От чего умер отец лескова. Лесков

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Николай Лесков – русский писатель, публицист и мемуарист. В своих произведениях он уделял большое внимание русскому народу.

В поздний период своего творчества Лесков написал ряд сатирических рассказов, многие из которых не прошли цензуру. Николай Лесков был глубоким психологом, благодаря чему мастерски описывал характеры своих героев.

Более всего его знают по известному произведению «Левша», которое удивительным образом передает особенности русского характера.

В Лескова было много интересных событий, с главными из которых мы вас познакомим прямо сейчас.

Итак, перед вами краткая биография Лескова .

Биография Лескова

Николай Семенович Лесков родился 4 февраля 1831 г. в селе Горохове, Орловской губернии. Его отец, Семен Дмитриевич, был сыном священника. Он тоже окончил семинарию, однако предпочел работать в Орловской уголовной палате.

В будущем, рассказы отца-семинариста и деда-священника серьезно отразятся на формировании взглядов писателя.

Отец Лескова был очень одаренным следователем, способным распутать самое трудное дело. Благодаря своим заслугам, он был удостоен дворянского титула.

Мать писателя, Мария Петровна, была родом из дворянской семьи.

Кроме Николая, в семье Лесковых родилось еще четверо детей.

Детство и юность

Когда будущему писателю едва исполнилось 8 лет, отец серьезно поссорился со своим руководством. Это привело к тому, что их семейство переехало в деревню Панино. Там они купили дом и начали вести простой образ жизни.

Достигнув определенного возраста, Лесков отправился учиться в Орловскую гимназию. Интересен факт, что практически по всем предметам юноша получал низкие оценки.

После 5 лет учебы ему было выдано свидетельство об окончании всего 2-х классов. Биографы Лескова предполагают, что в этом были виноваты преподаватели, которые жестко относились к ученикам и часто наказывали их физически.

После учебы Николаю пришлось устроиться на работу. Отец определил его в уголовную палату канцелярским служителем.

В 1848 г. в биографии Лескова произошла трагедия. От холеры скончался отец, в результате чего их семья осталась без опоры и кормильца.

На следующий год, по собственному прошению Лесков устроился в казенную палату в Киеве. На тот момент он проживал у своего родного дяди.

Находясь на новом рабочем месте, Николай Лесков серьезно заинтересовался и чтением книг. Вскоре он начал посещать университет в качестве вольнослушателя.

В отличие от большинства учеников юноша внимательно слушал лекторов, с жадностью поглощая новые знания.

В данный период биографии он серьезно увлекся иконописью, а также завел знакомство с разными старообрядцами и сектантами.

Затем Лесков устроился работать в компанию «Шкотт и Вилькенс», принадлежавшую его родственнику.

Его часто отправляли в командировки, в связи с чем ему удалось побывать в разных . Позже этот отрезок времени Николай Лесков назовет лучшим в своей биографии.

Творчество Лескова

Впервые Николаю Семеновичу Лескову захотелось взяться за перо во время работы в «Шкотт и Вилькенс». Каждый день ему приходилось встречаться с различными людьми и быть свидетелем интересных ситуаций.

Изначально он писал статьи на повседневные социальные темы. Например, он обличал чиновников в незаконной деятельности, после чего на некоторых из них были заведены уголовные дела.

Когда Лескову исполнилось 32 года, он написал повесть «Житие одной бабы», которую потом опубликовали в петербургском журнале.

Затем он представил еще несколько рассказов, которые были положительно восприняты критиками.

Окрыленный первым успехом, он продолжил писательскую деятельность. Вскоре из-под пера Лескова вышли очень глубокие и серьезные очерки «Воительница» и «Леди Макбет Мценского уезда».

Интересен факт, что Лесков не только мастерски передавал образы своих героев, но и украшал произведения интеллектуальным юмором. Нередко в них присутствовал сарказм и искусно замаскированная пародия.

Благодаря этим приемам, Николай Лесков выработал свой собственный и уникальный литературный стиль.

В 1867 г. Лесков попробовал себя в качестве драматурга. Он написал множество пьес, многие из которых ставились на сценах театров. Особенную популярность приобрела пьеса «Расточитель», повествующая о купеческой жизни.

Затем Николай Лесков издал несколько серьезных романов, в числе которых были «Некуда» и «На ножах». В них он критиковал разного рода революционеров, а также нигилистов.

Вскоре его романы вызвали волну недовольства со стороны властной элиты. Редакторы многих изданий отказывались публиковать его произведения в своих журналах.

Следующим трудом Лескова, который сегодня входит в обязательную школьную программу, стал «Левша». В нем он в красках описывал мастеров оружейного дела. Лескову удалось настолько хорошо изложить сюжет, что о нем начали говорить, как о выдающемся писателе современности.

В 1874 г. по решению Министерства народного просвещения, Лескова утвердили на должность цензора новых книг. Таким образом, ему приходилось определять, какая из книг имеет право выходить в печать, а какая нет. За свою работу Николай Лесков получал очень маленькую заработную плату.

В этот период биографии им была написана повесть «Очарованный странник», опубликовать которую не захотело ни одно издательство.

Повесть отличалась тем, что многие ее сюжеты намеренно не имели логического завершения. Критики не поняли идею Лескова и весьма саркастично отозвались о повести.

После этого Николай Лесков выпустил сборник рассказов «Праведники», в котором он описывал судьбы простых людей, повстречавшихся на его пути. Однако и эти произведения были отрицательно восприняты критиками.

В 80-е годы в его работах начали отчетливо появляться признаки религиозности. В частности, Николай Семенович писал о раннем христианстве.

На позднем этапе своего творчества Лесков писал произведения, в которых обличал чиновников, военнослужащих и церковных деятелей.

К данному периоду творческой биографии относятся такие труды, как «Зверь», «Пугало», «Тупейный художник» и другие. Кроме этого, Лескову удалось написать ряд рассказов для детей.

Стоит заметить, что говорил о Лескове, как о «самом русском из наших писателей», а и считали его одним из главных своих учителей.

Отзывался о Николае Лескове так:

«Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами русской, каковы Л. Толстой, Тургенев, . Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих».

Личная жизнь

В биографии Николая Лескова было 2 официальных брака. Его первой женой стала дочь богатого предпринимателя Ольга Смирнова, на которой он женился в 22-летнем возрасте.

Со временем у Ольги начались психические расстройства. Позже ее даже пришлось отправить на лечение в клинику.


Николай Лесков и его первая жена Ольга Смирнова

В этом браке у писателя родилась девочка Вера и мальчик Митя, который умер в раннем возрасте.

Оставшись фактически без жены, Лесков начал сожительствовать с Екатериной Бубновой. В 1866 г. у них родился сын Андрей. Прожив в гражданском браке 11 лет, они решили расстаться.


Николай Лесков и его вторая жена Екатерина Бубнова

Интересен факт, что Николай Лесков практически на протяжении всей своей биографии был убежденным вегетарианцем. Он являлся ярым противником убийства ради пропитания.

Более того, в июне 1892 г. в газете «Новое время» Лесков опубликовал призыв под названием «О необходимости издания на русском языке хорошо составленной обстоятельной кухонной книги для вегетарианцев».

Смерть

На протяжении всей жизни Лесков страдал от приступов астмы, которая в последние годы начала прогрессировать.

Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.

Незадолго до смерти, в 1889-1893 гг., Лесков составил и издал у А. С. Суворина «Полное собрание сочинений» в 12 томах, куда вошли большей частью его художественные произведения.

Впервые по-настоящему полное (30-томное) собрание сочинений писателя стало выходить в издательстве «Терра» с 1996 г. и продолжается до сих пор.

Если вам понравилась краткая биография Лескова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Гипермаркет знаний >>Литература >>Литература 10 класс >>Литература: Н. С. Лесков. Очерк жизни и творчества

Николай Семенович Лесков

1831,4(16) февраля - родился в селе Горохово Орловской губернии.
1841-1846 - учеба в Орловской гимназии.
1857-1860 - коммерческая служба и поездки по России.
1862 - опубликовано первое произведение «Погасшее дело».
1865-1866 - изданы повести «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница».
1864 - опубликован роман «Некуда».
1871 - напечатан роман-памфлет «На ножах».
1872 - опубликована хроника «Соборяне».
1873 - написаны рассказ «Запечатленный ангеЛ» и повесть «Очарованный странник».
1883 - созданы рассказы «Левша», «Тупейный художник».
1889-1890 - издание собрания сочинений.
1895,21 февраля (5 марта) - умер в Петербурге.

Очерк жизни и творчества

Детство и юность .

Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии. Eгo отец, Семен Дмитриевич Лесков, был мелким судейским чиновником, вышедшим из духовной среды и лишь перед смертью получившим документы о личном дворянстве. Мать писателя, Марья Петровна, была дочерью обедневшего дворянина, женатого на купеческой дочери. Разночинское происхождение Лескова во многом определило демократический характер eгo будущего творчества. Среди картин детства, открывавшихся на соседском степном выгоне, - солдатская муштра и палочный бой, характерные для времени правления Николая I . С деспотизмом крепостничества мальчик столкнулся в доме богатых родственников Страховых, где он и получил первоначальное образование. Когда Николаю исполнилось восемь лет, отец купил в долг Панин хуторок на речке Гостомле и семья переехала в деревню. Этот черноземный южно-русский край стал eгo настоящей poдиной. Для будущего писателя жизнь на Панином хуторе стала началом познания народа. Там он услышал нaродные сказки, увидел народные обряды , познакомился с народной жизнью. Там он ощутил себя плоть от плоти народной, эти места разбудили в нем творческую натуру художника. «Я вырос в народе на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного под теплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек... я с народом был свой человек, и у меня есть в нем мнoгo кумовьев и приятелей... Я стоял между мужиком и связанными на нeгo розгами», - напишет позже Н. С. Лесков.

С 1841 по 1846 год Николай учился в Орловской гимназии. Одаренный мальчик был страстным любителем чтения, и эта страсть сопутствовала ему всю жизнь, но сама учеба в казенном учебном заведении не вызывала у нeгo интереса. В 16 лет, завершив образование, он нaчал службу писцом низшего разряда в Орловской yгoловной палате, затем в 1849 году перевелся в Киевскуюказенную палату. Живя у свoeгo дяди, профессора медицины Киевского университета С. П. Алферьева, Лесков попал в среду учащейся молодежи и молодых ученых. Он мнoгo читал, посещал лекции в университете, знакомился с сочинениями герцена, Фейербаха, Канта, Гегеля, Оуэна, с украинской и польской литературой. В Киеве произошла встреча с основоположником русской статистики Дмитрием Журавским, выкупавшим крепостных в ущерб своим материальным выгодам. Это знакомство повлияло на формирование гражданских взглядов писателя.

Оставив в 1857 году государственную службу и устроившись в частную коммерческую компанию А. Я. Шкотта, Лесков мнoгo ездил. Впечатления, полученные во время этих поездок, дали ему богатейший материал для творчества. В старости, отвечая на вопрос журналиста: «Где вы черпаете материал для ваших произведений? »- Лесков сказал, указывая на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления шести-семи лет моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я мнoгo видел и жил легко».

Журналистским дебютом писателя стала серия статей экономического и социально-бытового характера достаточно резкого, обличительного содержания. Определяя значение литературного слова, Лесков писал: «Пора нам отвыкать от мысли, что предметом литературы должно быть что-нибудь особенное, а не то, что всегда перед глазами и от чего мы все страдаем прямо или косвенно. Сбросив вековой хлам предупреждений, мы ощутим себя близким к жизни наших меньших братий и сумеем помочь им вовремя и кстати, обнаруживая противящиеся гигиене стороны общественной жизни». Эти статьи дорогo обошлись писателю, обвиненному в клевете и по лжесвидетельству во взятке. Дело прекратили, но Киев пришлось покинуть.

В 1861 году Лесков переезжает в «самый умный город в стране» - Петербург, чтобы целиком отдать себя тому делу, которому он посвятит всю дальнейшую жизнь. Будущий писатель печатается в «Отечественных записках», работает в газете «Северная пчела»., пишет для Московского еженедельника «Русская речь».

Царский манифест 1861 года Лесков воспринимает как начало реформ . Раскол общественной мысли на либеральное и революционно-демократическое течение приводит eгo к «постепеновцам», умеренность которых казалась ему более надежной. Хотя он являлся безусловным сторонником широких реформ и искоренения остaтков крепостнического строя, но мысль о том, что объятый предрассудками народ способен реально изменить общество, не была близка писателю, о чем он и спорил с «Современником».

Начало писательского пути. 60-e годы.

В 1862 году в журнале «Век» было напечатано первое произведение писателя - рассказ «Погасшее дело». Вслед за ним в других журналах появляются: «Разбойник» (1862), «В тарантасе» (1862), «Овцебык» (1862), «Язвительный» (1863). Многие ранние произведения Лескова нaписаны в художественного очерка.

В 1864 году в журнале «Библиотека для чтения» был напечатан роман «Некуда», в котором он пытался посрамить нигилистов, показал трудности революционной борьбы и высказал мысль о бесперспективности революционного движения в России 60-x годов. «Антинигилистический» роман вызвал возмущение в передовых литературных Kpyгax, был даже пущен слух, что он написан по заказу III Отделения. Один из рецензентов признавался: «...г. Лесков имеет такую литературную репутацию, что хвалить eгo cвoeгo рода смелость». В художественном отношении произведение было достаточно незрелым. .Роман этот носит в себе все знаки спешности и нeмелости моей», - заметил впоследствии сам писатель.

В центре ряда ранних произведений писателя оказывается женский характер, трагическая судьба женщины: «Житие одной бабы» (1863), «Леди Макбет Мценскoгo уезда» (1865), «Воительница» (1866). Тема женской судьбы - одна из актуальных в прогрессивной литературе 60-x годов, и Лесков решает ее с глубоким coчувствием к русской женщине. В повестях нарисованы драматичные образы женщин разных сословий: кpeстьянки, провинциальной купчихи, провинциальной интеллигентки.

В повести «Леди Макбет Мценского уезда» - одной из вершинных в творчестве писателя - Лесков с потрясающей художественной силой показал историю бунта женской души против мертвящей обстановки купеческой среды. Трагическая любовь, толкнувшая героиню повести Катерину Измайлову на преступления, показывала, что мир, в котором все покупается и продается, где человек становится вещью, обречен на самоуничтожение. Катерина Измайлова, девушка из бедной семьи, бойкая, живая, темпераментная, выдана замуж за купца, скучного человека, старше ее на тридцать лет. Она оказывается пленницей купеческого дома, где « нет ни звука живого, ни голоса человеческого». У нее нет ни дeтей, ни работы, и скука жизни сменяется всепоглощающей, безудержной страстью к недостойному человеку - красивому, наглому приказчику Сергею, использующему молодую женщину в своих целях и искусно играющему ее чувствами. Возвышенная и светлая по природе, любовь превращается в разрушительную и уничтожающую силу: «.. .Для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей; она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила». Каторжный путь становится для Катерины счастьем быть рядом с любимым. И когда у нее отнимают самое дорогое в жизни - ее любовь, она, мстя своему обидчику - бывшему возлюбленному - и защищая свое человеческое достоинство, погибает, заставляя всех замереть от ужаса.

Тема пережитков крепостничества становится одной из главных в творчестве Лескова. Наблюдения над жизнью страны после реформы 1861 года показали, как мало произошло перемен к лучшему. В отличие от Достоевского, Салтыкова-Щедрина , Лесков видел главную опасность не в развитии буржуазных отношений, а в вeковой косности русской жизни, в устойчивости ее стaрых, отживших форм.

Творчество Лескова 60-x годов отличается большим жанровым разнообразием. Писатель создает художественные очерки, рассказы, повести, романы, пробует свои силы даже в драматургии - пишет единственную в своем творчестве пьесу «Расточитель» (1867), поставленную в московском Малом театре.

Творчество 70-x годов.

«Очарованный странник». В 1871 году Лесков создает памфлетный роман «На ножах», изобразивший перерождение бывших нигилистов. В этом романе, как и в других рассказах и очерках, писатель говорит о неподготовленности России к революционным пере менам и трагической судьбе тех людей, которые связали свою жизнь и деятельность с надеждой на их скорое осуществление.

Важными вехами в творчестве Лескова явились произведения, необычные по своему жанру и стилю: poман-хроника «Соборяне» (1872), имитирующий нapoдную легенду рассказ «Запечатленный ангел» (1873), повесть «Очарованный странник» (1873). В центре этих произведений - яркие и сильные национальные xapaктеры. Положительные герои Лескова - люди всегда неподкупно честные и прямые, независимые и внутренне свободные, не идущие на сделки с убеждениями и coвестью, а потому постоянно вступающие в конфликт с лицемерами, консерваторами, тиранами и подхалимами. Один из исследователей отмечал, что среди образов писателя на первом месте - «три основных ведущих типа, воплощающие, по Лескову, главные черты pyccкoгo национального духа»: «тип богатыря», «тип талантливогo самоучки» и «тип праведника».

В « Соборянах»- в поисках положительного героя Лесков обращается к среде провинциального духовенства. Протопоп Савелий Туберозов и дьякон Ахилла Десницын воплощают национальные стремления, пробудившиеся в самой консервативной среде. Герои вынуждены совершать то, что совсем не соответствует их натуре. Протопоп Савелий, принадлежащий к «типу праведниЕОВ», не может найти себя на церковном поприще, потому что церковь утратила свою роль и не может быть нравственно очищающей силой для общества. Крепкий в вере, твердо убежденный в высоте и достоинстве cвoeгo пастырского служения, он oтвepгaeт всякие компромисы и этим портит отношения с духовным и светским нaчальством. Eгo обличительная проповедь привела к дpaматическому финалу - отрешению от должности, унижениям. В результате человек погибает, не совершив тoгo, что мoг. Дьякон Ахилла, представляющий, несмотря на должность, «тип богатыря», человек лихой, томимый своей богатырской силой, подводит также неутешительный итог своей жизни.

«Запечатленный ангел» одно из самых ярких произведений Лескова и по языку, и по силе чувства. Лесков показывает стремление мужицкой души к прекрасному, высоту народного эстетического идеала. Народное миросозерцание показано через староверческую среду. Герои рассказа - рабочие-каменщики, старообрядцы, живущие единой артелью и строящие мост через Днепр. Это честные, чистые и смелые люди, талантливые в работе и простодушно преданные своей вере. Больше вceгo они дорожат иконами, но их отбирают и губят власть имущие, насилие, бесчестность и произвол которых осуждаются автором. В рассказе каменщика Марка Александрова о том, как живописная святыня с изображением архангела Михаила сотворила чудо воссоединения раскольников с церковью, слышатся авторские раздумья о необходимости преодоления идейных и иных распрей во имя национального единения. В рассказе Лескова тонко и гармонично нарисована личность «благочестивого» художника-простолюдина, человека предельной душевной чистоты, хранителя народных традиций в искусстве. Писатель иконописно рисует портреты, пейзажи, наполняя текст старославянизмами, вплетая в их канву просторечье. «Древние храмы, монастыри святые со многими святых мощами; сады густые и дepeва таковые, как по старым книгам в заставках пишутся, т. е. островерхие тополи» .

Атмосфера «очарованности» жизнью, пронизывающая многие произведения Лескова, во многом определила характер центрального героя в eгo творчестве. Яркому, полусказочному миру соответствует и герой - человек цельной натуры, щедрой души, богато одаренный, настоящий богатырь. Такой герой предстает перед читателем в повести «Очарованный странник». Талантливый русский человек, беглый крепостной Иван Северьянович Флягин, прошедший через тяжелые жизненные испытания, символизирует физическую и нравственную стойкость pyccкoгo народа, постепенный, но неуклонный рост eгo духовных сил, развитие самосознания.

В процессе исследования жизни в поле зрения писателя попадают различные казусы, анекдоты, странности, несообразности. Анекдот у Лескова из небольшой комической истории с неожиданной развязкой превращается в структурообразующий принцип eгo произведений, нередко становится центральным событием: «Путешествие с нигилистом» (1882), «Дух госпожи Жанлис» (1881), «Маленькая ошибка» (1883), «грабеж» (1887) и др.

Такое увлечение курьезным характеризует мировосприятие Лескова - eгo интерес к яркому, колоритному,
необычному. Жизнь в восприятии писателя необычна и сказочно интересна. Любые самые обыденные явления
жизни, попадая в художественный мир автора, стaновятся увлекательной историей или «веселой старой сказкой, под которую сквозь какую-то теплую дрему свежо и ласково улыбается сердце... ». «Старая сказка» у Лескова - это связь с прошлым, с национальными основами жизни, это то поэтическое, что есть в жизни каждого человека и каждого народа. Это проявление свойственной писателю.очарованности» жизнью, русской землей, поэтическим миром и широтой души pyccкoгo человека.

Творчество 80-х годов.

Цикл «Праведники». Поиск положительного героя при водит Лескова к ярким, нeoбычным народным характерам, запечатленным писателем в произведениях цикла «Праведники». Eгo праведники, по выражению Горького, - это «маленькие великие люди», они несут в мир добро. Их общие черты прямодушие, бесстрашие, обостренная совестливость, неспособность примириться с несправедливостью. Лесков находит праведников в самых различных слоях pyccKoгo общества: среди дворян и простолюдинов, крестьян и духовенства. Все они вступают в борьбу со злом, руководствуясь в своих поступках голосом совecти. Таковы герои рассказов «Однодум» (1879), « Человек на часах» (1887), «Несмертельный Голован» (1880) и др. Герой несмертельного Голована» в эпидемию чумы ухаживает за больными, а кончает свою жизнь, спасая людей на пожаре. «В этакие горестные минуты общего бедствия среда народная выдвигает из себя гepоeв великодушия, людей бесстрашных и самоотверженных. В обыкновенное время они не видны и часто ничем не выделяются из массы; но наскочит на людей «пупырышек» , и народ выделяет из себя избранника, и тот творит чудеса, которые делают eгo лицом мифическим, баснословным, «несмертельным». Свое понимание раведничества Лесков дал в статье «О героях и праведниках» (1881).

Материальные затруднения вынудили писателя поступить на государственную службу. В 1874 году он был назначен членом особого отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, но в 1883 году был уволен за «несовместимость» eгo литературных занятий со службой. Министр народного просвещения, знавший писателя лично, просил подать eгo прошение об отставке якобы по собственному желанию. Лесков отказался и потребовал уволить eгo без прошения. Уволить без прошения извecтнoгo писателя было неловко, и смущенный министр спросил: «Но зачем же это вам нужно, Николай Ceмeнович, непременно без прошения-то?» «Нужно! Хотя бы для некрологов: мoeгo... и вашего», - ответил Лесков.

К этому времени писатель начал сотрудничать в ряде журналов и газет без определенного политического coдержания. А со второй половины 80-x годов eгo печатают либеральные журналы «Русская мысль», «Неделя», «Живописное обозрение », «Вестник Европы » .

Критический взгляд Лескова проникал в самые различные области русской жизни. Он писал о трагической участи талантливых людей из народа («Левша» 1883; «Тупейный художник», 1883). Образ pyccкoгo умельца, художника-мастера наиболее удался Лескову в «Левше». Созданию рассказа помогли фольклорные источники, устные рассказы о сметливости и поразительном мастерстве тульских оружейников. Рисуя образ героя, писатель противопоставляет мастерству левши eгo нeвeжество, а eгo патриотизму - бездушие правителей стpaны и их безразличие к делу. О том, каким было положение простого pyccкoгo человека, даже отмеченного цapским вниманием, говорит трагический конец левши.

Последние годы творчества .

В 80-90-e годы усиливается сатирическая линия в творчестве Лескова. Все более едким становится изображение и помещиков, и купцов, и офицеров, и чиновников. Сила сатиры еще увеличивается оттoгo, что речь идет о реально существовавших людях. Писатель разоблачает подлые методы работы царской охранки, моральное разложение общества.

Николай Семенович Лесков (1831-1895) – известный русский прозаик, прославившийся невероятной близостью своего творчества к народу. Создал ряд рассказов, романов и повестей, сделавших его знаменитым.

Детство

Николай Лесков появился на свет 16 февраля 1831 года. Обстоятельства сложились так, что местом его рождения стало село Гороховка, находящееся в Орловской губернии.

Именно здесь у богатых родственников гостила его мать. У них же мальчик провел и первые восемь лет своей жизни. Традиция гостить так долго была вполне нормальным явлением в те времена.

Отец будущего писателя всерьез собирался связать свою жизнь с духовенством, но в результате сменил направление и к моменту появления сына служил в уголовной палате. Именно эта служба и дала ему в будущем право на дворянский титул. Мать же Лескова происходила из дворянской семьи, но ее отец обеднел и не мог обеспечить дочери достойного приданого.

После ссоры отца с начальством и увольнения со службы семья перебралась на хутор Панино. К тому моменту у Николая уже было двое братьев и две сестры, а его самого, наконец, забрали от родственников.

Именно на новом месте жительства Лесков впервые увидел народную жизнь. Он проводил многие дни, наблюдая за работой и досугом крестьянства, проникался их бытом, взглядами и надеждами. Отец мальчика способствовал этому тем, что сам занимался нелегким трудом на земле: он сеял зерно, работал на мельнице, ухаживал за садом.

Учеба

Лесков рос очень умным и сообразительным мальчиком. Поэтому очень странным оказалось то, что его учеба в Орловской гимназии не заладилась. Мальчик смог окончить лишь два класса, учитывая то, что провел в учебном заведении пять лет.

Многие литературоведы утверждают, что ему неинтересно было учиться, зазубривать тексты. Но есть много свидетельств того, что, будучи весьма деятельным и темпераментным, Лесков просто не умел исполнять школьные правила и постоянно конфликтовал с преподавателями.

Как бы то ни было, но юноша отправился на вольные хлеба и должен был как-то устраивать свою жизнь.

Служба

Взрослая жизнь Лескова началась при помощи его отца. Он устроил сына в уголовную палату, в которой служил сам и где у него остались друзья. Однако благоденствие продолжалось недолго.

В 1848 году отец юноши умер от холеры. Практически все имущество семьи сгорело при пожаре. Николаю было чуть больше 17-ти лет, когда дядя-профессор способствовал его переезду в Киев и получению должности чиновника в казенной палате. Вскоре будущий писатель дослужился до столоначальника.

Жизнь в Киеве привела к тому, что молодой человек со всем жаром молодости принялся изучать украинскую культуру. Его занимало абсолютно все: и литература, и искусство, и живопись, и архитектура.

В 1857 году Николай Семенович решил круто изменить свою жизнь. Он бросил службу и перешел на работу в сельскохозяйственную компанию, которую возглавлял его дядя-англичанин (муж сестры матери). Как говорит сам писатель, это была замечательная возможность увидеть мир, которой пользовались в те времена многие жаждущие путешествий, но не имеющие возможности их оплачивать.

Целых три года Лесков колесил по России, исполняя поручения компании, но на самом деле жадно изучая родную страну и жизнь ее людей. Ему удалось посетить большую ее часть и собрать огромнейший материал наблюдений, чего он никогда бы не смог сделать, сидя в пыльном кабинете. Вояж его прервался в 1860-м году в связи с закрытием компании. Лесков вернулся в Киев.

Творчество

По возвращении Лесков начинает писать очерки для различных журналов. Его работы имеют успех. Он решает связать свою дальнейшую жизнь с литературным творчеством и переезжает в Петербург.

Став сотрудником популярной газеты «Северная пчела», Лесков снова получил возможность путешествовать. На этот раз география его странствий не ограничилась родиной. Писатель побывал в Польше, Чехии и Западной Украине. Везде он стремился максимально глубоко изучить местную жизнь, историю, культуру.

Вернувшись на родину, он с головой окунается в творчество. Впервые начинает писать рассказы и повести: «Погасшее дело», «Леди Макбет Мценского уезда», «Житие одной бабы». Выходят из-под его пера и первые романы: «Некуда», «Обойденные», «На ножах».

Взгляды Лескова в большинстве случаев расходились с официальным мнением государства, поэтому его практически нигде не печатали. Единственный журнал, в котором выходили его произведения, – «Русский вестник». Но и здесь они подвергались нещадной цензуре.

В 1881 году был написан один из самых известных рассказов писателя – «Левша».

В 1984 году он создал свою последнюю повесть – «Заячий ремиз». К сожалению, она была наполнена критикой политической системы страны, поэтому свет увидела только после революции 1917-го года.

Личная жизнь

Личную жизнь Лескова нельзя назвать удачной. В 1853 году он впервые женился, несмотря на то, что родственники его отговаривали от этого шага. Его супругой стала Ольга Смирнова.

Возможно, они и были бы счастливы, но смерть первого ребенка, сына Мити, подкосила молодую жену. Даже появление на свет девочки Вари не спасло ее от психического расстройства и долгого лечения. В результате брак распался.

Жениться повторно Лесков решился лишь в 1865 году. Но и этот брак не оказался долговечным. После рождения сына Андрея и тринадцати лет совместной жизни супруги все-таки разошлись. Больше писатель не связывал себя узами брака.

Умер Лесков в 1895 году и похоронен на Волковом кладбище Петербурга.

Николай Семенович Лесков известен прежде всего как прозаик, автор множества романов, повестей, рассказов. Однако свой творческий путь он начал с публицистики. Будучи выходцем из семьи небогатого орловского чиновника, Лесков рано поступил на службу в Орловскую палату уголовного суда, а через два года, в 1849 г., перешел в Киевскую казенную палату. Переезд в Киев сыграл важную роль в жизни Лескова. Он познакомился с молодыми профессорами Киевского университета, приходившими в дом его дяди, профессора медицины Киевского университета С.П. Алферьева. Молодой Лесков попал в среду университетской молодежи, стал посещать лекции, много читал, выучил украинский и польский языки.

В 1857 г. Лесков отказался от государственной службы и перешел в частную коммерческую компанию. Дела фирмы требовали многочисленных поездок по стране, и Лесков, по его собственным словам, “изъездил Россию в самых разнообразных направлениях”. Накопленные впечатления послужили основой первых публицистических опытов писателя, опубликованных в 1860 г. в “Санкт-Петербургских ведомостях” и других изданиях.

В 1861 г. Лесков переехал в Петербург, а вскоре в Москву, где стал сотрудником газеты “Русская речь” и одновременно публиковал свои статьи в “Отечественных записках”, “Книжном вестнике” и других журналах. Также он сотрудничал с газетой “Северная пчела”, в которой печатались П.И. Мельников (Печерский), В.И. Даль, писатели-демократы В.А. Слепцов, А.И. Левитов. Именно в это время к Лескову стали настороженно относиться официальные власти, и записка канцелярии санкт-петербургского полицмейстера “О литераторах и разночинцах” констатировала: “Елисеев, Слепцов, Лесков. Крайние социалисты. Сочувствуют всему антиправительственному”.

В 1862 г. журнал “Век” опубликовал первое беллетристическое произведение Лескова - рассказ “Погасшее дело” (впоследствии названный “Засуха”). В этом же году в разных изданиях были напечатаны рассказы “Разбойник” и “В тарантасе”, а в 1863 г. - “Житие одной бабы” и “Язвительный”. На первых этапах творчества Лесков отдавал предпочтение жанру очерка, что сближало его с литераторами демократического лагеря. Однако сразу же обнаружились и принципиальные различия между ними в подходах к изображению народной жизни.

В отличие от писателей-шестидесятников, призывавших изучать жизнь народа, Лесков воспринимал ее как нечто понятное и близкое, “изучению” противопоставлял “знание”. Не будучи консерватором, еще в юности возненавидев крепостное право, писатель в то же время не принимал идеи революционного переустройства жизни. Свое неприятие он с присущей ему категоричностью и полемической страстностью выразил не только в публицистике, но и в романе “Некуда” (1864).

Демократический лагерь русской литературы расценил появление романа как открытый вызов и объявил писателю войну. Против него выступили Д.И. Писарев, В.А. Зайцев, а позднее и М.Е. Салтыков-Щедрин. Доступ во многие журналы для Лескова был закрыт. Порыв, побудивший писателя создать антиреволюци-онный роман, был искренним, и хотя позднее он отчасти сожалел о своем прежнем стремлении противостоять “бурному порыву”, который называл “естественным явлением”, все же Лесков утверждал (в письме И.С. Аксакову от 9 декабря 1881 г.), что в “Некуда” “есть пророчества - все целиком исполнившиеся”.

Свое отлучение от демократической прессы писатель переживал достаточно остро, однако он осознавал, что Россия не должна была идти революционным путем, и последовательно воплощал эту мысль в других произведениях - рассказе “Овцебык”, романе “Обойденные” (1865). Обвинение в реакционности впоследствии будет брошено Лескову еще не раз. Ситуацию ухудшит и появление в 1872 г. его нового антинигилистического романа “На ножах”. Цель писателя заключалась не в отрицании необходимости демократических перемен, а в неприятии форм их достижения, той схоластической картины будущего, которую упорно рисовали некоторые революционеры-демократы. Драма Лескова состояла в том, что он так же, как и шестидесятники, уважал народ, его трудолюбие, терпение, мудрость, талант и хотел для него лучшей доли, но в отличие от представителей демократического лагеря не имел готовых решений и мучительно искал источники и пути преобразования и укрепления Отечества.

Верой в неистощимые силы, скрытые в русском народе, в его национальном характере, проникнуты многие произведения Лескова. Он искал наиболее яркие проявления национального духа в разных сферах русской жизни и социальных слоях русского общества, среди крестьян, мастеровых, дворян и т.д. Его рассказы “Однодум” (1879), “Несмертельный Голован” (1880), “Человек на часах” (1887), “Инженеры-бессребреники” (1887) и другие отразили представления писателя не только о русском национальном характере, но и о нравственном потенциале личности, об истоках ее внутренней силы, искренности и чистоте душевных порывов.

М. Горький писал о том, что Лесков создал “для России иконостас ее святых и праведников”. Это не означало стремления писателя идеализировать русского человека. Лесков раскрывал сложность и противоречивость характеров своих героев, взаимодействие в них разнородных начал. Еще в 1865 г. в рассказе “Леди Макбет Мценского уезда” он показал страшный исход бунта героини, в которой трагически смешались, с одной стороны, желание любить и быть свободной, искренность порывов, пробуждение потребности постичь другого человека, а с другой - отсутствие четких нравственных ориентиров, слепое подчинение законам среды, эгоизм и жестокость.

И в более поздних произведениях Лесков изображает драматизм внутренней борьбы героев, подчеркивая, что ее итог зависит от способности человека осознать свое предназначение, найти свой путь в жизни. Герой повести “Очарованный странник” (1873) пережил много испытаний, прежде чем почувствовал в себе желание “отстрадать” за другого человека, а позже и “за народ... помереть”.

Одним из наиболее значительных произведений Лескова стал роман-хроника “Соборяне” (1872), где он с большой симпатией воссоздал самобытный и гармоничный мир людей, силу которым давала вера. Но писатель не идеализировал церковный быт (позднее он опубликует “Мелочи архиерейской жизни” (1878) и другие произведения, осмеивающие нравы церковной верхушки), он лишь хотел подчеркнуть необходимость существования идеала, веры, отсутствие которых, по словам главного героя хроники - протопопа Туберозова, “сгубит Россию”. Идея “почтения к деяниям предков великих” выражена и в других романах-хрониках Лескова: “Старые годы в селе Плодомасове” (1869) и “Захудалый род” (1874).

Жанр хроники стал одним из основных в прозе писателя, сознательно стремившегося реформировать традиционную форму романа, не отвечающую, по его мнению, потребностям изображения реальной жизни. Кроме того, писатель отдавал предпочтение таким эпическим жанрам (рассказам, очеркам), которые в большей мере отвечали его стремлению к изображению “мелочей жизни”.

Отличительной особенностью авторской манеры Лескова явилась способность соединять в творчестве утверждение высоких нравственных идеалов, изображение лучших черт национального характера и критику негативных сторон русской жизни (содержавшуюся как в “Соборянах”, так и в ряде других произведений). Сатирические тенденции в произведениях Лескова с годами усилились и даже открыли ему путь на страницы демократической печати. Не случайно в 1883 г. Лескова, из-за материальных затруднений в 1874 г. вернувшегося на государственную службу, вновь вынуждают ее покинуть из-за “несовместимости” литературных занятий со службой. С 1883 по 1894 г. Лесков много писал, работал в самых разных жанрах (очерк, святочный рассказ, притча, легенда и т.п.). Последний год жизни (1895) был омрачен отказом в публикации рассказа “Заячий ремиз”. В феврале 1895 г. писатель умер от отека легких.

Творчество Лескова, не только отражавшего противоречия русской жизни, но и раскрывавшего истоки ее возрождения, показавшего самобытность национального характера и духовный потенциал народа, стало важным этапом в формировании национального своеобразия русской литературы.

Н иколай Лесков начинал карьеру как казенный служащий, а свои первые произведения - публицистические статьи для журналов - написал лишь в 28 лет. Он создавал повести и пьесы, романы и сказы - произведения в особом художественном стиле, основоположниками которого сегодня считаются Николай Лесков и Николай Гоголь.

Писец, столоначальник, губернский секретарь

Николай Лесков родился в 1831 году в селе Горохово Орловского уезда. Его мать, Марья Алферьева, принадлежала к дворянскому роду, родственники по отцовской линии были священниками. Отец будущего писателя, Семен Лесков, поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где получил право на потомственное дворянство.

До восьми лет Николай Лесков жил у родственников в Горохове. Позже родители забрали мальчика к себе. В десять лет Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии. Учиться в гимназии ему не нравилось, и мальчик стал одним из отстающих учеников. После пяти лет обучения он получил справку об окончании лишь двух классов. Продолжать образование было невозможно. Семен Лесков пристроил сына писцом в Орловскую уголовную палату. В 1848 году Николай Лесков стал помощником столоначальника.

Год спустя он переехал в Киев к своему дяде Сергею Алферьеву - известному профессору Киевского университета, практикующему терапевту. В Киеве Лесков увлекся иконописью, изучал польский язык, вольнослушателем посещал лекции в университете. Работать его определили в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу. Позже Лесков был произведен в коллежские регистраторы, потом получил должность столоначальника, а затем стал губернским секретарем.

Николай Лесков уволился со службы в 1857 году - он «заразился модною тогда ересью, за которую не раз осуждал себя впоследствии… бросил довольно удачно начатую казенную службу и пошел служить в одну из вновь образованных в то время торговых компаний» . Лесков начал работать в компании «Шкотт и Вилькенс» - фирме своего второго дяди, англичанина Шкотта. Николай Лесков часто отправлялся по делам в «странствия по России», в поездках он изучал диалекты и быт жителей страны.

Писатель-антинигилист

Николай Лесков в 1860-е годы. Фотография: russianresources.lt

В 1860-е годы Лесков впервые взялся за перо. Он писал статьи и заметки для газеты «Санкт-Петербургские ведомости» , журналов «Современная медицина» и «Экономический указатель». Своей первой литературной работой сам Лесков называл «Очерки винокуренной промышленности», напечатанные в «Отечественных записках».

В начале своей карьеры Лесков работал под псевдонимами М. Стебницкий, Николай Горохов, Николай Понукалов, В. Пересветов, Псаломщик, Человек из толпы, Любитель часов и другими. В мае 1862 года Николай Лесков под псевдонимом Стебницкий опубликовал в газете «Северная пчела» статью о пожаре в Апраксином и Щукином дворах. Автор критиковал и поджигателей, которыми считались бунтовщики-нигилисты, и правительство, которое не может поймать нарушителей и потушить пожар. Обвинение властей и пожелание, «чтобы присылаемые команды являлись на пожары для действительной помощи, а не для стояния» , рассердили Александра II . Чтобы уберечь писателя от царского гнева, редакция «Северной пчелы» отправила его в длительную командировку.

Николай Лесков побывал в Праге, Кракове, Гродно, Динабурге, Вильне, Львове, а затем уехал в Париж. Вернувшись в Россию, он опубликовал серию публицистических писем и очерков, среди них - «Русское общество в Париже», «Из одного дорожного дневника» и другие.

Роман «На ножах». Издание 1885 года

В 1863 году Николай Лесков написал свои первые повести - «Житие одной бабы» и «Овцебык». В то же время в журнале «Библиотека для чтения» вышел его роман «Некуда». В нем Лесков в своей характерной сатирической манере рассуждал о новых нигилистических коммунах, быт которых казался писателю странным и чуждым. Произведение вызвало острую реакцию критиков, а роман на долгие годы предопределил место писателя в творческом сообществе - ему приписывали антидемократические, «реакционные» взгляды.

Позже вышли повести «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница» с яркими образами главных героинь. Тогда начал складываться особый стиль писателя - разновидность сказа. Лесков использовал в произведениях традиции народного сказа и устного предания, использовал прибаутки и разговорные слова, стилизовал речь своих героев под разные диалекты и старался передать особые интонации крестьян.

В 1870 году Николай Лесков написал роман «На ножах». Новое произведение против нигилистов автор считал своей «наихудшей» книгой: чтобы издать ее, писателю пришлось несколько раз редактировать текст. Он писал: «В этом издании чисто литературные интересы умалялись, уничтожались и приспосабливались на послуги интересам, не имеющим ничего общего ни с какою литературой» . Однако роман «На ножах» стал важным произведением в творчестве Лескова: после него основными героями произведений писателя стали представители русского духовенства и поместного дворянства.

«После злого романа «На ножах» литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, - он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников».

Максим Горький

«Жестокие произведения» о русском обществе

Валентин Серов Портрет Николая Лескова. 1894 г.

Николай Лесков. Фотография: russkiymir.ru

Николай Лесков Рисунок Ильи Репина. 1888-89 гг.

Одним из самых известных произведений Лескова стал «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» 1881 года. Критики и писатели тех лет отметили, что «рассказчику» в произведении присущи сразу две интонации - и хвалебная, и язвительная. Лесков писал: «Еще несколько лиц поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает. Это относили к некоторому врожденному коварству моей натуры» .

Осенью 1890 года Лесков завершил повесть «Полунощники» - к тому времени у писателя в корне поменялось отношение к церкви и священникам. Под его критическое перо попал проповедник Иоанн Кронштадский. Николай Лесков писал Льву Толстому : «Повесть свою буду держать в столе. Ее, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет» . Однако в 1891 году произведение опубликовали в журнале «Вестник Европы». Критики ругали Лескова за «невероятно причудливый, исковерканный язык», который «претит читателю».

В 1890-е годы цензура почти не выпускала остросатирические произведения Лескова. Писатель говорил: «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и правоту. Да я и не хочу нравиться публике». Романы «Соколий перелет» и «Незаметный след» вышли лишь отдельными главами.

В последние годы жизни Николай Лесков готовил к изданию собрание собственных сочинений. В 1893 году их выпустил издатель Алексей Суворин. Николай Лесков умер два года спустя - в Петербурге от приступа астмы. Его похоронили на Волковском кладбище.



Рассказать друзьям