Музей арт коммуналка в коломне — кто хочет обратно в ссср? О нас.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МУЗЕЙ-РЕЗИДЕНЦИЯ
АРТКОММУНАЛКА. ЕРОФЕЕВ И ДРУГИЕ

Музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие» – это партнёрский проект Государственного автономного учреждения культуры Московской области «Центра культурных инициатив», Автономного некоммерческого партнёрства «Коломенский посад» при поддержке Министерства культуры Московской области click to see more .

время

гений места

Дом, где обосновалась Арткоммуналка, примечателен тем, что стал поворотным в судьбе писателя Венедикта Ерофеева. Здесь, в винном отделе гастронома «Огонёк» Веничка Ерофеев, изгнанный в 1963 году из Коломенского института, навсегда перестал быть студентом и стал чернорабочим. Именно отсюда начался его «очень жизненный путь» – путь скитаний и творческой свободы. Изгнанный полвека назад из Коломны за то, что посмел быть другим, Ерофеев вновь вернулся в город. Вернулся, чтобы дать ему возможность пережить, понять и принять Другой опыт, Другое переживание, Другого человека. Признанный гений творческой свободы Веня Ерофеев – стал гением места музея-резиденции http://luxlightsolar.com/maps341 .

миссия

Время, Место и его Гений предопределили не только название и необычный формат нового культурного объекта Коломны, но и его миссию – начать в историческом центре исторического города перманентную творческую революцию, генерирующую современный арт. Ее конечная цель в том, чтобы разгерметизировать городскую среду, сделать ее открытой, эмоционально-комфортной и толерантной .

КОЛЛЕКЦИЯ

Интерьеры музея воссоздают обстановку коммунальной квартиры 60-х годов XX века. Все предметы подлинные. Основу составляют вещи из квартир двух родных тёток учредительницы музея Натальи Никитиной – Натальи Васильевны Коротеевой (Воронеж-Воскресенск) и Анны Михайловны Соловьёвой (Воскресенск). Эти женщины – «невесты войны»: их молодость пришлась на послевоенное время, создать семью им не пришлось. Поэтому с течением времени обстановка их квартир «законсервировалась», практически не менялась, не было детей, под влиянием которых было бы желание приобретать новое. При жизни они «отписали» своё наследство Наталье Никитиной и уже после их смерти было принято решение перевезти вещи из квартир в создававшийся музей. Отдавая дань памяти дорогих и родных людей, получился музей, близкий многим людям, чьё детство и молодость пришлись на «шестидесятые».

СОВРЕМЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ
В выставочном зале «Арткоммуналки» представлены экспозиции из работ, созданных арт-резидентами – художниками, проживающими в течение года в музее. «Арткоммуналка» функционирует в формате грантовой резиденции для художников и писателей, создающих здесь и сейчас новое искусство и новую литературу. Арт-резиденция и Литрезиденция работают как открытая лаборатория и мастерская круглый год.

резиденты

Арткоммуналка функционирует в формате резиденции для художников и писателей, создающих здесь и сейчас новое искусство и новую литературу. Арт-резиденция и литрезиденция работают как открытая грантовая лаборатория и мастерская круглый год.

Арт-резиденты в 2012 году : Миша Ле Жень (Саратов, выставка «А, К, Ц, И, И»), Вита Буйвид (Москва, выставка «Past painted»), группа «Мыло» (Санкт-Петербург, выставка «Положение вещей»), арт-группа «Археоптерикс» (Ижевск-Берлин, выставка «Ловля блох в Коломне»), Мирона Раду (Румыния, выставка «24 года в 24 оттенках одиночества»), арт-группа «Синие носы» и Евгений Иванов (Москва-Новосибирск, выставка «Русские чудовища»).

Арт-резиденты в 2013 году : Антон и Павел Якушевы (Коломна, проект «Тяжелая иллюстрация» по мотивам поэмы В. Ерофеева «Москва – Петушки»), Петер Баухьюс (Мюнхен, «Утраченные сокровища – вольная интерпретация), Михаэла Дашкова (Ничего не случилось в Коломне), Т/о «Куда бегут собаки» (Екатеринбург, выставка-инсталляция «Пауза»).

Арт-резиденты в 2014 году : Сергей Пономарёв (проект «Агитпаттерн»), Александра Митлянская («Сборник упражнений по орфографии русского языка»),

Алексей Ермолаев («Сон смешного человека»), Эрик Гёнгрих (Erik Goengrich, Берлин, «Колмна 1991-2014»), Елена Скрипкина («Невидимый отец»).

Арт-резиденты в 2015 году : Игорь Улангин, Александра Грач (проект «Не отцветает жасмин» ), Екатерина Кравцова (проект «Коммунальные анекдоты» ), Елена Скрипкина (проект «Археология мыслительных тел» ), Иван Найнти (проект «Фрагменты и находки» ), Мария Батурина (проект «Патология клетки или Сцены из семейной жизни ).

Арт-резиденты в 2016 году : Люк и Элизабет Кларки (проект «Между слов»), группа «Фрукты» (проект «Осторожно, Вода!»), Евгений Мулук и TUMIRUMI (проект Re: Walls), Сергей Потеряев (проект «Коломна CREW»).

Арт-резиденты в 2017 году : Владимир Абих (Санкт-Петербург) - проект «Четвёртая стена», Фрукты (Виктор Ершов, Пермь) - проект «Тени оживают в полночь», Анна Ёжикова (Санкт-Петербург) - проект «Комикс Сокровище», Christopher Hough (UK / East Sussex) - проект « Lost In Translation »

Арт-резиденты в 2018 году : Ирина Хауска (Швеция/Стокгольм) - проект «Вязаная инсталляция ЖЕНСКИЕ ИСТОРИИ», Елизавета Морозова (Москва) - проект «Репейниковая поэзия», Ли Суджин (Lee, Sujin) (Южная Корея, Сеул) - проект «Перформанс перевода», Роман Мошенский (Республика Татарстан, Лениногорск) - проект «Место и время» Елена Утенкова, Михаил Тихонов (Москва) - проект «КУДА ГЛАЗА ГЛЯДЯТ?» В поисках точки счастья (Коломенские окраины).

Литрезиденция по своей сути есть лаборатория смыслов – «писательский кабинет» с возможностью живого общения с публикой и жителями города.

Литературные резиденты-жители Арткоммуналки: Наталья Шмелькова (Москва, 2012 год), Слава Лён (Москва, 2012 год), Сергей Левитов (Чаплыгин-Раненбург, март-апрель 2013 года), Денис Осокин (Казань, апрель-май 2013 года), Евгения Романова (Калининград, май-июнь 2014), Сергей Вепрев (Мариуполь, июль-октябрь 2014), Светлана Штеба (Пермь, февраль-март 2015, проект «Освоение пространтсва» ), Елена Утенкова-Тихонова (Москва, ноябрь-декабрь 2015, проект « Ёлка в комнате / Новая Детская энциклопедия ), Елена Щетинина (Омск) - проект «Словобрядчество», Елизавета Трусевич (Москва) - Пьеса «...как одна большая коммуналка», Александра Костина (Москва) - проект «Зеркало Коломны», Дмитрий Данилов и Алексей Михеев (июнь 2016, проект «Коломенский травелог» ), Данилов Дмитрий (Москва) - проект «Разговоры на стенах: коломенский вербатим» (август-сентябрь 2018), Компактное творческое объединение «Группа товарищей» (Татьяна Трощинская-Степушина, Наталья Доморацкая) (республика Беларусь/Витебск) - проект «Венедикт Ерофеев и Марк Шагал: диалог идей и образов» (июль-август 2018).

В «Арткоммуналке» проходят образовательные занятия, мастер-классы, экспертные встречи, лекции специалистов, музыкальные события – всё это объединяет вокруг музея-резиденции творческих людей, формирует так необходимое современным горожанам новое интеллектуальное пространство.

Контактная информация:

Адрес: Московская область, город Коломна, ул. Октябрьской революции, д. 205 (вход со двора).
Директор – Екатерина Ойнас, [email protected]
Арт-директор – Михаил Лежень
Куратор литрезиденции – Игорь Сорокин
Новости Арткоммуналки:
сайт

Как добраться:

Из Москвы в Коломну можно добраться электропоездом с Казанского вокзала или маршрутным автобусом № 460 от автовокзала на ст. метро «Котельники».

Творческая мастерская.

Для пребывания и работы резидентам предоставляется творческая мастерская общей площадью 24,5 кв. м. со всеми удобствами во втором этаже здания в историческом центре Коломны.

Бывшие торговые ряды, храм Иоанна Богослова и памятник В.И.Ленину – такой «триптих», уже признанный историческим символом города, открывается из бывшего купеческого особняка, а ныне действующего музея «Арт-коммуналка. Ерофеев и другие».

Как и все здания в Коломне, особняк, расположившийся на улице Октябрьской Революции, имеет свою богатую историю. После революции на его втором этаже последовательно располагались: ресторан, Народный дом (некое подобие советских клубов), и, наконец, коммунальные квартиры, а на первом – продуктовый магазин «Огонёк», где и работал грузчиком Венидикт Ерофеев, чей свободолюбивый дух оказал такое огромное влияние на суть арт-коммуналки.

Веничка (Венидикт Ерофеев): немного из биографии

Венидикт Ерофеев, он же Веничка, окончив школу с золотой медалью, был благополучно изгнан из четырех педагогических вузов за диссидентские настроения, после чего вернулся в Коломну, в магазин «Огонек», который навсегда изменил его судьбу.

Отличаясь немалым свободомыслием, Ерофеев стал кумиром арт-студии, которая была создана именно с целью преобразования косного, традиционного мышления человека в творческий потенциал, взрывающий все современные представления о возможностях восприятия и воплощения действительности в искусство. Среда нового искусства, в свою очередь, будет влиять на весь город, меняя его мышление на более эмоциональное и толерантное. Это должно дать новую жизнь старому городу, сообразующуюся с современным восприятием действительности.

История и описание музея

Музей был открыт в декабре 2011 года. Инициаторами его создания были Наталья Никитина и Елена Дмитриева, уже имевшие опыт социально-культурного предпринимательства, которое в духе арт-коммуналки не ограничилось традиционным пониманием музея, но продолжило работу и с культурной средой города и её контентом. Первым результатом такого предпринимательства стал Коломенский музей пастилы, а менее чем через три месяца после его открытия, начала свою творческую жизнь арт-коммуналка.

На самом деле, своим существованием арт-коммуналка обязана уже давно ожидаемому симбиозу Государственного («Центр культурных инициатив»), общественного («Город-музей») и частного («Коломенская пастила») секторов.

Резиденция художников, выставки

Образ существования музея – резиденция. В мастерской постоянно проживают несколько художников. Арт-директор музея, Михаил Ле Жень, на конкурсной основе предоставляет художнику субсидию (грант) на два месяца для воплощения его проекта, а художник, по реализации своего произведения, дарит его музею и предъявляет в выставочном зале.

Кроме того, художник обязуется встретиться с жителями с мастер-классом его творчества. 2 раза в год руководство студии присуждает и литературные граты, отдавая дань памяти Венидикту Ерофееву, и тогда арт студия на время превращается в лит-студию.

Самовыражение художника не ограничивается ничем: ни материалом, ни способом выражения, ни даже опытом. Любые эксперименты приветствуются. Чтобы понять, насколько «любые», можно привести пример арт-объекта, открывшего коммуналку. Миша Ле Жень надел поверх гидрокостюма коньки и нырнул в прорубь Коломенки под звуки патефонного танго. Под водой он перевернулся, и танцевал на льду с обратной стороны, пока не кончился воздух. Вместе с ним нырнул оператор, чтобы заснять сие действо на камеру. Конечным арт-продуктом стал ролик с подлёдным балетом.

Своё произведение Ле Жень трактует как современную философию радости.

Или такой пример. Анжела Арсинкей и Роман Постников поместили в слайды с шедеврами мирового искусства… блох. Своим творением художники хотели показать, насколько сочетается уродливое живое с восхитительным мертвым.

Анфим Ханыков представил Веничкиных ангелов, сделанных из бутылок. На произведение понадобилось порядка 400 пустых бутылок, собранных по всей округе (в том числе и по помойкам).

Сочетание несочетаемого и логичность абсурдного – так кратко можно выразить суть нового художественного направления. Не случайно открытие музея было приурочено ко дню посещения Хрущёвым 1 декабря 1962 года выставки художников-авангардистов «Новая реальность». И музей-резиденция создаёт эту новую реальность, соединяя архаичность 60-х с современностью XXI века.

За первый год существования в Арт-коммуналке были представлены 9 проектов. Они были совершенно разные, но призванные к одной цели: сломать стереотипы мышления, не позволяющие человеку осмыслить окружающее его пространство и своё место в нём. Музей постоянно проводит образовательные классы, представления, встречи с художниками, что способствует сплочению вокруг музея неординарных личностей и образует современную интеллектуальную среду.

Музей

Быт и творчество художников размещаются в бывшей коммунальной квартире (отсюда и название «Арт-коммуналка»), где некогда жили двадцать шесть (!) семей. Наталья Никитина, одна из организаторов проекта, рассказывает, что начало музею 60-х положили всего несколько вещей, принадлежащие её тётушкам. Впоследствии коллекция пополнялась самими жителями города и обитателями музея.

Говорят, что театр начинается с вешалки. Этот музей начинается с парадного. Сразу за дверью подъезда помещение заполнено чемоданами и чемоданчиками, корзинками, лыжами, велосипедами, коньками и тому подобными вещами, необходимыми нашим родителям, дедушкам и бабушкам в эпоху оттепели.

Поднявшись на второй этаж, можно попасть в коммунальный коридор, некогда бывший огромным, но и теперь вмещающим пианино, старую софу и древний патефон. Места ещё вполне достаточно для того, чтобы дети покатались тут на трёхколёсных велосипедах.

Сотрудники тоже выглядят жителями 60-х: та же одежда, доброжелательная манера общения, они как будто живые прилагательные к музейным экспонатам, и говорят от лица человека «того времени». Они заняты обычными повседневными делами жителей коммунальной квартиры: кто-то готовит, кто-то стирает, гладит, отгадывает кроссворды, что-то чинит, проявляет фотоплёнку – жизнь кипит. Не сразу понятно, что это лишь актёры, настолько полное погружение в эпоху.

Здесь можно многое узнать о том, что волновало и чем жили люди в 60-х годах ХХ века. Все экспонаты являются уникальными, но их все можно взять в руки, рассмотреть, ощутить дух далёкого времени.

Например, тут можно понюхать (и даже нанести на себя!) одеколон «Шипр», или духи «Красная Москва». Увидеть первый линзовый телевизор и послушать настоящее радио. Если заказать театрализованное представление, то на кухне можно угоститься «теми самыми» сосисками с зелёным горошком и квашеной капустой и попить томатного сока из граненого стакана.

Здесь нет точной постановки программы, каждое посещение будет уникально, и каждое театрализованное представление будет другим.

Или . Но оказывается, в Коломне развивают и современное искусство. Именно так и возник среди прочих проект с названием Арт-коммуналка.

Предыстория такова: инициаторам нового музейного проекта город выделил часть здания, находившегося в запустении. Там действительно были в свое время коммунальные квартиры.

А когда обрадованные музейщики с энтузиазмом принялись за приведение в порядок своего второго этажа, выяснилось еще одно обстоятельство. Именно в этом здании находился когда-то винный магазин с названием «Огонек» - а в нем в бытность свою студентом Коломенского педагогического института подрабатывал грузчиком не кто иной, как писатель Венедикт Ерофеев. (Кстати, того магазина уже нет, но вывеску сохранили.)

Тут все сложилось – и очередной коломенский художественный проект (а ему уже года три) получил название «Арт-коммуналка имени Венедикта Ерофеева».

И вот работа художников Антона и Павла Якушевых – как раз по теме.

А функционировать новый объект стал по принципу арт-резиденции. Это значит, что музей, помимо организации выставок, принимает у себя авторов, которые могут некоторое время жить в Коломне и работать над своими проектами. Результаты потом демонстрируются в здешнем выставочном зале.

В Арт-коммуналке несколько разделенных по функциям пространств. Это вполне немаленький выставочный зал. Это приватное пространство для резидентов – художников или литераторов, которые проводят здесь по нескольку недель. И наконец, это несколько комнат, где действительно воссоздано пространство коммунальной квартиры полувековой давности – экспонаты для этого собирали всем миром.

Стилистика соблюдена до мельчайших нюансов – еще только войдя в подъезд, посетитель рискует споткнуться в полутьме о древний велосипед. Или зацепиться за висящие коньки.

Вступаем в прихожую. Где стоит, висит и лежит все, что не вмещается в комнаты.

Что читаем?

Особенно хорошо выглядят посетители, пристроившиеся на тахте под подвешенным велосипедом с современным планшетом.

Комнатки, как положено, тесноваты.

А вот коммунальная ванная.


В квартире явно проживает какой-то фотолюбитель.

Пробираемся на кухню.

Всевозможные припасы пристроены где только можно.

А вот вроде бы платяной шкаф.


А на самом деле – это вход в выставочный зал.

Вот и мы туда. Сейчас там представляют проект очередного «резидента».

Тут требуются пояснения. Очередной участник арт-резиденции – не художник, а литератор. Молодой писатель из Перми Светлана Штеба с проектом «Освоение пространства». Это, можно сказать, литературно-этнографическое исследование.

В рамках своего проекта Светлана в течение месяца изо дня в день путешествовала по маршруту Коломна-Москва-Петушки и обратно. Вот статистика: 171 час дороги, 64 истории, 1 грипп, 2 пары утерянных в пути варежек. И план повести или сборника рассказов.

В Арт-коммуналке же сейчас представлены некоторые из записанных Светланой в пути диалогов – проиллюстрированные с помощью коломенских художников. Конечно, показать это было непросто – но дизайнеры нашли способ. И я попробую.

Теперь как это найти.

Официальный адрес - улица Октябрьской революции, д. 205. Не пугайтесь, это в самом центре. Если, въехав в Коломну, вы видите слева кремль – вы на верном пути. А впереди, обратите внимание, высокая колокольня – это ориентир.


Ампир, 67 метров. Это колокольня церкви Иоанна Богослова.


За церковью – небольшая площадь, на ней несколько облупившийся памятник Владимиру Ильичу.


А с другой стороны – наше здание. Но! Но вход с другой стороны, со двора.

Пройдя или проехав (для автомобилистов – левый поворот есть) по улице Октябрьской революции еще совсем чуть-чуть дальше, сворачиваем на улицу Яна Грунта (это некий участник становления советской власти в Коломне. Вообще коломенская топонимика – это отдельная песня.). И сразу же – в первый двор налево.


Убрать современные автомобили – и можно кино снимать.


А вот вход, за которым – все вышеописанное. Посетить можно в любой день, без выходных. А на экскурсии и прочие мероприятия надо записываться – впрочем, подробности читайте на сайте «Арт-коммуналки».

Ну, а до самой Коломны добраться еще проще.

Общественным транспортом : на электричке до станции «Коломна» с Казанского вокзала. Есть и вариант автобусов от метро Выхино.

На автомобиле : с Волгоградского шоссе в Москве – на трассу М5, она же Новорязанское шоссе. По сравнению с прошлым годом дорога, получившая несколько новых развязок, изрядно получшела.



Рассказать друзьям