Персонажи древней Руси, которыми мы их ещё не видели. Иллюстрации Романа Папсуева

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Романа Папсуева, известного также под ником Амок, многие из вас знают как иллюстратора книг Ника Перумова, Веры Камши, Дмитрия Казакова, Леонида Алехина и своих собственных; «Мир Фантастики» назвал его лучшим художником 2004 года, а в 2008 году он стал лучшим по мнению жюри конвента «Еврокон». Но для российских читателей «Песни Льда и Пламени» он известен как один из руководителей первого в Рунете сайта по ПЛИО «Железный Трон» и, прежде всего, как создатель портретной галереи персонажей саги. Образы, предложенные Амоком, стали как принято говорить каноном, но вот HBO дали зеленый свет первому сезону «Игры престолов» и нас ждет появление новых канонов, по этому случаю мы попросили Амока прокомментировать некоторые моменты…

сайт: Самые серьезные споры после того, как роли нашли своих актеров, были о Джоне Сноу и Дэйнерис Таргариен. Как пример того, почему актеры выбраны неудачно, часто приводили ваши портреты. Это одни из ключевых персонажей Вестероса, и актеры, выбранные на эти роли, серьезно отличаются от образов предложенных вами. В чем вы видите главную причину такого неприятия актеров? Если большинство видят Джона и Дени именно такими, какими изобразили их вы, не считаете ли вы, что создатели сериала нарочно стремятся подать историю чуть иначе, чем ждут фэны?

АМОК: Начнем с программного заявления – я считаю, что каст в сериал выбран бесподобный. Включая Джона и Дени. Да, они довольно сильно отличаются от моих портретов, но что с того? Во-первых, портреты никогда не были официальными (за исключением портретов Таргариенов, которые вошли в книгу «The Art of Song of Ice and Fire»). И, несмотря на то, что их курировал и проверял на соответствие сам Мартин, они не могут считаться каноном. Во-вторых, нужно подходить к вопросу рационально – решать, кого брать на роль – не наша задача. Нам нужно только наслаждаться (или нет) результатом. Надеюсь, мы насладимся по полной программе, по крайней мере, я в это очень сильно верю. НВО – канал великий, берут на роли всегда серьезных драматических актеров, поэтому, уверен, каждый актер/актриса смогут сыграть так, как хотят создатели сериала. Кроме того, никогда нельзя забывать о том, что литература и кинематограф – разные виды искусств. То, что позволено в одном, непростительно в другом. Даже если создатели сериала отойдут от буквы книги, это не страшно, потому что результат может оказаться превосходным. Главное, чтобы они ухватили суть книги, ее дух, как бы банально это ни звучало. И все тогда будет замечательно.

А почему не приемлют актеров фанаты? Не знаю. Актеры замечательные, что в них может не нравится – без понятия. Мои портреты – это всего лишь мой взгляд на героев книги (плюс мнение самого автора, которое я безусловно учитывал), но, опять же, не забывайте, что даже Мартин не особо сильно вовлечен в постановку.

В общем, мне кажется, надо больше доверять НВО. Они ереси не должны снять, не в их привычках:)

сайт: Каково ваше общее впечатление о кастинге ?

АМОК: Одно слово – великолепно.

сайт: Ваши портреты очень редко считают несоответствующими книге. Как вы думаете, с чем связано такое единодушие поклонников?

АМОК: С тем, что их курировал Мартин и самые преданные фанаты саги, которые помогали мне искать описания героев, и указывали на ошибки. А так – это обычный фанарт, не более)

сайт: Вы в одном из интервью Миру Фантастики написали, что ближе всего по духу вам Нед. Как вам Шон Бин в этой роли?

АМОК: Когда я узнал, что Неда будет играть Бин, я был в полном восторге. Во-первых, я этого актера невероятно люблю, а во-вторых, мне кажется он сумеет передать всю трагичность образа Неда, как никто другой.

сайт: Как вы считаете, насколько серьезно изменится восприятие мира Мартина после выхода сериала весной 2011 года?

АМОК: Это все равно, что гадать на кофейной гуще. Но да, несомненно, восприятие изменится. Потому что раньше были только арт, фан-арт, фантазия читателей, а теперь будет канон. Потому что будет официальный сериал, снятый по книге. И, разумеется, он будет не таким, как кто-то может ожидать. Воображение же у всех разное, угодить всем не получится по определению. Лично я от сериала жду только одного – чтобы передали дух саги. И всем фанатам желаю ждать того же и не больше.

сайт: В сети ходят упорные слухи, что издательство АСТ запустит очередную новую серию по «Песни Льда и Пламени» и для этого потребуется новое оформление, как это произошло с книгами Нила Геймана. Если бы вам предложили такую работу и у вас было бы время, что бы вы изобразили на обложке? В каком стиле?

АМОК: Увы, я отошел от оформительской деятельности и вряд ли смог бы оформить серию, даже если бы меня попросили. Но если бы мне доверили оформлять книги этой серии, то я, скорее всего, выбрал бы коллажную систему, которой вполне успешно пользовался на протяжении практически всей своей карьеры оформителя. Т.е. несколько крупных портретов героев, плюс одна-две динамичные иллюстрации, которые демонстрируют наиболее характерные эпизоды из книги. Фактически это было бы похоже на постеры для кино)) Примеры таких постеров есть у меня на сайте – http://amokanet.ru/gallery/posters/

Спасибо Амоку за комментарии! Пожелаем ему творческих успехов, и всем нам – восторга от просмотра сериала в будущем году. Посмотреть работы Романа всегда можно на его официальном сайте:

Вы наверняка видели в Сети Илью Муромца, Василису Премудрую, Соловья-разбойника и других персонажей русского фольклора, изображённых как герои современного фэнтези. Их нарисовал Роман Папсуев, он же Амок - знаменитый художник-иллюстратор, чьими работами восхищался сам Джордж Мартин. А ещё Роман пишет собственные книги, трудится в геймдеве и готовится издать шикарный артбук. В общем, с ним есть о чём поговорить.

Об авторе


Роман Папсуев, известный под псевдонимом Амок, прославился как художник-иллюстратор. Он оформлял книги Веры Камши, Ника Перумова, Александра Зорича, рисовал иллюстрации к собственным фантастическим романам, а портреты героев «Песни льда и пламени» в его исполнении оценил сам Джордж Мартин. Папсуев также работал над настольными и компьютерными играми; сейчас он художник в отечественной студии IT Territory. В 2004-м МирФ признал Папсуева лучшим художником года.

Роман, вы не получали профильного образования. Жалеете об этом?

В принципе, да. Классическое академическое образование помогает любому художнику освоить базис и наработать технику. Я этого был лишён, поэтому долго тыркался из стороны в сторону, фактически вслепую, пытаясь научиться рисовать. Конечно, приятно самому обнаруживать какие-то вещи в плане техники. И не очень приятно через какое-то время узнавать, что эти вещи преподают чуть ли ни на первом курсе художественного училища. В итоге получается чудовищная трата времени на изобретение велосипеда.

Промо-арт для браузерной игры «Территория-2»

Вот комиксы, например. Я рисовал-рисовал комиксы, тужился, страдал, находил какие-то, как мне казалось, интересные решения, а потом, спустя много лет, купил книгу Стэна Ли «Как рисовать комиксы» и обнаружил, что всё делал не так. А то, что делал правильно, уже давно было изобретено. Так что, если есть склонность к рисованию, лучше идти учиться. Не стоит бояться потерять свою уникальность и неповторимость. В конце концов, никто не мешает потом поломать все эти базисы и придумать что-то своё.

Промо-арт для браузерной игры «Легенда: Наследие драконов»

Расскажите об «Ириске и Звезде Забвения» - вашем совместном проекте с Вадимом Пановым. Каково это - работать в соавторстве? Что каждый из вас вложил в текст?

Обложка нашей с Вадимом Пановым книги «Ириска и Звезда Забвения»

С Вадимом я мимолётно познакомился ещё в далёком 2008 году, но мы никогда с ним не работали, хотя я с удовольствием читал его книги. В конце 2015-го Вадим со мной связался и рассказал про новую книгу, которую он задумал писать, - приключенческую сказку для подростков. Он объяснил идею и предложил поработать вместе, при этом настояв, что я буду соавтором книги. Я, честно говоря, отбрыкивался от идеи соавторства довольно долго, поскольку резонно считал, что моя работа исключительно оформительская и к тексту я не имею никакого отношения. Однако Вадим упирал на то, что мы вместе творим новый мир: он словами, я - рисунками. Так и получилось в итоге.

Должен сказать, что с Вадимом очень приятно и просто работать. Он легко принимал все мои предложения относительно внешности героев, а я старался сделать иллюстрации живыми, насколько это возможно, и привнести толику фэнтези-эпичности в мир Прелести. Поэтому в итоге «Ириска и Звезда Забвения» получилась даже слегка мрачноватой, но Вадим согласился, что это уместно. Если уж битва, так битва. Если отвратительный злодей, значит, и выглядеть он должен соответственно.

Промо-арт для браузерной игры «Троецарствие»

Как по-вашему, в чём главная разница между книгами (и рисунками), ориентированными на взрослых и на детей?

В тормозах. Поясню. Когда ты пишешь книгу для взрослых, тебе тормоза фактически не нужны (разве что внутренние, как мне кажется). А вот когда для детей - вот тут уже начинаешь думать, а как это будет восприниматься детьми? Не навредит ли? Вообще, для детей писать-рисовать - это адски сложная задача. Причём, как мне кажется, писать намного сложнее, поскольку при рисовании просто нужно соблюдать базовые правила. Например, не изображать то, что называется gore (кровища), откровенно эротическое что-то, ну и тому подобное. Детскую психику травмировать легко, поэтому нужно быть очень аккуратным. К счастью, у нас с Вадимом была «под рукой» целевая аудитория - дочки Вадима, которые и помогали нам решать разные сложные задачи.

Расскажите про ваш проект «Сказки Старой Руси». Как он родился, как развивался, была ли для вас неожиданностью его огромная популярность?


Проект родился в интернете, а точнее - на Фейсбуке, куда я начал выкладывать первые картинки этого цикла. Тема была очень сложная - я решил взять героев русских народных сказок и поместить их в игровую вселенную, попробовать исследовать их с визуальной точки зрения, предложить фэнтези-интерпретацию всем известных персонажей. Я прекрасно понимал, что проект может вызвать вал негодования, поэтому действительно очень удивился, как много людей восприняли мою идею с энтузиазмом и одобрением. В итоге проект развивается до сих пор. Сейчас я вовсю работаю над подготовкой артбука, открыл официальные сообщества проекта на Фейсбуке и Вконтакте - там можно ознакомиться и с проектом, и с историей его создания, и с общей концепцией. Очень люблю этот проект, поэтому останавливаться не намерен.

Водяной верхом на соме, проект «Сказки Старой Руси»

Сейчас этот цикл - чёрно-белый. Не думали сделать цветную версию?

Он не весь чёрно-белый (а точнее - в сепии). Я уже выкладывал кое-какие цветные картинки, когда демонстрировал зрителям будущее содержимое артбука. Однако хочу сказать, что артбук будет в основном именно в сепии. Это решение я принял, когда увидел, насколько хорошо зрители-читатели реагируют именно на монохромную гамму. Она даёт возможность пофантазировать, остаётся какая-то незавершённость, недосказанность, а это очень и очень многим импонирует. Стимулирует фантазию. В артбуке, безусловно, будут цветные картинки, но они все будут связаны с оформлением самой книги и с локациями, где живут герои.

Василиса Прекрасная

Елена Кощеевна Премудрая

Как я понимаю, вы трудитесь над «Сказками» в перерывах между основной работой. Остаётся ли время ещё на что-нибудь?

Я работаю над «Сказками» по ночам, где-то с часа ночи до пяти-шести утра. С десяти до семи я на основной работе. Остаются вечера, которые я провожу как захочется. В общем, пока я такой ритм жизни тяну, и меня всё устраивает.

Как относитесь к комментариям в духе, что-де и богатыри у вас неправильные, и доспехи должны иначе выглядеть, и вообще «всё не так было»?

Промо-арт для мобильной игры «Эволюция»

Как я уже говорил, тема сложная, поэтому возмущение некоторых людей мне абсолютно понятно. Я сам вырос на картинах Васнецова и Билибина, на фильмах Птушко и Роу. К сожалению, критикующие мой проект комментаторы слишком поверхностно знакомы и с фольклором, и с историческими реалиями. Поэтому им я бы посоветовал в первую очередь почитать оригинальные, не адаптированные варианты русских народных сказок - например, трёхтомник А.Н. Афанасьева. И былины обязательно, чтобы сами оценили, какими были богатыри.

Что до оружия, то справочной литературы по его истории предостаточно, да и в интернете какие-то материалы найти не сложно. И самое главное: «Сказки Старой Руси» никак не связаны с реальным миром, с реальной историей и даже с реальным фольклором, поскольку я даю свою собственную трактовку текстов. А уж нравится эта трактовка или нет… Ну, кто-то всегда будет чем-то недоволен. Меня критиковали, например, что женщин я рисую слишком красивых, с выщипанными бровями. Ну что тут сказать?..

Илья Муромец

Добрыня Никитич

Алёша Попович

Нет ли опасений, что в будущем многие люди будут составлять представление о славянской мифологии именно по вашим работам?

Существование моего проекта никак не влияет на тот факт, что есть классика. И всегда будет. Проблема в том, что этой классике почти сто лет, а мир вокруг нас меняется стремительно. Если культура не будет адаптироваться к современным реалиям и замкнётся в себе, она закончит стагнацией и в итоге - вымиранием. Я искренне считаю, что нужно привлекать подрастающее поколение к изучению нашего богатейшего фольклора - любыми способами.

Промо-арт для браузерной игры «Джаггернаут»

У моего проекта есть рейтинг, который я сам же и установил, - 14+. Сделал я это принципиально, поскольку считаю, что дети должны расти на добрых, адаптированных сказках, где добро всегда побеждает зло, все живут долго и счастливо и тому подобное. А вот когда они подрастут (и если сохранят интерес к сказкам), тогда можно потихоньку знакомить их с оригинальными вариантами. Ведь мои версии персонажей - как раз промежуточное звено между оригинальными и адаптированными сказками, они далеко не столь суровы, как в подлинных текстах былин, например. А в былинах есть всё - от сыноубийств до изнасилований и расчленёнки.

Картина «Эйгон и его сёстры» по книгам Джорджа Мартина, нарисованная специально для выставки в Лос-Анджелесе

Главное - не надо воспринимать мой проект слишком серьёзно и так из-за него переживать. Он был задуман на радость мне и моим друзьям, развился, стал чуть взрослее и интереснее, затем лёг в основу нового мира, но он по-прежнему остаётся тем, чем и задумывался, - фан-проектом, от слова fun.

«Дай-ка я разок посмотрю…», проект «Сказки Старой Руси»

Напоследок скажу, что чем больше будет новых идей, как интегрировать наше богатейшее наследие в современный мир, как популяризировать его, тем лучше. Я же не единственный и не последний человек, кто заинтересовался этой темой. Это делали до меня и будут делать после. Сейчас я «нащупал» нечто, что нравится многим людям. Но, думаю, вряд ли кто-то всерьёз будет изучать славянскую мифологию по моим фантазиям на тему. Возможно, они кого-то подтолкнут к изучению оригинальных текстов и настоящей мифологии, и тогда я буду считать свою задачу выполненной.

«Болотник», проект «Сказки Старой Руси»

И в завершение разговора - что посоветуете начинающим художникам?

Мне очень часто задают этот вопрос. Ответ неизменен - учитесь и рисуйте. Практика, практика, практика.

Российский художник Роман Папсуев получил широкую известность под ником «Амок» благодаря иллюстрациям к знаменитой «Песни Льда и Огня» Джорджа Мартина . Также он был иллюстратором книг Ника Перумова, Веры Камши, Дмитрия Казакова, Леонида Алёхина . А уже в сентябре 2017-го в книжных магазинах появится авторский артбук Папсуева «Сказки Старой Руси», в котором художник поместил героев русских народных сказок в игровую вселенную.

Папсуев рассказал АиФ.ru о знакомстве с Джорджем Мартином и переосмыслении русской мифологии.

Елена Яковлева, АиФ.ru: Расскажите о своём знакомстве с Джорджем Мартином и вашей совместной работе?

Роман Папсуев: Когда мы познакомились с Джорджем Мартином, его книги были популярны, но ещё не вышел сериал «Игра престолов» и не было общемировой известности, которая есть у него сейчас.

В начале 2000-х я рисовал фан-арт по его книжкам, в частности, по «Песни Льда и Огня» (фан-арт — это когда ничего не получаешь за своё творчество, а просто рисуешь для себя и других поклонников). Однажды кто-то скинул ссылку на мои рисунки Мартину, и он связался со мной по почте. Мы познакомились, пообщались, после чего Мартин порекомендовал меня для работы в американской фирме Fantasy Flight Games, выпускающей настольные игры по книгам «Песни Льда и Огня». Какое-то время я работал с ними, а потом мы делали артбук, во время создания которого я очень плотно общался с Мартином. Он предоставлял мне описания героев, которых нужно было нарисовать, в частности, династию Таргариенов.

Обложка артбука «Сказки Старой Руси». Роман Папсуев

— Сейчас уже не вспомню. Портретную галерею, которую делал по Мартину, я уже давно прикрыл, потому что не могу смотреть без слёз раскаяния и отчаяния на старые картинки. Тогда я толком ещё не умел рисовать, брал, так сказать, энтузиазмом (смеётся).

Но Неда Старка и Ланнистеров мы меняли точно. Много кого меняли. Мартин проходился буквально по каждому портрету и вносил какие-то правки: там поправь, здесь лучше добавь и так далее. Он точно знал, как должны выгладить его герои. С ним было приятно работать, но потом я пошёл в игровую индустрию, и наши пути разошлись.

— Насколько мне известно, он сам предложил вам встретиться, когда приезжал в августе на фантастическую ассамблею в Санкт-Петербург. Возможно, вы единственный человек в России, с кем Джордж Мартин сам назначил встречу...

— Я даже не думал, что он обо мне помнит, и был приятно удивлён, когда получил от него письмо. Он писал, что впервые приезжает в Россию, в Санкт-Петербург, и спросил, не живу ли я рядом, не будет ли для меня проблемой заскочить к нему, чтобы познакомиться лично.

Я ответил, что никаких проблем, и сел вместе с женой на поезд. Если честно, я думал, что у нас будет всего одна встреча, но мы эти дни очень много общались. Оказывается, он видел в Живом Журнале мой проект «Сказки Старой Руси». Картинки ему нравились, но, естественно, он ничего не понимал, потому что там всё написано на русском языке. Буквально в первую же личную встречу он проявил интерес к «Сказкам» и спрашивал: «Что это такое?». А так как у меня был с собой планшет с макетом артбука, я ему всё показал и объяснил. Мартин одобрил «Сказки» и отметил, что за то время, пока мы с ним не общались (прошло больше 10 лет) я подрос как художник.

Роман Папсуев показывает макет артбука «Сказки Старой Руси» Джорджу Мартину. Фото: Из личного архива

— А кто из ваших фольклорных героев «Сказок Старой Руси» заинтересовал Мартина?

— Ему понравилась картинка с Болотником. Но, в целом же, он просто смотрел на красивые картинки, он же ничего не знает о русской мифологии... В меру своих возможностей я, конечно, пытался ему кое-как объяснить, кто такие богатыри и так далее, проводя какие-то ассоциации.

Болотник из артбука «Сказки Старой Руси». Роман Папсуев

«Алёнушку я срисовал с Натальи Водяновой»

— В проекте «Сказки Старой Руси» вы берёте героев русских народных сказок и помещаете их в игровую вселенную. Проект пользуется огромной популярностью у публики, но есть и те, кто не воспринимает вашу фэнтези-интерпретацию фольклорных героев. Как вы относитесь к их критике?

— Когда я начинал проект, то прекрасно понимал, что берусь за очень сложную тему, которая может вызвать шквал критики и негатива в адрес моего творчества и меня лично. У нас же в течение 100 лет практически не предпринималось попыток хоть как-то переосмыслить фольклор, изображение сказочных или былинных героев. Мы все выросли на классике: Васнецове, Билибине , фильмах Птушко, Роу . Конечно, были робкие попытки сделать что-то новое, но они ничем не заканчивались в основном потому, что основывались как раз на классике. А я на классике не основываюсь, я пытаюсь от неё уйти как можно дальше. Некоторые люди воспринимают это нормально, а некоторые (у которых классика уже впилась в костный мозг) любые попытки модернизировать образы, которые им привычны, воспринимают с негативом. И это, собственно говоря, нормальное явление. Вполне возможно, если бы я увидел, что кто-то так же делает, я бы тоже подумал, что он сумасшедший. Другое дело, я бы не пошёл к этому человеку высказывать своё «драгоценное мнение», и, во-вторых, никогда бы не стал его осуждать. Любой творческий человек имеет право на своё видение.

Я на хейтеров («ненавистников», которые критикуют любое произведение конкретного автора вне зависимости от качества, — Ред. ) обычно внимания не обращаю, потому что если я на каждого буду оборачиваться, то ничего не смогу сделать, а у меня и так проблемы с наличием свободного времени.

— Когда рисуете фольклорных героев, используете какие-то живые прототипы? Например, Варвара-краса — это Анджелина Джоли и так далее...

— Нет, но есть такая штука, как типаж, который есть практически у любого человека.

Когда я нарисовал Илью Муромца, мне писали, что это Курт Рассел, Сергей Бадюк и кто-то ещё. Безусловно, у меня есть референсы, но я их не срисовываю, а пытаюсь передать именно типаж, к тому же всегда вношу существенные изменения, чтобы получилось именно то, что я хочу.

Хотя... был один референс, который я практически не менял — это Алёнушка, которую я срисовал с Натальи Водяновой (портрет будет в артбуке). У Водяновой очень необычный тип лица, а Алёнушка у меня получилась сложным, интересным персонажем, и мне захотелось, чтобы она была на неё похожа.

Алёнушка из артбука «Сказки Старой Руси». Роман Папсуев

«Национальные герои»

— Вы не планировали заняться созданием комиксов? Качественные комиксы с нашими фольклорными героями, возможно, могли бы потеснить тех же суперменов.

— Безусловно, я думаю об этом. В принципе, развивать этот проект можно в любую сторону: типографии, видеоигр, настольных игр, кино... но для этого нужна история. Комиксы — это как раз история, поэтому насчёт них я сейчас думаю очень плотно.

Можно сделать целую серию именно комиксов. Не иллюстрированных книг, где «текст с картинками», а комиксов, где «картинки с текстом». А ещё было бы здорово в каждый выпуск добавлять справочную информацию со ссылками на реальные тексты и реальную историю персонажей.

Нужно привлекать внимание молодёжи к нашему фольклору, ведь у нас мифология ничуть не беднее той же мифологии Marvel. Я сейчас не уменьшаю значимость того, что создали американцы, но нужно понимать ради чего они это делали. У них нет своей мифологии, они создавали её фактически с нуля, и это получилось: сейчас молодые люди, слыша имя Тора, не думают о скандинавском боге, они думают о клёвом парне с молотом в руке и «Мстителях».

— Вы, наверное, видели фильм «Защитники» Сарика Андреасяна 2017 года, который продвигался как «первый фильм про российских супергероев». Как вам его «национальные герои»: человек-ветер, человек-вода, человек-земля, человек-зверь? И если бы у вас была возможность сделать «первый фильм про российских супергероев», кто был бы в главной роли?

— Я прекрасно знаю отношение общих масс к «Защитникам». И если сейчас начну защищать Сарика, наверное, народ меня возненавидит. Но я все же выскажу «непопулярное мнение» и объясню почему. Лично мне нравится сам факт, что ребята попробовали, взялись за тему, поэтому я не хочу их ругать. Они попробовали, не получилось. Бывает. Будем надеяться, что будут и еще попытки, и когда-нибудь выйдет действительно крутое кино про отечественных супергероев. Что касается второй части вопроса, то я бы, наверное, обратился к фольклору, а, возможно, пошёл и в другую область. В своё время у меня уже были мысли сделать проект, вроде «Алиса Селезнёва и космические пираты». То есть я бы перенёс всё действие в космос и сделал что-то похожее на «Звёздные войны», но с уникальными персонажами. Мне кажется, что сейчас на международный рынок (если мы говорим о комиксах или фильмах) выходить с конкретно нашими персонажами достаточно сложно, нужно использовать какие-то универсальные вещи, которые будут понятны не только соотечественникам, но и самому широкому кругу зрителей по всему миру. Именно такие проекты, базирующиеся на принципах универсальности образов, обычно и оказываются самыми успешными.

В преддверии выхода артбука «Сказки Старой Руси: Начало» мы в подробностях расспросили Романа Папсуева (он же Amok) о работе над книгой, трудностях и радостях жизни востребованного художника, а также о совместном проекте с Джорджем Мартином.

9 сентября в рамках 30-ой Международной книжной выставки – ярмарки на ВДНХ Роман Папсуев на стенде издательства “Эксмо” представит свой (и мы верим, что не последний) артбук «Сказки Старой Руси: Начало». Этот масштабный проект, захлестнувший огромный пласт любителей фентези в России и не только, начался всего с одного рисунка, по сути, служившего автору “пробой пера”. Однако благодаря ему многие люди обратили внимание на славянский фольклор и собственную историю.

Роман с женой Юлией

Geekster: Как вообще возникли «Сказки Старой Руси»? Кто был первым героем и почему вообще появилась мысль нарисовать персонажа славянского фольклора в стиле боевого фентези?

Роман: Сказки стали моим, так называемым, пет-проджектом, то есть проектом, который делается для души, вне рабочего времени. Я долгое время работал в игровой индустрии, поэтому в попытке совместить русский (да и вообще – славянский) фольклор с игровыми визуальными штампами ничего удивительного нет: к тому моменту я неплохо разбирался в теме концепт-дизайна персонажа. Плюс у меня как раз закончился очередной альбом для набросков, и я захотел порисовать что-то новенькое и вдохновляться решил именно русскими сказками, поскольку всегда их любил. И первым персонажем, которого я нарисовал, был Илья Муромец. Правда, должен заметить, что сначала я не лез в источники и рисовал прямо из головы, основываясь исключительно на стереотипах, которые были заложены в детстве. Я постарался эти стереотипы сломать, сделать что-то новое и необычное, поэтому и нарисовал Илью Муромца непривычно. В стиле фэнтези-игры.

Geekster: Что сподвигло перейти от онлайн-проекта к работе над книгой?

Роман: Со временем накопилось очень много материала, и когда я понял, что его уже хватит на полноценный артбук, я подумал: «Почему бы и нет?» В итоге, первое издание выходит в сентябре, а второе, дополненное, скорее всего – в ноябре.

Обложка артбука

Geekster: Для кого эта книга?

Роман: Для взрослых. Уточню – для тех взрослых, кто не против эскапизма, кому нравятся сказки, и кто хочет посмотреть на необычную трактовку всем известных персонажей. Это однозначно не детская книга, я настоял, чтобы был взрослый рейтинг, и артбук в итоге получился 16+ (хотя ни особой крови, ни обнаженки там нет). Просто у меня принципиальная позиция, чтобы дети росли на старых добрых адаптированных вариантах сказок, а не ужасы всякие смотрели. Дело в том, что своих персонажей я рисовал, основываясь на текстах из сборников Афанасьева и Толстого, а также былинах, и это зачастую весьма жесткие тексты. Мало кто знает, что тот же Илья Муромец в былинах часто буйствовал по пьяни, убил собственного сына очень жестоким образом и вообще был – как бы помягче? – несколько противоречивый персонаж с точки зрения современной морали. Это вообще вполне нормально для эпоса и мифологии – неадаптированные версии мифов разных народов часто полны геноцида, инцеста, расчлененки и прочего непотребства. Почитайте неадаптированный сборник “Сказки тысяча и одной ночи”, к примеру. Поэтому неудивительно, что, используя в основе своего проекта исходные, неотцензуренные тексты, я в итоге пришел к несколько мрачноватому визуальному исполнению. Хотя забавные и милые существа у меня там тоже есть. Тот же Серый Волк или мамки-няньки.


Geekster: Кроме собственно художественной части, в артбуке огромное количество информации. Как проходил процесс подготовки всего этого богатства? Откуда добывались сведения?

Роман: Артбук будет издаваться в двух версиях. Первое издание выйдет в сентябре, и там будет минимум текста и много картинок. А вот в ноябре выйдет уже полное издание, где будет и много картинок, и много текста. Будут статьи о каждом персонаже, с цитатами и ссылками на источники, плюс ко всему я буду рассказывать, почему изобразил героя именно так, а не иначе, т.е. приоткрою дверь в творческий процесс. Как показал опыт интернет-проекта, людям иногда интересно понять, почему художник нарисовал героя именно так, и простое “я художник, я так вижу” их не устраивает. Вот поэтому я как можно более подробно рассказывал в своих статьях-исследованиях о создании образов всем известных персонажей. Сведения добывал из разных источников, но основными были: трехтомный сборник сказок А.Н.Афанасьева, сборник А.Н.Толстого, замечательный пятитомный словарь “Славянские древности”, где собрана масса информации о славянской мифологии, плюс “Мифы народов мира” и другие справочные ресурсы, включая даже небезызвестную Википедию (там, оказывается, тоже можно много чего полезного найти). К каждому персонажу я старался подойти как можно более ответственно, однако не мог изучить ВСЕ источники (иначе до сих пор бы просто читал и ничего не рисовал), поэтому ограничился только выбранными изначально. И уже на их основе создавал образы, которые вписались бы в игровой фэнтези-мир.

заставка к главе

Geekster: С кем из персонажей работа шла наиболее гладко, а кто потребовал уделить ему много времени? С чем это было связано?

Роман: Практически все персонажи шли “влёт”, хотя были и сложные случаи. Долго не мог понять, что делать с Морозко, например. Потому что Морозко – это совсем не Дед Мороз, которого нам навязали с Запада, кстати. Еще пришлось переделывать Кощея, поскольку уже после первой нарисованной версии мне пришла в голову идея сделать из Кощея супер-колдуна и лич-вампира. Ну, что поделать, всякое бывает! Иногда прикольные мысли приходят в голову пост-фактум. Очень долго я работал над Змеем Горынычем, которого не выкладывал в Интернете и приберег для артбука. В общем, в процессе работы всякое бывало. А с чем было связано? Ну, хотелось сделать персонажей интересно, подать с необычной стороны или хотя бы добавить к уже сложившемуся образу какую-то любопытную деталь. А уж что получилось в итоге – пусть судят читатели и зрители.


Geekster: Насколько проект “Сказки Старой Руси” повлиял на вашу популярность? Был момент, когда вы “проснулись знаменитым”?

Роман: Мне кажется, никак он не повлиял. Да я и не ищу славы, если честно. Мне просто нравится то, чем я занимаюсь.

Geekster: Как вы относитесь к приписыванию ваших работ другим авторам? Это больше негодования вызывает или иронии?

Роман: А были такие случаи? Или вы про Анищенко? Если речь про Анищенко, то это какой-то балбес пустил дезинформацию Вконтакте, а ее некоторые подхватили, приняв за чистую монету. Я сначала смеялся, а потом, когда это приняло характер эпидемии, меня это стало раздражать. Особенно, когда публикуют мою фотографию и пишут, что это некий Александр Анищенко. Кому такое понравится? Но в целом я к этому всему отношусь спокойно.

форзац артбука

Geekster: А хейтеры находятся? Те, кто недоволен “новым воззрением” на “свое родное”?

Geekster: Вы говорили, что “Сказки” станут многотомником. Ожидается обширная вселенная?

Роман: Надо посмотреть, как выступит первое издание. Если оно пойдет хорошо, горизонты развития – безграничны. Но сейчас пока ничего не ясно.

старое святилище лесовика в глухом лесу.

Geekster: Над какими еще проектами вы работаете сейчас, ведь, насколько мне известно, “Сказки” не основная работа?

Роман: «Сказки» теперь моя основная работа, сейчас я фрилансер, который не берет заказов, ха-ха-ха. На самом деле где-то с мая я наконец-то полностью сосредоточился на «Сказки», поэтому сейчас все время уделяю им.

Geekster: А можно поподробнее разузнать о совместной работе с Джорджем Мартином? Сложно было сработаться?

Роман: Мы с мистером Мартином работали очень давно, в начале 2000-ых, когда книги из цикла “Песнь Льда и Пламени” еще не были так популярны, как сегодня. Сначала он вносил правки в галереи героев, которых я нарисовал, будучи фанатом его книг. Он указывал, где и что нужно подправить, я строго следовал его указаниям. Потом он посоветовал меня Fantasy Flight Games и какое-то время я рисовал для них карточки. А потом мы очень плотно сработались, когда вместе делали галерею портретов Таргариенов для первого издания артбука The Art of George R. R. Martin’s A Song of Ice and Fire, которая вышла в 2005 году. Работали по переписке. Он кидал мне описание королей и королев, я их рисовал, кидал ему, он делал замечания, я исправлял и так далее, до финального результата. К слову, рисовал я тогда ужасно плохо, как мне кажется, поэтому на старые работы я не могу смотреть без слез отчаяния и раскаяния. Но сам процесс работы мне очень понравился. Мартин очень вежливый, очень сдержанный и очень педантичный, поэтому опыт работы с ним был удивительный и приятный.

Эйгон, Висенья и Рейнис Таргариены, 2014 год

Geekster: Фэнтези, фантастика, фольклор… насколько все это вам близко, если не касаться непосредственно работы? Есть любимые авторы? Кого можете посоветовать почитать?

Роман: Близко, конечно. Я всегда был фанатом и сказок, и фэнтези, и фантастики. Советовать я всегда остерегаюсь, поскольку вкусы у всех разные, но очень рекомендую “осилить” хотя бы признанную классику, начиная от Брэдбери, Шекли, Азимова, Желязны, Толкина, заканчивая Мартином, Сапковским, Роулинг, Брауном, Гейманом и другими современными авторами.

Geekster: Кроме прочего, вы еще и один из основных художников Mail.ru. Есть ли какие-то концептуальные различия между созданием артов к книгам и играм?

Роман: К сожалению, я уже не работаю в Мейл.ру, но на вопрос ответить вполне смогу. Как по мне, концептуальное отличие заключается в том, что когда ты иллюстрируешь книгу, ты обычно общаешься с автором напрямую, он единственный твой заказчик, а потому твоя задача – попасть в его видение, чтобы автор был доволен иллюстрациями. Когда ты работаешь над артом к игре, ты общаешься с командой людей. А люди разные, и… всякое бывает. В целом, как мне кажется, иллюстрировать книгу проще, чем разрабатывать арт к игре. Ну, и тщеславным категорически нельзя идти работать в отечественный геймдев: там любой человек – часть команды, а вся слава достается проекту, а не конкретному человеку. Хотя – снова – всякое бывает. Ах да, еще одно концептуальное различие – платят в геймдеве намнооооогооооо больше, уж поверьте.

арт к игре “Эволюция”, 2014 год

Geekster: Как только в сети стали появляться арты по Сказкам Старой Руси, немедленно начали возникать и косплееры по ним. У вас на страницах в соцсетях можно нередко увидеть их фото. Они сами вас находят или кто-то присылает вам фото? Как вообще проходит взаимодействие с ними?

Роман: Обычно они выходят на меня сами, задают в личке какие-то уточняющие вопросы, я по возможности подробно на них отвечаю. Косплей по «Сказкам» – это вообще нечто удивительное, поскольку я никак не ожидал, что ребят вдохновит не какой-то конкретный продукт (потому что обычно косплеят игры, фильмы, мультфильмы, книги и т.п.), а просто набор картинок. Никогда не думал, что такое возможно. Поэтому стараюсь помогать им, чем могу, поддерживаю информационно, включил их фотосеты в артбук и надеюсь когда-нибудь познакомиться с ними лично. Потому что они крутые, и я их обожаю.

Василиса Премудрая в исполнении Марии Рыжей

Geekster: На кого из художников вы ориентируетесь или ориентировались, формируя свой стиль?

Роман: Я самоучка и стиль у меня, как мне кажется, до сих пор не сформировался, увы. Учусь постоянно, пробую разные техники, стараюсь найти для себя оптимальный вариант. Однако пока еще не определился, какой стиль рисования мне больше нравится. У этого есть свой плюс – в артбуке, например, многие картинки будут выглядеть так, будто их рисовали разные люди. Разнообразие стилей в портфолио я не считаю слабиной.

Разворот артбука

Geekster: Художник в России – это профессия? И как сделать так, чтобы твои рисунки приносили еще и покушать в холодильник, а не только моральное удовлетворение?

Роман: Профессионализм художника зависит от художника. Профессионал должен уметь рисовать что угодно и когда угодно, вне зависимости от вдохновения и других розовых соплей. Профессионал – ремесленник, именно ремесло и приносит еду в холодильник. И профессионал делает то, что ему скажут, не задавая вопросов. Профессионал – машина по производству картинок. А если ты весь воздушный, мечтательный и рисовать можешь только, когда посетит Муза – ну… Доширак – тоже еда. А там, глядишь, может после смерти станешь супер-знаменитым и твои картины будут продавать на аукционах за баснословные барыши. А бывает и такое, что просто приходится выбирать между набитым холодильником и проектом мечты. Еще совсем недавно прошел через это сам. Тут каждый художник должен решать, чего хочет. По личному опыту могу заметить, что периодический выход из комфорт-зоны просто необходим каждому, чтобы встряхнуться и сделать что-то крутое, чем сам мог бы потом гордиться. И это касается не только художников.

Подробнее ознакомиться с проектом вы можете здесь:

    Инстаграм – @amokrus

Художник Роман Папсуев создал серию рисунков, в которых он переосмыслил образы героев сказок Древней Руси. В интерпретации автора, такие герои как Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Кащей Бессмертный и мн. др вполне могут выглядеть как персонажи из мира фэнтези.


Илья Муромец. Начал, понятное дело, с него. К слову сказать, на поясе у него висит бутыль с мёртвой водой, раны лечить. И щитом он вполне себе может врагов крушить. Эту картинку рисовал из головы, как раз основываясь на типажах из детства, но позже, сверившись с источниками, пришёл к выводу, что в образ вполне себе попал.

Автор проекта ни коей мере исказить историю великое наследие предков. Он лишь пытается сделать свое видение известных героев. «Я не выдумываю персонажей, все они есть в мифологии, я лишь интерпретирую их описания на свой лад, стараюсь найти в этих описаниях единые черты и при этом стараюсь выдержать единую стилистику, чтобы было похоже на игровой мир.

Больше всего меня радует, что некоторые люди, посмотревшие на мои картинки, начинают перечитывать сказки-былины, узнают для себя много нового и понимают, почему у Василисы Прекрасной в сумке сидит кукла, почему Водяной на соме, почему у Ильи Муромца в руках меч, а не булава и т. п. Этот возврат к истокам через мой скромный проект радует меня как автора больше всего». - объясняет Роман.


Добрыня. Что про него известно (в скобках - как я это обыграл). Родственник князя (доспехи должны быть богатыми), второй по популярности богатырь после Ильи (меньше размерами, но всё равно крутой), змееборец (магический щит, обитый огненной драконьей кожей, стреляющий огнём), плётка-семихвостка, которой он коня хлестал, чтобы тот змеёнышей потоптал, ну и всё такое. Дипломатические способности, образованность и вежество на картинке сложно изобразить, но я сунул ему на пояс свиток в тубусе, типа он читает на досуге. Тут же у него живая вода, она дополняет комплект Ильи, у которого, напомню, на поясе - вода мёртвая. Ну и мотив солнца, как у Ильи, - служат-то одному князю.


Попович. Ну очевидно же, что он должен быть витчхантером (witch hunter), да?


Внезапный поворот чуть в сторону, к Финисту .


Пришёл черёд девочек. Начну с Василисы Прекрасной (не путать с Василисой Премудрой, ака Царевна-лягушка). Боевой маг, даже и думать нечего, один череп, испепеляющий врагов (упоминается в сказке), чего стоит. Ну и конечно, кукла в сумке, всё как положено. Небольшая ремарка: возможно, не так хорошо видно, но кокошник у неё стальной, часть полушлема.


Василиса Премудрая (Царевна-лягушка). С ней оказалось всё не так просто. Есть аж три распространённые версии сказки (в одной из них она вообще зовётся Еленой Прекрасной), поэтому я решил попробовать собрать в один образ всё, что о ней известно. Итак, колдунья. Колдует и с помощью собственной силы, и с помощью мамок-нянек (бабки-няньки, мамки-маньки и т. п.). Я решил, что мамки-няньки будут в моей версии толстенькими летающими феями. Магия у мамок-нянек по отдельности не то чтобы сильная, но если вместе начнут что-то делать - только держись.

Я не нашёл в сказках подтверждения, что Василиса - дочь Кощея Бессмертного (хотя такая версия есть, и она вполне логична), поэтому не стал делать очевидной некромантской атрибутики. Но Премудрая, как мне кажется, могла бы и тёмной магией баловаться, характер у неё такой… Совсем забыл упомянуть - у неё на груди висит в виде кулона наконечник стрелы. Той самой.


Царевна Несмеяна. Хотел сначала сделать лицо открытым, потом решил сразу маску-забрало показать. Кокошник - часть шлема. Наблюдательные зрители обратят внимание на бурдюк и рог у неё на поясе. Почему? Потому что из-за вечно плохого настроения постоянно прикладывается к спиртному. Кстати, когда она смеётся (а смеётся она крайне редко), это значит, что у неё начался приступ и она становится берсеркером, - очень страшная абилка.


Марья Моревна. Тут всё понятно. Единственная ремарка - поскольку в сказке указывается, что она степная воительница, то я слегка добавил азиатских элементов.


Варвара-краса. Расхитительница курганов. Строго говоря, это киношный персонаж, в мифологии Варвары-красы вроде бы не было. Но, во-первых, все, наверное, знают фильм Роу, а во-вторых, уж больно знатное у неё имя, не мог пройти мимо. Думаю, ясно, кто был референсом. Немного комментов: топорики крепятся к ножнам на бёдрах, на ремнях болтаются амулеты-обереги, кокошник, как всегда, металлический. Когда много противников, она атакует, крутясь волчком, и косит врагов (ха-ха). Сама коса вполне может быть из кожи, наподобие хлыста, т. е. это не убранные волосы, а часть шлема.


Баба-яга. V. 1.0.


Кощей. Питается душами жертв. Этого тоже рисовал, основываясь на штампах из головы, потом внимательно изучил источники и пришёл к выводу, что голову Кощею поменяю. Так что впоследствии будет Кощей Марк 2. :)


Соловей-разбойник. Часть первая. Верхняя. Придётся кое-что объяснить. В сказках Соловей сидит на девяти дубах, высоко сидит, далеко глядит, свистит по-соловьиному, кричит по-звериному. Я долго думал, как это всё обыграть («сидит на девяти дубах» было самой большой проблемой - гигант, что ли? Или дубы маленькие?), в итоге пришёл к выводу, что Соловей будет монстром-наездником. Он будет ездить верхом на дубе. Его крик-свист - это звуковое оружие. Свист - прицельный удар, крик - волна широкого радиуса действия. Также у него будет магический посох для управления дубом. И обратите внимание на ожерелье из желудей у него на шее. Оно неспроста, это решение проблемы с девятью дубами. Да, у многих ассоциации с его ртом странные, советую подойти к зеркалу и попробовать сделать «губки куриной гузкой» - удивитесь. :)


Соловей-разбойник. Часть вторая. Верхом на дубе. В общем, он живёт на дереве, это его хранилище и крепость. На ветвях развешаны сундуки (трофеи) и щиты, которые сдвигаются, если Соловью что-то угрожает. Также у дуба есть цепи с крюками, которыми он подтягивает к себе жертву, чтобы съесть её.

Передвигается дуб и как паук, и как многоножка, т. е. большими ветвями поддерживает ствол, а корнями мелко перебирает. Двигается медленно, но если дойдёт - кранты герою. Теперь про проблему девяти дубов. Жёлуди - волшебные. Когда Соловей бросает один жёлудь на землю, оттуда стремительно вырастает дуб-миньон, наземная поддержка, так сказать. Одного из них я нарисовал слева. Они шустрее и агрессивнее, чем дуб-крепость. Подбегают к герою и лупасят. На ожерелье восемь желудей плюс дуб-крепость, итого девять. Дубы сами по себе довольно стрёмные деревья, но, когда на героя двигается девять дубов плюс ещё и Соловей со своим звуковым оружием, герою должно быть неуютно.

Да, и масштаб тут немного условный (иначе не уместилось бы), но примерно ориентируйтесь по черепам на ветке, это черепа взрослых людей. То есть Соловей чуть крупнее обычного человека. Да, и на картинке он как раз кричит по-звериному.


Тугарин Змей. Это, наверное, последняя картинка, где я использую сложные рамки, - слишком много времени на них уходит, персонажи важнее, так что дальше рамки будут очень условные.


Лесовик. Хозяин леса. Я буду разделять лесных духов, этот - самый главный. Он, в принципе, добрый, но суровый и справедливый, если что, может и жёстко наказать.

Визуально решил отталкиваться от зооантропоморфных описаний, с элементами фитоантропоморфности, для каждого лесного духа выберу основное животное и буду плясать от этого.


Леший. Я постарался воплотить в этом красавце основное, что известно о леших в общепринятом (и главное - злобном) смысле. Характер у Лешего, мягко говоря, не очень приятный. Один глаз нормальный (левый), правый обычно больше левого и «мёртвый», неподвижный. Борода и волосы седые. Часто пишут о конусообразной голове, в моей интерпретации - из-за собранных в пучок волос. Одежду запахивает налево и носит наизнанку (показать в карандаше, что это изнанка, оказалось не так-то просто). Руки-ноги покрыты шерстью. В некоторых вариантах преданий он опоясанный, в других обязательно нет. На поясе висят трофеи и насущные вещи: черепа поверженных заплутавших и невежливых путников, рог, чтобы пьянствовать, и лапоть, потому что моему Лешему просто нравятся лапти, он их коллекционирует. В преданиях у классического Лешего тоже какая-то фиксация на лаптях. Но если учесть, что его часто описывают копытным, вопрос - как он их носил? Логичный ответ - он их не носил на ногах, он их просто таскал с собой как сувениры.


Болотник. Мерзкая тварь, живущая на болотах, притворяется кочкой, жрёт всех подряд. Кидается «болотными огоньками» с браслета, чтобы парализовать жертву. Ядовитый.

P. S. Хочу ещё добавить манок, как у рыбы-удильщика. Манок длинный, телескопический, фактически симбиот, т. е. отдельное существо, заманивает-гипнотизирует путников, заводит их прямо в трясину к Болотнику.


Духи леса. Часть 1. Для каждого мелкого духа леса рисовать отдельную картинку было нецелесообразно, поэтому я решил разделить их на группы. Все эти ребята - свита Лесовика. Старался сделать по тем описаниям, которые смог найти, но без самоуправства не обошлось.

Водяник , например, - это как бы одно из имён Водяного. Но я решил, что мелкие прудики, ручьи и маленькие речушки тоже должны иметь своих духов, поэтому выделил имя «Водяник» в отдельную группу мелких духов. Все духи леса вполне себе нейтралы, но, если их разозлить, могут и атаковать.

Самый агрессивный из этой группы - Моховик , он и по легендам мог детишек скушать, если что.

Ягодник , при всей его внешней безобидности, тоже может нанести урон (отравленными ягодами).

Деревяник - в одном персонаже совместил Деревяника и Корневика - глуповатый, неловкий, но довольно сильный, может опутывать корнями и выпивать ими соки из жертвы.


Духи леса. Часть 2. Грибник, Листовик, Травник, Кустин. Я эту картинку называю «Сыроежка опаздывает на собрание». Завершая тему лесных духов и свиты Лесовика, быстренько пробежимся по характерам и абилкам.

Грибник - не очень добрый персонаж (в мифологии грибы вообще не сильно жалуют, там много про гениталии и экскременты), не очень сильный, но очень живучий и обидчивый (считает, что люди его оговаривают). Может заражать обидчиков бурно растущими грибками. Его мечта - завоевать весь мир.

Травник - хиппи. В случае опасности может задурманить голову обидчика и даже убить, если сильно разозлится.

Листовик (совместил со Стеблевиком, чтобы не плодить сущности) - самый безобидный из всех, обычно действует как группа поддержки у Деревяника и Кустина, даёт им дополнительные силы и защиту.

Кустин (Кущаник) - младший брат Деревяника, они очень похожи характерами и обычно работают в паре. Кустин умеет дистанционно оплетать обидчика ветвями, парализуя его.


Водяной на соме. Для этой картинки я просто перечислю основные характеристики с пояснениями, почему так, а о деталях характера Водяного поговорим на следующей картинке. Сразу скажу: я постарался вобрать в образ всё, что интернету известно о Водяном, предложив заодно кое-какие собственные решения. Прошу сразу, забудьте песенку Водяного из «Летучего корабля». Итак, поехали.

Известно, что Водяной - толстый старикашка с большим пузом (сделано), часто его видят в красной рубахе (у меня это кольчуга из червлёного золота), у него окладистая борода и зелёные усы (тут я схитрил и сделал ему СОМОВЬИ усы, часть бороды - тоже сомовьи щупы, отсюда и зеленоватый цвет). У северных народностей России Водяной часто представляется с палицей. В общем, Водяной - серьёзная нечисть, и характер у него очень скверный (цитата: «Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала»). И главная для картинки цитата, из которой и родился, собственно, сам образ. «Ему приписывают сома как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома в народе называют „чёртова лошадь“». Тут и пришла в голову идея сделать маунт-босса. Поскольку Водяного иногда всё-таки видят и на суше, я сделал сома не совсем сомом. На самом деле там целый микс из животных (все вполне себе живут на территории России, кстати), кто их всех определит, тому пирожок.

Отдельное внимание уделил упряжи, сбруе и седлу, пришлось пофантазировать, конечно, но боевых вьючных сомов в природе не существует, так что прошу извинить, если что. Это не последняя картинка Водяного: тут он мелковат и деталей не видно, поэтому я сделаю его ещё отдельно, как сделал Соловья.


Водяной и Водяница. Простите, что много букв, но нужно. Представляю вашему вниманию семейное фото, из-за которого провёл в работе бессонную ночь, так накрыло. Начнём с Водяницы, потому что новый персонаж. О Водяницах (куда ударение ставить, неясно, я предпочитаю ставить на и) информации крайне мало, известно, что она НЕ русалка, одета в рваный сарафан, у неё большая грудь, она проказница, но в целом никого сильно не обижает, т. е. вполне себе положительный персонаж. Нарисовал её в сороке (головной убор замужних женщин), чтобы подчеркнуть семейный статус. И ещё у этого персонажа есть ключевая особенность, которая меня сильно зацепила. «Водяница - утопленница из крещёных, а потому и не принадлежит к нежити». Понимаете, да? Крещёная утопленница - жена Водяного, который вообще-то нечисть (нежить). Тут огромный простор для фантазии, конечно. И вот что я нафантазировал.

Как я писал ранее, у Водяного крайне скверный характер. Он вроде как нейтрал, но с бóльшим перекосом в зло. Его постоянно нужно задабривать, иначе он и пакостит, и топит, и палицей машет. Однако он может и улов обеспечить, и спасти, если что, - и в моей версии все его добрые дела напрямую связаны с Водяницей. Поскольку жена у него по сути добрая, но молодая, озорная и вздорная, она крутит старикашкой, как хочет. И часто заставляет муженька совершать добрые поступки, хотя это противоречит его нечистой природе. И наоборот, когда они ссорятся, Водяной уходит в поход и свирепствует ещё пуще, выпуская пар. Сама Водяница особо людям на глаза не показывается, и в моей интерпретации она даже не отдельный персонаж, а просто дополнение к образу Водяного. Она бафает (увеличивает силу) Водяного, когда орёт на него.


Сестрица Алёнушка, братец Иванушка Ещё одна сладкая парочка. Понимаю, что многих шокирую этой картинкой, но прежде, чем судить, прошу - перечитайте сказку. Впрочем, я кратенько вам всё объясню. В сказке (во многих её итерациях) есть несколько ключевых моментов, которые едины для всех вариантов. Итак, факты:
1.Иванушка стал козлёнком.
2.Алёнушку утопили.
3.Практически во всех вариантах присутствует «люта змея», которая Алёнушке сердце высосала (а ещё там «тяжёл камень» на шее, «бела-рыба глаза выела», «желты пески на груди легли», «шелкова трава на руках», прах, тлен, безысходность, вот это всё).
4.Есть ведьма-колдунья, устроившая всю эту катавасию с утоплением.
5.Алёнушку из реки достали, «окунули её, сполоснули в чистой воде, белым полотном обернули, и стала она ещё лучше, чем была».
6.Во всех вариантах сказки, где Иванушка превращался в козлёночка, он им и оставался. Ну вы поняли, к чему я, да?


Я не поленился и всё-таки составил свой «словарик рун». Они, разумеется, вымышленные, брал за основу скандинавские и те каракули, что накопал в дохристианской письменности славян. Причём значения рун я придумывал сам, не особо оглядываясь на настоящие. Моя версия, мои руны, что хочу, то и ворочу. Будет для зрителей дополнительная игра - читать, что у героев на одежде написано.



Рассказать друзьям