Какие картины художников изучают в детском саду. Изо в детском саду

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Всем привет! Мы продолжаем дарить интересные идеи для воспитателей, родителей и учителей. И сегодня речь пойдет о нетрадиционных техниках рисования. Эти идеи подойдут для детского сада и школы. Нетрадиционное рисование – это не значит что-то сложное. Наоборот – именно нетрадиционная техника превращает занятие по изо в простую и веселую забаву. Не надо вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Нетрадиционные техники потому И СОЗДАНЫ, потому что они УПРОЩАЮТ труд ребенка, ОБЛЕГЧАЮТ задачу педагога в методическом плане и дают ребенку потрясающий творческий опыт с превосходным итоговым результатом. Вы увидите, какие красивые картины и рисунки можно делать в простых приемах нетрадиционного рисования. Ребенок полюбит ваши занятия — он сам потянется к искусству, когда почувствует, что может творить красоту своими руками.

Все техники нетрадиционного рисования я разложила по ОТДЕЛЬНЫМ ГРУППАМ – и буду объяснять и показывать все по-порядку.

Нетрадиционное рисование

Отпечатки ЛАДОШКАМИ

В детском саду на занятиях по ИЗО-деятельности важно подобрать такую работу, которая будет посильна детям младшего возраста. Во второй младшей группе дети плохо управляют кистью, им трудно заставить кисть провести линию, овал, круг… Поэтому в этом возрасте интересны быстрые и красивые работы-рисунки в технике рисования ладошками.

Вы можете детскими руками нарисовать вот такую милую семейку курочку и цыплята.

Зеленая краска даст вам отпечпаток, который можно обыграть в виде лягушки. Глаза можно нарисовать отдельно на белых кружочках бумаги (сами воспитателем) и дети просто наклеют глаза на рисунок клеем ПВА.

Вот еще пример рисунка-аппликации в этой нетрадиционной технике рисования своими руками. Если к отпечатку ладошки добавить боковые крылышки и острые кончики ушей – то мы получим силуэт совы. Фон для такой поделки можно выбрать из чернего картона, на него наклеить большой круг из желтой бумаги (луну). И уже на фоне лунного диска делать отпечаток совы-ладошки. И потом когда отпечаток высохнет добавляем длинную ветку, на которой эта сова сидит.

Ладошка выступает как шаблон – сначала эскиз, обводите ладошку на листочке бумаги, а потом пытаетесь там или сям нарисовать глазик. И всмотреться, увидето какой именно персонаж смотрит на вас.

Точно также для поделки в нетрадиционной технике «Ладошка + краска» нужно подготовить заранее фон. Либо из цветной бумаги создать зеленую лужайку и пруд для уточек. Либо заранее нарисовать –затонировать листок в синюю и зеленую краску, высушить и подготовить для занятия (подержать под тяжелым прессом из книг).

Как видите на фото ниже к ладошковому элементу рисунка можно добавлять накладные детали – аппликации из бумаги и других материалов. Ниже пример того как обычная серая бумага от коробки может стать прообразом поделки. Чтобы маленькому ребенку было удобнее рисовать круг-морду льва – дайте ему шаблон-крышечку от банки. Пусть дети карандашом обведут круглую крышечку по цетру «картонной гривы» и потом аккуратно закрасят кружок краской – сначала обводка медленной кистью по краешку линии, а потом закрашивание серединки. Черные детали усов, носа и ушей дорисовываем маркером (сам воспитатель когда поделка высохнет).

В нетрадиционном рисовании ладошками часто используются образы птичек. Вот вам простая идея рисунка воробья в детском саду.Просто и быстро нарисовать своими руками детям в средней группе.

А вот идеи нетрадиционного рисования ладошками для детей средней и старшей группы. Поделка ОБЕЗЬЯНА. Здесь нужно уже правильно расположить ладонь – так чтобы пальцы были повернуты в сторону лианы, на которой будет висеть обезьяна. Потом кисточкой нарисовать красивый завиток хвоста. И уже из бумажно аппликации выложить голову.

А вот занатие по нетрадиционному рисованию старшей группы – здесь нужно нарисовать сначала дерево (ствол, ветки, листики). Листики это просто следы от кисточки (прижали кисточку боком. Подняли резко вверх, чтобы след не размазался). Пока дети заняты прорисовкой листиков ствол как раз хорошо подсохнет и на нем как на сухом фоне уже будет отлично лежать отпечаток медвежонка-коалы. Красивая поделка как для детского сада так и для школы (1-4 класс).

А вот красивая яркая поделка-рисунок ЖИРАФ. Здесь мы тоже видим базу из отпечатка ладошки. Но к рисунку добавляется длинный элемент шеи с головой. Перед нанесением пятнышек и штришков гривы надо дождаться полного высыхания красной основы. Грива кладется отпечатком кисти – прикладываем кисть на бочок и резко поднимаем вверх, получается след-отпечаток как клочок волосиков гривы – далаем таки отпечатков много вдоль всего шейного хребта жирафа. .Круглые пятнышки легче нарисовать ватной палочкой (кисточкой круги будут получаться не ровные – не все дети умеют вести кистью круг – это сложная техника, которой они овладеют уже после того, как научатся писать буквы).

Для старшей группы детского сада подойдет рисунок из ладошки в виде радужного волшебного единорога. Отличная поделка для девочек. Рог нарисует педагог.

А мальчикам придется по сердцу рисунок в виде дракона – тоже в этой технике.

Также маленькие дети очень любят коллективные поделки. Где вся группа детского сада учавствует в одной общей художественной работе. Например на большом листе бумаги гариовать очертания будущего тела павлина – и вокруг него выстроить отпечатки перьев его пышного хвоста. И потом когда хвост высохнет – можно по цетру наклеить само тело.

Рисование ВИЛКАМИ.

нетрадиционная техника в детском саду.

Одноразовые пластиковые вилки – тот инструмент, который может создать для вас интересную технику нетрадиционного рисования. Все рисунки, где нужна характерный лохматый мазок , станет просто и быстро рисовать даже меленькому ребенку.

Вот образец такой работы для детей в детском саду. На листе бумаги педагог рисует пенек. От пенька идет вверх линия – это ОСЬ будущей елки . Вилкой зачерпываем густую краску и накладываем отпечатки по направлению от бока оси вниз. Сначала обрабатываем правую сторону от оси, потом левую от центрального стержня елки.

И уже третий этап – мы поверх этих мазков кладем еще один слой ЦЕНТРАЛЬНЫХ МАЗКОВ – уже более вертикально вниз от центра, чуть чуть расходясь в стороны.

Для удобства краску наливать в мисочки – крышки от банок отлично подойдут.

И чтобы расход краски был меньше , гуашь можно разводить с клеем ПВА – один к одному, или в другой пропорции. Ценный совет – не покупайте ШКОЛЬНЫЙ ПВА в маленьких тюбиках – идите в строительный магазин и купите там литровое (или поллитровое) ведерко ПВА клей. Он будет называться универсальные ПВА, или строительный ПВА – пусть вас это не смущает. По химическому составу он точно такой же как школьный ПВА-клей. А вот по цене раз в 5 или 10 дешевле. И в ведерке клей не теряет своей свежести, как в тюбике. И литрового ведра хватает группе детского сада на 3-4 месяца активных занятий.

В такой нетрадиционной техинке вы можете нарисовать любые КОЛЮЧИЕ эелементы рисунка – например, ЕЖИК или КАКТУС.

Также вилка поможет нарисовать лохматых персонажей. Например желтого пушистого ЦЫПЛЕНКА, или котенка, или медвежонка.

Так как краска уже содержит клей-ПВА, то на мокрую еще не высохшую краску можно приклеить любые бумажные детали (клюв, глаза, уши, хвосты и прочее).

Также вилочный мазок похож на оперение птиц. Поэтому вы можете сделать рисунок любой птицы в этой технике. Вот как это происходит видно на фото поделки ниже — ПЕТУХ..


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ – классическая.
На двух образцах рисунка.

Как лучше всего в детском саду ОБУЧАТЬ РИСОВАТЬ. Вот техника, которая уже несколько лет отлично работает в детском саду. Эта методика позволяет с первого раза получить ПРАВИЛЬНЫЙ детский рисунок. Разберем ее на примере того же ПЕТУХА с картинки выше.

ЭТАП 1

Усаживаем детей на стульчике (в 2 ряда) перед одним столом. На нем воспитатель будет делать показ. На листе бумаги уже есть очертания петуха, нарисованные карандашом. В трех миски налита разная краску – желтая, красная, синяя. В каждом цвете – своя вилка.

На глазах у детей начинаем нашу работу – рисуем перья вилкой свободно смешивая краски. Показываем как не правильно, и как правильно. Пусть на вашем примере дети убедятся что линии лучше вести ВДОЛЬ шеи, и ВДОЛЬ линий хвоста, а не поперек.

ЭТАП 2

Нарисовали на глазах у детей оперенье одному петуху. Теперь делаем ему друга – берем еще один лист с карандашным петухом, и спрашиваем у детей, «Что надо делать?». Дети подсказывают, вы «косячите», дети исправляют вас, подсказывают как надо – вы исправляетесь и продолжаете то ошибаться, то исправляться. Теперь уже дети выступают в роли «знающего учителя» . После этой игры на рисование второго петуха. Дети сами садятся за столы, где их ждет такой же карандашный петух и, уже со знанием дела» выполняют каждый свою поделку.

Как видите методика показа всегда лучше работает на 2-УХ тренировочных рисованиях рукой педагога.

  • Первый рисунок, где педагог выполняет все сам (обучая и объясняя детям)
  • Второй рисунок педагог выполняет по подсказкам детей («ошибаясь» и исправляясь).
  • Третий рисунок каждый ребеноу уже делает сам, у себя за столом, с умным ученым видом.

Нетрадиционное РИСОВАНИЕ

Отпечатки СТУПНЯМИ

Отпечаток детской ступни, как и ладошки, можно превратить в интересный рисунок. Самые разные персонажи могут прятаться в отпечатке ноги ребенка.

Вот такие картины можно создать в технике нетрадиционного рисования из обычного отпечатка детской ступни.

Сразу скажу, что в реалиях детского сада (где в группе 30 детей) такое рисование ступнями трудно организовать. В случае с рисунками ладошками все просто: дети вытирают ладони мокрой тряпочкой (снимают основной слой краски), а потом идут к умывальнику и моют руки с мылом. При рисовании ногами, ребенок уже пойти и помыть ноги в умывальнике не может. Нежен человек с мылом и несколькими тазиками, чтобы мыть ноги. Такую работу не сделаешь с целой группой детского сада. Но…

Такое рисование можно сделать как специально организованное индивидуальное занятие. Дети делятся на группы по 4 человека. Один ребенок дает свои ноги для отпечатка, второй рисует глаза, уши, хвосты, третий ребенок рисует травку, солнышко, четвертый дерево, птичку и так далее…(взависимости от темы и сюжета картины).

Можно попробовать такой вариант организации всего процесса. Перед сном, когда дети босиком. Дать ребенку наступить на кусок поролона, смоченного в краске. А потом сразу на лист бумаги. А потом сразу не толстое мокрое намыленное махровое полотенце, потом в тазик с водичкой… и спать в кроватку.

То есть надо купить лист поролона (он дешевый в строительном отделе, продается нарезкой на метры). Намочить поролон, развести краску слегка водой, чтобы хорошо впитывалась в поролон (как чернила в печати), лист поролона положить на пластиковый поднос. Рядом на втором пластиковом подносе лежит мокрое мыльное полотенце (для вытирания краски), далее стоит тазик с водой, и сухое полотенце. Рядом с каждым подносом и тазом стоит стульчик. Три стула + три элемента (красящий, мыльный, ополаскивающий, вытирающий).

Получается конвеер – ребенок садится на первый стульчик (ступает на поролон с краской, хоп – поднимает ногу), поднос с поролоном отодвигаем, на его место кладем лист бумаги (хоп – отпечатали). Ребенок передвигает попу на второй стул, рядом с которым поднос с мыльным полотенцем (хоп-намылили ногу, стерли краску). Ребенок передвигает попу на третий стул, рядом с которым тазик с водой, в нем плавает тряпочка(хоп- смываем мыльную ногу, где надо трем тряпочкой). И вытираем сухим полотенцем.

Все рады. Кроме санстанции. Она не допускает коллективное ополаскивание в одном тазу. Санстанция требует на 20 детей – 20 тазиков, и 20 мыльных полотенец… 20 сухих полотенец)))

Нетрадиционное рисование

метод ШТРИХОВКИ

А вот еще красивая техника для детского сада. Где элементы рисунка создаются методом штриховки. Получается интересная фактура изображения. Этим методом удобно рисовать все пушистое и мохнатое.

Техника хорошо показана на пример вот такой поделки-ЗАЙЦА.

Рисунок зайца делиться на РЯДЫ-СЕКТОРЫ, каждый из которых заштриховывается. Получаем ровные ряды штриховки.

Вот шаблон этой поделки в натуральную величину.

Вы можете видоизменить эту поделку и представить ее как апликацию. Где каждый элемент вырезается отдельно (уши, лоб, щеки, носовая часть, шея). Потом каждый элемент заштриховывается. И потом все собирается в единую целую аппликацию.

Метод ЗОНАЛЬНОЙ ШТРИХОВКИ можно использовать для создания любых других мохнатых персонажей. Напрмер страуса пушистика.

То есть воспитатель дает ребенку лист бумаги – на котором нарисованы глаза и клюв страуса. Задача ребенка вокруг глаз нарисовать пушистое облако из штрихов карандашом или восковыми мелками. И потом под получившимся пушистым шаром, нарисовать шею тоже рядами штрихов. Педагок может помочь детям тем, что нарисует окружность шара головы и линии будущей шеи, и поделит шею на секторы для полосатого разноцветного штрихования.

Вы можете придумать любого персонажа и оформить его в виде СЕКТОРОВ под штриховку – котика, попугая, собачку и так далее.

РИСОВАНИЕ в детском саду

ВАТНОЙ ПАЛОЧКОЙ

(нетрадиционная техника).

Все мы в детском саду рисовали поделку ПУШИСТЫЙ ОДУВАНЧИК – с помощью ватных палочек. Вот такой (фото ниже). Давайте подумаем, а какие картины еще можно нарисовать с помощью ватной палочки.

Хотя даже из простой темы ОДУВАНЧИКИ можно создать нетрадиционный рисунок – ЯРКИЙ СОЧНЫЙ, как на фото ниже.

Маленьким детям лучше всего в технике ТЫКА ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ, предлагать рисовать лишь НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ персонажей – только хвост у лисы, толоко иголки у ежика.
То есть воспитатель в детском саду совмещает работу по рисованию ватнйо палочкой с аппликацией. Сначала на листе бумаги ребено делеет аппликацию мордочки ежика (из коричневой бумаги) и шкурки-спинки ежика (из белой бумаги). И потом эту шкурку-спинку нужно полностью утыкать разноцветными отпечатками ватной палочки. Веселое детское занятие по рисованию и наклеиванию.

Можно исользовать рисование ватной палочкой в технике ЗОНАЛЬНОГО ЗАПОЛНЕНИЯ. На листе бумаги рисуются карандашом очертания (силэут) персонажа – например, морской конек. Ребенок должет заполнить всю эту зону, не оставляя пустых мест и не вылезая за карандашную границу. Это сложно, ребенок не всегда видит где у него густо, а где пусто. Восптателю нужно все время повторять ищем пустые дырки, заполняем дырки разными цветами точек, а не точками одного цвета.

Тут работает и мозг, и внимательность, и мелкая моторика рук, и чувство цвета. Ведь нужно чувствовать как ты распределяешь цвет по зоне – равномерно или вверху все желтое, а внизу все синее.

Такое задание можно начинать давать в младшей группе и потом в старшей –и даже взослый надет чему поучится в такой тренировке на чувство цвета и композиции.

Еще ватной палочкой можно делать ЦЕПОЧКИ-УЗОРОВ. Как ряды колечек на кактусах ниже.

А также точками можно рисовать целые картины. Такую технику нетрадиционного рисования можно назвать ТОЧКО-ГРАФИЯ.

Самое интересное это подбирать точки разных оттенков и разнобойно их размещать на объектах изображения.

Вы можете начать работу над этим видом рисования с небольших задач. Кусочков пейзажа, элементов архитектуры.

Есть художник Ангело Франко, который рисует картины в технике ТОЧКА В ТОЧКЕ. Здесь крупные точки, содержать внутри более мелкие.

Ватной палочкой и красками можно рисовать красивые МАНДАЛЫ (фото ниже). Мандалы – это круговые узоры, симметричные и разноцветные. Родина мандал – Восток. Там до сих пор выкладывают узоры из цветных камушков, крашеного песка, или лепестков цветов.

Для детей мы должны дать уже готовые графические шаблоны-мандалы, с заданным узором. И задача ребенка каждый ТЫК палочкой ПОВТОРИТЬ ТОЧЬ В ТОЧЬ в каждой из симметричных зон мандалы. То есть… если в одной зоне вы сделали 2 желтых тыка на лепестке, значит и в остальных зонах нужно сделать по 2 желтых тыка, на таком же лепестке, в том же месте лепестка.

Много круглых мандал для закрашивания вы можете найти в интренете. Выберите те, что просто и легко сделать детям того или иного возраста.

Рисовать точечные мандали можно и на пластиковых тарелках . Как на фото ниже.

Начинать рисовать мандалы, нужно когда ребенок уже освоил элементарный счет до 5. И может посчитать количество ТЫКОВ в каждом луче или в каждом ряду мандалыа (если это рядно-лучевая мандала, как на фото ниже).

Согласитесь эта красивая и нетрадиционная техника для рисования отлично развивает ум ребенка, его математические способности, конструктивное мышление, умение планировать результат, просчитывать рисунок.

Рисование С МОКРЫМ ЭФФЕКТОМ.

(нетрадиционные способы).

Вот еще одна нетрадиционная акварельная техника рисования. Здесь на лист бумаги кладем разведенную водой акварель и дуем на нее из трубочки. Получаем водянистые разводи и красочные ручейки. Для такого рисования необязательно использовать акварель, тоже самое можно сделать гуашью, разбавленной водой.

Вот ниже мы видим как эту технику можно использовать на занятиях по изодеятельности в детском саду и в школе. Ребенку даем рисунок личика (мальчика или девочки) и задача ребенка выдуть ПРИЧЕСКУ этим персонажам.

Можно использовать дощечку на которой прищепкой крепим лист бумаги. На край листа кладем крупную каплю краски и поднимаем этот край доски вверх – чтобы капля потекла вниз как с горки.

Если часть листа временно заклеить куском малярной скотч-ленты, то у нас на листе останется пустое, незакрашенное место. И тогда на этом месте можно расположить аппликацию кого-нибудь под зонтом. Вот как это сделано на фото ниже.

В младшей группе детского сада детям очень понравится рисовать клаксовых монстриков. Кракозябру можно раздувать из трубочки в любые стороны. А потом после высыхания накливать на них элементы аппликации.

Теперь хочу познакомить вас с еще одной техникой – МЫЛО+ КРАСКА. Наливаем в стаканчики обычного жидкого мыла, или жидкость для мыльных пузырей — в каждый стаканчик добавляем немного гуаши. Получаем разноцветную мыльную краску. Окунаем в нее трубочку от коктейля или круглую «выдувалку» и пускаем пузыри прямо на бумагу. Получаем нежные пузырчатые ОБЛАКА. Их можно оформить в интересную картину.

Пузырчатые облака могут быть ПЫШНЫМИ ПИОНАМИ (как на фото ниже). Пузырчатые области можно гребешки на морских волнах, как кудрявые шкуру овечки и т.д.

Можно просто надуть соломинкой пузырей на поверхность листа бумаги, и потом из этого разноцветного листа вырезать аппликацию-поделку. Интересная идея для занятий в детском саду.

Рисовать можно и брызгами – просто БРЫЗГАТЬ на бумагу разноцветную краску. Лучше всего для этого подходит зубная щетка.

Нетрадиционное рисование

метод ВОСКО-ГРАФИЯ.

Вот еще одна техника, которую можно назвать СВЕЧКО-ГРАФИЯ, или ВОСКО-ГРАФИЯ.

Для этой технике подходит белая свеча восковая (или парафиновая). Также это может быть детский восковой мелок для рисования (но не любой). Выбирайте мел, который более жирный на ощупь. Заранее проверьте как мелки работают.

Теперь будем действовать. На листе белой бумаги белым мелом рисуем картинку. Потом берем акварель (не гуашь!!!) и начинаем наносить водянистую (не густую!!!) краску поверх нарисованных мелом линий. То есть просто закрашиваем цветными водянистыми красками наш лист бумаги и невидимый белый восковой рисунок начинает проявляться. Краска не цепляется за воск и эти места на бумаге остаются белыми.

Вы можете рисовать разноцветные круглые мандалы в этом стиле (с разводами разных цветов). Красиво смотрятся нарисованные осенние листья: контуры листа и прожилки восковые , а заполнение листа разноцветное (красно-желто-оранжевое).

Красиво смотрится ночной дождь над водой. Косые линии дождя, расходящиеся круги на воде – это все восковое. А потом закрашиваем темно-синей краской и получаем красивую картину дождя.

Можно воском нарисовать медуз и морских тварей. И потом нанести темные (сине-фиолетово-черные) тона и морские глубины оживут.

Дети приходят в восторг, когда им предлагаешь такое занятие. Воспитатель или учитель сам заранее рисует на каждом листе медуз, черепах, мелких головастиков и амеб. А потом ребенок должен узнать кто водится в глубинах морей. Он закрашивает краской лист бумаги и под его кистью появляются все эти существа.

Важное правило. Перед занятием научите детеь ГЛАДИТЬ лист бумаги мокрой кистою, а НЕ ТЕРЕТЬ КИСТЬЮ ЛИСТ, КАК МОЧАЛКОЙ. Иначе можно повредить восковой рисунок.

Красиво в этой технике смотрятся НОЧНЫЕ картинки. Воском рисуем одну линию горизонта, потом волны, восковую лунную дорожку и диск луны на верхней половине листа. Теперь закрашиваем это в цвета ночи и получаем море, луну и белую лунную дорожку.

ЗИМНИЕ картинки тоже хорошо смотрстя. Белые линии воскового рисунка как элементы белого снега, очертания сугробов, силуэт снеговика, заснеженные избушки – все это рисуем воском. Потом ребенок наносит синюю или голубую краску и на листе проявляется зимний пейзаж.

Но важно – перед тем как давать детям эти картинки, проверьте сами подходит ли воск по качеству. Проявляются ли линии рисунка? Какой слой краски класть (какая степень разбавления краски водой)?

Нетрадиционное рисование

В технике ОТПЕЧАТКА.

Все дети любят эту технику рисования. Потому что она дает быстрый и красивый результат у каждого ребенка. Даже у самого неумелого художника получаются красивые картины. Дети воспринимают весь процесс как волшебство, увлекательную игру с магическим эффектом возникновения картины

В детском саду удобнее всего организовывать именно технику отпечатка. Давайте посмотрим какие материалы подойдут для реализации этой технике при рисовании с детьми.

ВАРИАНТ 1 – комочек мятой бумаги.

Мятая бумага дает красивую рваную структуру отпечатка. Это подходит для рисования кроны деревьев весенних (желто-зеленых или розовый) и осенних (оранжево-багряных). Краска берется их баночек или акварельки, капается на мисочку (крышку от банки). В это каплю макаем салфетку, пробуем отпечаток на черновом листе и если нравится переносим на бумагу.

ВАРИАНТ 2 – гофрокартон.

Упаковочный серый картон отлично подходит для рисования розы в технике отпечатка. Нарезаем картонную коробку на полоски поперек линии гофрирования. Скручиваем полоски трубочкой, закрепляем резинкой или ниточкой. Штамп для зеленого листика делаем из рулончика от туалетной бумаги.

Также этот способ РУЛОННОГО рисования подходит для изображения СПИРАЛИ УЛИТКИ, Также вы можете сделать ЗАВИТКИ ШКУРКИ БАРАШКА.

ВАРИАНТ 3 – пушистые помпоны.

В поделочных магазинах (или на сайтах для поделок) можно купить мешок с такими мягкими помпончиками. Если к каждому прицепить прищепку, то получим удобную держалку для работы. В технике помпоно-графия можно создавать декор для росписи плоских деталей поделок. А также рисовать картины белых воздушных одуванчиков акварелью.

ВАРИАНТ 4 – втулка от туалетной бумаги.

Тут масса вариантов, потому что трубочке-втулке можно придать разную форму. Можно втулку разрезать пополам ВДОЛЬ, и мы получим штамп полу-кольца – идеальный трафарет для рисования чешуи рыбы или ярусов хвойных лапок елки.

Круглый рулончик можно приплюснуть с двух сторон и получится заостренный овал – эта форма цветочного лепестка, или ушек зайчика. Отличная идея для нетрадиционного рисования в детском саду с детьми младшего возраста (зайчик) или старшего (цветок).

Цветок сложнее чем зайчик так как нужно РАДИАЛЬНО выстроить лепестки вокруг серединки цветка.

Также вы можете КРАЙ РУЛОНЧИКА нарезать в фигурные лепестки – и получится готовые лепестки для картин. Такие штампы просто находка для быстрого рисования букетов и клумбы для детей младшей группы. И даже для самых маленьких малышей в яслях.

ВАРИАНТ 5 – пузырчатая пленка.

Упаковочная пленка с пузырьками тоже дает интересный узор отпечатка, который можно обыграть в нетрадиционном рисовании в детском саду. Например сделать отпечаток пчелиных сот (как на рисунке ниже).

Или сделать рисование весеннего, или осеннего дерева.

ВАРИАНТ 6 – штампы из картошки.

Из половинок картофеля можно вырезать штампы любой формы. Разрезаем картофель пополам. Вытираем моркрый срез картошки бумажной салфетокой. На срезе маркером рисуем очертания будущего штампа. Вырезаем ножом по нарисованным контурам.

Лучше для штампов выбирать продолговатые вытянутые картофелины. Чтобы детская рука могла удобно обхватить картошечку. Ниже на фото мы представляем только две темы для такого нетрадиционного рисования – совы и тюльпаны. Но вы можете придумать свои варианты. Если в краску добавить клей-ПВА, то поверх отпечатков можно наклеить детали (глазки. Носик, ручки).

Можно сделать экспериментальный двойной штамп. Вырезать из двух картофелин половинки шатмпов и скрепить две картошки вместе, проткнув их зубочисткой насквозь и обмотав изолентой или скотчем. Замахнитесь на крутую идею и поэкспериментируйте с созданием штампов под нее.

Нетрадиционное рисование

ПУХЛЫМИ красками.

А вот еще крутой материал для нетрадиционного рисования, которое так любят маленькие дети. Это ОБЪЕМНАЯ КРАСКА для создания пухлых рисунков. Делается такая краска на дому быстро и просто – в мисочке смешиваем клей ПВА с гуашьюй и добавляем папину пену для бритья. Делаем несколько таких мисочек (не обязательно больших) под идею того, что мы будем рисовать с детьми. Для арбуза нужно всего две краски – вот с него и начните. Косточки арбуза – это простая черная гуашь, которой мы капаем там-сям.

Самые разные идеи можно воплотить в этой технике рисования для детей в детском саду. Наиболее простое – это вафельнй рожок с мороженным. Рожок вырезается из грубого упаковочного картона, на нем рисуем маркером вафельную сетку. Ребенок приклеивает рожок на лист бумаги (внизу) и на нем выкладывает круглые шарики объемного рисунка. Можно дать ребенку круглые шаблоны, которые он обведет сначала карандошом над краем рожка, и потом в эти круглые контуры будет укладывать пенистую краску.

А еще можно на рожок положить несколько ложек разной краски и потом обратным концом кисточки (или деревянной палочкой) смешать краску в разноцветные разводы. Получится красивое миксовое морожко. Отличная поделка для детей в школе или детском саду на занятиях по рисованию.

Методика работы с густой краской на детских занятиях.

Вы можете смешивать краску на отдельном подносике (или на кусочке клеенки). Лучше когда каждый ребенок сам делает цветную смесь – поэтому даем каждому ребенку свою клеенку.

На каждый стол кладем индивидуальные клеёнки для детей. В центр стола ставим мисочки с 4-мя цветами красок. Ребенок на своей клеенке смешивает в общую лужицу эти цвета – до состояния красивых разводов. Потом к луже прикладывает бумажный контур персонажа (например, морского конька). И потом укладывает его на просушку (контуры коньков надо заранее подписать именем ребенка, и не забыть напомнить детям прикладывать к краске не подписанную сторону). Далее на следующий день, когда пенная краска высохнет на силуэте конька, можно продолжить работу и сделать аппликацию конька в морских водах, дорисовать ему шипы, водоросли вокруг, наклеить ракушки, насыпать песочка на клей.

Вот такие интересные техники рисования вы можете поробовать в работе с детьми, и дома и в саду. В школе это нетрадиционное рисование можно проводить на уроках по изобразительной деятельности, предоставив весь процеес ребенку для самостоятельного творчества.

На старничках нашего сайта вы найдете еще много разных техник для необычного рисования красками.

У нас уже есть подробные развернутые статьи на тему:

Удачного вам творчества.
Ольга Клишевская, специально для сайта
Хорошие сайты на вес золота, вы можете поддержать энтузиазм тех, кто работает для вас.

Знакомя дошкольников с жанром натюрморта, нужно постараться вызвать у них эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картин. Для этого целесообразно рассказать им, что натюрморт – это изображение разных предметов. Доступными средствами детей следует подвести к пониманию единства содержания изображения и языка живописи.

На первом этапе следует научить старших дошкольников внимательно вглядываться в произведение искусства, видеть красоту, гармонию или контрастность изображенных художником предметов, плотность или хрупкость материалов, из которых они сделаны, спелость и сочность плодов, особенности их поверхности, разнообразные формы, связей предметов друг с другом и с окружающей средой.

На втором этапе следует обратить внимание на цвет как средство передачи художником настроения – состояния радости, грусти, печали, тревоги или загадочности, торжественности.

На третьем этапе можно поговорить с детьми о композиции натюрморта: расположение предметов в пространстве, выделение главного в изображении.

В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с более сложными натюрмортами, изображающими не только цветы, фрукты, овощи, но и предметы быта, орудия труда. Рассматривают также натюрморты смешанного характера – цветы и плоды, грибы и овощи.

Можно соблюсти следующие этапы работы с картиной. Сначала детям рассказывают о труде художника (что рисует художник). Затем проводится познавательная беседа о натюрморте как особом жанре живописи. Внимание детей следует особо обратить на некоторые средства выразительности живописного натюрморта:

Цвет, цветовые сочетания как способ ознакомления эмоционального воздействия;

Композиция как средство построения картины и выделения главного в ней;

Рисунок, передающий форму, характер предмета.

Предваряющая непосредственность рассматривание картин подготовительная работа должна быть направлена на обогащение эмоционального опыта детей, их знаний об объектах, которые они увидят на картине. Дети могут принимать участие в сборе овощей, фруктов, ягод, цветов, составлять из них натюрморты, играть в различные сенсорные и художественно-развивающие игры («Составь натюрморт из овощей», «Подбери краски, которые использовал художник в своей картине»). На прогулках, экскурсиях полезно использовать стихи и загадки об окружающих предметах.

Произведения живописи, написанные по мотивам сказок и былин, - это сюжетно тематические картины, в которых представлена взаимосвязь событий, художественных образов, где сюжетно-композиционный центр всегда выделен ярко, детально, подчеркнут либо величиной, цветом, либо построением изображения. Все средства выразительности живописи направлены на выражение главной идеи произведения.

Конечно, изобразить сказку или былину со всеми характерными для них особенностями в живописи сложно, однако художникам удается предать некоторые из них. Рассматривая с детьми репродукции на темы сказок, следует отмечать элементы фантастичности, сказочности. В картинах на былинный сюжет целесообразно обращать внимание на историческую достоверность изображения, а также отмечать имеющиеся элементы вымысла, преувеличения.

Ознакомление детей дошкольного возраста со сказочно-былинной живописью происходит по определенной схеме:

1. Предварительная работа: рассказывание детям сказки (былины), связанной с изучаемой картиной.

2. Проведение беседы, направленной на выяснение сути сказки (былины), характера ее главных героев, рассматривание иллюстраций к ней.

3. Проведение художественно-развивающих игр.

4. Основная работа по картине: рассматривание картины, словесное рисование по теме картины.

5. Анализ главного героя (героев): обратить внимание детей на позу героя, на положение рук, ног, головы, мимику лица.

6. Анализ цветовой гаммы картины.

7. Анализ деталей, изображенных на переднем плане.

8. Анализ заднего плана (фона) картины.

9. Целостный анализ содержания и средств выразительности картины.

Так, например, при восприятии картины В.М. Васнецова "Аленушка", следует вызывать у детей интерес к сказочной живописи и получать эмоциональный отклик на художественный образ и настроение Аленушки. Развивать эстетическое восприятие и видение, наблюдательность и воображение, образное мышление и способность получать удовольствие от художественной картины и мастерства художника, от умения общаться по поводу увиденного.

Через анализ содержания и средств выразительности подводить детей к пониманию замысла сюжетно-тематической картины (горе и отчаяние одинокой девочки перед грозящей ей злой судьбой). Рассматривать роль рисунка в передаче состояния героини - обратить внимание детей на позу Аленушки (она сидит, пригорюнившись), на положение рук, ног, головы, выражение отчаяния на лице. Цветовая гамма в изображении природы перекликается с цветовым колоритом в изображении Аленушки, тем самым как бы подчеркивается, что природа откликается на душевное состояние девочки, сочувствуя ей: гармония неярких, глубоких темно- и светло-зеленых, бурых, коричневых, серо-белых холодных с теплыми красно-коричневыми, каштановыми, розовыми, темно-бежевыми красками.

Построение картины - вертикально-прямоугольная композиция, где в центре крупным планом изображена главная героиня. Вокруг Аленушки - открытое пространство, за спиной - темно-зеленая стена леса, перед ней - темно-коричневая вода лесного озера, - все это усиливает ощущение опасности, одиночества, трагичности.

Сказочность сюжета подчеркивается некоторыми деталями, символизирующими надежду на лучшее. Так, верху картины чуть приоткрыто светлое пространство неба; ласточки, сидящие на ветке, - это вестники перемен и надежды.

Важно на примере данной картины дать детям представление о сказочной живописи, связанной с фольклором, средствах ее выразительности; формировать навыки последовательного рассматривания картины, умение высказывать свое мнение об увиденном, используя доказательные суждения, оценки; обогащать речь детей образными словами, выражениями: "сиротинушка горемычная», «тоска-печаль», «пригорюнилась" и другими. Развить полихудожественное восприятие и ведение художественного образа, созданного языком разных искусств: фольклора, графики, живописи.

За несколько дней до занятия детям рассказывается сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"; проводится беседа, направленная на выяснение сути сказки, характера ее главных героев, рассматривание иллюстраций к ней. Проводятся художественно-развивающие игры: "Подбери краски к настроению изображенных героев", "Угадай настроение по лицу человека".

Помимо натюрморта, старших дошкольников знакомят с таким жанром живописи, как пейзаж.

Эстетически оценивая явления природы, ребенок вкладывает в эту оценку свое содержание, свой человеческий смысл, ассоциации, т.е. связывает восприятие внешних качеств, природы со своими переживаниями. Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств, природы, наслаждения ими, переживания их красоты. Только после такой подготовки можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах.

По пейзажной живописи хорошо провести несколько бесед, каждую посвятив изображению какого-то одного времени года.

Следует показывать не только репродукции с произведений живописи, но и картинки в книгах. Показывать надо каждую в отдельности, поставив на специальную подставку. Когда беседа по одной картине проведена, она заменяется второй. За одно занятие дети могут внимательно и с интересом рассмотреть 3-4 картины.

Желательно, чтобы рассматривание не только расширяло знания детей о различных событиях и явлениях жизни, знакомило их с произведениями искусства, но и во многих случаях было связано с собственной творческой работой детей. Связь эта может быть по содержанию - дети сами рисуют на темы сказок или различные цветы, предметы. Но особенно важно, что дети видят различные возможности изображения знакомых им событий, явлений природы, понимают, как красиво и разнообразно их можно нарисовать.

В групповой комнате, а иногда и в зале время от времени следует устраивать выставки репродукций с картин, иллюстраций в книгах. Сначала дети рассматривают выставку организованно под руководством воспитателя, а затем имеют возможность приходить самостоятельно и рассматривать те картины и скульптуры, которые больше понравились, заинтересовали их.

После примерно двухнедельного знакомства с такой выставкой детям предлагается тема для рисования, например, о каком-нибудь времени года. Интересно проходят занятия на темы: "Осень золотая", "Поздняя осень", "Снежная зима", "Ранняя весна", "Расцвели цветы на деревьях, кустах и в траве". Личные впечатления детей о природе в то или иное время года соединяются с впечатлениями, полученными от произведений искусства.

Исходя из возможностей детей 4-5 лет, их можно знакомить с пейзажами, в которых ярко представлены проявления природы, наблюдаемые детьми в жизни (осень, зима, весна, сельский, городской пейзаж), а также с некоторыми средствами выразительности живописного пейзажа.

Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие природу в переходных сезонных состояниях (например: начало осени, золотая осень, поздняя осень), а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания, о которых могут почерпнуть из других источников - литературы, кино. Можно познакомить детей с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи - колорите, композиции, рисунке.

В 6-7 лет можно познакомить детей с такими видами пейзажа, как индустриальный, космический, сказочный, исторический, приобщить их к некоторым "секретам" использования художниками живописного языка пейзажа. Однако всегда следует исходить из возможностей детей, и задача педагога - определить эти возможности.

Помимо пейзажной живописи дети старшего дошкольного возраста приобщаются к искусству портрета. При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя и крестьянским мальчиком, и неунывающим веселым солдатом, и озорной девчонкой.

Способность поставить себя на место другого, испытывать его радость, удивление или огорчение порождает чувство заинтересованности, сопричастности, ответственности, освобождает ребенка от замкнутости. Проживая "чужие жизни", ребенок учится сочувствовать и сопереживать. Познавая другого, дошкольник глубже познает и себя, опытом ощущений и отношений других людей может корректировать, уточнять свои эмоции и чувства, развивать умение понимать окружающих, проявляя доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботу.

Ознакомление 4-5 летних детей с портретом начинается со второй половины учебного года, после того как они освоят жанры натюрморта и пейзажа. Детей этого возраста знакомят с женским, мужским, детским портретом, с особенностями этого жанра, его отличиями от других видов живописи. Сначала дети рассматривают изображения лиц с ярко выраженной экспрессией (смеется, сердится), затем это может быть портрет, где, наряду с мимикой, выразительны жесты, позы человека.

Дети 5-6 лет знакомятся с костюмированным, семейным портретом, автопортретом. Здесь особое внимание обращается на понимание детьми эмоционального состояния человека, на единство мимики, жеста, позы, на роль среды в характеристике портрета.

В подготовительной группе 6-7 лет дети знакомятся с социальным портретом, характеризующим статус человека (царь, крестьянка, дворянка) и профессиональную деятельность (художник, писатель, врач); осваивают особенности таких типов портрета, как парадный, интимный, исторический.

Обращается внимание не только на эмоциональное состояние, характер изображенного, но и на одежду, подчеркивающую социальное положение человека, и среду, способствующую более глубокому раскрытию образа.

Каждое занятие по восприятию портретной живописи предусматривает привлечение произведений других искусств, способствует полихудожественному развитию детей, создает творческую атмосферу и помогает детям осознать собственные эмоции, усиливая их.

Портрет - сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний как об эмоционально-нравственных проявлениях, взаимоотношениях человека с обществом и о выражении этого отношения в речи, в мимике, жестах - так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов. Поэтому требуется длительная работа с детьми, содержание которой будет включать два направления. Первое направление - это формирование представлений о человеке, его чувствах, эмоциях, нравственном отношении к явлениям жизни, внутреннем и внешнем проявлении этого отношения. Второе направление - постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета. Работа по первому направлению будет проходить на различных занятиях, в играх, в повседневной деятельности, по второму направлению - на специальных занятиях по ознакомлению с портретом и в художественной деятельности.

В повседневной жизни воспитатель развивает у детей внимание, наблюдательность, видение эмоциональных проявлений товарищей (внешнее выражение состояний). Например, в группу вошла Наташа, она в нарядном платье, смеется, радостная. Воспитатель говорит детям: "Ах, какая Наташа сегодня веселая, радостная, она прямо вся светится! И платье у нее красивое!" Или обращает внимание нескольких детей на Сашу: "Посмотрите на Сашу, кто-то его обидел. Он сейчас заплачет! Поглядите на поникшие плечи и голову, а лицо, какое обиженное: брови уголками подняты, а кончики губ опущены. Давайте, скорее подойдем к нему, пожалеем его и утешем!"

Воспитатель постоянно обращает внимание ребят на эмоциональное состояние и взрослых. Кроме того, четко передает детям свои чувства, ярко проявляя их внешние - в интонациях, в мимике, жестах, позах, движениях. Следует учить детей понимать язык жестов, мимику. Хороший воспитатель зачастую вместо потока слов использует жест, мимику. Это приучает детей обращать внимание на реакцию взрослых, на их поступки, развивает внимательность и наблюдательность.

Так, вместо слова "нельзя" можно погрозить пальцем, покачать головой, развести руки: "Ну-и-ну!". "Помолчи!" - поднести палец к губам. Одобрительные жесты: поглаживание, аплодисменты.

Следует показать детям и другие жесты, рассказав, что они выражают (огорчение, обиду, испуг, задумчивость). Можно провести специальные занятия: «Когда нам весело, когда - грустно", "Что значит: испуганный, удивленный", "Угадай, что говорю я" (использование мимики и пантомимы). Цель таких занятий: поведение детей к пониманию эмоциональных состояний человека и их внешних выражений. При проведении музыкальных занятий или занятий по развитию речи следует обращать внимание на настроение, чувство, выраженное в музыкальных и литературных произведениях.

Хорошо использовать имитационно-образные игры, игры-драматизации, в которых дети упражняются в характерных жестах, позах, мимике. Например, показать, как идет хитрая лисичка, как прыгает испуганный зайчик, как вразвалочку пробирается через кусты мишка косолапый.

Здесь можно помочь: просмотр диафильмов, кинофильмов и иллюстраций к сказкам. Прочитав сказку, хорошо рассмотреть иллюстрации: как художник нарисовал злого волка, добрую совушку-сову. С этой же целью можно использовать и художественно-развивающие игры: "Кто смеется, кто плачет" или "Кому весело, кому грустно", "Убери лишнюю" (дети сравнивают ярко изображенные на карточках эмоциональные состояния людей и группируют их по общности).

В заключение хочется добавить, что, рассматривая с дошкольниками картины разных жанров, необходимо отмечать не только индивидуальные средства выразительности того или иного живописного произведения, но и общие черты, свойственные определенному жанру.

Следует обращать внимание детей на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности их почерка. Дети уже могут знать имена некоторых пейзажистов, портретистов, мастеров натюрморта и сказочно-былинного жанра и те произведения, которые они создали. Поэтому следует способствовать тому, чтобы дети высказывали свои суждения и отношение к увиденным репродукциям, давали им развернутую оценку, применяя образные слова и выражения, эмоционально-эстетические и доступные им искусствоведческие термины, использовали полученные знания в собственном творчестве.

Наталья Игнатова

лектор образовательного проекта Level One и дипломированный историк искусства

Заинтересовать детей художественной выставкой не так сложно, как это кажется на первый взгляд. И под силу всем родителям. Чтобы поход в музей стал доброй семейной традицией, учитывайте возраст юного зрителя и изучайте искусство в игровой форме. Зная своего ребенка, вы сможете рассказать ему историю картины ненавязчиво и доступно, а значит, не перегрузите лишней информацией.

Дошкольники

Малышам от 4 до 6 лет не очень интересно, кто написал то или иное живописное полотно и зачем. Для начала им нужно просто объяснить, что такое музей и вообще картины. Большинство детей в этом возрасте уже знакомы с фотографиями. Они наверняка уже пробовали снимать папу и маму или свои игрушки. Поэтому можно сказать, что картины – это что-то вроде фотографий. Просто раньше ни смартфонов, ни фотоаппаратов не было, и люди могли только рисовать – причем не только реальность, но и сказки.

В дошкольном возрасте прежде всего нужно научить ребенка внимательно смотреть на картины. При этом учитывайте, что в галереях висят полотна с изображением и обнаженной натуры, и сцен насилия. Поэтому заранее продумайте маршрут. В Третьяковской галерее лучше всего сразу пойти в зал с картинами Виктора Васнецова (зал № 26). Идеальная работа для восприятия малышей – это «Богатыри».

Согласитесь, что наверное, если не все, то по крайней мере, большинство всех родителей на Планете хотят вырастить из своих детей творческих, уникальных, высококультурных личностей. Мы с самых ранних лет пытаемся приучить и привить любовь у наших детей к театрам, галереям, выставкам и многому другому. Но не всякий малыш испытывает радость от посещения таких заведений. Что-то его может испугать, что-то быть для него непонятным, а поэтому и скучным…В любом случае, я считаю, что наверное, основная задача нас родителей, не навязчиво таскать малыша по всеми известным заведениям, а привить любовь к искусствам, рассказать, зачем это все нужно. Поэтому перед тем как водить ребенка, возьмите соответствующую литературу, расскажите о художниках, покажите картинки, побеседуйте, а потом уже весьма подготовленного ребенка ведите в музей. Таким образом, когда он кажется там, то все ему покажется знакомым, он будет узнавать картины, которые разглядывал с Вами, вспоминать художников, о которых Вы ему рассказывали дома и этот мир для него не будет уже чужим, а будет частичкой чего-то знакомого и домашнего.

Я считаю, что с искусством малыша можно знакомить с самого малого возраста, когда ему исполниться 3 месяца. Его мозг настолько пытлив и любознателен в это время, что он с большим удовольствием будет рассматривать все, что Вы ему показываете. Так почему бы не показать ему картины одних из самых известных художников.

Здесь я бы хотела бы написать несколько слов об очень хороших книжках, которые Вы сможете использовать, что рассказать своим детям об искусстве.

Материалы

Кроме того, тут же Вы можете бесплатно скачать картины известных художников:

нажимайте на картинки ниже, чтобы скачать и распечатать:

здесь собраны картины одни из самых изветсных художников

Как играть?

Самым маленьким малышам можно просто распечатывать и показывать карточки, при этом называть названия картин и художников. С детьми постарше можно поиграть с игры на развитие, мелкой моторики, внимательности, памяти и много другого. Самый простой вариант распечатать два вида одинаковых картинок, один из которых разрезать на карточки и предложить разложить малышу разрезанные карточки с основным полем с карточками. Такая игра подойдет для малышей от 1,3-1,5 лет. Игра на развитие памяти — распечатать два вида одинаковых карточек и переворачивать, пока не найдешь пару одинаковых.

Можно выложить 4 разных картины, потом попросить малыша закрыть глаза и спрятать одну из них. Когда он откроет глаза, предложить отгадать какая из картин исчезла.

Книги по теме

Кроме того, всем советую скачать или купить книгу известного французского искусствоведа, преподавателя в Истории Искусств в Школе Лувра Франсуаза Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве?».

Это книга, написанная об искусстве специально для родителей, которые сами любят все прекрасное и стремятся привить это своим малышам.

Очень хорошая книга, которая повествует детям об искусстве, издательского дома Белый город «Азбука русской живописи». Она представляет собой энциклопедию, которая содержит более 100 известных картин русских художников. С помощью нее малыш познакомится различными направлениями и жанрами русской живописи.

Вот как выглядит эта замечательная книга:

Пример страницы изнутри книги:

И еще, конечно же хотелось пару слов написать о замечательной серии книг издательства Феникс для самых маленьких малышей о художниках. Серия так называется «Художники». Сюда входит 4 книги об истории жизни знаменитых художников Дега, Моне, Гоген и Ван Гог. Цль этих книг познакомить наших малышей с серией картин самых известных художников. В книгах картины описываются в легких для детского понимания красках, так же присутствуют небольшие вымышленные рассказы. Книги очень красочные.

Вот как они выглядят:

Книги можно купить в интернет магазине

Перед дошкольным воспитанием стоит важная задача - научить детей с раннего возраста понимать и ценить произведения искусства, в частности изобразительного.

В детском саду дети знакомятся с разнообразными видами изобразительного искусства, в том числе и с живописью.

Опыт показывает, что уже старшие дошкольники способны понимать произведения живописи всех жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетную картину.

Как проводить ознакомление дошкольников с картинами художников

Отбирая произведения для детей, надо исходить из доступности их содержания. Наиболее доступны детям дошкольного возраста пейзажи Левитана, Шишкина, Саврасова, Пластова, Юона и других художников. Эти замечательные картины русской природы вызывают у детей чувство любви к Родине и гордости за нее, воспитывают чувство прекрасного, вырабатывают умение видеть, понимать и любить природу.

Формы знакомства детей с изобразительным искусством вообще и в частности с пейзажной живописью могут быть различными: беседы, организация просмотра и обсуждения выставок.

Первая беседа должна быть посвящена разговору с детьми о творчестве художника. Прежде всего нужно познакомить детей с профессией художника, рассказать о разнообразии видов его деятельности. Было бы очень хорошо, если бы участие в разговоре принял художник, профессионал или самодеятельный - он показал бы свое снаряжение, мольберт, краски, как ими пользоваться.

И тут важно сказать, что художник создает картины, которые могут изображать природу - пейзаж, человека - портрет, цветы, плоды, утварь - натюрморт или сцены из жизни. При этой беседе надо показать одну, две картины каждого жанра.

Знакомство детей с картинами художников необходимо начинать с пейзажей. Картины, изображающие русскую природу, наиболее близки ребенку. Это связано с тем, что ребенок начинает познавать мир именно с природы. Во время прогулки мама знакомит с растениями, рассказывает об облаках и солнце, обращает внимание на явления - такие, как дождь, закат, иногда рассвет, туман, роса на траве и многое другое.

Среди авторов пейзажистов можно отметить А.К. Саврасова («Грачи прилетели», «Радуга», «Берег реки» и пр.), И.И. Левитана («Плес», «После дождя», «Золотая осень» и пр.), И.И. Шишкина («Утро в сосновом бору», «Рожь», «Зима» и др.), В.М. Васнецова («Иван – царевич на сером волке», «Аленушка» и др.).

Детям с раннего возраста начинают читать книги, сказки и стихотворения, которые легко запоминаются, но особое удовольствие им доставляет просматривание иллюстраций. Поэтому, можно начинать знакомство детей с творчеством художников с работ художников-илюстраторов. Наиболее известными представителями этого жанра можно назвать В.М. Конашевича, Е.И Чарушина, Е.М. Рачева. Важно, чтобы иллюстрации, которые рассматривают малыши, были понятны и правдоподобны, соответствовали возрастной группе.

Постепенно можно переходить к сюжетным картинам, где изображены определенные действия людей или животных. Знаменитое полотно В. Серова «Богатыри» можно продемонстрировать после рассказа об их поступках и доблести.

Натюрморты детям понять не сложно, поскольку они часто на занятиях по рисованию изображают фрукты или овощи на блюде, цветы в вазе. Последний этап - портрет. Здесь нужно угадать настроение человека и возрастную категорию.

Знакомство дошкольников с творчеством художников нужно сопровождать беседами, рассуждениями и играми, что обеспечит лучшее понимание искусства.

Видео-материалы по теме статьи

Картины русских художников:

Развивающий мультфильм по технике рисования:

Художники Эпохи Возрождения:



Рассказать друзьям