Сколько детей родных было у достоевского. «Хватит меня сравнивать!» Почему сын Достоевского не желал уезжать из Крыма

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В истории человечества до Ковалевской не было женщины,
равной ей по силе и своеобразию математического таланта.

С.И. Вавилов

Софья Васильевна Ковалевская (15 января 1850 - 10 февраля 1891) - русский математик и механик, с 1889 года иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук. Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина-профессор математики (получившая ранее это звание Мария Аньези никогда не преподавала).

Софья Ковалевская (урождённая Корвин-Круковская) родилась в Москве, где её отец, артиллерийский генерал Василий Корвин-Круковский занимал должность начальника арсенала. Мать, Елизавета Шуберт, была на 20 лет моложе отца. Впоследствии Ковалевская говорила о себе: «Я получила в наследство страсть к науке от предка, венгерского короля Матвея Корвина; любовь к математике, музыке, поэзии - от деда по матери, астронома Шуберта; личную свободу - от Польши; от цыганки-прабабки - любовь к бродяжничеству и неумение подчиняться принятым обычаям; остальное - от России».

Когда Соне было шесть лет, отец вышел в отставку и поселился в своём родовом имении Полибино, в Витебской губернии. Девочке для занятий наняли учителя. Единственный предмет, к которому Соня на первых занятиях не проявила ни особого интереса, ни способностей, была арифметика. Однако постепенно положение переменилось. Изучение арифметики продолжалось до десяти с половиной лет. Впоследствии Софья Васильевна считала, что этот период учения как раз и дал ей основу математических знаний.

Девочка настолько хорошо знала всю арифметику, так быстро решала самые трудные задачи, что учитель перед алгеброй позволил изучить двухтомный курс арифметики Бурдона, применявшийся в то время в Парижском университете.

Первым учителем Ковалевской по высшей математике была стена. Не удивляйтесь, самая обыкновенная стена детской комнаты, оклеенная пожелтевшими листами литографированного курса высшей математики М. В. Остроградского, по которому когда-то учился сам отец, ныне отставной артиллерийский генерал. Софа подолгу стояла у этой загадочной стены, стараясь разобрать символы высшей математики, неведомый ей язык дифференциального и интегрального исчисления. Она по-своему раскрывала их содержание и запоминала на долгие годы. Для понимания некоторых формул понадобилась тригонометрия, которую она постигла самостоятельно по учебнику физики Н. П. Тыртова, подаренному отцу самим автором.

Профессор Тыртов был частым и желанным гостем отставного генерала. Как-то он заметил, как юная Софа подолгу сидит за его учебником физики, силясь что-то понять и осмыслить.

Софочка, - сказал он однажды, - эта книга не для тебя. Ее можно постигнуть, только зная тригонометрию, которую ты со своим домашним учителем не проходила.

А все-таки я знаю тригонометрию, - неожиданно для профессора заявила Софа.

Тригонометрия, как я ее понимаю, - продолжала она, - есть наука о решении треугольников. Ее основные величины: синус косинус, тангенс, котангенс, секанс и косеканс. Синус, например, можно рассматривать как половину хорды некоторой дуги…

Молодец, Софочка! А кто же тебе все это сообщил? - спросил удивленный профессор.

До всего этого я дошла собственными размышлениями, читая ваш учебник физики, где вы на каждом шагу пользуетесь готовыми формулами тригонометрии.

Восхищению ошеломленного профессора не было границ. Он тут же бросился в кабинет генерала и громко заявил, что его дочь гений, что ее можно сравнить разве с Паскалем, что ее стихия - математика, что такой талант надо беречь и всемерно развивать.

Отец Софы, сам любивший математику, принял горячо к сердцу слова своего друга, и вскоре Софья стала брать уроки у известного педагога А.Н. Страннолюбского.

Страннолюбский на первом уроке дифференциального исчисления удивился быстроте, с какой Соня усвоила понятие о пределе и о производной, «точно наперёд всё знала». А девочка и на самом деле во время объяснения вдруг отчётливо вспомнила те листы лекций Остроградского, которые она рассматривала на стене детской.

В 1863 году при Мариинской женской гимназии были открыты педагогические курсы с отделениями естественно-математическим и словесным. Сёстры Круковские горели желанием попасть туда учиться. Их не смущало, что для этого необходимо вступить в фиктивный брак, так как незамужних не принимали. Кандидата в мужья искали среди разночинцев и обедневших дворян.

В качестве «жениха» для Анюты был найден Владимир Онуфриевич Ковалевский. И надо же было такому случиться, что на одном из свиданий он заявил Анюте, что он, конечно, готов вступить в брак, но только… с Софьей Васильевной. Вскоре он был введён в дом генерала и с его согласия стал женихом Софьи. Ему было 26 лет, Софье - 18.

15 сентября 1868 года в деревенской церкви близ Полибино состоялась свадьба. А вскоре в Петербурге Софья стала посещать лекции. Девушка вскоре поняла, что изучать надо только математику, и, если теперь, в молодые годы, не отдаться исключительно любимой науке, можно непоправимо упустить время! И Ковалевская, сдав экзамен на аттестат зрелости, снова вернулась к Страннолюбскому, чтобы основательнее изучать математику перед поездкой за границу.

3 апреля 1869 года Ковалевские и Анюта выехали в Вену. Но Софья не нашла в Вене хороших математиков. Ковалевская решила попытать счастья в Гейдельберге, который рисовался в её мечтах обетованной землёй студентов.

После всевозможных проволочек комиссия университета допустила-таки Софью к слушанию лекций по математике и физике. В течение трёх семестров 1869/1870 учебного года она слушала курс теории эллиптических функций у Кёнигсбергера, физику и математику у Кирхгофа, Дюбуа-Реймона и Гельмгольца, работала в лаборатории химика Бунзена - самых известных учёных Германии.

Профессора восторгались её способностью схватывать и усваивать материал на лету. Работая с изумлявшей всех напряжённостью, она быстро овладела начальными элементами высшей математики, открывающими путь к самостоятельным исследованиям. На лекциях она слышала восторженные похвалы профессора Кёнигсбергера его учителю - крупнейшему в то время математику Карлу Вейерштрассу, которого называли «великим аналитиком с берегов Шпре».

Во имя своего высшего назначения, как она его понимала, Софья Васильевна преодолела застенчивость и 3 октября 1870 года отправилась к Вейерштрассу в Берлин. Желая избавиться от докучливой посетительницы, профессор Вейерштрасс предложил ей для проверки знаний несколько задач по гиперболическим функциям из разряда тех, даже несколько потруднее, которые он давал самым успевающим студентам математического факультета, и попросил её зайти на следующей неделе.

По правде, Вейерштрасс успел забыть о визите русской, когда ровно через неделю она снова появилась в его кабинете и сообщила, что задачи решены!

Вейерштрасс был поражён быстротой и оригинальностью математического мышления и профессор стал хлопотать перед учёным советом университета о допуске её к слушанью лекций. Но совет был неумолим. Тогда Вейерштрасс решил сам заниматься с талантливой женщиной, передавать ей содержание лекций, прочитанных им студентам университета.

За неполные 4 года с осени 1870 и по весну 1870 года Ковалевская усвоила университетский курс математики, приобрела такую математическую подготовку, что Вейерштрасс немногих своих учеников мог сравнить с ней по математическому образованию. Обычно Вейерштрасс подавлял слушателей своим умственным превосходством, но живой пытливый ум юной Ковалевской потребовал от старого профессора усиленной деятельности. Вейерштрассу нередко приходилось самому приниматься за решение разных проблем, чтобы достойно ответить на сложные вопросы ученицы.

«Мы должны быть благодарны Софье Ковалевской, - говорили современники, - за то, что она вывела Вейерштрасса из состояния замкнутости».

Она изучала новейшие математические труды мировых учёных, не обходила даже диссертаций молодых учеников своего преподавателя.

Ковалевская написала первую самостоятельную работу - «О приведении некоторого класса абелевых интегралов третьего ранга к интегралам эллиптическим». Знаменитый французский математик, физик и астроном Лаплас в своём труде «Небесная механика», рассматривая кольцо Сатурна как совокупность нескольких тонких, не влияющих одно на другое жидких колец, определил, что поперечное его сечение имеет форму эллипса. Но это было лишь первое, очень упрощённое решение. Ковалевская задалась целью исследовать вопрос о равновесии кольца с большей точностью. Она установила, что поперечное сечение кольца Сатурна должно иметь форму овала.

Вскоре Софья задумала сделать ещё одно исследование из области дифференциальных уравнений. Оно касалось труднейшей области чистого математического анализа, имеющего в то же время серьёзное значение для механики и физики.

Зиму 1873 и весну 1874 года Ковалевская посвятила исследованию «К теории дифференциальных уравнений в частных производных». Она хотела представить его как докторскую диссертацию. Работа Ковалевской вызвала восхищение учёных. Правда, позднее, установили, что аналогичное сочинение, но более частного характера, ещё раньше Ковалевской написал знаменитый учёный Франции Огюстен Коши.

В своей диссертации она придала теореме совершенную по точности, строгости и простоте форму. Задачу стали называть «теорема Коши - Ковалевской», и она вошла во все основные курсы анализа. Большой интерес представлял приведённый в ней разбор простейшего уравнения (уравнения теплопроводности), в котором Софья Васильевна обнаружила существование особых случаев, сделав тем самым значительное для своего времени открытие. Недолгие годы её ученичества кончились.

Совет Гёттингенского университета присудил Ковалевской степень доктора философии по математике и магистра изящных искусств «с наивысшей похвалой».

В 1874 году Ковалевская вернулась в Россию, но здесь условия для занятий наукой были значительно хуже, чем в Европе. К этому времени фиктивный брак Софьи «стал настоящим». Сначала в Германии они с мужем даже жили в разных городах и учились в разных университетах, обмениваясь лишь письмами. Но потом начались другие отношения.

Осенью 1878 года у Ковалевских родилась дочь. Почти полгода провела Ковалевская в постели. Врачи теряли надежду на её спасение. Правда, молодой организм победил, но сердце Софьи было поражено тяжёлой болезнью.

Есть муж, есть ребёнок, есть любимое занятие - наука. Вроде бы полный набор для счастья, но Софья была максималисткой во всём и требовала от жизни и от окружающих слишком многого. Ей хотелось, чтобы муж постоянно клялся ей в любви, оказывал знаки внимания, а Владимир Ковалевский этого не делал. Он был просто другим человеком, увлечённым наукой не меньше своей жены.

Ревность была одним из самых сильных недостатков порывистой натуры Ковалевской. Полный крах их отношений наступил тогда, когда супруги занялись не своим делом - коммерцией, чтобы обеспечить себе материальное благополучие.

«Мой долг - служить науке», - сказала себе Ковалевская. Не было оснований рассчитывать, что в России позволят ей сделать это. После убийства Александра II кончилась пора либеральных заигрываний, и начались разнузданная реакция, казни, аресты и ссылки. Ковалевские спешно оставили Москву. Софья Васильевна с дочкой уехала в Берлин, а Владимир Онуфриевич отправился к брату в Одессу. Ничто их больше не связывало.

В комнате, где работала Ковалевская, теперь была ещё и маленькая Соня - Фуфа, как она её называла. Нужно было проявить большую смелость, чтобы именно теперь приняться за задачу, решению которой посвящали себя крупнейшие учёные: определить движение различных точек вращающегося твёрдого тела - гироскопа.

Владимир Онуфриевич окончательно запутался в своих финансовых делах и в ночь с 15 на 16 апреля 1883 года покончил с собой. Ковалевская была в Париже (её избрали членом Парижского математического общества), когда узнала о самоубийстве мужа.

В начале июля Софья Васильевна вернулась в Берлин. Она ещё была слаба после потрясения, но внутренне вполне собрана. Вейерштрасс встретил её очень сердечно, просил поселиться у него «как третью сестру».

Узнав о смерти Ковалевского, который возражал против планов жены сделать математику делом всей жизни, Вейерштрасс написал своему коллеге, видному шведскому учёному-математику Миттаг-Леффлеру, что «теперь, после смерти мужа, более не существует серьёзных препятствий к выполнению плана его ученицы - принять должность профессора в Стокгольме», и смог порадовать Софью благоприятным ответом из Швеции.

Швеция ждала Ковалевскую. Газеты писали: “Наш город почтила своим посещением принцесса науки - госпожа Ковалевская. Она будет первым приват - доцентом женщиной во всей Швеции”.

30 января 1884 года Ковалевская прочитала первую лекцию в Стокгольмском университете, по завершению которой профессора устремились к ней, шумно благодаря и поздравляя с блестящим началом.

Курс, прочитанный Ковалевской на немецком языке, носил частный характер, но он составил ей отличную репутацию. Поздно вечером 24 июня 1884 года Ковалевская узнала, что «назначена профессором сроком на пять лет».

Будучи профессором Стокгольмского университета, Ковалевская прочла студентам более 10 различных математических курсов. Популярность её быстро возрастала. Она очаровала всех простотой обращения, изяществом, остроумием, внесла оживление в шведское общество. Софья Васильевна любила спорт, принимала участие в верховой езде и в катании на коньках. Но главным её делом, ради которого она приехала в Швецию, было преподавание высшей математики.

Ковалевская всё больше углублялась в исследование одной из труднейших задач о вращении твёрдого тела. «Новый математический труд, - писала Ковалевская, - живо интересует меня теперь, и я не хотела бы умереть, не открыв того, что ищу. Если мне удастся разрешить проблему, которою я занимаюсь, то имя моё будет занесено среди имён самых выдающихся математиков. По моему расчёту, мне нужно ещё пять лет для того, чтобы достигнуть хороших результатов».

Весной 1886 года Ковалевская получила известие о тяжёлой болезни сестры Анюты. Она съездила в Россию и с тяжёлым чувством возвратилась в Стокгольм. Ничто не могло вернуть к прежней работе. Ковалевская нашла способ говорить о себе, своих чувствах и мыслях и пользовалась им с увлечением. Вместе с писательницей Анной-Шарлоттой Эдгрен-Леффлер она начинает писать. Захваченная литературной работой, Ковалевская была уже не в состоянии заниматься задачей о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки.

У Ковалевской было много друзей, в основном в писательских кругах, но в личной жизни она оставалась одинокой. Идеальные отношения Софья представляла себе таким образом: совместная увлекательная работа плюс любовь. Однако такая гармония была труднодостижима. Ковалевская бесконечно мучилась от сознания, что её работа стоит стеной между ней и тем человеком, которому должно принадлежать её сердце. Честолюбие мешало ей быть просто любящей женщиной.

В 1888 году «Принцесса науки», так называли Ковалевскую в Стокгольме, всё-таки встречает человека, с которым пытается построить отношения, подобные тем, о которых мечтала. Этим человеком оказывается видный юрист и социолог Максим Ковалевский, её однофамилец. Судьба словно нарочно устроила подобное совпадение.

Дружба двух учёных вскоре перешла в нечто напоминающее любовь. Они собирались пожениться, но из-за повышенных требований Софьи их отношения настолько запутались, что чувство, не успев набрать высоту, потерпело полное крушение.

Наконец, Ковалевская возвращается к задаче о вращении тяжёлого твёрдого тела вокруг неподвижной точки, которая сводится к интегрированию некоторой системы уравнений, всегда имеющей три определённых алгебраических интеграла. В тех случаях, когда удаётся найти четвёртый интеграл, задача решается полностью. До открытия Софьи Ковалевской четвёртый интеграл был найден дважды - знаменитыми исследователями Эйлером и Лагранжем.

Ковалевская нашла новый - третий случай, а к нему - четвёртый алгебраический интеграл. Полное решение имело очень сложный вид. Только совершенное знание гиперэллиптических функций позволило ей так успешно справиться с задачей. И до сих пор четыре алгебраических интеграла существуют лишь в трёх классических случаях: Эйлера, Лагранжа и Ковалевской.

6 декабря 1888 года Парижская академия известила Ковалевскую о том, что ей присуждена премия Бордена. За пятьдесят лет, которые прошли с момента учреждения премии Бордена «за усовершенствование в каком-нибудь важном пункте теории движения твёрдого тела», её присуждали всего десять раз, да и то не полностью, за частные решения. А до открытия Софьи Ковалевской эта премия три года подряд вовсе никому не присуждалась.

12 декабря она прибыла в Париж. Президент академии, астроном и физик Жансен, поздравил Ковалевскую и сообщил, что ввиду серьёзности исследования премия на этом конкурсе увеличена с трёх до пяти тысяч франков.

Учёные не поскупились на рукоплескания. Софья Васильевна, несколько ошеломлённая успехом, с трудом овладела собой и произнесла приличествующие случаю слова благодарности.

Ковалевская поселилась близ Парижа, в Севре, и поручила Миттаг-Леффлеру привезти к ней дочь. Здесь она решила продолжить дополнительное исследование о вращении твёрдых тел для конкурса на премию Шведской академии наук. К началу осеннего семестра в университете Софья Васильевна вернулась в Стокгольм. Работала она с какой-то отчаянной решимостью, заканчивая своё исследование. Ей надо было успеть представить его на конкурс. За эту работу Ковалевской была присуждена Шведской академией наук премия короля Оскара II в тысячу пятьсот крон.

Успех не радовал её. Не успев по-настоящему отдохнуть, полечиться, она опять надорвала здоровье. В таком состоянии Софья Васильевна не могла заниматься математикой и опять обратилась к литературе. Литературными рассказами о русских людях, о России Ковалевская пыталась заглушить тоску по родине. После научного триумфа, какого она достигла, стало ещё невыносимее скитаться по чужой земле. Но шансов на место в русских университетах не было.

Луч надежды блеснул после того, как 7 ноября 1889 года Ковалевскую избрали членом-корреспондентом на физико-математическом отделении Российской академии наук. Об этом Ковалевскую специальной телеграммой известил П. Л. Чебышев.

В апреле 1890 года Ковалевская уехала в Россию в надежде, что её изберут в члены академии на место умершего математика Буняковского и она приобретёт ту материальную независимость, которая позволила бы заниматься наукой в своей стране.

В Петербурге Софья Васильевна дважды была у президента академии великого князя Константина Константиновича, один раз завтракала с ним и его женой. Он был очень любезен с прославленной учёной и всё твердил, как было бы хорошо, если бы Ковалевская вернулась на родину. Но когда она пожелала, как член-корреспондент, присутствовать на заседании академии, ей ответили, что пребывание женщин на таких заседаниях «не в обычаях академии».

Большей обиды, большего оскорбления не могли нанести ей в России. Ничего не изменилось на родине после присвоения Ковалевской академического звания. Своё сорокалетие она встречала очень нервным и больным человеком: сказались все отрицательные переживания и систематическое переутомление. Она знала, что страдает болезнью сердца.

В 1891 году на пути из Берлина в Стокгольм Софья узнала, что в Дании началась эпидемия оспы. Испугавшись, она решила изменить маршрут. Но кроме открытого экипажа для продолжения путешествия не оказалось ничего, и ей пришлось пересесть в него. По дороге Софья простудилась. Простуда перешла в воспаление лёгких.

10 февраля 1891 года, не приходя в сознание, Софья Ковалевская скончалась от паралича сердца, в возрасте сорока одного года, в самом расцвете творческой жизни. Её загадочные последние слова: «Слишком много счастья». Ковалевская похоронена в Стокгольме, на Северном кладбище.

В 1896 году на средства, собранные русскими женщинами и общественными организациями, на могиле Софьи Ковалевской был воздвигнут памятник.

Фриц Леффлер, близко знавший Софью Ковалевскую, на ее смерть написал следующие сердечные строки:

Прощай! Тебя мы свято чтим,

Твой прах в могиле оставляя.

Пусть шведская земля над ним

Лежит легко, не подавляя...

Прощай! Со славою твоей

Ты, навсегда расставшись с нами,

Жить будешь в памяти людей

С другими славными умами,

Покуда чудный звездный свет

С небес на землю будет литься

И в сонме блещущих планет

Кольцо Сатурна не затмится...

Имя Ковалевской носят:

  • гимназия в Великих Луках (Россия)
  • школа в Стокгольме (Швеция)
  • множество улиц в городах бывшего СССР

В 2000 году Банк России выпустил серебряную памятную монету номиналом 2 рубля посвящённую 150-летию со дня рождения С.В. Ковалевской.

Имя Ковалевской носят следующие математические объекты:

  • теорема Коши-Ковалевской

По материалам книги Д. Самина «100 великих учёных», сайтов

Софья Ковалевская - знаменитый русский учёный-математик. Она внесла значительный вклад в развитие математики и механики, много преподавала, написала несколько книг.

Кроме того, это женщина оказала влияние на формирование новейшего женского самосознания и на борьбу женщин за свои права. Её краткая биография будет интересна любому думающему человеку.

История жизни

Ковалевская Софья Васильевна (до замужества Корвин-Круковская) родилась 15.01.1850 в Российской империи, в Москве. Ранняя биография Софьи Ковалевской не изобилует интересными событиями. Математике маленькая Соня училась как дома, где формулами были оклеены стены, так и в учебных заведениях за границей. Её отец находился на военной службе, а предки по материнской линии были людьми, вращавшимися в научных кругах и совершившими немало открытий в науке и искусстве.

Отец был против обучения девушки в заграничном университете, однако Софья нашла выход из ситуации. Она заключила фиктивный брак с учёным-геологом Владимиром Ковалевским. По иронии судьбы, фиктивный брак перерос в нечто большее, поскольку Владимир влюбился… в свою законную жену!

Следующие несколько лет были для Софьи насыщены событиями. Она напряжённо училась в двух немецких университетах, принимала активное участие в революционных событиях, которые в то время происходили во Франции.

Интересные факты из жизни Ковалевской способны рассмешить. Например, поистине забавно то обстоятельство, что подруги Ковалевской, феминистки, не одобряли сближения молодой женщины с собственным мужем! Поначалу это волновало Софью, и они с Владимиром даже не жили вместе, но потом супруги всё-таки решили съехаться. Через некоторое время у них появилась дочь, которая получила имя Софья, как и мать.

Муж Софьи разорился и покончил с собой. После самоубийства мужа Ковалевская вела преподавательскую работу в разных городах Европы. Она преподавала на шведском и немецком языках, получила звание профессора математики, совершила несколько важнейших научных открытий в этой отрасли, писала статьи и книги. Софья была лично знакома с писателем Достоевским, увлекалась социализмом и марксизмом, восхищалась мужеством юношей и девушек-народников.

Мало кто знает, что Ковалевская была также прекрасной писательницей. Её математический талант велик, а её литературные произведения воспевали торжество любви и, кроме того, проповедовали утопические революционные идеи.

Вообще, семья Софьи придерживалась достаточно передовых взглядов. Её сестра, Анна Жаклар, была русской оппозиционеркой и журналисткой, а также активной участницей революционных событий во Франции, писала книги, была педагогом. Википедия посвятила обеим сестрам Корвин-Круковским большие по объёму статьи. Брат Ковалевской, хотя и не обладал блестящими способностями своих сестёр, тем не менее горячо поддерживал революцию в 1917 году.

Софья Ковалевская ушла из жизни всего в 41 год. Причиной её смерти стало воспаление лёгких, сопровождавшееся многочисленными осложнениями. Женщина-учёный умерла и похоронена в Швеции, в Стокгольме.

Вклад в науку

Мало кто решится спорить, что вклад этой Гипатии девятнадцатого века в науку - воистину неоценим. Итак, следует знать, что основные научные специализации Софьи Ковалевской - это:

  • Математика.
  • Физика.
  • Литература.

Особенно много времени Софья посвятила одной из отраслей физики – механике. В механике Ковалевская специализировалась в основном на теории вращения твёрдого тела (вокруг неподвижной точки). Если говорить кратко, она также внесла вклад в развитие таких отраслей знания и наук, как астрономия, астрофизика и квантовая теория. Кроме того, Софья Ковалевская развивала теорию небесных тел и теорию потенциала.

Благодарные потомки по заслугам оценили достижения в математике и в других науках этой удивительной женщины-учёного. В честь Ковалевской названы школы, гимназии, колледжи и университеты во многих точках земного шара.

Помимо этого, имя известной исследовательницы носят кратер на Луне, астероид, самолёт и престижная научная премия. Также в одной из деревень возле города Пскова находится единственный в Российской Федерации музей Софьи Ковалевской.

Немало сделала Ковалевская ради достижения всеобщего равноправия - равноправия мужчин и женщин. Соне была особенно близка эта проблема, поскольку она сталкивалась с жесточайшей дискриминацией на протяжении всего жизненного пути. Тем не менее русская девушка смогла преодолеть все тяготы жизни, всё сопротивление среды и прорваться к научному Олимпу, сумев стать величайшим учёным своего времени.

Также велики достижения Ковалевской в области литературы: она писала как сама, так и в соавторстве, на русском, французском, немецком и шведском языках.

Софью Ковалевскую по праву можно назвать великим учёным-математиком, женщиной, которая на рубеже эпох сумела изменить мир.

Именно она заложила основы эмансипации женщин и равноправия полов. Кроме того, Софья значительно продвинула вперёд мировую науку, сумев совершить несколько важных открытий в математике, астрономии и физике. Она также стала образцом, которому стремились подражать многие талантливые девушки, пришедшие под её влиянием в науку и изменившие мир к лучшему.

Те, кого Соня учила в немецких, французских и шведских университетах, сами стали известными учёными.

Нельзя не признать, что со смертью Ковалевской мир потерял благородного и великодушного человека, смелого учёного, талантливую писательницу и обворожительную женщину. Автор: Ирина Шумилова

В 1821 году 11 ноября родился Достоевский, один из самых известных русских писателей и философов. В этой статье мы поговорим о его биографии и литературном творчестве.

Семья Достоевского

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) родился в Москве в семье дворянина Михаила Андреевича, штаб-лекаря, служащего в Мариинской больнице, и Марии Федоровны. В семье он был одним из восьми детей и всего лишь вторым сыном. Отец был родом из чье имение находилось в белорусской части Полесья, а мать его происходила из старинного московского купеческого рода, берущего свое начало в Калужской губернии. Стоит сказать, что Федор Михайлович мало интересовался богатой историей своего рода. О своих родителях он отзывался как о небогатых, но усердно трудящихся людях, которые позволили ему получить прекрасное воспитание и качественное образование, за что он был благодарен своей семье. Мария Федоровна обучала сына чтению по христианской литературе, что оставило у него сильное впечатление и во многом обусловило его дальнейшую жизнь.

В 1831 году отец семейства приобрел маленькое имение Даровое в Тульской губернии. В этот загородный дом семья Достоевских стала наведываться каждое лето. Там будущий писатель получил возможность знакомиться с настоящей жизнью крестьян. Вообще, по его словам, детство было в его жизни самым лучшим временем.

Образование писателя

Первоначально образованием Федора и старшего брата Михаила занимался их отец, обучая их латыни. Затем их домашнее обучение продолжил учитель Драшусов и его сыновья, занимавшиеся с мальчиками французским языком, математикой и словесностью. Так продолжалось до 1834 года, когда братьев определили в элитный пансион Чермака в Москве, где они учились вплоть до 1837 года.

Когда Федору было 16 лет, от туберкулеза умерла его мать. Дальнейшие годы Ф.М. Достоевский вместе с братом провел, готовясь к поступлению в инженерное училище. Какое-то время они провели в пансионе Костомарова, где продолжали изучать литературу. Несмотря на то что оба брата хотели заниматься писательством, отец считал это занятие совершенно неприбыльным.

Начало литературной деятельности

Федор не испытывал никакого желания находиться в училище и тяготился пребыванием там, в свободные часы изучал мировую и отечественную литературу. Под вдохновением от нее ночами он занимался своими литературными опытами, зачитывал отрывки брату. Со временем в Главном инженерном училище сложился литературный кружок под влиянием Достоевского. В 1843 году он окончил свое обучение и был назначен на должность инженера в Петербурге, от которой вскоре отказался, решив полностью посвятить себя литературному творчеству. Отец его скончался от апоплексического удара (хотя, если верить воспоминаниям родственников, он был убит собственными крестьянами, что ставится под сомнение исследователями биографии Достоевского) в 1839 году и уже не смог противодействовать решению сына.

Самые первые произведения Достоевского, день рождения которого отмечается 11 ноября, до нас не дошли - это были драмы на исторические темы. С 1844 г. он занимается переводами, одновременно работая над своим произведением «Бедные люди». В 1845 году его с удовольствием встретили в кружке Белинского, и вскоре он стал широко известным писателем, «новым Гоголем», но его следующий роман «Двойник» не был оценен, и вскоре отношения Достоевского (день рождения по новому стилю - 11 ноября) с кружком испортились. С редакцией журнала «Современник» он также рассорился и стал публиковаться в основном в «Отечественных записках». Однако приобретенная слава позволила ему знакомиться со значительно более широким кругом лиц, и вскоре он стал членом философско-литературного кружка братьев Бекетовых, с одним из которых он учился в инженерном училище. Через одного из участников этого общества он попал к петрашевцам и начал регулярно посещать их собрания с зимы 1847 года.

Кружок петрашевцев

Основными темами, которые члены Петрашевского общества обсуждали на своих встречах, были освобождение крестьян, книгопечатание и изменение судопроизводства. Вскоре Достоевский вошел в число нескольких, организовавших отдельное радикальное сообщество среди петрашевцев. В 1849 году многие из них, в том числе и писатель, были арестованы и заключены в Петропавловской крепости.

Инсценировка казни

Суд признал Достоевского одним из основных преступников, несмотря на то что он всячески отвергал обвинения, и приговорил к смертной казни путем расстрела, лишив предварительно всего состояния. Однако через несколько дней приказ о расстреле был заменен восьмилетней каторгой, а та в свою очередь - четырехлетней с последующей длительной службой в армии, по особому указу Николая 1. В декабре 1849 г. была инсценирована казнь петрашевцев, и лишь в последний момент было объявлено о помиловании и отправке на каторгу. Один из почти казненных сошел с ума после такого испытания. Несомненно, что это событие оказало сильное влияние на взгляды писателя.

Годы каторги

Во время этапирования в Тобольске произошла встреча с женами декабристов, которые тайно передали будущим каторжанам Евангелия (Достоевский хранил свое до конца жизни). Следующие годы он провел в Омске на каторге, пытаясь изменить отношение к себе среди арестантов, его воспринимали негативно из-за того, что он был дворянином. Книги Достоевский писать мог лишь в лазарете втайне, поскольку арестантов лишили права переписки.

Вскоре после окончания каторги Достоевский был назначен служить в Семипалатинский полк, где познакомился с будущей женой Марией Исаевой, брак с которой был несчастливым и завершился неудачно. Дослужился писатель до звания прапорщика в 1857 г., когда и петрашевцам, и декабристам было объявлено помилование.

Помилование и возвращение в столицу

По возвращении в пришлось вновь совершать литературный дебют - это были «Записки из Мертвого дома», получившие всеобщее признание, поскольку жанр, в котором писатель рассказывал о жизни каторжников, был совершенно новым. Несколько произведений писатель напечатал в журнале «Время», который издавал совместно с братом Михаилом. Через некоторое время журнал закрыли, и братья стали печатать другое издание - «Эпоха», также закрывшееся через несколько лет. В это время он принимал активное участие в общественной жизни страны, претерпев разрушение социалистических идеалов, признавал себя открытым славянофилом, утверждал социальную значимость искусства. В книгах Достоевского отражены его взгляды на действительность, которые современники понимали далеко не всегда, подчас они казались им слишком резкими и новаторскими, а иногда слишком консервативными.

Путешествия по Европе

В 1862 г. Достоевский, день рождения которого отмечается 11 ноября, впервые выехал за границу, чтобы полечиться на курортах, но в итоге он объехал большую часть Европы, пристрастившись в Баден-Бадене к игре в рулетку и промотав почти все свои деньги. В принципе у Достоевского были проблемы с деньгами и кредиторами на протяжении почти всей его жизни. Часть поездки он провел в компании А. Сусловой, молодой раскованной барышни. Многое из своих приключений в Европе он описал в романе «Игрок». Кроме того, писателя потрясли негативные последствия Великой французской революции, и он утвердился во мнении, что единственный возможный для России путь развития - уникальный и самобытный, не повторяющий европейский.

Вторая жена

В 1867 г. писатель женился на своей стенографистке Анне Сниткиной. У них родилось четыре ребенка, из которых выжили только двое, а продолжателем рода в итоге стал лишь единственный выживший сын Федор. Следующие несколько лет они вместе жили за границей, где Достоевский, день рождения которого отмечается 11 ноября, начал работу над некоторыми последними романами, входящими в знаменитое «Великое пятикнижие» - это «Преступление и наказание», самый известный философский роман, «Идиот», где автор раскрывает тему человека, пытающегося осчастливить других, но в итоге страдающего, «Бесы», повествующие о революционных течениях, и «Подросток».

«Братья Карамазовы», также относящийся к пятикнижию последний роман Достоевского, был в каком-то смысле подведением итогов всего творческого пути, поскольку в нем присутствовали черты и образы всех предыдущих произведений писателя.

Последние 8 лет жизни писатель провел в Новгородской губернии, в городке Старая Русса, где жил с женой и детьми и продолжал заниматься писательской деятельностью, завершая начатые романы.

В июне 1880 Достоевский Федор Михайлович, творчество которого значительно повлияло на литературу в целом, приехал на открытие памятника Пушкину в Москве, где присутствовали многие знаменитые литераторы. Вечером он произнес известную речь о Пушкине на заседании Общества любителей российской словесности.

Смерть Достоевского

Годы жизни Ф. М. Достоевского - 1821-1881. Скончался Федор Михайлович 28 января 1881 г. от туберкулеза, хронического бронхита, усугубленного эмфиземой легких, вскоре после скандала со своей сестрой Верой, просившей его отказаться от наследного имения в пользу сестер. Писатель был похоронен на одном из кладбищ Александро-Невской лавры, попрощаться с ним собралось огромное количество людей.

Хотя известность Федор Михайлович Достоевский, биографию и интересные факты о жизни которого мы разобрали в этой статье, приобрел еще при жизни, настоящая, грандиозная слава пришла к нему лишь после его смерти.

Как известно, у автора "Братьев Карамазовых" было четверо детей, двое из которых - Соня и Алеша - умерли в младенчестве. Дочь Люба была бездетной, поэтому все живущие ныне наследники - это потомки по линии сына Федора. У Федора Федоровича Достоевского было двое сыновей, один из которых - тоже Федор - ушел из жизни совсем молодым, умер от голода уже в 20-х годах. До недавнего времени наследников великого писателя по прямой линии было пятеро: правнук Дмитрий Андреевич, его сын Алексей и три внучки - Анна, Вера и Мария. Все они живут в Санкт-Петербурге.

Сын Достоевского, Федор стал специалистом по коневодству и достиг в нем таких же головокружительных высот, как и его отец на поприще литературы

Российские исследователи творчества и жизни Достоевского переживали, что фамилия великого писателя может со временем исчезнуть. Поэтому, когда в Петербурге в семье единственного праправнука писателя родился долгожданный наследник, это рассматривалось как событие огромного значения. Тем более, что назвали мальчика Федором. Любопытно, что первоначально родители намеревались назвать мальчика Иваном. И это тоже было бы символично - у деда, отца и сына были бы имена, как у главных героев романа "Братья Карамазовы". Однако все решило провидение. Мальчик родился 5 сентября, а по святцам на это время выпадает имя Федор.

Жена писателя, Анна Григорьевна, дожила до 1918 года. В апреле 1917-го она решила уехать в свое небольшое имение около Адлера, чтобы подождать, пока улягутся беспорядки. Но революционная буря докатилась и до черноморского побережья. Дезертировавший с фронта бывший садовник в имении Достоевской заявил, что подлинным хозяином имения должен быть он - пролетарий. Анна Григорьевна бежала в Ялту. В ялтинском аду 1918 года, когда город переходил из рук в руки, она провела последние месяцы своей жизни и умерла от голода в полном одиночестве и страшных мучениях в ялтинском отеле. Там было даже некому ее похоронить, пока спустя полгода из Москвы приехал сын Федор Федорович Достоевский. Он каким-то чудом в разгар Гражданской войны пробрался в Крым, но мать свою в живых уже не застал. Она просила в завещании, чтобы ее похоронили в могиле мужа, но шла гражданская война, и сделать это было невозможно, похоронили ее в крипте Аутской церкви. В 1928 году храм взорвали, и ее внук Андрей узнает из письма, что «ее косточки валяются на земле». Он едет в Ялту и в присутствии милиционера перезахоранивает их в углу кладбища. Только в 1968 году ему удается с помощью Союза писателей похоронить прах Анны Григорьевны в могиле мужа.

По воспоминаниям внука писателя, Андрея Федоровича Достоевского, когда Федор Федорович вывозил из Крыма в Москву архив Достоевского, оставшийся после смерти Анны Григорьевны, его едва не расстреляли чекисты по подозрению в спекуляции - сочли, что перевозит в корзинах контрабанду.

Анна Сниткина с дочерью Любовью и сыном Федором

Сын Достоевского, Федор (1871-1921), окончил два факультета Дерптского университета - юридический и естественный, стал специалистом по коневодству, известным коннозаводчиком, страстно отдавался любимому делу и достиг в нем таких же головокружительных высот, как и его отец на поприще литературы. Был самолюбив и тщеславен, стремился везде быть первым. Пытался проявить себя и на литературном поприще, но разочаровался в своих способностях. Жил он и умер в Симферополе. Похоронили его на деньги Исторического музея на Ваганьковском кладбище. «Я пытался найти его могилу в восьмидесятые годы по описаниям, но выяснилось, что ее срыли еще в тридцатые», - говорит правнук писателя.

Любимая дочка Достоевского Любовь, Любочка (1868-1926), по воспоминаниям современников, «была заносчива, высокомерна, да и просто неуживчива. Она не помогала матери увековечивать славу Достоевского, создавая свой образ как дочери знаменитого писателя, впоследствии вообще разъехалась с Анной Григорьевной». В 1913 году после очередного выезда за границу на лечение она осталась там навсегда (за границей она стала «Эммой»). «Считала, что может стать писательницей, писала рассказы и романы, но ее никто не читал…» Написала неудачную книгу «Достоевский в воспоминаниях своей дочери». Личная жизнь ее не сложилась. Умерла она в 1926 году от лейкоза в итальянском городе Больцано. Похоронили ее торжественно, но по католическому обряду за неимением православного священника. Когда старое кладбище в Больцано закрыли, то прах Любови Достоевской перенесли на новое и поставили над могилой огромную порфировую вазу, деньги на нее собрали итальянцы. Как-то я встретил актера Олега Борисова, и, узнав, что он едет в те края, попросил его посыпать ее могилу землей из Оптиной Пустыни, которую я взял там у домика Достоевского».

Племянник писателя, Андрей Андреевич Достоевский(1863-1933), сын его младшего брата, был удивительно скромным и преданным памяти Федора Михайловича человеком. По примеру своего отца он стал историографом рода. Андрею Андреевичу было 66 лет, когда его отправили на Беломорканал…Через полгода после освобождения он умер.

Дмитрий Андреевич Достоевский.

Любимая дочка Достоевского Любовь, Любочка, по воспоминаниям современников, «была заносчива, высокомерна, да и просто неуживчива»

Сам правнук Достоевского, Дмитрий Андреевич, 1945 года рождения, живет в Санкт-Петербурге. По специальности он водитель трамвая, всю жизнь проработал на маршруте №34. В одном из своих интервью он говорит: «В молодости скрывал, что я единственный прямой потомок Достоевского по мужской линии. Сейчас говорю об этом с гордостью». Внук Андрей Федорович Достоевский, инженер, фронтовик, создатель музея Ф.М.Достоевского в Ленинграде. Вот что рассказывает о нем его сын.

«Над ним довлело известное высказывание Ленина об «архискверном Достоевском». Когда Достоевского скинули с «корабля современности» на первом Съезде советских писателей, отец воскликнул: «Ну вот, я уже не внук русского классика!» Он родился в Симферополе. После гимназии, уже в советское время, поступил в Новочеркасский политехнический институт. Его тянуло ко всяким железякам, я знаю, что он чуть ли не первым на юге увлекся радио. Но из института его исключили, по его словам, за отказ снять студенческую фуражку. Тогда боролись с какой-либо классовой принадлежностью. На самом деле причина была другая, мне удалось выяснить ее в архивах ФСБ. Он бывал в доме профессора, которого позже арестовали.


Алексей Дмитриевич Достоевский

Андрей Федорович Достоевский

После исключения он едет в Ленинград к своему дяде Андрею Андреевичу.

Тут он заканчивает Политехнический институт и становится специалистом по лесообработке. Дядя вскоре был арестован по «Академическому делу». Это дело придумали сами чекисты. Было арестовано семь академиков и к ним присовокуплено еще 128 человек, сорок из которых сотрудники Пушкинского дома, где работал и Андрей Андреевич.

Ему дали пять лет тюрьмы, и отправили на строительство Беломоро-Балтийского канала. Ему было 64 года, и, может быть, повлиял возраст, может заступничество Луначарского, но его отпустили. Он умер через два года, успев выпустить книгу воспоминаний своего отца. Достоеведы ценят эту книгу, в ней описаны детские годы Федора Михайловича, а это очень важно в понимании человека.

Вскоре после его смерти моего отца снова арестовывают, опять инкриминировали «контрреволюционные» разговоры у профессора из Новочеркасска. Его месяц продержали в Большом доме и выпустили за недостаточностью улик. Мама говорила, что с тех пор он очень боялся…»

Надо сказать, что и внук, и правнук Федора Михайловича Достоевского сделали для открытия музея писателя в Петербурге. Наша семья отдала музею мебель, которая принадлежала племяннику писателя Андрею. Надо сказать, что горожане очень активно ответили на призыв музея подарить мебель той эпохи. Но! Послушаем правнука Ф. М, Достоевского: «Музей открылся в 1971 году, после смерти отца я стал принимать участие в его работе. Прошло уже много лет и, конечно, многое изменилось в музее. Не все, что изменилось, я поддерживаю. Сошла на нет научная работа музея, он стал обычным собранием экспонатов. Изменилась и сама экспозиция, последнее изменение меня расстроило. Мемориальная часть, сама квартира писателя, так и не приобрела духа той семьи, которая в ней жила, а ведь это было, по словам самого писателя, самое счастливое время его жизни.»


И снова Федор Достоевский - продолжатель великой фамилии.

Не был педагогом, но вопросы воспитания по-настоящему волновали его. А ведь подлинное искусство в том и заключается, что если художника что-то волнует, то он заставит волноваться этим если не всех, то очень многих, кто соприкоснется с его произведениями. Одним из этих “многих” является и автор данной работы.

Протоиерей Игорь Гагарин

Настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское.

Педагог. 10 лет работал учителем русского языка и литературы в средней школе.

В настоящее время преподает Закон Божий и историю Церкви в Православной гимназии им. свщмч. Константина Богородского, а также ведет занятия на курсах для учителей-преподавателей основ православной культуры.

1

Мне думается, если из всех произведений писателя, начиная от самых ранних и кончая публицистическими, выбрать все то, что говорится о воспитании детей, расположить систематически и должным образом прокомментировать, может получиться если не учебник, то во всяком случае очень интересная и оригинальная книга, которая поможет многим занимающимся с детьми и юношеством. Такая работа еще ждет своего исследователя.

Я же ставлю перед собой гораздо более скромную задачу: обратить внимание на некоторые мысли и наблюдения гениального писателя, которые мне представляются особенно важными и которые реально помогли мне в моей педагогической работе, заставили что-то переосмыслить, что-то поправить, а от чего-то отказаться.

Самые задушевные мысли о воспитании Ф.М. Достоевский вложил в уста любимых своих героев: старца Зосимы, Алеши Карамазова, князя Мышкина и др. Есть однако у писателя произведения, которые, казалось бы, совсем не имеют отношения к педагогике, где говорится вроде бы совершенно о других вещах, но и там, вглядевшись внимательно, мы можем увидеть много очень ценного для воспитателя.

Уж кажется так далека от нашей темы книга “Записки из мертвого дома”. Речь в ней, как известно, идет о каторге, на которой писатель провел несколько лет. Что может быть общего между каторгой и школой, учениками и заключенными! Впрочем, кто знает современную школу, с ее колоссальной перегрузкой учащихся и многими уродливыми явлениями, кое-что общее без сомнения обнаружит. Ведь если по-настоящему добросовестно готовиться ко всем урокам, все учить и выполнять, особенно в старших классах, можно попросту серьезно подорвать здоровье.

Поэтому современный школьник готовится к урокам чаще всего избирательно, исходя из вероятности “спросят – не спросят”, что-то игнорирует, что-то списывает и тем сохраняет себе здоровье. Я убежден, что нет на земле более тяжкого и невыносимого труда, чем тот, который ложится на плечи по-настоящему добросовестного школьника, и жизнь его мало чем отличается от каторги. Впрочем, таких не много.

Как бы, однако, ни было, учеба – это труд, труд достаточно тяжелый, и далеко не каждый ребенок может заставить себя этим трудом заниматься. И здесь наблюдения Достоевского над тем, как относятся к труду каторжане, что в их трудовой повинности наиболее тяжело и что, напротив, помогает смягчить эту тяжесть, могут оказаться полезными для учителя или воспитателя. Ведь в экстремальных условиях часто гораздо более очевидно обнаруживается то, что в обычной жизни присутствует менее очевидно, но не менее реально.

2

В чем особенно выражается невыносимость каторжного труда? Оказывается, замечает Ф.М. Достоевский, вовсе не в объеме, не в тяжести. На каторге часто человек бывает загружен работой не больше, чем на воле.

Каторжную работу делает мучительной ее подневольный характер. “Самая работа, например, показалась мне вовсе не так тяжелою, каторжною, и только долго спустя я догадался, что тягость и каторжность этой работы не столько в трудности и беспрерывности ее, сколько в том, что она – принужденная, обязательная, из-под палки. Мужик на воле работает, пожалуй, и несравненно больше, иногда даже и по ночам, особенно летом; но он работает на себя, работает с разумной целью, и ему несравненно легче, чем каторжному на его вынужденной и совершенно для него бесполезной работе”.(1)

Самое трудное дело делается с радостью, когда мы желаем им заниматься. И самое простое непосильно, если к нему принуждают. Не в таком ли положении оказываются многие наши дети, садясь за выполнение домашних заданий или идя в школу. И особенно страшно, когда таким становится участие в Богослужении. Не потому ли именно духовное сословие дало в 19-м и в начале 20-го века такое множество нигилистов и революционеров?

Конечно, совсем без принуждения в работе с детьми обойтись едва ли удастся, но чем меньше этот принудительный момент будет ощущаться учеником, чем больше удастся нам так организовать работу, чтобы ребенку самому хотелось ею заниматься, тем большего достигнем. А иначе можем привить такое отвращение ко многим ценностям, в том числе и духовным, что уже никогда не смогут они его преодолеть, даже повзрослев.

Как организовать взаимную работу учителя и ученика таким образом, чтобы она не ощущалась последним как подневольный, а потому ненавистный труд; чтобы он влек к себе и доставлял ребенку радость?

По мнению Достоевского, это должно быть важнейшей практической задачей, над которой необходимо думать каждому педагогу, готовясь ко встрече с детьми. Один из блестящих примеров такого отношения к делу воспитания и обучения находим мы в неоконченной ранней повести Ф.М. Достоевского “Неточка Незванова”. Неточка, девочка-сирота, оказывается в доме прекрасной, доброй женщины, Александры Михайлованы, которая становится ей и матерью и учительницей. Вот как, от лица девочки, описывается автором “педагогический процесс”:

“С каким жаром она принялась за мое воспитание! … Новая воспитательница моя наотрез объявила себя против всякой системы, утверждая, что мы с нею ощупью найдем настоящую дорогу, что нечего мне набивать голову сухими познаниями и что весь успех зависит от уразумения моих инстинктов и от уменья возбудить во мне добрую волю (курсив мой – И.Г.) – и она была права, потому что вполне одерживала победу.

Во-первых, с самого начала совершенно исчезли роли ученицы и наставницы. Мы учились, как две подруги, и иногда делалось так, что как будто я учила Александру Михайловну, не замечая хитрости. Так, между нами часто рождались споры, и я из всех сил горячилась, чтобы доказать дело, как я его понимаю, и незаметно Александра Михайловна выводила меня на настоящий путь.

Но кончалось тем, что, когда мы доберемся до истины, я тотчас догадывалась, изобличала уловку Александры Михайловны, и, взвесив все ее старания со мной, нередко целые часы, пожертвованные таким образом для моей пользы, я бросалась к ней на шею и крепко обнимала ее после каждого урока.» (2)

3

Другим моментом, “утяжеляющим” любой труд, является его бессмысленность. Писатель очень метко замечает: «Если теперешняя каторжная работа и безынтересна и скучна для каторжного, то сама в себе, как работа, она разумна…

Но если заставить его, например, переливать воду из одного ушата в другой, а из другого в первый, толочь песок, перетаскивать кучу земли с одного места на другое и обратно, – я думаю, арестант удавился бы через несколько дней или наделал бы тысячу преступлений, чтоб хоть умереть, да выйти из такого унижения, стыда и муки. Разумеется, такое наказание обратилось бы в пытку, в мщение, и было бы бессмысленно, потому что не достигало бы никакой разумной цели». (3)

Все, что делает в этой жизни человек, должно иметь какой-то смысл, какую-то цель, гораздо большую, чем просто завершение работы и возможность отдохнуть. У взрослых такой смысл обычно в их труде присутствует. Иногда это бывает совершенно очевидная польза того, что мы делаем. Иногда – вознаграждение. Лучше, если есть и то и другое.

А вот как раз у ребенка ни того ни другого в его работе часто нет. Единственным стимулом делать порученное является порой угроза наказания в случае невыполнения. Понятно, радости и вдохновения здесь ждать не приходится.

Беда в том, что родители и учителя, требуя от ребенка выполнения того или иного задания, порой не умеют или не хотят объяснить смысл требуемого. На самом деле это действительно нелегко. Но над этим стоит потрудиться. Когда это удается, совершенно меняется отношение ребенка к тому, что он выполняет. Мотивация деятельности, осознанная учеником, является, таким образом, непременным условием того, чтобы эта деятельность не опротивела ему, став бессмысленной и невыносимой повинностью.

Готовясь идти к детям, обдумывая, что и как мы им будем рассказывать, не будем забывать подумать хорошенько о том, как убедить наших учеников в том, что изучаемое нами действительно очень нужно и важно для них. Вопросам «КАК?» и «ЧТО?» непременно должен сопутствовать, а точнее предшествовать вопрос «ЗАЧЕМ?»

4

Хочу остановиться еще на одном наблюдении автора «Записок из мертвого дома». Достоевский рассказывает, что каторжане очень болезненно переживали, когда, ставя перед ними задачу, начальники не оговаривали объем, норму той работы, которую необходимо было выполнить. Такую норму на каторге называют «урок». Писатель показывает, как однажды заключенных приводят разломать старую барку. Получив задание, они, однако, не спешат начинать. Подходит «унтер-офицер с палочкой.

– Эй вы, что расселись! Начинать!

– Да что, Иван Матвеевич, дайте урок, – проговорил один из «начальствующих», медленно подымаясь с места.

– …. Барку растащи, вот те и урок.» (4)

Такой подход совершенно не вдохновляет каторжан. На протяжении часа работа никак не идет. Через час они все-таки получают конкретное задание, достаточно объемное. Читаем дальше: «Урок был большой, но, батюшки, как принялись! Куда делась лень, куда делось недоумение! Застучали топоры, начали вывертывать деревянные гвозди… Дело кипело. Все вдруг как-то замечательно поумнели. Ни лишних слов, ни ругани, всяк знал, что сказать, что сделать, куда стать, что посоветовать. Ровно за полчаса до барабана заданный урок был окончен, и арестанты пошли домой, усталые, но совершенно довольные….» (5)

Все это характерно для любой деятельности. Мы всегда веселее и воодушевленнее делаем то дело, объем которого нам ясен с самого начала. И наоборот, неопределенность нормы расхолаживает и угашает рвение. И когда на детские вопросы типа «А сколько мне выполнить упражнений?» или «прочитать» или «написать»… и т.д., мы отвечаем: “Сколько сможешь» или что-то в этом роде, мы делаем ошибку. Зная тот конкретный предел, достигнув которого, ученик может считать задание выполненным, он испытывает радость, возрастающую по мере приближения к конечной цели, помогающую преодолевать усталость.

5

Ну а теперь коснемся некоторых мест в творчестве Ф.М. Достоевского, где уже не косвенно, а напрямую поднимаются вопросы педагогики. Самые важные, самые дорогие своему сердцу мысли вложил Ф. М. Достоевский в уста тех героев, которых любил сам. Писатель как никто другой обладал умением пробудить в читателе любовь к тем героям, которых сам любил, и поэтому их мысли и высказывания особенно близко принимаются нами к сердцу.

Достоевский сделал в своем творчестве дерзновенную попытку изобразить абсолютно прекрасного человека. Таким он попытался показать героя романа «Идиот» князя Мышкина. Насколько удалась или не удалась эта попытка – не тема нашей работы, но в любом случае кн. Мышкин – человек, вызывающий глубокую симпатию читателя. И не случайно в самом начале романа, когда мы только встречаемся с героем, автор знакомит нас с удивительным эпизодом из жизни князя, в котором он раскрывается как тонкий и чуткий воспитатель детей.

Князь рассказывает, как в Швейцарии, где он лечился, жила несчастная девушка, обманутая и обесчещенная неким проезжим коммерсантом. От девушки отвернулись все жители деревушки, от родной матери до пастора местной церкви. «Все кругом смотрели на нее как на гадину; старики осуждали и бранили, молодые даже смеялись, женщины бранили ее, осуждали, смотрели с презрением таким, как на паука какого. Мать все это позволяла… кивала головой, одобряла». (6)

И особенно беспощадны были здесь дети. Они буквально проходу не давали бедной Марии, «всею ватагой, – их было человек сорок с лишним школьников, – стали дразнить ее и даже грязью в нее кидали». (7) Единственным человеком, не осуждавшим несчастную, а сочувствующим ей был князь Мышкин. Он пытался помогать ей, и однажды дети подглядели, как он общается с ней. «Я потом узнал, – рассказывает князь, – что они давно за мной подсматривали. Они начали свистать, хлопать в ладошки и смеяться, а Мари бросилась бежать. Я хотел-было говорить, но они в меня стали камнями кидать. В тот же день все узнали, вся деревня; все обрушилось опять на Мари: ее еще пуще стали не любить. Я слыхал даже, что ее хотели присудить к наказанию, но, слава Богу, прошло так; зато уж дети ей проходу не стали давать, дразнили пуще прежнего, грязью кидались; гонят ее, она бежит от них с своею слабою грудью, задохнется, они за ней, кричат, бранятся. Один раз я даже бросился с ними драться. Потом я стал им говорить, говорил каждый день, когда только мог. Они иногда останавливались и слушали, хотя все еще бранились…»

И вот снова и снова герой пытается объяснить детям, «какая Мари несчастная». И «скоро они перестали браниться и стали отходить молча. Мало-помалу мы стали разговаривать, я от них ничего не таил; я им все рассказывал. Они очень любопытно слушали и скоро стали жалеть Мари. Иные, встречаясь с нею, стали ласково с нею здороваться…»

Трудно без волнения читать, как менялось отношение детей к бедной девушке, какою любовью и заботой в конце-концов окружили они ее. Как помогали ей в ее болезни, ухаживали за ней в последние дни ее жизни, как хоронили ее и как затем дружно с любовью украшали ее могилу. Все это вызывало протест и возмущение родителей, школьного учителя, пастора местной церкви. Впрочем, зараженные милосердием детей, и они в конце несколько смягчили свое отношение к несчастной.

Семена добра и зла живут в каждом человеке, – говорит Достоевский. Дети – не исключение. Мы, взрослые, – дипломаты. Мы умеем не обнаруживать многих свои душевных движений. У детей все куда более открыто. В выражении своих чувств они идут до конца. Там где взрослые обнаруживают холодное презрение к Мари, дети бросают камни и комья грязи.

Детская жестокость отвратительна. Но когда ребенок захвачен стихией добра и милосердия, то действительно «таковых есть Царство Небесное». Объединить детей в добром деле, дать им опытно ощутить радость любви, увидеть красоту милосердия – вот важнейшая задача педагога. Воспитанием этих детей занимались родители, учитель, пастор. Вероятно, они старались делать это серьезно и ответственно, говорили им правильные вещи, внушали верные понятия.

А когда с детьми начал общаться князь Мышкин – все ополчились на него, уверенные, что он портит, развращает детей. Да, добродетель заслуживает похвалы, а порок, напротив – порицания. Но какие отталкивающие формы приобретает такая «справедливость» там, где нет милосердия! «Милость превозносится над судом» – говорит нам Евангелие, но как часто в человеческих отношениях справедливость суждений не желает знать никакого снисхождения к чужой немощи. Объединить детей в любви, причем любви деятельной – вот задача подлинного воспитателя. Пережив в детстве опыт такой любви, ощутив радость, всегда сопровождающую всякое доброе дело, дети уже никогда не забудут этот опыт.

Именно НЕ ЗАБУДУТ. Правильное наполнение детской памяти – важнейшее дело воспитателя. Это любимая педагогическая идея Ф.М. Достоевского. Память ведь не просто пассивная кладовая информации. Она, напротив, очень активно воздействует на сознание и поведение человека в мире. То, какие мы «сегодня» во многом зависит от того, что мы помним из нашего «вчера» и что нами забыто. И особое значение имеет здесь, по мнению писателя, совместное чтение.

Сейчас такой вид семейного общения почти совсем ушел из нашей жизни. Родители еще читают детям книжки, пока они сами читать не научились. А вот чтобы в более старшем возрасте вместе почитать и поговорить о прочитанном, – этого почти не встретишь.

Впрочем, кто мешает заниматься этим в воскресной школе, в походе, в детском лагере. И здесь прекрасным напутствием воспитателю будут слова старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» о чтении с детьми Священного Писания:

« Собери … у себя хоть раз в неделю, в вечерний час, сначала лишь только хоть деток… Разверни-ка …им эту книгу и начни читать без премудрых слов и без чванства, без возношения над ними, а умиленно и кротко, сам радуясь тому, что читаешь им и что они тебя слушают и понимают тебя, сам любя словеса сии, изредка лишь остановись и растолкуй иное непонятное…слово, не беспокойся, поймут все …» (8)… “Нужно лишь малое семя, крохотное: брось … его в душу, и не умрет оно, будет жить в душе его во всю жизнь, таиться в нем среди мрака, среди смрада грехов его, как светлая точка, как великое напоминание.»

В заключение же я хочу еще раз повторить достаточно простую, но важнейшую мысль, которая уже прозвучала в этой работе выше. В самом конце романа «Братья Карамазовы», обращаясь к детям, только что похоронившим своего товарища, Алексей Карамазов произносит слова, которые мне представляются одними из самых глубоких и красивых из всего когда-либо сказанного о воспитании:

«Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение.

Может быть мы станем даже злыми потом, даже пред дурным поступком устоять будем не в силах, над слезами человеческими будем смеяться, и над теми людьми, которые говорят, вот как давеча Коля воскликнул: “Хочу пострадать за всех людей”, – и над этими людьми может быть злобно издеваться будем. А все-таки как ни будем мы злы, чего не дай Бог, но как вспомним про то, как мы хоронили Илюшу, как мы любили его в последние дни, и как вот сейчас говорили так дружно и так вместе у этого камня, то самый жестокий из нас человек и самый насмешливый, если мы такими сделаемся, все-таки не посмеет внутри себя посмеяться над тем, как он был добр и хорош в эту теперешнюю минуту!

Мало того, может быть именно это воспоминание одно его от великого зла удержит, и он одумается и скажет: “Да, я был тогда добр, смел и честен”. Пусть и усмехнется про себя, это ничего, человек часто смеется над добрым и хорошим; это лишь от легкомыслия; но уверяю вас, господа, что как усмехнется, так тотчас же в сердце скажет: “Нет, это я дурно сделал, что усмехнулся, потому что над этим нельзя смеяться!” (9)

Примечания

1. Достоевский Ф.М. Записки из Мертвого дома. Петрозаводск, “Карелия”, 1979. С. 22

2. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Ленинград, “Наука”, 1988. Т.2, С. 211, 212

3. Достоевский Ф.М. Записки из Мертвого дома. Петрозаводск, “Карелия”, 1979. С. 22

4. Достоевский Ф.М. Записки из Мертвого дома. Петрозаводск, “Карелия”, 1979. С. 89, 90

5. Там же. С. 91

6. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Ленинград, “Наука”, 1988. Т.6, С. 72

7. Там же. С. 72

8. Там же. Т. 9, С. 329

9. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы, Л., «Художественная литература», 1970, Т. 2, С. 521, 522

Литература

1. Достоевский Ф.М. Записки из Мертвого дома. Петрозаводск, “Карелия”, 1979

2. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Ленинград, “Наука”, 1988

3. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы, Л., «Художественная литература», 1970



Рассказать друзьям