Как звучит варган. Что такое варган? Из каких материалов изготовляют варганы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Кукла-мотанка обретает свое второе рождение и становиться популярной. Многие рукодельницы освоили мастерство изготовления подобных изделий.

Тряпичный оберег

История возникновения куклы-мотанки уходит в древние века. Есть мнение, что появилась кукла-мотанка несколько тысячелетий назад, в период когда люди освоили технологию возделывания льна и научились изготавливать текстиль. Она была не просто игрушкой, но и мощным оберегом, сопровождающим человека на протяжении всей жизни. Каждая кукла имела свое предназначение: ляльку клали в колыбель ребенка еще до рождения, оберегала дом, сопутствовала страннику в пути. Славянская традиция изготовления кукол существовала до начала 20 века. Массовое производство игрушек, стало вытеснять тряпичную куклу. Лишь в небольших селениях, где крестьянские семьи берегли традиции рода, мастерство не было утрачено.

Виды кукол и их значение

Куклы мотанки

Название куклы произошло от слова мотать. При изготовлении таких оберегов не использовали ножницы и иголки. Основу составляла скрученная ткань с намотанной нитью. Существовало два типа таких кукол - тряпичная и верёвочная. В современной жизни различают три вида кукол:

  • Игровая, когда не несет магической нагрузки, а является забавой ребёнку.
  • Обрядовая, изготавливают к традиционным праздникам или событиям (рождение, свадьба)
  • Обереговая - было несколько предназначений: охранять здоровье потомства, беречь дом, семью, хозяйство.

У народной магической куклы нет лица, иногда его заменяет крест, символ энергии солнца, единения духовного и телесного.

В одежде обязательно должны присутствовать:

  • юбка олицетворение связи с землёй.
  • рубашка с длинным рукавом- прошлое, настоящее и будущее.
  • платок или косынка взаимодействие с энергией космоса.

Тряпичные талисманы создавались веками, разнообразны по значению и технике исполнения. Главной куклой считалась Берегиня. Поместить мотанку нужно будет в «красный» угол дома. Она охраняла семью от сглаза и порчи, способствовала достатку. Кукла-Колокольчик наряжается в три юбки, потому имеет такую форму. Считается, что она приносит счастье, защищает от болезней. Перевертыш - кукла, представляющая собой 2 сущности - беззаботную девичью и хозяйственную женскую. У неё два подола, когда видна Баба - другая прячется под юбкой, если перевернуть объявится вторая половина. Подобных кукол мастерили девушки на выданье, коли кукла получалась неаккуратной, считалось, что «рукодельница» не готова к замужеству. Популярными были Кувадки.

В древности этот оберег делали, чтобы защитить новорожденного от нечистой силы. Затем куклу сжигали. Позднее этот обряд несколько изменился. Во время родов Кувадки развешивали в доме, подкладывали в колыбель малыша.

Травница - оберег, несущий здоровье, считалось, что она очищает воздух, помогает бороться с болезнями. Её ставили у изголовья хворых. Наполнителем служили травы (полынь, зверобой, мята, душица).

Очистительная кукла-мотанка помогала избавляться от негативной энергетики в доме после раздоров. Такой талисман должен быть в каждой семье. считается Спиридон- Солнцеворот, изготавливали его с кругом в ладонях. Наши предки считали, что он помогает справиться с трудностями, повернуть колесо судьбы в нужную сторону, достичь успехов. Кукла Счастье - амулет для женщин. Малышка ростом всего 5 сантиметров. Одевают её в яркий сарафан, обязательна длинная коса поднятая вверх и направленная к лицу. Приносит удачу, помогает стремиться к достижению цели и не отступать в сложных жизненных ситуациях.

Кукла-мотанка: как сделать?

Кукла-оберег из ткани

Чтобы изготовленная кукла была не просто игрушкой, а обрела магическую силу, следует соблюдать правила при создании:

  • Приступать к процессу нужно в добром здравии, хорошем настроении, спокойной душой.
  • Нельзя применять колющие и режущие предметы. Материю и нить рвут, детали приматываются. Применение иглы допустимо в создании наряда, но заниматься этим нужно подальше от куклы.
  • Желательно использовать лоскуты от ношеных вещей, в которых происходили счастливые события в жизни. Считается, что такой материал несёт светлую энергетику. Детям желательно взять кусочки одежды родителей.
  • Запрещается брать куски одеяния в котором вас преследовали хвори и беды.
  • Внутрь помещаются злаки, согласно их символическому значению.
  • Наполнители берутся натуральные (хлопок, лён, шерсть).
  • — Наматывание производится только в одном направлении - по движению солнца. Нельзя нитки обрывать и отрезать во время работы, необходимой длины кусок готовится заранее.

Чтобы кукла стала оберегом, нужно чётко сформулировать мысль о цели изделия. Имеет значение в какой день осуществлять работу:

  • Чтобы обрести здоровье куклу мастерят на убывающей луне.
  • Полнолуние - время создания куколки на удачу и семейное благополучие.
  • Изобилие и богатые урожаи принесёт кукла, созданная на растущей луне.
  • Запрещено изготавливать обереги в пятницу, воскресенье и праздники.

Изготовить обережную куклу нужно за раз. При наматывании нитки следует учесть, что в изделии допускается только один узелок - на уровне пупка. На руках узлы могут быть сделаны, но только в том случае, если они изготавливаются отдельно, а потом прикрепляются. На одежде мотанки можно сделать магическую вышивку, которая усилит действие оберега.

  • Лист дуба - символ мужественности.
  • Василёк - предотвращает болезни глаз.
  • Ромб - привлекает достаток.
  • Огненный крест - защитит от дурного глаза, предотвратит порчу.
  • Хмель - укрепит здоровье
  • Вишенка - удача, успех

Пошаговая инструкция по изготовлению простой Берегини

Простая Берегиня

Сейчас продаются готовые наборы, в которые входит все необходимое для создания оберега, но необязательно тратить деньги. Пошагово разберём как сделать своими руками куклу-мотанку. Мастерить будем Берегиню.

Для работы потребуются:

  • материал цветной
  • светлая материя
  • красная шерстяная пряжа
  • швейные пряжи
  • злаки
  • картонная полоска
  • монета

Для платья куклы-мотанки кроим из разноцветного материала две детали в виде трапеции, сшиваем боковые швы, не оставляя проймы. Получается труба, зауженная кверху. Вырезаем детали рукава, примётываем по боковым швам, чуть смещая вперёд.

Приступаем к изготовлению головного убора — повойник: вырезаем узкую полоску материи, сшиваем в кольцо, внутрь вставляем картон, чтобы придать форму, поверх одевается косынка. Собрав бисер на нитку - получаем бусы. Вырезаем прямоугольник из бязи и украшаем символической вышивкой.

Из тесьмы мастерим пояс, диаметром больше повойника.

Начинаем изготовление нижней части туловища, для этого используем выкройку платья. Сшиваем края и низ, получаем мешочек. Припуски на швы делаем глубже, чем у платья.

Для головы берём две ленты, одна более узкая. На широкую выкладываем зёрнышко (символ процветания), можно добавить монету (олицетворения богатства) и скручиваем материал в рулон. Сверху наматываем вторую полоску для придания округлости. Если голова получается маленькой, увеличьте длину ленты. Проверьте соответствие размера повойника.

Куклы Берегини

Скрутку расположите по центру белой однотонной ткани, соберите и накрутите под рулончиком красную верёвку — получилась голова и шея. Далее следует намотать магический крест на личико куклы, для чего используем швейные нитки. Центральная вертикаль должна быть чёрного цвета. Берём верёвку и, конец её приставляем слева от шейной обмотки, через затылок выводим к началу. Делаем 8 оборотов, каждый ряд прокладывая плотно к соседнему, чтобы нижняя часть не просвечивала.

Повторяем то же, располагая верёвку справа. Когда закончим вертикальную линию, на середине затылка меняем направление, придерживая угол рукой, производим горизонтальную намотку. Конец обрываем и крючком протягиваем через пряжу, таким образом закрепляем. Подобно делаем зелёную и красную полосы. Далее оформляем тело куклы-мотанки. Заготовку в виде мешочка до половины заполняем зерном, свободные края надёжно приматываем от головы до туловища алой шерстяной нитью. Для прочности сделаем несколько оборотов через низ мешочка.

Надеваем сверху платье и пояс. Приспустив наряд приматываем бюст, которая также мастерится из двух скрученных полосок. На уровне пупа нужно сделать узел и обрываем лишнее. Платье поднимаем до головы и перевязываем несколькими витками. Надеваем повойник, косынку, приматываем фартук. Концы крючком утягиваем под намотку.

Кукла-мотанка готова. Поставьте в передний угол жилища и верьте, что она принесёт благосостояние, защитит от зла.

Мастер-класс по созданию мотанок в разных стилях

Мастер-класс по изготовлению мотанок

Попробуем изготовить самостоятельно другие куклы-мотанки, используя поэтапный мастер-класс.

Лялька Счастье - разновидность мотанки. Для малышки ростиком пять сантиметров потребуется:

  • 2 квадрата изо льна или хлопка(белого или телесного цвета) 10х10 см
  • два кружочка из трикотажного материала диаметром 3 см
  • полоска яркого материала длиной 14 см, высотой 3-4 см
  • лён- для сантехнических работ
  • красные нитки

Начнём с изготовления причёски. Прядь длиной 15 см, расчешем, посредине слабо перевяжем скрученной изо льна нитью. Полоса заготовки шириной не более 3 см.

Создаём тело, скрутив квадрат из хлопка в рулетик. На концы приматываем трикотажные кружки. Складываем валик пополам и отступив от изгиба 1,5 см перевязываем нитью и накручиваем на макушку немного льняного очёса - получаем основу для головы. Помещаем заготовку по центру второго квадрата сделаем пару витков на уровне плеч. Расправляем свободные уголки, края подгибаем внутрь, перематываем — получаются руки. Вымеряем длину юбочки и прикрепляем, одновременно делая сборку.

Лялька Счастье

Прилаживаем волосы. Заготовку холщового очёса надеваем на голову, перетяжкой по центру, расправляем и приматываем к шее. Концы заплетаем в тугую косу, загибаем её наверх и выводим к лицу. Счастье - женская обережная кукла, которая приносит фортуну, помогает не опускать руки в тяжелых ситуациях.

Создание куклы - процесс увлекательный. Имея небольшие навыки, несложно изготовить своими руками Кубышку-Травницу. Прямоугольный лоскут белой ткани 17х15 см складываем вчетверо, края заворачиваем внутрь. Перегибаем напополам и отступив от концов 3 см, наматываем нить. Изо льна (можно взять вату), делаем накрутку, формируя головушку.

Полученную заготовку оборачиваем куском материи (бязь, хлопок) размером 16х16 см. На уровне шеи производим чётное количество витков. Вытягиваем уголки, что образовались по бокам - это будут ручки. Подогнув края ткани, завязываем нитью на уровне запястий. Из двух маленьких квадратных лоскутов делаем грудь, поместив по центру каждого ватный или льняной шарик, материю собираем и перевязываем.

Нить оставляем длинной и приматываем грудь к телу, перекрёстным способом и закрепляем на талии. Кроим круг диаметром 23 см, собираем по краю, но полностью не затягиваем. Набиваем получившийся узелок травами, вставляем тело куклы и крепко приматываем. Одеваем фартук, из тесьмы смастерим повойник и повяжем сверху платок.

Древний тряпичный оберег актуален и в наши дни. Сделанная своими руками, с верой и чистыми помыслами, кукла-мотанка станет вашим талисманом, принесёт удачу, защитит дом от негатива.

Надежда Халимуллина

Какие только куклы можно сделать своими руками : и обрядовые и берегини, и игровые! Я хочу показать, как мы делали игровую куклу-мотанку . Такие куклы родители вместе с детьми делали в нашем семейном клубе «Чудеса творим руками» в детском саду, а также с коллегами на мастер -классе на районном методическом объединении.



Для её изготовления нам понадобится :

Простой карандаш;

Ножницы;

Шаблоны-круги диаметром 35см, 25см, 17см;

Разноцветная цветная ткань для платья, лучше с мелким рисунком;

Белая полоса ткани 30см на 12см;

Синтепон или вата (небольшой кусок) ;

6 резинок (вместо резинок можно просто обматывать нитками, не завязывая) .


1. Обводим по шаблону круги на цветной ткани и вырезаем их.

2. Для платочка вырезаем треугольник (концы для завязывания должны быть длинными) ;

3. Из белой ткани вырезаем полосу 30см длиной и 12см шириной - это будет лицо и руки.


4. На самый большой цветной круг кладём посередине синтепон или вату - это будет голова.


5. Обматываем резинкой.


6. Кругом из ткани другого цвета обхватываем первый слой платья и также обматываем резинкой.


7. Третий круг цветной ткани так же делаем поверх первых двух слоёв и обматываем резинкой.


8. У белой полосы загибаем края вовнутрь.


9. Натягиваем на головку полоску белой ткани и опять закрепляем резинкой.


10. Обматываем ручки на концах – если сильно длинные – отрезаем лишнее.


11. Сверху повязываем платочек-косынку.


Лицо кукле не рисуем : это развивает воображение детей.

Вот наша кукла-мотанка и готова ! Пусть Ваши дети, как и наши, тоже играют с удовольствием!

Создание куклы-мотанки. На сегодняшний день до нас дошло большое количество обрядовых кукол, которые были неотъемлемой частью жизни наших предков. Каждая лялька выполняла свою важную функцию, оберегала дом и всех, кто в нём жил.

В статье:

Как сделать куклу-мотанку - правила

Для того, чтобы , приготовьте необходимые атрибуты:

  • четыре куска белой льняной ткани;
  • цветные прямоугольники (можно взять ситец);
  • разноцветные нити, бусы, тесьма.

Первым делом необходимо подготовить голову для будущей берегини. Для этого возьмите длинную полоску плотной льняной ткани и смотайте так, чтобы получился бочонок.

Сверху готовую голову накройте большим куском белой ткани (квадратной формы). Далее, необходимо сформировать шею куклы. Для этого воспользуйтесь ниткой и сделайте акцент, тем самым закрепив голову. После этого можно сделать узор на лице.

Так как рисовать глаза, нос или рот нельзя, наши предки украшали лицо куклы нитками. Чаще всего это был крест. Он являлся важным столярным символом для наших пращуров. Наматывать нити на лицо нужно очень аккуратно.

Следите за тем, чтобы они ложились рядом, не перепутались, узор должен быть красивым. Если с первого раза не получилось сделать красивый крест, распустите нитки и повторите это действие еще раз.

Украшение на лице может быть различных цветов. Лучше всего использовать золотой, голубой, красный цвета, они будут символизировать достаток, гармонию, любовь. Помните, мотать нитку можно только по движению солнца, количество мотков должно быть нечетным.

После того, как все будет готово, возьмите белую грубую нить и сделайте четкий акцент на шее у куклы. Теперь понадобятся два куска белой плотной ткани прямоугольной формы. Один лоскуток должен быть больше другого.

Из того лоскута, который больше, скручивается туловище. Для того, чтобы она не распустилась, по всей длине можно замотать его грубой светлой ниткой. Из лоскутка поменьше скручиваются руки. На концах они фиксируются при помощи нити.

Крепятся руки к туловищу с помощью нитки, замотать ее нужно обязательно крест-накрест. Сверху на туловище следует примотать голову-бочонок.

Возьмите разноцветные лоскутки, которые были приготовлены для платья. Одежду для будущей берегини можете создать сами. Помните, главное - это наличие длинной юбки и фартука.

На голову кукле можно надеть платок, на шею повесить бусы, пояс украсить тесьмой. Одежду можно заранее украсить вышивкой. Но помните, это нужно сделать до того, как начнете делать саму куклу (чтобы она не получилась колотой).

Как заговорить оберег

Довольно часто люди самостоятельно заговаривают готовые обереги или делают это в процессе работы. От того, что будете говорить при создании ляльки, будет зависеть, какими свойствами она будет обладать.

Если не можете найти подходящих слов, воспользуйтесь уже готовыми заговорами. Часто обереги создают для того, чтобы она защищала семью от болезней и невзгод. Поэтому для стандартной куклы-мотанки подойдет такой заговор:

Заря-Заряница, красная девица, сама мати и царица. Светел месяц, ясны звезды — возьмите у меня бессонницу, бездремотницу, полуношницу. Заря-Зареница, среди ночи приди ко мне хоть красной девицей, хоть матерью царицей и сложи с меня (имя) и отведи от меня окаянную силу, все хвори невзгоды. Ныне и присно, и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Если будете использовать этот заговор, то изготовление куклы-мотанки превратится из простой забавы в настоящий ритуал, и сможете наполнить будущий оберег необходимыми магическими свойствами. Помните, что все, что вложите в свою берегиню, вернется обратно.

Нередко для того, чтобы направить энергию хранительницы в нужное русло, наши предки выделяли ей особый уголок в доме и складывали туда вещи, которые бы символизировали их желания.

Так, например, если хотите получить прибыль, к берегине можно положить монетку, если ребенка, то примотать к ручкам куколки младенца (делать нужно тоже самостоятельно) или сделать очень длинный фартук, который являлся символом плодородия. Каждая хозяйка может самостоятельно видоизменять куклу и наполнять ее новыми магическими свойствами.

или Негармоничный инструмент, творящий гармонию

Одна из самых волнующих умы варганистов тем касается зарождения звука варгана и появления обертонов. Обсуждения на форумах и в соцсетях, касающиеся этого вопроса, неизменно собирают множество дискутирующих, причем количество мнений нередко превышает число участников обсуждения. Поэтому я тоже решил высказаться по данному вопросу, хотя рассматриваемая тема и не имеет прямого отношения к исполнительству на варгане.

Строго говоря, предлагаемая "теория" зарождения варганных обертонов не является таковой, и тема ещё ждет своего исследователя. Предлагаемый материал это скорее гипотеза, однако подтвержденная расчётами, основанная на тщательном изучении физики процесса аналогичных явлений и подкрепленная наблюдениями и опытами. Она может оказаться не совсем точной, однако в любом случае способна направить исполнителя в правильное русло по управлению обертонами.

В этой статье мы рассматривает только свободные колебания.

Звук - это колебания, распространяющиеся в воздухе вокруг от источника звука. Начнём с такого понятия как чистый тон. Это такой звук, который не имеет призвуков, только одну составляющую. Однако такого звука природного происхождения не существует. Он может быть получен лишь с помощью электронного генератора тона и представляет собой правильную синусоиду. Все звуки в природе можно разделить на тональные и атональные. Например, гром, цимбалы, шейкер, тарелка ударной установки - это звуки, в которых трудно выделить тон, т.е. они нетональные. В то время как звучание голоса и большинства музыкальных инструментов - тональные: они имеют основной тон, но кроме него - призвуки, "окружающие" этот тон и придающие ему неповторимый тембр. Эти колебания называются сложными и их график отличается от синусоиды. Вот для примера звуковая волна исполнения на варгане якутского виртуоза Спиридона Шишигина:

Однако сложные колебания можно разложить на простые, такой метод называется фурье-анализом и, назван так по имени французского математика Ж.Фурье (1768-1830), впервые применившего его для анализа колебаний. Суть состоит в том, что сложное колебание, на рисунке изображенное красным, представляется суммой ряда (как правило, очень большого числа) простых колебаний, которые называются "гармониками". На рисунке их изображено всего несколько, и они нарисованы черными линиями. Соответственно можно сделать и наоборот - электронно сгенерировать ряд простых гармоник, совместить их вместе и получить сложный звук.

Гармоники

Гармониками называют призвуки, кратные натуральным числам и образующие следующий, так называемый натуральный или природный звукоряд: 1f, 2f, 3f, 4f, 5f, 6f, … где f - это частота базового тона.

Обертоны

Все колеблющиеся тела имеют определённые частоты собственных колебаний, и эти тела одновременно колеблются на частотах этих колебаний. Иногда говорят, что колеблется не только сам предмет, но и его отдельные части.
Поскольку этот момент рассуждений обычно вызывает наибольшее количество споров и несогласий, я приведу ЧЕТЫРЕ аргумента в пользу существования таких сложных, состоящих из гармоник колебаний язычка:
1. Математическое доказательство существования - здесь мы сразу углубляемся в работу .
2. Можно почитать про возникновение обертонов в музыкальных инструментах во множестве работ. Например .
3. Наличие флажолетов. Отличным доказательством существования гармоник в струне являются так называемые флажолеты. Выглядит это так: например, на середину колеблющейся струны ставится палец, который глушит самую длинную волну, колеблющую всю её целиком, но более короткие волны (гармоники), колеблющие половину, треть, четверть и.т.д. остаются и продолжают звучать. В результате мы слышим, как меняется тон. На аудио примере вы можете послушать, как звучит варган, если сделать флажолет на середине длины язычка, а затем на 1/3.

This text will be replaced


4. Наконец, можно воочию посмотреть наличие сложных колебаний на замедленном видео (автор: Р?ng Van Khai Nguyкn). Конечно, там видно только самые крупные колебания, для более точной визуализации потребуются гораздо более сложные видеосъёмки.


Вдобавок, можно убедиться теоретически. Давайте обратиться к классической теории изгиба Эйлера - Бернулли


Это уравнение собственных колебаний динамически нагруженных балок, которое имеет бесконечно много решений. Физический смысл заключается в том, что теоретически, тело имеет бесконечное количество свободных колебаний, аналогично тому, как в звуке варгана бесконечное число обертонов. Иными словами происходят одновременные колебания на разных частотах. Упростив это уравнение (см. ), мы получим формулу для расчета собственной частоты, где k - это её номер, или номер призвука, если мы говорим о звуке:


Собственно, это и есть бесконечное количество обертонов, которое производит тело, и здесь важно отметить,
что не все эти призвуки или обертоны являются гармоническими.
Появление обертонов, так мы для простоты будем называть гармонические призвуки, обычно объясняют на примере струны.

Идеальная вибрирующая струна производит колебания с базовой частотой и всеми гармониками этой частоты. Частоты гармоник равны:

Вторая f2= 2*f1
Третья f3=3*f1 и.т.д

Иными словами, мы получаем натуральный, гармонический звукоряд - идеальный чистые обертоны. Если вас интересует подробнее как получается такой звукоряд у струн, можно почитать здесь , а мы перейдем к нашему инструменту.

С варганом же всё намного сложнее! Дело в том, что его колеблющийся элемент, - язычок, является консольной балкой. Так называют тела, закрепленные не с двух сторон, как струна, а с одной, и это крепление жесткое. Такие предметы при колебании порождают собственные негармонические моды (собственные колебания) . Они выглядят так (на анимации сначала показана струна, а затем консольная балка):

Первая f1 = f1 (это базовая частота)
Вторая f2= 6,27*f1 (в гармоническом ряде это f2= 2*f1)
Третья f3=17,55*f1 (в гармоническом ряде это f3=3*f1)
Четвёртая f4=34,39*f1 (в гармоническом ряде это f4=4*f1) и.т.д


Получается, что частоты собственных колебаний прямоугольной на виде сверху, тонкой стальной полоски, защемленной с одного края, не дают гармоник!
Однако давайте замерим спектр звуковых колебаний, порождаемый такой пластинкой:


Мы видим, что сложная звуковая волна состоит из ряда частичных тонов, показанных на графике отдельными пиками. Собственно, это и есть "новорожденные" обертоны нашего варгана! Если сравнить их частоты с базовым тоном, то можно с удивлением обнаружить, что негармонически колеблющаяся балка порождает звуковую волну с частичными тонами очень близкими к гармоническим. Из-за чего это происходит? Этот вопрос ещё ждет своего исследователя. Мое грубое предположение - колеблющаяся пластина не просто создаёт зоны разряжения и давления своими колеблющимися частями, но и рассекающие воздух колеблющиеся её кромки создают звуковые волны, и кроме того массу вихрей, также порождающей призвуки. Суммируясь, они дают сложный звук, содержащий как гармонические, так и не гармонические призвуки.

Как бы то ни было, эту негармоническую составляющую мастера варгана уменьшают за счет подбора профиля язычка, наличия колена и других конструктивных мер. Вот посмотрите, как отличаются обертоны двух язычков (они оба записаны без варгана и настроены на один базовый тон):

1. Синим цветом показаны колебания плоской трапециевидной полоски. Язычка, у которого ещё не загнуто колено.
2. Зелёным цветом колебания готового варганного язычка, который вынули из варгана.


А теперь посмотрим, что происходит с обертонами, если язычок вставить в варган, а затем приложить его ко рту человека:


Мы видим, что обертоны работающего в варгане язычка немного смещаются, причем становятся ещё ближе к гармоничным. Человек только усиливает эти обертоны (подробнее об этом ниже).

Звук варгана

Звук варгана рождается в рабочем зазоре. Язычок варгана, имеющий по краям остро заточенные кромки, колеблется относительно рамы (дек), также имеющих острые кромки, находящиеся на весьма малом расстоянии от кромок варгана. Язычок, перемещаясь относительно рамы, порождает периодические затухающие звуковые волны, являющиеся, по сути, последовательностью меньшей и большей плотности воздуха. Рожденная таким образом звуковая волна является сложной, т.е состоит из огромного количества гармоник, сложенных вместе.

На этом видео с помощью дыма визуализировано появление звуковых волн. В определённые моменты видно, как в четырёх направлениях (на самом деле звуковая волна идет во все стороны) расходятся струи дыма, влекомые воздушным потоком с вихрями.


Внутри этик потоков и вихрей множество звуковых волн разной частоты, суммируясь, производят сложный, богатый обертонам, "гудящий" звук варгана, содержащий гармоники натурального звукоряда.

Усиление звука варгана

Дальше звук варгана попадает в резонаторную камеру, которую мы делаем ротовой полостью*. Сама эта полость не может производить никакой звук, ни сложный, ни простой, для этого там нечему колебаться. Эта полость может только с помощью акустического резонанса выделить какую-либо частоту, уже имеющуюся в звуке. Подбирая её объём, мы можем вызвать резонанс на одной из гармоник (на одном из призвуков, на одном из обертонов, здесь это практически синонимы), сделав его громче. Но это именно акустический резонанс, никакого резонанса отдельных частей язычка не происходит (см. рисунок выше).

Варганная гамма

Усиленные вышеописанным образом обертоны и составляют "варганный лад", благодаря которому исполняются варганные произведения. Насколько эти ноты соотносятся со звукорядом, принятым в современной музыке? Этот вопрос весьма часто волнует начинающих варганистов, и в более ранней редакции этого пособия я приводил таблицу соответствия. Но сейчас мне кажется это неактуальным. Лучше воспринимать наш варганный звукоряд как самодостаточную гармоничную вещь, ведь практически все народные исполнители, не привязанные к хроматически настроенным инструментам, исполняют свою музыку в своих традиционных ладах, которые трудно перевести в европейский равномерно темперированный звукоряд, и ведь прекрасно получается! Так же и варган, он отлично исполняет подходящие для него мелодии. Достаточно знать, что варганный лад похож на мажорный. Поэтому, мы не будем подробно останавливаться на теоретических моментах, и лишь приведем для справки рисунок соответствия гармоник и нот традиционного европейского звукоряда (кликните для увеличения) .

Древнейший язычковый музыкальный инструмент
Русское название «варган» произошло от старославянского «Варги» – рот, уста. В разных уголках мира можно встретить также другие названия этого инструмента: комуз – на Алтае, хомус – в Якутии, дрымба – на Украине и Беларуси, кубыз – в Башкирии, маультроммель – в Германии, миккури – в Японии, кумбинг – на Филлипинах, коу ксианг – в Китае, мунхарп – в Норвегии, морчанг – в Индии.
Примечательно, кстати, что практически во всех этих странах варган считается народным музыкальным инструментом, отличается от других по форме, материалу и технологии изготовления. Это говорит о том, что изобретался варган везде независимо, благодаря чему каждый отдельный инструмент обладает набором неповторимых, присущих только ему характеристик.
Неизменным же с древних времен и до сих пор остаётся принцип извлечения звука: неподвижное основание варгана прижимается к губам или зубам, после чего приводится в движение язычок. Ротовая полость при этом служит естественным резонатором. Изменение артикуляции рта (объёма ротовой полости, положения языка, и т.д.) позволяет изменять тон и тембр инструмента.
Виды варганов
Варганы делают из металла и дерева, кое-где можно встретить инструменты из кости и других более экзотичных материалов. Непосредственно от материала и технологии изготовления зависит как звучание будущего инструмента, так и его надёжность и долговечность. Именно поэтому мастера в качестве материала предпочитают использовать металл. Как правило, чем сложнее процесс изготовления и чем дороже металл, тем интереснее и богаче звучание варгана.
По форме варганы разделяют на два вида: дуговые и пластинчатые. У дуговых варганов основание корпуса чаще всего закруглённое, имеет форму окружности или эллипса, переходит в две деки параллельные язычку. Язычок же прикреплен к основанию и как будто делит варган пополам, параллелен двум декам. Пластинчатые варганы представляют собой монолитную пластину (фрейм), с прорезью в центре и закрепленным или вырезанным в прорези язычком.
Магия звука
Варган имеет необычное, бархатное «металлическое» звучание, приятное уху, успокаивающее и настраивающее на размышления. Важно заметить, что тембр и диапазон, все оттенки звука зависят от каждого конкретного инструмента и, что не менее важно – конкретного исполнителя. В руках у разных людей варган всегда звучит по-разному. Варган позволяет извлекать невообразимое множество красивых звуков и призвуков, а в сочетании, например, с горловым пением (в России традиционно популярным на Алтае) потенциал инструмента просто-напросто перестаёт укладываться в какие-либо рамки.
Чтобы играть на варгане не требуется музыкального образования. Научиться извлекать звук очень просто, а совершенствоваться в этом навыке можно бесконечно. Существует огромное множество техник игры и вариаций звука. Варган можно настраивать варган на определённую ноту, но это имеет смысл разве что при игре в ансамбле, а варган в большей степени сольный инструмент.
Мастерская игра на варгане – завораживает, уводит от окружающей реальности, заставляет проникнуться повествованием играющего, песней варгана. При извлечении звука колеблющийся язычок варгана рождает вибрации, которые передаются и человеку, изменяя и дополняя тем самым восприятие музыки. С помощью этих вибраций и необыкновенного звучания варгана можно выходить в состояние лёгкого контролируемого транса. Именно это свойство варгана используют в шаманских медитативно-трансовых практиках.
Многое о варганах ещё только предстоит узнать. Мастера изобретают новые виды варганов, ищут способы улучшить их звучание, доводят до совершенства свои инструменты. Музыканты работают над техникой игры, открывают новые приёмы и способы извлечения звука. Каждый человек способен открыть для себя что-то новое благодаря варгану.



Рассказать друзьям