Как выглядит здание политехнического музея. Секретный объект на лубянке

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В 2013 году начнется реконструкция Политехнического музея, которая продлится 5 лет - на это время все экспонаты перевезут в павильоны ВВЦ. Открытый конкурс на проект реконструкции музея был объявлен Фондом Политехнического музея весной этого года, и сейчас в Политехе проходит выставка архитектурных проектов. Определит победителя 29 сентября попечительский совет Фонда развития музея, в качестве консультанта выступает Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». The Village побывал на выставке, узнал подробнее обо всех четырех проектах и поговорил с архитектурным критиком Григорием Ревзиным о их плюсах и минусах.

ЗАДАЧИ КОНКУРСА:

  • превратить внутренние дворы в «Город инноваций» и «Площадь инноваций»;
  • спроектировать учебные пространства и библиотеку;
  • сохранить историческое здание, одновременно сделав его современным;
  • увеличить площадь экспозиции.

ПРОЕКТ #1: ARUP СОВМЕСТНО С
NAOKO KAWAMURA & JUNYA ISHIGAMI (ЯПОНИЯ)

КОНЦЕПЦИЯ: МУЗЕЙ-САД




Японские архитекторы предлагают идею музея-сада: вырыть под зданием четырёхметровый котлован до самого основания и разбить под ним парк. Фактически территория объединится с двумя парками по обеим сторонам музея и станет единым зелёным массивом. Это обеспечит удобный подход к зданию. Высадить деревья планируют и вокруг музея, и во внутренних дворах. Гулять в парке смогут все желающие. Cоздание крыши над внутренними дворами может полностью изменить привычный вид здания, поэтому архитекторы предлагают использовать прозрачную, почти незаметную кровлю из специальной плёнки - внутри круглый год будет поддерживаться микроклимат. Исторический облик Политехнического музея архитекторы предполагают полностью сохранить и передать реставраторам.

Григорий Ревзин: «Дзюнья Исигами - очень модный на сегодняшний день архитектор, можно сказать, надежда современной архитектуры. Он предлагает идею музея-парка. Музей автоматически становится активной частью городской среды. В принципе, этот подход самый модный на сегодняшний день, потому что здесь предлагается другой путь к восприятию техники, нежели мы привыкли. Это то, что называется сегодня friendly, то есть техника не пугает и не побеждает природу, а сливается с ней. Буквально растёт, как травка в саду.

Если говорить об образе музея, который здесь возникает, то это напоминает археологические раскопки, когда опускается уровень здания на несколько метров, показывается историческая отметка, где он стоял, и как бы снимается культурный слой. Этот проект отлично решает первый вопрос, связанный с коммуникацией в городе, - он его органично вписывает в жизнь города».

ПРОЕКТ #2: «СТУДИЯ 44» (РОССИЯ)

КОНЦЕПЦИЯ: МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНОЕ
ЗДАНИЕ С АТРИУМАМИ И ПЕШЕХОДНЫМИ ПАССАЖАМИ


Российская «Студия 44 » основана в 1991 году, это одно из первых частных архитектурных бюро в Санкт-Петербурге. Возглавляет его Никита Явейн, экс-глава городского комитета контроля и охраны памятников истории и культуры. Один из наиболее заметных проектов студии - масштабная реконструкция залов Главного штаба для музейного комплекса Эрмитажа. Кроме того, среди проектов компании числятся и проект транзитного Ладожского вокзала.





Российские участники конкурса из бюро петербургского архитектора Никиты Явейна предлагают сделать вход в музей через метро: для этого должен появиться новый переход от «Лубянки» до «Китай-города» с ответвлением к подвалу Политехнического. Исторически сохраняется только фасад: все внутренние стены предлагают снести, оставив только основания. Главным недостатком нынешнего здания Никита Явейн считает отсутствие внутренней связи, когда в разные части музея приходится заходить с разных подъездов. Столь радикальное решение позволяет сделать музей циркулирующим, с панорамными лифтами и «передвижными театральными ложами», которые также могут служить витринами для экспонирования различных объектов.

Освобожденное от старых стен здание получается универсальным пространством для выставок. Внутренние дворы сделают крытыми атриумами с просторными пешеходными пассажами и двумя центральными площадками: «Городом инноваций» и «Площадью инноваций». Застеклят и часть тротуара со стороны Новой площади - под «колпаками» тоже можно будет выставлять экспонаты.

Григорий Ревзин: «Это единственный российский архитектор, имеющий недавний опыт реконструкции большого государственного музея. Никита Игоревич выступил здесь как очень радикальный человек, решающий большие государственные задачи. Предложение у него замечательное, но как его решать, пока совершенно непонятно. Через этот переход идут тысячи людей каждый день, и музей автоматически становится центром района. Разумное с точки зрения транспорта и доступности предложение трудно осуществимо: я не представляю, как Министерство культуры будет решать вопрос с руководством метрополитена, это вообще разные финансовые задачи.

Также у Никиты Игоревича очень радикальный подход и к исторической части здания: если Исигами говорит, что всё надо оставить реставраторам, то несмотря на то, что Никита Игоревич был председателем петербургского Главного управления охраны памятников, к этому памятнику он относится жестко. С точки зрения музейной функции свободные пространства без стен - это великолепно, но с точки зрения охраны памятников - караул».

ПРОЕКТ #3: LEESER ARCHITECTURE (США)

КОНЦЕПЦИЯ: «НЕБЕСНАЯ ГАЛЕРЕЯ»

Leeser Architecture - американское архитектурное бюро, известное своим инновационным подходом к дизайну и интеграцией новых технологий в физическое пространство. Основано в 1989 году архитектором Томасом Лизером, который и является главой компании на сегодняшний день. Среди крупных проектов бюро - Олимпийская деревня в Куинсе (США), жилая комплексная резиденция «Оазис» (Дубай, ОАЭ), Музей искусств (Лонг-Бич, Калифорния), Центр биотехнологий Университета имени Гете (Франкфурт-на-Майне, Германия).



Проект американских архитекторов в чем-то повторяет японцев: здесь также появляется нижний цокольный этаж, только без парка, а со свободным входом. Кроме того, добавляется ещё один этаж сверху - огромный стеклянный купол под названием «Небесная галерея», откуда открывается вид на весь центр. Это превратит Политех в важную туристическую достопримечательность, а также даст музею дополнительное выставочное пространство. Чтобы подчеркнуть галерейность нынешнего здания, через центральные зоны музея проведут «Прямую знаний и идей». Внутренний двор инноваций оснастят гидравлическим полом с электронным управлением, так что пространство сможет изменяться в зависимости от события. В итоге Политехнический может быть не только выставочной зоной, но и клубом, площадкой для концертов, показов мод и других культурных мероприятий.

Григорий Ревзин: «В центре Москвы вообще есть проблема, что на него трудно посмотреть сверху - стеклянный этаж решает эту проблему. Это, конечно, дико современно и создает музею городскую идентичность и узнаваемость. Подобная конструкция была реализована несколько лет назад в музее Акрополя, рядом с Парфеноном - это действительно такой большой аттракцион. И хотя касательно таких больших кусков стекла есть сомнения (разве их можно делать такими большими?), но такую конструкцию вполне можно сделать, немного изменив проект. Проблема в том, что силуэт музея сильно изменяется, а он является объектом охраны».

ПРОЕКТ #4: NEUTELINGS RIEDIJK ARCHITECTS И
«ПРОЕКТ МЕГАНОМ» (НИДЕРЛАНДЫ-РОССИЯ)

КОНЦЕПЦИЯ: СТЕКЛЯННЫЙ ЗАЛ
В ВИДЕ РАКЕТЫ В ЗДАНИИ МУЗЕЯ

«Проект Меганом» - российское архитектурное бюро. Создано в 1999 году Юрием Григоряном, Александрой Павловой, Ильей Кулешовым и Павлом Иванчиковым. Сегодня «Меганом» входит в число самых востребованных творческих групп России. На счету компании - десятки реализованных проектов, победа во многих профессиональных конкурсах. В 2007 году по версии фестиваля «Арх-Москва» признано лучшим архитектурным бюро столицы. Среди крупных проектов значатся универмаг «


Совместный проект голландских и российских архитекторов предполагает создание пешеходных пассажей по всей площади музея. Под землей построят паркинг, через который можно попасть во внутренний двор и оттуда на экспозицию. Все тротуары вокруг Политеха засадят деревьями и таким образом соединят скверы от Лубянской до Славянской площадей, спрятав музей в новой зелёной зоне. Главная особенность проекта - это гигантский стеклянный зал, напоминающий ракету и помещенный на крышу. Так новое пространство станет ещё одним полноценным выставочным залом с отличным видом на город. Архитекторы также предлагают углубить основание здания и сделать там свободные дворы.

Григорий Ревзин: «Голландские и российские коллеги делают проект, в принципе, очень похожий на американский. Принципиальная разница тут в том, что здесь не просто прямоугольный зал, а гигантская ракета, что-то типа космического корабля, приземлившегося на здание. Эффектно, но не совсем ново: такая вещь была построена лет семь назад в одном английском научно-техническом музее, у них там таким образом был сделан павильон космоса.

Это достаточно рискованная конструкция: с одной стороны, очень приятно и красиво, когда такое строят, с другой стороны, страшно, что это всё к черту упадет. Поэтому мне кажется, что он не такой практичный, как американский: там просто куб на музее, а здесь целая ракета, которая держится даже не на здании, а на стеклянной кровле. В этом плане американский проект безопаснее, хотя по эффектности не уступает. Тем более этот проект мне кажется достаточно агрессивным для Москвы».

В Москве - национальный музей истории науки и техники, один из крупнейших научно технических музеев мира. Музей был учрежден по личному указу императора Александра II. 23 сентября 1872 года высочайшим повелением был учрежден Комитет для… … Энциклопедия ньюсмейкеров

В Москве, создан в 1872 на основе первой в России политехнической выставки. С 1992 единый музейный комплекс; функционирует как научный, образовательный и культурно досуговый центр. При Политехническом музее Центральная политехническая библиотека … Русская история

Здание Политехнического музея в 1880 х годах. Москва. Политехнический музей (, 3/4), один из старейших научно техничических музеев мира. Создан в 1872 по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при содействии его… … Москва (энциклопедия)

В Москве, создан в 1872 на основе первой в России политехнической выставки. С 1992 единый музейный комплекс; функционирует как научный, образовательный и культурно досуговый центр. При Политехническом музее Центральная политехническая библиотека … Энциклопедический словарь

В Москве, один из крупнейших и старейших научно технических музеев. Создан в 1872 на основе первой в России политехнические выставки, организованной по инициативе общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в связи с 200… … Большая советская энциклопедия

См. Музеи … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Политехнический музей - Политехн ический муз ей … Русский орфографический словарь

Политехнический музей - … Орфографический словарь русского языка

Политехнический музей в Москве - национальный музей истории науки и техники, один из крупнейших научно‑технических музеев мира. Музей был учрежден по личному указу императора Александра II. 23 сентября 1872 года высочайшим повелением был учрежден Комитет для устройства в Москве… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Координаты: 55°45′27.87″ с. ш. 37°37′46.15″ в. д. /  … Википедия

Книги

  • , . Книга-каталог выставки 171;200 ударов в минуту. Пишущая машинка и сознание ХХ века 187;. Выставка, организованная Политехническим музеем, Московским музеем современного искусства и…
  • 200 ударов в минуту. Пишущая машинка и сознание XX века. Альбом , . Книга-каталог выставки&171;200 ударов в минуту. Пишущая машинка и сознание ХХ века&187;. Выставка, организованная Политехническим музеем, Московским музеем современного искусства и…

На Новой площади — закрывается в связи с предстоящей реконструкцией. Официально об этом объявлено 9 января; в марте начнется основной переезд экспозиции, которая сейчас разбирается и пакуется, на место временного размещения (большая часть отправится в павильон №26 «Транспорт» на ВВЦ), а окончательно музей закроется после «Ночи в музее», которая в нынешнем году приходится на 18-19 мая. Реконструкция и реставрация продлятся до осени 2016 года, а официальное открытие запланировано на 2017 год.

Политехнический музей в Москве был основан в 1872 году, а тремя годами позже началось возведение специального музейного здания для его размещения (архитекторы И.А. Монигетти, Н.А. Шохин, Г.И. Макаев). Строительство закончилось только в 1907 году, и сегодня здание Политехнического музея — особо ценный объект культурного наследия , где располагаются, кроме музейной части, библиотека, лекторий, детский научный центр и «Политеатр».

Необходимость реконструкции музейного здания стала очевидной после пожара 2004 года. В 2007-м дирекция музея назвала сумму , необходимую для реконструкции и реставрации — 7-8 млрд рублей. В 2009-м о срочности капремонта музея говорил министр культуры Александр Авдеев; в том же году корпорация «Роснано» учредила Фонд развития Политехнического музея, а глава корпорации Анатолий Чубайс вошел в его Попечительский совет. В апреле 2010 года президент Дмитрий Медведев поручил правительству разработать концепцию создания Музея науки на базе Политехнического музея. Предельная стоимость проектирования, реконструкции и реставрации — 7,6 млрд рублей (без учета переезда на время ремонта). К слову, сопоставимый по масштабу и срокам проект реконструкции музея науки CosmoCaixa (Барселона, 1998-2004) обошелся в €100 млн (около 4 млрд рублей по нынешнему курсу), а в полтора раза меньшего по площади Национального технического музея в Праге (2006-2011) — в €14,8 млн (около 600 млн рублей по нынешнему курсу).

В 2010 году конкурс концепций модернизации музея выиграла британская Event Communications, предложившая образ Политехнического как музея инноваций, включая IT и life science (науки о жизни). Стратегия была одобрена в феврале 2011-го, а в плане значатся реконструкция и реставрация главного здания, строительство второй площадки на территории МГУ — Музейно-просветительского центра (ультрасовременный конференц-зал, выставочные залы, часть библиотеки и публичные лаборатории), а также создание региональных филиалов. В главном здании публичные пространства планируется увеличить на 40%, коммуникативные — на 80%. Площадь экспозиций тоже увеличится на 35% и будет разделена на три смысловых блока: «Материя» и «Энергия» — по 2000 кв. м, «Информация» — 3000 кв. м.

В финал конкурса архитектурных концепций реконструкции главного здания в сентябре 2011 года вышли четыре проекта , из которых спустя месяц победителем был объявлен концепт «Музей-сад» от ARUP в партнерстве с Дзюнья Ишигами и Наоко Кавамура. Концепт Ишигами (модная аллегория: «технология — не победа над природой, а ее продолжение») держится на двух идеях. Первая: под музеем роется яма глубиной 4 метра, в которой устраивается «зеленая парково-экспозиционная зона»; парк в яме и обнаженный фундамент становятся открытым подземным уровнем, связанным в единый комплекс со сквером на Лубянке и с Ильинским сквером, в котором расположен памятник Героям Плевны. Вторая: навесить над внутренними дворами прозрачную крышу из тонких пластиковых пленок.

В этой концепции, как отмечают эксперты , есть два слабых звена. Во-первых, обнажение фундамента плохо вяжется с идеей сохранения здания в первозданном виде. Во-вторых, пленочное перекрытие (на самом деле это пластиковая «подушка» с теплым воздухом) требует другой технологической культуры; к тому же многим специалистам памятно падение аналогичной крыши стадиона в Миннеаполисе в декабре 2010-го. Плюс ко всему концепт концептом, но Фондом развития Политеха уже подписан контракт с российским генпроектировщиком — «Русской инженерно-строительной компанией». Это чисто «российская специфика», когда победитель конкурса часто фактически не имеет доступа к реальному проектированию (как получилось, к примеру, со второй сценой Мариинского театра, уже не имеющей ничего общего с проектом Доминика Перро). К слову, для Дзюнья Ишигами, по словам Григория Ревзина, принципиальны кровля и парк внизу и при ликвидации любого из них архитектор намерен отказаться от авторства.

Строительство Политехнического музея продолжалось с 1871 по 1903 год. Разные части музея строились по проектам архитекторов Ипполита Монигетти, Николая Шохина, Георгия Макаева и других архитекторов. Большая аудитория Политехнического музея открылась в 1907 году и сразу стала важным центром культурной жизни. В 1913-1916 годах с трибуны Большой аудитории выступали Маяковский, Бурлюк, Бунин, разгорались диспуты о путях развития современной культуры.

В 1918 году здесь проходили острые дискуссии между символистами, имажинистами, футуристами, на которых выступали , Крученых, Хлебников, Есенин, Мариенгоф, Брюсов. С этой же трибуны в 1910-1920-х годах читали стихи , Блок, Чуковский. Бурные литературные баталии и многолюдные поэтические вечера прекратились в середине 1920-х – когда репертуар Большой аудитории Политехнического полностью стал диктоваться требованиями официальной пропаганды и идеологической цензуры.После установления советской власти Большая аудитория Политеха не раз становилась местом проведения показательных политических процессов.

В августе 1920 года здесь проходил процесс по делу антибольшевицкого «Тактического центра». По воспоминаниям Мельгуновой: «…публику пускали по билетам, каждой из нас дали на руки по 6-12 билетов, причем мы должны были предварительно записать всех, кому их раздадим с адресами, степенью родства и т. д.». Некоторые из обвиняемых до процесса не дожили, перед судом предстали 28 участников коалиции (в т.ч. С.Мельгунов, Н.Щепкин, С.Трубецкой), из них 19 были приговорены Революционным Трибуналом ВЦИК к расстрелу - с заменой на тюремные сроки.

26 апреля – 8 мая 1922 здесь проходили заседания Революционного Трибунала по Московскому церковному процессу. Сопротивление изъятию церковных ценностей, спровоцированное советской властью, стало поводом для начала серии процессов над священнослужителями и мирянами. 4 мая заседание Политбюро, заслушав вопрос «О московском процессе в связи с изъятием ценностей» постановило «дать директиву Московскому трибуналу немедленно привлечь [патриарха] Тихона к суду», а также поручило «т. Троцкому от имени Политбюро сегодня же инструктировать редакторов всех московских газет о необходимости уделять несравненно большее внимание этому процессу и, в особенности, выяснить роль верхов церковной иерархии».

5 мая патриарх Тихон был вызван в трибунал свидетелем. При появлении патриарха в Большой аудитории, по воспоминаниям очевидцев, три четверти публики безмолвно поднялось с мест. Патриарх держал себя с достоинством, говорил спокойно и ясно, взял на себя всю ответственность за написание и распространение воззвания от 28 февраля 1922 года, опротестовывавшем насильственное изъятие церковных ценностей. Трибунал, под председательством М. Бека, настойчиво добивался от патриарха признать воззвание незаконным. Патриарх возражал: «С точки зрения советского закона – незаконно, с точки зрения церковной – законно».

Трибунал, в соответствии с директивой Политбюро, вынес частное определение о привлечении патриарха к уголовной ответственности и аресте. 11 человек были приговорены к расстрелу; из них 5 расстреляны, остальным расстрел заменен 5 годами заключения. Еще 23 человека приговорены к различным срокам заключения.

В 1960-е годы Большая аудитория Политехнического музея снова стала центром культуры, став одним из символов «хрущевской оттепели».Здесь выступали Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко и многие другие. Именно Большой аудитории Вознесенский посвятил стихотворение «Прощание с Политехническим».

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Политехнический музей

Политехнический музей

Всё-таки это более чем примечательный факт, что старейший в мире научно-технический музей находится в самом центре Москвы.

Кроме того, Политехнический музей, национальный музей истории науки и техники, является одним из крупнейших научно-технических музеев мира.

Всё началось с создания Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ИОЛЕАЭ). Это объединение учёных при императорском Московском университете возникло в 1864 году. Общество ставило своей целью содействовать развитию науки и распространению естественно-научных знаний.

Политехнический музей, один из старейших научно-технических музеев мира

С самого начала учёные говорили о необходимости создать в Москве общедоступный Музей прикладных знаний. Именно музей, по их мнению, должен был стать постоянной базой, где можно было бы развернуть просветительскую работу. Коллекции музея, по мысли его создателей, должны были представлять мир науки и техники во всём многообразии и тем самым стимулировать развитие профессионального образования и в конечном счёте производства.

В мае 1872 года в Москве открылась Всероссийская промышленная выставка. Это была крупнейшая демонстрация промышленных, сельскохозяйственных, военных, научно-технических и культурных достижений Российской империи. Её приурочили к 200–летию со дня рождения Петра I. Успех выставки был огромный, за три месяца её посетили 750 тысяч человек. Во многом уникальные экспонаты выставки и легли в основу музея.

12 декабря 1872 года Политехнический музей принял первых посетителей во временно арендованном помещении на Пречистенке, 7. С этого дня началось служение национального музея истории науки и техники делу просвещения и прогресса.

В 1874 году на территории, выделенной Московской городской думой на Лубянке, состоялась торжественная закладка специального здания для музея. Финансировала проект также дума. Проект музея разработал академик архитектуры Ипполит Антонович Монигетти. Ипполит Антонович, выпускник Императорской академии художеств, был главным архитектором императорских Царскосельских дворцов, строил различные здания на императорской даче в Ливадии, в Крыму. Монигетти был отличным архитектором-практиком, но он оставил о себе память в истории русского искусства и как орнаментист и автор рисунков для художественно-промышленных производств. Окончить последний из своих трудов – здание Политехнического музея – художнику не позволила тяжёлая болезнь. По проекту Ипполита Антоновича Монигетти в 1877 году была закончена центральная часть здания музея.

Южное крыло Политехнического музея было возведено в 1883 году по проекту архитектора Николая Александровича Шохина. Строительством руководил архитектор Август Егорович Вебер при участии архитектора и реставратора Ивана Павловича Машкова.

Северный корпус строился с 1903 по 1907 год по проекту Василия Ивановича Ерамишанцева совместно с Владимиром Васильевичем Воейковым. Всего же строительство здания продолжалось тридцать лет.

Политехнический музей с первых дней работы стал лабораторией передовой научной и технической мысли. В его стенах рассматривались, демонстрировались и проходили научную апробацию многие технические идеи (радиосвязь, телевидение, телефония, электрическое освещение, техника летательных аппаратов, космические путешествия), обсуждались фундаментальные проблемы науки и общества.

Активная деятельность музея привлекала к нему внимание широкой публики, а также стимулировала активную творческую работу. Сюда приходили такие замечательные учёные, как физик-электротехник Александр Григорьевич Столетов, основоположник современной аэродинамики Николай Егорович Жуковский, основоположник русской школы физиологии растений Климент Аркадьевич Тимирязев, Николай Алексеевич Умов, посвятивший свою жизнь теоретической и экспериментальной физике, Сергей Алексеевич Чаплыгин, работавший в области теоретической механики и гидроаэродинамики, и многие другие.

Особое место в истории музея сыграла Большая аудитория. В ней стали возможными широкая демонстрация научных опытов, проведение лекций, диспутов, докладов, конференций, литературных вечеров, политических мероприятий с участием около 1000 человек. Неудивительно, что она очень скоро превратилась в главную публичную аудиторию Москвы.

В конце XIX – начале XX века музей стал главным научным, культурным и просветительным центром России.

В послереволюционные годы на смену сложившимся традициям Политехнического музея приходят новые. Официальная установка партии – пропаганда идей социалистической индустриализации.

1934 год стал переломным в судьбе музея – он превратился в выставку «Наши достижения». Выставка была, по сути, «витриной» индустриализации. Главная задача выставки – рассказ об успехах технического творчества в Стране Советов.

Музей уже не столько просвещает, сколько пропагандирует. Причём с классовых позиций.

Только в начале 70–х годов ХХ века в деятельность Политехнического музея стали возвращаться и укрепляться подлинные музейные традиции. В том числе и формирование музейного собрания с позиции документирования исторического процесса развития техники. И сам Политехнический, и посетители всё в большей степени осознают его музеем в классическом смысле этого слова.

Наконец, в декабре 1991 года музей был объявлен федеральной собственностью и определён как особо ценный объект национального достояния России, включающий собственно музей и Центральную Политехническую библиотеку.

Сегодня в музейном собрании свыше 90 коллекций и более 130 тысяч предметов, многие из которых являются уникальными памятниками науки и техники.

Экспозиция музея занимает около 10,5 тысячи квадратных метров. Она построена по хронологическому принципу. В ней представлены подлинные исторические материалы, памятники науки и техники. Здесь широко использованы действующие макеты и модели, демонстрационные установки, художественные диорамы.

Каждый раздел музея по-своему уникален и неповторим.

Одна из интереснейших коллекций в разделе «Автоматы». Экспозиция «Часы и часовые механизмы» вместила в себя несколько эпох развития часов.

В разделе «Радиоэлектроника и электросвязь» можно увидеть первый в мире радиоприемник Александра Степановича Попова и коллекцию телеграфных аппаратов, начиная от первого электромагнитного телеграфа российского электротехника Павла Львовича Шиллинга. Одна из старейших коллекций музея, «Минералы, горные породы, полезные ископаемые», представлена в разделе «Горное дело».

Девять антикварных автомобилей, среди которых легковой автомобиль «Руссо-Балт» 1911 года, единственный сохранившийся в мире российский автомобиль того времени, демонстрируются в разделе «Транспорт».

Политехнический музей – национальный музей истории науки и техники, один из крупнейших научно-технических музеев мира, успешно осуществляет некогда поставленную задачу содействовать развитию науки и распространению естественно-научных знаний.

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги Евангелие от Иуды автора Кассе Этьен

Коптский музей И вот мы в музее, проходим в зал, где выставлен скандальный манускрипт. Желтенькие папирусные листочки неприкаянно распластаны под стеклом. Ларионов внимательно разглядывает их и говорит:- Генка, это муляж…- Ты уверен?- Конечно, уверен, текст ничего

Из книги Воображаемые сообщества автора Андерсон Бенедикт

автора

Из книги По Берлину. В поисках следов исчезнувших цивилизаций автора Руссова Светлана Николаевна

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Археологический музей В 1887 г. крестьянин из деревни Айя на одном из северных участков около Сайды (древний Сидон) случайно обнаружил старинные захоронения. Так была найдена королевская гробница, в которой сразу же начались археологические раскопки, проводившиеся под

Из книги Таинственные места России автора Шнуровозова Татьяна Владимировна

Из книги Красная книга вещей автора Буровик Ким Александрович

автора

Из книги Прогулки по Москве [Сборник статей] автора История Коллектив авторов --

Из книги Москва акунинская автора Беседина Мария Борисовна

Лубянская площадь. Лубянский проезд. Политехнический музей Отделенный от Старой и Новой площадей соответственно сквером и огромным зданием Политехнического музея, протянулся Лубянский проезд. Это по нему шли к скамейке в сквере Фандорин, Маса и Сенька Скориков,

Из книги Город на Ишиме автора Дубицкий Андрей Федорович

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ Хранителем истории города стал краеведческий музей, открытый 1 мая 1923 года при Народном доме старожилом Акмолинска Леонидом Федоровичем Семеновым.В год открытия музей занимал комнату на втором этаже красного кирпичного здания Народного дома на

Из книги Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках автора Гречко Матвей

Из книги Лесной: исчезнувший мир. Очерки петербургского предместья автора Коллектив авторов

Политехнический институт (1946–1951 гг.) Ленинградский политехнический институт (ЛПИ) – целая эпоха в моей жизни. Он дал мне специальность, определил друзей. Оглядываясь назад, вижу, что вся дальнейшая жизнь прошла у меня под знаком ЛПИ. Только сейчас я в полной мере оценил

Из книги Москвичи и москвички. Истории старого города автора Бирюкова Татьяна Захаровна

Несостоявшийся музей Крест Георгиевского кавалераВ журнале Московской городской думы 21 апреля 1917 года была помещена любопытная запись. В ней речь шла о том, что особоуполномоченный Всероссийского союза городов по Западному фронту Н. Н. Щепкин послал в Московскую думу



Рассказать друзьям