Музей усадьба достоевских в селе даровое. Достоевский и мистическая история

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Одним из самых красивых и богатых на достопримечательности городов на нашей планете считают немецкий Дрезден. Музей, картинная галерея, парк, театр и многие другие культурные объекты этого мегаполиса заслуживают того, чтобы их хоть на пять минут, но посетить. Здесь все будто бы дышит историей, сдержанностью, присущей только германцам, и какой-то аристократичностью. Особенного внимания заслуживают музеи города. Некоторые из них действительно уникальны и представляют экспозиции, равных которым нет больше нигде на Земле.

Наибольший музей города

Первая достопримечательность, которую нужно увидеть в мегаполисе Дрезден - музей города, или, как его правильно называют, Дрезденский городской музей. Это самый значимый и самый большой объект из числа тех, что входят в Государственные художественные собрания данного населенного пункта. В заведении действуют как временные, так и регулярные выставки. Все они рассказывают 800-летнюю историю Дрездена. Также они повествуют о культуре, быте и искусстве города на протяжении этих восьми столетий.

В учреждении, кроме экспонатов, есть и прекрасная научная выставка, которой гордится Дрезден. Музей предлагает познакомиться с фотографиями, открытками и дагерротипами с панорамами города. Самой ценной считается экспозиция, состоящая из одной тысячи фотоснимков, сделанных на протяжении конца XIX столетия и до 30-х годов прошлого века.

Место, в котором собрался весь транспорт

(Дрезден) - это одно из наиболее интересных заведений города. Располагается учреждение в скромном здании на площади Ноймаркт. Если посмотреть на это строение, то вряд ли скажешь, что в нем может поместиться огромное количество транспортных средств. Но тем не менее это так: в музее довольно много различных экспонатов.

Свою историю достопримечательность ведет с мая 1956 года. Сегодня тут действует шесть экспозиций: водный и железнодорожный транспорт, трамваи, авиация, модель железной дороги, велосипеды, автомобили и мотоциклы. Выставка располагает всевозможными ретроавтомобилями, старинными вагончиками, трамваями, паровозами и вагонами.

Тут посетители познакомятся с в городе, а также смогут увидеть старинный трамвай, датируемый 1895 годом. В зале, демонстрирующем авиационный транспорт, представлены планеры 1894 года. Также здесь рассказывается о том, как был создан первый немецкий пассажирский турбореактивный самолет «152». В коллекции музея есть велосипеды, история которых достигает двух веков, и редкие мотоциклы, которые эксплуатировались еще в позапрошлом веке.

Одно из лучших собраний фарфора в Европе

Если вы решили посетить Дрезден, музей фарфора нужно навестить обязательно. Он находится в южном крыле дворца Цвингера. Заведение было основано еще в 1715 году и представляет огромный интерес для посетителей. Учредителем музея был Август сильный, курфюрст саксонский. Мужчина был одержим страстью к фарфору. Увлечение князя позволило ему собрать непревзойденную коллекцию фарфора, которая по тем временам считалась самой большой в мире. На протяжении 1710-1721 годов он сумел собрать больше 23 тысяч единиц ранней китайской, майсенской и японской керамики.

Современная экспозиция состоит из приблизительно 20 тысяч экспонатов. Из них 750 лучших предметов выставлено в сногсшибательных барочных интерьерах дворца Цвингера. Кроме того, здесь представлены образцы восточноазиатского фарфора XVII - начала XVIII столетия.

Музей человека

Музей человека, или в Дрездене был открыт в 1912 году Карлом Августом Лингнером, немецким предпринимателем. Первоначальная задача учреждения состояла в том, чтобы улучшить состояние здоровья бедной части населения.

Современные выставки музея посвящены вопросам анатомии, здоровья, медицины и гигиены. Зал под названием «Стеклянный человек» является наиболее популярным в заведении. Он изображает человека в системе современных наук. Тут демонстрируются разнообразнейшие фигуры, в которых нажатие кнопки позволяет подсвечивать одни или другие органы. Также экспозиция располагает моделями тела человека, частями тела и фигурами из воска. В музее действуют такие постоянные выставки, как «Вспоминать. Мыслить. Учиться», «Есть и пить», «Движение» и другие.

Музей зоологии

Это еще не все достопримечательности, которыми может похвастаться Дрезден. Музей зоологии, или Дрезденский зоологический музей - это еще одно место, которое может быть интересно туристам. Свою историю заведение ведет с 1728 года. Найти его можно на окраине города, где оно граничит с хвойными заповедными лесами. Старейшие экспонаты выставки относятся к 1587 году.

Музей состоит из шести отделов: насекомые, препараторская, позвоночные и беспозвоночные животные, библиотека и молекулярно-генетическая лаборатория. К слову, здешняя библиотека считается одной из наибольших специализированных зоологических не только в Германии, но и во всей Европе.

В коллекции заведения насчитывается свыше шести миллионов зоологических препаратов.

Путешествуя по Европе, нужно хотя бы ненадолго заехать в прекрасный немецкий город Дрезден.

Достопримечательности за один день в полном объеме посмотреть не удастся, поэтому следует тщательно продумать маршрут и посетить основные.

Вконтакте

Главные достопримечательности с фото и описанием

Дрезден разделен Эльбой на два главных района: Старый (Альтштадт) и Новый (Нойштадт). Альтштадт, считающийся историческим центром, находится на левом берегу реки. Несмотря на название, Нойштадт не так уж молод и основан несколько веков назад. Начать осмотр можно с любой части города.

Часто туристы спрашивают, что посмотреть за 1 день в Дрездене? Мы можем ответить так — наиболее популярные достопримечательности расположены в Старом городе, поэтому для однодневного путешествия лучше выбрать его.

Самым известным храмом и символом Дрездена является Фрауэнкирхе. Церковь Богородицы построена в начале 18 в. Здание значительно пострадало во время авианалетов в годы войны, но было восстановлено.

Построенное в стиле барокко, оно представляет собой величественное сооружение высотой более 90 м с семью входами.

Внутреннее убранство храма поражает великолепием. Посещать Фрауэнкирхе лучше в будни, так как в выходные здесь проходят торжественные церемонии. Туристы из России могут заказать экскурсии по данной достопримечательности Дрездена на русском языке или воспользоваться услугами аудиогида (плейер с наушниками), воспользоваться которым можно за 2,50 евро.

Обратите внимание: под куполом храма находится смотровая площадка, которую можно посетить за дополнительную плату (от 5 до 8 евро). Адрес: Rampische Strasse, 6.

Тонкий шпиль сторожевой башни Резиденции саксонских правителей виден издалека. Со стороны Театральной площади открываются лучшие виды на старинный замок. Его архитектура гармонично соединила разные стили.

Замок-резиденция отличается необычной планировкой, это так же привлекает посетителей. Посетив достопримечательность, следует обратить внимание на Георгиевские ворота, Западный флигель, Зеленые своды и Мозаичную стену «Шествие князей». Крытый мост соединяет дворец с католическим собором. Адрес: Taschenberg 2.

Будучи на Театральной площади в Дрездене, нельзя не обратить внимания на Оперный театр Земпера. В качестве Королевского придворного театра он открыт в 1841 г., но здание в 1869 г. разрушил пожар. По чертежам Земпера, имя которого театр носит теперь, его отстроили заново. Работу по восстановлению возглавил сын архитектора, но и это строение подверглось разрушениям в 1945 г.

После реставрации здание остается великолепным памятником архитектуры. Стоит отметить и техническую составляющую, и акустические качества театра. Поклонники оперы могут потратить один день в Дрездене, чтобы насладиться постановкой знаменитых авторов и исполнителей. Адрес: Theaterplatz, 2.

Музеи Дрездена

Главное место среди музеев Дрездена занимает архитектурный ансамбль Цвингер. Строения Цвингера образуют квадрат с внутренним двориком, где расположились античные скульптуры, фонтаны, вазоны с цветами. По периметру находится галерея, соединяющая шесть павильонов. Прогулявшись по галерее, можно полюбоваться видом сверху.

Цвингер, как и большинство зданий Дрездена, построен из песчаника. Этот особенный камень словно создан для резьбы, и его успешно использовали архитекторы, создавая свои творения. Камень темнеет от времени, что придает зданиям особый колорит.

Цвингер был построен в свое время как оранжерея, впоследствии стал использоваться в качестве хранилища коллекций картин, оружия, серебра и других интересных вещей. В павильонах Цвингера сегодня расположились пять музеев: Физико-математический, Минералогии и геологии, Фарфоровый салон, Дрезденская картинная галерея, Скульптурное сообщество.

В картинной галерее находится около семисот картин старых мастеров (Боттичелли, Рафаэля, Рембрандта), которые в течение многих десятилетий собирались саксонскими правителями. В Физико-математическом салоне собраны исторические часы, астрономические, оптические и другие научные приборы.

В фарфоровом салоне — самая большая в мире коллекция фарфора. Цена на билет в Фарфоровый салон в данном музее Дрездена составляет 6 евро. Стоимость посещения галереи (сюда входит также Музей фарфора и Физико-математический) для взрослых 10 евро, дети могут пройти бесплатно. Стоимость аудиогида — 3 евро.

Пройдя через Французский павильон, можно попасть в Купальню нимф. Так называют фонтан с бассейном работы Пермозера.

Названием бассейн обязан статуям нимф, расположенным по периметру. Адрес: Sophienstraße.

Музей Альбертинум расположен на Террасе Брюля. Назван в честь короля Саксонии Альберта, который превратил Королевский Арсенал в собрание предметов искусства. Здесь выставлены картины Дега, Гогена, ван Гога, Мане, немецких импрессионистов и экспрессионистов.

Коллекции скульптур, монет, печатей, изделий из золота, драгоценных камней дополняют экспозиции. Стоимость билета для взрослых – 8 евро, для учащихся – 6 евро. Адрес: Tzschirnerpl, 2.

Что посмотреть в окрестностях Дрездена

Дрезден – один из зеленых городов Европы, имеющий красивейший природный ландшафт и исторические достопримечательности. Берега Эльбы богаты виноградниками, являющимися природной достопримечательностью.

Замок Пильниц

Внимание туристов привлекают старинные замки. В окрестностях города расположены уникальные памятники архитектуры – замок Пильниц, дворцово-парковый ансамбль, являющийся резиденцией европейского уровня, замки Альбрехтсберг, Лингнер и Экберг.

На северо-западе от Дрездена расположился великолепный замок Морицбург, внутреннее убранство которого свидетельствует о культуре саксонской аристократии 18 в. Есть здесь лосиные рога, подарок Петра I.

В юго-западных окрестностях находятся Рудные горы, славящиеся разными ремеслами. Резчики по дереву изготовляют игрушки и украшения на рождественские праздники. Гласхютте известен как один из лучших производителей наручных часов высшего класса. Славятся Рудные горы и спортивными забавами, в частности здесь расположен горнолыжный курорт.

Интересна сама история происхождения Дрездена. Название города — производное от славянского «дрежджани», «жители заболоченных мест». В шестом веке здесь были славянские поселения, позже саксонский герцог заложил в этих местах замок, положивший начало городу. Вслед за этим он создал систему опорных пунктов: так появился замок Ташенберг. В 1485 Дрезден становится резиденцией саксонских герцогов Веттинов. А несколько десятилетий спустя, город объявлен столицей Саксонии.

Период расцвета связан с правлением Августа Сильного и приходится на начало 18 в. По его замыслу Дрезден должен был стать на Эльбе. Город застраивался красивыми зданиями в стиле барокко, приобретались предметы искусства и создавались уникальные коллекции. В 1742 г. создано хранилище драгоценностей «Зеленые своды» в замке-резиденции, равного которому нет в Европе. Август стал настоящим основателем дрезденских музеев.

В резиденции саксонских правителей на фасадной стене находится фарфоровое панно «Шествие королей». На нем изображены короли, герцоги, ученые, рыцари, ремесленники, менестрели, фермеры, выступающие из 1123 года и вступающие в год 1904. Эпичное монументальное панно уникально, оно насчитывает 94 персонажа. Художники, держащие в руках эскиз картины, находятся в финальной группе. Автор панно, Вильгельм Вальтер и окружившие его ученики, замыкают шествие.

Первоначально это была живопись, но сырость уничтожала картину. И тогда мейсенская фарфоровая мануфактура предложила создать картину из фарфора. И в 1907 году из 23 921 плитки было выложено панно размером 102,3 на 10, 46 м.

Не утихают споры о месте упокоения матери писателя.

Мемориальный музей «Разночинный Петербург» проводит на Пионерской площади акцию «Достоевский сквозь время». Она приурочена к двум знаковым датам — в этом году исполнилось 135 лет со дня смерти писателя и будет 195 лет со дня его рождения. Посетителям показывают выставки «Дневник писателя» и «Фельетон за все лето». Последняя рассказывает о летних поездках писателя и их литературных отражениях.

Тем временем продолжение получила почти мифическая история, произошедшая после смерти Марии Федоровны — матери Федора Михайловича Достоевского. Знатоки его творчества утверждают, что она похожа на детектив и загадочна так же, как и многое происходящее с героями произведений писателя в Петербурге и других городах.

Из могилы — в музейный шкаф

Мария Федоровна прожила почти 37 лет. Умерла 27 февраля (по старому стилю — 11 марта) 1837 года и была похоронена на Лазаревском кладбище в Москве. После того, как место захоронений было ликвидировано, останки в 1934 году эксгумировали по инициативе исследователя рода Достоевских Михаила Волоцкого. Череп отправили антропологу и скульптору Михаилу Герасимову для скульптурной реконструкции. По непонятным причинам он потом «затерялся», а останки на протяжении почти восьми десятилетий хранились в шкафу Музея и НИИ антропологии Московского Государственного университета.

«О сохранении останков в музее, где они пролежали до 2012 года, хлопотал антрополог Михаил Волоцкой, — помог восстановить недавние события доктор филологических наук, профессор коломенского Государственного социально-гуманитарного университета Владимир Викторович. — Когда начали уничтожать Лазаревское кладбище, он организовал вскрытие могилы Марии Федоровны, вывез ее останки и надгробный памятник, на котором выбита надпись-эпитафия Карамзина: „Покойся, милый прах, до радостного утра“, выбранная сыновьями — Михаилом и Федором».

Сегодня не утихают споры о месте упокоения матери писателя. Викторович уточнил, что первым вопрос о захоронении останков поднял исследователь родословия Достоевских, кандидат медицинских наук Николай Богданов. К его мнению тогда присоединились многие, в том числе и потомки писателя, в частности правнук Дмитрий Достоевский.

С невероятными усилиями, так как речь шла о «единице хранения» (музейщики знают, насколько трудно, а подчас невозможно, изъять и передать кому-либо такую «единицу»), удалось убедить руководство Музея антропологии передать останки для захоронения. «Учитывая юридические тонкости, мы нашли оптимальный вариант: музей оформил передачу через православную церковь. Процедура была долгой, посредником выступил Коломенский университет. Было получено благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. В акте передачи так и указано: для последующего захоронения на погосте Свято-Духовского храма в Моногарове. Это официальный документ, который никто не отменял», — напомнил Викторович.

Стараниями исследователей Российского общества Достоевского при помощи благотворителей и администрации Зарайского района Московской области прах Марии Федоровны был перевезен в Иоанно-Предтеченский собор Зарайского Кремля. Предполагалось, что он будет храниться там до окончательного восстановления могилы ее мужа — Михаила Достоевского.

«Коллегиальным было решение общества Достоевского, что мы должны найти могилу отца Федора Михайловича, точное место его упокоения. Церковный погост в селе Моногарове близ усадьбы Даровое был уничтожен в 1930-е годы, — рассказал Владимир Викторович. — Рядом с храмом с помощью благотворителей установлен кенотаф с деревянным крестом. С помощью георадара удалось определить границы погоста, коломенские археологи сделали вертикальную планировку — сняли верхний слой земли и установили, где именно находятся могилы. Там не больше пятнадцати захоронений. Обнаружение останков Михаила Андреевича представлялось нам вполне реальной задачей. После раскопок потребуется антропологическая, а затем генетическая экспертиза. На все перечисленные работы необходимо не слишком много времени и относительно небольшие средства — примерно триста тысяч рублей, сбор которых и был в свое время объявлен на сайте „Заповедного Дарового“».

Однако в 2015 году возникла противоположная инициатива от руководителя московского отделения Общества православных врачей А. В. Недоступа — предать земле останки Марии Федоровны на прежнем месте, в Москве. Аргументы оппонентов Викторовича и Российского общества Достоевского таковы: Даровое и Моногарово — «медвежий угол», храм Достоевских — якобы сплошные руины, а кладбище при нем — пустырь, поросший бурьяном. Выдвигается и еще одно «веское» доказательство против Моногарова — живучий миф о жестокосердии и недостойном поведении помещика Достоевского, рядом с которым нельзя хоронить мать писателя (и одновременно — горячо любимую супругу, с которой и после смерти ее Михаил Андреевич разговаривал вслух).

Ответить тут можно только словами самого Федора Михайловича о родителях: «…Ведь это были люди передовые… А уж такими семьянинами, такими отцами… нам с тобою не быть, брат!..» Над реабилитацией доброго имени отца Достоевского и «возвращением» земли детства писателя и работают уже много лет неравнодушные люди.

«Знак судьбы» после смерти

Сегодня никто не спорит с тем, что неоднократно потревоженные останки Марии Федоровны по всем человеческим законам надо предать земле. Но где? На закрытом для посетителей земельном участке при храме Сошествия Святого Духа в Москве (там, где она была похоронена первоначально) — уничтоженном в тридцатые годы кладбище? Или же рядом с супругом, на погосте Свято-Духовского храма в Моногарове, что близ фамильной усадьбы Даровое в Подмосковье, — местах, насквозь пропитанных памятью о Достоевских?

Чтобы разобраться в этом вопросе мы со старшим научным сотрудником Натальей Шварц, много лет проработавшей в музее Ф.М. Достоевского, посетили места памяти писателя. Вместе мы отправились сначала в Москву — туда, где прежде находилось ликвидированное 82 года назад Лазаревское кладбище, затем в московский Музей-квартиру Ф. М. Достоевского, где в подвале хранится надгробный памятник, установленный когда-то на могиле Марии Федоровны, а затем уж в Зарайск и далее — в Даровое, к погосту у храма Сошествия Святого Духа (построен в 1763 году) в селе Моногарове, на котором был похоронен супруг Марии Федоровны, отец писателя Михаил Андреевич.

У московского Свято-Духовского храма с XVIII века и до 30-х годов века ХХ-го существовало кладбище, большая часть которого в советское время была преобразована в зону отдыха (ныне — парк «Фестивальный»). Туда мы отправились прежде всего. У женщины, продающей церковную утварь, спросили, как нам пройти на закрытый земельный участок при храме и может ли кто-то нам показать, хотя бы приблизительно, место, где находилась могила Марии Федоровны.

Вскоре к нам вышла сестра Анна и проводила в небольшой двор за храмом. Она пояснила, что при храме существует сестричество во имя святого Игнатия Ставропольского, сестры которого заботятся о его территории. «Конечно, пройдите, посмотрите… Но мы знаем только примерное место могилы. Здесь уже много лет ничего нет», — объяснила Анна и припомнила, как одна из сестер рассказывала, что зимой здесь был человек, который тоже пытался определить местоположение могилы. «Спрашивал, мерил шагами сугробы да так и уехал, не назвавшись», — пожала она плечами.

В непосредственной близости к храму, за алтарной его частью, восстановлены условно только две могилы.

Старания хранителей, бесчинства вандалов

Без малого полтора десятилетия усадьба Достоевских Даровое и прилегающие к ней мемориальные окрестности в Подмосковье находятся под добровольной опекой исследователей из Коломны — профессора Владимира Викторовича и его соратников, в основном преподавателей и студентов Государственного социально-гуманитарного университета. Общими усилиями они приводят в порядок территорию усадьбы (в самое последнее время с трудом, но налаживается плодотворный контакт с музеем «Зарайский Кремль»), занимаются изучением ее истории, инициируют археологические работы в Даровом и Моногарове; лечат старовозрастные деревья в заповедной Липовой роще, которой 300 лет; проводят ландшафтные исследования, конференции, выпускают научные сборники. 13 лет при усадьбе работает летний волонтерский лагерь.

В 2011 году было создано Некоммерческое партнерство «Заповедное Даровое», в которое вошли исследователи-достоеведы, ГСГУ, Музей Ф. М. Достоевского в Петербурге, потомки писателя. Для реализации научных и культурно-просветительских проектов привлекаются благотворители, партнерские организации. В 2013 году «Заповедное Даровое» стало победителем Международного грантового конкурса «Православная инициатива», проводимого под патронатом Патриарха Кирилла. Проект «„Животворящая святыня“. Место памяти родителей Достоевского» позволил активизировать приходскую жизнь Моногаровского храма.

Но от вандалов вольных и невольных спасения пока что нет. Несколько лет назад их жертвой стала старинная липа на «кургане», где семейство Достоевских устраивало чаепития. В июне этого года во время сенокоса в усадебном саду пала яблоня — подарок Даровому от музея Диккенса, любимого писателя Достоевского. Старания многих людей и организаций, благодаря которым стал возможен этот «дар Даровому», были одним махом «скошены» равнодушным распоряжением нынешних новых хозяев Дарового, которое носит весьма странный «титул» сектора музея «Зарайский Кремль».

Оставшихся в живых ценностей, с точки зрения историков, может быть мало. И очень много — со справедливой позиции тех, кто старается это немногое сохранить. Приусадебные просторы, Липовая роща — пристанище детских игр; Лоск, «воскресивший» Достоевского на каторге; Федина роща, а в ней овраг - место мечтаний будущего писателя; Маменькин пруд, замшелые могильные плиты Нечаевского погоста; многострадальный храм в Моногарове, которому все никак не подняться (деньги на реставрацию были отпущены, но подозрительно быстро кончились — увы, нередкая ныне история)… А на местном кладбище — могилы одной из племянниц Достоевского, последней хозяйки Дарового — Марии Александровны Ивановой и ее верной экономки.

Продолжается распродажа окрестных земель. В непосредственной близости от усадебного флигеля уже выстроен вызывающе неуместный дом, разрушающий историческое пространство, связанное с Достоевскими.

Заглянули мы и в соседнюю деревушку Черемошню (название ее писатель упоминает в романе «Братья Карамазовы») — крохотную, с разбитой дорогой. Обитатели пожаловались: в распутицу местным бабушкам до больших дорог не добраться, и кому-то из начальства даже взбрело в голову снять дорожный указатель: как будто деревни нет. Выяснилось: люди в курсе, что их деревня не простая — с историей, причастной к жизни и творчеству великого Достоевского.

Люди придут на моногаровский погост

Пострадала от времени, но устояла Свято-Духовская церковь в Моногарове. Сложные восстановительные работы приостановлены, но это не отменяет значимости храма для скромного числа прихожан. Служит здесь отец Григорий Решетов лишь по большим праздникам. На столиках перед алтарем, где в советское время был магазин, иконы в самодельных окладах. Территория при храме ухожена — стараниями волонтеров и неравнодушных местных жителей, а на старинном погосте — памятники помещикам: Хотяинцевым, Костюрину, Мельгунову… Все соседи Достоевских.

Мария Федоровна и не думала о скорбном изменении «знака судьбы» после смерти. В самых странных снах не могла предвидеть она будущих неоднократных похорон. Куда же — теперь у нее не спросишь. Но учитывая, что от Лазаревского кладбища в Москве ничего не осталось, а церковный моногаровский погост восстанавливается волонтерами в его полном объеме, может, все-таки в Моногарово?

В Подмосковье к Достоевскому едут многие (и посещение храма — обязательная часть экскурсий в Даровое), да и здесь на погосте похоронен супруг Марии Федоровны; окрестные нивы и леса дышат воспоминаниями о ней и родных для нее людях, а сам Федор Михайлович признавался: «Это маленькое и незамечательное место оставило во мне самое глубокое и сильное впечатление на всю потом жизнь».

Евгения Дылева

Краеведческий музей в Зарайске сегодня располагается в кремле - хорошо сохранившейся каменной крепости XVI века. Раньше же этот музей находился в Троицкой церкви, стоящей рядом со старым городским рынком - Гостиным двором. И этот кремль, и церковь, и рынок, если бы постройки умели думать и помнить, обязательно вспомнили бы знаменитого русского писателя, про которого теперь туристам рассказывают экскурсоводы музея: «В наш город приехал после своего освобождения с каторги Фёдор Достоевский. Зарайск занимает важное место в его бессмертных произведениях…».

Действительно, Федор Михайлович, освободившись в 1859 году из сибирско-казахской ссылки, поехал по билету №2003 в Тверь, но по дороге завернул в Зарайский уезд Рязанской губернии. Ничего удивительного в этом визите не было: в 10 километрах от Зарайска находилось имение его отца, московского лекаря Михаила Андреевича Достоевского.

А вы съездите в Даровое! Автобус с автовокзала идёт на Серебряные Пруды, а вы выходите через десять минут на повороте, и до Дарового будет один километр пешком. Минут за пятнадцать неспешным шагом дойдёте.

Действительно, два небольших сельца Даровое и Моногарово, «склеившиеся» друг с другом, прекрасно видны уже с дороги, по которой движутся автобусы. Перед домиками - небольшой овражек и лесок. В нескольких километрах южнее лежит деревня Черемошня, и становится ясно, почему в романе «Братья Карамазовы» одна из рощ называется Черемашня.

Интересно, что по административному делению Российской империи в XIX веке (во времена Достоевского) село Даровое находилось уже не в Зарайском уезде Рязанской губернии, а в Каширском уезде Московской. Но из-за близости и удобной дороги местные жители ездили на ярмарку, на почту или в аптеку именно в Зарайск. И именно улочки Зарайска представлял себе писатель, когда создавал в романе «Преступление и наказание» образ уездного российского городка, где жило семейство Раскольниковых. Петербургский студент в его романе, увидев знакомое лицо простого рабочего, спрашивает немедленно: «Да ты уж не из зарайских ли?».

Купил отец писателя село Даровое в 1831 году. Человеком он был небедным - как врач Михаил Андреевич имел государственный похвальный аттестат, в котором высоко оценивались «его медицинские познания и ревностная преданность делу». Между тем, рождались дети, семья росла, и надо было подумать о том, где жить наследникам. Именно в Даровом его второй сын, Федя Достоевский, и провёл свои детские годы.

Сегодня сбоку от деревни посетителей встречает большой парк - это практически всё, что осталось непосредственно от барской усадьбы. Есть тут и деревянный флигель с небольшой экспозицией, иногда громко называемой «музеем Достоевского» - филиалом того самого Зарайского краеведческого.

Усадебное здание сгорело в Октябрьскую революцию, а вот флигель в 1923 году губернский отдел просвещения решил сохранить как «литературную ценность». В этот домик даже назначили смотрительницу на зарплате. Местные жители передают из уст в уста рассказ, как в 1941 году одна из бронемашин наступавшей на Москву армии Гудериана въехала в село и направилась к домику Достоевских. Из люка вылез офицер - видимо, он присматривал место для размещения своего подразделения. Но когда смотрительница выбежала навстречу, указала немцу на постройку и крикнула всего одно слово: «Достоевский!» - офицер тут же нагнулся в люк, отдал приказ, и бронемашина повернула назад.

Поблизости расположена «Федина роща», которую обязательно покажут заезжим туристам местные жители. Став взрослым, в своём рассказе «Мужик Марей» Фёдор Михайлович опишет, как он в детстве, увлёкшись, забежал слишком далеко от дома, заблудился в этой роще и по шороху кустов вообразил, что за ним гонится волк. И только доброта случайно встреченного мужика Марея поселила в нём веру в лучшие свойства русской народной души.

Отец писателя, когда в 1837 году умерла его супруга Мария Фёдоровна, вынужден был выйти в отставку и поселиться в Даровом. Тяжело переживая смерть любимой жены, он сделался замкнутым и вспыльчивым. Вскоре он сблизился с деревенской девушкой - по одной версии, её звали Александра, по другой - Катерина, - служившей в его доме горничной. Через год она родила сына, названного Семёном, но младенец умер, не дожив и до года. Вскоре после этого Михаил Достоевский отослал молодую мать обратно в деревню. Её родственники сочли это кровной обидой.

Летом 1839 году крестьяне из Черемошни по какой-то причине не вышли на работу. Барин поехал к ним разбираться. Что там произошло, точно неизвестно, но вскоре Михаил Андреевич оказался лежащим под деревом и послал своего кучера за священником. Тот нашёл барина уже умирающим. А чуть позже приехал местный исправник, но, не желая расследовать это замысловатое дело и портить уезду статистику, написал в отчёте: «Умер от апоплексического удара». Быстро были проведены похороны, и село досталось в наследство детям.

Дети Михаила Андреевича, как это видно из их писем, не сомневались в том, что барина убили собственные крестьяне. По церковным документам известно, что всё мужское население деревни в этом году не пошло на исповедь: видимо, для того, чтобы не говорить священнику об убийстве. Ходили также слухи, что один из сельчан, через много лет будучи арестован за разбой, якобы признался в подстрекательстве в убийстве барина: «Это ведь я тогда кричал громче всех: мужики, карачун ему!».

Федор Михайлович отказался от своей части в наследстве, продав её родственникам за 1000 рублей, и в конце концов, все доли имения скупила его любимая сестра Вера Михайловна.

Отец писателя похоронен в соседнем селе Моногарово на кладбище у храма Сошествия Святого Духа (1763 года постройки), который сохранился до наших дней, хоть и в полуразрушенном состоянии. Здесь, вернувшись из ссылки, Достоевский ещё раз постоял на могиле родителя. Кстати, недавно археологи обнаружили её и отметили пока временным знаком.

На сегодняшний день экспозиция в Даровом открыта для туристов не постоянно, так что желающим не просто заехать в село, а зайти во флигель, есть резон справляться заранее в Зарайском краеведческом музее. Музей также организует в бывшей усадьбе восстановительные работы, и все желающие могут принять в них участие.






Рассказать друзьям