Описание картины ф п решетникова. Картина "Опять двойка" Решетникова Федора Павловича

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Первые уроки в рисовании Фёдор Павлович получил ещё в свои детские годы. Молодым юношей ему выпала удача поучаствовать в походе в Арктику на судне «Челюскин». Художник сделал множество великолепных рисунков заснеженных красот, находясь в той самой экспедиции.

Ф.П. Решетников участвовал в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в том числе в защите Севастополя и освобождении Крыма. После окончания войны Фёдор Павлович рисовал детей, чаще подростков. Такими работали являются: «Прибыл на каникулы», «За мир» и «Опять двойка!». Эти картины были отмечены бронзовой на международной арт- , которая проходила в Брюсселе.

О картине "Опять двойка"

В 1952 г. художник Решетников на своём полотне изобразил целую семью: мать и троих её детей, один из них – это школьник, который только что пришёл домой. На одной стене виден отрывной календарь, а возле дверей – часы-ходики. Картина повествует о семейной бытовой обстановке, характерной для большинства семей 1950-х.

Герой картины – десятилетний подросток. По внешнему виду заметно, что он вовсе не спешил после своих школьных занятий домой, а довольно долго ещё гулял на улице и катался на коньках со сверстниками. На мальчике зимнее пальто, оно распахнуто, потому как на нём нет нескольких пуговиц. Вероятно, они оторвались. В своей руке он держит портфель изрядно потрёпанный и перевязанный, не исключено, что школьник использовал его в качестве мяча либо санок и не один раз. Коньки выглядывают из-под его портфеля. Свидетельство продолжительной прогулки на улице мальчика – его растрепавшиеся волосы, красные уши, румянец на щеках, что бывает от крепкого .

Он огорчён, его голова опушена, взгляд устремлён в пол. Мальчик всем своим видом показывает, как он переживает из-за двойки, полученной уже в который раз. Для него эта ситуация не нова, он знает, что нужно делать. Ученик уже много раз давал обещание своей матери, что будет делать все домашние задания, что задают в школе. Подросток так заигрался, что совсем забыл про уроки. Дни зимой намного короче, он долго играл в снежки с дворовыми ребятами, стало темнеть, и он пришёл домой. Ученику не охота было идти домой, т.к. он знал, что мать снова будет его ругать за двойку.

Единственный, кто рад видеть мальчика – это его белый пёс с рыжими пятнами. Он прыгнул на молодого хозяина и упёрся своими передними лапами в его грудь, попытался лизнуть. Собака радостно виляет хвостом, желая поиграть с мальчиком.

В комнате тихо. Слышны редкие тяжёлые вздохи матери. Она сидит за обеденным столом, её руки лежат на коленях. Кажется, что она только-только отвлеклась от своих домашних дел, коих у неё много. Увидев своего сына- с неопрятной внешностью, она понимает, что сынок пришёл с улицы, где долго играл с ребятами, забыв про уроки. Мать не видит, что её сын раскаивается о плохой отметки, полученной совсем недавно. Из-за того, что в комнате находятся мать и старшая сестра, он делает грустный вид. Женщина очень устала, у неё, кажется, нет сил, чтобы оказать влияние на своё чадо и заставить его учиться более прилежно в школе. Во взгляде женщины читается тоска и грусть.

Возле женщины находится младший брат школьника-двоечника, который сидит на детском велосипеде. Дошколёнок ехидно и злорадно улыбается. Он доволен, что в этот раз не его за проказы, а кого-то другого.

По картине «Опять двойка» Решетникова Ф. П. Проблематика произведения довольно проста и знакома каждому, поэтому обычно проблем у школьников с этой работой не возникает. Тем более что сочинение пишется в 5-м и 6-м классах. Итак, попробуем составить план, который подойдет для детей любого возраста.

Ф. Решетников, сочинение по картине «Опять двойка»: план

Для начала нужно составить план, который поможет в написании:

  • История создания, возможность лучше понять обстановку и характеры персонажей.
  • Описание фона.
  • Образы героев: сначала главного, затем второстепенных.
  • Основная мысль.
  • Подведение итогов.

История создания

В 1952 году была написана картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка». Сочинение лучше начать с описания изначальной задумки художника. Решетников хотел изобразить отличника, рассказывающего матери об очередной полученной пятерке. Чтобы найти натурщика, художник отправился в школу. Здесь ему разрешили посидеть на одном из уроков. Но дети волновались, и даже отличник в смущении не смог решить задачу. Он растерянно крутил мел в руках. Так возникла идея изобразить двоечника у доски. С этого момента начались поиски учителя-натурщика, а точнее учительницы, ведь в школе чаще работают женщины. Художник даже сделал несколько набросков картины с этим сюжетом.

Но и этот вариант не удовлетворил Решетникова, он казался скучным. Тогда пришла идея перенести действие в семью, так как неудача в учебе - это удар по всем ее членам. Для каждого персонажа художник искал реального натурщика, а затем делал множество рисунков-эскизов.

Своего главного героя он нашел во дворе на футбольной площадке. Вихрастый лопоухий мальчик как никто подходил на роль двоечника. Работа закипела. Он первым оказался на полотне, затем появился пес, мама, сестра и младший братик.

Описание обстановки

Продолжаем описанием обстановки сочинение по картине «Опять двойка». Решетников изображает простую советскую семью. Следовательно, и обстановка в квартире самая обычная для тех лет. С момента окончания войны прошло всего семь лет (картина писалась в 1952-м), страна уже начала восстанавливаться, поэтому, несмотря на небогатую обстановку, семья не бедствует.

Возраст детей - 12, 8 и 4 года - говорит о том, что их отец вернулся с войны живым, так как родился третий ребенок. За окном светло, а время зимнее, значит, еще день. Из чего можно сделать вывод, что глава семейства на работе, а мать занимается хозяйством, следит за порядком - дома чистота и уют. Отец зарабатывает достаточно, чтобы прокормить всех отпрысков, так как у мальчика есть велосипед, дети опрятно одеты, собака также не выглядит голодной. Из всего вышесказанного можно заключить, что двоечник живет в хорошей благополучной семье, у него заботливые и работящие родители. Оттого мальчику так стыдно - он разочаровал их своим поведением.

Образ главного героя

Должно быть посвящено центральному персонажу сочинение по картине «Опять двойка» (Решетников). Мальчик стоит, понурив голову, волосы его взъерошены, уши и щеки раскраснелись. В руках он держит растрепанный портфель, повязанный веревкой, из которого выглядывают коньки. Состояние рюкзака говорит о небрежном отношении мальчика к вещам. Коньки указывают на то, что он не пошел домой сразу после школы, а отправился с друзьями на каток. Такой поступок мог быть вызван желанием отсрочить наказание или же стыдом.

По одежде видно, что герой только вошел в квартиру, даже не успел раздеться, но всем сразу стало понятно, что из школы он вернулся с дурными вестями. Следовательно, это не в первый раз. Такое предположение подтверждает и название картины.

Примечательно поведение собаки. Она радостно бросается приветствовать маленького хозяина. Видимо мальчик очень хорошо к ней относится. Поэтому мы можем сказать, что наш герой добрый малый. Он не хулиган, просто безответственный и совестливый сорванец. Весь вид его говорит о раскаянии. Мальчик не хотел расстроить маму и ни со зла или вредности не подготовился к уроку. Скорее, это вышло из-за легкомыслия.

Остальные персонажи

Одну из ключевых ролей отвел матери мальчика Решетников («Опять двойка»). Описание картины (сочинение) невозможно без характеристики этого персонажа. Волосы ее собраны под косынку, поверх платья надет фартук, видимо, готовила обед до прихода сына. Важно и то, что она сидит - это говорит об усталости. Дома чисто, следовательно, часто делается уборка. На подоконнике цветок, стол накрыт скатертью - мать пытается создать уют. Взгляд ее полон немой усталой укоризны. Женщина не злится, она просто расстроена и разочарована. Со своей стороны она сделала все, чтобы обеспечить детям комфортную жизнь, и не может понять, чего еще не хватает сыну.

У стола стоит старшая сестра нашего героя. Девочка опрятно одета, ее портфель в полном порядке. Из него она достает тетради и учебники, видимо, собирается делать домашнюю работу. На шее у девочки ярко-красный пионерский галстук, она явно учится на отлично. На брата сестра смотрит строго, ее взгляд не такой мягкий, как у матери. Она полная противоположность брату. Девочка злится не только потому, что младший плохо учится, но и оттого, что он этим причиняет боль матери. Малыш, веселый и беззаботный, катается на велосипеде. Он не понимает серьезности происходящего.

Основная мысль

Сочинение по картине Ф. Решетникова «Опять двойка» должно раскрыть основную идею произведения. Настроение полотна можно понять по блеклой цветовой гамме, единственное яркое пятно - пионерский галстук. Что касается остальных членов семьи, то до появления двоечника, каждый из них был занят своим делом. Мать готовила, сестра собиралась сесть за уроки, а братишка катался по квартире. Но приход мальчика словно остановил мирное течение их жизни. Таким образом, картина учит детей тому, как безответственное отношение к учебе может расстроить родных и близких людей. Заставляет задуматься о своем поведении и том, как сами они относятся к школьным занятиям.

Как написать хорошее заключение

Сочинение на тему «Опять двойка» (картина Решетникова) должно оканчиваться небольшим выводом, в котором нужно высказать свое мнение о данном полотне и той проблеме, которую оно затрагивает. При этом необходимо помнить, что это ваше личное мнение, и нет никакого «правильного» ответа. Вы можете осудить или поддержать героя. Главное, обосновать свое суждение.

Начать писать заключение можно со слов «я считаю», «я думаю», «я согласен/не согласен» и проч. Далее сформулируйте мысль, например, «мальчик повел себя скверно, у него были все условия для того, чтобы хорошо учиться…». А в конце можно рассказать, как бы вы повели себя на месте нашего персонажа. Сочинение по картине «Опять двойка» Решетникова написать довольно просто, если следовать представленному здесь плану.

Федор Павлович Решетников - талантливый советский живописец. Многим известны его жанровые картины на темы Великой Отечественной войны, пейзажи, портреты и шаржи. Особое место в его творчестве занимает тема детства и семьи, которая позволила художнику приобрести славу увлекательного рассказчика историй о повседневной жизни простых советских людей. А самой узнаваемой и многими любимой картиной из этого цикла является «Опять двойка».

Чтобы написать это произведение, Решетников часто бывал на уроках в московских школах. Ему было интересно наблюдать за реакцией и эмоциями учеников, которые были не очень прилежны в учебе. И не менее интересно было попытаться представить и отобразить на полотне то, как таких горе-учеников встречают дома.

Для того, чтобы написать образ главного героя этой картины, художнику позировали по очереди четыре простых дворовых мальчика, которым он не сразу сказал, что будет писать с них двоечника. Поэтому можно сказать, что это собирательный образ нерадивого ученика. Картина «Опять двойка» - не просто жанровая зарисовка. Это целая история, которая открывается перед зрителями. У неё есть своя предыстория и, наверняка, будут определенные последствия.

Прекрасным зимним днем мальчик пришел домой из школы. Судя по всему, он ученик городской начальной школы. На вид ему лет восемь-девять, щупленький, белобрысый, коротко стриженый и, вероятно, шустренький. Дома его встречают мама, старшая сестра и младший брат. Уроки давно закончились, деревянные ходики на стене показывают уже четвертый час дня, а он только явился. Как тяжело ему было переступить порог дома! Это досадное чувство на душе ему знакомо - двойку в школе пришлось получить не в первый раз. И он, наверное, изо всех сил старался оттянуть этот неприятный момент, гулял, как обычно, на улице с друзьями-товарищами. В этом можно не сомневаться. Он держит в руках старый кожаный видавший виды портфель, который в теплую погоду служил ему в качестве футбольного мяча, а зимой на нем так удобно съезжать с ледяной горки. Поэтому и замок у него сломался, да и сам он поистрепался до такой степени, что пришлось перевязать его длинной прочной веревкой, чтобы учебники и тетради не рассыпались по дороге. А сегодня из портфеля, так предательски выглядывают коньки! Как весело было на них скользить по замерзшему пруду, когда лицо обжигает легкий морозец! Щёки мальчика слегка раскраснелись, а вот уши пылают, наверняка, от стыда: ведь теперь надо держать ответ перед мамой. Герой ещё не успел раздеться с улицы. На нем длинное, ниже колен, зимнее коричневое пальто с меховым воротничком. Верхние пуговицы расстегнулись. На мальчике темно-синяя школьная форма, а на ногах сапожки или валеночки с новенькими, блестящими, словно лакированными, галошками. Вот он вошел в комнату и встал, понурый, в ожидании упреков. Весь его внешний вид изображает трагизм ситуации: он слегка опустил свою светлую взъерошенную голову, взгляд грустных темных глаз устремлен вниз - он не смеет взглянуть на своих родных, лоб сморщился, брови сдвинулись, губы сложились бантиком, щеки чуть надулись, а плечи безвольно опустились, будто на них положили невидимый тяжкий груз. В очередной раз члены семьи услышат его виноватую речь: «Сам не понимаю, как так получилось…. Мне очень стыдно. Я так больше не буду, я исправлюсь». Композиционно картина построена так, что главный герой уже стоит в углу, правда, пока ещё картины. Все остальные герои этого сюжета расположены в глубине комнаты. Поэтому невольно внимание приковано именно к нерадивому ученику.

Мама детей - молодая простая советская женщина. Она уже пришла с работы, переоделась в домашнюю одежду и хлопотала по хозяйству. На ней полосатый коричнево-оранжевый передник, на голове по-простому завязан темно-синий с небольшим желтым рисунком платок, чтобы волосы не мешали заниматься делами. Она заботливая мама и хорошая хозяйка: все дети опрятно одеты, а в доме чистота и порядок. Когда сын вошел в квартиру, ей пришлось оторваться от домашних дел. Она сразу поняла по его внешнему виду, что хороших новостей ждать не приходится, и в расстройстве присела на стул у большого обеденного стола. Её руки сложены на коленях и сцеплены в замок. Она с грустью смотрит на горе-ученика, её губы плотно сжались в тонкую линию. В который раз она спрашивает сына: «Ну и что мне с тобой делать, горе ты мое луковое?».

Старшая сестра - серьезная девочка, примерная ученица среднего звена, пионерка. Она выучила все уроки на завтра и собирает в новенький портфель учебники и тетради. На ней опрятная школьная коричневая форма с повседневным черным фартуком, на шее - алый пионерский галстук. Волосы аккуратно заплетены синими лентами в две тугие косички. Она стоит у обеденного стола с открытым учебником и, склонив голову набок, укоризненно смотрит на своего младшего брата. В её глазах решительное осуждение и непонимание: «Ну что - опять двойка? Как же так можно безответственно относиться к учебе? Сколько ты ещё будешь расстраивать маму своими оценками?».

Младший братишка главного героя ещё не ходит в школу и ему неведомы учебные проблемы. Он весело катается по квартире на новеньком двухколесном велосипеде. На нем широкие коричневые домашние брючки, бело-голубой свитерок, из-под которого выглядывает светлая рубашка, на ногах домашние тапочки. Его забавляет сложившаяся ситуация. Он знает, что сейчас его старшему брату достанется, как бывало уже не раз. С детской непосредственностью и интересом он смотрит на него и улыбается: «Эх, попадет тебе сейчас!».

Единственный, кто с радостью встречает мальчика из школы, - это верный пес. Дворняжка светлого окраса с большими коричневыми пятнами бросилась встречать своего маленького хозяина, стала запрыгивать на него лапами и вилять хвостом. Она целый день его ждала, наконец-то дождалась и теперь уверена, что сейчас они вместе пойдут на улицу гулять, бегать по сугробам, как вчера.

Живет семья главного героя просто, в относительном, по советским меркам, достатке. Большая двухкомнатная квартира. В светлой детской комнате на окне стоит модный по тем временам цветок фикус, на стене - огромная карта мира. В парадной комнате, где происходит основное действие, на полу постелен пусть старенький и вытертый, но настоящий шерстяной узорчатый ковер. На стене висят деревянные ходики, в углу стоит швейная машинка, на которой по ночам мама при свете настольной лампы шьет детям одежду. Есть деревянный буфет. На темно-синих стенах развешаны репродукции с картинами. Интересно, что на одной из них - работа самого Ф.П. Решетникова, выполненная им несколькими годами раньше. Называется она «Прибыл на каникулы». Только сюжет этой картины более жизнерадостный: на ней мальчик-курсант прибыл домой и бодро, с задором отчитывается перед своим дедушкой за успешную учебу. Наверное, это намек всем нерадивым ученикам: вот к чему надо всем стремиться, постигая азы науки.

Мне очень нравится эта картина, ведь художник так точно сумел отобразить эмоции и главного героя, и членов его семьи. Этот запечатленный сюжет такой трогательный, простой и всем понятный. Жаль нерадивого ученика. Хочется верить, что это - его последняя двойка, и дальше его учеба пойдет на лад.

Ф. П. Решетников - чрезвычайно талантливый художник. Его картины очень яркие и реалистичные. Они проникнуты особой теплотой и искренностью. Детская тема в творчестве художника занимает значительное место. Это: "Достали языка", "На побывку", "За мир", "Прибыл на каникулы". Особо выделяется картина "Опять двойка". Решетников создал запоминающееся и интересное произведение.

Решетников Федор - художник яркий и самобытный, необычайно даровитый. Он относится к представителям социалистического реализма. Родился Федор 15 (28) июля 1906 года в с. Сурско-Литовском (Украина). Его отец был иконописцем, поэтому тяготение к искусству живописи было заложено в нем с самого рождения. В три года мальчик остался сиротой. Его воспитанием занимался старший брат Василий, который бросил Киевское художественное училище ради семьи. Во второй половине 20-х годов Решетников Федор Павлович поступил на Московский художественный факультет рабфака. В период 1929-1934 годов он учился в высшем художественно-техническом институте. В студенческую пору большое влияние на его творчество оказали Кукрыниксы. Уже в это время Решетников был известен как мастер графического шаржа. Он был активным пропагандистом системы социалистического реализма. Иные художественные направления не принимал, вел с ними борьбу. Федор Павлович скончался 13 декабря 1988 года. Его могила расположена в Москве на Ваганьковском кладбище.

Многогранный талант художника

Благодаря своему таланту он отправился в полярные экспедиции на ледоколах "Сибиряков" (1932) и "Челюскин" (1933-1934) в качестве художника-репортера. Большой успех имели его работы с этих мест. Он обладал особым даром в области сатиры. Являясь превосходным карикатуристом, Решетников Федор Павлович сотворил значительное количество талантливых скульптурных шаржей. Часть его работ располагается в Третьяковской галерее. Известен он также и как создатель композиций академического бытового жанра в области В этом плане наблюдается тесная связь работ Федора Павловича с творениями художников-передвижников. Решетников создал удивительные картины в "пленэрном" пейзаже. Однако эти произведения остались неизвестными для широкой публики.

Педагогическая деятельность. Звания, премии, награды

Федор Павлович занимался С 1953 по 1957 он преподавал в МГХИ имени В. И. Сурикова. С 1956 по 1962 годы работал в педагогическом институте имени В. И. Ленина в Москве. За свою плодотворную творческую деятельность Решетников был удостоен высоких званий и премий. В 1949 году за картины "Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин" и "Прибыл на каникулы" он получает звание лауреата Сталинской премии 2-й степени. В 1951 году за картину "За мир!" был награжден 3-й степени. В 1974 году он получает высокое звание Народного художника СССР.

Секрет успеха творчества Решетникова

Яркие произведения художника очень запомнились советскому зрителю. Смотря на картины Федора Решетникова сейчас, мы словно переносимся в прошлое, сквозь них чувствуется дух того времени. Совершенно не удивительно, почему его картины завоевали широкую популярность. Они проникнуты особой теплотой и искренностью. Художник много внимания уделяет деталям в изображении людей. Перед тем того или иного человека, он пристально его рассматривает, отмечает для себя индивидуальные и ярко выразительные черты каждого из них. Поэтому его портретный жанр невероятно успешен. Картины Федора Решетникова воплощают цельность мировоззрения художника-реалиста. В его пейзажах и портретах чувствуется большая любовь к родине, верность собственным принципам и убеждениям. Одновременно с этим мастеру присуща необыкновенная острота взгляда, замечательное чувство наблюдательности и юмора. В связи с этим раскрылась еще одна сторона его творческого дарования. Решетников, помимо успешной деятельности в области живописи и графики, преуспел в создании превосходных скульптурных композиций сатирически-юмористического характера.

Детская тема в творчестве художника

В период Великой Отечественной войны им была создана "Достали языка" (1943). Поводом к ее написанию послужил один случай. Как-то раз он прибыл из Севастополя в Москву и увидел, как дети на улице играют в войну. Его это заинтересовало, и он остановился посмотреть на ребятишек. Никто из них не соглашался быть в роли "фашиста". На эту удочку попадались только малыши, которые ничего не понимали в политике. "Фрицев" хорошенько колотили ребята, быстро вошедшие в роль. Решетникова заинтересовал этот сюжет, и он написал картину "Достали языка". Она открыла детскую тематику в его творчестве, ставшую одной из главных в послевоенный период. Также им были созданы такие произведения: "На побывку" (1947), "За мир" (1950) и, возможно, самая популярная картина - "Опять двойка". Решетников ее написал в 1952 году.

Сюжет еще одной картины - "Прибыл на каникулы" (1948) - также взят из повседневной жизни.

После окончания Великой Отечественной войны Федор Павлович часто видел, как суворовцев встречают родственники. Все счастливые и довольные шли домой, а мальчишки бодро шагали. Решетников представлял, как один из них возвращается в родной уголок и докладывает по всей форме деду (кадровому военному): "Прибыл на каникулы!" Парень очень гордится тем, что он уже маленький солдат. Дед весь стоит "навытяжку", принимая рапорт от любимого внука. Сценка имеет несколько шутливый и одновременно серьезный характер.

Ф. Решетников, "Опять двойка". История создания

Изначально художник хотел написать картину про круглого отличника, который сообщает маме об очередной пятерке. В поисках такого ученика Федор Павлович отправился в школу. Учителя посадили художника на "галерку", откуда он внимательно за всеми наблюдал и потихоньку зарисовывал. Дети явно смущались и немного волновались, так как подумали, что этот мужчина пришел из гороно с проверкой. Учитель вызвал к доске одного отличника и дал решить ему абсолютно несложную задачу. Но мальчик очень растерялся, не мог сосредоточиться и решить заданный пример. Из класса учащиеся ему шептали подсказки, но из-за испуга он их совершенно не понимал. Он опустил голову и молча стоял с мелом в руках. И тогда родилась у художника новая тема, и появилась картина "Опять двойка". Решетников сделал главным героем парнишку неглупого и живого.

Как создавалась картина?

Сначала мастер решил нарисовать учителя мужского пола. Но так как в школе работают практически одни женщины, то нарисовал учительницу. Но первоначальный набросок художнику не понравился. Ему он показался неинтересным и скучным. Потом у него возникла идея перенести место действия: из школьного класса - в дом. Ведь плохая отметка - это неприятное событие для всей семьи. Прежде чем появилась картина "Опять двойка", Решетников создал немалое количество подготовительных рисунков. Федор Павлович тщательно подбирал натурщиков для своей композиции. Главным героем стал мальчик-вратарь, которого он встретил во дворе. Еще одним важным персонажем стал пес. Чтобы он стоял на задних лапах, художник купил ему колбасы, а хозяин кормил его, пока тот рисовал. В заключительных эскизах появилась мать, старшая сестра и младший братик.

Ф. П. Решетников, "Опять двойка" (описание)

На переднем плане картины изображен мальчик с и опущенной головой. Его опечаленый вид связан с полученной в школе двойкой. Он знает, что его сейчас будут ругать, поэтому он очень расстроен. Из его портфеля предательски выглядывает причина плохой отметки - это коньки, которыми школьник увлекся. Его верный дружок чувствует, что маленький хозяин чем-то огорчен. Виляя хвостиком, он бросился к парнишке, всем своим видом показывая, что жалеет его. Чуть поодаль сидит разочарованная мать, которой очень неприятно, что ее сын получил очередную плохую отметку. Рядом с ней изображен маленький братишка на велосипеде. Он не совсем понимает, что происходит. Он просто доволен, что старший брат вернулся из школы и сейчас с ним поиграет. На заднем плане изображена сестра. Ее строгий и осуждающий взгляд невозможно не заметить. Ей непонятно, почему мальчишки так безответственно относятся к учебе. Нарисованы настенные часы, окно и дверь в комнату. Вот и вся картина "Опять двойка". Решетников не только в этой композиции, но и в других произведениях изображал мальчишек увлеченными непоседами, из которых непременно вырастут настоящие мужчины.

Таким образом, Федор Павлович Решетников - личность яркая, самобытная и необычайно даровитая. Это был превосходный художник, карикатурист и скульптор. Из существующих направлений его волновал Значительное место занимает детская тема в его творчестве. Это картины "Достали языка", "На побывку", "За мир", "Опять двойка" и многие другие.

Большинство как советских, так и современных школьников получали задание по литературе - написать сочинение по картине «Опять двойка». Решетников Федор Павлович, создавший это полотно, был довольно известным художником. Его картины известны многим со школьной скамьи.

Как создавалась картина

История картины «Опять двойка» очень интересна. Изначально художник имел совсем другой замысел. Его желанием было описать советского ученика, то отнюдь не двоечника, а, наоборот, отличника. Решетников даже посещал школы, наблюдая за поведением детей. Но однажды выбранный для описания отличник получил неудовлетворительную оценку. Мастеру понравилась необычная реакция ребенка. Таким образом родился замысел известной нам картины.

В середине прошлого века, в 1952 году, рождается всем нам известное полотно «Опять двойка». Изображенный на ней школьник являлся типичным лоботрясом того времени. Советские ученики знали, что на него равняться нельзя. Вообще, это было смелым по тем временам решение - изобразить на полотне двоечника, а не отличника.

По мотивам этой картины создана серия в известном детском киножурнале, который смотрели все советские ребята, - «Ералаш».

Непритворная печаль

Начать сочинение по картине «Опять двойка» (Решетников Ф.П) стоит с описания главного героя. Мальчишка пришел домой после школы очень грустным. По его лицу вся семья прочитала, что он снова сегодня провинился. Ребенок с печальным лицом отворачивается от родных, кажется, что ему очень стыдно. Но что мы увидим, приглядевшись к нему? Мальчик держит в руке портфель, в котором лежат коньки. Вероятно, он после школы совсем не грустил, а весело проводил время с друзьями. Розовые щеки ребенка пылают совсем не от стыда, а от подвижных игр на улице в зимнее время. На это указывает и перевязанный веревкой портфель. Вероятно, он служил мальчишке санками на горке. Но раскаявшееся лицо мальчика говорит об обратном - ему очень стыдно, и это непревзойденно изобразил Ф. Решетников. «Опять двойка» - картина, заставляющая школьников задуматься над своим поведением.

Сестра-пионерка

Вся семья собралась возле парнишки. Каждый из них по-своему оценивает поведение. Самой строгой оказалась старшая сестра. На ней а значит, с учебой у девочки все в порядке. В отличие от брата, школьница уже давно пришла домой и успела выполнить домашнее задание. Описание этого момента должно содержать в себе сочинение по картине «Опять двойка». Решетников бесподобно изобразил эмоции на лице старшей сестры. Девочка не просто злая, она возмущена поступком брата. Ей, пионерке, стыдно за него. При этом она понимает, что парнишка, получив двойку, не пошел тут же домой, а отправился развлекаться. Возможно, именно ее мальчик боится больше собственной матери.

Руки опускаются…

Мама до прихода сына занималась домашними делами. Об этом говорит надетый на ней фартук и косынка. Она с сожалением смотрит на сына. Наверное, ей бы так хотелось, чтобы он наконец принес отличную оценку, а вовсе не двойку. Ее усталый взгляд превосходно изобразил художник Решетников.

Картина «Опять двойка», сочинение по которой нам приходится писать, будет содержать портретную характеристику матери. Ее руки уже опускаются, она не знает, как повлиять на своего ребенка. Но в тоже время в ее взгляде совсем нет злобы. Она очень любит сына и, наверное, надеется, что он повзрослеет и возьмется за учебу.

Искренне любит и радуется приходу мальчишки лишь домашний питомец - собака. Он не понимает, за что злятся на него домочадцы. Псу не важны условности школьных отметок, он любит своего маленького хозяина за другие поступки. Нежно положив на него лапы, он как бы поддерживает мальчишку в столь тяжелый для него момент.

А вот маленький брат подтрунивает над старшим! Он понимает, что тому сейчас попадет за его проделки, поэтому встал на велосипеде рядом с мамой и ехидно улыбается.

Все члены семьи понимают, что двойка, полученная мальчиком, не последняя.

Интерьер

Как мы видим, на картине изображена типичная советская квартира. Угол изображения - треугольник, что довольно распространено в живописи. Обстановка в квартире скромная, но уютная. Стол застелен чистой скатертью, на стене висят часы с маятником, на подоконнике растут домашние цветы. Самое примечательное, что есть в интерьере комнаты, это календарь с картиной того же самого художника. Она называется «Прибыл на каникулы».

Смысл этого полотна в том, что на нем изображен бравый суворовец, отличник, приехавший домой отдохнуть. У него никогда не будет такого печального лица, как у нашего двоечника, ведь он отличник и целиком положительный герой! Художник изобразил на стене картину «Прибыл на каникулы», чтобы создать контраст. Мальчишка-двоечник с коньками в портфеле противопоставлен отличнику-суворовцу. Но какой живой облик у нашего провинившегося персонажа! Его эмоции трудно передать словами. Таким образом, описать картину «Опять двойка» поможет сравнение этих двух героев.

Стоит отметить и еще одну деталь, касающуюся интерьера. Художник мастерски использует игру цветов. Комната, в которой находится провинившийся, выполнена в темных тонах. Сестра-пионерка изображена на олицетворяя собой прекрасное будущее всей молодежи. Такой контраст позволяет понять, что мальчишка идет неправильной дорогой и должен быть направлен на путь исправления, когда не будет получена опять двойка.

Основная мысль картины

Этот художественный шедевр известен школьникам с советских времен. Картина стала очень популярной в нашей стране. Ее включили в программу изучения не только на уроке изобразительного искусства, но и на русском языке. Практический каждый ученик имел возможность описать эту картину. К примеру, в разделе «Развитие речи» она как нельзя лучше подойдет для изучения описания состояния. «Говорящие» эмоции на лицах домочадцев помогут школьнику передать, что чувствовал каждый из героев.

Основной мыслью картины является изображение персонажа, который не хочет учиться, и теперь ему приходится отвечать за это перед всеми членами семьи. Так поступать стыдно, это должен запомнить каждый ребенок. Нельзя лениться и развлекаться, если не выполнены уроки.

Заключение

Сочинение по картине «Опять двойка» (Решетников Ф.П.) обязательно должно включить в себя то, какую роль это полотно сыграло в советской живописи. Трудно переоценить, насколько важной она считалась в середине прошлого века. В 1957 году знаменитый художественный музей «Третьяковская галерея» выкупил у Федора Павловича эту картину. Популярность ее достигла такого пика, что какое-то время она явилась обложкой для учебника начальных классов «Родная речь». Глядя на нее, каждый школьник мог на месте главного героя и задуматься о своих успехах в учебе.



Рассказать друзьям