Максим Горький. Биография писателя

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ПИСАТЕЛЬ МАКСИМ ГОРЬКИЙ -УХОДЯЩАЯ НАТУРА?

Менее чем через 15 месяцев будет 150-я годовщина со дня рождения А.М.Горького. Думается, правительству России, общероссийским писательским объединениям, театральным и другим культурным организациям целесообразно начать подготовку к проведению общественных мероприятий, приуроченных к этой юбилейной дате. Один из самых известных и значительных в мире русских писателей и мыслителей Алексей Максимович Горький достоин памяти современного российского общества. ОН гениальный художник слова и искренний человек, увлекавшийся социалист и романтический реалист, его выдающееся и масштабное литературное наследие является связующим звеном между старой и новой Россией.

В связи с данной темой ниже приводится обстоятельная и интересная статья «Именитый и отверженный», опубликованная 21.11.2016г. на интернет -портале SUBNET, автор материала Resepter.

И ИМЕНИТЫЙ И ОТВЕРЖЕННЫЙ

«Он пришёл в литературу вовремя,
с высокой волной революции, и знал, зачем пришёл».
Самуил Маршак, русский и советский поэт, драматург,
(1887-1964гг.)

Русский писатель, прозаик, драматург Алексей Максимович Горький (Алексей Максимович Пешков, 16 (28) марта 1868г.- 18 июня 1936г.) также известен как Максим Горький. На рубеже XIX и XX веков являлся одним из самых читаемых авторов в мире. Он был признанным создателем произведений с революционной настроенностью, лично близким социал-демократам, находившимся в оппозиции царскому режиму. Начав литературную деятельность с изображения романтизированных деклассированных персонажей («босяков»- протестующих героев, не находящих себе места в жизни), пройдя мировоззренческий путь идеолога богостроительства и литературного евангелизма, Горький затем стал литературным выразителем интересов всех трудящихся людей, проводником идеи коренного социального, политического и культурного преображения России. Горький видел в литературе не столько способ художественно-эстетического самовыражения, сколько нравственно-политическую деятельность с целью изменить мир. Он выступил литературным провозвестником грядущих глобальных социальных преобразований.

Писатель быстро получил мировую известность. По словам А.В. Луначарского: «Уже первое появление, первые успехи Горького обратили на него пристальное внимание Европы. Поражало то, что это выходец из «низов». Поражала его разнообразная многострадальная биография. Особенно поражал только ему присущий тон - и в его гневных разоблачениях того ада, который общество устроило своим «низам», и в полётах его мечты к грандиозному и лучезарному человеческому счастью».
В начале ХХ века слава Максима Горького сравнялась с популярностью замечательных русских художников слова - А.П. Чехова и Л.Н. Толстого.21 февраля 1902г. А.М.Пешков (Максим Горький) был избран в почётные академики Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Но, прежде чем Горький смог воспользоваться своими новыми правами, его избрание было аннулировано царским правительством, под предлогом того, что новоизбранный академик «находился под надзором полиции». В связи с этим мировые авторитеты –писатели В.Г.Короленко и А.П.Чехов отказались от членства в Академии. После свержения монархии, 20 марта 1917г. Горький был избран почётным членом повторно.

Один из самых известных и значительных в мире русских писателей и мыслителей Алексей Максимович Горький был 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе: в 1918г., 1923г., 1928г., 1930г. и 1933г.
В 1923-1924 годах в Берлине было выпущено 22-х томное собрание сочинений А.М. Горького. В 1949-1955 годах в Москве осуществлено издано собрание произведений писателя из 30 томов (включая художественные сочинения, письма и критические статьи). Максим Горький являлся самым издаваемым в СССР советским писателем за 1918-1986 годы. Общий тираж 3556 изданий его литературных произведений составил 242,6 млн. экземпляров. Если же принимать в расчёт не только советских писателей, то в тот период А. М. Горький уступил лишь корифеям литературы Л.Н. Толстому и А. С. Пушкину.

Однако, в последние 20 лет отечественные литературные критики и политики делают вид, что Максима Горького, как писателя и человека, в культурной жизни России не было.

Горький – явление мировой литературы

Максим Горький как писатель появился на исторической грани двух миров - мира капитализма и мира социализма. По образному выражению видного литературоведа, Горький миру отходящему, умирающему - пел отходную, миру нарождающемуся, идущему ему на смену - он пел «Многая лета». Максим Горький выступил Буревестником скорой социальной революции и художником нового прогрессивного общественного строя ещё до того, как вышедший на историческую арену рабочий класс похоронил русский капитализм. В 1898 году вышли два тома очерков и рассказов Горького, и он становится едва ли не самым популярным писателем современности, властителем дум передового русского общества. Талант молодого художника слова заметили и приветствовали классики отечественной литературы и словесности Лев Толстой и Антон Чехов. Их личное знакомство с Максимом Горьким состоялось в период 1900-1901гг. Чехов видел важнейшую заслугу Горького в том, что он «первый в России и вообще в свете заговорил с презрением и отвращением о мещанстве и заговорил именно как раз в то время, когда общество было подготовлено к этому протесту». Знаменитые горьковские «Заметки о мещанстве» впервые появились легальной большевистской газете «Новая жизнь» (1905г., 27 и 30 октября, 13 и 20 ноября). Этот остро акцентированный очерк В.И. Ленин высоко оценил как образец боевой революционной публицистики.

А.М. Горький – русский писатель с мировым именем, собеседник и постоянный корреспондент выдающихся классиков зарубежной литературы Ромена Роллана, Герберта Уэллса и Бернарда Шоу. Максима Горького объединяли крепкие духовные и творческие связи с прогрессивными прозаиками Европы и Америки: Т. Драйзером, Дж. Лондоном,А.Барбюсом, М.Андерсен-Неске, А.Франсом. Художник слова, социалист и романтический реалист, посредник между двумя системами общечеловеческого устройства, Горький являлся связующим звеном между старой и новой Россией. «Вы были словно высокая арка, переброшенная между двумя мирами - прошлым и будущим, а также между Россией и Западом» (из письма Ромена Роллана к А.М. Горькому

В начале ХХ века российская и мировая культура пополнилась новым самостоятельным направлением творчества Максима Горького - литературным портретом. Этот жанр дал возможность писателю донести будущим поколениям светлые образы представителей передовой русской интеллигенции - носительницы прогрессивной культуры. Обладая феноменальной художественной памятью, хранившей неисчерпаемые запасы наблюдений, Горький создал яркие литературные портреты Льва Толстого, Антона Чехова, Владимира Стасова, Владимира Короленко, Александра Блока, Леонида. Андреева, Николая Каронина, Николая Гарина-Михайловского, Иннокентия Анненского и многих других. Шедевром этого ряда горьковских эссе считается литературный портрет В.И.Ленина (1930г.).

В мировой литературе о Максиме Горьком вряд ли найдётся более проникновенная по глубине и более яркая по форме характеристика его творческого гения, чем та, которую дал Горькому прославленный на Западе писатель и поэт Стефан Цвейг. В речи, произнесенной ко дню 60-летия со дня рождения А.М.Горького, в 1928 году, австро-британский прозаик и литературный критик сказал:

«Зоркую память Горького я причисляю к немногим подлинным чудесам нашей эпохи, и я не знаю ничего в современном искусстве, что могло бы хоть отдаленно сравниться с ясностью и точностью его глаза. Ни намека на мистический туман не застилает глаз этого художника, ни пузырька лжи не застряло в кристально чистой линзе, которая не увеличивает и не уменьшает, никогда не даёт искажённого или перекошенного изображения, неверной картины, никогда не усиливает света и не углубляет тьму; глаз Горького видит только ясно, только правду, и это непревзойдённая правда и недосягаемая ясность...».
«Когда Максим Горький рисует образ, то я готов поклясться, что этот человек был именно такой, каким увидел и описал его Горький, точь-в-точь - не лучше и не хуже; здесь ничего не примыслено и ничего не убавлено, ничего не приукрашено и не умалено, здесь в чистом, незамутненном виде схвачена неповторимая сущность одного человека, постигнута до конца и претворена в образ. Нет снимка среди тысяч фотографий Льва Толстого, нет описания в рассказах тысяч его друзей и посетителей, где бы он предстал перед нами более живым, более явственным в своей современной истинности, чем на неполных шестидесяти страницах, которые Горький посвятил ему в своих «Воспоминаниях». И точно так же, с той же правдивостью и таким же беспристрастием, как этого величайшего из русских, с кем ему довелось повстречаться, Горький описывал ничтожнейшего бродягу, презреннейшего цыгана, с которым судьба столкнула его на большой дороге. Гениальность горьковского видения носит одно имя - правдивость...».
«Этот честный, справедливый человек, этот великий художник никогда не мнил себя вождём, не притязал на роль судьи, не пытался слыть пророком-он только отстаивал права своего народа, свидетельствовал о его душевной глубине и нравственной силе. Как и надлежит чистосердечному свидетелю, он не приукрашал правду и не отрицал её, не произносил речей, а давал отчёт, не декларировал, а повествовал. Без пессимизма в мрачные годы и без ликования в годы успеха, стойкий в час опасности и скромный в час удачи, он выстраивал людей, одного подле другого, в своих книгах, пока они сами не стали множеством, не стали народом и образом извечного народа - основы основ всякого искусства и всякой творческой силы. Поэтому эпопея Горького (трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты», «Воспоминания» - ред.) не туманный миф о русской душе, а сама русская действительность, подлинная и неопровержимая. Благодаря книгам Горького мы можем по-братски понять Россию как близкий, родственный нам мир, без отчуждённости, без внутреннего сопротивления, а это и есть наивысший долг писателя - разрушить преграды между людьми, далёкое сделать близким и объединить народы с народами, сословия с сословиями в конечном всечеловеческом единстве...».

Достоинство творчества Максима Горького в том, что выступая во времена начинающейся гибели капитализма, он смог выразить идеи, стремления и эмоции русского народа, общественную миссию. Писатель стремился разобраться в проблемах действительности, познать суть социального несчастья, найти путь к достижению истины и справедливости. Он принял посильное участие в организации первой мировой социалистической революции, а затем включился в процесс созидания коммунистического сообщества и обновленной культуры.
Творчество Максима Горького - богатейшая палитра красок, картин, людей, образов, глубокой и мудрой мысли. Это героическая ода о человеке и его труде. Для великого гуманиста Горького человек был центром и гордостью вселенной, мерилом всех вещей. Писатель провозгласил: «Человек! Это звучит гордо!». Он утверждал: «Человек есть орган природы, созданный ею как бы для её самопознания и преобразования».
Горьковский гимн человеку неотделим от утверждения им великой преобразующей роли труда.Во всей мировой литературе никто с таким благоговением не относился к труду, как Максим Горький. Он был певцом человеческого труда. Слитность человеческих усилий в труде звучала для него музыкой. Коллективный труд воспринимался им как своего рода оркестр. Общечеловеческий труд Горький воспринимал как всепланетную симфонию человеческого созидания.

Горький и советская литература

В эпоху Серебряного века русской словесности (начало XX века) Максим Горький был весьма значимой фигурой в отечественной литературы. Художественное мастерство писателя в отображении характера человека, формирующегося в процессе революционного преобразования общества, оказало заметное влияние на творчество многих действующих и вновь мастеров слова, появившихся в первой в мире социалистической стране. С особой остротой Горький чувствовал великую роль и значение художественной литературы в эпоху революционного перелома в жизни народа. Он утверждал, что писатель, властитель дум и чаяний народа, «никогда не является случайностью, он всегда историческая необходимость; он - явление, вызванное к жизни духовной работой нации, насыщенное её творческой силою, оправданное её потребностью видеть свою жизнь отраженной в искусстве...».

В тяжком и голодном 1918 году, в советской России Максим Горький организовал новое издательство «Всемирная литература» при Наркомпросе РСФСР. Его великий замысел заключался в том, чтобы «русский гражданин получил в своё распоряжение все сокровища поэзии и художественной прозы, созданные в течение полутора веков». В предисловии к большому каталогу будущих изданий, составленному на нескольких европейских языках, торжественно на весь мир Горький провозгласил вещие, непреходящие мысли о литературе. Он утверждал: «Литература - сердце мира, окрылённое всеми радостями и всем горем его, мечтами и надеждами людей, отчаянием и гневом их, умилением человека перед красотою природы, страхом перед её тайнами; это сердце неугомонно и бессмертно бьётся жаждой самопознания: как будто в нём все вещества и силы природы, создавшие в лице человека высшее выражение своей сложности и разумности, стремятся уяснить сущность и цель своего бытия.
Литературу можно также назвать всевидящим оком мира, оком, взор которого проникает в глубочайшие тайники жизни человеческого духа; книга - простая вещь, так привычная нам, - есть, в сущности своей, одно из величайших и таинственных чудес земли: кто-то неведомый нам, иногда говорящий языком непонятным, отделённый от нас на тысячи верст, начертил на бумаге различные соединения трех десятков знаков, именуемых буквами, литерами; и, глядя на них, мы, чуждые и далекие создателю книги, таинственно постигаем смысл всех слов, идей, чувств, образов, любуемся описанием картин природы, восхищаемся красивой мерностью речи, музыкой слова... Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего».

Гениальный художник новой эпохи Алексей Максимович Горький был подлинным реалистом и одновременно самым возвышенным романтиком. В этом творческом сплаве реализма и романтизма писатель выступил родоначальником нового направления, новаторского стиля мировой литературы, который впоследствии получил название социалистический реализм.

Главной задачей этого метода литературного творения М.Горький считал «возбуждение социалистического, революционного миропонимания, мироощущения». «Гордый, радостный пафос...придаст нашей литературе новый тон, поможет ей создать новые формы, создаст необходимое нам новое направление - социалистический реализм» . Он указывал, что для верного изображения и осознания сегодняшнего дня надо чётко видеть и представлять день завтрашний, будущее, исходя из перспектив развития, показывать сегодняшнюю жизнь, ибо, только зная и правильно представляя будущее, можно переделывать настоящее. По утверждению писателя, «смотреть на настоящее из будущего» ничуть не означает тягу к приукрашиванию действительности, её идеализации: «Социалистический реализм - искусство сильных! Достаточно сильных для того, чтобы бесстрашно смотреть в лицо жизни...».

Социалистический реализм Горьким трактовался как реалистически верное изображение жизни в её развитии с позиций марксистского мироощущения. Он писал: « Научный социализм создал для нас высочайшее интеллектуальное плоскогорье, с которого отчётливо видно прошлое и указан прямой и единственный путь в будущее...». Писатель требовал правды, но правды не отдельного факта, а истины, озаренной великими идеями великого завтра.

Горький не отождествлял свою личную писательскую манеру с методом социалистического реализма, считая, что широкие рамки этого художественного метода способствуют выявлению и развитию различных художественных индивидуальностей и стилей. Ни свои, ни чьи-либо другие формулы и «установки» по литературному процессу он не рассматривал как директивные и окончательные. На рукописи одного критика, который, желая убедить читателя в правильности своих суждений, часто цитировал Горького, Алексей Максимович написал: «Считаю нужным заметить, что М. Горький для нас не является авторитетом бесспорным, а - как всё из прошлого - подлежит внимательному изучению, серьезнейшей критике».
Алексей Максимович Горький был великим тружеником литературного дела. Его жизненный подвиг столь же непостижим, как и широта художественной одаренности писателя. В это же время он занимался огромной общественной работой в литературной сфере. Создал издательство «Academia»(1921/1922г.), журнал « Литературная учёба»(1930г.), книжные серии «История фабрик и заводов»(1931г.), «История гражданской войны в СССР», «Библиотека поэта», «История молодого человека XIX столетия». Возобновил издание книжной серии «Жизнь замечательных людей» (с1933г.). По инициативе Горького в Москве был организован первый литературный институт(1933г.).

А.М.Горький воспитал целое поколение прозаиков и поэтов, многие из которых завоевали мировую славу. Нет ни одного советского писателя, поэта или прозаика -современника Горького, к творческому росту которого он оставался бы равнодушным, не сказал ему нечто очень важное для его творческого будущего.
Крупный русский советский писатель Константин Федин (1872-1977гг.) вспоминал:«В письмах ко мне Алексей Максимович касался многих тем, отвечая на мои вопросы, возражая мне, иногда вступая в обстоятельный спор, переходящий из одного письма в другое... Но главной темой переписки всегда была литература. О писателе, его труде, его произведении Алексей Максимович писал с любовью и великой страстью. Его письма жгут, как огонь: прикосновенье к ним захватывает дыхание. Он считал дело литературы священным и сумел внушить такое отношение к ней младшим писателям, которые имели счастье общаться с ним, своим ученикам и друзьям».

Любое мало- мальски значительное событие в русской литературе, в литературе советских национальных республик и в мировой литературе встречало пристальное внимание русского писателя Алексея Максимовича Горького.Его мощный интеллектуальный потенциал художника, [мат] гениального литературного дарования и авторитет организаторского таланта явились в буквальном смысле духовной школой возродившихся или вновь возникших советских национальных литератур в республиках и краях необъятной социалистической страны.На литературных традициях Максима Горького выросла целая плеяда ныне широко известных писателей старшего поколения.По праву считается, что Максим Горький явился отцом великой дружбы культур всех советских народов.

В области литературы, культуры вообще, Горький пользовался огромным авторитетом, но всегда слушал мнение других, никогда не считал своё суждение «истиной в последней инстанции», в своих статьях и выступлениях выражал концепции, выработанные советской литературой тех лет в целом. Он считал дело литературы делом коллективным, окрик, приказ, команда в литературе представлялись Горькому недопустимыми. В 1927г. он написал прозаику и драматургу Борису Лавреневу (1881-1959гг.): «Я не квартальный надзиратель и вообще не «начальство», а такой же русский литератор, как и Вы». На рукописи одного критика, который, желая убедить читателя в правильности своих суждений, часто цитировал Горького, Алексей Максимович начертал: «Считаю нужным заметить, что М. Горький для нас не является авторитетом бесспорным, а - как всё из прошлого - подлежит внимательному изучению, серьезнейшей критике».

Во всех своих выступлениях Горький подчеркивал значение культурной традиции. Это было тем более важно, что нигилистические наскоки на классическое наследие прошлого были нередким явлением в первые годы становления новой, советской культуры.

Максим Горький, будучи больным, в 1922-1930 годах находился на излечении в Италии. Но, и здесь за тысячи километров от России, писатель жил жизнью своего народа, следил за всем, что совершалось на его родной земле, своими публицистическими статьями и выступлениями участвовал в литературном процессе советской страны. По возвращении на Родину Горький много сил, энергии и воли отдал созданию Союза советских писателей. Он был вдохновителем и «первым среди равных» участником Первого съезда писателей СССР в 1934 году, на котором многонациональная советская литература предстала как единая, всесоюзная, всенародная.

Алексей Максимович Горький видел величайшее значение съезда в том, чтобы творческая работа писателей впредь вдохновлялась «основной, организующей идеей», идеей большевизма - «коренного преобразователя мира». Народность и партийность, глубокая осознанность писателем своего долга перед народом, перед историей - вот что должно определять направление и смысл творчества каждого советского писателя. «Отныне, - говорил Горький, - понятие «беспартийный литератор» останется только формальным понятием, внутренне же каждый из нас почувствует себя действительным членом ленинской партии...».

Горького удивляло, что отечественных писателей недостаточно привлекает тема труда, тема советского рабочего класса: «Для трех тысяч литераторов, зарегистрированных в Союзе (Союзе советских писателей - ред.), любимым героем остается всё ещё интеллигент, сын интеллигента и его драматическая возня с самим собою».
Невыносимо тяжёл, подневолен был труд в царской России, беспощадно и ярко описанный Горьким. Но вот пришёл Октябрь, и писатель, обращаясь к свободному, вдохновленному созиданием советскому труженику, восклицает: «Ты - неистощимая [мат], создающая всё, неиссякаемый источник творчества!». «В нашей стране всякий труд должен превращаться в искусство преображать мир». В одной из своих статей Алексей Максимович написал: «Всю мою жизнь я видел героями только людей, которые любят и умеют работать, людей, которые ставят целью себе освобождение всех сил человека для творчества, для украшения земли, для организации на ней форм жизни, достойных человека».

Крупнейший писатель своего времени, Максим Горький считал, что любой прозаик (поэт) не вправе рассматривать литературу как личное, индивидуальное дело. Он считал своё творчество, как и творчество других писателей - старых и молодых, знаменитых и малоизвестных, - частью огромного дела всей советской литературы, всего советского народа. Горький был равно добр и равно строг к литератору, заслужившему почёт и признание, так и к автору первой в жизни книги. - Известный поэт, прозаик, литературовед Корней Чуковский (1882-1969гг.) вспоминал: «...не следует думать, что мы, писатели, получали от него (Горького- ред.) одни лишь хвалебные письма. Для оценки наших литературных работ у него был единственно твёрдый критерий: интересы советских читателей, и если ему казалось, что мы наносим этим интересам ущерб, он чувствовал себя вынужденным высказывать нам самую жестокую правду».

Горького отправляют в забытье

В постсоветской России буржуазная интеллигенция оседлала культурную жизнь страны и подмяла под себя литературный процесс. Её либеральные идеологи и практики намерены изъять (выбросить) из общественного сознания и памяти народа писателя Максима Горького, чьи мировоззрение и творческий талант были обращены к выражению жизненных интересов трудящихся классов. Авангардисты изящной словесности - «литературные чистильщики» стремятся не допустить молодое и подрастающее поколения россиян к чтению горьковских произведений, остро обличающих уродливые пороки капитализма и восторженно воспевающих величие человеческих отношений в социалистическом обществе. В ход пущены разнообразные приёмы и способы очернения личности, принижения писательского мастерства и охаивания общественной деятельности А.М.Горького.

Российские неолибералы считают А.М. Горького средним, в общем – то, прозаиком и драматургом. Политические диссиденты и литературные оппоненты всех направлений умышленно обыгрывают идейные и творческие метания Горького, акцентируют внимание на его неоднозначных отношениях с вождями большевизма в разные периоды жизни.Утверждается, что с чисто литературной стороны большинство произведений А.М.Горького качественно довольно слабые. Лучшими в его творчестве снисходительно считают ранние автобиографические повести, где дана реалистическая и живописная картина русской жизни конца XIX века.
Прежде всего, праволиберальные литературные деятели упрекают пролетарского писателя в том, что он поставил своё творчество на службу коммунистическому движению. Очевидным примером считается тенденциозный, по их мнению, роман «Мать», написанный Максимом Горьким в 1906г. сразу по следам декабрьских (1905г.) протестных выступлений рабочих в крупных городах царской России. По мнению неокритиков, тема этого весьма посредственного в художественном отношении произведения, была выбрана автором конъюнктурная –присоединение к революции простой рабочей женщины после ареста её сына, участвовавшего в рабочей забастовке.
Особенно рьяно и гневно креативные современные «литвожди» осуждают опубликованную Горьким (март 1932г.) в двух центральных советских газетах «Правда» и «Известия» статью-памфлет под названием, которое стало крылатым, «С кем вы, мастера культуры?».Утверждают: выдержанная в стиле ленинско-сталинской пропаганды, она призывала писателей, художников и артистов заниматься творчеством, руководствуясь марксистским мировоззрением. Оппоненты злонамерено полагают, что именно в силу социалистической ориентации творчества Максима Горького советское руководство выставляло его крупнейшим русским писателем своего времени, выходцем из народа, верным другом компартии. После возвращения в СССР в 1930г., в последние годы жизни Максим Горький был окружён официальным признанием как «буревестник революции», «великий пролетарский писатель», отец «социалистического реализма». Во время праздничных демонстраций на Красной площади в Москве Горький поднимался на трибуну мавзолея вместе со Сталиным и другими членами Политбюро компартии. С 1929г. А.М. Горький являлся членом ЦИК СССР. Его скульптуры и портреты распространили по всей стране. Одна из главных московских улиц, Тверская, была переименована в честь писателя, так же, как и его родной город, Нижний Новгород (1932г.) Самый большой самолет в мире, АНТ-20, построенный в середине 1930-х годов авиабюро Туполева, назвали « Максим Горький ». Имя М. Горького было присвоено многим областным драмтеатрам, одной из центральных киностудий в Москве. Практически в каждом крупном населённом пункте союзных республик СССР имелась улица Горького. В 1933г. связи с 65-летием со дня рождения Максим Горький награждён высшей государственной наградой орденом Ленина.

Российские неолибералы видят в творчестве Горького воплощение скользкого соглашательского компромисса. Они постоянно подчеркивают колебаниия его взглядов на советский строй, припоминают неоднократную критику Горьким большевицкого режима. Вместе с тем, критики настаивают, будто творчество Горького было встроено в арсенал сталинской пропаганды. Так, 20-23 июня 1929г. Максим Горький совершил поездку в Соловецкий лагерь особого назначения, где получил от лагерников подробные сведения о страшных жестокостях, которые там творятся. Тем не менее, по итогам поездки на Соловки он написал хвалебную статью о советской карательной системе. На Западе эта статья о Соловецком лагере вызвала бурную критику. Тогда Горький стал стыдливо пояснять, что находился под давлением советских цензоров на Соловках. Позже, в 1934г. А.М. Горький выступил соредактором литературного сборника, который славил построенный рабским трудом заключённых Беломоро-Балтийский канал. Книга убеждала, что в советских «исправительных» лагерях совершается успешная «перековка» бывших «врагов пролетариата».

Максим Горький утверждал, что центром его творчества является глубокая вера в ценность человеческой личности, прославление человеческого достоинства и несгибаемости посреди жизненных тягот. В самом себе писатель видел «мятущуюся душу», которая стремится найти выход из противоречий надежды и скептицизма, любви к жизни и отвращения перед мелочной пошлостью окружающих. Однако, «литературные чистильщики» уверяют, что эти заявления были по большей части аффектированными. В этом их.якобы убеждают стиль книг Горького и подробности его общественной биографии. Трагизм и запутанность в жизни и литературных произведениях писателя отразили крайнюю двусмысленность его радужных обещаний полного революционного преображения мира, маскировавших корыстную жажду власти и звериную жестокость противоположных по общественно-социальным устремлениям людских страт.

Зоилы от литературоведения пишут, что когда Максим Горький изображал жизнь нищих с самых низов общества («босяков»), с сильными преувеличениями живописуя их трудности и унижения, то он будто бы усиленно вносил в свои рассказы наигранную патетику « человечности». И стало быть, благодаря такому приёму, писатель снискал репутацию единственного литературного выразителя интересов рабочего класса, сторонника идеи коренного социального и политического переустройства России. Между тем, творчество А.М. Горького восхваляли интеллигенты и «сознательные» рабочие. Антагонисты же считают, что те художественные достоинства его произведений, о которых обычно говорят, не искупают вредного значения содержащихся в них проповеди и идеализации «босячества». «Босяк», - этот новый, кабацкий Фауст, не нашедший в мире ничего его удовлетворяющего, этот новый вертепный Демон, не желающий благословить ничего во всей природе- идет походом на Бога, потому что Он не так создал мир, на людей, потому что они - гады, жулье и лицемеры, на жену, потому что она ему мешает, на города и деревни, потому что они ему противны. «Литературные чистильщики» утверждают: не будь этого босяцкого катехизиса, проповедуемого Горьким, его сочинения никогда не имели бы того успеха, который они получили в своё время. Либеральные эстеты от литературы полагают, что «Босяк», мечтающий всех передушить,- существо, вовсе не безопасное для общественного спокойствия.

Нападая на А.М. Горького, «мастера» закулисных провокаций не гнушаются грязными наветами и спекуляциями. Так, по утверждению некоторых литературоведов возвращение Горького на Родину, в советскую страну в 1930г. обусловлено отнюдь не политическими убеждениями писателя, его давними симпатиями к большевикам.Якобы здесь главным обстоятельством было искреннее стремление Горького избавиться от сделанных во время жизни за границей крупных долгов (в том числе по денежным авансам у издателей его литературных произведений.).Также стали говорить, что значение М.Горького в организации и проведении Первого съезда писателей СССР было преувеличено. Утверждают, что на самом деле его роль являлась чисто декоративной. Якобы,зачитанный Горьким на том съезде основной доклад о советской литературе составлен в аппарате ЦК ВКП(б) при участии Кагановича,Жданова, Мехлиса и отредактирован Сталиным. К тому же, подготовку съезда осуществлял Оргкомитет, деятельность которого направляли секретарь ЦК партии А.А.Жданов и замзав орготделом ЦК А.С. Щербаков. Последний на съезде писателей был избран секретарём правления СП СССР. Вновь муссируется давно запущенная байка о том, что мол- де, Сталин затаил злобу на Максима Горького за отказ написать его художественную биографию, подобной созданному писателем эссе о В.И.Ленине. Такое литературное произведение должно было ещё больше возвеличить Сталина как единственного законного наследника Ленина. Когда Горький под разными предлогами уклонился от выполнения «заказа» генсека ВКП(б), то писатель с мировым именем, считавшийся к тому же идеологическим соперником вождя, был умещвлён по приказу Сталина. Затем, смерть «Буревестника» тот использовал для организации в стране кровавой чистки старых партийных кадров. Стало быть, по утверждению доморощенных «политэкспертов» ,хотя и невольно, «упрямство» Горький явилось предтечей жестоких политических репрессий конца 1930-х годов.

K

Биография Максима Горького изложена в его произведениях: «Детство», «В людях», «Мои университеты», вернее, начало его жизни. Максим Горький – это псевдоним выдающегося русского писателя, драматурга Алексея Максимовича Пешкова. В его творческой биографии был еще один псевдоним: Иегудиил Хламида.

Талант-самородок был пять раз награжден Нобелевской премией по литературе. Обычно его называют пролетарским, революционным писателем за его борьбу с самодержавием. Биография Максима Горького была не из легких. Об этом пойдет речь в данной статье.

Максим Горький родился в 1868 году. Его биография началась в Нижнем Новгороде. Его дед по линии матери – Каширин — был разжалованным офицером по причине жесткого обращения со своими подчиненными. После возвращения из ссылки он стал мещанином, содержал красильную мастерскую. Его дочь вышла замуж за столяра и уехала с мужем в Астрахань. Там у них родились двое детей.

Старший из них – Алеша заболел холерой в четыре года. Поскольку мать была беременна вторым ребенком, отец ухаживал за больным ребенком и заразился от него. Вскоре он умер, а мальчик пошел на поправку. От переживаний мать родила раньше срока. Она решила вместе с детьми вернуться в родительский дом. По дороге умер ее младший ребенок.

Они поселились в доме ее отца в Нижнем Новгороде. Сейчас там находится музей – домик Каширина. Сохранилась обстановка и мебель тех лет, даже розги, которыми дед порол Алешу. Он был жесткого, вспыльчивого характера и мог высечь в гневе, кого попало, даже маленького внука.

Максим Горький получил домашнее образование.Читать его научила мама, а дед выучил церковной грамоте. Несмотря на свою вспыльчивость, дед был очень набожным человеком. Часто посещал церковь и водил туда внука, обычно против его воли, насильно. Так в маленьком Алеше зародилось отрицательное отношение к религии, а также дух противления, который потом перерастет в революционное направление в его произведениях.

Однажды мальчик отомстил деду, изрезав ножницами его любимое «Жития святых». За что, конечно, получил, как следует.

Недолго Максим посещал приходскую школу. Но из-за болезни вынужден был прекратить обучение в ней. Максим Горький также учился в слободском училище два года. Вот, пожалуй, и все его образование. Он всю жизнь писал с ошибками, которые исправляла потом его жена – корректор по специальности.

Мама Алеши вышла замуж второй раз и переехала к мужу, забрав с собой сына. Но отношения у него с отчимом не сложились. Однажды Алеша увидел, как он бьет его мать. Мальчик набросился на отчима и поколотил его. Пришлось после этого сбежать к деду, что было, конечно, не лучшим вариантом.

Долгое время школой жизни для Алеши была улица, где у него появилось прозвище «Башлык». Он некоторое время воровал дрова, чтобы протопить дом, продукты, искал на свалке тряпье. После того, как его одноклассники нажаловались учителю, что с ним невозможно сидеть рядом по причине плохого запаха, исходящего от него, Максим Горький обиделся и больше не приходил в училище. Среднее образование он так и не получил.

Юношеские годы

Вскоре мама Алексея заболела чехоткой и умерла. Оставшись сиротой, Алеша вынужден был зарабатывать себе на жизнь. Дед к тому времени совсем разорился. Хорошо об этом времени пишет сам Горький: «…дед сказал мне:

— Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди…

И пошёл я в люди.» Так заканчивается повесть «Детство». Начинается взрослый, самостоятельный период биографии Максима Горького. А было ему тогда всего одиннадцать лет!

Алексей работал в разных местах: в лавке подсобником, поваром, на пароходе посудником, в иконописной мастерской подмастерьем.

Когда ему было шестнадцать лет, он решил попробовать поступить в Казанский университет. Но, к великому его сожалению, получил отказ. Во-первых, туда не принимали малоимущих, а во-вторых, у него не было даже аттестата.

Тогда Алексей пошел работать на пристань. Там он познакомился с революционно настроенной молодежью, стал посещать их кружки, читать марксистскую литературу.

Когда юноша работал в булочной, то познакомился с народником Деренковым. Он отправлял доход от продажи изделий на поддержание народного движения.

В 87-м году умерли бабушка и дед Алексея. Он очень любил бабушку, которая часто защищала его от вспышек гнева деда, рассказывала ему сказки. На ее могиле в Нижнем Новгороде поставлен памятник, изображающий ее, рассказывающей сказку любимому внуку Алеше.

Юноша очень переживал ее смерть. У него развилась депрессия, в припадке которой он предпринял попытку самоубийства. Алексей выстрелил себе в грудь из ружья. Но сторож успел вызвать медицинскую помощь. Несчастного отвезли в больницу, где срочно прооперировали. Он остался жить, но последствия этого ранения станут причиной его пожизненной болезни легких.

Позже, в больнице, Алексей совершил еще одну попытку самоубийства. Он выпил яду из медицинского сосуда. Его опять успели откачать, промыв желудок. Тут пришлось психиатрам осмотреть юношу. Было найдено множество психических расстройств, которые позже отвергались. За попытки самоубийства Алексея отлучили от церковного общения на четыре года.

В 88-м году Алексей вместе другими революционерами уезжает в Красновидово для ведения революционной пропаганды. Он вступает в кружок Федосеева, за что его арестовывают. С этого момента за ним начинает следить полиция. В то время он был батраком, работал сторожем на станции, затем переехал на Каспийское море, где стал работать среди прочих рыболовов.

В 89-м году он написал прошение в стихах с целью перевода его в Борисоглебск. Потом работал на станции Крутая. Здесь Алексей впервые влюбился в дочь начальника станции. Чувство его было так сильно, что он решился на предложение руки и сердца. Ему, конечно же, был дан отказ. Но девушку он помнил всю жизнь.

Алексей был увлечен идеями Льва Толстого. Он даже отправился к нему в Ясную поляну. Но жена писателя велела прогнать ходока.

Начало творческой карьеры

В 89-м году Максим Горький познакомился с писателем Короленко и рискнул показать ему свое произведение. Начало творческой биографии было весьма неудачным. Писатель раскритиковал его «Песнь старого дуба». Но молодой человек не отчаялся и продолжал писать.

В этом году Пешков попадает в тюрьму за участие в революционном движении молодежи. Выйдя из заточения, он решает отправиться в путешествие по Руси-матушке. Он посетил Поволжье, Крым, Кавказ, Украину (где попал в больницу). Ездил, что сейчас называется «автостопом» — на попутных обозах, шел много пешком, забирался в пустые товарные вагоны. Молодому романтику нравилась такая свободная жизнь. Возможность посмотреть мир и ощутить счастье вольности – все это легко в основу произведений начинающего писателя.

Тогда родилась рукопись «Макара Чудра». В Грузии Пешков познакомился с революционером Калюжным. Он напечатал это произведение в газете. Тогда родился псевдоним – Максим Горький. Максим — в честь его отца, а Горький – потому что горечь присутствовала постоянно в его биографии.

Его произведения стали охотно печатать в газетах и журналах. Вскоре все заговорили о новом таланте. К тому времени он уже остепенился и вступил в брак.

Всплеск известности

В 98-м году были напечатаны два тома произведений писателя. Они принесли ему не только большую славу, но и беду. Горького арестовали за революционные взгляды и посадили в замок в столице Грузии.

После освобождения писатель поселяется в Санкт-Петербурге. Там были созданы им лучшие произведения: «Песня о буревестнике», «На дне», «Мещане», «Трое» и другие. В 1902 году его избирают почетным академиком императорской Академии наук. Сам император высоко оценил творчество писателя, несмотря на его борьбу с самодержавием. Его острый, прямой язык, смелость, вольность, гениальность мысли, присутствовавшая в произведениях, никого не могли оставить равнодушным. Талант был явным.

В тот период Горький продолжает принимать участие в революционном движении, посещает кружки, распространяет марксистскую литературу. Словно уроки прошлых арестов не оказали на него никакое влияние. Такая смелость просто выводила из себя полицию.

Теперь известный писатель уже свободно общался с кумиром юности Львом Толстым. Они беседовали подолгу в Ясной Поляне. Познакомился он также с другими писателями: Куприным, Буниным и другими.

В 1902 году Горький вместе с семьей, в которой было уже двое детей, переселяется в Нижний Новгород. Он снимает просторный дом в центре города. Сейчас там находится музей. Эта квартира была пристанищем для творческих людей того времени. В ней собирались и подолгу общались, обмениваясь новыми произведениями, такие известности, как: Чехов, Толстой, Станиславский, Андреев, Бунин, Репин и, конечно же, его друг – Федор Шаляпин. Он играл на рояле и пел музыкальные произведения.

Здесь он закончил «На дне», написал «Мать», «Человек», «Дачники». У него неплохо получалась не только проза, но и стихи. Но некоторые из них, например «Песнь о буревестнике», написаны, как известно, белым стихом. Революционный, гордый дух, призыв к борьбе присутствуют почти во всех его произведениях.

Последние годы

В 1904 году Горький вступил в РСДРП, в следующем году познакомился с Лениным. Писателя вновь арестовывают и сажают в Петропавловскую крепость. Но вскоре под давлением общественности его освободили. В 1906 году Горький вынужден был покинуть страну, и стал политическим эмигрантом.

Он жил сначала в США. Затем из-за долго мучившей его тяжелой болезни (туберкулез) поселился в Италии. Везде он вел революционную пропаганду. Обеспокоенные власти рекомендовали ему поселиться на острове Капри, где он жил около семи лет.

На крыше здания редакции газеты «Известия»

Здесь его посещали многие русские писатели и революционеры. Раз в неделю в его вилле даже устраивался семинар для начинающих литераторов.

Здесь Горький написал свои «Сказки об Италии». В 12-м году он выезжал в Париж, где общался с Лениным.

В 13-м году Горький вернулся в Россию. Он поселился в Питере на пять лет. В его просторном доме находили прибежище родственники, знакомые. Однажды женщина по имени Мария Будберг, принесла ему бумаги на подпись и упала в голодный обморок. Горький накормил ее и оставил в своем доме. Позже она станет его любовницей.

С писателем Роменом Ролланом

Горький, который вел активную революционную деятельность, как ни странно отрицательно отнесся к октябрьскому перевороту в стране. Он был поражен жестокостью революции, ходатайствовал за арестованных белых. После покушения на Ленина Горький отправил ему сочувственную телеграмму.

В 21-м году Горький снова покидает Родину. По одной версии причиной этому послужило ухудшение здоровья, по другой – несогласие с политикой в стране.

В 28-м году писателя пригласили в СССР. Пять недель он путешествовал по стране, потом вернулся обратно в Италию. А в 33-м году приехал на родину, где жил уже до самой смерти.

В последние годы жизни им создана книга «Жизнь Клима Самгина», поражающая своей жизненной философией.

В 34-м году Горький проводит Первый съезд Союза писателей СССР.

Последние годы он жил в Крыму. В 36-м году Горький посетил больных внуков в Москве. Видимо, он заразился от них или простудился по дороге. Но состояние его здоровья резко ухудшилось. Писатель слег, было понятно, что он уже не выздоровеет.

Умирающего Горького посетил Сталин. Умер писатель 18 июня. При вскрытии оказалось, что легкие его были в ужасном состоянии.

Гроб писателя несли Молотов и Сталин. Обе жены Горького шли за гробом. Город Нижний Новгород, в котором родился писатель, с 32-го года носил его имя по 1990-й год.

Личная жизнь

Горький обладал всегда завидной мужской силой, по сохранившимся сведениям, несмотря на свою хроническую болезнь.

Первый неофициальный брак писателя был с акушеркой Ольгой Каменской. Ее мать, тоже акушерка, принимала роды у матери Пешкова. Ему казалось интересным, что теща помогла ему появиться на свет. Но с Ольгой они прожили недолго. Горький ушел от нее после того, как она заснула при чтении автором «Старухи Изергиль».

В 96-м году Алексей повенчался с Екатериной Волжиной. Она была единственной официальной женой писателя. У них родились двое детей: Екатерина и Максим. Катя вскоре умерла. Сын умер на два года раньше Горького.

В 1903 году он сошелся с актрисой Марией Андреевой, которая ради него бросила мужа и двоих детей. Он жил с ней до самой смерти. Причем развода с первой женой Горького так и не было.

Максим Горький, Алексей Максимович Горький. Настоящее имя Алексей Максимович Пешков. Родился 16 (28) марта 1868 в Нижнем Новгороде, умер 18 июня 1936 в Горках Московской области. Русский советский писатель, литературный критик и публицист, родоначальник советской литературы, активный участник революционного движения, общественный деятель. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков.

Псевдоним себе Алексей Максимович придумал сам. Впоследствии он говорил: «Не писать же мне в литературе - Пешков…».

Это псевдоним – френоним*. Псевдоним Алексея Максимовича характеризует не только его судьбу, но и направление его творчества. Так, жизнь молодого Алеши Пешкова «в людях» была горькой, и писал он про горькую участь обездоленных.

Своим литературным именем Алексей сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял. Этим же именем он назвал своего сына, которого тоже потерял очень рано. Есть версия, что имя Максим заимствовано у преступника, убившего прадеда Горького, Максима Башлыка, про которого Алеша любил рассказывать в детстве. Стоит также отметить, что фамилию Максимов носил отчим А. Пешкова. Поэтому, как бы там ни было, с именем Максим, у Горького в жизни было много связано и выбор такого псевдонима не случаен.

Эта глубоко символичная подпись впервые появилась под рассказом «Макар Чудра» в Тифлисской газете «Кавказ» 12.09.1892 г. 24-летний автор служил тогда конторщиком в железнодорожных мастерских. Это был литературный дебют Алексея Пешкова. Впоследствии он пользовался еще целым рядом псевдонимов, но мировую славу принес самый первый из них.

М. Горький под заметками в «Самарской газете» и «Нижегородском листке» (1896 г.) ставил Pacatus (мирный), а в сборнике «Красной панорамы» (1928 г.) подписался Unicus (единственный). В «Самарской газете» фельетоны «Самара во всех отношениях» с подзаголовком «Письма одного странствующего рыцаря» подписывал Дон Кихот (1896 г.). Горький в подписях к фельетонам нередко использовал инкогнитоним Н. Х., который следовало читать: «Некто икс».

Ряд заметок Алексея Максимовича в «Самарской газете» (1895-1896 г.г.), а также рассказ «Соловей» были подписаны Дваге, т.е. два «Г» - Горький и Гусев (журналист, дававший материалы для заметок).

Случалось, что Горький выступал под именем персонажа своего собственного произведения. Однажды он в качестве псевдонима использовал имя созданного им самим литературного героя. Один его фельетон в «Чудаке» (1928 г.) подписан Самокритик Словотеков. Эту фамилию носил персонаж сатирической пьески Горького «Работяга Словотеков», написанной им в 1920 г. для Театра народной комедии. По поводу этого псевдонима Горький сообщил редакции «Чудака» следующее: «Лично сотрудничать в журнале вашем вряд ли найду время, но разрешите рекомендовать вам знакомого моего, Самокритика Кирилловича Словотекова. Самокритик – подлинное имя его, данное родителями при рождении. Человек он довольно пожилой, но «начинающий». Беспартийный. Отношение к алкоголю – умеренное».

Чтобы рассмешить читателей Горький придумывал шуточные псевдонимы, выбирая старые, давно вышедшие из употребления имена в сочетании с замысловатой фамилией. В молодости в самарских и саратовских газетах конца 90-х годов подписывался Иегудиил Хламида. Под одним из писем к 15-летнему сыну стоит: Отец твой Поликарп Унесибоженожкин. На страницах домашнего рукописного журнала «Соррентийская правда» (1924 г.) он подписывался Метранпаж Горячкин, Инвалид муз, Осип Тиховоев, Аристид Балык.

В литературной биографии Горького случались и случаи плагиата, а точнее плагиата «во благо», т.е. желание уже популярного писателя помочь своему начинающему коллеге, без каких бы то ни было корыстных мотивов. В 1918 г. в «Новой жизни» опубликован подписанный именем М. Горького рассказ «Ланпочка». Но напрасно было бы искать этот рассказ в собрании сочинений Горького. В 1933 г. он сообщил редакции «Сибирских огней»: «Рассказ «Ланпочка», о котором вы спрашиваете, написан не мною, а моим сыном Максимом, который был в Сибири в 1918 год и увидел эту лампочку в действии».

Однако А. Пешков не был первым русским литератором, придумавшим себе псевдоним Горький : по свидетельству русского писателя и поэта Н.Д. Телешова, таким же был один из ранних псевдонимов поэта И.А. Белоусова.

Позднее стали появляться производные псевдонима . Максим Леонов, отец советского писателя Леонида Леонова, поэт и журналист, человек нелегкой судьбы, подписывался Максим Горемыка. В честь Горького назвался и выдающийся белорусский поэт Максим Танк (автоним – Евгений Скурко).

Интересно, что когда псевдоним Максим Горький должен был быть употреблен с отчеством, то использовали настоящие имя и отчество – Алексей Максимович.

Краткая биография:

Рано осиротев, Горький провел детские годы в доме своего деда Каширина. С 11 лет вынужден был идти «в люди»: работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учился в иконописной мастерской и т.п.

В 16 лет попытался поступить в Казанский университет. Познакомился с марксистской литературой и пропагандистской работой. За связь с кружком Н. Е. Федосеева в 1888 году был арестован. М. Горький находился под постоянным надзором полиции. Работал на железной дороге. Весной 1891 года отправился странствовать по стране и дошёл до Кавказа. За пять с половиной лет путешествий описывал социальные проблемы в обществе. В это время появились рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Бывшие люди», «Супруги Орловы» и др.

В 1898 в Петербурге вышла книга "Очерки и рассказы", имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе "Двадцать шесть и одна" и первая большая повесть "Фома Гордеев". Слава А.М. Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.

Общественная позиция Горького была радикальной. Он тесно сотрудничал с революционными организациями. В 1905 вступил в ряды РСДРП и познакомился с В. И. Лениным. Горьким оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-1907 гг. После революции из-за туберкулёза Горький поселяется в Италии на острове Капри, где прожил 7 лет. Там Горький пишет «Исповедь» (1908), где чётко обозначились его философские расхождения с Лениным.

После возвращения в Россию в 1913 году Горький пишет автобиографические повести "Детство", "В людях", цикл рассказов "По Руси" (1912-17). Редактирует большевистские газеты «Звезда» и «Правда», художественный отдел большевистского журнала «Просвещение», издаёт первый сборник пролетарских писателей.

Горький с энтузиазмом отнесся к Февральской революции 1917 г., но к Октябрьской у него было неоднозначное отношение. В 1917-1919 годах M. Горький ведёт большую общественную и политическую работу, критикует «методы» большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции, спасает многих её представителей от репрессий большевиков и голода.

Осенью 1921 года Горький вновь выехал за границу, в 1922 году им написана повесть "Мои университеты", которая стала последней частью его автобиографической трилогии. В 1925 году публикует роман "Дело Артамоновых", который стал по сути историей развития капитализма в России.

В 1928 году по приглашению Советского правительства и лично И. Сталина совершает поездку по стране, во время которой Горькому показывают достижения СССР, которые нашли свое отражение в цикле очерков «По Советскому Союзу».

В 1932 году Горький возвращается в СССР, где сразу становится "главой" советской литературы. М. Горький создает новые журналы, серии книг - "Жизнь замечательных людей", "История Гражданской войны", "История фабрик и заводов", "Библиотека поэта". является инициатором создания и первым председателем правления Союза писателей СССР. Членом ЦИК СССР.

M. Горький умер 18 июня 1936 года. Есть неподтвержденная версия, что он был отравлен по приказу Троцкого, когда Сталин готовил московские показательные процессы, обвиняемыми на которых должны были стать многие старые друзья Горького. После смерти был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. Перед кремацией мозг М. Горького был извлечён и доставлен в московский Институт мозга для дальнейшего изучения.

Именем Максима Горького названы населенные пункты, улицы, переулки и набережные, площади и парки, ж/д станция и станции метро, множество театров и библиотек, киностудия, университеты и институты. Его имя носили самолеты и корабли, заводы и фабрики. Практически в каждом городе Горькому поставлен памятник (в одном Нижнем Новгороде их четыре). Город Горький – название Нижнего Новгорода с 1932 по 1990 годы. Имя Горького дано водохранилищу на реке Волге.

Родился в Нижнем Новгороде. Сын управляющего пароходной конторы Максима Савватиевича Пешкова и Варвары Васильевны, урожденной Кашириной. В семь лет остался сиротой и жил с дедом, некогда богатым красильщиком, к тому времени разорившимся.

Алексею Пешкову пришлось с детства зарабатывать себе на жизнь, что и побудило писателя в дальнейшем взять себе псевдоним Горький. В раннем детстве служил на побегушках в магазине обуви, затем учеником чертежника. Не выдержав унижений, сбежал из дома. Работал поваренком на волжском пароходе. В 15 лет приехал в Казань с намерением получить образование, но, не имея никакой материальной поддержки, не смог осуществить намерение.

В Казани узнал жизнь в трущобах и ночлежках. Доведенный до отчаяния, совершил неудачную попытку самоубийства. Из Казани переехал в Царицын, работал сторожем на железной дороге. Затем возвратился в Нижний Новгород, где стал писцом у присяжного поверенного М.А. Лапина, много сделавшего для юного Пешкова.

Не удержавшись на одном месте, отправился пешком на юг России, где испробовал себя и на каспийских рыбных промыслах, и на постройке мола, и других работах.

В 1892 г. впервые был напечатан рассказ Горького «Макар Чудра». В следующем году он возвратился в Нижний Новгород, где встретился с писателем В.Г. Короленко, принявшим большое участие в судьбе начинающего писателя.

В 1898 г. А.М. Горький был уже знаменитым писателем. Его книги расходились многотысячными тиражами, а известность распространилась за границы России. Горький автор многочисленных рассказов, романов «Фома Гордеев», «Мать», «Дело Артамоновых» и др., пьес «Враги», «Мещане», «На дне», «Дачники», «Васса Железнова», романа-эпопеи «Жизнь Клима Самгина».

С 1901 г. писатель начал открыто выражать сочувствие революционному движению, что вызвало негативную реакцию правительства. С этого времени Горький не раз подвергался арестам и гонениям. В 1906 г. он уехал за границу в Европу и Америку.

После свершения октябрьского переворота 1917 г., Горький стал инициатором создания и первым председателем Союза писателей СССР. Он организовывает издательство «Всемирная литература», где получили возможность работать, тем самым спасшись от голода, многие литераторы того времени. Ему же принадлежит заслуга спасения от ареста, гибели представителей интеллигенции. Часто в эти годы Горький был последней надеждой преследуемых новой властью.

В 1921 г. у писателя обострился туберкулез, и он выехал для лечения в Германию и Чехию. С 1924 г. жил в Италии. В 1928, 1931 г. Горький ездит по России, в том числе посетил Соловецкий лагерь особого назначения. В 1932 г. Горького практически вынудили вернуться в Россию.

Последние годы жизни тяжело больного писателя были, с одной стороны, полны безграничного восхваления – еще при жизни Горького его родной город Нижний Новгород был назван его именем – с другой, писатель жил в практической изоляции под постоянным контролем.

Алексей Максимович был женат многократно. Первый раз на Екатерине Павловне Волжиной. От этого брака имел дочь Екатерину, умершую во младенчестве, и сына Максима Алексеевича Пешкова – художника-любителя. Сын Горького неожиданно умер в 1934 г., что породило предположения о его насильственной смерти. Смерть самого Горького через два года так же вызвала подобные подозрения.

Второй раз женат гражданским браком на актрисе, революционерке Марии Федоровне Андреевой. Фактически третьей женой в последние годы жизни писателя стала женщина с бурной биографией Мария Игнатьевна Будберг.

Умер недалеко от Москвы в Горках, в том же доме, где умер В.И. Ленин. Прах находится в Кремлевской стене на Красной площади. Мозг писателя был отправлен в Московский институт мозга для изучения.

Максим Горький (1868-1936) является одним из самых знаменитых русских писателей. 5 раз его номинировали на Нобелевскую премию по литературе. Еще с конца XIX века в своих произведениях Горький поднимал вопросы революционного изменения общества, он находился в явной оппозиции к царизму и симпатизировал социал-демократам. Революцию писатель встретил с недоверием, однако в итоге вернулся из-за границы и последние годы стал прижизненным классиком советской литературы.

Знакомство с Горьким у нас происходит еще со школы. Мы читаем повести «Детство» и «В людях», учим фрагмент «Песни о буревестника», взрослыми читаем «Жизнь Клима Самгина». Трудно переоценить культурное влияние Максима Горького на жизнь советских людей. Его именем назвали город, заводы, корабли, парки, кинотеатры. Но образ писателя был далеко не однозначным.

Миф о нем начал создаваться еще до революции, а советская власть только утвердила его, канонизировав Горького. Уже в годы перестройки критики пересмотрели отношение к нему. Подлинная же фигура Горького стала размываться под напором двух антагонистических подходов. О самых спорных моментах биографии писателя, которые и легли в основу мифов о нем, мы и поговорим.

Горький - настоящая фамилия писателя. Алексей Пешков начал печататься под псевдонимом Максим Горький с 1892 года. Тогда в тифлисской газете «Кавказ» появился его рассказ «Макар Чудра». Но появился этот псевдоним неслучайно. Отец писателя обладал острым языком, его поэтому прозвали Горький. Проживая в Тифлисе, Алексей Пешков познакомился с революционером Калюжным. Тот, пройдя каторгу и работая на железной дороге, помог начинающему писателю взглянуть на себя серьезно. Калюжный и посоветовал Пешкову взять псевдоним Горький, который соответствовал бы острой социальной направленности произведений.

Горький - единственный псевдоним Пешкова. Начиная работать в Самаре провинциальным газетчиком, Алексей Пешком пользовался псевдонимом Иегудиил Хламида. Под этим именем выпускались первые фельетоны писателя, где основной темой была эксплуатация трудового человека.

Горький был незначительный писателем. Известна цитата Владимира Набокова: «Художественный талант Горького не имеет большой ценности». Писатель называл дар своего коллеги убогим, отказывал ему в интеллектуальном размахе. Да и Мережковский в своей работе «Чехов и Горький» считал, что больше пары слов тот не заслуживает, а его поэзию следует снисходительно забыть. Другой явный обладатель литературного вкуса, Иван Бунин, в своей работе «Горький» 1936 года отмечал беспримерную незаслуженность мировой славы коллеги и обвинял даже в фальсификации своей биографии. Однако это далеко не единственные авторитетные отзывы о творчестве Горького. Немало знаменитых современников признавались ему в любви, восхищались талантом. Чехов называл его талант «настоящим и залихватским», Блок величал «русским художником». Всегда сдержанный и язвительный Ходасевич отметил «высокую пробу» писателя. Марина Цветаева в ответ на присуждение Бунину Нобелевской премии написала, что считает куда более достойного этой награды Горького, ибо тот больше, своеобразнее и человечнее. По мнению поэтессы Бунин являлся концом эпохи, тогда как Горький ее всю олицетворял.

Горький создал соцреализм. В советском литературоведении развитие реализма проходило от критических форм Пушкина, Гоголя, Толстого до социалистической. Такой художественный метод считался официальным и единственно верным для советского искусства. И если последним представителем критического реализма считался Чехов, то Горького назвали создателем социалистического реализма и всей советской литературы. Классическими образцами считались пьеса «Враги» (1906) и роман «Мать» (1906). Но сама теория социалистического реализма оформилась полностью лишь в 1930-е годы, тогда же и была выстроена генеалогия произведений с Горьким в ее основе. А ведь его классический роман был написан еще за 30 лет до этого, да к тому же в Америке, вдалеке от Родины. Сам Горький считал ту поездку неудачной, чем и объяснил недостатки своей книги. Современные исследователи творчества писателя считают, что в основе его идеологии лежал вовсе не марксизм, как это представляли советские литературоведы, а идея создания нового человека и мира. Да и последнее произведение Горького, незавершенная «Жизнь Клима Самгина», даже в Большой Советской энциклопедии причислена к критическому реализму.

Горький боролся с социальной несправедливостью. Не вызывает сомнений факт неприятия писателем современного миропорядка. Но бунтарство его было не только социальным. Даже критик творчества Горького, Мережковский, указывал на метафизический, богоборческий взгляд на проблему. По его мнению, Чехов и Горький стали пророками, но не в общепринятом смысле. Писатели благословили то, что хотели проклясть и прокляли то, что хотели благословить. Они пытались показать, что человеку Бог не нужен, он сам им является, но из произведений становится понятно, что человек становится зверем и скотом, а то и хуже. Горькому были близки идеи русского космизма, он боролся со смертью, как с абсолютным злом, пытаясь ее преодолеть путем бессмертия и воскрешения. Умирая, писатель в бреду произносил, что яростно спорит с Богом. Бунт писателя касался самих основ мироздания, жизни и смерти. Это было намного выше, чем просто изменение общественного устройства. Сказка в стихах «Девушка и смерть» (1892) заставила даже Сталина заявить, что это произведение сильнее «Фауста».

Горький являлся антимодернистом. Горького называют противником модернизма и декаданса, проповедником реализма. Но данный образ быстро рассыплется, если посмотреть на настоящее место писателя в творческих процессах Серебряного века. В ранних рассказах Горького присутствует богоискательство, ницшеанство, что вполне гармонирует с русскими тенденциями модернизма, волновавшими умы на рубеже XIX-XX веков. О пьесе «На дне» Анненский писал в 1906 году, что Горький предстает самым ярким русским символистом после Достоевского. Реалистичность творчества иная, нежели у Гончарова или Островского. Читая Горького, любая будничная обстановка предстает иллюзией или сном. Даже миф о своей жизни, созданный самим писателем, может быть воспринят, как символ жизнетворчества. Да и Горький был близок со многими модернистами, что заставляет скептично смотреть на традиционный советский подход к его творчеству. Природу искусства писателя лучше всего описал Владислав Ходасевич. Этот видный представитель русского модернизма несколько лет был близким другом Горького.

Горький дружил с Лениным. Разве мог великий пролетарский писатель не дружить с буревестником революции Лениным? На свет появилась легенда о близости двух мощнейших фигур. Ее визуализировали многочисленные скульптуры, картины и даже фотографии. На них видны беседы вождя с создателем социалистического реализма. Но после революции политическое положение писателя было уже неоднозначным, он потерял свое влияние. В 1918 году Горький оказался в Петрограде в двусмысленной ситуации, начав писать критические по отношению к новой власти очерки «Несвоевременные мысли». В России эта книга была издана только в 1990 году. У Горького образовалась вражда с Григорием Зиновьевым, влиятельным председателем Петроградского совета. Из-за этого Горький уехал пусть в почетную, но ссылку. Официально считалось, что Ленин настоял на лечении классика за границей. В послереволюционной жизни писателю места не нашлось. С такими взглядами и деятельностью ему грозил арест. Но помог появиться этому мифу и сам Горький. В своем биографическом очерке «Ленин» он довольно сентиментально описал свою дружбу с вождем. Познакомились Ленин с Горьким еще в 1905 году, быстро сблизившись. Однако затем революционер стал отмечать ошибки и колебания писателя, пытаясь бороться за него. Горький иначе смотрел на причины Первой мировой войны, не мог желать поражения в ней своей стране. Ленин полагал, что виной тому - эмиграция и ослабшие связи с Родиной. В 1918 году писатель публикуется в газете «Новая жизнь», которая открыто критикуется «Правдой» и именуется мелкобуржуазной. Ленин стал видеть в Горьком временно заблуждающегося товарища.

У Горького была взаимная неприязнь к Сталину. Последний период жизни Горького прошел в Советской России. Эти годы обросли легендой, став идеологической основой. Уже в наше время появились слухи, что писателя жестко контролировали чекисты, что ему угрожал Сталин и в итоге уничтожил сперва его сына, а потом и самого Горького. Однако факты говорят о другом. Горький искренне приветствовал сталинизм, а отношения с самим лидером страны были по меньшей мере нейтральными. В Советском Союзе писатель увидел, какими методами пользуются большевики для переделки человека. Эта государственная лаборатория литератора восхитила. Проживая в эмиграции, Горький смущался и тяготился таким своим положением. Почему он, буревестник революции, оказался ей не нужен? Горький хотел лично принимать участие во всех событиях на Родине. Тем более вскоре Сталин уничтожил врага писателя, Зиновьева. Это позволило Горькому вернуться, заняв влиятельное место культурного лидера. Такого положения ему даже Ленин не давал. А личность Сталина писателю нравилась, он льстил ему не только в официальных речах. Писатель и политик нужны были друг другу. Сталин по каналам НКВД давал Горькому все необходимое, а тот своей поддержкой легимитизировал его действия.

Максим Горький был убит. 27 мая 1936 годы при посещении могилы сына писатель простудился и заболел. Смерть наступила через 3 недели, 18 июня. Гроб великого русского писателя несли в том числе Молотов и Сталин. Но уже в ходе Третьего Московского процесса в убийстве сына Горького обвинили Генриха Ягоду. Тот в своих показаниях признался, что убил и самого писателя, по приказу Троцкого. В заговоре участвовали и секретарь Горького, а также известные врачи. Ягода долго пытался поссорить литератора со Сталиным, а когда ему не удалось это, то совершил убийство. Заговорщики боялись, что в случае смерти вождя авторитетный писатель может не поддержать их. Позже появились версии, по которым приказ убить Горького отдавал сам Сталин или же он просто послал в подарок отравленные конфеты. Но это кажется явным преувеличением - писатель сладкое не любил, раздавая его гостям. Да и убедительных свидетельств этому мифу нет. Разве можно верить показаниям, данным под пытками? Но сама легенда оказалась выгодной Сталину, она помогла ему расправиться с политическими конкурентами. А разоблачители Сталина легко вписали Горького в число жертв режима.

Горький любил русских крестьян. Этот образ быстро рушится, если узнать, как пролетарский писатель относился к деревне и русскому крестьянству. Их он попросту ненавидел! Горький считал, что в крестьянине собраны все наихудшие черты человеческой натуры: лень, глупость, ограниченность, приземленность. Любимый тип писателя, босяк, родом как раз из этой среды, возвышался над ней и всем своим дальнейшим существованием отрицал. В рассказе «Челкаш» столкнулись старый волк, пьяница и ловкий вор Челкаш с трусливым, слабым и ничтожным крестьянином Гаврилой. Картина показательная. Горький писал, что полудикие, глупые и тяжелые люди деревень вымрут, на смену им придет новое племя, грамотное, разумное и бодрое. И оно должно отличаться от милого и симпатичного народа, будучи деловым и неравнодушным лишь к своим потребностям.

Горький был антисемитом. Евреи были как раз образцом того самого нового народа, в котором должны слиться воедино разум, деловитость и трудолюбие. Об этой замене классического русского крестьянства Горький как раз и писал. Еврейская тема вообще занимает важное место в его творчестве, он всегда защищал этот народ и жестко выступал против антисемитов. Горький говорил, что на пути человека к прогрессу евреи протестовали против всего грязного и низкого, против насилия, пошлости и духовного невежества. Уже в Самаре в 1895-1896 годах Горький стал знаменитостью. Для Самары начинающий писатель был странным человеком. Его таланта никто не видел. Знакомые его были образованными людьми, из дворян. Горький же относительно них был действительно «из народа». Даже на фотографии времен «Самарской газеты» писатель изображен с палкой и в сапогах. К нему и относились соответствующим образом. Уже в советское время появился этот миф. Но когда в Самаре стали ставить пьесы Горького мало кто помнил, что он тут вообще жил тут. Один из приятелей писателя, Александр Смирнов, решил сделать на этой почве творческую карьеру. Его воспоминания о Горьком - единственное, что печаталось. Писатели в Самаре составили список людей, с которыми общался Горький. За них были написаны мемуары, раскрывающие жизнь и характер классика.

Горький был всегда бедным. Советская пропаганда превозносила Горького, как пролетарского писателя из народа, познавшего с детства нужду и лишения. Однако Алексей Пешков родился в небедной семье. Его отец был управляющим пароходной конторы, мать была дочерью богатого купца. Родители Горького умерли рано, он стал богатым наследником. Жил он явно не одними гонорарами. Писатель Леонид Андреев ругал своего коллегу, который, прикидываясь пролетарием, льнул к богатым и путешествовал, как принц. Поэтесса Гиппиус вспоминала, как в 1918 году Горький скупал у голодающих старинные ценные вещи. Он не был чужд материального благополучия. Да и жизнь за границей всегда требовала немалых средств.

Горький был пламенным большевиком. Хотя писатель и позиционировался, как яростный революционер, вскоре после событий октября 1917 года он уже критиковал своих недавних друзей. Горький писал, что Ленин и Троцкий отравились ядом власти, попирая демократические свободы. В беседах писатель предрекал скорое уничтожение коммунистов восставшими крестьянами. Но вскоре судьба сделала Горького новым трибуном режима.

У Горького было однозначное отношение к религии. Был ли писатель действительно воинствующим безбожником? На протяжении всей своей жизни Горький не прекращал попыток обрести духовный путь. Он много общался со священниками, вместе с Толстым помог уехать на запад христианам-молоканам. Но сам к религии писатель так и не пришел. В 1929 году Горький заявил, что в любви верующих есть только ненависть к людям. Писатель подписал письмо с просьбой уничтожить Храм Христа Спасителя. Да и христианское смирение было чуждо литератору, он писал, что никогда ни в чем не собирался каяться.

Горький был толерантен к геям. В ближайшем окружении писателя были и гомосексуалисты. В той творческой среде это явление процветало (Мейерхольд, Эйзенштейн). При этом писатель никакой толерантности к гомосексуалистам не проявлял. На страницах «Правды» и «Известий» он открыто называл явление социально преступным и наказуемым, заявлял, что на нем зиждется фашизм.

Горький не причастен к сталинским репрессиям. При всех заслугах Горького в области литературы нельзя забывать и о его роли в репрессиях режима. Именно писатель являлся автором объемной книги о строительстве Беломоро-Балтийского канала. Там Горький восхищается, как из бывших врагов пролетариата появились на свет квалифицированные рабочие. Писатель открыто восторгался исправительно-трудовой политикой страны. Всемирно известной личности верили. Поездка Горького на Соловки в 1929 году помогла убедить Запад покупать лес в СССР. На положение заключенных писатель предпочел не обращать внимания.



Рассказать друзьям