Личная жизнь бориса гребенщикова. Борис Гребенщиков - основатель и бессменный лидер рок-группы «Аквариум» (8 фото)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Борис Гребенщиков имеет много громких эпитетов - учитель, гуру, легенда… Знающие люди утверждают, что выступления Б. Гребенщикова надо посещать хотя бы один раз в год. Знатокам конечно виднее, но одно с уверенностью можно утверждать, этот человек обладает многим, чему можно научиться каждому из нас. При этом, не подражая, а находя свою дорогу

Борис Борисович Гребенщиков родился в семье известных ученных и деятелей культуры. Яркое событие произошло в их жизни, когда 1953 году на свет появился будущий рок-исполнитель. Самым близким человеком для мальчика была бабушка, так как он проводил с ней невероятно большое количество времени. Как полагали родители, их сын станет тоже научным сотрудником одного из крупных научно-исследовательских центров.

После окончания школы, молодой парень все-таки решился, на то, что он будет ученным. Поступил на факультет математики. Вот именно там, в небольшой комнатке за сценой, проходили репетиции рок-группы, которую Борис создал вместе со своим школьным другом А. Гуницким, у которого было прозвище Джорж, так его звали приятели за то, что он был очень похож на Джорджа Харрисона. Начиная с 1969 г. Борис сочиняет и поет песни на английском языке, но позже он всё больше убеждается, что его песни должны исполняться на русском языке.

Обучение в институте давалось очень легко, поэтому он находил время и чтобы заниматься музыкой. С каждым днем он все больше и больше вовлекался в сам процесс. Молодой парень достиг невероятных результатов в своем творчестве. Понятно, то, что он делал, не было в соответствии с устоями коммунистической партии. Это были зарубежные тенденции, которые категорически запрещались на территории СССР. Запись песен проводилась в небольших комнатах, именно поэтому и появилось название «Аквариум».

Нельзя не отметить, что Борис Борисович Гребенщиков был одним из тех, у кого были пластинки с записью музыки западных исполнителей. На то время достать такой товар просто было невозможным. Поэтому многие часы, он вместе со своими друзьями проводил за прослушиванием этих песен.

Карьера

Благодаря тому, что лидер группы хорошо знал английский язык, он отлично разбирался в иностранных течениях в музыке, и рубежи, которые он ставил перед собой, были всегда мирового уровня. Впереди его ждали невероятные перспективы и популярность. Конечно же, всего добиться с первого раза не удается, помимо всего советская власть всячески препятствовала распространению такой музыки. Гребенщиков был смелым парнем, который нес в массы свое видение мира.

В 1973 году слушатели смогли ознакомиться с творением Бориса Борисович Гребенщикова. Вышел первый альбом, который назывался «Искушение святого аквариума». Это было совершенно другое музыкальное направление, которое не было присуще исполнителям того времени. Собратья по сцене в большинстве исполняли узконаправленные советские песни. Группа органично вошла в мировую рок-культуру. После появления «Аквариума» мнение о советской рок-музыке существенно изменилось. Одновременно с группой «Кино» в 80-е годы они стали самыми популярными находками в СССР. Их концерты собирали стадионы поклонников.

Многие знают, что Борис Борисов Гребенщиков также занимался публикациям и выпускал собственный музыкальный журнал. Ценители его искусства с радостью раскупали каждый выпуск. С официальной властью группа особо не конфликтовала, но иногда всё-таки происходили небольшие инциденты. Так музыканты однажды собрались возле инженерного замка, чтобы дать небольшой концерт. Милиция, которая разбиралась по делу разбитых статуй в парке по соседству, задержала исполнителей. После этого по радио BBC было передано сообщение, что в СССР милиция разогнала первый советский рок фестиваль, и арестовала полторы тысячи человек. Именно таким образом складывалась биография и личная жизнь Бориса Гребенщикова на тот момент. Конечно же, его ждал колоссальный успех.

На одном из фестивалей, который проходил на Кавказе, группа молодых исполнителей «Аквариум», получили свою известность. На тот момент о них начали многие говорить и писать. Это смелое, для того времени, исполнение своей музыки буквально взорвало музыкальный мир Советского Союза, после чего официальные власти стали по-другому относиться к исполнителям.

В те времена стиль «панк» не был известен даже среди подпольных музыкантов и, конечно же, никто не понимал, как он повлияет на музыку, живопись, литературу.

Б. Гребенщиков и его соратники одними из первых обратили внимание на это новшество в музыкальном течение того времени. Они познакомились с В. Цоем и группой «Кино», в то время ещё «панками в законе». В то время им поступило предложение выступить на одном из фестивалей, проходящих в Грузии. Заранее была заготовлена программа, по которой они должны были выступать. В процессе Борис поменял песни на те, которые ему хотелось исполнить. Это был очень сложный инцидент, который привел к тому, что биография и жизнь исполнителя серьезно изменилась.

Переломный момент в биографии Бориса Гребенщикова произошел во время выступления на одном из конкурсов. Он вместе с группой начал исполнять свою композицию, в свою очередь жюри покинуло помещение. В последствие Борис был уволен из института, ему запретили репетировать, и исключили из коммунистической партии. Таким образом, он удостоился самых серьезных для себя наказаний. Несмотря на это, появилось очень много свободного времени, чтобы заниматься искусством. Именно этим и воспользовался Гребенщиков. Он понимал, что зацепил власть и правильно движется к своей цели.

После этих событий до середины 80-х годов Гребенщиков работает в различных местах, приходилось, как и остальным участникам «Аквариума», работать сторожем. Когда же ему посчастливилось стать членом профкома драматургов (это непонятная организация, принимающая под свое крыло, тружеников культуры, которые по разным обстоятельствам не могли официально состоять в Творческом союзе, и при этом появлялась возможность нигде не работать, считаясь творческим работником), мог на законных основаниях находиться в свободном плавании. На сегодняшний день личная жизнь и биография Бориса Гребенщикова интересует невероятно огромное количество поклонников.

Этот этап в жизни ознаменовался тем, что никаких выступлений не проводилось. Борис в свободное от работы время занимался записыванием музыки, созданием стихов. В последствие весь материал использовался при создании новых альбомов.

Новые проекты

Далее были созданы блестящие проекты Б. Гребенщикова и «Аквариума», которые появились в совместном творчестве с известным авангардным музыкантом С. Курехиным. Яркий пианист, Сергей стал периодически выступать вместе с группой, при этом оказывая огромное влияние на работу группы. После выхода «Треугольника» коллектив впервые появился на телевидении в шоу-программе «Весёлые ребята». Во время выступления струны на гитаре Гребенщикова были специально зафиксированы, чтобы было видно, что песни исполняются не вживую. Сам Гребенщиков отличается довольно сложным характером, поэтому любые выяснения отношений с ним ни к чему хорошему не приводили.

Самостоятельно с 1981 года начал заниматься записью песен и их продажей. Огромного спроса на них не было, но песне живут в сердцах до сих пор. Говоря о таланте Бориса Борисовича Гребенщикова, можно долгое время перечислять его успехи. Он достоин того, чтобы войти в зал лучших исполнителей рока за всю историю СССР и Российской Федерации. Конечно же, нельзя не отметить и талантливых музыкантов, которые круглые сутки работали вместе с ним.

В 84-86 гг. группа мелькает в разных телевизионных программах (Музыкальный ринг и др.). Постепенно газетных интервью и телевизионных съемок становится всё больше. Когда в Ленинграде открыли рок-клуб, в его деятельности, Борис стал самым активным участником. Когда наступила эпоха «гласности и перестройки» группа наконец-то смогла выйти из подполья, имея за плечами огромную популярность не только среди музыкальных поклонников. Подъезд Гребенщикова постоянно был заполнен любителями творчества артиста. Группа много времени проводила на гастролях.

Главная цель молодого рок-исполнителя – это было поменять сознание советского народа. Конечно же, это приводило к тому, что он не раз оказывался в отделах милиции. На то время уже потихоньку нарастал хаос в обществе, который и привел к развалу СССР. За небольшой период времени, Борис Борисович Гребенщиков вместе со своей командой выпустил несколько альбомов. Каждая песня несла в себе какую-нибудь историю. Именно поэтому он был и популярен.

В 1993 году начинается новая волна популярности группы Аквариум. Целеустремлённые мужчины собираются, чтобы вновь начать популяризировать собственную музыку. Таким образом, появились альбомы «Снежный лев» и многие другие. Было немалое количество совместных песен, которые выпускались с различными новичками в рок-культуре и с довольно известными личностями. С каждым днем популярность только увеличивалась.

Гребенщиков как музыкант удивляет своих поклонников не только своими песнями, в 94-м г. он выпускает диск с песнями А. Вертинского в своём исполнении, в 99-м - песни Б. Окуджавы. Эти два диска удивляют оригинальным духом авторов песен, но в исполнении Гребенщикова чувствуется его индивидуальность. В это же время выходит альбом «Прибежище», это тибетские мантры. Каждый этап в карьере олицетворялся чем-то новым и интересным. Музыканты на то время были уже не молодыми и понимали, что нужно внести в музыку, чтобы она понравилась.

В настоящий момент записано более 40 альбомов группы, каждый из которых получил признательность со стороны слушателей. Всем известны такие супер хиты как: «Город золотой», «Дети декабря», «Дубровский». Невероятно большое количество хитов полюбились слушателям. Даже сегодня он собирает целые стадионы, где многие приходят услышать творчество Бориса Борисовича Гребенщикова. В последнее время интерес к такой музыке постепенно угас, но все же есть преданные фанаты, которые продолжают поддерживать Аквариум.

Б. Гребенщиков живет и трудится на радость своих поклонников в Санкт-Петербурге. Вплотную интересуется буддизмом и занимается переводом письменных трудов восточных гуру на русский язык. Конечно же, нельзя не отметить его целеустремлённость. Несмотря на все сложности, он достиг своей цели.

Личная жизнь

Как и у любого творческого человека, личная жизнь Бориса Гребенщикова не всегда складывалась гладко. В 1976 году он вступил в первый брак с Натальей Козловской. Эти отношения длительное время не продолжались и спустя четыре года они приняли решение о расставании. Алиса Гребенщикова — это их совместная дочь, которая стала также не менее известной актрисой. Творческая личность Бориса Гребенщикова помогала ему продвигаться вперед и в первую очередь за счет своего невольного мышления.

После непродолжительного времени, уже в 1980 году личная жизнь Бориса Гребенщикова снова запылала страстью. На этот раз он женился на Людмиле Шульгиной. На тот момент она была известной художницей. Через четыре года у них родился сын, но и эти отношения разрушились. Всему причиной была особенная влюбчивость Бориса. Отношения с другими женщинами были причиной разрушения всех браков. Он очень мало времени проводил дома, помимо всего в биографии было очень много сложных этапов, вследствие которых не было денег.

В 1991 году Борис женился на Ирине Титовой. Что примечательно, она была женой одного из участников группы «Аквариум», что сразу же вызвало большое негодование среди поклонников их творчества. Сегодня у них есть двое детей. На самом деле личная жизнь Бориса Гребенщикова никогда не мешала детям.

Он очень ответственный отец, который всячески помогает своим детям в карьере. Что касается музыкальной карьеры, то Борис Борисович иногда выступает на разнообразных рок-фестивалях.

Борис Борисович Гребенщиков (также известен под псевдонимом БГ) — русский поэт и музыкант, композитор, певец и гитарист рок-группы «Аквариум», один из родоначальников русской рок-музыки. Награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 ноября 2003) — за большой вклад в развитие музыкального искусства. Борис Гребенщиков — лауреат Царскосельской художественной премии (2002) и премии «Триумф» (1997).

Ранние годы и образование Бориса Гребенщикова

Отец — Борис Александрович Гребенщиков (1926−1975) — инженер, был директором опытного завода Балтийского пароходства.

Мать — Людмила Харитоновна Гребенщикова (1929−2009), работала юрисконсультом Ленинградского дома моделей. Бабушка и мать Бориса Гребенщикова — блокадницы. «Моя мама школьницей перенесла блокаду. Бабушка растила ее одна, чтобы выжить, работала в трех местах. Понятно, что за чудовищное, голодное было время, но мама и его считала счастливым», — вспоминал Гребенщиков.

Борис Гребенщиков сначала учился до 8-го класса в ленинградской престижной школе № 421, но затем перешел в физико-математическую школу № 239, которую окончил в 1971 году. Борис Гребенщиков в этом же году поступил в Ленинградский государственный университет им. Жданова на факультет прикладной математики, где и получил высшее образование. Гребенщиков окончил ЛГУ в 1977 году.

Гребенщиков с детства проявлял музыкальные способности. Заниматься игрой на гитаре Борис Гребенщиков начал еще в школе, в 1968 году. Также Борис сочинял песни на свои же стихи. Как сообщается в биографии Гребенщикова на сайте РИА «Новости», первой заученной песней Бориса стала битловская Ticket to Ride. Свои собственные песни Борис Гребенщиков первое время писал на английском языке, а затем стал сочинять на русском.

Музыкальная карьера Бориса Гребенщикова

Летом 1972 года Гребенщиков вместе с Анатолием Гуницким основал группу «Аквариум». Дебютный альбом коллектива, получивший название «Искушение святого Аквариума», был выпущен самиздатовским способом в 1974 году, этот диск открывает так называемую «доисторическую» дискографию Гребенщикова и «Аквариума». Как говорится в биографии Бориса Гребенщикова в Википедии, запись, считавшаяся утерянной, благодаря виртуальному сообществу «Планета „Аквариум“» была найдена в конце 1997 года.

До середины 80-х годов музыканты жили полуподпольной жизнью, делая домашние записи и изредка выезжая на непродолжительные гастроли в другие города.

Получив образование в университете, и после его окончания, работая в НИИ социологии младшим научным сотрудником, Борис Гребенщиков продолжал писать песни, выступал с концертами. Также его группа сотрудничала с экспериментальным студенческим театром Ленинградского государственного университета.

С юности Борис Гребенщиков увлекался творчеством Боба Дилана , подражал ему в своих ранних выступлениях, вполне сознательно хотел быть похожим на знаменитого американского барда. «Важно, что Б.Г. откровенно работал под Дилана и других американских бунтарей 1960-х. А все американские бунтари 1960-х были насквозь антибуржуазные, антикоммерческие и выступали за преодоление рыночных отношений между людьми на всех уровнях», — писал о Гребенщикове Алексей Цветков .

В 70-е вышли несколько «доисторических» альбомов БГ, к которым относится и знаменитая запись «Все братья сестры», сделанная с Майком Науменко . Первым официальным диском «Аквариума», который был записан в настоящей студии звукозаписи Андреем Тропилло и появился в магнитиздате в 1981 году, стал «Синий альбом». Песни «Железнодорожная вода», «Герои рок-н-ролла» («Молодая шпана»), «Электрический пёс», «Плоскость» с этого альбома стали хитами Гребенщикова.

В дальнейшем магнитоальбомы «Аквариума» записывались и выходили ударными темпами, по нескольку в год. В 1981 после «Синего альбома» вышли «Треугольник» и «Электричество» (с песнями «Старик Козлодоев», «Мочалкин блюз», «Мой друг музыкант», «Вавилон» и другими в скором будущем легендарными произведениями русского рока). В 1982 вышли «Акустика» и «Табу», в 1983 — «Радио Африка», в 1984 — «Ихтиология». «Держаться корней», «Моей звезде», «10 стрел», «25 к 10», «Рок-н-ролл мёртв» — хиты Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» покоряли любителей музыки СССР.

Концертная деятельность «Аквариума» в семидесятых — начале восьмидесятых годов ограничивалась «квартирниками». Квартирник подразумевал акустический формат выступления на квартире у кого-то из слушателей. Играли тихо, чтобы соседи не вызвали милицию. В то время выступать на «квартирнике» было не менее опасно, чем приходить на него в качестве слушателя — и тем не менее люди поддерживали «запрещенную» музыку, несмотря на все опасности нажить себе проблемы.

После того, как в начале 80-х группа успешно выступила на рок-фестивале в Тбилиси Борис Гребенщиков был исключен из комсомола и уволен с работы. Борис устроился на работу сторожем, а через некоторое время стал членом профкома драматургов, что позволило ему не работать и заниматься творческой деятельностью без боязни быть осужденным за тунеядство. Сотрудничество с ярким представителем ленинградского андеграунда Сергеем Курехиным способствовало еще большей популярности коллектива. Вскоре Гребенщиков впервые появляется на телевидении — в эфире программы «Веселые ребята» группа «Аквариум» исполнила под фонограмму песню «Два тракториста». После этого «Аквариум» неоднократно появляется в программе «Музыкальный ринг» и других телепроектах советского телевидения.

Затем был создан Ленинградский рок-клуб, как вполне легальная площадка. Творчество Гребенщикова успешно развивалось. Вышедший в 1984 году «День Серебра» — пятый «естественный» альбом группы «Аквариум» — считается вершиной творчества «Аквариума» 1980-х годов, такого мнения придерживается и сам Борис Гребенщиков. В этот альбом вошли такие знамениты песни, как «Сидя на красивом холме», «Иван Бодхидхарма», «Дело мастера Бо». В 1986 вышел последний подпольный альбом «Аквариума» «Дети Декабря».

В биографии Бориса Гребенщикова на сайте «Узнай все» сообщается, что в 1986 году вышел первый сингл «Аквариума» в США, а через три года выпускается сразу два англоязычных альбома — «Radio Silence» и «Radio London». Находясь за границей, Гребенщиков познакомился со многими известными представителями западной рок-сцены. В то же время покорить западных слушателей БГ не удалось.

В 1988 на фирме «Мелодия» вышел официальный альбом группы «Равноденствие» с песнями «Партизаны полной луны», «Аделаида», «Золото на голубом» и другими.

Во второй половине 80-х музыка и песни Бориса Гребенщикова активно использовались в кино, особенно ярко это проявилось в фильмах Сергея Соловьева «Асса», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Дом под звездным небом». Гребенщиков и сам снялся в картине Сергея Курехина «Два капитана-2». В культовом фильме «Асса» БГ был во всеуслышание «обожествлен», герой фильма сообщал, что от «Гребенщикова сияние исходит».

В биографии Бориса Гребенщикова говорится, что 4 марта 1991 года была прекращена деятельность «Аквариума». Некоторое время группа Бориса Гребенщикова называлась «БГ», в 1992 году был собран новый состав «Аквариума» («Аквариум 2.0»).

В 90-е группа Бориса Гребенщикова выпустила новые популярные альбомы: «Библиотека Вавилона», «Любимые песни Рамзеса IV», «Пески Петербурга», «Кострома mon amour», «Навигатор», «Снежный лев», «Гиперборея». Параллельно Борис Гребенщиков записывал сольные альбомы, в частности, с песнями Александра Вертинского и Булата Окуджавы .

В 1997 Борис Гребенщиков стал лауреатом премии «Триумф». В том же году завершилась биография «Аквариума 2.0». Затем Борис Гребенщиков записал в США с группой The Band альбом «Лилит».

Дискография «Аквариума 3.0» началась в 1999 году с «Ψ» («Пси») — четырнадцатого «естественного» альбома группы «Аквариум». «Маша и медведь», «Стоп, машина!», «Сын плотника», почти все песни альбома стали хитами. Вскоре вышли новые альбомы: «Территория», «Сестра Хаос», «Песни рыбака», «ZOOM ZOOM ZOOM», «Беспечный русский бродяга». Было много новых песен, концертов по России, СНГ и миру.

В 2003 году 50-летний юбилей Бориса Гребенщикова был отпразднован большим концертом в Кремле. В 2007 году состоялся концерт группы «Аквариум» в лондонском Альберт-холле (Royal Albert Hall). Мероприятие было организовано при поддержке фонда индийского философа, проповедника и музыканта Шри Чинмоя , духовного наставника Гребенщикова.

В 2009 году Гребенщиков и «Аквариум» одними из первых использовали в России модель «скачай и заплати, сколько считаешь справедливым», выложив свой новый альбом «Пушкинская, 10» на сайте Kroogi.ru.

22-й альбом «Аквариум +», вышедший в 2013 году, по классификации самого Гребенщикова подвел черту «Аквариума 3.0».

В 2014 вышел новый сольный альбом «Соль», который критики называли «лучшим за 40 с лишним лет». Затем в рамках «Аквариума 4.0» вышли альбомы «Песни нелюбимых» и «Двери травы», а в 2018 году вышел новый сольный диск «Время N». Этот альбом, выпущенный в цифровом виде 16 февраля 2018 года, по словам Бориса Гребенщикова, стал тематическим продолжением его диска «Соль».

В 2015 году Борису Гребенщикову удалось менее чем за сутки собрать сумму в 1 миллион 300 тысяч рублей на запись нового альбома.

В последние годы Гребенщиков часто играл на улицах в различных городах России и Украины. В Омске Гребенщиков сыграл в подземном переходе, чтобы собрать журналистам деньги «на молоко за вредность».

Карьера Бориса Гребенщикова в других ипостасях

В биографии Бориса Гребенщикова немало места занимает литература. В 1977 году он основал самиздатский музыкальный журнал «Рокси». Борис Гребенщиков написал несколько прозаических произведений: повесть «Лес» («Роман, который так и не окончен») и рассказ «Иван и Данило».

В 2005 году Борис Гребенщиков начал карьеру радиоведущего и с тех пор ведет почти часовую авторскую программу «Аэростат» на «Радио России». Тексты к выпускам радиопрограммы вошли в четырехтомную музыкальную авторскую энциклопедию Бориса Гребенщикова «Аэростат».

В 2007 году музыкант устроил собственную выставку непрофессиональных фотографий родного города «Инфра Петербург».

В 2017 году Борис Гребенщиков стал художественным директором ежегодного петербургского фестиваля «Части Света».

Борис Гребенщиков говорит в интервью, что не интересуется политикой, но знаком со многими политиками. В 2005 году он выступил организатором встречи ряда рок-музыкантов и продюсеров с Владиславом Сурковым , замглавы администрации президента, вызвавшей большой резонанс в СМИ. Также Борис Гребенщиков встречался с председателем СК РФ Александром Бастрыкиным .

В ходе встречи Александр Бастрыкин рассказал Борису Гребенщикову о созданных в Следственном комитете консультативном совете по вопросам оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также об общественном координационном совете по оказанию помощи детям юго-востока Украины. Со слов музыканта, он проводит концерты, сборы от которых перечисляет на лечение тяжелобольных детей. При этом Гребенщиков, как и Следственный комитет, осуществляет пожертвования детям, проходящим лечение в клинике Доктора Лизы.

Председатель СК РФ и рок-музыкант договорились о сотрудничестве в сфере благотворительности. При этом Гребенщиков не исключил своего участия в совместных со Следственным комитетом адресных благотворительных акциях.

Награды Бориса Гребенщикова

Борис Гребенщиков награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2003), является лауреатом премии «Триумф» (1998), Царскосельской художественной премии (2002), премии «Своя колея» имени Владимира Высоцкого (2004). В 2009 году Гребенщиков получил премию «Степной волк» за одну из книг из серии «Аэростат». В 2012 году музыкант стал обладателем премии журнала «Русский пионер» в номинации «Стихи XXI века. Поэзия эпохи www».

Здоровье Бориса Гребенщикова

В 2006 году Борису Гребенщикову была сделана операция по коррекции зрения. В январе 2009 года в Берлине музыканту сделали операцию по шунтированию.

По данным источника телеканала «Санкт-Петербург», причиной обращения к медикам стала болезнь сердца. В пользу этой версии говорит тот факт, что девять лет назад музыканту делали операцию по шунтированию. Однако позже представители Гребенщикова сообщили на его странице «ВКонтакте», что информация о проблемах с сердцем — ложь.

Весной 2018 года Борис Гребенщиков был экстренно госпитализирован в реанимацию одной из клиник Санкт-Петербурга с воспалением легких. Лидер российской рок-группы «Аквариум» Борис Гребенщиков, несмотря на болезнь, не изменил дату запланированного в Санкт-Петербурге концерта, сообщалось в новостях.

Впрочем, позже группа «Аквариум» перенесла несколько ранее запланированных концертов. Как сообщалось на официальном сайте музыкального коллектива, на такой шаг пришлось пойти из-за болезни бессменного лидера группы Бориса Гребенщикова.

Семья и школьные годы Бориса Гребенщикова

Один из «отцов-основателей» русского рока родился в Ленинграде 27 ноября 1953 года в интеллигентной семье. Борис Александрович Гребенщиков, отец мальчика, занимался научными исследованиями, а мать, Людмила Харитоновна, работала в отделе социологических исследований Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований.

Все детство Боря прожил в Ленинграде, в доме №22 по Алтайской улице (район метро Московская).до восьмого класса Гребенщиков обучался в школе №421, известной и престижной среди ленинградцев, после чего завершал среднее образование в 239-й школе с математическим уклоном. Окончив школу, Борис поступает в Ленинградский университет на факультет прикладной математики. Тогда же Борис Гребенщиков, с последних классов школы увлекшийся музыкой, организует вместе со школьным другом Анатолием Гуницким музыкальный коллектив, репетиции которого проводятся в актовом зале университета.

Борис Гребенщиков - основатель «Аквариума»

Анатолий Гуницкий, еще в школе получивший прозвище «Джордж» за внешнее сходство с Дж. Харрисоном, разделял убеждения Бориса Гребенщикова о том, что музыка – это главное в жизни. Ребят объединял не только музыкальный талант и интерес к западной рок-культуре – оба были одаренными и в плане поэтическом. Вначале молодые люди сочиняли и исполняли англоязычные композиции, но вскоре пришли к выводу, что тексты песен обязательно должны быть на русском языке.

Хотя в те годы в СССР официально не приветствовалась западная культура, в том числе и музыкальная, сложно отрицать влияние на творчество «Аквариума» таких титанов зарубежной рок-сцены, как Марк Болан, Игги Поп, Боб Дилан, Боб Марли, Джим Моррисон. Борис Гребенщиков, в совершенстве владея английским языком, всегда ставил себе высшую планку качества прослушиваемой музыки, и поэтому великолепно ориентировался в последних трендах мировой рок-сцены.

Последние интервью с Борисом Гребенщиковым

«Искушение святого Аквариума»

Дебютный альбом коллектива, получивший название «Искушение святого Аквариума», был выпущен самиздатовским способом в 1973 году. Музыкальные критики называют альбом чуть ли не первым экспериментом по созданию концептуальной музыки в СССР. «Искушение…» выгодно отличалось от творчества всех ленинградских рок-коллективов, писавших похожие друг на друга, как две капли воды, песни советской направленности. С первой же пластинкой «Аквариум» заявил о себе как об органичной части мировой рок-культуры, не отступая при этом от русской песенной и текстовой традиции.

К 1974 году в состав «Аквариума» входят А. Романов и М. Файнштейн. Тогда же на факультете прикладной математики организовывается студенческий театральный кружок, в труппу которого входят и «аквариумисты». Гуницкий пишет пьесы в жанре абсурда, играют в этих постановках Гребенщиков и Романов. Позже к кружку присоединяется режиссер Эрик Горошевский. Увлечение театральным кружком приводит к тому, что «Аквариум» оказывается на грани распада – соратники Бориса все более и более уходят в драматургию. На фоне ухода участников группы Гребенщиков конфликтует с руководством университета, запрещавшим репетиции «Аквариума» и грозившим Борису отчислением. В те годы «Аквариум» по сути состоит из одного человека – Бориса Гребенщикова.

Борис Гребенщиков в подполье

Вскоре Борис знакомится с виолончелистом Всеволодом Гаккелем и приглашает его в «Аквариум». С этого момента начинает формироваться состав «Аквариума», практически неизменный на протяжении следующих пятнадцати лет. Тогда же Борис создает многие хиты, исполняемые группой и поныне. Однако деятельность коллектива, которому окончательно запретили репетиционную и концертную деятельность на базе факультета, становится подпольной.

Для подпольных музыкантов была закрыта и такая важная составляющая музыкальной деятельности, как звукозапись. Приходилось писаться в подпольных условиях, самиздатом. Записи ценились очень дорого, хранились бережно и переписывались десятки, а то и сотни раз. «Подпольно» коллектив Гребенщикова записывает альбомы «С той стороны зеркального стекла» (1976), «Все братья – сестры» (1978). Тираж последнего, записанного вместе с Майком Науменко на открытом воздухе, составил всего десять экземпляров.

Позднее, когда связи и сеть знакомств позволяли «Аквариуму» писаться полулегально на студиях, разрешавших пользоваться их аппаратурой, качество пластинок существенно повысилось, однако невозможно было записать, скажем, полноценный электрический альбом Гребенщиков сотрудничал со знаменитой студией Андрея Тропилло, дававшей периодический приют таким коллективам, как «Машина Времени», «Алиса», «Кино». В этой студии были записаны «Треугольник», «Акустика», «Табу», «День Серебра», «Дети Декабря» и «Синий Альбом».

Квартирники Бориса Гребенщикова

Концертная деятельность «Аквариума» в семидесятых – начале восьмидесятых годов ограничивалась «квартирниками». Квартирник подразумевал акустический формат выступления на квартире у кого-то из слушателей. Играли тихо, чтобы соседи не вызвали милицию. В то время выступать на «квартирнике» было не менее опасно, чем приходить на него в качестве слушателя – и тем не менее люди поддерживали «запрещенную» музыку, несмотря на все опасности нажить себе проблемы.

Основой репертуара большинства квартирных концертов того времени составляли песни альбома «Акустика», успевшего разойтись в самиздате по всему Союзу. Группа была запрещена официально, и единственным способом донести до слушателя свое творчество оставались «квартирники».

Город Золотой, Гребенщиков

С конца 1977 года Гребенщиков основывает первый советский рок-журнал «Рокси», просуществовавший до 1979 года. Отношения с властями тогда были достаточно ровными, конфликтов у Гребенщикова с представителями власти практически не было.

Фестивальная деятельность Бориса Гребенщикова. Телевидение

В ноябре 1980 года группа впервые заявляет о себе официально выступлением на Всесоюзном фестивале рок-групп «Весенние ритмы» в Тбилиси. Смелое выступление коллектива повлекло за собой не только всенародное признание, но и проблемы с властями. Тогда же Гребенщиков обращает внимание на новый даже в среде рок-андеграунда стиль панк-рока. Гребенщиков знакомится с Виктором Цоем и группой «Кино» и высоко отзывается об их творчестве.

На «Весенние ритмы» «Аквариум» залитовал акустическую программу, которую группа репетировала в ДК имени Цюрупы в Ленинграде. Однако на самом фестивале коллектив исполнил совершенно другие песни – «Минус 30», «Кусок жизни», «Герои». Жюри во время выступления «Аквариума» демонстративно покинуло зал в полном составе, а по приезду в Ленинград группа лишилась места для репетиций. Сам Гребенщиков потерял работу и был исключен из комсомола, вскоре от него ушла жена.

Борис устроился на работу сторожем, а через некоторое время стал членом профкома драматургов, что позволило ему не работать и заниматься творческой деятельностью без боязни быть осужденным за дармоедство.

Сотрудничество с ярким представителем ленинградского андеграунда Сергеем Курехиным способствовало еще большей популярности коллектива. Вскоре Гребенщиков впервые появляется на телевидении – в эфире программы «Веселые ребята» группа «Аквариум» исполняет под фонограмму песню «Два тракториста».

После этого «Аквариум» неоднократно появляется в программе «Музыкальный ринг» и других телепроектах советского телевидения.

Эпоха гласности и перестройки

В середине 80-х годов в Ленинграде формируется рок-клуб, в деятельности которого активное участие принимает и «Аквариум». Группа выходит из подполья и активно гастролирует, собирая полные залы и стадионы. Один за одним выходят в свет лучшие альбомы Гребенщикова - «Дети Декабря», «Десять стрел», «Равноденствие». Кинематограф также не обходит вниманием группу – песни Гребенщикова звучат в фильмах «Асса», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Дом под звездным небом», «Митьки в Европе», «Город». Гребенщиков снимается в картине «Два капитана–2».

В 1986 году выходит первый сингл «Аквариума» в США, а через три года выпускается сразу два англоязычных альбома - «Radio Silence» и «Radio London». Находясь за границей, Гребенщиков знакомится со многими известными представителями западной рок-сцены.

БГ - Подмога (нас с тобою на*бали)

Борис Гребенщиков Двухтысячные

В 1999 году группа выпускает альбом «?», а в 2002 - «Сестра Хаос». Обе пластинки получаются жесткими и разноплановыми, непохожими на привычный стиль «Аквариума». Гребенщиков не стесняется называть в песнях вещи своими именами, и это приводит к новому витку популярности группы. Чуть ранее Гребенщиков становится первым и пока единственным рок-музыкантом, получившим государственную премию в области литературы и искусства «Триумф». В 2003 году Борис Борисович награждается орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. 18 марта 2013 года появились сообщения о прекращении существования группы, однако вскоре эти заявления были опровергнуты.

Российский музыкант, поэт, лидер рок-группы «Аквариум» , обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие музыкального искусства.

Борис Борисович Гребенщиков родился осенью 1953 года в Ленинграде в семье директора завода Балтийского пароходства и юрисконсульта Ленинградского дома моделей. Дед Бориса умер во время блокады Ленинграда, а бабушка стала для него самым близким и родным человеком в семье.

Окончив физико-математический лицей, Гребенщиков вовсю посвящал себя музыке – вместе с друзьями записывал песни в домашних студиях. Группу назвали «Аквариум» . Гастрольная деятельность не мешала музыканту учиться в Ленинградском государственном университете им. Жданова на факультете прикладной математики. Более того, он участвовал в деятельности экспериментального студенческого театра, а после получение диплома стал работником НИИ социологии.

Несмотря на то, что Борис Гребенщиков был лидером группы и автором большинства песен, он стремился к тому, чтобы слушатель понимал – перед ним творчество «Аквариума» .

– Когда существует понятие «Аквариум», не существует ни единого человека. То есть Гребенщикова там тоже нет. Если группа играет, то играет вся вместе, на сцене нет ни единой личности как таковой. Там присутствует некая система, которая играет музыку и очень тащится, делая это. А отдельные люди могут быть до сцены и после сцены, лично я это так вижу.

После появления этого бэнда, понятие об отечественной рок-музыке кардинально поменялось. «Аквариум» и «Кино» стали самыми известными музыкальными проектами в СССР в 1980-е годы. Они собирали стадионы и эпатировали публику.

В 1980 году Бориса Гребенщикова даже исключили из комсомола, а группу официально запретили – причиной послужило выступление на Тбилисском рок-фестивале. Правда, вскоре запрет сняли.

После трагической гибели Виктора Цоя прекратило своё существование «Кино» , «Аквариум» распался вслед за ним. В 1989 году Борис Гребенщиков записал сольный англоязычный альбом «Radio Silence» и создал новый музыкальный проект «БГ-Бэнд» .

– Когда был сыгран концерт в марте 91-го года, последний концерт старого «Аквариума» , то многие его участники – не скажу про себя – странным загадочным образом излечились от многих внутренних болезней, которые у них были. Чисто физических. Это стояло как мощная энергетическая преграда, как пробка, и поэтому, когда эту пробку совместными усилиями вышибли, и эта тень перестала висеть, то и люди вылечились, и у меня песни новые пошли.

В 1993 году участники группы «Аквариум» воссоединились и, как будто обретя второе дыхание, стали покорять любителей отечественной рок-музыки с новыми силами.

За долгие годы творческой деятельности группа Бориса Гребенщикова получила несколько музыкальных наград и выпустила более пятидесяти альбомов.

В 2005 году Борис Гребенщиков стал радиоведущим авторской программы «Аэростат» на «Радио России», через два года отыграл концерт на лондонской сцене Royal Albert Hall, а ещё через два года в Берлине сделал операцию – шунтирование сердца.

Известно, что Борис Гребенщиков увлекается буддизмом и переводит письменные труды известных гуру на русский язык.

Он также составил список всех чудотворных икон в России:

– Православие меня интересует ничуть не меньше. Просто его я открыл для себя на 10 лет позже буддизма. У меня есть интерес ко всем небытовым проявлениям жизни. Буддизм, индуизм, православие, даоизм – всё, что выходит за рамки повседневного. Думаю, если не притворяться, экстремальные чудеса интересуют всех больше всего.

Борис Гребенщиков был официально женат три раза. От первого брака у него есть дочь Алиса , известная киноактриса, от второго – сын Глеб , который работает диджеем. В 1991 году он женился на бывшей супруге Александра Титова Ирине и усыновил её детей Марка и Василису .

– Я иногда слышу от людей: дети – лучшее, что они сделали в своей жизни. Какая же это эволюция – родить себе подобного?.. По-моему, такая фраза сразу сводит человечество к нулю. Если человек не может сделать в жизни ничего, кроме как родить ребёнка, значит, от животного абсолютно ничем не отличается. По-моему, грядёт матриархат. А мужик должен тащить на себе эволюцию…

Дискография

  • День радости (2010)
  • Пушкинская, 10 (2009)
  • Лошадь белая (2008)
  • Беспечный русский бродяга (2006)
  • ZOOM ZOOM ZOOM (2005)
  • Без слов – лимитированное издание (2004)
  • Песни рыбака (2003)
  • Сестра Хаос (2002)
  • Переправа («Bardo»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors») (2002)
  • Территория (2000)
  • Ψ (1999)
  • Песни Булата Окуджавы (1999)
  • Оракул Божественной Бутылки (1999)
  • БГ+Зомбияйц (1998)
  • Борис Гребенщиков и DeadУшки (БГ + Deadyшки) (1998)
  • Молитва и пост (internet-only album) (1998)
  • Прибежище (англ. «Refuge»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors») (1998)
  • Лилит (1997)
  • Гиперборея (1997)
  • Чубчик (1996)
  • Снежный лев (1996)
  • Навигатор (1995)
  • Задушевные песни (БГ + Квартет Анны Карениной) (1994)
  • Кострома mon amour (1994)
  • Песни Александра Вертинского (1994)
  • Пески Петербурга (1994)
  • Письма капитана Воронина (1993)
  • Любимые песни Рамзеса IV (1993)
  • Русский альбом (1992)
  • Феодализм (1989)
  • Равноденствие (1987)
  • Наша жизнь с точки зрения деревьев (1987)
  • Десять стрел (1986)
  • Дети Декабря (1985)
  • День Серебра (1984)
  • Ихтиология (1984)
  • Радио Африка (1983)
  • Табу (1982)
  • Акустика (1982)
  • Электричество (1981)
  • Треугольник (1981)
  • Синий альбом (1981)
  • Скоро кончится век (1980)

Борис Гребенщиков (“БГ” - псевдоним) является талантливым гитаристом, композитором и исполнителем популярной музыки, основателем знаменитой российской рок-группы, организованной еще в Советском Союзе.

До сих пор музыкант пользуется феноменальной популярностью и небывалым признанием среди отечественных и зарубежных звезд эстрады. И все благодаря своим невероятным способностям и яркой незабываемой харизме.

Чем примечательна биография Бориса Гребенщикова? Какова история его взлета и в чем секрет гениальности? В данной статье даются ответы на эти и многие другие вопросы. А также размещены фотографии Бориса Гребенщикова в молодости, в зрелые годы и в настоящий момент.

Родом из детства

Родился маленький Боря поздней осенью 1953 года, в большом и красивом городе Ленинграде. Родители будущего рок-певца были образованными и интеллигентными людьми. Мама Бориса Гребенщикова - Людмила Харитоновна, занимала ответственную должность в НИИ, отец - Борис Александрович, работал научным инженером.

Впоследствии прославленный гитарист не раз утверждал, что многим в своей жизни обязан матери. Именно она познакомила его с театром, музыкой и литературой, именно она привила ему любовь к искусству и самовыражению.

Людмила Харитоновна научила сына ценить прекрасное, в какой бы новой, неординарной форме оно ни находилось. Она познакомила мальчика с рок-музыкой, побуждала не бояться идти вслед за своим талантом, защищала перед отцом и верила в его счастливую звезду.

Талантливый математик

Свое музыкально призвание юный Борис осознал не сразу. Вначале он хотел избрать другой жизненный путь - путь одаренного трудолюбивого ученого.

В школьную пору биография Бориса Гребенщикова была связана с математикой. Первые годы он обучался в элитной городской школе. Затем перешел в среднее учебное заведение, специализирующееся на глубоком изучении математических наук. Успехи парня были потрясающими.

Высшее образование молодой Гребенщиков решил получить в авторитетном университете, избрав специальность “прикладная математика”. Казалось бы, вся его судьба расписана на несколько десятилетий вперед: красный диплом, научная деятельность, академические звания…

Но жизнь распорядилась иначе.

Зарождение таланта

В высшем учебном заведении талантливый математик увлекся музыкой. И не привычной классикой, а западным рок-н-роллом. Он в совершенстве знал английский язык, поэтому мог свободно воспроизводить зарубежные композиции, подражая иностранным музыкантам в манере и стиле исполнения.

Увлечение музыкой оказалось серьезным - молодой Гребенщиков создал свой коллектив, систематические репетиции которого постоянно проводились в университетском актовом зале.

Вместе с Анатолием Гуницким (школьным другом и творческим союзником) молодой Борис окунулся в творческие поиски своего направления. Поначалу ребята писали стихи по-английски, сочиняя музыку на западный манер. Несколько позднее молодые люди определились с собственным стилем - они захотели исполнять репертуар лишь на родном языке.

Как же называлась рок-группа, созданная Борисом Гребенщиковым? “Аквариум”. Это был современный ансамбль, которому предстояло около десяти лет осуществлять полуподпольную деятельность, покоряя сердца сотен и даже тысяч слушателей.

Первая пластинка

Так как деятельность “Аквариума” была нелегальной, Борис Гребенщиков и ребята, входящие в его группу, выступали редко и конспиративно, а пластинки записывали подпольно, собственными усилиями и умениями, без необходимой техники и аппаратуры.

Первым треком коллектива стал альбом “Искушение Святого Аквариума”, который музыканты выпустили в 1973 году. Эта пластинка была оригинальной и непохожей на популярный русский рок советского периода. Лидер ансамбля, вложив в это произведение всю душу, уверенно заявил о себе как об образцовом и талантливом представителе мирового рока, гармонично сочетаемого с российскими традициями и ценностями.

Приблизительно в этот период в группе появляются новые лица: Романов, Файнштейн, Грошевский. Они пишут и ставят на студенческой сцене гротескные постановки, все более и более углубляясь в артистическое искусство. На фоне этого в молодой рок-группе произошел раскол, и Гребенщиков оказался почти один.

Новый виток

Однако такая ситуация не повлияла на его энтузиазм. Молодой человек был полон энергии и воодушевления. Он усиленно искал новых единомышленников, которыми оказались Александров и Гаккель.

Вместе с ними начинающий музыкант начинает целеустремленно добиваться призвания. Ребята активно ведут концертную деятельность, выступая везде, где есть люди: в скверах, парках, институтах. Из всех акустических музыкальных инструментов и приспособлений у них были только гитара, виолончель, флейта и… юношеский задор.

В 1976 году “Аквариум” Бориса Гребенщикова смело заявляет о себе на поп-фестивале в Таллине, куда является дерзко и без приглашения. Однако такой поступок пришелся присутствующим по душе - группе присуждают приз за самое интересное выступление. С тех пор коллектив начал часто выезжать на гастроли, а звукозаписывающие компании стали разрешать полулегальным музыкантам записывать у них пластинки.

Взлет и взыскание

Благодаря этому свет увидели такие яркие и незабываемые альбомы, как “С той стороны зеркального стекла”, “Все братья-сестры”, “Треугольник”, “Дети декабря” и “День серебра”, которые отличались от предыдущих более качественной звукозаписью.

На весенних ритмах в Тбилиси 1980 года выступления Гребенщикова и его компании ознаменовались огромным скандалом. Являясь представителями русского рока, ребята настолько выложились на сцене, что ошеломили публику своей эпатажностью и эксцентричностью. Их обвинили в пропагандировании гомосексуализма, кровосмешения и непристойности. А когда солист, увлеченно играя на гитаре, лег на сцену, судейская комиссия демонстративно покинула свои места.

Слух об этом выступлении вызвал множество толков. Любители рока обратили внимание на талантливую развивающуюся группу, а критически настроенные власти решили наказать рок-лидера. Его уволили с работы (в то время Гребенщиков уже несколько лет трудился в НИИ).

Чтобы зарабатывать деньги и продолжать концертную деятельность, талантливый музыкант устроился работать дворником. В это время для своих концертов он стал использовать новый вид помещений.

Квартирники

В те времена ребят часто приглашали к слушателям на квартиру, где они выступали очень тихо и осторожно.

Так как по всему СССР группа была запрещена, посещать такие музыкальные вечера было очень опасно не только исполнителям, но и зрителям. Однако недозволенная музыка пользовалась небывалым спросом, поэтому “Аквариум” часто выезжал на “квартирные” гастроли.

В одной из таких вылазок предприимчивый солист познакомился с С тех пор биография Бориса Гребенщикова резко изменилась.

Телевидение

Благодаря протекции Курехина “Аквариум” был приглашен в эфир “Веселых ребят”, где музыканты исполнили популярную в те году песню про двух трактористов.

После этого коллектив получал еще приглашения на участие в телепрограммах и передачах, что увеличивало его всесоюзную популярность.

1980-е

В этот период Гребенщиков вместе со своей группой начал вести открытую концертную деятельность. Он выступал преимущественно в столице и Ленинграде, параллельно издавая англоязычные пластинки, записывая музыку для популярных кинофильмов, продюсируя Виктора Цоя и работая над собственными проектами.

В конце 1980-х Гребенщиков несколько раз выступал с концертами на Западе (как собственными, так и вместе с группой).

Поиски себя

Неспокойное настроение 1990-х затронуло и рок-группу Гребенщикова. Март 1991 года ознаменовался последним месяцем коллектива, но уже через несколько недель было объявлено о создании новой группы, где мелькали уже знакомые лица, - “БГ-Бэнд”.

Только что созданный коллектив продолжил идею русского рока, ознаменовавшись необычным репертуаром. В выступлениях группы стали появляться религиозные образы православной церкви, что считалось актуальным и злободневным для эпохи того времени.

“БГ-Бэнд” вел активную выездную деятельность. Посетив самые крупные города России и Украины, он провел около двухсот ярких и незабываемых концертов.

Однако ансамбль просуществовал недолго. На его смену пришел другой коллектив со старым названием - “Аквариум”, который после этого еще несколько раз менял состав и репертуар.

Перечень альбомов

Ниже приводится самая выдающаяся дискография Бориса Гребенщикова того времени:

  • 1983 — "Радио Африка".
  • 1984 — "День Серебра".
  • 1986 — "Дети Декабря".
  • 1988 — "Равноденствие".
  • 1990 — "Чёрная роза".
  • 1992 — "Архив".
  • 1993 — "Библиотека Вавилона".
  • 1994 — "Пески Петербурга".
  • 1995 — "Навигатор".
  • 1996 — "Снежный лев".
  • 1997 — "Гиперборея".
  • 2000 — "Территория".
  • 2002 — "Сестра Хаос".
  • 2003 — "Песни рыбака".
  • 2005 — "ZOOM ZOOM ZOOM".
  • 2006 — "Беспечный русский бродяга".
  • 2007 — "Феодализм".
  • 2008 — "Лошадь белая".
  • 2009 — "Пушкинская, 10".
  • 2010 — "День радости".
  • 2010 — "Наша жизнь с точки зрения деревьев".
  • 2010 — "Записки о Флоре и Фауне".
  • 2011 — "Архангельск".
  • 2012 — "Тайная история пчеловодства".
  • 2012 — "Воздухоплавание в компании сфинксов".
  • 2013 — "Аквариум +".
  • 2016 — "Песни Нелюбимых EP".

Помимо этого, певец издал несколько сольных альбомов, впечатляющих своей экстранеординарностью, смелостью и прямодушием.

Чем же сейчас примечательна биография Бориса Гребенщикова?

Современная деятельность

В настоящее время выдающийся музыкант занимает активную жизненную позицию в отношении музыкальной жизни страны. Он часто выступает с концертами, появляется на телепередачах и радиопрограммах, пишет книги и снимается в фильмах.

О прошлой и современной личной жизни Бориса Гребенщикова известно очень много.

Личная жизнь

Рок-музыкант был несколько раз женат. Его первой супругой была Наталья Козловская, инженер-экономист по специальности. Дочь Бориса Гребенщикова от первого брака Алиса сейчас является известной киноактрисой.

Второй брак был заключен с художницей по образованию. От этого союза у супругов родился сын Глеб, который в данный момент работает вместе с отцом в его знаменитой группе.

Третья супруга Гребенщикова, с которой он живет уже больше двадцати лет, - Ирина Титова. Ее дети от первого брака стали приемными детьми рок-музыканта.

Как видим, каждого члена этой большой семьи объединяет любовь к музыке и искусству. И это неудивительно, ведь отец семейства - знаменитый и талантливый Борис Гребенщиков!



Рассказать друзьям