молитвы за душу. Завершается похоронная церемония жертвованием пищи буддийским монахам, после чего одна урна с прахом помещается в усыпальницу Чакри, расположенную на территории Большого королевского дворца, другие отправляются в храмы Ват Ратчабофит и Ват Бовоннивет.


В общем сегодня я Вам расскажу про похороны в Таиланде. А точнее о том, как выглядят тайские могилки, крематории и прочее. Также Вы сможете прочитать и посмотреть фотографии самого ритуала похорон в Таиланде.

Закапывать в землю тело усопшего в Таиланде не принято. Поэтому его сначала сжигают в крематории.

Вот, например, одно из кладбищ на территории монастыря на Самуи.

Другой вид захоронения праха – в стене монастыря. Кстати, достаточно дорогое удовольствие)

Еще один способ захоронения.

А вот и тайский крематорий. Такой есть почти в каждом храме.

Как проходят похороны в Таиланде

Первый день.

Приезжаем в деревню домой к бабушке, километров 100 от Чианг Маи, местечко Пхрау (Phrao). Там уже собралась сотня человек родни и соседей, все заняты подготовкой к похоронам. Особой грусти я не заметил, наоборот, все веселы, работают с огоньком, шутят, веселятся. Нас с Э радостно встречают.

Заходим в дом. То, что в доме стоит гроб, я догадался позже. В углу комнаты – что-то типа стола, на котором стоят цветы и портрет бабушки. Перед ним на полу дымятся благовония. Мы с Э присели, зажгли свои палочки. Тут же идет разговор между родственниками – многие долго не виделись, съехались со всей страны, весело разговаривают.

Выходим во двор. Или даже во дворы. На столах еда и местный рисовый самогон. В процессе работы граждане подходят, выпивают и закусывают. Один уже хорошо закусил и уснул в одном из домиков. Над ним все подшучивают, приглашают за стол, выпиваем, болтаем. Кстати, пьют только мужчины.

В основном дворе мастерят домик из бамбука, стены из пенопласта, окна, дверь, ступеньки. Все это дело украшают пенопластовыми же раскрашенными арабесками, цветной фольгой, домик красят, вешают гирлянды, занавески, подсветку – новые люминесцентные светильники Toshiba.”

“Во двор привезли лафет. На нем начинают сооружать еще одну сложную конструкцию для установки гроба. Получилось нечто высотой в 3 полноценных этажа, арабески, колокольчики, все раскрашено, масса мелких деталей, подсветка, фонарики. Сверху растягиваем шатер. Вот ведь фестиваль какой-то!”

“Иду в другой двор. Там Э занята наполнением бамбуковых палок рисом. Рядом на деревянном помосте рубят мясо. Снимаю обувь, сажусь на помост, рублю. Мясом занимаются только мужчины. Весело болтаем, в процессе работы нам приносят выпивку и закуску, чтобы веселее работалось.

Из мяса в итоге надо получить почти фарш. Берем по куску мяса (говядина и свинина), режем кусочками, добавляем печень и кровь и начинаем рубить все это дело тесаками до состояния фарша. Занимаюсь этим около часа, понемногу набираемся с парнями.

Э зовет, пойдем, типа, с бабушкой прощаться. Парни благодарят меня за помощь, называют уже Сомчай. Я выдаю скороговоркой:

– Сомчай пен нонг Сомпонг, Сомпонг пен пи Сомчай, – все валяются.

Э предупреждает: “Тхирак, ты сильно не набирайся, основная пьянка будет вечером, побереги себя.”

В доме открыли стол, оказавшийся белым резным гробом. Все родственники прошли, попрощались, женщины утерли скупую женскую слезу, гроб закрыли. Мы берем гроб, выносим из дома и ставим на лафет. Там уже лежат любимая подушечка бабушки, ее сумочка и кое-какие личные вещи.

Во дворе выставляют концертную акустику киловатт на 10. Вот, думаю, еще и дискотека будет. Последние колонки затаскивают с помощью лестниц – да с таким звуком можно прокачать соседние деревни! Приехали музыканты, привезли инструменты и аппаратуру. Приготовления подходят к концу. Все расходятся по домам отдохнуть и переодеться к праз… э… мероприятию.
Вечером зажигается вся иллюминация на лафете, домике и деревьях. Прибыли четыре монаха, все садятся, слушаем сутты. Затем перемещаемся в дом. Там уже сутты в произвольном порядке для желающих. Получаю оберег на руку.

Второй день.

Весь день сутты, музыка, еда, выпивка, веселье. Разносят бутылочки из-под Red Bull’а, наполненные спец.водой, ею же “окропляют” присутствующих.

День третий.

Едем на окончательные похороны.

Сегодня с утра никто не пьет, все заняты суетой.

Берем домик на руки и несем к храму. В домике еда. Мне, как самому здоровому из присутствующих, все время достается почетная обязанность таскать самые тяжелые предметы. Все время слышу: “Фаранг… Фаранг…” – народ веселится. Все фотографируются со мной на фоне лафета, как с диковинкой – фарангов в этих местах, похоже, никогда не было. Потом стало понятно, что причина повышенного интереса все же другая.

После часа сутр в храме возвращаемся к усопшей, готовимся к перемещению лафета с конструкцией и гробом к месту кремации. К лафету привязывают 2 веревки метров по 50 каждая. Все присутствующие (уже более 100 человек) берутся за веревки. До места кремации около километра. По пути взрываются петарды, грохот стоит страшный, девы юные визжат, дети веселятся вовсю. Приехали.”

“Гроб с телом снимаем с лафета и несем на специальную бетонную плиту. Спец.рабочие открывают гроб, вынимают тело. Гроб уносят и отбивают у него ножки. Тело в обычной одежде кладут на плиту. Ответственный товарищ разбивает над головой усопшей 2 кокоса и поливает тело кокосовым соком. Далее, самые ближайшие родственники, в числе которых оказался и я, поливают тело водой из кружки поочереди – последнее омовение перед дорогой в вечность. Усопшую кладут обратно в гроб.

Мы относим гроб на постамент с дровами, сверху ставится вся здоровая конструкция с лафета, к которой прибивается трос и устанавливается пиротехника.

Последние речи, последние почести, молитвы. По тросу к конструкции запускается ракета, от нее зажигается пиротехника на конструкции, фейерверки, искры, огонь…”

“Как только огонь занялся, все садятся в машины и едут перекусить. Позже пепел развеет ветер. Праздник смерти (точнее похороны в Таиланде) подошел к концу.

А чего, собственно, грустить? Женщина прожила достойную жизнь, родила и воспитала кучу детей, достойно умерла, и возродится вновь в новом статусе, исходя из жизненных заслуг. В этом никто из присутствующих не сомневается.”

В отличие от России, в Таиланде на пенсию выходят в 55 - мужчины и женщины. У них не принято жаловаться на жизнь, ведь она только начинается: дети выросли и съехали из дома, а внуков нянчить - раз в неделю.

У тайских стариков есть свои клубы по интересам, и увлечения эти весьма рискованные.

1 Последний этаж одной из бангкокских высоток в . Длинный коридор, пластиковые стулья и и большие окна, за которыми несколько ресторанов и клуб по интересам.

2 Прикрытие этого места, как дом для престарелых - пожилые китайцы приходят поиграть в шахматы.

3 И часть из них действительно играет.

4 Иногда даже выигрывает.

5 Но большинство старичков заходят сюда совсем за другими развлечениями.

6 Внешне всё выглядит прилично: просто ресторан, столики. Дедушки пришли пообедать с внучками или племянницами. Сидят рядышком, разговаривают…

7 Но если приглядеться, у каждого дедушки - по “внучке”. Без посторонних. Или же они сидят и выжидают в одиночестве. Девушки не заставляют себя ждать, подсаживаются.

8 Пусть вас не подкупает невинность ситуации и почтенный возраст клиентов, они сюда не пельмени поесть пришли. Просто китайский менталитет и прожитые годы не позволяют сразу тащить девушку в койку.

9 За отдельным столиком сидят “матроны”: не все любят молодых.

10 Почему-то мне стало противно после посещения этого борделя для стареньких, хотя ничего грязного я там не увидел. Но следующее место будет ещё более неоднозначным.

11 Кстати, с крыши стариковского блудилища открывается один из лучших видов на Бангкок!

12 Если хотите побывать в этом месте, напишите моему товарищу Антону Дряничкину , он отведёт.

13 Это куда круче платных обзорный площадок.

14 Огородами китайских кварталов, спотыкаясь от тайских котов, пробираюсь к старому кладбищу.

15 Дома такие древние, что из них песок сыпется и деревья растут.

16 Пилить их нельзя под страхом смерти, это же баньян, под которым Будда обрёл просветление! Бывает, что на дереве живёт ангел, и тогда ему нужно поклоняться. Тайцы по-быстрому сооружают алтарь, и приносят туда красную фанту. Мне рассказали байку о том, что когда Кока-кола запустила этот напиток в Таиланде, он не понравился местным и продажи провалились. Тогда маркетологи запустили рекламну, где таец покупает красную Фанту в домик для духов, и на следущий день просыпается богатым и счастливым. Сейчас красная газировка - самая популярная в стране, причём люди её не пьют. Это для духов!

17 Милый городской парк. Подтянутые тайцы и китайцы бегают, занимаются спортом. Они молодцы, а я не очень.

18 Вот дед качается, чтобы потом навестить бордель под крышей.

19 Смотрите, что это там сзади?

20 Городской парк и уличные тренажёры стоят прямо на кладбище! В России только это было бы поводом для возмущения. Но тайцы пошли дальше.

21 Здесь построили беседки и открыли летние кафе, где можно покушать, но в первую очередь попеть.

22 Помянуть усопшего доброй песней - это так по-тайски!

23 Они реально не видят в этом ничего зазорного. Зато они наверняка сочтут постыдной русскую традицию есть и выпивать на могилах родственников…

24 Как вам традиции?

Понравился пост? Ставьте ему лайк и напишите комментарий. Завтра в 10 утра будет новый пост - увы, не про Таиланд. Но если хотите больше про эту страну -

Когда кто-то умирает в Таиланде, труп принято сохранять в доме 7 дней до момента кремации. В течение шести дней монахи каждый вечер приезжают и совершают над усопшим молебны. Гроб обычно украшен гирляндами и фотографией покойного. Если семья покойника не из богатых, труп может быть приготовлен для сожжения немного раньше, между 3 и 7 днями. Дело в том, что формалин, используемый для бальзамации тела, не всем по карману.

Приглашенные на поминки облачены в темные одежды, но может быть уместна и белая рубашка. Все приветствуют друг друга. Приглашенные для сопровождения поминок официанты предлагают присутствующим воду или кока-колу. На протяжении шести первых дней каждый вечер около 19:00 в дом приезжают монахи. Обычно их четверо. Но зачастую из число варьирует в зависимости от социального статуса покойного. В течение 30 минут они произносят молитвы на языке Пали (Pali). После чего автомобиль доставляет их назад к храму. В седьмой день кремация может быть назначена в любое время в течение дня.

На поминках всех гостей угощают едой. Принято вести разговоры. Многие болтают даже во время чтения молитв. Вопреки всеобщему мнению атмосфера не уж так печальна, громкие слезы не приняты. Семья, родственники, соседи и даже неизвестные люди могут присоединится к поминальным молитвам. Иногда приглашают старого уважаемого монаха. Но тогда он только присутствует, не принимая участие в церемонии. Его присутствие указывает, что покойный принадлежал высокому рангу.

В седьмой день по традиции организуется похоронная процессия. Первыми в ней идут монахи, следом – мужчины и затем женщины. Мужчины несут гроб. Но в наше время гроб часто транспортируется в храм на автомобиле.

Затем процессия, включая гостей, прибывает в храм. Все дарят подарки и деньги семье умершего.

В противовес европейским странам похоронная церемония не считается печальным событием. Все разговаривают. Для буддистов смерть - только переход к следующей реинкарнации. Кремация призвана освободить дух покойного.

В некоторых семьях принято печатать небольшую поминальную книгу, которую раздают гостям во время церемонии. Эта книга содержит историю покойного человека, стихи, какие-нибудь личные письма. Этот обычай высоко оценен в Буддизме. Его цель состоит в том, чтобы передать мудрость и знания усопшего другим людям. В Бангкоке в храме Ват Бонивет (WAT BONIWET) существует даже небольшой музей поминальных книг. С некоторых пор на этом даже вырос грязный бизнес: некоторые люди идут в похороны, даже если не были знакомы в покойником, лишь затем, чтобы получить поминальную книгу и продать ее затем на специализированном рынке.

На пышных похоронах семья усопшего может пригласить традиционный тайский оркестр. Музыканты играют на ксилофоне или на всех инструментах национального гамелана.

В Таиланде остро строит проблема покойников, невостребованных родственниками. Если у человека не было родственников, некому заплатить за их кремацию. Кремация трупов - один главных аспектов Буддизма, ведь для верующих сожжение тела – это освобождение души, которая устремляется к небесам и пребывает там в ожидании следующего перевоплощения.

В Таиланде есть несколько благотворительных организаций, которые берут на себя заботу о невостребованных телах и хоронят их на частном кладбище. Каждый год затем трупы выкапывают в назначенный день, приглашаются монахи и организуется массовая церемония сожжения. В 1998 во время одной из таких церемоний были сожжены сразу 40000 останков. В связи с общим экономическим спадом благотворительные организации в настоящий момент не имеют достаточно средств для покупки земли и расширения временных кладбищ. Морги некоторых больниц переполнены и их руководство не знает, что делать с невостребованными телами. Ведутся даже разговоры о том, чтобы разрешить использование установок для сжигания мусора для решения этой проблемы!

Но вернемся к церемонии кремации. Во время нее все присутствующие несколько раз складывают руки в почтительном жесте – вай (WAI) – ладони сложены вместе перед собой на уровне шеи. Этот жест повторяется несколько раз и во время молитв монахов, напоминающих о непостоянстве жизни.

Для кремации трупов в храмах оборудован крематорий. Его можно опознать по высокому дымоходу.

Если у храма нет специально оборудованного крематория на территории, трупы жгут на открытом воздухе. Это действо зачастую может сопровождаться довольно ужасными сценами, когда гроб из-за огня взрывается и покойники вываливаются из него наподобие живых мертвецов. Именно поэтому раньше участие в подобных церемониях было запрещено беременным женщинам, чтобы вид подобных сцен не навредил будущему ребенку.

На похоронах влиятельных людей за процессом кремации может одновременно наблюдать до 1000 человек и более. Делать жест "вай" для почитания усопшего всегда принято с зажатой между ладонями ароматической палочкой. Для покойников всегда воскуривают одну палочку, а для подношения Будде – три.

Спустя 100 дней со дня смерти наступает момент еще одной заключительной поминальной церемонии. Эта буддистская церемония устраивается для воздаяния завершающих молитв. Она называется «Там Бан 100 Ван». Буддистским монахам в этот день подносят конверты с деньгами и "Санг Кхатан» (SANG KHATHAN). Это различные мелкие подарки, в качестве которых могут выступать туалетные принадлежности, в том числе стиральный порошок и мыло, а также лекарства, монашеская одежда, фруктовый сок, свечи, спички, зонтики, сандалии, зажигалки, молоко, ароматические палочки, зубная паста и щетка, туалетная бумага, вода и тому подобное. В этот день устраивается также церемония «Сат Нам» (SAT NAM), во время которой на пол льют святую воду. Это действие призвано благословить дух усопшего и придать ему сил в последнем пути. Считается, что это сокращает время ожидания душами их следующего перерождения в новом теле.



Рассказать друзьям