Основной смысл отцы и дети. Смысл названия и проблематика романа тургенева "отцы и дети"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Самые значительные произведения русской литературы XIX века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для произведений русской классической литературы. Это качество наглядно проявляется в их заглавиях, часто выражающих в условной, обобщенной форме суть поднимаемых проблем. Особую группу составляют заглавия, заключающие в себе антитезы: «Война и мир», «Преступление и наказание», «Волки и овцы». Сюда относятся «Отцы и дети» И.С.Тургенева. Это самый известный роман писателя. О чем он? Почему сохраняет он и сейчас для нас свою ценность? Для понимания произведения важно уяснить смысл его названия. Это не так легко, как может показаться. Заглавие романа не содержит прямого объяснения. Скорее, оно представляет задачу, поставленную перед читателями. Найти ее решение - значит приобщиться к тем идеям, которые в художественной форме воплотились в романе Тургенева.
Сосредоточивая внимание на заглавии, необходимо учитывать его роль и место в художественной системе, которую представляет собой любое литературное произведение. Как известно, в последнем выделяются три стороны: предметная, словесная и композиционная. Главными элементами предметного мира произведения являются персонажи, рассматриваемые в рамках сюжета. Заглавие нередко связано с указанными элементами. Важнейшая сторона литературного произведения - его речевой строй также проявляется в заглавии, представляющем словесную конструкцию, не только указывающую на предмет, но и отражающую авторский выбор самых подходящих слов. Кроме этого, заглавие, являясь абсолютным началом текста, несет важную композиционную функцию, объединяя все элементы художественной системы. Их вышеобозначенная связь с заглавием подчеркивает особую роль последнего и намечает те направления, в русле которых целесообразно проанализировать заглавие романа «Отцы и дети».
Во вступлении было указано на группу заглавий произведений русских классиков, к которой примыкают «Отцы и дети». Более пристальный взгляд позволяет выделить в рассматриваемом заглавии некоторую особенность по сравнению с названными романами Толстого и Достоевского. «Война и мир», «Преступление и наказание» как заглавия содержат противопоставление и сопоставление отвлеченных понятий. «Отцы и дети» заключают в себе указание на действующих лиц и их расстановку, обобщенно представляют систему персонажей романа. В сознании читателя, обогащенного житейским опытом, отцы и дети мыслятся в неразрывной и нередко конфликтной паре. В этом заключается другая особенность при его сравнении, например, с «Волками и овцами» А.Н.Островского.
Какой же конфликт задается самим названием романа? Смена поколений, вытеснение старого новым - проявление всеобщей жизненной закономерности. Роман Тургенева вряд ли является простой иллюстрацией этой мысли, блестяще выраженной Пушкиным во второй главе «Евгения Онегина»:
Увы! на жизненных браздах
Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут...
Тургенев сосредоточивается на особенностях конкретного проявления общей закономерности. В связи с этим роман оказался очень злободневным. По-другому можно сказать, что современный жизненный материал осмыслялся Тургеневым с позиций общечеловеческих понятий. Такая позиция писателя предопределила наличие второго, глубинного пласта содержания романа, в котором выдвигаются «вечные» темы. Современно-бытовое и вечное сталкиваются в романе, создавая его многомерность, делая картину изображения действительности, более сложной, более жизненной. Не случайно роман начинается точной датой (20 мая 1859 года), а заканчивается проникновенными словами Тургенева о «вечном примирении и о жизни бесконечной...». Необходимо отметить, что такое понимание романа вступает в противоречие с широко распространенным взглядом на него Д.И.Писарева, сосредоточившегося на уровне идейного конфликта молодого и старшего поколений. Проблему «отцов и детей» критик пытался решить практически, исследуя, «как действуют на человека, подобно Тургеневу, идеи и стремления, шевелящиеся в нашем молодом поколении...». Для Писарева Тургенев - « один из лучших людей прошлого поколения». Поразительно, что критик не оставляет автору права быть главным выразителем идей своего романа. Его «мнения и суждения», «выраженные в неподражаемо живых образах, дадут только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей». Писарев увидел «выведенные явления жизни» как очень близкие для себя, такие близкие, «что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа». Именно эта близость оказалась главным фактором, повлиявшим на мнение автора критического разбора романа в 1862 году. Разбор не случайно назван именем главного героя, в котором сосредоточился, по критику, весь смысл романа: «теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум... выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни». Поэтому критик мог написать такие слова: «Когда умер такой человек, как Базаров... тогда стоит ли следить за судьбою людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Ситникову?» Между тем, на наш взгляд, судьба названных героев имеет прямое отношение к общему смыслу романа, ключ к которому заложен в его названии.
Не будем осуждать Писарева за то, что он сузил, на наш взгляд, смысл романа и соответственно смысл его названия. Глубина тургеневского произведения выявилась с определенного исторического расстояния. Не исключено, что в будущем добавятся новые штрих! к пониманию «Отцов и детей».
На сюжетном уровне название «Отцы и дети» задает тему взаимоотношений двух поколений мыслящей части русского общества в 60-е годы XIX века. Это было время появления в России новой общественной силы - разночинной интеллигенции. Дворянское сословие перестало безраздельно господствовать в обществе. Тургенев запечатлел социальный конфликт своего времени, конфликт между дворянами и «третьим» сословием, активно выступавшим на историческую арену.
Главные представители названных общественных сил в романе - Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Демократизм Базарова и аристократизм Кирсанова Тургенев подчеркивает даже мелкими, но очень характерными деталями. Сравним описание героев в одинаковой ситуации: при рукопожатии. Знакомясь с Базаровым, Николай Петрович стискивает «его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал». А вот другое описание: Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, - руку, показавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику». Принципиальным является различие в одежде героев и их отношении к ней. Базаров говорит: «Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку». «Одежонка» Базарова - «длинный балахон с кистями». Не случайно в то же «мгновение» появляется Павел Петрович, «одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки». Задумаемся о том, как можно осмыслить противопоставление героев по одежде. Ясно, что за небрежностью Базарова стоит его «нигилизм», а за изысканностью Кирсанова - его «принсипы». Однако нельзя забывать, что перед нами люди разного возраста, разных поколений. Каждое поколение имеет свою моду, в том числе на одежду. Отцы и дети должны отличаться друг от друга. Внешнее различие - только знак отличия внутреннего. Без него не будет развития. Время не стоит на месте. Сын повторяет отца на новом уровне, это можно проследить на примере Аркадия и Николая Петровича. Однако главный вопрос состоит в том, что приносит новое поколение.
Хочется верить, что история идет по пути прогресса. Но разве не возможны издержки? Все это «заложено» в понятие «отцов и детей», которое, применительно к роману Тургенева, не сводится к однозначному противопоставлению «отцов» (либеральных дворян) и «детей» (демократов). Политический конфликт - может быть, главный конфликт тургеневского времени, но не тургеневского романа. Столкновение главных героев выявляет глубочайшее различие всего их мировоззрения, а оно не может быть резко обособленным у каждого поколения. В этой среде новое вызывает сигнал тревоги, привлекает напряженное внимание с целью разобраться, что отрицается, что предлагается взамен. И здесь проявляется «детская» черта Базарова, которому легче отрицать, чем создавать. «Отцы» в чем-то оказываются, как это и положено, мудрее «детей», пока последние, в свою очередь, не стали отцами. «Отцы» не отрицают ни Рафаэля, ни Пушкина, сами воплощают определенный жизненный опыт. Он получает новое освещение, когда Базаров повторяет ситуацию Павла Петровича. Вместе с тем новая жизнь, новая обстановка «отставляет» таких людей, как братья Кирсановы. Сам Николай Петрович соглашается, что «песенка наша спета». Однако «дети», вытесняя «отцов», сами оказываются бессильными перед временем. Это остро осознает Базаров в сцене, где он говорит: «...и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет...» Проблема «отцов и детей» получает в романе Тургенева философское обобщение.
Что представляет название романа в плане словесном? Выражение «отцы» и «дети» в контексте романа неоднозначно. У Базарова и Аркадия отцы - участники сюжета. Упоминаются прямые родственные связи других персонажей. Однако название романа метафорично. Под «отцами» можно понимать все старшее поколение, на смену которому идут молодые - «дети». Важно отметить образность названия. Мысль, заключенную в нем, трудно было бы выразить с помощью отвлеченных понятий, например: «Старые и новые». Сколько сюда не вошло разных смысловых нюансов!
Заглавие романа Тургенева несет важную организующую функцию. Тема «отцов» и «детей» буквально пронизывает все повествование. Уже в самом начале Николай Петрович Кирсанов представляется читателям и как отец, ждущий сына, «получившего, как некогда он сам, звание кандидата», и как сын «боевого генерала 1812 года». Он же в десятой главе вспоминает, как сказал однажды своей матушке, что «вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям». «Вот теперь настала наша очередь...» - продолжает Николай Петрович. В историях героев постоянно намечаются противопоставления поколений. Так, Базаров говорит о своих родителях: «Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет, и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами и охами, что ей и опомниться некогда, а я...» Особенно значительны размышления Николая Петровича в одиннадцатой главе, когда рн ясно осознал свое разъединение с сыном. «Брат говорит, что мы правы, - думал он, - и, мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами... Молодость? Нет: не одна только молодость».
В романе Тургенева звучит мотив перемен. «Преобразования необходимы...» - думает Аркадий, подъезжая с отцом к усадьбе. «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты», - восклицает Павел Петрович. Мотив перемен звучит и в эпилоге. Базаров оказался выключенным из жизни. Его попутчик Аркадий сам стал отцом и пошел по пути своего отца. Однако он добивается в хозяйстве лучших результатов, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход. Видно, что-то «новое» у Аркадия все-таки есть. Но как-то неловко становится, вспоминая его дружбу с Базаровым.
Случайно ли Николай Петрович вспоминает в самом начале стихи Пушкина? О чем они?
Как грустно мне твое явленье,
Весна! Весна!
Или с природой оживленной
Сближаем думою смущенной
Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?
Конечность человеческой жизни и бесконечность действительности - и об этом напоминает нам роман, являющийся документом своей эпохи.
Как можно обобщить все вышесказанное? В чем же, наконец, смысл названия романа? «Отцы и дети» - это символ вечно обновляющейся жизни. Роман «Отцы и дети» - о жизни, такой, какая предстала перед Тургеневым, и такой, как он ее понял.

Один из самых знаменитых романов И.С. Тургенева был написан в период 1860-1861 годов, накануне отмены крепостного права. В России в это время существовал переломный момент, стык консервативного и новаторского мышления, борьба идеологий. Именно этот конфликт был продемонстрирован на примере семьи Кирсановых, а также важнейшая проблема - противостояние которая и была заложена в смысл заглавия романа «Отцы и дети». Краткое описание сюжета, а также последующий анализ произведения предлагается ниже. Однако прежде всего необходимо обратиться к названию.

Смысл заглавия

Бесспорно, важнейший вопрос относительно произведения - романа «Отцы и дети». Сочинение Тургенева не следует трактовать слишком буквально. В произведении изображены две семьи, два отца и два сына. Но телом романа является не описание их жизнедеятельности, а глобальные отличия в мировоззрении. Смысл заглавия романа «Отцы и дети» заключается в том, что между двумя поколениями всегда будет существовать некое противоречие, родители и дети противопоставлены друг другу, разделены союзом И на письме. По факту, их разделяет целая пропасть - четверть века или более того. За такой промежуток способна полностью поменяться политическая, экономическая, культурная ситуация в стране и, разумеется, взгляды общественности. Одно поколение сохраняет своё мировоззрение, другое - приобретает собственное, и так происходит регулярно, взгляды на жизнь отцов и детей редко совпадают. С этим и связан смысл заглавия романа «Отцы и дети». Сочинение И.С. Тургенева учит тому, что в подобном антагонизме нет ничего предрассудительного, важно лишь уважение друг к другу обеих сторон, почтение к родителям, принятие их советов, напутствий и добрых пожеланий.

Идеологии в романе

Смысл заглавия романа «Отцы и дети» Тургенева также связан и с принадлежностью сынов и отцов к различным идеологиям, современным каждому поколению. В романе представлены две семьи - Кирсановых и Базаровых - и несколько идеологических мировоззрений: консервативное, либеральное, революционно-демократическое. Последнее принадлежит одной из ключевых фигур романа - нигилисту, последователю немецких материалистов и будущему врачу - Евгению создаёт основной резонанс в произведении. Он спорит с братьями Кирсановыми, наставляет Аркадия, откровенно презирает псевдонигилистов Ситникова и Кукшину, а после вопреки своим взглядам безответно влюбляется в богатую вдову Анну Сергеевну Одинцову.

Характеристика и анализ героев

Консерваторами в произведении выступают Армейский врач и набожная помещица ведут размеренный образ жизни в своей деревне. Они в сыне, однако мать обеспокоена отсутствием в нём веры. Тем не менее Базаровы гордятся Евгением и его успехами, они уверены, что его ожидает великое светлое будущее. Василий Базаров сообщает, что за всю свою жизнь Евгений не взял у них ни копейки, что сын всего предпочитает добиваться сам. Эти черты характеризуют его как человека сильного, самодостаточного, передового. Такой образ актуален и для современной эпохи.

Псевдонигилизм Аркадия Кирсанова

Близкий друг Базарова Аркадий Кирсанов изо всех сил старается соответствовать Евгению в его исповедании нигилизма. Однако в его случае это выглядит неестественно, надуманно. Аркадий сам до конца не верит в отрицание духовных ценностей. Ему льстит осознание собственных передовых взглядов, он втайне гордится собой за снисхождение к возлюбленной отца - служанке дома Кирсановых - и откровенно восхищается Базаровым. При этом Аркадий иногда забывается, маска спадает с его лица, и он проговаривается о своих истинных чувствах. Ещё будучи убеждённым нигилистом, Аркадий также влюблён в Одинцову, но впоследствии отдаёт предпочтение её сестре Екатерине.

Мировоззрение «отцов»

Братья Кирсановы - Николай и Павел - сторонники либерализма. Николай Петрович - человек тонкой душевной организации, он любит поэзию и литературу, а также питает трепетные чувства к своей служанке Фенечке, девушке-простолюдинке, которая тем не менее является матерью его младшего сына. Николай Петрович стесняется своей любви к крестьянской девушке, хотя и старается сделать вид, что далёк от предрассудков, имеет передовые взгляды на всё, в том числе и на сельское хозяйство.

Павел Петрович Кирсанов - главный оппонент Базарова в спорах. Между мужчинами с первого взгляда возникает неприязнь, они составляют полную противоположность друг другу как внешне, так и внутренне. Ухоженный Павел Петрович брезгливо морщится при виде длинных волос и неряшливой одежды Базарова. Евгений же смеётся над манерностью и жеманностью Кирсанова, не стесняясь задействовать сарказм и больнее уколоть противника.

Различно также произнесение ими ключевого слова «принцип». Базаров произносит его резко и отрывисто - «прынцип», в то время как Кирсанов медленно растягивает и ставит ударение на последний слог на французский манер - «принсип». Взаимоотношения между неприятелями достигли того пика, что спорщики даже стрелялись на дуэли. Причиной этому послужило оскорбление Базаровым чести Фенечки, которую тот крепко поцеловал в самые губы. Павел Петрович и сам испытывал к девушке недвусмысленную симпатию, в связи с чем и решил защитить её имя, вызвав Базарова на дуэль. К счастью, исход её не был смертельным, Кирсанов всего лишь получил ранение в ногу, Евгений же и вовсе остался невредим.

Такие примеры иллюстрируют совершенно противоположное отношение представителей разных поколений и различных идеологических взглядов к типичным жизненным ситуациям и также отражают смысл заглавия романа «Отцы и дети». Сочинение И.С.Тургенева оказывается гораздо более глубоким, чем оно может показаться на первый взгляд.

Подводя итог, можно сказать, что интерес литературных критиков сегодня и ранее вызывает не только смысл заглавия романа «Отцы и дети», сочинение И.С. Тургенева также знаменательно своими героями - многогранными и неоднозначными, сложными, но запоминающимися. Каждый из них демонстрирует талант писателя, его понимание человеческой сущности и тонкий психологизм.


Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» был закончен в 1861 году. Он является одним из лучших произведений писателя. И, конечно же, очень важно понять, почему Иван Сергеевич назвал данный роман именно так.

В романе рассматривается множество проблем, которые являлись острыми не только при жизни Тургенева, но и популярны в наше время. Наиболее часто встречается проблема отцов и детей, то есть это конфликт разных поколений: старого и нового. Эта проблема преследует все человечество на протяжении всей жизни. Каждый ребенок несет в себе новые идеи, взгляды, по-новому понимает мир, все это в значительной степени может отличаться от понимания родителями новой информации.

Главный герой произведения Евгений Базаров – молодой студент – медик, называет себя нигилистом.

В начале романа Базаров выступает перед нами как уверенный в себе человек. Но со временем его внутренняя жизнь становится все сложнее и противоречивее. Из критической статьи Д.И.Писарева «Базаров»: «… человек сильный по уму и по характеру. Он – представитель нашего молодого поколения, в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах. Базаров везде и во всем поступает только так, как ему захочется…»

Несмотря на многое, конфликт поколений не связан с отношениями Аркадия Кирсанова с его отцом или Евгения с его родителями. Он проявляется в отношениях Базарова и Павла Петровича Кирсанова, являющимся истинным аристократом, человеком, который пережил в своей жизни сильное любовное потрясение.

Более того, он выступает противником нигилизма, которого придерживался Базаров. Писарев также писал: «Он не поддается чужому влиянию; он сам подчиняет себе окружающих и ненавидит тех людей, в которых встречает себе отпор».

Следует отметить, что Базаров и Кирсанов отличаются по своему происхождению. Все, чего достиг базаров, являлось результатом тяжелого умственного труда, в то время как Павел Петрович все время жил в достатке.

Разногласия между этими героями значительны. Взгляды Базарова, построенные на всеотрицании, не понятны Кирсанову. Это, в свою очередь, привело к дуэли, главной причиной которой стало недоброжелательное отношение друг к другу. То есть автор подводит нас к тому, что конфликт отцов и детей можно решить мирным путем в том случае, если старшее поколение будет более терпимо к новому поколению, а дети будут уважительнее относиться к старшим.

Таким образом, разобрав важную проблему поколений, можно заключить, что Тургенев назвал свое произведение так неслучайно, ведь этим он хотел показать все различия, противоречия между поколениями «отцов» и «детей». И, по словам критика Н.Н. Страхова, он сделал это превосходно.

Обновлено: 2018-03-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

/ / / Смысл названия романа Тургенева «Отцы и дети»

1861 год знаменуется выходом в свет замечательного, известного романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Название данного произведения знакомит читателя с основным конфликтом, который будет разгораться на протяжении всего романа между отцами и детьми.

Столкновение поколений – это вечная проблема. Она достаточно актуальна и по сей день. Ведь бабушки и дедушки не понимают увлечений своих детей и внуков, они считают новые поколения молодых людей аморальными и совершенно без идейными.

Так случилось и с героями романа И.С. Тургенева. Основной конфликт происходит в столкновении интересов Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. С первых же минут знакомства у данных персонажей возникла неприязнь друг к другу. Павел Петрович был возмущен нагловатостью, напористостью молодого человека. А, Евгений, в свою очередь, призирал аристократические повадки Павла Петровича, и считал его куклой, как внешне, так и внутренне.

Споры героев переросли в дуэль, которая состоялась тайно. И победил в ней Евгений. Ему улыбнулась удача, и он первым поранил противника.

Не менее волнующая конфликтная ситуация разгоралась и между отцом и сыном Кирсановыми. Николай Петрович совершенно не понимал увлечения своего сына нигилизмом. Аркадий во всем пытался походить на Евгения, старался быть хладнокровным и не показывать свои эмоции. Однако, наследственность и внутренняя мягкая душа переправили Аркадия в другое русло. Он отдалился от Базарова и обосновался в доме своего отца. Младший Кирсанов нашел любящую жену и продолжал дело Николая Петровича.

Однако наиболее острый конфликт зарождался между главным героем и его родителями. Евгений совершенно отстранился от матери и отца. Он достаточно редко навещал их. Поэтому, пожилые, любящие родители не показывали своих чувств ярому нигилисту, дабы и вовсе его не спугнуть. Евгений понял свою ошибку только перед смертью. Теперь, он смог увидеть самых дорогих людей на свете. Теперь он понял и почувствовал их безграничную любовь. Но, жизнь его подходила к концу, и герой не успел насладиться самым лучшим, что может быть в жизни человека.

«Отцы и дети» - одно из самых лучших произведений И. С. Тургенева. Оно было написано во второй половине XIX столетия, однако не теряет своей актуальности и в наши времена. Для своего времени роман был знаковым, а образ Базарова для многих представителей тогдашней молодежи был идеалом. В романе друг другу противопоставляются представители старшего, консервативного, поколения и младшего, прогрессивного.

Актуальность произведения

Написать сочинение «Смысл заглавия романа «Отцы и дети» не составит труда для тех школьников, которые уже знакомы с произведением. Помимо необходимости приготовить урок, есть большое количество и других причин, по которым стоит прочитать этот роман. Ведь в нем затрагиваются темы дружбы и любви, природы и человека. Конфликт, который описан в произведении, не теряет актуальность также и в наше время. Основная заслуга великого русского писателя заключается в том, что он сумел не просто описать это столкновение разных мировоззрений, но и описать психологию каждого героя, мастерски раскрыть душевные устремления каждого действующего персонажа, их внутреннюю борьбу.

Противоборствующие стороны в романе

В сочинении «Смысл заглавия романа «Отцы и дети» учащийся может указать, что наиболее подробно писатель показывает нам этот конфликт во взаимоотношениях двух поколений - старшего и молодого. Через весь роман Тургенев показывает ту пропасть, которая разделяет их. Отличается мировоззрение представителей старшего и младшего поколений, их взгляды на различные события, а также на общечеловеческие идеалы. Однако писатель показывает и то, что несмотря на различия, есть и нечто общее между ними. Несмотря ни на что, представители отцов и детей всегда любят друг друга. Как бы ни разнились их принципы, и какими противоположными бы ни были взгляды на мир, эту любовь нельзя отрицать.

В творчестве Тургенева намного больше, чем в работах других писателей, нашли свое отображение политические идеи того времени - это также можно упомянуть в сочинении «Смысл заглавия романа «Отцы и дети». При этом сам писатель не примыкал ни к группе революционеров, ни к тем, кто считал себя демократами-либералами. Однако ближе всего по своему мировоззрению Тургенев походил на последнюю группу, а также к тем представителям общества своего времени, которые ненавидели крепостное право.

Что хотел сказать автор?

Произведение увидело свет в 1862 году. И само по себе название романа уже наталкивает читателя на размышления о том, что в нем будет разрешаться непростой вопрос о борьбе противоречий между двумя разными поколениями. Но, работая над сочинением «Смысл заглавия романа «Отцы и дети», нужно избежать распространенной ошибки и правильно указать, что же имел в виду писатель.

В действительности Тургенева волнует совсем другое. «Отцы и дети» - это две большие группы: те, кто живет идеями прошлого, консервативными взглядами; а также те новые люди, кто пришел сломать существующий устрой. И в своем произведении писатель пытается понять, кем же являются эти новые люди. Роман «Отцы и дети» - это, прежде всего, история борьбы двух совершенно разных политических мировоззрений. Противостояние осуществляется между двумя группами: старой дворянской интеллигенцией, взгляды которой являются либеральными, и новым поколением, имеющим революционно-демократические взгляды.

Базаров - бунтарь-одиночка

В сочинении с цитатами «Смысл заглавия романа «Отцы и дети» учащийся может использовать, к примеру, такие фразы:«Мертвый живому не товарищ»;«Я ничьих мнений не разделяю, я имею свои». В них отображаются те настроения, которые присутствуют в романе. Свое произведение автор построил так, что главный действующий персонаж находится во враждебном социальном окружении. Читатель не видит Базарова вместе со своими единомышленниками, в борьбе за свои взгляды. Он предстает только лишь в окружении враждебного ему общества. Он находится в постоянном противостоянии тем, кто находится рядом с ним.

Павел Петрович: представитель «отцов»

В кратком сочинении «Смысл заглавия романа «Отцы и дети» можно описать и главных героев, а также то, к какой категории их относит писатель. Павел Петрович предстает перед читателем как умный человек, представитель интеллигенции, обладающий определенными достоинствами. Он честен, а также придерживается той морали, которую усвоил в юные годы. Однако его минус заключается в том, что он не видит движения времени, тех новых тенденций, которые появляются в обществе.

Павел Петрович придерживается только принципов своей молодости, считая, что без них могут жить только совершенно безнравственные люди. Однако его мировоззрение вступает в противоречие с теми идеями, которые в романе называются прогрессивными. Сам персонаж называет себя «либералом, который любит прогресс». Однако это всего лишь его личное мнение о себе. Автор же подчеркивает, что за этим либерализмом скрывается стремление к старому строю и его идеям. Все это Базаров чувствует уже при первом общении с Павлом Петровичем. Он не верил в его благородство, и не разделял его взглядов. Смысл заглавия романа «Отцы и дети» заключается в том, что борьба между двумя поколениями - неистребимый феномен.

Николай Петрович: стремление к прогрессу

Противоположным Павлу Петровичу героем является Николай Петрович. Он намного добрее, чем брат. Ему свойственна некоторая сентиментальность. В отличие от своего брата, который любит предаваться безделью, Николай Петрович старается заниматься хозяйством. Однако при этом он демонстрирует абсолютную беспомощность. Однако сам факт, что он хочет хотя бы что-то изменить в своей жизни, уже говорит о его стремлении к прогрессу.

Аркадий Кирсанов и его принадлежность к старшему поколению

По своему возрасту Аркадий Кирсанов относится к молодому поколению. Его взросление происходит в той среде, которая отличает его от окружения. Кирсанова увлекают идеи Базарова, и он считает себя его последователем. Однако в действительности он оказывается способным лишь подражать главному герою. Само по себе Кирсанов очень внушаем, и потому его привлекает личность Базарова.

Однако те взгляды, которые свойственны отцу и дяде, все-таки оказываются ближе Аркадию. И постепенно, находясь в родном имении, он отходит от Базарова. Окончательно отдаляет двух героев знакомство Кирсанова с Катей Локтевой. В будущем он становится гораздо более практичным хозяином, превосходя даже своего отца. И в этом можно увидеть прогресс и веяния нового времени. Однако, даже несмотря на юность Аркадия, его хочется отнести к представителям «Отцов».

Образ Базарова

Во всем произведении описывается лишь один представитель «детей» - это сам Базаров. Он противопоставляется дворянскому семейству Кирсановых, и является новым героем своей эпохи. В сочинении-рассуждении «Смысл заглавия романа «Отцы и дети» можно указать, что в этом противопоставлении и заключается главный конфликт всего романа. Во время общения с Павлом Петровичем Базаров подчеркивает свою связь с народом, говорит о том, что еще его дед «пахал землю». Поэтому он может считать себя ближе к крестьянам.

Одинцова - женский персонаж, относящийся к «отцам»

Мы рассмотрели, в чем заключается смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети». Но в нем, помимо противостояния двух поколений, также рассматривается тема нежных чувств. Во всех произведениях И. С. Тургенева его главный персонаж проходит испытание любовью. Эта же участь выпадает и на долю Евгения Базарова. И он оказывается на самоотверженную любовь, которая даже пугает Одинцову. Она видит, что с Базаровым ее разделяет пропасть непонимания, с ним она ощущает страх, и потому отказывается от отношений с ним. Для Одинцовой это самый простой способ справиться с ситуацией. Так как героиня отказывается от бури страстей, то ее писатель относит к поколению «отцов».



Рассказать друзьям