Сообщение о деятелях культуры и искусства. Леонардо Да Винчи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Для европейцев закончился период мрачного Средневековья, сменившийся эпохой Возрождения. Она позволила возродить почти исчезнувшее наследие Античности и создать великие произведения искусства. Немаловажную роль в развитии человечества сыграли и деятели науки эпохи Возрождения.

Парадигма

Кризис и уничтожение Византии привели к появлению в Европе тысяч эмигрантов-христиан, которые привезли с собой книги. В этих манускриптах были собраны знания античного периода, полузабытые на западе континента. Они стали основой гуманизма, ставившего во главу угла человека, его идеи и стремление к свободе. Со временем в городах, где возросла роль банкиров, ремесленников, торговцев и мастеровых, стали возникать светские центры науки и просвещения, которые не только не находились под властью католической церкви, но и нередко боролись с ее диктатом.

Живопись Джотто (эпоха Возрождения)

Деятели искусства в Средние века создавали произведения преимущественно религиозного содержания. В частности, долгое время основным жанром живописи была иконопись. Первым, кто решился вывести на своих полотнах обычных людей, а также отказаться от канонической манеры письма, присущей византийской школе, был Джотто ди Бондоне, которого считают пионером Проторенессанса. На фресках церкви Сан Франческо, расположенной в городе Ассизи, он использовал игру светотени и отошел от общепринятого композиционного строения. Однако главным шедевром Джотто стала роспись капеллы дель Арена в Падуе. Интересно, что сразу же после этого заказа художника позвали украсить городскую ратушу. В работе над одной из картин, для того чтобы добиться наибольшей достоверности в изображении «небесного знамения», Джотто консультировался с астрономом Пьетро д’Абано. Таким образом, благодаря этому художнику живопись перестала изображать людей, предметы и явления природы согласно определенным канонам и стала более реалистичной.

Леонардо да Винчи

Многие деятели эпохи Возрождения имели разносторонний талант. Однако никому из них не сравниться по его многогранности с Леонардо да Винчи. Он проявил себя как выдающийся живописец, архитектор, скульптор, анатом, естествоиспытатель и инженер.

В 1466 году Леонардо да Винчи отправился учиться во Флоренцию, где кроме живописи изучал химию и черчение, а также приобрел навыки работы с металлом, кожей и гипсом.

Уже первые живописные полотна художника выделили его среди товарищей по цеху. За свою долгую, по тем временам, 68-летнюю жизнь Леонардо да Винчи создал такие шедевры, как «Мона Лиза», «Иоанн Креститель», «Дама с горностаем», «Тайная вечеря» и пр.

Как и другие выдающиеся деятели эпохи Возрождения, художник интересовался наукой и инженерным делом. В частности, известно, что изобретенный им колесцовый пистолетный замок использовался вплоть до 19 века. Кроме того, Леонардо да Винчи были созданы чертежи парашюта, летательной машины, прожектора, зрительной трубы с двумя линзами и пр.

Микеланджело

Когда обсуждается вопрос о том, что дали миру деятели эпохи Возрождения, список их достижений обязательно содержит произведения этого выдающего архитектора, художника и скульптора.

К числу наиболее известных творений Микеланджело Буонарроти относятся фрески потолка Сикстинской капеллы, статуя Давида, скульптура Бахуса, мраморное изваяние Мадонны Брюгге, живописное полотно «Мучения Святого Антония» и многие другие шедевры мирового искусства.

Рафаэль Санти

Художник родился в 1483 году и прожил всего 37 лет. Однако великое наследие Рафаэля Санти ставит его в первые строчки любого символического рейтинга «Выдающиеся деятели эпохи Возрождения».

К числу шедевров художника относятся «Коронование Марии» для алтаря Одди, «Портрет Пьетро Бембо», «Дама с единорогом», многочисленные фрески, заказанные для Станцы делла Сеньятура и др.

Вершиной творчества Рафаэля считается «Сикстинская мадонна», созданная для алтаря храма монастыря св. Сикста в Пьяченце. Эта картина производит на любого, кто ее видит, незабываемое впечатление, так как изображенная на ней Мария непостижимым образом соединяет в себе земную и небесную сущности Богоматери.

Альбрехт Дюрер

Известные деятели эпохи Возрождения были не только итальянцами. К их числу относится и немецкий живописец и мастер гравюр Альбрехт Дюрер, который родился в Нюрнберге в 1471 году. Наиболее значимыми его работами являются «Алтарь Ландауэра», автопортрет (1500 год), полотно «Праздник венков из роз», три «Мастерские гравюры». Последние считаются шедеврами графического искусства всех времен и народов.

Тициан

Великие деятели эпохи Возрождения в области живописи оставили нам изображения своих наиболее известных современников. Одним из выдающихся портретистов этого периода европейского искусства был Тициан, происходивший из известного рода Вечеллио. Он увековечил на полотне Федерико Гонзага, Карла V, Клариссу Строцци, Пьетро Аретино, архитектора Джулио Романо и многих других. Кроме того, его кисти принадлежат полотна на сюжеты из античной мифологии. О том, насколько высоко художника ценили современники, свидетельствует тот факт, что однажды кисть, упавшую из рук Тициана, поспешил подобрать император Карл V. Монарх объяснил свой поступок тем, что прислуживать такому мастеру — это честь для любого.

Сандро Ботичелли

Художник родился в 1445 году. Изначально он собирался стать ювелиром, однако потом попал в мастерскую Андреа Верроккьо, у которого в свое время учился Леонардо да Винчи. Наряду с произведениями религиозной тематики художник создал несколько картин светского содержания. К шедеврам Ботичелли относятся полотна «Рождение Венеры», «Весна», «Паллада и Кентавр» и многие другие.

Данте Алигьери

Великие деятели эпохи Возрождения оставили свой неизгладимый след и в мировой литературе. Одним из наиболее выдающихся поэтов этого периода является Данте Алигьери, родившийся в 1265 году во Флоренции. В возрасте 37 лет он был изгнан из родного города из-за своих политических взглядов и скитался до последних лет своей жизни.

Еще в детстве Данте влюбился в свою ровесницу Беатриче Портинари. Повзрослев, девушка вышла замуж за другого и умерла в возрасте 24 лет. Беатриче стала музой поэта, и именно ей он посвящал свои произведения, в том числе повесть «Новая жизнь». В 1306 году Данте приступает к созданию своей «Божественной комедии», над которой работает почти 15 лет. В ней он изобличает пороки итальянского общества, преступления римских пап и кардиналов, а в «раю» помещает свою Беатриче.

Уильям Шекспир

Хотя идеи Возрождения попали на Британские острова с некоторым опозданием, там также были созданы выдающиеся произведения искусства.

В частности, в Англии творил один из самых известный драматургов в истории человечества - Уильям Шекспир. Его пьесы уже более 500 лет не сходят с театральных подмостков во всех уголках планеты. Его перу принадлежат трагедии «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Макбет», а также комедии «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего» и многие другие. Кроме того, Шекспир известен своими сонетами, посвященными таинственной Смуглой даме.

Леон Баттиста Альберти

Эпоха Возрождения способствовала и изменению облика европейских городов. В этот период были созданы великие архитектурные шедевры, включая римский собор св. Петра, лестницу Лауренцианы, Флорентийский собор и пр. Наряду с Микеланджело, к числу знаменитых архитекторов эпохи Возрождения относится известный ученый Леон Баттиста Альберти. Он внес огромный вклад в зодчество, в теорию искусства и литературу. В сферу его интересов входили также проблемы педагогики и этики, математика и картография. Он создал один из первых научных трудов по архитектуре, озаглавленный «Десять книг о зодчестве». Эта работа имела огромное влияние на последующие поколения его коллег.

Теперь вам известны наиболее известные деятели культуры эпохи Возрождения, благодаря которым человеческая цивилизация вышла на новый виток своего развития.

Деятели культуры – понятие такое же общее, как сама культура, а эта категория представляет собой целую филисофскую тему. Культура понимается как нечто, с одной стороны, рукотворное, социальное – в противоположность природе, с другой – как нечто упорядоченное и подчиненное законам красоты – в противоположность варварству и дикости. В этом смысле к категории культуры можно отнести и искусство, и науку, и религию, и даже своды моральных норм… впрочем, углубившись в понятие культуры как таковой, мы рискуем окончательно затеряться в философских и культурологических «дебрях», так что сузим наш предмет исследования за счет «государственной машины» и посмотрим, что находится в ведении Министерства культуры.

В первую очередь это, конечно, все, что связано с искусством – филармонии и концертные залы, драматические, оперные и кукольные театры, цирки, киностудии, самостоятельные исполнительские коллективы – оркестры, хоры и ансамбли… вот всех людей, которые работают в заведениях такого рода и можно назвать деятелями культуры. Правда, чаще употребляют несколько иную формулировку – «работник культуры», а «деятель» – это уже нечто более возвышенное… но никакого конкретного, зафиксированного в документах различия между тем и другим указать нельзя.

К работникам (или, если хотите, деятелям) культуры в нашей стране относятся и те, кто готовит кадры для всех этих организаций, причем на самом что ни на есть базовом уровне: музыкальные и художественные школы находятся у нас в ведении Министерства культуры, а не образования… примечательно, что учебные заведения более высокого уровня – например, музыкальные училища и консерватории – все-таки относятся к категории образования… иначе, как иронией судьбы это не назовешь: ведь у студента консерватории намного больше шансов стать музыкантом (т.е. работником культуры), чем у учащегося музыкальной школы.

Но к деятелям культуры причисляют не только тех, кто искусство создает. В эту категорию входят и те, кто сохраняет его и преподносит широкой публике: картинные галереи и прочие музей – это тоже учреждения культуры, а их сотрудники – работники культуры. Входят в это понятие и библиотеки (исключая те, которые являются частью каких-то организаций – например, университетов, в данном случае речь идет о библиотеках, являющихся самостоятельными организациями).

Всех деятелей культуры – какими бы разными ни были сферы их деятельности – объединяет одно: без них сравнительно легко обойтись. Не случайно именно по ним бьют в первую очередь все экономические кризисы – так, в незабвенные 90-е годы, когда учителя и врачи хотя бы пытались бастовать, работники культуры, сидя месяцами без зарплаты, не решались даже на это: ведь скажешь слово – закроют! И все же… представьте себе, что завтра закроются все театры, картинные галереи и концертные залы… от голода, холода и болезней мы тогда, конечно, не умрем – но в нас умрет нечто очень важное, что принципиально отличает нас от животных. Можно сказать, что главная обязанность любого деятеля культуры – от экскурсовода в провинциальном музее до директора Мариинского театра – это делать людей людьми.

Одно из высших признаний заслуг для такого человека – звание Заслуженного работника культуры. Правда, есть и более высокие звания – Заслуженный деятель искусств, Заслуженный артист – но их получают именно артисты, а стать Заслуженным работником культуры может и преподаватель музыкальной школы.

Российская Федерация - это великое государство, занимающее первое место на планете по территории и величине национального богатства. Однако главную её гордость составляют выдающиеся граждане, оставившие заметный след в истории. Наша страна взрастила огромное количество известных учёных, политиков, полководцев, спортсменов и деятелей искусства с мировым именем. Их достижения позволили России занять одну из лидирующих позиций в списке супердержав планеты.

Рейтинг

Кто же они, выдающиеся граждане России? Список их можно продолжать бесконечно, ведь каждый период в истории нашего Отечества имеет своих великих людей, прославившихся в разных сферах деятельности. Среди наиболее ярких личностей, которые в той или иной степени оказали влияние на ход как российской, так и мировой истории, стоит упомянуть следующих:

  1. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
  2. Пётр Великий.
  3. Александр Суворов.
  4. Михаил Ломоносов.
  5. Дмитрий Менделеев.
  6. Юрий Гагарин.
  7. Андрей Сахаров.

Минин и Пожарский

Выдающийся гражданин России Кузьма Минин и его не менее знаменитый современник князь Дмитрий Пожарский вошли в историю как освободители русских земель от польских захватчиков. В начале XVII столетия в Русском государстве началось Смутное время. Кризис, охвативший многие сферы жизни, усугублялся нахождением на столичном престоле самозванцев. В Москве, Смоленске и ряде других городов полным ходом хозяйничала польская шляхта, а западные границы страны были заняты шведскими войсками.

Чтобы выгнать иноземных захватчиков с русских земель и освободить страну, духовенство призвало население создать народное ополчение и освободить столицу от поляков. На призыв откликнулся новгородский земской староста Кузьма Минин (Сухорук), который был хоть и не знатного происхождения, но являлся настоящим патриотом своей Родины. За короткое время ему удалось собрать войско из жителей Нижнего Новгорода. Возглавить его согласился князь Дмитрий Пожарский из рода Рюриковичей.

Постепенно к народному ополчению Нижнего Новгорода стали присоединяться жители окружающих городов, недовольные господством польской шляхты в Москве. К осени 1612 г. войско Минина и Пожарского насчитывало около 10 тысяч человек. В начале ноября 1612 г. нижегородскому ополчению удалось изгнать поляков из столицы и заставить их подписать акт о капитуляции. Успешное проведение операции стало возможным благодаря умелым действиям Минина и Пожарского. В 1818 г. память о героических освободителях Москвы была увековечена скульптором И. Мартосом в монументе, который установлен на Красной площади.

Пётр Первый

Значение правления Петра I, прозванного за свои заслуги перед государством Великим, сложно переоценить. Выдающийся гражданин России Пётр Первый находился на престоле 43 года, придя к власти в 17-летнем возрасте. Он превратил страну в величайшую империю, основал на Неве город Петербург и перенёс в него столицу из Москвы, провёл ряд удачных военных походов, благодаря чему значительно расширил границы государства. Пётр Великий начал торговать с Европой, основал Академию наук, открыл множество учебных заведений, ввёл обязательное изучение иностранных языков, заставил представителей знатных сословий носить светские наряды.

Значение правления Петра I для России

Реформы государя укрепили экономику и науку, способствовали развитию армии и флота. Его успешная внутренняя и внешняя политика стала основой для дальнейшего роста и развития государства. Вольтер высоко оценил внутренние преобразования России в петровские времена. Он писал, что русским людям за полвека удалось добиться того, чего другие народы не смогли достичь за 500 лет своего существования.

А. В. Суворов

Самый выдающийся гражданин России второй половины XVIII века - это, безусловно, великий полководец, генералиссимус русских сухопутных и морских сил Александр Суворов. Этот талантливый военачальник провёл более 60 крупных битв и ни в одной из них не получил поражения. Армии под командованием Суворова удавалось побеждать даже в тех случаях, когда силы противника значительно превосходили её по численности. Полководец принимал участие в русско-турецких войнах 1768-1774 и 1787-1791 годов, блестяще командовал российскими войсками во время штурма Праги в 1794 г., а в последние годы жизни руководил Итальянским и Швейцарским походами.

В сражениях Суворов применял разработанную им лично тактику ведения боевых действий, которая значительно опережала своё время. Он не признавал военную муштру и воспитывал в солдатах любовь к Отечеству, считая её залогом победы в любом сражении. Легендарный полководец следил за тем, чтобы во время военных походов его армия была обеспечена всем необходимым. Он героически разделял с солдатами все тяготы, благодаря чему пользовался у них огромным авторитетом и уважением. За свои победы Суворов был награждён всеми существующими в его время в Российской империи высокими военными наградами. Кроме того, он являлся кавалером семи иностранных орденов.

М. В. Ломоносов

Выдающиеся граждане России прославляли свою страну не только в искусстве управления государством или тактике ведения боевых действий. Михаил Ломоносов принадлежит к когорте величайших отечественных учёных, которые сделали огромный вклад в развитие мировой науки. Родившись в бедной семье и не имея возможности получить достойное образование, он с раннего детства обладал высоким интеллектом и тянулся к знаниям. Стремление к наукам у Ломоносова было настолько сильным, что в 19-летнем возрасте он оставил свою деревню, отправился пешком в Москву и поступил в Славяно-Греко-Римскую академию. Далее последовала учёба в Петербургском университете при Академии наук. Для совершенствования знаний по естественным наукам Михаил был направлен в Европу. В 34 года молодой учёный стал академиком.

Ломоносова без преувеличения можно считать универсальным человеком. Он обладал блестящими знаниями по химии, физике, географии, астрономии, геологии, металлургии, истории, генеалогии. Кроме того, учёный был прекрасным поэтом, писателем и художником. Ломоносов сделал множество открытий в физике, химии и астрономии, стал основоположником науки о стекле. Ему принадлежит проект создания Московского университета, которому впоследствии было присвоено его имя.

Д. И. Менделеев

Всемирно известный химик Дмитрий Менделеев - гордость России. Появившись на свет в Тобольске в семье директора гимназии, он не имел преград для получения образования. В 21 год молодой Менделеев с золотой медалью окончил физико-математический факультет Петербургского пединститута. Спустя несколько месяцев он защитил диссертацию на право чтения лекций и приступил к преподавательской практике. В 23 года Менделееву была присвоена степень магистра химии. С этого возраста он начинает преподавать в Императорском университете Санкт-Петербурга. В 31 год он становится профессором химической технологии, а через 2 года - профессором общей химии.

Всемирная слава великого химика

В 1869 г., в возрасте 35 лет, Дмитрий Менделеев сделал открытие, которое прославило его на весь мир. Речь идёт о Периодической таблице химических элементов. Она стала основой для всей современной химии. Попытки систематизации элементов по свойствам и атомному весу делались и до Менделеева, однако он стал первым, кому удалось чётко сформулировать существующую между ними закономерность.

Периодическая таблица - не единственное достижение учёного. Он написал множество фундаментальных трудов по химии и выступил инициатором создания в Петербурге Палаты мер и весов. Д. И. Менделеев являлся кавалером восьми почётных орденов Российской империи и зарубежных стран. Ему была присвоена степень доктора Туринской Академии наук, Оксфордского, Кембриджского, Пристонского, Эдинбургского и Гёттингенского университетов. Научный авторитет Менделеева был настолько высок, что его трижды выдвигали на получение Нобелевской премии. К сожалению, лауреатами этой престижной международной награды каждый раз становились другие учёные. Однако данный факт ничуть не уменьшает заслуг прославленного химика перед Отечеством.

Ю. А. Гагарин

Юрий Гагарин - выдающийся гражданин России советской эпохи. 12 апреля 1961 г. на космическом корабле «Восток-1» он впервые за всю историю существования человечества совершил полет в космос. Пробыв на орбите Земли 108 минут, космонавт вернулся на планету героем международного масштаба. Популярности Гагарина могли позавидовать даже мировые кинозвёзды. С официальными визитами он побывал более чем в 30 иностранных государствах и объездил весь СССР.

Выдающийся гражданин России Юрий Гагарин был награждён званием Героя Советского Союза и высшими знаками отличия многих стран. Он готовился к новому космическому полёту, однако авиакатастрофа, случившаяся в марте 1968 г. во Владимирской области, трагически оборвала его жизнь. Прожив всего 34 года, Гагарин вошёл в число величайших людей XX века. Его именем названы улицы и площади во всех крупных городах России и стран СНГ, памятники ему установлены во многих зарубежных государствах. В честь полёта Ю. Гагарина 12 апреля во всём мире отмечают Международный день космонавтики.

А. Д. Сахаров

Кроме Гагарина в Советском Союзе были и многие другие выдающиеся граждане России. СССР прославился на весь мир благодаря академику Андрею Сахарову, внёсшему неоценимый вклад в развитие физики. В 1949 г. совместно с Ю. Харитоном он разработал проект водородной бомбы - первого советского термоядерного оружия. Кроме того, Сахаров провел массу исследований по магнитной гидродинамике, гравитации, астрофизике, физике плазмы. В середине 70-х он предсказал появление интернета. В 1975 г. академику была присуждена Нобелевская премия мира.

Кроме науки Сахаров занимался активной правозащитной деятельностью, за что попал в немилость к советскому руководству. В 1980 г. он был лишён всех званий и высших наград, после чего депортирован из Москвы в Горький. После начала Перестройки Сахарову разрешили вернуться в столицу. Последние годы своей жизни он продолжал заниматься научной деятельностью, а также был избран депутатом Верховного Совета. В 1989 г. учёный работал над проектом новой советской конституции, провозглашавшей право народов на государственность, однако скоропостижная смерть не позволила ему довести начатое дело до конца.

Выдающиеся граждане России 21 века

Сегодня в нашей стране живёт огромное количество людей, прославляющих её в политике, науке, искусстве и других сферах деятельности. Самыми известными учёными современности являются физики Михаил Алленов и Валерий Рачков, урбанист Денис Визгалов, историк Вячеслав Воробьёв, экономист Надежда Косарёва и т. д. К выдающимся деятелям искусства XXI века можно отнести художников Илью Глазунова и Алёну Азёрную, дирижёров Валерия Гергиева и Юрия Башмета, оперных певцов Дмитрия Хворостовского и Анну Нетребко, актёров Сергея Безрукова и Константина Хабенского, режиссёров Никиту Михалкова и Тимура Бекмамбетова и других. Ну а наиболее выдающимся политиком России сегодня считается её Президент - Владимир Путин.

АНАКРЕОНТ - (ок. 570 - 478 гг. до н.э.) - лирический поэт середины шестого века до н.э. Жил при дворах Поликрата Самосского и Гиппарха в Афинах. Информация дошедшая до наших дней гласит о том, что сохранившиеся фрагменты лирики посвящены любви, пирам и мирским наслаждениям. Сборник “Анакреонтика”, написанный поздними подражателями, способствовал развитию так называемой “анакреонтической поэзии” сильнее, чем подлинник; в частности, она оказала большое влияние на юного Пушкина. В Афинах существует римская копия с его статуи в полный рост.

АНАКСАГОР - (ок. 500 - 428 гг. до н.э.) - философ из Клазомен (Малая Азия). Распространял свое учение в Афинах; пользовался расположением Перикла и Еврипида. До наших дней сохранились только фрагменты его главного философского труда “О природе”, где выдвигается учение о неразрушимых элементах, бесконечно делимых по своей природе, что предвосхитило современную теорию о бесконечных множествах. Первоначалами Анаксагор считал неразрушимые ”семена”, которые образуют формы при соединении по принципу подобия качеств. Первоначальное движение задавал Нус (Ум), представляющий из себя некую тонкую и легкую материю; дальнейшее развитие Анаксагор признавал как чисто механическое, поэтому в его системе не оставалось места богам и сверх естественным силам. Солнце, Луна, звезды объявлялись расскаленными каменными массами. Именно в безбожии и обвинили Анаксагора; он вынужден был покинуть Афины и переселиться в 433 г. в Лапсак (область Троада), где основал свою школу.

АРАТ - (ок. 310 - 245 гг. до н.э.) - поэт, выходец из Киликии; в Афинах изучал стоицизм у Зенона, добился дружеского расположения Каллимаха и с тех пор жил при дворе македонских царей. Его наиболее известное произведение - “Явления”, - большая астрологическая поэма о звездах и созвездиях, об астральных мифах, о знамениях природы (для чего он использовал “Теогонию” Гесиода). Поэма содержит прекрасные описания Золотого века и штормящего моря; она оказала большое влияние на Лукреция и Вергилия. Отдельные её части, переведенные Цицероном на латынь, были хорошо известны в средние века. Также существовал древний манускрипт Арата, который лег в основу знаменитой небесной карты Дюрера (1515), первой схемы звездного неба, в которой боги звезд начали возвращаться к своему классическому изображению, вместо изображения в средневековом или даже арабском одеянии.

АРИСТОТЕЛЬ - (384 - 322 гг. до н.э.) - философ,ученый всех времен, который родился во Фракии и учился у Платона. После смерти Платонапутешествовал по восточному Средиземноморью и некоторое время жил при дворе македонского царя Филиппа II учителем юного Александра Великого. В 335 г. он вернулся в Афины и основал Лицей, в котором преподавал до своей отставки за год до смерти. Его школу иногда называли перипатической, так как обучение происходило во время прогулок, под крытой галереей ( peripatos ). Его работы были собраны и изданы в первом веке до н.э. По форме они кажутся набросками лекций, которые охватывают все области науки и философии, известные в его дни. Позднее возобладала популярность стоиков и эпикурейцев, но Аристотеля заново открывают в средние века, большей частью благодаря работам арабских ученых, таких как Аверроэс и Авиценна, а в латинском переводе были широко известны особенно после того, как Фома Аквинский включил философию Аристотеля в католическую теологию. Данте считал его “первым среди знающих”, и все западные мыслители использовали аристотелевскую систему классификации и терминологии. Сочетание острого ума с исключительной наблюдательностью, а также последовательность изложения фактов свойственны всем его работам, писал ли он о политике, этике, физике или биологии, и главной его характеристикой можно назвать “сильно развитый здравый смысл”. Во времена эпохи Возрождения работы Аристотеля переводились больше, чем других античных авторов, так как они являлись общим основанием для схоластиков и гуманистов. Однако, если высочайший полет воображения Платона стал откровением, то Аристотель отодежствлялся со схоластической логикой, осужденной Эразмом Ротердамским, а его оригинальные работы были забыты или утратили научное значение. Полагают, что драматическое единство времени, места и действия, ставшее неизменным правилом французскихклассицистов, берет начало в “Поэтике” Аристотеля, однако сам филосов не формирует правил, он только замечает (исходя из практики театра, знатоком которого он был) при сопоставлении эпоса и трагедии, что первое не знает границ во времени, а второе “старается удержаться в рамках одного оборота солнца, или немного больше”. Он также указывал, что эпос может описывать события, происходящие в разных местах, в то время как пьеса ограничивается сценой и небольшим числом актеров. В то же время он настаивал на “единстве сюжета” “Поэтика” Аристотеля содержит также теорию катарсиса, суть которого в очистительном воздействии трагедии на душу человека посредством возбуждения в нем сострадания и страха.

АРИСТОФАН - (ок. 445 - 385 гг. до н.э.) - древнегреческий поэт-комедиограф. Единственный из создателей “древней комедии”, чьи произведения дошли до нас (из сорока - одинадцать). Они иллюстрируют его склонность к пародированию, сатире, драматической композиции, поэтической чувственности. Его комедии отличались злободневностью, затрагивали личности афинских политиков и политиканов, современных ему поэтов и философов (например, Сократ и софисты). Наиболее известными из его пьес в современном переводе являются “Осы” (где высмеивается страсть афинян к сутяжнечеству), “Облака” (пародия на софистические методы воспитания), “Лягушки” (борьба с нововведениями Еврипида). Аристофан оказал колоссальное воздействие на сатирическую литературу эпохи Возрождения. Эразм Роттердамский, Рабле, позже Расин и Филдинг широко применяли приемы фактической гиперболы и беспощадного гротеска.

АРИСТОФАН ВИЗАНТИЙСКИЙ - (ок. 257 - 180 гг. до н.э.) - глава Александрийской библиотеки, выдающийся филолог. Он написал литературно-критические произведения о Гомере и Гсиоде, первый собрал и аннотировал издания работ Пиндара, лирических и трагических поэтов, комедий Аристофана. Он также написал учебник по греческой грамматике и диалектике, ввел систему ударений и придыханий, которые были адаптированы в византийскую эпоху и все ещё используются в современном греческом языке. Аристофан также является основателем научной лексикографии.

АРХИМЕД - (ок. 287 - 212 гг. до н.э.) - ученый из Сиракуз, великий математик античного мира. Он получил образование в Александрии и затем вернулся на родину в качестве советника царя Гиерона II . Изобрел катапульту и абордажный крюк, чтобы помочь защите города при осаде. Он погиб, когда римляне взяли Сиракузы. Архимед вычислил значение числа π (отношение круга к диаметру), и его имя связано с несколькими фундаментальными законами геометрии и механики, например, архимедово колесо как средство поднятия воды; архимедова задача - вычисление объема сферы. Считается, что он открыл этот закон в своей ванне, когда по закону царя Гиерона думал как определить, сделана ли корона царя из чистого золота или туда подмешано серебро. Он выбежал на улицу и закричал: «Я нашел!» («Эврика!»). часто цитируется его хвастливое утверждение: «Дайте мне точку опоры, и я переверну землю, - которое отражает его убеждение в том, что большие массы можно двигать малой силой». Архимед сам себе сконструировал надгробие в виде сферы, размещенной вокруг цилиндра, чтобы увековечить математическое открытие - предмет его особой гордости, состоящее в том, что сфера занимает 2/3 объема цилиндра. Труды Архимеда оказали большое влияние на развитие математики в Европе в XVI - XVII веках.

ГЕРАКЛИТ - (ок. 554 - 483 гг. до н. э.) - философ из Эфеса. Учил, что все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Гераклит был известен своими таинственными изречениями (поэтому получил прозвище Темный) и критикой религиозной практики греков - погребальных обрядов, идолопоклонства, веры в сны. Из сочинения “О природе” сохранились отдельные фрагменты. Известнаявмирефраза“всё течёт, всё изменяется” - принадлежит Гераклиту.

ГЕРОДОТ - (484 - 425 гг. до н.э.)-историк, “отец истории”. Из Галикарнаса переехал на Самос, а потом в Афины; много путешествовал по Египту, Восточной Европе и Азии. Умер в Фуриях (Южная Италия). Описывая в своей девятитомной “Истории” войну между греками и персами, Геродот впервые отнесся критически к своим источникам и систематезировал факты. На греко-персидскую войну Геродот смотрел как на конфликт европейских и восточных идеалов. Свои наблюдения, сделанные во время путешествий, Геродот использовал для антропологических и географических отступлений, а Египту он посвятил целую книгу. Известен колоритный эпизод, когда его собратья-греки называли “отцом лжи”. Геродот был практически свободен от таких предрассудков: понимание культурного многообразия народов и глубокий интерес к отдельным личностям делают Геродота одним из самых интересных античных авторов.

ГИППОКРАТ- (ок. 460 - 356 гг. до н.э.) - знаменитый врач, “отец медицины”. Его школа располагалась у гробницы Асклепия на Косе, впрочем он обучал медицине по всей Греции. Считается, что Гиппократ первым выделил медицину как самостоятельную дисциплину и попытался избавить ее от суеверий, ища естественные причины заболеваний путем научных наблюдений. Мало вероятно, что обширные медицинские труды гиппократовой школы написанылично Гиппократом, однако все они несутследы его учения. Ещё в начале девятнадцатого века врачи применяли методы лечения и диеты весьма близкие к предложенным Гиппократом. До наших дней существует традиция, обязывающая молодых врачей принимать так называемую “клятву Гиппократа”, в которой сформулированы основные этические постулаты врача.

ГОМЕР - первый великий эпический поэт Греции ( VIII в до н э). Греки считали и считают, что эпические поэмы “Илиада” и“Одиссея” были сложены слепым поэтом Гомером. Семь греческих городов претендовали на то, чтобы ситаться родиной поэта. В то же время не существует никаких достоверных свидетельств о Гомере, и вообще нельзя считать доказанным, что обе поэмы были созданы одним и тем же человеком. В обеих поэмах собраны древние легенды, “рассказы путников” и свидетельства микенской эпохи, и в то же время четкость сюжета и рельефность характеров героев делает “Илиаду” и“Одиссею” непохожими на устные эпические поэмы. Так или иначе, во времена Писистрата обе поэмы уже были известны в своем окончательном виде. По-видимому, автор “Илиады” был ионийцем и написал поэму около 700 г. до н.э. на богатом материале троянских сказаний. Все события “Илиады” происходят в течении нескольких недель, однако предполагается, что читатель знает всю предисторию троянской войны. Возможно, что “Одиссея” была написана позже тем же автором. Отношения героев “Одиссеи” боллее запутанные, их характеры менее “героические” и более утонченные; автор показывает свое глубокое знание культуры стран восточного Средиземноморья. Хотя связь между двумя поэмами тесная и, возможно, что “Одиссея” была задумана как продолжение “Илиады”, “Одиссея” все же представляется более оригинальным произведением. Александр Великий всегда возил с собой в золотой шкатулке “Илиады”. Начиная с VI века до н.э. появились так называемые «сыновья Гомера» (рапсоды) - люди, которым законодательно предоставлялось право публично декламировать поэмы Гомера. В качестве вступления к таким декламациямиспользовались «Гомеровские гимны», содержащие обращения к разным богам.

Аристотель в «Поэтике» высоко оценивает Гомера как эпического поэта и сегодня мы можем сказать, что никто не оказал такого глубокого влияния на западно-европейскую литературу как Гомер. Гомер возглавляет группу самых прославленных язычников, которых Данте с Вергилием встречают на своем пути («Божественная комедия», Ад). Монтень называл Гомера «богоравным». В новое время к образу Гомера часто обращались крупные художники, например: Рафаель («Парнас») и Энгр («Апофеоз Гомера»). Древнерусский читатель мог найти упоминание о Гомере (Омире, как называли на Руси Гомера, следуя византийскому произношению) уже в «Житии» первоучителя Кирилла, а о Троянской войне прочесть в переведенных уже в киевскую эпоху византийских всемирных хрониках. Первая попытка стихотворного переложения небольших фрагментов гомеровских поэм принадлежит Ломоносову.

Тредиаковский перевел гекзаметром - тем же стихотворным размером, которым писал Гомер роман французского писателя Фенелона «Приключения Телемаха», написанный по мотивам «Одиссеи». «Телемахида» Тредиаковского содержала ряд вставок - прямых переводов с древнегреческого. Во второй половине XVIII в. поэмы Гомера переводил Ермил Костров. В XIX в. были сделаны ставшие классическими переводы «Илиады» Гнедичем и «Одиссеи» Жуковским. По поводу перевода Гнедича Пушкин написал гекзаметром сначала такую эпиграмму:

«Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера

боком одним с образцом схож и его перевод».

Потом Пушкин тщательно вымарал эту эпиграмму:

«Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи,

Старца великого тень чую смущенной душой».

Поэтические сравнения Гомера таковы, что стоит только автору сделать слабый намек, как вся образная картина выстраивается сама собой. Особенно мастерски Гомер пользуется этим приемом в «Илиаде», когда незначительная на первый взгляд быторая подробность введенная в эпическое повествование, может вдруг сменить тональность. Например, Зевс у Гомера взвешивает все доводы, определяющие исход войны так же как бедная пряха взвешивает шерсть на ручных весах; Ахилл сравнивает рыдающего Патрокла с плачущей девочкой, еще не научившейся ходить и неспособной самостоятельно подняться с земли. Огромные греческие армии Гомер сравнивает с леснымпожаром, со стаями лебедей, с тучами насекомых, кружащихся в коровнике вокруг ведра с молоком. Многие гомеровские образы перешли в литературу более поздних эпох: например сравнение человеческой души, ожидающей Харона, перевозящего души через Стикс в царство мертвых, с опавшим осенним листом, после Гомера мы находим у Вергилия, Данте и Мильтона. Гомеровскими образами насыщена и русская литература: достаточно вспомнить Мандельштама:

«Бессонница, Гомер, тугие паруса

Я список кораблей прочел до середины…..»

ГЕСИОД - (XVIII - XVII вв. до н.э.) - первый исторически достоверный греческий поэт, возможно, живший около 700 г. до н.э. В Аскре(Беотия) у Гесиода было небольшое имение, расположенное на склонах горы Геликон. Там, по словам Гесиода, его посещали Музы, когда он пас своих овец. Отец Гесиода выходец из Ионии. Гесиод вел тяжбу со своим братом Персом по поводу отцовского наследства. Эти подробности биографии мы знаем по поэме “Труды и дни”, адресованной Персу. Это - замечательное произведение полное описаний крестьянского быта, личных переживаний и тонкого юмора. В “Трудах и днях” использованы мифы о ПАНДОРЕ и ЗОЛОТОМ ВЕКЕ. В “Теогонии” (“Происхождение богов”) Гесиод делает попытку в систематической форме представить генеалогию олимпийских богов и восстановить события, предшествующие захвату Зевсом верховной области. “Теогония” Гесиода послужила основой для дальнейшего развития мифологии. Фрагменты из “Щита Геракла” и “Эойи” (каталог женщин - прародительниц знатных родов), приписываемые гесиоду - позднейшего происхождения. Дидактические фрагменты вергилиевых “Георгик” написаны под непосредственным влиянием “Трудов и дней” и даже содержат прямые языковые заимствования из Гесиода. Согласно поздним легендам о соревновании между Гомером и Гесиодом, последнему был присужден победный приз.

ДЕМОКРИТ - (ок. 460 - 370 гг. дон.э.) - философ из Абдер во Фракии. До нашего времени не сохранилось ни одной из его работ, охватывавших многие области науки. В этике он был предшественником Эпикура и поздних материалистов. Однако в первую очередь Демокрит известен в связи с развитием атомической теории, которой он обучался у Левкиппа. Демокрит считал, что все тела образуются в результате случайных столкновений и «слипания» крошечных неделимых однородныхчастиц, и что другие миры постоянно образуются вследствие самопроизвольных движений во вселенной. В народе Демокрит получил прозвище «смеющегося философа», а Ювенал говорил, что его всегда забавляла глупость людей.

ДЕМОСФЕН - (ок. 384 - 322 гг. до н.э.) - афинский оратор и государственный деятель, за свою политическую проницательность и стилистическое мастерство считался величайшим греческим оратором. Популярная история о том, что он боролся с недостатком произношения, приходя на морской берег и стараясь перекричать шум волн с набитым камнями ртом, является несомненно, позднейшей выдумкой. Демосфен заслужил свою репутацию речами во время судебных гражданских тяжб, многие из его речей сохранились. Затем он начал свою политическую карьеру постоянными нападками на приобретающего все большую власть Филиппа II Македонского, в котором он видел угрозу не только Афинам, но и свободе всех греческих городов-государств. Его «филиппики» направлены против Филиппа, а его наиболее известная речь «О венке» ( De corona ) под предлогом защиты некоего Ктесифонта, обвиненного в незаконном подношении Демосфену золотого венка, на самом деле является оправданием его собственной политики и нападкой на тех, кто бы предпочел мир с Македонией. Цицерон взял название «филиппики» для своих обвинительных речей против Марка Антония.

ЕВРИПИД - (ок. 480 - 406 гг. до н.э.) - последний из трех великих афинских драматургов; 19 из 92 его произведений дошли до нас. Выступил новатором традиционной аттической драмы: так, хор у Еврипида часто является комментатором, а не участником действия, а персонажи ведут беседы на современном языке, он глубоко интересуется женской психологией (Медея, Федра). Подвергался критике за принижение трагедии, рационализм, явную непристойность. Послужил объектом блестящей народии для Аристофана («Лягушки»). Раздраженный отсутствием значительного успеха в Афинах, в 408г. Еврипид переселяется в Фессалию, а затем в Македонию, где создает «Вакханок» и умирает при дворе царя Архелая. После смерти становится наиболее популярным драматургом, пьесы которого часто ставят. Является автором прекрасных лирических стихов; Аристотель называет его самым «трагическим среди поэтов». Мильтон со ссылкой на Плутарха приводит предание, по которому спартанцы пощадили Афины в 404 г. до н.э., услышав пение хора в «Электре».

ИКТИН - (V в. дон.э.) - архитектор, о котором почти ничего неизвестно, кроме того что он вместе с архитектором Калликратом и скульптором Фидием строил Парфенон с 448 до 437 г. до н.э. Иктин также перестроил Зал Мистерий (Телестерион) в Элевсине. Возможно, что он строил храм Аполлона в Бассах (Фигалия). Есть указания на то, что Перикл поручил Иктину построить Одеон (концертный зал) на афинской агоре (площадь для проведения собраний). В настоящее время сохранился только фундамент этого здания.

ИСОКРАТ - (436 - 338 гг. до н.э.) - афинский оратор. Известностью пользовались не только судебные речи Исократа, но и его политические памфлеты. Исократ выступал за просвещенную монархию и говорил о необходимости объединения всего эллинского мира перед лицом опасности персидской экспансии. Однако Исократу не удалось ни умерить амбиции македонского царя Филиппа, ни добиться объединения греческих государств. Согласно преданию, Исократ покончил с собой после поражения греков у Херонее.

КСЕНОФАН - (ок. 570 - 480 гг. до н.э.) -поэт и философ. Спасаясь от персов, покинул свой родной Колофон, скитался, пока не осел в Элее (Южная Италия); высмеивал антропоморфизм традиционной мифологии, главным образом в трактовке Гомера и Гесиода. Сохранилось несколько отрывков его произведений пантеистического толка. Он учил относительности религиозных идей и невозможности адекватного познания бога, но у него была глубокая вера в мировой божественный дух, разумно управляющий миром; и он может быть назван первым философским теологом, оказавшим значительное влияние на последующих элейских философов.

КСЕНОФОНТ - (ок. 428 - 354 гг. до н.э) - историк. В молодости последователь Сократа, который выведен в его “Воспоминаниях”, “Апологии” и “Пире”. Позже он восхищался Киром Старшим и спартанским царем Агиселаем и написал идеализированные биографии обоих. Большую часть своей жизни он провел в своем имении возле Олимпии, пожалованном ему властями Спарты за участие в походе против Фив. Он много писал на разные темы, и его трактаты об охоте и управлении имениями, искусстве верховой езды и финансах до сих пор имеют большое значение, как и два его главных исторических труда: “Греческая история” и ”Анабасис” - повествование о персидской кампании и приключениях десятитысячного отряда под предводительством Кира Младшего.

ПЕРИКЛ - афинский военачальник и государственный деятель, который с 460г. до самой своей смерти(в 429 г. до н.э. во время эпидемии чумы) был первым лицом в Афинах. Таким образом, Перикл руководил политикой Афин в начале Пелопоннесской войны и во время реорганизации союза, созданного для защиты от возможного нападения персов. Перикл был демократом правого крыла в противоположность, например, такому демократу-радикалу как Клеон. При огромном авторитете и популярности у него было много врагов. Фукидид восхищался Периклом и передал его взгляды на политическое устройство Афин во второй книге своей “Истории”. Жизнеописание Перикла приводит Плутарх паралельно с жизнеописанием Фабия Кунтактора. Благодаря Периклу были возведены замечательные сооружения афинского Акрополя. Известна дружба Перикла со скульптором Фидием, трагиком Софоклом и с философом Анаксагором.

ПИФАГОР- ( ок. 540 - 500 гг. до н.э.) - филосов и математик. Родился на Самосе и впоследствии, после путешествий в Египет и Вавилон, жил в Кротоне, на юге Италии. Там Пифагор стал лидером аскетической общины, в которую входили как мужчины, так и женщины, считавшие Пифагора гиперборейским Аполоном.

Пифагор был строгим вегетарианцем и развивал учение о переселении душ и их очищении в процессе перевоплощения, которое оказало значительное влияние на Платона и Эмпедокла. Пифагор определил также основные музыкальные интервалы и считал, что небесные тела подчиняются аналогичным законам гармонии. Эта концепция “музыка сфер” нашла отражение в платоновском “Тимее”. До нас не дошли труды Пифагора (так называемую “теорему Пифагора” мы знаем прежде всего по “Началам” Евклида), и очень трудно разобраться, какие из многочисленных легенд о Пифагоре основываются на действительных фактах. Ценные сведения о Пифагоре можно почерпнуть из трудов Платона и Аристотеля, а также - что весьма неожиданно - из последней книги “Метаморфоз” Овидия - в ней Пифагор излагает свое учение о переселении душ Нуме Помпилию, который, если он действительно был вторым римским царем после Ромула, должен был, согласно традиционной хронологии, жить лет на 150 раньше Пифагора.

ПЛАТОН -(ок. 427 - 347 гг. до н.э.) - философ из Афин, ученик Сократа и учитель Аристотеля. До нас дошли почти все труды Платона, включающие в себя “Апологию Сократа”, двадцать пять диалогов, в большей части которых участвует Сократ, и письма (не все из которых подлинные). “Апология Сократа” представляет собой попытку реабелитировать Сократа, казненного по обвинению в бесчестии. Ранние платоновские диалоги представляют Сократа, учившего, что Знание и Добродетель - это одно и то же: действительно, чтобы правильно себя вести, надо знать, что же на самом деле хорошо, и, обратно - узнать, что хорошо, можно при правильном поведении. Отсюда Платон развивает свою теорию Идей (Форм); согласно Платону, над меняющимся чувственным миром вещей существует мир вечных неизменных Идей, на вершине которого находится Идея Блага (“хорошести”). В диалоге “Государство”, написанном в десяти книгах, представлена идеальная модель общества, в котором немногочисленные правители - философы, знающие, что на самом деле есть Благо, то есть что на самом деле хорошо и правильно, управляют всеми остальными людьми, не способными оторваться от чувственного иллюзорного мира и потому имеющими о Благе лишь самое отдаленное представление. На философские воззрения Платона глубокое влияние оказали пифагорейцы, с которыми он встречался во время своих путешествий по Греции, в частности, именно у пифагорейцев Платон перенял использование мифологических образов для демонстрации своих философских соображений.

В оливковой роще близ Афин Платон основал свою школу - Академию. Академия существовала до 529г. (почти тысячу лет!), когда её деятельность была запрещена Юстинианом. Платон не хотел оставаться чистым теоретиком и стремился на деле осуществить задуманную им форму государственного устройства. Для этого Платон решил обучитьсиракузского тирана Диона философии,чтобы тот на практике стал правителем-философом и смог бы осуществить необходимые реформы. Эта и последующие подобные попытки едва не стоили Платону жизни, и тогда он создал свои «Законы», в которых излагаются не только принципы идеального государственного устройства, но и вседетали намеченной общественной системы, часто поражающей своей бесчеловечностью и жестокостью. Вообще платоновское государство с четкой кастовой системой, обобществленной собственностью и цензурой можно с полным правом назвать тоталитарным.

Моральная философия Платона оказала значительное влияние на римских мыслителей, особенно на Цицерона, а после того, как в XV в. флорентиец Марсилио Фичино перевел сочинения Платона с греческого на латынь, влияние Платона на всю западную культуру стало поистине огромным. Во Флоренции под покровительством Лоренцо Медичи была создана Платоновская Академия, последователи которой примиряли космогонические взгляды Платона с христианской теологией. В XIX в. взгляды Платона повлияли на концепцию классического образования, в то время как Ницше считал платонизм философией упадка, подменяющей истинную реальность выдуманной.

ПЛУТАРХ - (ок. 46 - ок. 126 гг) - эссеист и биограф. Родился в Херонее, учился в Афинах, был жрецом Аполлона Пифийского в Дельфах, путешествовал в Египет, Италию, жил в Риме. До нас дошла большая часть трудов Плутарха, посвященных научным, моральным и литературным вопросам, самые известные из них “Моралии” и “Сравнительные жизнеописания”; в последнем попарно сравниваются греческие и римские военные и государственные деятели. Плутарх не признает детерминированности поступков, поэтому его попутной целью является анализ тех или иных действий рассматриваемого им персонажа, их взаимосвязь с натурой, в истоках которой как бы закодированы обстоятельства жизни. Труды Плутарха - неоценимый документ эпохи, оказавший грандиозное влияние на возрожденческий гуманизм. Монтень, Шекспир, немецкие классики обязаны Плутарху своим вдохновением.

САПФО - (род. ок. 612 г. до Р.Х.) - лирическая поэтесса из Митилены на острове Лесбос, современная Алкея. Вокруг Сапфо образовалась группа знатных женщин и девушек, посвятивших себя Афродите. В своих стихах, иногда изящных и грациозных, иногда полных мучительной страсти, Сапфо выражала своим подругам переполнявшие её чувства и отсюда пошли современные выражения “лесбийская любовь”, “лесбиянка”. О жизни Сапфо известно очень мало - неудачное сватовство Алкея или история о её несчастной любви к Фаону скорее всего вымышлены. Согласно этой легенде, Сапфо покончила с собой, бросившись в море с утеса на острове Левкадия, - подобные прыжки считались ритуальными в рамках местного культа Аполлона. Сапфо писала стихи на эолийском диалекте, используя различные размеры, в том числе и знаменитую “сапфическую строфу”. Дошедшие до нас фрагменты семи книг стихов Сапфо, в свое время переписанные Горацием, включают гимны богам, свадебные песни и любовную лирику. Художественная насыщенность стиха Сапфо, сочетающаяся с его прямотой и откровенностью, ставят Сапфо в ряд величайших поэтов.

СОКРАТ - (ок. 469 - 399 гг. до н.э.) - философ, сын камнереза и повивальной бабки, муж Ксантипы, чье имя стало нарицательным из-за ее дурного нрава. В молодые годы Сократ служил в армии и принимал участие в борьбе с Тридцатью Тиранами. Сократ считал, что Дельфийский оракул возложил на него обязанность узнавать истину, спрашивая у людей их мнения по различным вопросам - сам себя Сократ при этом называл «повивальной бабкой», заставляющей людей думать и приходить к выводам, часто неожиданным для них самих. Сам Сократ ничего не писал, и мы можем судить о нем, главным образом, по диалогам Платона и Ксенофонта, в которых он был задействован как режисер полемики.

Сократ считал, что философия не должна быть оторвана от человеческой жизни и что хороший человек должен обязательно разобраться, что на самом деле хорошо, а что дурно - иначе его нельзя будет считать хорошим («Добродетель тождественна Знанию»). Таким образом, Сократ не принимал готовые пути достижения жизненного успеха, которые предлагали Софисты. Личность Сократа привлекала к себе многих его современников - среди его учеников были такие разные люди, как Платон и Алкивиад. Выражение «платоническая любовь» относится к эпизоду из платоновского «Пира», когда Алкивиад рассказывает о своих невинных отношениях с Сократом. Над Сократом насмехался Аристофан в комедии «Облака», не отличая его от софистов. В то же время многочисленные курносые бюсты Сократа - это не карикатуры: о неказистой внешности философа часто упоминают его современники. Давид на картине «Смерть Сократа» придал мудрецу более героическую внешность, чем была у него на самом деле. Сократа предавал анафеме Ницше, считая, что он переоценивал разумное начало жизни человека и западной культуры вообще. Несмотря на это, Сократ всегда будет разрушать наше уютное, но ни на чем не основанное самодовольство.

СОЛОН - (ок. 640 - 560 гг. до н.э.) - афинский государственный деятель и законодатель, избранный в 594 г. архонтом и наделенный чрезвычайными полномочиями, чтобы прекратить гражданскую смуту, Солон действительно положил конец анархии, проведя свои знаменитые реформы: с помощью закона, запрещающего брать в долг без соответствующего юридического оформления этого факта, он объявил недействительными все долги, сделанные ранее и таким образом уничтожил получившие развитие крепостное право. Солон внес также изменения в законы, введенные Драконом, строго определив обязанности Народного собрания и создав Совет четырехсот - государственный орган представителей всех афинских фил, решения которого представлялись на рассмотрение Народному собранию. Кроме того, Солон - это первый известный афинский поэт; он писал в основном на политические и патриотические темы; некоторые фрагменты его поэзии сохранились. Во второй половине жизни Солон много путешествовал по Греции, Египту и Малой Азии. В Лидии Солон виделся с Крезом, пророчески заметив ему, что никто не может сказать, что он прожил счастливую жизнь раньше дня смерти. Эта мысль впоследствии настолько поразила персидского царя Кира, что он сохранил жизнь пленному Крезу, передавшему ему фразу Солона. Впоследствии Солона причисляли к Семи Мудрецам.

СОФОКЛ - (496 - 406 гг. до н.э.) - гениальный афинский трагик, друг Геродота и Перикла. Софокл написал 123 драмы, из которых сохранились семь трагедий: “Аякс”, ”Антигона”, ”Эдип - царь”, ”Трахинянки”, ”Электра”, ”Филоктет”, ”Эдип в колонне” и фрагменты сатировских драм “Следопыты” и ”Похищение коров мальчиком Гермесом”. Софокл был новатором: он не всегда следовал классической форме трилогии и ввел на сцену третьего актера. Мастерство Софокла проявилось как в его умении организовывать диалог персонажей, так и в выборе сюжетной линии. Софокл известен своей своеобразной драматической иронией - персонаж по авторскому замыслу сам не осознает истинного - скрытого смысла, произносимых им слов, в то время как его прекрасно понимают зрители. Из - за этого искусного “несоответствия” возникает психологическое напряжение, - начало катарсиса. Особенно сильно этот эффект проявляется в трагедии “Эдип - царь”.

Софоклом восхищается Аристотель в “Поэтике” и говорит, что его персонажи очень похожи на реальных людей, только лучше их. По мнению Аристотеля, Софокл изображает людей такими, какими они должны быть, в то время как Еврипид изображает их такими, какие они есть на самом деле. В кармане у утонувшего Шелли нашли томик Софокла.

СТРАБОН - (ок. 63 - 20 гг. до н.э.) - историк и географ из понтийского города Амасеи. Он был достаточно богат, чтобы много путешествовать по Малой Азии и Египту и несколько раз посетить Рим. Огромный труд Страбона “Исторические комментарии” в 47 книгах почти полностью утерян, однако, его “География” в 17 книгах дошла до нас полностью. Кроме ценных географических сведений о землях Римской Империи, “География” Страбона содержит замечательное содержание, в котором автор говорит о важности географии как науки. Страбон многим обязан александрийскому географу Эрастофену (ок. 275 - 194 гг. до н.э.) и, в частности, разделяет его мнение о шарообразности Земли, однако больший интерес представляет не физическая, а политическая география Страбона, содержащая богатый исторический и мифографический материал.

ФАЛЕС - (ок. 625 - 547 гг. до н.э.) - философ из Милета, представитель ионической натурфилософии. Он пытался определить основу материального мира и решил, что это вода. Материю Фалес считал одушевленной. Геродот утверждает, что Фалес предсказал солнечное затмение, которое наблюдалось 28 мая 585 г. до н.э.. Фалес много путешествовал, бывал в Египте, где изучал причины наводнений Нила; он нашел способ измерения высоты пирамид. Фалес считался одним из Семи мудрецов Греции.

ФИДИЙ - (ок. 490 - 415 гг. до н.э.) - афинский скульптор, работавший по бронзе, кости с золотом и мрамору. Единственные дошедшие до нас оригинальные скульптуры Фидия, сделанные им самим или под его руководством его учениками, - это мраморные фигуры из афинского Парфенона (Элджинские Мраморы). До нас дошли также копии некоторых работ Фидия - например, статуи Девы Афины. К сожалению, почти невозможно себе представить, какой была знаменитая статуя Зевса работы Фидия, которую Павсаний видел в Олимпии; она сгорела в Константинуполе во время пожара 475 г. до н.э. Не сохранилось также копий Фидиевой Афины Промахос (“Победительницы”), стоявшей на Пропилеях Акрополя (ее высота достигала 17 м), однако копия статуи Афины, находившейся на острове Лемносе, дошли до наших дней (одна из них сейчас находится в Дрездене). Известно, что в 432 г. Фидий был изгнан из Афин политическими противниками Перикла и, возможно, умер он в ссылке.

ФУКИДИД - (ок. 460 - 396 до н.э.) - историк, военачальник во время Пелопонесской войны. В 424 г., после поражения в битве за Амфиполь его изгнали на двадцать лет из Афин во Фракию. Его “История Пелопонесской войны” состоит из восьми книг, последняя заканчивается событиями 411г. (дальнейшее изложение продолжал Ксенофонт). Фукидид первый из историков начал рассматривать исторические события в органической взаимосвязи с главными движущими силами и путями развития, оценивать вредное влияние войн на народный характер. Свои повествования он пишет сжато, выразительно, ясным греческим языком.

Но его длинные речи, служащие средством для анализа общественного мнения и последствий разногласий слишком абстрактны и трудны для восприятия. Наиболее известен его диалог, в котором обсуждается моральное право сильной центральной власти использовать силу против нежелающих подчиниться союзников, если военная ситуация и выгода требуют того; а также подробные речи Перикла, в которых убедительно обоснован вклад Афин в цивилизацию. Фукидид был известен во времена эпох Возрождения благодаря латинскому переводу Лоренцо Валлы, и английскому - Гобса.

ЭСХИЛ - (ок. 525 - 456 гг. до н.э.) - великий афинский трагик. Автор по крайней мере 79 произведений, из которых до нас дошли только 7: “Персы”, ”Умоляющие”, “Семеро против Фив”, “Прикованный Прометей”, и трилогия “Орестея”, включающая трагедии “Агамемнон”, “Хоэфоры”, “Эвмениды”. Эсхилл участвовал в сражениях при Марафоне и Саламине против персов; история же его смерти, случившаяся оттого, что орел бросил черепаху на лысую голову Эсхила. Похожа на легенду. Эсхилл - старший из основоположников греческой драмы; он ввел второго актера, что обусловило независимость от хора драматического диалога и действия. Все пьесы Эсхила пронизаны сильным религиозным чувством; в их основе - конфликт между человеческими страстями и божьим промыслом, уже при жизни Эсхил был славен возвышенной метафорой и архаическим стилем, что вызывало насмешки Аристофана и восторг Шелли.

ЭСХИН - (ок. 397 - 322 гг. до н.э.) - афинский оратор, лидер партии, выступавшей за союз с македонским царем Филиппом; политический опонент Демосфена.

Оказывается, современная Россия для западного мира, по-прежнему, страна классических искусств и литературы, поэтому в списке нет «народных героев», зато есть деятели оперы, балета и театра.

Валерий Гергиев, классическая музыка

Гергиев – символ России на западе, в прошлом году получил знаковую американскую премию Нельсона Рокфеллера, а в октябре 2011 года он с оркестром Мариинского театра открыл сезон в знаменитом нью-йоркском Карнеги-холле.

Анна Нетребко, опера

Обладательницу «самого дорогого» сопрано лучше всего знают в Германии: настолько, что она – лицо и украшений Chopard, и косметических средств Schwarzkopf. Там же удачно продаются диски с ее записями - у дивы контракт с Deutsche Grammophone. Но основной доход уроженки Краснодара - гонорары за выступления (от $50 000).

Дмитрий Хворостовский, опера

Баритон Дмитрий Хворостовский спорит с Анной Нетребко за звание самого высокооплачиваемого русского оперного артиста. По оценкам экспертов, его выступление обычно стоит около $70 000. Хворостовский дает на самых престижных площадках мира сольные концерты, а в операх теперь выступает гораздо реже. Хворостовского лучше всего знают в США - там он гастролирует чаще всего.

Ксения Раппопорт, кино

За 11 лет работы в петербургском Театре Европы Ксения Раппопорт сыграла во всех главных пьесах Чехова. Кинопублике она стала известна благодаря сериалам «Бандитский Петербург», «Ликвидация» и «Исаев». На зарубежных экранах актриса появилась пять лет назад, сыграв главную роль в фильме Джузеппе Торнаторе La Sconosciuta («Незнакомка»). За эту работу в 2007 году актриса получила кинематографическую премию Италии David di Donatello. В 2009 году она вела церемонию открытия Венецианского кинофестиваля. За минувший год снялась в четырех зарубежных и стольких же российских фильмах.

Борис Акунин, литература

Григорий Чхартишвили держится в десятке самых издаваемых авторов России. Лучше всего беллетриста знают в Польше (контракт с крупнейшим издательством Европы Bertelsmann) и в США (Random House).

Диана Вишнева, балет

В 1994 году ученица Вагановского училища выиграла одну из главных балетных наград - Prix de Lausanne. Приз застал организаторов врасплох - медали не было в наличии, до этого ее годами никому не вручали. Теперь она самая высокооплачиваемая балерина мира, танцует в Американском балетном театре Нью-Йорка у легендарных хореографов и удерживает статус главной балерины современности.

Федор Бондарчук, кино

Сын оскароносного Сергея Бондарчука (американскую премию он получил в 1968 году за киноэпопею «Война и мир») Федор, в отличие от многих своих соотечественников, ни разу не работал на западной киностудии и прославился за рубежом только благодаря нескольким российским работам. Права на первую режиссерскую работу Бондарчука «Девятая рота» об афганской войне продавались в течение нескольких лет после премьеры в 2005 году. На покупку прав на зарубежный прокат фильма «Сталинград», который выйдет в 2013 году, уже есть заявки от западных прокатчиков.



Рассказать друзьям