Марфа Ямщикова: Отец ощущал себя – отшельником и борцом. Савва васильевич ямщиков: интервью

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

19-го утром умер Ямщиков. И хотя все уже знали, что он в Пскове "загремел" в больницу, этого никто не ожидал, оттого осознать событие не получалось. Писала о нем в номер и, уже сдав текст, подумала, что надо бы позвонить Валентину Распутину, нежнейшему его другу.


Телефона Валентина Григорьевича под рукой не было, и я решила позвонить Савве, спросить. И сама же себе поразилась - что это я, Савва-то умер. Никогда ему уже не позвонить. Он никогда больше не позвонит. До сего дня каждый день по нескольку раз созванивались, и вот все закончилось. Не будет уже его вечернего: "Ну ладно, милый, отдыхай"... Кто утром рассыплется с благодарностями за заметку в защиту Пскова?..

Вы единственный, кто всегда благодарит, - сказала ему недавно.

Он засмеялся довольный:

У меня хорошее барачное воспитание.

Поздно вечером пошла на канал. Захотелось к воде, к прохладе, и чтоб последний солнечный луч скользнул по изумрудной голове селезня прежде, чем он ее спрячет в теплых пушистых боках. Стояла и вспоминала, как впервые увидела Савву. В другой совсем жизни. В совершенно иной стране. Выставка "Шедевры реставрации. Ефим Честняков". Здоровый дядька, стриженный под ежик. Зеленый свитер-самовязка, потертые вельветовые брюки. Голос сильный, взгляд цепкий. "Идемте, я вас с Ямщиковым познакомлю, - говорит Александр Романов , мой начальник и редактор отдела культуры журнала "Наука и религия". - Толковый искусствовед и реставратор от Бога. Но он такой..." - "Какой?" - "Резкий".

Недавно с Саввой мы вспоминали некоторые эпизоды. Он вдруг сказал:

И зачем тебе Египет, поехали лучше в Тригорское к Василевичу. - Потом вздохнул. - Завидую. Мечтаю посмотреть пирамиды. Но это мечта несбыточная.

Почему же, говорю, несбыточная?

С моими-то ногами?! Ну, ты понимаешь... А то поехали в августе в Кижи, я август всегда там у друзей провожу. В Кижах я много работал. Они мне в прошлом году к семидесятилетию устроили вечер, показали слайды сделанных работ. Я был поражен: мы столько гуляли, пили - когда же все это сделали?! А там белые ночи, не спится. Встал, распахнул окно. И глянул на икону, над которой работал, потом в окно - те же краски: синее небо, желтые листья, вода блестит. Я много жил и в Суздале, наблюдал за людьми в компаниях, на базаре, в пивных - они все похожи на святых со своих икон. Там же равнина кругом - и речь у них плавная, характер ровный. И доску они левкасят как стекло, так зашлифуют, что смотреться можно. И пишут послойно - оттого и говорят "будто дымом писано". Или вот Новгород и Псков - вроде совсем рядом, всего 200 км между ними. Новгород - богатый, основательный, храмы - с ровными стенами. А у псковских церквей стены - что куличи: здесь неровно, тут просело, там вздулось... А отойдешь - все там живет и клубится, это же чистой воды импрессионизм.

Сейчас вот думаю: какой был хрупкий в общем-то человек, даже столь мощный с виду. Ходил с трудом, с палочкой, все больше опираясь на кого-то. Давление шкалило, страшно болели ноги, он без конца их лечил. Когда спрашивала, что с ним, усмехался: "Пить надо было меньше". Десять лет практически был выключен из жизни, потом "воспрял подобно Илье Муромцу" - кто-то так о нем сказал. И заторопился, заспешил жить. Хитрил даже в этой своей ненасытности: не успеем что-то обговорить, он уж удочку на следующий "проект" закидывает - мол, хорошо бы вот это еще сделать, а потом вот это, а уж после... "Ямщиков, не гони лошадей!" - говорила я ему про себя.

Любил знакомить со своими друзьями. Редкое, между прочим, качество в наше время. Обычно люди тяжело колются, когда просишь их даже о такой мелочи, как сообщить чей-то мобильный для дела. Как бы и не уверены, входишь ли ты в число тех, кому можно его шепнуть. Господи! Савва сам предлагал: "Давай я тебя с Георгием Василевичем познакомлю, директором Пушкинского заповедника. Вы друг другу понравитесь". Или: "Позвони Володьке Сарабьянову, сыну академика. Я тебе сейчас телефон дам. Он чудный реставратор и симпатичный человек". А сколько я слышала о Гаврюшкине, "моторе" питерских карнавалов? Я его еще ни разу не видела, но относилась к нему чуть ли не как к родственнику - Савва как молитву и заклинание повторял его имя. "Гаврюшкин сказал", "Игорь обещал"... А другой Игорь? Игорь Петрович Золотусский? "Порядочнейший, деликатнейший человек"... А Валя Курбатов? А Валя Лазуткин? Нанизывал нас всех как жемчуг на нитку, считал, что себя нужно окружить надежными людьми, близкими по крови. И пусть они меж собой общаются.

Жду его звонка. Какое неприятное слово "никогда". Вычеркнуть бы его из лексикона.

Высокопарных слов не надо опасаться

Георгий Василевич, директор Пушкинского заповедника:

Савелий Ямщиков и Норберт Кухинке (иностранец из фильма Казалось, смерть и Ямщиков - вещи несопоставимые.

Но он ушел. На той земле, которую любил, славил, защищал, воспевал. И умер он так и там, где, наверное, и хотел бы. И, даст Бог, упокоится в одном из красивейших мест России - возле Георгиевской церкви на городище Воронич близ Тригорского. Именно здесь он хотел быть похороненным и говорил об этом стесняясь, как о величайшей награде за все труды, что связаны с Псковской землей.

Он был человеком XIX и XX веков. В веке XXI что-то серьезное происходит с нами, потому что основополагающие понятия, для Ямщикова абсолютно ясные, превращаются в вещи для дискуссионных передач.

В пору советскую он успел спасти "факультет ненужных вещей" - те же иконы уникальные, памятники, за которые надо было биться, подставляться под неудобные ситуации, под выговоры, под неприятие. И то же самое он делал в наше время, когда подлинная культура все чаще становится объектом продажи.

В этом смысле жизнь его, несмотря на все сложности, была счастливой. Он сам ее так воспринимал - как возможность выполнить работу, сверху данную ему, которую, кроме него, выполнить некому. Поэтому это огромная потеря даже для тех, кто его не любил, порою даже ненавидел, потому что с уходом такого противника жизнь становится беднее. Настоящая жизнь состоит из таких вот настоящих людей.

Игорь Золотусский, писатель:

Савва Васильевич Ямщиков шефствовал над огромным российским пространством: начиная от восстановления монастырей и реставрации икон до сохранения Абрамцева, Суздаля, Пскова... Его усилия во время гоголевского юбилея были огромны. Если бы не он, может, вообще бы ничего не было, не было бы нашего фильма о Гоголе, который был сделан только благодаря тому, что Ямщиков познакомил меня с Добродеевым, привел к нему, и Добродеев нашел деньги на фильм. В Плесе, куда мы ездили недавно, устраивал судьбу священника, который вынужден покинуть свой приход не по своей воле. Устраивал его в монастырь неподалеку от Плеса. Мы с Саввой колесили по Волге, чтобы забрать его с берега и свести с настоятелем. Там большая обитель, 400 детей-сирот спасаются и учатся. Вот Савва, которого заменить нельзя. Это зияющая рана на сердце России. Я считаю, что это всероссийская национальная утрата.

Валентин Курбатов, писатель:

Смерть не дает осмотреться в словах. Савва всегда жил минутой, господним сейчас, и от нас требовал того же.

Он всегда летел, легко наживая врагов и теряя друзей, он был по сложению Санчо Панса, но душою и сердцем Дон Кихот. Духовно он был всегда верен в камертоне и не потакал времени, как умеем это делать сегодня мы. Подлинное дитя добра и света. По нему и было видно, какая то обуза - свобода, и как она много требует от человека. Хотя всего-то и требует искренности во всякий час жизни, но это и есть много. И оказалось, что такая отвлеченность, как реставрация, где все далеко, все в прошедшем, все в истории - и требует особенной искренности и всего сердца. Он умел читать историю как сегодня и сегодня как историю. Если мы научимся у него этому, мы будем всесильны и непобедимы. Спасибо, Савва.

Ирина Антонова, директор ГМИИ имени Пушкина:

Моя скорбь по Савве Васильевичу искренна. Он принадлежал к людям, которых, к сожалению, сейчас мало осталось в моем поле зрения. Те, кто отдавал бы себя, свою энергию, сердце свое, свою душу, всю свою жизнь сохранению художественного наследия, что в конечном счете и составляет самое существенное в жизни. Он был настоящий. Сейчас многие так себя берегут, сохраняют, боятся сказать слово. Ведь ему всего-то 70 лет было! Смею сказать "всего-то", поскольку мне много больше.

Он был сложный человек, вы знаете. С ним можно было не соглашаться и даже где-то яростно противостоять некоторым его взглядам, которые, скажем, не совместимы с моими взглядами, но вот его самобытность и его безусловная честность по отношению к тому, что он считал правдой и неправдой, заслуживают уважения. Я его любила и знаю, он меня тоже любил.

19 июля в Пскове после операции скончался известный искусствовед и реставратор . Заслуженный деятель искусств России, академик РАЕН (отделение “Российская энциклопедия”), художник-реставратор высшей категории, искусствовед, историк, писатель, член президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, лауреат многих наград, организатор множества выставок, Савва Ямщиков известен своим неизмеримым вкладом в сохранение и восстановление отечественной культуры.

За сорок лет работы ему удалось возродить более 400 икон, многие годы он работал у архимандрита Алипия (Воронова) в Псково-Печерском монастыре, о чем впоследствии написал фундаменталый труд.

Просим молитв читателей о упокоении души раба Божиего и публикуем интервью Савелия Ямщикова, данное “Учительской газете” в преддверии своего 70-летнего юбилея.

С утра, до школы, стоял в очереди за мукой

– Савва Васильевич, считается, что люди искусства с детства чувствуют свое будущее призвание. А как у вас было с предчувствиями?

Тебе на руке напишут 1572-й номер, а пока идет очередь, нужно сбегать на станцию, украсть угля или дровишек, чтобы протопить печку.

Но в школе я почувствовал тягу к книгам, класса с 5-го читал запоем. Вот мы последние три года боремся за то, чтобы 200-летний юбилей Гоголя провести на должном уровне, а я вспоминаю 1952-й, когда мне шел 15-й год. И отмечалось 100-летие со дня смерти Гоголя. Отмечалось очень широко. Под личным наблюдением Сталина. И выпустили знаменитый синий шеститомник. Он со мной и по сей день. Гоголь, считаю, проторил мне дорогу в мир искусства. Конечно, были Бог, учителя, родители. Но Гоголь для меня - это все. И без Диккенса я своего детства тоже не мыслил. Русская литература и история - это то, что меня очень к себе тянуло.

В 62-м году я, тогда 24-летний выпускник искусствоведческого отделения МГУ и ученик Всероссийского реставрационного центра, был завсегдатаем кафе «Националь» на Охотном ряду. Туда заходили, чтобы пообщаться в неформальной обстановке, разные творческие люди: Михаил Ромм, Юрий Олеша, разведчик Абель, о котором был снят «Мертвый сезон», и, конечно, молодежь. Там меня однажды и представили худому, нервного вида парню, который оказался Андреем Тарковским, режиссером только-только прогремевшего на Венецианском кинофестивале фильма «Иваново детство». Он сразу предложил мне поработать консультантом на его новой картине об иконописце Андрее Рублеве. На что я возразил, что еще сам учусь. «Мне как раз и нужен молодой человек, желательно единомышленник, - сказал Андрей, - А что касается недостатка опыта, то, когда возникнет такая надобность, вы обратитесь к своим учителям». Потом оказалось, что мы с ним живем в одном районе. Он - на Щипке, а я - по другую сторону железной дороги, на Павелецкой набережной. Его фильм «Зеркало» - это и про мою молодость тоже.

В поисках объектов будущих съемок мы проехали по Карелии, Вологодчине, осмотрели храмы Новгорода, Суздаля, Владимира, Пскова.

- А что вам дала работа на «Андрее Рублеве»?

Это состоявшаяся на многие годы дружба с близкими по духу людьми Юрием Назаровым, Иваном Лапиковым. Я благодарен Вадиму Юсову за то, что благодаря его камере открыл для себя то, что, казалось бы, давно знал до мельчайших деталей. Сколько раз зачарован был я сказкой !

Но когда в первых кадрах фильма полетел над залитой половодьем землей мужик на шаре и проплыла у него за спиной белоснежная лепнина Покрова, увидел совсем по-новому этот памятник.

Тарковский советовался со мной при выборе актеров. Однажды он веером разложил на столе фотографии. Я отметил одно лицо, абсолютно незнакомое, но такое «рублевское», хотя, как известно, изображений великого мастера мы не имеем. «Да, удивительно похож… Солоницын из Свердловска. Не знаю, что он за актер, все-таки провинция», - Андрей колебался. Но я-то совсем иначе относился к провинции. Исходив-изъездив русскую глубинку вдоль и поперек, сколько ярчайших, самобытнейших талантов повстречал! Познакомившись с Анатолием Солоницыным, я при первой же встрече почувствовал, что это та тончайшая, очень ранимая натура, которой только и дано осилить неподъемный груз роли Рублева. Толю утвердили. Иначе пришел в этот фильм юный Коля Бурляев. Он хотел сыграть колокольного литейщика Бориску, но Тарковский видел в этой роли актера средних лет. Чего стоило нам с Юсовым уговорить Андрея. Я даже предложил поспорить на ящик коньяка. Андрей спор принял: «Давай на коньяк; но учти, ты проспоришь». Бурляев с блеском выдержал кинопробы и был утвержден. Благодаря ему новелла «Колокол» стала одной из вершин фильма.

- Повезло вам на встречи с выдающимися людьми…

Да. Когда я начал заниматься болгарской живописью, то познакомился со своей первой женой, которая сыграла колоссальную роль в моей судьбе. Ее отец до 1944 года был руководителем соцпартии Болгарии. Потом он пошел по дипломатической стезе. И моя будущая жена, приехав сюда, уже знала пять языков, потому что училась в Италии, Америке, Швейцарии. Она мне приоткрыла окошко в мир западного искусства: итальянское Возрождение, импрессионизм…

- Как познакомились со своей второй женой?

В свои университетские годы, занимаясь на кафедре искусствоведения вместе с моим другом, с которым мы и поныне сотрудничаем - Никитой Голейзовским - я несколько лет прожил в семье его замечательного отца Касьяна Ярославича Голейзовского. Это был талантливейший хореограф, один из просветителей конца XIX - начала XX века. Мы с Никитой восторженно слушали его рассказы о том, как он работал с Врубелем, Серовым. Однажды Касьян Ярославич сказал мне: «Я в Ваганьковском училище видел девочку из Средней Азии, Валю Ганибалову - поверь, она заставит о себе говорить». Я не придал этому замечанию особенного значения, но человек предполагает, а Бог располагает.

Позже я подружился с выдающимся танцовщиком Володей Васильевым. В 1972-м во время Всесоюзного конкурса артистов балета они с Катей Максимовой пошутили: «Савва, тебе бы следовало походить на балетный конкурс, ты же холостяк - может, и жену себе там подыщешь». И однажды я с ними сходил на один из туров. Правда, уже после четвертого выступления собрался уходить. Но они меня удержали: «Сейчас будет Валя Ганибалова танцевать, ее обязательно надо посмотреть». Я не такой уж тонкий ценитель балетного искусства, но сразу понял, что танцует действительно незаурядная балерина. Вскоре в Москву на гастроли приехал Мариинский театр. Я дружил с некоторыми из его артистов. Пришли они ко мне в мастерскую с Валей Ганибаловой. Так жизнь нас свела, мы стали мужем и женой, у нас родилась замечательная дочь Марфа, которая пошла по моим стопам.

Одна из ваших книг о трофеях Второй мировой называется «Возврату не подлежит!», а так ли безапелляционно стоит вопрос?

Для меня он безапелляционен. Согласно Гаагской конвенции, которую, кстати сказать, Запад нам часто тычет в нос, мы является страной пострадавшей. Это Германия развязала войну, а не наоборот. И требовать от нас каких-либо компенсаций по крайней мере аморально. Проблемой «трофейного» искусства я серьезно занялся в 1989 году, когда входил в президиум Советского фонда культуры. Как известно, все уникальные ценности, вывезенные после войны нашим государством из Германии в компенсацию за материальные потери в войне, были распределены под грифом «совершенно секретно» по хранилищам и музеям. Доступ к ним имел ограниченный круг лиц. Во Всероссийском реставрационном центре, где я проработал почти 30 лет, хранилась «Венгерская коллекция»: 160 шедевров западноевропейской живописи и 8 скульптур. Однажды ко мне обратилась заведующая отделом масляной живописи Надя Кошкина: «Савва, мы тут все реставрируем картины малоизвестных художников, а к работам Эль Греко, Веласкеса, Гойи, Тициана, Дега, Ренуара уже 40 лет никто не прикасался. Надо что-то делать».

Я позвонил заведовавшему международным отделом ЦК Валентину Михайловичу Фалину, большому знатоку изобразительного искусства. Он меня принял, мы проговорили часов пять и пришли к единому мнению: хранящиеся у нас трофейные вещи надо рассекречивать, реставрировать и выставлять в наших музеях, чтобы быть полноправными хозяевами. А вскоре появилась необходимость в госкомиссии по реституции.

- А зачем было создавать целую госкомиссию?

Ко мне стали обращаться специалисты по поводу других перемещенных ценностей. А это было уже начало 90-х, когда к власти подступался Ельцин и в обществе замаячил лозунг: «Берите, что хотите». Сразу появились желающие поживиться на халяву. Мой друг, крупный германский дипломат Андреас Ландрут тогда посоветовал: «Савва, надо срочно создавать комиссию по реституции, иначе начнут хапать и ваши, и наши. Деньги-то огромные». После предварительных консультаций было решено, что костяк комиссии составят искусствоведы и реставраторы, а их работу будут поддерживать дипломаты, адвокаты, архивисты.

- И чем занималась комиссия?

Помню, вели трудные переговоры в Будапеште, когда пришло сообщение, что Ельцин приехал туда с визитом и привез в подарок «Венгерскую коллекцию». Я так и обмер. Позже, к счастью, оказалось, что было подарено только две работы венгерских художников. Венгры нам говорят: «Мы взамен подарили России икону Андрея Рублева». И с гордостью предъявляют ее фотографию. «Мне все ясно, - говорю. - У нас такие «Рублевы» на вернисаже в Измайловском парке по 30 рублей идут». По возвращении в Москву мы на комиссии приняли решение, запрещающее дальнейшую передачу «венгерки», благодаря чему она до сих пор остается в России.

- А с «Бременской коллекцией» у вас были проблемы?

Они остались до сих пор. Капитан советской армии Виктор Балдин в 1945 году нелегально вывез из Германии 362 рисунка и 2 картины старинных мастеров. И три года держал их в чемодане под кроватью. И только в 1948 году обстоятельства заставили его сдать коллекцию в Музей архитектуры. Когда уже в 90-е наша госкомиссия ездила в Германию на переговоры, работавший с нами профессор Вольфганг Айхведе сказал: «Ваш Балдин с нами торгуется, просит в обмен на коллекцию «сделать» ему зубы, глаза, «Мерседес», но мы хотим все оформить официально». Я тут же звоню тогдашнему министру культуры Губенко: «Коля, от Балдина можно ожидать чего угодно, срочно забирай коллекцию». И по приказу Губенко спецслужбы в ту же ночь все вывезли в Эрмитаж. Говорят, Балдин поносил меня на чем свет стоит.

В феврале 1993 года мы подписали с немцами «Заявление о намерениях», касающееся судьбы «Бременской коллекции». Но ничего из этого не было выполнено. В России грянул кризис. Севший в кресло министра культуры Михаил Швыдкой госкомиссию по реституции распустил, а в марте 2003-го вообще пытался безвозмездно отдать немцам «Бременскую коллекцию», которая стоит под миллиард долларов. Но после обращения Николая Губенко с депутатским запросом в Генпрокуратуру сделку с немцами остановили.

- Что же делать?

Я уверен, что сейчас с бухты-барахты мы ничего отдавать не должны. Такие решения должны принимать сообща многие специалисты этого дела.

- С каким чувством встречаете свой юбилей?

Горжусь тем, что на недавней презентации моей последней книги «Бремя русских» вице-президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Григорьевич Ивашев сказал: «С атомными зарядами в стране пока все в порядке. Здесь я спокоен. А вот Ямщиковых у нас маловато». И дальше процитировал стихи: «Ну что ж, такое бремя русских. / Наш век не лучший из веков. / Но светят нам на небе тусклом / Белов, Распутин, Ямщиков». Эти слова для меня выше любого ордена.

Главный урок, вынесенный из жизни: если в 25 лет я был уверен, что знаю все, то сейчас, прежде чем что-то сказать, я десять раз перепроверю и посоветуюсь с людьми, которым доверяю.

в: Смерти боитесь?

о: Думаю о ней. Три месяца назад умер мой шофер, Лев Палыч. Замечательный был человек. Как Савелич у Гринева. Забавный: ему доставляло удовольствие отвезти документы Добродееву или кому-то еще из важных. И вот сидел рядом в машине и тихо умер, я и опомниться не успел. Тогда я подумал, что пожелал бы себе такой вот смерти. А потом стал размышлять – не-е-т, без покаяния, без причащения не хочу. Мой папа был неверующий. А в 1941-м на него обрушилось три тонны ледяной воды, он был командир пожарного взвода. И в декабре в таком виде пришел домой. Умер от скоротечной чахотки. Так перед смертью вдруг попросил: крест в воду окуните и этой водой умойте.

в: Савва Васильевич, все же вы уже не на ярмарку, с ярмарки едете… Чему вас жизнь научила?

о: Заниматься надо тем, что дается тебе легче всего. Но делать это изо всех сил. Тогда жить будет интересно и свободным будешь всегда.

Ямщиков Савва Васильевич родился 8 октября 1938 года в Москве, РСФСР, СССР. Умер 19 июля 2009 года в Пскове, Россия.

Савва Ямщиков - художник-реставратор, искусствовед, историк, писатель, публицист.

Ямщиков - председатель Ассоциации реставраторов при Фонде культуры РФ, действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН, отделение "Российская энциклопедия"), ведущий специалист Всероссийского института реставрации (ГосНИИР), вице-президент Российского международного Фонда культуры, член Межведомственного совета по вопросам культурных ценностей, член Комиссии по рассмотрению вопросов о возвращении культурных ценностей, член Союза писателей России, член попечительского совета "Фонда Николая Васильевича Гоголя", ранее - председатель Клуба коллекционеров Советского фонда культуры.

Савва Ямщиков - заслуженный деятель искусств России, лауреат премии Ленинского комсомола, обладатель ордена Святого благоверного князя московского Даниила и ордена "Полярная звезда", высшей награды Республики Якутия (Саха), он - первый реставратор, награждённый почётной медалью Российской Академии художеств.

Семья, детство и юность

Детство Саввы Ямщикова пришлось на трудное и голодное послевоенное время. Он вырос на Павелецкой набережной: дом 4, барак 14. Как выяснилось позже, его соседями были танцовщик Владимир Васильев, Юрий Лужков и Андрей Тарковский.

Одна часть семьи Ямщикова из крестьян, другая из духовенства. Отец был командиром пожарного взвода, умер в 1941 году от скоротечной чахотки. Бабушка окрестила маленького Савву в старообрядческой церкви, на Преображенке. В строительстве этой церкви (архитектор Баженов) принимали участие предки Ямщикова, старообрядцы (беспоповцы). Когда Василий Ямщиков принёс в ЗАГС документы и сказал, что хочет записать сына Саввой, как бабушка велела, ему ответили, что не может быть такого имени у советского ребенка. И записали Савелием. А в школе звали Вячеславом, говорили: "Гордись, тёзка Молотова". В детстве и юности Ямщиков исправно посещал церковные службы, пел в церковном хоре, но и комсомольцем был.

По воспоминаниям Ямщикова, он рано почувствовал тягу к книгам, "класса с пятого читал запоем". В 1952 году отмечалось столетие со дня смерти Гоголя, был выпущен знаменитый синий шеститомник, с которым Ямщиков не расставался всю жизнь. Он говорил, что Гоголь проторил ему дорогу в мир искусства. А ещё он очень любил читать произведения Диккенса, Достоевского, Аксаковых, Хомякова, Леонтьева.

Закончив школу, Ямщиков некоторое время решал, куда пойти учиться. Он мечтал сниматься в кино, ещё школьником занимался в драматическом кружке, которым руководил актёр Вахтанговского театра Виктор Иванович Щеглов. Юный Ямщиков любил декламировать стихи, особенно "Гармонь" из поэмы "Василий Тёркин", его даже дразнили "О, Тёркин идет!". Спустя много лет выставку Ямщикова "Живопись древней Карелии" посетил Василий Шукшин и неожиданно предложил ему попробоваться на роль в фильме "Степан Разин". Но реставратор ответил отказом.

В юности Ямщиков много времени проводил в Третьяковской галерее. Шутил, что так было зимой "теплее с девушками гулять". По его признанию, на искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ забрёл случайно. Конкурс был 19 человек на место, но он легко сдал экзамены. На втором курсе технику живописи и реставрации преподавал Виктор Васильевич Филатов, оказавший большое влияние на Ямщикова.

С этим выдающимся реставратором он совершил первую поездку в Новгород, чтобы восстанавливать иконы, разрушенные во время войны. Поездка была приурочена к 1100-летию Новгорода. Потом была первая поездка в Суздаль.

Студентом Савва Ямщиков вместе со своими однокурсниками помогал известному краеведу, археографу и филологу Леониду Алексеевичу Творогову обустраивать псковское древлехранилище. Именно Творогов приобщил Ямщикова к наследию псковской культуры, увлёк его псковскими иконами и книгами о Пскове.

Работа во Всероссийском реставрационном центре

Посвящение Ямщикова в реставраторы произошло в Марфо-Мариинской обители, основанной великой княгиней Елизаветой Фёдоровной (св.Елизаветой), построенной архитектором А.В.Щусевым и расписанной художников Михаилом Нестеровым. Там и находился Всероссийский реставрационный центр. Двадцатилетний Ямщиков начал работать в отделе иконописи. В руки реставраторов попадали настоящие шедевры, которым они возвращали первоначальный вид. Иконы удавалось не только реставрировать но и демонстрировать на выставках. В выставочном центре на Кузнецком мосту были открыты три экспозиции, представляющие древнерусскую живопись Карелии, Пскова, Ростова Великого.

Двадцать лет Ямщиков посвятил профилактическим реставрационным работам на произведениях иконописи. Обследуя музейные запасники, он составлял реставрационную "Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР", а также отбирал иконы для восстановления в Москве.

Широко известны слова реставратора: "Москва для меня мачеха, а мать - провинция". Музеи и храмы Новгорода, Пскова, Суздали, Костромы, Ярославля, Карелии, Вологды, Кижи и многие другие провинциальные города России всегда были опекаемы Саввой Ямщиковым, он занимался поиском и реставрацией икон, делая настоящие открытия, возвращая забытые и поруганные шедевры миру. За 40 лет Ямщикову удалось возродить более 400 икон, восстановить уникальные собрания русских портретов XVIII - XIX веков, вернуть многие забытые имена замечательных художников. Среди его многочисленных статей можно выделить целую серию под названием: "Открыт новый художник!".

Организованные им выставки неизменно становились событиями и неотъемлемой частью отечественной культуры.

Псков Саввы Ямщикова

Ямщиков много лет работал у архимандрита Алипия (Воронова) в Псково-Печерском монастыре, о чём впоследствии написал фундаменталый труд. Собранная и отреставрированная под руководством Саввы Ямщикова во Всероссийском реставрационном центре уникальная коллекция ста икон "Живопись древнего Пскова" легла в основу псковской музейной экспозиции.

В 2007 году в Пскове в большом зале в Доме Фан-дер-Флита была открыта картинная галерея, представляющая коллекцию картин XVIII-XIX веков. В этом здании, сильно пострадавшем во время Великой Отечественной войны, когда-то находилась творческая школа известного псковского мецената Николая Фан-дер-Флита. На вернисаже Савва Ямщиков заметил, что это начало истинного возрождения Псковского музея.

Тогда же была начата работа по реставрации и ремонту звонницы церкви Успения Божьей Матери с Пароменья и создание в ней музея замечательного псковского кузнеца Всеволода Смирнова.

Савва Ямщиков много сил отдал разработке концепции восстановления исторического облика Пскова. 15 апреля 2009 он участвовал в заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, в котором принимал участие и президент России Дмитрий Медведев. По мысли Ямщикова, восстановление Пскова должно начаться с реставрационных работ Мирожского монастыря, Покровской башни XVI века и Изборской крепости. Особо знаменитый реставратор переживал о судьбе музея-заповедника Михайловское.

8 июля 2009 года в Псковском музее-заповеднике состоялась презентация выставки "Музей друзей" Саввы Ямщикова.

Реституционная деятельность Саввы Ямщикова

Знаменитый реставратор одним из первых в СССР стал заниматься вопросами реституции культурных ценностей, вывезенных с территорий бывших неприятельских государств в годы Великой Отечественной войны. Одна из его книг о трофеях Второй мировой называется "Возврату не подлежит!".

Проблемой "трофейного" искусства он серьезно занялся в 1989 году, будучи членом президиума Советского фонда культуры. Во Всероссийском реставрационном центре под грифом "совершенно секретно" хранилась так называемая "Венгерская коллекция": 160 шедевров западноевропейской живописи и 8 скульптур. Савва Ямщиков обратился к заведующему международным отделом ЦК Валентину Михайловичу Фалину с предложением о рассекретить, а затем реставрировать и выставлять в отечественных музеях "трофейные" шедевры. Так работы величайших живописцев - Эль Греко, Веласкеса, Гойи, Тициана, Дега, Ренуара увидели свет.

Вскоре была создана государственная комиссия по реституции, в состав которой вошли не только искусствоведы и реставраторы, но и дипломаты, адвокаты, архивисты.

В 1990-е годы Ямщиков занимался так называемой "Бременской коллекцией". История её такова: капитан советской армии Виктор Балдин в 1945 году нелегально вывез из Германии 362 рисунка и 2 картины старинных мастеров, три года держал их в чемодане под кроватью, а в 1948 году обстоятельства заставили его сдать коллекцию в Музей архитектуры. В феврале 1993 года между Россией и Германией было подписано "Заявление о намерениях", касающееся судьбы "Бременской коллекции", но ничего из планируемого реализовано не было.

Работа над фильмом Андрея Тарковского "Андрей Рублёв" ("Страсти по Андрею")

Савва Ямщиков и Андрей Тарковский встретились в 1962 году, в кафе "Националь", где собирались художники, литераторы, артисты.

Фильм Тарковского "Иваново детство" только получил "Золотого льва" - главный приз кинофестиваля в Венеции и режиссер приступал к съёмкам нового фильма "Андрей Рублёв". Савве Ямщикову Тарковский предложил поработать консультантом в этом фильме. Ямщиков считал, что слишком молод, чтобы выступать в такой роли, ведь он тогда был учеником Всероссийского реставрационного центра. Однако Тарковский ответил начинающему реставратору: "Мне как раз и нужен молодой человек, желательно единомышленник. А что касается недостатка опыта, то, когда возникнет такая надобность, вы обратитесь к своим учителям".

Как вспоминал Ямщиков, в поисках объектов будущих съемок пришлось проехать по Карелии, Вологодчине, осмотреть храмы Новгорода, Суздаля, Владимира, Пскова.

Тарковский советовался с Ямщиковым не только при выборе натуры, но и при выборе актеров. Так, однажды Ямщиков обратил внимание Тарковского на фотографию провинциального актёра Анатолия Солоницына, который и был потом утверждён на роль Андрея Рублёва. Благодаря Ямщикову роль колокольного литейщика Бориски была отдана Николаю Бурляеву.

Савва Ямщиков также стал консультантом в фильме Сергея Бондарчука "Борис Годунов" (1986).

Выставки, организованные Ямщиковым

За 40 лет работы им было организовано свыше 300 выставок, в том числе:

"Живопись Ростова Великого", 1973;

"Солигалические находки", 1973;

"Костромские портреты XVIII-XIX веков", 1974;

"Новые открытия советских реставраторов", 1974;

"Ярославские портреты XVIII-XIX веков", 1980-1981;

"Мастер Куликовской битвы", 1980;

"Ярославская иконопись XIII-XVIII веков", 1981;

"Николай Мыльников", 1990.

Просветительская деятельность Саввы Ямщикова

Им были написаны книги:

"Древнерусская живопись: Новые открытия", 1966;

"Сокровища Суздаля" (сборник статей), 1969;

"Русский музей. Иконы из собрания Русского музея", 1970;

"Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР: материалы для реставрационного каталога. Часть первая.", 1970;

"Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР: материалы для реставрационного каталога. Часть вторая.", 1972;

"Русский портрет XVIII—XIX веков в музеях РСФСР№, 1976;

"Древний Новгород. История, искусство, археология: новые исследования", 1983;

"Спасенная красота. Рассказы о реставрации памятников искусства. Книга для учащихся старших классов", 1986;

"Архимандрит Алипий. Человек. Художник. Воин. Игумен", 2004.

Особо выделяется труд Ямщикова "Мой Псков", вышедший в 2003 году. В книге воспоминаний рассказывается "о тех земных праведниках, благодаря которым есть Псков…": о Льве Николаевиче Гумилёве, архимандрите Алипии, который не позволил Никите Хрущеву закрыть православный монастырь, о директоре Русского музея Василии Пушкарёве и многих других.

В 2008 году вышла книга Ямщикова "Бремя русских", в которой он изложил свой взгляд на положение русского народа и русской культуры в современной России.

Савва Ямщиков не только автор многочисленных научных трудов, книг, альбомов, каталогов о русском искусстве, он не раз выступал в качестве эксперта и был ведущим телевизионных фильмов, посвящённых русской культуре. Например, был консультантом в документальном фильме "Псковский набат. Сны о потеряном граде" (2006).

Савва Ямщиков - первый реставратор, получивший за двухсотлетнюю историю Российской Академии художеств её почетную медаль.

Личная жизнь

Жена - Ганибалова Валентина Михайловна, бывшая прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка РСФСР. Свадьба состоялась в 1972 году.

Дочь -Ямщикова Марфа Савична (1974 г.р.), реставратор.

Работая всю жизнь художником-реставратором и одновременно занимаясь популяризацией этого редкого, сложного, интересного труда, я никогда раньше не тяготел к мемуарному жанру. В книгах, статьях, телепередачах рассказывал о свежих, только что состоявшихся открытиях, выставках, научных дискуссиях. Но, видно, всему своё время. Годы, а главное болезнь, на несколько лет прервавшая моё общение с миром, заставили сосредоточиться на прошедшем и по-новому вспомнить тех, с кем благодаря профессии художника-реставратора довелось работать, дружить, иногда – конфликтовать. Люди это были замечательные, уникальные. Правда, кому-то они сегодня покажутся странными чудаками, но я-то рассчитываю, что меня будут читать люди, заинтересованные тем делом, которому посвятили себя герои этой книги. Для них главным в жизни стало сохранение памятников, традиций народа, а значит – сбережение его памяти.

Пожалуй, нет такого места, связанного с развитием древнерусской архитектуры, иконописи, литературы, где бы я ни побывал. Причем побывал не наскоком. Многие месяцы и годы прошли в работе с иконами, русскими портретами XVII – XIX веков в музейных собраниях Вологды, Петрозаводска, Костромы, Ярославля, Ростова, Переславля Залесского, Смоленска… Трудясь реставратором, я обычно только треть года проводил в Москве, всё остальное время – экспедиции, походный быт, ночёвки в палатках, домах-вагончиках, а случалось, и в крестьянских избах. Теперь уже знаю точно, что лучшее время жизни прошло в деревне Ерснёво, в доме плотника Бориса Федоровича Елупова, любовно и как-то очень просто сохранявшего рукотворные жемчужины Кижей.

Там, в тихих деревнях и древних городах провинциальной России, я открывал для себя, какой он – подлинный патриотизм, и начинал постигать мудрую философию народной жизни.

Я, выросший в бараке на Павелецкой набережной, лишённый наставничества погибшего в войну отца, опекаемый бабушкой, ибо мама с утра до вечера трудилась, чтобы не умерли мы с братом с голоду, сам занимался своим образованием и устройством в жизни. Мне бесконечно повезло на встречи с уникальными людьми, начиная с университетских профессоров и кончая выдающимися спортсменами, сотрудниками провинциальных музеев, одарённейшими реставраторами, плотниками, сохранявшими сокровища Кижей, блестящими русскими офицерами, кинооператорами, писателями и просто одарёнными натурами.

В политической науке я не сильно подкован, с диаматом и истматом в университете не «дружил», хотя основные марксистские труды изучил. На веру принять их постулаты не мог, ибо я из старообрядцев и незаконно раскулаченных. Большинство родичей сгинуло вдали от родимых мест. Дед по матери сидел и умер в селе Шушенском. До сих пор храню его письма с обратным адресом, который ранее помечал на своих конвертах вождь революции. Всё, чем мне довелось заниматься в жизни – реставрация, искусствоведение, телевидение и пресса, – было не благодаря, а вопреки. Известную балерину спросили: как-то стимулировала ли её творчество закулисная борьба? Недолго думая, она ответила, что иногда травля заставляла мобилизоваться, но лучше бы грязных склок не было. А мне всё время приходилось собачиться с министерскими чиновниками и дураками, приставленными к нашему делу. Каждое открытие, выставка, каталог, альбом, книга давались с кровью. Некоторые полупрезрительно называли меня везунчиком. Если и везло мне в работе, то исключительно по воле Божией. Наряду с тупоголовыми начальниками, довелось мне в те времена встретить редкостных людей. Прежде всего университетские учителя помогли мальчишке из бараков найти своё место в науке, а значит, и в жизни. В. М. Василенко, В. И. Лазарев, В. В. Павлов, Е. А. Некрасова, В. В. Филатов не только открыли передо мной мир прекрасного, но и научили родное Отечество любить. А Николай Петрович Сычёв, отправленный на 20 лет в ГУЛАГ с поста директора Русского музея, ещё до революции входивший в золотую плеяду русских учёных, целых семь лет занимался со мною в маленькой квартирке на Чистых Прудах. Во Пскове его первый ученик Л. А. Творогов, прошедший с наставником каторжный путь, многие годы являл мне пример мужества и преданности любимому делу. Родившийся инвалидом, обречённый на неподвижность, он до 83 лет оставался героем, которому любой кадет из «Сибирского цирюльника» в ноги поклониться должен. Он создал во Пскове первую в мире библиотеку из библиотек: от рукописей XII века из Мирожского монастыря до книжных собраний Ганнибалов, Яхонтовых, Назимовых, Блоков и других псковских семей. Американские и английские слависты восторгались его немногочисленными статьями, а в местном музее, да и в Пушкинском Доме зачастую посмеивались над странным калекой, играющим на костылях в волейбол и кормящим из скудной получки десятки собак и стаи голубей. Во Пскове же встретил я Л. Н. Гумилёва, приехавшего к здешним кузнецам заказывать крест на могилу матери. Встретил, подружился и до последних дней талантливейшего ученого и замечательного человека окормлялся от щедрот его. А сколько мне богатств подарили годы общения с К. Я. Голейзовским – прекрасным художником, учеником М. А. Врубеля и В. А. Серова, основоположником современного балета, как его именуют мировые словари хореографии. В той эпохе было немало людей высокой культуры и истинной интеллигентности.

Реставрацией икон я занимался целых двадцать лет. Это были самые счастливые годы. Будучи человеком глубоко верующим, я никогда не перестану славить подвиги таких подвижников музейного и реставрационного дела, как семья Федышиных в Вологде, Л. А. Творогова и Ю. П. Спегальского во Пскове, П. Д. Барановского, Н. П. Сычёва, Н. Н. Померанцева, жизни не щадивших во имя спасения духовного наследия Отечества.

Когда говорят, что музеи отнимали у церквей иконы, мне больно: я-то знаю, что такое труд музейщика. За нищенскую зарплату в течение семи десятилетий именно музейщики сохраняли наше духовное наследие, и очень многие при этом рисковали не только своей свободой, но и жизнью в буквальном смысле слова. Вспомним Барановского, который за свои убеждения реставратора пошёл в тюрьму. Но не надо забывать, что и духовенство тоже страдало – и в тюрьмах, и в лагерях. И больно, когда пытаются противопоставлять сегодня труд одних и веру других.

Я родился в Москве, но, наверное, давно бы сошёл с круга, если бы не проводил большую часть времени во Пскове, Петрозаводске, Кижах. Что такое Москва? Это конгломерат. Была бы она заштатным тихим городом, если бы не деловые ярославцы да костромичи, которые ещё в позапрошлом веке приспособили её для себя. Провинция – это чистота духовной жизни, которая всегда питала меня.

Трагичность нашей демократической ситуации в том, что каждый лишь думает, как бы побольше урвать, – и в столицах это захватило всех, а провинция сопротивляется этому, российская глубинка осознала, что без заботы о культуре мы просто погибнем. Да, я всегда с особым удовольствием еду и в Вологду, и в Новгород, и в Кострому, и, конечно, в Ярославль. Это спасительные оазисы после Москвы. В Москве царят мразь и запустение. Да и в Петербурге то же самое. К счастью, это не коснулось пока провинции. Москва и Петербург усиленно разлагают культуру. Провинция ей – мать, а столица – мачеха.

Затворничество последних лет открыло мои глаза на друзей истинных и случайных, относившихся ко мне потребительски, а иногда под личиной приятельства таивших зависть и даже злобу. Бог им судья, но уже сейчас видно, во что превращаются нередко одаренные от природы люди, лавируя между правдой и ложью, попирая принципы порядочности и честности и забывая время от времени перечитывать провидческие страницы гоголевского «Портрета».

Истинных друзей осталось немного, но мал золотник, да дорог. Постоянно я ощущал заботу и внимание со стороны коллег по работе в Институте реставрации, да и служащих в других реставрационных учреждениях; ни на минуту не оставлял меня без внимания Валентин Лазуткин, один из тех, на ком держалось и держится отечественное телевидение. Трогательность и деликатность уроженца тёплой, благодатной Рязанщины помогала мне преодолевать тяжелые периоды полного отчаяния. Поддерживал меня своим сибирским духом и пониманием ситуации замечательный русский писатель Валентин Распутин, а его публицистические выступления и наши беседы о судьбах родной земли надолго отвлекали меня от повседневного уныния. Присылая книги с тёплыми автографами и советами, как надо лечиться травами, Виктор Петрович Астафьев не давал мне расслабляться и потерять веру в силу мужской дружбы. Очень переживал я, когда любимый писатель, пойдя на поводу своего не всегда уравновешенного характера и запальчивости, дал повод «демократической черни» записать его к себе в единомышленники, перессорить с товарищами по перу и даже проглотить наживку с ворованными премиальными от березовского «Триумфа». Знаю, как тяжело и больно стало его раскаяние, о котором он говорил своему постоянному собеседнику и младшему товарищу Валентину Курбатову. Описывал, как снится ему часто В. Г. Распутин и всё, что связано с прошлым писательским братством.



Рассказать друзьям