Сказочный остров санторини. Детские шоу и праздники

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Мифы, легенды и даже сказки рассказывают современным обывателям об удивительных местах, где ранее обитали неизвестные существа, жили сверхлюди и царили справедливость и блаженство. Ученые и исследователи несколько веков пытались отыскать сказочный остров Буян, легендарный Авалон, и многие их поиски увенчались успехом. В этом обзоре представлены известные мифические места, которые существовали на самом деле.

1. Остров Буян



«В царство славного Салтана мимо острова Буяна», - эти строки из сказки Пушкина уже давно стали любимыми для многих поколений, а, между тем, некоторые исследователи утверждают, что нашли тот самый остров, о котором упоминал поэт. Это немецкий остров Рюген, расположенный в Балтийском море. Ранее его населяло племя руянов, откуда и прежнее название места – Руян. Возможно, путем многовековых этимологических преобразований Руян превратился в Буян.

Еще одна интересная особенность - это фраза «на море Окияне, на острове Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь». Этими словами на Руси подкрепляли разные заклинания. На реальном острове находится белая меловая скала «Королевский трон». Из сказаний няни Пушкина Арины Родионовны можно почерпнуть информацию о тридцати богатырях (в сказке их было 33). Ранее автор Саксон Грамматик упоминал о гвардии из 300 человек, охранявшей остров Руян. Исследователи считают, что в древности остров Рюген и Русь связывали тесные торговые и культурные отношения.

2. Хай-Бразил



Согласно ирландской мифологии Хай-Бразил – это священный остров довольства, справедливости и бессмертия. По легендам, он окружен туманами и появляется перед взорами людей раз в семь лет. Остров несколько раз изображался на древних картах, т. к. некоторые мореходы утверждали, что видели его. Современные ученые считают, что Хай-Бразил могла бы быть Баффинова земля. Возможно, из-за преломления лучей света, проходящих сквозь слои холодного и горячего воздуха, появлялась оптическая иллюзия.

3. Лукоморье



Еще одна загадочная земля, известная сегодня по сказкам Пушкина – Лукоморье. Согласно фольклору, это царство где-то на севере, где люди впадают в спячку, а с приходом весны просыпаются. Реальное же название «Lucomoria» часто изображалось на древних западноевропейских картах. Эта земля располагалась по правую сторону Обской губы, на территории Томской области. Если обратиться к этимологии слова, то «лукоморьем» ранее обозначало «изгиб морского берега». Так что название Лукоморье ранее часто встречалось в совершенно разных местностях.

4. Остров Авалон



Остров Авалон упоминается в мифах о короле Артуре. По легенде, именно на этом острове был выкован меч Эскалибур и похоронен король Артур. Об Авалоне, как о реальном месте, заговорили в 12 веке, когда в графстве Сомерсет, возле города Гластонбери, на Холме Святого Михаила было обнаружено захоронение. На надписи было указано, что это могила короля Артура и его жены Гвиневры. Современные историки полагают, что, скорее всего, это был «рекламный трюк», чтобы собрать деньги на ремонт аббатства. Наверняка сказать нельзя, потому как в 17 веке во время Гражданской войны могила была разорена, а останки разбросаны.

5. Туле

Для греков и римлян Туле ассоциировался с границей известного им мира. Впервые о его местонахождении упоминается и работе греческого исследователя Пифея (Pytheas) в 4 веке до н. э. после его путешествия в Северную Европу. Пифей упоминал об острове Туле, в замерзшем море и о северном сиянии. На тот момент исследователю никто не поверил. Спустя несколько столетий, когда была открыта Исландия, она очень подходила под описания грека. Нацисты, в свою очередь, считали Туле родиной арийской нации.

6. Тмутаракань



Место с забавным названием «Тмутаракань » в 10-11 вв было действительно реальным городом. Он находился несколько удаленно от других княжеств в Керченском проливе. Со временем Тмутаракань перешел под влияние Византии, а затем к Генуе. Сегодняшнее название этой местности полуостров Тамань.

7. Ээя



В греческой мифологии Ээя – это остров богини Цирцеи (Кирки), которая заманивала к себе мореходов и превращала их затем в зверей. В гомеровской поэме Одиссей попал на этот остров и провел там целый год. Исследователи определили мифическое место как полуостров Cape Circeium, расположенный на западном побережье Италии. Возможно, во времена Гомера, уровень воды был выше, и Cape Circeium выглядел как настоящий остров.
В древних летописях сохранилось множество записей и о других легендарных местах, таких как Многие ученые и авантюристы до сих пор ищут эти города и страны.

остров из сказки Пушкина

Альтернативные описания

. (устаревшее) речная пристань, место для выгрузки товаров с судов (кож, сала, льна)

Буйный, шумный, скандальный, драчливый человек

Пристань с амбарами для пеньки, льна, сала и масла, перевозимых по воде.

Забияка; тот, кто буянит

Остров, упоминаемый в русских сказках и заговорах. Находится далеко за морем, наделяется фантастическими чертами потустороннего мира

Синоним скандалист

Торговые амбары на пристани, а также сама пристань

Речная пристань, иногда небольшой естественный или искусственно насыпанный на сваях остров для выгрузки и складирования товаров

Остров, лежащий на пути «к царству славного Салтана»

Забияка

Скандалист

Остров на пути к царству Салтана

Возмутитель спокойствия

Тихоня наоборот

Дебошир

Остров на пути в царство славного Салтана

Мимо него в царство славного Салтана

Мимо него плыл князь Гвидон

Кто дебоширит, если пьян?

Пушкинский остров

Мимо него плыл Гвидон

Пушкинский остров (сказка)

Бузотер

Драчун и задира

Остров на пути в царство Салтана

Остров, наделенный чудесной силой

Драчливый тип

Остров на пути князя Гвидона

Скандальный тип

Остров«забияка»

Скандалист

Сказочный остров на Окиян-море

Пристань с амбарами для пеньки, льна, сала и масла, перевозимых по воде

Буянить, буянство и пр. см. буйный. или б союз, частица, состоящая в связи с глаголом и выражающая желание, условие или следствие. Когда б он пришел. Было бы пиво, будут и гости. Не тебе бы говорить, да не мне бы слушать. Кабы не бы, так бы Ивана-великого в бутылку спрятал. Все бы ему знать; все бы, вишь, пил да гулял, т. е. хотелось бы. Все бы ты знал, да не все бы врал, т. е. желательно чтобы. не ломлив бы парень, да в гости не зовут. Бы нареч. южн. зап. как бы, будто, ровно, словно. Хмарно, бы к дождю. Быкать, приговаривать условно бы, желать чего нет, несбыточного. Быкай, не быкай, а быка не добудешь

Кто дебоширит, если пьян

Остров"забияка"

Остров, лежащий на пути "к царству славного Салтана"

Пушкинск. остров на "море-окияне"

Санторини - это остров вулканического происхождения, который является вершиной кратера подводного вулкана. В результате страшного извержения и последовавшего за ним взрыва около полутора тысяч лет до н.э центральная часть острова обвалилась во внутрь кратера. Предполагают, что извержение 1645 года до н.э. положило основу легенде от Атлантиде.
На самом деле сам остров, а точнее самый большой из нескольких островов, называется Фира. Названия Санторини на карте вы не найдете.
46 фото
Фотографии Сергея Степаненко

Немного истории острова

Древнейшее население Фиры, которое появилось здесь около 3 000 года до н. э. В этот период остров назывался Стронгила («круглый») по причине своей формы, поскольку вулкан Санторин, который находился в центре острова и имел высоту 1.5 км.
Около полутора тысяч лет до н.э (1500 до н.э - 1645 до н.э по разным оценкам) произошло событие, решительным образом изменившее как историю древнего мира, так и форму острова. Речь идёт о страшном извержении вулкана Санторин.
В результате извержения кратер вулкана провалился и образовалась огромная кальдера (воронка), которая сразу же была заполнена морем. От древней Стронгилы остался только видимый в настоящее время полумесяц с отвесной скалой более 300 м.
После заполнения жерла вулкана водой произошел огромной силы взрыв (эффект парового котла), который вызвал огромное цунами, высотой предположительно от 100 до 200 м, обрушившееся на северное побережье Крита. Последствием цунами стал закат минойской цивилизации.

С Крита до Санторини ходит скоростной корабль и путь занимает порядка 2-х часов. Цена в одну сторону составляет около 50 евро.


Таким остров Санторини представляется путешественникам в первые минуты пребывания:

После подъема на 300 метров по почти вертикальному серпантину мы оказываемся на вершине острова в городке Фира, который является столицей Санторини. Улочки на острове настолько узкие, что почти везде проходит только одна машина:


Как только зашли в город, сразу начинаешь чувствовать себя как в сказке - дома, постройки, окружение кажется каким-то нереальным и сказочным:


Внешний вид домов и двориков потрясает своей белизной и красотой форм.


На склонах Фиры и других городков расположены в основном виллы, отели и рестораны. Основное население живет на равнине в центре острова.


Местные делают инсталяции на крышах домов:


Частная собственность, не входить:


В городках сотни церквушек. По местному обычаю каждая семья должна построить свою церквушку:


Южная часть Фиры. На заднем плане виднеется гора Profitis Ilias:


Рассмотрим поближе:


Вид с горы Profitis Ilias на восходе. (Кликабельно):


Все домики чистенькие и аккуратненькие. На улочках множество цветов:


В Фире есть ослиная дорога со ступеньками с вершины в самый низ. Табличка показывает, что ослиная станцию внизу:


Ступени зачем-то пронумерованы. Если верить нумерации, то их почти 600 штук. По жаре в 35 градусов совсем не хочется подыматься на 300 метров в горку:


Православный храм и самая большая площадь острова:


Пешеходная улица, иногда тут можно встретить мопеды:


Вечером мы поехали в городок Ия смотреть закат.


Ия на закате:


Яхта:


Вечерний город:


Симпатичная церквушка:


Основной транспорт на Санторини. Из-за узких улочек квадроциклы - лучший способ передвижения:


Ресторан «Велосипед» в городке Ия:




Ступеньки. Внизу еще один маленький порт Санторини в Ия:




Очень красивый домик в бело-синих тонах:




Многие улочки ведут в тупик и заканчиваются калиткой или дверью в частный дом, поэтому иногда приходится подниматься назад вверх:




Небесные купола церквей:


Еще несколько фотографи со сказочного острова Санторини:






Балкончик:




Крыша одной из вилл выложена вулканическими камнями, которые выкрашены в белый цвет. Смотрится очень красиво и необычно:




Без панорам трудно представить себе масштабы Санторини.
Улочками Фира Стефани. (Кликабельно, 1918×634 px):


Фира. (Кликабельно, 1918×825 px):


Фира поближе. На заднем плане наивысшая точка острова гора Profitis Ilias. (Кликабельно, 1918×1130 px):


Фира с обрыва. (Кликабельно, 1918×998 px):


Городок Ия. (Кликабельно, 1918×765 px):


Сказочный остров Санторини вулканического происхождения - туристическая жемчужина Греции. (Фото Arjun Purkayastha):


/loveopium.ru/

Фольклорист Варвара Добровольская о родине новогоднего персонажа, происхождении Снегурочки и ее родственных связях с Дедом Морозом.


Когда мы говорим о Снегурочке, то на самом деле имеем в виду двух персонажей: прекрасную деву, влюбленную в Леля, и маленькую девочку, вылепленную из снега бездетными стариками. Прекрасная дева - Снегурочка - персонаж, вымышленный конкретным человеком, Александром Николаевичем Островским. Она героиня пьесы «Снегурочка», которую автор назвал весенней сказкой. Ее родителями, согласно тексту пьесы, являются Дед-Мороз и Весна-Красна. Снегурочка - ребенок необдуманного поведения Весны-Красны, и сама она об этом говорит так:

"Шестнадцать лет тому, как я для шутки,
И теша свой непостоянный нрав
Изменчивый и прихотливый, стала
Заигрывать с Морозом, старым дедом,
Проказником седым; и с той поры
В неволе я у старого…
Оставить бы седого,
Да вот беда, у нас со старым дочка -
Снегурочка."

Дед-Мороз любит Снегурочку и прячет ее от Ярилы, но, поддавшись на уговоры Весны, выпускает дочь в мир людей, где она и погибает. Ее гибель связана с любовью, которую несет Ярило, а не собственно с солнечным светом и теплом. В фольклорных сказках девочка-Снегурочка слеплена из снега, ее создатели-родители - это дед и баба, которые сделали ее из снега. Снегурочку могут слепить как снежную бабу или насыпать снег в ступу и растолочь его пестом - в процессе такого перетирания снега появляется девочка; есть варианты, когда снег ставили на печку. Гибнет она от прыжка через костер, и чувства в данном случае не описываются.

Первые записи русских фольклорных сказок, в которых действует персонаж девочка-Снегурочка, появились в XIX веке, но, вероятно, они существовали и до этого. Пьеса Островского написана в 1873 году. И, конечно, та Снегурочка, которую мы все знаем как внучку Деда Мороза, связана именно с пьесой Островского, хотя в ней много отсылок к фольклорным сказкам о девочке-Снегурочке. Произошло смещение явлений: Снегурочка стала взрослой девушкой, как и у Островского, но точно так же, как старики в русских фольклорных сказках, Дед Мороз, будучи стариком, стал называть ее внучкой, а не дочкой.

Дед Мороз появился не намного раньше Снегурочки, он тоже изобретение XIX века, хотя мы привыкли, что он персонаж мифологический. И обычно ссылаются на то, что в русском фольклоре есть персонаж Мороз, которого кормят на Рождество овсяным киселем, чтобы он не вымораживал озимые посевы. Когда его звали на рождественское застолье, то хозяева выносили блюдо с киселем на улицу и кричали:

Мороз, Мороз! Приходи есть кисель!
Мороз, Мороз! Не бей наш овес!

Как выглядит этот персонаж и что он делает - никому не известно. Но совершенно очевидно, что это не привычный нам Дед Мороз, а некий другой персонаж, связанный с природными стихиями.

А появление привычного нам Деда Мороза связано со стремлением русского общества - конечно, городского и образованного - создать своего русского самобытного рождественского деда, который будет приносить детям подарки. Это желание не упало на неподготовленную почву. В 1848 году Владимир Федорович Одоевский пишет «Сказки дедушки Иринея», среди которых есть сказка «Мороз Иванович». Этот персонаж не приходит к детям, а дети приходят к нему, он живет в ледяной стране и не одаривает, а награждает детей за добрые дела. Постепенно к началу ХХ века складывается уже привычный нам образ Деда Мороза, но это Рождественский Дед. После революции 1917 года этот персонаж подвергается гонениям, и в 1929 году, когда Рождество объявили рабочим днем, Дед Мороз ушел из праздничного пространства. Однако в 1936 году было принято решение о праздновании уже не Рождества, а Нового года, и Дед Мороз вернулся. А уже в 1937 году на новогодней елке у детей в Колонном зале Дома союзов у Деда Мороза появилась внучка - Снегурочка.

Дед Мороз, несмотря на сложность и дискуссионность вопроса о сказочной карте России, живет в Великом Устюге, а родиной Снегурочки принято считать Кострому, хотя это не совсем так. Согласно сказочной карте России родина Снегурочки находится в имении Щелыково Костромской области. Там располагается музей-усадьба Островского, где он обдумывал идею написания пьесы «Снегурочка». А если руководствоваться логикой создателей сказочной карты, согласно которой родина персонажа там, где произведение написано, тогда родиной Снегурочки должна быть Малая Ордынка в Москве, где Островский написал пьесу. Однако идея с Щелыково прижилась, музейные работники активно используют этот бренд. Сейчас «Голубой дом» в усадьбе Островских в Щелыково - это терем Снегурочки. Но поскольку до Щелыково добираться сложнее и количество людей, которые туда могут приехать, меньше, чем тех, кто может добраться до Костромы, то резиденция Снегурочки была перенесена в областной центр.

Варвара Добровольская

Задолго до того, как люди вознамерились строить рай на земле своими руками, их предки верили в то, что подобный обетованный край уже существует. От Китежа до Буяна – 6 обетованных стран в русской традиции.

Пожалуй, самое известное обетованное место. Сокровенный город, который находился в северной части Нижегородской области на берегах озера Светлояр. Согласно легенде, когда монгольский хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его, один из русских пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала князя Юрия и вскоре достигла стен города. К удивлению монголов, у города совсем не было никаких укреплений. Его жители даже не собирались защищаться и только молились. Внезапно из-под земли хлынула вода, поглощая город и топя захватчиков. Врагам оставалось лишь бессильно наблюдать, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. Исчез и крест – и на месте Китежа осталась только водная гладь.

С тех пор, согласно легенде, считается, что только чистый сердцем и душой может найти путь в Китеж. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра, которое иногда называют «Русской Атлантидой». К легенде о Китеже неоднократно обращались, в том числе композитор Римский-Корсаков, создавший «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Легендарная страна свободы в русских народных преданиях, образ Беловодья частично связан с образом невидимого града Китежа. Возникновение легенды относят к концу XVIII века, а ее распространение связывают с деятельностью бегунов, одной из старообрядческих общин. В то время существовали многочисленные «путеводители», в зашифрованной иносказательной форме описывавшие путь в Беловодье. В XVIII-XIX веках Беловодье обрело у староверов реальный образ - долины рек Бухтарма и Катунь на Алтае, где самовольно селились различные беглецы от правительственных повинностей, сформировав этнографическую группу бухтарминских каменщиков. Некоторые группы старообрядцев в поисках Беловодья уходили намного дальше вглубь китайской территории, и даже переправлялись в Новый Свет.

Лукоморье - заповедное место на окраине вселенной в «излучине» моря, где стоит мировое древо - ось мира, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. Иногда Лукоморьем называли древнее Северное царство, где люди впадают в зимнюю спячку, чтобы проснуться к возвращению весеннего Солнца - такая трактовка зафиксирована в исследованиях Н. М. Карамзина, А. Н. Афанасьева и А. А. Коринфского.

Эту обетованную страну описывал Ефросин в «Слове о рахманех и о предивном их житии». Те же Острова Блаженных подробно описаны в апокрифе, известном под названием «Хождение Зосимы к Рахманам». Острован населяют «рахманы» (брахманы?), христианские мудрецы, которых якобы посетил Александр Македонский во время похода на Индию. Рахманы днем и ночью пребывают в молитве, питаются плодами земли и пьют сладкую воду, вытекающую из-под корня одного дерева. Нет у них ни винограда, ни железных сосудов, ни ножей железных, ни домов, ни огня, ни золота и серебра, нет и одежды.

Прижив с женой двух детей, рахманы разводятся и живут целомудренно. Ангелы сообщают рахманам о праведных и грешных людях на земле, сколько кому назначено лет жизни, и рахманы молятся за людей, потому что, как сказали они Зосиме, «мы от вашего рода есмы». В посту рахманы вместо древесных плодов питаются манной, спадающей с неба, и только поэтому судят о перемене времени. Рахманы живут от 100 до 860 и даже до 1800 лет. Они знают время своей кончины и умирают без болезни и без страха.

Сказочный остров-град в русском фольклоре. Хорошо известен благодаря сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Остров Буян наделен чудесной силой, на нем хранятся волшебные вещи, которые помогают сказочным героям бороться со злом (на острове растёт мистический дуб, в ветвях которого запрятана смерть Кощея). Там же на острове есть священный камень алатырь, обозначающий центр мира. Кто сумеет найти этот камень - у того все желания исполняются. В качестве предположительных реальных прототипов острова-града Буяна называют заграничные острова Рюген и Борнхольм (имеющие, однако, не по одному, но по несколько городов и поселений каждый), а также остров-град Свияжск и остров Березань.

В славянской мифологии южные края, куда птицы улетают зимой, сказочная страна. В соответствии с древнеславянскими мифами, на этом острове живут прародители всех птиц и зверей (перед названием зверя, обитавшего на этом острове, говорили «старший» или «старый», это говорило о их зрелости и телесной мощи). Этот остров седьмого неба, крышей которому служили восьмое и девятое небеса, также называли «Ирий» или «Вирий». В белорусском и украинском языках в настоящее время также существуют выражения о перелётных птицах: «ляцяць у вырай» (белор.) и «летіти у вирій» (читается: лэтиты у вырий) (укр.), которые не употребляются в другом контексте.



Рассказать друзьям