Коммунальная квартира музей. О нас

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тарасова Анастасия Сергеевна

Изучение истории создания скульптуры «Девочка – грибница», знакомство с технологией каслинского литья, изучение «легенды усадьбы Золино».

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС

ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ДЕНЬ НАУКИ »

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

ТЕМА : ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СКУЛЬПТУРЫ

«ДЕВОЧКА – ГРИБНИЦА»

Выполнила

Тарасова Анастасия Сергеевна

Класс: 5 «а»

Научный руководитель

НЕКРАСОВА ЕЛЕНА БОРИСОВНА

Должность: учитель географии

г. Клин, 2016 г.

Введение………………………………………………………стр.3

  1. Скульптор Ф.Ф. Каменский и рождение

«Грибницы»………………………………………………….стр. 4

  1. Уникальность «Каслинского литья»……………………….стр. 6
  2. Усадьба Золино………………………………………………стр.7
  3. Легенда усадьбы Золино…………………………………….стр.8
  4. Современная «Девочка – грибница» …………………….стр. 10
  5. Заключение………………………………………………….стр. 11
  6. Библиографический список использованной литературы

и электронных ресурсов……………………………………стр.12

  1. Приложения…………………………………………………стр.13

Введение

Клин – мой родной город. Здесь родились мои родители, бабушки и дедушки. В нашем городе есть много памятников архитектуры, исторических зданий. У Торговых рядов есть одно уникальное место – небольшой сквер, в центре которого находится фонтан «Девочка-грибница». Клинчане называют его «Клинская Аленушка».

Экскурсия в Клинский краеведческий музей, организованная на осенних каникулах нашим классным руководителем, для меня оказалась очень полезной. Я узнала много интересного, нового. Произведение скульптуры «Девочки-грибницы» очень поразило меня. Такая маленькая, красивая девочка - скульптура с интересной судьбой.

В этом учебном году я стала посещать занятия по внеурочной деятельности по краеведению. Мы знакомились с историей Клинского района. На одном из занятий мы говорили об интересных местах нашего города, и я опять вспомнила о «Девочке – грибнице».

Я изучила различные краеведческие материалы, воспользовалась интернет-ресурсами, воспоминаниями своих родных.

Цель моей научно-исследовательской работы – знакомство с разными источниками информации и обобщение полученных знаний.

Задачей исследования стало изучение истории создания скульптуры «Девочка – грибница», знакомство с технологией каслинского литья, изучение «легенды усадьбы Золино».

1.Скульптор Ф.Ф. Каменский и рождение «Грибницы»

Федор Федорович Каменский – великий русский скульптор. Он родился 2 августа1836 года в селе Лесное под Санкт – Петербургом. Скончался – 26 августа 1913 года далеко от родины – в штате Флорида в США. Родился Ф.Ф. Каменский в семье администратора Санкт-Петербургского лесного и межевого института. Все его детство было связано с лесом.

В - 1860 годах учился в Императорской Академии художеств у Николая Пименова, Петра Клодта и Фиделио Бруни . В академии получил золотую медаль. В 1863 году академия послала Каменского учиться в Италию , где он пробыл до 1869 года.

Вернувшись на родину после долгой творческой командировки в Италию, он привёз оттуда новые работы. В Италии Ф.Ф. Каменский познакомился с прекрасной девушкой – 19летней Екатериной Есимонтовской. В 1869 году они вместе возвращаются в Россию, где потом поженились.

В 1870 году Каменский вновь на три года отправился во Флоренцию. В те годы во Флоренции постоянно жила великая княгиня Мария Николаевна, дочь Николая I, президент Императорской Академии художеств. Однажды она была в мастерской Каменского. Княгиня обратила внимание на эскиз «Грибницы». Он ей так понравился, что она и заказала скульптору изваять скульптуру.

Появление на свет перед народом «Девочки-грибницы» произошло 17 (29) ноября 1871 года в Санкт-Петербурге. В этот день в Императорской Академии художеств открылась первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Это была самая большая художественная новость в России. Всего было выставлено 46 произведений живописи. Только одна скульптура – «Грибница» Фёдора Каменского, которая тогда получила название «По грибы». Знаменитый критик Стасов в статье о выставке передвижников так написал о произведении скульптора: «Для полноты отчёта следует упомянуть ещё о гипсовой статуе г. Каменского «По грибы». Тут представлена маленькая русская девочка, которая поставила наземь свой кузовок набранных грибов и, вероятно замочив низ сарафанчика, переходя вброд, выжимает из закрученного подола воду. Головка не лишена грации и русской типичности» .

Первое исполнение скульптуры было выполнено в гипсовом исполнении.

В 1893 году Ф.Ф. Каменский становится руководителем художественного отдела русского павильона на Всемирной выставке в Чикаго. Примерно в этот период он приехал в Россию и договорился об отливке «Грибницы» на Каслинском заводе. Было отлито несколько чугунных копий: одна копия поступила в усадьбу Золино, а другая попала на Всероссийскую художественно-промышленную выставку 1896 года в Нижнем Новгороде. Долгие годы она украшала вход в ажурный чугунный павильон Каслинского завода.

В 1900 году на Всемирной выставке в Париже павильон каслинского литья произвел настоящую сенсацию. Скульптура «Грибницы» поразила сердца парижан. На выставке ей присудили Большую серебряную медаль.

Скульптуре «Девочка-грибница» уже более 145 лет.

2.Уникальность «Каслинского литья».

Скульптура Ф.Ф.Каменского «Девочка-грибница» работа каслинских мастеров-литейщиков. На свет эта скульптура появилась на Урале. В 1830-1840 годах появилось фигурное чугунное литье на Каслинском заводе. Из ремесла в искусство чугунное литье превратилось в 70-х годах XIX века.

Технология изготовления каслинского литья имеет свою историю и особенности. В Каслях используют земляную формовку в кусках. Гипсовую или металлическую модель скульптуры укладывают в ящик со специальной смесью, состоящей на три четверти из песка и на одну из глины. Смесь эта носит название «земля». Ящик вместе с землей разрезают на две части, извлекают модель и, соединив обе части ящика вместе, заливают пространство, где была модель скульптуры. Остывший металл образует отливки скульптурной модели. Такой способ формовки позволяет отливать самую сложную скульптуру. От литейщиков требуется умение составить формовочную смесь, обладающую пластичностью и податливостью, а также прочностью. На этом процесс работы над скульптурой еще не заканчивается. Художественная ценность литой скульптуры проявится только после обработки ее мастером вручную. Каслинские отливки обладали художественными и пластическими качествами. Это объясняется следующими факторами. Высоким качеством чугуна, способного выявить и передать мельчайшие детали; особенностям лепки скульптурного оригинала. Особое неповторимое природное качество формовочных каслинских песков –так же немаловажный фактор успеха. И третьим условием стало неповторимое мастерство каслинских умельцев, превративших тяжелый чугун в тончайший, как черный воск, пластический материал.

В 1978 году «Каслинский чугунный павильон» по решению ЮНЕСКО был отнесен к уникальным художественным памятникам мирового значения. В том же музее в настоящее время в одном из залов находится и жанровая композиция «Девочки-грибницы» по мраморной скульптуре Ф.Ф. Каменского, показанной в Санкт-Петербурге на первой выставке передвижников.

«Работа – она штука долговекая, человек умрет, а дело его останется» , – писал Бажов о каслинских мастерах. Работа мастеров каслинского завода продолжает радовать нас в скульптуре «Девочки-грибницы», которая стала визитной карточкой нашего города.

3.Усадьба Золино.

Деревня Золино расположена всего в 12 километрах от города Клин, а старинная усадьба находится в 500 метрах от деревни. Место для строительства усадьбы ее основатели выбрали очень удачно - на возвышенности, над прудом. В ближайших окрестностях очень мало деревень. Каждый элемент усадебного комплекса был тщательно продуман и учитывал особенности местного рельефа.

Старинная усадьба Золино основана в 18 веке. Она была связана с жизнью и деятельностью князей Пожарских. С 1715 года усадьба принадлежала генерал - поручику Сергею Алексеевичу Всеволожскому. Вскоре усадьбу приобрел бригадир Петр Николаевич Алмазов. Последним владельцем усадьбы Золино был известный золотопромышленник Дмитрий Алексеевич Чернядев. Он был хорошим знатоком промышленного производства, увлекался археологией. Золино служило ему летней резиденцией для приема гостей, отдыха и охоты.

Главный дом усадьбы был построен в 1738 году. Колонны дома были отлиты из чугуна промышленного производства. Перед домом находилась парадная часть парка – здесь были красивые газоны, клумбы с цветами, разные произведения искусства, в том числе и знаменитые скульптуры «девочка-грибница» и «Пастушок». В парке были два больших пруда. В 1880 году в усадьбе произошел сильный пожар. Сгорело жилое здание управляющего усадьбы.

С 1936 по 1941 год в Золино был дом отдыха рабочих фабрики «Клинволокно». Во время Великой Отечественной войны в усадьбе размещался госпиталь. После окончания войны и эвакуации госпиталя в здании усадьбы была открыта неврологическая лечебница. В течение многих лет здание приходило в упадок, постепенно разрушалось и долгие годы находилось в запустении. В начале 2000-х годов все остатки усадебных построек были снесены, территория очищена.

Сегодня на территории бывшей усадьбы Золино сохранились вековые дубы, старые липы, лужайки. Усадебный парк сейчас восстановлен: произведена санитарная чистка леса, «подлечены» старые деревья, очищены пруды. К территории бывшей усадьбы ведет аллея из стройных березок и плакучих ив.

4.Легенда усадьбы Золино.

Существует много разных легенд о появлении образа скульптуры «Девочки-грибницы».

Прообразом скульптуры стала обыкновенная маленькая девочка. Точно не известно, кто была эта девочка. По одним преданиям – простая деревенская девчушка, любившая собирать грибы. По другим – дочкой владельца усадьбы Дмитрия Алексеевича Чернядева, которая ушла в лес по грибы и не вернулась. В память о дочке он заказал у своего друга Ф.Ф.Каменского изваять скульптуру маленькой грибницы.

Я хочу рассказать самую известную легенду.

Эта история произошла в жаркий летний день.

Как-то раз одна деревенская девочка пошла в лес по грибы. Увлекшись сбором грибов, она не заметила, как оказалась далеко от дома. Вдруг налетел сильный ветер, и разразилась страшная гроза. Девочка успела спрятаться под ветками огромной ели. У владельца имения был сын. После грозы юноша пошёл в лес прогуляться вместе с охотничьей собакой. Убежав от своего хозяина глубоко в чащу, собака стала сильно лаять. Молодой человек, приподняв ветку ели, нашел маленькую промокшую девочку с корзиночкой грибов.

Девочку привели в господский дом, её напоили горячим чаем, а затем, проводили в родную деревню. В это время у хозяина имения гостил известный скульптор. Увидев маленькую грибницу, выжимавшую подол платья, Чернядев попросил своего друга создать скульптуру девочки. Через некоторое время в парке усадьбы Золино появились две чугунные скульптуры: «Девочка-грибница» и «Мальчик-пастушок». После революции «мальчик-пастушок» исчез, а «Девочка – грибница» оказалась на дне одного из прудов. Как она там оказалась никому не известно. Старожилы предполагают, что ее специально спрятали на дне пруда. Только в 1935 году «Девочка-грибница» вновь была представлена людям. Ее перевезли в Клин и установили в центре города в сквере, у Торговых рядов. В 1990-годы скульптуру несколько раз хотели украсть. Тогда её поместили в краеведческий музей, а в сквере установили бронзовую копию.

5.Современная «Девочка-грибница».

«Клинская Аленушка» - так многие клинчане называют скульптуру. Она является «Визитной карточкой» нашего города. Многие клинчане помнят фигурку девочки, утопающей в море цветов. Сама скульптура была выполнена в цвете. Девочка была одета в яркий сарафан, цветную сорочку. Русые волосы собраны в косу. У ног девочки лукошко с грибочками, шляпки которых окрашены в разные цвета. На лукошко наброшен платочек.

Сейчас «Девочка-грибница» представлена в новом исполнении – чугунном, стоящей в центре фонтана.

22 декабря скульптуру «Девочка-грибница» демонтировали для реставрации. При закрытии фонтана на зиму у знаменитой скульптуры обнаружилась трещина. «Девочку-грибницу» клинчане увидят только весной, но зато обновленной.

28 декабря, в сквере торговых рядов на Советской площади на месте скульптуры «Девочка-грибница» появился воздушный световой арт - объект в виде елки. Уже к вечеру она засияла и преобразила старый центр Клина, создав новогоднее настроение его жителям.

Заключение

Таким образом, моя научно – исследовательская работа содержит собранную из различных источников информацию, связанную с историей создания скульптуры «Девочка – грибница».

Моя работа может использоваться на занятиях внеурочной деятельности по краеведению по курсу «История Клинского района».

Библиографический список использованной литературы и электронных ресурсов.

  1. Города Подмосковья, кн.2, М. 1980г.
  2. Клинский край. Учебное пособие. Клин, «Арт - Сити», 2005г
  3. Павелко В. «На северо-западе от Москвы», М. 1971 год.
  4. Подъяпольская Е.Н. «Памятники архитектуры Московской области. Иллюстрированный научный каталог», М. 1999 г.
  5. Юдин В.С. «Край наш Клинский», Клин, 1999г.
  6. www.valuh.livejournal.com
  7. www.cdb-klin.ru
  8. www.klincity.com

< Заказ золотопромышленника, или Легенда усадьбы Золино. >

Отъехав с десяток километров к востоку от старинного подмосковного города Клина, можно оказаться в бывшей старинной усадьбе Золино. От самой усадьбы сохранилась лишь въездная берёзовая аллея да запущенный парк с двумя прудами. Деревянный главный дом сгорел в лихие 1990-е.

В 1893 году новым владельцем усадьбы стал сибирский золотопромышленник Дмитрий Чернядев. При нём усадьба получила вторую жизнь. Именно тогда появилась берёзовая аллея, а в парке высажены липы.

Как гласит «семейное предание», поведанное в одной клинской краеведческой книжке, эта история произошла летом. Как-то раз одна местная деревенская девочка пошла по грибы в лес. Увлёкшись сбором грибов, она не заметила как подошла туча и разразилась страшная гроза. Девочка едва успела спрятаться под разлапистой елью.

У владельца имения был старший сын. После грозы мальчик пошёл прогуляться по лесу вместе с охотничьей собакой. В лесу они и повстречали девочку-грибницу, стоявшую рядом с полным лукошком грибов и выжимавшую подол, промокший уже не столько от дождя, сколько от мокрой травы.

Мальчик-охотник проводил девочку-грибницу в господский дом, где её напоили горячим чаем, а затем, пообсохшую, отпустили в родную деревню.

В это время, как гласит легенда, у Чернядева гостил известный скульптор Фёдор Каменский. Возможно, промышленника и скульптора объединял интерес к археологии, которой оба увлекались. История с девочкой-грибницей так умилила их, что хозяин попросил Каменского запечатлеть в скульптуре эту историю.

Через некоторое время в парке усадьбы Золино появились две чугунные скульптуры: «Девочка-грибница» и «Мальчик-охотник».

Вот такая легенда. Красивая, но правды в ней немного, кроме той, что в Золино, действительно,находилась «Грибница» и вторая скульптура, которая называлась, видимо, не «Мальчик-охотник», а «Мальчик-пастушок». После революции 1917 года «Мальчик» бесследно исчез. А судьба «Девочки» оказалась счастливее. Её перевезли в Клин и установили в сквере в центре города, у Торговых рядов.

В 1990-годы скульптуру несколько раз хотели украсть. Тогда её, чтобы не было больше таких соблазнов, поместили в краеведческий музей, а в сквере установили бронзовую копию. Ныне «Девочка-грибница», которую клинчане ласково прозвали Алёнушкой, – одна из главных достопримечательностей Клина.

< «Крёстная мать» из Мариинского дворца. >

Вопреки золинской легенде, «Девочка-грибница» появилась отнюдь не в 1890-е годы, а значительно раньше. Идея скульптуры возникла в 1869-1870 годах, во время кратковременного пребывания скульптора Каменского в России, когда он, видимо, сполна отвёл душу на тихой охоте в лесах под Петербургом. Следует сказать, что Фёдору Фёдоровичу само место рождения предначертало грибную тему. Дело в том, что его отец был лесничим при Санкт-Петербургском лесном и межевом институте, поэтому Фёдор родился при лесных угодьях института в местечке Лесное под Питером и детство его было тесно связано с лесом. Да и родился-то он в самый пик грибного сезона – 21 августа (2 сентября) 1836 года. Как приятно в свой день рождения срезать боровики в корзину!

И вот он вновь в родных местах! Это время было самым счастливым в жизни скульптора. Вернувшись на родину после долгой творческой командировки в Италию, он привёз оттуда не только свежие работы, но и невесту, 19-летнюю Екатерину Есимонтовскую, дочь малороссийского дворянина Суражского уезда, которая, каким-то образом оказавшись во Флоренции, стала моделью для его работ «Вдова» и «Первый шаг». Молодая красавица, разумеется, легко вскружила голову 33-летнему скульптору, и вернувшись в Россию в 1869 году, они поженились. В 1870 году Каменский вновь на три года отправился во Флоренцию. Взял он с собой и эскиз будущей «Девочки-грибницы».

В те годы во Флоренции постоянно жила великая княгиня Мария Николаевна, дочь Николая I, президент Императорской Академии художеств. Именно в её честь назван знаменитый Мариинский дворец в Санкт-Петербурге. Однажды, будучи в мастерской Каменского, она обратила внимание на эскиз «Грибницы». Он ей так понравился, что она и заказала скульптору изваять скульптуру.

< «Девочка-грибница» и «Охотники на привале». >

Явление «Девочки-грибницы» народу произошло 17 (29) ноября 1871 года в Санкт-Петербурге. В этот день в Императорской Академии художеств открылась первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Это была самая большая художественная новость в России, «особенная и небывалая». Всего было выставлено 46 произведений живописи и лишь одна скульптура – «Девочка-грибница» Фёдора Каменского, которая тогда получила название «По грибы». Исключение для скульптуры было сделано, без сомнения, по воле великой княгини Марии Николаевны.

И в каком же окружении стояла наша грибница? Вот лишь некоторые произведения живописи, ставшие русской классикой: «Грачи прилетели» Саврасова, «Охотники на привале» Перова, «Майская ночь» Крамского, «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Николая Ге.

Знаменитый критик Стасов в статье о выставке передвижников так написал о произведении скульптора:

«Для полноты отчёта следует упомянуть ещё о гипсовой статуе г. Каменского «По грибы». Тут представлена маленькая русская девочка, которая поставила наземь свой кузовок набранных грибов и, вероятно замочив низ сарафанчика, переходя вброд, выжимает из закрученного подола воду. Головка не лишена грации и русской типичности, но вообще эта статуэтка не совсем удовлетворительна и по позе, несколько деревянной, и по малому интересу мотива, и, наконец, по плоским ногам и пр.; кто не знает, какие пухлые, милые ножки бывают у детей этого возраста? Наконец, хотелось бы спросить: неужели весь свой век г. Каменский будет только и делать, что немножко кисленьких женщин да немножко сладеньких детей? Мы признаем за г. Каменским талантливость и желали бы ему уберечься от монотонии и крайней односторонности.»

Вот так появилась на свет наша грибница – с благословения великой княгини, в гипсовом исполнении, в окружении шедевров великих живописцев и под критическими стрелами художественной критики. Затем скульптура была изваяна в мраморе и, согласно словарю Брокгауза и Ефрона, находилась в Эрмитаже.

После Петербурга первая выставка передвижников экспонировалась в Москве, Киеве и Харькове. Когда Каменский, получив мизерный дивиденд со сбора выставок, узнал, что его «Девочка» оценена в 15 рублей, возмущению его не было предела. Он написал письмо в правление Товарищества передвижников: «Считая оценку моей статуи «Грибница» в 15 рублей совершенно ни с чем не сообразной и в ущерб моим интересам, я возвращаю в правление Общества те 2 рубля 50 копеек, которые мне были выданы в виде дивиденда, пропорционального стоимости моей статуи, со сбора за прошлые выставки, и при этом замечу, что я выставлял не работу формовщика, а художественное произведение».

Закончился этот конфликт разрывом отношений с Товариществом.

< Это страшное слово «Свобода», или пионер «Чистой воды». >

1872-73 годы стали роковыми для Фёдора Каменского. В 22 года умирает жена. Происходит разрыв с Товариществом передвижников. Академия художеств отказывает ему в присуждении звания профессора. И в довершение ко всему – «царская опала».

В атмосфере послереформенной России, когда страна училась жить в условиях свободы, Каменский создал одну из самых знаменитых своих скульптур «Первый шаг, или Мать, учащая своего ребёнка ходить». Александру II идея скульптуры понравилась и он заказал скульптору сделать в Италии мраморную копию для Эрмитажа. Но камнем преткновения оказалась небольшая, но существенная деталь – это детский паровозик у ног ребёнка. На паровозике было написано слово «Liberty», то есть «Свобода»!

Как развивался конфликт, не совсем ясно. То ли Каменский отказался убрать надпись на мраморной копии, то ли её обнаружили слишком поздно. Короче, Александру II это слово не понравилось. Одно дело аллегория на тему свободы, другое дело – само слово «Свобода». Кроме того, Каменского заподозрили в связях с революционерами: в Италии он, кстати, тесно общается с Герценом и становится убеждённым социалистом и противником самодержавия. Верховная власть, до этого благоволившая скульптору, отвернулась от него.

В этих условиях Фёдор Каменский решил покинуть Россию. Он отправляется с маленькой дочкой в Америку и начинает жизнь с чистого листа. Сначала работает фермером в Канзасе. Здесь он встречает свою вторую жену – рыжеволосую красавицу-швейцарку. В 1881 году новая семья переезжает во Флориду, в местечко с красивым названием Clearwater («Чистая вода»), расположенное на берегу моря. Здесь в то время жило только 16 семейств. В этом райском уголке Федор Каменский, по сути, становится основателем города Clearwater, население которого ныне превышает 100 тысяч человек. Он строит первый настоящий городской дом – трёхэтажную гостиницу. Позднее его племянник Иван Филиппов, вызванный дядей из России, построит здесь всю основную городскую инфраструктуру: здание городского управления, банк, гостиницу, кинотеатр и другое. В этом городе на местном кладбище Фёдор Каменский и упокоится в 1913 году, рядом со второй женой. В некрологе местная газета назовёт его пионером города.

До 1889 года Фёдор Каменский жил в США под чужим именем. О том, что он был известным российским скульптором, никто не знал. Ни в фермерстве, ни в гостиничном бизнесе он не преуспел, а разросшуюся семью (кроме дочери от первого брака, появилось ещё трое детей) надо было как-то содержать. Ему хотелось вернуться в большое искусство.

Однажды он рассказал свою драматическую историю американскому журналисту. Через некоторое время в крупных американских газетах появились сенсационные статьи, в которых говорилось, что во Флориде обнаружен знаменитый русский скульптор, который был изгнан из России царём из-за слова «Свобода», что он вынужден был скрываться под чужим именем, забросить профессию и влачить бедственное существование... Среди его самых известных произведений упоминалась и «The Mushroom Girl».

Громкие статьи в газетах сделали своё дело – Каменского заметили. Он вернул себе настоящее имя и получил американское гражданство. Его пригласили на профессорскую должность в Американскую школу искусств в Нью-Йорке. В этом же году он выигрывает конкурс скульптурных проектов для Капитолия в Канзасе.

Как только жизнь стала налаживаться, то Каменский сразу вспомнил о России, которую любил всем сердцем. Он стал интересоваться, что происходит на родине, налаживать связи.

По иронии судьбы, свидетелем этого интереса стал Пётр Ильич Чайковский, последние годы которого были тесно связаны с Клином. Чайковский даже однажды побывал в гостях в усадьбе Золино, но ещё до того, когда там появилась «Девочка-грибница» (в 1886) и оставил короткую запись в своём дневнике: «Великолепный дом. Большой парк». В 1891 году Чайковский гастролировал по США. Вот запись из дневника великого композитора от 10 (28) мая: «Позднее появился известный скульптор Каменский, не знаю отчего уже 20 лет в Америке проживающий... Поставил меня в тупик, попросив рассказать всё, что я про теперешнюю Россию знаю...»

< Триумф в Париже. >

Энергичный Каменский настолько быстро восстановил связи и влияние в России, что уже в 1893 году становится руководителем художественного отдела русского павильона на Всемирной выставке в Чикаго. Видимо, в период этих контактов он побывал в России и договорился об отливке «Девочки-грибницы» на Каслинском заводе. Одна чугунная копия поступила в имение Золино, а другая попала на Всероссийскую художественно-промышленную выставку 1896 года в Нижнем Новгороде. Она украшала вход в ажурный чугунный павильон Каслинского завода. Это был российский триумф каслинского литья. Оно получило высшую награду: право ставить на изделиях клеймо с государственным гербом России (двуглавым орлом).

Ещё больший, международный триумф произошёл четыре года спустя, в 1900 году, на Всемирной выставке в Париже. Там каслинский павильон произвёл настоящую сенсацию. Президент Франции даже хотел купить чудо уральских мастеров за 2 миллиона рублей. Каслинское литье получило высшую награду выставки – Гран-при и Большую золотую медаль. Не обойдена вниманием и наша «Грибница», которая также, как и в Нижнем, украшала павильон. Она так очаровала парижан, что ей присудили Большую серебрянную медаль.

Ныне девочка-триумфаторша, так же как и её клинская усадебная сестричка, находится в музее. В городе Екатеринбурге.

< Заключение. >

Скульптура «Девочка-грибница» удивительна историей своего создания и своей судьбой. Не менее удивительна жизнь отца «Грибницы» - скульптора Фёдора Каменского. «Девочке-грибнице» скоро уже исполнится полуторавековой юбилей. Она старше Статуи Свободы (1876) и опекушинского памятника Пушкина (1880). Значительно старше знаменитой Русалочки (1913) – символа Копенгагена. «Девочка-грибница» достойна большего внимания! Она не только символ и талисман города Клина. Она – один из символов России.

Клин — небольшой город, расположенный в семидесяти километрах от Москвы. Добраться до него можно довольно просто как железнодорожным транспортом, так и автомобильным. Город, несмотря на свои скромные размеры, обладает впечатляющим историческим прошлым.

Археологами доказано, что Клин – одно из древнейших поселений Московской области. Это не удивительно, поскольку эта территория являлась пересечение крупных торговых путей, что способствовало активному освоению земель и образованию населенных пунктов. Как возникло название не известно. Возможно, от применяемого в народе слова «клин», что означает земельный участок, полоса леса либо от протекающей на территории города реки Сестры. Ее острая лука или иначе, клин, могла дать название городу.

Современный город за последнее время стал чистым, гостеприимным к туристам. В нем есть старинные постройки, усадьбы, памятники, церкви, соборы и фонтаны. А также уделяется большое внимание архитектуре и детским лагерям.

Достопримечательностей в этом подмосковном городе много, несмотря на его небольшие размеры.

Этот исторический памятник был возведен еще в XVI веке и дожил до наших дней. Два самые важные святыни, которые находятся в Успенском соборе это частица животворящего креста Христова и икона Пресвятой Богородицы. Здесь можно увидеть частицы мощей святителей Филиппа и Петра.

В 2011 году рядом со звонницей был возведен памятный крест, а на мемориальной доске написаны имена священнослужителей XVIII-XX веков. Этот архитектурный памятник на сегодняшний день самый посещаемый в городе.

Адрес: улица Папивина- 18/1.

Построена в начале XVIII века. Именно здесь укрепилась традиция отмечать праздник в день Антипасхи, в то время, когда в других церквях проходят песнопения и пасха.

В 1930-х годах церковь отобрали у верующих и передали под поварское училище. А ближе к концу XX века частями передавалось обществу, пока в новом тысячелетии его окончательно не вернули Православной церкви. Службы здесь проходят каждый воскресный день и праздник.

Адрес: Советская площадь- 31.

Это архитектурное здание начали строить еще в начале XIX века, и в течение 30 лет наконец-то построили. Крыша собора сделана из железа, а пол каменный, престол и жертвенник деревянные. Собор находится в самом центре города. В 30-е годы прошлого столетия здание собора перешло государству, и было перестроено под столовую. А в 2008 году оно снова отошло Православной церкви, правда, в ужасном состоянии, которое требовало капитального ремонта.

Собор привлекает своими золотыми куполами, красивой настенной росписью и иконами.

Адрес: Советская площадь- 18.

Является одним из старейших музеев России, и был открыт после смерти композитора. В нем сохранилась библиотека Петра Чайковского, его архив и личные вещи. Музыкальный музей содержит много вещей из окружения композитора, а также вещи его отца.

Территория этого исторического памятника оснащена парком, флигелем с экспозицией, которая посвящена его лучшему ученику Сергею Танееву. В музее находится концертный зал, аудио зал и два выставочных зала. Особое место в музее отводится роялю. Именно здесь и были созданы многие его произведения, такие как: «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Иоланта» и другие. После Великой Отечественной войны усадьба сильно пострадала, но, к счастью, реставрационные работы помогли вернуть усадьбе первоначальный облик. В здании музея-усадьбы в настоящее время располагается и филармония.

В парке стоит памятник русскому композитору, изображенному сидящим на скамейке в задумчивости и читающий книгу. Памятник очень популярен не только среди поклонников творчества композитора, но и среди обычных туристов или горожан.

Адрес: улица Чайковского- 48.

В конце прошлого века в городе был открыт дом-музей писателя Гайдара. Этот исторический памятник хранит в себе его фотографии, книги, вещи и предметы быта, связанные с его творческой натурой.

Экспозиция музея знакомит туристов с его творчеством, написанным в этом городе, проходит видеопоказ известных литературных произведений, так как: «Чук и Гек», «Сказка о Мальчише-кибальчише», «Тимур и его команда» и др.

Для детей предлагаются мероприятия, связанные с любимыми праздниками детства писателя, посиделки и путешествия в страну Гайдара, а также можно встретить там Новый год с Чуком и Геком.

На территории музея проходят различные мероприятия на свежем воздухе. Театральные программы, игры, песни и хороводы.

Адрес: улица Гайдара- 17.

Музеев в городе много, и один из них прославил русский великий химик Д. И. Менделеев, который жил в деревне Боблово. Здесь можно узнать все о жизни известного Менделеева, вспомнить его научные труды. Территорию музея украшает яркий ландшафтный парк. По величине музей невелик, содержит фотографии химика, его личные вещи и документы, которые можно увидеть в экспозиционном зале.

Одно из самых популярных мест в городе. Посетить музей будет интересно не только детям, но и взрослым.

Месторасположение выбрано неслучайно, поскольку именно в окрестностях Клина были найдены залежи кварцевого песка, необходимого для производства стекла. В девятнадцатом веке был построен стеклодувный цех, первыми изделиями которого были предметы повседневного быта, например, графины, лампы. Позднее с распространением моды на елочные украшения, здесь стали производиться стеклянные елочные игрушки. Здание музея является одним из самых выдающихся зданий города.

В музее 12 залов, в каждом из которых выставлена своя экспозиция, начиная от истории зарождения праздника Нового года и елочных украшений, до самых современных и актуальных тенденций празднования. В стеклодувном цехе можно посмотреть за работой мастеров-стеклодувов, а в художественной мастерской — за работой художников, расписывающих стеклянные игрушки вручную. Особый восторг вызывают мастер-классы, где можно попробовать самостоятельно расписать елочную игрушку.

Адрес: улица Староямская- 4.

Известный клинский рынок был выстроен в конце XIX века из красного кирпича. В те давние времена город находился на пересечении торговых рядов, и здесь можно было найти мясные продукты, бакалею, хлебобулочные изделия, рыбу и многое другое. Тогда рынок занимали деревянные постройки, которые впоследствии пожара были уничтожены.

Сейчас эти ряды напоминают чередующиеся друг за другом теремки с башенками, на которых установлены флюгеры. Представляют большую значимость для города.

Адрес: Советская площадь.

Это здание было возведено еще в конце XVIII века в классическом стиле. Двухэтажный дом стоит на склоне, поэтому со стороны кажется, что он занимает все три этажа. Выглядит богато и эффектно. Здесь всегда находилась почта. В послевоенные годы здание было расширено, а парадный вход перенесли со стороны улицы.

Адрес: Советская площадь- 1.

Представляет собой старинный дом, над которым находится башня с часами. Здание построили в XIX веке, где размещался трактир. В те времена еще не было часов, а сам дом предназначался под коммерческую деятельность.

До Великой Отечественной войны здание отвели под общежитие, а в послевоенные годы до 70-х годов прошлого столетия в нем находились коммунальные квартиры. Дом под часами отлично контрастирует в городе с другими домами и выделяется своими замковыми наличниками на окнах.

Адрес: Советская площадь- 23/1.

Эта усадьба была построена на протяжении XVIII — XIX веков. Расположена в живописном месте. К нашим дням мало что осталось от этого памятника архитектуры и в настоящее время ведутся реставрационные работы по ее совершенствованию.

В настоящее время от усадьбы Демьяново остался лишь остов. Она находится в центре парка рядом с двумя пересыхающими прудами: Святой и Церковный. За усадьбой открывается чудесный пейзаж, окруженный множеством водоемов. Когда-то там можно было чувствовать комфорт, уединение с природой. В настоящее время усадьбой заведует Клинский музей П. И. Чайковского.

Адрес: проспект Танеева- 21.

Жители города ласково именуют ее Аленушка. Первоначально это был не фонтан, а статуя, находившаяся в усадьбе Золино. Автором и скульптором ее был Федор Каменский. Отлитая в восемнадцатом веке из металла статуя, много лет пролежала на дне пруда, была найдена и впоследствии установлена городской площади. Однако и тут она не простояла долго.

Статую украли и сдали на металлолом. К счастью, ее обнаружили. Сейчас она находится в краеведческом музее, а копия украшает собой фонтан на Советской площади. Струи фонтана специально направлены на фигуру, капли воды попадают на ее платье, поэтому-то она и выжимает его. Увидеть скульптуру можно на Советской площади, недалеко от Торговых рядов.

Адрес: советская площадь.

Сам фонтан располагается рядом с шоссе. Для местных жителей этот памятник представляет ценность, но для искусствоведов он вовсе не считается культурной ценностью. На данный момент памятник увеличен в размерах и представляет собой мальчика, держащего крупного осетра, изо рта которого бьет фонтан.

Адрес: улица Гагарина- 5/6.

В заключение можно сказать, что Клин очень интересный город, который собрал в себе множество достопримечательностей и исторических культурных памятников. Любой турист, посетивший этот город, получит массу положительных эмоций и ярких впечатлений.



Рассказать друзьям