Сколько лет антоновой директору пушкинского музея. Биография ирины александровны антоновой

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

20 марта 1922 года в Москве родилась девочка, которую назвали Ириной. Ее отец, Антонов Александр Александрович, был судовым электриком, принял активное участие в Октябрьской революции, а после получил новую профессию и работал директором в Институте экспериментального стекла. Мать Ирины, Ида Михайловна, имела консерваторское образование по классу фортепиано, но перемены в стране помешали ей найти применение своему таланту.

Ирина выросла в интеллигентной семье, и ее родители очень любили литературу, музыку, театр. Отец девочки в молодости даже сам недолгое время был актером, и к театру имел особенное, трепетное отношение. Он ходил на все музыкальные и театральные премьеры и обязательно брал с собой дочь.

В 1929 году Александр Антонов уехал работать в Германию, и семья провела там около четырех лет. Благодаря этому Ирина в совершенстве выучила немецкий и сумела прочитать в оригинале Гейне, Гете и Шиллера. После того как в Германии пришли к власти нацисты, семья Антоновых вернулась в Советский Союз.

Ирина училась в очень хорошей школе и думала о поступлении в МГУ, на механико-математическое отделение, но искусство все-таки оказалось ей ближе. Окончив школу, она поступила в Институт философии, литературы и истории (ИФЛИ), из стен которого вышло немало знаменитых творческих людей. К сожалению, ИФЛИ закрыли в 1941 году, присоединив его факультеты к МГУ.

В военные годы Ирина, пройдя курсы медсестер, служила в госпитале. Университет она закончила только в 1945 году и поступила в аспирантуру при Музее имени А.С. Пушкина. Темой ее исследований стало итальянское искусство Возрождения. В этот же музей Ирину пригласили на работу. Вскоре она вышла замуж за Евсея Иосифовича Ротенберга, доктора искусствоведения и автора основополагающих работ о классическом искусстве западной Европы. В 1954 году у них родился сын Борис.

В 1961 году Ирина Александровна занимала в Музее Пушкина должность старшего научного сотрудника. Предложение директора Музея, Александра Ивановича Замошкина, сменить его на этом ответственном посту, очень удивило Ирину Александровну. За советом она обратилась к профессору Борису Робертовичу Випперу, музейному деятелю и своему учителю. Антоновой было крайне странно даже думать, что и профессор Виппер, и другие работники музея, старше и опытнее ее, вдруг окажутся в подчинении у простого научного сотрудника. Но коллеги уверили Ирину Александровну, что уже обсудили этот вопрос и убеждены: именно Антонова лучше прочих справится с таким важным делом. И Ирина Александровна сумела оправдать их доверие, оказавшись требовательным и ответственным директором - она всегда ставила интересы Музея даже выше собственных.

На новую должность Ирину Антонову назначили в феврале 1961 года, и с тех пор она бессменно руководит Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, одним из самых авторитетных и крупных музеев не только России, но и всего мира.

Ко времени ее назначения устоялось твердое мнение, что произведения русских художников - специализация Третьяковской галереи и Русского музея в Ленинграде, а музеями «западного типа» являются Музей имени Пушкина и Эрмитаж. Новому директору потребовалось много мужества и силы воли, чтобы опровергнуть эту точку зрения. Не раз пришлось и противостоять идеологическим принципам тех лет, особенно устраивая «смелые» художественные выставки.

По мнению Ирины Александровны, во второй половине шестидесятых начались золотые годы для Музея имени Пушкина - и это прекрасное время продолжалось до самой перестройки. Замыслы, которые Антонова воплощала в жизнь, были настолько новаторскими, что их в те годы можно было, пожалуй, сравнить с работой Театра на Таганке. Например, в 1966 году, вопреки возражениям Фурцевой, министра культуры, в музее провели выставку Александра Тышлера, знаменитого живописца, графика и театрального художника. Позднее здесь устроили выставку картин и скульптур француза Анри Матисса. В музее исполнялись произведения композиторов Стравинского, Шнитке, Рахманинова, которые тогда не звучали даже в консерваториях.

В 1967 году умер профессор Виппер, и по инициативе Ирины Александровны в музее каждый год стали проводиться конференции его памяти - так называемые Випперовские чтения.

Коренную реорганизацию экспозиции Музея имени Пушкина Ирина Александровна и ее коллеги провели в 1974 году. С тех пор в музее часто проводятся «смешанные» выставки, позволяющие посетителям сравнить отечественных мастеров с мастерами художественной культуры мира. Примером таких выставок можно считать экспозицию портретов, на которой были выставлены работы Серова и Ренуара. Подобные выставки производили огромное впечатление на посещавшую их публику.

Знакомство Ирины Александровны с великим пианистом Святославом Рихтером случилось еще в шестидесятых годах, а в 1980 Антонова и Рихтер воплотили в жизнь прекрасную идею - ежегодный фестиваль живописи и музыки, названный «Декабрьские вечера». Этот фестиваль проводится с тех пор ежегодно в залах музея имени Пушкина, одновременно с выставкой картин музея и картин из других фондов, российских и зарубежных. Каждый год концерты и выставка посвящаются новой теме.

В 1981 году силами Государственного музея имени Пушкина провели большую выставку «Москва - Париж» - сначала во Франции (центр Помпиду в столице), а потом в стенах самого музея. Эта выставка, на которой показали произведения Кандинского, Малевича, Филонова, считается одной из наиболее авангардных в XX веке. В девяностых годах состоялась уникальная выставка «Москва - Берлин. Тоталитарное искусство». На ней были представлены немецкие и русские художники.

В конце восьмидесятых годов под руководством Ирины Антоновой разработали государственную программу развития музея имени Пушкина. В рамках этой программы в музее открылся в 1995 году музей, в котором в настоящее время собрано более сорока личных коллекций.

В 1996 году Ирина Александровна стала инициатором открытия нового отдела музея - это Учебный художественный музей имени И. В. Цветаева, развернутый сейчас в Российском государственном гуманитарном университете. Он создан на материале различных музейных коллекций, в которых собраны слепки скульптуры античности. Средневековья, Возрождения.

Два года спустя в здании Государственного музея имени Пушкина открылся новый зал - в честь столетнего юбилея музея. Экспозиция этого зала знакомит посетителей с историей музея и вехами создания его коллекций, показывая, как из учебного музея слепков постепенно выросла настоящая сокровищница произведений мирового искусства. В том же 1998 году Ирина Александровна открыла еще один отдел - Мемориальную квартиру Святослава Рихтера.

Кроме искусства, Ирина Александровна увлекается языками, театром, музыкой и чтением, а еще очень любит плавать и водить машину.

Ирина Александровна Антонова - член Международного совета музеев, учрежденного при ЮНЕСКО. Ее перу принадлежит более сотни публикаций - статей и каталогов, сценариев телепередач и научно-популярных фильмов. Много лет она занималась преподавательской деятельностью, читая лекции в МГУ, ВГИКе, в парижском Институте восточных языков. Ирина Александровна имеет множество званий, наград и премий, является членом нескольких академий. Заслуги Ирины Антоновой составляют огромный список - ведь эта женщина посвятила искусству всю свою жизнь, и ее работу оценили по достоинству не только в России, но и за рубежом.

20 марта юбилей у . Одному из самых уважаемых в музейном мире деятелей исполнилось 95 лет. Более полувека она , сейчас является его президентом.

Всегда собранная, в костюме английского покроя, обаятельная в своей строгости, завораживающе красноречивая. Ирина Антонова в свои 95 остается иконой стиля и примером для подражания. Все самые влиятельные арт-менеджеры России — ее ученики.

"Ирина Александровна всегда за временем не просто успевала, она его опережала! Это удивительная способность, потому что многие имеют свойство в своем времени застревать. Вот, наверное, этому она меня научила. А еще она меня научила ходить на высоких каблуках! Потому что это позволяет держать спину, это очень правильно", — говорит директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Ею восхищались Марк Шагал и Святослав Рихтер. Франко Дзеффирелли предлагал выйти за него замуж, а Джереми Айронс катал на мотоцикле. Доктор искусствоведения, академик, одна из четырех женщин России - полных кавалеров ордена "За заслуги перед Отечеством", она 72 года работает в Музее имени Пушкина. Пришла в 1945-м, послужив в госпитале медсестрой. Помнит, как за месяц до Победы очищала шедевры от снега - стеклянную крышу музея разрушило бомбежкой. Потом помогала разместить "Сикстинскую мадонну" - картину Рафаэля из Дрезденской галереи фашисты спрятали в заброшенной шахте, ее спасли советские солдаты, а музейные работники отреставрировали. В 1961-м старшему научному сотруднику Ирине Антоновой предложили стать директором. Ей было всего 39, но коллектив не сомневался - она самый достойный кандидат.

Она умелый популяризатор, у нее всегда все очень доступно, аргументированно, она очень интересно рассказывает", — говорит заведующая отделом личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина Наталья Автономова и показывает редчайшие экспонаты.

Это стало традицией Пушкинского эпохи Антоновой. Собственное собрание музея не так богато, как коллекция Эрмитажа или Третьяковской галереи. ГМИИ прославился на весь мир именно благодаря громким выставкам. 1974 год - визит "Джоконды" Леонардо да Винчи. Чтобы привезти ее, понадобилось оплатить многомилионную страховку, и советское руководство пошло на это, благодаря настойчивости Ирины Александровны. В итоге люди ночами стояли в очереди на Волхонке, чтобы ровно 15 секунд созерцать улыбку Моны Лизы.

"Благодаря таким директорам, таким людям, как Ирина Александровна, и мы можем делать что-то, и к нам появляется доверие - к Русскому музею. Я благодарен ей за хорошую школу!" — признается генеральный директор Государственного Русского музея Владимир Гусев.

В юности Ирина Александровна мечтала стать цирковой наездницей. Говорит: нравится работа на пределе возможностей. Этого принципа придерживалась и в руководстве музеем. Делала то, на что другие не решались. В застойном 1981 году первой показала советским гражданам полотна буржуазных художников — Леже и Матисса. И запрещенных Малевича, Филонова, Кандинского на выставке "Париж-Москва".

"Это, в общем, мужественный поступок мужественного человека. Потому что, когда существуют в обществе идеологические препоны, идеологические границы, очень трудно их разрушать. И самое главное, за этим стояло одно - любовь к тем памятникам, уважение к памятникам и понимание роли и значения тех памятников в истории культуры и искусства", — считает декан Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Иван Тучков.

"Когда директор парижского музея Орсэ принимал госпожу Антонову, он публично сказал ей: "Я восхищаюсь вами, я дам вам любую картину, какую ни попросите!" Она сказала: "Хорошо. Тогда дайте нам "Олимпию" Эдуарда Мане". Тому пришлось сказать: "Хорошо. Но я спрошу у президента Французской республики". Как вы знаете, он разрешил", — рассказывает профессор Парижского университета Сорбонна (Франция) Франсуа Сен-Шерон.

Но не только громкие выставки - Ирина Антонова заслужила благодарность и малыми делами». В 70-е свой резолюцией фактически спасла архив мецената Сергея Щукина - после смерти его племянницы бесценные письма и фотографии собирались сдать на макулатуру.

"Эта резолюция гласит: "Очень важная и нужна для музея работа". Архив был куплен, и мы гордимся этой коллекцией", — говорит старший научный сотрудник отдела рукописей ГМИИ им. А. С. Пушкина Наталья Александрова.

Спустя 52 года, она уступила должность директора Марине Лошак - преемницу выбирала лично. Но и сейчас без одобрения Ирины Антоновой в ГМИИ не решаются даже стены красить.

Свой юбилей теперь уже президент Музея имени Пушкина хочет встретить, как и положено ученому, научной конференцией.

Министр культуры РФ Владимир Мединский 1 июля уволил директора Государственного музея изобразительных искусств им.Пушкина Ирину Антонову. Она руководила музеем на протяжении 52 лет. ГМИИ возглавит искусствовед Марина Лошак, бывшая арт-директор московского музейно-выставочного объединения "Манеж" (ранее "Столица"). И.Антонова станет почетным президентом музея.

И.Антонова родилась 20 марта 1922г. в Москве, в детстве четыре года прожила с родителями в Германии. В 1933г., после прихода к власти нацистов, семья вернулась в СССР. Во время учебы в школе И.Антонова думала о поступлении на механико-математический факультет МГУ, однако любовь к искусству возобладала, и в 1940г. она стала студенткой Московского института философии, литературы и истории. В начале войны вуз был закрыт, а его факультеты - присоединены к МГУ. В результате И.Антонова оказалась именно в этом университете.

В начале Великой Отечественной войны И.Антонова окончила курсы медсестер и с весны 1942г. работала в госпитале на Красной Пресне в звании младшего сержанта медицинской службы.

В 1945г. она окончила МГУ и поступила на работу в ГМИИ им.Пушкина, одновременно изучая в аспирантуре при музее искусство Италии эпохи Возрождения. В 1961г. директор музея Александр Замошкин перед уходом на пенсию предложил И.Антоновой, которая к тому времени уже стала старшим научным сотрудником, возглавить культурное учреждение.

Вторую половину 1960-х гг. И.Антонова считает золотыми годами музея. В 1966г., несмотря на возражения министра культуры СССР Екатерины Фурцевой, в ГМИИ была проведена выставка советского живописца Александра Тышлера, позже состоялась выставка Анри Матисса. С 1967г. по ее инициативе ежегодно проводятся Випперовские чтения - конференции памяти бывшего научного руководителя музея Бориса Виппера, которого И.Антонова называла своим учителем.

В 1974г. под ее руководством была проведена реорганизация экспозиции музея: ГМИИ им.Пушкина стал первым советским музеем, который "начал сопоставлять отечественное искусство с зарубежным". И.Антонова провела выставку портретов 1972г., на которой работы Пьера Огюста Ренуара соседствовали с картинами Валентина Серова.

Некоторые инициативы И.Антоновой вызывали недовольство руководства Министерства культуры. В 1974г. у нее возник конфликт с руководством из-за решения освободить залы второго этажа ГМИИ ради коллекций западной живописи из собраний меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Творчество таких мастеров, как П.Ренуар и П.Гоген, признавалось властями "буржуазным, формалистическим, вредным". И.Антонова была готова подать заявление об увольнении, если бы ей отказали. Она отмечает, что в те годы "в подвалах лежали первоклассные вещи - почти весь Музей западного искусства".

В качестве директора ГМИИ И.Антонова выступила в роли организатора крупнейших международных выставок - "Москва - Париж", "Москва - Берлин", "Россия - Италия", "Модильяни", "Тернер", "Пикассо" и др.

Наибольшую известность получила выставка "Москва - Париж", состоявшаяся в 1981г. Сначала она проводилась в Центре Помпиду в Париже, затем - в ГМИИ им.Пушкина. Для советских зрителей масштабная выставка авангардных работ (было представлено творчество К.Малевича, В.Кандинского, П.Филонова) стала настоящим прорывом.

В 1981г. вместе со Святославом Рихтером И.Антонова основала фестиваль музыки и живописи "Декабрьские вечера", который стал ежегодным.

По инициативе И.Антоновой в конце 1980-х гг. была разработана государственная программа развития ГМИИ, а в 2012г. - новая концепция развития музея (до 2018г.). В рамках работы первой программы в 1995г. в ГМИИ был открыт музей личных коллекций. Сейчас в музее их представлено более 40.

В апреле 2013г. И.Антонова, отметившая месяцем ранее свое 91-летие, была назначена главным куратором государственных музеев России.

И.Антонова является почетным членом Международного совета музеев при ЮНЕСКО, академиком Российской академии образования и Российской академии художеств, почетным доктором Государственного гуманитарного университета, заслуженным деятелем искусств РФ. Она награждена орденами Трудового Красного знамени, Октябрьской революции, Дружбы народов, "За заслуги перед Отечеством" III, II и I степеней.

Экс-директор ГМИИ свободно владеет немецким, французским и итальянским языками, немного говорит по-английски. И.Антонова очень любит театр, балет и музыку. Одно из ее главных увлечений (с 1964г.) - вождение автомобиля.

Президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, лауреат Государственной премии РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», заслуженный деятель искусств России, действительный член Российской академии художеств, академик Российской академии образования, почетный доктор Российского государственного гуманитарного университета

Легендарный искусствовед Ирина Александровна Антонова прошла путь от рядовой сотрудницы до директора Пушкинского музея. Своей всемирной известностью и славой Пушкинский музей во многом обязан именно ей.

Родилась 20 марта 1922 года в Москве. Отец - Антонов Александр Александрович. Мать - Антонова Ида Михайловна. Супруг - Ротенберг Евсей Иосифович (1920–2011), известный искусствовед, доктор наук, работал в Институте истории искусствознания заведующим сектором. Сын - Борис (1954 г. рожд.).

Ирина росла в семье, где все любили искусство, музыку, литературу, театр. Мать окончила Харьковскую консерваторию по классу фортепиано, но не смогла реализовать себя профессионально - помешала Гражданская война. Отец родом из Петербурга, был активным участником революции, членом партии с дореволюционным стажем, работал электриком на корабле. Жизнь его сложилась так, что он нашел себя в другом деле: стал специалистом по стеклу, а позже - директором Института экспериментального стекла. При этом очень любил театр и в молодые годы даже играл в спектакле «На дне» М. Горького в том самом театре, в труппе которого состоял впоследствии ставший знаменитым актер Скоробогатов. Очень любил посещать с дочерью театр, оперу, балет.
В 1929 году отца направили на работу в Германию. Ирина с родителями прожила там до 1933 года, освоила немецкий язык. Сразу после прихода к власти нацистов семья Антоновых вернулась в СССР.
В школе Ирина училась хорошо. Она хотела поступать на механико-математический факультет МГУ, но любовь к искусству оказалась сильнее, и И. Антонова стала студенткой ИФЛИ. Этот вуз просуществовал всего семь лет, однако немало выдающихся людей искусства вышли из его стен. С началом войны вуз закрыли, а факультеты присоединили к МГУ. Так, проучившись в ИФЛИ год, Ирина стала студенткой университета. Во время войны она прошла курсы медсестер, работала в госпитале. В 1945 году окончила университет и была приглашена на работу в Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Тогда при нем была аспирантура, в которой Ирина училась. Областью ее научных исследований было искусство Италии эпохи Возрождения.
В 1961 году она была старшим научным сотрудником, когда ей был предложен пост директора музея. В 1961–2013 годах И.А. Антонова - директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, одного из крупнейших и авторитетнейших музеев России и мира. С 10 июля 2013 года - президент ГМИИ имени А. С. Пушкина.
«Золотыми» годами музея И.А. Антонова считает вторую половину 1960-х годов. По новаторским замыслам работы музея можно сравнить с театром на Таганке тех лет. Так, в 1966 году, несмотря на возражения тогдашнего министра культуры Е. Фурцевой, в музее прошла выставка А.Г. Тышлера. Позже была проведена выставка работ А. Матисса. В стенах музея исполнялись музыкальные произведения, появление которых трудно было представить в те годы даже в консерватории: Стравинский, Шнитке, «Всенощная» Рахманинова.
В 1974 году под руководством И.А. Антоновой проведена коренная реорганизация экспозиции музея. Было впервые широко представлено искусство импрессионистов и мастеров начала ХХ века. С этого времени в музее организуются «смешанные» выставки. Например, выставка портретов, где соседствовали работы Ренуара и Серова, или же портреты одного и того же человека, выполненные русским и зарубежным художниками. Это позволяло посетителям сравнить, как отечественные мастера выглядят в контексте мировой художественной культуры. Эти выставки производили огромное впечатление на публику.
В 1981 году в музее состоялась большая выставка «Москва - Париж». Сначала она проходила в Центре Помпиду в Париже, потом - в ГМИИ. Это была одна из самых авангардных художественных выставок XX столетия. Показывались работы Малевича, Кандинского, Филонова... Ее посетили тысячи людей. В 1990-х годах была проведена уникальная выставка «Москва - Берлин. Тоталитарное искусство» - русское и немецкое, на которой было представлено даже то, что боялись показать немцы. Выставка явилась прорывом из изоляционизма...
В конце 1980-х годов по инициативе И.А. Антоновой была разработана государственная программа развития музея. В рамках программы в 1995 году в ГМИИ был открыт Музей личных коллекций.
С тех пор собрано уже более сорока коллекций.
В 1996 году Ирина Антонова явилась инициатором открытия Учебного художественного музея имени И.В. Цветаева, который развернут в здании Российского государственного гуманитарного университета. Этот отдел ГМИИ имени А.С.  Пушкина создавался на материале музейных коллекций слепков скульптуры Древнего мира, Средневековья и Возрождения.
В 1998 году в основном здании музея был открыт новый зал - Зал истории музея, экспозиция которого знакомит с важнейшими вехами создания музейных коллекций. Экспозиция показывает, как учебный музей слепков постепенно превращался в настоящую сокровищницу мирового искусства.
В том же году И.А. Антоновой был создан еще один отдел музея - Мемориальная квартира Святослава Рихтера.
В 2005 году открыта Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.
В 2006 году в реконструированном особняке начала XIX века открыт Центр эстетического воспитания детей.
В 1998 году музей отметил 100-летие со дня основания. До сих пор датой открытия музея считался 1912 год. Однако днем рождения музея решено было сделать дату его закладки, которая состоялась в 1898 году.
Столетие закладки музея отмечалось в помещении Большого театра. Это стало событием культурной жизни современной России. В нем приняли участие Майя Плисецкая, Юрий Башмет, многие другие выдающиеся деятели культуры и искусства.
В 2005 году отдел личных коллекций музея переехал в отдельный реконструированный особняк.
В 2006 году коллекция музейной живописи была поделена на две части.
В здании музея по адресу Волхонка, 14 возникает Галерея искусства XIX–XX веков, а в основном здании музея остаются картины старых мастеров. Это позволило вывести из запасников в постоянную экспозицию множество прекрасных произведений искусства.
В том же 2006 году в Москве (Колымажный переулок, 6, стр.2) был отреставрирован и введен в эксплуатацию особняк начала XIX века, где открылся «Мусейон» - Музейный центр по эстетическому воспитанию детей и юношества.
Ирина Антонова является инициатором и организатором нового строительства, реставрации и реконструкции всего комплекса зданий и территорий, входящих в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
На протяжении пяти десятилетий Ирина Александровна выступает вдохновителем и организатором крупнейших международных выставок, в том числе «Москва - Париж», «Москва - Берлин», «Россия - Италия», «Модильяни», «Футуризм» и множества других.
С 1967 года по решению Ирины Антоновой в ГМИИ имени А.С. Пушкина ежегодно проводятся так называемые «Випперовские чтения» памяти научного руководителя музея профессора Б.Р.  Виппера. Их особенность - комплексное рассмотрение проблем искусства и культуры на основе материалов самых значительных выставок музея.
Заметное достижение в работе музея - организация музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», проводимого ежегодно с 1981 года.
Целая серия интересных программ была задумана еще совместно со Святославом Рихтером. Великий маэстро неоднократно принимал в них участие, так же как И. Архипова, Е. Нестеренко, Е. Кисин. Неизменными участниками «вечеров» были Г. Кремер, М. Плетнёв, О. Каган, В. Третьяков, Н. Гутман, Ю. Башмет, Э. Вирсаладзе. С 1998 года они носят название «Декабрьские вечера Святослава Рихтера».
С начала 1960-х годов Ирина АлександровнаАнтонова участвует в работе Международного совета музеев при ЮНЕСКО (более десятка лет - вице-президент, а с 1992 года - почетный член).
На протяжении многих лет она ведет преподавательскую работу (искусствоведческое отделение МГУ, Институт кинематографии, аудитория ГМИИ имени А.С. Пушкина, Институт восточных языков в Париже и т.д.). Всю свою творческую жизнь она успешно занимается популяризацией ГМИИ имени А.С. Пушкина: является автором каталожных и альбомных статей, сценариев научно-популярных фильмов, телевизионных передач (более 130).
Занимаясь активной общественной деятельностью, И.А. Антонова вносит значительный вклад в развитие культурных связей с зарубежными странами. В течение 6 лет она являлась президентом Международного комитета по воспитательной работе.
Будучи членом Международного совета музеев, в течение 12 лет избиралась вице-президентом ИКОМ. С 1992 года она - почетный член этой авторитетной международной организации. Постоянный член жюри независимой премии «Триумф».
И.А. Антонова - заслуженный деятель искусств России, академик Российской академии образования, действительный член Российской академии художеств, почетный доктор Российского государственного гуманитарного университета, член-корреспондент Академии Сан-Фернандо в Мадриде (Испания).
Она - лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995), премии имени Дмитрия Шостаковича, премии «Триумф» в номинации «Гуманитарные науки», премии Владимира Высоцкого «Своя колея», Европейской премии в номинации «Современное искусство», премии «Либерти-2009» (США) за выдающийся вклад в развитие культурных связей между Россией и США, премии Людвига Нобеля.
Награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II, III и IV степени, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Императорским орденом Святой великомученицы Анастасии, французскими наградами: орденом Почётного легиона и орденом Командора искусства и литературы, итальянским орденом «За заслуги перед Итальянской Республикой».
Ирина Антонова свободно владеет немецким, французским и итальянским языками. Она очень любит театр, балет, музыку. Особенно выделяет Шопена, Вагнера, Шостаковича. Любимое занятие с детства - чтение книг (классических и современных). Любит и стихи, и прозу.
Среди ее пристрастий - вождение автомобиля, которым она управляет с 1964 года. Как говорит Ирина Александровна, «не мой дом, а моя машина - моя крепость», подразумевая, что машина - это замкнутое пространство, в котором можно отдохнуть наедине с самой собой, подумать, помечтать во время дороги, что очень важно для человека, работа которого связана с постоянным общением с большим количеством людей.

Президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ирина Александровна Антонова родилась 20 марта 1922 года в Москве. Ее отец был активным участником Октябрьской революции, членом партии с дореволюционным стажем, прошел путь от электрика на корабле до директора Института экспериментального стекла; мать окончила Харьковскую консерваторию по классу фортепиано.

В 1929-1933 годах Ирина проживала с родителями в Германии, куда был направлен на работу ее отец.

В 1940 году поступила в Институт философии, литературы и искусства (ИФЛИ), который во время ее учебы был объединен с Московским государственным университетом. В 1945 году окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ.

С 1945 года Ирина Антонова работает в Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина, занимала должности научного и старшего научного сотрудника.

В 1961-2013 годах была директором ГМИИ имени А.С. Пушкина.

По ее инициативе с 1967 года в ГМИИ ежегодно проводится научная конференция "Випперовские чтения".

Существенным вкладом в художественную жизнь России с 1981 года стали "Декабрьские вечера" (с 1998 года — "Декабрьские вечера Святослава Рихтера"), которые начали проводиться по инициативе Ирины Антоновой и известного пианиста Святослава Рихтера.

Антонова выступила инициатором и возглавила рабочую группу по подготовке концепции развития Музея, создания "музейского городка" , о котором мечтал основатель музея Иван Цветаев.

При поддержке и непосредственном участии Ирины Антоновой в 1994 году в ГМИИ был открыт Отдел личных коллекций .

Благодаря ее инициативе, в частности, в 2000-х годах осуществлен ряд масштабных выставочных проектов, завоевавших большой зрительский интерес, — "Встреча с Модильяни" (2007), "Тернер. 1775-1851" (2008), "Футуризм. Радикальная революция" (2008), "Пикассо в Москве" (2010), "Сальвадор Дали" (2011), "Кандинский и "Синий всадник" (2011), "Караваджо" (2011), "Воображаемый музей. К 100-летию ГМИИ" (2012), "1000 лет золота инков" (2013) и многие другие.

Высокая репутация Антоновой в музейном сообществе позволили представить в ГМИИ шедевры мировой живописи из крупнейших художественных собраний, которые редко выдавались за рубеж, такие, как "Антея" Пармиджанино (Музей Каподимонте, Неаполь, 2007), "Святое семейство" Мантеньи (Государственные собрания Дрездена, 2009), "Портрет неизвестного с серыми глазами" Тициана (Галерея Палатина, Флоренция, 2008), "Дама с единорогом" Рафаэля (Галерея Боргезе, Рим, 2011), картины Караваджо из собраний Италии и Ватикана (2011), произведения прерафаэлитов из музеев и частных коллекций Великобритании и США (2013), шедевры Тициана из музейных собраний восьми городов Италии (2013).

При деятельном участии Антоновой создан Попечительский совет музея.

На протяжении ряда лет она вела преподавательскую работу на искусствоведческом отделении в МГУ, в Институте кинематографии, в аудитории ГМИИ имени А.С. Пушкина, в Институте восточных языков в Париже.

С 1992 года Антонова является почетным членом Международного совета музеев.

Академик Российской академии образования, Российской академии художеств, почетный доктор Государственного гуманитарного университета.

Ирина Антонова — заслуженный деятель искусств РФ. Лауреат Государственной премии РФ 1995 года.

Награждена орденами Трудового Красного знамени, Октябрьской революции, Дружбы народов. Является полным кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством" (IV, III, II и I степени).

Кавалер ордена Почетного легиона Французской республики, командор ордена Искусств и литературы Франции и итальянского ордена "За заслуги перед Итальянской Республикой".

За вклад, внесенный в развитие культурного сотрудничества между Японией и Россией, Антоновой был "Орден Восходящего солнца, Золотая и Серебряная звезда".

Ирина Антонова была замужем за искусствоведом, доктором наук Евсеем Ротенбергом (1920-2011). У нее есть сын Борис, 1954 года рождения.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников



Рассказать друзьям