Театр эстрады что. Театр эстрады и Музей «Дом на набережной

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Каждый дом, особенно если это не типовая многоэтажка, имеет свой характер. Вокруг старых строений с годами возникает определенная аура, которую могут почувствовать как жители и гости, так и прохожие. Одно из самых известных московских зданий - Дом на набережной, безусловно, обладает сильной энергетикой. Найти его по адресу: Москва, улица Берсеневская набережная д. 20.

Настроение, которое он вызывает, вряд ли можно назвать радужным, и это связано с его необычной и отчасти трагической историей.

История дома

Двенадцатиэтажный дом номер два по улице Серафимовича, занимающий площадь около трех гектаров, получил название «Дом на набережной» с легкой руки писателя Юрия Трифонова, чья семья жила здесь в 30-е годы прошлого века. А официально это здание именовалось Домом правительства или Домом ЦИК и СНК СССР.

Он был построен в 1931 году специально для партийной элиты того времени по проекту знаменитого архитектора Бориса Иофана. Здесь жили известные ученые, герои гражданской войны, герои Труда, известные писатели и деятели культуры. Здесь жила великая балерина Уланова, в доме до сих пор существует ее мемориальная квартира.

Одним из первых жителей дома был Куйбышев. Здесь проживали Жуков и Тухачевский. А квартиру номер 37 занимала Светлана Аллилуева, дочь Сталина.
В доме был построен кинотеатр «Ударник», являвшийся по тем временам самым большим кинозалом Москвы. В этом доме был открыт спортивный зал, универмаг, клуб, ставший впоследствии театром Эстрады. Можно сказать, что Дом на набережной стал одним из первых элитных жилых комплексов столицы.

Первоначально это было здание гостиничного типа. Одна из старейших жительниц этого дома, Тамара Тер-Егиазарян, скончавшаяся в 2009 году, рассказывала, что жильцы въезжали в квартиры, полностью обставленные мебелью. Здесь было все, включая посуду. Можно было даже получить постельное белье. Жильцам не было необходимости готовить, ведь на первом этаже здания находилась столовая и прачечная. Именно поэтому кухни в этом доме удивительно маленькие.

Потолки в квартирах были покрыты художественной росписью, на полу дубовый паркет. Из кранов текла горячая вода, что в то время было чем-то невероятным. Вся обстановка была продумана до мелочей, а предметы имели инвентарные номера, при въезде жильцы расписывались в получении мебели и посуды.

Дом на набережной был символом роскоши и власти. Многие завидовали счастливым новоселам, получившим жилье с видом но Кремль, не подозревая, какое страшное будущее ждет многих из них. К сожалению, из двух тысяч жителей этого дома, 700 человек стали жертвами репрессий во время Большого террора в 30х годах прошлого века. Трагическая судьба людей, исчезавших ночами из квартир целыми семьями, наложила отпечаток на отношение последующих поколений ко всему дому.

Загадки и легенды Дома на набережной

Мрачная аура дома, которую чувствуют многие москвичи, связана с историей места, на котором выстроено здание. Когда-то здесь было болото, где казнили государственных преступников, здесь же пролегал путь, по которому гнали каторжников к местам заключения.

В 16 веке место, где ныне возвышается Дом правительства, считалось гиблым. Бояре, пытавшиеся выстроить здесь хоромы, трагически погибали один за другим.

Говорят, что дом на набережной был построен прямо на старинных надгробиях, хотя, возможно, это пустые слухи.

Одна из главных загадок Дома на набережной связана с таинственным 11-м подъездом. То есть, в доме есть десятый подъезд, после которого следует двенадцатый, а одиннадцатый отсутствует.

Со стороны двора как раз между этими двумя подъездами есть маленькая дверь, ведущая на узкую темную лестницу. Официальная версия заключается в том, что 11-й подъезд был предназначен для нужд рабочих и другого персонала, обслуживающего дом. Однако в народе ходит молва, что этот узкий проход использовали сотрудники НКВД, для того чтобы слушать, что происходит в квартирах.

Говорили также, что из здания тянутся подземные ходы на Лубянку и в Кремль, и что арестованных спускали на лифте в подвальные помещения, а оттуда напрямую этапировали в застенки.

Ходят слухи, что Дом на набережной полон призраков расстрелянных жильцов, которым так и не удалось освоиться на новом месте обитания.

Так, есть известная легенда о Дочери Командарма, который был арестован вместе со своей женой на службе. За их дочерью пришли вечером. Однако она наотрез отказалась открывать дверь, угрожая тем, что застрелит из отцовского нагана первого, кто войдет в квартиру. Нарком Ежов распорядился наглухо забить двери квартиры и отключить воду, свет и телефон. Целую неделю узница звала на помощь, но потом крики стихли. И неизвестно, погибла ли она от голода, или застрелилась. Местные жители утверждают, что с той поры ее призрак часто можно встретить на набережной около Театра Эстрады.

Рассказывают странные истории о музыке и голосах, доносящихся из пустых квартир Дома на набережной. До сих пор жильцов пугают ночами странные звуки, несущиеся из-за стен.

Кстати нынешние обитатели дома отмечают удивительно хорошую слышимость между квартирами. Говорят, что это не строительный брак, а намеренно созданная особенность конструкции, которая позволяла сотрудникам НКВД слушать разговоры знаменитых жильцов.

Дом на набережной в наши дни

Сейчас Дом на набережной, как и прежде, представляет собой место, где живут известные люди. Это и актриса Наталья Андрейченко, и Александр Домогаров, а также семья бывшего министра здравоохранения Юрия Шевченко.

В доме силами жильцов организован музей, посвященный памяти жертв сталинских репрессий. Кроме того, в музее воссоздана обстановка 30-х годов прошлого века, экспозиция имеет историческую и образовательную ценность.

Дом практически не изменился за долгие годы. Он не пострадал во время немецких бомбардировок, пережил и послевоенную разруху. Сейчас он является памятником истории и охраняется государством.

Несмотря на зловещие слухи, окружающие это здание, самые старые жители любят его и не считают несчастливым. Для кого-то Дом на набережной является символом горя и страха, а для кого-то – это просто дом, напоминающий о детстве.

Театр эстрады был открыт в 1954 г. Правда, первое его помещение располагалось совсем в непривычном для многих месте – в районе Маяковской площади. В 1961 году труппа театра под руководством Н. Смирнова-Сокольского переехала в новое помещение, которое располагалось в знаменитом доме на Берсеневской набережной.

Здесь блистали многие театральные и музыкальные коллективы, . Зрители ходили на выступления знаменитого театра миниатюр под руководством А. Райкина и оркестра Л. Утесова. На сцене Театра эстрады проходили первые выступления А. Пугачевой, В. Леонтьева, С. Ротару, Ф. Киркорова.

Кстати, весь 49-й сезон в Театре Эстрады прошел под знаком мюзикла «Чикаго», спродюсированный в каком-то смысле воспитанниками театра А. Пугачевой и Ф. Киркоровым.

В театре выступали и многие звезды: удивительные М. Матье и Э. Пиаф, великолепная М. Дитрих, Ш. Азнавур, С. Адамо, М. Влади и многие другие. После того, как в 1983 году в театр пришел Борис Брунов, в нем стали устраивать бенефисы и проводить вечера памяти выдающихся актеров. В 1997 году, после смерти Брунова, театр возглавил Геннадий Хазанов.

В Театре Эстрады идут несколько спектаклей, которые неизменно собирают полный зал. Например, спектакли «Смешанные чувства» и «Ужин с дураком».

Открылся 5 июня 1954 года на площади Маяковского (Триумфальной), где в 10-е годы работало популярное в Москве варьете "Альказар", а в 1925-1927 годах эстрадный театр под таким же названием. В связи с созданием здесь же на Триумфальной площади (в здании 2-го Госцирка) Московского мюзик-холла помещение "Альказара" было отдано Московскому театру сатиры. После закрытия Мюзик-холла (1936) столичная эстрада не имела своей площадки. Для создания МТЭ немало сделал его первый художественный руководитель Н. Смирнов-Сокольский.
В 1961 году МТЭ переехал в здание на Берсеневской набережной, открылся 18 февраля программой "Приглашаем на новоселье", ее вели Б. Брунов и Э. Радов. Среди участников: К. Шульженко, Р. Зеленая, А. Шуров и Н. Рыкунин и другие. После смерти Смирнова-Сокольского МТЭ в разное время руководили А. Тутышкин, И. Шароев, П. Васильев, с 1970 - Конников, поставивший здесь ряд эстрадных театрализованных программ "Птица-тройка", "Песня остается с человеком". С 1983 года главный режиссер и худ. руководитель театра - Борис Брунов.
Ставились спектакли и с театральными актерами - "Женщина с цветком и окнами на север" Э. Радзинского с Т. Дорониной, "Случайный вальс" С. Алексиевич с Э. Быстрицкой и др. К концу 80-х гг. были поставлены спектакли "Три вопроса", "Круглая луна" по пьесам В. Коклюшкина с участием молодых Е. Шифрина и К. Новиковой, "Птичий полет" М. Жванецкого в исполнении В. Ильченко и Р. Карцева, моноспектакль Карцева "Моя Одесса" и другие. Стабильно продолжает работать Театр Петросяна. Число сборных программ в 80-е годы уменьшилось, их заменили сольные концерты (А. Пугачева, И. Кобзон, Л. Долина, С. Ротару, К. Семенова, О. Газманов и другие) и авторские вечера (М. Жванецкий, М. Задорнов и другие).

/ Художественный руководитель Юрий Гальцев

Художественный руководитель Юрий Гальцев

Заслуженный артист Российской Федерации

В декабре 2008 года у Театра Эстрады им. А. Райкина появился новый художественный руководитель – Юрий Гальцев.

Что делает новый художественный руководитель, когда приходит в театр? Кто-то устраивает «революцию», пытаясь вдохнуть в театр новую жизнь, новую эстетику. Кто-то при выработке художественной политики все же ищет компромисс между собственными желаниями и ожиданиями зрителя. Кто-то ориентируется на сложившиеся традиции и пытается заручиться поддержкой «старой гвардии». Гальцеву ни один из указанных вариантов не подходил. Потому что Театра Эстрады по сути и не существовало. Коренные петербуржцы-ленинградцы может быть и помнили «золотой век» Аркадия Райкина, когда Театр Эстрады был не менее любим публикой, чем БДТ Георгия Товстоногова. В своем жанре этой сцене не было равных – очередь за билетами на спектакли могла идти по улице Желябова (ныне – Большой Конюшенной) вплоть до Невского проспекта. После переезда Райкина в Москву ситуация изменилась. Эта площадка стала восприниматься как обычный концертный зал, где показывают веселые антрепризы и куда порой заезжают столичные гастролеры.

Гальцеву предстояло создать театр «с нуля». Проще это или сложнее, чем влиться в сложившийся театральный коллектив? Вопрос непростой, и адресовать его нужно самому Юрию Николаевичу. А он часто повторяет: театр он возглавил ради памяти человека, имя которого этот театр носит. Просто смотреть на упадок сцены, где он сам выступал второкурсником Ленинградского театрального института и вживую видел выступления Аркадия Райкина, он больше не мог. Именно поэтому, несмотря ни на какие проблемы, новая работа доставляет ему удовольствие. А проблем за эти годы было достаточно. Капитальный ремонт здания, которого не было со времен Райкина, смена руководства, формирование труппы, приход в театр целого курса молодых артистов, поиск режиссеров, поиск материала. Но главное – поиск ответа на вопрос: «Каким должен быть театр, представляющий эстрадный жанр?»

Действительно, каким? Театров в Петербурге немало, хочется, чтобы каждый имел свое «лицо», свое особое дыхание, свою атмосферу. Постепенно под руководством Юрия Гальцева в театре формируется репертуар, который представляет самые разные эстрадные жанры: танец в спектакле фламенко «Фрида», конферанс, пародию и юмористические скетчи в шоу-программе «Кабаре «Медведь»», авторскую песню в «Концерте для своих!» (Юрий Николаевич исполняет «для своих» песни собственного сочинения), лирическую клоунаду в «Комедии на колесах, или Велодраме». А еще в афише театра – популярные во все времена комедии, мюзиклы и прекрасные постановки для детей. Юрий Николаевич Гальцев: Представляете, во время спектакля стою за кулисами – наблюдаю за своими учениками, а за спиной у меня... гримерная Аркадия Исааковича Райкина. Какое же невероятное счастье – понимать, что театр, хранящий память о великих артистах советской эстрады, жив. Он наполнен энергией молодых талантливых актеров. Он имеет свой особый и неповторимый стиль, свой дух. У каждого из нас в жизни много забот, тревог, волнений. И у каждого должно быть место, куда можно прийти и просто отдохнуть, рассмеяться от души, хоть на пару часов позабыв обо всех своих проблемах. Очень хочу, чтобы для вас таким местом стал Театр Эстрады

Спектакли и программы в Театре Эстрады

Дискография

  • 2000 - «Ух ты и другие приключения Юрика»
  • 2003 – альбом песен для детей от 3-х до 9-ти лет «Золотая горка» (совместно с Д.Тухмановым и Ю.Зиминым)
  • 2005 – «Классика жанра» (эстрадные монологи)
  • 2009 – «Середина лета» (автор музыки – Ю.Гальцев).

Фильмография

  • «Джек Восьмеркин-Американец»,
  • «Филипп Траум»,
  • «Рэкет»,
  • «История про Ричарда, Милорда и прекрасную Жар-птицу»,
  • «Шизофрения»,
  • «Любовь зла…»,
  • «Про уродов и людей»,
  • «Улицы разбитых фонарей»,
  • «Агент национальной безопасности»,
  • «Убойная сила»,
  • «Империя под ударом»,
  • «Чёрный ворон»,
  • «Ключи от смерти»,
  • «Русские страшилки»,
  • «Сказ про Федота-стрельца»,
  • «Повелитель луж»,
  • «С Новым годом! С новым счастьем!»,
  • «Тимур и его коммандос»,
  • «Двенадцать стульев»,
  • «Жмурки»,
  • «Новогодний киллер»,
  • «Русские деньги»,
  • «Королевство кривых зеркал»,
  • «Гитлер капут!»,
  • «Золотая рыбка»,
  • «Золотой ключик»,
  • «Самый лучший фильм-2»,
  • «Банкрот»,
  • «Человек с бульвара Капуцинок»,
  • «Ржевский против Наполеона» и многих других.

Озвучивал мультфильмы: «2+1=1», «Щелкунчик».

Московский государственный театр Эстрады открылся в июне 1954 года. Новый театр получил здание на площади Маяковского, в котором когда-то был ресторан «Альказар», а затем работал Театр Сатиры. Создателем театра Эстрады стала группа ведущих артистов московской эстрады во главе с народным артистом РСФСР Н. П. Смирновым-Сокольским. В феврале 1961 года Н.П. Смирнов-Сокольский перерезал алую ленточку во второй раз - театр Эстрады переехал на Берсеневскую набережную, где работает и по сей день.

Театр подарил зрителям незабываемые встречи с Ленинградским театром миниатюр под руководством Аркадия Райкина, оркестрами Леонида Утесова, Олега Лундстрема, Бориса Ренского, Эдди Рознера. Театр Эстрады гордится тем, что на его сцене начал свою жизнь Театр двух актеров – Марии Мироновой и Александра Менакера. На этой сцене делали свои первые шаги такие звезды как Алла Пугачева, София Ротару, Валерий Леонтьев, Евгений Петросян, Геннадий Хазанов, Александр Серов, позднее Филипп Киркоров, Игорь Саруханов, Ирина Отиева, Александр Новиков, Андрей Бандера, Елена Ваенга, Денис Майданов. Первые сольные концерты Олега Газманова, Сергея Пенкина, Юлиана также прошли в театре Эстрады. В разные годы здесь выступали зарубежные звезды, среди которых Эдит Пиаф, Мирей Матье, Марлен Дитрих, Дин Рид, Сальваторе Адамо, Марина Влади, Жак Брель, Шарль Азнавур, Би Би Кинг, Пьер Ришар, Гленн Хьюз, Жан Татлян… На сцене театра проходили Всесоюзные и Всероссийские конкурсы артистов эстрады; юбилейные вечера известных композиторов, артистов и коллективов, в числе которых Изабелла Юрьева, Марк Бернес, Николай Рыкунин, Леонид Дербенев, Сергей Захаров, Семен Фарада, Михаил Задорнов, ансамбль «Ариэль» и другие.

Значительный вклад в развитие эстрадного искусства внесли спектакли, созданные на сцене театра такими мастерами эстрады как Геннадий Хазанов («Мелочи жизни», «Очевидное и невероятное», «Маленькие трагедии», «Праздник, который всегда...»), Евгений Петросян («Доброе слово и кошке приятно», «Инвентаризация», «Дураки мы все», «Страна Лимония, деревня Петросяния», «Когда финансы поют романсы»), Клара Новикова и Ефим Шифрин («Круглая луна», «Соло для кровати со скрипом», «Я смеюсь, чтобы не плакать»). На сцене театра в различных спектаклях играли многие народные и заслуженные артисты России, среди которых Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Виталий Соломин, Лариса Удовиченко, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Владимир Меньшов, Вера Алентова, Татьяна Васильева, Евгения Симонова, Чулпан Хаматова, Елена Проклова, Валерий Золотухин, Александр Абдулов, Андрей Панин и другие. 49-й театральный сезон был отдан мюзиклу «Чикаго», продюсерами которого выступили Алла Пугачева и Филипп Киркоров. А в январе 2009 года на сцене театра 50-летие отметила эстрадная студия МГУ «Наш Дом».

Большой популярностью у зрителей уже много лет пользуются спектакли Театра Антона Чехова. Спектакль «Ужин с дураком», в котором блистают Олег Басилашвили и Геннадий Хазанов уже более 10 лет собирает полный зал. 50-й юбилейный сезон открылся премьерой спектакля Леонида Трушкина «Смешанные чувства» с Инной Чуриковой и Геннадием Хазановым в главных ролях. С аншлагами проходит и спектакль Леонида Трушкина «Все как у людей» (премьера состоялась в октябре 2004 г.), в котором заняты Геннадий Хазанов, Галина Петрова, Борис Дьяченко, Инга Оболдина и другие актеры. Свой 60-летний юбилей художественный руководитель театра, Народный артист России Геннадий Хазанов отметил 1 декабря 2005 года премьерой спектакля «Морковка для императора», где он играет роль Наполеона.

Театр Эстрады уже много лет занимается благотворительной деятельностью, организовывая концерты и праздничные вечера для ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и пенсионеров, воспитанников интернатов и детских домов. В числе зрителей не редко можно встретить известных политиков, бизнесменов и спортсменов, телеведущих и режиссеров, поэтов и композиторов, артистов эстрады, театра и кино. В юбилейном 50-м сезоне театр Эстрады встретил зрителей в обновленном интерьере. Были переоборудованы фойе и гардероб, создано театральное кафе. В зрительном зале впервые за 20 лет были заменены зрительные кресла. Театр сегодня может гордиться и современной свето- видео- и звукоаппаратурой.

В этом сезоне Театр приготовил сюрприз для юных зрителей. Совместно с Академией Детского мюзикла на сцене театра поставили современный мюзикл «Снежная Королева». Художественный руководитель театра, Геннадий Викторович Хазанов, давно мечтал о «Снежной королеве». Когда-то, еще ребенком, увидел он этот спектакль по сказке Андерсена и «заболел» театром на всю жизнь. Поэтому, когда руководители Академии Детского Мюзикла обратились к нему с предложением о сотрудничестве в работе над этой сказкой, Геннадий Викторович с удовольствием включился в творческий процесс. Даже в условиях жесткой конкуренции детских развлекательных проектов современной Москвы мюзикл «Снежная королева» безусловно стал лидером.

Только на сцене Театра Эстрады можно теперь увидеть известный и уникальный Театр клоунады «Лицедеи». Клоунада «Летите и Пилите» состоит из лучших номеров Леонида Лейкина при участии других знаменитых актёров театра «Лицедеи» - Анвара Либабова, Виктора Соловьёва, Анны Орловой и других. Многие из этих номеров Россия ещё не видела!

Каждый сезон Театр Эстрады дает возможность москвичам и гостям столицы встретиться с любимыми актерами театра и кино на их творческих вечерах. Здесь зрители могут напрямую задать свои вопросы любимым актерам, познакомиться с ними как с личностями и увидеть все грани их таланта. В этом сезоне на сцене Театра Эстрады был представлен творческий вечер Сергея Гармаша. Огромный интерес был к встрече с самой востребованной и известной актрисой Чулпан Хаматовой.

Театр находится в творческом поиске, постоянно на его сцене появляются новые спектакли и концерты, творческие вечера и юбилейные программы артистов самых разных жанров.



Рассказать друзьям