Литература второй половины ХХ века. Урок - исследование

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Транскрипт

1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (вторая половина) Программа практических занятий для студентов V курса филологического факультета Издание Омск ОмГУ 2002

2 Русская литература ХХ века (вторая половина): Программа практических занятий для студентов V курса филологического факультета / В.И. Хомяков. Омск: Омск. гос. ун-т, с. Методические указания являются систематизированным сводом наиболее важных тем практических занятий по русской литературе ХХ века. Каждая тема сопровождается краткой библиографией и заданием. Все темы органически связаны с проблематикой лекционного историко-литературного курса, читаемого на филологическом факультете ОмГУ. Работа утверждена в качестве методических указаний кафедрой русской литературы ХХ века и журналистики Омского госуниверситета и редакционной комиссией филологического факультета Омский университет,

3 Практические занятия занимают важное место в подготовке студента-филолога. Сочетание лекционных курсов с практическим позволяет активизировать процесс обучения, сделать его живым и динамичным. В ходе самостоятельной работы на практических занятиях студенты получают возможность конкретизировать лекционный и учебный материал, постигнуть как общие, так и частные закономерности литературного процесса, учатся анализировать текст, собирать библиографический материал, работать с критической литературой. Автор предлагаемого методического указания учитывает, что курс литературы ХХ века является завершающим в изучении русской литературы. В силу этого русская литература рассматривается им как закономерное звено в развитии отечественной словесности. При определенной самостоятельности тех разделов, которые выделяются в пособии, их не следует рассматривать изолированно, а лишь во взаимодействии. Изучение русской литературы ХХ столетия опирается на уже изученные курсы русской и зарубежной литературы, эстетики и философии. Все это позволяет глубже осмыслить ведущие тенденции в литературе ХХ века, понять ее сложную и драматичную историю. Формулируя основные требования к практическим занятиям, автор настоящего пособия исходит из того, что студенты должны, вопервых, тщательно изучать указанные в плане произведения; вовторых, должны уметь работать с библиографией, научной и критической литературой; в-третьих, уметь сопоставлять различные точки зрения, проверяя их самостоятельными наблюдениями над художественным текстом. Навыки, полученные на практических занятиях, помогут становлению будущего учителя-словесника и журналиста. Работа утверждена в качестве методических указаний кафедрой русской литературы ХХ века и журналистики Омского университета и редакционной комиссией филологического факультета

4 ЗАНЯТИЕ 1 ПОЭМА А. ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН». ЕЕ ЖАНРОВЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ Задание 1. Подготовить реферативное сообщение о жанровокомпозиционном своеобразии поэмы военных лет. 2. Выучить наизусть любой отрывок из поэмы. План 1. Жанрово-композиционное своеобразие поэмы военных лет (Н. Тихонов «Киров с нами», О. Берггольц «Февральский дневник», В. Инбер «Пулковский меридиан», М. Алигер «Зоя», П. Антокольский «Сын»). 2. Творческая история поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». 3. Жанровое своеобразие поэмы. Особенности композиции. 4. Образ Теркина в поэме. Проследить, как автор соотносит поведение и переживание героя с ходом войны. 5. Образ автора и его функция в поэме. 6. Художественное мастерство А. Твардовского (народность поэмы, роль фольклорных традиций, юмор в произведении). Особенности поэтической лексики и фразеологии. ЛИТЕРАТУРА Художественные тексты Твардовский А. Василий Теркин. Основная 1. Твардовский А. Как был написан «Василий Теркин» (ответ читателям) // Твардовский А. Собр. соч.: В 6 т. М., Т. 5. С «Василий Теркин» народная эпопея. Воронеж, Любарева Е.П. Эпос А. Твардовского. М., (Гл.2 «Ради жизни на земле»). 4

5 4. Кондратович А. Александр Твардовский. 2-е изд. М., (Гл. «Теркин и его автор»). 5. Гришунин А.Л. «Василий Теркин» А. Твардовского. М., Дополнительная 1. Рощин П.Ф. Поэма А. Твардовского «Василий Теркин»: Пособие для учителя. 2-е изд. М., Котов М.С. В мастерской стиха Твардовского. Саратов, Макаров А. Александр Твардовский и его книга про бойца // Макаров А. Идущим вослед. М., Турков А. Александр Твардовский. М., Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны: Проблематика, стиль поэтика. 2-е изд. М., Дементьев В. Александр Твардовский. М., Македонов А. Творческий путь Твардовского. Дома и дороги. М., Воспоминания об А. Твардовском. М., ЗАНЯТИЕ 2 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО А. ПЛАТОНОВА (на материале военной прозы писателя) Задание 1. Прочитать 3-4 рассказа писателя военных лет. Сделать выписки в рабочую тетрадь в соответствии с пунктами плана и перечнем критической литературы. 2. Уточнить, опираясь на работы литературоведов, понятие «стиля» литературного произведения. План 1. Творческая биография Андрея Платонова (общая характеристика). 2. Философская концепция человека и мира в творчестве писателя (на примере известных вам произведений). 5

6 3. Как строятся сюжеты анализируемых произведений? В чем их своеобразие? 4. Какие художественные приемы использует писатель, создавая тот или иной человеческий характер? Определите особенности платоновского стиля, сделайте в тетради выписки наиболее оригинальных фраз и словосочетаний. ЛИТЕРАТУРА Художественные тексты Платонов А. Одухотворенные люди, Мать (Взыскание погибших), Неодушевленный враг, Афродита, Девушка Роза, Возвращение. Основная 1. Полтавцева Н. Философия прозы Андрея Платонова. Ростов-на- Дону, Васильев В. Андрей Платонов. М., Акимов В. Солдат начинается с думы об отечестве... // А. Платонов. Одухотворенные люди. М., Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего существования. М., Чалмаев В. Андрей Платонов. М., Страна философов Андрея Платонова. Сб. М., Дополнительная 1. Залыгин С. Сказки реалиста и реализм сказочника // Вопросы литературы, 1971, Евтушенко Е. Судьба Платонова // Советская культура, 1988, 20 авг. 3. Семенова С. Преодоление трагедии. М., (Гл. «В усилии к будущему времени» Философия Андрея Платонова). 4. Карасев Л. Знаки покинутого детства («постоянное» у А. Платонова) // Вопросы философии, 1990, Варламов А. Платонов и Шукшин. Геополитические оси русской литературы // Москва, 1988, 2. 6

7 6. Радбиль Т.Б. Мифология языка Андрея Платонова. Нижний Новгород, Хрящева Н.П. «Кипящая вселенная» Андрея Платонова. Динамика образотворчества и миропостижения. Екатеринбург; Стерлитамак, ЗАНЯТИЕ 3 ПОЗДНЯЯ ЛИРИКА Н. ЗАБОЛОЦКОГО Задание 1. Общая характеристика творческой эволюции Н. Заболоцкого. 2. Выучить наизусть одно стихотворение Н. Заболоцкого из цикла «Последняя любовь» и сделать его письменный анализ. План 1. Особенности ранней лирики Н. Заболоцкого. Заболоцкий и «обэриуты». 2. Основные темы и мотивы поздней лирики Н. Заболоцкого. В чем вы находите связь и различие между ранней лирикой Заболоцкого и его поздним творчеством? 3. Охарактеризуйте образ лирического героя поэта: его духовный мир, его переживания. 4. Проанализируйте особенности поэтики Заболоцкого: на какие художественные традиции опирается поэт, особенности его поэтического языка, стиховой формы. ЛИТЕРАТУРА Художественные тексты Заболоцкий Н.: Столбцы; цикл «Последняя любовь»; Некрасивая девочка; Старая актриса; О красоте человеческих лиц; Не позволяй душе лениться; Уступи мне, скворец, уголок. 7

8 Основная 1. Македонов А. Николай Заболоцкий. Л., Ростовцева И. Николай Заболоцкий. М., Турков А. Николай Заболоцкий. М., Герасимова А. ОБЭРИУ (проблема смешного) // Вопросы литературы, 1988, 4. Дополнительная 1. Альфонсов В. Слова и краски. Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. М.-Л., Воспоминания о Н. Заболоцком. 2-е изд. М., Заболоцкий Н. Жизнь Н.А. Заболоцкого. М., ЗАНЯТИЕ 4 НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ МИР РОМАНА Б. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО» Задание 1. Познакомиться с различными критическими оценками романа и определить свое отношение к ним. 2. Выучить наизусть одно стихотворение их цикла «Стихотворения Юрия Живаго» и сделать в тетради его письменный анализ. План 1. Путь писателя к роману «Доктор Живаго» и его творческая история. 2. Образ Юрия Живаго. а) проследить основные этапы становления личности героя; б) показать на конкретных примерах из текста, как соотносится судьба героя с историческими событиями, какую позицию занимает он в споре о гуманизме и жестокости, о нравственности выбора, об искусстве. 3. Женские образы в романе. Обратите внимание на основные этапы в развитии характера Лары. 8

9 4. Исторические судьбы России в художественном сознании героев романа. (Обратите внимание на историко-философские суждения Веденяпина, Гордона и других героев об идее свободной личности, об идее жизни как жертве. Отношение героев к России, к народу, к революции и войне). 5. Художественное совершенство романа. а) какова сюжетная и композиционная роль «Стихотворений Юрия Живаго». б) в чем состоит своеобразие жанра и композиции романа; в) роль евангельских мотивов и образов в романе; г) особенности психологической характеристики героев в романе «Доктор Живаго». ЛИТЕРАТУРА Художественный текст Пастернак Б. «Доктор Живаго». Основная 1. Лихачев Д.С. Размышления над романом Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Новый мир, Борисов В.М., Пастернак Е.Б. Материалы к творческой истории романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Новый мир, 1988, Обсуждаем роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Вопросы литературы, «Доктор Живаго» вчера и сегодня // Лит. Газета, 1988, 15 июня. 5. Пискунова С., Пискунов В. Вседневное наше бессмертье // Литературное обозрение, 1988, Горелов П.Г. Размышления над романом // За алтари и очаги. М., «Доктор Живаго» Б. Пастернака: С разных точек зрения. Сб. материалов и статей. М., Смирнов Игорь П. Роман тайн «Доктор Живаго». М.,

10 Дополнительная 1. Иванова Н. Смерть и воскресение Юрия Живаго // Юность, 1988, Кузичева А. Диагноз «Доктора Живаго» // Книжное обозрение, 1988, 24 июня. 3. Колобаева Л. От временного к вечному // Вопросы литературы, 1988, Вильмонт Н. О Борисе Пастернаке. Воспоминания и мысли. М., Переписка Бориса Пастернака М., К 100-летию со дня рождения Б.Л. Пастернака // Вопросы литературы, 1990, Овчинников Н.Ф. Б.Л. Пастернак: поиски призвания (от философии к поэзии) // Вопросы философии, 1990, «А за мною шум погони». Борис Пастернак и власть. Документы М., ЗАНЯТИЕ 5 РАССКАЗ А. СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА» В КОНТЕКСТЕ ЛАГЕРНОЙ ПРОЗЫ Задание 1. Познакомиться с различными критическими оценками указанных произведений и определить свое отношение к ним. 2. Выписать в рабочую тетрадь наиболее характерные слова и речевые обороты, отражающие особенности стиля писателей. План 1. Лагерь, его устройство и предназначение. Социальная иерархия лагерной жизни и ее законы (по рассказу А. Солженицына). Сопоставьте это описание с изображением лагеря у В. Шаламова, Г. Владимова, С. Довлатова. В чем обнаруживается сходство, а в чем различие? 10

11 2. Образ Ивана Денисовича Шухова в рассказе Солженицына. В чем, с вашей точки зрения, проявляется мудрость поведения Шухова в лагере? Прокомментируйте эпизоды, которые раскрывают характер героя, его отношение к лагерной жизни. 3. Как в «Колымских рассказах» В. Шаламова выражено авторское отношение к проблеме выживания в лагере? (для примера можно взять рассказы «Одиночный замер», «Ягоды», «На представку»). 4. Сопоставьте финалы рассказов Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и В. Шаламова «Одиночный замер». Как в них выявляется авторская позиция, авторский взгляд на судьбу человека за колючей проволокой? В чем Шаламов «возражает» Солженицыну? 5. Каковы лагерные «заповеди» в произведениях С. Довлатова и Г. Владимова? Как эти писатели отвечают на «проклятый» русский вопрос, «кто виноват» в том, что исковерканными оказываются судьбы множества людей? ЛИТЕРАТУРА Художественные тексты Солженицын А. Один день Ивана Денисовича; Шаламов В. Колымские рассказы; Довлатов С. Зона; Владимов Г. Верный Руслан. Основная 1. Лакшин В. Иван Денисович, его друзья и недруги // Новый мир, 1964, Лакшин В. Пути журнальные. Из литературной полемики 60-х годов. М., Терц А. Люди и звери. По книге Г. Владимова «Верный Руслан» // Вопросы литературы, 1990, Винокур Т.Г. С новым годом, пятьдесят вторым // Вопросы литературы, 1991, Тимофеев Л. Поэтика лагерной прозы // Октябрь, 1991, Шкловский Е. Варлам Шаламов. М., Паламарчук П.Г. Александр Солженицын. Путеводитель. М.,

12 8. Нива Ж. Солженицын. М., Генис А. Довлатов и его окрестности // Новый мир, 1993, Муромский В.П. Из истории литературной полемики вокруг повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» // Литература в школе, 1994, Сухих И. Сергей Довлатов: время, место, судьба. СПб., Дополнительная 1. Решетовская П.Е. Александр Солженицын и читающая Россия. М., Шаламов В. Из литературного наследия // Знамя, 1990, Лакшин В. «Новый мир» во времена Хрущева. Дневник и попутное (). М., Спиваковский П.Е. Феномен А.И. Солженицына: новый взгляд. М., Михайлик А. Другой берег // Новое литературное обозрение, 1997, 28. ЗАНЯТИЕ 6 ЛИРИКА «ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ»: АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОДНОГО ИЗ ПОЭТОВ (Б. АХМАДУЛИНА, Р. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, Е. ЕВТУШЕНКО, Б. ОКУДЖАВА, А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ) Задание 1. Выбрать для конкретного анализа творчество одного из поэтов. 2. Составить тезисный план анализа и сделать общий вывод о характерных особенностях лирики поэта, пользуясь пунктами плана. 3. Выучить наизусть одно стихотворение любого поэта и сделать его письменный анализ. 12

13 План 1. Краткая характеристика жизненного и творческого пути поэта. 2. Какие общественные процессы отразились в лирике поэта? 3. Выделить круг основных тем и мотивов, характерных для творчества данного поэта. 4. Образ лирического героя, его духовный мир. 5. Искусство слова, ритма, рифмики. ЛИТЕРАТУРА Художественные тексты Лирика Б. Ахмадулиной, Р. Рождественского, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Окуджавы 60-х годов. Основная 1. Зайцев В. Современная советская поэзия. М., Михайлов А. Ритмы времени. Этюды о русской советской поэзии наших дней. М., Гусев В. В предчувствии нового. О некоторых чертах литературы шестидесятых годов. М., Лавлинский Л. Сердца взрывная сила. О лирической поэзии 60-х годов. М, И были наши помыслы чисты Об одной встрече спустя тридцать лет // Огонек, 1987, 9. Литературу по творчеству конкретных поэтов подобрать самостоятельно. 13

14 ЗАНЯТИЕ 7 ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ В ПОВЕСТЯХ Ю. ТРИФОНОВА Задание 1. Прочитать две повести Ю. Трифонова по выбору. 2. Подготовить реферативное сообщение на тему: «Основные этапы жизни и творчества Ю. Трифонова». 3. На основе анализа одной из повестей сделать вывод о своеобразии конфликта и особенностях поэтики произведения. Приведите для примера цитаты из текста. План 1. Основные этапы жизни и творчества Ю. Трифонова. 2. Быт и бытие в повестях Ю. Трифонова. Как решает писатель проблему столкновения материальных и духовных ценностей? 3. Герои Ю. Трифонова и варианты нравственных программ и норм. Бытовое и социально-психологическое значение ситуации обмена в повестях Ю. Трифонова. 4. Авторское отношение к позиции героев. 5. Мастерство сюжетосложения, «ключевое слово» как одна из особенностей повествования. Своеобразие психологизма писателя. ЛИТЕРАТУРА Художественные тексты Обмен, Предварительные итоги, Долгое прощание, Другая жизнь. (две повести по выбору) Основная 1. Панкин Б. По кругу или по спирали // Дружба народов, 1977, Теракопян Л. Городские повести Ю. Трифонова // Трифонов Ю. Другая жизнь. М., Велембовская И. Симпатии и антипатии Ю. Трифонова // Новый мир, 1980, 9. 14

15 4. Иванова Н. Проза Ю. Трифонова. М., Турков А. Вечный огонь. М., Дополнительная 1. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской литературе. М., Сахаров В. Обновляющийся мир: Заметки о текущей литературе. М., Текевелян Д. День забот. Размышления о городской прозе х годов. М., Белая Г. Художественный мир современной прозы. М., Трифонов Ю. Как слово наше отзовется. М., ЗАНЯТИЕ 8 СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ПОЗДНИХ РАССКАЗАХ В.М. ШУКШИНА Задание 1. Подготовить сообщение на тему: «Споры о «деревенской прозе» в критике и литературоведении». 2. Повторить по «Введению в литературоведение» материал о художественном конфликте и его типах. 3. Прочитать 4-5 рассказов позднего Шукшина. Проследить на материале выбранных произведений своеобразие конфликта и способах его художественной реализации. План 1. На каких сторонах быта и духовного мира героев сосредоточено внимание автора? 2. Обратите внимание на поиски смысла жизни шукшинскими героями, на то, как решает писатель проблему жизни и смерти. 15

16 3. Шукшинское решение «проклятых» русских вопросов «кто виноват?» и «что делать?». а) каким образом развивается основной конфликт в рассказах Шукшина? б) как сами герои осмысливают противоречие своего бытия? в) в чем своеобразие выражения авторской позиции в осмыслении драматизма жизни своих героев? 4. Способы художественной реализации конфликта в рассказах Шукшина. ЛИТЕРАТУРА Художественные тексты Шукшин В. Горе; На кладбище; Как зайка летал на воздушных шариках; Обида; Жена мужа в Париж провожала; Боря; Сураз; Жил человек; Танцующий Шива; Ночью в бойлерной, Микроскоп; Миль пардон, мадам; Алеша Бесконвойный; Верую. Основная 1. Белая Г. Антимиры Василия Шукшина // Литературное обозрение, 1977, Горн В. Характеры Василия Шукшина. Барнаул, Апухтина В. Проза Шукшина. М., Панкин Б. Василий Шукшин и его «чудики» // Панкин Б. Строгая литература. М., Коробов В. Василий Шукшин. М., Черносвитов Е. Пройти по краю: Василий Шукшин: Мысли о жизни, смерти, бессмертии. М., Козлова С.М. Поэтика рассказов В.М. Шукшина. Барнаул, Творчество В.М. Шукшина в современном мире. Барнаул, Коробов В.И. Василий Шукшин: Вещее слово. М., Сигов В. Русская идея В.М. Шукшина. М., Дополнительная 1. Кузнецов Ф. Судьбы деревни в прозе и критике. М.,

17 2. Лобанов М. Уроки «деревенской прозы» // Лобанов М. Внутреннее и внешнее. М., Протченко В. Современная «деревенская проза» в литературной критике // Русская литература, 1977, Вильчек Л. Вниз по течению деревенской прозы; Чалмаев В. «Воздушная воздвиглась арка» // Вопросы литературы, 1985, 6. ЗАНЯТИЕ 9 ТЕАТР АЛЕКСАНДРА ВАМПИЛОВА Задание 1. Прочитать пьесу А. Вампилова «Утиная охота». 2. Повторить материал о драме и ее жанровых формах. 3. Сделать общий вывод о своеобразии театра А. Вампилова. План 1. Творческая биография А. Вампилова (общая характеристика). 2. Проблемы и герои пьесы А. Вампилова. а) Жестокость бесчеловечности, равнодушия, столкновение добра и зла. б) Социальные и нравственно-психологические причины изломанности человеческой жизни. 3. Особенности конфликта, сюжета и композиции пьесы, роль символики. 4. Сценические интерпретации пьесы. ЛИТЕРАТУРА Художественный текст Вампилов А. «Утиная охота». Основная 1. Рудницкий К. По ту сторону вымысла: Заметки о драматургии А. Вампилова // Вопросы литературы, 1976,

18 2. Смелков Ю. Зигзаги судьбы Зилова («Утиная охота»: как ставят? как ставить?) // Литературное обозрение, 1979, Кронин М. Самый правдивый театр. О поэтике А. Вампилова // Литературная учеба, 1979, Тендитник Н. Александр Вампилов. Новосибирск, Толстых В. Среди своих чужой // Литературная учеба, 1981, Сушков Б. А. Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга. М., Дополнительная 1. Демидов А. Заметки о драматургии А. Вампилова // Театр, 1974, Шайтанов И. Четыре варианты одной проблемы // Сибирские огни, 1974, Сахаров Вс. Театр А. Вампилова // Наш современник, 1976, Гущанская Е. Драматургия А. Вампилова // Звезда, 1981, Сергеев М. Театр А. Вампилова // Литература Сибири. История и современность. Новосибирск, Стрельцова Е. «Ситуация порога» в пьесах А. Вампилова // Байкал, 1984, Стрельцова Е. Ружье или телефон? : О символике пьесы «Утиная охота» А. Вампилова // Русская речь, 1988, Распутин В. Где ты, душа жива? // Литература в школе, 1992, 2. ЗАНЯТИЕ 10 ПОЭМА А. АХМАТОВОЙ «РЕКВИЕМ» Задание 1. Подготовить реферативное сообщение на тему: «Споры о «возвращенной» литературе в критике и литературоведении». 2. Выделить в поэме А.Ахматовой исторические, фольклорные и библейские образы и охарактеризовать их. 3. Выучить наизусть любой отрывок из поэмы. 18

19 План. 1. «Возвращенная» литература (общая характеристика). 2. История создания и публикации поэмы А. Ахматовой «Реквием». 3. Образ лирической героини поэмы. 4. Художественное своеобразие поэмы (роль символики, особенности стиха поэмы). ЛИТЕРАТУРА Художественный текст Ахматова А. «Реквием». Основная 1. Иванова Н. Отцы и дети эпохи // Вопросы литературы, 1987, Роднянская И. Возвращенные поэты // Позиция. М., Абелюк Е.С. Читательский комментарий: Замысел и воплощение // Литература в школе, 1989, Найман А. Рассказы об Анне Ахматовой. М., Виленкин В. В сто первом зеркале. М., Дополнительная 1. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., Павловский А.И. Анна Ахматова. Очерк творчества. Л., Встречи с прошлым. Вып. 3. М., Скатов Н. «Я голос ваш»; Кушнер А. Поэтическое восприятие мира // Литературная газета, 1989, 21 июля. 19

20 В.И. Хомяков РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (вторая половина) Программа практических занятий для студентов V курса филологического факультета Технический редактор М.В. Быкова Редактор Подписано к печати..02. Формат бумаги 60х84 1/16. Ризография. Печ. л.. Уч.-изд. л.. Тираж экз. Заказ. Издательско-полиграфический отдел ОмГУ, г. Омск-77, пр. Мира, 55а, госуниверситет 20


Тематическое планирование. Литература класс. 02ч. урока Тема урока. Основное содержание Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века. Кол-во часов

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 217 Красносельского района Санкт-Петербурга имени Н.А. Алексеева Принята Педагогическим советом ГБОУ школы 217 Протокол

Рабочая программа Ивановой Н.Б. Дудко С.А. по учебному курсу «Литература» 9а, б, в класса базовый уровень 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа для 9 класса составлена на

Твардовский Александр Трифонович 105 лет со дня рождения поэта И дружбы долг, и честь, и совесть Велят мне в книгу занести Одной судьбы особой повесть, Что сердцу стала на пути Многие ли знают, что до

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС. Разделы и темы программы Введение (1 час). 1. Характеристика литературного процесса начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.

/ Тема урока Сроки ЗУНы 11класс Организация учебного процесса 1 Россия рубежа XIX XX веков 2 Русская литература на рубеже веков 3 Очерк жизни и творчества И. Бунина Знать основные факты жизни и творчества

Календарно-тематическое планирование по литературе в 11 а классе на 2008-2009 учебный год. Планирование ориентировано на работу по учебному комплекту под редакцией В.П. Журавлева. 102 часа. (базовая программа)

ЛИТЕРАТУРА класс (0 часа) п/п Тема урока Кол-во часов I полугодие - 8 часов Сроки Вводные уроки. Россия рубежа XIX - XX веков. Историко-культурная ситуация... Русская литература на рубеже веков. Характеристика

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Лугавская средняя общеобразовательная школа 19 Рассмотрено на заседании методсовета «29» августа 2016года Утверждаю Директор МКОУ Лугавской СОШ 19

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 11» г.о. Самара РАССМОТРЕН методическим объединением учителей русского языка и литературы методического совета МБОУ гимназии 11 г.о. Самара

Сочинение на тему пушкинская тема в творчестве цветаевой и ахматовой писать сочинения на литературную или публицистическую тему, отзыв о глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема творчества

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Билет 1 1. Ответьте на вопрос: «В чём состоит актуальность «Слова о полку Игоре» в наши

Сочинение на тему художественное своеобразие романа тихий дон Получивший мировое признание роман Тихий Дон - эпопея, и его (более 700) определяют жанровое своеобразие шолоховского романа. Не видя пока

I. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ Изучение литературы должно предоставить учащимся возможность: читать и глубоко понимать художественные произведения русской литературы XIX-XХ веков, а также

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Помочь абитуриенту сориентироваться в наиболее сложных вопросах, предлагаемых в тестах по литературе. 2. Нацелить на выявление навыков по умению анализировать художественный текст эпического

Темы сочинений по литературе II половины XIX века. 1. Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза». 2. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) б) Тема «маленького

Сочинение на тему художественные особенности романа пушкина евгений онегин Лирические отступления Пушкина р романе Евгений Онегин о творчестве, о любви в жизни поэта. Любовь к Реалистичность и верность

Самостоятельная работа 7. Тема: Литература периода Великой Отечественной войны (одно произведение по выбору студента). Читательский дневник. При выполнении работы используйте следующую форму ведения дневника:

Список экспонируемой литературы к выставке «Быть на Земле человеком» (к 80-летию со дня рождения В. Г. Распутина) 1. Распутин, В. Г. Избранные сочинения. В 2 т. Т. 1: Деньги для Марии. Последний срок.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока Примерная дата 1. На рубеже столетий. Завершение классического периода русского реализма. 2. А.П.Чехов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). 3.

Согласовано Утверждаю Руководитель МО Директор МКОУ «Нововаршавская гимназия» 2014 г. Зам. директора по УВР 2014 г. 2014г. Тематическое планирование по литературе в 11 классе на 2014-2015учебный год Литература

«Рассмотрено» Руководитель МО МБОУ СОШ 73 Е.Г. Мышева Протокол 1 от 30.08.2017 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР Ж.Г. Митюкова.. 2017 г. «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ 73 Е.В. Высоцкая приказ

1 п/п Календарно - тематическое планирование уроков литературы в 11-м классе (1,5; 9, 10, 14 гр.) Родионовой ТА базовый уровень (3 часа в неделю, 102 часа) Разделы, программы, темы урока Колво часов Дата

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» Рекомендовано: Методическим объединением учителей русского языка и литературы Протокол от «30» 08. 2016г. 1 Утверждено: приказом МБОУ «Гимназия»

Пояснительная записка. Изучение литературы в старших классах на базовом уровне предполагает воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной

ПРОГРАММА вступительного испытания по литературе для иностранных граждан, поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета Требования к уровню подготовки абитуриентов Абитуриент

Аннотация по литературе 11 Б класс Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе(базовый уровень) (письмо Департамента

АННОТАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы среднего

Дагестанский государственный университет народного хозяйства Кафедра английского языка Чопанова Айзанат Абдулкеримовна ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» Специальность 09.02.05

Галерея книг о Великой Отечественной войне СТРАШНО ПОМНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ. Юрий Васильевич Бондарев (род.1924г.) советский писатель, участник Великой Отечественной войны. Окончил Литературный институт

I. Пояснительная записка Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и

Номер занятия -ая Лекция. Содержание дисциплины и календарно-тематический план лекций (по м) Название темы и содержание занятия Жанр рассказа и повести в творчестве А.П. Чехова. Вводный кур «Новые тенденции

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Цингалы» Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ЛИТЕРАТУРА 9 КЛАСС ОЧНО-ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ 2014-2015 учебный год II полугодие Учебник: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература 9 класс. М.: Просвещение. Дата Темы занятия

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красногорбатская средняя общеобразовательная школа» Селивановского района Владимирской области Согласовано с методическим советом школы Протокол от 29 августа

Календарно-тематическое планирование по литературе на 2013-2014 уч. год 11 класс Учебник: Русская литература ХХ века 11 класс, для общеобразовательных учреждений в двух частях под ред.в.п. Журавлева -

Краткий анализ стихотворения родина цветаевой Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами итоговый: анализ стихотворения, письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос 24

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (102 часа) Дата Тема (название раздела) Кол-во урока часов 1-2 2 Русская литература первой половины 20 века Лекция. Введение. Судьба России в 20 веке. Историко-культурная

1 Аннотация рабочей программы дисциплины «Литература» Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины изучение современного состояния развития литературы и методов литературы как науки; ознакомление с наиболее

Департамент образования Ивановской области Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Тейковский индустриальный колледж имени Героя Советского Союза А.П.Буланова (ОГБПОУ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеусинская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа по литературе 9 класс Учитель Балабанова Е.И. Высшая квалификационная категория 2017г.

ЛИТЕРАТУРА Темы, включенные в рубежные задания 10 класс Темы 1 рубежа 10 класс 1. А.Н. Островский. «Гроза». Характер конфликта. Быт и нравы русского купечества. 2. И.А. Гончаров. «Обломов». Способы создания

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ШКОЛА СОСНЫ» УТВЕРЖДАЮ Директор И.П. Гурьянкина Приказ 8 от «29» августа 2017 г. Рабочая программа по предмету «Современная русская литература»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 392 с углубленным изучением французского языка Кировского района Санкт-Петербурга Принята «Утверждаю» Педагогическим

Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания урока Виды контроля измерители 1-2 Россия рубежа XIX-XX веков. Историко-культурная ситуация 3 Очерк жизни и творчества И.А.Бунина. «Чудная власть прошлого

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ в 2018 году Билет 1 1. Понятие «онегинская строфа» (количество стихов,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Календарно-тематическое планирование составлено на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и Программы «Русская литература ХХ века», под редакцией

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Учебная дисциплина _Литература Темы методических разработок (лекции и практические занятия) 1. Лекция Введение. Развитие русской литературы и культуры в первой

Марина Цветаева 1892 1941 Жизнь и творчество В рамках празднования 125-летия со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой в читальном зале Национальной библиотеки РА оформлена книжная экспозиция «Марина Цветаева.

АННОТАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и программы общеобразовательных учреждений по литературе 5 11 классы

Аннотация к рабочей программе по литературе, 10 класс (профильный уровень) Настоящая рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта

Н.Л.ЛЕЙДЕРМАН М.Н.ЛЙПОВЕЦКИЙ сошрешш РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Книга 1 / ЛИТЕРАТУРА «ОТТЕПЕЛИ» (1953-1968) Рекомендовано учебно-методическим объединением Министерства образования Российской Федерации по специальностям

Пояснительная записка Программа составлена на основе авторской программы под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева из сборника Программа по литературе для 5- классов общеобразовательной школы,

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. КЛАСС. п\п Раздел, название урока в поурочном планировании. История 0 века и судьбы искусства. Русская литература 0 века в контексте мировой культуры.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА 11» Приказ 130 от 14.06.2016 Программа принята на основании решения методического объединения учителей русского

Анализ стихотворения марины цветаевой диалог гамлета с совестью В. Шекспир. Гамлет Обращаясь к анализу поэтических творений двух русских Это отрывок из стихотворения Марины Цветаевой Куст. Наверное, Тютчев

ОБЪЕДИНИЛ ПОЭЗИЮ И ПРОЗУ (125 лет со дня рождения Бориса Пастернака) Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и яркостью светил, И вся земля была его наследством, А он ее со всеми разделил.

Сочинение на тему утверждение вечных ценностей в романе тихий дон Тема войны и развития исторических событий как отображения жизни государства неминуемо Вечное и вещное в рассказе ИА Бунина Господин из

Учебник: Русская литература 20 века 1-2 части, «Просвещение» «Московские учебники», Москва 2006 под редакцией В. П. Журавлева Тема Д.з. ИТ контроль дата Введение 2 часа 1 Общая характеристика литературы

Пп Содержание урока 1. Сложность и самобытность русской литературы XX столетия. Начало века: ожидания, тревоги и надежды мастеров культуры. 2. Реалистические традиции и модернистские искания в лите-ратуре

Между столетиями принято считать ее «серебряным веком» (в продолжение пушкинского «золотого века»). Реформы начала 20 столетия, столкновение разных культур и жизненных укладов не могли не отразиться на настроениях творческой интеллигенции. Многих авторов уже не устраивает описание и разбор социальных проблем, большинство писателей начинает задумываться о вечных вопросах жизни и смерти, существовании добра и зла. Значительное влияние на культуру этих времен оказала религия, религиозная тема становится одной из основополагающих тем произведений многих писателей. Русская литература 20 века развивается в новых исторических условиях, что не может не оказать на нее влияния. Творческая интеллигенция этого времени понимает, что грядущие перемены в жизни страны, а значит, и в их жизни неизбежны. Одни ждут их с радостью и надеждой, другие - с трепетом и ужасом, который передается читателю в момент прочтения их произведений.

Революция 1917 года делит всю литературу России тех лет на два лагеря: «пролетарскую» литературу и творчество русских эмигрантов. Ярким представителем последнего является Владимир Набоков, в большинстве произведений которого четко прослеживается тоска по родине.

Русская литература 20 века дала нашей стране и миру в целом большое количество гениев слова. Это касается в первую очередь поэзии. К поэтам «серебряного века» относятся: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Александр Блок и т.д. К первым представителям советской литературы относятся Есенин и Маяковский. Основоположником так называемой антисоветской литературы считается Александр Блок, написавший в те годы поэму «Двенадцать».

Русская литература 20 века представлена тремя основными направлениями: реализм, литературный авангард и модернизм, каждое из которых подразделяется еще на несколько направлений. Так, модернизм положил начало развитию акмеизма и символизма. Яркими представителями последнего были: Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Андрей Белый, Александр Блок. Основоположниками русского литературного акмеизма считаются Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилев.

Одним из наиболее интересных направлений литературного искусства первых десятилетий 20 века является возрождение подзабытых романтических форм. Творчество поражает воображение бесконечным полетом фантазии и мечтательностью. Работы революционных рабочих поэтов пишутся в ключе особой, новой романтики пролетариата. Поэты Нечаев, Привалов, Тарасов в своих баснях, призывах и маршах поэтизируют героический подвиг, добавляя в них ярких красок описанием зарева, пожаров, заката, багровой зари.

С началом Великой Отечественной Войны множество оказалось на полях сражений. Произведения этого периода времени были написаны искрометным языком, их основной идеей была борьба с фашизмом. Непременно стоит отметить патриотические стихи Ахматовой, Твардовского, Тихонова. В период войны писатели все чаще обращаются к самому оперативному жанру литературы: очеркам, рассказам, репортажам и памфлетам.

Русская литература второй половины 20 века представлена сразу несколькими жанрами, на становление которых огромное влияние оказали: сталинизм, «оттепель», застой, перестройка. Литература России пережила на своем пути огромное количество трудностей, временами испытывая опеку государства, временами находясь практически полностью под его запретом. Сегодня русская литература 20 века признана во всем мире, произведениями советских авторов зачитываются далеко за рубежом, по ним снимают художественные фильмы, ставят пьесы в театрах. Человек, ни разу не читавший в своей жизни Шолохова, Булгакова, поистине потерял очень многое…

Вниманию читателей представлены лучшие книги 20 века, рейтинг которых расположился ниже. В него вошли произведения второй половины прошлого столетия - период, ознаменованный в литературе, как постмодернистский.

Лучшие книги 20 века открывает роман «Над пропастью во ржи» (1951), написанный американским писателем Джеромом Сэлинджером. Главный персонаж произведения - шестнадцатилетний юноша по имени Холд. Читателю предстоит наблюдать за внутренним миром молодого человека, который отказывается принимать устоявшиеся каноны и мораль современного ему общества. У него на всё есть личное мнение, с которым он и предпочитает считаться. Творение Сэлинджера тесно переплетается с его биографией. Роман был переведен на все языки и снискал себе мировую славу, оказав огромное влияние на культуру 20 столетия. В США произведение неоднократно подвергалось критике из-за наличия нецензурных выражений. Книга вызывала либо восхищение, либо оставляла негативное впечатление среди литературных критиков, но равнодушных к труду американского писателя не нашлось.

В топ лучших книг 20 века входит научно-фантастический роман-антиутопия «451 градус по Фаренгейту» (1953), который принадлежит одному из самых популярных американских писателей Рэю Брэдбери. Название произведения как нельзя лучше отражает его суть. Именно при такой температуре способна воспламеняться бумага. Писатель описывает будущее планеты, где существует общество потребителей, которое не способно думать и чувствовать по-настоящему. Люди давно перестали читать, вместо этого они сутками смотрят интерактивное телевидение. Все книги, заставляющие мыслить, обязательно должны быть сожжены, читать их строго воспрещается. Люди, преступившие этот закон, преследуются правоохранительными органами. Власти порабощают людей, делая из них марионеток, которыми очень удобно управлять. Истинные ценности человеку подменяют материальными, а чувства - успокоительными таблетками.

Для русской классической литературы 20 век имеет важное значение. Он ознаменован появлением романа «Доктор Живаго» (1956), автором которого является один из лучших русских прозаиков и поэтов прошлого столетия - Борис Пастернак. Писатель наглядно показывает жизнь и судьбу русской интеллигенции, охватывая период с 1917 (Октябрьская революция) по 1939 годы (начало Второй Мировой Войны). В центре сюжета - Юрий Живаго, предстающий перед читателем с первых строк романа ещё маленьким, осиротевшим мальчиком. Затем появляются новые лица, которых соединят вместе дальнейшие разворачивающиеся события. На фоне политических бурь автор показывает изломанные человеческие судьбы, уродство и красоту человеческой души. Книга получила положительные оценки за рубежом, а Пастернак был удостоен Нобелевской премии. Однако советское правительство враждебно отнеслось к роману, посчитав его антипатриотическим. Долгие годы одно из лучших художественных творений находилось под запретом на родной земле, в то время как по всему миру им восхищались.

Роман Джона Фаулза «Коллекционер» (1963) относится к лучшим литературным произведениям второй половины 20 века. В центре повествования застенчивый, глубоко закомплексованный молодой человек Фредерик Клегг. В свободное от работы время он занимается коллекционированием бабочек и наблюдает за девушкой, в которую давно влюблён. Случайно выиграв огромную сумму на скачках, главный герой решает перебраться жить в более тихое, спокойное место, и заодно прихватить с собой свой объект восхищения. Юноша со скудным внутренним миром и узким мировоззрением искренне уверен, что девушка сможет полюбить его, находясь в заточении. Благие намерения Клегга принимают маниакальный характер, и он превращается из влюблённого в беспощадного коллекционера, который хочет владеть ценным экземпляром любой ценой. Фаулз выступает здесь как тонкий психолог и знаток самых потаённых уголков человеческой души.

Роман колумбийского писателя Габриеля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» (1967) - лучшее произведение 20 века в жанре магического реализма. Книга была удостоена испанской литературной премии Ромуло Гальегоса. Основная сюжетная линия романа связана с темой одиночества. Она прослеживается в событиях, поступках и мыслях главных героев, каждый из которых обречён быть одиноким в душе. Читателю предстоит наблюдать за судьбой нескольких поколений. Сейчас «Сто лет одиночества» является одной из самых читаемых книг в мире, которая переведена на многие языки.

«Мастер и Маргарита» (1967) Михаила Булгакова является лучшей книгой русской классики 20 века. Гениальному мастеру пера удалось воссоздать роман в романе. Одна сюжетная линия повествования связана с реальными людьми, которые становятся игрушкой в руках демонической силы. Другая линия повествует о библейском сюжете. Здесь тесно переплелись реальность с вымыслом, и порой трудно отличить одно от другого. При жизни Булгакова книга не вышла в свет, так как находилась в незавершённом виде. Редактированием черновиков занималась вдова покойного Елена Сергеевна, которая и опубликовала произведение в 1967 году.

Франсуаза Саган - одна из самых читаемых французских писательниц в мире, удостоенная премии Монако за вклад в литературу. Её дебютный роман «Здравствуй, грусть!» (1954) получил положительные отзывы от критиков и имел невероятный успех среди читателей. Но более поздний труд Саган под названием «Немного солнца в холодной воде» (1969) заслуживает не меньшего внимания. Эти две книги связывает между собой мотив смерти. Автор не видит другого выхода для своих героев и обрекает их на трагичный конец. Другая тема, также характерная для этих двух произведений - эгоизм главных персонажей, от которого страдают близкие им люди. Прозаику в тонких деталях удалось передать весь психологизм человеческой души. Несомненно, «Здравствуй, грусть» и «Немного солнца в холодной воде» заслуживают стоять на одной ступени - это лучшие книги мировой литературы 20 века.

Дебютный роман итальянского прозаика Умберто Эко «Имя розы» (1980) сразу после выхода приобрел популярность и стал одним из самых читаемых в мире. В центре повествования - Вильгельм Баскервильский и Адсон Мелькский, которым предстоит выяснить истинную причину гибели тибетского монаха. Логические умозаключения главных персонажей приведут к разгадке тайны, скрывающей цепочку убийств. Книга довольно сложная к прочтению и во многом отражает суть средневекового мировоззрения. На страницах произведения автор размышляет на многие философские и религиозные темы, характерные для того времени. «Имя розы» - это исторический детективный роман, который требует внимательного чтения.

«Невыносимая легкость бытия» (1984) - роман чешского писателя Милана Кундеры. Книга входит в список лучших произведений 20 века. Глубоко философское произведение поведает о любовных хитросплетениях, непростых взаимоотношениях между людьми и о двойственности, присущей человеческой натуре. Главные герои блуждают по лабиринту жизни в поисках себя и чего-то нового. Человеческое бытие заключает в себе невыносимую лёгкость, так как каждому дано только единственный раз пройти свой жизненный путь.

«Парфюмер. История одного убийцы» (1985) Патрика Зюскинда - самый знаменитый роман 20 столетия, получивший мировую славу. В центре повествования - гениальный молодой человек Жак-Батист Гренуй, который полностью находится в плену окружающих его ароматов. С самого рождения он не имел собственного запаха, но был наделён самым утончённым обонянием, способным уловить едва заметные нотки непревзойдённых благоуханий. Именно они делают из юноши настоящего монстра и маниакального убийцу, который находится в поисках феноменального парфюма. С помощью незатейливой игры слов Зюскинд заставляет книгу источать различные ароматы - от божественных до омерзительных. И на протяжении всего повествования у читателя складывается впечатление, как будто он действительно слышит эти запахи.

1. Бертольд Брехт «Жизнь Галилея»

2. Альбер Камю «Чума»

3. Эрнест Миллер Хемингуэй «Старик и море»

4. Габриэль Гарсиа Маркес «Очень старый человек с большими крыльями»

5. Милорад Павич «Дамаскин»

План лекции

1. Исторический фон эпохи между двумя мировыми войнами и после Второй мировой войны.

2. Изменения мировоззрения и жизненных ориентиров человечества.

3. Художественно-литературный резонанс на судьбоносные события в истории человечества:

а) литература «потерянного поколения»;

б) место и роль антиутопии в мировом литературном процессе;

в) резонанс событий Второй мировой войны в литературе; экзистенциализм;

г) двухполюсный характер развития мировой литературы после Второй мировой войны; литература «соцреализма»;

д) литература «третьего мира», её специфика и место в мировом культурном процессе;

е) латиноамериканская литература, её определяющая роль в обновлении искусства слова.

4. Жанровое разнообразие литературы второй половины XX века.

Период 20-40-х годов XX века нередко называют периодом «между двумя мировыми войнами».

Литература этого периода характеризовалась изображением разрушительных последствий Первой мировой и предчувствием Второй мировой войны, разоблачением антигуманной сущности тоталитарных режимов, воспроизведением состояния утраты культурным сознанием устоявшихся ориентиров.

Литература 20-40-х годов XX столетия
Литература «потерянного поколения» Художники-новаторы в национальных литературах Антиутопия
Э. М. Ремарк «На западном фронте без перемен», «Три товарища» Э. М. Хемингуэй «Фиеста» («И всходит солнце»), «Прощай, оружие», «По ком звонит колокол» Р. Олдингтон «Смерть героя» Герман Гессе, Томас Манн, Уильям Фолкнер, Михаил Булгаков, Андрей Платонов, Бертольд Брехт Е. Замятин «Мы» О. Хаксли «Прекрасный новый мир» К. Чапек «Война с саламандрами» Дж. Оруэлл «Скотный двор» («Ферма животных»), «1984»
Воспроизведено мировоззрение поколения, юность которого была покалечена войной, а годы зрелости совпали с послевоенным временем экономической депрессии и политического хаоса. Эти писатели на собственном жизненном опыте познали окопную действительность и ужасные последствия Первой мировой войны для духовного развития человечества «Негативная утопия», «утопия наизнанку» – изображение (обычно в прозе) опасных, губительных, непредсказуемых последствий, связанных с развитием общества согласно определенным социальным идеалам
Главная проблема – это проблема потери и поиска духовных ценностей, смысла жизни


Духовным основанием послевоенной литературы стал мировоззренческий кризис, вызванный Второй мировой войной. То, что произошло за колючей проволокой концлагерей и на поле боя, нанесло смертельный удар гуманистическим принципам всей западной культуры. Человек перестал быть «венцом творения Вселенной, мерилом всех вещей», «сверхчеловеком». В кровавом хаосе двух мировых войн были разрушены и поставлены под сомнение вера в безграничные возможности человека, в Разум, Красоту, Справедливость, Науку, Прогресс, наконец, в Гуманизм в целом, на котором держалась вся система ценностей западной цивилизации. К сожалению, разрушительные последствия Второй мировой войны не сделали человечество добрее и милосерднее. Испытания на людях Японии атомного оружия и «холодная война» между капиталистическим Западом и социалистическим Востоком показали, что человечество не осознало масштабов недавней катастрофы.

В 50-е годы XX века олицетворением растерзанного войной человечества стал изуродованный юноша из рассказа Генриха Бёлля «Путник, когда ты придёшь в Спа...».

Главная задача литературы после Второй мировой войны : изображение моральной способности личности не искажаться под давлением враждебных обстоятельств, не отрекаться от собственного достоинства и совести.

Проза 50-70-х годов отмечена тяготением к притчевости . Эта тенденция отражала присущий послевоенной культуре поиск выхода из тупика, в который завела человечество «эпоха мировых войн и революций».

Яркой иллюстрацией к литературной ситуации послевоенного периода является утверждение американского писателя Уильяма Фолкнера, прозвучавшее в его торжественной речи в честь получения Нобелевской премии в 1950 году. «Я отвергаю мысль о гибели человека. Я верю, что человек не просто выстоит, он победит. Он бессмертен не потому, что никогда не иссякнет человеческий голос, а потому, что по своему характеру, по своей душе человек способен к сочувствию, жертве, незыблемости. Обязанность писателя и поэта – писать об этом, помогая человеку выстоять, укрепляя человеческие сердца, напоминая о мужестве, чести, надежде, гордости, сочувствии, жалости, самоотверженности – о том, что образует вечную славу человечества».

Вторая мировая война расколола мир на два полюса, на два «лагеря» : социалистический, возглавляемый СССР, и капиталистический, лидером которого стали США. Такая политическая, экономическая и культурная «двухполюсность» не могла не отразиться на течении культурного и литературного процессов.

В СССР и странах социалистической ориентации активно насаждался метод социалистического реализма , который считался вершинным достижением «передового» литературного развития и магистральным руслом литературы. В советском пространстве царил от 30-х до конца 80-х годов XX века. Официальное советское литературоведение видело в нём «эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и создание социалистического общества». «Эстетический канон» соцреализма охватывал:

Тенденциозное изображение мира «в мире идеалов социализма»;

Установку на «истинное» отражение действительности, что камуфлировало тоталитарный режим под единственно прогрессивную модель общества, строящего коммунистический рай на земле;

Обусловленную идеологическим догматизмом ориентацию на «партийность», «классовость», «народность», «исторический оптимизм» и т. п.;

Нормативность конфликта строилась на концепции борьбы «за светлое будущее» положительного героя – представителя народных масс, носителя «высоких моральных качеств» и предводителя «политики партии», на сюжетной развязке, которая должна утверждать веру в победу коммунистических идеалов, на пафосе «героической романтики», тематике, впитавшей в себя идеологические мифы о «счастливом детстве», «радостном строительстве нового общества», «сопротивлении внешним и внутренним врагам» и др.

Художники, которые не укладывались своим творчеством в социалистический канон, подвергались цензурным преследованиям, нападкам официальной литературной критики, политическим репрессиям.

В современном учебнике «Теории литературы» (Галич А. и др., 2001 г.) говорится: «Социалистический реализм является тяжёлым, драматическим уроком: уроком тоталитарного управления искусством, жестокого идеологического вмешательства в него, уроком вульгаризации литературы и литературоведения, догматизации единой эстетической системы, её окостенения и гибели, создания «железного занавеса» между различными художественными системами. Необходимо навсегда осознать пагубность подобного диктата и произвола по отношению к литературе...».

В противовес официальной литературе соцреализма в СССР не переставали появляться действительно первосортные произведения в смысле их соответствия лучшим традициям и новациям мировой художественной литературы. Имена Александра Солженицына, Варлаама Шаламова, Владимира Дудинцева, Евгения Евтушенко, Василия Шукшина, Владимира Тендрякова, Юрия Бондарева, Беллы Ахмадулиной, Иосифа Бродского, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора звучали в интеллигентных кругах, их произведения переписывались, выдавались «самиздатом» и изнутри готовили развал тоталитарной системы и партократического правления после развенчания культа Сталина. Утверждая духовные ценности общечеловеческого значения и ценность каждой личности, «шестидесятники» и «семидесятники» медленно помогали формировать основы процесса реформирования общества в СССР, который увенчался распадом советской империи в 80-е годы XX в.

На Западе в противовес «просоветскому полюсу» изобиловало разнообразие векторов культурно-литературного развития, проявившегося в новациях литературы экзистенциализма , «театра абсурда» , постепенного перерастания модернизма в постмодернизм , где знаковыми явлениями стали «магический реализм» латиноамериканских литератур , прорыв к мировому читателю лучших образцов японской литературы .

Начало второй половины XX в. ознаменовано осмыслением горького опыта мировых войн, в основном Второй мировой войны и движения Сопротивления фашизму. Национальные литературы реагировали на это по-своему: в Германии таким осмыслением занималась литература расчёта с прошлым . Эту тематику разрабатывали Генрих Бёлль, Бертольд Брехт .

Размышления о смысле жизни человека и ценностях мира в ситуации, когда все традиционные фундаментальные идеалы западной цивилизации – гуманизм, вера в человека как «венец творения», его разум, в научно-технический и общественный прогресс – были если не разрушены, то поставлены под сомнение, вызвали к жизни такое явление, как философия экзистенциализма .

Экзистенциальный (от лат. existenetia – существование) – тот, который касается главных внеисторических и вневременных, т. е. вечных вопросов бытия личности. Литература экзистенциализма стала течением, приобрела выразительное развитие в 30-60-е годы XX века. Её представители – Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар – выступали одновременно и как писатели, и как философы.

Экзистенциалистские настроения были широко распространены в различных национальных литературах: М. де Унамуно (Испания), Д. Буцатти (Италия), Н. Майлер, Дж. Болдуин (США), У. Голдинг, Дж. Фаулз, А. Мёрдок (Великобритания), Т. Носсак, А. Деблин (Германия), А. Жид, А. Мальро, Ж. Ануй, Б. Виан (Франция).

В художественных произведениях экзистенциалисты стремятся постичь истинные причины трагической неустроенности человеческой жизни. Более подробно об этом пойдёт речь при изучении романа А. Камю «Чума».

Полна философского подтекста проза двух лауреатов Нобелевской премии, представителей литературы США – Уильяма Фолкнера и Эрнеста Хемингуэя.

«Карибским чудом» стал выход на авансцену мировой литературы 50-60-х годов романа и поэзии Латинской Америки . Самые яркие представители – Г. Г. Маркес (Колумбия), М. Астуриас (Гватемала), А. Карпентьер (Куба), К. Фуэнтес (Мексика), X. Кортасар (Аргентина), М. Варгас Льоса (Перу), Х. Л. Борхес (Аргентина) и др.

Удивительный мир «магического реализма» предстал перед мировым читателем со страниц романов латиноамериканских писателей-новаторов, среди которых целая плеяда лауреатов Нобелевской премии.

Резонансными во второй половине XX века стали такие произведения, как роман Уильяма Джеральда Голдинга «Повелитель мух» , открывший читателям феномен «невидимой тьмы» человеческой души. Безоговорочному рационализму и человеческой самовлюбленности писатель противопоставил идею необходимости совершенствования как отдельного человека, так и человечества вообще.

«Мы, – отмечал Голдинг в лекции с красноречивым названием «Утопии и антиутопии», – должны создать homo moralis, человеческое существо, которое не может убивать себе подобных и эксплуатировать или грабить их». Проблематика романов Голдинга перекликалась с духовными поисками писателей-экзистенциалистов. Отражением этих идей были и такие неоавангардистские явления, как «театр абсурда», где ключевое слово – абсурд – воспринимается как непосредственная точка соприкосновения с философскими произведениями А. Камю.

«Новороманисты» объявили традиционный роман «рутинным явлением в современном искусстве» и прибегли к творческому эксперименту, истинную сущность индивида они искали в спонтанном потоке ассоциаций и незначительных движениях душевной жизни. «Новому роману» присущи отказ от традиционного сюжета, удивительная аморфность (расплывчатость, бесформенность) персонажей, разорванные связи между героями. Такие литературные течения разоблачали процесс «выветривания» духовности в личности, готовой ради комфортного выживания пожертвовать собственной душой и пользоваться набором клише, производимым общественной идеологией. Пристальное внимание художников к этому процессу было обусловлено тем, что он казался им угрожающим симптомом превращения западной цивилизации в царство бездушных вещей. Классическим произведением «нового романа» является «Золотые плоды» Натали Саррот.

В 50-е годы в английской литературе появились «сердитые молодые люди» (названы так благодаря книге Л. А. Пола «Сердитый молодой человек» (1951)). Главной темой этой группы писателей было разочарование в ценностях западной цивилизации молодым человеком, принадлежавшим к послевоенному поколению. Герой этой литературы стал олицетворением недоверия нового поколения к предыдущему поколению, которое допустило Вторую мировую войну, концлагеря, ядерное оружие и начало «холодной войны».

«Разбитое поколение» («битники» – название происходит от англ. «Beat generation») –американская группа литераторов, вышла на арену также в 50-е годы. Движение битников выходило далеко за пределы литературы. Это была мощная социокультурная тенденция, её главным пафосом был вызов нормам обывательской жизни. «Эталонным» имиджем «битника» был длинноволосый парень, одетый подчёркнуто небрежно, что демонстрировало пренебрежение к общественным условностям. Они отказались от традиционного сюжета в пользу воспроизведения спонтанных, неупорядоченных чувств, состояния мира. По мнению литературоведа А. Зверева, их произведения были проникнуты «духом исповедальности».

Авторы, творившие в лоне «театра абсурда», «нового романа», литературы «сердитых молодых людей» и «разбитого поколения», отражали мировоззренческий кризис , охвативший западную культуру в послевоенное десятилетие. Этот кризис был вызван не только чувством ужаса, вызванным трагическими последствиями Второй мировой войны, но и духовным состоянием общества, которое очень быстро стало забывать моральные уроки и избрало курс на удовлетворение прагматических потребительских нужд. Наблюдая признаки самодовольства и пренебрежения духовными приоритетами, молодое поколение литераторов, которому остались в наследство нерешённые проблемы предшествующей генерации, било тревогу.

Знаковым произведением литературы 50-х годов стал роман Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (1951) .

Роман Сэлинджера является художественным отражением настроений эпохи. В 50-х годах XX века социологами были зафиксированы изменения в американском обществе, и это воплотилось в произведениях Ризмана и Сэлинджера, их главными чертами стали:

Достоверное восприятие и воспроизведение настроений эпохи;

Точная передача особенностей психологии человека (в произведении Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» – психологии подростка).

Традиционно американец всегда рассчитывал только на себя, тип литературного героя – это крепкий индивидуалист, способный создать финансовую империю («Финансист», «Титан», «Стоик» Теодора Драйзера).

В 80-е годы приходит индивид безликий, духовно пассивный, не способный утверждать себя по традиционным американским меркам и подходам.

Одинокую, неуверенную в себе личность и анализирует Сэлинджер в произведении «Над пропастью во ржи».

Для этой личности характерно внешнее восприятие того, что его окружает (внешний конформизм), но внутренне она неуравновешенна. Персонаж – из толпы одиночек, которые ежесекундно подвергаются всевозможным страхам (от страха темноты до ужаса ожидания атомной войны).

После Второй мировой войны американское общество потеряло судьбоносную цель. Фашизм побеждён. А что дальше? Наступает период колебаний и противоречий.

Как автору удаётся продемонстрировать настроения эпохи? Конечно, через художественную модель мира, построенную им в произведении, и через исследование внутреннего мира, в первую очередь, главного героя Холдена Колфилда (автор даёт своему герою возможность исповедаться – любимая художественная форма Сэлинджера). Этот 16-летний подросток внешне выглядит вполне благополучно. Но: его отец, талантливый адвокат, заботится о славе и деньгах; мальчик учится в школе закрытого типа, родители занимаются им, но не близки ему духовно, нет ощущения семейного единства, они якобы все рядом, но не вместе. Мотив обособленности сразу чувствуется и в подтексте и становится доминантой произведения.

Мальчик несчастен по всем общим признакам, характерным для общества. Более того, его личный груз усугубляется ещё и особенностями подростковой психологии.

Герой, как и общество, находится в промежуточном состоянии (художественные оппозиции):

уже не ребенок – но ещё и не взрослый;

зависит от родителей и школы – стремится вести себя как взрослый;

убегает – но бродит недалеко от дома;

он не бездомный – но возвращаться домой не желает.

Он уходит из школы (на четыре дня!). Это протест! Но его бегство – это бегство в никуда, и поэтому всё возвращается «на круги своя».

Голден – это плоть от плоти существующего мира, он бунтует против того, что его окружает. Символом его протеста является красная охотничья шапка, её по-детски он надевает задом наперед.

Почему он бежит из школы? Ведь это одно из самых престижных учебных заведений (школа основана еще в 1888 году, её главный лозунг – «воспитать смелых и благородных юношей»).

Герой считает, что этот лозунг не соответствует действительности, поскольку выпускники – самовлюбленные эгоисты, учителя – лжецы. Жизнь – «игра с равными для всех возможностями», так считают учителя, и эту идею предлагают на каждом шагу. Голден так не считает, он видит, как в школьной спортивной команде, так и в жизни очень много мазил-неудачников. Фальшивым является и дух коллективизма, который не формируется, а насаждается извне. Фальшь – это и мир кино, с которым связан старший брат Колфилда.

Голден приходит к выводу, что в обществе нет цели, ради которой стоит жить. Он осуждает фальшь, стремится найти хотя бы хоть что-то положительное.

Единственная его мечта – стоять над пропастью во ржи и ловить детей, спасая их. Это довольно странный протест, даже бунт, но это бунт подростка.

Ценность находки Дж. Сэлинджера как раз и скрывается в изображении подростковой психологии. Автор точно воспроизводит противоречивость и уязвимость подростков, а вместе с тем их равнодушие, жестокость, холодный максимализм.

У героя есть все основания для бунта, но то, что этим он глубоко ранит окружающих, его не интересует. Голден всех ставит в сложную социальную позицию – он плюёт на чувства других людей.

Как оценить такое поведение героя? Он одновременно и прав, и не прав.

Возникает текстовая оппозиция «Я» (сам далеко не безгрешный, не желающий учитывать законы и мораль) – «Другой» (родители, учителя, люди, которые к нему не безразличны). Характер отношений между этими двумя оппозиции для героя непонятен.

Поисками истинных ценностей бытия пропитана была не только литература, отражавшая современную действительность, но и произведения фантастического будущего . Писатели-фантасты 50-70-х годов XX века Рэй Брэдбери, Айзек Азимов, Станислав Лем, Клиффорд Саймак, Роберт Шекли и другие на новом уровне разрабатывали сюжеты космических путешествий, встреч с инопланетными цивилизациями, мировых катастроф.

Опираясь на опыт Герберта Уэллса и создателей антиутопии , они изображали негативные перспективы цивилизации, которая пошла путём безоговорочного увлечения научно-техническими ценностями. В фантастике значительно усилилось философское начало. Особое внимание уделялось проблеме роста моральной ответственности в условиях научно-технического прогресса.

Символом времени стало и то, что в 50-70-е годы XX века на авансцену мирового литературного процесса вышла японская литература , в которой органично сочетаются достижения европейского и американского модернизма с тенденцией к сохранению многовековой национальной традиции. В послевоенные годы в центре внимания японских писателей были трагические последствия Второй мировой войны, стремление индивида убежать от социума, от давления общественных стереотипов мышления и общепринятых норм поведения. Знаковыми писателями стали Кобо Абэ, Ясунари Кавабата, Кэндзабуро Оэ, Харуки Мураками. Их произведениями увлекаются миллионы читателей во всем мире.

Постепенно всемирный литературный процесс в XX веке, находясь в постоянном поиске всё новых оптимальных форм художественного воспроизведения мира и образа человека, перешёл из области модернистского искусства в плоскость постмодернизма .

Остаётся ещё один важный аспект осознания специфики развития литературы от 30-х годов до конца XX века – это понимание жанрового новаторства и богатства .

Жанровое своеобразие мировой литературы второй половины ХХ века

Парабола (греч. parabole – приближение, сравнение, сопоставление) – небольшой рассказ аллегорического характера, имеет поучительный смысл и особую форму повествования, которая движется по параболе (кривой): начинается с главной темы, а затем снова возвращается к началу. Классический образец параболического текста – «Притча о блудном сыне» в Новом Завете.

Парабола – жанровая разновидность прозы и драмы в литературе XX века, приближённая к притче. Иногда параболу называют «символической притчей».

Интересным является осмысление жанра антиутопии через модель «всеобщего счастья» в романе Евгения Замятина «Мы» или через гротескно-сатирическую модель сталинского тоталитаризма в романе Джорджа Оруэлла «Скотный двор» («Ферма животных») .

Джордж Оруэлл (настоящее имя Эрик Блэйр) – английский писатель, автор всемирно известных романов-антиутопий «1984» и «Скотный двор». Его произведения коснулись исключительно чувственной грани общественного сознания. Уже подростком он изучал книги Уильяма Морриса и других социалистических мыслителей, увлечённо читал Оскара Уайльда, преклонялся перед Джонатаном Свифтом, а бунтарские настроения английского лицемерия и ханжества укреплялись в Оруэлле год от года.

Как писатель Оруэлл соглашался с критиками, что ему недостаёт истинного художественного воображения и стиль его слишком небрежен. О себе он говорил как об «опытном памфлетисте», не более. Но памфлетистом называл себя и Свифт, его литературный кумир.

Однако творческая генеалогия Оруэлла на этом не завершилась. Для того, чтобы создать повесть-притчу «Скотный двор» (1945), нужен был социальный и духовный опыт, который заставил бы очень серьёзно задуматься над тем, что Оруэлл в молодости считал бесспорным.

Повесть «Ферма животных», наиболее насыщенная отголосками советской действительности межвоенных десятилетий, вовсе не исчерпывается парафразом её хроники. Она лишь дала Оруэллу материал, но проблематика оказалась не столь однозначно конкретной. Ведь и само понятие тоталитаризма для Оруэлла не было лишь синонимом сталинизма. Скорее всего, здесь он видел явление, способное прорасти в любых обстоятельствах, совсем не специфических для России, как, приняв другую зловещую форму, проросло оно в гитлеровской Германии, в Испании, раздавленной франкизмом, или в латиноамериканских банановых республиках под властью «патриархов» подобно описанному Габриэлем Гарсиа Маркесом. В «Скотном дворе» модель диктатуры, возникающей на развалинах преданной и проданной революции, объективно важнее любых узнаваемых параллелей. За годы, прошедшие со времени выхода «Скотного двора», эту модель неоднократно можно было наблюдать в действии под разными небесами. И всё повторялось почти без вариаций.

Повторялись первичный общий подъём и ожидания больших перемен, на смену которым медленно приходило ощущение большой лжи. Повторялась борьба за власть, когда звонкие слова таили в себе только игру далеко не бескорыстных амбиций, а решающими аргументами становились кулак и карательный аппарат. Повторялась механика вождизма, что преподносила на вершину власти всё новых и новых калифов в час. И у их сторонников-демагогов оказалась многочисленная армия потомков. И прекрасные заповеди бесконечно корректировали, пока не превращали их в пародию над смыслом. И наоборот, все так же скандировали слова-фетиши, не желая замечать, что осталась лишь шелуха от тех призывов, которые когда-то были способны вдохновлять на подвиги.

Пророчество? Сам Оруэлл такой цели перед собой не ставил. И не возражал, когда его произведения называли «однодневками», не лишёнными, однако, юмора. Теперь подобная слепота критиков кажется дикостью. Но, вероятно, нужно было достаточно много времени, чтобы понять и оценить истинную природу повествования Оруэлла.

Основные направления развития мировой литературы (с 30-х гг. до конца ХХ века)
Западная литература Литература СССР и постсоветских стран Литература пост-модернизма Литература «третьего мира»
Литература экзистенциализма (А. Камю, Ж.-П. Сартр) «Театр абсурда» (Ф. Дюрретматт, С. Беккет, М. Фриш, Э. Ионеско) Литература социалистического реализма (А. Фадеев, К. Федин, М. Горький) У. Эко, К. Рансмайр, М. Павич, Д. Фаулз, П. Зюскинд, М. Кундера, В. Ерофеев, А. Битов, В. Пелевин, Дж. Апдайк Латиноамериканская литература («магический реализм») (Х. Л. Борхес, Г. Г. Маркес, П. Неруда, Х. Кортасар)
Литература расчёта с прошлым (Г. Бёлль, Б. Брехт) Литература «сердитых молодых людей» (Дж. Осборн, Дж. Уэйн)
Литература «нового романа» (А. Роб-Грийе, Н. Саррот, К. Мориан) Фантастическая литература (Р. Бредбери, С. Лем, А. Азимов, Р. Шекли, К. Саймак) Литература, составлявшая оппозицию официальной (А. Солженицын, И. Бродский, Е. Евтушенко, В. Шаламов, В. Шушкин, Б. Окуджава, В. Высоцкий) Японская литература (К. Абе, Я. Кавабата, Ж. Мураками, Ое Кендзабуро)
Литература «разбитого поколения» («битников») (Д. Дж. Керуак, А. Гинзберг, Л. Фермингетти) Гуманистическая литература (Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, М. Шолохов)

Домашнее задание:

1. Выучить лекцию

2. Б. Брехт «Жизнь Галилея»: а) биография автора, б) аннотация пьесы, в) сравнительная характеристика исторического Галилея и персонажа пьесы.



Рассказать друзьям