Кому на руси жить хорошо труд крестьян. Савелий — богатырь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В основе поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова лежит изображение русского крестьянства после отмены крепостного права. На протяжении всего произведения герои ищут ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?», кто считается счастливым, кто несчастен.

Мужики-правдоискатели

На передний план исследования выходит путешествие семи мужиков по российским селениям в поиске ответа на поставленный вопрос. В облике семерых «вольнообязанных» мы видим лишь общие черты крестьян, а именно: бедность, пытливость, непритязательность.

Мужики спрашивают о счастье встречающихся крестьян, солдат. Им кажутся счастливцами поп, помещик, торговец, дворянин и царь. Но главное место уделено в поэме крестьянству.

Яким Нагой

Яким Нагой работает «до смерти», но живет впроголодь, как и большинство жителей Босово. В описании героя мы видим насколько тяжела жизнь Якима: «…Сам на землю-матушку похож он». Яким осознает, что крестьяне – величайшая мощь, он гордится, что он принадлежит к этой группе людей. ему знакомы сильные и слабы стороны крестьянского характера. Главным недостатком мнит алкоголь, который оказывает губительное действие на мужиков.

Для Якима недопустимо мнение, что бедность крестьянства вызвана употреблением вина. По его мнению, это связано с обязанностью трудиться на «дольщиков». Судьба героя типична для русского народа после отмены крепостного права: проживая в столице, он вступает в спор с купцом, оказался в тюрьме, откуда вернулся в деревню и начал пахать землю.

Ермила Гирин

Ермила Гирина Н.А. Некрасов наделил честностью и большим умом. Он жил ради народа, был честен, справедлив, никого не оставил в беде. Единственный нечестный поступок он совершил ради семьи – сберег племянника от рекрутчины. Вместо него отправил сына вдовы. От собственной лживости, от мучений совести Гирин чуть не повесился. Ошибку свою он исправил и впоследствии выступил на стороне бунтующих крестьян, за что был посажен в острог.

Замечателен эпизод с покупкой Ермилой мельницы, когда крестьяне выражают абсолютное доверие Ермилу Гирину, и тот в ответ честен с ними до конца.

Савелий — богатырь

Некрасов проговаривает мысль о том, что крестьяне для него сродни богатырям. Тут выступает образ Савелия – богатыря святорусского. Он искренне сочувствует Матрене, тяжело переосмысливает гибель Демушки. В этом герое сочетается добро, простота, чистосердечие, помощь угнетенным и злоба к угнетающим.

Матрена Тимофеевна

Крестьянские женщины представлены в образе Матрены Тимофеевны. Эта сильная душой женщина всю свою жизнь сражается за вольность и женское счастье. Ее жизнь напоминает жизнь множества крестьянских женщин того времени, хотя она еще счастливее многих. Это с учетом того, что после замужества она попала в семью, ненавидящую ее, бита была мужем только один раз, ее первенца поели свиньи, а вся ее жизнь основана на надрывной работе в поле.

Крестьяне-угнетатели

Автор показывает, как тяжело отражается крепостное право на жизни людей, как оно калечит их, морально уничтожая. Есть и такие крестьяне, которые выбрали сторону своих хозяев – Ипат, Клим, Яков верный, угнетающие простой люд наравне с помещиками.

В своей поэме Некрасов показал жизнь крестьянства после реформы 1861 года, отобразил образы русских крестьян, говоря, что народ обладает силой несметной и вскоре он начнет осознавать свои права.

Над своей поэмой Н. А. Некрасов работал в течение долгого времени - начиная с 1860-х годов и вплоть до конца своей жизни. При жизни отдельные главы произведения были опубликованы, однако полностью оно увидело свет только в 1920-м году, когда К. И. Чуковский решил выпустить полное собрание сочинений поэта. Во многом произведение «Кому на Руси жить хорошо» построено на элементах русского народного творчества, язык поэмы близок к тому, который был понятен крестьянам того времени.

Основные персонажи

Несмотря на то что Некрасов планировал в своей поэме осветить жизнь всех сословий, основные герои «Кому на Руси жить хорошо» - это все же крестьяне. Поэт рисует их жизнь в мрачных тонах, в особенности, сочувствуя женщинам. Самыми яркими образами произведения являются Ермила Гирин, Яким Нагой, Савелий, Матрена Тимофеевна, Клим Лавин. При этом перед глазами читателя предстает не один лишь мир крестьянства, хотя на нем и сделан основной акцент.

Нередко школьники получают в качестве домашнего задания описать кратко героев «Кому на Руси жить хорошо» и их характеристики. Для получения хорошей оценки обязательно нужно упомянуть не только о крестьянах, но и о помещиках. Это князь Утятин со своей семьей, Оболт-Оболдуев, великодушная губернаторша, управляющий-немец. Для произведения в целом характерно эпическое единство всех действующих героев. Однако вместе с этим поэт представил и немало личностей, индивидуализированных образов.

Ермила Гирин

Этот герой «Кому на Руси жить хорошо», по мнению тех, кто с ним знаком - счастливый человек. Окружающие люди его ценят, а помещик проявляет уважение. Ермила занимается общественно полезным делом - содержит мельницу. На ней он работает, не обманывая простых крестьян. Гирин пользуется доверием у всех. Это проявляется, к примеру, в ситуации сбора денег на сиротскую мельницу. Ермила оказывается в городе без денег, а мельница выставлена на продажу. Если он не успеет вернуться за деньгами, то она достанется Алтынникову - от этого никому не поздоровится. Тогда Гирин решает обратиться к народу. И люди объединяются для того, чтобы сделать хорошее дело. Они верят в то, что их деньги пойдут на добро.

Этот герой «Кому на Руси жить хорошо» был писарем и помогал обучиться грамоте тем, кто ее не знает. Однако странники не сочли Ермилу счастливым, ведь он не выдержал самого трудного испытания - властью. Вместо своего родного брата Гирин попадает в солдаты. Ермила раскаивается в содеянном. Его уже нельзя считать счастливым.

Яким Нагой

Одним из главных героев «Кому на Руси жить хорошо» является Яким Нагой. Сам себя он определяет так - «до смерти работает, до полусмерти пьет». История Нагого проста и в то же время очень трагична. Когда-то он жил в Петербурге, однако попал в тюрьму, потерял имение. После этого ему пришлось поселиться в деревне и приняться за изматывающую работу. В произведении ему доверено защищать сам народ.

Духовные потребности человека неистребимы

Во время пожара Яким теряет большую часть нажитого, так как принимается спасать картинки, которые приобрел для своего сына. Однако и в своем новом жилище Нагой принимается за старое, покупает другие картинки. Почему он решает спасти эти вещи, на первый взгляд, являющиеся простыми безделушками? Человек старается сохранить то, что ему дороже всего. И эти картинки оказываются для Якима дороже денег, нажитых адским трудом.

Жизнь героев «Кому на Руси жить хорошо» - это непрекращающаяся работа, результаты которой попадают в чужие руки. Но душа человека не может довольствоваться таким существованием, в котором есть место только для бесконечного каторжного труда. Дух Нагого требует чего-то высокого, а эти картинки, как ни странно, являются символом духовности.

Бесконечные невзгоды только укрепляют его жизненную позицию. В III главе он произносит монолог, в котором детально описывает свою жизнь - это каторжный труд, результаты которого оказываются в руках трех дольщиков, бедствия и беспросветная нищета. И этими бедствиями он оправдывает свое пьянство. Оно было единственной радостью для крестьян, единственным занятием у которых был тяжкий труд.

Место женщины в произведении поэта

Значительное место в произведении Некрасова занимают и женщины. Их долю поэт считал самой трудной - ведь именно на плечи русских крестьянок ложился долг воспитания детей, сохранения домашнего очага и любви в суровых русских условиях. В произведении «Кому на Руси жить хорошо» герои (точнее, героини) несут самый тяжелый крест. Наиболее детально их образы описаны в главе под названием «Пьяная ночь». Здесь можно столкнуться с непростой судьбой женщин, работающих прислугой в городах. Читатель встречает Дарьюшку, которая исхудала от непосильной работы, женщин, у которых обстановка в доме хуже, чем в аду - где зять постоянно берется за нож, «того гляди, убьет».

Матрена Корчагина

Кульминацией женской темы в поэме является часть под названием «Крестьянка». Ее главный персонаж - это Матрена Тимофеевна по фамилии Корчагина, жизнь которой является обобщением бытия русской крестьянки. С одной стороны, поэт демонстрирует всю тяжесть ее судьбы, но с другой - несгибаемую волю Матрены Корчагиной. Народ считает ее «счастливой», и странники отправляются в путь, чтобы своими глазами посмотреть на это «чудо».

Матрена поддается на их уговоры и рассказывает о своей жизни. Она считает свое детство самой счастливой порой. Ведь ее семья была заботливой, никто не пил. Но вскоре настал тот момент, когда нужно было выходить замуж. Здесь ей вроде бы повезло - супруг любил Матрену. Однако она становится младшей снохой, и ей приходится угождать всем и каждому. Рассчитывать на доброе слово она даже не могла.

Только с дедушкой Савелием Матрена могла раскрыть душу, поплакаться. Но даже дед, хоть и не по своей воле, но причинил ей страшную боль - не усмотрел за ребенком. После этого судьи обвинили в убийстве младенца саму Матрену.

Счастлива ли героиня?

Поэт подчеркивает беспомощность героини и словами Савелия велит ей терпеть, ведь «нам правду не найти». И эти слова становятся описанием всей жизни Матрены, которой пришлось пережить и потери, и горе, и обиды от помещиков. Только один раз ей удается «отыскать правду» - «вымолить» супруга от несправедливой солдатчины у помещицы Елены Александровны. Возможно, именно поэтому Матрену стали звать «счастливой». А быть может и потому, что она, в отличие от некоторых других героев «Кому на Руси жить хорошо», не сломалась, несмотря ни на какие невзгоды. По мнению поэта, доля женщины является самой тяжелой. Ведь ей приходится страдать и от бесправия в семье, и волноваться за жизнь близких людей, и выполнять непосильную работу.

Гриша Добросклонов

Это один из главных героев «Кому на Руси жить хорошо». Родился он в семье бедного дьяка, который к тому же был ленивым. Мать его являла собой тот образ женщины, который был детально описан в главе под названием «Крестьянка». Гриша сумел понять свое место в жизни уже в юном возрасте. Этому способствовала трудовая закалка, голодное детство, великодушный характер, жизнестойкость и упорство. Гриша стал борцом за права всех униженных, он стоял за интересы крестьян. На первом месте у него находились не личные потребности, а общественные ценности. Основные черты героя - это неприхотливость, высокая работоспособность, умение сострадать, образованность и острый ум.

Кто может обрести счастье на Руси

На протяжении всего произведения поэт пытается ответить на вопрос о счастье героев «Кому на Руси жить хорошо». Возможно, именно Гриша Добросклонов - самый счастливый персонаж. Ведь когда человек делает доброе дело, у него появляется приятное ощущение собственной ценности. Здесь же герой спасает целый народ. С самого детства Гриша видит несчастных и притесненных людей. Некрасов считал способность к состраданию источником патриотизма. У поэта человек, который сострадает народу, поднимает революцию - это Гриша Добросклонов. В его словах отражена надежда на то, что Русь не погибнет.

Помещики

Среди героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо», как было указано, есть и немало помещиков. Один из них - Оболт-Оболдуев. Когда крестьяне спрашивают его о том, счастлив ли он, в ответ он лишь смеется. Затем с некоторым сожалением вспоминает ушедшие годы, которые были полны достатка. Однако реформа 1861 года отменила крепостное право, хотя и не была доведена до конца. Но даже изменения, которые произошли в общественной жизни, не могут заставить помещика трудиться и почитать результаты труда других людей.

Под стать ему еще один герой «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова - Утятин. Он всю жизнь «чудил и дурил», а когда нагрянула общественная реформа, то его хватил удар. Его дети, чтобы получить наследство, вместе с крестьянами разыгрывают настоящий спектакль. Ему внушают, что он не останется ни с чем, а на Руси до сих пор господствует крепостничество.

Дед Савелий

Характеристика героев «Кому на Руси жить хорошо» была бы неполной без описания образа деда Савелия. Читатель знакомится с ним уже тогда, когда тот прожил долгую и тяжелую жизнь. В старости Савелий живет вместе с семьей сына, он приходится свекром Матрены. Стоит отметить, что старик недолюбливает свою семью. Ведь домочадцы обладают не лучшими характеристиками.

Даже в родном кругу Савелия называют «клейменым, каторжным». Но он не обижается на это и дает достойный ответ: «Клейменый, да не раб». Таков характер этого героя «Кому на Руси жить хорошо». Краткое описание характера Савелия можно дополнить и тем фактом, что он не прочь иногда подшутить над членами своего семейства. Главное, что отмечается при знакомстве с этим персонажем - это его отличие от остальных, как от сына, так и от других обитателей дома.

/ / Образы крестьян в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Знаменитая поэма Н.А. Некрасова « » открывает и описывает читателям образы крестьян, которым довелось испытывать на себе тяготы и трудности послереформенного времени в России. Некрасов знакомит нас с обычными, крестьянскими мужиками, которые решили узнать, кто же на самом деле счастлив в России – помещик, купец, поп или сам царь?

Семь странников совершают обход земель русских в поисках истины. Они встречают на пути своем разных персонажей, однако никогда и никому не отказывают в помощи. Путешественники выручают Матрену Тимофеевну, узнав о том, что ее урожай погибает. Помощь мужиков ощутила и Безграмотная губерния.

Благодаря странствиям героев, Николай Алексеевич знакомит читателей с различными особами, которые занимают совершенно разное положение в обществе. Это и духовенство, и купечество, и дворянство. И на фоне них автор может контрастно выделить представителей крестьянства – самих путешественников, с их отличительными чертами характера и поведением.

В ходе прочтения поэмы, мы знакомимся с бедным крестьянином по имени Яким Нагой. Он, работая всю свою жизнь, так и остался в лавах самых обедневших слоев населения. На него походит большинство жителей деревни Босово.

Анализируя портрет данного героя, в котором Некрасов сравнивает его с самой матушкой землей, называя шею бурою, а лицо кирпичным, можно догадываться, какой труд он ежедневно проделывает и выполняет на пользу других. Однако Яким не расстраивается из-за своего положения, ведь он верит в крестьян, в то, что у них есть светлое и достойное будущее.

Другой некрасовский персонаж – отличался своей неподкупностью и честностью. К тому же, он был необычайно умен.

На примере этого героя, Некрасов показывает, насколько солидарны были крестьяне. Народ доверился Ермиле во время покупки мельницы, за что он принимает сторону крестьян и поддерживает их бунт.

Неоднократно, при описании образа настоящего крестьянина, Некрасов упоминает о богатырях, на которых походили многие из них. Образ Савелия яркое тому подтверждение. Он высокий, мощный сильный. И не смотря на такие мужицкие черты, Савелий необычайно искренний, добрый и чистый человек. Он с трепетом и любовью относится в Матрене Тимофеевне. Савелий часто впадает в философские раздумья над тем, должен ли простой народ терпеть все те унижения и тягости, которые свалились на трудящие плечи.

Что же касается женских образов, которым Некрасов уделял немаловажное внимание, их описание слилось воедино в персоне Матрены Тимофеевны. Это женщина, которая всеми силами стремилась к борьбе за счастье, за свободу. Она была сильной, обладала необычайной выдержкой и стойкостью. Судьба ее не была легкой. Она, выйдя замуж, терпела на себе испытания несчастьями и, в конечном итоге, принялась за тяжелую работу наравне с мужиками.

Очень часто выплескивала свои эмоции с помощью песен. Песню Некрасов называет душой народа, ведь в ней крестьяне изливали всю свою боль, всю горечь, которая тяготила их нелегкие жизни.

К тому же, есть в тексте поэмы и персонажи помещицких слуг, которые тяжело восприняли отмену крепостного права. Они настолько привыкли прислуживать и выполнять поручения, что совершенно потеряли чувство собственного достоинства и стали безликими.

Это и Яков, который расправляется с собой на глазах барина, чтобы отомстить ему. Это и Клим, и Ипат. Этих людей обычные крестьяне презирают, ненавидят еще больше помещиков. Ведь они продались, стали бесхребетными и низкими существами.

На этом поприще, Николай Некрасов описывает то сильнейшее расслоение, которое произошло в среде крестьян. И причиной всему стала реформа 1861 года.

Некрасов, в тексте своей поэмы не забыл упомянуть и о том, что крестьяне были необычайно религиозными. Их вера в Бога, во Всевышнего была сильней всего. Они обращались к нему за помощью, искали защиты и поддержки. Только с надеждой и верой представители крестьян могли идти вперед, к счастливой жизни.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Николай Алексеевич раскрыл образы типичных представителей класса крестьян. Писатель пытается сказать, что крестьяне – это не просто рабы, это сила, которая, в конечном итоге, может проявить и показать себя. Поэтому, с ней обязательно нужно считаться и наделять своими собственными правами и свободами.

«Кому на Руси жить хорошо» - одно из самых известных произведений Н.А. Некрасова. В поэме писателю удалось отразить все тяготы и мучения, которые терпит русский народ. Особенно значима в этом контексте характеристика героев. «Кому на Руси жить хорошо» - произведение, богатое яркими, выразительными и самобытными персонажами, которых мы и рассмотрим в статье.

Значение пролога

Особую роль для понимания произведения играет начало поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Пролог напоминает сказочный зачин по типу «В некотором царстве»:

В каком году - рассчитывай,

В какой земле - угадывай…

Далее рассказывается о мужиках, пришедших из разных деревень (Неелова, Заплатова и т.д.). Все названия и имена говорящие, ими Некрасов дает четкую характеристику мест и героев. В прологе же начинается путешествие мужиков. На этом заканчиваются и сказочные элементы в тексте, читателя вводят в реальный мир.

Список героев

Всех героев поэмы можно условно разделить на четыре группы. Первая группа состоит из главных героев, отправившихся за счастьем:

  • Демьян;
  • Роман;
  • Пров;
  • Пахом;
  • Иван и Митродор Губины;
  • Лука.

Затем идут помещики: Оболт-Оболдуев; Глуховской; Утятин; Шалашников; Переметьев.

Холопы и крестьяне, встреченные путешественниками: Яким Нагой, Егор Шутов, Ермил Гирин, Сидор, Ипат, Влас, Клим, Глеб, Яков, Агап, Прошка, Савелий, Матрена.

И герои, не относящиеся к основным группам: Фогель, Алтынников, Гриша.

Теперь рассмотрим ключевых персонажей поэмы.

Добросклонов Гриша

Гриша Добросклонов появляется в эпизоде «Пир на весь мир», этому персонажу посвящен весь эпилог произведения. Сам он семинарист, сын дьяка из деревушки Большие Вахлаки. Семья Гриши живет очень бедно, только благодаря щедрости крестьян удалось поднять на ноги его самого и брата Савву. Их мать-батрачка рано умерла от непосильного труда. Для Гриши ее образ слился с образом родины: «С любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине».

Будучи еще пятнадцатилетним ребенком, Гриша Добросклонов решил посвятить свою жизнь помощи народу. В будущем он хочет отправиться в Москву на учебу, а пока вместе с братом помогает мужикам как может: работает с ними, объясняет новые законы, читает им документы, пишет для них письма. Гриша сочиняет песни, в которых отражаются наблюдения за бедностью и страданием народа, рассуждения о будущем России. Появление этого персонажа усиливает лиричность поэмы. Отношение Некрасова к своему герою однозначно положительное, писатель видит в нем революционера из народа, который должен стать примером для высших слоев общества. Гриша озвучивает мысли и позицию самого Некрасова, решения социальных и нравственных проблем. Прототипом этого персонажа считают Н.А. Добролюбова.

Ипат

Ипат - «холоп чувствительный», так называет его Некрасов, и в этой характеристике слышится ирония поэта. Смех этот персонаж вызывает и у странников, когда те узнают о его жизни. Ипат - гротескный персонаж, он стал воплощением верного лакея, барского холопа, который остался верен своему хозяину даже после отмены крепостного права. Он гордится и считает для себя великим благодеянием то, как барин его купал в проруби, запрягал в телегу, спас от смерти, на которую сам и обрек. Подобный персонаж не может вызывать у Некрасова даже сочувствия, только смех и презрение слышны со стороны поэта.

Корчагина Матрена Тимофеевна

Крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина - героиня, которой посвятил Некрасов всю третью часть поэмы. Вот как описывает ее поэт: «Осанистая женщина, лет тридцати осьми, широкая и плотная. Красива… глаза большие… сурова и смугла. На ней рубаха белая, да сарафан коротенький». Путешественников приводят к женщине ее слова. Матрена соглашается рассказать о своей жизни, если мужики помогут в жатве. Название этой главы («Крестьянка») подчеркивает типичность для русских женщин судьбы Корчагиной. А слова автора «не дело между бабами счастливую искать» подчеркивают бесплодность поисков странников.

Матрена Тимофеевна Корчагина родилась в непьющей, хорошей семье, и там жилось ей счастливо. Но после замужества она оказалась «в аду»: свекор - пьяница, свекровь суеверна, на золовку приходилось работать, не разгибая спины. С мужем Матрене еще повезло: он только раз ее побил, но все время, кроме зимы, он был на заработках. Поэтому за женщину некому было и заступиться, единственный, кто пытался ее защитить, - дедушка Савелий. Женщина терпит домогательства Ситникова, на которого нет управы, потому что он господский управляющий. Единственным утешением Матрены становится ее первый ребенок - Дема, но из-за недосмотра Савелия он гибнет: мальчика съедают свиньи.

Проходит время, у Матрены появляются новые дети, умирают от старости родители и дед Савелий. Самыми трудными становятся неурожайные годы, когда всей семье приходится голодать. Когда ее мужа, последнего заступника, забирают в солдаты вне очереди, она идет в город. Находит дом генерала и бросается в ноги его жене, прося заступиться. Благодаря помощи генеральши Матрена с мужем возвращаются домой. Именно после этого случая ее все считают счастливицей. Но и в будущем женщину ждут одни беды: ее старший сын уже в солдатах. Некрасов, подводя итог, говорит, что ключ от женского счастья давно потерян.

Агап Петров

Агап - непокладистый и глупый мужик, по словам знающих его крестьян. А все потому, что Петров не желал мириться с добровольным рабством, на которое толкала крестьян судьба. Единственное, что могло его успокоить, - вино.

Когда его поймали, несшего бревно из барского леса, и обвинили в воровстве, он не выдержал и высказал хозяину все, что думает о реальном положении дел и жизни в России. Клим Лавин, не желая наказывать Агапа, инсценирует жестокую расправу над ним. А потом, желая утешить, поит его. Но унижение и чрезмерное пьянство приводят героя к тому, что утром он умирает. Такова плата крестьян за право открыто высказывать свои мысли и желание быть свободными.

Веретенников Павлуша

Веретенникова встретили мужики в селе Кузьминском, на ярмарке, он собиратель фольклора. Некрасов дает небогатую характеристику его внешности и не говорит о его происхождении: «Какого роду-звания, не знали мужики». Однако почему-то все зовут его барином. Это неопределенность необходима для того, чтобы образ Павлуши носил обобщенный характер. На фоне людей Веретенников выделяется своим беспокойством о судьбе русского народа. Он не равнодушный наблюдатель, как участники множества бездеятельных комитетов, которые обличает Яким Нагой. Некрасов подчеркивает доброту и отзывчивость героя тем, что уже первое его появление знаменуется бескорыстным поступком: Павлуша выручает крестьянина, покупающего ботиночки внучке. Неподдельная забота о народе располагает и путешественников к «барину».

Прототипом образа послужили этнографы-фольклористы Павел Рыбников и Павел Якушкин, участвующие в демократическом движении 60-х годов XIX века. Фамилия же принадлежит журналисту П.Ф. Веретенникову, который посещал сельские ярмарки и публиковал отчеты в «Московских ведомостях».

Яков

Яков - холоп верный, бывший дворовый, о нем рассказывается в части поэмы под названием «Пир на весь мир». Герой был верным хозяину, терпел любые наказания и выполнял безропотно даже самую тяжкую работу. Это продолжалось до тех пор, пока барин, которому приглянулась невеста его племянника, не отправил того на рекрутскую службу. Яков сначала запил, но все же вернулся к хозяину. Однако мужик желал отомстить. Однажды, когда он вез Поливанова (барина) к сестре, Яков свернул с дороги в Чертов овраг, распряг лошадь и повесился на глазах у хозяина, желая оставить того на всю ночь наедине с совестью. Подобные случаи мести действительно были распространены среди крестьян. За основу своей истории Некрасов взял подлинный рассказ, услышанный им от А.Ф. Кони.

Ермила Гирин

Характеристика героев «Кому на Руси жить хорошо» невозможна без описания этого персонажа. Именно Ермилу можно отнести к тем счастливцам, которых искали путники. Прототипом героя стал А.Д. Потанин, крестьянин, управляющий имением Орловых, прославившийся своей небывалой справедливостью.

Гирин почитаем среди крестьян из-за своей честности. Семь лет он был бургомистром, но только единожды позволил себе злоупотребить властью: не отдал своего младшего брата Митрия в рекруты. Но неправедный поступок до того мучил Ермила, что он едва не убил себя. Спасло положение вмешательство барина, тот восстановил справедливость, вернул несправедливо отправленного в рекруты крестьянина и отправил служить Митрия, однако лично заботился о нем. Гирин после этого ушел со службы и стал мельником. Когда же мельницу, что он арендовал, продавали, Ермила выиграл торг, но у него не было с собой денег уплатить задаток. Крестьянина выручил народ: за полчаса собрали для него тысячу рублей помнящие добро мужики.

Всеми поступками Гирина управляло желание справедливости. Несмотря на то что он жил в достатке и имел немалое хозяйство, когда вспыхнул крестьянский бунт, не остался в стороне, за что и попал в острог.

Поп

Продолжается характеристика героев. «Кому на Руси жить хорошо» - произведение, богатое персонажами разных сословий, характеров и устремлений. Поэтому Некрасов не мог не обратиться к образу священнослужителя. По мнению Луки, именно попу должно «житься весело, вольготно на Руси». И первым на своем пути искатели счастья встречают сельского священника, который опровергает слова Луки. У попа нет счастья, богатства или спокойствия. Да и получить образование очень нелегко. Совсем не сладка жизнь священнослужителя: он провожает в последний путь умирающих, благословляет рождающихся, и болит у него душа о страждущем и мучающемся народе.

Но и сам народ не особо чтит попа. Он и его семья постоянно становятся объектами для суеверий, анекдотов, непристойных насмешек и песен. А все богатство попов состояло из пожертвований прихожан, среди которых было много помещиков. Но с отменой большая часть богатой паствы разбрелась по свету. В 1864 году духовенство лишается и еще одной статьи дохода: раскольники по указу императора переходят под опеку гражданской власти. А с грошей, что приносят крестьяне, «живиться тяжело».

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев

Наша характеристика героев «Кому на Руси жить хорошо» подходит к концу, разумеется, мы не смогли дать описания всем персонажам поэмы, но включили в обзор самых важных. Последним их значимых героев стал Гаврила Оболт-Оболдуев - представитель барского сословия. Он кругленький, пузатенький, усатенький, румяненький, присадистый, ему шестьдесят лет. Один из прославленных предков Гаврилы Афанасьевича - татарин, который развлекал императрицу дикими зверями, воровал из казны и замышлял поджог Москвы. Оболт-Оболдуев горд своим предком. Но его печалит так как теперь он уже не может наживаться на крестьянском труде, как раньше. Свои печали помещик прикрывает заботой о мужике и судьбе России.

Этот праздный, невежественный и лицемерный человек убежден, что предназначение его сословия в одном - «жить чужим трудом». Создавая образ, Некрасов не скупится на недостатки и наделяет своего героя еще и трусостью. Эта черта проявляется в комическом случае, когда Оболт-Оболдуев принимает безоружных крестьян за грабителей и угрожает им пистолетом. Больших трудов мужикам стоило разуверить бывшего хозяина.

Заключение

Таким образом, поэма Н. А. Некрасова насыщена рядом ярких, самобытных персонажей, призванных со всех сторон отразить положение народа в России, отношение к нему разных сословий и представителей власти. Именно благодаря такому количеству описаний людских судеб, часто имеющих в своей основе реальные истории, произведение никого не оставляет равнодушными.

«Образы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" создана в последний период жизни поэта (1863-1876 гг.). Идейный замысел поэмы обозначен уже в ее заглавии, а затем повторяется в тексте: кому на Руси жить хорошо? В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н.А. Некрасов показывает жизнь русского крестьянства в послереформенной России, их тяжелое положение. Главной проблемой этого произведения является поиск ответа на вопрос, “кому живется весело, вольготно на Руси”, кто достоин и не достоин счастья? О сущности царского манифеста поэт говорит словами народа: "Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана". Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение, воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ. Автор вводит в поэму образ семерых крестьян-странников, путешествующих по стране в поисках счастливцев. Живут они в деревнях: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Их объединяет бедность, неприхотливость, желание найти счастливого на Руси. Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми, дают им оценку, определяют свое отношение к попу, к помещику, к крестьянской реформе, к крестьянам. Мужики не ищут счастья среди трудового народа: крестьян, солдат. Их представление о счастье связано с образами духовенства, купечества, дворянства, царя. Крестьянам-правдоискателям свойственно чувство собственного достоинства. Они глубоко уверены в том, что трудовой народ лучше, выше, умнее помещика. Автор показывает ненависть крестьян к тем, кто живет за их счет. Некрасов также подчеркивает любовь народа к труду, его стремление помочь другим людям. Узнав, что у Матрены Тимофеевны погибает урожай, мужики без колебаний предлагают ей помощь. Так же охотно помогают косить траву крестьянам Безграмотной губернии. «Как зубы с голоду» работает у каждого проворная рука.

Путешествуя по России, мужики встречают различных людей. Раскрытие образов встреченных правдоискателями героев позволяет автору охарактеризовать не только положение крестьянства, но и жизнь купечества, духовенства, дворянства.

Выслушав рассказ попа о его "счастье", получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне отрезали: ты мимо их, помещиков! Известны нам они! Правдоискатели не удовлетворяются дворянским словом, им нужно "слово христианское". «Дай слово христианское! Дворянское с побранкою, С толчком да с зуботычиной, То непригодно нам!» Они обладают чувством собственного достоинства. В главе "Счастливые" сердито провожают дьячка, дворового, расхваставшегося холопским положением: "Проваливай!" Сочувствуют страшной повести солдата и говорят ему: «На, выпивай, служивенький! С тобой и спорить нечего. Ты счастлив - слова нет.»

Главное внимание автор уделяет крестьянам. Образы Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия, Матрены Тимофеевны сочетают в себе как общие, типичные черты крестьянства, как, например, ненависть ко всем “дольщикам”, тянущим с них жизненные силы, так и индивидуальные черты.

Более полно Некрасов раскрывает образы крестьян-борцов, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя. Его портрет свидетельствует о постоянном тяжелом труде:

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо...

Грудь впалая, как вдавленный живот. У глаз, у рта излучины, как трещины на высохшей земле...Читая описание лица крестьянина, мы понимаем, что Яким, всю жизнь маясь на сером, бесплодном кусочке, и сам стал, как земля. Яким признает, что большая часть его труда присваивается "дольщиками", которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян. «Работаешь один, а чуть работа кончена, гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!» Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме и, "как липочка ободранный, вернулся он на родину". Но все же он находит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту. Яким украшает свою избу картинками, любит и употребляет меткое слово, речь его полна пословиц и поговорок. Яким - образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем промысле. И его голос - голос самых решительных крестьян. Яким понимает, что крестьянство - великая сила. Он горд своей принадлежностью к нему. Он знает, в чем сила и слабость “крестьянской души”:

Душа, что туча черная -

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь оттудова...

А все вином кончается...

Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения - необходимость работать на “дольщиков”. Судьба Якима типична для крестьян пореформенной Руси: он “живал когда-то в Питере”, но, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму, откуда вернулся, “как липочка ободранный” и “за соху взялся”.

С большим сочувствием относится писатель к своему герою Ермилу Гирину, сельскому старосте, справедливому, честному, умному, который, по словам крестьян: «В семь лет мирской копеечки под ноготь не зажал, в семь лет не тронул правого, не попустил виновному, душой не покривил...» Один только раз Ермил поступил не по совести, отдав сына старухи Власьевны вместо своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. По мнению крестьян, Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, не купленный «ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой». Народ, защищая мирское дело, в трудную минуту помогает Ермилу сохранить мельницу, проявляет к нему исключительное доверие. Этот поступок подтверждает способность народа выступать сообща, миром. И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда: «бунтовалась вотчина помещика Обрубкова…» Ермил Гирин - защитник крестьянских интересов. Если протест Якима Нагого стихийный, то Ермил Гирин поднимается до сознательного протеста.

Еще один герой произведения - Савелий. Савелий, богатырь святорусский - борец за народное дело. Савелий выступает в роли народного философа. Он размышляет над тем, должен ли народ терпеть и дальше свое бесправие, угнетенное состояние. Савелий приходит к выводу: лучше “недотерпеть”, чем “перетерпеть”, и он призывает к протесту. В молодости он, как и все крестьяне, долго терпел жестокие издевательства со стороны помещика Шалашникова, его управляющего. Но Савелий не может принять такой порядок, и он бунтует вместе с другими крестьянами, он закопал в землю живого немца Фогеля. "Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения" получил за это Савелий. Вернувшись стариком в родное село, Савелий сохранил бодрость духа и ненависть к угнетателям. "Клейменый, да не раб!" - говорил он о себе. Савелий до старости сохранил ясный ум, сердечность, отзывчивость. В поэме он показан как народный мститель: «наши топоры лежали - до поры!» О пассивных крестьянах он говорит презрительно, называя их «погибшие... пропащие». Некрасов называет Савелия богатырем святорусским, поднимая его очень высоко, подчеркивая его героический характер, а также сопоставляет его с народным героем Иваном Сусаниным. Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе. Образ Савелия дан в одной главе с образом Матрены Тимофеевны не случайно. Поэт показывает вместе два богатырских русских характера.

некрасов поэма крестьянство русь

В последней главе, названной "Бабья притча", крестьянка говорит об общей женской доле: «Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у Бога самого» Но Некрасов уверен, что "ключи" должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Добросклонова: «Еще ты в семействе покуда - раба, но мать уже вольного сына!»

С большой любовью рисовал Некрасов образы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако писатель не закрывал глаза и на темные стороны жизни крестьянства. В поэме изображены крестьяне, которые развращены господами и свыклись со своим рабским положением. В главе "Счастливые" крестьяне-правдоискатели встречаются с "разбитым на ноги дворовым человеком", который считает себя счастливым, потому что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его "дочка - вместе с барышней училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны". А сам дворовый тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится "близостью" к господам и своей "почетной" болезнью - подагрой. Простые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низости своего лакейского положения. Дворовый князя Утятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена "воля": «А я князей Утятиных Холоп - и весь тут сказ!»

С детства и до самой старости барин, как мог, издевался над своим рабом Ипатом. Все это лакей принимал как должное: «выкупал меня, раба последнего, зимою в проруби! Да как чудно! Две проруби: в одну опустит в неводе, в другую мигом вытянет и водки поднесет.» Не мог Ипат забыть господских "милостей" того, что после купанья в проруби князь "водки поднесет", то посадит "рядом, недостойного, с своей персоной княжеской".

Покорный раб показан также в образе "холопа примерного - Якова верного". Яков служил у жестокого господина Поливанова, который "в зубы холопа примерного... походя дул каблуком". Несмотря на такое обращение, верный раб до самой старости берег и ублажал барина. Помещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков "задурил". Сначала "мертвую запил", а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность.

С глубоким негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, уничтожил "вольную", данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом, чем "на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей". Для образов дворовых крестьян, ставших рабами господ и отказавшихся от подлинных крестьянских интересов, поэт находит слова гневного презрения: раб, холоп, пес, Иуда.

В поэме также отмечена такая черта русского крестьянства, как религиозность. Это способ уйти от действительности. Бог - высший судья, у которого крестьяне ищут защиты и справедливости. Вера в Бога - это надежда на лучшую жизнь.

Некрасов заключает характеристики типическим обобщением: «люди холопского звания - сущие псы иногда: чем тяжелей наказания, тем им милей господа.» Создавая различные типы крестьян, Некрасов утверждает, счастливых среди них нет, что крестьяне и после отмены крепостного права по-прежнему обездолены и обескровлены. Но среди крестьян появляются люди, способные к сознательному, активному протесту, и он верит, что при помощи таких людей в будущем на Руси всем будет хорошо жить, и в первую очередь наступит хорошая жизнь для русского народа. «Еще народу русскому пределы не поставлены: пред ним широкий путь» Н.А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо” воссоздал жизнь крестьянства в пореформенной России, раскрыл типичные черты характеров русских крестьян, показав, что это - сила, с которой надо считаться, которая постепенно начинает осознавать свои права.



Рассказать друзьям