Сообщение о художнике матиссе кратце. Фовизм анри матисса

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Творчество Анри Матисса (1869-1954) сыграло ключевую роль в формировании фовизма, нового направления искусства, где не объем и очертания, а яркий интенсивный цвет с локальными оттенками занял главенствующую роль. Матисс — изобретатель современного художественного метода, определенного стандарта, ставшего главным приемом изобразительного искусства XX столетия.

Рассказать кратко о слишком насыщенной и богатой творческой жизни Матисса практически невозможно. Потому в статье, главным образом, будут рассмотрены периоды становления художника и выработки его особого стиля. Также речь пойдет о самом значимом отрезке творческого пути, когда были созданы лучшие его произведения. Будут продемонстрированы фото Анри Матисса и его знаменитые картины.

Юность

Анри родился в Пикардии, северной области Франции, в семье преуспевающих торговцев-лавочников. Предполагалось, что он, как старший сын, унаследует дело своего отца. Однако, окончив пятилетний курс средней школы и лицей, юноша в 1887 году отправился в Париж, чтобы поступить в Школу юридических наук. Через год обучения, получив право работать в области юриспруденции, 18-летний Матисс вернулся в Пикардию, где в Сен-Кантене устроился клерком у местного присяжного.

К рисованию он приобщился совершенно неожиданным образом. В 19 лет Анри перенес операцию по удалению аппендикса. Чтобы молодой человек не скучал в период двухмесячного выздоровления, мать, подрабатывающая росписью по фарфору, принесла ему в больницу бумагу и карандаши для рисования. Матисс копировал открыточные изображения и настолько увлекся этим занятием, что решил тщательнее изучить художественное мастерство. Не оставляя юридической деятельности, он поступил в школу, где преподавали рисунок для текстильных чертежников. С 1891 года модой человек окончательно оставил юриспруденцию и уехал в Париж учиться живописи. Так начался долгий и яркий путь художника Анри Матисса.

Годы учебы

В Париже Анри становится студентом Академии Жюлиана. Учреждение давало хорошую подготовку для конкурсных испытаний парижской Школы изящных искусств, самого авторитетного во Франции художественного учебного заведения, куда Матисс поступил только в 1895 году. Там он был принят в мастерскую художника-символиста Гюстава Моро. На курсе известного профессора и преподавателя вместе с Анри Матиссом учились Жорж Руо, Альбер Марке, Шарль Камуан, Анри Эвенепул и Анри Манген. Эта группа однокурсников станет основоположниками новаторских изобразительных приемов и прогрессивного направления живописи.

В высшей школе изящных искусств, цитадели французского классицизма, образование Матисса основывалось на традициях академического рисунка и живописи, что включало копирование лучших музейных произведений. Начинающий художник провел много часов, воспроизводя шедевры Лувра, особенно старых голландских и французских мастеров.

Произведения Матисса 1890-1902 годов, натюрморты и пара первых пейзажей, созданы в духе реализма и написаны в темной, приглушенной гамме. На выставке Салона 1896 года из пяти картин Анри Матисса два его полотна, включая «Читающую женщину» 1894 года, приобрело государство для Шато Рамбуйе, летней резиденции французского президента.

Знакомство с теорией цвета

В 1896 году Матисс провел лето в Бретани, на острове Бель-Иль, где познакомился с австралийским художником-импрессионистом Джоном П. Расселом, жившим на острове с семьей в своей усадьбе. Рассел, которому на тот момент исполнилось 43 года, был талантливым и уже состоявшимся художником. Он дружил с Огюстом Роденом, нередко работал вместе с Клодом Моне, около десятка лет был близко знаком с Винсентом Ван Гогом и хорошо знал его творчество. Рассел собирал работы Эмиля Бернара, ван Гога и некоторых других современных мастеров, с произведениями которых познакомил Матисса, и открыл ему теорию цвета, разработанную импрессионистами. То лето было переломным моментов для творчества Анри Матисса. Цвет стал главным фактором его произведений, вечным источником вдохновения и поисков.

Период импрессионизма

Матисс пробовал работать в технике импрессионизма с 1895 года, пытаясь посредством цвета вылепить форму, пространство и объем. Но выйти за рамки зеленовато-коричневой, серо-голубой гаммы и перейти к чистым ярким цветам ему не удавалось. Начиная с лета 1896 года, в его произведениях постепенно появляются светлые и яркие тона, ощутимым становится воздушное пространство.

Живопись Матисса 1896-1899 годов наполнена светом, прозрачной и легкой атмосферой, его творения жизнерадостные, выразительные, живые. Это многочисленные натюрморты, интерьерные сцены, ландшафты Корсики с ее оливковыми рощами, пейзажи Бретани и острова Бель-Иль, куда художник возвращался в 1897 году.

Неоимпрессионизм

С 1899 года можно заметить, как Матисс значительно упрощает форму изображения, обозначая ее сильными широкими мазками или контрастными контурами, все чаще используя локальные, лишенные оттеночных вариаций цвета. Это особенно заметно в пейзажах «Аркуэль», «Нотр Дам», «Мост Сен-Мишель» и серии автопортретов 1900 года, натюрмортах. С 1903 года в произведениях Анри Матисса появляется много изображений обнаженных и ярко костюмированных моделей, которых Анри предпочитает изображать в полный рост, но пробует себя также и в портретном жанре.

Летом 1904 года для работы в естественных условиях Анри уехал в Сен-Тропе вместе с Полем Синьяком, который с 1889 года работал точечными мазками в технике пуантилизма (дивизионизма). Отказ от смешения красок на палитре, когда визуальный эффект объема и тонального перехода достигался только путем нанесения основных цветов мелкими раздельными мазками, вдохновил Матисса.

Он пробует себя в подобной технике и в 1904-1905 годах создает ряд работ, среди которых лучшей считается «Роскошь, покой и наслаждение». Его живопись этого периода яркая, но разбавленные белилами цвета менее интенсивные и создают ощущение прозрачности. Увлеченность Анри пуантилизмом совершенно проходит через пару лет, он находит свой собственный стиль, которому следует до конца жизни. Однако в период 1897-1905 годов художник создал свои самые яркие, колоритные и жизнерадостные произведения.

Фовизм

К 1905 году Матисс еще более существенно упрощает форму, и его главным выразительным средством изображения становится цвет. Художник во многих работах отказывается от свето-теневой градации. С 1906 года в его сюжетах появляется много портретов. Анри Матисс часто рисует свою супругу Амели Парейр и внебрачную дочь Маргариту, живущую в его семье.

1905 год стал поворотным в творчестве живописца. Лето он проводил в небольшой деревушке Кольюре на средиземноморском побережье вместе с художниками Морисом Вламинком и Андре Дереном. Товарищи выработали новый стиль, который уже отчетливо просматривался в последних работах Матисса: плоские формы с резкими, порой контрастно очерченными контурами, интенсивные чистые цвета, лишенные тональной и часто свето-теневой последовательности. Вокруг Матисса, Дерена и Вламинка сформировалась небольшая группа художников-единомышленников.

Так образовалось движение, получившее название «фовизм», произошедшее от французского слова fauve, то есть «дикий». Этот термин навсегда закрепился за стилем из-за одной из критических рецензий после первой выставки фовистов, состоявшейся на Осеннем салоне 1905 года. Экспозиция произвела скандальный фурор, общественность находилась в замешательстве, а критика негодовала. Однако «Женщину в зеленой шляпе», одну из двух, выставленных Матиссом картин, приобрел Лео Стайн, американский коллекционер. Анри получил за работу 500 франков, крупную сумму по тем временам, что вместе со скандальным успехом выставки сделало его популярным.

На следующей экспозиции фовистов произведение «Радость жизни» Анри Матисса вызвала крайне раздраженную реакцию не только в кругах рецензентов, но и пост-импрессионистов. Однако Стайн также купил эту работу, ставшую знаковой среди произведений фовистского этапа творчества Матисса.

С 1907 года группа единомышленников-фовистов распалась, актуальность движения продержалась еще не более трех лет. Но это не повлияло на совершенствование техники Матисса, и он неизменно продолжал следовать выработанному им стилю.

Пикассо в жизни Матисса

Примерно в апреле 1906 года встретились эти два в будущем очень знаменитых живописца и стали пожизненными друзьями, а также соперниками. Матисс и Пикассо были завсегдатаями салона Гертруды Стайн и регулярно участвовали в собраниях, которые проводились в субботние вечера по адресу: rue de Fleurus, 27. Пабло Пикассо, будучи на 11 лет младше Матисса, в тот период приступил к своим экспериментам деформации и деструкции формы. До этого он пробовал интерпретировать цвет, однако далеко не так смело, как Матисс.

Их творчество часто сравнивают искусствоведы, считается, что одно из главных различий между работами художников заключается не только в том, что один по-новаторски интерпретировал цвет, а другой - форму. Матисс рисовал с натуры, в то время как Пикассо был более склонен работать исходя из своего воображения. Наиболее характерными темами изображений обоих мастеров были женщины и натюрморты, но Матисс предпочитал размещать натуру в полностью обставленных или декорированных интерьерах, изображениям которых на полотнах уделял большое внимание.

С 1907 года позы и фигуры обнаженных моделей в картинах Анри Матисса нередко напоминают образы «Авиньонских девиц» - первой картины Пабло Пикассо, созданной в стиле кубизма. Также считается, что кубизм отразился в 1912 году на композициях нескольких произведений Матисса. В свою очередь, влияние Андре заметно в скульптуре Пикассо, его изображении женской обнаженной натуры 1930-х годов.

1906-1917

Многие из лучших работ Матисса были созданы в течение десятилетия после 1906 года, когда он разработал своеобразный строгий стиль, подчеркивающий плоские формы и декоративный узор. В этот период художник много путешествует, что отражается в его произведениях. В 1906 году он отправился в Алжир изучать африканское искусство, воплотившее лучшие образцы примитивизма.

После осмотра большой мюнхенской выставки 1910 года на тему исламских искусств Матисс бросился в Испанию и два месяца там изучал мавританское творчество. Он дважды в течение 1912-1913 годов побывал в Марокко и провел там семь месяцев, результатом которых стали многочисленные рисунки и около 24 картин. Занимаясь живописью в Танжере, художник внес несколько изменений в свой стиль, в том числе относительно применения черного цвета. Его восточные мотивы были частыми темами также и для более поздних картин, например, целой серии одалисок.

С 1906 по 1911 год художник создает свои выдающиеся полотна: «Голубая обнаженная», «Красный Тюрбан», «Предметы роскоши II», «Музыка», первый вариант «Танца» и второй, написанный по заказу русского коллекционера Сергея Щукина.

«Красные рыбки» Анри Матисса, как и «Танец II», признаны мировыми шедеврами. После 1910 года во многих произведениях художника цветовая гамма тяготеет к зеленому, синему, серо-голубому и фиолетовому тону. Композиции становятся строже, а линии четкие, почти как в рисунке, что заметно в таких знаменитых картинах 1910-1917 годов, как «Натюрморт с геранью», «Разговор», «Окно в Танжере», «Зора на террасе», «Сидящий Рифайн», «Портрет жены художника».

Последующие годы

В 1917 году Матисс перебрался в пригород Ниццы на Французской Ривьере и стал работать в более расслабленный манере, а стиль его полотен в 1920-х годах получил признание в качестве традиционной французской живописи. В 1930-х годах он принял более смелое упрощение формы, чем прежде. После 1941 года, когда художнику в результате сложной операции было тяжело работать у мольберта, он создал потрясающе яркую серию произведений в технике бумажного коллажа.

Анри Матисс прожил 84 года и скончался в 1954 году. За долгий и насыщенный период своей творческой деятельности он создавал скульптуры, витражи, эскизы для труппы «Русского балета» Сергея Дягилева, работал над книжными иллюстрациями, художественным оформлением интерьеров и даже монастырской капеллы. Но самое огромное достояние Матисса, как основополагающей фигуры современного искусства, — это его выразительный язык цвета и рисунка, отображенный во множестве работ.

Анри Матисс (фр. Henri Matisse; 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя) - 3 ноября 1954, Ницца, Франция) - французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.

Биография Антри Матисса

Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri Émile Benoît Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Его детские годы прошли в соседнем городке Боэн-ан-Вермандуа, где отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики.

Анри, проучившись с 1882 по 1887 год в средней школе и лицее Анри Мартен в городке Сен-Кантен, уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук.

В августе 1888 года, после окончания учёбы, молодой Анри получил право работать по специальности. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работу клерком у присяжного поверенного.

В 1889 году у Анри случился приступ аппендицита. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.

Анри впервые начал рисовать, копируя цветные открытки во время двухмесячного пребывания в больнице.

Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности.

В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. École nationale supérieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил.

В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ.)русск. (фр. École nationale supérieure des arts décoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. В 1895 году оба выдержали вступительные экзамены в Школу изящных искусств и были приняты в мастерскую Гюстава Моро, у которого с 1893 года они обучались в качестве приглашенных студентов. Здесь Анри познакомился с Жоржем Руо, Шарлем Камуэном, Шарлем Мангеном и Анри Эвенепулом.

В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894-1982).

Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже.

10 января 1898 года Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр. Amélie Noellie Parayre), которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899-1976) и Пьера (1900-1989). Его незаконнорожденная дочь, Маргарита также была взята в семью. Жена и дочь были любимыми моделями художника.

Испытывая серьезные денежные затруднения, он поступил на работу в качестве художника-декоратора. Вместе с Альбером Марке занимался декорированием объектов для Всемирной выставки в Гран-Палэ, в Париже в 1900 году. Работа была изнурительной, и Анри заболел бронхитом. В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.

Творчество Матисса

Поиск самого себя, личностного авторского стиля является необходимым условием развития для любого талантливого мастера кисти. Рано или поздно каждый из великих художников находил свои уникальные методы и приемы, свойственные его индивидуальной манере, руководствуясь при этом сформировавшимся личностным пониманием роли живописи и собственным видением окружающего мира. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс.

Творчество этого человека невозможно охарактеризовать в рамках какого-либо отдельного направления, поскольку он постоянно выходил за любые ограничивающие его рамки, снова и снова устремляясь туда, где до него никто еще не бывал.

Всю свою жизнь Анри Матисс находился в безостановочном поиске. В стремлении к максимально эффектной и одновременно гармоничной выразительности он менял свои художественные инструменты и менялся сам.

Parade, Platanes Polynesia, La Mer Red Interior. Still Life on a Blue Table

Музей в Ницце, посвященный жизни и творчеству мастера, открывает взглядам удивленных посетителей живопись и рисунок, оконные витражи и керамику, скульптуру и бумажные коллажи. В каждом из этих направлений и в целом ряде других Анри Матисс сумел сказать свое особое слово, оставившее яркий след в искусстве.

Влияние импрессионизма и дивизионизма, собственные эксперименты с цветовыми контрастами очень сильно сказались на ранних произведениях художника. Его картины и картины его товарищей Вламинка, Дерена, Руо и Марке, выставленные в Осеннем Салоне 1905 года, критики назвали «дикими», отсюда и произошло название нового направления – «фовизма».

Впоследствии Анри Матисс под влиянием различных впечатлений неоднократно менял стиль, манеру и технику, осваивал новые средства творческого самовыражения. Ряд удачных знакомств, в том числе с Пикассо и с русским коллекционером Щукиным, помогли ему улучшить материальное положение, и художник совершил несколько путешествий.

В Марокко он увлекся восточными декоративными узорами и орнаментами, в Мюнхене испытал сильные чувства на выставке произведений исламского искусства, в России был потрясен иконами, на Таити восхищался цветочными композициями.

Однако всякий раз, подчиняясь на время новому сильному впечатлению, Матисс впитывал его, как губка, а затем творчески перерабатывал в соответствии с собственным мироощущением.

Анри Матисс всегда чувствовал в цвете силу, способную подчеркнуть ощущение. В своих произведениях он заставил цвет излучать свечение и ритмическую танцевальную пульсацию. Стремясь к максимальному выражению целого, художник удалял все несущественные детали и предельно упрощал формы, считая вредным и ненужным все, что не влияло напрямую на эмоционально-энергетический импульс.

Многие его композиции кажутся обманчиво простыми, но за каждой из них стоит титанический творческий труд, создающий поразительное напряжение этой «кричащей» простоты.

В последние годы жизни при помощи обыкновенной цветной бумаги и ножниц Анри Матисс создавал аппликации, производившие потрясающий эффект симфонического цветового звучания, ритмической музыкальности линий и абсолютной композиционной гармонии.

После смерти художника Пабло Пикассо коротко и емко охарактеризовал его творчество одной фразой «Матисс всегда был единственным и неповторимым».

Одна из картин Матисса - «Les coucous, tapis bleu et rose» - в феврале 2009 года была приобретена частным коллекционером во время торгов в аукционном доме Кристис за 32 миллиона евро. Натюрморт был создан художником в 1911 году.

Часовню Розер (Ванс, Франция) часто называют часовней Матисса (Chapelle Matisse). Дело в том, что она построена в 1949-1951 годах по проекту Анри Матисса. Художника об этом попросила бывшая натурщица Моник, а затем сестра Жак-Мари, постригшаяся в монахини. Матисс изготовил витражи, украсил зал часовни, сделал эскизы церковной одежды.

Колльюр (Франция) — родина фовизма. Именно здесь были нарисованы первые картины нового направления живописи. Здесь бывали Пабло Пикассо, Альбер Марке, Рауль Дюфи, а также Марк Шагал и другие знаменитые художники. Колльюр они выбирали из-за света и цвета. «Нет неба синее, чем в Колльюре», — говорил Анри Матисс.

Отель «Золотая голубка» в Сен-Поль-де-Вансе дышит невероятными рассказами и легендами о знаменитостях. По слухам, что однажды Анри Матисс приехал в «Голубку» очень усталым, и ему подали чашку чая прямо в автомобиль. Известная работа Анри Матисса «Чай в саду» (Tea in the Garden).

Матисс (Matisse) Анри Эмиль Бенуа (31.12.1869, Ле-Като, Пикардия, - 3.11.1954, Симьез, близ Ниццы), французский живописец, график и скульптор.

Цветовое воздействие картин Матисса крайне сильно; реакция бывает, впрочем, и отрицательной, но всегда очень интенсивной. Его картины -- звучные, громогласные фанфары, порой оглушительные. Они вызывают уже не спокойное любование, а зрительные пароксизмы, это не “праздник глаза”, а необузданная оргия.

Какими средствами достигает Матисс столь сильного цветового воздействия? Прежде всего, крайне подчеркнутыми цветовыми контрастами. Предоставим слово самому художнику: “В моей картине “Музыка” небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева, идея абсолютной синевы; для деревьев взята чистая зелень, для тел -- звонкая киноварь. Особенный признак: форма видоизменялась соответственно воздействию соседних цветовых плоскостей, ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом”.

Получив диплом юриста, работал адвокатом (1889-1891).Учился в Париже - в академии Жюлиана (с 1891) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893) и в Школе изящных искусств (1895-99) у Г. Моро; копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом П. Синьяка), П. Гогена, искусства арабского Востока, в известной мере - древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства; в 1911 посетил Москву). После знакомства с творчеством импрессионистов, постимпрессионистов и английского живописца Дж. Тёрнера А. Матисс начинает использовать более насыщенные краски, отдавая предпочтение светлым цветам («Булонский лес», ок. 1902, ГМИИ, Москва; «Люксембургский сад», ок. 1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Большое влияние на него оказало искусство П. Сезанна («Обнаженная натура. Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

В 1905-07 лидер фовизма. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ, и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика; продолжает совершенствоваться рисунок, выполненный преимущественно пером, карандашом и углем. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.

Начиная со 2-й половины 1900-х годов Матисс утверждает новый тип художественной выразительности, используя лаконичный, резкий и в то же время гибкий рисунок, остро ритмизованную композицию, контрастное сочетание немногих цветовых зон, но интенсивно ярких и локальных (панно для особняка С. И. Щукина в Москве "Танец" и "Музыка", оба - 1910, Эрмитаж, Ленинград), то богатых оттенками одного основного тона, полупрозрачных и не скрывающих фактуры холста ("Мастерская художника", 1911, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва).

В 1908--1912 годах Матисс, пользуясь почти исключительно чистым цветом (в редких вещах он пользуется переходами, смешанными тонами), строит свои картины на трех основных тонах. “Сатир и нимфа” -- созвучие зеленого, розового и голубого, “Танец” -- синего, зеленого и красного, натюрморты построены на созвучиях лилового, желтого и красного или синего, фиолетового и розового. Затем, около 1912 года, он переходит к четырехзвучиям красок, причем одному из четырех тонов на картине отводится очень небольшое место: “Танжер” -- синий, оранжевый, розовый, красный, “На террасе” -- лиловый, зеленый, розовый, синий. “Вход в Казбу” -- малиновый, голубой, зеленый, бледно-розовый. В позднейшие годы он прибегает к более сложным сочетаниям и значительно расширяет свою палитру, внося большее разнообразие оттенков.

Здесь важно раскрыть значение слов Матисса о взаимодействии чистых тонов. Говоря об оттенках, Матисс, конечно, имеет в виду не градации насыщенности тона -- разбелы, которые также возможны при пользовании чистым цветом (у итальянских и русских примитивов). Он, по-видимому, не имеет также в виду мнимые оттенки, которые должен воспринимать зритель при столкновении насыщенных цветовых плоскостей, своего рода отзвук неоимпрессионистской теории оптического смешения цветов. Эта вибрация слишком незначительна, и ощущение промежуточных оттенков преходяще. Здесь речь идет, очевидно, о необходимости ввести переходные тона, к чему Матисс пришел впоследствии.

Работая чистым цветом, Матисс хочет, как и всякий живописец, избегнуть однообразия -- антитезы живописности, но не всегда это ему удастся, и некоторым его вещам свойственна монотонность (панно “Музыка”). С другой стороны, в 10-х годах он хочет непременно сохранить чистоту цвета. Избегая смешения красок, он прибегает к приему, аналогичному лессировкам старых мастеров, прокладке на темной краске более светлой, например на розовой -- белой, на синей -- лиловой и т.д. Затем, чтобы заставить вибрировать краску, он энергично втирает ее в холст, вместо того, чтобы пользоваться белилами, заставляет его просвечивать.

Непрестанная работа над рисунком позволила Матиссу стать виртуозом кисти. Контуры на его картинах уверенно начерчены одним взмахом. Картины его часто похожи (особенно в репродукции) на рисунки кистью. Эффект их часто держится на мастерском, смелом штрихе.

Иногда он пользуется слоями различной плотности (например, в “Девушке с тюльпанами”), выдвигая вперед один цвет в ущерб другому. Впрочем, ряд вещей 1912 года написан гладкой, однообразной фактурой. Если поверхность иных матиссовских картин может показаться сухой и однообразной, то это свидетельствует не о пренебрежении к материалу живописи, немыслимому у большого художника, но о своеобразной боязни насилия над материалом. Для Матисса, как декоративиста, особенно важна слитность картины с ее основой, холстом, белизна и строение которого учитываются им настолько же, насколько монументалист учитывает поверхность стены. Но, помня об основе, Матисс иногда забывает о самой краске, о специфических особенностях и возможностях масляной живописи.

Особое значение имеет прием незаконченности деталей, особенно хорошо заметный в “Марокканце”, “Игре в мяч” и других вещах; цвет в тех местах, которые художник хотел заглушить, не берется более тусклым, но оставляется чистый холст (что иногда делается для выявления света), или деталь остается недорисованной (по большей части руки, ноги и др.). Матисс ограничивается матовой, жидкой живописью и не уделяет особого внимания вопросам фактуры. Это несомненный пробел в его творчестве, особенно если сопоставить его долголетнюю упорную работу над цветовыми контрастами, своего рода научную работу по исследованию психофизической реакции на тот или иной контраст цвета. Матисса не удовлетворяет система дополнительных тонов, открытая Делакруа, сведенная в систему импрессионистами. Он ищет диссонансов, кричащих, резких созвучий; здесь возможна параллель с современной музыкой Стравинского, Штрауса и др. У него, как и у этих композиторов, сказывается тревога, психологическая неустойчивость, чрезмерная обостренность чувств современного буржуа.

В сдержанно-суровой манере работ Матисса 2-й половины 10-х годов заметно воздействие кубизма ("Урок музыки", 1916-17, Музей современного искусства, Нью-Йорк); произведения 20-х годов, напротив, отличаются жизненной непосредственностью мотивов, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия "Одалиски"). В 30-40-е годы Матисс как бы суммирует открытия предыдущих периодов, сочетая поиски свободной декоративности времени фовизма с аналитически-чётким построением композиции (фриз в Музее Барнеса "Танец", 1931-32, Мерион, штат Филадельфия, США), с тонко нюансированным цветовым строем ("Ветка сливового дерева", 1948, частное собрание, Нью-Йорк).

Творчеству Матисса в целом присущ ряд общих черт. Стремясь противопоставить бурной напряжённости жизни 20 века вечные ценности бытия, он воссоздаёт его праздничную сторону - мир бесконечного танца, безмятежного покоя идиллических сцен, узорочья ковров и тканей, сверкания плодов, ваз, бронз, сосудов и статуэток. Цель Матисса - увлечь зрителя в эту сферу идеальных образов и грёз, сообщить ему чувство умиротворения или смутной, но завораживающей тревоги. Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета ("Красные рыбы", 1911; "Натюрморт с раковиной", 1940; обе работы - в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).

Цельности и вместе с тем живописного разнообразия Матисс достигает, прежде всего, осуществляя подлинную и органическую связь между цветом и формой -- линеарно-плоскостной. Цвет настолько преобладает у него над формой, что его можно считать подлинным содержанием его картин, а все остальное лишь функцией ослепительного, мощного цвета. Рисунок как таковой у Матисса всегда был соподчинен качеству его цвета, развитие линии шло у него параллельно развитию живописных качеств. В период первых исканий несколько вялый и приблизительный (“Обеденный стол”), его рисунок становится постепенно все более острым и выразительным. Матисс очень много и неустанно рисует с натуры, рисунки его насчитываются сотнями, он подлинный виртуоз рисунка. Его мастерство ясно проявляется в любом из его живых, порывистых набросков с натурщиц. Замечательна прежде всего та меткость, с которой он размещает фигуру на листе, находя сразу соответствие ее пропорций плоскости бумаги. Даже его наброски композиционны; они укладываются обычно в выразительную арабеску, разрезающую плоскость по диагонали. Кусок натуры восприимчивым художником как будто сразу претворяется в игру декоративных пятен и штрихов; при этом, однако, вовсе не умаляется жизненность, скорее остро подчеркивается. Не думая о деталях, Матисс схватывает самую ось движения, остроумно обобщает изгибы тела, дает цельность и закономерность членению форм. Рисунки Матисса, настолько остры, динамичны, упрощенны и лаконичны, пластичность их столь своеобразна, что их невозможно смешать ни с какими работами других прославленных рисовальщиков его времени. По живости и непосредственности они не уступают японским, по декоративности -- персидской миниатюре, по выразительности линий -- рисункам Делакруа. Притом в основе их лежит вовсе не “виртуозничанье”, не пристрастие к эффектным росчеркам -- они конструктивны в подлинном смысле, ибо с полной убедительностью выявляют пластическую форму.

Как график, работая пером, карандашом, углем, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперирует главным образом линией, тонкой, иногда прерывистой, иногда долгой и круглящейся, прорезающей белый или чёрный фон [серия "Темы и вариации", уголь, перо, 1941; иллюстрации: к "Стихам" Малларме, к "Пасифае" де Монтерлана, к "Стихам о любви" Ронсара]. В 40-е годы Матисс часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия "Джаз", 1944-47). К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20-30-е годы (рельеф "Обнажённая женская фигура со спины", бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Последняя работа Матисса - оформление интерьера (в том числе витражи) "Капеллы чёток" в Вансе, близ Ниццы (1953). Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954.

Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Наряду с живописными произведениями известны его блистательные рисунки, гравюры, скульптуры, рисунки для тканей. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951).

Французские художники конца XIX - начала XX столетия были весьма неравнодушны к танцу. Изящные балерины Дега и лихие примы кабаре Тулуз-Лотрека - всего лишь различные ипостаси модной танцевальной темы. Великий Анри Матисс не был исключением. "Я очень люблю танец. Удивительная вещь танец: жизнь и ритм. Мне легко жить с танцем", - признавался мастер. И хотя образам Матисса чужда реалистичность, а его декоративные полотна имеют мало общего с бронзовыми девочками в пачках, тема танца неизменно возникала во всех поворотные моменты его творческого пути.

Первый хоровод появился в раннем полотне художника "Радости жизни". Эта тема нашла свое развитие 4 года спустя, когда Матисс приступил к работе над гигантскими панно "Танец" и "Музыка", заказанными известным русским коллекционером и меценатом С. И. Щукиным. Но еще до того, в 1907 г. мастер исполнил деревянный рельеф с пляшущими нимфами и несколько авторских ваз на тот же мотив. После этого Матисс приступил к созданию монументального полотна для московского особняка Щукина.

"Когда мне нужно было сделать танец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен де ла Галетт. Я смотрел, как танцуют. В особенности мне понравилась фарандола... Вернувшись к себе, я сочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тот же мотив". Ярко-красные фигуры, кружащиеся в безумном хороводе, не только привели в восторг заказчика, но и принесли заслуженную славу создателю картины. Не случайно почти четверть века спустя Матисс вновь возвращается к теме танца.

Заказ, поступивший в 1930 г. от известного американского коллекционера Альберта Барнса, и в самом деле был непростым: декоративное полотно следовало разместить в арочных сводах над окнами. Выбор темы и технику исполнения именитый клиент мудро оставил на усмотрение художника. Но, обратившись к своему излюбленному сюжету, Матисс создал произведение, ничуть не похожее на динамичное и эффектное "щукинское" панно.

Парижский танец" был задуман Матиссом на седьмом десятке лет. Тем не менее, он считается одной из самых смелых и новаторских работ художника. А все потому, что специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику декупажа (что в переводе с французского означает "вырезать"). Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры или куски фона, которые затем (по рисунку, обозначенному углем) прикреплялись к основе булавками. Технология эта предполагала быструю замену одного куска на другой. Последний этап - нанесение краски на холст - проходил с помощью маляра, действовавшего по указанию художника.

Произведения, исполненные в технике декупажа, считаются шедеврами позднего и очень позднего Матисса. Будучи уже больным старичком, прикованным к постели, он не выпускал из рук ножниц и постоянно требовал цветной бумаги.

Вообще-то панно "Парижский танец" существует в трех вариантах. Самая ранняя, но не оконченная версия, по сути является подготовительным этюдом. Со второй, уже практически завершенной полноценной работой, вышла обидная промашечка: Матисс ошибся в размерах помещения, и весь холст пришлось переписывать заново. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. А предыдущий, "бракованный", художник довел до ума и в 1936 г. уступил за скромное вознаграждение Музею современного искусства города Парижа.

Сегодня "Парижский танец" справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея - недаром для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. Картина была намертво закреплена над тремя окнами в арочных сводах и, по честному признанию директора музея "не предполагает возможности транспортировки".

Но тут жителям Петербурга и Москвы несказанно повезло: Музей современного искусства Парижа закрылся на долгосрочную реконструкцию. Уникальное панно широким жестом отправили в Россию: сначала оно провисело три месяца в Государственном Эрмитаже, а теперь (с 6 сентября) прибывает в ГМИИ имени Пушкина. И еще одна интересная подробность: в процессе работы над "Парижским танцем" Анри Матисс познакомился с простой русской женщиной, Лидией Николаевной Делекторской, которая сделалась сначала секретарем, затем незаменимой помощницей и сиделкой, а после - ближайшим другом и последней музой художника. В октябре 1933 г. Лидия Делекторская переехала в дом Матисса и "задержалась" в нем почти на 22 года, вплоть до самой смерти великого мастера.

Матиссовские панно "Танец" и "Музыка", которые на выставке парижского Осеннего салона в 1910 году произвели скандальную сенсацию, были заказаны тогда уже известному во Франции художнику русским промышленником и коллекционером С. Щукиным, который пригласил Матисса в Москву, познакомил с В. Брюсовым, В. Серовым, Н. Андреевым, дал возможность увидеть старинные русские иконы, от которых французский художник пришел в восторг.

Вот как представлялась Матиссу идея этих двух полотен: "Я представляю себе входящего посетителя. Перед ним раскрывается первый этаж. Ему предстоит идти дальше, сделать усилие, ему надо внушить чувство бодрости. Мое первое панно изображает танец, хоровод на вершине холма. Во втором этаже находишься уже внутри дома, здесь царит дух тишины, и я вижу сцену музыки с внимательными слушателями..." Виделась Матиссу и третья сцена, воплощавшая полный покой.

Главной задачей для него было добиться целостности этих станковых картин, мало связанных с архитектурно-декоративным ансамблем. В обоих композициях чувствуется эхо фовистских композиций Матисса, сделанных под непосредственным впечатлением от народных французских танцев, виденных им на юге Франции.

Те, кто хорошо знал художника, говорили, что даже если бы Щукин не заказал ему второй композиции, она все равно появилась бы на свет. В динамичном, неистовом "Танце" можно разглядеть сложные ракурсы, необычное сплетение рук и тел, а в противоположной по ритму "Музыке" основой композиционного решения делается не динамика, не движение, а абсолютная неподвижность обособленных, фронтально расположенных фигур. Два полотна, одно - с пятью танцующими, другое - с пятью сидящими огненными фигурками, аналогичны по красочной гамме, по плоскостному прочтению формы, по отвлеченности темы, но противоположны по ритму. Матисс, как он сам писал, окрасил свои картины "до насыщенности, так, что... полностью раскрывается синева, как идея абсолютного синего".

После того как на Осеннем салоне "Танец" и "Музыка" вызвали скандал, С. Щукин отказался их забрать и объяснил это нескромностью в проработке некоторых фигур. У него в доме как раз поселились молоденькие девушки, и он не хотел их смущать. Однако через некоторое время он все же передумал. Матиссу, правда, пришлось положить немного красной краски на фигуру мальчика-флейтиста, чтобы скрыть признаки пола. Сейчас панно Матисса "Танец" и "Музыка" экспонируются в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Анри Матисс увлекался импрессионистами и неоимпрессионистами, Гогеном, искусством арабского Востока, в 35 лет стал лидером фовистов. Цветовая гамма у него нарядна и изысканна, а очень музыкальные линейные ритмы создают эффект внутреннего движения. Никому из последователей Матисса так и не удалось добиться такой, как у него, полной композиционной и декоративной соподчиненности всех элементов картины, он остается непревзойденным мастером декоративной живописи. Он сам сотворил свой, неповторимый мир музыки, стремительного танца, мир сверкающих статуэток, ваз и плодов, мир безмятежного покоя и радостного забвения.

Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года на севере Франции, в Като-Камбрези, а детские годы провел в Боэн-ан-Вермандуа. Отец его был хлеботорговцем и мечтал, чтобы сын стал юристом. Матисс после лицея Сен-Квентин изучал право в Париже, работал у адвоката в Боэн-ан-Вермандуа. Впервые он попробовал заниматься живописью после того, как попал в больницу и ему сделали операцию - удалили аппендицит. В 20 лет он начал заниматься рисованием в Школе Вентин де ла Тур, а в 1891 году отправился в Париж, где Бугро и Феррье подготовили его к поступлению в Школу изящных искусств. На вечерних курсах в Школе декоративных искусств он познакомился с Альбером Марке, поступил в мастерскую Гюстава Моро в Школе изящных искусств. Он много копировал в Лувре, ездил в Бретань, а в 1897 году выставил в Салоне Национального общества изящных искусств одну из самых значительных своих импрессионистических работ - картину "Десерт".

Матисса часто называли сыном и мужем модистки. В 1898 году он женился на великолепной высокой южанке Амелии-Ноэ-ми-Александрин Прэйер. И они вместе отправились в Лондон, где Матисс впервые увидел произведения "провозвестника солнца", романтика, которого боготворили импрессионисты,- Тернера. Один из друзей Матисса вспоминал, что Матисс говорил, что любит Лондон, потому что "впервые познакомился с ним в свой медовый месяц".

После Лондона художник поехал на Корсику, в Тулузу. Когда умер Моро, Матисс оставил Школу изящных искусств и в том же 1899 году начал посещать академию Каррьера, занялся скульптурой (на вечерних курсах). Среди его друзей были Писсарро, Дерен, Пюи, Марке, с которым он расписывал декоративный фриз, Миньяк, Кросс, Майоль и другие известные художники того времени.

В 1901 года Матисс начал выставлять свои работы в Салоне независимых, в галерее Берты Вейль, Осеннем салоне. Работая в 1904 году с Синьяком и Кроссом, Матисс был увлечен дивизионизмом - живописной системой, которая основывалась на методичном разложении сложного цветового тона на чистые цвета, зафиксированные на полотне отдельными мазками в расчете на их оптическое смешение при зрительном восприятии.

А в 1905 году Матисс стал лидером нового направления - фовизма. На Осеннем салоне вместе с ним выставлялись Манген, Пюи, Марке, Дерен, Вламинк, Вальта, которые разделяли его взгляды на живопись, как и он, стремились основное внимание уделять цветовому решению своих композиций, строили их на соотношении ярких локальных цветовых пятен.

В 1906 году в Салоне независимых Матисс экспонировал одну из самых больших своих композиций "Радость жизни", которая потом послужила основой для панно "Танец". В это время он делал гравюры на дереве и литографии. На некоторое время поехал в Алжир, а потом в Италию.

В 1907 году группа фовистов распалась, а Матисс открыл свою мастерскую. Его картины экспонируются в Нью-Йорке, Москве, Берлине. Он публикует "Заметки живописца" и поселяется в пригороде Парижа Исси-ле-Мулино.

В 1910 году в Осеннем салоне разгорелся скандал из-за его панно "Танец" и "Музыка". В 1911 году Матисс посетил Москву, в 1912 - Марокко, начал выставлять скульптуру. С этого времени его персональные выставки проходили во многих городах мира, а галерея Бернхейм-Жен регулярно организовывала его персональные экспозиции.

В 1920 году Анри Матисс по просьбе С. Дягилева сделал макеты декораций и эскизы костюмов для русских балетов.

В 1921 году он переселился в Ниццу, начал работать над книжными иллюстрациями и по заказу американца Барнса сделал монументальную роспись-панно "Танец", которая была установлена в городе Мерионе в 1933 году.

Сын художника Пьер открыл в Нью-Йорке свою галерею, где выставил работы отца. Перенеся в 1941 году тяжелую операцию, в последние годы Матисс больше работал как художник книги, увлекся коллажами.

Матисс больше всего любил рисовать цветы, деревья и женщин. Вот как сам он писал о своей работе: "Я целиком завишу от своей модели, которую я изучаю, когда она свободна от позирования, и лишь затем я решаюсь выбрать для нее позу, более всего соответствующую ее существу. Когда я беру новую модель, я вижу подходящую для нее позу тогда, когда она находится в состоянии расслабленности и покоя, и я становлюсь рабом этой позы. Я работаю с этими девушками иногда по многу лет, пока не иссякнет интерес. Мои пластические знаки, возможно, выражают их душевное состояние... интересующее меня безотчетно..."

Именно поэтому его женщины подобны цветам, а цветы - живым людям...

Матисс дал новое видение мира. Если великий Леонардо да Винчи утверждал, что главное чудо живописи - в умении передать объемность вещи, то Матисс все перевел в плоскость. Яблоко из шара превратилось в круг. Матисс отнял у живописи глубину и начал изменять натуру, делать ее созвучной своим мыслям. Он мог подчинить человеческую фигуру линии орнамента, как это происходит в его "Красной комнате", мог сместить фигуру относительно опоры - это он проделал в "Стоящей Зоре". Даже пол у него вдруг делался покатым, а цвета давали физическое ощущение струившегося знойного воздуха ("Вход в Козба") или прохладной прозрачной воды в аквариуме ("Красные рыбы").

С каким восторгом выписывал Матисс узоры восточных ковров, как тщательно добивался точных, гармоничных цветовых соотношений! Великолепны, полны таинственного внутреннего света и его натюрморты, портреты, ню.

Искусствоведы говорят, что, если бы Матисс не был живописцем, он вошел бы в десятку лучших французских скульпторов. Он первым применил деформацию ради экспрессии, и, как сам признавался, если Майоль, как мастера античности, работал объемами, он, подобно мастерам Возрождения, был увлечен арабесками, добивался изысканной линии силуэта. Одна из самых известных бронзовых статуй Матисса "Большая сидящая обнаженная" была создана в 20-е годы - в то же время, что и его полотна "Одалиска" и "Обнаженная, сидящая на голубой подушке".

Современники рассказывали, что, когда Матисс лепил, он слишком часто смачивал глину, и от этого при повороте станка фигуры часто падали, разрушались. Тогда Матисс брал в руки кисть и переносил свое пластическое видение на полотно.

Одной из последних больших работ Анри Матисса было оформление "Капеллы четок" в Вансе близ Ниццы, где он с 1948 по 1951 год работал и как архитектор, и как живописец, и как скульптор, и как декоратор.

Рисунок, необычный, легкий, пластичный, всегда занимал в творчестве Матисса одно из главных мест. В 20-е годы его рисунки были хорошо разработаны и конкретны, позже он увлекся рисунками кистью, которые получались у него удивительно колористичными. В 1919 году среди его рисунков появляется "тема шляпы со страусовыми перьями", в 1935 - "тема зеркал", в 1940 - "тема женщины в кресле", а в 1944 - "тема персиков". В технике рисунка - монументального, образно-пластичного - выполнена и его последняя роспись в "Капелле четок".

Луи Арагон в своем не совсем обычном романе "Анри Матисс" писал:

Всю жизнь

Рисовать ему слово, звучащее в нем...

В 1952 году в Като-Камбрези был открыт музей Анри Матисса. Открыт при жизни художника.

В статье, которая называлась "Нужно смотреть на мир глазами ребенка", Анри Матисс приоткрыл тайну свежести и обаяния своих произведений: "Я полагаю, что для художника нет ничего труднее, чем писать розу; но создать свою розу он может, лишь забыв обо всех розах, написанных до него... Первый шаг к творчеству состоит в том, чтобы увидеть истинный облик каждого предмета... Творить - значит выражать то, что есть в тебе".

Матисс прожил долгую жизнь, за которую он создал множество живописных полотен, графических работ, скульптурных композиций из керамики и панно, в том числе в технике декупаж. Его творчество было по достоинству оценено современниками во всем мире, хотя нередко его новаторские приемы становились причиной ожесточенных споров.

Юность

Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Любовь к искусству он унаследовал от матери, которая увлекалась художественной росписью керамики. Хотя, согласно традиции, именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. В 1888 году Матисс получил диплом юриста и, вернувшись в родной город, стал работать клерком у местного присяжного поверенного.

Первые шаги в искусстве

Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Дело в том, что в 1889 году юноша попал в больницу с острым приступом аппендицита и был вынужден провести там долгих два месяца Чтобы развлечь сына, мадам Матисс подарила ему акварельные краски, и он стал коротать время, копируя цветные открытки. Это занятие так увлекло молодого человека, что после выписки из больницы он заявил родителям о своем твердом намерении стать художником. Несмотря на сопротивление отца, Анри записался в школу рисунка в городе Тур, где готовили чертежников для работы в сфере текстильной промышленности. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией.

Учеба в Париже

В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. С этой целью он вновь отправляется в Париж и поступает в Академию Жюлиана, где учится сначала у А. Бугро, а затем — в Школе изящных искусств у Последний предрекает ему блестящее будущее и одним из первых отмечает новаторство молодого художника, выражающееся в смелых сочетаниях разных цветов. В этот период художник Матисс часто проводит дни в Лувре, копируя шедевры старых мастеров и известных художников 19 века, что, по его признанию, сделанному в старости, очень помогло мастеру в дальнейшем творчестве.

Импрессионистский период

С 1896 года картины Матисса начинают выставляться в знаменитых салонах Парижа, и он приобретает определенную известность среди парижских любителей живописи. В этот период художник находится под сильным влиянием импрессионистов и их последователей. Более того, очень часто, рассказывая о творениях постимпрессионистов, специалисты приводят в пример и некоторые произведения, которые создал Матисс: натюрморты “Бутылка схидама”, “Фрукты и кофейник”, “Десерт”, “Посуда и фрукты”.

В последующие несколько лет художник начинает также заниматься скульптурой и работать в технике дивизионизма, предполагающей использование раздельных точечных мазков. В 1905-м большие споры вызывает манера письма картины Матисса ”Роскошь, покой и сладострастие”, в которой он сочетает декоративизм модерна с пуантилизмом.

Фовизм

Рассматривая творчество Матисса, нельзя не упомянуть о новом направлении живописи, родоначальником которого стал этот художник. Речь идет о фовизме. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Для этой выставки Матисс написал несколько работ, включая знаменитое полотно “Женщина в зеленой шляпе”. Кроме того, в течение первого десятилетия 20 века художник стал активно интересоваться африканской скульптурой, арабским декоративным искусством и японской ксилографией, и вскоре в его живопись начинают проникать этнические мотивы. Однако это не помешало специалистам рассматривать произведения этого периода как неотъемлемую часть фовизма.

"Академия Матисса"

В 1908 году в Париже художник основал живописи. Она получила название "Академия Матисса", и за время, когда он там преподавал, ее успели окончить 100 студентов из Франции и других стран Европы. Обучение в школе было бесплатным, так как художник не преследовал коммерческих целей и желал только передать свое видение искусства молодому поколению.

Параллельно с преподавательской деятельностью Матисс писал картины. Так, он создал три для московского дома известного российского коллекционера С. И. Щукина. В частности, его произведение “Танец”, которое сегодня можно увидеть в Эрмитаже, считается одной из самых знаменитых работ живописца.

Творчество между двумя мировыми войнами

В 1920 году художник создает эскизы костюмов и декораций для балета “Соловей” И. Стравинского и пишет цикл “Одалиски” в подражание Ренуару. Картины Матисса этого периода, в частности “Компотница и цветы”, приносят ему известность в кругу американских любителей живописи. Спустя десять лет художник отправляется на Таити, а затем создает панно, изображающее восемь танцующих фигур, для фонда Барнса в Филадельфии. В процессе работы над эскизами для этого монументального произведения он нередко использует технику декупаж. Тогда же он знакомится со своей главной музой — Лидией Делекторской, отношения с которой становятся причиной развода с мадам Матисс. Портреты юной российской эмигрантки, в которых художник выразил весь пыл своей поздней страсти, сегодня украшают лучшие музеи мира, их можно увидеть и в России.

Жизнь в годы оккупации

Вторая мировая война стала тяжким испытанием для Матисса. Волей судьбы он остается в Ницце совсем один, вдали от детей, и его единственным утешением является Лидия Делекторская. К счастью, освобождение Франции союзниками спасает от гибели дочь и бывшую супругу художника, которые были задержаны гестапо за антифашистскую деятельность.

“Капелла четок”

В 1948-1953 гг. художник работает над оформлением интерьера часовни Розер в Вансе. Она сегодня известна как “Капелла четок”. В этой своей последней работе мастер синтезировал все лучшее, что было в его творчестве в предыдущие годы.

Стены часовни покрыты глазурованными плитами белого цвета, на которых изображены святой Доминик в виде фигуры без лица высотой 4,5 м и Святая Дева с младенцем Иисусом. Также можно увидеть сцены Страшного суда, выполненные одной только черной краской, а венчает капеллу изображение неба, над которым парит ажурный крест.

Особенности творчества

Картины Матисса обычно писались сериями, так как художник, стремясь к совершенству, создавал сразу несколько вариантов одного и того же произведения. Основными темами работ являются танцы, пасторали, музыкальные инструменты, красивые вазы с сочными плодами, экзотические сосуды, ковры и пестрые ткани, а также виды из окна.

Передать наслаждение от цвета и красоты внешних форм — вот главная цель, которую преследует Матисс. Картины, с названиями которых вы уже знакомы, сегодня являются украшениями частных коллекций и музеев по всему миру, а также бьют ценовые рекорды на аукционах.

Произведения, выставленные в музеях нашей страны

Вас интересует техника, в которой писал Матисс? Картины (с названиями, естественно) можно увидеть и в России. В частности, несколько полотен этого художника, такие как “Синий горшок и лимон”, “Посуда на столе”, “Вид Коллиура” и др., выставляются в Эрмитаже. Кроме того, в Музее им. Пушкина хранятся такие произведения, как “Красные рыбы” и “Синий кувшин”.

Анри Эмиль Бенуа Матисс (Henri Matisse) . Родился в 1869 г. 31 декабря в Ле Като - умер в 1954 г. 3 ноября близ Ниццы в Симье. Будучи очень известным художником, произвёл настоящую революцию в истории , его зарождении и становлении как важного стиля изобразительного искусства. Французский художник изображал мир в очень понятных, выразительных и чистых композициях. В этих картинах нет ничего лишнего, только то, что Анри Матисс хотел донести до своего зрителя. В этом заключается весь фовизм и весь Матисс.

В 1892 году Матисс поступил в Парижскую Академию Жюлиана, где учился у самого А.В.Бугро. После обучения, с 1893 по 98 годы занимался живописью в мастерской школы Изящных Искусств Г.Моро. Моро разглядел в творчестве этого художника настоящий талант и предрекал ему большое будущее, в чём и оказался прав. В это время Анри копирует картины мастеров мировой живописи в Лувре, интересуется творчеством Делакруа, и др. С 1896 г. он начинает выставлять свои работы в салонах.

1901 год можно назвать годом становления художника. Он постепенно перестаёт копировать других художников и находит свое видение мира через картины. В частности, его палитра сильно светлеет, появляется своеобразная техника импрессионистского мазка. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Создаёт несколько отличных картин, где модерн, импрессионизм сочетался с точечной манерой письма. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала “Женщина в зелёной шляпе”. Это произвело настоящий фурор во всей среде живописцев, ценителей и критиков и послужило налом становления нового жанра. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство.

Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец . В настоящее время существует в двух версиях. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Танец была создана в 1910 г. Это полотно было создано Анри Матиссом для Московского особняка С.И.Щукина. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит.д. Пять обнажённых людей на вершине холма был нарисован всего тремя красками - зелёным, синим и красным. По прошествии времени, монументальное полотно Танец стало одним из самых ярких и значительных во всём творчестве Матисса.

Необходима качественная перевозка антиквариата или реликвий? В этом вам поможет перевозка культурных ценностей от компании «Юлэкс». Работа специалистов, использование специальных упаковочных материалов, аккуратная перевозка без риска повреждения ценных вещей.

Автопортрет

Итальянка

Женщина в шляпе

Красная комната

Красные рыбки

Мастерская художника

Одалиска в красных шароварах

Площадь в Сен-Тропе

Поднятое колено

Портрет Делекторской



Рассказать друзьям