Как зовут алябьева. Александр Алябьев (Alexander Alyabyev)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Александр Александрович Алябьев

Алябьев Александр Александрович (1787-1851) - российский композитор, автор опер, балетов, романсов ("Соловей" на слова Дельвига ). Участвовал в войне 1812 года. До 1823 служил в армии. В 1825 году был арестован по ложному обвинению в убийстве и сослан в Сибирь, затем переведен на Кавказ, позднее на Южный Урал.

АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (4.08.1787 - 22.02.1851), русский композитор. Происходил из старинного дворянского рода. Отец Алябьева - сенатор, президент Берг-коллегии и главноуправляющий межевой канцелярией - дал сыну хорошее домашнее образование, которое он закончил в Благородном пансионе Московского университета.

Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-1814 (в Ахтырском гусарском и Конноегерском полках). В 1823 вышел в отставку в чине подполковника. Жил в Москве и Петербурге, где сблизился с писателем М. Н. Загоскиным, композитором А. Н. Верстовским и др. литературными, музыкальными и театральными деятелями. В 1822 в Петербурге в Большом театре были поставлены комическая опера Алябьева “Лунная ночь, или Домовые” и опера-водевиль “Новая шалость, или Театральное сражение”. В 1825 вместе с Верстовским Алябьев написал музыку к прологу “Торжество муз” М. А. Дмитриева. Алябьев - автор многих опер-водевилей, которые ставились в театрах Москвы и Петербурга.

Алябьев являлся представителем музыкального романтизма в России, автором классических романсов, таких, как “Соловей” (на слова А. А. Дельвига), “Зимняя дорога” (на слова А. С. Пушкина), “Нищая” (на слова П. Беранже) и “Вечерний звон” (на слова И. И. Козлова). Алябьев написал музыку к ряду драматических спектаклей Большого театра в Москве: “Виндзорские кумушки” (В. Шекспира), “Русалка” (А. С. Пушкина), “Безумная” (И. И. Козлова). Им была написана опера “Аммалат-бек” (1842 - 1847) по одноименной повести А. А. Бестужева-Марлинского, а также серия духовных песнопений.

В. А. Федоров

Алябьев - известный русский музыкант, автор знаменитой песни "Соловей..." и многих, очень любимых в свое время, песен и романсов, род. в 1802 г. в семействе родовых дворян. Он состоял на военной службе, занимаясь музыкою, как любитель, по природному влечению к искусству. В двадцатых годах А. познакомился с известным композитором А. Н. Верстовским, в сотрудничестве с которым написал музыку к водевилю Хмельницкого "Новая шалость или театральное сражение". Пьеса и музыка имели успех. После этого первого успеха на сцене, А. сотрудничал во многих других водевилях Верстовского, А. Маурера и графа М. Ю. Виельгорского. Поселившись в Москве, он продолжал ревностно заниматься любимым искусством. А. сочинил также музыку к оперетте Загоскина "Деревенский философ". Громадный успех оперы "Аскольдова могила" Верстовского побудил А. написать большую четырехтактную оперу "Лунная ночь", которую постигла, однако, полная неудача. Он также написал, но не окончил, оперу "Аммалат-Бек", на сюжет повести Марлинского. За одно несчастное происшествие А. был сослан на время в Тобольск, где не покидал музыкальных занятий и написал много сочинений духовной и полковой музыки. Наибольшею известностью А. обязан двум - трем из своих многочисленных романсов, написанных в мелодическом стиле. Хотя мелодии А. имеют достоинство непринужденности и часто отзываются чем-то близким к русской народной музыке, но с более строгой критической точки зрения, вся композиторская деятельность А. немногим поднимается выше уровня дилетантизма. Для своей эпохи романсы А. были довольно значительны, при совершенной тогда еще невозделанности поля русского композиторства; в настоящее же время эти мелодии, иногда довольно счастливые, уже отжили свой век. Из романсов А. всего более известен его "Соловей", достигший редкой популярности, неоднократно исполнявшийся знаменитыми певицами: Виардо-Гарсиа и Аделиной Патти (в сцене вокального урока в оп. "Севильский цирюльник" Россини и в концертах) и блистательно переложенный в виде фортепианной пьески Фр. Листом. Очень любимы были также в свое время романсы: "Вечерком румяну зорю" и "Вечерний звон". В собрании романсов, изданных у Грессера в Москве, в 1859 г. (с портретом автора), помещено 70 вокальных пьес, в том числе все романсы А., доставившие ему известность. Но, вероятно, многие из его мелких произведений не вошли в это собрание, также как никогда не были напечатаны его труды в области драматической, военной и церковной музыки.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

Далее читайте:

Алябьевы - старинный дворянский род.

(1787-08-15 )

Алекса́ндр Алекса́ндрович Аля́бьев (15 августа , Тобольск - 6 марта , Москва) - русский композитор, пианист, дирижёр.

В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии (1801) в Санкт-Петербурге , затем шихтмейстером 14 класса (1803) в Москве.

Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-14 (3-й Украинский казачий полк – 1812, Иркутский и Ахтырский гусарский полк – 1813-1814 гг.). Участвовал во взятии Дрездена организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым . При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятие Парижа. Награжден двумя орденами св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й и медалью в память войны 1812 г. Окончил войну в чине ротмистра . Продолжил военную службу в Петербурге, где он сочинил, в 1815 году, одно из самых ранних своих произведений - гусарскую песню «Один ещё денёк».

Алябьев - автор музыки ко многим операм-водевилям: «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты» П. Н. Арапова , «Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки» А. И. Писарева .

Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романсы на стихи Пушкина:"Зимняя дорога", «Два ворона», «Вечерний звон » (на текст Козлова)и другие...

Сочинения:

  • оперы
    • Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр (Санкт-Петербург))
    • Буря (1830-е гг.)
    • Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена)
    • Волшебная ночь (1838-39, не окончена)
    • Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841-43)
    • Аммалат-Бек (1842-47)
  • оперы-водевили
    • Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером , 1822, Большой театр, Петербург)
    • Деревенский философ (1823, театр на Моховой, Москва)
    • Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским , 1824, Малый театр , Москва)
    • Проситель (совм. с Верстовским , Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем , 1824, театр на Моховой, Москва)
    • Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825, Большой театр , Москва)
    • Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем , 1825, там же)
    • Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825, там же)
    • Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.
  • балет Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827)
  • пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825)
  • мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828?)
  • кантаты
  • для орк., в том числе симфония e-moll (1850), увертюра, танцы
  • для дух. орк., в том числе увертюры
  • инстр. ансамбли
    • 3 струн. квартета (ь 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825)
    • 2 фп. трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834)
    • фп. квинтет (1815?)
    • соната для скр. и фп. (1834)
    • квартет для 4 флейт
    • квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.
  • пьесы и циклы вариаций для разных инструментов
  • фп. пьесы, в том числе соната, танцы
  • хоры и хор. обработки собств. соч.
  • романсы для голоса с фп. (св. 150)
  • вок. ансамбли
  • обр. нар. песен , в том числе
    • Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изд. 1834, М., 1961)
    • Азиатские песни (1833-35?)
    • и др.
  • музыка к драм. спектаклям - Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира , 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и др.

Примечания

См. также

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Литература

  • Тимофеев Г. Н. А. А. Алябьев: Очерк жизни и творчества. - М., 1912.
  • Штейнпресс Б. С. Страницы из жизни Алябьева. - М., 1956.
  • Штейнпресс Б. С. Алябьев в изгнании. - М., 1959.
  • Доброхотов Б. В. Александр Алябьев: Творческий путь. - М., 1966.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 15 августа
  • Родившиеся в 1787 году
  • Умершие 6 марта
  • Умершие в 1851 году
  • Композиторы Российской империи
  • Композиторы по алфавиту
  • Родившиеся в Тобольске
  • Умершие в Москве
  • Музыканты по алфавиту

Wikimedia Foundation . 2010 .

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор. Участник Отечественной войны 1812. Был офицером до 1823. Автор водевилей и опер (в т. ч. «Лунная ночь, или Домовые», постановка 1823).… … Большая советская энциклопедия

- (1787 1851) российский композитор. Вокальное творчество в традициях русского городского фольклора нач. 19 в. Романсы (Соловей и др.), в т. ч. на тексты социального звучания (Нищая). Одним из первых воплотил в музыке лирику А. С. Пушкина. Среди … Большой Энциклопедический словарь

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор дилетант. Родился 4 августа 1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851 года там же. Происходил из старинного дворянского рода. Отец А., сенатор, затем президент Берг Коллегии и главноуправляющий… … Биографический словарь

Род. в Москве, 30 го августа 1802 г., ум. там же в 1852 г. и похоронен в Симоновом монастыре. После хорошей домашней подготовки, Алябьев воспитывался в Московском университетском пансионе, а затем поступил в военную службу. Какие то неприятности… … Большая биографическая энциклопедия

- (1787 1851), российский композитор. Вокальное творчество в традициях русского городского фольклора начала XIX в. Романсы («Соловей» и др.), в том числе на тексты социального звучания («Нищая»). Одним из первых воплотил в музыке лирику… … Энциклопедический словарь

АЛЯБЬЕВ Александр Александрович - Александр Александрович (4.08.1787, Тобольск 22.02. 1851, Москва), рус. композитор. Участвовал в Отечественной войне 1812 г. В нач. 1825 г. в Москве А. был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность… … Православная энциклопедия

- (1787, Тобольск — 1851, Москва), композитор. Один из виднейших русских музыкантов первой половины XIX в., автор сценических, инструментальных, вокальных произведений. Родился в семье тобольского губернатора, в 1804 переведённого по службе в… … Москва (энциклопедия)

- (15 VIII 1787, Тобольск 6 III 1851, Москва) Все родное к сердцу ближе. Сердце чувствует живей, Ну пропой же, ну начни же: Соловей мой, соловей!.. В. Домонтович Любопытное было это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества… … Музыкальный словарь


Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни А.А. Алябьева

Александр Александрович Алябьев родился в 1787 году в Тобольске. Как многие из дворянских детей, он не посещал школы и обучался дома, а затем в Московском университете. Служил он по горному ведомству.
Во время Отечественной ‘войны 1812 года Алябьев добровольцем вступил в русскую армию и прошел с ней боевой путь до Парижа. Участвовал в сражениях, был ранен и награжден за боевые заслуги орденом. Вернувшись после окончания войны в Петербург, он сблизился с передовыми представителями русской интеллигенции. Среди его друзей - Грибоедов, Одоевский, будущие декабристы - Муханов, Бестужев-Марлинский. Идеи декабристов оказали влияние на формирование взглядов композитора. В Петербурге Алябьев начал серьезно заниматься сочинением музыки. Вскоре он становится автором музыки для театра, опер и романсов, приобретает известность. Сочиняет квартеты и трио. Широкую известность завоевывает в середине 20-х годов песня "Соловей" на слова А. Дельвига. Она и поныне звучит на концертной эстраде, пользуясь заслуженной любовью.
Жизнь Алябьева была полна превратностей. В 1825 году он был несправедливо обвинен в убийстве во время карточной игры и арестован. Три года его держали в тюрьме. Наконец был ныне- сен приговор - ссылка в Сибирь с лишением всех дворянских прав. По-видимому, правительство стремилось избавиться от человека, дружившего с декабристами.
Тяжелые испытания не сломили Алябьева. В Сибири он много работает, организует военный духовой оркестр, участвует в концертах, сочиняет романсы и песни (в том числе автобиографический романс "Иртыш"), а также симфонические и камерные произведения.
Спустя несколько лет Алябьев получил разрешение выехать лечиться на Кавказ. Природа Кавказа произвела огромное впечатление на композитора. Алябьев слушал и порой записывал песни кавказских народов и позднее создал ряд произведений на кавказские темы ("Грузинская песня", "Кабардинская песня", опера "Аммалат-бек", мелодрама "Кавказский пленник" на сюжет одноименной поэмы Пушкина). Тогда же Алябьев работал над сборником украинских народных песен. И позднее в Оренбурге, где ему пришлось поселиться, Алябьев продолжал свою работу над изучением и собиранием народных песен - на этот раз башкирских. Последние годы Алябьев жил нелегально в Москве. Познакомившись с произведениями поэта-революционера Огарева, он написал на его стихи несколько замечательных песен: "Кабак", "Изба", "Деревенский сторож". В них отразилась тяжелая доля русского народа. Умер Алябьев в 1851 году в Москве.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


"Соловей" - одна из любимых и наиболее распространенных песен Алябьева. Все в ней скромно и просто. Песне предшествует оживленное фортепианное вступление в духе гитарного наигрыша. С первых же интонаций вокальной партии развертывается пленительно мягкая, задумчивая мелодия. Широкая и плавно закругленная, она сразу же захватывает м покоряет своей строгой красотой. Обычное в русских народных песнях отклонение из минора в параллельный мажор (ре минор - фа мажор) придает звучанию более светлый оттенок. Оживленный припев звучит контрастно. Он построен на музыке инструментального вступления.
Замечательной исполнительницей этой песни была великая русская певица Нежданова, а в наше время Барсова, Пантофель-Нечецкая, украсившие ее пассажами и трелями, и другие.

КАВКАЗСКИЙ ПЕВЕЦ

Александр Александрович Алябьев был уже известным композитором, автором знаменитого романса «Соловей», когда с ним стряслась беда. В 1825 году после карточной игры, что велась в его квартире, умер один из гостей. По Москве поползли слухи об убийстве. Алябьева и его товарищей арестовали. Началось следствие, в процессе которого версия об убийстве отпала. Но уголовная палата признала подсудимого композитора виновным в других грехах: допущение запрещенной игры и т. п.

Нелепое происшествие вырвало Александра Александровича из близкой ему среды, жестоко сломало жизнь и обрекло на многие годы ссылки. Судебный процесс длился почти три года. Алябьев был приговорен к лишению знаков отличия, чинов и дворянства и ссылке в Сибирь.

Весной 1828 года композитора по этапу доставили в Тобольск, родной город, где когда-то его отец правил губернией. Верным спутником в неволе стала одна из сестер А. А. Алябьева Екатерина Александровна. Она отправилась в Сибирь, чтобы в ссылке облегчить участь своего несчастного брата. В Тобольске у Александра Александровича обострилась давняя болезнь глаз, его здоровье вызвало беспокойство у родных. Начались хлопоты о возвращении композитора в Москву. Но они оказались безуспешными, ему позволили лишь выехать для лечения на Кавказ. Разрешение было получено осенью 1831 года, но лишь в конце января следующего года Алябьев с сестрой смогли двинуться в путь.

Вначале они прибыли в областной Ставрополь. Прожили в нем до начала курортного сезона на Минеральных Водах, а затем перебрались в Пятигорск. Это был не первый приезд Александра Александровича на Горячие Воды. Биографы композитора сообщают, что он побывал здесь в начале 1816 года. В те времена курорт еще выглядел пустынно, лишь несколько небольших турлучных домиков да палатки и кибитки хаотично размещались в Горячеводской долине. Будучи поручиком конно-егерского полка, он получил тогда бессрочный отпуск «для излечения болезни к Минеральным Водам». Сведений об этой поездке нет. В Государственном архиве Ставропольского края хранится «Ведомость посетителей Горячих Вод в сезон 1818 года», где есть сообщения о приезде А. А. Алябьева. Молодой штаб-ротмистр Ахтырского гусарского полка снимал в тот год квартиру в доме госпожи Толмачевой.

Из архивных документов известно, что в 1832-ом опальный композитор квартировал в доме «умершей майорши Карабутовой». В том самом, который в Пятигорске зовется теперь «Домом Алябьева». Часть летнего сезона они с сестрой прожили здесь, на окраине города. Затем уехали в Кисловодск. Вернувшись осенью в Пятигорск, они выбрали для жилья имение Толмачевой.

В доме Карабутовой (ныне ул. Буачидзе, 1) композитор создал романс «Тайна», на рукописи дата: «Пятигорск. 17 июля 1832 года». Вероятно, здесь был создан и прекрасный полонез с хором. Его исполнили на празднике, устроенном местным начальством в Кисловодске. Один из современников писал, что праздник стал «блистательным, как здесь еще не бывало». Немало способствовала этому и музыка Алябьева.

Он встретился на Водах с фольклористом М. А. Максимовичем и не без его влияния аранжировал для голоса и фортепиано украинские народные песни. «Голоса украинских песен» вышли в свет в 1834 году. Это был первый самостоятельный сборник образцов малороссийского музыкального фольклора. Вероятно, Алябьев работал над ним в том же доме.

Есть сведения, что в Пятигорске композитор создавал и церковную музыку. «При прощании с Кавказом Алябьев еще раз исторгнул слезы умиления и восторга своею духовной музыкою: казалось, вся глубокая душа грустной и высокой души его излилась в этих очаровательных звуках», – так писал его современник В. Сабуров.

В начале 1833 года, когда композитор еще находился на Водах, в столице поступил в продажу сборник романсов, посвященных Е. А. Офросимовой, где был опубликован и романс «Тайна». Вовсе не случайно весь цикл написан с большим лирическим вдохновением. Он принадлежит к числу наиболее характерных образцов вокального творчества Алябьева. В его музыке нашло отражение то высокое чувство, которое посчастливилось испытать Александру Александровичу в Пятигорске.

Е. А. Офросимова, которой он посвятил романс, принадлежала к известной московской семье Римских-Корсаковых, славившейся гостеприимством. А. С. Пушкин намеревался вывести семейство в качестве главных героев в незавершенном «Романе на Кавказских Водах». Катя Корсакова была младшей из пяти дочерей-красавиц. Поэт В. А. Жуковский посвящал ей стихи. Алябьев тоже хорошо знал эту семью. Отношения Екатерины Александровны и Александра Александровича как в московском периоде жизни композитора, так и в кавказском покрыты завесой тайны. Катя Корсакова вышла замуж в 1827 году, когда Алябьев был уже под следствием. Они не виделись семь лет и встретились вновь на Водах летом 1832 года. Мы, наверное, никогда не узнаем подробностей пятигорских встреч, но можно не сомневаться – в сердечном сближении двух людей они оказались решающими. Романс «Тайна» следует назвать художественным памятником их отношений: романс-акростих составляют слова «Я вас люблю».

Минеральные воды пока не давали желаемого результата. Зрение Алябьева продолжало ухудшаться. Оставалась слабая надежда, что продолжение лечения все-таки принесет плоды. После окончания курортного сезона Александр Александрович с сестрой перебрался на зиму в Ставрополь, чтобы в следующем году вновь вернуться в Пятигорск. Сестра ссыльного отправилась в Петербург в надежде добиться амнистии. Однако высокая «монаршая милость» выразилась в том, что император в конце февраля 1833 года повелел отправить композитора на жительство в Оренбург. Отсрочка отъезда из Пятигорска, связанная с лечением, не решала основного вопроса – о постоянном местопребывании. Не желая возвращаться в ссылку, Александр Александрович сделал попытку поступить на граж-данскую службу в Кавказской области. Ожидая решения кавказского начальства он в июне 1833 года выехал из Ставрополя в Пятигорск и здесь вновь встретился с Е. А. Офросимовой, которая приехала с супругом на Воды.

Ответа на запрос о службе из Петербурга на Кавказ не поступило, и в сентябре того же года композитор покинул Кавказские Минеральные Воды.

Тема Кавказа и в дальнейшем продолжала развиваться в его творчестве. Алябьева можно назвать родоначальником «русской музыки о Востоке». В письмах к друзьям из Оренбурга он сам себя назвал «кавказским певцом» и так же озаглавил цикл романсов о Кавказе. Они были опубликованы отдельной книжкой в 1834 году. Обложку украшал вид Пятигорска. В книжке было всего двенадцать романсов на стихи русских поэтов. Позже появилось еще одно «кавказское» произведение – «Черкесская песня» на стихи Лермонтова. Известна также песня «Черкес» на слова самого композитора. Будучи на Кавказских Минеральных Водах, он записывал и запоминал музыкальные мелодии горцев. Это помогло, когда композитор задумал написать оперу «Аммалат-Бек» на сюжет повестей А. А. Бестужева-Марлинского. Как жаль, что она так и не была завершена. Эту «кавказскую» оперу назвали «...последним предсмертным плодом души, изливавшимся пленительными звуками». Отрывки из ее либретто были опубликованы лишь за год до смерти композитора. А в 1840 году в жизни Алябьева произошло важное событие – он женился на Екатерине Александровне Офросимовой, овдовевшей к этому времени. Она соединила свою судьбу с любимым человеком, который по-прежнему находился в положении ссыльного.

«Я вступила в супружество уже во время его несчастия, не увлекаясь никакими житейскими выгодами, и только одно чувство любви и уважения к его внутренним качествам могло ободрить меня на такую решимость, несмотря на прежнюю вину его и на продолжающееся наказание», – писала она позже в одном из прошений на высочайшее имя о помиловании композитора.

С середины 1830-х годов композитору разрешили проживание в Московской губернии. Позже супруги Алябьевы жили в Москве в доме № 7 на Новинском бульваре. 29 апреля 1997 года в тяжелые годы смуты дом сгорел дотла и восстановить его не представлялось возможным. Тем большую историческую ценность приобрел в Пятигорске «дом умершей майорши Карабутовой» – жилище вдохновенного композитора. Это единственный в России мемориальный памятник, связанный с биографией А. А. Алябьева. Десять лет назад, несмотря на сложные времена и отсутствие финансирования, этот дом стал одним из отделов музея-заповедника М. Ю. Лермонтова.

Впервые завесу над тайной рождения и жизни этого старинного пятигорского дома приоткрыл сотрудник музея «Домик Лермонтова» С. И. Недумов, когда работал с документами пятигорского и ставропольского архивов. У него была совсем другая цель – разыскать те ценные сведения о пребывании М. Ю. Лермонтова в Пятигорске, которые еще не были известны, но как это часто бывает с исследователями, кроме нужных, главных, в процессе поисков попадаются и такие документы, мимо которых, подчас, просто невозможно пройти. Вначале С. И. Недумову попался список, где указывались один за другим владельцы дома: Котырев, а затем Карабутовы. Позже ему посчастливилось обнаружить сведения о пребывании здесь композитора А. А. Алябьева в 1832 году, жившего в доме «умершей майорши Карабутовой». Благодаря музейному сотруднику этот факт в биографии композитора давно уже введен в научный оборот.

Профессор А. Нелюбин в своем труде о Кавказских Минеральных Водах, изданном в 1825 году, упоминает дом Котырева (впоследствии А. К. Карабутовой) как один из лучших на Горячих водах. В лермонтовском музее находится копия рукописи А. И. Рюмина «Путешествие моего журнала из Рязани к Кавказским водам, предпринятое для излечения в 1825 году». По счастливой случайности автор журнала со спутником поселился именно в интересующей нас пятигорской усадьбе и, таким образом, оставил для потомков описание своего жилища.

Это все, что было известно сотрудникам музея о «доме Алябьева», который так и стали называть. В 1973 году, когда образовался Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова, жизнь была безмятежной, и казалось возможным осуществление самой невероятной мечты. У сотрудников музея возникла чудесная идея – воссоздать прежний облик старинного квартала, где находится лермонтовский музей.

Начались сборы сведений об усадьбах, соседствующих с Домиком Лермонтова, в том числе и о «доме Алябьева». Увы – исторических фактов оказалось не так уж много. Музейных сотрудников всегда интересовала, прежде всего, биография Лермонтова, а история Пятигорска была как бы приложением к жизни поэта. Вновь пришлось рыться в архивных хранилищах, разыскивать пожелтевшие от времени документы, исписанные разными почерками. В самом Пятигорске сделать это было уже невозможно – дореволюционный архив Управления Кавказских Минеральных Вод сгорел во время Великой Отечественной войны. Оставалась надежда хоть что-нибудь разыскать в Ставрополе, здесь хранится переписка начальства Кавказской области и других различных ведомств по гражданским делам. Какова же была радость, когда один за другим стали попадаться документы о жизни загадочных Котырева и Карабутовых в Пятигорске и интереснейшие сведения об их усадьбе. Удалось выяснить – какие здесь были постройки, какими вещами пользовались хозяева.

К началу XX века бывшая усадьба Карабутовой оказалась разделенной на три части. Ее флигель теперь имеет такой адрес: ул. Буачидзе, 3. На месте кухни и служб красуется двухэтажный кирпичный дом в стиле позднего модерна. Он построен в 1912 году и фасадом выходит на ул. Соборную под номером 20.

Угловой же дом, где когда-то жил композитор А. А. Алябьев, очень изменился. Он стал больших размеров. Со стороны Церковной (ныне Соборной) улицы дом дополнила большая каменная пристройка. Она ограничила с севера, ставший теперь уже крошечным, дворик, и в конце XIX – начале XX века неведомый нам хозяин дома устроил здесь нечто вроде гостиничных номеров. Пристройку разделили на небольшие комнатки, сдавая внаем и получая доход в курортный сезон. Несколько раз дом менял свой облик. Сначала его обложили кирпичом, а затем оштукатурили. Уличные фасады украсили разными незамысловатыми архитектурными деталями. Но именно они-то и придали дому неповторимый вид. В общем, стал он в начале нашего века неплохим украшением городского пейзажа, хоть и не отличался модной в ту эпоху роскошью стиля «модерн».

В двадцатые годы XX века дом заселили многочисленными жильцами, переделав его под коммунальные квартиры. Домоуправление постоянно следило за его состоянием, вовремя чинилась крыша, штукатурились стены, к каждому празднику подновляли и красили фасады. И хотя здесь не было удобств, дом исправно служил своим хозяевам.

Когда в 1973 году квартал, где находится «дом Алябьева», получил статус заповедного, то сотрудники лермонтовского музея сразу же решили после реставрации открыть в нем «музыкальную» экспозицию. На доме установили мемориальную доску в честь пребывания здесь русского композитора. По программе развития Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова реставрационные работы должны были начаться в 80-е годы. Газета «Правда» даже поспешила сообщить в 1985 году о том, что к 200-летнему юбилею композитора «дом Алябьева» гостеприимно распахнет свои двери. «Многое, – писал журналист Б. Степанов, – узнают те, кто придет в новый музей, посвященный яркой жизни и творчеству композитора-патриота, оставившего потомкам богатое наследие».

Увы – это оказалось всего лишь мечтой. К сожалению, тогда город оказался не в состоянии переселить в новые квартиры многочисленных жильцов мемориального памятника. А музей не мог принять под свое покровительство заселенный дом: не было средств на его содержание. И, как это часто у нас бывает, ценнейший памятник культуры оказался без надзора, хотя через некоторое время и переселили отсюда часть квартиросъемщиков. Без должного ухода дом стал стремительно разрушаться. Вид его напоминал фильмы ужасов – стена без фундамента, висящая в воздухе, могла обвалиться в любой момент.

Прошли еще годы, прежде чем дом А. А. Алябьева гостеприимно распахнул свои двери перед посетителями. Подготовленную в 1991 году проектную документацию реставраторы смогли реализовать лишь в 1997 году. Большая заслуга в этом принадлежит мэру города Ю. В. Васильеву. Это ему удалось добиться выделения средств на реставрацию старинной мемориальной постройки.

Сейчас в его уютных небольших комнатах размещена экспозиция, посвященная композитору. В одной из них проводятся камерные музыкальные вечера, а в двух небольших залах, что разместились в бывших пристройках конца XIX века, устраиваются художественные выставки, проводятся музыкальные концерты. За десять лет дом Алябьева стал очень популярен среди тех, кто не равнодушен к сохранению русской культуры.

А. Н. Коваленко

// Ставроп. хронограф на 2007 год. – Ставрополь, 2007. – С. 197–201.

Александр Александрович Алябьев - русский композитор-дилетант. Родился 4 августа 1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851 года там же. Происходил из старинного дворянского рода. Отец Алябьева дал сыну хорошее домашнее воспитание. Свое образование Алябьев закончил в Московском университетском пансионе.

Во время походов 1812-1815 годов служил в гусарах. В 1823 году был уволен в отставку в звании подполковника. К этому времени относится появление его первых романсов: "Вечерком румяну зорю", "Соловей" на слова А. Дельвига. Еще раньше он написал, вместе с Маурером и Верстовским, музыку к водевилю "Новая шалость, или Театральное сражение". В 1822 году в большом театре в Петербурге впервые шла комическая опера Алябьева "Лунная ночь, или Домовые", в двух действиях. В репертуаре она не удержалась и издана не была. В 1823 году был исполнен водевиль "Польский", а в следующем году шел водевиль "Путешествующая танцовщица актриса, или Три сестры невесты" Алябьева. В 1824 году на московской императорской сцене были поставлены две одноактные оперы-водевиля, переделанные с французского А. И. Писаревым: "Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье" и "Хлопотун, или Дело мастера боится". Музыку к ним Алябьев написал в сотрудничестве с Верстовским. В 1825 году была поставлена опера-водевиль А. И. Писарева, "Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки", с музыкой, написанной Алябьевым в сотрудничестве с Верстовским и Шольцем. В том же году Алябьев был арестован по делу о нанесении им побоев помещику Времеву у себя в доме во время азартной карточной игры, после чего через три дня Времев скоропостижно скончался - по заключению врачей, от насильственного разрыва селезенки. На суде не было доказано, что смерть Времева наступила от побоев, но факт азартной карточной игры и нанесения Времеву побоев был установлен. 1 декабря 1827 года Алябьев был лишен чинов, орденов, дворянства и некоторых прав и сослан на житье в Сибирь (Тобольск). В ссылке Алябьев занялся сочинением военной и церковной музыки, которая не была издана, как и другие сочинения Алябьева, кроме романсов. Через некоторое время Алябьев был помилован, но ему было запрещено въезжать в столицы. Выехал на Кавказ для лечения, благодаря впечатлениям от этой поездки, были написаны оперы "Аммалат-Бек" и "Кавказский пленник".

Запрещение на въезд в столицы удерживалось до 1840 года, но вскоре было снято. Возвратившись в Москву, Алябьев продолжал в Москве пользоваться большой известностью. К нему нередко обращались с просьбами принять участие в благотворительном вечере или написать по какому-нибудь случаю романс или хор.

Опера "Аммалат-Бек" на сюжет повести А. А. Марлинского вовсе не увидела света рампы. Опера "Кавказский пленник" также, по-видимому, относится к позднему периоду творчества Алябьева; она издана Юргенсоном в 1898 году, вместе с романсами Алябьева.

Значение Алябьева в истории русской музыки, главным образом, в его романсах. В своих романсах Алябьев обнаружил несомненный мелодический дар. Мелодии его красивы и задушевны. В романсах Алябьева отразился дух времени. Большая их часть написана в миноре.

Первое издание романсов Алябьева выпущено в Москве у Ю. Грессера в 1859 году в двух частях: в первой 58, во второй - 12 романсов. Второе издание П. Юргенсона (1898-1899, Москва) заключает в четырех томах 111 романсов, в том числе шесть малороссийских песен, вошедших в сборник, изданный еще в 1833 году (М. А. Максимович, "Голоса украинских песен", в аранжировке Алябьева, Москва) и оперу "Кавказский пленник". Популярность романсов Алябьева была очень велика. В изданный в Германии сборник русских романсов и песен под заглавием: "Sammlung Russischer Romanzen und Volkslieder" (изд. Шуберта, Гамбург) вошли романсы Алябьева: "Соловей", "Луч надежды", "Песнь бедняка", "Вечерком румяну зорю". "Соловей" распевался всюду. На него писались вариации, между прочим - Глинкой для фортепиано. Ф. Лист сделал на эту же мелодию транскрипцию.



Рассказать друзьям