Тихий ангел пролетел звездами отмеченный. Тихий ангел пролетел читать онлайн, абрамов сергей александрович

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Во время войны Израиля с филистимлянами произошло одно знаменательное событие, кардинально изменившее историческую судьбу богоизбранного народа. Оно связано с героической победой будущего царя Давида над огромным филистимлянским воином, потомком великанов-Рефаимов. Два войска встали у Соко друг против друга. Они расположились на двух холмах, между ними была долина, но евреи не хотели спускаться в долину, так как у филистимлян было бы преимущество за счет боевых колесниц, те же не хотели рисковать в горной местности, где легкое подвижное войско израильтян превосходило их. Тогда филистимляне выдвинули своего знаменитого богатыря, Голиафа из Гефа, для решающего поединка с израильским ратником. Сорок дней подряд выходил Голиаф на поле, предлагая сразиться с ним и понося еврейских воинов самыми отборными похабными словами. Никто не вышел против Голиафа из военного стана Израиля. Страх сковал души еврейских воителей. Никто даже не смел взглянуть в сторону бряцающего огромным щитом филистимлянина. Он возвышался на поле как огромный сверкающий стог . Броня на нем кипела от солнца. Копье его было такое огромное, что на него можно было нанизать несколько быков.

Как младшему члену семьи, отец Иессей из Вифлеема, поручил Давиду пасти овечьи стада, и он по многу дней и ночей проводил в полях. На овец часто нападали львы и медведи, но безуспешно, юноша, одаренный физической силой и ловкостью, убивал их порой, буквально, голыми руками. Старшие братья Давида служили в армии царя Саула и Давид, по поручению отца, однажды пришел навестить их и ободрить. Услышав поносные слова Голиафа, а потом и разглядев его топающим подобно бронированному гиппопотаму по полю, он пришел в негодование и вызвался принять бой. Еврейские воины были настолько морально деморализованы, что никто, даже царь Саул, не попытались по-настоящему отговорить Давида, не умевшего владеть мечом, от этого самоубийственного поединка. Может быть, каждый думал, что же, пусть юноша погибнет смертью храбрых, но зато честь Израиля будет спасена. Давид отказался от громоздких доспехов, так как не был привычен к ним, и вышел на бой с одной пращей, давней спутницей в его пастушеских бдениях.

«И стали Филистимляне на горе с одной стороны, и Израильтяне на горе с другой стороны, а между ними была долина. И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он - шести локтей и пяди (около 2 м 80 см - ред.). Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его - пять тысяч сиклей меди (около 60 кг. - ред.);медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его; и древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот (то есть один наконечник копья весил около 7 кг - ред.) сиклей железа, и пред ним шел оруженосец. И стал он и кричал к полкам Израильским, говоря им: зачем вышли вы воевать? Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне; если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам... Выступил и Филистимлянин, идя и приближаясь к Давиду, и оруженосец шел впереди его. И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицом. И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкой и с камнями? разве я собака? И сказал Давид: нет, но хуже собаки. И проклял Филистимлянин Давида своими богами. И сказал Филистимлянин Давиду: подойди ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым. А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам труп твой и трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле; и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши. Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину. И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицом на землю. Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида. Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали (1 Цар. 17. 1-52).

Доктор технических наук Хилькевич Яков пишет: «Многие художники, скульпторы и прочие граждане полагали (и полагают), что Давид убил Голиафа камнем из обычной ременной пращи.

Это сомнительно по многим причинам. Самое главное в том, что уложить камнем закованного в броню воина весьма и весьма маловероятно. Гипотеза ременной пращи не проходит и по причине противоречия тексту библии: «И взял палку свою в руку свою , и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в свою пастушескую сумку и в мешок, и с пращой в руке своей подошел к филистимлянину. И сказал филистимлянин Давиду: разве я собака, что ты идешь на меня с палками?» Ударение делается не то на палку, не то на палки. Правда можно понять и так, что Давид взял с собой и камни в сумке и палку и ременную пращу. Но этому противоречит другой отрывок: «И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицом на землю». Картина складывается противоречивая: Давид быстро бежит, держа в одной руке палку, а в другой пращу и на ходу заряжает пращу камнем. Для того, чтобы все эти действия совершить Давиду нужна третья рука, но ее как известно, у него не было. Двумя руками управиться с означенными наступательными движениями невозможно. Некоторые, например, В. Бацалев и А. Варакин в книге "Тайны археологии" полагают, что Давид пользовался чем-то вроде фустибалуса (пращи-посоха). Наиболее простой разновидностью такой пращи была палка, расщепленная на конце, куда и закладывался "снаряд". Пращу делали также в виде петли с палкой. Один конец петли мог скользить по палке, а другой - закреплялся наглухо. При сильном взмахе петля вытягивалась, закрепленный конец ее соскакивал с палки, а камень, находившийся в петле, освобождался и летел в цель. На древнеегипетских барельефах встречается изображение палки-пращи с ложковидным углублением на конце, что-то вроде половника или черпака с длинной ручкой. Краткость размаха делала такую пращу менее дальнобойной, но эта праща-«половник» позволяла метать камни и перезаряжать оружие одновременно двумя руками. Итак, по мнению Бацалева и Варакина, «он вышел на бой с двумя» пращами египетской конструкции, приблизился на нужное расстояние к простаку Голиафу (который принял оружие за палки, потому что не совершал исход из Египта) и, повременно зарядив обе пращи, поразил великана. В случае промаха Давид отбежал бы на безопасное расстояние и повторил бы попытку, ведь тяжеловооруженный филистимлянин не смог бы долго гоняться за будущим царем Израиля и Иудеи.

Хотя в гипотезе о праще-посохе безусловно есть основательный резон, но есть и очень сомнительные моменты. Фустибалус чуть не вдвое менее дальнобойное устройство, чем обычная ременная праща. То есть скорость вылета снаряда еще ниже, подбить из нее тяжело вооруженного воина еще менее вероятно, чем из ременной пращи . Да и Голиаф был опытным воином и должен был разбираться в пращах и луках. Ну, отбежал бы Давид несколько раз. Камни бы все равно кончились, и ему бы пришлось признать себя побежденным со всеми вытекающими. Так что по большому счету попытка у Давида была одна, первая, вторая и последующие имели бы значительно меньшие шансы на успех. Фактор неожиданности был крайне важен. Но мощность удара была не менее важна. Подбить такой бронзовый "танк" можно было, пожалуй, только из средневековой катапульты.

Но почему мы должны непременно считать, что свой пастушеский посох Давид использовал именно как негнущийся фустибалус? Таким разве что волков от стада отгонишь, а ведь пастушок Давид гонял даже медведей и львов! Но почему бы пастуший посох-пращу не сделать из тиса или вяза, ну, скажем еще и для выполнения функций шеста для перепрыгивания горных расселин? А ведь прыгун с шестом накапливает энергии значительно больше, чем ее накапливается в тисовом луке при натягивании одной рукой. Эта энергия сравнима уже с энергией катапульты или арбалета! А вдруг все было вот так:

И Голиаф получил неожиданный удар не из слабенькой пращи, а практически из катапульты. От такого удара трудно защититься, даже ожидая его. А фактор неожиданности был все же очень важен. Кстати, понятным становится тот факт, что «Давид быстро побежал навстречу Филистимлянину». Запасал кинетическую энергию. С ременной пращей и даже с фустибалусом «быстро бежать» нет смысла, т.к. кинетическая энергия камня увеличивается незначительно, а прицеливаться становится намного трудней. Таким образом, возможно, что «праща Давида» совсем не такая обычная штука».

Чем интересно для нас это небольшое инженерное исследование на библейскую тему? Какая разница из какого типа пращи Давид поразил Голиафа? Есть разница! Если согласиться с предлагаемой гипотезой доктора Якова Хилькевича, что Давид в битве с филистимлянским богатырем использовал особый вид палочной пращи, собственного изобретения, то образ простодушного пастушка Давида преображается. Перед нами предстает юноша, обладающий большой физической силой и значительным умственным потенциалом. Он был верен Богу Израиля и бесстрашно пошел в «неравный бой» с врагом своего народа, но он не был безрассудным, «бесбашенным» смертником. У него было мощное оружие, изобретенное им в долгих пастушеских бдениях в полях и на отрогах Земли Обетованной. Давид, уповая на помощь «Господа Саваофа, Бога воинств Израильских», кстати, в этом правильном наименовании Бога уже сказывается богословски-пророческий ум будущего второго еврейского царя, вышел на битву с Голиафом, зная о практической боевой мощи своего невидного оружия. Более того, так как оружие разработал сам Давид, то его внешний вид не был известен опытному и искусному в битвах филистимлянскому великану. Голиаф не смог распознать «в палке» грозное орудие возмездия и оказался внутренне обезоруженным, не готовым к смертельному противостоянию. Царь и пророк Давид в свой жизни еще множество раз показывал чудеса храбрости и военной смекалки, но с уверенностью можно сказать, что все они проистекли из его славной победы над филистимлянским воином-великаном.

Новак Евгения

Давид и Голиаф

Краткое содержание мифа

Микеланджело
Статуя Давида. 1501-1504
Академия изящных искусств
Флоренция

Давид — одна из величайших личностей еврейской истории. Библия повествует о нем более подробно, чем о какой-либо другой исторической личности, за исключением Моисея. Давид объединил разрозненные израильские племена в единый народ и превратил царство Израиля в могущественное государство.

Давид был вторым царем Израиля. Он являлся младшим сыном Иессея - вифлеемлянина из колена Иуды. Давид царствовал 40 лет (ок. 1005 — 965 до н. э.): семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи, затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи.

Один из самых известных эпизодов Ветхого Завета - это история Давида и Голиафа. Библия рассказывает, что Давид со своей семьей жил в городе Вифлееме, к югу от Иерусалима. Он был младшим из восьми сыновей. Трое его старших братьев сражались в армии царя Саула, а Давид пас овец своего отца на полях Вифлеема. Он был прилежным пастухом и делал все, чтоб уберечь свое стадо.

В то время народ Израиля вел войну против филистимлян. Среди воинов филистимлян было много гигантов. Самым мощным и сильным из них был трехметровый Голиаф, вселявший страх в сердца всех солдат царя Саула. А тогда существовал обычай: когда два войска сходились для битвы, из каждого из них выходил один солдат и они устраивали честный поединок. В таких поединках Голиаф уже поразил многих лучших воинов Саула.

Отец велел Давиду каждый день носить братьям пищу и воду, а потом возвращаться домой и рассказывать, что происходит на поле боя.

Однажды Давид вошел в лагерь царя Саула и услышал крики Голиафа. Он спросил братьев, кто это так громко кричит, и они рассказали ему о гиганте.

Давид знал, что Господь хранит его. Поэтому он отправился к царю Саулу и заявил, что сможет поразить великана.

Царь Саул рассмеялся и ответил:

Ты не сможешь победить этого человека, Давид. Ты очень молод и никогда не воевал, а Голиаф учился быть воином много лет.

Давид ответил:

Я пас овец моего отца, и когда медведь или лев хотели утащить ягненка, я устремлялся в погоню и убивал их. Господь хранил меня от диких зверей, Он сохранит меня и от руки этого филистимлянина.

Храбрость юноши впечатлила Саула и он сказал:

Прекрасно, но позволь мне дать тебе оружие, чтобы у тебя был хотя бы шанс на спасение.

Царь одел Давида в тяжелую металлическую кольчугу и шлем, дал ему прочный щит и огромный меч. Но Давид не привык к военным доспехам и чувствовал себя в них неудобно. Он поблагодарил Саула за помощь и сказал:

Если мне суждено победить Голиафа, то я должен это сделать по-своему. Господь хранил меня ото льва и медведя, Он сохранит меня и сейчас. Я верую в Него, и ничего другого мне не нужно.

Он снял кольчугу и шлем, положил на землю щит и меч. Потом взял свой деревянный посох и пращу, подобрал с земли пять гладких круглых камней и осторожно положил их в свой пастуший мешок.

Завидев Давида, великан Голиаф разразился смехом:

Ты меня оскорбил! Разве я пес тебе, чтобы подходить ко мне с камнями и палкой!

Давид ответил:

Ты можешь искать помощи у меча и копья, но у меня есть вера - а ее сила непобедима.

С этими словами Давид вытащил из сумки гладкий круглый камень, положил его в пращу, отвел назад руку и выпустил камень. Камень поразил Голиафа в лоб, и гигант с ужасным грохотом упал навзничь. Давид быстро подбежал к поверженному врагу, выхватил меч и отрубил ему голову.

Увидев, что случилось с их героем, филистимляне обратились в бегство, но солдаты царя Саула, вдохновленные храбростью Давида, кинулись в погоню и разгромили вражеское войско.

Образы и символы мифа

Караваджо. Давид с головой Голиафа
1606-1607. Галерея Боргезе, Рим

Давид - это один из самых ярких образов во всем Ветхом Завете. Он воплощает в себе образ храброго и уверенного в своих силах война. Давид является образом идеального властителя. Согласно еврейскому преданию, из рода Давида выйдет Мессия. Со временем образ Давида приобретает черты бессмертного царя-спасителя. Вечным представляется и «град Давидов» (Иерусалим) как место будущего избавления народа. В духе богословского толкования ветхозаветных персонажей Давид оказывается «прообразом», «типом», т. е. предшествующим воплощением Иисуса Христа, а эпизоды жизни Давида истолковываются как спасительные деяния Иисуса.

Безусловно, образ Давида сопровождается символами, среди которых - праща и камни . Они символизируют веру в Господа Бога, благодаря которой Давид одолел гиганта. Также символом в этом библейском сюжете является отрубленная голова Голиафа, которая воплощает в себе победу добра над злом.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Тициан. Давид и Голиаф. 1542-1544
Собор Санта-Мария дела Салюте, Венеция

Давиду посвящено немало произведений искусства разных эпох и поколений. Наиболее популярно изображение Давида как победителя Голиафа. Его образ использовался в пластике раннехристианских саркофагов, росписях в римских катакомбах, скульптуре собора в Реймсе (13 в). К образу Давида обращались крупнейшие мастера скульптуры (Донателло, Бернини, Микеланджело), а также великие живописцы (Тициан, А. Поллайоло, Караваджо, Г. Рени, Гверчино, Н. Пуссен, Рембрант и др.). В художественной литературе сюжету поединка Давида с Голиафом посвящён ряд произведений. В том числе и стихотворение А.С. Пушкина:

Певец-Давид был ростом мал,

Но повалил же Голиафа,

Который был и генерал,

И, побожусь, не ниже графа.

В числе произведений 20 века - драма А. Пауля "Давид и Голиаф" и роман французского писателя Жеральда Мессадье «Царь Давид».

Среди композиторов, обращавшихся к истории Давида в 15-17 веках, - Жоскен де Пре, Г. Шюц. В числе произведений 18-19 вв. - оперы М. А. Шарпантье "Давид и Ионафан", А. Кальдара "Кающийся Давид ", Н. Порпоры "Давид и Вирсавия", П. А. Гульельми "Триумф Давида ", оратории К. А. Вадиа, Моцарта, Н. Цингарелли, кантата Ж. Визе "Давид ". Наиболее значительные из произведений 20 века - симфоническая поэма Й. Вагенара "Саул и Давид ", оратория А. Онеггера "Давид ", симфония М. Авидома "Давид ", оперы Л. Кортезе "Давид , царь-пастух" и Д. Мийо "Давид ". В 19-20 вв. музыку на тексты псалмов создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Ф. Шуберт, И. Брамс, Ф. Лист, А. Брукнер, М. Регер, И. Ф. Стравинский ("Симфония псалмов"), А. Шёнберг и другие композиторы.

Социальное значение мифа

Бернини. Давид. 1623
Галерея Боргезе, Рим

Многим была известна история о Давиде и Голиафе. Эта одно из древнейших повествований, которое чаще других повторяется в Библии. Эту историю часто рассказывали, чтобы показать пример того, как слабый, но храбрый войн одолел сильного врага.

Победа над великаном Голиафом превратила Давида в типологический прообраз Иисуса, который поборол дьявола. Поединок с грозным великаном рассматривался как поединок Христа с антихристом. Вера в "сына Давидова" Иисуса стала центральным моментом христианства.

По еврейской традиции считалось, что из рода Давида должен прийти Мессия, который преобразит мир насилия и эгоизма в мир, где не будет войн, и вся земля наполнится любовью к Богу и к людям.

Древние сказания часто обретали сугубо современный и не связанный с религиозной символикой смысл. Так было и в ренессансной Флоренции. Для флорентийцев Давид стал национальным героем. В юном победителе Голиафа они видели символ своего города, который отстаивал независимость в борьбе с могущественными соседями.

И, несомненно, что сегодня для всех нас эта история является примером храбрости и огромной уверенности в своих силах во всех трудных периодах жизни.

Давид и Голиаф - два библейских персонажа, битва которых является одной из редких для сцен сражений. Прежде чем стать царем Израиля и до конца разбить давнишних врагов иудеев-филистимлян, Давид снискал славу благодаря одной удивительной победе. Когда он был еще совсем юн, филистимляне в очередной раз напали на израильские земли. Войска стояли напротив друг друга, вот-вот готовые ринуться в бой, но тут из стройных рядов вражеского войска вперед выступил огромный и могучий великан, которого звали Голиаф, и сделал иудеям предложение: исход битвы решить единоборством. Он призывал сразиться лично с ним любому желающему. Если победит иудей, то быть филистимлянам их вечными рабами. Если же победит Голиаф, то судьба сынов израилевых будет такой же. Надо сказать, что легенда «Давид и Голиаф» легла в основу многих художественных фильмов и послужила сюжетом для прекрасных картин.

Итак, Голиаф был могучий и страшный исполин. Он был закован в латы, и ни один израильтянин не мог набраться храбрости, чтобы с ним сразиться, даже несмотря на обещание царя Саула выдать за смельчака (в случае его победы) свою единственную дочку Мелхолу. В течение сорока дней Голиаф выступал, смеясь над еврейским народом и понося Бога. Именно в это время в стане Израиля появился юноша по Он прибыл сюда с целью навестить своих старших братьев и отдать им дары, что передал отец. Он услыхал, как Голиаф поносит израильских воинов и Бога, и возмутился до глубины души. Он испросил разрешения у царя Саула, чтобы сразиться с наглецом. Царь был крайне удивлен такой храбростью, ведь разница даже в весовой категории противников была очевидна: огромный, вооруженный и в доспехах, Голиаф и Давид, у которого, кроме нескольких камней и пастушьего орудия, ничего при себе не было. Но юноша не отступал, он хотел вступить в бой и был твердо уверен, что победит исполинского филистимлянина.

Тогда Саул спросил его, каким образом тот собирается победить Голиафа? Ведь он привык к войнам сызмальства, а Давид столь молод и неопытен в военных делах. На это юноша ответил, что, как простому пастуху, ему не раз доводилось отбивать отставших от стада овец у нападавших на них хищников. И помогал ему в этом сам Господь. И если уж Бог избавлял его от медведя и льва, то от руки филистимлянина также избавит. Тогда иудеи поняли, где черпает силы этот юноша: он уповал на Господа всецело и именно с его помощью надеялся победить такого серьезного и могучего противника.

И вот стоят на поле битвы Давид и Голиаф: скромный, фактически безоружный юноша, у которого в сумке лишь несколько камней, подобранных у реки, а в руках праща для их метания, и грозный, закованный в медь, вооруженный до зубов великан. Привычной и меткой рукой метнул из пращи камень юный Давид. Голиаф, которому тот попал прямо в лоб, рухнул без чувств. Подобно молнии, подскочил к только что поверженному великану юноша и, схватив его меч, единым ударом отрубил ему голову. Войско филистимлян, увидавшее этот чудесный для еврейского народа подвиг, бросилось бежать в смятении. Преследующие их израильтяне выгнали, наконец, врагов со своей земли.

Это была славная победа, поднявшая дух сынов израилевых и укрепившая их Битва, которую устроили Давид и Голиаф, навсегда запомнилась иудеям. Царь же Саул выполнил обещанное: Давид как победитель получил в жены Мелхолу, а также был назначен военачальником. Правда, на этом деятельность храброго юноши во имя своей страны не закончилась, ибо однажды царь затаил злобу на него, думая, что тот хочет занять его трон, и начал всячески преследовать. Но это уже совсем другая история.

Библейская история Давида и Голиафа популярна не только у христиан, она известна и людям, не имеющим отношения к религии. Популярность ей принес практически фантастичный сюжет: молодой пастушок сражает насмерть при помощи пращи и обычного речного камня воина-скалу, филистимлянина Голиафа. Исследователи Библии делают акцент на вмешательство Всемогущего, но так ли это на самом деле?

Историческая справка: кто такие филистимляне

Чтобы вникнуть в библейскую историю, стоит упомянуть о сути конфликта израильтян и филистимлян.

После того как освобожденные Моисеем из египетского плена евреи вступили на обетованную землю, Ханаан, их стали одолевать местные воинствующие племена, в том числе филистимляне. Интересен факт, что филистимляне не являлись исконным народом Ханаана: согласно Библии, это племена, пришедшие на обетованную землю с острова Крит. Покинуть насиженные места их заставили неурожаи и голод. Сначала филистимляне начали продвигаться в сторону Египта, но потерпели поражение от армии Рамзеса III. Египтяне поработили часть народа, а другой части была отдана для заселения ханаанская земля: область в долине реки Иордан. Сейчас эта территория принадлежит Палестине. Филистимляне создали пять независимых городов, в каждом из которых правил свой князь. В то же время народ был един в ведении войн.

Поселившийся на обетованной земле еврейский народ постоянно подвергался нападению филистимлян. Израильские цари Самуил, Саул, Давид вели с ними ожесточенные войны. След филистимлян встречается еще в одной известной библейской истории о силаче Самсоне. Могущественному иудею Далила, филистимлянка, отрезала волосы - секрет силы, помогавшей Самсону побеждать ее народ. Именно благодаря филистимлянам происходит становление израильского царства: ведь нужно было отражать атаки воинственного племени.

Почему же филистимляне одерживали победы над божьим народом? Ответ кроется в их искусстве ковать железо. А вот согласно Библии, у израильтян не было ни одного кузнеца. Победить филистимлянское войско смог только царь Давид. Он, захватив город Едом, завладел ископаемыми Синайского полуострова и выведал секрет изготовления оружия из железа. Израильский народ стал жить в относительном спокойствии, тем не менее изредка наблюдались одиночные набеги филистимлян. Окончательно покончил с ними богоугодный израильский царь Езекия.

Давид - пастух, ставший царем

Давид был вторым царем израильтян. Но прежде чем взойти на престол, он перенес множество побед и лишений. Выросший в семье богатого землевладельца, Давид с детства тяготел к природе, любовался божьим творением, учился сострадать и быть великодушным. Именно эти качества впоследствии сделают его одним из самых могущественных и справедливых царей. До сих пор Давид почитаем евреями, о нем знают не только люди, близкие к христианской вере, но и далекие от нее. Потомок колена Иуды, Давид, упомянут в родословной Иисуса Христа.

Начинал будущий царь с выпаса овец - это была его обязанность как младшего в семье. Именно молодым пастушком мы впервые встречаем его в Библии. Но уже здесь подчеркнуты его красота, статность и смелость. История Давида как победителя филистимлян начинается с его поединка с могучим воином Голиафом. Этот эпизод перевернул жизнь молодого пастушка, сделав его народным любимцем, а впоследствии великим царем Израиля.

Время его царствования по праву считается золотым веком еврейского государства. Давид проводит экономические, политические реформы, избавляет страну от частых набегов филистимлян.

Давид был прекрасным музыкантом и певцом: его песнопения до сих пор живут в библейской книге «Псалтырь».

Давид и Голиаф: начало противостояния

Известность и народную любовь принес Давиду его поединок с могучим филистимским воином Голиафом.

Сорок дней продолжалось противостояние израильского войска под руководством царя Саула и филистимлян. Последние, чувствуя свое превосходство, всячески унижали и оскорбляли не только воинов Израиля, но и Бога. Особенно активным был самый сильный и устрашающий воин по имени Голиаф. Он выступил вперед, сверкая тяжелыми латами, доспехами, щитом и мечом. Никто из войска Саула не рискнул выйти с ним на бой. Такова была древняя традиция: сначала воюют два самых сильных воина от каждой стороны.

Ничего не подозревающий Давид в это время занимался своим привычным делом: пас овец. За армию Израиля воевали его старшие братья. Так как противостояние двух сторон затянулось, отец попросил Давида отнести братьям немного еды. Очутившись в стане Саула и его воинов, Давид возмутился, почему никто не дает отпор Голиафу, так оскорбляющему израильский народ? Не найдя ответа, юноша решил защитить честь своего народа. Так, Голиаф и Давид встретились в первый и последний раз.

Победа Давида

Царь Саул поражен смелым решением юноши. Он предлагает Давиду хорошие доспехи, дабы хоть немного защитить его от могучего Голиафа. Юноша отказывается, ибо броня сковывает движения и непривычна ему. Все, что делает молодой человек, - это спускается к ручью и набирает речных камней для своей пращи - того, чем Давид поразил Голиафа впоследствии.

Давид не боится смерти: главное для него - защитить честь своего народа и не дать «поносить» Бога. Увидев хрупкого юношу, вышедшего на бой с великаном-Голиафом без доспехов и меча, с несколькими камешками и пращой, филистимляне еще больше начинают поднимать на смех евреев. «Я иду против тебя во имя Бога Израиля», - говорит Давид, и Голиаф замолкает. Великан видит камень, летящий в его голову из пращи юноши. Давид поражает великана прямо в голову, и тот падает замертво. Взяв меч Голиафа, юноша отрубает ему голову, и вот так Давид с головой Голиафа повергает опешивших филистимлян в бегство. Израильская армия нагоняет их и разбивает. В столицу Давид приезжает победителем.

Миф или реальность?

До сих пор между исследователями Библии и атеистами ведутся споры о правдоподобности этой библейской истории. Сомнению подвергаются даже сами Голиаф и Давид. Атеисты мотивируют свою точку зрения тем, что нет никаких реальных доказательств, артефактов или письменных свидетельств существования одного и второго библейского героя.

С другой стороны, еще Иосиф Флавий, римский историк, писал о том, что поединок такой в истории был. Кроме того, в 1996 году найдены археологические доказательства того, что Голиаф и Давид существовали.

В долине Иудейских гор был обнаружен скелет почти трехметровой длины с отделенной головой, в которой застрял камень. Проведя ряд исследований, археологи выяснили, что временной промежуток, к которому принадлежит данный скелет, - примерно 3000 лет до нашей эры. Таким образом, было доказано, что история, скорее всего, - не миф, а реальность.

Давид и Голиаф в искусстве

История противостояния безоружного пастуха и могучего воина на протяжении многих веков привлекает деятелей искусства. До сих пор люди задумываются о том, как Давид победил Голиафа. Скульпторы, художники, деятели кинематографа снова и снова обращаются к этой теме. Тициан, Караваждо, Гвидо Рени - лишь немногие художники, на картинах которых запечатлена история поединка.

Скульпторы Донателло, Микеланджело, Лоренцо Берини увековечили героев в камне. Голиаф и Давид фигурируют на фресках и предметах христианского культа. На эту тему не раз снимались художественные фильмы. Например, лента Фердинандо Балди (1960 г.), мультипликационный фильм, вышедший в США в 2003 году, документальный фильм BBC с одноименным названием.

Как можно увидеть, история Давида и Голиафа жива, она волнует человечество до сих пор. Христианам она дает мощнейший заряд веры, а светским людям - повод к размышлению о смелости, чести и достоинстве.



Рассказать друзьям