Общепринятые типы культуры. Типы, виды и формы культуры

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету.
Национальная культура – высшая форма развития этнической культуры, которая характеризуется не только наличием своеобразной культурной системы на основе социальной солидарности и опыта совместного проживания на определенной территории, но также наличием высокого профессионального уровня культуры и мирового значения (способность внести свой вклад в мировую цивилизацию). В отличие от культурного ареала национальная культура всегда связана с определенным социальным носителем-народом (в рамках одного культурного ареала могут существовать несколько народов).

Культурная динамика рассматривает распространение культуры во времени, в ее периодизации, внутренние системные изменения, модели взаимодействия культур. Она включает в себя изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер.

В процессе своей «актуализации», ускорения в определенной социокультурной системе каждый культурный феномен проходит четыре основных уровня:
- инновация – принципиально новое, ранее не известное явление культуры;
- культурный образец – широко известное, но мало распространенное в обществе культурное явление;
- культурная норма – широко распространенное в обществе культурное явление, представляющее собой стандарт культурной деятельности и поведения человека, которое для своего существования нуждается в постоянной общественной санкции (т.е. культурной норме следуют осознанно);
- традиция – наиболее устойчивые во времени социокультурные явления, которым большинство людей следует безотчетно; является механизмом аккумуляции и трансляции культурного опыта, формирует культурное наследие.
В реальном культурном бытии очень немногие феномены преодолевают уровень инноваций и еще меньше достигают положения традиции.

Наиболее распространенными понятиями, с помощью которых фиксируются основные направления культурной динамики и качественные особенности культурного развития являются понятия прогресса и регресса. Они впервые появляются в философской мысли эпохи Просвещения (XVIII век).
Во второй половине XIX в. в культуре декаданса понятие прогресса было подвергнуто острой критике. Было показано, что качественные оценки развития культуры неприменимы к явлениям художественной и, от части, духовной культуры. Например, последовательность из произведений трех известных художников: Фидия, Рафаэля и Пабло Пикассо принципиально невозможно представить ни как прогрессивный, ни как регрессивный ряд. Их мировосприятие и творческие методы являются настолько различными, что не могут быть сопоставлены.

Помимо соотношения статики и динамики культуру классифицируют по принципу ее распространения. Здесь выделяют доминирующую культуру, субкультуру и контркультуру.
Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Однако, поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных и т.д.), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, городской, сельской и т. п. От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения. Такие различия могут быть выражены очень сильно, тем не менее, субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Субкультура , которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями, носит название контркультуры.
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы - элитарную, народную и массовую культуру.

Элитарная , или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства».

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры - фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Формы культуры относятся к таким совокупностей правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Термин "символическая форма" ввел представитель мар-бургськои школы неокантианства Э.Кассирер для обозначения "мира культуры", у которого составляют язык, наука, искусство, религия, мифы. Он считал, что культурные формы - "это не разные способы, которыми одно сущее в себе действительное открывается духа, а пути, которыми дух следует в своем объективации, то есть в своем самовыражении". В большинстве современных обществ культура существует в следующих основных формах:

1) высокая, или элитарная культура - дистанцированы от массовых форм арт-факты (образцы изобразительного искусства, классической музыки и литературы, моральные оскорбления и научные стандарты), создаваемые для элиты и потребляемые ею;

2) народная культура - фольклор, представляет собой иноформу синкретизма утилитарно-магически нравственно-эстетической деятельности (сказки, песни, обычаи)

3) массовая культура - культура, сложившаяся в процессе развития средств массовой информации, тиражируемая для массы и потребляемая массой.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. К примеру, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет.

их еще называют тинейджерами. Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Такое имя предоставляют особой субкультуре, что антагонистически настроена по отношению к господствующей культуры. К основным видам культуры мы будем относить: доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура - такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целого. Относительно них роль целого может играть только культура всего человечества, но она всего с-всеобщее образование является скорее метафорой, нежели реальным явлением. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типов. Термин "тип" предполагает, что национальные культуры - украинский, французский или китайский - мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.

Типология культур строится на основании нескольких критериев:

связь с религией (культуры религиозные и светские)

региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская)

регионально-этническая особенность (русский, французский);

принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);

хозяйственный строй (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);

сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);

связь с территорией (сельская и городская культура);

специализация (повседневная и специализированная культура);

этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);

уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) др.

При обсуждении типов культуры мы будем использовать термины "простое" и "дописьменных", а также "сложное" и "письменное" общества. Дописьменных означает отсутствие письменного языка и соответственно описывает большинство доземлеробських общества. Земледельческое общество относится к историческим, потому что письменность уже существовала.

По хозяйственным строем выделяют следующие основные типы культуры: культура охотников и собирателей, культура огородников; культура скотоводов; культура земледельцев; промышленная (индустриальная) культура. В основе такой классификации лежит способ добывания средств существования. Подобные типы культуры, в основе которых лежит хозяйственный уклад, получили в литературе название хозяйственно-культурного типа.

Хозяйственно-культурный тип - это исторически сложившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерных для народов, живущих в определенных природно-географических условиях, при определенном уровне их социально-экономического развития.

Один из хозяйственно-культурных типов, например первобытных охотников и собирателей, может делиться на ряд подтипов: культура охотников приледниковой полосы, тропических охотников и собирателей, собирателей приморских побережий. Кроме подтипов, выделяют направления хозяйственно-культурного строя: мотыжного земледельцы и лесные охотники, поливные земледельцы и скотоводы-полукочевники, поливные земледельцы тропических долин и сухопутные земледельцы соседних нагорий и тому подобное.

Благодаря тому, что технический прогресс постоянно двигался вперед и в соответствии с ним развивались средства производства, классификация типов хозяйственной культуры носит эволюционный характер.

Древнейший тип хозяйственной культуры - охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным - существовало сотни тысяч лет.

Ранний период называют периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушеству) и огородничество (проще). Скотоводство основано на приручении (одомашнивания) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели - бродячий. С охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономически эффективнее, чем убивать. По сбору выросло огородничество, а из него - земледелие. Таким образом, огородничество - переходная форма от добычи готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивного сращивания окультуренных злаков. Небольшие огороды впоследствии уступили место большим полям, примитивные деревянные мотыги - деревянному, а позже железному плуга.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности - необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

Уже раннее земледелие позволяло делать продуктов больше, чем было нужно для поддержания жизни в Шумере 3000 до н.э.

мужчине в месяц выдавали 36 кг зерна, а женщине - 18. Исходя из этих норм, российский археолог В.М. Массой рассчитал, что для прокормления среднего по численности (150-180 человек) шумерского поселка надо 44 т зерна. Чтобы его вырастить, двое взрослых от каждой семьи даже с примитивными каменными орудиями должны трудиться всего один месяц в году. Необходимо в год всем поселку зерно можно было собрать всего за 10 дней.

Производительность труда при орошаемом земледелии в Месопотамии в 3000 году до н.э. была вдвое выше, чем в Шумере. Если земледельцу достаточно было 30 дней для обеспечения себя продуктами питания в год, то остальное время можно было тратить на строительство храмов и дворцов.

В первобытную эпоху существовало так называемое простое общество (срок антропологов, обозначающий один уровень управления, отсутствие экономического неравенства и социальной дифференциации), в котором жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и скотоводы. До сих пор в разных регионах необъятной планеты исследователи обнаруживают живые осколки старины - примитивные племена бродячих охотников и собирателей.

В науке принято выделять два типа (два этапа развития) простых обществ: локальные группы и первобытные общины.

Второй этап - община - в свою очередь делится на два периода: а) родовая община, б) соседская община.

Локальные группы представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек) примитивных собирателей и охотников, связанных кровным родством, ведущих бродячий образ жизни.

Охоты и собирательства относятся к так называемому хищнического или потребительского хозяйства: человек срывает растения, ничего не сажая взамен, убивает животных, не возобновляя их поголовья за счет искусственного разведения.

На смену бродячим охотникам и собирателям постепенно пришли оседлые огородники и земледельцы, жившие общинами. Огороды устраивались просто: часть леса викорчовувалася, пни сжигали, а примитивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные. Огородничество антропологи именуют иногда фермерством, а сбор - фуражирования.

Община - это сочетание людей, сначала или только связанных между собой узами кровного родства, а в дальнейшем также взаимными браками, кооперации труда, взаимовыручкой, общей охраной территории. Вплоть до XX века в России существовали подобные общины, которые назывались поземельной.

Хотя численность первобытных людей не превышала 5-6 млн., Но следствие того, что сырьевая база одной группы была очень большой и становилась еще больше по мере истощения природных ресурсов, свободного пространства на Земле становилось все меньше и меньше. Планета оказалась перенаселенной. Возникла потребность в переходе к новому, более прогрессивному способа хозяйствования. От сбора общество перешло сначала к огородничеству, а затем к земледелию.

К этому времени технический прогресс ушел далеко вперед. Усложнились орудия труда, выросла их производительность. Итак, один человек мог прокормить большее число людей, почему когда-то.

Приручение животных и зарождения пастушеству дали человечеству новый источник энергии - тягловый скот. На смену палки-копалки пришел плуг, запряженный волами. Резко поднялась производительность труда. Чтобы прокормить одного человека охотой и собирательством, нужно 2 кв. км площади, а при земледелии достаточно всего 100 кв. м земли. Производительность земли выросла в 20 тыс. Раз.

Переход к земледелию продолжался очень долго. Гораздо дольше, чем переход к машинной техники. Специалисты подсчитали, что он длился 3 тыс. Лет. Столько длилась первая мировая революция - неолитическая.

Развитие земледелия позволило использовать часть урожая для кормления скота. Но чем больше было скота у хозяина, тем чаще приходилось использовать пашу и передвигаться в поисках пастбищ. Постепенно часть племен, особенно там, где с пастбищами было плохо, начала специализироваться на скотоводстве.

Росло население, создавались города. Города зародились как центры, где специализировались на ремеслах одни слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировавшиеся на сельском хозяйстве, торговле или управлении.

Аграрное общество - это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обменом. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и появляются), основная масса населения проживала в деревнях.

Индустриальное общество родилось в XVIII веке. Оно - дитя двух революций - экономической и политической. Под экономической подразумевается большая индустриальная революция (ее родина Англия). А под политической - Великая французская революция (1789-1794).

За три века культура европейского общества изменилась до неузнаваемости. На смену феодализму пришел капитализм. Флагманом индустриализации выступила Англия. Она была родиной машинного производства, свободного предпринимательства и нового типа законодательства.

Благодаря успехам медицины, улучшению санитарных условий жизни и качества питания резко сокращается смертность. Средняя продолжительность жизни растет. Увеличивается и численность населения. Люди с все большим желанием мигрируют из села в город - в поисках более комфортной жизни, культурно разнообразного досуга, лучших возможностей получить образование.

До появления такого типа общества привели два глобальных процесса: индустриализация и урбанизация.

Урбанизация - переселение людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения - становится неотъемлемым спутником другого процесса - индустриализации. Индустриализация - применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющие машинам выполнять ту работу, которую когда-то выполняли люди или тягловые животные. Переход к промышленности был для человечества такой же значительной революцией, как в свое время переход к земледелию. Благодаря этому небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинство населения, не прибегая к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5% населения, Германии - 10%, Японии - 15%.

Индустриализация требует все более подготовленных работников, так как сложность технологии постоянно растет. В индустриальном обществе, пожалуй, впервые место работы отделяется от места проживания: в отличие от ремесленника, рабочий каждое утро оставляет свой дом и отправляется в городском транспорте на другой конец города, где расположена его фабрика.

Вместо нескольких десятков, в крайнем случае сотен специальностей доиндустриального общества, появились десятки тысяч профессий. Причем скорость, с который на смену старым профессиям приходили новые, выросла в десятки и сотни раз. И большинство из них была неизвестна аграрному обществу.

Переход от культуры индустриального общества к культуре постиндустриального сопровождается преобразованием товаровиро-бничий экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Решающим фактором развития становится уровень образования и знаний. Подобные процессы наблюдаются в США и Японии, завершающих переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Но они не отличаются в России, не так давно завершила переход от доиндустриального общества, где большинство населения составляли крестьяне, проживавшие в сельской местности, к индустриальному.

Технический прогресс неузнаваемо превратил человеческое общество. Сегодня оно вступает в эпоху безлюдного производства. До 2000 года так называемые "белые воротнички" - работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации, - составят в развитых странах около

90% рабочей силы. Возникает особая форма занятости - надомный труд. Она как бы возвращает нас к той эпохе, когда место работы было неотделимо от места жительства. Если это и возвращение, то на качественно более высокой ступени. Нынешнее поколение «компьютерных надомников", которых насчитывается уже много миллионов, нажимают на клавиши сверхточных машин и оперируют огромными потоками информации. Производительность их труда возрастает при этом в 4 раза. Все чаще зарубежные компании переводят своих секретарей и делопроизводителей на надомную работу. Занятость в сфере обслуживания достигает в США, Японии и Германии 70%.

Кроме того, используются и другие термины: "вторая промышленная революция", "третья волна" (Э. Тоффлер), "супериндустриальной общество", "третьей индустриальная революция", "кибернетическое общество". Но чаще используется понятие "информационное общество", что свидетельствует о том, что в современном обществе поиск, анализ и применение информации стали главными факторами развития. Общество в США или Западной Европе именуют не только постиндустриальным, но также информационным, поскольку 60-80% рабочей силы прямо или косвенно связано с созданием, обработкой и передачей информации.

Информация стремительно становится все более и более доступной через развитие технологии. Персональные компьютеры, автоматическая обработка текстов, кабельное телевидение, видеодиски и записывающие видеооборудование все шире проникают в дома, школы и офисы.

Ежегодно информация в мире удваивается и утраивается, выходят все новые информационные каналы, а самого передового является система Интернет - компьютерная паутина, опутала невидимыми нитями весь земной шар. Сегодня по Интернету люди из разных концов земного шара общаются письменно и визуально, проводятся научные конференции и показательные операции. Благодаря Интернету можно войти в любую библиотеку мира, прочитать любую газету и узнать самые свежие новости.

За время существования человеческого общества кардинальным образом изменились источники энергии, определяющие скорость технического прогресса. Простое общество - это эпоха человеческих мышц; аграрное общество - силы животных; индустриальное - других источников энергии электричества, пара, ветра, воды; наконец, постиндустриальное общество - эпоха атомной и термоядерной энергии.

Достаточно плодотворными с научной точки зрения есть основания для выделения типов культур, сложившейся в рамках этнографии (науки о происхождении и этнической истории народов, формировании специфических особенностей их культуры на всех уровнях ее проявления).

Древние греки пользовались словом «этнос» (народ, племя, стая, толпа, группа людей), когда хотели обозначить другие народы, греками, не является. В русском языке аналогом термина "этнос" долгое время не было понятия "народ".

Прежде чем говорить об этносах и их культуры, следует определить, что же имеется в виду под словом "этнос". В переводе с греческого оно имеет множество значений, среди которых: народ, племя, толпа, группа людей, язычники, стадо... Что объединяет все значения? То, что все они имеют смысл совокупности существ, чем-то похожих. Уже к 5 ст. до н.э. выделяются два основных значения этого термина - "племя" и "народ", и постепенно второй вытесняет первое. Казалось бы, все понятно: этнос - это народ. Но в таком случае, почему же до сегодняшнего дня учеными накоплен несколько сотен определений этого понятия и ежегодно появляются все новые?

Само слово "народ" часто используется как антоним к слову «интеллигенция» или даже служит повседневной заменой слову "ребята / девушки" ("Ну, народ, куда теперь пойдем?") С их значений всего нам подходит то, которое четко проступает в словосочетании "народы мира". Но в этом смысле можно говорить и о нации, и о народности, и о племена

Между всеми этими понятиями есть существенные различия, речь о которых дальше. Дело в том, что в культурологическом аспекте термин "этнос" употребляется в узком и широком смысле. В широком смысле "этнос" - понятие собирательное, который включает в себя все типы этнических общностей (от небольшого племени к многомиллионной нации). Этносы - это основные единицы этнической классификации человечества, рядом с которыми можно выделить этнические сообщества большей или меньшей сложности. Такое понимание предполагает, что каждый человек принадлежит к определенной этнической общности и к определенной этнической культуры. А в узком смысле слова этнос - это одна из форм этнической общности, которая исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая меж- поколений общность людей, имеющих относительно стабильные особенности культуры, психики и самосознания членов, позволяют определенному этносу отличать себя от всех этнических образований.

Однако в научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 русским ученым С. М. Широкогоровьим: "Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение обычаев, обладающих комплексом, укладом жизни, хранимых и освященных традицией групп, и отличаются ней от таких других ". При таком понимании этноса учитывается общность культуры: происхождение, быт, традиции, язык. На сегодняшний день можно обозначить два подхода в толковании этого термина: во-первых, как формы существования самой человека и его культуры с учетом влияния природных факторов (например, в концепции Л. Н. Гумилева) во-вторых, как историко-социальной системы, предполагающей ее зарождение, развитие и изменение структуры. При такой интерпретации этноса его расселение может не совпадать с границами государств. Отдельные группы (диаспоры) россиян, армян, евреев, поляков и др.; проживая за пределами своей национальной государственности, относятся к своему этносу. Генезис любого этноса предполагает значительную напряженность во времени. Формирование историко-культурных ареалов зачастую происходит вокруг определенных элементов культуры, например, языка или религии. В этом смысле мы говорим: "романская культура", "мир ислама", "христианская культура".

Отличие духовной и материальной культур нельзя отнести к отраслям, форм, типов или видов культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационные признаки. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры.

Материальная культура делится на:

Производственно-технологическую культуру, составляет вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;

Воспроизведение человеческого рода, который включает в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.

Следует отметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию "условий человеческого существования". Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

Понятие духовной культуры:

Включает в себя все области духовного производства (искусство, философию, науку и др.);

Показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властные структуры управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и др.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину - добро - красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

Теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;

Этизм, что подчиняет нравственному содержанию жизни все другие человеческие устремления;

Эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Как часто в жизни мы слышим и употребляем слово “культура” в отношении самых разных явлений. А задумывались ли вы над тем, откуда оно произошло и что означает? Конечно же, сразу на ум приходят такие понятия, как искусство, правила хорошего тона, вежливость, образованность и т. д. Далее в статье мы постараемся раскрыть смысл этого слова, а также описать, какие существуют виды культуры.

Этимология и определение

Поскольку данное понятие многогранно, то и определений у него также немало. Ну, во-первых, давайте выясним, в каком языке оно произошло и что изначально означало. А возникло оно еще в Древнем Риме, где словом “культура” (cultura) называли сразу несколько понятий:

1) возделывание;

2) воспитание;

3) почитание;

4) образование и развитие.

Как видите, практически все из них и сегодня подходят под общее определение данного термина. В Древней Греции под ним также понимали образованность, воспитание и любовь к земледелию.

Что же касается современных определений, то в широком смысле под культурой понимают совокупность духовных и материальных ценностей, которые выражают тот или иной уровень, то есть эпоху, исторического развития человечества. Согласно другому определению, культурой называется область духовной жизнедеятельности человеческого общества, которая включает систему воспитания, образования и духовного творчества. В узком смысле культурой называется степень овладения определенной областью знаний или навыками той или иной деятельности, благодаря которым человек получает возможность самовыражения. У него формируется характер, стиль поведения и т. д. Ну и наиболее употребляемое определение - это рассмотрение культуры как формы социального поведения индивида в соответствии с уровнем его образованности и воспитанности.

Понятие и виды культуры

Существуют различные классификации данного понятия. Например, культурологи выделяют несколько типов культуры. Вот некоторые из них:

  • массовая и индивидуальная;
  • западная и восточная;
  • индустриальная и постиндустриальная;
  • городская и сельская;
  • высокая (элитарная) и массовая и т. д.

Как видите, они представлены в виде пар, каждая из которых является противопоставлением. Согласно другой классификации, существуют следующие основные виды культуры:

  • материальная;
  • духовная;
  • информационная;
  • физическая.

Каждая из них может иметь свои разновидности. Некоторые культурологи считают, что вышеперечисленное - это скорее формы, а не виды культуры. Давайте рассмотрим каждую из них в отдельности.

Материальная культура

Подчинение природной энергии и материалов человеческим целям и создание новой среды обитания искусственным путем называется материальной культурой. Сюда же входят различные технологии, которые необходимы для сохранения и дальнейшего развития данной среды. Благодаря материальной культуре задается уровень жизни общества, формируются материальные потребности людей, а также предлагаются способы их удовлетворения.

Духовная культура

Верования, понятия, чувства, переживания, эмоции и представления, которые помогают установлению духовной связи между индивидами, считаются духовной культурой. К ней также относятся все продукты нематериальной деятельности людей, существующие в идеальном виде. Эта культура способствует созданию особого мира ценностей, а также формированию и удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей. Она также является продуктом общественного развития, и ее основное назначение - продуцирование сознания.

Частью данного вида культуры является художественная. Она, в свою очередь, включает в себя всю совокупность художественных ценностей, а также сложившуюся в ходе истории систему их функционирования, создания и воспроизведения. Для всей цивилизации в целом, а также для отдельно взятого индивида роль художественной культуры, которая иначе называется искусством, просто огромна. Она воздействует на внутренний духовный мир человека, его разум, эмоциональное состояние и чувства. Виды художественной культуры являются не чем иным, как разными видами искусства. Перечислим их: живопись, скульптура, театр, литература, музыка и т. д.

Художественная культура может быть как массовой (народной), так и высокой (элитарной). В первую входят все произведения (чаще всего - единичные) безызвестных авторов. Народная культура включает фольклорные творения: мифы, эпосы, легенды, песни и пляски - которые доступны широким массам. А вот элитарная, высокая, культура состоит из совокупности единичных произведений профессиональных творцов, которые известны только привилегированной части общества. Выше перечисленные разновидности - это также виды культуры. Просто они относятся не к материальной, а к духовной стороне.

Информационная культура

Основой данного вида являются знания об информационной среде: законы функционирования и способы эффективной и плодотворной деятельности в обществе, а также умение правильно ориентироваться в бесконечных потоках информации. Поскольку одной из форм передачи информации является речь, то мы желаем более подробно остановиться на ней.

Культура речи

Для того чтобы люди могли общаться друг с другом, им необходимо обладать культурой речи. Без этого между ними никогда не возникнет взаимопонимание, а значит, и взаимодействия. С первого класса школы дети начинают изучать предмет “Родная речь”. Конечно, до того, как прийти в первый класс, они уже умеют говорить и с помощью слов выражать свои детские мысли, просить и требовать у взрослых удовлетворения своих потребностей и т. д. Однако культура речи - это совсем другое.

В школе детей учат правильно формулировать свои мысли посредством слова. Это способствует их умственному развитию и самовыражению как личности. С каждым годом у ребенка появляется новый запас слов, и он уже начинает мыслить иначе: шире и глубже. Конечно же, на культуру речи ребенка, помимо школы, также могут повлиять такие факторы, как семья, двор, группа. От своих сверстников он, например, может научиться таким словам, которые называются ненормативной лексикой. Некоторые люди до конца своей жизни владеют очень скудным словарным запасом, ну, и, естественно, имеют низкую культуру речи. С таким багажом человек вряд ли сможет добиться в жизни чего-то большого.

Физическая культура

Еще одной формой культуры является физическая. К ней относится все то, что связано с телом человека, с работой его мышц. Сюда входит развитие физических способностей человека от самого рождения до конца жизни. Это комплекс упражнений, навыков, которые способствуют физическому развитию тела, ведущему к его красоте.

Культура и социум

Человек является общественным существом. Он постоянно взаимодействует с людьми. Понять человека лучше можно, если рассматривать его с точки зрения взаимоотношений с окружающими. Ввиду этого существуют следующие виды культуры:

  • культура личности;
  • культура коллектива;
  • культура общества.

Первая разновидность относится к самому человеку. Она включает его субъективные качества, особенности характера, привычки, поступки и т. д. Культура коллектива складывается в результате формирования традиций и накопления опыта людьми, объединенными общей деятельностью. А вот культура общества является объективной целостностью культурного творчества. Его структура не зависит от отдельных личностей или групп. Культура и общество, будучи очень близкими системами, тем не менее, не совпадают по смыслу и существуют хоть и друг рядом с другом, но сами по себе, развиваясь по отдельным, только им присущим законам.

В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют от­носительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Та­ким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры - это отрасли культуры, подобно тому, как в промышленно­сти существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкострое­ние, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промыш­ленность и т.д.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относи­тельно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура - такие самобытные и са­модостаточные явления, которые не принадлежат к реально сущест­вующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны от­нести к культурным типам.

Этническая культура - это культура людей, связанных общно­стью происхождения и совместного проживания (так сказать, единых по «крови и почве»). Ее основная черта - местная ограниченность, же­сткая локализация в социальном пространстве. В ней господствует сила традиции, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся от поколе­ний к поколениям на семейном или соседском уровне. Будучи необхо­димым и достаточным условием существования этноса, этническая культура перестает быть таковой применительно к существованию на­ции. Следует различать этнос и нацию, не сводя тем самым этническую культуру к национальной.

В отличие от первой, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными отношениями. Границы национальной культуры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-родовых и ло­кально-территориальных образований. Национальная культура возни­кает в силу принципиально иного способа межчеловеческой культур­ной коммуникации, прямо связанной с изобретением письменности.

Термин «тип» предполагает, что национальные культуры - рус­скую, французскую или китайскую - мы можем сравнивать и нахо­дить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяй-стенные. В таком случае латиноамериканская культура, культура по­стиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полно­стью автономными образованиями; они не являются также со­ставными частями какого-то целого. Высокая или элитарная куль­тура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выра­жения худозкественного содерзкания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнитель­ского мастерства.

Элитарная, высокая культура (elite, франц. - избранный, лучший, отборный, отборный) - культура письменная; создается преимущест­венно образованной частью общества для собственного потребления; с опережением использует художественные приемы, которые будут вос­приняты широкими слоями позже, с культурным запаздыванием; пона­чалу носит авангардный, экспериментальный характер, оставаясь чуж­дой широким массам. Ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой.

Народная культура - сфера неспециализированной (непрофес­сиональной) культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколе­ния в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совме­стных трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных действий). Соз­дается анонимными творцами, как правило, не имеющими профессио­нальной подготовки.

Массовая культура - вид "культурной индустрии", производящий культурную продукцию каждодневно в больших масштабах, рассчи­танную на массовое потребление, распространяемую по каналам, включающим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации; порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связана с формированием массового общества. Время ее воз­никновения - первая половина-середина XX в. Массовая культура предстает как культура всеобщая, космополитическая, переходящая в фазу глобальной культуры. Как правило, обладает меньшей художест­венной ценностью, чем элитарная и народная.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности пра­вил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностя­ми более общей культуры. К примеру, субкультура представляет со­бой такую разновидность господствующей (общенациональной) куль-туры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. Так, молодежная субкультура создана воз­растной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджера-ми.

Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенацио­нальной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую суб­культуру, антагонистически настроенную по отношению к господ­ствующей культуре.

К основным видам культуры мы будем относить:

Доминирующую (общенациональную, национальную или этниче­скую) культуру, субкультуру и контркультуру;

Сельскую и городскую культуры;

Обыденную и специализированную культуры. Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований,

традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, тради­ций, обычаев, присущих большой социальной группе; является частью доминирующей культуры, но имеет отличные или противостоящие черты, добавляя к ряду ценностей доминирующей культуры новые, ха­рактерные только для нее.

Контркультура - субкультура, находящаяся в конфликте с гос­подствующими ценностями с доминирующей культуры.

Сельская культура - культура крестьянства, деревенская культу­ра, характеризующаяся неравномерностью трудовой загруженности в течение года, персонификацией межличностных отношений, отсутст­вием анонимности поведения и наличием неформального контроля жизни членов локальной общности, доминированием внутриобщинной информации над официальной государственной.

Городская культура - индустриальная, урбанизированная культу­ра, характеризующаяся высокой плотностью населения, разнообразным культурным пространством, анонимностью социальных отношений, индивидуальным выбором стиля социальных контактов, равномерным трудовым ритмом.

Обыденная культура - это совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни, владение обычаями по­вседневной жизни социальной среды, в которой проживает человек (нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения). Это культура, не получившая институционального закрепления. Процесс освоения человеком обыденной культуры называется общей социали­зацией или инкультурацией личности.

Специализированная культура - сфера общественного разделе­ния труда, социальных статусов, где люди проявляют себя в социаль­ных ролях; культура, ставшая институализированной (наука, искусство, философия, право, религия).

Инкультурация - процесс усвоения традиций, обычаев, ценно­стей и норм нормам поведения в конкретной культуре; изучение и передача культуры от одного поколения к другим.

Социализация - процесс усвоения основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера в современном общест­ве.

Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Ду­ховную и материальную культуру правильнее считать комбинирован­ными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от об­щей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Раз­новидностями духовной культуры выступает художественная, а разно­видностью материальной - физическая культура.

Слово «культура» находится в списке наиболее употребляемых в современном языке. Но этот факт свидетельствует не об изученности данного понятия, а о многозначности скрывающихся за ним значений, употребляемых как в повседневной жизни, так и в научных определениях.

Более всего мы привыкли вести разговор о духовной и материальной культуре. При этом всем становится понятно, что речь идет о театре, религии, музыке, садоводчестве, земледелии и многом другом. Однако понятие культуры вовсе не ограничено только этими областями. О многогранности этого слова и пойдет речь в данной статье.

Определение термина

Понятие культуры включает в себя определенный исторический уровень в развитии общества, а также способностей и сил человека, находящих свое выражение в формах и типах организации жизни. Под этим термином мы понимаем также духовные и материальные ценности, созданные людьми.

Мир культуры, любое его явление и предмет не являются следствием природных сил. Это результат усилий, приложенных человеком. Именно поэтому культура и общество должны рассматриваться в неразрывной связи. Только это позволит понять сущность данного явления.

Основные составляющие

Все виды культуры, существующие в обществе, включают в себя три главных компонента. А именно:

  1. Понятия. Эти элементы, как правило, содержатся в языке, помогая человеку упорядочить и организовать собственный опыт. Каждый из нас воспринимает окружающий мир через вкус, цвет и формы предметов. Однако известно, что в разных культурах действительность организуется по-разному. И в этом плане язык и культура становятся неразделимыми понятиями. Человек изучает слова, которые нужны ему для ориентации в окружающем мире через усвоение, накопление и организацию своего опыта. О том, насколько тесно связаны язык и культура, можно судить по тому факту, что некоторые народы считают, что «кто» - это только человек, а «что» - это не только неодушевленные предметы окружающего мира, но и животные. И здесь стоит задуматься. Ведь люди, оценивающие собак и кошек как вещь, не смогут относиться к ним так же, как те, кто видит в животных братьев своих меньших.
  2. Отношения. Формирование культуры происходит не только через описание тех понятий, которые указывают человеку, из чего состоит мир. В этом процессе участвуют и определенные представления о том, как все предметы связаны между собой во времени, в пространстве, по своему назначению. Так, культура народа той или иной страны отличается собственными взглядами на понятия не только реального, но и сверхъестественного мира.
  3. Ценности. Этот элемент также присущ культуре и представляет собой существующие в обществе убеждения относительно тех целей, к которым необходимо стремиться человеку. В разных культурах ценности различны. И это зависит от социального устройства. Общество само делает выбор того, что для него считается ценностью, а что нет.

Материальная культура

Современная культура представляет собой довольно сложное явление, которое для полноты понятия рассматривается в двух аспектах - статическом и динамическом. Только в таком случае достигается синхронный подход, позволяющий максимально точно изучить данное понятие.

Статика приводит структуру культуры, деля ее на материальную, духовную, художественную и физическую. Рассмотрим каждую из этих категорий подробнее.

И начнем с культуры материальной. Под этим определением понимают ту среду, которая окружает человека. Ежедневно благодаря приложенному труду каждого из нас материальная культура совершенствуется и обновляется. Все это ведет к возникновению нового жизненного уровня, меняющего запросы общества.

Особенности культуры материального характера заключены в том, что ее объектами выступают средства и орудия труда, быт и жилище, то есть все то, что является результатом производственной деятельности человека. При этом выделяют несколько самых важных направлений. Первым из них является сельское хозяйство. Эта сфера включает в себя породы животных и сорта растений, выведенных в результате проведения селекционных работ. Сюда же относится и культивирование почвы. От данных звеньев материальной культуры непосредственно зависит выживание человека, так как от них он получает не только продукты питания, но и сырье, применяемое в промышленном производстве.

Также в структуру материальной культуры входят здания. Это места, предназначенные для жизни людей, в которых реализуются различные формы бытия и разнообразные занятия человека. В область материальной культуры входят и сооружения, призванные улучшать условия быта.

Для обеспечения всего разнообразия видов умственного и физического труда человек использует различные инструменты. Они также являются одним из элементов материальной культуры. При помощи инструментов люди непосредственно воздействуют на обрабатываемые материалы во всех отраслях своей деятельности – в связи, транспорте, промышленности, сельском хозяйстве и т. д.

Частью материальной культуры является транспорт и все имеющиеся пути сообщения. Сюда включают:

  • мосты, дороги, взлетную полосу аэропортов, насыпи;
  • весь транспорт – трубопроводный, водный, воздушный, железнодорожный, автомобильный гужевой;
  • железнодорожные станции, порты, аэропорты, гавани и т. п., построенные для обеспечения работы ТС.

С участием данной области материальной культуры обеспечивается обмен грузами и людьми между населенными пунктами и областями. Это, в свою очередь, способствует развитию общества.

Еще одной областью материальной культуры является связь. В нее входит почта и телеграф, радио и телефон, компьютерные сети. Связь, подобно транспорту, связывает между собой людей, давая им возможность обмениваться информацией.

Еще одной обязательной составляющей материальной культуры являются навыки и знания. Они представляют собой технологии, которые находят применение в каждой из вышеперечисленных сфер.

Духовная культура

Эта сфера основана на творческом и рациональном типе деятельности. Духовная культура, в отличие от материальной, находит свое выражение в субъективной форме. При этом она удовлетворяет вторичные потребности людей. Элементами духовной культуры являются мораль, духовное общение, искусство (художественное творчество). Одним из ее немаловажным компонентом служит и религия.

Духовная культура – это не что иное, как идеальная сторона материального труда человека. Ведь любая созданная людьми вещь изначально была спроектирована и впоследствии воплотила в себе определенные знания. А будучи призванным удовлетворять те или иные потребности человека, любой продукт становится для нас ценностью. Таким образом, материальная и духовная формы культуры становятся неразрывны друг с другом. Это особенно видно на примере любого из произведений искусства.

В связи с тем, что материальный и духовный виды культуры имеют столь тонкие различия, существуют критерии для точного отнесения того или иного результата деятельности к той или иной сфере. Для этого используется оценка предметов по их непосредственному назначению. Вещь или явление, призванные удовлетворять вторичные потребности людей, относят к культуре духовной. И напротив. Если предметы необходимы для удовлетворения первичных или биологических потребностей человека, то их относят к культуре материальной.

Духовная сфера имеет сложный состав. В нее входят такие виды культуры:

Нравственная, включающая в себя этику, мораль и нравственность;

Религиозная, в составе которой находятся современные учения и культы, этнографическая религиозность, традиционные деноминации и конфессии;

Политическая, представляющая традиционные политические режимы, идеологию и нормы взаимодействия субъектов политики;

Правовая, в составе которой находится законодательство, судопроизводство, законопослушание и исполнительная система;

Педагогическая, рассматриваемая как практика и идеалы воспитания и образования;

Интеллектуальная в виде науки, истории и философии.

Стоит иметь в виду, что учреждения культуры, такие как музеи и библиотеки, концертные залы и суды, кинотеатры и учебные заведения, также относятся к духовному миру.

Данная сфера имеет и еще одну градацию. В нее входят такие области:

  1. Проективная деятельность. Она предлагает чертежи и идеальные модели машин, конструкций, технических сооружений, а также проекты социальных преобразований и новых форм политической системы. Все, что при этом создано, обладает величайшей культурной ценностью. На сегодняшний день проективная деятельность классифицируется в соответствии с создаваемыми ею объектами на инженерно-техническую, социальную и педагогическую.
  2. Совокупность познаний об обществе, природе, человеке и его внутреннем мире. Знания – это важнейший элемент духовной культуры. Причем наиболее полно их представляет научная сфера.
  3. Ценностно-ориентированная деятельность. Это третья область духовной культуры, находящаяся в непосредственной связи со знаниями. Она служит для оценки предметов и явлений, наполняя мир человека значениями и смыслами. Данная сфера подразделяется на такие виды культуры: моральную, художественную и религиозную.
  4. Духовное общение людей. Оно происходит во всех формах, определяемых предметами коммуникаций. Душевный контакт, существующий между партнерами, в процессе которого осуществляется обмен информацией, является величайшей культурной ценностью. Однако подобное общение происходит не только на личностном уровне. Результаты духовной деятельности общества, составляющие его накопленный за долгие годы фонд культуры, находят свое выражение в книгах, речи и произведениях искусства.

Общение людей друг с другом крайне важно для развития культуры и общества. Именно поэтому его стоит рассмотреть немного подробнее.

Общение человека

Понятие культуры речи определяет уровень духовного развития человека. Кроме того, она говорит о ценности духовных достояний общества. Культура речи – это выражение уважения и любви к своему родному языку, непосредственно связанному с традициями и историей страны. Главными элементами данной сферы являются не только грамотность, а также соблюдение общепризнанных норм литературного слова.

Культура речи включает в себя правильное использование и многих других средств языка. Среди них: стилистика и фонетика, лексика и т. д. Так, по-настоящему культурная речь не только правильна, но и богата. А это зависит от лексических познаний человека. Для того чтобы повышать культуру речи, важно постоянно пополнять свой словарный запас, а также читать произведения различных тематических и стилистических направлений. Такая работа позволит изменить направление мыслей, из которых и формируются слова.

Современная культура речи – это понятие весьма обширное. Оно включает в себя не только лингвистические способности человека. Эту сферу невозможно рассматривать без общей культуры личности, имеющей свое собственное психологическое и эстетическое восприятие людей и окружающего мира.

Общение для человека – один из важнейших моментов его жизни. А для создания нормального коммуникативного канала каждому из нас необходимо постоянно поддерживать культуру своей речи. В данном случае она будет заключаться в вежливости и внимательности, а также в умении поддерживать собеседника и любой разговор. Культура речи сделает общение свободным и легким. Ведь она позволит высказать свое мнение, никого при этом не обидев и не задев. В грамотно подобранных, красивых словах содержится мощь посильнее физической силы. Речевая культура и общество находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Ведь в уровне языковой духовной сферы находит отражение образ жизни всего народа.

Художественная культура

Как уже было сказано выше, в каждом из конкретных объектов окружающего мира одновременно присутствуют две сферы – материальная и духовная. Это можно сказать и о художественной культуре, которая основана на творческом, иррациональном типе деятельности человека и удовлетворяет его вторичные потребности. Что же породило данное явление? Способность человека к творчеству и эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира.

Художественная культура является неотъемлемым элементом духовной сферы. Ее основная суть заключается в отображении общества и природы. Для этого используются художественные образы.

Данный вид культуры включает в себя:

  • искусство (групповое и индивидуальное);
  • художественные ценности и произведения;
  • учреждения культуры, обеспечивающие ее распространение, развитие и сохранение (демонстрационные площадки, творческие организации, образовательные учреждения и т. д.);
  • духовную атмосферу, то есть восприятие обществом искусства, государственную политику в этой сфере и т. д.

В узком смысле художественная культура выражена графикой и живописью, литературой и музыкой, архитектурой и танцем, цирком, фотографией и театром. Все это объекты профессионального и бытового искусства. В рамках каждого из них создаются произведения художественного характера – спектакли и фильмы, книги и картины, скульптуры и т. д.

Культура и искусство, являющееся ее составной частью, способствуют передаче людьми своего субъективного видения мира, а также помогают усвоению человеком опыта, накопленного социумом, и правильному восприятию коллективных установок и нравственных ценностей.

Духовная культура и искусство, в котором представлены все ее функции, являются важной частью жизни общества. Так, в художественном творчестве присутствует преобразовательная деятельность человека. Передача информации отражается в культуре в форме потребления человеком произведений искусства. Ценностно-ориентировочная деятельность служит для оценки творений. Искусство открыто и для познавательной деятельности. Последняя проявляется в виде специфического интереса к произведениям.

К художественной относят и такие формы культуры как массовая, элитарная, народная. Сюда же входят эстетическая сторона правовой, экономической, политической деятельности и многое другое.

Мировая и национальная культура

Уровень материального и духовного развития общества имеет еще одну градацию. Его выделяют по его носителю. В связи с этим и существуют такие основные виды культуры как мировая и национальная. Первая из них представляет собой синтез самых лучших достижений народов, проживающих на нашей планете.

Мировая культура разнообразна в пространстве и времени. Она практически неисчерпаема в своих направлениях, каждое из которых поражает богатством форм. На сегодняшний день это понятие включает в себя такие виды культур как буржуазная и социалистическая, развивающихся стран и т. д.

Вершиной уровня мировой цивилизации являются успехи в области науки, разработанные новейшие технологии, свершения в искусстве.

А вот национальная культура является высшей формой развития культуры этнической, которую по достоинству оценивает мировая цивилизация. Сюда входит совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа, а также практикуемые им способы взаимодействия с социальным окружением и природой. Проявления национальной культуры можно отчетливо увидеть в деятельности общества, его духовных ценностях, моральных нормах, особенностях образа жизни и языка, а также в работе государственных и социальных институтов.

Виды культур по принципу распространения

Существует еще одна градация материальных и духовных ценностей. По принципу их распространения выделяются: доминирующая культура, субкультура и контркультура. К первой из них относят совокупность обычаев, верований, традиций и ценностей, которыми руководствуется основная масса членов общества. Но в то же время любая нация включает в себя множество групп национального, демографического, профессионального, социального и другого характера. У каждой из них формируется собственная система правил поведения и ценностей. Подобные малые миры относят к субкультурам. Эта форма может быть молодежной и городской, сельской, профессиональной и т. д.

Субкультура может отличаться от доминирующей манерами поведения, языком или взглядами на жизнь. Но эти две категории никогда не противостоят друг другу.

Если же какой-либо из малых культурных слоев находится в конфликте с теми ценностями, которые доминируют в обществе, то его называют контркультурой.

Градация материальных и духовных ценностей по уровню и истокам

Помимо перечисленных выше выделяют такие формы культуры как элитарная, народная и массовая. Подобная градация характеризует уровень ценностей и их создателя.

Например, элитарная культура (высокая) является плодом деятельности привилегированной части общества или профессиональных творцов, работавших по ее заказу. Это так называемое чистое искусство, которое опережает по своему восприятию все существующие в обществе художественные продукты.

Народную культуру, в отличие от элитарной, создают анонимные творцы, у которых нет профессиональной подготовки. Именно поэтому данный вид культуры порой называют любительским или коллективным. В данном случае применим и такой термин как фольклор.

В отличие от двух предыдущих видов, массовая культура не является носителем ни духовности народа, ни изысков аристократии. Наибольшее развитие этого направления началось с середины 20 в. Именно в данный период началось проникновение средств массовой информации в большинство стран.

Массовая культура неразрывно связана с рынком. Это искусство для каждого. Именно поэтому оно учитывает запросы и вкусы всего общества. Ценность массовой культуры несравненно ниже, чем элитарной и народной. Она удовлетворяет сиюминутные запросы членов общества, быстро реагируя на каждое событие в жизни народа и отражая его в своих произведениях.

Физическая культура

Это творческий, рациональный тип деятельности человека, выраженный в телесной (субъективной) форме. Основным его направлением является укрепление здоровья с одновременным развитием физических способностей. В состав этой деятельности включают:

  • культуру физического развития от общеоздоравливающих упражнений до профессионального занятия спортом;
  • рекреационную культуру, поддерживающую и восстанавливающую здоровье, в которую входят туризм и медицина.


Рассказать друзьям