Культура молдовы. Культурные особенности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

– это всесторонне развитая страна, наполненная множеством важных исторических событий, которые связаны с ее культурой. Культура Молдавии становилась под влиянием Румынии. Также многое было перенято от древнерусского и турецкого населения.

Религия Молдавии

Исповедуемая Религия Молдавии не имеет единого направления, и ведущим является христианство, которое исповедует 90 % жителей. Христианство исповедуется сразу во всех трех направлениях: православии, католицизме и протестантстве. Кроме того в Молдавии присутствуют приверженцы иудаизма, ислама и индуизма. По данным переписи 33 000 жителей причислили себя к атеистам.


Экономика Молдавии

Национальная валюта Молдавии – Молдавский лей. Экономика Молдавии развивается в основном за счет развития сельского хозяйства, сферы услуг и промышленности. Кроме того Молдавия удачно занимается экспортом продуктов питания, алкогольных и безалкогольных напитков, машин, оборудования и одежды.


Наука Молдавии

Молдавия является страной, которая проводит множество научных исследований. Развиваясь, спровоцировала строительство ведущего центра фундаментальных исследований. В учреждении занимаются исследованиями общественных и естественных наук.


Искусство Молдавии

Культура в стране формировалась из множества факторов. Выдающимся направлением искусства Молдавии является изобразительное искусство. Развивалось оно под влиянием Византии и с тех пор осталось множество фресок, миниатюр и икон. Самый ценный памятник архитектуры и живописи находится на территории города Кушэнь. Там находится церковь Рождества Богородицы, которая была расписана Войкулом, Раду и Станчулом. Именно эти достопримечательности и многие другие побуждают путешественников более внимательнее окунуться в туризм Молдавии , ведь понимая культуру, можно понять и народ.


Кухня Молдавии

Характерной чертой Молдавской кухни является обилие овощей, фруктов и мяса. Кухня Молдавии сложилась за счет влияния множества стран. Ведущими блюдами страны являются Сармале, Плацинда с творогом и Муждей. Сармале напоминает по своему виду и методики приготовления долму и голубцы. Плацинда представляет собой национальный пирог, больше напоминающий круглую или квадратную плоскую лепешку. Муждей представляет собой чесночный соус на овощном или мясном бульоне.


Обычаи и традиции Молдавии

Молдавия страна, чей народ чтит свои традиции и их очень большое количество. Они передаются потомкам и хранятся каждым поколениям. Обычаи и традиции Молдавии связаны с гостеприимством. Молдаване празднуют такие же праздники, как и славянские народы. В том числе и Новый Год, но с добавлением своей изюминки. Первый день праздника сопровождается посыпанием дома зерном. На рождество колядуют, а после Пасхи через неделю все родственники навещают могилы близких и родных людей.


Спорт Молдавии

Молдавия ведет активную спортивную жизнь, главным доказательством того является участие страны в олимпийских играх. Спорт Молдавии составляют плавание, конный и велосипедный спорт, гребля, плавание, бокс, стрельба и лука, биатлон и футбол.

Молдавская культура неразрывно связана с народами населяющими Молдавию (в первую очередь - с молдавским народом), с молдавским языком и другими языками Молдавии, находится во взаимодействии с культурами Румынии , Украины и России , а также других соседних с Молдавией стран.

Развитие культуры Молдавии тесно связано с историей. На неё повлияли романские корни, уходящие ко II веку нашей эры, к периоду римской колонизации Дакии . Вследствие чего большинство населения современной Молдавии, молдаване , будучи потомками переселенцев в этот регион из-за Прута (начиная с XIV в.), имеют общую этническую принадлежность с румынами . Становление молдавской культуры произошло в Средние века с возникновением Молдавского княжества . Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским (древнерусским) населением, а в дальнейшем в условиях владычества Османской империи . В 1812 г. территория современной Молдавии была освобождена от османского господства и включена в Бессарабскую губернию Российской империи , что оказало большое влияние на развитие культуры региона. После Октябрьской революции в 1918 г. Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР , вследствие чего некоторое время развитие культуры в них складывалось по-разному.

Так как развитие культуры проходило в Молдавском княжестве в условиях феодального общества , можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшую отражение в фольклоре и устройстве быта . Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдавии проходило в два этапа. В первый, доосманский период (XIV - первая половина XVI вв.) в культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкого централизованного и независимого государства. Османский период характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретение независимости.

Первые книги (в виде религиозных текстов) появились в Молдавии в середине семнадцатого столетия при господаре Василе Лупу при участии митрополита Варлаама и с помощью Москвы , Киева и Львова , откуда были завезены оборудование для книгопечатания и бумага.

После присоединения Бессарабии к России связь с запрутской Молдавией, оставшейся под османским владычеством, не была полностью прервана. Особенно это проявилось в художественной литературе. В XIX веке творили такие писатели, как Георге Асаки , Александру Донич , Константин Негруцци , Алеку Руссо , Михай Когэлничану , Василе Александри , Константин Стамати и многие другие. На молдавский язык были переведены произведения Державина , Жуковского , Лермонтова , Карамзина , Пушкина .

Начиная с девятнадцатого столетия, начинается офранцуживание румынской литературы и искусства, что обогатило культуру и приблизило её к западноевропейской. Данный процесс проходил и в Запрутской Молдове , входившей в состав Румынии, однако в Бессарабии он шёл в гораздо меньшей степени.

В течение 1812-1917 гг, когда Бессарабия входила в состав Российской империи , молдавская культура почерпнула многое из русской культуры. Если до 1812 года в Бессарабии не было широко распространено светское образование, то после 1812 года стала складываться государственная система образования: начали открываться начальные школы, уездные училища и гимназии во всех уездных городах. К 1858 году в Бессарабии действовало около 400 школ всех типов, где обучалось более 12 тысяч учеников. Несмотря на широкую сеть учебных заведений, грамотность в крае оставалась довольно низкой. К 1897 году насчитывалось только 15,6 % грамотных (22 % мужчин и 8,83 % женщин).

В Бессарабии были разработаны и изданы «Русско-молдавский букварь» (1814), «Краткая Российская грамматика с переводом на молдавский язык» (1819).

Во второй половине XIX века дебютируют Ион Крянгэ , Михай Еминеску , Богдан-Петричейку Хашдеу .

После присоединения к Румынии образование было реорганизовано на основе румынской системы. С 1920 по 1940 год количество начальных школ выросло с 1564 до 2188, однако число средних школ напротив сократилось почти вдвое - с 76 в 1917 году до 39 в 1940 году. До середины 1930-х годов наблюдался рост профессиональных школ, но их число сократилось с 55 в 1932 году до 43 в 1940 году. В 1930 согласно румынской переписи неграмотными оставались более 72 % населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02 %), высшее - 10,8 тыс. (0,3 %).

На развитие культуры в левобережных регионах Молдавии, где была образована Молдавская АССР влияние оказывала как борьба между направлениями румынизаторов и самобытников, так и классовая идеология. Значительных успехов достигло народное образование. Грамотность увеличилась с менее чем 20 % до революции до 36,9 % к году. В 1930 году было введено обязательное начальное образование, а с середины 1930-х годов обязательное семилетнее образование. Была основана система профессионального образования, заложены основы науки, основывались высшие учебные заведения. Были открыты Тираспольский институт народного образования (), Тираспольский плодоовощной институт (), Балтский учительский институт (). Из отрицательных тенденций межвоенного периода следует отметить суровые репрессии (преследования части писателей, учёных и других деятелей культуры, объявленных буржуазными), закрытие церквей.

Сразу после присоединения Бессарабии к СССР в июне 1940 года Советская власть взяла на себя ответственность за обеспечение всеобщего бесплатного образования. Была создана сеть учреждений народного образования, печати, книгоиздания, культпросветработы, физкультуры и спорта. К 1941 году в Молдавской ССР работало 1896 школ, в 70 % из которых обучение велось на молдавском языке. В 1940-41 гг. более 100 тысяч школьников получили бесплатно одежду и обувь. Количество учителей возросло за год почти вдвое. Осенью 1940 года были созданы союзы писателей, композиторов, архитекторов и художников, образована государственная филармония, созданы три новых театра, оперная студия. В 1940 году было издано 138 книг тиражом 1,5 млн, из которых 1,2 млн - на молдавском языке. Выходило 56 газет и 3 журнала.

Развитие культуры было прервано Великой Отечественной войной , однако после окончания войны началось бурное развитие, в результате чего культура стала достоянием широких масс населения.

Между тем советская власть не была заинтересована в сохранении тесных культурных связей региона с Румынией. Представители местной румынской интеллигенции, а также той части, что прибыла из районов старого королевства после 1918 г. вынуждены были эмигрировать. Оставшиеся высланы или даже были уничтожены , что безусловно не могло не отразиться на культурной ситуации в Молдавии. Для развития сферы культуры, образования и науки советская власть на первом этапе активно привлекала квалифицированных специалистов из других частей СССР. В дальнейшем с помощью подготовки кадров в крупных советских научных и образовательных центрах была создана национальная молдавская интеллигенция.

Во времена МССР началось становление кинематографа в Молдавии. Была создана киностудия «Молдова-фильм », выпускавшая несколько полнометражных художественных фильмов в год, не считая документальных и мультипликационных фильмов.

В советский период развивалась и культура гагаузов , компактно проживающих в южных районах Молдавии. Был создан алфавит на основе кириллицы , издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» (След легенд, 1974), «Узун керван» (Длинный караван, 1985), «Жанавар йортулары» (Праздники волка, 1990) и многие другие.

В 1940 году в Кишинёве были открыты государственная консерватория, филармония, музыкально-драматический театр, средняя музыкальная школа. В состав филармонии вошли симфонический оркестр, хоровая капелла «Дойна », а также группа эстрадных артистов. На годы войны пришёлся плодотворный период творчества молдавского композитора Штефана Няги . В жанре патриотической песни работали Давид Григориевич Гершфельд , С. Б. Шапиро и другие.

После войны возобновили свою деятельность музыкальные коллективы, началось бурное развитие музыки. Приобретают известность такие композиторы, как Л. С. Гуров, С. М. Лобель , В. Г. Загорский , С. В. Златов , В. Л. Поляков, Г. С. Няга, П. Б. Ривилис , Н. И. Маковей, А. П. Люксембург , Т. В. Кирияк. В жанре инструментального концерта работают Д. Г. Гершфельд , Д. Г. Федов , А. Б. Муляр, З. М. Ткач , Е. Д. Дога . Молдавские композиторы советского периода создают многочисленные рапсодии, сюиты, баллады, обработки молдавских народных песен, музыку для детей, романсы. Большое внимание уделяется развитию хорового искусства.

Известность приобрели оперы «Грозован» Давида Гершфельда , «Сердце Домники» А. Г. Стырчи , «Клоп», «Революцией призванный», «Дракон» Э. Л. Лазарева. Признание публики получают балеты «Рассвет» В. Г. Загорского (1959), «Сломанный меч» (1959), «Призраки» (1959), «Антоний и Клеопатра» (1965), «Арабески» (1970) Э. Л. Лазарева, «Радда» Д. Г. Гершфельда (1975), «Перекрёсток» В. Г. Загорского (1974).

В советский период большое внимание уделялось развитию музыкального образования. В 1963 году был создан государственный институт искусств имени Г. В. Музическу , работали три музыкальных училища, более 50 детских музыкальных школ, средняя специальная музыкальная школа-интернат.

Большой популярностью пользовались академический ансамбль народного танца «Жок », оркестр молдавских народных инструментов «Флуераш », ансамбли «Кодру», «Лэутарий », группы «Норок », «Контемпоранул », «Оризонт », «Плай ».

все попытки обратиться в органы местной либо центральной власти на двух остальных языках будут расценены как проявления национализма отвергнуты

Среди современных молдавских художников следует отметить Станислава Семёновича Бабюка и его сына - Станислава Станиславовича Бабюк . Они создали много картин разной тематики. Многие работы находятся в частных коллекциях Италии, Ирландии, США, России, Украины.

В Молдавии юмор и смех органически слиты с национальным и можно говорить о веселье и веселости как о национальной черте. Молдавию, которая соседствовала с другими дунайскими княжествами и некоторое время входила в состав Румынии, ещё в большей мере чем саму Румынию, можно было бы назвать страной не столько смеха и юмора, сколько радости и веселья, так здесь на каждом шагу встречаешься с красивой шуткой и здоровым юмором, но главное - радушным весельем.

Пасха , Родительский день, Троица . C советского периода сохранилась традиция отмечать праздники 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая. Из новых праздников - Национальный день вина , праздновавшийся впервые в 2002 году.

Молдавская кухня - национальная кухня Молдавии. Молдавия расположена в регионе богатых природных возможностей, винограда, фруктов и разнообразных овощей, а также овцеводства и птицеводства, что обуславливает богатство и разнообразие национальной кухни.

Молдавская кухня складывалась под влиянием греческой, турецкой, балканской, западноевропейской, а позднее - украинской и русской кухонь, и тем не менее она отличается самобытностью .

Среди многочисленных молдавских сказок распространение нашли Безымянный воин 2006 году из-за подозрения в том, что молдавские вина содержат вредоносные ядохимикаты , ввоз вин был запрещён в Россию. В настоящее время ведутся переговоры по возобновлению экспорта винодельческой продукции в Россию.


Уроженцы Молдовы в мировой культуре

В 20-30-е годы послом молдавской культуры в Европе была блистательная оперная исполнительница, прославленное сопрано родом из - . Другая оперная знаменитость, примадонна национальной оперы Республики Молдова , став лучшей Чио-Чио-сан на Международном конкурсе в Японии (1967), уже несколько десятилетий дарит миру певческую национальную культуру. Ещё одна представительница Молдовы () - Лидия Амарфей стала одной из лучших оперных певиц России, выступая на сцене Большого театра в Москве.

Взаимное влияние мировых культур происходит благодаря усилиям деятелей культуры и искусства. По инициативе многих из них в Молдове организованы художественные мероприятия, ставшие у нас традицией и обретшие международную популярность. Так с 1967 года в республике проводится Международный фестиваль народной музыки «Mэрцишор», фестиваль «Дни новой музыки», международные конкурсы спортивного танца «Кишинёв OPEN», на которых с неизменным успехом выступает многократный чемпион мира и Европы - . В этих масштабных культурных праздниках принимают участие видные коллективы и солисты музыкального современного искусства и хореографии из разных стран мира. Они знакомят молдавскую публику с достижениями своих талантов, а, уезжая к себе на родину, увозят впечатления от искусства нашего края.

Красоту народной песни пронесли далеко за пределы Молдовы любимцы молдавского народа , . Эстрадную музыку - с начала 70 годов - широко пропагандировал эстрадный ансамбль (позже «Contemporanul») под руководством Михая Долгана.

Именно так наше искусство, принимая гостей и выходя за родные пределы, знакомит мир с ценностями национальной культуры.

После окончания Кишинёвского института искусств активно вошла в эстрадную музыку. Большинство шлягеров популярной певицы, которые она талантливо исполняет на сценах Украины, России и других республик СНГ, основаны на молдавском фольклоре. На Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве (1985) его гимн «Avante, avante», исполненный молдавской эстрадной певицей , стал шлягером фестиваля, звучащим на разных языках народов мира.

Современная музыкальная культура народов бывшего СССР обогатилась шедеврами неофольклорной ориентации самых различных композиторов: Р. Щедрина, Е. Станкевича, Ю. Юзелюнаса, А. Тертеряна, М. Гаджиева. В Молдове она проявилась в творчестве композиторов , . Эта ориентация совпала естественным образом с пиком в эволюции Нового фольклорного вала, выраженного в творчестве композиторов из постсоветского пространства.

Многое сделал для пропаганды музыкальной культуры и облика нашей страны Национальный симфонический оркестр Гостелерадио под руководством дирижёра и композитора Г. Мусти. Благодаря многолетнему творческому поиску и неутомимой гастрольной работе, стал известен всему миру , долгие годы бессменно руководимый . Балетмейстер М. Кафтанат создал три балетные труппы во Вьетнаме.

Международные фестивали «Приглашает Мария Биешу», «Дни новой музыки», биеннале и театра одного актёра «One man show» с успехом знакомят мир с современным музыкальным и театральным искусством нашей страны. Молдавский кинематограф стал известен миру благодаря творчеству . Успешно работая на студии «Мосфильм», он помог приобрести широкую популярность и неизменно снимавшимся в его фильмах , . Театральный режиссёр , работая долгие годы в московских театрах, способствовал пропаганде молдавской театральной культуры и драматургии, ставя пьесы . Уникальное творчество этого поистине народного писателя Молдовы, живущего в Москве, обойдя всю Россию и мир, в миллионах людских сердец оставило неповторимый образ нашей земли и её героев-крестьян, наделённых душевной мудростью и красотой.

Вклад выходцев из Молдовы в мировую науку

Наши замечательные соотечественники, талантливо проявляясь в различных областях науки, оставили глубокий след в истории всемирной науки ХХ века. Один из них - выходец из Бендер Лев Берг (1876-1950). Известный советский физико-географ и биолог, профессор ихтиологии и географии, академик АН СССР, один из создателей Географического института и председатель Географического общества СССР, этот разносторонний учёный внёс огромный вклад во многие области физической географии, зоогеографии, ихтиологии. Развивая учение В. Докучаева о природных зонах земли, он - страстный исследователь и путешественник - изучил ландшафты Сибири, центральной Азии, Кавказа, Волжского региона и Украины, исследовал Аральское и Берингово моря, озёра Ильмень, Балхаш, Байкал, Иссык-Куль и ледники Памира, создав в результате теорию о ландшафтах земли. Бергом написано множество книг, среди которых есть и труды, посвящённые нашему краю: «Бессарабия. Край, население, экономика», «Население Бессарабии. Численность и этнографический состав».

Именем Берга назван вулкан на Камчатке, пик на Памире, ледники на Памире и Джунгарском Алатау, мыс на архипелаге Северная Земля, Зоологический музей МГУ, а также более 60 животных и растений.

Другим нашим выдающимся земляком - химик-органик мирового масштаба - является тираспольчанин Николай Зелинский (1861-1953). Один из основоположников учения об органическом катализе, он создал классические работы по органическому катализу, нефтехимии, разработал методы добычи ароматических углеводородов, служащих сырьём для синтеза каучука, красителей, пластмассы, медикаментов и т.д. Академик АН СССР, профессор МГУ, доктор наук, создатель крупной научной школы, внёсшей фундаментальный вклад в развитие органической химии, он многое сделал для жизни людей, откликаясь на самые болевые точки времени. Например, во время Первой мировой войны Зелинский создал угольный противогаз, спасший жизнь миллионам солдат воюющих армий. Его именем названы улицы в Кишинёве и Тирасполе. На фасаде дома, где жил Н. Зелинский, и школы, где он учился, установлены памятные доски.

Нашей национальной гордостью является академик Николай Димо, родившийся в Оргееве (1873-1959). Крупный советский почвовед, академик ВАСХНИЛ, один из организаторов Среднеазиатского и Кишинёвского институтов почвоведения, который с 1959 года носит имя учёного, Николай Александрович труд всей своей жизни посвятил - земле. Объектом его научных работ были география почв, засоление, биология, физика и мелиорация почв в центральных районах Европейской части СССР, Средней Азии, Закавказья, Молдавии. Изучив солевые почвы, великий учёный предложил серию мер по улучшению солонцов и солончаков, создал первую карту почв Центральной Азии и других регионов, установил взаимосвязь между содержанием гумуса и его структурой в молдавских чернозёмах. В его честь в Кишинёве названа улица.

Одним из видных архитекторов ХХ века был наш соотечественник, кишинёвец, академик АН СССР Алексей Щусев (1873-1949). Организатор и директор музея архитектуры в Москве, преподаватель знаменитого Строгановского художественно-промышленного училища, автор более 200 научных работ, он, чутко всматриваясь в традиции национальной архитектуры прошлого, разрабатывал самобытные решения современных зданий в Москве (Москворецкий мост, гостиница «Москва», станция метро «Комсомольская-кольцевая» и др.), Ташкенте (театр оперы и балета им. Навои), Баку, Батуми, Сочи. Пиком творческого достижения зодчего стал Мавзолей В. Ленина, благородные формы которого органично вписались в ансамбль древней Красной площади. После Отечественной войны А. Щусев много сил отдал реконструкции разрушенных городов - Новгорода, Истры, Киева. В 1947-1949 годы архитектор разработал план генеральной реконструкции столицы Молдавии. Его именем названа улица в центре Кишинёва.

Глубокий след оставили наши соотечественники и в румынской науке. Так академик Никита Смокинэ (1894-1980) - выходец из села Дубоссарского уезда - был крупным румынским славистом и историком приднестровских молдаван. А Михаил Губоглу (1911-1990), родившийся в , стал широко известным румынским историком-востоковедом. Будучи профессором университетов Бухареста, Парижа и Анкары, он опубликовал турецкие источники, пролившие свет на историю Румынии. Интересно ещё и то, что его племянник, - носящий ту же фамилию, - стал одним из крупнейших российских этнографов.

Нельзя обойти вниманием и Григория Обрежана (1911-1991), родившегося в селе Тигинского уезда. Инженер-агроном по профессии, он вошёл в науку как один из замечательных исследователей в области мелиорации почв, был избран академиком румынской, чехословацкой и советской Академий наук. Под его руководством были сделаны значительные научные открытия. Например, создан сорт риса Полизешты-28, известный во всём мире своими богатыми урожаями.

Молдавская наука на стыке ХХ-ХХI веков

Наука достигла успехов в самых различных областях. Наша страна дала цивилизации выдающихся учёных, среди которых свыше 30 членов Академии наук СССР, из них академики: географ Л. Берг, химики Н. Зелинский, Л. Писаржевский, А. Фрумкин, архитектор А. Щусев, почвовед Н. Димо, врачи-хирурги А. Склифософский и Н. Георгиу и т.д.; 79 членов румынской Академии наук- археолог И. Суручану, астрофизик Н. Донич, историк Ш. Чобану, славист А. Кочубинский (академик и чешской Академии наук), геолог К. Парфенгольц (академик и армянской Академии наук) и т.д. Эти видные учёные, яркие богатые личности не только осуществили фундаментальные научные открытия, но и основали научные институты, лаборатории, общества, школы, организовывали трудные и неожиданные исследовательские экспедиции, разрабатывали новейшие методы для продвижения самых смелых открытий в жизнь.

Старт для развития науки в нашей стране был дан, когда в Кишинёве создалась научно-исследовательская база Академии наук СССР (11 марта 1946 года), которая в 1949 году стала Молдавским филиалом Академии наук СССР. Эти преобразования завершились знаменательным событием 2 августа 1961 года, когда была основана Молдавская Академия наук - благотворный источник национальной науки и культуры. Первым её президентом был избран академик-историк Я. Гросул (1961-1976), позже главным научным центром страны руководили генетик А. Жученко (1977-1989), физик А. Андриеш (1989-2004), и в наши дни - химик Г. Дука (с 2004 г.). Год от года в стенах Академии зреют новые силы, появляются крупные научные имена, растёт конкурентоспособность исследований, формируются новые научные школы: в области химии - академика А. Блова и Г. Лазуревского; агрохимии и генетики - академиков И. Дикусара и А. Коварского; алгебры и физики кристаллов - академиков В. Андрунакиевича и Т. Малиновского; биологии - академика Б. Матиенко; лингвистики - академика Н. Корлэтяну; техники - С. Рэдэуцана. Известные академики братья Москаленко сказали своё слово в теоретической физике. Новые научные области открыли академики Т. Фурдуй в биомедицине и академик И. Бостан - в области планетарных трансмиссий. Академик-биолог А. Чиботару основал .

Сегодня Академия наук Молдовы - ведущий научный центр страны, объединяющий 31 научно-исследовательское учреждение со штатом 5600 сотрудников. Созданные за последние годы условия способствовали достижению новых научных открытий высочайшего уровня в области физиологии стресса, экологической генетики, геоинформационных систем, экофизиологии и т.д. Своими исследованиями обрели мировую известность медики В. Анестиади и И. Абабий, математик М. Чобану, биолог А. Урсу, политологи В. Бенюк и Г. Руснак, философы А. Рошка и В. Цапок, социолог А. Тимуш, историки А. Лазарев, Н. Тудоряну, Е. Чертан, А. Ешану; юрист А. Смокинэ и другие. Фундаментальной законодательной опорой для развития национальной науки стал Кодекс о науке и нововведениях в Республике Молдова (2004). Провозгласив научный и инновационный процесс стратегическим приоритетом в социально-экономической жизни страны, этот документ со всей серьёзностью подтвердил заинтересованность государства в научном прогрессе. Для стимулирования научной деятельности - за самые яркие достижения - учреждено 10 Государственных премий Республики Молдова, каждая в миллион лей.

Впервые в истории национальной науки был создан высший руководящий орган Академии наук республики - Ассамблея, состоящая из действительных членов и членов-корреспондентов Академии наук Молдовы и из 78 докторов наук, избранных на демократической основе научным сообществом страны. Ассамблея в свою очередь создала исполнительный орган - Высший совет по науке и технологическому развитию.

Культура Молдовы в конце ХХ - начале ХХI века

Активное развитие культуры Молдовы, начавшееся после создания МССР, успешно продолжается и в наши дни. Сегодня в республике работают 14 профессиональных театров, три крупных концертных учреждения - Национальная филармония с двумя концертными залами, Органный зал и Национальный дворец, где занимаются творчеством многочисленные художественные ансамбли эстрадной и народной музыки. За эти годы театральные и музыкальные коллективы достигли высокого исполнительского мастерства, каждый раз пополняясь молодыми артистами, дирижёрами, режиссёрами, музыкантами - выпускниками самых престижных высших учебных заведений Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Киева, Одессы, где их обучали известные всему миру мастера-педагоги. Конкурсы, национальные и союзные фестивали, декады молдавского искусства и литературы в Москве и столицах республик бывшего СССР, гастроли по разным странам в совместных многонациональных группах - всё это, стимулируя творческий обмен и продвижение наших деятелей в большой мир искусства, обогащало палитру национального искусства. Сегодня - после достижения независимости - культурно-художественные связи со странами мира значительно расширились. Стали более частыми и разнообразными гастроли, конкурсы, фестивали, в которых участвуют и целые коллективы, и отдельные исполнители.

Проводя всевозможные культурно-художественные мероприятия республиканского значения, Молдова много делает для совершенствования международных художественных контактов. Среди них наиболее яркими являются Международный фестиваль звёзд оперы и балета «Приглашает Мария Биешу», много лет вдохновляемый солисткой Марией Биешу; музыкальный фестиваль «Mэрцишор», фестиваль «Дни новой музыки», инициатором которого стал композитор Г. Чобану; детище режиссёра - биеннале театра им. Эжена Ионеско. Эти фестивали, собирая таланты со всего мира, превратились для кишинёвцев в народные праздники, в настоящее торжество высокого искусства.

Следует отметить роль и других художественных дарований, способствовавших славе национального искусства. Среди них режиссёр Э. Лотяну, фильмы которого, удостоившись премий на международных фестивалях, не только утверждали молдавский кинематограф, но и формировали в душах людей прекрасный и поэтичный облик нашей Молдовы. Широкая популярность прозы и пьес народного писателя Иона Друцэ, поставленных в сотнях театров бывшего СССР и привлёкших к себе внимание ведущих актёров и режиссёров мира, прославила мудрый образ молдавского крестьянина, героя друцэвских произведений. Расширились творческие связи молдавских художников, участвующих в многочисленных зарубежных выставках и творческих встречах. Отдельной строкой в их ряду стоят уникальные, не знающие аналога в современном искусстве труды народного художника Молдовы

, Украина и России , а также других соседних с Молдовой стран.


1. История

Развитие культуры Молдавии тесно связан с историей страны. На нее повлияло румынские корни, что эпохе II века нашей эры, период Римской колонизации Дакии . Вследствие этого большинство населения Молдовы, молдаване , имеют общую этническую принадлежность с румынами . Становления собственно молдавской культуры произошло в средние века с возникновением Молдавского княжества . Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским и древнерусским населением, а также соседства и владычества Османской империи . Течение XIX века территория современной Молдавии была освобождена от османского и включена в Бессарабскую губернию , что наложило свой ​​отпечаток на культуру. После Октябрьской революции Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР , вследствие чего время развитие культуры в них складывался по-разному. В годы существования МССР началось бурное развитие культуры, была создана киностудия "Молдова-фильм", развивалась наука и т. д. Развал СССР и обретения независимости привели к выходу на первый план национальных мотивов в современной культуре Молдовы.


1.1. Средние века

В течение многих столетий после ухода римлян в году нашей эры, население сегодняшней Молдовы не обладало собственной государственностью, находилось под влиянием Византийской империи и соседних славянских , а также венгерских народов, а позже и под длительным турецким игом.

Местное население начало идентифицировать себя под названием "Молдова" до четырнадцатого столетия, но продолжило поддерживать близкие культурные связи с другими Дунайских княжеств. Одним из древних источников, удостоверяющих появление этнонима "Молдаванин" , является пасторальная баллада "Миорица". Другим примером молдавской средневековой творчества является "легенда об основании Молдавского княжества". Были распространены дойны, Колинда, уретуры, сноавы, многие из которых сохранилось и до наших дней. Большинство населения средневековой Молдовы исповедовали православие , что обусловило культурные связи с другими православными народами, которые проживали на территории современной Украина . Византийско-южнославянская письменность повлияла на молдавско-славянские летописи, Польский же историография оказала влияние на официальное летописание, что осуществлялось под патронатом молдавских хозяев.

Церковь монастыря "Хинку"

Поскольку развитие культуры проходил в Молдавском княжестве в условиях феодального общества , можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшая отражение в фольклоре и в обустройстве быта . Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдовы проходило в два этапа. В первый, доосманський период (XIV - первая половина XVI в.) В культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкой централизованной и независимого государства. Период империи характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретения независимости.

С средневековых молдавских летописцев известные Григоре Уреки, Мирон Костин и Николай Костин.

Первые книги (в виде религиозных текстов) появились в Молдове в середине XVII столетия при хозяине Василии Лупу с участием митрополита Варлаама и с помощью Москвы , Киев и Львова , откуда было завезено оборудование для книгопечатания и бумага.


1.2. XIX века

Начиная с девятнадцатого века, начинается офранцуження румынской литературы и искусства, обогатило культуру и приблизило ее к общеевропейской. Такой процесс проходил и в Запрутский Молдове , входившей в состав Румынии , однако в Бессарабии он происходил значительно медленнее.

После присоединения Бессарабии к России связь с Запрутский Молдовой, оставшейся под владычеством Османской не был полностью прерван. Например, это проявилось в художественной литературе. В XIX веке творили такие писатели, как Георге Асаки, Александру Донич, Константин Негруцци, Алику Руссо, Михай Когелничану, Василе Александри, Константин Стамати и многие другие. Молдавском языке были переведены произведения Державина, Жуковского , Лермонтова , Карамзина , Пушкина .

Во второй половине XIX века дебютируют Ион Крянгэ, Михай Эминеску, Богдан-Петричейку Хашдеу.


1.3. Бессарабия в составе Румынии

После присоединения к Румынии образование была реорганизована на основе румынской системы. С по год количество начальных школ выросла с 1564 до 2188, однако число средних школ напротив сократилось почти вдвое - с 76 в году до 39 в 1940 году. К середине -х годов наблюдался рост количества профессиональных школ, но их число сократилось с 55 в году до 43 в году. В по румынским переписи неграмотными оставались более 72% населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02%), выше - 10,8 тыс. (0,3%).


1.4. Молдавская АССР

Из негативных тенденций межвоенного периода следует отметить закрытие церквей, что сопровождалось уничтожением или потерей многих церковных документов. Была распространена критика буржуазного национализма, проводились преследования части писателей, ученых и деятелей культуры, объявленных буржуазными.


1.5. Молдавская ССР

Хотя Советская власть развивала образование, она также делала все, чтобы разорвать культурные связи региона с Румынией. Много этнически румынских интеллектуалов или эмигрировали, или были убиты , или сосланы во время или после Немецко-советской войны , безусловно привело к ухудшению культурной ситуации в Молдове. Чтобы восполнить потери, советская власть развивала городские, культурные и научные центры и учреждения, которые были впоследствии заполнены российскими и другими не-румынскими этническими группами.

Сразу после присоединения Бессарабии к СССР в июне года Советская власть взяла на себя ответственность за обеспечение общей бесплатного образования. Была создана сеть учреждений народного образования, печати, книгоиздания, культпросветработы, физкультуры и спорта. К года в Молдавской ССР работало 1896 школ, в 70% из которых обучение велось на молдавском языке. В 1940-41 гг более 100 тысяч школьников получили бесплатно одежду и обувь. Количество учителей выросла за год почти вдвое. Осенью 1940 года были созданы союзы писателей, композиторов, архитекторов и художников, образована государственная филармония, созданы три новых театра, оперную студию. В 1940 году было выдано 138 книг тиражом 1,5 млн, из которых 1,2 млн - на молдавском языке. Получалось 56 газет и 3 журнала.

Развитие культуры был прерван Немецко-советской войной , однако после окончания войны началось бурное развитие, в результате чего культура стала достоянием широких масс населения.

Именно во времена МССР началось становление кинематографа в Молдове. Была создана киностудия "Молдова-фильм", выпускавшей несколько полнометражных художественных фильмов в год, не считая документальных и мультипликационных фильмов.

В советский период развивалась и культура гагаузов , компактно проживающих в южных районах Молдовы. Была создана азбука на основе кириллицы , издавались словари, школьные учебники, книги: "Легенданин изи" (Следует легенд ), "Узун керван" (Длинный караван ), "Жанавар йортулары" (Святая волка ) и многие другие.


1.6. Музыка

В 1940 году в Кишиневе были открыты государственная консерватория, филармония, музыкально-драматический театр, средняя музыкальная школа. В состав филармонии вошли симфонический оркестр, хоровая капелла "Дойна", а также группа эстрадных артистов. Осенью того же года была проведена первая олимпиада художественной самодеятельности. В 1940 году был организован джазовый оркестр под руководством Шико Аранова в годы Немецко-советской войны выступал в воинских частях и госпиталях. На годы войны пришелся плодотворный период творчества молдавского композитора Штефана Нягы. В году он написал симфоническую сюиту "Молдавия", в 1943-44 гг - "Дойна" для колоратурного сопрано в сопровождении фортепиано и концерт для скрипки и симфонического оркестра, в - "Поэму о Днестре", посвященную борьбе молдавского народа против захватчиков. Ему же принадлежат хоровые произведения на стихи Емелиана Букова "Хора победы" и "Несем на знаменах победу". В жанре патриотической песни работали Д. Г. Гершфельд, С. Б. Шапиро и другие.

После войны возобновили свою деятельность музыкальные коллективы, началось бурное развитие музыки. Штефан Няга создает кантаты "Штефан Великий" (1945), "Бессарабке" (1947), "Юбилейная" (1949), ораторию "Песнь возрождения" (1951). Евгений Кока создает струнные квартеты, симфоническую поэму "Кодры" (1948), ораторию "Песнь о Котовском" (1950), композицию "Новая Дойна" для голоса с оркестром народных инструментов. Приобретают популярность такие композиторы, как Л. С. Гуров, С. М. Лобеля, В. Р. Загорский, В. Л. Поляков, Г. С. Няга, П. Б. Ривилис, Н. И. Маковый, Т. В. Кирияк.

В жанре инструментального концерта работают Д. Р. Гершфельд, Д. Р. Федов, А. Б. Муляр, С. М. Ткач, Е. Д. Дога. Молдавские композиторы советского периода создают многочисленные рапсодии, сюиты, баллады, обработки молдавских народных песен, музыку для детей, романсы. Большое внимание уделяется развитию хорового искусства.

Не обойдены стороной жанры оперы и балета. Популярность приобрела молдавский историко-легендарная опера "Грозован" () Давида Гершфельда на либретто В. А. Руссо. Опера Гершфельда "Аурелия" (1958) посвящена защитникам родины в Великой Отечественной войне. Опера А. Г. торчу "Сердце Доминики" () повествует о борьбе подпольщиков Бессарабии за воссоединение с Советским Союзом. Е. Л. Лазарев создает оперы "Клоп" (1963) по пьесе Владимира Маяковского , "Революцией призванный" (1970), "Дракон" (1976) по сказке Евгения Шварца, радиооперу "Голуби в косую линейку" (1976). Признание публики получают балеты "Рассвет" В. Г. Загорского (1959), "Сломанный меч" (1959), "Призраки" (1959), "Антоний и Клеопатра" (1965), "Арабески" (1970) Е. Л. Лазарева, "Радда" Д. Г. Гершфельда (1975), "Перекресток" В. Г. Загорского (1974).

В советский период большое внимание уделялось развитию музыкального образования. В году был создан государственный институт искусств имени Г. В. Музическу, работали три музыкальные училища, более 50 детских музыкальных школ, средней специальной музыкальной школы-интерната.

Большой популярностью пользовались академический ансамбль народного танца "Жок" , оркестр молдавских народных инструментов "Флуераш", ансамбль "Кодру", группы "норок", "Контемпоранул", "Оризонт", "Плай".


2. Современная Молдавия

2.1. Исторический очерк

Развал СССР и обретения независимости сопровождались объявлением румынского языка как единственного официального, переводом письменности на латинскую основу, введением курса "Истории румын" в школьную программу и другими подобными преобразованиями, частично послужили причиной приднестровского конфликта. В году был опубликован декрет президента, согласно которому в году предусматривалось проведение экзамена на знание государственного языка для госслужащих, причем экзаменаторам предоставлялось право решать вопрос об освобождении любого работника. Позже парламент Молдовы отложил языковую аттестацию. В году была принята новая конституция, согласно которой официальным языком страны объявлялась молдавский, а гражданам предоставлялось право выбирать язык обучения детей.


2.2. Строительство церквей

Конец XX - начало XXI века характеризуется массовым восстановлением храмов, соборов, церквей и монастырей: Каларашовський монастырь, Каприянський, Хинку , Кафедральный собор Кишинева и многие другие. Одновременно с приходом к власти были восстановлены и снесены ранее памятники Ленину в ряде населенных пунктов страны, реставрируется и мемориал воинам, павшим в Великой Отечественной войне.

Большой наиболее


2.3. Кинематограф

После распада СССР из-за недостатка средств деятельность киностудии "Молдова-фильм" резко сократилось. Новые фильмы после года практически не выпускаются. Если и выпускаются, то обычно это малометражные короткие фильмы.

2.4. Музыка

Молдавская музыка имеет глубокие национальные традиции. Для нее характерно использование таких народных музыкальных инструментов как наиболее, флуер и др.. В последние десятилетия получают развитие современные музыкальные направления. В стране и за ее пределами становятся известными музыкальные рок-коллективы "Zdob СИ Zdub" и "Гиндул Мицей", а также поп-певцы Аура, Рики Артезиан и др.. Клеопатра Стратан - дочь молдавского певца Павла Стратан, занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая молодая эстрадная певица. Начала выступать на сцене в году в возрасте трех лет. В последние годы Молдова активно участвует в конкурсе европейской песни - "Евровидении" . В году за Молдову выступала группа "Zdob СИ Zdub", в 2006 - Наталья Гордиенко и Арсениум.

Традиции и обычаи жителей молдавской земли, уходящие своими корнями глубоко в прошлое, свято хранятся и передаются из поколения в поколение.

Гостеприимство является отличительной чертой молдавского народа. Гостей принято встречать хлебом – солью и стаканом доброго вина.

Каждое селение Молдовы чтит определённого святого, который является их покровителем, и в связи с этим отмечают Храм села/города. В этот день во всех домах наводится чистота и накрываются столы.

Хозяйки готовят вкусные блюда: сэрмэлуце молдовенешть (голубцы), кырнацеи, мититеи, вертуты, плацинды, мамалыгу, брынзу и многие другие.

Хозяин достаёт из погреба – крамы свои лучшие вина и угощает родных и знакомых. В национальной игре трынте определяется сильнейший, который получает главный приз – барана. Объединяет всех хора – коллективный танец.

Столичный Кишинёв празднует свой день рождения на Покров Божией Матери – 14 октября. С утра во всех храмах проходят богослужения, а затем на улицах города устраивают празднества. В эти же дни – второе воскресенье октября – в Молдавии официально узаконена национальная традиция отмечать День вина.

Угостить своим молодым вином на центральную площадь съезжаются виноделы со всей страны и на конкурсе определяется лучший. Поучаствовать в этом празднике съезжаются гости со многих стран мира.

Осень в Молдове богата не только на урожай, но и на свадьбы. Многие молодожёны предпочитают создавать семьи именно в это время года.

Обычаи молдавской свадьбы направлены на создание крепкой семьи, с этой целью молодожёны выбирают посажёных родителей – нанаша и нанашку, для которых они становятся финами. В дальнейшем нанаши – наставники молодой семьи, а те в свою очередь должны прислушиваться к их советам, навещать, поздравлять с праздниками.

Ритуал дарения подарков молодожёнам, согласно народной традиции, называется – Маса Маре (Большой Стол). Каждый гость с поздравлениями и пожеланиями объявляет во всеуслышание о своём подарке. Пример подают посажёные родители и, как правило, дарят самый значимый подарок.

С рождением ребёнка – Молдавия, в основном, православная страна – его крестят, выбрав крёстных родителей и отмечают кумэтрию (крестины). Все кумовья, а их может быть до 50 человек, получают от родителей калачи и в свою очередь дарят малышу подарки.

Издавна всех молдаван объединяет праздник Мэрцишора, который отмечают с приходом весны – 1 марта. Все от мала до велика дарят друг другу красно-белые украшения ручной работы в виде двух сплетённых нитей с цветочками на конце.

Мэрцишор носят в течении месяца, прикрепив к одежде, на левой стороне груди. В конце месяца его снимают, загадывают желание и вешают на дерево.

В общенациональные праздники, отмечаемые во многих странах мира, молдавский народ добавил свой колорит. Так в первый день Нового года в домах принято разбрасывать зерно, как символ будущего богатого урожая; на Рождество дети ходят по домам, поют колядки, с пожеланиями мира и благополучия, а в ответ получают сладости.

Всех родственников объединяет Поминальный день, который отмечают через неделю после Пасхи. Семьи собираются в родительском доме, навещают могилы родных и близких и поминают усопших, чтя память о них.



Рассказать друзьям